Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОБОХРАНЕОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОЙ СЕССИИЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА № 167-пс от26.12.02 , О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТИ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» (второе чтение) Рассмотрев во втором чтении проект Закона Л и п ец ­ кой области «Об охране окружающей среды Липец кой области», учитывая реш ение комитета областного Сове­ та депутатов по вопросамр гропромышленного ком пл ек ­ са , земельных отношений и экологии и руководствуясь пунктом 2 статьи 3 0 Устава Липецкой области Российс ­ кой Ф ед ер аци и , областной Совет депутатов ПОСТАНОВ­ ЛЯЕТ: 1. Принять Закон Липец кой области «Об охране окру ­ жающ ей среды Липецкой области» (прилагается ). 2 . Направить данный Закон Липецкой области в соот ­ ветствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Липецкой области Российской Федерации главе администрации области для подписания и обнародования. 3 . Настоящ ее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. Настоящий Закон в комплексе с мерами организационно­ го, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению эколо­ гического правопорядка и обеспечению экологической безо­ пасности на территории Липецкой области (далее — области) РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: — окружающая среда — совокупность компонентов при­ родной среды, природных и природно-антропогенных объек­ тов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов госу­ дарственной власти области, органов местного самоуправле­ ния, общественных и иных некоммерческих объединений, юри­ дических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использова­ ние и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; — природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, ко­ торые используются или могут быть использованы при осу­ ществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов по­ требления и имеют потребительскую ценность; использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяй­ ственной и иной деятельности; „— негативное воздействие на окружающую среду — воз­ действие хозяйственной и иной деятельности, последствия ко­ торой приводят к негативным изменениям качества окружа­ ющей среды; — загрязнение окружающей среды — поступление в ок­ ружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, место­ положение или количество которых оказывают негативное воз­ действие на окружающую среду; мониторинг окружающей среды (экологический мони­ торинг) комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропо­ генных факторов; — государственный мониторинг окружающей среды (го­ сударственный экологический мониторинг) — мониторинг ок­ ружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области; — контроль в области охраны окружающей среды (эко­ логический контроль) — система мер, направленная на пре­ дотвращение, выявление и пресечение нарушения законода­ тельства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных докумен­ тов, в области охраны окружающей среды. Статья 2. Законодательство области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Законодательство области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных норма­ тивных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов об­ ласти. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей сре- ды Хозяйственная и иная деятельность органов государствен­ ной власти области, органов местного самоуправления, юри­ дических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следу­ ющих принципов: — соблюдение права человека на благоприятную окружа­ ющую среду; — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельнос­ ти человека; — научно обоснованное сочетание экологических, эконо­ мических и социальных интересов человека, общества и госу­ дарства в целях обеспечения устойчивого развития и благо­ приятной окружающей среды; — охрана, воспроизводство и рациональное использова­ ние природных ресурсов как необходимые условия обеспече­ ния благоприятной окружающей среды и экологической бе­ зопасности; — ответственность органов государственной власти облас­ ти, органов местного самоуправления за обеспечение благо­ приятной окружающей среды и экологической безопасности соответственно на территории области, муниципальных обра­ зований; — платность природопользования и возмещение вреда ок­ ружающей среде; — независимость контроля в области охраны окружаю­ щей среды; „— презумпция экологической опасности планируемой хо­ зяйственной и иной деятельности; — обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйствен­ ной и иной деятельности; „— обязательность проведения государственной экологичес­ кой экспертизы проектов и иной документации, обосновыва­ ющих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, со­ здать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; „— учет природных и социально-экономических особеннос­ тей территорий при планировании и осуществлении хозяй­ ственной и иной деятельности; — приоритет сохранения естественных экологических сис­ тем, природных ландшафтов и природных комплексов; — допустимость воздействия хозяйственной и иной дея­ тельности на природную среду, исходя из требований в облас­ ти охраны окружающей среды; — обеспечение снижения негативного воздействия хозяй­ ственной и иной деятельности на окружающую среду в соот­ ветствии с нормативами в области охраны окружающей сре­ ды, которого можно достигнуть на основе использования наи­ лучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; — обязательность участия в деятельности по охране окру­ жающей среды органов государственной власти области, ор­ ганов местного самоуправления, общественных и иных не­ коммерческих объединений, юридических и физических лиц; — сохранение биологического разнообразия; — обеспечение интегрированного и индивидуального под­ ходов к установлению требований в области охраны окружа­ ющей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осу­ ществление такой деятельности; — запрещение хозяйственной и иной деятельности, послед­ ствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, живот­ ных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; — соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также учас­ тие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законо­ дательством; — ответственность за нарушение законодательства в обла­ сти охраны окружающей среды; — организация и развитие системы экологического обра­ зования и формирование экологической культуры; — участие граждан, общественных и иных некоммерчес­ ких объединений в решении задач охраны окружающей сре­ ды. РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Статья 4. Полномочия Липецкого областного Совета де­ путатов в сфере отношений, связанных с охраной окружаю­ щей среды К полномочиям Липецкого областного Совета депутатов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: — принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды с учетом географи­ ческих, природных, социально-экономических и иных особен­ ностей области и контроль за их исполнением; — утверждение областных целевых программ в области охраны окружающей среды; утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружаю­ щей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне; — учреждение Красной книги области; утверждение порядка ведения Красной книги области; осуществление иных полномочий, предусмотренных дей­ ствующим законодательством. Статья,, 5. Полномочия администрации области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды „К полномочиям администрации области в сфере отноше­ ний, связанных с охраной окружающей среды, относятся: — определение основных направлений охраны окружаю­ щей среды на территории области с учетом её географических, природных, социально-экономических и иных особенностей; — участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответству­ ющих программ; реализация федеральной политики в области экологи­ ческого развития Российской Федерации на территории обла­ сти с учетом её географических, природных, социально-эко­ номических и иных особенностей; — издание нормативных правовых актов области в сфере охраны окружающей среды с учетом её географических, при-, родных, социально-экономических и иных особенностей; разработка нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружаю­ щей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне; — исполнение областных целевых программ в области ох­ раны окружающей среды; организация и осуществление государственного мони­ торинга окружающей среды (государственного экологическо­ го мониторинга), формирование и обеспечение функциониро­ вания областной системы наблюдения за состоянием окружа­ ющей среды на территории области; — организация^ государственного контроля в области ох­ раны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на терри­ тории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; — образование особо охраняемых природных территорий областного значения; — организация и развитие системы экологического обра­ зования, формирование экологической культуры населения на территории области; — обеспечение населения достоверной информацией о со­ стоянии окружающей среды на территории области; — ведение Красной книги области; оказание содействия гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в обла­ сти охраны окружающей среды; осуществление иных полномочий, предусмотренных дей­ ствующим законодательством. Статья 6. Полномочия комитета экологии администра­ ции области в сфере отношений, связанных с охраной окру­ жающей среды 1. К полномочиям комитета экологии администрации об­ ласти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: — реализация основных направлений охраны окружаю­ щей среды; разработка и исполнение областных целевых программ в области охраны окружающей среды; участие в разработке законов и иных нормативных пра­ вовых актов в области охраны окружающей среды; организация деятельности областной системы наблюде­ ния за состоянием окружающей среды и контроль за её функ­ ционированием; взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружаю­ щей среды и муниципальный экологический контроль; — осуществление государственного экологического конт­ роля за объектами хозяйственной и иной деятельности неза­ висимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов, подлежащих федерально­ му экологическому контролю; — привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности; — предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодатель­ ства в области охраны окружающей среды; о ограничение, приостановление и (или) запрещение хо­ зяйственной и иной деятельности, осуществляемой с наруше­ нием законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий; — рассмотрение дел об административных правонаруше­ ниях; обращение в территориальные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие государствен­ ное управление в области охраны окружающей среды с пред­ ложением об ограничении, приостановке или прекращении деятельности природопользователей при нарушении требова­ ний нормативов качества окружающей среды; управление и контроль в области охраны и использова­ ния особо охраняемых природных территорий; организация работ по ведению Красной книги области; — обеспечение населения достоверной информацией о со­ стоянии окружающей среды на территории области; — осуществление экологического образования и формиро­ вание экологической культуры населения на территории об­ ласти; — осуществление иных полномочий, предусмотренных дей­ ствующим законодательством. 2. Решения комитета экологии администрации области могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 7. Экологический контроль 1. Экологический контроль проводится в целях обеспече­ ния органами государственной власти области, органами ме­ стного самоуправления, юридическими и физическими лица­ ми исполнения законодательства в области охраны окружаю­ щей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. 2. На территории области осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный эколо­ гический контроль. Статья 8. Государственный экологический контроль 1. Государственный контроль в области охраны окружаю­ щей среды (государственный экологический контроль) осуще­ ствляется должностными лицами комитета экологии адми­ нистрации области, которые являются по должности одно­ временно государственными инспекторами области по охране природы: — председатель комитета экологии администрации облас­ ти — главный государственный инспектор Липецкой области по охране природы; — заместитель председателя комитета экологии админис­ трации области — заместитель главного государственного ин­ спектора Липецкой области по охране природы; — начальник отдела экологического контроля комитета экологии администрации области — старший государствен­ ный инспектор Липецкой области по охране природы; — специалисты отдела экологического контроля комитета экологии администрации области — государственные инспек­ тора Липецкой области по охране природы. 2. Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля в области охраны окружающей сре­ ды и функций хозяйственного использования природных ре­ сурсов. Статья 9. Права и обязанности государственных инспек­ торов области по охране природы 1. Государственные инспектора области по охране приро­ ды при исполнении своих должностных обязанностей в пре­ делах своих полномочий имеют право в установленном по­ рядке: „— посещать в целях проверки организации, объекты хо­ зяйственной и иной деятельности независимо от форм соб­ ственности, в том числе объекты, подлежащие государствен­ ной охране, оборонные объекты, объекты гражданской оборо­ ны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стан­ дартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также вы­ полнение планов и мероприятий по охране окружающей сре­ ды; — проверять соблюдение требований, норм и правил в об­ ласти охраны окружающей среды при размещении, строитель­ стве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксп­ луатации производственных и других объектов; — проверять выполнение требований, указанных в заклю­ чении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; — предъявлять требования и выдавать предписания юри­ дическим и физическим лицам об устранении нарушения за­ конодательства в области охраны окружающей среды и нару­ шений природоохранных требований, выявленных при осу­ ществлении государственного экологического контроля; — приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законо­ дательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; — осуществлять иные определенные законодательством полномочия. ны-2 ’ Государственнь1е инспектора по охране природы обяза- предупреждать, выявлять и пресекать нарушение зако­ нодательства в области охраны окружающей среды; разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; — соблюдать требования законодательства. 3. Государственные инспектора по охране природы подле­ жат государственной защите в соответствии с законодатель­ ством Российской Федерации. Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления. Муниципальный экологический контроль 1. Управление в области охраны окружающей среды осу­ ществляется органами местного самоуправления в соответ­ ствии с действующим законодательством, уставами муници­ пальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. "■*о и м л 2. Муниципальный контроль в области охраны окружаю­ щей среды (муниципальный экологический контроль) на тер­ ритории муниципального образования осуществляется орга­ нами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными пра­ вовыми актами органов местного самоуправления. РАЗДЕЛ I I I . ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 11. Плата за негативное воздействие на окружаю- щук» среду 1. Негативное воздействие на окружающую среду являет­ ся платным. 2. К видам негативного воздействия на окружающую сре­ ду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; — сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микро­ организмов в поверхностные водные объекты, подземные вод­ ные объекты и на водосборные площади; — загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; — загрязнение окружающей среды шумом, теплом, элект­ ромагнитными, ионизирующими и другими видами физичес­ ких воздействий; — иные виды негативного воздействия на окружающую среду. 3. Исчисление и взимание платы за негативное воздей­ ствие на окружающую среду осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Внесение платы за негативное воздействие на окружаю­ щую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружа­ ющей среды и возмещения вреда окружающей среде. 5. Запрещается расходование средств, поступающих в об­ ластной бюджет от платы за негативное воздействие на окру­ жающую среду, на цели, не связанные с природоохранной деятельностью. Статья 12. Разработка и финансирование областных це­ левых программ в области охраны окружающей среды 1. Областные целевые программы в области охраны окру­ жающей среды разрабатываются в соответствии с основными требованиями охраны окружающей среды и отражают: — цели и задачи на определённый период; конкретные мероприятия по охране окружающей сре­ ды, механизм реализации и контроль за их исполнением, све­ дения об исполнителях, участниках, объёмах и источниках финансирования. 2. Объём финансирования областных целевых программ в области охраны окружающей среды ежегодно определяется в законе Липецкой области об областном бюджете на очеред­ ной финансовый год. 3. Проекты программ охраны окружающей среды могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объеди­ нений области в целях учета их предложений при планирова­ нии и осуществлении мероприятий по улучшению качества окружающей среды. РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ и и н о й деятельности Статья 13. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельно­ сти на территории области 1. Юридические и физические лица, осуществляющие хо­ зяйственную и иную деятельность, обязаны: — выполнять установленный порядок подготовки и реа­ лизации хозяйственных решений, осуществление которых мо­ жет оказывать вредное воздействие на окружающую среду, иметь лицензии на лицензируемые виды деятельности; — размещать объекты хозяйственной деятельности с со­ блюдением требований законодательства при наличии поло­ жительного заключения государственной экологической экс­ пертизы; — планировать, разрабатывать и осуществлять мероприя­ тия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством; — оснащать технологические процессы и оборудование си­ стемами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду; — соблюдать технологические режимы, обеспечивать на­ дежную, эффективную работу очистных сооружений, устано­ вок и средств контроля обезвреживания и утилизации отхо­ дов; — осуществлять производственный экологический конт­ роль; — предоставлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для осуществления государствен­ ного экологического контроля; осуществлять комплексное развитие своей территории с учетом необходимости создания благоприятной для населе­ ния окружающей среды; создавать защитные и охранные зоны, в том числе сани­ тарно-защитные зоны, озеленённые территории, зелёные зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и ох­ ранные зоны с ограниченным режимом природопользования, в соответствии с действующим законодательством; — осуществлять вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружении и иных объектов в соответствии с законодатель­ ством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной докумен­ тации; —„при выводе из эксплуатации зданий, строений, соору­ жении и иных объектов разрабатывать и реализовывать ме­ роприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обес­ печения благоприятной окружающей среды; — осуществлять перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов по согласованию с комитетом экологии администрации области и территориаль­ ным федеральным органом исполнительной власти, осуще­ ствляющим государственное управление в области охраны окружающей среды; соблюдать иные требования, предусмотренные действу­ ющим законодательством. 2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность: оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, ведущая к деградации и (или) уничтожению природ­ ных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздорови­ тельное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной; — ведущая к сокращению численности редких и находя­ щихся под угрозой исчезновения растений, животных и дру­ гих организмов, ухудшающая среду их обитания; .. — проводимая на территориях, находящихся в составе зе­ леного фонда, и оказывающая негативное воздействие на ука­ занные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекре­ ационного назначения; направленная на создание и финансирование объектов, использование которых не отвечает экологическим, санитар­ но-гигиеническим и другим требованиям действующего зако­ нодательства; способствующая производству, использованию, разве­ дению растений, животных и других организмов, не свойствен­ ных природе области, а также созданных искусственным пу­ тем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключе­ ния государственной экологической экспертизы, разрешения специально уполномоченных на то государственных органов по охране окружающей среды; — приводящая к выбросам вредных веществ в окружаю­ щую среду с превышением предельно допустимых концентра­ ции; приводящая к сбросам в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными норма­ тивами сточных вод, в том числе к сбросам в водные объекты и захоронению производственных, бытовых и других видов отходов, радиоактивных и токсичных веществ (материалов); — иная деятельность в соответствии с действующим зако­ нодательством. РАЗДЕЛ V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ Статья 14. Система информационного обеспечения охра­ ны окружающей среды Информационное обеспечение деятельности по регулиро­ ванию природопользования и охране окружающей среды вклю­ чает: — данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей среды, воздействий на окружающую среду; — инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий и объектов; — государственный экологический мониторинг. Статья 15. Областная система государственного экологи­ ческого мониторинга 1. Государственный мониторинг окружающей среды (госу­ дарственный экологический мониторинг) осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах располо­ жения источников антропогенного воздействия и воздействи­ ем этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физи­ ческих лиц в достоверной информации, необходимой для пре­ дотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных послед­ ствии изменения состояния окружающей среды. 2. Областная система государственного экологического мониторинга области обеспечивает создание областного фон­ да сведений о состоянии окружающей среды, природных ре­ сурсов и источниках антропогенного воздействия. 3. Областная система государственного экологического мониторинга включает: наблюдение по единым программам и методикам за состоянием окружающей среды и источниками антропогенно­ го воздействия на нее; оценку состояния объектов наблюдения и прогноз их изменений; — выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности. 4. Государственный экологический мониторинг осуществ­ ляется в соответствии с действующим законодательством. Статья 16. Основы формирования экологической культу­ ры 1. В целях формирования экологической культуры и про­ фессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и ком­ плексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское про­ фессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распрост­ ранение^ экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения куль­ туры, природоохранные учреждения, организации спорта и ту­ ризма. 2. Руководители организаций и специалисты, ответствен­ ные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологи­ ческой безопасности. 3. Экологическое просвещение, в том числе информирова­ ние населения о законодательстве в области охраны окружа­ ющей среды и экологической безопасности, осуществляется областным Советом депутатов, администрацией области, орга­ нами местного самоуправления, общественными объединени­ ями, средствами массовой информации, а также образователь­ ными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, биб­ лиотеками, природоохранными учреждениями, организация­ ми спорта и туризма, иными юридическими лицами. РАЗДЕЛ VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 17. Разрешение споров в области охраны окружа­ ющей среды Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Рос­ сийской Федерации. Статья 18. Ответственность за нарушение законодатель­ ства в области охраны окружающей среды В соответствии с действующим законодательством устанав­ ливается гражданская, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. РАЗДЕЛ V II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официаль­ ного опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон Липецкой области «Об охране окружающей природной среды Липецкой облас­ ти» от 27 августа 2001 г. № 153-03. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ. г. Липецк, 08.01.03 г ., №33-03.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz