Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

15 М А Я 2 0 0 3 Ч Е Т В Е Р Г № 19 ( 1 1 9 ) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я _______ Ш А л е к с а н д р К у з ь м и н : М о с к о в с к и й д о м о с т р о й 2 0 0 3 г о д а прямая речь У МОСКВЫ и Минска много об­ щего в судьбе. Наши столицы разрушали войны и время, в со­ ветское время города испытали на своей судьбе все плюсы и ми­ нусы отечественной архитекту­ ры. Сегодня у москвичей и мин­ чан есть все основания гордить­ ся своими преображенными сто­ лицами, есть и чему поучиться друг у друга, переняв лучшее. Российская столица обновляет­ ся так стремительно, что многие москвичи просто не успевают «обживать» новые объекты, поя­ вляющиеся на ее улицах. Но есть в городе человек, которому по должности положено «в лицо» знать каждую стройку еще до ее рождения. 28 ноября минувшего года «СОЮЗ» опубликовал бе­ седу с бывшим главным архитек­ тором Минска, а ныне первым заместителем главного архитек­ тора российской столицы Юрием Григорьевым. А сегодня на стра­ ницах «СОЮЗа» выступает глав­ ный архитектор Москвы шександр КУЗЬМИН. — Александр Викторович! Для большинства россиян, бело­ русов — да и всех других гос­ тей свидание со столицей все­ гда событие. На день ли чело­ век приехал, или даже на час, прежде всего ревниво смотрит: что в городе появилось нового, а что по-прежнему, без изме­ нений. Посоветуйте гостям, что нужно увидеть обязатель­ но? — Магазины и торговые цент­ ры пропускаю — их сегодня нема­ ло по всей стране. Лично для ме­ ня очень дорого то, что, несмотря на все трудности, в Москве актив­ но развивается театрально-вы­ ставочный комплекс — в год сда­ ется по два-три объекта. Вот на них-то и рекомендую обратить внимание. Побывайте в новом здании Музея Пушкина на Пречи­ стенке, в Историческом музее... V - Сразу предупреждаю: там оче­ редь, так как желающих попасть много. В Гостином дворе открыл­ ся второй в городе Археологиче­ ский музей. Чрезвычайно интере­ сен и сам Гостиный двор: кусочек теплого, «демисезонного» горо­ да, в который мы пытаемся сей­ час превратить Москву, у нас ведь на улице шесть месяцев в го­ ду не погода, а невесть что, и спа­ стись от этой напасти можно лишь в подземных общественных центрах, на перекрытых город­ ских площадях и улицах, крытых пешеходных мостах. Три таких моста уже готовы. Пройдитесь по ним — из парка культуры им. Горького на Фрунзенскую набе­ режную, с Плющихи к площади Европы, с Кутузовского проспек­ та в Москву-Сити. Отсюда, с мос­ та Багратион, увидите самую грандиозную стройку не только в стране, в мире: на площади в 60 гектаров будет построено 2,5 миллиона квадратных метров по­ мещений для офисов различных фирм и компаний. Честно скажу: я люблю эти маршруты еще и по­ тому, что с них не видно ошибок, которые мы, архитекторы, порой допускаем в застройке города. — Во всем мире существует железная закономерность: транспорт по пешеходным зо­ нам не ходит — на то Они и пе­ шеходные. Но только не в Москве. Почему? — Объясню. Дело в том, что по-настоящему-то ни одной пе­ шеходной улицы в Москве еще нет. Те, что имеем, больше «по­ темкинские». Помните реакцию москвичей, когда появился Ар­ бат — с фонарями, лавочками и покрашенными фасадами до­ мов? «Арбат офонарел...» Во дворах же остался прежний не­ уют. А из-за чисто московской, очень редкой нарезки улиц вы­ свобождение для пешеходов од­ ной из них создает массу не­ удобств в транспортном сообще­ нии и для района в целом, и при подъезде к каждому отдельно взятому дому. В общем, это следствие того, что каркас для пешеходной зоны есть, а «мяса», то есть обустройства, нет. И то же самое могу сказать и о К а ­ мергерском и Столешниковом переулках. — Ну и делали бы «мясо», а потом объявляли улицы пеше­ ходными... — Учимся, постоянно учимся. За десять лет всего не сделаешь. г Кроме того, в последнее время появились и дополнительные трудности. У каждого дома те ­ перь — свой собственник, земля под ним приватизирована или находится в аренде на длитель­ ный срок. Чтобы Оставить там проход, здесь проезд, нужно сог­ ласовать, убедить... Надеюсь, что справимся. И в первую оче­ редь — снова на Арбате. Для это­ го придется, видимо, пробить в глубине за новым Арбатом па­ раллельное соединение окружа­ ющих переулков для того, чтобы связать их проезжие части в еди­ ное целое. — Ну а в Столешниковом пе­ реулке и пешеходы-то не хо­ дят. — Мне кажется, что там допу­ стили одну существенную ошиб­ ку. Исчезли «намоленные» мес­ та, которые мы все знали и люби­ ли. Лично для меня, например, Столешникова переулка не ста­ ло с исчезновением букинисти­ ческого магазина со вторым эта­ жом. Я перестал ходить из-за этого, кто-то — из-за закрытия магазина «Вино»... То есть была потеряна функция, которую не заменит никакая архитектура. Ну а женскую половину, говорят, отпугивает брусчатка на дороге. Мы как-то не подумали о том, что на каблуках, оказывается, не­ удобно ходить. Нормально в кроссовках, но туристам в Сто­ лешниковом делать нечего. — Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? — Приказать невозможно. Одна надежда, что кто-нибудь из владельцев зданий нас с вами услышит и поймет, как полупус­ тынное место превратить снова в многолюдное. Ради собственной выгоды и к радости москвичей. — Еще один вопрос от армии пешеходов. По поводу обще­ ственных туалетов. Какие перспективы? — Да плохие перспективы! Что у нас происходит? Строим туалет. Проходит пара лет — в нем открывается кафе. Со счета сбился, сколько уже знакомых туалетов превратились в точки общепита. Приватизация назы­ вается. Город сейчас покупает синие уличные кабинки. Не знаю, кто как, но я себя в них комфорт­ но не чувствую. Выход один, как мне кажется: создавать нор­ мальные туалеты заново и объя­ влять их неприкосновенными — муниципальными. — Город лишился и многих магазинов. Масса мест, где не купить ни пакет молока, ни булку хлеба. — Это касается в основном центра города, где первые этажи домов представляют собой це­ лое состояние, на котором хозяе­ ва стараются заработать по мак­ симуму. Недавно мы просчитали по каждой райуправе, по каждо­ му пешеходному радиусу, сколь­ ко требуется торговых точек, чтобы преодолеть дефицит. Пе­ речень передали первому зам. мэра руководителю земельно­ имущественного комплекса го­ рода Олегу Толкачеву. В июне правительство Москвы планиру­ е т его утвердить. — Недавно принят документ, в котором говорится о намере­ нии санитарной службы стра­ ны закрыть парикмахерские, расположенные в подвалах. — А между тем именно парик­ махерские, да еще, пожалуй, химчистки процветают в жилых домах — народ туда в очередь записывается. А все, что кондо­ миниумы и товарищества собст­ венников жилья пооткрывали в своих нежилых помещениях сна­ чала — вроде фитнес-клубов, позакрывалось, так как нет спро­ са. — Александр Викторович! С появлением свободы слова и свободы творчества в литера­ туре ждали всплеска гениаль­ ных произведений. Но их нет. Дало ли десятилетие свободы что-нибудь архитектуре? — Считаю, что дало. Архитек­ торы получили совсем другие «инструменты», которых прежде не было. Строительные материа­ лы, технологические возможно­ сти... Других строителей, нако­ нец. Мы с ними уже не согласо­ вываем каждый проект, как это было в Советском Союзе — смо­ гут они построить или нет. Не сможет эта фирма построить, найдем другую. Но хочу заме ­ тить, что в отличие от литерату­ ры в архитектуре все-таки пол­ ной свободы быть не может. Она ограничена системой регламен­ тов, согласований, законом РФ о градостроительной деятельно­ сти, дополненным девятью мос­ ковскими законами. Благодаря этому наиболее ценные город­ ские территории защищены от резкого внедрения инвесторов. — Что закон! Был бы мешок денег... — Сравнивая ситуацию в сто­ лице с тем, что происходит в дру­ гих регионах, я, как председа­ тель совета главных архитекто­ ров России, могу сказать: этот этап, когда все решают деньги, для Москвы уже позади. Теперь мы знаем, что делать, когда по­ пирается закон. — И что же? — Как что? Обращаться в суд и сносить незаконно построен­ ное. — Разве все снесешь? Депутат гордумыМихаил Москвин-Тар­ ханов утверждал, что в Москве насчитывается около 600 неза­ конных строек. — А все и не надо. Трех раз оказалось достаточно для приня­ тия крайне резких мер. Первый случай — когда инвестор у стан­ ции метро «Войковская» вместо торгового комплекса площадью 2 тысячи кв. метров возвел жут­ кую конструкцию в 24 тысячи кв. метров, чуть не перекрывшую все движение на Ленинградском проспекте. Теперь об этом напо­ минает лишь забор — разбирать самострой хозяину пришлось за собственный счет. Затем «Дон- строй» вместо восьмиэтажного здания в Филипповском переул­ ке построил 10 этажей и взялся на свой риск класть одиннадца­ тый. Два этажа снес, но и на сле­ дующем объекте не сделал вы­ водов. Проект не согласовал ,а новую элитную высотку «Три­ умф-палас» начал поднимать. Пришлось ее на треть укорачи­ вать. Но бывает и иначе. Как-то один из колбасных гигантов со­ орудил цех, так же ни с кем не со­ гласовав. Безобразие редкост­ ное, так как в пищевой индуст­ рии это недопустимо. СЭС и дру­ гие контролирующие органы за ­ ставили привести строение в со­ ответствие с нормативами, а владельцев оштрафовали. Цех же — пусть работает, кормит мо­ сквичей колбасой. Главное, что теперь все в городе совершенно точно знают, что ни одно наруше­ ние не пройдет незамеченным. Все равно — рано или поздно тайное станет явным. В аренду ли придется сдавать помещение, выставлять ли на продажу, или просто передать наследнику... В любом случае объект нужно сна­ чала зарегистрировать. Возьмут в департаменте выданные архи­ тектурным надзором кадастро­ вую справку и увидят: «А этого этажа, друзья, у вас нет». Иногда приходят к полюбовному согла­ шению: владельцу остается лишь половина обнаружившихся «излишков», а вторая половина отходит как доля города. Но уже на законных основаниях. Так что если еще и остались какие-то не выявленные нарушения, ну раз­ ве что где-нибудь в промзонах. — А вот москвич Виктор Тка­ чев утверждает, что беззако­ ние творится буквально под окнами Кремля. Дом № 9 по улице Знаменка, в котором он живет, в любой момент могут снести лишь ради того, чтобы построить третью очередь га­ лереи художника Шилова. — Третьей очереди галереи не существует и отселение этого дома не планируется. Я уже пи­ сал жителям об этом и готов об­ суждать любые интересующие их детали, так как они имеют полное право на информацию о том, что происходит и под окна­ ми дома, и в целом в городе. — Как у вас строятся отноше­ ния с Управделами Президен­ та РФ? — Нормально. Для того что­ бы строить нормальный город, не нужно его делить и лезть в по­ литику. Все вопросы, которые возникают, решаются в рабочем порядке. Взять хотя бы Красную площадь. И Москомархитектура, и Управделами сходятся во мне­ нии: на ней ничего не может быть изменено, поскольку это памят­ ник ЮНЕСКО. Это, кстати, отно­ сится и к Мавзолею, который кое-кто готов был бы разобрать на кирпичики. Но лично я вижу в нем прежде всего одно из луч­ ших произведений XX века. Не­ возможно не восхищаться так ­ тичностью архитектора Алексея Щусева, с которой во времена монументальной сталинской ар­ хитектуры он вошел в ансамбль главной площади страны, оста­ вив на главном месте Кремль, Исторический музей и так далее. Высокий класс профессионала, великолепно решившего и поли­ тическую, и эстетическую зада­ чу. Единственное изменение, ко­ торого все мы ожидаем с радо­ стью, — это очеловечивание до­ ма №5, в котором исторически находились Средние торговые ряды (Верхние торговые ряды — это ГУМ, а нижних давным-давно уже не существует). В советские времена дом номер 5 принадле­ жал Минобороны и был известен как царство прапорщиков. Сы­ тые и довольные, именно отсюда — прямо с Красной площади, они вели обеспечение советской ар­ мии одеждой и прочими припа­ сами. Несколько лет назад Мино­ бороны освободил здание, и встал вопрос, что делать с ним дальше. Управделами Прези­ дента Владимир Кожин вышел с отличным предложением: пре­ вратить дом в гостиницу хороше­ го класса(представляете, какой спрос будет на номера с окнами на Красную площадь), а на пер­ вых этажах разместить магази­ ны и зал аукционов, как это было раньше. Разрабатывается два варианта проекта комплекса, цель которых вписать подзем­ ный паркинг и, не дай бог, не по­ вредить Собору Василия Бла­ женного. Когда один из них будет реализован, в комплексе с Гости­ ным Двором эта часть города по­ лучит свое логическое заверше­ ние. — Почему в Москве не рабо­ тают известные зарубежные архитекторы, как было приня­ то в российских столицах? — И сейчас работают! Италь­ янцы, например, из Москвы не вылазят. По примеру наших неф­ тяников, осваивающих Сибирь вахтовым методом, их специали­ с ты три месяца работают, а по­ том их сменяют другие. И так да­ лее. Или еще факт. Назовите мне еще страну, где, как в Рос­ сии, сразу два иностранных ар­ хитектора — финн и австриец — получили Госпремии РФ! Лично я такого не помню. —Долго ли еще с Москвой бу­ дет связано имя Зураба Цере­ тели? — Чей памятник в городе дол­ жен стоять — в настоящее время не мой вопрос как главного архи­ тектора и вообще не вопрос вла­ сти. Дело в том, что мы сумели наконец отладить определенный порядок. Есть художественные советы, в том числе и Академии художеств, есть специальная ко­ миссия при Мосгордуме, систе­ ма конкурсов среди скульпто­ ров... Случай на Патриарших прудах — досадное исключение из этого правила. — Вам не жаль, что в итоге пострадал прекрасный памят­ ник Михаилу Булгакову? — Еще как жаль! Особенно если учесть, что наряду с Алек­ сандром Рукавишниковым я то­ же автор вызвавшей скандал композиции. Встречался я потом с жителями, восставшими про­ тив ее установки. Понял, что кто- то из них просто не любит писа­ теля, воспевшего дьявола. А ко­ му-то Патриаршие пруды дороги в том виде, в каком они сущест- 8 А. Кузьмин: Немец купит квартиру с балконом и всю жизнь та к и живет. У нас ж е балкон непременно надо превратить в лоджию. вуют... И те, и другие имеют пра­ во на уважение. А уважения-то к ним как раз и не было проявлено. Вот главная причина произошед­ шего. — Год назад вам посылали письмо с просьбой поставить памятник Кошечке, потому что почти в каждом доме есть это животное. Но ответа так и не получили. А вот в Санкт- Петербурге такой памятник поставили. — Кошечку можно поставить, только смотря где. Если у себя во дворе — вперед, ради бога, ставьте хоть немедленно. А вот если на главной магистрали, то тогда уже безразлично — памят­ ник кошечке или писателю. Про­ цедура согласования ждет абсо­ лютно одинаковая. — Раньше Питер завидовал Москве по части строительст­ ва и архитектуры. А сейчас? Появилось в Северной столи­ це в процессе подготовки к 300-летию что-нибудь такое, чему могла бы позавидовать Белокаменная? — Хорошие объекты появи­ лись, но архитектурного собы­ тия, на мой взгляд, не произош­ ло. Но это не беда. По-моему, главное для Питера в том, чтобы он оставался самим собой, и это для всех нас самая большая ра­ дость. — В канун Первомая состоя­ лось выездное заседание об­ щественного градостроитель­ ного совета в Москва-Сити. Утвердив детальный облик бу­ дущего делового центра, инве­ сторам фактически дали от­ машку для начала работ. Что означает эта стройка для М о ­ сквы в целом? — Мне кажется, что многие еще недооценивают уникально­ сти этого события. Если мы все делаем правильно — с точки зре­ ния функций, инженерии,плани­ ровки, вслед за мэрией и горду- мой многие фирмы охотно пере­ едут туда с территории Садового кольца. В итоге разгрузится ад­ министративно задавленный ис­ торический центр. Кроме того, в Сити получит полную свободу творчества современная архите­ ктура, которой, по мнению неко­ торых архитекторов, не хватает Москве. Правда, мы и там долж­ ны считаться с тем, что отдель­ ные участки земли уже выкупле­ ны, и каждый инвестор привел своего архитектора. В итоге бок о бок уже работают четверо рус­ ских, итальянец, голландец, анг- ло-турки (совместный коллек­ тив), американцы и немцы. Це­ лый интернационал, из которого предстоит создать единый «ор­ кестр». По-моему, уже получает­ ся. — Вы учли опыт других сто­ лиц, уже имеющих Сити? — Да, и прежде всего Лондо­ на, где деловой центр наполови­ ну пустует из-за непродуманно- сти транспортных связей. Для нас это с самого начала вопрос номер один. В частности, в про­ ект заложено три линии метропо­ литена, одна из которых строит­ ся, — от Александровского сада до Сити можно будет доехать че­ рез Киевский вокзал. Эта ветка войдет в строй в будущем году. С аэропортом Шереметьево дело­ вой центр свяжет новый вид транспорта — так называемая скоростная транспортная систе­ ма. Поезда вроде тех, что ходят в Хитроу — по принципу рельс-ко­ лесо. — Не будет ли СТС беспоко­ ить жителей спальных рай­ онов? — Нет. Система пройдет там, где нет домов: из Шереметьева вдоль Международного шоссе, затем войдет в створ Октябрь­ ской железной дороги, потом пе­ реходит на малое кольцо желез­ ной дороги и идет вдоль него. Для нормального автомобильно­ го движения планируется по­ строить дублер Кутузовского проспекта с двумя мостами че­ рез Москву-реку — в районе на­ бережной Тараса Шевченко и Смоленского направления же ­ лезной дороги. — С чем связано то, что в Мо ­ скве катастрофически мало подземных автостоянок? — У города не хватает денег. У населения их тоже мало, а по­ тому подземная автостоянка под Манежной площадью, на­ пример, все время стоит полупу­ стой. Конечно же, играет свою роль и наш менталитет. Имея машину, москвичи еще не при­ выкли тратиться на парковки. Надеюсь, что нашим внукам уже не придется объяснять необхо­ димость этого. А пока мы про­ должаем искать пути, как, несмотря ни на что, увеличить количество парковок. В Сити их будет построено на 23 тысячи мест — за счет инвесторов. Раз­ рабатывая новую схему органи­ зации движения в пределах Са ­ дового кольца, мы прикинули, что там нужно не менее 30 тысяч мест. На поверхности земли, как ни размещай, больше 15 ты­ сяч автомобилей не поместится. Пока же насчитывается не бо­ лее 6 тысяч мест. Будем предла­ гать участки инвесторам. Да и город, думаю, не останется в стороне. С этой точки зрения крайне интересен опыт Барсе­ лоны, мэр которой недавно по­ бывал в Москве. Оказывается, первые парковки барселонцы построили за деньги города. По­ том сдали их в аренду, а зарабо­ танные средства вложили в но­ вые парковки. Так была реали­ зована целая городская про­ грамма. — Строительство Третьего транспортного кольца в этом году планировали закончить целиком. А теперь речь идет лишь о пуске рабочего движе­ ния? — Увы! Остаются два узких места — пересечения с Сущев­ ским валом в районе улицы Ше­ реметьевской и Ленинградским проспектом. Тоже только из-за нехватки денег, образовавшей­ ся из-за сокращения дорожного фонда. — И сколько же населению Северо-Востока столицы жить еще отрезанным? — Мэр дал команду найти строителей, которые смогут сделать эту работу в два раза быстрее, чем по нормативам. Т.е. к концу 2004 года. — А с четвертым кольцом что? — Тоже все дело в финансах. Если во время строительства МКАД мы не успевали делать проектную документацию, то сейчас она лежит готовая в сто­ лах и стареет. Вот за что я люб­ лю журналистов? Когда строи­ тельство Третьего транспортно­ го кольца начиналось, газеты пестрели заголовками: кому оно нужно, это кольцо? Кто по нему поедет? А теперь пишут: дес­ кать, пробки на Третьем кольце, где четвертое? — В общем, вы предлагаете по-прежнему стоять на доро­ гах, а не ехать... — Могу предложить еще ос­ тавить машину дома, если мож­ но доехать на метро. — Как быть с так называемы­ ми частными вопросами, за которыми тем не менее стоят очень серьезные проблемы. Например, письмо от жителей дома 30 стр. 3 по Трубников­ скому переулку: «Наш дом уникальный, построен в 1915 году. В 1947 году к нему над­ строили еще три этажа, оста­ вив между четвертым и пятым этажами технический. Сейчас неквалифицированные люди с улицы пытаются переделать его в жилой, из-за чего может разрушиться все здание. Кто может помочь?» — Срочно нужно обратиться в инспекцию архитектурно- строительного надзора! Эффек­ тивно действует и администра­ тивно-техническая инспекция города. — Из этой же серии: вы не опасаетесь того, что массовое поветрие с перепланировками квартир обернется бедой? — Город, увы, не может знать, что происходит в каждом доме. Информация должна ис­ ходить от жителей. Были слу­ чаи, когда и в самом деле при­ ходилось вмешиваться. Чуда­ ков много. Один бассейн соору­ дит в квартире, другой — несу­ щую стену разберет, а третий, наоборот, с помощью кирпич­ ной кладки превратит балкон в лоджию, ни на минуту не заду ­ мываясь, что он не рассчитан на такую тяжесть. Это тоже наш менталитет. Немец купит квар­ тиру с балконом и всю жизнь так и живет. У нас же балкон не­ пременно надо превратить в лоджию. Вообще, это очень страшно, когда выпускают гра­ достроительного джинна из бу­ тылки. Я видел это уже дважды. Первый раз, когда началось ос­ текление лоджий, а второй — когда по городу поползли «ра­ кушки». — Что вам может запретить Лужков? — Как председателю Мос- комархитектуры — все. Глав­ ный архитектор должен счи­ таться в первую очередь с кол­ легиальными органами — таки ­ ми, как архитектурный совет, ЭКОС и общественный градо­ строительный совет при мэре, куда входят 80 процентов архи­ текторов столицы и 20 процен­ тов чиновников. Все спорные вопросы решаются там. Но са­ мое действенное сейчас все же закон, чему я очень рад. Напри­ мер, если бы в городе не издали закон о хозяйственной деятель­ ности на территории природно­ го комплекса, нам в жизни бы не сберечь поляны в лесах, потому что это ничья территория. Дав ­ но бы все дворцами застроили. А сейчас попробуй— тут же в поле зрения природоохранной прокуратуры попадешь. Нас ча­ сто пугают судами. А чего их бо­ яться? Суд — это нормальный, цивилизованный способ реше­ ния споров. — В начале карьеры вы как- то сказали: на посту главного архитектора главное —уметь говорить «нет» наверх... — Именно так! Или хотя бы не стремиться угадать, а что по­ нравится начальнику. . — Представьте себе, что лет через 40—50 (срок, до истече­ ния которого по правилам Ю НЕСКО ни одно здание не может быть объявлено памят­ ником архитектуры),в архи­ тектурном словаре появится термин: эпоха Александра Кузьмина. Как, вы думаете, ее охарактеризуют? — Не будет такого. Кто пом­ нит фамилии моих предшест­ венников — главных архитекто­ ров Москвы? Москву никогда не строил один человек, ее строи­ ла история. Вот почему, начиная с московского княжества, она сочетает самые разные стили — в отличие от Петербурга, где ка­ ждое здание известно по име­ нам. Чтобы понимать структуру нашего города, надо знать, что до того, как появилась улица Сивцев Вражек, в овражке тек ­ ла речка Сивка. А кто знает сов­ ременных архитекторов? Себя я считаю скорее дирижером, а своей главной ролью — коорди­ нацию. Именно поэтому автор­ ство мне принадлежит либо в авральных проектах, либо в очень крупных — типа Третьего транспортного кольца. — Если бы вы проектировали значок Москвы, что бы из­ брали символом города? — Наше великое счастье со­ стоит в том, что у нас есть крем­ левские стены и сталинские вы­ сотки. В мире нет десятка горо­ дов, у которых есть такие узна­ ваемые исторические здания. Что бы мы ни построили, луч­ шей символики не придумать. Заметьте: до 11 сентября близ- нецы-небоскфебы не были сим­ волом Нью-Йорка — была ста­ туя Свободы. А наш символ, нравится кому или не нравится, это башня, а над ней — звезда. Поместите орлов — и сразу вы­ черкнете столетие из истории государства. Подготовила Любовь ПЯТИЛЕТОВА. По-настоящему-то ни одной пешеходной улицы в Москве еще нет. Те, что имеем, больше «потемкинские». Помните реакцию москвичей, когда появился Арбат— с фонарями, лавочками и покрашенными фасадами домов? «Арбат офонарел...» Кто-то просто не любит писателя, воспевшего дьявола. А кому-то Патриаршие пруды дороги в том виде, в каком они существуют... Ите, и другие имеют право на уважение. А уважения-то к ним как раз и не было проявлено.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz