Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

О С О Б Ы Й С Л У Ч А Й «ЕЖИК В ТУМАНЕ» НАЗВАН ЛУЧШИМ МУЛЬТФИЛЬМОМ ВСЕХ ВРЕМЕН И НАРОДОВ НА ФЕСТИВАЛЕ В ТОКИО, НА ВТОРОМ МЕСТЕ - ФИЛЬМ «СКАЗКА СКАЗОК». АВТОР У ЭТИХ ШЕДЕВРОВ ОДИН - РЕЖИССЕР ЮРИЙ НОРШТЕЙН Так приятно было услышать но­ вость, как будто не фильмы, а наше детство получило титул самого-само- го замечательного на свете... «Ежик в тумане» снят в 1975 году. «Сказка сказок» появилась четыре года спустя. Недавно понял, что «Сказку ска­ зок» я смотрел при странных, если не сказочных, обстоятельствах. Правда, тогда, двадцать лет назад, я этого не понимал. Просто пошел в кино, а по­ лучилось, что «Сказку сказок» я пер­ вый раз смотрел под ...церковными сводами. В бывшем храме, долгое время за­ брошенном, в начале 80-х устроили Дом культуры автомобилистов. Было там и что-то вроде кинотеатра по­ вторного кино, показывали хорошие фильмы, а раз в неделю - и вовсе по­ лузапретные. Свердловским студен­ там это место нравилось. (Теперь там снова храм, Троицкий кафедральный собор). ...И вот: вечер, желтый фонарь над окошечком кассы, фанерные стулья в зале. И ощущение, что смотришь не кино, а что-то, не имеющее назва­ ния. Слово «анимация» еще не было в ходу, но и оно ничего бы не объясни­ ло. На месте экрана был надкроват- ный коврик моего детства. Вернее, надраскладушечный, потому что спал я на раскладушке. Этот коврик жил той странной, вечно сумеречной жиз­ нью, которую я сразу вспомнил. Приглушенный, медленно колеблю­ щийся свет на ворсистой поверхно­ сти. Деревянный соседский дом с темным коридором, заваленным рух­ лядью. Наша соседка в черном вдовьем платочке... Фонарь, что сто­ ял посреди нашего двора, у сарай- ки. Волчок, вздыхавший по ночам на бабушкином сундуке... Только недавно я узнал, что Юрий Норштейн вырос в Марьиной Роще и все, что он принес в кино, - оттуда. Юрий Норштейн однажды сказал о «Зеркале» Тарковского, что этот фильм заключает в себе «глубочай­ шее гуманное отношение к тому, что происходило со страной: самое гу­ манное, самое сострадательное, ка­ кое только может быть». То же мож­ но сказать и о «Сказке сказок», и о «Ежике в тумане». Бывает, во сне: стоишь и топчешь­ ся перед низким окошком, силясь за ним что-то разглядеть. А в окошке будто бы детство. Но вечно мешают цветы на подоконнике, или газету по­ ложат, чтоб не дуло, а то и шторы задернут. Но иногда что-то выхваты­ вается. Полешко, догорающее в печ­ ке. Старый паровоз выезжает из-под кровати. Резиновый мячик скатывает­ ся вдруг с гардероба, скачет, исчеза­ ет под столом... Счастье увидеть все это и затаить­ ся, и жить дальше, но вот умудриться найти способ пересказать увиденное другим - не знаю, счастье ли. Счастье ли - делиться самым родным, единст­ венным, тем, чего и у тебя всегда ма­ ло?.. . Нет, не случайно Юрий Норштейн вот уже много лет работает над ани­ мационным фильмом по гоголевской «Шинели». В классической русской прозе больше поэзии, чем прозы. И наверное, поэтому так много непере­ водимого на язык кино. Причем это касается не только произведений Аксакова, Гончарова или Тургенева, но и обычных мемуарных книг, напи­ санных на рубеже Х1Х-ХХ веков. Вот наугад открываем, к примеру, воспоминания князя С.М. Волконско­ го: «Темнее ночи на темном небе темнеют темные дубы...» Ну какой ка­ мере, какой пленке передать эту кар­ тину летней ночи, открывшуюся пут­ нику по дороге к усадьбе? А оттуда, «из темноты нежданный лай, неждан­ ный фырк, нежданный вспых далекого костра...» Вот откуда к нам выходят «Ежик в тумане» и «Сказка сказок»! Как важен там и этот фырк, и этот вспых... А кормилица в аксаковском «Дет­ стве Багрова-внука» - она же «неви­ димое существо». Только теплая рука художника может передать, как «кто- то являлся в сумраке,., брал меня на руки, клал к груди...» Буквальная же экранизация убива­ ет именно эту невидимость, поэтич­ ность. Анимация сродни радиотеатру - предлагаемый ей образ ненавязчив, он оставляет зрителю возможность домыслить что-то по-своему. Юрий Норштейн часто просит Франческу Ярбусову, неизменного художника всех своих фильмов, рисо­ вать левой рукой - чтобы мастерство не передавило хрупких героев филь­ ма, не сдуло пыльцу с крыльев бабоч­ ки. «...Когда Франческа начинает прилежно рисовать, я из себя выхо­ жу: Франя, ты что, не помнишь, через что мы с тобой прошли? Мне не нуж­ на твоя виртуозная вертлявая кисточ­ ка!..» Чтобы рассказать ребенку сказку, надо самому быть доверчивым, наив­ ным, немного тёпой, как говорила моя бабушка. Нельзя быть професси­ ональным волшебником и набить ру­ ку на чудесах. Русская анимация востребована сейчас во всем мире. (Этому стоило бы только радоваться, если бы из са­ мой России наша анимация не выду­ валась бы столь стремительно). Всем вдруг стало очевидно, что не компь­ ютер, а только руки - только они под­ нимают ремесло на уровень искусст­ ва. Искусство - это всегда ручная ра­ бота. Мотыльки Франчески Ярбусо- вой из «Ежика в тумане», лошадь, хрупающая губами... Медвежонок, собачка и котята, нарисованные Ва­ лентином Ольшвангом для заставки- новеллы к передаче «Спокойной но­ чи, малыши!». Эта заставка Норштейна не при­ жилась на 1-м канале и была вскоре отторгнута - очевидно, как слишком странная и медлительная, хотя дли­ лась отведенные ей две минуты пять­ десят секунд. Тихая история, случив­ шаяся под скатертью зимним вече­ ром, придала мимолетности ощути­ мую цельность. Две минуты с хвости­ ком наполнились смыслом. Но люди, привыкшие к ритму клипа, не поняли, отчего мгновение задумалось. На основе эскизов и рисунков к «Спокойной ночи, малыши!» год на­ зад был выпущен календарь (к сожа­ лению, совсем небольшим тиражом). В предисловии к нему Юрий Нор­ штейн написал: «Без помощи взрос­ лых дети не выживут. Мы тоже не вы­ живем, если не будем прислушивать­ ся к детскому лепету...» Но взрослые, когда хотят унизить друг друга, говорят: «Эта ваша статья (музыка, стихотворение, диссерта­ ция...) - детский лепет!» Фраза иро­ ничная, бойкая, убийственная. Куда без таких фраз в наше-то время. У нас круто, а у вас - детский лепет... Почему-то стало считаться, что держаться добра - старо и несооб­ разно времени. Что бережно и кро­ потливо творить для самых маленьких - немодно. Зачем возиться с какими- то «мультяшками», радиосказками, спектаклями для малышей, когда де­ тей можно накормить и завозными телепузиками. Куда как выгоднее ле­ пить боевики из жизни бандитов на Это Ю рий Норш тейн та к закаляется. их же бандитские деньги. И все мы прекрасно знаем художников, писа­ телей, режиссеров, которые отступи­ ли в эту тень и замечательно там, в тени, себя чувствуют. Тень огромная, сытая, наглая... Но, слава Богу, не всех она поглотила. Еще в 1993 году Юрий Норштейн сказал в одном из интервью: «Я не собираюсь делать свои фильмы, под­ страиваясь под новые времена. В ис­ кусстве новых времен не бывает». Норштейн пользуется всякой воз­ можностью, чтобы напомнить: насто­ ящее искусство возможно только там, где свет и добро. «Что бы мы ни го­ ворили о кино и как бы мы его ни пытались тонко анализировать, - го­ ворит Юрий Борисович в недавней л.екции перед студентами ВГИКа, - все равно оно связано с чистым гу­ манизмом, с абсолютной человечно­ стью, с добротой чувств...» Ежик попятился, оглянулся, вернул­ ся туда, где лежал узелок... Узелка не было, и холодок выпал росой на ис­ пуганную мордочку Ежика. Туманная река плыла над головой, и хотелось бежать, бежать скорее, чтобы скорее выбежать из этого тумана... Куда ты, куда ты, Ежик? Мы здесь. И веточек этих, как их... можжевело­ вых... принесли для дымка. Дмитрий ШЕВАРОВ. Д О Б Р Ы Е Л И Ц А К А Р Л А Г , В Т О Р А Я С Е Р И Я - Ядумал, что так и подох­ ну в этом Богом забытом мес­ те. С нами обращались хуже, чем со скотиной: били плетью, дубиной, заставляли работать по двадцать часов в сутки... Офицер в отставке Юрий Чорин, рассказывая это поли­ цейским, плакал навзрыд. Ему, бывшему преподавателю тех­ нической школы Министерства обороны Казахстана, двухго­ дичное пребывание в одном из фермерских хозяйств близ поселка Сарепты показалось кромешным адом. Трижды он делал попытку бежать с фер­ мы. Не получалось: каждый раз накачанные молодчики на автомобиле настигали Чорина в степи у самой Караганды. Потом были страшные пытки. Его привязывали к лошади и гоняли по кругу, отрабатывали удары, как на боксерской гру­ ше, тушили сигареты о лицо... Такие карательные меры, как считали руководители фермерского хозяйства, долж­ ны были образумить прыткого беглеца. Не стоило, понимае­ те ли, Чорину сбегать с фер­ мы. Ведь он был рабом. Са­ мым настоящим... Кроме Чорина, такими же рабами пребывали здесь еще четырнадцать человек. Попали они на ферму как жертвы жиз­ ненных неурядиц - оказались без работы и жилья. Впрочем, в Казахстане от подобных кол­ лизий мало кто застрахован: безработица, непомерно взвинченные цены на комму­ нальные услуги - в таких об­ стоятельствах любой может оказаться на улице. Именно таких - бездомных и безработ­ ных - выискивали на своей ма­ шине в Караганде два брата Курманбаевы и их мать - руко­ водители фермерского хозяй­ ства. Обещая бедолагам ра­ боту и золотые горы, они уво­ зили их за город - в свое хо­ зяйство, которое, кстати, на­ ходится на территории бывше­ го Карлага. И обрекали на мучительную жизнь. Рассказывает Сакен К.: - Я каждый день переносил на себе из далекой реки по пять тонн воды, чтобы напоить многочисленный скот. Если не успевал, то Курманбаевы ме­ ня стегали кнутом. А Славу В. за то, что плохо убрал навоз, избили дубиной так, что он не смог на следующий день под­ няться. Хотел бедолага покон­ чить жизнь самоубийством, но мы помешали. За невыносимый труд бат­ ракам ничего не платили. Пи­ тались они подохшей скоти­ ной, спали в сарае среди сви­ ней. Ели вместе с хрюшками из одного чана. Ад на земле, созданный семейством Кур- манбаевых, длился для этих людей годами. Все батраки тя­ жело заболевали - туберкуле­ зом, астмой, один сошел с ума. Зато сами Курманбаевы меняли машины и шуршали долларами. А что: бесплатная рабсила! Неизвестно, сколько бы еще мог длиться этот «бизнес», если бы Юрий Чорин не со­ вершил побег в четвертый раз. Карагандинские полицей­ ские, штурмовавшие на броне­ транспортере фермерское хо­ зяйство, долго приходили в се­ бя, увидев воочию, каким стра­ даниям подвергались рабы. Из плена освобождены де­ вять человек. Куда делись ос­ тальные - это сейчас и выясня­ ют полицейские. Возможно, их уже нет в живых... Сейчас по­ лицейские прочесывают окре­ стности хозяйства в поисках тел. А феодализм, похоже, ти­ хой сапой возвращается в ка­ захские степи. Молва свиде­ тельствует: подобных инциден­ тов в аульских глубинках пре­ великое множество. Только там взаимоотношения рабо­ владельцев и рабов облечены в более цивилизованную фор­ му. В качестве казахских фео­ далов (или баев) выступают бывшие директора совхозов, умудрившиеся приватизиро­ вать свои хозяйства, в роли батраков - местный люд. Как говорят очевидцы, аульчане тоже работают задарма, так­ же получают затрещины от своих хозяев и не смеют роп­ тать. Да и бежать им некуда. Барлык АЛЬМАГАМБЕТОВ. КАРАГАНДА. I П р о д а е т с я а в т о р и з и р о в а н н ы й а в т о с а л о н I «МЕК5ЕОЕ5 ВЕЫ2» в Г е р м а н и и , ц е н а 6 м л н . е в р о . I Тел.:8(095) 105-57-23 /24 . | I П р о д а е т с я б а н к в Г е р м а н и и , с л и ц е н з и е й , б е з д о л г о в . I I Тел.:8(095) 105-57-23/24. З А Г А Д К И В Ы Н Е С К А Ж Е Т Е , К А К П Р О Й Т И В Б И Б Л И О Т Е К У ? ТАЙНА ЛИБЕРИИ ИВАНА ГРОЗНОГО ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗА СЕМЬЮ ПЕЧАТЯМИ Знаменитой Александровской слободе - загородной резиден­ ции Ивана Грозного, где он про­ жил 16 лет, исполняется 490 лет. Почти столькоже будоражит умы историков иискателей приключе­ ний тайна Либерии (библиотеки) Ивана Грозного. Сбежавший из Москвы от мя­ тежей царь перевез ее в слобо­ ду - нынешний город Александ­ ров - так как слыл не просто из­ вергом, но извергом просвещен­ ным: много читал, пробовал, и небезуспешно, себя в сочини­ тельстве, питал страсть к музыке. В постельную казну - так на­ зывался государев архив, что был перевезен в слободу, - входили иконы, меха, камни, прочие дра­ гоценности. К последним относи­ лись и книги -. греческие перга­ менты, латинские хронографы, еврейские манускрипты. Скорее всего эти книги были привезены в Москву в XV веке бабкой Ива­ на Грозного - гречанкой Софьей Палеолог, став­ шей женой московского князя Ивана III. Кладоискатели начали охотиться за казной Гроз­ ного сразу же после его смерти. Их охотничий азарт разжигали докумен­ тальные сведения о том, что казна зело пополни­ лась после боярских по­ громов в Торжке, Твери, Новгороде, куда царь вы­ езжал вместе с опричной братией. Несомненно, что при этом также пополнялась и лиое- рия. И не только за счет воен­ ных походов, но и за счет по­ дарков иностранных посланни­ ков, прибывавших в «опричную столицу государства». Большой вопрос - где искать библиотеку: в Александрове или Москве. Русский историк Стеллецкий считол, что Грозный, покинувший слободу после разы­ гравшейся здесь кровавой драмы - убийства царевича Ивана, увез за собой и библиотеку. Стеллец­ кий начал ее искать в Москов­ ском Кремле еще до Октябрь­ ской революции, а закончил в 30-е годы (прошлого века), когда все ходы под Кремлем были пе­ рекрыты железобетонными свая­ ми в связи со строительством ме­ трополитена. К слову, ни Нико­ лай II, ни следом Сталин денег на изыскания ученого не жалели. Другие историки считают, что наиболее перспективным объек­ том в плане поисков библиотеки является музей-заповедник «Алек­ сандровская слобода», располо­ женный на месте бывшей рези­ денции Ивана Грозного. По той хотя бы причине, что психологи­ ческое состояние Грозного после трагедии с престолонаследником вряд ли позволило ему думать о чем-то еще. И если летописи со­ общали, что для выезда из Моск­ вы царю понадобилось несколь­ ко сот возов, то ничего подобно­ го при отъезде из слободы заме­ чено не было. Локальные исследования тер­ ритории музея-заповедника «Александровская слобода» ста­ ли проводиться с 1960-х годов. Было сделано немало интерес­ ных археологических открытий. Но библиотеку не нашли. Около 15 лет назад новую попытку найти ее пред­ принял знаток и ис­ следователь ... п о д ­ з е м н о й Москвы Аза­ ров. В одном из подвалов Александровской сло­ боды он обнаружил уходящее на четыре метра вглубь подземелье, но при дальнейших исследовани­ ях выяснилось, что это всего лишь пустоты от сгнивших деревянных свай. В 1996 году в Александров для поиска библиотеки приезжал Герман Стерлигов, известный как создатель биржи «Алиса». После этого он заявил о «сенсации»: якобы его экспедиция обнаружи­ ла под Покровской церковью, где находились личные палаты Ивана Грозного, большие подзе­ мелья. Но они были обнаружены и вычищены еще в 1956 году мо­ сковским архитектором Сибиря- ковым. К слову сказать, все со­ оружения Александровской сло­ боды имеют огромные, до 5 мет­ ров высотой, подвалы. Но до сих пор не ясно, как они использова­ лись при Грозном - то ли для со­ хранения богатств, то ли как пы­ точные. Занятно, что ни сам биржевик, ни созданный им штаб по розы­ ску библиотеки никаких изыска­ ний на территории слободы не проводили. Стерлигов был там всего один раз, да и то как экс­ курсант. И зачем ему понадоби­ лась шумиха с поиском библиоте­ ки - в музее так никто и не понял. Последний (пока) в этой оче­ реди кладоискателей - депутат Государственной Думы Игошин. Недавно владимирские газеты рассказали о его намере- к нии снарядить экспедицию, » , которая займется в Але- 5 . / \ ксандрове поиском ле­ гендарной библиотеки. С депутатом, в отли­ чие от Стерлигова, все понятно - у него на носу выборы в Госдуму. Поэто­ му не исключено, что заявлен­ ные планы насчет библиотеки - не более чем предвыборные игры на «громкой» теме. И что дальше слов дело не пойдет. Как бы то ни было, музею- заповеднику «Александров­ ская слобода» неугасающий ажиотаж вокруг Либерии Гроз­ ного, конечно же, выгоден для привлечения туристов. Но истина дороже, поэтому его Сотрудники не скрывают своих сомнений, что библио­ тека осталась здесь. По их словам, Грозный дорожил ею так же, как и иконой Владимир­ ской Божией Матери, а потому и то, и другое всегда неотлучно на­ ходилось при нем. Тем не менее и они тоже продолжают искать библиотеку. Правда, ни с киркой и лопатой, а с помощью доку­ ментальных источников. Да толь­ ко уж очень скудны архивы XVI века - они изрядно пострадали во время погромов и пожаров Смутного времени... Нина АРТЕМОВА. Владимирская область. ДЕРБЕНТСКИЙ КОНЬЯЧНЫЙ ЗАВОД, КАК И ПРЕЖДЕ, ОСТАЕТСЯ ПОСТАВЩИКОМ «ДВОРА ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА» Упаси вас Бог закусывать коньяк шоколадом или ли­ моном, посыпанным сахар­ ным песком. Главный техно­ лог и по совместительству на­ чальник цеха розлива дер­ бентского завода, лауреат множества международных коньячных выставок Валерий Данилян считает это жутким кощунством. «Звездный» напиток, по его мнению, идеально сочетается с атласной арбузной мяко­ тью. Для эстетов - подсолен­ ные дольки апельсина. Самое главное: опасайтесь подде­ лок. А то «марочный» коньяк разливают, где придется. Эти умельцы виртуозно подкраши­ вают спиртовую жидкость в нужный цвет. Потом широкий потребитель нос воротит: клопами, дескать, пахнет... - Вот этого отведайте, - бе­ режно плеснул на дно хру­ стального бокала начальник цеха. Тридцатилетняя выдерж­ ка, золотой кубок на прошло­ годней выставке в Ялте, Гран- при в Париже. А запах! Рев­ нивые французы большие коньячные призы так просто не раздают. Тридцатилетний подарил чувство тепла и по­ коя. Такой же, только в наряд­ ных бутылках с этикеткой «Петр Великий», пили «пер­ вые лица» на недавних юби­ лейных торжествах в Санкт- Петербурге. Отпускная цена: 13 тысяч рублей за бутылоч­ ку. - А вот сорокалетней вы­ держки, - продолжил экскур­ сию коньячных дел мастер. - Хрустальные сосуды заказы­ вали на острове Мальта, эти­ кетки печатали в Финляндии, все остальное наше. Глотнуть сорокалетнего - все равно, что припасть к ис­ токам. Эти бочки - ровесницы дербентского завода. Можно сказать, послание потомкам. Сегодня эта коллекция носит, конечно же, название «Пре­ зидент». Бутылка тянет без малого на 20 тысяч целковых, зато наутро голова не болит. - «Президент» - лицо заво­ да, - объясняет Валерий Да ­ нилян. - Это официальный протокольный напиток, поста­ вляемый в высшие госучреж­ дения России. Каждый месяц отгружаем 50 ящиков в адми­ нистрацию президента Рос­ сии. Д а и М И Д наш постоян­ ный клиент. И иностранные дипломатические представи­ тельства... Заводчане с особым вни­ манием наблюдают за теле­ трансляциями с кремлевских приемов и дипломатических раутов. Нет-нет, да и про­ мелькнет знакомая этикетка. Значит, не напрасно с тар а ­ лись, труд каждого «вливается в труд республики». Одним словом, у дербентских собст­ венная гордость! - Как сами пьем? - пере ­ спросил заводской механик дядя М иш а . - Ну, для нас этот напиток больно дорогой, р аз ­ ве что по праздникам позво­ ляем. Дяде М иш е на бутылку м а ­ рочного пришлось бы р аб о ­ тать почти целый месяц. Н а добрый коньяк и цены куса­ чие. Элитные сорта для них разве что понюхать. - Д а и на кой он мне, - м а ­ шет рукой Михаил Захарович. - Мы свое при советской вла­ сти выпили. Тогда через про­ ходную ведрами носили. Представляешь, у меня в по­ гребе в ведерке когда три звезды, когда четыре, а быва­ ло, и чистый пятизвездочный плескался. Н а заводе давно постави­ ли заслон хищениям. Взвод охраны, сплошь бывшие при­ зеры республиканских пер ­ венств по борьбе. Н о самый главный сдерживающий фак­ тор - пресловутая неуверен­ ность в завтрашнем дне. За место на заводе держатся. Погонят с коньячного - пиши пропало! Очередь в отделе кадров на два-три года впе­ ред. - Понимаете, в стотысяч­ ном городе на плаву только мы и завод игристых вин, - де­ лится здешняя кадровичка Лейла . - Когда в начале 1990 -х закрыли оборонное предприятие, лучшие специа­ листы соглашались у нас на любую работу . Наш дворник - бывший замначальника кон­ структорского бюро. Грузчи­ ки, водители - почти все с вы­ сшим образованием . Так что коньячок - корми­ лец. - В восьмидесятых в анти­ алкогольную кампанию, будь она неладна, думали, погиб- Кажды й человек должен выпить свою бо чку . Приблизительно, та кую ... нем, - почти как об империа­ листической войне вспомина­ ет начальник цеха. А что, и впрямь, настоящая война. - Заставили сравнять с землей огромный цех, где вино раз­ ливали. Помните, плодово-вы­ годное? В коньячных подвалах держали круглосуточную обо­ рону. Поступила директива: содержимое бочек в речку спустить. Да это же все рав­ но, что золотые слитки в про­ пасть швырять! Коньячные запасы отстоя­ ли, а вот на том месте, где производили народный напи­ ток «портвейн», долгое время был пустырь. Недавно реши­ ли, чего земле пропадать. Разбили на огороды. Теперь возделывают урожай прямо на рабочем месте. Механик дядя Миша угостил собствен­ ной редиской. Под коньячок, конечно, не годится, зато ви­ тамины. - На свадьбу или похороны ящик «Дербента» - святое де­ ло, - продолжает перечень социальных гарантий Валерий Данилян. - Еще бесплатную путевку в санаторий на бере­ гу Каспийского моря. Одним словом, сотрудникам есть за что держаться. Держатся они с честью. На престижных выставках хвата­ ют звезды на этикетки. Пом­ нят о неприходящих ценно­ стях. - - Десять лет назад, когда производство было на грани банкротства, сумели выпус­ тить эксклюзивную партию марочного коньяка «Журав­ ли». Сто бутылок вручили на­ кануне 70-летнего юбилея на­ шему давнему приверженцу Расулу Гамзатову. Теперь вот в сентябре народному поэту стукнет 80. Готовим подарок. Скорее всего назовем «Мой Дагестан», - по секрету сооб­ щил начальник коньячного це­ ха. Пригубили и юбилейного - хорош! Тонкий знаток Расул Гамзатович должен оценить по достоинству. - Качество гарантируем! - подчеркивает мой собесед­ ник. - А по поводу подделок - не обессудьте. Это забота компетентных органов. У нас же продукция фирменная. Са­ мая простая этикетка имеет десять степеней защиты, пробки по французской тех­ нологии. Что поделаешь, если многие «под Дербент» «ко­ сят»? «Под Дербент» пытаются работать даже иностранные производители. Недавно на­ крыли подпольный цех по роз­ ливу дагестанского в... Израи­ ле. Оказалось, подпольно возделывали коньячную ниву бывшие наши соотечествен­ ники, в разное время трудив­ шиеся на коньячном заводе в городе Дербенте. Марка рас­ крученная, руки помнят... Алексей ПАНОВ. ДЕРБЕНТ - МОСКВА. ПО С Т А Р Ы М А Д Р Е С А М ПЯТИЗВЕЗДОЧНЫЙ ГЕНЕРАЛ В ПАПАХЕ ДЕЛОВОЙ Учредится «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано МинистерствомРФпо дела»м печати, телерадиовещания и средствмассовых коммуникаций Рег. ПИ Ив 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главныйредактор Редакционный совет: Ф .Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 2 4 ,8-й этаж. B .Симонов. Телефон для справок: (095) 2 5 7 -3 7 -9 2 . Л .Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Телеф он/ф акс отдела рекламы : (095) 2 5 7 -3 8 -4 2 . C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-пшН: у?огп!к@ас11.п1 «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. курьер» (11етрозаводск «Тюменская правда» ск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забойкольский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск). «Тамбовская жизнь» (Тамбов),

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz