Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

ИНЖЕНЕРЫ НЕ СДАЮТСЯ! Всем нам д о р о г э то т день Ю К О С ПРОСТОЙ ПОКЛОН СОБНАЖЕННЫМСЕРДЦЕМ. (Окончание. Начало на 1-& стр.) Станислав Косенков стал одним из самых тон­ ких, философичных, отзыв­ чивых на боль и несовер­ шенство нашего существо­ вания графиков своего по­ коления. Отравленный ли­ тературой (именно так вы­ разилась на открытии выс­ тав ки ж ен а Косенкова Анна Константиновна), он иллюстрировал прозу Дос­ тоевского и книги писате- лей-современников — Но­ сова, Дубровина, воронеж­ ского поэта Алексея Прасо­ лова. Он создал поразитель­ ные, исповедально-бес­ страшные серии о русской деревне, о детском одино­ честве, о печали и надежде человеческой. Эти литогра- |фии и рисунки соединили суровую трезвость и трепет­ ность, пронзительность ли­ рического, поэтического взгляда. Искусствоведы ус­ матривали в косенковской манере близость к японской и китайской графике. Но по духу это был подлинно рус­ ский хуДожник, чья связь с почвой, родной историей и природой спасала его от отчаяния и давала силы творить. Он жил в Белгороде. Однако в том, что он делал, не найти и намека на про­ винциальность, на робкое копирование достижений столичных или зарубежных авторитетов. Искренность Станислав Косенков ставил выше формальных изыс­ ков. На вершине мастерства он не утратил поражавшей зрителей непосредственнос­ ти пластического языка и ранимости д уш и . В тридцать лет он полу­ чил свою первую Золо­ тую медаль в Лейпци­ ге за иллюстрации к «Преступлению и нака­ занию». Потом было еще множество, а точ­ нее 130 выставок в Рос­ сии и за границей, пре­ мии, почтительные, а часто восторженные от­ зывы коллег и крити­ ков, единодушное при­ знание его огромной роли в возрождении отечественной цветной гравюры... Но самому ему казалось, что он мало что умеет. И в этом не было кокетст­ ва или позы. Лишь под конец, точно предчувст­ вуя несправедливую трагическую неизбеж­ ность, так рано оборвавшую его жизнь, Станислав Степа­ нович сказал, что у него на­ конец-то стало получаться, да времени уже мало, Господь вот-вот остановит его руку и сердце. Из шести тысяч работ, составляющих творческое наследие Косенкова, Анна Константиновна и сотрудни­ ки Дома Мастера Виктора Сорокина отобрали, естес­ твенно , лишь малую их часть. Экспозиция получи­ лась целостная, захватываю­ щая эмоциональным единст­ вом и строгостью мысли. В ней преобладают, то перепле­ таясь, то внешне, формаль­ но расходясь, два настойчи­ во варьирующихся мотива: ребенок и война. Память о военном времени, которая не­ объяснимо сохранилась у Ко­ сенкова, отбрасывает отсвет даже на как будто бы не свя­ занные с военной темой лис­ ты художника. Она пульси­ рует в рисунках к прасолов- ской поэзии — скажем, в ще­ мящем карандашном рисун­ ке «Безотцовщина», в печаль­ ных свидетельствах о судьбе русской деревни, пустеющей, уходящей, в удивительной серии «Окна», где сквозь ностальгию и скорбь прорас­ тают надежда и просветле­ ние. Здесь оправданно вос­ пользоваться формулой по­ эта, чуть отредактировав ее: Косенков рисовал не столь­ ко войну, сколько войной. Острота его восприятия мира свойственна фронтовикам, выжившим там, где выжить было невозможно, и заново полюбившим жизнь при всем ее драматизме как дар, кото­ рого лишились другие, не- вернувшиеся, легшие в спа­ сенную ими землю. Что касается собственно войны, то Косенкова раздра­ жали и угнетали официоз­ ная монументальность, де­ журная пафосность баталь­ ного искусства. Ему страш но недоставало сострада тельной человечности в оби­ лии огромных полотен, тор­ жественных памятников, патриотической риторики К ак записал Станислав Сте­ панович в дневнике, в этом «нет главного: простого че­ ловеческого поклона с об­ наженным сердцем и непо крытой головой». Война у Косенкова дана опосредованно — не в пря­ мом изображении солдат­ ского подвига, не в много­ фигурных композициях, не в огне и пороховом дыму. Ее боль увидена им в гла­ зах беззащитных перед нею детей. Она заставила за­ стыть скорбные фигуры ов­ довевших женщин. Ее уга­ дываешь в уже совсем мир­ ном послевоенном пейзаже с заросшими окопами. Это действительно поклон с об­ наженным сердцем и непо­ крытой головой после пара­ дов, фанфар и барабанного грохота, казенных речей и клятв, когда человек оста­ ется наедине с собой и сво­ ей совестью, на очной став­ ке с памятью. И . НЕВЕРОВ. Ш И П Е Ц К А Я • ■ г а з е т а ЧЕЛВОЕК,КОТОРЫЙИГРАЕТИПОН но-вакуумной электростан­ цией. В своем проекте он пре­ дусмотрел все производствен­ ные вопросы: вот здесь, по­ казывал нам несостоявший- ся горный инженер, будут турбины, тут пульт управле­ ния, насосная станция, под­ собные помещения, комната слесарей и т.д. Всего на та­ ком агрегате будут трудить­ ся человек пять или шесть. Только кнопки нажимать да следить вовремя за показа­ ниями датчиков. Дмитрий Петрович все время повторял , что его принципиально нового типа электростанция — вещь ар- хиважная и выгодная. Во- первых, не требует больших энергетических затрат. Н уж ­ но лишь для запуска обяза­ тельно подключить ее к по­ сторонней электростанции и через понижающий транс­ форматор подавать ток на двигатель. Ну а через не­ сколько минут, когда двига­ тели наберут наконец нуж ­ ные обороты, можно перехо­ дить на автономный режим. Во-вторых, такая силовая установка на 100 процентов экологически безопасна. Ни пыли, ни газа и никаких от­ ходов производственной дея­ тельности. Хоть бомбу в нее бросай, шутил Селищев, ни­ чего страшного не произой­ дет. Правда, признался он, в его проекте все-таки присут­ ствует один недостаток: слишком большой шумовой эффект. При работе такой электростанции будет изда­ ваться звук, по силе равный запуску сверхзвукового ис­ требителя. В тихом и спокой­ ном Воловчике такая «шар­ манка» явно не годится — кур насмерть напугает на всю округу. Можно запросто понизить таким образом и надои от фуражных коров. Понятно, что такое изобрете­ ние народ не потерпит, и оно может автору обернуться бо­ ком. Но тогда такую электро­ станцию следует в землю опустить, не сдается Сели­ щев. Вот и все проблемы. По грубому расчету автора, она обойдется государственной казне всего миллиардов в пять — это гораздо дешевле, чем построить ТЭЦ. Зато ка ­ кая дешевая электроэнергия и каков экономический эф­ фект, делает вывод изобрета­ тель: нажал кнопку — и под­ считывай деньги. И не надо будет реформу электроэнергетики проводить в России, искать для подъ­ ема нашей экономики ино­ странных инвесторов. Высказал на прощание нам пенсионер из Воловчика и обиду: о его проекте не до­ гадываются ни чиновники «наверху», ни сам господин Чубайс. Пробовал как-то раз Селйщев рассказать о своей идее в газете «Известия», да уехал из Москвы ни с чем — говорит, украли у него тет­ радку с расчетами прямо на вокзале. С тех пор других попыток решения проблемы государственной важности Селищев не предпринимал. Полное непонимание и рав­ нодушие вокруг. Даже его со­ жительница Лидия Иванов­ на по причине своей мало­ грамотности о масштабных замыслах Дмитрия Петрови­ ча не ведает ни слухом, ни духом. Хозяйка в наш при­ езд белила стены, готовясь к Пасхе, и все сокрушалась, что он забивает голову себе и другим всякой ерундой и никак не соберется починить крышу их старого ветхого до­ мишки. Виктор МАНАЕНКОВ, спец. корр. «Липецкой газеты». Р .8 . Мы рассказали об изобретении Дмитрия Пет­ ровича Селищева исключи­ тельно в надежде, что им действительно заинтересу­ ются специалисты. Кто зна­ ет, может быть, его кажу­ щимся сегодня странными техническим идеям суждено перевернуть мир? Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА. Воловский район. ■в"ОКТЯБРЬ" ВМАЕ ше» (С Ш А ) , п о с та в л е н н о й р е ­ ж и с с е р о м Бруно Б ар р е то , с н я ­ лась и зв е с тн а я а к т р и с а Гвине т П э л т р о у («В лю б л ен ны й Ш е к с ­ пир» , «Любовь зла» ). . . .М о л о д а я и ч ес толю бив ая пр овинци ал ка м е ч т а е т о карь ер е с тю ардессы и по с туп ае т для э т о ­ го в специали зиров анн ую ш колу, гд е п р и о б р е т а е т не только навы ­ ки в о зд уш ной п р оф е с си и , но и м но го хорош их д р у з ей . Н ед авн о П эл тро у снялась в фильме «Любовь зла», гд е сы гр а ­ ла самую толстую ж енщ ин у в Ам е ­ р и к е . Ей на съ ем ках приш лось надев а ть специальны й «толстый костюм» , который о ка зал ся д у ш ­ ным и не сов сем удобным . « К р а с о т а ув яд ае т , — го в о р и т а к тр и с а . — М н е исполнилось 2 9 . У м еня ос талось не т а к уж м но го л е т н а роли д е в уш е к . С ко р о мне уж е п е р ес тан у т пр едла гать роли, ко торы е п р е д л а гаю т с ей ч а с . О с ­ т а е т с я толь ко надеяться , что т а ­ ланта хватит и на дру ги е работы». С 21 по 2 3 мая в «Октяб­ ре» состоится кинофестиваль для д е т е й «Волшебный мир муль­ типликации». В ход е н е го будут показаны «Крокодил Гена и Чебу ­ р аш ка» , «С к а з к а о ры баке и рыб ­ ке» , «К а р л и к -н о с » , «Новые б р е ­ м енс ки е музыканты» — все о тече ­ с тв е н н о го пр о и зво д с тв а . Будут представлены ^ з ар у б еж ны е л ен ­ ты — «Карлсон , который ж и в е т на крыш е» (Ш в е ц и я ) , «Ледниковы й период» (по с ка зке Гауфа) (СШ А ), «С п ири т -д уш а» . Обзор подготовил Юрий РАЗУМОВСКИЙ. ТВОРЧЕСТВО ДВОРЕЦИЧАСОВНЯ НА... ВЫСТАВОЧНОМСЕТНДЕ -------------------- СМОТРИ В ОБА —1 ТРОЛЕЙБУС ДАЛЬШЕНЕПОЕДЕТ.. О работе городского пассажирского транспорта 9 мая В связи с пр о в ед ен и ем 9 мая 2 0 0 3 го д а на улицах Га гарина (площадь Героев), Баумана (р ай ­ он С во б о д н о го со ко л а ) и п р о с п е к т е М и р а в Л и ­ пец ке праздничных мероприятий д виж ени е т р а н ­ с п о р т а в этих р айон ах б уд е т о гр ан и ч ен о . О с у ­ щ ествляться оно буд е т следующ им обр азом : — пл ощ адь Г еро ев (улица Г а гар и н а — о т п а ­ м я тни ка А ви а тор ам д о 1 2 -й ш колы ). Д в и ж е н и е всех видов тр ан сп ор та с 8 д о 12 часов б уде т пол ­ ностью закры то . В указанны й п ер ио д д в иж ен и е п а с с аж и р с к о ­ го т р а н с п о р т а на м а рш р у т ах тр ам в а ев № А и № Б, троллейбусов № 5 и № 7 — о тм ен ено . Д в и ж е н и е автобусов б уд е т о сущ ествляться по следующей схеме в прямом и обратном направ­ лении : маршрут № 11 — о т кольца тр убно го ,заво да д о п ам я тни ка А ви а торам , о т 1 2 -й школы д о ц е м - завода; марш рут № 2 2 — о т 10 м и кр о р ай о н а д о п а ­ м ятни ка Авиаторам , о т пл. Театральная д о Н ЛМ К ; марш рут № 2 4 — о т 19 м и кр о р ай о н а д о п а ­ м я тни ка Авиаторам , о т 1 2 -й школы д о Чаплы гин - с ко го ш оссе . Д в и ж е н и е го р о д с ко го п а с с аж и р с к о го т р а н ­ спо р та с Ц ен трально го рынка на Сокол ч е р е з пл. Плеханова о с та е тс я б е з и зм е н е н и й . Н а ул . Б ау ­ м ан а (н а о т р е з к е о т проходных зав од а "С во б о д ­ ный сокол" до кладбищ а поселка завода "Свобод ­ ный с о ко л ” ) д в и ж е н и е тр а н с п о р т а б уд е т о гр а н и ­ ч ен а , б е з закры тия е го на п е р и о д (с 9 д о 10 ч а ­ сов ) прохождения пр аздничной колонны . Н а п р о ­ с п е к те М и р а (н а о тр е з к е о т площ ади М и р а д о пл. Ф р а н ц е ню к а ) д в и ж е н и е тр а н с п о р т а б уд е т о г р а ­ ничено , б е з закры тия е го на п е р и о д (с 1 0 . 3 0 д о 11 часов ) прохождения праздничной колонны. В связи с пр о в ед ени ем л е гко а тл е ти ч е с к о го кро сса на призы «Липецкой газеты» , п о св ящ ен ­ но го Д ню Победы , в центральной части го р о д а в пер ио д с 12 д о 13 часов будет ограничено дв и ж е ­ ние всех видов тр ан сп ор та . После окончания праздничных мероприятий на улицах города движение городского пассаж ир ско ­ го тр ан сп ор та будет восстановлено . Главное управление городского транспорта. В Л и п е ц к о м м аш ино с трои тель ­ н ом к о л л е д ж е п р ош л а выставка творчес ких р аб о т студентов ср ед ­ н и х п роф ессион ал ьны х у ч е б ны х з ав ед ен ий области . В н ей уч аство ­ вали сем надца ть у ч еб ны х з ав е д е ­ н и й , под го товивш и х о к о л о 5 0 0 э к ­ спона тов . Это реф ераты и п од е л ­ к и — вышивки кр ес том , кар ти ны , резьба по д ер ев у , глиняная и гр уш ­ к а , хо хл ом с ка я роспись, м а к е ты . . . В ы с т а в к а б ы л а п о с в я щ е н а 30 0 -л е тию Л и п е ц к а и С ан к т -П е тер ­ б у р га и 3 0 0 -л е тию л и п е ц к о й м е ­ талл ур гии . Впечатляет ди ар ам а «Петровский спуск» Андрея Боева и А ле ксея Головина , у чащ и х ­ ся второ го курса Л и п е ц к о го м аш и н о с тр о и ­ тельно го колледж а . А м и кро ко пию часовни П е тр а и П авла выполнил и з ги п с а Кирилл Рощ ин . Н есколько м а кетов Х р и с т о р о ж д е с - твен ско го с о б о р а ... С ветлана Лапы нин а с о ­ здала мозаичную карту наш ей области . М н е особенно понравились деревен с кие макеты , во звр ащ ающ и е нас в п е тро вс ки е врем ена . С р е д и н и х , н а п р и ­ м ер , «Д вор ец П е тра I» , в ы п о л н е н н ы й Д м и т р и е м К о л п а ко - вым. А вот как комм ен ­ т и р у е т э к с п о з и ц и ю А лександра Киреева , м е т о д и с т б а з о в о г о м аш иностроительно ­ го колледжа по гум а ­ нитарным и социаль­ н о - э к о н о м и ч е с к и м дисциплинам : — У нас ежегодно проходят смотры-кон­ курсы с туд ен чес ки х р а б о т . Т е м а т и к у д и к т у е т врем я . Н ап р им ер , следующ ая б у ­ д е т по свящ ена 5 0 -л е тию Л и п ец кой обл ас ­ ти и 6 0 -л е т ию н аш е го колледж а . А по том пр едстоит отметить 60 -л е тн иЙ юбилей П о ­ беды . Выставки стали т р а д и ц и е й . Ко гд а р еб я та выбираю т сю ж е т , мы д а ем им ил ­ лю стративны й и и с то р и ч е с ки й м а тери ал . Случается, в работе приним ае т участие вся семья с туд ен та . К а к правило , р е б я т а д а ­ рят свои экспонаты колледжу . Подведены итоги очередной выставки. В ном ин ации «П ед а го ги че с ки е колледжи и училища искусств» первое м есто поделили У см анс кий и Л еб ед я н с ки й п ед а го ги ч ески е колледжи . С р еди технических и сельскохо­ зяйственных колледжей места распредели ­ лись так: первое — Л ип ец кий м аш ин о с тро ­ ительный колледж , в торое — Гря зинс кий технический колледж и Липецкий металлур­ гический колледж . Тр етье м есто досталось У с м а н с к о м у а г р а р н о м у к о л л е д ж у и З адонском у колледжу м ехани зации и эл ек ­ тр иф и кации сел ьс ко го хо зяйства . Анастасия КОНОПЛЕВА. В М о с к в е , в го с т и н и ч н о м к о м п л е к с е «Космос» , н ед а в но состоялся 5 4 -й М е ж г о ­ суд ар с твенны й к и н о т е л е в и д е о ры н о к . Н а н ем «Л ипец кобл киноф онд » приобрел филь­ мы , ко торы е составили м а й с ки й р е п е р ту ­ а р ки н о к о н ц е р т н о го з а л а «О ктябрь» . Э то , п р еж д е все го , «Чикаго» (С Ш А ) . П о с л о в ам р е ж и с с е р а фильма Роба Маршалла , он с д е т ­ ства увлекался т а н ц ам и . «Я все время танцевал д ом а , а ко гд а п о ­ ш ел в на с то ящ и й т а н ц -к л а с с , то з а три м есяц а из начинающ их п е ­ р еш ел в сильную группу , по том у что у меня все зд оро во получа ­ лось . Я жил и дыш ал т а н ц ем . Э то был 1 9 7 7 год , ко гд а на Б р од в ее вышли «Кордеб ал ет» и «Чикаго» . К и но с туд и я «М и р ам а к с » на пр ои зво дство фильма выделила 3 0 млн. долларов . Д е й с тв и е п р о ­ исхо дит в 2 0 - е годы . Г е р о и н и — ар ти стки кордебал ета , попавш и е в тю рьм у по по д о зр ению в у б и й ­ с тве (Р е н е З е л л в е ге р и К э тр и н З е т а -Д ж о н с ) . Р и чар д Ги р и гр а е т роль ад в о ка та , который взялся з ащ ищ а т ь э ти х д е в уш е к . Н о лю ­ бовь и страсть к своим п о д з ащ и т ­ ным цели ком захватили е го . . . Ричард Гир по праву с чи т а е т ­ ся яр кой зв е зд о й а м е р и к а н с к о го кино . Е го о тличаю т о б а я н и е , и н ­ дивидуальность и н е с ом н ен н а я с е к с у а л ь н а я п р и тя га т е л ь н о с ть . Увл еч ени е б уд д и зм ом , с т авш им для н е го о ткровением , во м но гом п о м о г л о а к т е р у в о б щ е н и и с людьми . Т р иумф жд ал Гир а в фильме «Офицер и джентльмен» (1 9 8 2 г .). П о сл е н е го он стал од н им и з в е ­ д ущ и х м астеров Голливуда. «Я с сам о го начала хотел с н и ­ м ать Гира , — го в о р и т р е ж и с с е р Роб М а рш а л л , — я зн ал , что он очень музы кален . Ричард приш ел на собесед ование и б е з обиняков сказал: «Роб, я знаю , что смо гу это сы гр ать и спеть» . И я ем у п о в е ­ рил . В н ем есть ч то -то т а ко е , и з - з а чего ем у веришь безоглядно ...» П о д стать Ри чар ду Гиру и е го т а ­ лантливые пар тн ерш и Рене З елл ­ ве гер и Кэ трин З е т а -Д ж о н с , кото ­ рые ни в ч ем н е у с туп аю т д р у г другу . Но если З е т а -Д ж о н с мно го ле т рабо тала в ан глийс ком музы ­ кальном театре , где начала высту­ пать на сц ен е с 15 лет, то З еллв е ­ г е р со см е х ом говор ил а , что е е м у зы кал ьн ая к а р ь е р а н ач алась ещ е в д е т с тв е в ванной по д с тр у ­ ями душ а . Поэтом у ей по требова ­ лось немало мужества, чтобы пой ­ ти на пробы в «Чикаго» . «Я не мо гла понять, — р а с с ка ­ зывала впо сл едствии а к тр и с а , — что увидел во м н е р е ж и с с е р Роб Маршалл . Он почему-то вбил себ е в голову, что из меня получится а к ­ три с а мю зикла . Я поверила ем у с первой встречи ...» З а х в а ты в а ю щ у ю и с т о р и ю д в о й н о го а г е н т а Ц РУ и неулови ­ м о го киллера р а с с к а з а л в св о ем ф ильме и звестны й р е ж и с с е р и а к т е р Д ж о р д ж Клуни , и звестны й отечественному зрителю по филь­ м ам «Б этм ен и Робин», «От з а к а ­ т а д о рассве та» . Его новая р а б о ­ т а «Признание опасного чело ­ века» — триллер . В н ем пом им о с ам о го Клуни заняты и звес тны е а к т еры Д ж ул и я Р о б е р т с , Б р эд Питт , М э т Д е йм о н , Р у т гер Хауэр . «Так уж получилось, — расс ка ­ зывал Клуни н е з ад о л го д о выхо­ д а фильма на экраны, — что я сд е ­ лал ин тер е сн ую р аб о ту и д о сих пор не снялся ни в одном с у п е р ­ хите . Благодаря этом у я см о г сни ­ маться в самы х разны х фильмах — фильмах, которые мне хотелось дела ть . Н икто не пы тался з а п и ­ сать меня в гер о и б о еви ков или ге р о и ком ед и й . Если м еня з а п и ­ ш ут в ге р о и боеви ков , м н е п е р е ­ станут присылать сцен арии к ом е ­ д и й и д р ам . . .» В ком едии «Вид сверху луч- Село Воловчик, куда мы, наконец, добрались погожим апрельским днем, во многих о тнош ени ях необычное. Здесь на возвышенном месте расположен замечательный храм Александра Невского, куда по большим праздни­ кам собираются верующие со всех окрестных мест. А места здесь просторные и вольные — за деревенски­ ми огородами, метрах в трех­ стах, начинается Курская об­ ласть, чуть поодаль, за реч­ кой Кшень, маячит Орловщи­ на, а недалеко соседствуют и воронежские земли. По вы­ ражению главы местной ад­ министрации Владимира Кошкина., в Воловчике пету­ хи поют сразу на три губер­ нии. Чистый воздух, тиши­ на, необъятные дали. Как тут в самом деле не воспарить духом и гениальной мыслью! И если уж где быть полету творческой фантазии и ро­ ждению всяких смелых идей, так это на воловских просто­ рах. Не так давно отличился на всю Россию изобретатель- самоучка Давыдов из сосед­ него с Воловчиком села, ко­ торому удалось из обыкно­ венного навоза получить в до­ машних условиях природный газ. Дмитрий Селищев, ка ­ жется, пошел еще дальше. Его проект в масштабе госу­ дарства столь важный и зна­ чительный, что совершенно непонятно, каким образом его проморгали ответствен­ ные государственные мужи, включая вместе с тем и мес­ тное начальство. Правда, проект этот с подробными описаниями и инструкцией пока что на бумаге, но его автор не теряет оптимизма и надежды когда-нибудь пре­ творить его в жизнь. Честно говоря, Дмитрий Петрович на степенного и ге­ ниального изобретателя ни­ ка к не тянет. В видавшем виды кос ­ тю м ч и к е , невзрачной шапке и потертых брюках-га­ лифе с заплатками, он боль­ ше похож на обремененного тяжелыми трудами и забота­ ми крестьянина из российс­ кой глубинки. Когда-то по молодости он подался на Донбасс, работал на шахте, отучился два курса в местном институте на горного инже­ нера, но большим человеком так и не стал. Зато на всю жизнь заго­ релся идеей сконструировать такую уникальную штукови- ну, которую отечественные ’ энергетики взяли бы с рука­ ми и ногами. Толчок этой идее дал один международ­ ный энергетический форум, проходивший лет тридцать или сорок назад в Москве. Сам Селищев на нем, разу­ меется, не был, но внима­ тельным образом следил за этим сбором ученых по пуб­ ликациям в газетах и жур ­ налах. У ж е тогда простой донбасский рабочий не на шутку был обеспокоен тем, за счет чего будет развивать­ ся наша экономика лет эдак через сто. Нефть, газ, уголь рано или поздно кончатся, совершенно справедливо рас­ суждал Селищев, а как же быть дальше? Чем, спраши­ вается, восполнять утрачен­ ные энергетические ресурсы страны? Вопрос серьезный. Акцент мудрых ученых на солнеч­ ную энергию, мощь прили­ вов и отливов морей и океа­ нов у Дмитрия Петровича вы­ зывал тихую усмешку. Но ведь это все непостоянно: есть солнечный свет — и нет его. Так же и с водной сти­ хией. Иное дело — воздуш­ ная среда. К ак раз она-то и может, по мнению Селище­ ва, служить постоянным ис­ точником энер гии . Надо лишь принудительным путем взять воздух, нагнать его двигателями на лопасти тур­ бины, которые будут вра­ щаться и подавать энергию, подобно гидроэлектростан­ ции. Так Селищев заразился созданием воздушно-вакуум­ ной электростанции. Он моз­ говал над этим проектом и в Донбассе в молодые годы, не отступился от него и сейчас, когда, уйдя на пенсию, вер­ нулся в родные воловские места. По случаю нашего визи­ та Дмитрий Петрович вынес нам ту самую бесценную тет­ радь, в которую он записы­ вал все эти годы свои расче­ ты, а для наглядности и пу­ щей убедительности развер­ нул еще и чертеж своей воз­ душно-вакуумной электро­ станции. И как можно доход­ чивее и деликатней принял­ ся объяснять весь ее меха­ низм. Иногда, правда, сельский Кулибин бросал на нас косые взгляды, чтобы убедиться, не посеял ли он нам какие-то зерна сомнения. Мы, конеч­ но, согласно кивали и дела­ ли умные выражения лица. — Все даже очень просто, — говорил с чувством соб­ ственного достоинства изо­ бретатель из Воловчика. — Нужен лишь двигатель, ко­ торый даст не меньше 5 ты­ сяч оборотов в минуту — при­ мерно такие используют на шахтах для общего провет­ ривания, редуктор с тем, что­ бы усилить в несколько раз двигательную силу, и турби­ ны. Турбин может быть че­ тыре: две постоянно работа­ ют, две — в резерве. Причем одна из действующих рабо­ тает на исходящей струе, то есть на вакуум. Поэтому все это «ноу-хау* Дмитрия Сели­ щева и называется воздуш- ВОЛОВСКИЙ КУЛИБИН СПРОЕКТИРОВАЛ СВЕРХОРИГИНАЛЬНУЮ ВОЗДУШНО-ВАКУУМНУЮ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЮ Н е т а к д а в н о в р е д а к ц и ю «Л и ­ п е ц к о й газе ты » п р иш л о довольно н еобы чно е письмо из села Волов­ ч и к Воловско го р а й о н а . Ее ж и тел ь , Дм и трий П етрович Селищ ев , у б е д и ­ тел ьн о п ро сил н а п р а в и т ь к н е м у к о р р е с п о н д ен та с тем , чтобы дать е м у «и счерпы вающ ие данны е» о со­ в е рш е н н о новом ти п е эл е ктрос тан ­ ц и и , п р о е к т к о т о р о й им был у ж е п о д г о т о в л е н . Н а зы в а е т с я т а к а я энер ге тическая у с та н о в к а в о зд уш ­ н о -в а к у у м н о й э л е к тр о с та н ц и е й и , по словам ав то р а , н е тр е б у е т н и к а ­ к и х э н е р г о н о с и т е л е й , з а т о и м е е т 1 0 0 -п р о ц е н т ны й ко эфф ици ен т п о ­ л е зн о го действия и аб солю тно э к о ­ ло ги чес ки б е зо п ас н а ! Сами п о н и м а е т е , о тка за тьс я от т а к о го з ам а н ч и в о го п р е д л о ж е н и я мы н и к а к н е м о гли — к о гд а е щ е и гд е появится возможность п о з н а к о ­ миться с ч у д о -п р о е к т о м X X I в е ка? ЛИПЕЦИКЙ ОТВЕТ ЧУБАЙСУ?.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz