Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
К а к н а д р о ж ж а х Растет товарооборот между Москвой и Беларусью — свидетельствует новый статистический вестник книжная полка Аркадий Михайлов М О С К В А ______________________________________ СПЕЦВЫПУСК вестника торго во-экономической информации «Знакомьтесь — регион» под на званием «Москва — главный торгово-экономический партнер Беларуси» подготовило и опуб ликовало на днях Посольство Республики Беларусь в России. В нем приводятся факты, свиде тельствующие: Москва является самым крупным торгово-эконо мическим партнером Беларуси среди регионов Российской Фе дерации. На ее долю приходится 37 процентов всего товарообо рота Беларуси с Россией и 42 процента белорусского экспор та. Товарооборот между респуб ликой и Москвой в 2002 году вы шел на уровень 3 миллиарда 649 миллионов долларов, увеличив шись по сравнению с 2001 годом на 12 процентов. Причем экс порт составил 1 миллиард 712 миллионов долларов, импорт — 1 миллиард 937 миллионов дол ларов. Основа белорусского экс порта в Москву — наземный транспорт, электрические ма шины и оборудование, полимер ные материалы, пластмассы, молочная продукция, мебель, обувь, химические волокна, мя со, фармацевтическая продук ция. В вестнике представлены также сведения о контактах ме жду областями Беларуси и ад министративными округами Мо сквы, приведены адреса передо вого опыта, коммерческие и ин вестиционные предложения рос сийской столицы, календарь крупнейших выставок и другая полезная информация. «СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое издание СоветаМинистров Союзного государства Газета зарегистрирована в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1880. Тираж по РФ: 411093 Тираж по РБ: 279100 Тираж «СОЮЗа. Беларусь— Россия» в РФ и РБ: 690193 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) I Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» I ОТПЕЧАТАНО в 000 «Объединенный издательский дом I Распространяется по всем подписным индексам: I По графику: 16.00 Первый заместитель Москва, А-40, ГСП-3125993, улица Правды, 24. Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- шаН: Егтак 0 Уа@гд.ги Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати. Москва-137, ул. Правды, 24. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. •СОЮЗ. Беларусь- Россия»печатается вАрхангельске,Владивостоке,Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре,Красноярске, МинеральныхВодахМоскве, Мурманске, НижнемНовгороде,Новосибирске,Омске,Оренбурге, Пензе,Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове,Тюмени, Ульяновске,Уфе,Чебоксарах,Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг. Минске. I X ------------ С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я . 15 М А Я 2 0 0 3 Ч Е Т В Е Р Г № 19 ( 1 1 9 ) Лауреатов надо знать в лицо КОНЦЕРТ Концертный зал «Минск» приглашает 21 мая на концерт Юрия Шатунова, кото рый представит программу «Седая ночь». 22 мая на этой же сцене выступит рос сийская группа «Ногу свело» с програм мой «В темноте». ВЫСТАВКА В рамках Московского международного фестиваля «Мода и стиль в фотогра фии», проходящего в Новом Манеже, можно познакомиться с выставкой «Ма гия цирка». В экспозиции — цирковая фотография с середины XIX века до на ших дней. ТЕАТР Национальный академический театр ба лета приглашает минчан и гостей бело русской столицы 16 мая на балет-фее рию в двух действиях «Спящая красави ца» П.Чайковского. Руководитель программы «Москва — Минск» получила премию Постоянного комитета Союзного государства П е д а л и к р у т я т с т а р и м л а д Веломарафон объединяет не только спортсменов и туристов смотрят со значительно боль шим интересом, чем в столицах. Москва и Минск — совершенно особые мегаполисы. А вот проб лемы жителей Орши, Витебска мало чем отличаются от забот тех, кто живет в Вязьме или Пе т р о п а в л о в с к е -К а м ч а т с к о м . Именно для них мы и делаем на шу передачу. Мы стараемся ис пользовать разные телевизион ные жанры — новости чередуют ся интервью, очерками, виктори нами. Мы беседуем с известны ми артистами, учеными, писате лями. Из тех, кто уже участие в нашей передаче, могу назвать Александру Пахмутову, Михаила Ножкина, Еременко- старшего и Еременко-младшего. Года три назад мы первые попро бовали вести рубрику «Наши со седи». Переезжая из России в Беларусь и обратно, мы беседо вали с разными семьями о том, что их заботит, как справляются с бытовыми трудностями, о чем мечтают. Уверена, нам есть чему поучиться друг у друга. Цикл пе редач был посвящен чернобыль ской трагедии. — Ваша передача уникальна, аналогов ей нет. Что в бли жайших планах? — Союзная тематика уни кальна сама по себе. Строитель ство нового государственного образования подразумевает и новые формы сотрудничества между СМИ, освещающими эту тему. Речь идет и о формах пода чи материала, и о появлении но вых жанров, рубрик. В отличие, скажем, от ежедневных новост ных программ, которым мы усту паем в оперативности, програм ма «Москва— Минск» имеет воз можность дать анализ, коммен тарий специалиста. Наш коллек тив очень маленький — всего 15 человек, из которых только четы ре творческих сотрудника. Каж дый из них хорошо разбирается в теме и искренне хочет объедине ния наших народов. Хотелось бы для нашей программы увеличе ния эфирного времени, посколь ку 15 минут в неделю явно недос таточно. Беседу вела Елена ЕРМИЧЕВА. Елена Ермичева М О С К В А ______________________________________ СЕГОДНЯ участники междуна родного веломарафона Моск ва— Минск— Санкт-Петербург, стартовавшего в День Победы из Москвы, должны пересечь российско-белорусскую грани цу и прибыть в город Орша. Ма рафон, о котором мы уже рас сказывали на страницах «СОЮ За» , организован Постоянным Комитетом Союзного государ ства совместно с Московским клубом велотуристов. К слову, на футболках спортсменов и на капоте машины сопровождения можно увидеть эмблему Посто янного Комитета. «Цель акции — укрепление дружбы между братскими наро дами, совместное участие в праздновании 300-летия Санкт- Петербурга, популяризация и дальнейшее развитие спортив ного велотуризма, — сказал нам по телефону президент Фонда поддержки туризма и спорта Иван Куташев, возглавляющий делегацию российских велоту ристов. — На сегодняшний день число участников веломарафо на — 25 человек. На территории Беларуси к нам присоединятся туристы из городов Борисова и Молодечно. Средний возраст участников марафона— от 23 до 56 лет. Хотя самому младшему туристу нашей команды Евге нию — всего 7 лет». Для участников велопробега предусмотрены культурная про грамма, встречи с представите лями администраций россий ских и белорусских городов и об ластей, спортсменами и молоде жью. Кстати, интересные экс курсии, встречи с жителями го родов уже состоялись на родине первого космонавта Юрия Гага рина, в старинном русском горо де Вязьма, а впереди — экскур сии по Минску, посещение ме мориального комплекса Хатынь, полевая ночевка в районе озера Осыно. « Участники веломарафона на улицах Москвы. А Ф И Ш А Исаак Шварц изменил кино Знаменитый композитор встречает юбилей новым фильмом с Владимиром Наумовым и новым концертом встреча для вас Александр Щуплов С А Н К Т - П Е Т Е Р Б У Р Г ТОЛЬКО что Исааку Шварцу — одному из самых любимых и ста рейших наших композиторов — исполняется 80 лет. Им написана музыка к 150 фильмам, в том чис ле к таким, как: «Женя, Женечка и «катюша», «Братья Карамазовы», «Сто дней после детства», «Не стреляйте в белых лебедей»... Гений японского кинематогра фа Акира Куросава, выбирая для своей картины «Дерсу Узала» композитора, прослушал музыку почти двух сотен наших масте ров. И только после просмотра «Белого солнца пустыни» пригла сил писать музыку Исаака Швар ца... Найти композитора доволь но трудно: он живет в поселке Си- верский, под Гатчиной. Здесь ро ждались его лучшие песни, кото рые затем пела и поет вся страна: «Ваше благородие, госпожа Уда ча...» — из культового фильма «Белое солнце пустыни», «Кава лергарда век недолог...» — из не менее культовой «Звезды плени тельного счастья», романсы из «Соломенной шляпки»... — Над чем сейчас работаю? — задумывается композитор. — Написал крупное сочинение — концерт-симфонию для большо го оркестра. Она уже игралась четыре раза в филармониях Пе тербурга, Москвы, Киева и те перь прекрасно записана на компакт-диске Владимиром Спиваковым. — Пушкина «года к суровой прозе клонили», а вас — к большому сочинению, если вспомнить, что в вашем по служном списке уже есть сим фония и два балета. Неужели с песней покончено? — Кино меня разлюбило. Та кие выходят сейчас картины, что не знаю, что мне там делать: в них у меня просто не всегда все полу чается. Конечно, выходят и хоро шие фильмы, но они как-то прохо дят мимо меня. — Обычно в период застоя по лезно переключаться на иные жанры. Многие ваши коллеги сейчас пишут и издают книги. У вас рука не тянется к перу? — Нет, не тянется. Я считаю, что в этом случае кончу писать музыку. Уверен, мне надо зани маться музыкой. Сейчас я издал большой том романсов на стихи русских поэтов XIX— XX веков, получил за него Царскосельскую премию. Сейчас сотрудничаю с Владимиром Наумовым над очень интересной картиной. Сце нарий написала его постоянный соавтор Тонино Гуэрра. — Вы следите за сегодняшней песней? * — Как всегда, в современной нашей песне много разных тече ний, и это очень хорошо! Мне нра вится творчество «Машины вре мени», интересный автор — Бо рис Гребенщиков. — Кто из певцов, исполнявших ваши песни, вам наиболее бли зок? — Трудно кого-либо выделить. Мне нравится, когда мои песни поют хорошо. Конечно, мои люби мые певцы — Андрюша Миронов, Люся Гурченко, Лена Камбурова. Сейчас есть у меня прекрасная певица Герцева — наша, питер ская... — Можно ли спрогнозировать успех песни? — Успех того или иного произ ведения трудно предугадать даже самому опытному мастеру. Я ни когда, например, не мог предста вить, что у песни из «Белого солн ца пустыни» будет такая широкая слава. Вспоминаю, как однажды в Доме творчества в Комарово ко мне зашел в гости Василий Со- ловьев-Седой. Он вынул из одно го бокового кармана бутылку шампанского, а из другого — бу тылку коньяка и свернутые ноты, потом сел за рояль и исполнил две свои новые песни — «Дороги, дороги» и «Подмосковные вече ра». «Как думаешь, Исаак, какая из них пойдет, а какая — нет?» — спросил меня Василий Павлович. «По-моему, Вася, скорее всего запоют «Дороги, дороги»: у нее мелодия попроще, легко ложится на память. А «Подмосковные ве чера» вряд ли запоют...» Время опровергло мои прогнозы... И во обще успех —■какая-то мистиче ская вещь. Здесь важно и сочета ние слов с музыкой, и первый ис полнитель, и — если песня из ки но — закадровое исполнение ее или в кадре, и кто в фильме ее ис полняет — положительный герой или отрицательный... Если взять «Госпожу Удачу» из «Белого солнца пустыни», то причина успеха этой песни кро ется, конечно, в прекрасных сти хах Булата Окуджавы. Когда я писал эту мелодию, все время думал об актере, который ее бу дет исполнять. А исполнял ее в фильме Павел Луспекаев. Я был знаком с этим прекрасным и пря модушным человеком, высоко ценил его талант. Для Паши я уже до того писал песню к спек таклю «Не склонившие головы», в постановке Товстоногова. Он часто приезжал ко мне в Сивер- ский. — Сейчас немногие наши композиторы работают с серьезной поэзией: Шварц, Тухманов, да вроде бы и все! — Ни шагу назад! Сейчас мне пришлось написать музыку к двум поэтически хорошим стихо творениям Тимура Зульфикаро- ва. А вообще мои поэты — Бу нин, гении Серебряного века... — Как у вас получались такие удачные песни с Окуджавой? Ведь каждая — попадание в десятку! Тот же романс из «Звезды пленительного сча стья» с рефреном: «Не обе щайте деве юной любови веч ной на земле...»? — Булат писал слова, на кото рые я тотчас отзывался музыкой. В его песнях были тонкая лирика и юмор, причём грусть сочета лась с иронией... А песня из «Звезды пленительного сча стья» Владимира Мотыля у меня до сих пор вызывает глубокое волнение и слезы. Я познакомил ся с этими стихами Булата в по 8 Исаак Шварц принимает поздравления от известного питерского композитора Андрея Петрова. ру, когда очень остро переживал личную драму: уходил от одной женщины к другой. И вот все мои боли и надежды воплотились в музыке к этому удивительному фильму. Нередко слышу от зна комых, что они который раз смот рят этот фильм ради музыки. — Как судьба свела вас с Була том Окуджавой? — Режиссер Владимир Мо тыль снимал (фильм по сцена рию Окуджавы «Женя, Женечка и «катюша». Он предложил мне сочинить песню, которая была бы созвучна образу главного ге роя — Жени Колышкина. Этого героя играл Олег Даль, он иде ально подходил на роль интел лектуального городского маль чика, любившего читать роман тические книги и вдруг попав шего на фронт. Й тут меня поз накомили с Окуджавой. Он был уже известным поэтом и компо зитором, однако держался очень скромно, без гонора. Ме ня осенило,что в начале филь ма песню должен исполнять звонкий детский голос, а в эпи логе, когда погибает главная ге роиня — связистка Женечка Зе- мляникина, последний куплет печально поет сам Окуджава. Так, песня «Капли датского ко роля» стала целой философией жизни: если вначале еще кажет ся, что эти мифические «капли» от всех болезней существуют на свете, то в конце фильма.стано- вится ясно, что их нет и не может быть... — Вы — один из немногих композиторов, живущих не в столице. Как работается вде ревне? — Я живу в Сиверском уже 64 года. Конечно, в столицах приходится бывать — по мере возможностей и по мере своих сил, ведь надо же общаться с коллегами, быть в курсе их ра боты и всего, что происходит. В П а н ам е боятся конкуренции? ситуация Ариадна Рокоссовская НА КОНКУРСЕ «Мисс Вселен ная», который состоится в Пана ме 20 мая, Беларусь будет пред ставлять Ольга Невдах, ставшая финалисткой национального кон курса в июне прошлого года. Тогда «Мисс Россия-2002» Светлана Королева не только присутствовала на конкурсе «Мисс Беларусь» в Минске, но даже принимала участие в выбо ре самой достойной. Светлана собственноручно увенчала голо ву Ольги короной — символом красоты. Это событие объедини ло красавиц наших стран. В этом году все иначе. Финалистка бело русского конкурса отправляется в Панаму, а нынешняя россий ская королева красоты — Мария Смирнова— останется дома. Как указывается в заявлении, рас пространенном нью-йоркской штаб-квартирой организации, которая проводит конкурс, реше ние дисквалифицировать росси янку было принято после того, как выяснилось, что она «нару шила условия соглашения об участии в соревновании, появив шись частично обнаженной на страницах русского издания жур нала «Р1ауЬоу». Правила органи зации «Мисс Вселенная», заяви ла ее официальный представи тель Холли Сайто, недвусмыс ленно запрещают соискательни цам этого титула «появляться на публике или фотографироваться в частично или полностью обна женном виде». Мария Смирнова, выиграв шая в этом году конкурс «Мисс Россия», получила титул «Р1аута1е о( Низ51а-1999», кото рый действительно предусмат ривает съемки для его организа тор а— журнала «Р1ауЬоу». В ян варе 2000 года ее фотографии украсили очередной номер рос сийского издания журнала. В Нью-Йорке утверждают, что ее может заменить «Вице-мисс России», но то, что к такому ре шению оргкомитет пришёл меньше чем за неделю до само го конкурса, уменьшает вероят ность того, что Россия все-таки будет представлена. В прошлом году российская студентка Окса на Федорова отказалась от титу ла «Мисс Вселенная» и ее коро на перешла к красавице из Па намы. В этом году россияне, ско рее всего, будут болеть за Ольгу Невдах. Ч т о б ы л о 1 5 — 2 1 м а я календарь СЕГОДНЯ — Международный день семьи. Поздравим близких и дальних родственников. Вниманию автомобилистов и всех, кто пользуется их услугами. Сто лет назад, 1 5 мая 1903 года, по инициативе автолюбителя П. Бекеля было образовано «Им ператорское Российское автомо бильное общество». Созданное ‘общество взял под свое покрови тельство страстный поклонник ав томобилизма великий князь Ми хаил Александрович. А через 30 лет втот же день бы ли утверждены единые для всех регионов страны «Правила дви жения автомобильного и гужево го транспорта по дорогам СССР». С некоторыми изменениями и до полнениями они действуют в на ших странах до сих пор. 15 мая 1979 года в Минске от крылся Музей древнебелорус ской культуры при Институте ис кусствоведения, этнографии и фольклора Академии наук Бела руси. 75 лет назад, 16 мая, на сцене Ленинградского театра оперы и балета им. С.М. Кирова в спектак ле «Шопениана» (постановка М. Фокина) состоялось первое выступление выпускницы хорео графического училища Галины Улановой, великой балерины XX века. И втот же день, и втот же год в газете «Правда» опубликовано обращение ЦК ВКП(б) «За социа листическое переустройство де ревни». Началась кампания по выявлению кулаков с последую щей их высылкой (вместе с семья ми) и конфискацией имущества. А 140 лет назад в этот день рос сийскими предпринимателями П.М. Обуховым, Н.И. Путиловым и С. Г. Кудрявцевым было основано «Товарищество Обуховского ста лелитейного завода», ныне ФГУП «Государственный Обуховский за- вод»/«ГОЗ», Санкт-Петербург — одно из крупнейших предприятий оборонного комплекса России. 17 мая поздравим Михаила Касьянова. 3 года назад Прези дент России Владимир Путин ут вердил его кандидатуру на пост Председателя Правительства РФ. 18 мая 1906 года в Петербурге образовано первое белорусское легальное издательство «Загляне сонца и у наша ваконца». А еще 18 мая — Международный день му зеев и праздник Балтийского фло та в России. Ровно 300 лет назад во время Северной войны 1700— 1721 годов в этот день русские ко рабли на Балтике одержали в устье Невы первую победу над шведскими парусниками. На конкурсе «Мисс Вселенная» место рядом с Ольгой Невдах (справа) пока вакантно. Ш Михаил Ботвинник. В тот же день 55 лет назад Михаил Ботвинник, одержав ший убедительную победу над сильнейшими гроссмейстерами того времени, первым из совет ских шахматистов был провоз глашен чемпионом мира, став шестым в истории шахматным королем. 19 мая помянем князя Дмитрия Донского. В этот день он умер 39 неполных лет от роду. Он дорог нам не только как предводитель российской рати, победившей в союзе с воинами Андрея Ольгер- довича (Полоцкого), Дмитрия Ольгердовича Друцкого, Боброка Волынского и другими военачаль никами из земель Беларуси мон голо-татарские орды, но и как строитель белокаменного мос ковского Кремля. 20 мая исполняется 215 лет со дня освящения Софийского собо ра в Царском Селе. Строился он с 1782 года по указу императрицы Екатерины II по проекту архитек тора Г. Камерона под руководст вом И.Е. Старова. В 1903 году Л.Н. Бенуа возвел колокольню. В цар ствование Екатерины II собор был капитульной церковью учрежден ного ею ордена Святого равно апостольного князя Владимира. В 1991 году собор возвращен церк ви. 21 мая Русская православная церковь чтит память Иоанна Бо гослова, апостола и евангели ста, любимого ученика Христа. А еще 21 мая — Всемирный день культурного разнообразия во иМя диалога и развития, празд ник Тихоокеанского флота (в этот день в 1731 году был издан указ Сената «Об образовании Охотского военного порта»). 75 лет минуло с того дня, когда аме риканский кинорежиссер Уолт Дисней получил патент на моно польное использование нарисо ванного им мультипликационно го героя Микки-Мауса, знамени того мышонка. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. коллеги ТАТЬЯНА ХУДОБИНА , извест ная тележурналистка информа ционных программ российского телевидения «Вести» и «Феде рация», а ныне — ведущая и ру ководитель программы «Моск ва— Минск», на днях стала лау реатом премии «За вклад в раз витие белорусско-российской интеграции». «СОЮЗ» в числе первых поздравил Татьяну Нико лаевну. — Скрывать не буду, получать награды всегда приятно. Осо бенно за честную, добросовест но сделанную работу. На торже ственной церемонии награжде ния журналистов, освещающих союзную тематику, состоявшей ся на прошлой неделе в Минске, я не присутствовала, но там бы ли мои коллеги-журналисты, ко торые обязательно мне все пере дадут. Да и награждать надо не только меня, а весь коллектив программы «Москва— Минск». Телевидение — творчество кол лективное, ведь здесь все зави сит от слаженности, четкости и взаимовыручки творческой груп пы, звукооператоров, режиссе ров, монтажеров. Но самое глав ное — они должны быть едино мышленниками. — Программа «Москва— Минск» выходит в эфир уже несколько лет. Как готовите свои передачи? — Мы сотрудничаем как с рос сийским телевидением — ис пользуем техническую базу ВГТРК, заказываем сюжеты кор респондентам информационных программ, в первую очередь про граммы «Вести», так и с нацио нальным телевидением Белару си. С самого начала мы стараем ся показывать не только офици альные, протокольные меропри ятия с участием президентов, министров, чиновников,но и сю жеты, которые были бы интерес ны всем гражданам наших стран, независимо от возраста, достат ка, образования. — Кто является вашей ауди торией? — К сожалению, точных со циологических данных о том, кто регулярно смотрит нашу программу, нет. Могу судить только по почте, которая прихо дит на наш адрес, и по телефон ным звонкам. Зрителями про граммы являются интеллиген ция, молодежь и пенсионеры. Это обусловлено прежде всего тем, что «Москва— Минск» вы ходит в эфир не в самое удобное время — днем. И многие наши потенциальные зрители просто не имеют возможности смот реть передачу. Надеюсь, в бли жайшее время что-то изменится к лучшему. — Насколько ваша програм ма конкурентоспособна на те левизионном рынке? — Нас смотрят и в России, и в Беларуси. Наша творческая группа прекрасно отдает себе от чет в том, что в провинции нас ■ Т. Худобина.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz