Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
1§> апреля 2003 г», N° 80 (21958) ш ш Ш ИПЕЦКАЯ • 'Я г а з е т а Р р : Р у б р и к у в е д е т Е л е н а Т А Р А В К О В А . ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ! ■ , 3 * СВИДАНИЯ ВШЕЕ«ВСТРЕЧА».. Сейчас нередко приходится слышать и читать о кризисе семейных ценностей, о том , к а к важ на креп кая и устойчивая семья для нормальной, стабильной жизни общества. По ка демографы разрабатывают, а органы власти принимают программы по укрепле нию института семьи, сама жизнь создает организа ции, которые у ж е действуют, чтобы помочь людям найти друг друга и создать семью. Одна из них — это успеш но р або тающ и й в Л и п е ц к е кл уб знакомств «Встреча». С руководителем клуба Еленой Иванни ковой и сотрудницей Еленой Тоировой встретился наш нештатный корреспондент Дмитрий БУДЮ КИН . — Что такое все -таки ваш клуб? — Э то творческий коллектив при Д К с трои тел ей . Н ас п о д д е рж а ли и о к а з ал и сод е й с тв и е об л ас тно е у п р ав л ен и е культуры и д и р е к тор Д К Александр Чуносов. По воскресеньям «Встреча» проводит ве чер а отдыха. Н аш и объявления о знаком с твах публикуются в га зе тах «И з рук в руки» и «Добрый вечер!» — пр ил ож ении к «Л ипец кой г а з е те», ко тор о е выходит по средам . — А есть отличие клуба от службы знакомств? — Д а в том и о тличие , что мы не сл уж б а зн а ком с тв , а им ен но клуб , то есть м е с то , где м ож н о най ти по н им а н и е , сочувствие , п о д держку , в общ ем , единомышленников . С тараемся создать у себя теп лую, с ем ейную атмосф еру , и зб е га ем всякой формальности и к а з е н щины . В еч ер а отдыха проводятся ка к раз для то го , чтобы люди о к а зал ись в об с танов ке , р а спо л а гаю щ ей к зна ком с тву и общ ен ию . Р а бо таем , т а к сказать , на доверии . К примеру , у нас установлена о п р е д еленн ая плата , но если человек не м ож е т вовремя е е внести , с ро к буде т п ер ен ес ен . Если у ж енщ ины дво е д е т ей , он а пользуется ль го т ам и при опл а те членства в клубе . А т е , у к о го т р о е или больш е , мо гу т приходить к нам на вечера бесплатно . — Кто к вам чащ е всего обращается? — Очень разные люди. Н ево зможно найти ч то -то о бщ е е . «Встре ча» п р и гл аш а е т всех, начиная с 18 л е т . С ам ом у с т а р ш е м у — 7 8 . С помощью клуба он наш ел с еб е спутницу жи зни . Часто к нам о б р ащ а ются мужчины, которые сами воспитывают де тей . Познакомиться вне с тен клуба им сложно . С кром ным , «дом аш ним » д ев уш кам т о ж е трудно п о зн а ком и ть ся самим . М еж д у тем м но гие представители сильного пола мечтаю т как р а з о та ко й . Н ер ед ко дев уш ки приходят в клуб с м ам ам и . О ни у нас б е з тр уд а находят с е б е в клубе д р у з е й и спутни ков ж и зн и . А б е з клуба н е получалось , н а п р им ер , и з - з а то го , что на р а б о т е ж е н с к и й коллектив , м но гие ведут замкнутый о б р а з ж и зн и . Вот и обр ащ аю тся к нам . — Расскажите о самом интересном — м ожет , случаи ка кие -то особые?.. — Ин тер есно го мно го . Каждый человек , каждая встреча и каждая семья непов торимы . Бывало , что ч е р е з клуб находили д р у г д р у га люди , ж и в ущ и е в одном д ом е , д а ж е в одном подъ езде . И н о гд а они д а ж е часто виделись , но по зн акоми ться см о гли только здесь . Или вот ещ е : один мужчина забыл паспор т , ко гд а пр иш ел з а п и сываться в клуб . В о о бщ е б е з п а спо р та мы не зап и сы в аем . Но в то т р а з сделали исклю чение и дали ем у телеф о н только одной ж е н щ и ны. Он позвонил ей . А вс коре попал в больницу . О н а пр иш л а н ав е с тить , они по зн а ком ил и сь . К о гд а е го выписали , их о тн ош ен и я п р о должились . Им об о им з а соро к . — И опять тот ж е вопрос: что все -таки приводит людей в клуб? — Если р е б е н о к в д е тс тв е получает недо статочно роди тельской любви, это наклады вает о тп еч а то к н а всю е го ж и знь . С ей ч а с с л иш ком м н о гим не х в а та е т вр ем ен и и сил на по л но ц ен но е о бщ е н и е со своими детьм и . И вот реб ено к вырастает . У не го складываются с т е реотипы , привычки, м еш аю щ и е ем у зна ком и ться , друж и ть , любить , со здать семью . Кр ом е то го , русская культура о т «Домостроя» д о на ш е го врем ени сф ормировала своеобразны й взгляд на любовь и с е мью, особ ен но на роль ж енщ ины в д ом е . И з по коления в по коление д ев уш кам внушали , что ж и знь — э то испол нение д ол га п е р е д о бщ е ством , а чувствовать, желать , радоваться и наслаждаться — грехов но, неприлично . Все эти установки сковывают желания , порабощ аю т волю. Лю дям , которые им следуют, нужна помощь , чтобы раскры ть ся стать с ам им и собой . Мы н ад е ем ся , наш клуб в э том и по м о га е т . Е го члены справляю тся с ком пл е ксам и , неувер енно стью , начинаю т лучше понимать важность полноценной личной ж и зни . В Задонской средней школе N6 1 это традиция — вывешивать фотографии выпускников, получивших золотые или серебряные медали. С каждым годом снимков все больше. А вот в 1965 году в городе была только одна золотая медалистка на две школы — Нина Челядинова. Сегодня ее знают к а к заведующую заочным отделением сельскохозяйственного колледжа Нину Николаевну Кобзенко. Между тем в школьном коридоре под стеклом появились сразу три одинаковые фамилии — Кобзенко Ия, Кобзенко Борис и Кобзенко Иван. Это дети Нины Николаевны, которые — каждый в свое время — и пополнили «золотой запас» семьи. У нее было счастливое детство. Обычная рабочая семья. Мама проработала в больнице сорок лет, отец был слесарем. Особым достатком похвалиться не могли, но неизменно выкраивали деньги на книги. Понятно, Нина стала заядлым читателем. И учиться ей всегда было интересно. В том самом 1965 году серебряных медалей в школах вообще не было, вручали только золотые. Но и они на вступительных экзаменах в вузы никакой роли не играли. Медалисты сдавали все наравне с остальными. — Но мне хотелось получить «золото», — признается Нина Николаевна. — Я была достаточно упряма, самолюбива. И уж е с седьмого класса «круглая» отличница. Любовь к точным наукам как-будто бы определила выбор профессии — медицину. Нина знала наизусть толстую книгу «Общая химия». На вступительных ответила на все вопросы в билете, но... одного балла не хватило. Пришлось год поработать в своей ж е школе лаборанткой. Распорядок дня: в пять утра — за учебники и до восьми, до начала работы. А вечером — снова за книги. Ее упорству удивлялись даже родственники. Но правду ведь говорят: мечтам и годам нет возврата. Врачом стать не пришлось — Нина поступила в Луганский машиностроительный институт, который с успехом закончила. С тех пор преподает самый «страшный» для студентов предмет — «сопромат». 20 мая В Детском ордене милосер дия мне дали адрес мальчи ка. Это Илья, ему 5 лет. Ди агноз — детский церебраль ный паралич. На маленьком листочке бумаги телефон и имя, отчество мамы — Ольга Владимировна. Как звонить? Что сказать? С чего начать? Эти мысли му чали меня целый день. Под вечер наконец решилась, по звонила. В трубке услышала приятный женский голос — это Ольга Владимировна. С ней я и договорилась о встре че... 22 мая Плохо спала всю ночь, волновалась. Выхожу из дома пораньше, чтобы не опоздать. Жду недолго. Ко мне подхо дит молодая женщина с ко роткими светлыми волосами. Я почему-то сразу узнаю ее. «Здравствуйте, Ольга Влади мировна!» «Давай ты будешь называть меня просто Олей», — говорит она. «Вот и познакомились, ни чего страшного», — говорю сама себе. Теперь — Илья. Подходим к дому. Заходим в квартиру. На кресле — ма ленький мальчик с большими голубыми глазами, которые внимательно меня изучают. Потом они стеснительно опус каются. В комнату входит улыбающийся мужчина — Женя. «Ну что ты, Иль, зас мущался? — спрашивает Оля. — К тебе девочка пришла, по знакомься». Взрослые уходят. Я сажусь рядом с Ильей. Он заулыбался. Попросил почи тать сказки. Около получаса мы читали. Шло время, Илюшка раз говорился, начал рассказы вать о себе. Мой страх и не уверенность прошли. Мы бол тали, смеялись, играли «в ма шинку». Когда мне надо было уходить, Илюшка сильно рас строился. На прощание ска зал, что любит меня, и про сил позвонить. Домой летела, как птица. Но, едва переступив порог, по чувствовала такую усталость, что еле-еле смогла рассказать все родителям. 4 июня На улице дождь, но мне очень хочется поехать к Илюшке, я знаю, что он меня ждет. Недавно в нашем Детском ордене милосердия был спек такль «Винни-Пух и все-все- все» в постановке молодежно го театра АРТ — наших дру зей. Пригласили всех волон- Этот д н е в н и к Д ина Кю нб ер гер начала вести в по за п р ош л ом го д у с сам о го начала работы в Д е тском ордене м илосердия . Сейчас Д и н а учится в девятом классе липец ко й средней ш колы № 51 . В свое время «Л ипец кая газета» у ж е рассказы вала о ней . Ш Я М Н Н Ш Н Ш П Я Ш 1 теров и их подопечных, в том числе нас с Илюшей. Иногда я наблюдала за ним. Иногда — потому что сама была по глощена действием на сцене. Реакция Ильи меня поразила. Он смеялся шуткам, хмурил брови, радостно хлопал в ла доши. Он был, как все обыч ные дети. Ему больше понра вился Пятачок. Теперь посто янно, когда общаемся по те лефону, затеваем игру: я — Винни-Пух, а он — Пятачок. ...Прошло две недели, еду к Илюшке в третий раз. По степенно узнаю о семье. Женя — не настоящий Илюшкин папа. Илья его приемный сын. В это я не могла сразу пове рить — столько доброты и люб ви в глазах у Жени! А как он с ним играет! Сегодня у него что-то пло хое настроение, вредничает. Говорит, что болит голова. Ну что же. Играли в прятки. Спор вышел из-за какой-то ерунды. Илюха сердится, не хочет иг рать. Предлагаю почитать — тоже не хочет. Катать «машин ку» — тоже. Тогда сажусь в кресло и делаю обиженное лицо. Сразу слышу: «Диноч ка, давай мириться». Все-таки хорошо, что у меня есть такой маленький друг. Я к нему привязалась... Рис. Екатерины БЫЧКОВОЙ. 26 июня Давненько не писала про Илюшку. Теперь мы с ним та кие друзья, что сама удивля юсь. И как мне это удалось? Да, пожалуй, никак. Просто общаюсь с ним на равных, вот и все. Сегодня была у Илюшки целый день. Последний раз этим летом. Они всей семьей уезжают на юг, а я чуть поз же — в Москву. Приехала к ним утром, а уехала в девять вечера. Сначала мы все вмес те ходили в зоопарк. Корми ли с Илюшкой животных, чи тали надписи на клетках . Больше всего нам понравил ся верблюд. Потом посидели в Нижнем парке, ели мороже ное, обсуждали наш малень кий поход. Солнце нещадно пекло, все устали, решили вер нуться домой и тут же легли спать. Проснулась раньше всех. Внимательно оглядела спяще го Илюшку. Он показался ма леньким и беззащитным. Этот ребенок во много раз лучше других детей — намного чест нее, ласковее и искреннее. Он понимает, что такое дружба. И почему такая несправедли вость, почему он уже никогда не сможет встать? Почему? Почему? Сколько вопросов, но ни на один я не могу най ти ответ. Илюшка заворочался, от крыл глаза, улыбнулся мне. Он рад, что я была рядом. Вечером прощались, хоте лось плакать. Илюшка был та кой грустный, что я еле вы держала. 1 сентября Как давно не виделась с Илюшкой, соскучилась! Се годня у него день рождения, я иду к нему в гости. Нет, даже не иду, а лечу. Не виде лись целых два месяца! Илье сегодня исполнилось шесть. Уже совсем взрослый, как он сам говорит. Прихожу к нему и не уз наю: подрос, загорел. Мой по дарок Илюшке понравился — он сразу достал из пакета кружку и заявил, что теперь будет пить только из нее. Оля и Илюшка рассказа ли мне, что с этого месяца они начнут учиться. Он будет «хо дить в школу» . Родители Ильи купили специальные книж ки , по которым он бу дет заниматься. Сегодня мы решили с ним выучить цвета. Я дума ла, это будет намного про ще. Нет! Илюшка очень ум ненький и сообразительный мальчишка, просто иногда начинает чуть-чуть вредни чать, но это ненадолго. Все мы, бывает, вредничаем. За день выучили (я считаю этот результат отличным) пять цветов: красный, желтый, оранжевый, черный и зеле ный. Учили долго — путем сравнения с разными пред метами (желтый, ка к сол нышко, красный, как щеч ки . ..) Так и прошел этот день. Объяснила Илье, что теперь не всегда смогу звонить каж дый вечер — школа, много уроков. По-моему, он все хо рошо понял... 10 сентября Опишу сегодняшний теле фонный разговор с Илюшкой, после которого у меня еле-еле ворочался язык. Во-первых, этот разговор длился около часа. Во-вторых, Илюшка рассказывал, как ходил в школу. Тут-то я и за метила, что он очень любит подражать и хочет быть похо жим на меня. Если я говорю, что сижу в кресле, то и он си дит там же, если я ходила в школу и получила отметку, то оказывается, что и его сегод ня спрашивала учительница. Вот так. В-третьих, Илья пел. Зная, как он любит музыку, реши ла сыграть ему на флейте. Илюшка просил играть еще и еще, смеялся, радовался. В-четвертых, играли «в прят ки», тоже по телефону. Выу чив считалочку, мы по очере ди «искали» друг друга — под креслом, в ванной, в шкаф чике. Остановить Илюшку было невозможно. Говоря: «Топ, топ, топ...», он хотел «искать и искать» меня, а когда «находил», испытывал такой восторг и так хохотал, что вся наша семья уже сиде ла около телефона и радова лась вместе с ним (заочно Илюша знаком со всеми мои ми — любит поболтать и с мамой, и с папой, и с сестрой Аней, и даже с собакой Аль- ди). Стоит мне изменить голос и сказать, что у телефона Аль- ди или домовенок Нафаня, он искренне верит и даже ведет себя лучше. А Бабу Ягу, ко торую «озвучивает» моя мама, он ужасно боится, поэтому Баба Яга вскоре «ушла к дру гим детям»... 10 февраля В нашем Детском ордене милосердия горе. Умерла де вочка — Надя Фетисова. Опу холь мозга. Мы все ее люби ли. Для меня эта новость была шоком. Недавно у нее был день рождения, я ей звонила, мы очень хорошо разговари вали, а теперь... Именно в этот момент я и поняла, как я привязана к моему Илюшке. Этот мальчик вошел в мою жизнь так неза метно... Большая разница в возрасте, образе жизни, но разве это важно! Позвонив ему, поболтав с ним, я чув ствую себя другим человеком, забываю о проблемах и огор чениях . Моя жизнь без Илюшки была бы скучной и пустой. Такого друга трудно найти, но мне повезло — я натпла. Обидно, что не всем так везет... И ТРАДИЦИИ — Нина Николаевна, как вы думаете, образование тех лет намного отличалось от нынешнего? И вообще, к а ков вес нынешних золотых медалей? — Требования в школе были, конечно, другими, бо лее жесткими. В те годы ме далистами становились еди ницы. Сегодня школы могут за год побить рекорд про шлых десятилетий. Но ме даль медали рознь. Помню, как-то приходит из школы Борис и жалуется: недоста ет знаний, ему хочется боль шего. Пришлось объяснить сыну: преподаватели только направляют, дают первона чальную базу. А ты уж сам должен пополнять «багаж». Первая учительница Бориса — Мария Ивановна Руднева — всегда говорила: «Пятер ки , конечно, бывают разные, но Боре всегда хотелось по ставить шесть». — А есть ли какие-либо секреты в вашей семейной педагогике? — Дети воспитывались исключительно убеждением и примером. А в основе вос питания должны быть запо веди Христовы. Что же ка сается учебы... Все ребята были целеустремленными и самолюбивыми, тянулись друг за другом. Ия мечтала окончить школу с медалью, чтобы походить на меня. Бо рис говорил, что если уж се стра смогла, то он не может от нее отстать. А за ними и Иван тянулся. — Со стороны кажется, что у вас идеальные дети. Неужели не возникали про блемы, конфликты? — Да знаете, особых хло пот не было. Что-то, конеч но, случалось, но до «кну та» дело никогда не доходи ло. Сейчас, бывает, мы по- разному смотрим на какие- то вещи. Дети стали взрос лыми... — Ваш муж , Николай Алексеевич, — завуч кол леджа, можно сказать, глав ный педагог учебного заве дения. К а к вы с ним в се мье делите ответственность за воспитание детей, кто за что у вас отвечает? — Мы прожили вместе тридцать три года и никогда ничего не делили. Он для меня и детей прежде всего друг, помощник и опора. Все делали сообща. Для детей и мое мнение, и его было оди наково весомо. — А кто для вас авто ритет в педагогике? — Моя мама. Бабушка и по сей день для сыновей и дочери — первый советчик. Обычно ребята сначала сек ретничают с ней, а уж потом «информация» через нее до ходит до меня. Это мама на стояла на том, чтобы мы от дали Ию и Бориса в музы кальную школу . А Иван, глядя на старших, в седь мом классе сам напросился в «музыкалку» и в один год окончил сразу две школы. Конечно, было непросто. Это я, например, о Чайковском услышала лишь в девятом классе, а мои дети благода ря бабушке знали его имя с первых лет учебы. Мама вы резала из «Огонька» инте ресные статьи об искусстве, усаживала на стулья всех троих внуков, читала вслух, а затем требовала переска за. Она авторитет для к а ж дого из нас. И сама нами гордится. Любит повторять: вот родила всего двух дочек, а теперь вместе с зятьями, детьми и внуками нас пят надцать человек. И все — с высшим образованием! — У вас есть семейные традиции? — У нас есть так назы ваемый семейный совет. И главная в нем, понятно, ба бушка. А мы все вокруг нее. Дискутируем , обсуждаем жизненные проблемы, по том приходим к единому ре шению. От детей у нас ни когда не было никаких сек ретов, с их мнением всегда считались. Вот, например, Борис хотел поступить в мединститут, но... средства не позволяли. Поэтому на семейном совете решение вы несли в пользу профессии ветврача. И он окончил Мос ковскую военную ветеринар ную академию. — Расскажите, ка к сло жилась судьба детей. — Ия окончила универ ситет в Тамбове, училась на физмате, сейчас живет там же, работает в медучилище. Ей 29 лет, замужем, родила дочку. Борис — военный ве теринарный врач, живет в Тирасполе, ему 27, тоже же нат, недавно подарил нам внука Колю — назвали в честь дедушки. Ну а Ване сейчас 20, он учится на чет вертом курсе тоже в Тамбо ве, в институте. Очень лю бит музыку, недавно сам на учился играть на гитаре. Вы обратили внимание, с каким постоянством зву чит у Нины Николаевны мотив: младшие свою жизнь «делали» со старших — с мамы, с отца, с бабушки... Им хотелось быть похожи ми на ни:*. А старшие жили и живут так , чтобы млад шие могли перенять толь ко доброту, порядочность, трудолюбие. Потому семья эта и поставила в Задонске рекорд, получив четыре зо лотые медали! Теперь — дело за внуками и правну ками... Елена ЮРОВА. г. Задонск. ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ «Очаг» предлагает о тры во к и з очередной статьи м о сков ски х психоло гов Ирины М едведевой и Татьяны Ш иш овой ...Не нужно быть профессором, чтобы представить себе, ка кому испытанию подвергается психи ка людей вообще и детей в особенности в так называемые переломные момен ты истории. И дале ко не все это испы тание выдерживают. Мы, работая с деть- ми-невротиками, ви дим, что лет десять назад на группу дошкольников и младших школьни ков, состоявшую из восьми человек, при ходилось в среднем два ребенка с силь ными страхами. По том их число удвои лось, а сейчас у нас бывают группы, це ликом состоящие из детей с навязчивыми страхами. Примерно в той же пропорции невротизировались и родители. Все чаще нашим главным пациентом становится мать, а не ребе нок. Это ее прежде всего надо приводить в чувство, чтобы облегчить тем самым состояние малыша. К сожалению, процесс нарастает. Причины? Кто-то обнищал, кто-то пока дер жится на плаву, но работа ет втрое больше прежнего и страшно устает. Кто-то по шел ради денег торговать, но его от этого тошнит. А еще че ченская война, террористичес кие акты... А главное — хро ническое чувство попранной справедливости. Для человека русской культуры (подчерки ваем: культуры, а не крови) это равносильно крушению мира. Однако не все остались за бортом новой жизни. Даже на звание появилось для таких людей — «новые русские». Их дети ни в чем не знают отка за, не видят униженных бед ностью и растерянных роди телей, могут посещать элитар ные школы, отдыхать на Ка нарских островах, развлекать ся в Диснейленде. Но... У нас накопилось уже до статочно материала, чтобы сделать некоторые выводы. Все чаще в анкетах, ко торые мы раздаем перед началом лечебного цик ла родителям пациен тов, профессия отца обозначается как «биз несмен», «президент фирмы или акционер ного общества», «гене ральный» или, как ми нимум, «коммерческий директор». Кроме того, нам многое рассказыва ют педагоги элитарных школ, где образование платное. Картина выри совывается, прямо ска жем, неутешительная. Сегодня дети бога тых невротизированы ничуть не меньше обыч ных детей. Может быть, даже больше! Вот порт рет «делового» отца се мейства: своевольный, всегдаусталый и раздра женный («Банк тормо зит кредиты... Опять на нас наехали... Очеред ная разборка» и т. п.). Забота о ребенке у та ких отцов, как прави ло, сводится к покупке доро гих подарков. Ни для кого не секрет, что сфера бизнеса сейчас являет ся криминальной. Находясь под изнурительным прессом страха и напряжения, бизнес мен, как всякий человек, рас поясывается дома. И отыгры вается. Конечно, на близких. И прежде всего на ребенке. У таких детей часто на блюдаются повышенная тре вожность, страхи и, как след ствие, — энурез, заикание, тики, а также агрессивность или, наоборот, забитость, безынициативность, отсут ствие познавательных интере сов. Когда они вырастут, им, скорее всего, будет непросто создать и сохранить семью. Бросается в глаза и такой будто бы парадокс: нередко у новоиспеченного бизнесмена портятся отношения с женой, хотя, казалось бы, все долж но быть наоборот. Ведь дом теперь полная чаша, есть воз можность ублажить жену то дорогой модной вещью, то не виданным деликатесом, то комфортабельным отдыхом. Но когда все это становится привычным, на первый план выступают пресловутые веч ные ценности: любовь, вер ность, дружеское участие — последнее в русской культу ре считается чуть ли не осно вой счастливого брака. «У меня теперь не муж, не отец моих детей, а спонсор», — та кая жалоба сейчас звучит ча сто. А кто-то высказывается еще более откровенно: «Я все равно как вдова при живом муже... Дома он не бывает, а если и придет, то ни меня, ни детей для него не существу ет: телефон, телевизор, а по том спать заваливается». Ну а вот признание лаконичное и еще более определенное: «Последнее время чувствую себя проституткой, с которой муж обращается как кли ент» . Чувствуя себя заброшен ными, многие женщины пы таются обрести утешение в ребенке. Он становится для матери единственной' опо рой, собеседником, другом, занимая, по сути дела (ра зумеется, психологически), место отдалившегося мужа. Но ребенка нельзя «назначить» на роль взрос лого. Это ему так же не под силу, к а к 50 -кило граммовый мешок картош ки. Перегруженная психи ка может надорваться. И , надорвавшись, исказиться. Нет, мы вовсе не хотим, чтобы у вас сложилось впе чатление, будто в семьях «новых русских» вообще не бывает нормальных отно шений. Но даже если пред ставить себе безупречную семейную идиллию, ребен ку в ней все равно будет не уютно. Дети бизнесменов несравненно чаще, чем все остальные, попадают в зону риска. Чего должен ждать от жизни пятилет ний малыш, в присутствии которого постоянно ведут ся разговоры о том, что кого-то из знакомых уби ли, кого-то ограбили, а у кого-то — украли ребен ка?.. А дети, выходящие на улицу только в сопро вождении телохранителя? Какая у них формируется картина мира? И что им снится по ночам?.. У таких детей практически со сто процентной вероятностью наблюдаются повышенная тревожность, навязчивые страхи (ибо весь мир кишит злодеями, грабителями, убийцами) и — как есте ственное следствие — ми зантропия, то есть нена висть к людям. Новое время — новые дети? ШШ
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz