Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
6 июня 2003 г., № 107 {21985) Т Ж И П Е Ц К А Я •■'Ж г а з е т а СНИМКИ ИЗ АРХИВА ПИСЬМО ХУДОЖНИКА СДЕЛАТЬ ПОДАРОКГОРОДУ Эта п у б л и к а ц и я н уж д ае тся в к о р о т к о м пояснении . Автор письма — л и п е ц к и й х у д о ж н и к , ф рон тови к , ин валид В ел и ко й О течественной войны . Н е т а к д авно е го работы экспонировались в обл ас тном выставоч н ом з а л е . Все о н и , о собенно н авеянны е пам я тью о военной ю нос ти , п о д к у п а л и искренностью и воспри нимались к а к бесхитростные д о кум ен тал ь ны е свиде тельства о вр ем ени и о себе . А теперь — письмо ... Мне хочется сделать подарок родному Липецку к его 300-летию. А что может подарить художник землякам? Только плоды своих трудов — картины, рисунки. Мечтаю издать хотя бы тиражом сто экземпляров альбом репродук ций моих работ, связанных с Липецком. К а к нетрудно догадаться, средств на такую книгу у меня, инвалида-фронтовика, нет. Городские власти отнес лись к моему предложению одобрительно, но денег на его осуществление не нашли. Я не в обиде: бюджет не резино вый, местное самоуправление и так, наверное, немалые сум мы расходует на праздничные дела. Но вот о чем я подумал: а может быть, моя идея с альбо мом заинтересует кого-нибудь из предпринимателей, кото рым Липецк дорог так же, как мне? Может быть, он вместе со мною решит сделать подарок городу? На этот случай прошу поместить в газете номер моего текущ е го счета в Сбербанке: 3 7 7 2 /0 2 8 счет 6 7 6 9 7 42301810735762905368. 01. Мой телефон: 35-22-40. С уважением Виктор Дмитриевич ПАНКРАТОВ . «КАК ХОРОШО, ЧТОвы ЛЮБИТЕ МУЗЫКУ...» П о ч ти с о р о к л е т н а з а д р е б я т а и з ч е т в е р т о г о к л а с с а т о г д а ш н е й в о с ь м и л е т к и № 1 9 в Е л ь ц е н а п и с а л и п и с ь м о с в о е м у п р о с л а в л е н н о м у з е м л я к у . К о гд а п р и ш е л о т в е т , д а е щ е с ф о т о г р а ф и я м и и к н и г о й о Х р е н н и к о в е м у з ы к о в е д а Ю . К р е м - л е в а , в о с т о р г у к о н ц а н е б ы л о . Т и х о н Н и к о л а е ви ч н е о т д е л а л с я ф о р м а л ь н о й в е ж л и в о й о т п и с к о й ч е р е з с е к р е т а р я . Е го п о с л а н и е н а б л а н к е д е п у т а т а В е р х о в н о г о С о в е т а С С С Р б ы л о д о б р ы м и з а и н т е р е с о в а н н ы м . Е м у и в п р а в д у х о т е л о с ь з н а т ь , к а к ж и в у т ю н ы е е л ь ч а н е , к а к у ч а т с я , ч ем у в л е к а ю т с я , л ю б я т л и ч и т а т ь , р и с о в а т ь . « В и д и т е , с к о л ь к о в о п р о с о в я в ам з а д а л ! — п и с а л к о м п о з и т о р . — У в е р е н , ч то в с л е д у ю щ е м с в о е м б о л е е п о д р о б н о м п и с ь м е вы м н е о т в е т и т е . В е д ь вы с а м и п р е д л а г а е т е м н е п е р е п и с ы в а т ь с я с в а м и — с у д о в о л ь с т в и е м п р и н и м а ю в аш е п р е д л о ж е н и е » . В о в т о р о м п и с ь м е Т и х о н Н и к о л а е в и ч бы л у ж е в п о л н е и н ф о р м и р о в а н н ы м о ш к о л ь н о й ж и з н и с в о и х е л е ц к и х к о р р е с п о н д е н т о в . О н с о о б щ а е т , ч то о н и п о р а д о в а л и е г о , н а п и с а в о х о р о ш и с т а х и о т л и ч н и к а х , н о о г о р ч и л и т е м , ч т о « К ол я Б а л аш о в о т с т а е т п о р у с с к о м у я з ы к у , а Л е н я К р а с н и к о в — п о а р и ф м е т и к е » . Х р е н н и к о в , о д н а к о , н а д е е т с я , ч то д р у з ь я п о м о г у т и м п о д т я н у т ь с я . О н п е р е д а е т п р и в е т у ч и т е л я м ш к о л ы п о и м е н н о , п о с ы л а е т ф о т о с н и м о к . А е щ е п и ш е т : « К а к х о р о ш о , ч т о вы л ю б и т е м у з ы к у , ч то с н е т е р п е н и е м ж д е т е у р о к о в п е н и я и п р е д п о л а г а е т е п р и н я т ь у ч а с т и е в г о р о д с к о м с м о т р е х у д о ж е с т в е н н о й с а м о д е я т е л ь н о с т и . В с п о м и н а ю с в о е д е т с т в о , с в о и ш к о л ь н ы е г о д ы . В е д ь и я л ю б и л п е т ь , с у д о в о л ь с т в и е м п р и н и м а л у ч а с т и е в ш к о л ь н о м х о р е » . Л ю б о п ы т н о : а д р е с а н а к о н в е р т а х , к с т а т и , с а м о д е л ь н ы х , н а п и с а н ы ч е т к и м , я с н ы м п о ч е р к о м с а м о г о к о м п о з и т о р а . Х р е н н и к о в у с д о в о е н н ы х л е т н е у д а в а л о с ь п о б ы в а т ь н а м а л о й р о д и н е , х о т я о н в с е г д а с т а р а л с я п о д д е р ж и в а т ь с в я з ь с з е м л я к а м и . А в с к о р е п о с л е з а в я з а в ш е й с я п е р е п и с к и Т и х о н Н и к о л а е в и ч в с е - т а к и п р и е х а л в Е л е ц . И о ч а р о в а л в с е х п р о с т о т о й , о т к р ы т о с т ь ю , и с к р е н н о с т ь ю . У д и в и т е л ь н о т р о г а т е л ь н о й б ы л а в с т р е ч а п р о с л а в л е н н о г о к о м п о з и т о р а с е г о п е р вы м у ч и т е л е м м у з ы к и И в а н о м М а т в е е в и ч е м З и з ю к и н ы м , к о т о р ы й з а с в о й т р у д п о л у ч и л о р д е н Л е н и н а , ч то д л я ш к о л ь н о г о п е д а г о г а о ч е н ь р е д к а я н а г р а д а . К а к д о л г о п р о д о л ж а л и с ь к о н т а к т ы Х р е н н и к о в а с о ш к о л ь н и к а м и , я н е з н а ю . В о с ь м и л е т к а б ы л а р е о р г а н и з о в а н а в с р е д н ю ю ш к о л у , а я с с е м ь е й в с к о р е п е р е е х а л в Л и п е ц к . Н о в о т д в а п и с ь м а и с н и м к и , п р и с л а н н ы е Х р е н н и к о в ы м и п о д а р е н н ы е м н е р е б я т а м и н а п р о щ а н и е , я б е р е ж н о х р а н ю д о с и х п о р . . . Ю рий КАВЕРИН , бывший д и р е к то р восьмилетней школы № 19 г . Ельца. АДРЕС: ОБЛАСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ. ОЛЕГУ КОРОЛЕВУ ХОККЕЙНОЕБРАТСТВОИЛИУЛИЧНАЯБАНДА? | Здравствуйте, уважае- | мый Олег Петрович! Вам I пишет Александр Алырщи- I ков, выпускник Добровской | второй школы. | Я давно печатаюсь в доб- I ровской районной газете | :1 «Знамя Октября». Пишу в | основном о молодёжи и | спорте. А моя повесть «Бе- | лый дым» в конкурсе «Рос сия: в будущее — без нар котиков! » заняла первое ме- | сто. Спасибо Вам за такой конкурс, за возможность высказаться о том. что вол нует. Я, как и мои одноклас сники, благодарю Вас за на чало строительства новой школы в Добром. Пускай мы не успели сами в этой школе поучиться, но зато в ней будет учиться мой брат, и я рад за него. Может быть, когда-нибудь поведём туда своих детей. Но я взялся за перо, что бы высказаться по другому поводу. Я об алкоголизме и наркомании, захвативших в тиски детей, подростков. Ре шительные меры пока не при нимаются. А ведь, кажется, всем ясно, что необходимо делать. Сам Президент еще год назад сказал о важности спорта. В Липецкой области для этого есть огромный по тенциал. У нас сохранились практически все спорткомп лексы, спортзалы и стадионы. А в Добром именно в труд ные годы перестройки начал работать спорткомплекс, ко торый возводили «всем ми ром». Не случайно председа тель областного комитета по физкультуре и спорту В. Де ментьев назвал Доброе самым спортивным селом области, о чем даже сообщалось в «Ли пецкой, газете». Наши ребя та успешно выступают на об- лдсдццгх и всероссийских спартакиадах. Например, вы пускник Дима Старков был участником Всероссийской физкультурной олимпиады и занял третье место по легкой атлетике, став еще и победи телем в спринте (он абсолют ный чемпион области). Уже в апреле он был зачислен на спортфак Л ГП У . А вторая участница областной и Все российской олимпиад Ирина Тимохина получила право по ступить в колледж без экза менов, хотя ей ещё год учить ся. Наша взрослая футболь ная команда «Аграрник» — среди лучших в области. Есть и детская — «Довод». Для футбола не требуется боль ших затрат. В детстве все классные игроки гоняли мя чик в своем дворе с воротами из четырех кирпичей — и го няют сегодня. Дело — за хоккеем. Боль но слышать, когда говорят, что хоккей для села умер из- за отсутствия средств. Да еще, мол, зимы теплые, и ес тественных площадок нет. Надо вернуться в области к традициям «Золотой шайбы». И тогда даже оттепель зимой не будет помехой. А соревно вание предлагаю проводить под девизом: «От дворовой команды — до сборной райо на». Видимо, этот девиз дол жен быть единым и для хок кея, и для футбола. Только тогда спорт будет поистине массовым — и круглогодич- | ным! Тем более, что это са- | мые доступные виды. И | очень полезные для физи-1 ческого развития,, укрелде- § ния здоровья. Но не только. § Они помогают подросткам понять, что такое коллекти-1| визм, братство. А в после-1| дние годы если и говорим о | чём-то подобном, то путаем I благородное братство с кру -1 говой порукой криминаль- !| ных группировок и братков. | Уверен: футбол, хоккей, § а ещё и наша русская лап- § та могут спасти многих ре-1 бят. I Александр АЛЫРЩИКОВ , I выпускник второй I Добровской школы. | МОНОЛОГ О КУЛЬТУРЕ ПОЧЕМУ«ТЯЖЕЛЫЙ РОК» НЕМОЖЕТ ЗАГЛУШИТЬБАЛАЛАЙКУ М и р з а о к н а м и меняется с с ум асш едш ей скоростью . Вместе с ним н е и з б е ж н о м ен я ем ся и мы сами : н аш и ув л еч ени я , пристрастия , вкусы . Но при этом остается в д уш е тр ево га : к а к бы в этом б еш е н о м тем п е н е утратить то , что д о л ж н о б е р е ж н о сохраняться и п е р е д а ваться от п о ко л е ни я к п о к о л е н ию . То , что мы зов ем н ац и о н ал ь ны м и т р а д и ц и я м и , н а ц и о нальной кул ь тур ой . Для среднестатистического м олодо го чел о в е к а , н е о тя гощ е нн о го м узы кальны м о б р а з о в а н и ем , о р к е с тр н а р о д ны х инструм ен тов — это у ж е а н а х р о н и зм . Ему п о д а в ай тяж елы й р о к , «м е талл» . А все эти д о м р о ч к и и б а л а л а - е ч к и ассоциирую тся у н е го исклю чительно с д ерев ен ским и п о с и д ел к ам и . Что ж , посочув ствуем е м у , п о с кол ь ку в том н е вина е го , а б е д а . М узы кальны й вкус н ад о воспитывать, и н е о д и н го д . Л и п е ц к и й ор ке с тр н ар о д ны х инструм ентов под руководством О л е га Ф ед я - н и н а этим и заним ае тся н а про тяж н ии у ж е н е сколь ких лет . О н сумел завоевать любовь п уб л и к и , н ай ти своего сл уш а тел я . К о р о ч е , к а к приня то говорить , — п ро чн о встал н а н о ги . Но у Ф ед я н и н а есть о д но ж и з н е н н о е п р ав и ло : х у д о ж н и к н е им ее т п р а в а п ож и н а ть л а в ры и успо каиваться . П оэтом у сегодня оркес тр н е то ль ко п ом енял статус , став из м у н и ц и пально го государственным , но и ищ е т новые творчес кие п од ходы , новый р е п е р т у а р . Вот, что расс казы вае т худож ес тв енны й р у к о в о д и тель о р к е с тр а О л е г Ф ЕДЯНИН . — Я благодарен липецким городским властям, которые в свое время поддержали идею создания нашего коллектива и финансировали его на протя жении всех этих лет. Но творческий коллектив — это живой организм. Он растет, развивается, ме няется. Статус государственного оркестра — это уже иной, более высокий уровень, иной масштаб гастрольной деятельности. Сегодня три четверти наших музыкантов работают в штате оркестра. То есть нам почти удалось избавиться от совмести тельства. Это далеко не мелочь, какой она кажет ся на первый взгляд: когда музыкант разрывает ся между несколькими службами, не жди от него особой творческой отдачи. Мы не планируем зна чительно расширять оркестр: небольшой состав более мобилен, ему проще выезжать на гастроли. Кстати, о гастролях: у нас масса приглашений, в том числе и за рубеж. Проблема та же, что и у большинства других творческих коллективов об ласти: отсутствие своего транспорта. Я понимаю, как уже надоел этот общий плач: «Нам бы авто-' бус, а уж мы бы Липецкую область на весь мир прославили!» Да, это вроде бы в зубах навязло, но ведь факт: нашей культуре есть чем гордиться, есть чем удивить зарубежье. Когда при мне говорят, что сейчас русская на родная музыка мало кого интересует, мне не хо чется даже спорить. Я просто приведу один при мер: сейчас в России более шестидесяти профес сиональных оркестров народных инструментов. Для сравнения: в Советском Союзе их было только четыре. По-моему, это лучше всего говорит о том, что наша народная музыка востребована. Другой вопрос, что надо работать по-современному, искать иные решения. Я категорический противник того, чтобы оркестр русских народных инструментов начинал подменять эстрадный. Мы обязаны сохра нить свою специфику репертуара, специфику зву чания. Сложность в том и заключается, что необ ходимо удержать национальные традиции, но най ти новую форму подачи. Лично я все больше тяготею не просто к кон цертам, а к своего рода представлениям. Вот сей час мы восстанавливаем «Испанию»: с вокалом, хо реографией, поэзией. Практически из любой про граммы можно сделать спектакль — яркий, увле кательный, запоминающийся. И при этом не ска тываться до «попсы», не работать «на потребу» публики. А какой смысл консервировать формы прошлого века? Сегодня ведь уже никто не отка зывается от подзвучки, подсветки, от элементов театрализации. Техника шагнула вперед, и это нужно использовать. К тому же зрелищность впол не можно совместить с серьезным искусством. Мне очень хочется, чтобы в наших концертах были хо роший темп, сквозное развитие, накал эмоций, яркая кульминация. В идеале даже музыканты оркестра должны быть в национальных костюмах. И чтобы ни традиционного объявления номеров, ни сухой академичности... Конечно, для этого потребуется приглашать режиссера, придется многое менять... Но я уве рен: будущее именно за этим направлением, будь то сугубо русская программа или итальянская, испанская. Я говорил о наших профессиональных задачах. Что же касается планов, то прежде всего это поез дки по районам области. Не понимаю тех руково дителей, которые, обзаведясь собственным транс портом, сразу начинают «зашибать» большие день ги в крупных городах и за рубежом. У ж коли твой коллектив существует на деньги налогоплатель щиков, то будь добр в первую очередь обслужи вать свою область. А иначе за что же тебя кормят? Коль мы стали государственным оркестром народ ных инструментов Липецкой области, то и высту пать будем прежде всего для наших земляков. На деемся, что они оценят наши труды и поиски. Записала Елена БРЕДИС. Р .8 . У музыкантов этого оркестра конец кон цертного сезона оказался необычайно насыщен ным. Они участвовали в межрегиональном фес тивале памяти Андрея Мистюкова, а в ближай шие дни липецких и елецких слушателей ждет встреча с ними на больших вечерах, посвящен ных 90-летию со дня рождения Тихона Николае вича Хренникова. <СО о С< >О с; оо. о ох >- * * * К а к а я чистота в его печали И сколько счастья в блеске юных глаз! Гудит в порывах ветер на причале, Где бунт прощальных мыслей не погас. К а к просто отдалиться и к основам, Безмолвие храня, вернуться вновь, От слухов оградиться гордым словом И в злобу окунуться, к а к в любовь. К а к просто всё и до безумья сложно, Неотвратимо, точно приговор, Коль перст судьбы толкает непреложно К смирению, что хуже , чем позор, Велит молчать, но мог ли молчаливым Поэт России быть в объятьях мглы! Н а быстрине вскипают под обрывом Задонских вод крылатые валы. Струится по челу их отблеск бледный, Сдавило грудь от вольной красоты. Встаёт рассвет — стремительный, последний, И на Кав ка з уже звенят мосты. Леонид РОГОЖНИКОВ . г. Грязи. * * * Словно не ведало лихо Стежки в заказанный лес: П ущ а моя — Костылиха ! — Папортник , ветер и блеск. Стану на светлой опушке, Ты отзываешься мне Эхом печальной к у куш ки В темной лесной глубине. Ты от врага не случайно Чудом пока спасена — Родины светлая тайна, Божья моя сторона! Леонид Ш ИРНИН . г. Липецк. 0 ПУШКИНЕ М не знать его нельзя: Не пустит в близь времен несхожесть. Не проникаться ж им возможно ль, Когда открытостью души, объятой Бесчувствием гармонии словесной, Я проникаюсь божеством вселенским, Рожденным на Руси — во славу ей?.. Светлана АКСЕНОВА . г. Чаплыгин. НЕ ВЕК НАМ ЖИТЬ... 1. О рыж ий лог поранилась заря И растеклась в озерной глухомани, К а к будто бы, усталостью горя, Она привыкла раниться и ранить. И в этой тишине земной любви, Сгорая по-иному и иначе, Поют такие песни соловьи, Что белые сады украдкой плачут. И , раздвигая заросли ракит , Где месяц трепетный решил поплавать, Ласкает память блестками реки От счастья розовеющая заводь. 2. Не век нам жить на белом свете, Не век нам править свой порог... Однажды срок придет ответить За все, что смог и что не смог. Когда и где такое будет? Не нам решать и выбирать. Н о всяк из нас навек отбудет В свой час — в иную благодать... И то, что это где-то рядом, К чему нас близит кажды й вздох, Душе напоминать не надо, Ей нуж ны й час подскажет Бог... Вячеслав СИДОРОВ. Село Павловка Добринского района. СЕЛО ТРОЕКУРОВО. ПАРК. За Лебедянью белокрылой, У придонских прозрачных вод, С неистребимой тайной силой Легенда светлая живёт. Здесь, говорят, в июле душном, Давным-давно бывал не раз Любитель т ихих парков — П уш ки н И написал один рассказ. Любовь Дубровского и М аш и Сегодня знает стар и мал. И парк ветвями тихо машет И вспоминает сельский бал... А там, у каменной беседки, Что годы обрекли на слом, Ещё стоит огромный, редкий Дуб-старожил с большим дуплом. И больно видеть святотатство — Пролом разрушенной стены, Ветвей поруганное братство И — к а к печати сатаны — Среди аллей печально у зки х Отбросившие злую тень Крутые виллы «новыхрусских» , Подмявших клёны и сирень. Стой! Р уки прочь от этих весей! Не смейте память бить под дых!.. Н о вьются бесы, мчатся бесы Н а «мерседесах» расписных... Александра ТАМБОВСКАЯ . г. Липецк. < 1 ВЕНОК ПУШКИНУ ВОСЧУВОВИЕ ГАРМОНИИ ВСЕЛЕННОЙ.. В 1820-м году, по пути в южную ссылку, А.С. П уш ки н побывал в нашем крае. К ИСТОКАМ И д у паломницей не в М е к к у , Не в Лавру, не в Ерусалим, А для начала — к человеку, Что для России стал святым. Она грехи ему простила, К а к детям — шалости ума... Когда душа в нём засветилась, Оторопела и сама: Такой лил свет, такая сила, Такая яръ — не опорочь! Он стал светильником России В любую тьму её и ночь. Он связан с ней неразделимо Любовью, нежностью, душой. Он ж ив , Россиею хранимый, К а к верный сын, что сам большой. Его судьба в ней растворима, В оврагах, травах, деревах... Та к ощутима, словно зрима В златых — Гвидона — теремах. В Михайловское бы... Далёко. ( Ка зна к властям ушла в карман ). Я в Капитанщино — к истокам, Я в Кореневщино — к корням. Галина ГРИГОРЕНКО . г. Чаплыгин. СОН Там, где была я, нет войны, Предательства тоже нет. Красивые бродят по парку сны И яблонь душистых цвет. Обратно едва ли смогу успеть: Не знаю пути назад. ... Там люди умеют любить и петь, Там всюду — прекрасный сад. И вечная юность, и вечный свет, И нежно-тепло всегда. Там счастливы вместе, и горя нет, • Но нет и дорог туда. Не ведают боли. Одной весне Молитвы и песни шлют. Однажды пришедшие в детском сне Покоя мне не дают. Хотела бы жить от забот вдали, Не зная про смерть и тлен... Но мне остается от той земли Лишь зыбкого счастья плен. Женя ОВСЯННИКОВА. г. Липецк. * * * М ам а знала норов сына И за р уч ку не водила. Сына Родина ведет — С Родиной не пропадет. ...Родину вдруг подменили — Сын лишился прежней силы, Нету мамы под рукой ! Сын идет — Не бьет клюкой. Падает — встает упрямо... Нету мамы... Мама , мама ! Горько ей, всплеснет рукой : сын идет — совсем слепой... Сын, сынок! — в поступках дерзкий, без клюки !., Знать, видит сердцем. Сергей П А НЮ Ш КИ Н . г. Липецк. « Д у ш и п р е к р а с н ы е п о р ы в ы . . . » Стихи ш кольников — победителей областного кон кур са «Мой П уш к и н » РАССВЕТ В тумане светится рассвет, Л учи его огнём алеют, И отражения планет Н а светло-синем небе тлеют. И расцветают облака, П о небу птицами летая. И х песнь воздушна и легка, Лучами солнца залитая. Катя ВОЛКОВА, 9-й класс. Село Васильевка Липецкого района. ВЕСЕННИЕ СТРОКИ Затопила Л у ка в к у весна Половодьем цветущей сирени. М не заснуть не дают до утра Под окном соловьиные трели. М ягким светом облившая кроны, Серебрится луна в вышине. Добрым словом родным и знакомым Та к откликнуться хочется мне!.. Антон СОКОЛИКОВ, 8-й класс. Село Средняя Лукавка Грязинского района.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz