Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
15 М А Я 2 0 0 3 Ч Е Т В Е Р Г № 19 ( 1 1 9 ) С О Ю З Б е л а р у с ь - Р о с с и я _______ Ш А л е к с а н д р К у з ь м и н : М о с к о в с к и й д о м о с т р о й 2 0 0 3 г о д а прямая речь У МОСКВЫ и Минска много об щего в судьбе. Наши столицы разрушали войны и время, в со ветское время города испытали на своей судьбе все плюсы и ми нусы отечественной архитекту ры. Сегодня у москвичей и мин чан есть все основания гордить ся своими преображенными сто лицами, есть и чему поучиться друг у друга, переняв лучшее. Российская столица обновляет ся так стремительно, что многие москвичи просто не успевают «обживать» новые объекты, поя вляющиеся на ее улицах. Но есть в городе человек, которому по должности положено «в лицо» знать каждую стройку еще до ее рождения. 28 ноября минувшего года «СОЮЗ» опубликовал бе седу с бывшим главным архитек тором Минска, а ныне первым заместителем главного архитек тора российской столицы Юрием Григорьевым. А сегодня на стра ницах «СОЮЗа» выступает глав ный архитектор Москвы шександр КУЗЬМИН. — Александр Викторович! Для большинства россиян, бело русов — да и всех других гос тей свидание со столицей все гда событие. На день ли чело век приехал, или даже на час, прежде всего ревниво смотрит: что в городе появилось нового, а что по-прежнему, без изме нений. Посоветуйте гостям, что нужно увидеть обязатель но? — Магазины и торговые цент ры пропускаю — их сегодня нема ло по всей стране. Лично для ме ня очень дорого то, что, несмотря на все трудности, в Москве актив но развивается театрально-вы ставочный комплекс — в год сда ется по два-три объекта. Вот на них-то и рекомендую обратить внимание. Побывайте в новом здании Музея Пушкина на Пречи стенке, в Историческом музее... V - Сразу предупреждаю: там оче редь, так как желающих попасть много. В Гостином дворе открыл ся второй в городе Археологиче ский музей. Чрезвычайно интере сен и сам Гостиный двор: кусочек теплого, «демисезонного» горо да, в который мы пытаемся сей час превратить Москву, у нас ведь на улице шесть месяцев в го ду не погода, а невесть что, и спа стись от этой напасти можно лишь в подземных общественных центрах, на перекрытых город ских площадях и улицах, крытых пешеходных мостах. Три таких моста уже готовы. Пройдитесь по ним — из парка культуры им. Горького на Фрунзенскую набе режную, с Плющихи к площади Европы, с Кутузовского проспек та в Москву-Сити. Отсюда, с мос та Багратион, увидите самую грандиозную стройку не только в стране, в мире: на площади в 60 гектаров будет построено 2,5 миллиона квадратных метров по мещений для офисов различных фирм и компаний. Честно скажу: я люблю эти маршруты еще и по тому, что с них не видно ошибок, которые мы, архитекторы, порой допускаем в застройке города. — Во всем мире существует железная закономерность: транспорт по пешеходным зо нам не ходит — на то Они и пе шеходные. Но только не в Москве. Почему? — Объясню. Дело в том, что по-настоящему-то ни одной пе шеходной улицы в Москве еще нет. Те, что имеем, больше «по темкинские». Помните реакцию москвичей, когда появился Ар бат — с фонарями, лавочками и покрашенными фасадами до мов? «Арбат офонарел...» Во дворах же остался прежний не уют. А из-за чисто московской, очень редкой нарезки улиц вы свобождение для пешеходов од ной из них создает массу не удобств в транспортном сообще нии и для района в целом, и при подъезде к каждому отдельно взятому дому. В общем, это следствие того, что каркас для пешеходной зоны есть, а «мяса», то есть обустройства, нет. И то же самое могу сказать и о К а мергерском и Столешниковом переулках. — Ну и делали бы «мясо», а потом объявляли улицы пеше ходными... — Учимся, постоянно учимся. За десять лет всего не сделаешь. г Кроме того, в последнее время появились и дополнительные трудности. У каждого дома те перь — свой собственник, земля под ним приватизирована или находится в аренде на длитель ный срок. Чтобы Оставить там проход, здесь проезд, нужно сог ласовать, убедить... Надеюсь, что справимся. И в первую оче редь — снова на Арбате. Для это го придется, видимо, пробить в глубине за новым Арбатом па раллельное соединение окружа ющих переулков для того, чтобы связать их проезжие части в еди ное целое. — Ну а в Столешниковом пе реулке и пешеходы-то не хо дят. — Мне кажется, что там допу стили одну существенную ошиб ку. Исчезли «намоленные» мес та, которые мы все знали и люби ли. Лично для меня, например, Столешникова переулка не ста ло с исчезновением букинисти ческого магазина со вторым эта жом. Я перестал ходить из-за этого, кто-то — из-за закрытия магазина «Вино»... То есть была потеряна функция, которую не заменит никакая архитектура. Ну а женскую половину, говорят, отпугивает брусчатка на дороге. Мы как-то не подумали о том, что на каблуках, оказывается, не удобно ходить. Нормально в кроссовках, но туристам в Сто лешниковом делать нечего. — Можно ли как-то повлиять на эту ситуацию? — Приказать невозможно. Одна надежда, что кто-нибудь из владельцев зданий нас с вами услышит и поймет, как полупус тынное место превратить снова в многолюдное. Ради собственной выгоды и к радости москвичей. — Еще один вопрос от армии пешеходов. По поводу обще ственных туалетов. Какие перспективы? — Да плохие перспективы! Что у нас происходит? Строим туалет. Проходит пара лет — в нем открывается кафе. Со счета сбился, сколько уже знакомых туалетов превратились в точки общепита. Приватизация назы вается. Город сейчас покупает синие уличные кабинки. Не знаю, кто как, но я себя в них комфорт но не чувствую. Выход один, как мне кажется: создавать нор мальные туалеты заново и объя влять их неприкосновенными — муниципальными. — Город лишился и многих магазинов. Масса мест, где не купить ни пакет молока, ни булку хлеба. — Это касается в основном центра города, где первые этажи домов представляют собой це лое состояние, на котором хозяе ва стараются заработать по мак симуму. Недавно мы просчитали по каждой райуправе, по каждо му пешеходному радиусу, сколь ко требуется торговых точек, чтобы преодолеть дефицит. Пе речень передали первому зам. мэра руководителю земельно имущественного комплекса го рода Олегу Толкачеву. В июне правительство Москвы планиру е т его утвердить. — Недавно принят документ, в котором говорится о намере нии санитарной службы стра ны закрыть парикмахерские, расположенные в подвалах. — А между тем именно парик махерские, да еще, пожалуй, химчистки процветают в жилых домах — народ туда в очередь записывается. А все, что кондо миниумы и товарищества собст венников жилья пооткрывали в своих нежилых помещениях сна чала — вроде фитнес-клубов, позакрывалось, так как нет спро са. — Александр Викторович! С появлением свободы слова и свободы творчества в литера туре ждали всплеска гениаль ных произведений. Но их нет. Дало ли десятилетие свободы что-нибудь архитектуре? — Считаю, что дало. Архитек торы получили совсем другие «инструменты», которых прежде не было. Строительные материа лы, технологические возможно сти... Других строителей, нако нец. Мы с ними уже не согласо вываем каждый проект, как это было в Советском Союзе — смо гут они построить или нет. Не сможет эта фирма построить, найдем другую. Но хочу заме тить, что в отличие от литерату ры в архитектуре все-таки пол ной свободы быть не может. Она ограничена системой регламен тов, согласований, законом РФ о градостроительной деятельно сти, дополненным девятью мос ковскими законами. Благодаря этому наиболее ценные город ские территории защищены от резкого внедрения инвесторов. — Что закон! Был бы мешок денег... — Сравнивая ситуацию в сто лице с тем, что происходит в дру гих регионах, я, как председа тель совета главных архитекто ров России, могу сказать: этот этап, когда все решают деньги, для Москвы уже позади. Теперь мы знаем, что делать, когда по пирается закон. — И что же? — Как что? Обращаться в суд и сносить незаконно построен ное. — Разве все снесешь? Депутат гордумыМихаил Москвин-Тар ханов утверждал, что в Москве насчитывается около 600 неза конных строек. — А все и не надо. Трех раз оказалось достаточно для приня тия крайне резких мер. Первый случай — когда инвестор у стан ции метро «Войковская» вместо торгового комплекса площадью 2 тысячи кв. метров возвел жут кую конструкцию в 24 тысячи кв. метров, чуть не перекрывшую все движение на Ленинградском проспекте. Теперь об этом напо минает лишь забор — разбирать самострой хозяину пришлось за собственный счет. Затем «Дон- строй» вместо восьмиэтажного здания в Филипповском переул ке построил 10 этажей и взялся на свой риск класть одиннадца тый. Два этажа снес, но и на сле дующем объекте не сделал вы водов. Проект не согласовал ,а новую элитную высотку «Три умф-палас» начал поднимать. Пришлось ее на треть укорачи вать. Но бывает и иначе. Как-то один из колбасных гигантов со орудил цех, так же ни с кем не со гласовав. Безобразие редкост ное, так как в пищевой индуст рии это недопустимо. СЭС и дру гие контролирующие органы за ставили привести строение в со ответствие с нормативами, а владельцев оштрафовали. Цех же — пусть работает, кормит мо сквичей колбасой. Главное, что теперь все в городе совершенно точно знают, что ни одно наруше ние не пройдет незамеченным. Все равно — рано или поздно тайное станет явным. В аренду ли придется сдавать помещение, выставлять ли на продажу, или просто передать наследнику... В любом случае объект нужно сна чала зарегистрировать. Возьмут в департаменте выданные архи тектурным надзором кадастро вую справку и увидят: «А этого этажа, друзья, у вас нет». Иногда приходят к полюбовному согла шению: владельцу остается лишь половина обнаружившихся «излишков», а вторая половина отходит как доля города. Но уже на законных основаниях. Так что если еще и остались какие-то не выявленные нарушения, ну раз ве что где-нибудь в промзонах. — А вот москвич Виктор Тка чев утверждает, что беззако ние творится буквально под окнами Кремля. Дом № 9 по улице Знаменка, в котором он живет, в любой момент могут снести лишь ради того, чтобы построить третью очередь га лереи художника Шилова. — Третьей очереди галереи не существует и отселение этого дома не планируется. Я уже пи сал жителям об этом и готов об суждать любые интересующие их детали, так как они имеют полное право на информацию о том, что происходит и под окна ми дома, и в целом в городе. — Как у вас строятся отноше ния с Управделами Президен та РФ? — Нормально. Для того что бы строить нормальный город, не нужно его делить и лезть в по литику. Все вопросы, которые возникают, решаются в рабочем порядке. Взять хотя бы Красную площадь. И Москомархитектура, и Управделами сходятся во мне нии: на ней ничего не может быть изменено, поскольку это памят ник ЮНЕСКО. Это, кстати, отно сится и к Мавзолею, который кое-кто готов был бы разобрать на кирпичики. Но лично я вижу в нем прежде всего одно из луч ших произведений XX века. Не возможно не восхищаться так тичностью архитектора Алексея Щусева, с которой во времена монументальной сталинской ар хитектуры он вошел в ансамбль главной площади страны, оста вив на главном месте Кремль, Исторический музей и так далее. Высокий класс профессионала, великолепно решившего и поли тическую, и эстетическую зада чу. Единственное изменение, ко торого все мы ожидаем с радо стью, — это очеловечивание до ма №5, в котором исторически находились Средние торговые ряды (Верхние торговые ряды — это ГУМ, а нижних давным-давно уже не существует). В советские времена дом номер 5 принадле жал Минобороны и был известен как царство прапорщиков. Сы тые и довольные, именно отсюда — прямо с Красной площади, они вели обеспечение советской ар мии одеждой и прочими припа сами. Несколько лет назад Мино бороны освободил здание, и встал вопрос, что делать с ним дальше. Управделами Прези дента Владимир Кожин вышел с отличным предложением: пре вратить дом в гостиницу хороше го класса(представляете, какой спрос будет на номера с окнами на Красную площадь), а на пер вых этажах разместить магази ны и зал аукционов, как это было раньше. Разрабатывается два варианта проекта комплекса, цель которых вписать подзем ный паркинг и, не дай бог, не по вредить Собору Василия Бла женного. Когда один из них будет реализован, в комплексе с Гости ным Двором эта часть города по лучит свое логическое заверше ние. — Почему в Москве не рабо тают известные зарубежные архитекторы, как было приня то в российских столицах? — И сейчас работают! Италь янцы, например, из Москвы не вылазят. По примеру наших неф тяников, осваивающих Сибирь вахтовым методом, их специали с ты три месяца работают, а по том их сменяют другие. И так да лее. Или еще факт. Назовите мне еще страну, где, как в Рос сии, сразу два иностранных ар хитектора — финн и австриец — получили Госпремии РФ! Лично я такого не помню. —Долго ли еще с Москвой бу дет связано имя Зураба Цере тели? — Чей памятник в городе дол жен стоять — в настоящее время не мой вопрос как главного архи тектора и вообще не вопрос вла сти. Дело в том, что мы сумели наконец отладить определенный порядок. Есть художественные советы, в том числе и Академии художеств, есть специальная ко миссия при Мосгордуме, систе ма конкурсов среди скульпто ров... Случай на Патриарших прудах — досадное исключение из этого правила. — Вам не жаль, что в итоге пострадал прекрасный памят ник Михаилу Булгакову? — Еще как жаль! Особенно если учесть, что наряду с Алек сандром Рукавишниковым я то же автор вызвавшей скандал композиции. Встречался я потом с жителями, восставшими про тив ее установки. Понял, что кто- то из них просто не любит писа теля, воспевшего дьявола. А ко му-то Патриаршие пруды дороги в том виде, в каком они сущест- 8 А. Кузьмин: Немец купит квартиру с балконом и всю жизнь та к и живет. У нас ж е балкон непременно надо превратить в лоджию. вуют... И те, и другие имеют пра во на уважение. А уважения-то к ним как раз и не было проявлено. Вот главная причина произошед шего. — Год назад вам посылали письмо с просьбой поставить памятник Кошечке, потому что почти в каждом доме есть это животное. Но ответа так и не получили. А вот в Санкт- Петербурге такой памятник поставили. — Кошечку можно поставить, только смотря где. Если у себя во дворе — вперед, ради бога, ставьте хоть немедленно. А вот если на главной магистрали, то тогда уже безразлично — памят ник кошечке или писателю. Про цедура согласования ждет абсо лютно одинаковая. — Раньше Питер завидовал Москве по части строительст ва и архитектуры. А сейчас? Появилось в Северной столи це в процессе подготовки к 300-летию что-нибудь такое, чему могла бы позавидовать Белокаменная? — Хорошие объекты появи лись, но архитектурного собы тия, на мой взгляд, не произош ло. Но это не беда. По-моему, главное для Питера в том, чтобы он оставался самим собой, и это для всех нас самая большая ра дость. — В канун Первомая состоя лось выездное заседание об щественного градостроитель ного совета в Москва-Сити. Утвердив детальный облик бу дущего делового центра, инве сторам фактически дали от машку для начала работ. Что означает эта стройка для М о сквы в целом? — Мне кажется, что многие еще недооценивают уникально сти этого события. Если мы все делаем правильно — с точки зре ния функций, инженерии,плани ровки, вслед за мэрией и горду- мой многие фирмы охотно пере едут туда с территории Садового кольца. В итоге разгрузится ад министративно задавленный ис торический центр. Кроме того, в Сити получит полную свободу творчества современная архите ктура, которой, по мнению неко торых архитекторов, не хватает Москве. Правда, мы и там долж ны считаться с тем, что отдель ные участки земли уже выкупле ны, и каждый инвестор привел своего архитектора. В итоге бок о бок уже работают четверо рус ских, итальянец, голландец, анг- ло-турки (совместный коллек тив), американцы и немцы. Це лый интернационал, из которого предстоит создать единый «ор кестр». По-моему, уже получает ся. — Вы учли опыт других сто лиц, уже имеющих Сити? — Да, и прежде всего Лондо на, где деловой центр наполови ну пустует из-за непродуманно- сти транспортных связей. Для нас это с самого начала вопрос номер один. В частности, в про ект заложено три линии метропо литена, одна из которых строит ся, — от Александровского сада до Сити можно будет доехать че рез Киевский вокзал. Эта ветка войдет в строй в будущем году. С аэропортом Шереметьево дело вой центр свяжет новый вид транспорта — так называемая скоростная транспортная систе ма. Поезда вроде тех, что ходят в Хитроу — по принципу рельс-ко лесо. — Не будет ли СТС беспоко ить жителей спальных рай онов? — Нет. Система пройдет там, где нет домов: из Шереметьева вдоль Международного шоссе, затем войдет в створ Октябрь ской железной дороги, потом пе реходит на малое кольцо желез ной дороги и идет вдоль него. Для нормального автомобильно го движения планируется по строить дублер Кутузовского проспекта с двумя мостами че рез Москву-реку — в районе на бережной Тараса Шевченко и Смоленского направления же лезной дороги. — С чем связано то, что в Мо скве катастрофически мало подземных автостоянок? — У города не хватает денег. У населения их тоже мало, а по тому подземная автостоянка под Манежной площадью, на пример, все время стоит полупу стой. Конечно же, играет свою роль и наш менталитет. Имея машину, москвичи еще не при выкли тратиться на парковки. Надеюсь, что нашим внукам уже не придется объяснять необхо димость этого. А пока мы про должаем искать пути, как, несмотря ни на что, увеличить количество парковок. В Сити их будет построено на 23 тысячи мест — за счет инвесторов. Раз рабатывая новую схему органи зации движения в пределах Са дового кольца, мы прикинули, что там нужно не менее 30 тысяч мест. На поверхности земли, как ни размещай, больше 15 ты сяч автомобилей не поместится. Пока же насчитывается не бо лее 6 тысяч мест. Будем предла гать участки инвесторам. Да и город, думаю, не останется в стороне. С этой точки зрения крайне интересен опыт Барсе лоны, мэр которой недавно по бывал в Москве. Оказывается, первые парковки барселонцы построили за деньги города. По том сдали их в аренду, а зарабо танные средства вложили в но вые парковки. Так была реали зована целая городская про грамма. — Строительство Третьего транспортного кольца в этом году планировали закончить целиком. А теперь речь идет лишь о пуске рабочего движе ния? — Увы! Остаются два узких места — пересечения с Сущев ским валом в районе улицы Ше реметьевской и Ленинградским проспектом. Тоже только из-за нехватки денег, образовавшей ся из-за сокращения дорожного фонда. — И сколько же населению Северо-Востока столицы жить еще отрезанным? — Мэр дал команду найти строителей, которые смогут сделать эту работу в два раза быстрее, чем по нормативам. Т.е. к концу 2004 года. — А с четвертым кольцом что? — Тоже все дело в финансах. Если во время строительства МКАД мы не успевали делать проектную документацию, то сейчас она лежит готовая в сто лах и стареет. Вот за что я люб лю журналистов? Когда строи тельство Третьего транспортно го кольца начиналось, газеты пестрели заголовками: кому оно нужно, это кольцо? Кто по нему поедет? А теперь пишут: дес кать, пробки на Третьем кольце, где четвертое? — В общем, вы предлагаете по-прежнему стоять на доро гах, а не ехать... — Могу предложить еще ос тавить машину дома, если мож но доехать на метро. — Как быть с так называемы ми частными вопросами, за которыми тем не менее стоят очень серьезные проблемы. Например, письмо от жителей дома 30 стр. 3 по Трубников скому переулку: «Наш дом уникальный, построен в 1915 году. В 1947 году к нему над строили еще три этажа, оста вив между четвертым и пятым этажами технический. Сейчас неквалифицированные люди с улицы пытаются переделать его в жилой, из-за чего может разрушиться все здание. Кто может помочь?» — Срочно нужно обратиться в инспекцию архитектурно- строительного надзора! Эффек тивно действует и администра тивно-техническая инспекция города. — Из этой же серии: вы не опасаетесь того, что массовое поветрие с перепланировками квартир обернется бедой? — Город, увы, не может знать, что происходит в каждом доме. Информация должна ис ходить от жителей. Были слу чаи, когда и в самом деле при ходилось вмешиваться. Чуда ков много. Один бассейн соору дит в квартире, другой — несу щую стену разберет, а третий, наоборот, с помощью кирпич ной кладки превратит балкон в лоджию, ни на минуту не заду мываясь, что он не рассчитан на такую тяжесть. Это тоже наш менталитет. Немец купит квар тиру с балконом и всю жизнь так и живет. У нас же балкон не пременно надо превратить в лоджию. Вообще, это очень страшно, когда выпускают гра достроительного джинна из бу тылки. Я видел это уже дважды. Первый раз, когда началось ос текление лоджий, а второй — когда по городу поползли «ра кушки». — Что вам может запретить Лужков? — Как председателю Мос- комархитектуры — все. Глав ный архитектор должен счи таться в первую очередь с кол легиальными органами — таки ми, как архитектурный совет, ЭКОС и общественный градо строительный совет при мэре, куда входят 80 процентов архи текторов столицы и 20 процен тов чиновников. Все спорные вопросы решаются там. Но са мое действенное сейчас все же закон, чему я очень рад. Напри мер, если бы в городе не издали закон о хозяйственной деятель ности на территории природно го комплекса, нам в жизни бы не сберечь поляны в лесах, потому что это ничья территория. Дав но бы все дворцами застроили. А сейчас попробуй— тут же в поле зрения природоохранной прокуратуры попадешь. Нас ча сто пугают судами. А чего их бо яться? Суд — это нормальный, цивилизованный способ реше ния споров. — В начале карьеры вы как- то сказали: на посту главного архитектора главное —уметь говорить «нет» наверх... — Именно так! Или хотя бы не стремиться угадать, а что по нравится начальнику. . — Представьте себе, что лет через 40—50 (срок, до истече ния которого по правилам Ю НЕСКО ни одно здание не может быть объявлено памят ником архитектуры),в архи тектурном словаре появится термин: эпоха Александра Кузьмина. Как, вы думаете, ее охарактеризуют? — Не будет такого. Кто пом нит фамилии моих предшест венников — главных архитекто ров Москвы? Москву никогда не строил один человек, ее строи ла история. Вот почему, начиная с московского княжества, она сочетает самые разные стили — в отличие от Петербурга, где ка ждое здание известно по име нам. Чтобы понимать структуру нашего города, надо знать, что до того, как появилась улица Сивцев Вражек, в овражке тек ла речка Сивка. А кто знает сов ременных архитекторов? Себя я считаю скорее дирижером, а своей главной ролью — коорди нацию. Именно поэтому автор ство мне принадлежит либо в авральных проектах, либо в очень крупных — типа Третьего транспортного кольца. — Если бы вы проектировали значок Москвы, что бы из брали символом города? — Наше великое счастье со стоит в том, что у нас есть крем левские стены и сталинские вы сотки. В мире нет десятка горо дов, у которых есть такие узна ваемые исторические здания. Что бы мы ни построили, луч шей символики не придумать. Заметьте: до 11 сентября близ- нецы-небоскфебы не были сим волом Нью-Йорка — была ста туя Свободы. А наш символ, нравится кому или не нравится, это башня, а над ней — звезда. Поместите орлов — и сразу вы черкнете столетие из истории государства. Подготовила Любовь ПЯТИЛЕТОВА. По-настоящему-то ни одной пешеходной улицы в Москве еще нет. Те, что имеем, больше «потемкинские». Помните реакцию москвичей, когда появился Арбат— с фонарями, лавочками и покрашенными фасадами домов? «Арбат офонарел...» Кто-то просто не любит писателя, воспевшего дьявола. А кому-то Патриаршие пруды дороги в том виде, в каком они существуют... Ите, и другие имеют право на уважение. А уважения-то к ним как раз и не было проявлено.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz