Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
КИНОРЕЖИССЕР АЛИ ХАМРАЕВ НЕ ТОЛЬКО МНОГО СНИМАЕТ, НО И ЧАСТО СУДИТСЯ. ЕГО ОПЫТ ЗАЩИТЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ ДОСТОИН ИЗУЧЕНИЯ Али Х ам р аев а называют уз бекским режиссером , но кино он всегда снимал европейское - неважно , что колорит там был азиатский. Первым это о з вучил великий Антониони: по смотрев его фильмы «Человек уходит з а птицами» и «Без страха», он запретил Х ам р а е ву обращаться к себе «маэст ро». «Ты сам маэстро». Маэст р о Х амраев 10 лет жил в Ита лии - не от хорошей жизни, ки но в это время не снимал. О н и раньш е получал призы м еж дународных фестивалей, но по следняя его лента «Во Ба Бу» просто взбудоражила кинош ную публику. Гоан-при VII М К Ф «Лики любви» и спецприз прес сы Кинош ока - «За яростную немоту э кр ан а , что кр а сно р е чивее всяких слов». А еще Хам ра ев в Италии судился, и до сих пор судится - и по «Бо Ба Бу», и по неснятому проекту о Тамерлане . И это - отдельное кино... - В 1980 за «Триптих» вы по лучили Гран-при в Сан-Ремо, в 1987 сняли «Сад желаний». На чалась перестройка, все жили оптимизмом, так почему сле дующие 10 лет выпали из жиз ни? - Еще в записной книжке 1965 года у меня помечено: Тамерлан. В 1977 я познако мился с Антониони, причем как-то неформально, расска зал ему о давнем замысле. Он потом нет-нет да и обмолвится: есть, мол, такой интересный замысел, снимать про Тамер лана, конечно же, нужно в Италии. И вот в 1988 году на меня вышли два продюсера из Неаполя - Энцо Рисполи и Джузеппе Коломбо. Они все просчитали: узбекский режис сер, значит, государство в сто роне не останется. Дело за вертелось: председатель Уз бекского Госбанка полетел в Рим, Центробанк выделил рес публике 10 млн. долларов. Еще 40 миллионов давал Запад, это должен был быть суперпроект. Я пригласил писать сценарий потрясающе талантливого Фридриха Горенштейна. - А почему именно его? - К моему фильму «Седьмая пуля» они с Кончаловским пи сали сценарий. Мы подружи лись. А когда он писал для Тар ковского «Солярис», общались очень плотно. Божий человек: за копейки написал все диало ги к фильму «Без страха». Деньги для Фридриха вообще мало что значили, он их нико гда и не имел... Так вот, к 1989 году все бы ло готово, сценарий, контракт, съемочная группа из 120 чело век. Шли переговоры с Шоном Коннери, который должен был сыграть старого Тамерлана, и даже цифру 8 млн. долларов - его актерскую ставку - продю серы пережили. На «Казах- фильме» строились павильоны, в Индии и Испании была подо брана натура, в Турции ши лись тысячи костюмов по эски зам итальянских художников!.. И все это рухнуло в одночасье, когда в 1991-м в Москву во шли танки. Я бегал в Ташкенте по аэропорту, хватал всех за руки: «Да это завтра уже за кончится! Тысячи костюмов - уз бекских, монгольских - все го тово, забиты склады!..» А по том увели деньги и объявили себя банкротами. - А если бы столько времени • три года - не ушло на подго товку, все могло бы состояться? - Во-первых, мы работали бешеными темпами - просто проект такой глобальный и за тратный. Во-вторых, я же на этих деньгах женил еще двоих. Когда эти продюсеры получили столько денег, что и сами не ожидали, и узнали советский масштаб цен, они решили сде лать не один, а сразу три су- Л ар а Флинн-Бойл, Д ж е к Николсон и Али Хамраев . перпроекта. Спросили что бы это могло быть, гисхан», - посоветовал я: меня, «Чин- - И сейчас сужусь. Уже пять лет. Но в мае в Риме должен К пре красный текст, есть замеча тельный режиссер Толомуш Океев. И еще, говорю, «Тихий Дон». Нобелевский лауреат Михаил Шолохов и лауреат «Оскара» Сергей Бондарчук - представляете, какое кино бу дет? И они ухватились! Звоню Сергею Федоровичу - а это был для него тяжелый период, когда его страшно обидели, - чувствую, не верит он в благо творительность... Но потом ра ботал неистово - танки в Мо скве, а он ни на минуту рабо- не останавливал, снимал в одмосковье. Главные роли - и Аксинью, и Мелехова играли американские звезды, но это было здорово. Я видел куски из снятого - очень впечатляло. - Насколько я понимаю, «Тихий Дон» в конце концов просто присвоили, да и про «Чингисхана» никто не слыхал. Получается, что все три проек та провалились? - Все очень печально, но со всем не безнадежно. Океев поругался и ушел с проекта - ему заплатили отступные, и фильм доснял американский режиссер. Получилось хоро шее коммерческое кино. Толь ко до проката не дошло, лежит пока в банковском сейфе под арестом. Как и «Тихий Дон». - Так что, с этими итальян цами никто не судился? - Я в суд подал - я же год ра ботал по контракту. Взял в Италии лучшего адвоката в об ласти кино, Николо Рокетти, который представляет интере сы Феллини и Антониони. Эти же ребята еще мне и советова ли: ты пострадал, подай в суд - получишь хоть какие-то деньги. - Что ж это за фарисейство такое? - Они тоже как бы постра дали. Ведь развалился СССР. Декорации и костюмы, на мил лионы, в Казахстане. В Кирги зии - сотни оплаченных лоша дей, и тоже костюмы. После Беловежского соглашения ока залось, что весь реквизит рас средоточен по четырем рес публикам, и все за него стали снова требовать деньги. - Значит, ваш хороший ад вокат ничего не выиграл? - Я признан потерпевшей стороной, и когда «Чингис хан» и «Тихий Дон» выйдут на экраны, мне с прибыли выпла тят гонорар. А фильмы эти ко гда-нибудь обязательно вый дут. Бондарчук смонтировал 10 телевизионных серий, а ху дожественный - только начер но: надо что-то доозвучить, 8 млн. долларов и работы на полгода. Найдут такие деньги - значит заработают на филь ме в десять раз больше и вер нут в Россию национальное достояние. Ведь все, что свя зано с Бондарчуком, - досто яние. - А ваш «Тамерлан»? - На «Тамерлана» нужно и того меньше - 5 млн. Это стар товые деньги, чтоб начать сни мать. Сейчас мне готов помочь генерал Дустум - он дает для массовки солдат, лошадей, дворцы, реквизит, костюмы - а это уже кое-что. И сам Джек Николсон готов сыграть Тамер лана! Поэтому найти деньги, думаю, довольно реально, я чувствую к себе некий интерес неких кругов. Весь май в Нью- Йорке будут прокатывать рет роспективу фильмов Централь ной Азии, и начнется все моим «Без страха». Покажут и «Че ловек уходит за птицами». - А «Бо Ба Бу»? - Чуть позже, отдельно, с лекциями в семи городах. - А вас это внимание не пу гает - все-таки два отрицатель ных опыта? С продюсером «Бо Ба Бу» вы ведь тоже судились? состояться заключительный суд. - Многого добились? - Снова признан потерпев шей стороной, хотя дело сов сем другое - в «Тамерлане» был «форс мажор», и продюсе ры - гениальные финансисты и по-своему хорошие ребята... Француженке Шанталь, вла девшей в Италии кинокомпани ей «Ап1еа», понравился мой синопсис. Стали искать деньги. Часть, 200 тысяч долларов, дал ташкентский бизнесмен Рустам Ибрагимов, что-то Шанталь добыла с итальянского мин- культа, телевидения и еще от куда-то. Смета составляла 1,5 млн. долларов. Фильм сняли. В ходе съемок были разногласия - она требовала убрать жесто кие сцены: бой собак и интим ную сцену, где Бо с Ба посту пает совсем неделикатно. Я не убрал. Концовку тоже сделал другую - трагичную, а не хэппи энд. Но! Фильм-то в результате ей понравился. Она плакала, обнимала, целовала... А потом сказала: Алик, ты меня не слу- щался, а ведь я продюсер, так что гонорар платить не суду. - А контракт-то был? - Будете смеяться - не было. За сценарий она заплатила. А потом, когда уже все было го тово, прилетели оператор Ро берто Меди, исполнительница главной роли Ариэль Домбаль, и все мы вместе с техникой, де корациями, группой стояли под Хивой, началось: мы же друзья, ты что, не веришь? Я и пове рил... - Но раз ваши отношения не урегулированы юридическим документом, то, стало быть, вы на фильм имеете права не меньшие, чем она? - Так и судья ей сказал. «Мадам, по конституции Ита лии, если вы не заплатили ре жиссеру, скажем, доллар гоно рара и не взяли с него бумагу, что он этим долларом удовле творен, владельцем фильма яв ляется господин Хамраев». Тог да она попыталась предста вить дело так, будто Ибраги мов мне платил. Но Ибрагимов мне платил зарплату, всего за время съемки 620 долларов. Судья ей в лицо смеялся! Но капиталисты так просто не сдаются, хотя я ей и сказал как-то, что я прошел школу со циализма, что будет покруче. Нас с Рустамом так это все до стало, что Ибрагимов догово- е ился с ней, что отдаст ей свои процентов мирового прока та, но пусть она заплатит Хам раеву гонорар. В итоге у нас осталось ЗС) процентов, у нее стало 70. Мы написали бумагу о передаче этих 8 процентов, но слова про гонорар на бу маге не обозначили. А дамоч ка почувствовала, что дела ее швах, и передала права некой панамской компании, которую сама же и образовала. Но формально - ищи-свищи, толь ко ветер шелестит.., - Так какие советы вы мо жете дать начинающим рабо тать там, на Западе? - Ничего особенного: ехать, договариваться, и чтоб справа от тебя всегда сидел хороший адвокат - без него ни одну бу мажку не подписывать. А ведь как бывает: устраивают в по трясающем отеле, ведут в ре сторан, называют сумму гоно рара, в общем-то по запад ным меркам о-очень скром ную... Но ты, привыкший всю жизнь сидеть на копейках, рад и этому. Бдительность твоя усыплена, и потом наш мента литет не позволяет так цинич но и беззастенчиво кидать лю дей. Мы-то к ним с нашими нормальными установками подходим. Беседовала Гузель АГИШЕВА. ГОДЬ И ВЫДУМКИ РЫЦАРИ НА ЧАС На рынке услуг в последнее время возникают самые экзотиче ские предложения. К примеру, фирма «Добрый совет» за 600 рублей в час обеспечит беседу с профессиональным психологом, а простые советы дает всего лишь за 500. Еще одна фирма - «Супруг на час» - оказывает «хо зяйственные и супружеские» услу ги. Правда, не расшифровывает, что именно под ними подразуме вается - наверное, гвоздь забить или кран починить. Но тогда как понимать «Мужа на час» - фирма с таким названием также появи лась в Перми. Это уже, видать, услуга поважнее, чем гвоздь за бить? Юрий НЕХОРОШЕВ. ПЕРМЬ. ГЛАДИОЛУСЫ - ОБМАНКИ Более 3.000 саратовцев попа лись на удочку аферистов - стро ителей «цветочной пирамиды». Некая фирма широко объявила в городе о выгодном бизнесе - вы ращивании гладиолусов в до машних условиях. Ничему не нау ченные у МММ горожане толпа ми ринулись осваивать смежную профессию. Луковицы гладиолу сов аферисты продавали по 60 рублей, а принимать назад уже пророщенными обещали за ПО. И за первую партию ростков «новые садовники» действительно плату получили. Дурман легких денег так вскружил людям голо вы, что во вторую партию многие вложили уже серьезные суммы - от 6 до 45 тысяч рублей. Фирма же, по «закону пирамиды», в один прекрасный момент исчез ла в неизвестном направлении, прикарманив почти 2 млн. руб лей. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. «ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ'» Речь идет о похищении произ ведения искусства, подаренного жителям Тернополя одним из вла дельцев корпорации «Джонсон и Джонсон», миллиардером Стю артом Джонсоном. Скульптурная композиция под названием «Слу чайная встреча» состояла из двух 130-килограммовых женских фи гур, беседующих на скамейке. И вот одна из них неожиданно ис чезла. Судя по всему, злоумыш ленники не знали, что металл, из которого изготовлена компози ция, переплавке не подлежит... Юрий КИРИЛЛОВ. ТЕРНОПОЛЬ. МИНЗДРАВ ПРЕДУПРЕЖДАЛ, НО ПЛОХО... ВПЕРВЫЕ ВРОССИИ СУД ПРИНЯЛ ИСК к ТАБАЧНОЙ КОМПАНИИ. ЛИХА БЕДА НАЧАЛО? Эта незаконченная история уже имеет трагическую развяз ку. 65-летний петербуржец Иван Иосифович Прокопенко, три года назад подавший иск против та бачной компании, на днях скон чался. Но его жена Анна Ана тольевна и адвокат Сергей Осу- тин намерены бороться с произ водителями сигарет и папирос. Прокопенко с семи лет курил исключительно «Беломор». По две пачки в день. А когда в 2000 году врачи поставили страшный диагноз - рак в 3-й стадии, снизил дозу до 10 штук. После операции по удалению левого легкого он лежал в реанимации три дня. Без сознания. И водил рукой по воз духу так, словно держал цигарку... Оперативное вмешательство не помогло. Требовались деньги на лекарства, обезболивающие уколы, но взять их было неотку да. Пенсия инвалида 1-й группы - 2.300 рублей. И зарплата же ны - воспитателя детсада, да ко пеечная стипендия дочери-сту дентки. Поразмышляв, супруги решили судиться с табачной ком панией «Петро» (в прошлом фа брикой им. Урицкого), оценив сумму причиненного здоровью ущерба в 50 тысяч долларов, хо тя за рубежом пострадавшие требуют несколько миллионов. Встретившись с журналистами буквально за день до смерти, Прокопенко объяснил: - Мы с приятелями начали ку рить после войны. Никто нам, несмышленышам, не говорил, что это вредно. И на пачках ни каких предупреждений в то вре мя не писали. Ну а когда поум нел, уже не мог остановиться. Сейчас я только одновременно брошу и жить, и курить. Так оно и случилось. Иван Иосифович мечтал увидеть, как его полугодовалый внук научится ходить. Не успел. Не дожил он и до окончательного решения суда. Хотя даже то, что иск был принят к рассмотрению, уже необычно. В нашей стране подобные пре тензии отклонялись везде, кроме Петербурга. Но адвокатской ком пании ОСВ удалось довести дело до судебных слушаний. - Представители фабрики от обвинения отказываются. Гово рят, мол, сам виноват, его ведь никто курить не заставлял. Выяс нили, что и жил он в экологиче ски неблагополучном районе, и трудился на Кировском заводе. Судебно-медицинская эксперти за, работавшая целый год (!), не пришла к однозначным выводам о том, что именно погубило его здоровье. Но мы намерены бо роться до победного конца, - го ворит адвокат. Впрочем, о победе говорить уже не приходится. Прокопенко свое откурил. А надежд на то, что табачники сполна расплатят ся с его семьей, никаких. За три года, что шла тяжба, они не со глашались пойти на мировую, не предлагали отступных. Потому что понимали: стоит им помочь хотя бы одному человеку, вся та бачная промышленность вздрог нет под натиском пострадавших. Людей, заработавших легочные болезни, - легионы. И что же, всем платить?! Производители разорятся, фабрики закроются. Может, это и есть конечная цель судебного иска? Нет, Сергей Осутин так дале ко не заходит. Кроме материаль ной компенсации семье подза щитного, он все три года доби вался изменения надписи на пач ках сигарет. Классическое «Мин здрав предупреждает...» предло жил заменить на более убеди тельные тезисы. Так, по его мне нию (уж Бог знает почему), сле дует писать не «курение опасно для вашего здоровья», а «вред но...». Кроме того, каждая пачка должна в подробностях раскры вать смысл этого вреда. Последнее, кстати, сбылось. В 2002 году Минздрав России из дал приказ о дополнительных надписях: «Курение - причина оо. смертельно опасных за лева- ний», «Курение - причина рако вых заболеваний», «Оградите детей от табачного дыма» и так далее. Питерский адвокат видит в этом и свою заслугу. Может статься, что чиновники от меди цины действительно узнали о не обычном процессе и решили опередить события. Только что это изменило? Иван Прокопенко и многочис ленная армия курильщиков дав но выросли и, конечно, знали, чем рискуют. Несчастная, убиен ная никотином лошадь навязла в зубах даже младшим школьни кам. Да и бросить курить все-та ки легче, чем слезть с иглы. Но человек сом выбирает, чем ему пожертвовать - привычкой или здоровьем. Ирина КЕДРОВА. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. Кури , пока молодой? А КАК У НИХ? Подача исков против табачных компаний в СШ А приняла хара ктер высокоприбыльного бизнеса, причем затраты минимальны, а начального капитала не требуется вовсе. С 1999 года курильщики обращались в суд 3 .2 0 0 раз , и уже можно составить своеобразный график выплат в зависимости от характера претензий. Абсолютным рекордом стала компенсация, выплаченная шестью табачными компаниями группе курильщиков из штата Флорида - 145 миллиардов долларов. Тяжба длилась более трех лет и приго вор был вынесен только в текущем, 2 0 0 3 году. Правда, в коллекти ве истцов более трехсот человек, но лишь у четверых имеются за фиксированные заболевания, вызванные никотином. Сумму в 100 миллионов долларов придется отдать корпорации «Филипп Моррис» Ричарду Бокену, заболевшему вследствие куре ния раком легких точно в такой же форме, что и петербуржец Иван Прокопенко. (Отметим, что Бокен требовал 3 миллиарда.) Женщи на из штата Арканзас, которой обнаруженный р а к не угрожает смертью в ближайшие несколько десятков лет, получила 2 0 миллио нов долларов. Жители штата Нью-Джерси Клайд Андерсон с женой вообще ни чем конкретно не больны, однако обвинили табачные компании в нанесении комплексного вреда их здоровью и получили по пригово ру суда 12 ,7 миллиона долларов. Но самым опасным прецедентом стал иск американца Андреаса Фонтаны, предъявившего претензии в качестве «пассивного курильщика». Если кто не понял: он сам НЕ КУРИТ, но заявил, что дым чужих сигарет подорвал его здоровье, за что потребовал 10 миллионов долларов. Пока Андреасу Фонтане в иске отказано. А с конца 90-х на ведущие транснациональные табачные компа нии - «Филипп Моррис» и «Ар Джей А р Тобакко» - было подано 9 исков со стороны правительств различных государств. Застрельщи ками выступили Бразилия и Никарагуа, позже к ним присоединились Украина, Камбоджа, Ливия и Россия. Все страны-истцы требовали возмещения убытков, связанных с лечением своих курящих граждан. В удовлетворении исков отказано: ответчики резонно заявили, что начали инвестирование табачной промышленности истцов только в конце 80 -х - начале 90-х годов. Сергей КОНСТАНТИНОВ. ПОЛЕМИЧЕСКИЕ ЗАМЕТКИ ОДНА ПЕСНЯ? ЗАТО ГЕНИАЛЬНАЯ! а * о 1 т В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ «СОВЕТСКИЙ ПОЭТ» СТАЛО ЧУТЬ ЛИ НЕ РУГАТЕЛЬНЫМ. А ЗРЯ! Почти незамеченной осталась скром ная дата в русской поэзии: 90-летие Льва Ошанина. Да, был вечер в боль шом московском зале, но все как-то мельком, в общем порядке. Да и то, тут каждый месяц такие события происхо дят, что на их фоне юбилей давно ушедшего и забытого советского поэ та... Все правильно, все по законам теку щей нашей жизни. Кто нынче вспомина ет Ошанина даже в писательской сре де? Никто. Ни патриоты, ни либералы. Ну, писательский мир - особая статья. Там некоторые до сих пор помнят и простить мне не могут, что я публично назвал Ошанина гением. Тут у нас строго. Стоило только написать в жур нале о Ярославе Смелякове как об од ном из самых больших мучеников своего времени, тут же автору стали выговари вать: «Ну что ж вы так его выделяете, да ведь Смеляков был любимый властью советский поэт!» Тут исконная, неистребимая писа тельская ревность даже к давно ушед шему из жизни(!) замешивается на дре мучем и равнодушном незнании. А в том и трагедия горькая, что самый что ни на есть советский поэт Смеляков, та лантливый певец советской песни и со ветской власти, как никто другой был го ним и мучим его же родной властью. Три лагерных срока - это что, Коктебель с Золотыми Песками? Последний его срок в 1951 году, в приполярной Инте, был - 25! К счастью, настал 1956 год, Двадца тый съезд. Но даже и об этом, о судьбе своей, он не мог или не смог написать. Так, прорывалось кое-что. И не понять, то ли сам уже вспоминал с горьким смешком, то ли маскировался от цензу ры за частушечно-бытовым пересказом: Д о Двадцатого съезда Жили мы по простоте Безо всяких там отъездов В дальнем городе Инте... Вот вам и «любимый властью поэт»! Вы скажете: ну, это ваши внутренние дрязги и сплетни. Но они ведь прорыва ются и в публичную жизнь. То и дело в печати мелькают поношения в адрес тех, то ушел, кто составлял цвет совет ской литературы. До того доходит, что известная в ше стидесятые-семидесятые годы поэтесса, вспоминая прошлое, в популярной газе те вдруг написала: «В то время секцией поэзии руководил непотопляемый Сме ляков...» Как это понимать? Мол, вот ведь какой проходимец и приспособле нец, три лагерных срока отхватил и ос тался жив, стихи писал и даже руково дил? Молодой критик, автор большой ста тьи в толстом литературном журнале чуть ли не каждое упомиминание о Ни колае Тихонове сопровождает справ кой: «Пил за здоровье Сталина...» И это все, что может сказать литературный критик о могучем поэте, авторе знаме нитых сборников «Орда» и «Брага»? Однажды, неведомо как оказавшись в компании молодых людей, я вдруг, ни с того и ни с сего, прочитал им: Спокойно трубку докурил до конца, Спокойно улыбку стер с лица. Команда: «Во фронт! Офицеры, вперед!» Сухими шагами командир идет. И слова равняются в полный рост: «С якоря в восемь. Курс - ост. У кого жена, дети, брат, - Пишите, мы не придем назад. Зато будет знатный кегельбан». И старший в ответ: «Есть, капитан». А самый дерзкий и молодой Смотрел на солнце над водой: «Не все ль равно, - сказал он, - где? Еще спокойнее лежать в воде». Адмиральским ушам простукал рассвет: «Приказ исполнен. Спасенных нет». Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей. - Что это? - взволновались молодые. - Ведь мороз по коже! - А это, ребята, «Баллада о гвоздях» Николая Тихонова, - ответил я. - Та са мая баллада и тот самый Тихонов, кото рого нынешние невежды обвиняют в том, что он по заказу коммунистов призывал делать из людей гвозди... Хотя даже пб лексике стиха: офицеры, адмирал... вид но, что действие происходит на корабле Российского императорского флота. На революционном флоте в те годы все во инские звания были отменены. Хотя какое это имеет значение? Речь-то о во инском долге... О людях, сознательно идущих на смерть. Вот что примерно сказал я тогда мо лодым ребятам. А сам запомнил их фра зу о балладе: «Мороз по коже...» Вот и сопоставьте, как реагируют на настоя щую литературу молодые люди, ничего не знавшие о стихах Тихонова, и что пи шет вроде бы искушенный человек, ли тературный критик: «Пил за здоровье Сталина...» Разумеется, и Константина Симонова так или иначе связывают со Сталиным. Как выразился малоизвестный поэт из тех же современных тусовочных кругов: «Симонов - это любимчик Сталина...» И опять же это все, что они могут сказать о человеке, с именем которого связана литературная эпоха в нашей истории?! Хотя Симонов действительно был в не малом фаворе у Сталина. И, кстати, благодаря именно этому сумел создать «Литературную газету», которая была единственным в стране более или менее смелым изданием, единственным светом в зарешеченном окошке нашего свобо домыслия. Мало это или много - время рассудит. Но это же обязательно надо знать! И уже совсем другое дело - лич ная поэтическая судьба Константина Симонова. Наверно, не было в мире та кого поэта, которого знали бы и читали во всех солдатских землянках на фрон те от Балтики до Карпат! Ветераны го ворили мне, что газетную вырезку со стихотворением «Жди меня» хранил в кармане гимнастерки чуть ли не каждый солдат! Это было заклинание перед бо ем. Это была молитва миллионов лю дей, каждый день глядящих в лицо смер ти: Жди меня, и я вернусь. Только очень жди... И несмотря на все заклинания, мил лионы их остались там, в холодных по лях от Вязьмы до Берлина. Но десятки миллионов вернулись домой. И каждый из тех вернувшихся говорил своей де вушке, жене, матери: Просто ты умела ждать, Как никто другой... Какому пииту в этом подлунном мире может присниться такая судьба! Многие фронтовики считают, что у Симонова немало и других стихотворений, равных по силе «Жди меня». Однако, на мой взгляд, судьбой так определилось, что в массовом сознании и восприятии он стал гением одного стихотворения. Точно так же, как и Лев Ошанин. Судьба Ошанина - благополучнейшая из благополучных! Его песни пела вся страна. «Издалека долго течет река Волга...», «А у нас во дворе есть девчон ка одна...», «Пусть всегда будет солнце!» Это он заставил весь народ правильно выговаривать хотя бы одно слово. Ведь наши вечно неграмотные большие вож ди и мелкие начальнички слово «моло дежь» произносили с ударением на пер вом слоге. И за ними - все мы. Ну а ко гда поэт написал, когда вся страна за пела: «Песню мира запевает молодежь, молодежь, молодежь. Эту песню не за душишь, не убьешь...», то вольно или не вольно, а ударять пришлось там, где по ложено. Несмотря на всенародную славу, в литературном мире он считался не поэ- 1943 год. Фронтовая песня. том, а поэтом с некоей приставкой - по- этом-песенником. И в поэтических кру гах отношение к нему было снобистско- снисходительное, как к поэту-песеннику. Сам он всегда чувствовал это отноше ние и злился, раздражался... О «Дорогах» же никто и не говорил, как будто их не было и нет... Так быва ет, когда великая песня живет сама по себе, уже без автора. А может, искрен не не понимали. Вот я и думаю: неуже ли никто из его сверстников не сказал ему: «Лева, ты - гений». Или хотя бы так: «Лева, твои «Дороги» - это гениально!» Боюсь, что никто. Эх, дороги... Пыль да туман... Холода, тревоги Д а степной бурьян. Выстрел грянет, Ворон кружит, Твой дружок в бурьяне Неживой лежит... Знать не можешь Доли своей. Может, крылья сложишь Посреди степей... Это не на бумаге написано. Это на небесах написано. На грустных русских небесах. О грустной русской доле. После этого он жил долго. Был бога тым, знаменитым. Под старость женился на молоденькой. Не все у них было лад но. Писал душераздирающие стихи об этом, о личном... Лев Иванович Оша нин! Непризнанный гений русской поэ зии. Гений одного стихотворения. А па мятник Вы себе создали. На все време на. Покуда жива народная душа. Эх, дороги... Пыль да туман... Сергей БАЙМУХАМЕТОВ. НЕЛОВОК ель и Издатель 1нформационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Изданиезарегистрировано МинистерствомРФподелам печати, телерадиовещания исредствмассовых 5 ^ 1 коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Р аспро страняется в качестве приложения к газетам: Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257 -37 -92 . Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 2 5 7 -38 -42 . С-Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е -таН : у1от1к@асП.п| «Деловой вторник». П ерепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, гЛипецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Беларусь), (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» (Калинингрс «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» ад), «Время и деньги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской с а о г о и к в к о области), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz