Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

20 июня 2003 г., № 110-117 (21994-21995) Л И П Е Ц К А Я •/И г а з е т а |1|§§ ь I О ВЫБОРАХДЕПУТАТОВ ЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТАДЕПУТАТОВ (Продолжение. Начало на 2-й стр.) 3. Решение участковой избирательной комиссии о вклю­ чении или невключении гражданина в список избирателей может быть обжаловано в вышестоящую избирательную комиссию или в суд (по месту нахождения участковой изби­ рательной комиссии), которые в соответствии с федераль­ ным законодательством обязаны рассмотреть жалобу в трех­ дневный срок, а за три и менее дня до дня голосования и в день голосования — немедленно. 4. Каждый гражданин Российской Федерации вправе сообщить в участковую избирательную комиссию об изме­ нении сведений об избирателях (фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, пол, гражданство, адрес места жительства, вид документа, удостоверяющего лич­ ность, серия и номер этого документа, наименование или код органа, выдавшего документ, дата выдачи документа), включенных в список избирателей на соответствующем уча­ стке. Глава IV . ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ Статья 18. Система и статус избирательных комиссий 1. Подготовку и проведение выборов депутатов област­ ного Совета осуществляют: избирательная комиссия Липецкой области (далее — из­ бирательная комиссия области); окружные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии. 2. Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам депутатов областного Совета определяются в соответствии с Федеральным зако­ ном «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом и иными законами области. 3. На выборах депутатов областного Совета избиратель­ ная комиссия области является вышестоящей для окруж­ ных и участковых избирательных комиссий, действующих на территории области. 4. Окружная избирательная комиссия является выше­ стоящей для участковых избирательных комиссий, действу­ ющих на территории соответствующего одномандатного из­ бирательного округа. 5. Решения вышестоящей избирательной комиссии, при­ нятые в пределах ее компетенции, обязательны для ниже­ стоящих избирательных комиссий. 6. Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятиднев­ ный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосо­ вания, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, — немедлен­ но. Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют до­ полнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указы­ вает на нарушение закона кандидатом, избирательным объе­ динением, избирательным блоком, эти кандидат, избиратель­ ное объединение, избирательный блок или его уполномо­ ченные представители должны быть незамедлительно опо­ вещены о поступившем обращении и вправе давать объяс­ нения по существу обращения. 7. Избирательные комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными в пункте 6 настоящей статьи, обращаться с представлениями о проведении соответствую­ щих проверок и пресечении нарушений закона в правоохра­ нительные органы, органы исполнительной власти. Указан­ ные органы в порядке и сроки, установленные Федераль- тцым законом «Об.ррнодцых.гцрантцях.щзфирательны^ирав 01И 1 права на тааедщд ре^рсц д у э д е Р о с с и й с ц с & Ф е ­ дерации», ооязаны^црдн^ть^меры пЪпрёсёчению этих' нару- ^(рений и незамедлительно проинформировать о результатах обратившуюся избирательную комиссию. 8. Совмещение избирательными комиссиями полномо­ чий по подготовке и проведению выборов различных уров­ ней возможно по решению избирательной комиссии, орга­ низующей выборы на определенной территории, которое принято на основании обращения избирательной комиссии, организующей выборы на части этой территории. Совмеще­ ние избирательными комиссиями полномочии по подготов­ ке и проведению выборов одного и того же уровня произво­ дится по решению избирательной комиссии, организующей выборы. 9. Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам, законам области либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отме­ не вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствую­ щие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено. 10. Финансовое обеспечение деятельности избирательной комиссии области осуществляется за счет средств, предус­ мотренных на эти цели законом области об областном бюд­ жете на очередной финансовый год. Избирательная комис­ сия области представляет отчет об использовании средств областного бюджета, выделенных на обеспечение их деятель­ ности, проведение выборов, в порядке, установленном зако­ нодательством области. 11. Государственные органы, органы местного самоуп­ равления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать избира­ тельным комиссиям содействие в реализации их полномо­ чий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избира­ тельной документации до передачи указанной документа­ ции в архив либо уничтожения по истечении сроков хране­ ния, установленных настоящим Законом, обеспечивать ох­ рану предоставляемых помещений и указанной документа­ ции, а также предоставлять на безвозмездной основе транс­ портные средства, средства связи, техническое оборудова­ ние. 12. Организации, имеющие государственную и (или) му­ ниципальную долю в своем уставном (складочном) капита­ ле, превышающую 30 процентов на день официального опуб­ ликования решения о назначении выборов депутатов облас­ тного Совета, их должностные лица обязаны оказывать из­ бирательным комиссиям содействие в реализации их полно­ мочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения. 13. Избирательные комиссии обеспечивают информиро­ вание избирателей о сроках и порядке осуществления изби­ рательных действий, о ходе избирательной кампании, а так­ же о кандидатах, об избирательных объединениях, избира­ тельных блоках, выдвинувших кандидатов, списки канди­ датов. 14. В период избирательной кампании областные госу­ дарственные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, бесплатно предоставляют избирательной ко­ миссии области не менее 15 минут эфирного времени, ок­ ружным избирательным комиссиям — не менее 10 минут эфирного времени еженедельно на своих каналах для разъяс­ нения избирательного законодательства, информирования избирателен о сроках и порядке осуществления необходи­ мых избирательных действий, о кандидатах, зарегистриро­ ванных кандидатах, избирательных объединениях, избира­ тельных блоках, выдвинувших кандидатов, списки канди­ датов, о ходе избирательной кампании, для ответов и вопро­ сов избирателей. Областные государственные организации телерадиовещания также бесплатно предоставляют избира­ тельной комиссии области не менее 10 минут эфирного вре­ мени еженедельно на каждом из своих каналов для указан­ ных целей в период, который начинается за 90 дней до исте­ чения срока, когда должны быть назначены выборы депута­ тов областного Совета, и заканчивается в день официально­ го опубликования решения о назначении выборов. 15. Редакции областных государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неде­ лю, в период избирательной кампании безвозмездно предо­ ставляют избирательной комиссии области не менее одной сотой от еженедельного объема печатной площади, а окруж­ ным избирательным комиссиям — не менее одцой двухсо­ той от еженедельного объема печатной площади. Избира­ тельные комиссии используют указанную печатную площадь для разъяснения избирательного законодательства, инфор­ мирования избирателен о сроках и порядке осуществления необходимых избирательных действий, кандидатах, зареги­ стрированных кандидатах, избирательных объединениях, из­ бирательных блоках, ходе избирательной кампании, отве­ тов на вопросы избирателей. 16. Расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных издании, связанные с предостав­ лением бесплатного эфирного времени, бесплатной печат­ ной площади, относятся на результаты деятельности этих организаций и редакций. 17. Государственные органы, органы местного самоуп­ равления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществля­ ющие теле- и (или) радиовещание (далее — организации те­ лерадиовещания), редакции периодических печатных изда­ ний, а также должностные лица указанных органов и орга­ низаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обра­ щения избирательных комиссий в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а в день, предшествующий дню голосования, и в день голосования — немедленно. Указанные сведения и материалы предостав­ ляются избирательным комиссиям бесплатно. Статья 19. Порядок формирования и полномочия изби­ рательной комиссии области 1. Избирательная комиссия области является государ­ ственным органом Липецкой области, организующим под­ готовку и проведение выборов депутатов областного Совета в соответствии с компетенцией, установленной Федераль­ ным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Фе­ дерации», Законом Липецкой области «Об избирательной комиссии Липецкой области», настоящим Законом. 2. Избирательная комиссия области формируется в соот­ ветствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж­ дан Российской Федерации» и Законом Липецкой области «Об избирательной комиссии Липецкой области». 3. Избирательная комиссия области: координирует деятельность избирательных комиссий на территории Липецкой области; осуществляет на территории Липецкой области контроль за соблюдением избирательных прав граждан Российской Фе­ дерации, проживающих на территории Липецкой области; образует избирательные округа, определяет схему обра­ зования избирательных округов и представляет ее на утвер­ ждение областному Совету; оказывает правовую, методическую, организационно-тех­ ническую помощь нижестоящим комиссиям; контролирует обеспечение избирательных комиссий по­ мещениями, в том числе для размещения технических ком­ плексов государственной автоматизированной информаци­ онной системы, транспортом и связью, рассматривает иные вопросы материально-технического обеспечения выборов; осуществляет на территории Липецкой области меры по организации финансирования подготовки и проведения вы­ боров депутатов областного Совета, распределяет выделен­ ные из областного бюджета средства на финансовое обеспе­ чение подготовки и проведения выборов депутатов област­ ного Совета, контролирует целевое использование указан­ ных средств; устанавливает порядок открытия и ведения счетов, уче­ та, отчетности и перечисления средств, выделенных на под­ готовку и проведение выборов; обеспечивает единообразное использование на террито­ рии области государственной автоматизированной информа­ ционной системы в соответствии с порядком, установлен­ ным федеральным законодательством; формирует окружные избирательные комиссии и назна­ чает их председателей; устанавливает единую нумерацию избирательных участ­ ков на всей территории области; регистрирует избирательные блоки; регистрирует списки кандидатов, выдвинутые избиратель­ ными объединениями, избирательными блоками; обеспечивает на территории Липецкой области для всех кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков соблюдение установлен­ ных федеральным законодательством о выборах, настоящим ыЗаконом,. иными, законами области.равных условий предвы­ борной деятельности; ‘ ^ осуществляет на территории Липецкой области меры по организации единого порядка распределения эфирного вре­ мени и печатной площади между зарегистрированными кан­ дидатами, избирательными объединениями, избирательны­ ми блоками для проведения предвыборной агитации, уста­ новления итогов голосования, определения результатов вы­ боров, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; утверждает форму избирательного бюллетеня, текст из­ бирательного бюллетеня по единому избирательному окру­ гу, порядок изготовления бюллетеней, требования, предъяв­ ляемые к их изготовлению, форму открепительного удосто­ верения, форму списка избирателей и других избиратель­ ных документов, утверждает образцы печатей избиратель­ ных комиссий, порядок передачи и хранения избиратель­ ных документов; устанавливает общее число избирательных бюллетеней и обеспечивает их изготовление; заслушивает сообщения органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий и при­ нимает по ним мотивированные решения; устанавливает общие итоги выборов, публикует их в пе­ чати, направляет в средства массовой информации, обеспе­ чивает передачу документов, связанных с их подготовкой и проведением, в соответствующий архив; составляет списки лиц, избранных депутатами областно­ го Совета, и передает эти списки и необходимые документы в областной Совет; осуществляет иные полномочия в соответствии с Феде­ ральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», настоящим Законом и иными законами облас­ ти. Статья 20. Порядок формирования и полномочия ок­ ружной избирательной комиссии 1. Окружная избирательная комиссия формируется в каждом одномандатном избирательной округе. 2. Окружные избирательные комиссии формируются из­ бирательной комиссией области не позднее чем за 70 дней до дня голосования и не ранее дня опубликования схемы одномандатных избирательных округов в количестве 6—12 членов с правом решающего голоса с соблюдением общих . условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования окружных избирательных комиссий по выборам в органы государственной власти субъектов Рос­ сийской Федерации, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных права и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 3. Избирательная комиссия области после опубликова­ ния утвержденной схемы одномандатных избирательных округов в средствах массовой информации публикует сооб­ щение о предстоящем формировании соответствующих ок­ ружных избирательных комиссий с указанием порядка и срока приема предложений. Срок приема предложений по составу окружной избирательной комиссии не может быть менее 10 дней. 4. Окружная избирательная комиссия: осуществляет на территории избирательного округа кон­ троль за соблюдением избирательных прав граждан; взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в избирательном ок­ руге; ‘ распоряжается денежными и материальными средства­ ми, выделенными на подготовку и проведение выборов по одномандатному избирательному округу; распределяет средства областного бюджета, выделенные ей на подготовку и проведение выборов, между участковы­ ми избирательными комиссиями и контролирует их целе­ вое использование; формирует участковые избирательные комиссии и руко­ водит их работой; определяет процедуру случайной выборки (жеребьевки) собранных в поддержку кандидата подписей для проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подпис­ ных листов, достоверности сведений об избирателях и под­ писей избирателей, собранных в поддержку кандидата; составляет отдельные по каждому избирательному учас­ тку списки избирателей и передает их по акту участковым избирательным комиссиям; осуществляет регистрацию кандидатов по соответствую­ щему одномандатному избирательному округу, их доверен­ ных лиц, выдает кандидатам и их доверенным лицам удос­ товерения установленного образца, регистрирует уполномо­ ченных представителей кандидатов по финансовым вопро­ сам; утверждает текст бюллетеня в одномандатном избира­ тельном округе; осуществляет на территории одномандатного избиратель­ ного округа меры по обеспечению единого порядка голосо­ вания, подсчета голосов избирателей, установления итогов голосования, определения результатов выборов, а также порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов; определяет результаты выборов по одномандатному из­ бирательному округу, итоги голосования по единому изби­ рательному округу на соответствующей территории; публикует (обнародует) в соответствующих средствах массовой информации результаты выборов по одномандат­ ному избирательному округу; оказывает правовую, организационно-техническую по­ мощь участковым избирательным комиссиям; рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) участковых избирательных комиссий и при­ нимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивирован­ ные решения; осуществляет иные полномочия в соответствии с Феде­ ральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом. 5. Срок полномочий окружных избирательных комис­ сий истекает в день официального опубликования решения 0 назначении следующих выборов депутатов областного Со­ вета. Статья 21. Порядок формирования и полномочия участ­ ковой избирательной комиссии 1. Участковая избирательная комиссия формируется не ранее чем за 30 и не позднее чем за 28 дней до дня голосова­ ния. Количество членов участковой избирательной комис­ сии устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного участ­ ка: до 1000 избирателей — 5-7 членов участковой избира­ тельной комиссии с правом решающего голоса; от 1001 до 2000 избирателей — 7-11 членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса; более 2000 избирателей — 10-15 членов участковой из­ бирательной комиссии с правом решающего голоса. 2. Участковые избирательные комиссии формируются окружными избирательными комиссиями с соблюдением общих условий формирования избирательных комиссий, а также порядка формирования участковых избирательных комиссий, установленных Федеральным законом «Об основ­ ных гарантиях избирательных п^ав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». 3. Соответствующая окружная комиссия устанавливает срок приема предложений по составу участковой избира­ тельной комиссии, который не может быть менее 10 дней. Решение окружной избирательной комиссии, устанавлива­ ющее указанный срок, а также порядок представления пред­ ложений о кандидатурах в состав участковой избиратель­ ной комиссии, подлежит опубликованию. 4. На избирательном участке, образованном в местах вре­ менного пребывания граждан, состав участковой избиратель­ ной комиссии назначается в срок, установленный пунктом 1 настоящей статьи, а в исключительных случаях — не по­ зднее чем за три дня до дня голосования. 5. Участковая избирательная комиссия: информирует население об адресе и о номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования; уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает воп­ росы о внесении в него соответствующих изменений; обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования; обеспечивает информирование избирателей о зарегистри­ рованных кандидатах, об избирательных объединениях, из­ бирательных блоках, зарегистрировавших спид^ц .кандида­ тов, на.осцорр (шедший, полученных из вышестоящёй изби­ рательной жомдорцн;.:.., ,17' 71с 1 ~ . контролирует соблюдение на территории избирательно­ го участка порядка проведения предвыборной агитации; выдает открепительные удостоверения; организует на избирательном участке голосование в день голосования; проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосо­ вания на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в окружную избиратель­ ную комиссию; объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосова­ ния либо заверяет указанные копии лицам, осуществляв­ шим наблюдение за ходом голосования; рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (за­ явления) на нарушение федерального закона, настоящего Закона и иных законов области и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения; при обнаружении правонарушений составляет протоко­ лы об административных правонарушениях (готовит мате­ риалы для таких протоколов) и направляет данные прото­ колы в соответствии с законодательством об администра­ тивных правонарушениях в правоохранительные органы или суд; обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие изби­ рательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов; осуществляет иные полномочия в соответствии с Феде­ ральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом. 6. Полномочия участковой избирательной комиссии пре­ кращаются через десять дней со дня официального опубли­ кования результатов выборов депутатов областного Совета, если в адрес вышестоящей избирательной комиссии не по­ ступили жалобы, протесты на действия (бездействие) дан­ ной избирательной комиссии, в результате которых был нарушен порядок голосования и подсчета голосов, и если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В слу­ чае обжалования или опротестования итогов голосования полномочия участковой избирательной комиссии прекраща­ ются после вынесения окончательного решения по существу жалобы, протеста вышестоящей избирательной комиссией или судом. Статья 22. Назначение членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса 1. Избирательное объединение, избирательный блок, выдвинувшие список кандидатов, со дня представления в избирательную комиссию области документов для регист­ рации списка кандидатов вправе назначить по одному чле­ ну избирательной комиссии с правом совещательного голо­ са в избирательную комиссию области, в каждую окруж­ ную, участковую избирательные комиссии. 2. Выдвинутый по одномандатному избирательному ок­ ругу кандидат вправе со дня представления документов для регистрации в окружную избирательную комиссию назна­ чить по одному члену избирательной комиссии с правом совещательного голоса в эту окружную избирательную ко­ миссию, а также в каждую участковую избирательную ко­ миссию того одномандатного избирательного округа, по ко­ торому этот кандидат выдвинут. 3. Избирательное объединение, избирательный блок, не подпадающие под действие пункта 1 настоящей статьи, выд­ винувшие зарегистрированного (зарегистрированных) по одномандатному избирательному округу кандидата (канди­ датов), также вправе назначить по одному члену избира­ тельной комиссии с правом совещательного голоса в изби­ рательную комиссию области. 4. Членами избирательных комиссий с правом совеща­ тельного голоса не могут быть назначены выборные долж­ ностные лица, лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях, судьи, прокуроры. Статья 23. Организация деятельности избирательных комиссий и статус членов избирательных комиссий Организация деятельности избирательных комиссий, ста­ тус членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, статус членов избирательных комиссии с правом совещательного голоса определяется в порядке, предусмот­ ренном Федеральным законом «Об основных гарантиях из­ бирательных прав и права на участие в референдуме граж­ дан Российской Федерации», Законом Липецкой области «Об избирательной комиссии Липецкой области». Статья 24. Гласность в деятельности избирательных ко­ миссий 1. На всех заседаниях любой избирательной комиссии, а также при осуществлении участковой избирательной комис­ сией работы со списками избирателей, с бюллетенями, от­ крепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, избиратель­ ного блока, список кандидатов которого зарегистрирован данной либо вышестоящей избирательной комиссией, или кандидат из указанного списка. Для присутствия на заседа­ ниях избирательной комиссии и при осуществлении ею ра­ боты с указанными избирательными документами указан­ ным лицам не требуется дополнительное разрешение. Соот­ ветствующая избирательная комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и к работе с указанными избиратель­ ными документами. На всех заседаниях избирательной ко­ миссии и при осуществлении ею работы с указанными до­ кументами, а также при подсчете голосов избирателей вправе присутствовать представители средств массовой информа­ ции. 2. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей избирательной комиссией протоко­ ла об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе при­ сутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблю­ датели. 3. Наблюдатели, иностранные (международные) наблю­ датели вправе присутствовать в иных избирательных комис­ сиях при установлении ими итогов голосования, определе­ нии результатов выборов, составлении соответствующих протоколов об итогах голосования, о результатах выборов, а также при повторном подсчете голосов избирателей. 4. Всем членам участковой избирательной комиссии, лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, наблюда­ телям должен быть обеспечен доступ в помещение участко­ вой избирательной комиссии, сформированной на избира­ тельном участке, образованном в больнице, санаторий, доме отдыха, следственном изоляторе и изоляторе временного содержания, а также в помещение для голосования на этом избирательном участке. 5. Представители средств массовой информации вправе знакомиться с протоколом участковой избирательной комис­ сии об итогах голосования, а также с протоколами иных избирательных комиссий об итогах голосования или о ре­ зультатах выборов, изготавливать либо получать от соответ­ ствующей избирательной комиссии копии указанных про­ токолов и приложенных к ним документов. По требованию представителя средств массовой информации избирательная комиссия обязана заверить копию протокола об итогах го­ лосования или о результатах выборов. 6. Копии протоколов и иных документов избирательных комиссий заверяются председателем, или заместителем пред­ седателя, или секретарем соответствующей избирательной комиссии. При этом в заверяемом документе указанные лица делают запись: «Верно», расписываются, ставят дату, ука­ зывают время заверения и ставят печать соответствующей избирательной комиссии. Статья 25. Наблюдатели 1. Наблюдателей вправе назначить зарегистрированный по соответствующему одномандатному избирательному ок­ ругу кандидат, избирательное объединение, избирательный блок, общественное объединение, которое должно быть со­ здано и зарегистрировано на уровне, соответствующем уров­ ню выборов, или на более высоком уровне. Наблюдателями не могут быть назначены выборные должностные лица, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении, судьи, прокуроры. 2. Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены в направлении в письменной форме, выданном зарегистри­ рованным по одномандатному избирательному округу кан­ дидатом или его доверенным лицом, избирательным объе­ динением, избирательным блоком, общественным объеди­ нением, интересы которых представляет данный наблюда­ тель. В направлении указываются фамилия, имя и отчество наблюдателя, адрес его места жительства, номер избиратель­ ного участка, наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется. Указание каких-либо дополни­ тельных сведении о наблюдателе, а в случае направления наблюдателя кандидатом или его доверенным лицом и про­ ставление печати не требуются. Направление действитель­ но при предъявлении документа, удостоверяющего личность. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 3. Письменное направление, указанное в пункте 2 насто­ ящей статьи, может быть предъявлено в участковую изби­ рательную комиссию в период, указанный в пункте 2 ста­ тьи 24 настоящего Закона, в иную избирательную комис­ сию — в период с начала голосования на избирательных участках до окончания составления итогового протокола на соответствующей территории. При этом не допускается од­ новременное осуществление полномочий наблюдателя в по­ мещении избирательной комиссии, помещении для голосо­ вания двумя и более наблюдателями, представляющими ин­ тересы одного зарегистрированного кандидата, избиратель­ ного объединения, избирательного блока, общественного объединения. 4. Наблюдатель вправе: 1) знакомиться со списками избирателей; 2) находиться в помещении для голосования соответству­ ющего избирательного участка в день голосования в любое время в период, указанный в пункте 2 статьи 24 настояще­ го Закона; 3) присутствовать при голосовании избирателей вне по­ мещения для голосования; 4) наблюдать за подсчетом числа граждан, внесенных в списки избирателей, бюллетеней, выданных избирателям, погашенных бюллетеней; наблюдать за подсчетом голосов избирателей на избирательном участке на расстоянии и в условиях, обеспечивающих им обозримость содержащихся в бюллетенях отметок избирателей; знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей; наблюдать за составлением избиратель­ ной комиссией протоколов об итогах голосования и иных документов в период, указанный в пункте 2 статьи 24 на­ стоящего Закона; 5) обращаться к председателю участковой избирательной комиссии, а в случае его отсутствия к лицу, его замещаю­ щему, с предложениями и замечаниями по вопросам орга­ низации голосования; 6) знакомиться с протоколами соответствующей избира­ тельной комиссии, нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, и приложен­ ными к ним документами, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных про­ токолов и документов либо изготавливать копии указанных протоколов и документов. По требованию наблюдателя из­ бирательная комиссия обязана выдать указанные копии или заверить копии, изготовленные наблюдателем; 7) носить нагрудный знак с обозначением своего статуса и указанием своих фамилии, имени и отчества, а также фа­ милии, имени и отчества зарегистрированного кандидата или наименования избирательного объединения, избирательно­ го блока, общественной организации, направивших наблю­ дателя в избирательную комиссию; 8) обжаловать действия (бездействие) избирательной ко­ миссии в вышестоящую избирательную комиссию, избира­ тельную комиссию области, Центральную избирательную комиссию Российской Федерации или в суд; 9) присутствовать при повторном подсчете голосов изби­ рателен в соответствующих избирательных комиссиях. 5. Наблюдатель не вправе: 1) выдавать избирателям бюллетени; 2) расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней; 3) заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени; 4) предпринимать действия, нарушающие тайну голосо­ вания; 5) принимать непосредственное участие в проводимом членами избирательной комиссии с правом решающего го­ лоса подсчете бюллетеней; 6) совершать действия, препятствующие работе избира­ тельной комиссии; 7) проводить агитацию среди избирателей; 8) участвовать в принятии решений соответствующей избирательной комиссией. 6. Деятельность иностранных (международных) наблю­ дателей регулируется федеральным законодательством. Статья 26. Расформирование избирательных комиссий 1. Избирательная комиссия может быть расформирована судом в случаях, установленных Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на учас­ тие в референдуме граждан Российской Федерации». 2. В случае принятия судом решения о расформирова­ нии избирательной комиссии соответствующая избиратель­ ная комиссия формируется в порядке и сроки, установлен­ ные Федеральным законом «Об Основных гарантиях изби­ рательных прав и права на участие в референдуме граждан (Продолжение на 4-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz