Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
еЖ! ЕВАНГЕЛИЕ ОТ АНДРЕЯ 40 ЛЕТ НАЗАД НА ЭКРАНЫ ВЫШЕЛ ФИЛЬМ «ИВАНОВО ДЕТСТВО». МИРУ ЯВИЛСЯ ТАРКОВСКИЙ... На «Мосфильме» собирались снимать фильм по замечатель ному рассказу Богомолова «Иван». Замечателен он тем, что совсем не пафосный, не «жалостливый», хотя речь идет о 12-летнем мальчишке-раз- ведчике, который ведет свою войну... И вот из этого рассказа хо тели снять очередную ленту о сыне полка. Ее практически уже и сняли, но худсовет, просмот рев материал, все на корню зарубил. И тут на авансцену выходит Андрей Тарковский, ко торый обещает спасти дело. Ему верят, хотя пока он еще ни чего особенного не сделал. За ним только очень сильная ди пломная короткометражка «Ка ток и скрипка», снятая на «Мо сфильме». Но, говорят, когда Михаил Ромм набирал курс, комиссии особо запомнились двое: знавший все, и по про грамме, и сверх, и на все имев ший свою точку зрения Тарков ский, и Шукшин, который прак тически ничего этого не знал, но поражал глубиной своей собственной житейской фило софии. А еще Тарковский, по свидетельству многих своих со курсников, потрясающе оде вался. Дело было не в самих шмотках, а в образе, который воспринимался целиком: тонко костный, сухопарый, прищур карих глаз, ежик волос, брюки- дудочки и непременно свитер под горло. Как-то во ВГИКе разбирали персональное дело Ирины Ра уш, все должны были проявлять активность, клеймить и воспиты вать - 1958 год... Но вдруг встал Андрей и слова нашел такие, и интонацию, что всем стало неловко за сборище. Сказал, что любит, что вообще она жена его. А поженились они уж потом. Ирина Рауш сыг рала в «Ивановом детстве» мать Ивана, а потом дурочку в «Андрее Рублеве». Так вот: «время, равное фа кту», как известно, этот принцип сформулировал сам Тарков ский. В нашем контексте это: 40 лет его фильму «Иваново детст во», получившему в далеком 1962-м «Золотого льва» Вене цианского фестиваля, золото Акапулько, золото Сан-Фран циско и еще с десяток между народных премий. Необычен был угол зрения на проблему. У Богомолова повествова ние идет от лица старшего лей тенанта Гальцева, молодого комбата - это в расположении его части, на передовой, про ходящей по берегу почти уже ледяного Днепра, задержан по дозрительный мальчишка Бон дарев, так не похожий на кине матографических «сыновей пол ка» - одни глаза, кожа и кости. И Гальцев, уже посвященный в его военную тайну, болеет за него и пытается понять и по мочь - в меру своего жизненно го опыта. В фильме, при внеш нем отсутствии первого лица, мы видим те же события, но - глазами самого ребенка. И то нем, теряемся в жуткой бездне, отверзтой в этой невинной ду ше войной, в бездне, где плач и скрежет зубов, с мучительным постоянством сменяют гулкое счастье детских снов, где по- детски обостренно, на уровне запахов и звуков, разлит чудес ный аромат навсегда утрачен ного счастья. Сияющий луч солнца в колодце, яблоки в гру зовике и лошадей, которые так нежно, тихо и бесшумно едят эти яблоки, рассыпанные на до роге... По-детски зоркое сердце и незамыленный взгляд выцепля- ют все, на что взрослые и вни мания-то не обращают, ту же надпись на стене церкви: «Нас 8. Каждому из нас не больше 19. Через час нас поведут уби вать. Отомстите за нас»... Он будет мстить. И за вас восьме рых, и за мать, и за сестренку, и за отца, и за тех, кто был с ним в лагере смерти. Этот пе пел стучит в его сердце. Не надо, наверное, искать в этом фильме аллегории и сим волы - их тьма, как во всех фильмах Тарковского, и для ка ждого они свои. Как писал Лев Аннинский, цитируя известных дам Соловьеву и Шитову: «Об этом великом художнике извест но только то, что он - великий художник, все остальное надо додумывать или выдумывать». «Андрей взял меня за руку и вместе со мною поднялся на поваленную березку, встал сза ди, слегка подтолкнул меня, и мы стали спускаться вниз, мед ленно-медленно... - Вот так тихо ты должна ид ти и смотреть на Холина. - Что я должна делать в этом эпизоде? - Любить его и бояться... се бя бояться... И добавил: - Как в наших отношениях». Это вспоминает Валентина Малявина, сыгравшая Машу. ...Когда есть люди, которые могут любить и при этом себя бояться, то это значит, что есть высота чувств, и это само по себе удивительно радостно. Еще в связи с «Ивановым детст вом» я думаю так: правда об охоте может быть снята лишь глазами загнанной жертвы, ска жем, того же волка, правда о ыбалке - глазами самой рыбы, 'изнь - слишком космическая вещь, и разве не варварство, что ее может отнять любой так называемый «охотник»? Считается, что из первого полнометражного фильма «Иваново детство» развился весь Тарковский, что вся его глобальная программа, его ге неральная тема ответственно сти человека перед всем ходом Истории была закодирована в нем, как в крошечном чипе. Может, это и так. Интересно другое: «Иваново детство», где, конечно же, использованы «мо тивы» собственного детства, это безмятежная пора творчества и для самого Андрея Тарковско го. Дольше все будет мучитель но и трудно. О Тарковском существует масса противоречивых мнений, и, может быть, все они по-сво ему и правдивы - как факт вре мени. Один известный актер из категории бывших друзей уве рял: «Абсолютно ледяной чело век. Ради достижения цели не пощадит никого. Когда снимал «Зеркало», хотел вмонтировать в шкаф камеру и свести вместе своих собственных давно рас ставшихся мать и отца, и фикси ровать все их действия, разго воры, но чтобы они этого не знали...» (?!) А режиссер Али Хамраев, знакомый с ним еще со ВГИКовских времен, уверяет: Андрей был такой нежный, та кой деликатный человек. - Как-то меня вызвали в Гос кино: поедете в ГДР. Руководи тель группы Тарковский, но он диссидентствующий. Детство Алексея Сахарова (он снял ' ильм «Коллеги») прошло в рездене - его отец был там военным комендантом - и он вполне может там напиться, по том проблем не оберешься. Тем более что язык он знает в совершенстве - вдруг еще и «выступит»... Так что вы, гово рят, там присматривайте за эти ми двумя. И вот сидим с Андре ем в отеле, что-то обсуждаем, три часа ночи, я спиной к вход ной двери. Вдруг Андрей так меняется в лице, словно там па ра автоматчиков. Поворачива юсь: Леша Сахаров, и... абсо лютно голый. Грузный, с рыжей бородой, вылитый Сатир. Руки в боки: «Философствуете? А так можете?» А Андрей ему: «Мо жем». И, к моему изумлению, начинает... раздеваться. Дого ла! Берет его под ручку и выво дит. Идут они по коридору, до ходят до номера Леши, Андрей вталкивает его туда и дверь за пирает на ключ. Он был очень чуткий. Дело в том, что неза долго до этой поездки я нашел под Вязьмой могилу отца и по клялся на ней, что месяц не бу ду есть мяса. Дурацкая такая клятва. И попал в ГДР в тот мо мент, когда нужно было еще продержаться несколько дней. Так вот Андрей как-то очень проникся моим положением и всюду требовал для меня ово щи, фрукты... - «как вы не пони маете, у него святой пост!» А пото-о-м мы уж дали волю гас трономическим пристрастиям, и он тут мне сказал: «Твоя «Седь мая пуля» (он представлял ее там) - хороший вестерн. Но не трать ты жизнь по пустякам. Вот ты мне рассказывал про отца с матерью, вот о чем надо делать фильм. Поклянись, что сдела ешь фильм об отце? Клянусь, говорю, только ты напиши мне сценарий. И он совместно с Мишариным написал прекрас ный сценарий «Сардор» («сар- дор» по-узбекски - глава рода). Но фильм снимать мне запрети ли, имя Тарковского уже было в опале. Сейчас казахи купили его у Мишарина, семь раз пы тались запустить... Не-е-т, гово рю, Бог все видит - сценарий для меня был написан. А тогда Андрей бомбил меня письмами, недоумевая, почему ему все ни как не заплатят за сценарий. Он страшно бедствовал - спал на раскладушке... Я выбил день ги и сам отвез их Андрею В М о скву. Там в ресторане «Узбеки стан» мы та-а-к напились! Так были счастливы и веселились! Он танцевал со своей женой, я - со своей, и вот мимо Андрея проплывала девушка с краси вой попой, так он ее ущипнул от избытка чувств!.. Пардон, го ворит. Рассказывал мне исто рию разрыва с Кончаловским - о-о-о-о! А Кончаловский потом ту же историю в своей книге - о-о-о-о! Правду, наверное, знает только Бог. Когда говорят: Андрей был такой-сякой... он настраивал свои душевные локаторы и если улавливал, что собеседник на ходится на одной с ним волне, был очень доверчив и непо средствен. Перед тем как на чать снимать «Сталкер» он мне позвонил: нужна зона после атомного взрыва. Я нашел в Эсфоре отвалы старых китай ских шахт. Он прилетел. Сели в машину. Лето. Небо звездное. Абрикосами пахнет. Сырдарья блестит. Говорили о кино, о любви, об искусстве, о жизни! Сплетни там всякие - тот народ ного получил, тот - заслуженно го... Андрей говорит: «Вот идио ты! Твой «Триптих» напечатали 7 копий, мое «Зеркало» - 5 ко пий. Они мучаются, не знают, что с нами делать. Фраера. Да если б нам дали народных СССР, Ленинскую премию, де путатов Верховного Совета, да по хорошей квартире, да по даче - э-эх! Мы бы снимали все, что они захотят!..» Андрей, го ворю, вот ты сейчас болтаешь, а сам ведь не веришь в свои слова - не стал бы ты делать, что они хотят. Он захохотал... ... Интересно, если бы люди - пусть не все, но большинство - смотрели хорошее кино, типа «Иванова детства», слушали хо рошую музыку, типа Баха, кото рого обожал Тарковский, чита ли настоящие книги, а не мыло, если бы любили живопись, ска жем, Питера Брейгеля, Ремб рандта, которых он любил, то есть были бы настроены на эту особую человеческую волну - был бы мир другим? Может, мы были бы счастливее? Но мы не настроены... Кто сказал, что ко нец Света наступит для всех од новременно? Да нет же, Апока липсис и Страшный Суд - это факты индивидуальной судьбы, вот что открыл нам Тарковский своим первым фильмом, задол го до Афгана, Палестины, Чеч ни и 11 сентября. Ведь доста точно, чтобы дыра в новый ва куум открылась сначала в од ной душе - и закрутится огнен ный смерч, и подхватит, и затя нет туда всех... Гузель АГИШЕВА. СЮЖЕТЫ ВЕЖЛИВОСТЬ КОРОЛЕВ Житель Нижегородчины - учитель Андрей Винокуров на писал стихи, посвятив их к о р о леве Великобритании. А по том недолго думая отправил свою оду адресату. Перево дить стихи не стал: все равно, мол, внимания не обратят. И вот на имя поэта пришло письмо на гербовой бумаге, с печатью Букингемского двор ца: «Королева признательна Вам за то, что Вы думаете о ней». Тогда Винокуров о тпра вил оду, сочиненную уже для актрисы Келли Престон. И, что самое удивительное, та к же получил в ответ слова при знательности. Местные поч тальоны теперь в легкой пани ке: как бы примеру Винокуро ва не последЪвали другие гра фоманы. Владимир ПЕСКОВ. НИЖНИЙ НОВГОРОД. РЕМБРАНДТЫ ИЗ ИК-12 Несколько скульптурных и художественных полотен, соз данных заключенными алтай ских колоний, отобраны для экспозиции в канадском горо де Торонто. Это стало воз можным благодаря художест венному конкурсу среди осуж денных, который объявила М еждународная ассоциация тюремного служения. Прибыв шие в Торонто произведения алтайских зэков будут выстав лены для продажи, а выручен ные средства переданы авто рам картин. Кроме того, по бедители в каждой номинации получат от 150 до 500 долла ров. Вячеслав НЕЧИПУРЕНКО. НОВОСИБИРСК. ЧИНОВНИКОВ БУДУТ «ВЕШАТЬ» Казахстанские предприни матели решили вывешивать фотографии и характеристики нерадивых чиновников на так называемую Д о с ку по зор а , которую специально открыли в Интернете. Чем можно з а служить место на этой доске? Прежде всего своими действи ями и поступками в отноше нии местных предпринимате лей. Кто-то из государствен ных чиновников требует взят ки, кто-то с помощью налого виков сводит счеты, кто-то за нимается волокитой и тормо зит развитие бизнеса. Одним словом, достали! В досье сай та - компромат на десятки должностных лиц. Барлык АЛЬМАГАМБЕТОВ. КАРАГАНДА. ЖИЗНЬ И КОШЕЛЕК У ДОЦЕНТОВ С ПРОФЕССОРАМИ НАСТУПАЕТ ПРАЗДНИК РОДИТЕЛИ ВНЕРВНОЙ ГОРЯЧКЕ: ПОСТУПИТ РЕБЕНОК ВИНСТИТУТ САМ ИЛИ ДАВАТЬ ВЗЯТКУ? Вот-вот в российских школах прозве нит выпускной звонок. До вступительных экзаменов в вузы остается всего полтора месяца, и у родителей уж е началась нер вная горячка от вечных вопросов: посту пит ребенок в институт сам или не посту пит, давать взятку или не давать. По не которым оценкам, общий объем взяток за поступление в вуз колеблется в России около цифры в 300 миллионов долларов, и около 20 процентов абитуриентов ста новятся студентами за взятку. Другими словами, в образовательной сфере функ ционирует - ни больше ни меньше - са мая настоящая индустрия взяточничества. Возьмем для наглядности один регион. - Косвенная и прямая коррупция про цветает во всех вузах, - говорят мне в Уп равлении по борьбе с экономическими преступлениями УВД Владимирской обла сти. - Наиболее «успешно» функциониру ют три схемы взяточничества: через репе титоров, которые преподают в вузе; че рез знакомых, уже апробировавших этот путь; через преподавателей подготови тельных курсов. В итоге «подготовитель ный» абитуриент идет на экзамен, четко зная, на какой билет ему придется отве чать. Есть еще неорганизованные элементы, которые выходят на охоту в период пода чи документов в институты. Под видом консультантов они шьются в залах, где работают приемные комиссии, участливо заглядывают в глаза родителям, вместе с ними вздыхают: ну просто ужас какой су масшедший конкурс, а потом говорят ко довую фразу: «Надо подстраховаться». С ними есть риск потерять вложенные день ги. В прошлом году в педагогическом уни верситете молодой проходимец, предста вляясь то сыном заместителя ректора, то другом сына, просил за содействие 20 ты сяч рублей. И давали! Сейчас сын лейте нанта Шмидта осужден и получил срок. Другая мошенническая наработка: не кий деятель набирает группу из 10-15 абитуриентов, гарантируя поступление. При этом оговаривается, что услуга будет оплачена только после зачисления в ин ститут. Отпрыск сам пробивается в сту денты, но благодарные родители отдают деньги аферисту, якобы помогавшему... Спонсорские взносы в институты - та же взятка, только замаскированная. По могают не только деньгами, но и оргтех никой, компьютерами. Нередко послед ние потом оказываются дома у препода вателей. Самый, пожалуй, экзотичный спонсорский взнос - это тысяча штук по лотенец, купленных родителем для одного владимирского вуза (пачкаются, видимо, все же руки...). Во Владимирском государственном университете бюджетные группы первого курса на престижных факультетах - эконо мическом, информатики и других который год подряд переполнены сверх нормати вов. В ректорате объясняют это разными причинами: кто-то поступил - и тут же ушел в армию, а теперь вернулся, другая была в декретном отпуске, третий вос крес из мертвых. Но причина тут, как со знанием дела утверждает знакомая уни верситетская преподавательница, всего одна: «блатных» и заплативших (спонсор ские и «черный» нал) оказывается слиш ком много. Ну не пропадать же деньгам и связям! Поэтому группы трамбуют плот нее. А самая поражающая воображение взятка фигурирует в деле, которое пере дала в суд прокуратура г.Владимира - 1 (один) комплект постельного белья. Его презентовала родительница сотруднику Владимирского юридического института Минюста России. И ведь взял же! Не ска зал: за кого вы меня принимаете? Друго му сотруднику, подполковнику внутренней службы, она помогала обустраивать но вую квартиру: завозила туда занавески, карнизы, люстры, сервизы... Если учесть, что мама оказала юридическому институ ту еще и спонсорскую помощь в сумме 45 тысяч рублей, то можно прикинуть, на сколько ей пришлось раскошелиться на обучение сына. Совсем недавно все местные газеты поместили радостное сообщение о том, что Владимирский юридический институт вошел, согласно рейтингу вузов страны, опубликованному журналом «Формула карьеры», в число 100 лучших. Более то го: он занимает почетное четвертое мес то среди юридических вузов России, про пустив вперед себя только МГИМО, Мос ковскую и Уральскую юридические акаде мии. Однако судя по тем фактам, что вскрылись во время прокурорского рас следования, обстановка в «одном из луч ших» вузов далека от идеальной. Его сот рудникам инкриминируется вдобавок еще и превышение должностных полномочий - те использовали курсантов вуза на стро ительстве гаражей, которые потом прода вались по коммерческим ценам. Курсанты снимались с занятий на несколько часов, и вместо того, чтобы корпеть над учебни ками, они месили раствор и красили сте ны. Естественно, за так. И снисходитель ное отношение при сдаче текущих экза менов и зачетов. При таком подходе хо рошие строители из них, наверное, вый дут, а вот хорошие юристы - вряд ли. Кстати, о текущих экзаменах. Крупные взятки за поступление в вуз - одно из са мых латентных видов преступлений. Во- первых, взяточники почти никогда не бе рут деньги от чужих и случайных людей. Во-вторых, какому родителю охота писать в милицию заявление? Предпочитают дать - и забыть это как кошмар. Поэтому попадаются преподаватели в основном на мелких взятках во время сессии. Во Владимире это от ста до тысячи рублей. В настоящее время идет следствие по делу доцента филиала Московского государст венного открытого университета, которая брала за успешную сдачу экзамена от 400 до 700 рублей. За аналогичное пре ступление арестован преподаватель в Муроме. Большой простор для мздоимства от крывает возможность перевестись с плат ной формы обучения- на бюджетную. Во Владимирском госуниверситете обучение на специальности, к примеру, «приклад ная информатика в экономике» стоит 18 тысяч рублей в год, «юриспруденция» - 22 тысячи. Огромные деньги при средней зарплате в области в 3,5 тысячи. Проре ктор университета недавно вернулся с совещания в Министерстве образования и собрал журналистов рассказать, что в новом учебном году плата увеличится еще на 25-30 процентов. Ну просто нату ральный бандитский счетчик. Как в этом случае может рассуждать родитель, чье чадо учится на контрактной основе? Что проще «подмазать» кого следует и пере вестись на бюджетное отделение, чем 5 лет платить по возрастающей. Прошлым летом взятки за поступление во владимирские вузы составляли, по не официальным данным, от 2 до 6 тысяч долларов. Не нужно ездить на совещание в Минобраз, чтобы сказать наверняка - этим летом они станут еще больше. Ми нистр образования Филиппов создал официальный сайт и призвал «стучать» на те вузы и тех преподавателей, кто слиш ком любит наличность. Наивно думать, что какой-нибудь родитель станет всерьез рассматривать это предложение. Ведь на кону стоит судьба его чада. А за это мож но все отдать. Нина АРТЕМОВА. ВЛАДИМИР. НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ М УКИ НЕ БЫЛО. НО ХЛЕБ ВЫПЕКАЛИ ... ВСЕСЛЫШАЛИ О БЛОКАДНОЙ КРАЮШКЕ, НО МАЛО КТО ЗНАЕТ, ИЗ ЧЕГО ЕЕПЕКЛИ «Как из недр его вопли: «Хлеба!» До седьмого доходят неба». Анна АХМАТОВА. ...Близилось сорокалетие Победы. «Огонек», где я состо ял спецкором, задумал матери ал о военном хлебе. Я позво нил знатоку и ревнителю рос сийских хлебов, замдиректора главного хлебного института Виталию Александровичу Пат ту. Вместе с ним мы постуча лись в дверь рабочего кабине та тогдашнего министра пище вой промышленности Вольде мара Петровича Леина, инва лида войны, человека, о вкладе которого в сбережение тради ционных продуктов сейчас про сто-напросто забыли. А уже на завтра было принято решение коллегии. Скликали хлебников военной поры, первый сбор на метили в Москве. А на следую щий год все собрались в Ленин граде... Те встречи дали очень много и сердцу, и душе, свели с людь ми удивительными. И с Петром Михайловичем Плотниковым познакомиться случилось. Я о нем знал со слов историка хле ба, тоже петербуржца Свято слава Всеволодовича Коновце- ва. Особенно я выуживал из Плотникова все, что имело пря мое касательство к деятельно сти центральной лаборатории хлебопечения, Плотников руко водил ею в годы блокады. Эта лаборатория помогла получить тонны «непланового» хлеба. Муки на этот хлеб не было, но хлеб выпекали, он, конечно, не мог насытить город, но подкор мил, поддержал, а многих и спас. Тогда же Петр Михайло вич переправил мне неболь шую, 36 страничек, брошюру с грифом «Для служебного поль зования». ...Листаю, представляю тот вкус. В заменителях муки были: шрот соевый, лузга рисовая, отруби, мучная пыль (выбойка из опорожненных мешков), гид роцеллюлоза («продукт, полу ченный из древесной целлюло зы путем гидролиза ее серной кислоты при давлении в 6-7 ат мосфер»). При использовании гидро целлюлозы встретились сложно сти. Разная по качеству, от чер ной до светло-коричневой по цвету, мазеобразная или рас сыпчатая (характеристики по Плотникову), она не вписыва лась в технологию. «Для нор мальной консистенции приходи лось брать много воды, влаж ность мякиша увеличивалась до 58 процентов; мякиш плохо разрыхленный, полное отсутст вие вкуса и аромата ржаного хлеба». Хлеб получался горь ким. Но все же пришлось увели чить долю гидроцеллюлозы до 15 процентов от общего веса хлебной смеси. На бюро горко ма партии кто-то спросил: «По чему только пятнадцать процен тов?» Попытались объяснить. Вопрошающий осерчал. Про фессору В.И.Шаркову было не до объяснений: он не выходил из лаборатории, пытаясь при дать гидроцеллюлозе качества, которые соответствовали бы хлебопекарной технологии и не грозили едоку. Но ученые пони мали, что одной гидроцеллюло зой не обойтись. «В целях изы скания новых заменителей муки нами был взят для изучения луб сосны, который... должен иметь некоторые преимущества перед гидроцеллюлозой» (П.М.Плот- ников). Не все эксперименты завер шались благополучно. Один из ученых Лесотехнической акаде мии пустил в подмес молотые желуди. Опыт провел на себе и на своей семье. Медики поста вили диагноз: сильное отравле ние. Хотели написать «пищевое отравление», затем слово «пи щевое» убрали... Спустя не сколько недель установили: же луди в пищу пригодны, если их предварительно тщательно пе режарить. Гидроцеллюлозу приспосо били и для производства дрож жей. Пустили несколько допол нительных дрожжевых цехов - на конфетной фабрике, на «Го знаке», на ликероводочном за воде, на молочном комбинате, на гидролизном заводе № 3. Дрожжи шли не только к пека рям. Им нашли еще одно при менение: полученную массу от жимали, предварительно доба вив в нее соль, перец, масло, сушеный лук. Затем все прессо вали и получали ладные 50-граммовые брикеты. Их от правляли «на войну»; до окопов можно было доехать на трам вае. Там брикеты в алюминие вых солдатских кружках разво дили кипятком - получался суп чик, говорят, даже вкусный. С начала блокады до декаб ря 1941 года нашли, перерабо тали и съели более 13 тонн суррогатов: льняные и конопля ные жмыхи, ячменные отруби, мельничную пыль, что десятиле тиями оседало на стенах мель ничных цехов. «В качестве за менителей ржаной муки обой ной была проверена мука из ветвей 'березы и семян дико растущих трав», свидетельству ет П.М. Плотников. Для пробы брали семена распространен ных в Ленинградской области сорных трав: лебеды, щавеля, гречишки. Погруженный в холод, оце пеневший, но живой и голодный город искал еду. Дурандовые (дуранда - перемолотые остат ки семян после выжимки из них масла) лепешки были лакомст вом, праздничным гостинцем. Пекари и ученые-хпебопеки трудились денно и нощно. За ботой стала смазка хлебных юрм. Разработали эмульсию: -процентный мучной отвар, олеонат натрия, оксидирован ное полимеризованное масло и на первых порах 37-47 процен тов подсолнечного или горчич ного масла. Вскоре от этой «роскошной» смазки пришлось отказаться. Слово Плотникову: «В связи с необходимостью экономии растительного масла была раз работана новая рецептура: масло растительное - 12 проц., олеонат натрия - 2,5, казеин - 0,5, крахмальный клейстер - 85 процентов». А еще была масля ная болтушка: соапстком (отхо ды маргаринового производст ва) заменили жировую часть смазки. Решили проверить и мине ральные масла. Начали с вазе линового («с вязкостью по Энг- леру 1,3»). Результат дегустации хлебных корок - «запах кероси на». Парфюмерное масло, ве ретенное, автол «НО», машин ное марки «Л», турбинное, авиационное, снова автол, но марки «18». Хорошо пошли авиационные масла - МЗС, МС, МК. «Корки хлеба не имеют по стороннего запаха», - заключа ет с облегчением неизвестный эксперт. Что к этому добавишь? Константин БАРЫКИН. Р .5. Питер шумит, наряжает ся, волнуется. Будь моя воля, я пригласил бы высоких гостей го рода -юбиляра в М у зей хлеба (несомненно - лучший из хлеб ных музеев мира , удивительное по полноте и искренности соб рание). И угостил бы их теми блокадными краюш ками в 125 граммов... ДЕЛОВОЙ Учредите, «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано Министерством РФ по делам печати, телерадиовещания и средствмассовых коммуникаций Реп ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257 -3 7 -92 . Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257 -38 -42 . СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е -таН : у»от1к@ас«.ги «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» (Калининград), «Время иденьги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области) («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов) «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz