Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ЗАКОН ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ОБОХРАНЕОКРУЖАЮЩЕЙСРЕДЫЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОЙ СЕССИИЛИПЕЦКОГО ОБЛАСТНОГО СОВЕТА ДЕПУТАТОВ ТРЕТЬЕГО СОЗЫВА № 167-пс от26.12.02 , О ПРОЕКТЕ ЗАКОНА ЛИПЕЦКОМ ОБЛАСТИ «ОБ ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ» (второе чтение) Рассмотрев во втором чтении проект Закона Л и п ец кой области «Об охране окружающей среды Липец кой области», учитывая реш ение комитета областного Сове та депутатов по вопросамр гропромышленного ком пл ек са , земельных отношений и экологии и руководствуясь пунктом 2 статьи 3 0 Устава Липецкой области Российс кой Ф ед ер аци и , областной Совет депутатов ПОСТАНОВ ЛЯЕТ: 1. Принять Закон Липец кой области «Об охране окру жающ ей среды Липецкой области» (прилагается ). 2 . Направить данный Закон Липецкой области в соот ветствии с пунктом 3 статьи 32 Устава Липецкой области Российской Федерации главе администрации области для подписания и обнародования. 3 . Настоящ ее постановление вступает в силу со дня его подписания. Председатель областного Совета депутатов А. САВЕНКОВ. Настоящий Закон в комплексе с мерами организационно го, правового, экономического и воспитательного воздействия призван способствовать формированию и укреплению эколо гического правопорядка и обеспечению экологической безо пасности на территории Липецкой области (далее — области) РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В настоящем Законе используются следующие основные понятия: — окружающая среда — совокупность компонентов при родной среды, природных и природно-антропогенных объек тов, а также антропогенных объектов; охрана окружающей среды — деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов госу дарственной власти области, органов местного самоуправле ния, общественных и иных некоммерческих объединений, юри дических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использова ние и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; — природные ресурсы — компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, ко торые используются или могут быть использованы при осу ществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов по требления и имеют потребительскую ценность; использование природных ресурсов — эксплуатация природных ресурсов, вовлечение их в хозяйственный оборот, в том числе все виды воздействия на них в процессе хозяй ственной и иной деятельности; „— негативное воздействие на окружающую среду — воз действие хозяйственной и иной деятельности, последствия ко торой приводят к негативным изменениям качества окружа ющей среды; — загрязнение окружающей среды — поступление в ок ружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, место положение или количество которых оказывают негативное воз действие на окружающую среду; мониторинг окружающей среды (экологический мони торинг) комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропо генных факторов; — государственный мониторинг окружающей среды (го сударственный экологический мониторинг) — мониторинг ок ружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти области; — контроль в области охраны окружающей среды (эко логический контроль) — система мер, направленная на пре дотвращение, выявление и пресечение нарушения законода тельства в области охраны окружающей среды, обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных докумен тов, в области охраны окружающей среды. Статья 2. Законодательство области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды Законодательство области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, основывается на Конституции Российской Федерации, федеральных законах, иных норма тивных правовых актах Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов об ласти. Статья 3. Основные принципы охраны окружающей сре- ды Хозяйственная и иная деятельность органов государствен ной власти области, органов местного самоуправления, юри дических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следу ющих принципов: — соблюдение права человека на благоприятную окружа ющую среду; — обеспечение благоприятных условий жизнедеятельнос ти человека; — научно обоснованное сочетание экологических, эконо мических и социальных интересов человека, общества и госу дарства в целях обеспечения устойчивого развития и благо приятной окружающей среды; — охрана, воспроизводство и рациональное использова ние природных ресурсов как необходимые условия обеспече ния благоприятной окружающей среды и экологической бе зопасности; — ответственность органов государственной власти облас ти, органов местного самоуправления за обеспечение благо приятной окружающей среды и экологической безопасности соответственно на территории области, муниципальных обра зований; — платность природопользования и возмещение вреда ок ружающей среде; — независимость контроля в области охраны окружаю щей среды; „— презумпция экологической опасности планируемой хо зяйственной и иной деятельности; — обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйствен ной и иной деятельности; „— обязательность проведения государственной экологичес кой экспертизы проектов и иной документации, обосновыва ющих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, со здать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан; „— учет природных и социально-экономических особеннос тей территорий при планировании и осуществлении хозяй ственной и иной деятельности; — приоритет сохранения естественных экологических сис тем, природных ландшафтов и природных комплексов; — допустимость воздействия хозяйственной и иной дея тельности на природную среду, исходя из требований в облас ти охраны окружающей среды; — обеспечение снижения негативного воздействия хозяй ственной и иной деятельности на окружающую среду в соот ветствии с нормативами в области охраны окружающей сре ды, которого можно достигнуть на основе использования наи лучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; — обязательность участия в деятельности по охране окру жающей среды органов государственной власти области, ор ганов местного самоуправления, общественных и иных не коммерческих объединений, юридических и физических лиц; — сохранение биологического разнообразия; — обеспечение интегрированного и индивидуального под ходов к установлению требований в области охраны окружа ющей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осу ществление такой деятельности; — запрещение хозяйственной и иной деятельности, послед ствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, живот ных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; — соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также учас тие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законо дательством; — ответственность за нарушение законодательства в обла сти охраны окружающей среды; — организация и развитие системы экологического обра зования и формирование экологической культуры; — участие граждан, общественных и иных некоммерчес ких объединений в решении задач охраны окружающей сре ды. РАЗДЕЛ II. ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ Статья 4. Полномочия Липецкого областного Совета де путатов в сфере отношений, связанных с охраной окружаю щей среды К полномочиям Липецкого областного Совета депутатов в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: — принятие законов и иных нормативных правовых актов по вопросам охраны окружающей среды с учетом географи ческих, природных, социально-экономических и иных особен ностей области и контроль за их исполнением; — утверждение областных целевых программ в области охраны окружающей среды; утверждение нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружаю щей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне; — учреждение Красной книги области; утверждение порядка ведения Красной книги области; осуществление иных полномочий, предусмотренных дей ствующим законодательством. Статья,, 5. Полномочия администрации области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды „К полномочиям администрации области в сфере отноше ний, связанных с охраной окружающей среды, относятся: — определение основных направлений охраны окружаю щей среды на территории области с учетом её географических, природных, социально-экономических и иных особенностей; — участие в разработке федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации и соответству ющих программ; реализация федеральной политики в области экологи ческого развития Российской Федерации на территории обла сти с учетом её географических, природных, социально-эко номических и иных особенностей; — издание нормативных правовых актов области в сфере охраны окружающей среды с учетом её географических, при-, родных, социально-экономических и иных особенностей; разработка нормативов, государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружаю щей среды, содержащих соответствующие требования, нормы и правила не ниже установленных на федеральном уровне; — исполнение областных целевых программ в области ох раны окружающей среды; организация и осуществление государственного мони торинга окружающей среды (государственного экологическо го мониторинга), формирование и обеспечение функциониро вания областной системы наблюдения за состоянием окружа ющей среды на территории области; — организация^ государственного контроля в области ох раны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на терри тории области, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю; — образование особо охраняемых природных территорий областного значения; — организация и развитие системы экологического обра зования, формирование экологической культуры населения на территории области; — обеспечение населения достоверной информацией о со стоянии окружающей среды на территории области; — ведение Красной книги области; оказание содействия гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в обла сти охраны окружающей среды; осуществление иных полномочий, предусмотренных дей ствующим законодательством. Статья 6. Полномочия комитета экологии администра ции области в сфере отношений, связанных с охраной окру жающей среды 1. К полномочиям комитета экологии администрации об ласти в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: — реализация основных направлений охраны окружаю щей среды; разработка и исполнение областных целевых программ в области охраны окружающей среды; участие в разработке законов и иных нормативных пра вовых актов в области охраны окружающей среды; организация деятельности областной системы наблюде ния за состоянием окружающей среды и контроль за её функ ционированием; взаимодействие с органами местного самоуправления, осуществляющими управление в области охраны окружаю щей среды и муниципальный экологический контроль; — осуществление государственного экологического конт роля за объектами хозяйственной и иной деятельности неза висимо от форм собственности, находящимися на территории области, за исключением объектов, подлежащих федерально му экологическому контролю; — привлечение виновных лиц к административной и иным видам ответственности; — предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодатель ства в области охраны окружающей среды; о ограничение, приостановление и (или) запрещение хо зяйственной и иной деятельности, осуществляемой с наруше нием законодательства в области охраны окружающей среды, в пределах своих полномочий; — рассмотрение дел об административных правонаруше ниях; обращение в территориальные органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие государствен ное управление в области охраны окружающей среды с пред ложением об ограничении, приостановке или прекращении деятельности природопользователей при нарушении требова ний нормативов качества окружающей среды; управление и контроль в области охраны и использова ния особо охраняемых природных территорий; организация работ по ведению Красной книги области; — обеспечение населения достоверной информацией о со стоянии окружающей среды на территории области; — осуществление экологического образования и формиро вание экологической культуры населения на территории об ласти; — осуществление иных полномочий, предусмотренных дей ствующим законодательством. 2. Решения комитета экологии администрации области могут быть обжалованы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 7. Экологический контроль 1. Экологический контроль проводится в целях обеспече ния органами государственной власти области, органами ме стного самоуправления, юридическими и физическими лица ми исполнения законодательства в области охраны окружаю щей среды, соблюдения требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, а также обеспечения экологической безопасности. 2. На территории области осуществляется государственный, производственный, муниципальный и общественный эколо гический контроль. Статья 8. Государственный экологический контроль 1. Государственный контроль в области охраны окружаю щей среды (государственный экологический контроль) осуще ствляется должностными лицами комитета экологии адми нистрации области, которые являются по должности одно временно государственными инспекторами области по охране природы: — председатель комитета экологии администрации облас ти — главный государственный инспектор Липецкой области по охране природы; — заместитель председателя комитета экологии админис трации области — заместитель главного государственного ин спектора Липецкой области по охране природы; — начальник отдела экологического контроля комитета экологии администрации области — старший государствен ный инспектор Липецкой области по охране природы; — специалисты отдела экологического контроля комитета экологии администрации области — государственные инспек тора Липецкой области по охране природы. 2. Запрещается совмещение функций государственного экологического контроля в области охраны окружающей сре ды и функций хозяйственного использования природных ре сурсов. Статья 9. Права и обязанности государственных инспек торов области по охране природы 1. Государственные инспектора области по охране приро ды при исполнении своих должностных обязанностей в пре делах своих полномочий имеют право в установленном по рядке: „— посещать в целях проверки организации, объекты хо зяйственной и иной деятельности независимо от форм соб ственности, в том числе объекты, подлежащие государствен ной охране, оборонные объекты, объекты гражданской оборо ны, знакомиться с документами и иными необходимыми для осуществления государственного экологического контроля материалами; проверять соблюдение нормативов, государственных стан дартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, работу очистных сооружений и других обезвреживающих устройств, средств контроля, а также вы полнение планов и мероприятий по охране окружающей сре ды; — проверять соблюдение требований, норм и правил в об ласти охраны окружающей среды при размещении, строитель стве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксп луатации производственных и других объектов; — проверять выполнение требований, указанных в заклю чении государственной экологической экспертизы, и вносить предложения о ее проведении; — предъявлять требования и выдавать предписания юри дическим и физическим лицам об устранении нарушения за конодательства в области охраны окружающей среды и нару шений природоохранных требований, выявленных при осу ществлении государственного экологического контроля; — приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законо дательства в области охраны окружающей среды; привлекать к административной ответственности лиц, допустивших нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; — осуществлять иные определенные законодательством полномочия. ны-2 ’ Государственнь1е инспектора по охране природы обяза- предупреждать, выявлять и пресекать нарушение зако нодательства в области охраны окружающей среды; разъяснять нарушителям законодательства в области охраны окружающей среды их права и обязанности; — соблюдать требования законодательства. 3. Государственные инспектора по охране природы подле жат государственной защите в соответствии с законодатель ством Российской Федерации. Статья 10. Управление в области охраны окружающей среды, осуществляемое органами местного самоуправления. Муниципальный экологический контроль 1. Управление в области охраны окружающей среды осу ществляется органами местного самоуправления в соответ ствии с действующим законодательством, уставами муници пальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. "■*о и м л 2. Муниципальный контроль в области охраны окружаю щей среды (муниципальный экологический контроль) на тер ритории муниципального образования осуществляется орга нами местного самоуправления или уполномоченными ими органами в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными пра вовыми актами органов местного самоуправления. РАЗДЕЛ I I I . ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 11. Плата за негативное воздействие на окружаю- щук» среду 1. Негативное воздействие на окружающую среду являет ся платным. 2. К видам негативного воздействия на окружающую сре ду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; — сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микро организмов в поверхностные водные объекты, подземные вод ные объекты и на водосборные площади; — загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; — загрязнение окружающей среды шумом, теплом, элект ромагнитными, ионизирующими и другими видами физичес ких воздействий; — иные виды негативного воздействия на окружающую среду. 3. Исчисление и взимание платы за негативное воздей ствие на окружающую среду осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. 4. Внесение платы за негативное воздействие на окружаю щую среду не освобождает субъектов хозяйственной и иной деятельности от выполнения мероприятий по охране окружа ющей среды и возмещения вреда окружающей среде. 5. Запрещается расходование средств, поступающих в об ластной бюджет от платы за негативное воздействие на окру жающую среду, на цели, не связанные с природоохранной деятельностью. Статья 12. Разработка и финансирование областных це левых программ в области охраны окружающей среды 1. Областные целевые программы в области охраны окру жающей среды разрабатываются в соответствии с основными требованиями охраны окружающей среды и отражают: — цели и задачи на определённый период; конкретные мероприятия по охране окружающей сре ды, механизм реализации и контроль за их исполнением, све дения об исполнителях, участниках, объёмах и источниках финансирования. 2. Объём финансирования областных целевых программ в области охраны окружающей среды ежегодно определяется в законе Липецкой области об областном бюджете на очеред ной финансовый год. 3. Проекты программ охраны окружающей среды могут выноситься на обсуждение граждан и общественных объеди нений области в целях учета их предложений при планирова нии и осуществлении мероприятий по улучшению качества окружающей среды. РАЗДЕЛ IV. ТРЕБОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ и и н о й деятельности Статья 13. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельно сти на территории области 1. Юридические и физические лица, осуществляющие хо зяйственную и иную деятельность, обязаны: — выполнять установленный порядок подготовки и реа лизации хозяйственных решений, осуществление которых мо жет оказывать вредное воздействие на окружающую среду, иметь лицензии на лицензируемые виды деятельности; — размещать объекты хозяйственной деятельности с со блюдением требований законодательства при наличии поло жительного заключения государственной экологической экс пертизы; — планировать, разрабатывать и осуществлять мероприя тия по охране окружающей среды в порядке, установленном законодательством; — оснащать технологические процессы и оборудование си стемами контроля за выбросами (сбросами) загрязняющих веществ в окружающую среду; — соблюдать технологические режимы, обеспечивать на дежную, эффективную работу очистных сооружений, устано вок и средств контроля обезвреживания и утилизации отхо дов; — осуществлять производственный экологический конт роль; — предоставлять в установленном порядке достоверную информацию, необходимую для осуществления государствен ного экологического контроля; осуществлять комплексное развитие своей территории с учетом необходимости создания благоприятной для населе ния окружающей среды; создавать защитные и охранные зоны, в том числе сани тарно-защитные зоны, озеленённые территории, зелёные зоны, включающие в себя лесопарковые зоны и иные изъятые из интенсивного хозяйственного использования защитные и ох ранные зоны с ограниченным режимом природопользования, в соответствии с действующим законодательством; — осуществлять вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружении и иных объектов в соответствии с законодатель ством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной докумен тации; —„при выводе из эксплуатации зданий, строений, соору жении и иных объектов разрабатывать и реализовывать ме роприятия по восстановлению природной среды, в том числе воспроизводству компонентов природной среды, в целях обес печения благоприятной окружающей среды; — осуществлять перепрофилирование функций зданий, строений, сооружений и иных объектов по согласованию с комитетом экологии администрации области и территориаль ным федеральным органом исполнительной власти, осуще ствляющим государственное управление в области охраны окружающей среды; соблюдать иные требования, предусмотренные действу ющим законодательством. 2. Запрещается хозяйственная и иная деятельность: оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, ведущая к деградации и (или) уничтожению природ ных объектов, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздорови тельное и иное ценное значение и находящихся под особой охраной; — ведущая к сокращению численности редких и находя щихся под угрозой исчезновения растений, животных и дру гих организмов, ухудшающая среду их обитания; .. — проводимая на территориях, находящихся в составе зе леного фонда, и оказывающая негативное воздействие на ука занные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекре ационного назначения; направленная на создание и финансирование объектов, использование которых не отвечает экологическим, санитар но-гигиеническим и другим требованиям действующего зако нодательства; способствующая производству, использованию, разве дению растений, животных и других организмов, не свойствен ных природе области, а также созданных искусственным пу тем, без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения, положительного заключе ния государственной экологической экспертизы, разрешения специально уполномоченных на то государственных органов по охране окружающей среды; — приводящая к выбросам вредных веществ в окружаю щую среду с превышением предельно допустимых концентра ции; приводящая к сбросам в водные объекты неочищенных и необезвреженных в соответствии с установленными норма тивами сточных вод, в том числе к сбросам в водные объекты и захоронению производственных, бытовых и других видов отходов, радиоактивных и токсичных веществ (материалов); — иная деятельность в соответствии с действующим зако нодательством. РАЗДЕЛ V. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ Статья 14. Система информационного обеспечения охра ны окружающей среды Информационное обеспечение деятельности по регулиро ванию природопользования и охране окружающей среды вклю чает: — данные статистического учета использования, изъятия отдельных компонентов окружающей среды, воздействий на окружающую среду; — инвентаризацию и паспортизацию особо охраняемых природных территорий и объектов; — государственный экологический мониторинг. Статья 15. Областная система государственного экологи ческого мониторинга 1. Государственный мониторинг окружающей среды (госу дарственный экологический мониторинг) осуществляется в целях наблюдения за состоянием окружающей среды, в том числе за состоянием окружающей среды в районах располо жения источников антропогенного воздействия и воздействи ем этих источников на окружающую среду, а также в целях обеспечения потребностей государства, юридических и физи ческих лиц в достоверной информации, необходимой для пре дотвращения и (или) уменьшения неблагоприятных послед ствии изменения состояния окружающей среды. 2. Областная система государственного экологического мониторинга области обеспечивает создание областного фон да сведений о состоянии окружающей среды, природных ре сурсов и источниках антропогенного воздействия. 3. Областная система государственного экологического мониторинга включает: наблюдение по единым программам и методикам за состоянием окружающей среды и источниками антропогенно го воздействия на нее; оценку состояния объектов наблюдения и прогноз их изменений; — выработку рекомендаций и разработку мероприятий по обеспечению экологической безопасности. 4. Государственный экологический мониторинг осуществ ляется в соответствии с действующим законодательством. Статья 16. Основы формирования экологической культу ры 1. В целях формирования экологической культуры и про фессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и ком плексного экологического образования, включающая в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское про фессиональное образование, профессиональную переподготовку и повышение квалификации специалистов, а также распрост ранение^ экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения куль туры, природоохранные учреждения, организации спорта и ту ризма. 2. Руководители организаций и специалисты, ответствен ные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологи ческой безопасности. 3. Экологическое просвещение, в том числе информирова ние населения о законодательстве в области охраны окружа ющей среды и экологической безопасности, осуществляется областным Советом депутатов, администрацией области, орга нами местного самоуправления, общественными объединени ями, средствами массовой информации, а также образователь ными учреждениями, учреждениями культуры, музеями, биб лиотеками, природоохранными учреждениями, организация ми спорта и туризма, иными юридическими лицами. РАЗДЕЛ VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ Статья 17. Разрешение споров в области охраны окружа ющей среды Споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством Рос сийской Федерации. Статья 18. Ответственность за нарушение законодатель ства в области охраны окружающей среды В соответствии с действующим законодательством устанав ливается гражданская, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушения законодательства в области охраны окружающей среды. РАЗДЕЛ V II. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 19. Вступление настоящего Закона в силу 1. Настоящий Закон вступает в силу со дня его официаль ного опубликования. 2. Признать утратившим силу Закон Липецкой области «Об охране окружающей природной среды Липецкой облас ти» от 27 августа 2001 г. № 153-03. Глава администрации Липецкой области О. КОРОЛЕВ. г. Липецк, 08.01.03 г ., №33-03.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz