Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

1§> апреля 2003 г», N° 80 (21958) ш ш Ш ИПЕЦКАЯ • 'Я г а з е т а Р р : Р у б р и к у в е д е т Е л е н а Т А Р А В К О В А . ДАВАЙТЕ ЗНАКОМИТЬСЯ! ■ , 3 * СВИДАНИЯ ВШЕЕ«ВСТРЕЧА».. Сейчас нередко приходится слышать и читать о кризисе семейных ценностей, о том , к а к важ на креп ­ кая и устойчивая семья для нормальной, стабильной жизни общества. По ка демографы разрабатывают, а органы власти принимают программы по укрепле ­ нию института семьи, сама жизнь создает организа ­ ции, которые у ж е действуют, чтобы помочь людям найти друг друга и создать семью. Одна из них — это успеш но р або тающ и й в Л и п е ц к е кл уб знакомств «Встреча». С руководителем клуба Еленой Иванни­ ковой и сотрудницей Еленой Тоировой встретился наш нештатный корреспондент Дмитрий БУДЮ КИН . — Что такое все -таки ваш клуб? — Э то творческий коллектив при Д К с трои тел ей . Н ас п о д д е рж а ­ ли и о к а з ал и сод е й с тв и е об л ас тно е у п р ав л ен и е культуры и д и р е к ­ тор Д К Александр Чуносов. По воскресеньям «Встреча» проводит ве­ чер а отдыха. Н аш и объявления о знаком с твах публикуются в га зе тах «И з рук в руки» и «Добрый вечер!» — пр ил ож ении к «Л ипец кой г а з е ­ те», ко тор о е выходит по средам . — А есть отличие клуба от службы знакомств? — Д а в том и о тличие , что мы не сл уж б а зн а ком с тв , а им ен но клуб , то есть м е с то , где м ож н о най ти по н им а н и е , сочувствие , п о д ­ держку , в общ ем , единомышленников . С тараемся создать у себя теп ­ лую, с ем ейную атмосф еру , и зб е га ем всякой формальности и к а з е н ­ щины . В еч ер а отдыха проводятся ка к раз для то го , чтобы люди о к а ­ зал ись в об с танов ке , р а спо л а гаю щ ей к зна ком с тву и общ ен ию . Р а ­ бо таем , т а к сказать , на доверии . К примеру , у нас установлена о п р е ­ д еленн ая плата , но если человек не м ож е т вовремя е е внести , с ро к буде т п ер ен ес ен . Если у ж енщ ины дво е д е т ей , он а пользуется ль го ­ т ам и при опл а те членства в клубе . А т е , у к о го т р о е или больш е , мо гу т приходить к нам на вечера бесплатно . — Кто к вам чащ е всего обращается? — Очень разные люди. Н ево зможно найти ч то -то о бщ е е . «Встре ­ ча» п р и гл аш а е т всех, начиная с 18 л е т . С ам ом у с т а р ш е м у — 7 8 . С помощью клуба он наш ел с еб е спутницу жи зни . Часто к нам о б р ащ а ­ ются мужчины, которые сами воспитывают де тей . Познакомиться вне с тен клуба им сложно . С кром ным , «дом аш ним » д ев уш кам т о ж е трудно п о зн а ком и ть ся самим . М еж д у тем м но гие представители сильного пола мечтаю т как р а з о та ко й . Н ер ед ко дев уш ки приходят в клуб с м ам ам и . О ни у нас б е з тр уд а находят с е б е в клубе д р у з е й и спутни ков ж и зн и . А б е з клуба н е получалось , н а п р им ер , и з - з а то го , что на р а б о т е ж е н с к и й коллектив , м но гие ведут замкнутый о б р а з ж и зн и . Вот и обр ащ аю тся к нам . — Расскажите о самом интересном — м ожет , случаи ка ­ кие -то особые?.. — Ин тер есно го мно го . Каждый человек , каждая встреча и каждая семья непов торимы . Бывало , что ч е р е з клуб находили д р у г д р у га люди , ж и в ущ и е в одном д ом е , д а ж е в одном подъ езде . И н о гд а они д а ж е часто виделись , но по зн акоми ться см о гли только здесь . Или вот ещ е : один мужчина забыл паспор т , ко гд а пр иш ел з а п и ­ сываться в клуб . В о о бщ е б е з п а спо р та мы не зап и сы в аем . Но в то т р а з сделали исклю чение и дали ем у телеф о н только одной ж е н щ и ­ ны. Он позвонил ей . А вс коре попал в больницу . О н а пр иш л а н ав е с ­ тить , они по зн а ком ил и сь . К о гд а е го выписали , их о тн ош ен и я п р о ­ должились . Им об о им з а соро к . — И опять тот ж е вопрос: что все -таки приводит людей в клуб? — Если р е б е н о к в д е тс тв е получает недо статочно роди тельской любви, это наклады вает о тп еч а то к н а всю е го ж и знь . С ей ч а с с л иш ­ ком м н о гим не х в а та е т вр ем ен и и сил на по л но ц ен но е о бщ е н и е со своими детьм и . И вот реб ено к вырастает . У не го складываются с т е ­ реотипы , привычки, м еш аю щ и е ем у зна ком и ться , друж и ть , любить , со здать семью . Кр ом е то го , русская культура о т «Домостроя» д о на ­ ш е го врем ени сф ормировала своеобразны й взгляд на любовь и с е ­ мью, особ ен но на роль ж енщ ины в д ом е . И з по коления в по коление д ев уш кам внушали , что ж и знь — э то испол нение д ол га п е р е д о бщ е ­ ством , а чувствовать, желать , радоваться и наслаждаться — грехов ­ но, неприлично . Все эти установки сковывают желания , порабощ аю т волю. Лю дям , которые им следуют, нужна помощь , чтобы раскры ть ­ ся стать с ам им и собой . Мы н ад е ем ся , наш клуб в э том и по м о га е т . Е го члены справляю тся с ком пл е ксам и , неувер енно стью , начинаю т лучше понимать важность полноценной личной ж и зни . В Задонской средней школе N6 1 это традиция — вывешивать фотографии выпускников, получивших золотые или серебряные медали. С каждым годом снимков все больше. А вот в 1965 году в городе была только одна золотая медалистка на две школы — Нина Челядинова. Сегодня ее знают к а к заведующую заочным отделением сельскохозяйственного колледжа Нину Николаевну Кобзенко. Между тем в школьном коридоре под стеклом появились сразу три одинаковые фамилии — Кобзенко Ия, Кобзенко Борис и Кобзенко Иван. Это дети Нины Николаевны, которые — каждый в свое время — и пополнили «золотой запас» семьи. У нее было счастливое детство. Обычная рабочая семья. Мама проработала в больнице сорок лет, отец был слесарем. Особым достатком похвалиться не могли, но неизменно выкраивали деньги на книги. Понятно, Нина стала заядлым читателем. И учиться ей всегда было интересно. В том самом 1965 году серебряных медалей в школах вообще не было, вручали только золотые. Но и они на вступительных экзаменах в вузы никакой роли не играли. Медалисты сдавали все наравне с остальными. — Но мне хотелось получить «золото», — признается Нина Николаевна. — Я была достаточно упряма, самолюбива. И уж е с седьмого класса «круглая» отличница. Любовь к точным наукам как-будто бы определила выбор профессии — медицину. Нина знала наизусть толстую книгу «Общая химия». На вступительных ответила на все вопросы в билете, но... одного балла не хватило. Пришлось год поработать в своей ж е школе лаборанткой. Распорядок дня: в пять утра — за учебники и до восьми, до начала работы. А вечером — снова за книги. Ее упорству удивлялись даже родственники. Но правду ведь говорят: мечтам и годам нет возврата. Врачом стать не пришлось — Нина поступила в Луганский машиностроительный институт, который с успехом закончила. С тех пор преподает самый «страшный» для студентов предмет — «сопромат». 20 мая В Детском ордене милосер­ дия мне дали адрес мальчи­ ка. Это Илья, ему 5 лет. Ди­ агноз — детский церебраль­ ный паралич. На маленьком листочке бумаги телефон и имя, отчество мамы — Ольга Владимировна. Как звонить? Что сказать? С чего начать? Эти мысли му­ чали меня целый день. Под вечер наконец решилась, по­ звонила. В трубке услышала приятный женский голос — это Ольга Владимировна. С ней я и договорилась о встре­ че... 22 мая Плохо спала всю ночь, волновалась. Выхожу из дома пораньше, чтобы не опоздать. Жду недолго. Ко мне подхо­ дит молодая женщина с ко­ роткими светлыми волосами. Я почему-то сразу узнаю ее. «Здравствуйте, Ольга Влади­ мировна!» «Давай ты будешь называть меня просто Олей», — говорит она. «Вот и познакомились, ни­ чего страшного», — говорю сама себе. Теперь — Илья. Подходим к дому. Заходим в квартиру. На кресле — ма­ ленький мальчик с большими голубыми глазами, которые внимательно меня изучают. Потом они стеснительно опус­ каются. В комнату входит улыбающийся мужчина — Женя. «Ну что ты, Иль, зас­ мущался? — спрашивает Оля. — К тебе девочка пришла, по­ знакомься». Взрослые уходят. Я сажусь рядом с Ильей. Он заулыбался. Попросил почи­ тать сказки. Около получаса мы читали. Шло время, Илюшка раз­ говорился, начал рассказы­ вать о себе. Мой страх и не­ уверенность прошли. Мы бол­ тали, смеялись, играли «в ма­ шинку». Когда мне надо было уходить, Илюшка сильно рас­ строился. На прощание ска­ зал, что любит меня, и про­ сил позвонить. Домой летела, как птица. Но, едва переступив порог, по­ чувствовала такую усталость, что еле-еле смогла рассказать все родителям. 4 июня На улице дождь, но мне очень хочется поехать к Илюшке, я знаю, что он меня ждет. Недавно в нашем Детском ордене милосердия был спек­ такль «Винни-Пух и все-все- все» в постановке молодежно­ го театра АРТ — наших дру­ зей. Пригласили всех волон- Этот д н е в н и к Д ина Кю нб ер гер начала вести в по за п р ош л ом го д у с сам о го начала работы в Д е тском ордене м илосердия . Сейчас Д и н а учится в девятом классе липец ­ ко й средней ш колы № 51 . В свое время «Л ипец кая газета» у ж е рассказы вала о ней . Ш Я М Н Н Ш Н Ш П Я Ш 1 теров и их подопечных, в том числе нас с Илюшей. Иногда я наблюдала за ним. Иногда — потому что сама была по­ глощена действием на сцене. Реакция Ильи меня поразила. Он смеялся шуткам, хмурил брови, радостно хлопал в ла­ доши. Он был, как все обыч­ ные дети. Ему больше понра­ вился Пятачок. Теперь посто­ янно, когда общаемся по те­ лефону, затеваем игру: я — Винни-Пух, а он — Пятачок. ...Прошло две недели, еду к Илюшке в третий раз. По­ степенно узнаю о семье. Женя — не настоящий Илюшкин папа. Илья его приемный сын. В это я не могла сразу пове­ рить — столько доброты и люб­ ви в глазах у Жени! А как он с ним играет! Сегодня у него что-то пло­ хое настроение, вредничает. Говорит, что болит голова. Ну что же. Играли в прятки. Спор вышел из-за какой-то ерунды. Илюха сердится, не хочет иг­ рать. Предлагаю почитать — тоже не хочет. Катать «машин­ ку» — тоже. Тогда сажусь в кресло и делаю обиженное лицо. Сразу слышу: «Диноч­ ка, давай мириться». Все-таки хорошо, что у меня есть такой маленький друг. Я к нему привязалась... Рис. Екатерины БЫЧКОВОЙ. 26 июня Давненько не писала про Илюшку. Теперь мы с ним та­ кие друзья, что сама удивля­ юсь. И как мне это удалось? Да, пожалуй, никак. Просто общаюсь с ним на равных, вот и все. Сегодня была у Илюшки целый день. Последний раз этим летом. Они всей семьей уезжают на юг, а я чуть поз­ же — в Москву. Приехала к ним утром, а уехала в девять вечера. Сначала мы все вмес­ те ходили в зоопарк. Корми­ ли с Илюшкой животных, чи­ тали надписи на клетках . Больше всего нам понравил­ ся верблюд. Потом посидели в Нижнем парке, ели мороже­ ное, обсуждали наш малень­ кий поход. Солнце нещадно пекло, все устали, решили вер­ нуться домой и тут же легли спать. Проснулась раньше всех. Внимательно оглядела спяще­ го Илюшку. Он показался ма­ леньким и беззащитным. Этот ребенок во много раз лучше других детей — намного чест­ нее, ласковее и искреннее. Он понимает, что такое дружба. И почему такая несправедли­ вость, почему он уже никогда не сможет встать? Почему? Почему? Сколько вопросов, но ни на один я не могу най­ ти ответ. Илюшка заворочался, от­ крыл глаза, улыбнулся мне. Он рад, что я была рядом. Вечером прощались, хоте­ лось плакать. Илюшка был та­ кой грустный, что я еле вы­ держала. 1 сентября Как давно не виделась с Илюшкой, соскучилась! Се­ годня у него день рождения, я иду к нему в гости. Нет, даже не иду, а лечу. Не виде­ лись целых два месяца! Илье сегодня исполнилось шесть. Уже совсем взрослый, как он сам говорит. Прихожу к нему и не уз­ наю: подрос, загорел. Мой по­ дарок Илюшке понравился — он сразу достал из пакета кружку и заявил, что теперь будет пить только из нее. Оля и Илюшка рассказа­ ли мне, что с этого месяца они начнут учиться. Он будет «хо­ дить в школу» . Родители Ильи купили специальные книж ки , по которым он бу­ дет заниматься. Сегодня мы решили с ним выучить цвета. Я дума­ ла, это будет намного про­ ще. Нет! Илюшка очень ум­ ненький и сообразительный мальчишка, просто иногда начинает чуть-чуть вредни­ чать, но это ненадолго. Все мы, бывает, вредничаем. За день выучили (я считаю этот результат отличным) пять цветов: красный, желтый, оранжевый, черный и зеле­ ный. Учили долго — путем сравнения с разными пред­ метами (желтый, ка к сол­ нышко, красный, как щеч­ ки . ..) Так и прошел этот день. Объяснила Илье, что теперь не всегда смогу звонить каж ­ дый вечер — школа, много уроков. По-моему, он все хо­ рошо понял... 10 сентября Опишу сегодняшний теле­ фонный разговор с Илюшкой, после которого у меня еле-еле ворочался язык. Во-первых, этот разговор длился около часа. Во-вторых, Илюшка рассказывал, как ходил в школу. Тут-то я и за­ метила, что он очень любит подражать и хочет быть похо­ жим на меня. Если я говорю, что сижу в кресле, то и он си­ дит там же, если я ходила в школу и получила отметку, то оказывается, что и его сегод­ ня спрашивала учительница. Вот так. В-третьих, Илья пел. Зная, как он любит музыку, реши­ ла сыграть ему на флейте. Илюшка просил играть еще и еще, смеялся, радовался. В-четвертых, играли «в прят­ ки», тоже по телефону. Выу­ чив считалочку, мы по очере­ ди «искали» друг друга — под креслом, в ванной, в шкаф­ чике. Остановить Илюшку было невозможно. Говоря: «Топ, топ, топ...», он хотел «искать и искать» меня, а когда «находил», испытывал такой восторг и так хохотал, что вся наша семья уже сиде­ ла около телефона и радова­ лась вместе с ним (заочно Илюша знаком со всеми мои­ ми — любит поболтать и с мамой, и с папой, и с сестрой Аней, и даже с собакой Аль- ди). Стоит мне изменить голос и сказать, что у телефона Аль- ди или домовенок Нафаня, он искренне верит и даже ведет себя лучше. А Бабу Ягу, ко­ торую «озвучивает» моя мама, он ужасно боится, поэтому Баба Яга вскоре «ушла к дру­ гим детям»... 10 февраля В нашем Детском ордене милосердия горе. Умерла де­ вочка — Надя Фетисова. Опу­ холь мозга. Мы все ее люби­ ли. Для меня эта новость была шоком. Недавно у нее был день рождения, я ей звонила, мы очень хорошо разговари­ вали, а теперь... Именно в этот момент я и поняла, как я привязана к моему Илюшке. Этот мальчик вошел в мою жизнь так неза­ метно... Большая разница в возрасте, образе жизни, но разве это важно! Позвонив ему, поболтав с ним, я чув­ ствую себя другим человеком, забываю о проблемах и огор­ чениях . Моя жизнь без Илюшки была бы скучной и пустой. Такого друга трудно найти, но мне повезло — я натпла. Обидно, что не всем так везет... И ТРАДИЦИИ — Нина Николаевна, как вы думаете, образование тех лет намного отличалось от нынешнего? И вообще, к а ­ ков вес нынешних золотых медалей? — Требования в школе были, конечно, другими, бо­ лее жесткими. В те годы ме­ далистами становились еди­ ницы. Сегодня школы могут за год побить рекорд про­ шлых десятилетий. Но ме­ даль медали рознь. Помню, как-то приходит из школы Борис и жалуется: недоста­ ет знаний, ему хочется боль­ шего. Пришлось объяснить сыну: преподаватели только направляют, дают первона­ чальную базу. А ты уж сам должен пополнять «багаж». Первая учительница Бориса — Мария Ивановна Руднева — всегда говорила: «Пятер­ ки , конечно, бывают разные, но Боре всегда хотелось по­ ставить шесть». — А есть ли какие-либо секреты в вашей семейной педагогике? — Дети воспитывались исключительно убеждением и примером. А в основе вос­ питания должны быть запо­ веди Христовы. Что же ка ­ сается учебы... Все ребята были целеустремленными и самолюбивыми, тянулись друг за другом. Ия мечтала окончить школу с медалью, чтобы походить на меня. Бо­ рис говорил, что если уж се­ стра смогла, то он не может от нее отстать. А за ними и Иван тянулся. — Со стороны кажется, что у вас идеальные дети. Неужели не возникали про­ блемы, конфликты? — Да знаете, особых хло­ пот не было. Что-то, конеч­ но, случалось, но до «кну­ та» дело никогда не доходи­ ло. Сейчас, бывает, мы по- разному смотрим на какие- то вещи. Дети стали взрос­ лыми... — Ваш муж , Николай Алексеевич, — завуч кол­ леджа, можно сказать, глав­ ный педагог учебного заве­ дения. К а к вы с ним в се­ мье делите ответственность за воспитание детей, кто за что у вас отвечает? — Мы прожили вместе тридцать три года и никогда ничего не делили. Он для меня и детей прежде всего друг, помощник и опора. Все делали сообща. Для детей и мое мнение, и его было оди­ наково весомо. — А кто для вас авто­ ритет в педагогике? — Моя мама. Бабушка и по сей день для сыновей и дочери — первый советчик. Обычно ребята сначала сек­ ретничают с ней, а уж потом «информация» через нее до­ ходит до меня. Это мама на­ стояла на том, чтобы мы от­ дали Ию и Бориса в музы­ кальную школу . А Иван, глядя на старших, в седь­ мом классе сам напросился в «музыкалку» и в один год окончил сразу две школы. Конечно, было непросто. Это я, например, о Чайковском услышала лишь в девятом классе, а мои дети благода­ ря бабушке знали его имя с первых лет учебы. Мама вы­ резала из «Огонька» инте­ ресные статьи об искусстве, усаживала на стулья всех троих внуков, читала вслух, а затем требовала переска­ за. Она авторитет для к а ж ­ дого из нас. И сама нами гордится. Любит повторять: вот родила всего двух дочек, а теперь вместе с зятьями, детьми и внуками нас пят­ надцать человек. И все — с высшим образованием! — У вас есть семейные традиции? — У нас есть так назы­ ваемый семейный совет. И главная в нем, понятно, ба­ бушка. А мы все вокруг нее. Дискутируем , обсуждаем жизненные проблемы, по­ том приходим к единому ре­ шению. От детей у нас ни­ когда не было никаких сек­ ретов, с их мнением всегда считались. Вот, например, Борис хотел поступить в мединститут, но... средства не позволяли. Поэтому на семейном совете решение вы­ несли в пользу профессии ветврача. И он окончил Мос­ ковскую военную ветеринар­ ную академию. — Расскажите, ка к сло­ жилась судьба детей. — Ия окончила универ­ ситет в Тамбове, училась на физмате, сейчас живет там же, работает в медучилище. Ей 29 лет, замужем, родила дочку. Борис — военный ве­ теринарный врач, живет в Тирасполе, ему 27, тоже же ­ нат, недавно подарил нам внука Колю — назвали в честь дедушки. Ну а Ване сейчас 20, он учится на чет­ вертом курсе тоже в Тамбо­ ве, в институте. Очень лю­ бит музыку, недавно сам на­ учился играть на гитаре. Вы обратили внимание, с каким постоянством зву­ чит у Нины Николаевны мотив: младшие свою жизнь «делали» со старших — с мамы, с отца, с бабушки... Им хотелось быть похожи­ ми на ни:*. А старшие жили и живут так , чтобы млад­ шие могли перенять толь­ ко доброту, порядочность, трудолюбие. Потому семья эта и поставила в Задонске рекорд, получив четыре зо­ лотые медали! Теперь — дело за внуками и правну­ ками... Елена ЮРОВА. г. Задонск. ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕЙ «Очаг» предлагает о тры во к и з очередной статьи м о сков ски х психоло гов Ирины М едведевой и Татьяны Ш иш овой ...Не нужно быть профессором, чтобы представить себе, ка­ кому испытанию подвергается психи­ ка людей вообще и детей в особенности в так называемые переломные момен­ ты истории. И дале­ ко не все это испы­ тание выдерживают. Мы, работая с деть- ми-невротиками, ви­ дим, что лет десять назад на группу дошкольников и младших школьни­ ков, состоявшую из восьми человек, при­ ходилось в среднем два ребенка с силь­ ными страхами. По­ том их число удвои­ лось, а сейчас у нас бывают группы, це­ ликом состоящие из детей с навязчивыми страхами. Примерно в той же пропорции невротизировались и родители. Все чаще нашим главным пациентом становится мать, а не ребе­ нок. Это ее прежде всего надо приводить в чувство, чтобы облегчить тем самым состояние малыша. К сожалению, процесс нарастает. Причины? Кто-то обнищал, кто-то пока дер­ жится на плаву, но работа­ ет втрое больше прежнего и страшно устает. Кто-то по­ шел ради денег торговать, но его от этого тошнит. А еще че­ ченская война, террористичес­ кие акты... А главное — хро­ ническое чувство попранной справедливости. Для человека русской культуры (подчерки­ ваем: культуры, а не крови) это равносильно крушению мира. Однако не все остались за бортом новой жизни. Даже на­ звание появилось для таких людей — «новые русские». Их дети ни в чем не знают отка­ за, не видят униженных бед­ ностью и растерянных роди­ телей, могут посещать элитар­ ные школы, отдыхать на Ка­ нарских островах, развлекать­ ся в Диснейленде. Но... У нас накопилось уже до­ статочно материала, чтобы сделать некоторые выводы. Все чаще в анкетах, ко­ торые мы раздаем перед началом лечебного цик­ ла родителям пациен­ тов, профессия отца обозначается как «биз­ несмен», «президент фирмы или акционер­ ного общества», «гене­ ральный» или, как ми­ нимум, «коммерческий директор». Кроме того, нам многое рассказыва­ ют педагоги элитарных школ, где образование платное. Картина выри­ совывается, прямо ска­ жем, неутешительная. Сегодня дети бога­ тых невротизированы ничуть не меньше обыч­ ных детей. Может быть, даже больше! Вот порт­ рет «делового» отца се­ мейства: своевольный, всегдаусталый и раздра­ женный («Банк тормо­ зит кредиты... Опять на нас наехали... Очеред­ ная разборка» и т. п.). Забота о ребенке у та­ ких отцов, как прави­ ло, сводится к покупке доро­ гих подарков. Ни для кого не секрет, что сфера бизнеса сейчас являет­ ся криминальной. Находясь под изнурительным прессом страха и напряжения, бизнес­ мен, как всякий человек, рас­ поясывается дома. И отыгры­ вается. Конечно, на близких. И прежде всего на ребенке. У таких детей часто на­ блюдаются повышенная тре­ вожность, страхи и, как след­ ствие, — энурез, заикание, тики, а также агрессивность или, наоборот, забитость, безынициативность, отсут­ ствие познавательных интере­ сов. Когда они вырастут, им, скорее всего, будет непросто создать и сохранить семью. Бросается в глаза и такой будто бы парадокс: нередко у новоиспеченного бизнесмена портятся отношения с женой, хотя, казалось бы, все долж­ но быть наоборот. Ведь дом теперь полная чаша, есть воз­ можность ублажить жену то дорогой модной вещью, то не­ виданным деликатесом, то комфортабельным отдыхом. Но когда все это становится привычным, на первый план выступают пресловутые веч­ ные ценности: любовь, вер­ ность, дружеское участие — последнее в русской культу­ ре считается чуть ли не осно­ вой счастливого брака. «У меня теперь не муж, не отец моих детей, а спонсор», — та­ кая жалоба сейчас звучит ча­ сто. А кто-то высказывается еще более откровенно: «Я все равно как вдова при живом муже... Дома он не бывает, а если и придет, то ни меня, ни детей для него не существу­ ет: телефон, телевизор, а по­ том спать заваливается». Ну а вот признание лаконичное и еще более определенное: «Последнее время чувствую себя проституткой, с которой муж обращается как кли­ ент» . Чувствуя себя заброшен­ ными, многие женщины пы­ таются обрести утешение в ребенке. Он становится для матери единственной' опо­ рой, собеседником, другом, занимая, по сути дела (ра­ зумеется, психологически), место отдалившегося мужа. Но ребенка нельзя «назначить» на роль взрос­ лого. Это ему так же не под силу, к а к 50 -кило ­ граммовый мешок картош­ ки. Перегруженная психи­ ка может надорваться. И , надорвавшись, исказиться. Нет, мы вовсе не хотим, чтобы у вас сложилось впе­ чатление, будто в семьях «новых русских» вообще не бывает нормальных отно­ шений. Но даже если пред­ ставить себе безупречную семейную идиллию, ребен­ ку в ней все равно будет не­ уютно. Дети бизнесменов несравненно чаще, чем все остальные, попадают в зону риска. Чего должен ждать от жизни пятилет­ ний малыш, в присутствии которого постоянно ведут­ ся разговоры о том, что кого-то из знакомых уби­ ли, кого-то ограбили, а у кого-то — украли ребен­ ка?.. А дети, выходящие на улицу только в сопро­ вождении телохранителя? Какая у них формируется картина мира? И что им снится по ночам?.. У таких детей практически со сто­ процентной вероятностью наблюдаются повышенная тревожность, навязчивые страхи (ибо весь мир кишит злодеями, грабителями, убийцами) и — как есте­ ственное следствие — ми­ зантропия, то есть нена­ висть к людям. Новое время — новые дети? ШШ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz