Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
О С О Б Ы Й С Л У Ч А Й «ЕЖИК В ТУМАНЕ» НАЗВАН ЛУЧШИМ МУЛЬТФИЛЬМОМ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ НА ФЕСТИВАЛЕ В ТОКИО, НА ВТОРОМ МЕСТЕ - ФИЛЬМ «СКАЗКА СКАЗОК». АВТОР У ЭТИХ ШЕДЕВРОВ ОДИН - РЕЖИССЕР ЮРИЙ НОРШТЕЙН Так приятно было услышать но вость, как будто не фильмы, а наше детство получило титул самого-само- го замечательного на свете... «Ежик в тумане» снят в 1975 году. «Сказка сказок» появилась четыре года спустя. Недавно понял, что «Сказку ска зок» я смотрел при странных, если не сказочных, обстоятельствах. Правда, тогда, двадцать лет назад, я этого не понимал. Просто пошел в кино, а по лучилось, что «Сказку сказок» я пер вый раз смотрел под ...церковными сводами. В бывшем храме, долгое время за брошенном, в начале 80-х устроили Дом культуры автомобилистов. Было там и что-то вроде кинотеатра по вторного кино, показывали хорошие фильмы, а раз в неделю - и вовсе по лузапретные. Свердловским студен там это место нравилось. (Теперь там снова храм, Троицкий кафедральный собор). ...И вот: вечер, желтый фонарь над окошечком кассы, фанерные стулья в зале. И ощущение, что смотришь не кино, а что-то, не имеющее назва ния. Слово «анимация» еще не было в ходу, но и оно ничего бы не объясни ло. На месте экрана был надкроват- ный коврик моего детства. Вернее, надраскладушечный, потому что спал я на раскладушке. Этот коврик жил той странной, вечно сумеречной жиз нью, которую я сразу вспомнил. Приглушенный, медленно колеблю щийся свет на ворсистой поверхно сти. Деревянный соседский дом с темным коридором, заваленным рух лядью. Наша соседка в черном вдовьем платочке... Фонарь, что сто ял посреди нашего двора, у сарай- ки. Волчок, вздыхавший по ночам на бабушкином сундуке... Только недавно я узнал, что Юрий Норштейн вырос в Марьиной Роще и все, что он принес в кино, - оттуда. Юрий Норштейн однажды сказал о «Зеркале» Тарковского, что этот фильм заключает в себе «глубочай шее гуманное отношение к тому, что происходило со страной: самое гу манное, самое сострадательное, ка кое только может быть». То же мож но сказать и о «Сказке сказок», и о «Ежике в тумане». Бывает, во сне: стоишь и топчешь ся перед низким окошком, силясь за ним что-то разглядеть. А в окошке будто бы детство. Но вечно мешают цветы на подоконнике, или газету по ложат, чтоб не дуло, а то и шторы задернут. Но иногда что-то выхваты вается. Полешко, догорающее в печ ке. Старый паровоз выезжает из-под кровати. Резиновый мячик скатывает ся вдруг с гардероба, скачет, исчеза ет под столом... Счастье увидеть все это и затаить ся, и жить дальше, но вот умудриться найти способ пересказать увиденное другим - не знаю, счастье ли. Счастье ли - делиться самым родным, единст венным, тем, чего и у тебя всегда ма ло?.. . Нет, не случайно Юрий Норштейн вот уже много лет работает над ани мационным фильмом по гоголевской «Шинели». В классической русской прозе больше поэзии, чем прозы. И наверное, поэтому так много непере водимого на язык кино. Причем это касается не только произведений Аксакова, Гончарова или Тургенева, но и обычных мемуарных книг, напи санных на рубеже Х1Х-ХХ веков. Вот наугад открываем, к примеру, воспоминания князя С.М. Волконско го: «Темнее ночи на темном небе темнеют темные дубы...» Ну какой ка мере, какой пленке передать эту кар тину летней ночи, открывшуюся пут нику по дороге к усадьбе? А оттуда, «из темноты нежданный лай, неждан ный фырк, нежданный вспых далекого костра...» Вот откуда к нам выходят «Ежик в тумане» и «Сказка сказок»! Как важен там и этот фырк, и этот вспых... А кормилица в аксаковском «Дет стве Багрова-внука» - она же «неви димое существо». Только теплая рука художника может передать, как «кто- то являлся в сумраке,., брал меня на руки, клал к груди...» Буквальная же экранизация убива ет именно эту невидимость, поэтич ность. Анимация сродни радиотеатру - предлагаемый ей образ ненавязчив, он оставляет зрителю возможность домыслить что-то по-своему. Юрий Норштейн часто просит Франческу Ярбусову, неизменного художника всех своих фильмов, рисо вать левой рукой - чтобы мастерство не передавило хрупких героев филь ма, не сдуло пыльцу с крыльев бабоч ки. «...Когда Франческа начинает прилежно рисовать, я из себя выхо жу: Франя, ты что, не помнишь, через что мы с тобой прошли? Мне не нуж на твоя виртуозная вертлявая кисточ ка!..» Чтобы рассказать ребенку сказку, надо самому быть доверчивым, наив ным, немного тёпой, как говорила моя бабушка. Нельзя быть професси ональным волшебником и набить ру ку на чудесах. Русская анимация востребована сейчас во всем мире. (Этому стоило бы только радоваться, если бы из са мой России наша анимация не выду валась бы столь стремительно). Всем вдруг стало очевидно, что не компь ютер, а только руки - только они под нимают ремесло на уровень искусст ва. Искусство - это всегда ручная ра бота. Мотыльки Франчески Ярбусо- вой из «Ежика в тумане», лошадь, хрупающая губами... Медвежонок, собачка и котята, нарисованные Ва лентином Ольшвангом для заставки- новеллы к передаче «Спокойной но чи, малыши!». Эта заставка Норштейна не при жилась на 1-м канале и была вскоре отторгнута - очевидно, как слишком странная и медлительная, хотя дли лась отведенные ей две минуты пять десят секунд. Тихая история, случив шаяся под скатертью зимним вече ром, придала мимолетности ощути мую цельность. Две минуты с хвости ком наполнились смыслом. Но люди, привыкшие к ритму клипа, не поняли, отчего мгновение задумалось. На основе эскизов и рисунков к «Спокойной ночи, малыши!» год на зад был выпущен календарь (к сожа лению, совсем небольшим тиражом). В предисловии к нему Юрий Нор штейн написал: «Без помощи взрос лых дети не выживут. Мы тоже не вы живем, если не будем прислушивать ся к детскому лепету...» Но взрослые, когда хотят унизить друг друга, говорят: «Эта ваша статья (музыка, стихотворение, диссерта ция...) - детский лепет!» Фраза иро ничная, бойкая, убийственная. Куда без таких фраз в наше-то время. У нас круто, а у вас - детский лепет... Почему-то стало считаться, что держаться добра - старо и несооб разно времени. Что бережно и кро потливо творить для самых маленьких - немодно. Зачем возиться с какими- то «мультяшками», радиосказками, спектаклями для малышей, когда де тей можно накормить и завозными телепузиками. Куда как выгоднее ле пить боевики из жизни бандитов на Это Ю рий Норш тейн та к закаляется. их же бандитские деньги. И все мы прекрасно знаем художников, писа телей, режиссеров, которые отступи ли в эту тень и замечательно там, в тени, себя чувствуют. Тень огромная, сытая, наглая... Но, слава Богу, не всех она поглотила. Еще в 1993 году Юрий Норштейн сказал в одном из интервью: «Я не собираюсь делать свои фильмы, под страиваясь под новые времена. В ис кусстве новых времен не бывает». Норштейн пользуется всякой воз можностью, чтобы напомнить: насто ящее искусство возможно только там, где свет и добро. «Что бы мы ни го ворили о кино и как бы мы его ни пытались тонко анализировать, - го ворит Юрий Борисович в недавней л.екции перед студентами ВГИКа, - все равно оно связано с чистым гу манизмом, с абсолютной человечно стью, с добротой чувств...» Ежик попятился, оглянулся, вернул ся туда, где лежал узелок... Узелка не было, и холодок выпал росой на ис пуганную мордочку Ежика. Туманная река плыла над головой, и хотелось бежать, бежать скорее, чтобы скорее выбежать из этого тумана... Куда ты, куда ты, Ежик? Мы здесь. И веточек этих, как их... можжевело вых... принесли для дымка. Дмитрий ШЕВАРОВ. Д О Б Р Ы Е Л И Ц А К А Р Л А Г , В Т О Р А Я С Е Р И Я - Ядумал, что так и подох ну в этом Богом забытом мес те. С нами обращались хуже, чем со скотиной: били плетью, дубиной, заставляли работать по двадцать часов в сутки... Офицер в отставке Юрий Чорин, рассказывая это поли цейским, плакал навзрыд. Ему, бывшему преподавателю тех нической школы Министерства обороны Казахстана, двухго дичное пребывание в одном из фермерских хозяйств близ поселка Сарепты показалось кромешным адом. Трижды он делал попытку бежать с фер мы. Не получалось: каждый раз накачанные молодчики на автомобиле настигали Чорина в степи у самой Караганды. Потом были страшные пытки. Его привязывали к лошади и гоняли по кругу, отрабатывали удары, как на боксерской гру ше, тушили сигареты о лицо... Такие карательные меры, как считали руководители фермерского хозяйства, долж ны были образумить прыткого беглеца. Не стоило, понимае те ли, Чорину сбегать с фер мы. Ведь он был рабом. Са мым настоящим... Кроме Чорина, такими же рабами пребывали здесь еще четырнадцать человек. Попали они на ферму как жертвы жиз ненных неурядиц - оказались без работы и жилья. Впрочем, в Казахстане от подобных кол лизий мало кто застрахован: безработица, непомерно взвинченные цены на комму нальные услуги - в таких об стоятельствах любой может оказаться на улице. Именно таких - бездомных и безработ ных - выискивали на своей ма шине в Караганде два брата Курманбаевы и их мать - руко водители фермерского хозяй ства. Обещая бедолагам ра боту и золотые горы, они уво зили их за город - в свое хо зяйство, которое, кстати, на ходится на территории бывше го Карлага. И обрекали на мучительную жизнь. Рассказывает Сакен К.: - Я каждый день переносил на себе из далекой реки по пять тонн воды, чтобы напоить многочисленный скот. Если не успевал, то Курманбаевы ме ня стегали кнутом. А Славу В. за то, что плохо убрал навоз, избили дубиной так, что он не смог на следующий день под няться. Хотел бедолага покон чить жизнь самоубийством, но мы помешали. За невыносимый труд бат ракам ничего не платили. Пи тались они подохшей скоти ной, спали в сарае среди сви ней. Ели вместе с хрюшками из одного чана. Ад на земле, созданный семейством Кур- манбаевых, длился для этих людей годами. Все батраки тя жело заболевали - туберкуле зом, астмой, один сошел с ума. Зато сами Курманбаевы меняли машины и шуршали долларами. А что: бесплатная рабсила! Неизвестно, сколько бы еще мог длиться этот «бизнес», если бы Юрий Чорин не со вершил побег в четвертый раз. Карагандинские полицей ские, штурмовавшие на броне транспортере фермерское хо зяйство, долго приходили в се бя, увидев воочию, каким стра даниям подвергались рабы. Из плена освобождены де вять человек. Куда делись ос тальные - это сейчас и выясня ют полицейские. Возможно, их уже нет в живых... Сейчас по лицейские прочесывают окре стности хозяйства в поисках тел. А феодализм, похоже, ти хой сапой возвращается в ка захские степи. Молва свиде тельствует: подобных инциден тов в аульских глубинках пре великое множество. Только там взаимоотношения рабо владельцев и рабов облечены в более цивилизованную фор му. В качестве казахских фео далов (или баев) выступают бывшие директора совхозов, умудрившиеся приватизиро вать свои хозяйства, в роли батраков - местный люд. Как говорят очевидцы, аульчане тоже работают задарма, так же получают затрещины от своих хозяев и не смеют роп тать. Да и бежать им некуда. Барлык АЛЬМАГАМБЕТОВ. КАРАГАНДА. I П р о д а е т с я а в т о р и з и р о в а н н ы й а в т о с а л о н I «МЕК5ЕОЕ5 ВЕЫ2» в Г е р м а н и и , ц е н а 6 м л н . е в р о . I Тел.:8(095) 105-57-23 /24 . | I П р о д а е т с я б а н к в Г е р м а н и и , с л и ц е н з и е й , б е з д о л г о в . I I Тел.:8(095) 105-57-23/24. З А Г А Д К И В Ы Н Е С К А Ж Е Т Е , К А К П Р О Й Т И В Б И Б Л И О Т Е К У ? ТАЙНА ЛИБЕРИИ ИВАНА ГРОЗНОГО ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ Знаменитой Александровской слободе - загородной резиден ции Ивана Грозного, где он про жил 16 лет, исполняется 490 лет. Почти столькоже будоражит умы историков иискателей приключе ний тайна Либерии (библиотеки) Ивана Грозного. Сбежавший из Москвы от мя тежей царь перевез ее в слобо ду - нынешний город Александ ров - так как слыл не просто из вергом, но извергом просвещен ным: много читал, пробовал, и небезуспешно, себя в сочини тельстве, питал страсть к музыке. В постельную казну - так на зывался государев архив, что был перевезен в слободу, - входили иконы, меха, камни, прочие дра гоценности. К последним относи лись и книги -. греческие перга менты, латинские хронографы, еврейские манускрипты. Скорее всего эти книги были привезены в Москву в XV веке бабкой Ива на Грозного - гречанкой Софьей Палеолог, став шей женой московского князя Ивана III. Кладоискатели начали охотиться за казной Гроз ного сразу же после его смерти. Их охотничий азарт разжигали докумен тальные сведения о том, что казна зело пополни лась после боярских по громов в Торжке, Твери, Новгороде, куда царь вы езжал вместе с опричной братией. Несомненно, что при этом также пополнялась и лиое- рия. И не только за счет воен ных походов, но и за счет по дарков иностранных посланни ков, прибывавших в «опричную столицу государства». Большой вопрос - где искать библиотеку: в Александрове или Москве. Русский историк Стеллецкий считол, что Грозный, покинувший слободу после разы гравшейся здесь кровавой драмы - убийства царевича Ивана, увез за собой и библиотеку. Стеллец кий начал ее искать в Москов ском Кремле еще до Октябрь ской революции, а закончил в 30-е годы (прошлого века), когда все ходы под Кремлем были пе рекрыты железобетонными свая ми в связи со строительством ме трополитена. К слову, ни Нико лай II, ни следом Сталин денег на изыскания ученого не жалели. Другие историки считают, что наиболее перспективным объек том в плане поисков библиотеки является музей-заповедник «Алек сандровская слобода», располо женный на месте бывшей рези денции Ивана Грозного. По той хотя бы причине, что психологи ческое состояние Грозного после трагедии с престолонаследником вряд ли позволило ему думать о чем-то еще. И если летописи со общали, что для выезда из Моск вы царю понадобилось несколь ко сот возов, то ничего подобно го при отъезде из слободы заме чено не было. Локальные исследования тер ритории музея-заповедника «Александровская слобода» ста ли проводиться с 1960-х годов. Было сделано немало интерес ных археологических открытий. Но библиотеку не нашли. Около 15 лет назад новую попытку найти ее пред принял знаток и ис следователь ... п о д з е м н о й Москвы Аза ров. В одном из подвалов Александровской сло боды он обнаружил уходящее на четыре метра вглубь подземелье, но при дальнейших исследовани ях выяснилось, что это всего лишь пустоты от сгнивших деревянных свай. В 1996 году в Александров для поиска библиотеки приезжал Герман Стерлигов, известный как создатель биржи «Алиса». После этого он заявил о «сенсации»: якобы его экспедиция обнаружи ла под Покровской церковью, где находились личные палаты Ивана Грозного, большие подзе мелья. Но они были обнаружены и вычищены еще в 1956 году мо сковским архитектором Сибиря- ковым. К слову сказать, все со оружения Александровской сло боды имеют огромные, до 5 мет ров высотой, подвалы. Но до сих пор не ясно, как они использова лись при Грозном - то ли для со хранения богатств, то ли как пы точные. Занятно, что ни сам биржевик, ни созданный им штаб по розы ску библиотеки никаких изыска ний на территории слободы не проводили. Стерлигов был там всего один раз, да и то как экс курсант. И зачем ему понадоби лась шумиха с поиском библиоте ки - в музее так никто и не понял. Последний (пока) в этой оче реди кладоискателей - депутат Государственной Думы Игошин. Недавно владимирские газеты рассказали о его намере- к нии снарядить экспедицию, » , которая займется в Але- 5 . / \ ксандрове поиском ле гендарной библиотеки. С депутатом, в отли чие от Стерлигова, все понятно - у него на носу выборы в Госдуму. Поэто му не исключено, что заявлен ные планы насчет библиотеки - не более чем предвыборные игры на «громкой» теме. И что дальше слов дело не пойдет. Как бы то ни было, музею- заповеднику «Александров ская слобода» неугасающий ажиотаж вокруг Либерии Гроз ного, конечно же, выгоден для привлечения туристов. Но истина дороже, поэтому его Сотрудники не скрывают своих сомнений, что библио тека осталась здесь. По их словам, Грозный дорожил ею так же, как и иконой Владимир ской Божией Матери, а потому и то, и другое всегда неотлучно на ходилось при нем. Тем не менее и они тоже продолжают искать библиотеку. Правда, ни с киркой и лопатой, а с помощью доку ментальных источников. Да толь ко уж очень скудны архивы XVI века - они изрядно пострадали во время погромов и пожаров Смутного времени... Нина АРТЕМОВА. Владимирская область. ДЕРБЕНТСКИЙ КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД, КАК И ПРЕЖДЕ, ОСТАЕТСЯ ПОСТАВЩИКОМ «ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА» Упаси вас Бог закусывать коньяк шоколадом или ли моном, посыпанным сахар ным песком. Главный техно лог и по совместительству на чальник цеха розлива дер бентского завода, лауреат множества международных коньячных выставок Валерий Данилян считает это жутким кощунством. «Звездный» напиток, по его мнению, идеально сочетается с атласной арбузной мяко тью. Для эстетов - подсолен ные дольки апельсина. Самое главное: опасайтесь подде лок. А то «марочный» коньяк разливают, где придется. Эти умельцы виртуозно подкраши вают спиртовую жидкость в нужный цвет. Потом широкий потребитель нос воротит: клопами, дескать, пахнет... - Вот этого отведайте, - бе режно плеснул на дно хру стального бокала начальник цеха. Тридцатилетняя выдерж ка, золотой кубок на прошло годней выставке в Ялте, Гран- при в Париже. А запах! Рев нивые французы большие коньячные призы так просто не раздают. Тридцатилетний подарил чувство тепла и по коя. Такой же, только в наряд ных бутылках с этикеткой «Петр Великий», пили «пер вые лица» на недавних юби лейных торжествах в Санкт- Петербурге. Отпускная цена: 13 тысяч рублей за бутылоч ку. - А вот сорокалетней вы держки, - продолжил экскур сию коньячных дел мастер. - Хрустальные сосуды заказы вали на острове Мальта, эти кетки печатали в Финляндии, все остальное наше. Глотнуть сорокалетнего - все равно, что припасть к ис токам. Эти бочки - ровесницы дербентского завода. Можно сказать, послание потомкам. Сегодня эта коллекция носит, конечно же, название «Пре зидент». Бутылка тянет без малого на 20 тысяч целковых, зато наутро голова не болит. - «Президент» - лицо заво да, - объясняет Валерий Да нилян. - Это официальный протокольный напиток, поста вляемый в высшие госучреж дения России. Каждый месяц отгружаем 50 ящиков в адми нистрацию президента Рос сии. Д а и М И Д наш постоян ный клиент. И иностранные дипломатические представи тельства... Заводчане с особым вни манием наблюдают за теле трансляциями с кремлевских приемов и дипломатических раутов. Нет-нет, да и про мелькнет знакомая этикетка. Значит, не напрасно с тар а лись, труд каждого «вливается в труд республики». Одним словом, у дербентских собст венная гордость! - Как сами пьем? - пере спросил заводской механик дядя М иш а . - Ну, для нас этот напиток больно дорогой, р аз ве что по праздникам позво ляем. Дяде М иш е на бутылку м а рочного пришлось бы р аб о тать почти целый месяц. Н а добрый коньяк и цены куса чие. Элитные сорта для них разве что понюхать. - Д а и на кой он мне, - м а шет рукой Михаил Захарович. - Мы свое при советской вла сти выпили. Тогда через про ходную ведрами носили. Представляешь, у меня в по гребе в ведерке когда три звезды, когда четыре, а быва ло, и чистый пятизвездочный плескался. Н а заводе давно постави ли заслон хищениям. Взвод охраны, сплошь бывшие при зеры республиканских пер венств по борьбе. Н о самый главный сдерживающий фак тор - пресловутая неуверен ность в завтрашнем дне. За место на заводе держатся. Погонят с коньячного - пиши пропало! Очередь в отделе кадров на два-три года впе ред. - Понимаете, в стотысяч ном городе на плаву только мы и завод игристых вин, - де лится здешняя кадровичка Лейла . - Когда в начале 1990 -х закрыли оборонное предприятие, лучшие специа листы соглашались у нас на любую работу . Наш дворник - бывший замначальника кон структорского бюро. Грузчи ки, водители - почти все с вы сшим образованием . Так что коньячок - корми лец. - В восьмидесятых в анти алкогольную кампанию, будь она неладна, думали, погиб- Кажды й человек должен выпить свою бо чку . Приблизительно, та кую ... нем, - почти как об империа листической войне вспомина ет начальник цеха. А что, и впрямь, настоящая война. - Заставили сравнять с землей огромный цех, где вино раз ливали. Помните, плодово-вы годное? В коньячных подвалах держали круглосуточную обо рону. Поступила директива: содержимое бочек в речку спустить. Да это же все рав но, что золотые слитки в про пасть швырять! Коньячные запасы отстоя ли, а вот на том месте, где производили народный напи ток «портвейн», долгое время был пустырь. Недавно реши ли, чего земле пропадать. Разбили на огороды. Теперь возделывают урожай прямо на рабочем месте. Механик дядя Миша угостил собствен ной редиской. Под коньячок, конечно, не годится, зато ви тамины. - На свадьбу или похороны ящик «Дербента» - святое де ло, - продолжает перечень социальных гарантий Валерий Данилян. - Еще бесплатную путевку в санаторий на бере гу Каспийского моря. Одним словом, сотрудникам есть за что держаться. Держатся они с честью. На престижных выставках хвата ют звезды на этикетки. Пом нят о неприходящих ценно стях. - - Десять лет назад, когда производство было на грани банкротства, сумели выпус тить эксклюзивную партию марочного коньяка «Журав ли». Сто бутылок вручили на кануне 70-летнего юбилея на шему давнему приверженцу Расулу Гамзатову. Теперь вот в сентябре народному поэту стукнет 80. Готовим подарок. Скорее всего назовем «Мой Дагестан», - по секрету сооб щил начальник коньячного це ха. Пригубили и юбилейного - хорош! Тонкий знаток Расул Гамзатович должен оценить по достоинству. - Качество гарантируем! - подчеркивает мой собесед ник. - А по поводу подделок - не обессудьте. Это забота компетентных органов. У нас же продукция фирменная. Са мая простая этикетка имеет десять степеней защиты, пробки по французской тех нологии. Что поделаешь, если многие «под Дербент» «ко сят»? «Под Дербент» пытаются работать даже иностранные производители. Недавно на крыли подпольный цех по роз ливу дагестанского в... Израи ле. Оказалось, подпольно возделывали коньячную ниву бывшие наши соотечествен ники, в разное время трудив шиеся на коньячном заводе в городе Дербенте. Марка рас крученная, руки помнят... Алексей ПАНОВ. ДЕРБЕНТ - МОСКВА. ПО С Т А Р Ы М А Д Р Е С А М ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЙ ГЕНЕРАЛ В ПАПАХЕ ДЕЛОВОЙ Учредится «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано МинистерствомРФпо дела»м печати, телерадиовещания и средствмассовых коммуникаций Рег. ПИ Ив 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главныйредактор Редакционный совет: Ф .Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 2 4 ,8-й этаж. B .Симонов. Телефон для справок: (095) 2 5 7 -3 7 -9 2 . Л .Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Телеф он/ф акс отдела рекламы : (095) 2 5 7 -3 8 -4 2 . C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-пшН: у?огп!к@ас11.п1 «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. курьер» (11етрозаводск «Тюменская правда» ск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забойкольский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск). «Тамбовская жизнь» (Тамбов),
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz