Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

11111 Ш И П Е Ц К А Я • ' Ж г а з е т а ь , I . 1 : 1 ... . СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В Г о с у д а р с т в е н н о м а р х и в е Л и п е ц к о й о б л а с т и с о х р а н и л а с ь а к т о в а я з а п и с ь № 1 6 , д а т и р у е м а я 1 9 1 3 г о д о м . В о т е е с о д е р ж а н и е : « П о к р о в с к а я ц е р к о в ь Е л ь ц а , 1 9 1 3 г о д . 2 8 м а я , а / з а п и с ь № 1 6 , 2 9 — к р е щ е н и е , Т и х о н — в ч е с т ь с в . Т и х о н а , п р а з д н у е м о г о 1 3 а в г у с т а . Р о д и т е л и : е л е ц к и й м е щ а н и н Н и к о л а й И в а н о в и ч Х р е н н и к о в и з а к о н н а я ж е н а е г о В а р в а р а В а с и л ь е в н а , о б а п р а в о с л а в н ы е . В о с п р е е м н и к и : е л е ц к и й м е щ а н и н П а н т е л е й м о н И в а н о в и ч Х р е н н и к о в и з а к о н н а я ж е н а е л е ц к о г о м е щ а н и н а А л е к с а н д р а К о н с т а н т и н о в и ч а З а й ц е в а А н н а И в а н о в н а » . Н и к т о в т о т д е н ь н е п р е д п о л а г а л , к а к а я з а в и д н а я , в ы с о к а я с у д ь б а ж д е т э т о г о м л а д е н ц а . . . Но уж е в школе обрати­ ли внимание на его редкую музыкальность. Первым был учитель пения Иван Матве­ евич З и з ю к и н . Он у в л е к мальчика хоровым искусст ­ вом, и грой в струнном орке­ стре, где Тихону поручалась не совсем о бы чна я роль . «Знаете, с чего началось мое увлечение музыкой? — вспо­ м инает ко м п о з и т о р . — С и гры на стаканах. Да, да, не смейтесь, я даже солировал в ш кольном оркестре. Раз­ ный уровень воды в стака ­ нах позволял извлекать из н и х звучание полной о кта ­ вы , и это было наподобие ксилофона *. В 9 лет сбылась его меч­ та: он начал учиться играть на фортепиано. А в 13 на­ писал фортепианный этюд. П о том п о я в и л и с ь д р у ги е этюды, вальсы, миниатюры , а затем и романсы. И х пер­ выми слушателями были его с в е р с т н и к и — е л е ц к и е ш ко л ьн и ки . В 1928 году Тихон побы­ вал в Москве. Сам Хренни ­ ков говорил впоследствии: «Первый человек, который посоветовал мне избрать му ­ зы к у своей специальностью, который подарил мне много нот для изучения и начал обучать теории композиции , был М и х а и л Ф а б и а н о в и ч Гнесин * . Он не торопил сво­ его нового знакомого с о кон ­ чательным решением, посо­ ветовал ему закончить ш к о ­ лу в родном городе, просил писать, сообщать о ж и з н и и м узы кальны х занятиях . « У ч и т е с ь , д ум а й те и , главное, учитесь думать, мо­ лодой человек, а ко гда ре­ шите для себя окрнчатель- нр, быть или не. быть-музы* л кантом , приезжайте в Мос­ к в у * , — т а к напутствовал Гнесин елецкого гостя. И решение было п риня ­ то. 16-летний Хренников по­ ступает в музы кальный тех ­ н и к у м им . Гн е си ны х , где обучается сразу по двум спе­ циальностям — композиции у М .Ф . Гнесина и Генриха Л и ти н с ко го и фортепиано у Еф роим а Г е л ьм а н а . А с 1932 года — обучение в Мос­ к о в с к о й ко н се р в а т о р и и у Виссариона Шебалина и Ген­ риха Нейгауза. Вот к а к и м предстает мо­ лодой композитор в воспо­ м и н а н и я х : «Он был «но ­ вень кий * и сразу привлекал вним ание своей ю ностью , с в е ж е с т ь ю м и л о в и д н о г о л и ц а , р а с с ы п а ю щ и м и с я светлыми волосами и серь­ езной сосредоточенностью, вним а тел ьно стью , н е о ж и ­ данно см е н яющ им и ся о т ­ кры то й общительностью и острой реакцией на смешное. Смех его, чуть глуховатый, был та к заразителен, что мы смеялись еще и от удоволь­ ствия посмеяться с ним вме­ сте*. Консерваторию он о кон ­ чил с отличием, его фами­ лия занесена на мраморную консерваторскую Д ос ку по­ чета. К моменту сдачи госэк- заменов Хренников был уже автором Первой симфонии, Концерта для фортепиано с оркестром, романсов на сти ­ х и А .С . П уш ки н а , м у зы ки к спе кта кл ям «М и к * в детс­ ком театре и «Много шума из ничего» в театре им . Вах­ тан гова . Премьера Первой симфонии состоялась в Мос­ кве под управлением всемир­ но известного дирижера Ге­ орга Себастьяна. Среди дру­ ги х ее интерпретаторов — Л . С то ко в с ки й , Ю . Орманди, Ш . Мю нш , А . Адлер. Не ме­ нее популярен Первый к о н ­ церт для фортепиано с орке­ стром, звучавший с десятков ф и л а р м о н и ч е с к и х эстрад разных стран мира в тр а к ­ товке прославленных пиани­ стов, причем среди н и х од­ ним из л учш и х был сам ав­ тор. В 1935 году Хренни ков играл свой Первый концерт в Ленинграде на I I Между ­ н а р о д н ом ф естивале и с ­ кусств . Дирижер Мелик-Па- шаев вспоминал: « ...Ю ный композитор и пианист та к волновался, что н и к а к не мог решиться выйти на сце­ н у . М не б у к в а л ь н о п р и ­ шлось его вы тол кнуть ...» Однако все обошлось бла­ гополучно . К р и т и к а писала о крупном , почти сенсацион­ ном успехе. Первая симфо­ ния Хренникова та кж е вы­ зывала множество откликов в прессе. Например: «Музы ­ к а симфонии яр ка , свежа, вы пукло контрастна без на­ з о й л и в о с т и . Она з в у ч и т очень бодро, несмотря на преобладание минорных ла­ дов, и , безусловно, доходчи­ ва, понятна массовой ауди­ тории». Стремительный творчес­ к и й взлет! В очень коро тки й срок юноша из Ельца вошел в к р у г столичных музыкан - . тов. Москва, станет для него , второй родиной, но в Ельце , он оставил частицу сердца. Много лет спустя, вспо­ миная о детстве, о днях , к о г ­ да к Ельцу подходили пол­ к и Дени кина и Мамонтова, Т и хон Н и колае ви ч писал : «Разве забыть, к а к мы, маль­ ч и ш к и , провожали востор­ женным взглядом отряд к у р ­ сантов, который проходит по нашей улице , направляясь на фронт. А во главе его идет мой брат! И я шагаю за ним го р ды й , сча с тливы й и не слышу, к а к на окраинах уже строчат пулеметы». И еще: «Тревожное напряжение тех дней неизгладимо и навсег­ да осталось в сердце вместе с тихой поэзией мирной ж и з ­ ни родимого города и м узи ­ цирования в яблоневых са­ дах». События эти найдут отра­ жение в его первой опере «В бурю». Премьера — в октяб ­ ре 1939 года. Это памятная веха в истории советского оперного жанра . Владимир Иванович Н ем ирович -Дан ­ ченко , ознакомившись с за­ мыслом молодого автора, ре­ шил сам ставить спектакль . Вот его вы с ка зы в а н и е об этом сочинении: «Свежесть мелодического дара Т . Хрен­ н и к о в а , непосредственная простота и выразительность м у з ы к и вы звали в театре мечту увлечь Хренникова на совместную с театром рабо­ ту . Всю оперу пронизывает идея искания народом ли ч ­ ной и социальной правды. К ом п о зи то р нашел м у зы ­ кальные и вокальные крас ­ к и , которые волнуют актера и делают создание каждой роли увлекательным твор­ ческим трудом... Композитор внес в оперу современную мысль , сил у тра гиче с ко го напряжения и нежную ли ­ р и ку» . Хренни ков любил и лю ­ бит театр, он увлеченно ра­ ботал в содружестве с вах- танговцами, написав музы ­ к у к с п е к т а к л я м «М но го шума из ничего» , «Без вины виноватые», «Шел солдат с фронта», «Дон К и х о т » . А последняя очень заметная предвоенная работа Хренни ­ кова — м узы ка к кинофиль­ м у «С в и н а р ка и п а с тух» (1941). Успех этой замеча­ тельной комедии во многом обусловлен м у зы к о й Т .Н . Хренникова . Песни из нее и сейчас ж и в у т на концертной эстраде, звучат по радио и с телеэкранов. Грозные годы В еликой Отечественной войны моло­ д о й , еще не д о с т и гш и й 30-летия композитор встре­ тил во всеоружии професси­ онального мастерства. Мас­ штабным свершением Хрен­ ни кова в те годы была Вто­ рая симфония, пронизанная предощущением грядущ ей Великой Победы. Тогда же н а п и с а н ы зам ечательны е песни, такие к а к «Проща­ ние» . А незадолго до Д ня Победы на э краны вышел фильм «В шесть часов вече­ ра после войны» с музы кой нашего земляка. Звучащие там мелодии «Но дело не в этом, друзья», «На грозную би тв у вставайте» , «Ка за к уходил н а в о и н у » и , на ко ­ нец, неудержимая в своей динамичной маршевой по ­ ступи «Песня артиллерис­ тов» — подлинные шедевры. Еще одна любимая мно­ гим и работа Т. Хренникова этого времени — м узы ка к пьесе А . Гладкова «Давным- давно». Позже она послужи ­ ла основой для фильма и ба- лета* С 1941 года Тихон Н и ­ колаевич стал заведующим музыкальной частью Цент­ рального театра Советской А рм ии , принимал активное участие в работе фронтовых художественных бригад. В п о сл е в о е н ны е го д ы ком по зи торс кая , ор ганиза ­ ц и о н н о -тв о р ч е с ка я , обще­ ственная деятельность Т .Н . Хренникова становится все шире и многообразнее . В 1948 году он был избран ге­ неральным секретарем Со­ юза со ве тс ки х ком п о зи т о ­ ров. Свыше сорока лет Т .Н . Хренников руководил всесо­ юзной композиторской орга­ низацией. Много позже Т и ­ хо н Н и к о л а е в и ч с к а ж е т : «Н е с ом н е н н о , ч т о общ е ­ ственная деятельность, по ­ стоянное общение с людьми очень обогащает человека, музы канта , хотя и отнима­ ет много времени, но я не жалею о том, что моя судь­ ба сложилась та ки м обра­ зом. Мне кажется , что наша эпоха просто требует от х у ­ дож ни ка сочетания творчес­ кой и общественной деятель­ ности. Для меня это даже не обязанность, а естественная внутренняя потребность». В конце 50-х Хренников вновь заставил говорить о себе к а к о композиторе. Им созданы ком иче с кая опера «Много ш ум а . . . из-за сер­ дец» и детская опера «Маль­ чи к -вели кан» , балеты «Лю ­ бовью за любовь» и «Гусар­ с к а я баллада» , о пер е т та «Сто чертей и одна девуш­ ка» , музыкальная хрони ка «Белая ночь», ком ическая опера «Доротея», шесть и н ­ струментальных концертов, Т р е т ь я с и м ф о н и я , ц и к л с к р и п и ч н ы х пьес ... «Я не мог бы выделить, — призна­ ется он, — из всех жанров, в ко то ры х работаю , един ­ ственный , чтобы отметить его особым пристрастием . Все о н и о д и н а к о в о в а ж ­ ны ...» К том у ж е Х р е н н и к о в уж е многие годы один из ве­ дущ их профессоров Москов­ ской консерватории. Он вос­ питал нес кол ь ко десятков композиторов — очень раз­ ны х и я р к и х . Тихон Н и к о ­ лаевич не обойден признани­ ем. Герой Социалистическо­ го Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Г о с у д а р с тв е н ны х п р ем и й СССР и РСФСР, народный депутат СССР, председатель правления Союза ком по зи ­ торов СССР, президент А с ­ социации деятелей советс­ ко й м у зы ки Союза советс­ к и х обществ дружбы и кул ь ­ турны х связей с зарубежны­ ми странами. Но при том, что Тихон Николаевич н и ­ ко гда не допускает, чтобы просто где-то «числиться», а всегда а ктивен , главным для него была и остается м у зы ка . Т а к было и в 13 лет, ко гда он сочинил пер­ вый этюд, та к это и сегод­ ня , ко гда он, несмотря на возраст, продолжает удив ­ лять новыми произведения­ ми — от песни до масштаб­ но го балета. « .. .Н евольно напрашивается слово, ко то ­ рым х о ч е т с я о п редели ть главную черту композитора. Это слово — щедрость! Щед­ рость таланта, д уш и , чело­ веческого и художественно ­ го обаяния». Т а к просто и точно сказал о мастере дру­ гой мастер — композитор Ю рий Ш апорин . Алексей О ВЧИННИ КО В , заведующий отделом театрально -м узы кально го краеведения областного музея. КНИЖНЫЕ НОВИНКИ ПОСВЯЩАЕТСЯ ЮБИЛЯРУ Очередной, десятый, вы п ус к сборника «Елецкая быль», созданный совместно коллективом учены х § Е ГУ имени И . А . Бунина 11 и сотрудниками Н К Ц «Прожектор» , посвящен | земляку-юбиляру. К н и га | т а к и называется «Наш § Тихон Х ренни ков . К 90-летию ком п о зи т о р а » . ! В этой кн и ге — воспоминания о встречах ■ с Тихоном Николаевичем \ преподавателей музыкально ­ педагогического факультета Е ГУ доцента ЕГУ , кандидата искусствоведения, члена | Союза композиторов России и Узбекистана || Леонида Юсупова, доцента Е ГУ , члена Союза композиторов У кр а и ны Валерия Завального и м но ги х | других . РЕПОРТАЖ отчиидом У д о м о в , к а к и у л ю д е й , есть д у ш а и л и ц о , в ы р а ж а ю щ и е и х суть . А е щ е о н и с тар я т с я , к а к л ю д и , в е тш а ю т , п р е в р а щ а ю т с я в р а з в а л и н ы . И п р о н и х з а б ы в аю т . Н о н е п р о все! Д о м , г д е р о с Т и х о н Х р е н н и к о в , т р и г о д а н а з а д с тал м у з е е м . О н и зв е с т ен к а ж д о м у е л ь ч а н и н у . ... — А этот экспонат, — младший научны й сотруд­ н и к Алла Доценко подвела очередную г р у п п у э к с к у р ­ сантов — шестиклассников из Елецкого района к флаг­ ш то ку с российским флагом, — появился здесь только в прошлом году. До этого он хранился у Тихона Н икола ­ евича, который получил его в подарок от первого прези­ дента России Бориса Ельци­ на к 85-летию. Кстати , та­ к и х флагов в стране всего два: у Ельцина и вот теперь у нас. Это — один из тысячи с лишним экспонатов, собран­ ны х в Доме-музее. П о ка Алла Николаевна водила ребят из зала в зал, рассказывая о гастрольной д е я те л ь н о с т и м у з ы к а н т а («Обратите внимание на афи­ ши на японском , болгарском я зы ках , а вот, пожалуйста, концертный костюм , в нем композитор объездил полми- ра» ) , о п о д а р ка х (н а ц и о ­ нальные костюмы со всей планеты, раритетные стату­ э тки и многое другое), пере­ д а н ны х ком п о зи то р ом на хранение, я перелистывала фотоальбом — свидетеля частых приездов Х ренни ко ­ ва в Елец. Но еще больше заинтересовали с тр ан ицы К н и ги отзывов посетителей. За полгода музей посеща­ ет до полутора тысяч человек! Любопы тства ради начала считать, сколько же из них оставили на этих страницах свои «бла годарю» . К о гд а число перевалило за вторую сотню, я оставила эту затею. Да и дело не в арифметике, не в том, сколько людей по­ бывало в гостях у Хренни ко ­ ва. К уда важнее , что они унесли в своем сердце части­ цу тепла и света. И все же о К н и ге этой надо сказать поподробнее. Она сама уже — уникальный экспонат. На первом листе — запись, сделанная самим Тихоном Н и колаеви чем в день откры тия Дома-музея, в о с ьм о го с е н т я б р я 200 0 года: «Я невероятно благо­ дарен всем, кто принимал участие в. создании этого дома. Дляйменя это возвра­ щение в отцовский дом пос­ ле семидесятилетнего блуж ­ дания по миру. Наконец-то я дома! Я счастлив! Спасибо большое!» Маэстро не лукавил и не льстил. Несложно предста­ вить, что испытал он, войдя под о тч и й кр о в и увидев столько знакомых с детства предметов. Здесь все, к а к было когда-то. На обзорной э кс к у р с и и вам р а сс каж у т , что Тихон Николаевич у з ­ нал в старом сундуке ту са­ мую «укладку» , на которой спали старшие братья. Со­ хранена планировка, в двух м ем о р и а л ь ны х к о м н а т а х вещи расставлены точно та к же , к а к в пору, ко гда Маэс­ тро был просто мальчиком Тишей, Тихоном ... Листаю дальше. А рхите к ­ торы-реставраторы из М ос к ­ вы, профессора, пенсионеры и ш ко л ь н и ки . Пожелания на японском , признания в любви к русской музы ке на китайском . И вновь нахож у интересное свидетельство: «Я знаю доро го го Т и хона Николаевича более тридца­ ти лет благодаря Наталии Сац. Личное общение с этим человеком было радостным: рассказы Наталии Ильинич ­ ны о ткры вал и биографию Тихона Николаевича, начи­ ная с его консерваторских лет. Много в ни х было о дет­ стве, о Ельце. И вот я вдох­ нул атмосферу этого детства благодаря музею». Это за­ пись директора Московско ­ го государственного акаде­ м и че с ко го детско го м у зы ­ кального театра имени Н . И . Сац В. Проворова. Да, к отчему дому ком ­ позитора в Ельце отношение особое. Вот и к нынешнему юбилею музей похорошел — он ведь тож е своего рода им енинник , и 10 июня сюда с поздравлениями придут го ­ сти. А сами сотрудники Дома- музея тем временем продол­ жаю т изучать архивные ма­ териалы. В фондах хранят­ ся десять папо к , на протя­ ж ении всей ж и з н и бережно собиравшиеся женой Маэс­ тро Кларой Арнольдовной: про грамм ки концертов, са­ мые первые газетные и ж у р ­ нальные статьи, фотографии и другие материалы о твор­ ческой деятельности музы ­ канта . Готовят к празднику м у зе йщ и ки и конц ер тн ую программу. Що традиции в стенах дома зазвенят голо­ са ребят из детской м узы ­ кальной ш колы № 1, проде­ монстрируют свое искусство студенты училищ а искусств имени Тихона Хренникова . В день рождения Маэстро бу­ дут звучать авторские ком ­ позиции и , конечно , произ­ ведения самого Тихона Н и ­ колаевича. Осматривая экспозицию , невольно поймала себя на мы сли : а ведь, наверное, Х р е н н и ко в у было безумно жаль расставаться с дороги­ ми и памятными сердцу ве­ щами! Это для нас они экс ­ п о н а ты , а для не го -то — часть ж и зн и . Будь то люби­ тельские, пожелтевшие фо­ тоснимки или юбилейное по­ здравление Святейшего Пат­ риарха Московского и Всея Руси Але ксия Второго ... — Да, Тихону Николае­ вичу нелегко отдавать нам все это, — подтверждают со­ тр уд ни ки музея. — «Когда меня не будет, забирайте все», — порою говорит он. Но не будь музея, московс­ ка я квартира в Арбатском переулке просто не вмести­ ла бы все подарки и редкие вещи. Ведь Х р е н н и ко в — ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА ! Он по -преж нем у полон энергии. Известно, что в мае в Омском музыкальном те­ атре состоялась премьера мюзикла «В шесть часов ве­ чера после войны» — чи та ­ тели наверняка помнят од­ ноименный фильм, для к о ­ торого Х ренни ков написал м узы ку . Бывает, рассказывали в музее, композитор звонит и делится новыми задумками. Вспомнилась и такая исто­ рия . Побывав на концерте одаренных во сп и та н ни ко в училищ а искусств и м узы ­ кал ь ной ш ко л ы Ельца из его произведений, ком п о зи ­ тор с сожалением произнес: «Я, оказывается, та к мало писал для детей!» Вернулся в М оскву , к своему роялю , и вот — в этом году появил ­ ся новы й альбом «Ш есть детских пьес для фортепиа­ но». Совсем недавно на оче­ редном концерте наши елец­ кие м у зы кан ты исполняли две пьесы из этого нового альбома. И еще о звонках. Тихон Николаевич частенько звонит уже на следующий день пос­ ле отъезда в Москву, и в труб­ ке слышится грустное: «Как же я уже соскучился по Ель- цу!» Милада Ф Е ДЮ КИ Н А . МАЭСТРО. ПЕРЕДИМЕНЕМТВОИМ! В б у д у щ е м г о д у Е л е ц к о м у го с у д а р с т в е н н о м у у ч и л и щ у и с ку с с тв и сп о л н и тс я т р и д ц а т ь пять л е т . О н о п о д го т о в и л о б о л е е ты сячи с п е ц и а л и с т о в , е г о с ту д е н ты с т а н о в и л и с ь п о б е д и т е л я м и , д и п л о м а н т а м и и л а у р е а т а м и к р у п н ы х м е ж д у н а р о д н ы х и в с е р о с с и й с к и х к о н к у р с о в . С а м ы е я р к и е с т р а н и ц ы в и с т о р и ю ЕГУИ в п и с аны з а п о с л е д н е е д е с я т и л е т и е — с т о г о п а м я т н о г о 1 9 9 3 г о д а , к о г д а е м у бы л о п р и с в о е н о и м я Т и х о н а Н и к о л а е в и ч а Х р е н н и к о в а . Е стественно, приезжая в Елец, композитор не об­ ходит стороной старин­ ный особняк на улице Мира. И в училищ е , возглавляе­ мом Александром Меркуло ­ вым, знают: будет трудно — Маэстрохпридет на помощь. Именно Х ренни ков мно­ гое сделал, чтобы здесь по ­ явился свой концертный зал — с хорошей а к у с ти ко й и инструментами . Он обратил в н и м а н и е М и н и с т е р с т в а к у л ь туры на старинный го ­ родок с богатыми к у л ь т у р ­ ным и традициями . К голо­ с у Т и х о н а Н и к о л а е в и ч а прислуш иваю тся и столич­ ные ч и н о в н и ки , и , разуме­ е тся , областное р у к о в о д ­ ство. На о т кры ти и концертно ­ го зала, состоявшемся два года назад, Тихон Н и ко л а ­ евич был самым дорогим го ­ стем . Надо ли объяснять , чьи произведения исполня ­ лись со сцены в тот торже ­ ственный день? Теперь здесь устраивают концерты и фе­ стивали . В н и х участвую т известные хоры , м у зы к а н ­ ты , соли сты , дебю тирую т одаренные студенты . К с та ­ ти , на последнем региональ­ ном с т у д е н ч е с к о м м у з ы ­ кальном фестивале, посвя­ щ енном 90 -л е тию Т и х о н а Хренникова , часть к о н к у р с ­ ной программы проходила к а к раз в этом зале. Если правда, что дома и стены по­ могают , то хору училищ а , занявш ем у первое место, в этом смы сле , м о ж е т , н е ­ м нож е ч ко и повезло ... П итомцы училищ а име­ ни Хренни кова по обилию побед на творческих сорев­ нованиях выделяются среди молодых л и п е ц к и х м у зы ­ кантов . На международных к о н к у р с а х гитаристов пре­ красно выступает недавний вы п у с кн и к училищ а ельча- нин Сергей Урю пи н . И ны ­ нешние студенты весомо за­ являют о себе. Баянисты бра­ тья Константин и Илья Ма­ тю хи ны , И горь Балабанов, гитарист Вячеслав Калинин и другие за последние не­ сколько лет завоевали ти т у ­ лы лауреатов и призеров на в с е р о с с и й с ки х к о н к у р с а х «О р л о в с к а я в е с н а -9 9 » в Орле, имени В. Гридина в К урс ке , на международных ко н к у р с а х «Петро-Павлов- ские ассамблеи гармоники» и «Звуки и кр а с ки музы ки» в Санкт-Петербурге, «Играй, баян» в Ржеве, имени Под­ горного в Губкине , на треть­ и х Дельф ийских молодеж­ ны х и грах в Волгограде — кстати , это случилось толь­ ко что, в мае. Не только в Ельце знают и любят фортепианный дуэт преподавателей у ч и л ищ а Людмилы Гавриловой и На­ тальи Тюриковой . Он дваж ­ ды выступал с концертами в Германии, а в прошлом году принял участие в Междуна ­ родном конкурсе-фестивале камерно го м узици рования «И граю т у ч е н и ки . И граю т учителя» в Сочи, а та кж е в М ежд ународном к о н к у р с е имени Мендельсона в М ос к ­ ве. Тамара ТР УФ АНО В А . Н а снимке : трио баянистов: (слева направо) Балабанов И горь , М а тю хи ны — Ко н с та н ти н и Илья. ------------------------------------------------------------------------------ - ВЗГЛЯД ВСТРЕЧИ С казать, что моя встре­ ча с музы кой Тихона Хренникова случилась уже в детстве — значит ска ­ зать банальность. На его музыке выросло уже не одно поколение России. Когда я в начале шестидесятых го ­ дов самостоятельно начал учиться играть на баяне, то первой в моем «репертуаре» оказалась песня «Мы вам расскажем» . Выбирал то, что мне нравилось, пелось друзьями, родителями, со­ седями. А на слуху были к а к раз х р е н н и к о в с к и е «Московские окна» , «Пес­ ня о Москве», «Колыбель­ ная Светлане». Судьба — удивительная ш тука ! После долгих вира­ ж ей она привела меня в Елец. Сюда я вместе с се­ мьей переехал по распреде­ лению после Таганрогского пед и н с ти т у та . Здесь мое з н а к о м с т в о с м у з ы к о й Хренникова, а затем и с са­ мим Маэстро п р о д о л ж и ­ лось. А до того была про­ сто встреча в Москве, куда меня командировали с учеб­ ным планом нового для на­ шего вуза музыкально-педа­ гогического факультета. Мы , увиделись в доме композито­ ра в Плотниковой переулке Арбата. С к а к и м трепетом подходили мы с доч кой к квартире Тихона Николаеви­ ча! Но наши волнения улег­ лись сразу ж е , та к он нас принял. Хренников ознакомился с планом, дал мудрые сове­ ты, к а к организовать дело на факультете. А потом Маэст­ ро делился мыслями о своем балете «Наполеон», о буду­ щей постановке во Франции. Поражали масштаб этого че­ л о в е ка , д а л ь н о в и д н о с т ь , взвешенность, ответствен ­ ность. Вторая встреча — уже в Ельце во время первого ре­ гионального конкурса акаде­ мических хоров имени Хрен­ никова . За кулисами я по­ просил Тихона Николаевича порекомендовать для работы на факультете преподавателя по музыкальной этнографии. Он сразу предложил канди ­ датуру своего друга компози­ тора В. Калистратова. Тот и з -за сем е й ны х об с то я ­ тельств о тказался , но , в свою очередь, порекомендо­ вал профессора го суд ар ­ ственной консерватории В. Щ урова . С тех пор Вяче­ слав Михайлович препода­ ет нашим .студентам русское народ ное м у зы к а л ь н о е творчество, м узы кальную этнографию и южнорусские музыкальные традиции. И вот нашему факуль­ тету пять лет. Тихон Н и ко ­ лаевич присутствовал на от­ четном концерте. Надо было видеть, к а к он лихо отпля­ сывал в хороводе! Это ред­ кая , неиссякающая моло­ дость духа. Многая лета Вам, Тихон Николаевич! Владимир ГОРБЕНКО , заведующий кафедрой хорового дирижирования и народных инструментов, кандидат педа го гических на у к , доцент Елецкого госуниверситета им . И . Бунина .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz