Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
11111 Ш И П Е Ц К А Я • ' Ж г а з е т а ь , I . 1 : 1 ... . СТРАНИЦЫ ЖИЗНИ В Г о с у д а р с т в е н н о м а р х и в е Л и п е ц к о й о б л а с т и с о х р а н и л а с ь а к т о в а я з а п и с ь № 1 6 , д а т и р у е м а я 1 9 1 3 г о д о м . В о т е е с о д е р ж а н и е : « П о к р о в с к а я ц е р к о в ь Е л ь ц а , 1 9 1 3 г о д . 2 8 м а я , а / з а п и с ь № 1 6 , 2 9 — к р е щ е н и е , Т и х о н — в ч е с т ь с в . Т и х о н а , п р а з д н у е м о г о 1 3 а в г у с т а . Р о д и т е л и : е л е ц к и й м е щ а н и н Н и к о л а й И в а н о в и ч Х р е н н и к о в и з а к о н н а я ж е н а е г о В а р в а р а В а с и л ь е в н а , о б а п р а в о с л а в н ы е . В о с п р е е м н и к и : е л е ц к и й м е щ а н и н П а н т е л е й м о н И в а н о в и ч Х р е н н и к о в и з а к о н н а я ж е н а е л е ц к о г о м е щ а н и н а А л е к с а н д р а К о н с т а н т и н о в и ч а З а й ц е в а А н н а И в а н о в н а » . Н и к т о в т о т д е н ь н е п р е д п о л а г а л , к а к а я з а в и д н а я , в ы с о к а я с у д ь б а ж д е т э т о г о м л а д е н ц а . . . Но уж е в школе обрати ли внимание на его редкую музыкальность. Первым был учитель пения Иван Матве евич З и з ю к и н . Он у в л е к мальчика хоровым искусст вом, и грой в струнном орке стре, где Тихону поручалась не совсем о бы чна я роль . «Знаете, с чего началось мое увлечение музыкой? — вспо м инает ко м п о з и т о р . — С и гры на стаканах. Да, да, не смейтесь, я даже солировал в ш кольном оркестре. Раз ный уровень воды в стака нах позволял извлекать из н и х звучание полной о кта вы , и это было наподобие ксилофона *. В 9 лет сбылась его меч та: он начал учиться играть на фортепиано. А в 13 на писал фортепианный этюд. П о том п о я в и л и с ь д р у ги е этюды, вальсы, миниатюры , а затем и романсы. И х пер выми слушателями были его с в е р с т н и к и — е л е ц к и е ш ко л ьн и ки . В 1928 году Тихон побы вал в Москве. Сам Хренни ков говорил впоследствии: «Первый человек, который посоветовал мне избрать му зы к у своей специальностью, который подарил мне много нот для изучения и начал обучать теории композиции , был М и х а и л Ф а б и а н о в и ч Гнесин * . Он не торопил сво его нового знакомого с о кон чательным решением, посо ветовал ему закончить ш к о лу в родном городе, просил писать, сообщать о ж и з н и и м узы кальны х занятиях . « У ч и т е с ь , д ум а й те и , главное, учитесь думать, мо лодой человек, а ко гда ре шите для себя окрнчатель- нр, быть или не. быть-музы* л кантом , приезжайте в Мос к в у * , — т а к напутствовал Гнесин елецкого гостя. И решение было п риня то. 16-летний Хренников по ступает в музы кальный тех н и к у м им . Гн е си ны х , где обучается сразу по двум спе циальностям — композиции у М .Ф . Гнесина и Генриха Л и ти н с ко го и фортепиано у Еф роим а Г е л ьм а н а . А с 1932 года — обучение в Мос к о в с к о й ко н се р в а т о р и и у Виссариона Шебалина и Ген риха Нейгауза. Вот к а к и м предстает мо лодой композитор в воспо м и н а н и я х : «Он был «но вень кий * и сразу привлекал вним ание своей ю ностью , с в е ж е с т ь ю м и л о в и д н о г о л и ц а , р а с с ы п а ю щ и м и с я светлыми волосами и серь езной сосредоточенностью, вним а тел ьно стью , н е о ж и данно см е н яющ им и ся о т кры то й общительностью и острой реакцией на смешное. Смех его, чуть глуховатый, был та к заразителен, что мы смеялись еще и от удоволь ствия посмеяться с ним вме сте*. Консерваторию он о кон чил с отличием, его фами лия занесена на мраморную консерваторскую Д ос ку по чета. К моменту сдачи госэк- заменов Хренников был уже автором Первой симфонии, Концерта для фортепиано с оркестром, романсов на сти х и А .С . П уш ки н а , м у зы ки к спе кта кл ям «М и к * в детс ком театре и «Много шума из ничего» в театре им . Вах тан гова . Премьера Первой симфонии состоялась в Мос кве под управлением всемир но известного дирижера Ге орга Себастьяна. Среди дру ги х ее интерпретаторов — Л . С то ко в с ки й , Ю . Орманди, Ш . Мю нш , А . Адлер. Не ме нее популярен Первый к о н церт для фортепиано с орке стром, звучавший с десятков ф и л а р м о н и ч е с к и х эстрад разных стран мира в тр а к товке прославленных пиани стов, причем среди н и х од ним из л учш и х был сам ав тор. В 1935 году Хренни ков играл свой Первый концерт в Ленинграде на I I Между н а р о д н ом ф естивале и с кусств . Дирижер Мелик-Па- шаев вспоминал: « ...Ю ный композитор и пианист та к волновался, что н и к а к не мог решиться выйти на сце н у . М не б у к в а л ь н о п р и шлось его вы тол кнуть ...» Однако все обошлось бла гополучно . К р и т и к а писала о крупном , почти сенсацион ном успехе. Первая симфо ния Хренникова та кж е вы зывала множество откликов в прессе. Например: «Музы к а симфонии яр ка , свежа, вы пукло контрастна без на з о й л и в о с т и . Она з в у ч и т очень бодро, несмотря на преобладание минорных ла дов, и , безусловно, доходчи ва, понятна массовой ауди тории». Стремительный творчес к и й взлет! В очень коро тки й срок юноша из Ельца вошел в к р у г столичных музыкан - . тов. Москва, станет для него , второй родиной, но в Ельце , он оставил частицу сердца. Много лет спустя, вспо миная о детстве, о днях , к о г да к Ельцу подходили пол к и Дени кина и Мамонтова, Т и хон Н и колае ви ч писал : «Разве забыть, к а к мы, маль ч и ш к и , провожали востор женным взглядом отряд к у р сантов, который проходит по нашей улице , направляясь на фронт. А во главе его идет мой брат! И я шагаю за ним го р ды й , сча с тливы й и не слышу, к а к на окраинах уже строчат пулеметы». И еще: «Тревожное напряжение тех дней неизгладимо и навсег да осталось в сердце вместе с тихой поэзией мирной ж и з ни родимого города и м узи цирования в яблоневых са дах». События эти найдут отра жение в его первой опере «В бурю». Премьера — в октяб ре 1939 года. Это памятная веха в истории советского оперного жанра . Владимир Иванович Н ем ирович -Дан ченко , ознакомившись с за мыслом молодого автора, ре шил сам ставить спектакль . Вот его вы с ка зы в а н и е об этом сочинении: «Свежесть мелодического дара Т . Хрен н и к о в а , непосредственная простота и выразительность м у з ы к и вы звали в театре мечту увлечь Хренникова на совместную с театром рабо ту . Всю оперу пронизывает идея искания народом ли ч ной и социальной правды. К ом п о зи то р нашел м у зы кальные и вокальные крас к и , которые волнуют актера и делают создание каждой роли увлекательным твор ческим трудом... Композитор внес в оперу современную мысль , сил у тра гиче с ко го напряжения и нежную ли р и ку» . Хренни ков любил и лю бит театр, он увлеченно ра ботал в содружестве с вах- танговцами, написав музы к у к с п е к т а к л я м «М но го шума из ничего» , «Без вины виноватые», «Шел солдат с фронта», «Дон К и х о т » . А последняя очень заметная предвоенная работа Хренни кова — м узы ка к кинофиль м у «С в и н а р ка и п а с тух» (1941). Успех этой замеча тельной комедии во многом обусловлен м у зы к о й Т .Н . Хренникова . Песни из нее и сейчас ж и в у т на концертной эстраде, звучат по радио и с телеэкранов. Грозные годы В еликой Отечественной войны моло д о й , еще не д о с т и гш и й 30-летия композитор встре тил во всеоружии професси онального мастерства. Мас штабным свершением Хрен ни кова в те годы была Вто рая симфония, пронизанная предощущением грядущ ей Великой Победы. Тогда же н а п и с а н ы зам ечательны е песни, такие к а к «Проща ние» . А незадолго до Д ня Победы на э краны вышел фильм «В шесть часов вече ра после войны» с музы кой нашего земляка. Звучащие там мелодии «Но дело не в этом, друзья», «На грозную би тв у вставайте» , «Ка за к уходил н а в о и н у » и , на ко нец, неудержимая в своей динамичной маршевой по ступи «Песня артиллерис тов» — подлинные шедевры. Еще одна любимая мно гим и работа Т. Хренникова этого времени — м узы ка к пьесе А . Гладкова «Давным- давно». Позже она послужи ла основой для фильма и ба- лета* С 1941 года Тихон Н и колаевич стал заведующим музыкальной частью Цент рального театра Советской А рм ии , принимал активное участие в работе фронтовых художественных бригад. В п о сл е в о е н ны е го д ы ком по зи торс кая , ор ганиза ц и о н н о -тв о р ч е с ка я , обще ственная деятельность Т .Н . Хренникова становится все шире и многообразнее . В 1948 году он был избран ге неральным секретарем Со юза со ве тс ки х ком п о зи т о ров. Свыше сорока лет Т .Н . Хренников руководил всесо юзной композиторской орга низацией. Много позже Т и хо н Н и к о л а е в и ч с к а ж е т : «Н е с ом н е н н о , ч т о общ е ственная деятельность, по стоянное общение с людьми очень обогащает человека, музы канта , хотя и отнима ет много времени, но я не жалею о том, что моя судь ба сложилась та ки м обра зом. Мне кажется , что наша эпоха просто требует от х у дож ни ка сочетания творчес кой и общественной деятель ности. Для меня это даже не обязанность, а естественная внутренняя потребность». В конце 50-х Хренников вновь заставил говорить о себе к а к о композиторе. Им созданы ком иче с кая опера «Много ш ум а . . . из-за сер дец» и детская опера «Маль чи к -вели кан» , балеты «Лю бовью за любовь» и «Гусар с к а я баллада» , о пер е т та «Сто чертей и одна девуш ка» , музыкальная хрони ка «Белая ночь», ком ическая опера «Доротея», шесть и н струментальных концертов, Т р е т ь я с и м ф о н и я , ц и к л с к р и п и ч н ы х пьес ... «Я не мог бы выделить, — призна ется он, — из всех жанров, в ко то ры х работаю , един ственный , чтобы отметить его особым пристрастием . Все о н и о д и н а к о в о в а ж ны ...» К том у ж е Х р е н н и к о в уж е многие годы один из ве дущ их профессоров Москов ской консерватории. Он вос питал нес кол ь ко десятков композиторов — очень раз ны х и я р к и х . Тихон Н и к о лаевич не обойден признани ем. Герой Социалистическо го Труда, народный артист СССР, лауреат Ленинской и Г о с у д а р с тв е н ны х п р ем и й СССР и РСФСР, народный депутат СССР, председатель правления Союза ком по зи торов СССР, президент А с социации деятелей советс ко й м у зы ки Союза советс к и х обществ дружбы и кул ь турны х связей с зарубежны ми странами. Но при том, что Тихон Николаевич н и ко гда не допускает, чтобы просто где-то «числиться», а всегда а ктивен , главным для него была и остается м у зы ка . Т а к было и в 13 лет, ко гда он сочинил пер вый этюд, та к это и сегод ня , ко гда он, несмотря на возраст, продолжает удив лять новыми произведения ми — от песни до масштаб но го балета. « .. .Н евольно напрашивается слово, ко то рым х о ч е т с я о п редели ть главную черту композитора. Это слово — щедрость! Щед рость таланта, д уш и , чело веческого и художественно го обаяния». Т а к просто и точно сказал о мастере дру гой мастер — композитор Ю рий Ш апорин . Алексей О ВЧИННИ КО В , заведующий отделом театрально -м узы кально го краеведения областного музея. КНИЖНЫЕ НОВИНКИ ПОСВЯЩАЕТСЯ ЮБИЛЯРУ Очередной, десятый, вы п ус к сборника «Елецкая быль», созданный совместно коллективом учены х § Е ГУ имени И . А . Бунина 11 и сотрудниками Н К Ц «Прожектор» , посвящен | земляку-юбиляру. К н и га | т а к и называется «Наш § Тихон Х ренни ков . К 90-летию ком п о зи т о р а » . ! В этой кн и ге — воспоминания о встречах ■ с Тихоном Николаевичем \ преподавателей музыкально педагогического факультета Е ГУ доцента ЕГУ , кандидата искусствоведения, члена | Союза композиторов России и Узбекистана || Леонида Юсупова, доцента Е ГУ , члена Союза композиторов У кр а и ны Валерия Завального и м но ги х | других . РЕПОРТАЖ отчиидом У д о м о в , к а к и у л ю д е й , есть д у ш а и л и ц о , в ы р а ж а ю щ и е и х суть . А е щ е о н и с тар я т с я , к а к л ю д и , в е тш а ю т , п р е в р а щ а ю т с я в р а з в а л и н ы . И п р о н и х з а б ы в аю т . Н о н е п р о все! Д о м , г д е р о с Т и х о н Х р е н н и к о в , т р и г о д а н а з а д с тал м у з е е м . О н и зв е с т ен к а ж д о м у е л ь ч а н и н у . ... — А этот экспонат, — младший научны й сотруд н и к Алла Доценко подвела очередную г р у п п у э к с к у р сантов — шестиклассников из Елецкого района к флаг ш то ку с российским флагом, — появился здесь только в прошлом году. До этого он хранился у Тихона Н икола евича, который получил его в подарок от первого прези дента России Бориса Ельци на к 85-летию. Кстати , та к и х флагов в стране всего два: у Ельцина и вот теперь у нас. Это — один из тысячи с лишним экспонатов, собран ны х в Доме-музее. П о ка Алла Николаевна водила ребят из зала в зал, рассказывая о гастрольной д е я те л ь н о с т и м у з ы к а н т а («Обратите внимание на афи ши на японском , болгарском я зы ках , а вот, пожалуйста, концертный костюм , в нем композитор объездил полми- ра» ) , о п о д а р ка х (н а ц и о нальные костюмы со всей планеты, раритетные стату э тки и многое другое), пере д а н ны х ком п о зи то р ом на хранение, я перелистывала фотоальбом — свидетеля частых приездов Х ренни ко ва в Елец. Но еще больше заинтересовали с тр ан ицы К н и ги отзывов посетителей. За полгода музей посеща ет до полутора тысяч человек! Любопы тства ради начала считать, сколько же из них оставили на этих страницах свои «бла годарю» . К о гд а число перевалило за вторую сотню, я оставила эту затею. Да и дело не в арифметике, не в том, сколько людей по бывало в гостях у Хренни ко ва. К уда важнее , что они унесли в своем сердце части цу тепла и света. И все же о К н и ге этой надо сказать поподробнее. Она сама уже — уникальный экспонат. На первом листе — запись, сделанная самим Тихоном Н и колаеви чем в день откры тия Дома-музея, в о с ьм о го с е н т я б р я 200 0 года: «Я невероятно благо дарен всем, кто принимал участие в. создании этого дома. Дляйменя это возвра щение в отцовский дом пос ле семидесятилетнего блуж дания по миру. Наконец-то я дома! Я счастлив! Спасибо большое!» Маэстро не лукавил и не льстил. Несложно предста вить, что испытал он, войдя под о тч и й кр о в и увидев столько знакомых с детства предметов. Здесь все, к а к было когда-то. На обзорной э кс к у р с и и вам р а сс каж у т , что Тихон Николаевич у з нал в старом сундуке ту са мую «укладку» , на которой спали старшие братья. Со хранена планировка, в двух м ем о р и а л ь ны х к о м н а т а х вещи расставлены точно та к же , к а к в пору, ко гда Маэс тро был просто мальчиком Тишей, Тихоном ... Листаю дальше. А рхите к торы-реставраторы из М ос к вы, профессора, пенсионеры и ш ко л ь н и ки . Пожелания на японском , признания в любви к русской музы ке на китайском . И вновь нахож у интересное свидетельство: «Я знаю доро го го Т и хона Николаевича более тридца ти лет благодаря Наталии Сац. Личное общение с этим человеком было радостным: рассказы Наталии Ильинич ны о ткры вал и биографию Тихона Николаевича, начи ная с его консерваторских лет. Много в ни х было о дет стве, о Ельце. И вот я вдох нул атмосферу этого детства благодаря музею». Это за пись директора Московско го государственного акаде м и че с ко го детско го м у зы кального театра имени Н . И . Сац В. Проворова. Да, к отчему дому ком позитора в Ельце отношение особое. Вот и к нынешнему юбилею музей похорошел — он ведь тож е своего рода им енинник , и 10 июня сюда с поздравлениями придут го сти. А сами сотрудники Дома- музея тем временем продол жаю т изучать архивные ма териалы. В фондах хранят ся десять папо к , на протя ж ении всей ж и з н и бережно собиравшиеся женой Маэс тро Кларой Арнольдовной: про грамм ки концертов, са мые первые газетные и ж у р нальные статьи, фотографии и другие материалы о твор ческой деятельности музы канта . Готовят к празднику м у зе йщ и ки и конц ер тн ую программу. Що традиции в стенах дома зазвенят голо са ребят из детской м узы кальной ш колы № 1, проде монстрируют свое искусство студенты училищ а искусств имени Тихона Хренникова . В день рождения Маэстро бу дут звучать авторские ком позиции и , конечно , произ ведения самого Тихона Н и колаевича. Осматривая экспозицию , невольно поймала себя на мы сли : а ведь, наверное, Х р е н н и ко в у было безумно жаль расставаться с дороги ми и памятными сердцу ве щами! Это для нас они экс п о н а ты , а для не го -то — часть ж и зн и . Будь то люби тельские, пожелтевшие фо тоснимки или юбилейное по здравление Святейшего Пат риарха Московского и Всея Руси Але ксия Второго ... — Да, Тихону Николае вичу нелегко отдавать нам все это, — подтверждают со тр уд ни ки музея. — «Когда меня не будет, забирайте все», — порою говорит он. Но не будь музея, московс ка я квартира в Арбатском переулке просто не вмести ла бы все подарки и редкие вещи. Ведь Х р е н н и ко в — ЧЕЛОВЕК-ЭПОХА ! Он по -преж нем у полон энергии. Известно, что в мае в Омском музыкальном те атре состоялась премьера мюзикла «В шесть часов ве чера после войны» — чи та тели наверняка помнят од ноименный фильм, для к о торого Х ренни ков написал м узы ку . Бывает, рассказывали в музее, композитор звонит и делится новыми задумками. Вспомнилась и такая исто рия . Побывав на концерте одаренных во сп и та н ни ко в училищ а искусств и м узы кал ь ной ш ко л ы Ельца из его произведений, ком п о зи тор с сожалением произнес: «Я, оказывается, та к мало писал для детей!» Вернулся в М оскву , к своему роялю , и вот — в этом году появил ся новы й альбом «Ш есть детских пьес для фортепиа но». Совсем недавно на оче редном концерте наши елец кие м у зы кан ты исполняли две пьесы из этого нового альбома. И еще о звонках. Тихон Николаевич частенько звонит уже на следующий день пос ле отъезда в Москву, и в труб ке слышится грустное: «Как же я уже соскучился по Ель- цу!» Милада Ф Е ДЮ КИ Н А . МАЭСТРО. ПЕРЕДИМЕНЕМТВОИМ! В б у д у щ е м г о д у Е л е ц к о м у го с у д а р с т в е н н о м у у ч и л и щ у и с ку с с тв и сп о л н и тс я т р и д ц а т ь пять л е т . О н о п о д го т о в и л о б о л е е ты сячи с п е ц и а л и с т о в , е г о с ту д е н ты с т а н о в и л и с ь п о б е д и т е л я м и , д и п л о м а н т а м и и л а у р е а т а м и к р у п н ы х м е ж д у н а р о д н ы х и в с е р о с с и й с к и х к о н к у р с о в . С а м ы е я р к и е с т р а н и ц ы в и с т о р и ю ЕГУИ в п и с аны з а п о с л е д н е е д е с я т и л е т и е — с т о г о п а м я т н о г о 1 9 9 3 г о д а , к о г д а е м у бы л о п р и с в о е н о и м я Т и х о н а Н и к о л а е в и ч а Х р е н н и к о в а . Е стественно, приезжая в Елец, композитор не об ходит стороной старин ный особняк на улице Мира. И в училищ е , возглавляе мом Александром Меркуло вым, знают: будет трудно — Маэстрохпридет на помощь. Именно Х ренни ков мно гое сделал, чтобы здесь по явился свой концертный зал — с хорошей а к у с ти ко й и инструментами . Он обратил в н и м а н и е М и н и с т е р с т в а к у л ь туры на старинный го родок с богатыми к у л ь т у р ным и традициями . К голо с у Т и х о н а Н и к о л а е в и ч а прислуш иваю тся и столич ные ч и н о в н и ки , и , разуме е тся , областное р у к о в о д ство. На о т кры ти и концертно го зала, состоявшемся два года назад, Тихон Н и ко л а евич был самым дорогим го стем . Надо ли объяснять , чьи произведения исполня лись со сцены в тот торже ственный день? Теперь здесь устраивают концерты и фе стивали . В н и х участвую т известные хоры , м у зы к а н ты , соли сты , дебю тирую т одаренные студенты . К с та ти , на последнем региональ ном с т у д е н ч е с к о м м у з ы кальном фестивале, посвя щ енном 90 -л е тию Т и х о н а Хренникова , часть к о н к у р с ной программы проходила к а к раз в этом зале. Если правда, что дома и стены по могают , то хору училищ а , занявш ем у первое место, в этом смы сле , м о ж е т , н е м нож е ч ко и повезло ... П итомцы училищ а име ни Хренни кова по обилию побед на творческих сорев нованиях выделяются среди молодых л и п е ц к и х м у зы кантов . На международных к о н к у р с а х гитаристов пре красно выступает недавний вы п у с кн и к училищ а ельча- нин Сергей Урю пи н . И ны нешние студенты весомо за являют о себе. Баянисты бра тья Константин и Илья Ма тю хи ны , И горь Балабанов, гитарист Вячеслав Калинин и другие за последние не сколько лет завоевали ти т у лы лауреатов и призеров на в с е р о с с и й с ки х к о н к у р с а х «О р л о в с к а я в е с н а -9 9 » в Орле, имени В. Гридина в К урс ке , на международных ко н к у р с а х «Петро-Павлов- ские ассамблеи гармоники» и «Звуки и кр а с ки музы ки» в Санкт-Петербурге, «Играй, баян» в Ржеве, имени Под горного в Губкине , на треть и х Дельф ийских молодеж ны х и грах в Волгограде — кстати , это случилось толь ко что, в мае. Не только в Ельце знают и любят фортепианный дуэт преподавателей у ч и л ищ а Людмилы Гавриловой и На тальи Тюриковой . Он дваж ды выступал с концертами в Германии, а в прошлом году принял участие в Междуна родном конкурсе-фестивале камерно го м узици рования «И граю т у ч е н и ки . И граю т учителя» в Сочи, а та кж е в М ежд ународном к о н к у р с е имени Мендельсона в М ос к ве. Тамара ТР УФ АНО В А . Н а снимке : трио баянистов: (слева направо) Балабанов И горь , М а тю хи ны — Ко н с та н ти н и Илья. ------------------------------------------------------------------------------ - ВЗГЛЯД ВСТРЕЧИ С казать, что моя встре ча с музы кой Тихона Хренникова случилась уже в детстве — значит ска зать банальность. На его музыке выросло уже не одно поколение России. Когда я в начале шестидесятых го дов самостоятельно начал учиться играть на баяне, то первой в моем «репертуаре» оказалась песня «Мы вам расскажем» . Выбирал то, что мне нравилось, пелось друзьями, родителями, со седями. А на слуху были к а к раз х р е н н и к о в с к и е «Московские окна» , «Пес ня о Москве», «Колыбель ная Светлане». Судьба — удивительная ш тука ! После долгих вира ж ей она привела меня в Елец. Сюда я вместе с се мьей переехал по распреде лению после Таганрогского пед и н с ти т у та . Здесь мое з н а к о м с т в о с м у з ы к о й Хренникова, а затем и с са мим Маэстро п р о д о л ж и лось. А до того была про сто встреча в Москве, куда меня командировали с учеб ным планом нового для на шего вуза музыкально-педа гогического факультета. Мы , увиделись в доме композито ра в Плотниковой переулке Арбата. С к а к и м трепетом подходили мы с доч кой к квартире Тихона Николаеви ча! Но наши волнения улег лись сразу ж е , та к он нас принял. Хренников ознакомился с планом, дал мудрые сове ты, к а к организовать дело на факультете. А потом Маэст ро делился мыслями о своем балете «Наполеон», о буду щей постановке во Франции. Поражали масштаб этого че л о в е ка , д а л ь н о в и д н о с т ь , взвешенность, ответствен ность. Вторая встреча — уже в Ельце во время первого ре гионального конкурса акаде мических хоров имени Хрен никова . За кулисами я по просил Тихона Николаевича порекомендовать для работы на факультете преподавателя по музыкальной этнографии. Он сразу предложил канди датуру своего друга компози тора В. Калистратова. Тот и з -за сем е й ны х об с то я тельств о тказался , но , в свою очередь, порекомендо вал профессора го суд ар ственной консерватории В. Щ урова . С тех пор Вяче слав Михайлович препода ет нашим .студентам русское народ ное м у зы к а л ь н о е творчество, м узы кальную этнографию и южнорусские музыкальные традиции. И вот нашему факуль тету пять лет. Тихон Н и ко лаевич присутствовал на от четном концерте. Надо было видеть, к а к он лихо отпля сывал в хороводе! Это ред кая , неиссякающая моло дость духа. Многая лета Вам, Тихон Николаевич! Владимир ГОРБЕНКО , заведующий кафедрой хорового дирижирования и народных инструментов, кандидат педа го гических на у к , доцент Елецкого госуниверситета им . И . Бунина .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz