Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

о г н и ГОРОДСКОЙ ЛАНДШАФТ «ЮБИЛЕИ ПРОЙДЕТ, А ЛИПЕЦК Б У Д Е Т Р А З В И В А Т Ь С Я . . . » Вэтомубеждена главныйархитекторгородаЛюдмилаПавлова Липецк развивался всегда. И чем солид­ нее и старше он становится, тем стремитель­ нее меняется его архитектурный облик. Новое приходит на смену отжившему свой век. И это естественный процесс. Ведь про­ мышленный и культурный центр России по­ стоянно растет и вширь, и ввысь. Жители Липецка не хотят оставаться в стороне от преобразований родного горо­ да. В письмах в «ЛГ» они подсказывают вла­ сти, ка к сделать его не только нарядным и красивым, но и более удобным, комфорт­ ным для проживания. Немало вопросов чи­ тателей касается архитектурной перестрой­ ки города. Ответить на них мы попросили главного архитектора г. Липецка Людмилу ПАВЛО- — Горож ан е п рим е тил и , что весной активи зир ую тся работы по реконструкции , об ­ новлению улиц и площ адей , строений и дорог . Это понят­ но. Но в этом году они о тм е ­ чают одну особенность: влас­ ти наконец -то добрались до городских окраин , дворов и детских площадок. — После оч ер едно го объ езда гор од а глава адм ин и стр ации Л и ­ пец ка М ихаил Булевский дал р а с ­ поряж ение заняться разви тием и благоустройством городских окра ­ ин, и в первую очередь — районов Сокола , Опытной станции , Сы рс - ко го . М но го ле т власти обделяли их ж и тел ей , и вот теперь пробел исправляется. Здесь разворачива­ ется р ем о н т д о р о г , б ла го ус трой ­ ство дворовых, детских и спортив­ ных площадок . Архитекторы пред ­ ложили более ста проектов обуст­ ройства дворов. Рассчитываем на участие в этом деле и самих жи те ­ л ей . О р и е н ти р о м с л уж и т опы т Москвы . В столице, кстати, окуль­ туривание и благоустройство дво ­ ров и других м ест отдыха зам етно снизило уровень преступности. — З а ‘ п о с л е д н и е п я т ь - шесть лет Л и п ец к украсили десятки новых жилых мно го ­ э таж е к оригинальной конст ­ рукции . Они появились как в центральной его части , так и в «спальных» микрорайонах . Но, как отмечают горожане, не все они удачно вписываются в окружающий архитектурный ансамбль . Вы с этим со глас ­ ны? — Н еред ко я любуюсь кр а с а ­ вицами мно гоэтаж ками на улицах Горького, Ворошилова, Октябрьс­ кой .. . Рада з а архитекторов , про ­ ектировщиков, строителей, создав­ ш их эти оригинальные , величе ­ ственные здания . Время диктует новые архитектурные законы. Люди хотят жить в красивых, не похожих д р у г на дру га домах , а не в б е зли ­ ких коробках . Поэтому строители все чаще используют не серийные, а индивидуальные проекты . Д а , новый д ом не всегда с р а ­ з у вписывается в о кр уж ен и е . Но обычно он является лишь началом архи тектурны х п ер ем ен . В даль ­ н ейш ем обязательно б уде т ф ор ­ мироваться целый ансамбль, ком ­ плекс. И новостройки станут ед и ­ ным целым. — Сегодня многие улицы и площади Липецка похожи на стройплощадки . Что же ново­ го появится в городе в бли­ ж айш ее время? — На улице С ов етс кой после завершения ремонта тепловых с е ­ т ей б уд е т обновлена пр о е зж ая часть, тротуары украсит орнамент­ ная д ор ож н ая плитка , появятся парковочные площадки для ав то ­ м аш ин , обновятся здания . Б о л ь ш и е п е р е м е н ы ж д у т бульвар К о см он ав тов . У рынка девятого микрорайона отремонти ­ руем клумбы и цветники , пом еня ­ ем плитку . А в р айон е р а зв л е к а ­ тельного комплекса «Торнадо» по ­ явится фонтан . На улице 6 0 -л е ти я С С С Р , в том месте, где она выходит на про­ с п е к т П о б еды , з а п л а н и р о в а н о строительство гостиничного ком ­ плекса с кинозалами, магазинами, кафе , развлекательными ц ен тр а ­ ми. Новый объект оживит пустын­ ный «спальный» район , приблизит к н ем у досу говы е и бытовые з а ­ ведения . На улице Водопьянова за уни ­ версамом «Октябрьский» заду ­ мано строительство соврем ен ­ ного жилого комплекса по мос ­ ковскому проекту . В нем будут не только магазины и каф е , но и спортзалы , бассейны и д аж е а кв ап ар к . Идея е го со здания принадлежи т дире ктору С У - 1 1 «Липецкстроя» Виктору Г ри го ­ рьеву. А с дру гой стороны уни ­ в ер с ам а «О ктябрьский» ф и р ­ ма «Оконные системы» строи т м а га зи н и оф ис . Развиваю тся и новые районы гор ода . Н а ­ п р им ер , в 2 6 и 2 7 м и кр о р ай о ­ нах с ко р о появятся большой торговый центр , поликлиника . А м еж д у т ем архи текторы уж е пр о е к тир ую т 2 8 , 2 9 и 3 0 м икрорайоны , которые про тя ­ нутся до сел Сы рс ко е и П о д ­ горное . Меняю тся в городе и ос та ­ новочные павильоны. Ихдопол - няют торговые киоски . Э то д е ­ лается для удобс тва горож ан . К том у ж е хозяева торговых то ­ ч е к следя т и з а павильоном . Увы, остановочны е навесы и з с те кл а в Л и п е ц к е не выжива ­ ют. Их нещадно колотят и бьют. П о э том у мы п о с теп ен но в о з ­ вращаемся к бетонно-металли­ ческим конструкциям . — Насколько ар хи т е к ­ тур ны е п р е о б р а з о в а н и я увязываются с развитием городского транспорта? — В Л и п е ц к е появляются новые автобусны е и тр о л л ей ­ б усны е м арш р у ты . Т р ам в а й п о с т е п е н н о у хо д и т с н аш и х улиц . У ж е в э том год у на Со­ кольском направлении е го з а ­ м е н и т троллейб ус . Тр о л л ей ­ бусный м арш р у т пр ойд е т и по улице Ка тукова , д р у гим м е с ­ там . Мы стремимся к тому, что­ бы транспортны е линии не м е ­ ш али , а спо собствовали р а з ­ витию города . Задача архитек ­ торов — эс те ти чно и красиво спроектировать остановочные павильоны, дополнить их т о р ­ говыми точками, освещением ... В з аклю ч ени е отм ечу , что перемены в Л и п ец к е проводят­ ся под знаком подготовки к его 3 0 0 -л е т и ю . О д н а к о ю б ил ей пройдет, а работа по развитию и р е кон с тр укции гор од а п р о ­ должи тся .. . Записал Николай РОЩУПКИН. ОХ УЖ ЭТА РЕКЛАМА! ОЧЕМ«ВЕЩАЕТ»ВЫВЕСКАНАМАГАЗИНЕ? У го род а , к а к и у ч ел о в е ка , свое лицо . По чер там лица м о ж н о определить х а р а к т е р ч ел о в е ка . А вот по вывескам на м а га зи н а х , ки о с к а х , д р у ги х торговых т о ч к а х , ко торы х в Л и п е ц к е вели кое м нож ество , подчас вообщ е ничего н ев о зм ож н о определи ть ... П р о и зош л а со м ной недавно та кая ис то ри я . С тою у п ер еход а ч ер е з улицу Ц иолковско го , возле тр ам вайно го кольца тр убно го з а ­ вода. Останавливается УАЗик . Из н е го вы совы вается м уж чи н а и спр аш ивает : — С каж и те , гд е тут побли зос ­ ти продовольственный м а га зин? Показываю на 9 -этажны й дом , в нижнем этаж е которого ма газин «Продукты». — С п а с иб о ! — побла годарил м уж чин а . — А то еду о т сам о л е та по улице Ко см он ав тов , и п р од о ­ вольственных не т как нет. С ам -то я из Д а н к о в с к о го р айон а , д ом о й хочу что -нибудь вкусное ребятиш ­ кам своим пр и в е з ти . . . — К а к ж е та к , — говорю ем у , — на улице Космонавтов есть про ­ дуктовые магазины . Взять хотя бы «Про гресс» . — «П ро гр есс» я видел , — г о ­ ворит он мне в ответ, — но там на ­ писано : «Канцтовары » , «Д е тс к и е товары» ... После разговора с водителем, проходя по ул и ц ам Л и п е ц к а , я стал заинтересованно присматри ­ ваться к вы вескам . И пр иш ел к выводу, что п р и е зж и й не случай ­ но оказался «близоруким». Новые соб с твен ни ки м а га зи но в удруча ­ ющ е н еэфф е ктивно использую т та кой вид рекламы , к а к вывески. В о зьм ем то т ж е «П ро гр е сс » . Ря ­ д ом с вывеской выведено буква ­ ми чуть п о м е л ь ч е : « Т ор говы й дом» . На стеклах надписи : «Канц ­ товары», «Книги» , «Д е тс к и е това ­ ры», « К с ер о коп и я» . И ни слова о продуктах . А ведь э то в первую очередь продуктовый м а га зин . Рядом с «П ро гр е ссом » д е в я ­ тиэтажный д ом , на первом этаж е ко тор о го ряд тор говы х п р е д п р и ­ ятий со своими вывесками . Одно и з них — «М агни т» . Что з а этой вывеской? Чтобы узнать , захож у в п о м ещ ен и е . О ка зы в ае тся , это тож е продуктовый м а га зин . Д р у гая вывеска здесь — «Зо ­ диак». З а ней , оказывается , скры ­ вается п а р и км а х ер с к а я . Пр авда , выйдя на улицу , я увидел на вит­ ринном стекле надписи «Мужской зал» и «Женский зал». Д а их с ходу и не прочтешь: буквы маленькие , невзрачны е . К том у ж е «мужской зал», как и «женский» , не о б я з а ­ тельно ведь должны а с с о ц и и р о ­ ваться с п ар и км а х ер с ко й . . . В Начале улицы Т ер еш ко в о й (напротив железнодорожного вок­ зала ) магазинные вывески гласят: «Белая роза» , «Фирменный м а га ­ зин». На витринах надписи на ино­ странных языках. И ни одного сло­ ва на р у с с к о м . О к а з ы в а е т с я , здесь продаю т п арф ю м ерно -ко с ­ м е ти ч ес ки е товары . Но уб е д и ть ­ ся в этом можно, только, опять же , з айд я внутрь. М а г а з и н «Кипсел» . З д е с ь в ви трине крупными буквами тож е написаны иностранные слова. По ­ яснения ж е на русском — «М узы ­ кальные центры», «Ав том а гни то ­ лы», «Видеокамеры» — высоко под потолком витрины, еле заметны . Обратил я вним ание и на м а ­ га зин «Атлантида». На нем рядом с вывеской — слово «Бутик». Вот и гадай , что здесь продаю т . П р и ­ шлось зайти . Выяснилось — курт­ ки .. . А какая связь «Атлантиды» и «Бутика» с куртками, видимо, толь­ ко хозяевам м а га зи н а известно ... Непонятно та кж е , почему вла­ дельцы торговых предприятий о т ­ даю т предпочтение иностранным надписям . Ради оригинальности? Н е думаю , что они рассчитываю т на массового зарубежного покупа­ теля . С лучается , что и русс кий мужчина к 8 М арта ищет в качестве подарка оригинальные духи люби­ мой женщине . Но откуда ему знать, что они продаются в м агазине «Бе­ лая роза»? С ко р е е всего он поду ­ мает, что в нем торгую т цветами!.. Ничего не проясняет прохоже­ му или пр о е зж ем у вывеска на м а ­ га зин е «Титул», что рядом с ав то ­ бусной остановкой «Завод пус ко ­ вых дви гателей» . П опробуй у г а ­ д ай , что здесь реализую тся с ти ­ рально -моющие средства ... В о бщ ем , походив и почитав м а га зинны е вывески, я пр иш ел к выводу, что владельцы п р е д п р и ­ ятий тор говли и бы тово го об слу ­ живания недопонимаю т значение рекламы . Подчас отдаю т изго тов ­ ление вывесок незадачливым ху ­ дож ни кам . Вот те и, не мудрствуя лукаво , рисую т , к а к «м о р о з на о ко нн ом с т е к л е » . . . В то рой мой вывод — н е ко то ры е владельцы с тр а д аю т м а н и ей величия . Д а л св о ем у пр ед п р и я тию м у д р е н о е название и считает , что д ополни ­ тельны х п о я с н е н и й п и с а ть не надо . А то , что покупатель ничего не по йм е т , почем у под вывеской «Ф орд» не ав томо биль , а ж е н с ­ ки е кол го т ки , по хож е , м ало вол ­ нует ... Вы веска д о л ж н а быть п р о ­ стой , ле гко читаемой д аж е с быс­ тро движ ущ ейся автомашины . По городу ходил Иосиф МИКУЛА . К 50-ДЕТИЮ ЛИПЕЦКОГО АВИАЦЕНТРА основанием можно члены сборной России, чемпионы м ира и серебряны е призеры м и ­ рового первенства. Олег Павлюк к тому ж е капитан сборной команды ВВС , м ежду прочим , наполовину состоящ ей из спо р тсм ено в -п ара - шютистов Л ипец ко го авиацентра . Есть в А ви ац ен тр е и дважды м а с т е р — э то оф и ц е р -в е т е р а н Альберт П аш е д ко , заслуж ивш ий в свое время это почетное звание сначал а в бо ксе , а з а т ем и в п а ­ рашю тном спорте . Вот почем у коллектив ф и з ­ культуры липецких авиаторов ина ­ че, к а к необычным , и не н а з о ­ веш ь ... Геннадий СОЛОВЬЕВ. На снимеох : члены сборной команды Липецкой области по парашютному спорту (в цент ­ ре сл ев а н ап р аво ) А ндрей Павлюк, Владимир Обидовс- кий , Виктор Артюх и Сергей Терещенко; в небе — чемпион России по воздушной акроба­ тике , мастер спорта междуна­ родного класса Михаил Мосо ­ лов; старший преподаватель парашютно -десантной подго­ товки мастер спорта Влади­ мир Елкин разбирает прыжок Альберта Пашедко. Фото их архива Авиацентра. С реди коллективов физкультуры нашей области есть один, который с полным назвать неординарным: в нем регулярно занимаются 100 процентов (!) его членов. А точнее — весь, без исключений, личный состав Липецкого авиацентра во главе с начальником — генерал - майором Александром Харчевским . Как в пословице: мускул свой, волю и тело тренируй с пользой для военного дела . А иначе нельзя, в а рм и и нужны физически з а кал ен ­ ные люди. Поэтому понятно, что по уграм солд аты и сержанты срочной службы в строго определенное вре­ мя по -военном у , ор гани зо ванно выходят на физзарядку . По у тверж д ен ию начальника физподготовки и спорта Авиацен ­ тр а м а й о р а А нд р ея Пла тонова , п р овод ивш е го оп р о с с р ед и с в о ­ их ко л л е г -оф и ц ер о в , все они и дом а , собираясь на службу, д е л а ­ ют у треннюю з ар яд к у или с о в е р ­ ш аю т получасовые пробеж ки . В военном го р о д к е есть свой спортивный зал , с тад и он , с п о р т - го р о д о к с бо гатым наб о р ом ги м ­ н а с ти ч е с ки х сн аряд о в , и гровой площадкой для гандболистов, дву­ мя тенни сны м и ко р там и . Кс тати , з ав се гда таем их является сам ко ­ мандир , превосходно владеющий ракеткой . В этом убедился недав­ но и вы сокопоставленны й г е н е ­ рал -инспектор из Москвы, где, как известно , большой теннис у гр аж ­ д а н с к и х и военны х чиновни ков считается престижным . В Л и п е ц к ом а в и а ц е н тр е во з ­ рождены комплексные С п ар та ки ­ ады по восьми видам . А ктивно участвуют военные летчики и в го ­ ро д с ких соревно ваниях , а ф ут ­ больная ком а нд а «Авиатор» — в ч ем п ио н а т ах об л ас ти . Н аибо л е е ж е популярны с р ед и а рм е й с к и х спортсменов атлетическая гимна ­ стика , волейбол , настольный т е н ­ нис, военно -спортивное м но гобо ­ рье , с тр ел ьб а и з ш т а тн о го ор у ­ жи я . По двум по сл ед ним видам , которыми и солдаты , и офицеры з ан им аю тс я ещ е и в об я за тел ь ­ ном порядке , каждый второй член к о л л е к ти в а и м е е т сп о р тив ны й р а зр яд . Но все это , т а к с казать , рядо ­ вые а рм е й с ко го спор та . А вот е го «генералы», заслужившие м астер ­ с ки е титулы , в том числе зв ан и е м а с те р а сп о р та м еж дун ародн о го к л а с с а , п р е д с т а в л я ю т с ам у ю элитную в летном подразделении пар ашю тную с екцию . О н а насчи ­ ты вает больш е со тни с п о р т см е ­ нов. Парашю тное дело в Авиацен ­ т р е т о ж е в ходи т в сл уж е б н ую «обязалов ку» л е т н о го с о с т ав а , офицеры ко торо го должны з а год с о в е р ш и т ь к а к м и н и м у м д в а прыжка. Но уже после второго м о ­ лодые авиаторы «заболевают» н е ­ бом и с ам и приходят в с екцию , начинают тренироваться , еж е го д ­ но записы вая в свой с по р тив н о ­ послужной список по 2 0 -3 0 прыж­ ков. А это — уж е норматив канд и ­ д а т а в м а с тер а . Самы е имениты е здесь п ар а ­ шю тисты — Андрей Павлюк , Вла ­ д и м и р А ндр еев и М ихаил М о с о ­ лов. Они являются м а с т е р а м и - «м еж д ун ар од н и к ам и » . И звестны м а с т е р а спо р та С С С Р В ладимир Подласов — начальник ф и зпод го ­ товки авиаполка , и е го о тец , п р а ­ п о рщ и к В иктор Подласов , е щ е в 7 0 - е годы выполнявший о б я з а н ­ ности адм инистр атор а хоккейной команды С К МВО . Первые двое — ПАМЯТЬ И ПАМЯТНИКИ «БОЛОТ ГЕРР ПИТЕР НЕ БОИТСЯ...» . . . . . . ТРАНСПОРТ»? по зволяющ ий в те ч е н и е ч аса поддерж ива ть связь с л иф то ­ вым пленником. Узнав, что бри ­ гад а уж е выехала, чтобы выз­ волить е го из заточения , чело ­ век, конечно ж е , б уде т вести себя иначе. Нельзя не с ка за ть и о д р у ­ гом преимуществе чудо -техни ­ ки — с е е помощью можно кон ­ тролировать свыше 3 0 ( ! ) пар а ­ м етров работы лиф та . М ал о то го , к К Д К можно подключить другое инженерное оборудова­ ние , установленно е в зд ании , н а п р им ер счетчики горячей и холодной воды. Диспетчеру ос ­ та е тс я только нажать нужную клавишу, чтобы тр еб уем ая ин ­ ф ормация появилась на м они ­ тор е компью тера. Техничес кая революция , о которой мечтает Валерий Голу­ бев , им е е т один лишь изъян — лиф теров по с теп енно пр ид ет ­ ся сокращать . Не всех предста ­ в и те л е й д а н н о й п р оф е с с и и пр ельщ ает такая перспектива , о чем свидетельствует подбор ­ ка п и с ем , оп убли ков анная в «ЛГ» 2 0 м ар та . Но, в конечном сче те , из двух зол надо выби­ рать м еньш е е . Л и б о день ги , которые мы платим за пользо ­ вание лифтом, будут уходить на с о д е рж а н и е о гр ом ной арм ии лиф теров , или ж е они будут тр а ти ть с я на м о д е р н и за ц ию «вер ти кально го тр ан сп ор та » . Реш ать нам , горожанам . Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. Городских памятников, за которыми у хаж и в а ­ ет, проводя косметический ремонт и благоустрой­ ство, управление главного смотрителя Л и п ец ка , числится 23 . Все они возводились в разное время и разными организациями . К трем самое непосредственное отношение имеет ЗАО «Строительная компания «Ли- пецкметаллургстрой», руководит которым заслу­ женный строитель России Сергей Кузю ков . За его причастность к возведению памятников коллеги о к ­ рестили Сергея Степановича «главным памятнико- строителем». В сп ом инае тся и со труднич е ­ с т в о с о с п е ц и а л и с т а м и О АО «НЛМК» . Они отливали статую , но техноло гия подливки е е бетоном была им н еи зве с тн а . Мы ж е и с ­ пытывали затруднения в постанов­ ке фигуры «на пьедестал». Но с о ­ о бщ а работы зав ерш и л и в сро к . Т е п ер ь к п о д нож ию пам я тни ка цветы возла гаю т . А я в память о важном для города событии даж е кар тину с видом п ам я тни ка у ху ­ дожницы Ольги Гладских зака зал и в рабочем кабине те повесил . * * * После э то го довелось возво ­ дить в гор од е ещ е ряд объектов , но тянуло продолжить рабо ту с памятниками . И вот у д а ч а— полу­ чил пр едл ож ен и е на в о зведение памятника Есенину у школы № 69 , носящ ей имя поэта. В о о бщ е -т о я — чистый т е х ­ нарь и дум ал , что к с тихам моя д уш а глуха. Но во время с тр о и ­ тельства рука с ам а потянулась к сб о р н и к у стихов и ... он а о то зв а ­ лась на по этические строки . Подумалось, не становлюсь ли с годами сентиментальным? Д о л ­ го размыш лял над с тихам и Е с е ­ нина о пр о и сш едш ей во м н е п е ­ р ем е н е и понял: мы ведь одно го р о д у -п л ем ен и , р у с с кие . О тто го его поэзия мне близка и понятна... Вот т а к и иду о т одной и с то ­ ричес кой личности , им евш ей о т ­ н ош ен и е к Л ип ец ку , к д р у гой . И ловлю себя на мысли: очень хо ­ чется построить в городе ещ е ка ­ кой -нибудь памятник , обозначить для горожан памятную историчес­ кую веху. Сергей КУЗЮКОВ, директор ЗАО «СК «Липецкметаллург- строй». ПРОЕКТЫ В семидесятые годы Липецк рос к а к на д р ож ж а х . Построенные в то время микрорайоны теперь требу­ ют серьезных капитальных затрат. Взять тот ж е «вер­ тикальный транспорт». Лифт, к а к известно, служит 25 лет. Специальная комиссия, правда , может трижды прибавить ещ е по три года. Но затем последует стро­ гое предписание органов Госгортехнадзора: эксплуа­ тацию лифта прекратить ... Но где в обо зр им ом буду ­ щ ем взять день ги на з ам е н у свыше 160 лифтов, прослужив ­ ших в Л и п е ц к е 2 5 и более лет? Эта проблема заставила д и р е к ­ т о р а с п е ц и а л и з и р о в а н н о г о предприятия «Липецклифт» В а ­ лерия Голубева с карандаш ом в руке подсчитать, куда тр а ти т ­ ся каждая копейка . О казалось , что 7 0 процентов эксплуатаци ­ онных расходов съ едае т . .. а р ­ мия лифтеров. Сегодня в е е ря­ д а х— более тысячи человек. Т а к ро дилась п р о гр а м м а м о д ер н и зац ии д и сп е тч ер с ко й связи . Суть е е пр о с та — о р г а ­ низовав 5 -6 крупных диспетчер ­ ских пунктов, отказаться о т н е ­ пом ерно раздуто го ш тата лиф ­ теров , а заодно о т пом ещ ений , которые они занимаю т. П р ое кт Голубева зиж д е тс я на но в ей ­ шей разработке новосибирских ученых— комплексе диспетчер ­ ско го контроля (КД К ) , к которо ­ му од н оврем енно подключаю т до 3 2 0 лифтов. Конечно, совре ­ менное оборудование стоит н е ­ деш ево . (В се го на нужды гор о ­ д а по тр еб уе тся 2 5 миллионов р ублей ). Но вложенны е в К Д К деньги окупятся м енее чем з а три года . В 2001 году с п е ц и а л и з и р о ­ в ан н о е п р е д п р и я т и е « Л и п е ц к ­ лифт» на зар аб о тан ны е день ги установило новосибирский ком п ­ лекс в 2 4 -м микрорайоне, подклю­ чив к нем у 129 лифтов. Результа ­ ты э к с п ер им е н т а пр евзош ли все ож идан ия . К на с то ящ ем у в р ем е ­ ни о б о р у д о в а н и е уж е о куп ил о себ я . М ал о то го , с К Д К м но ги е проблемы отп ал и сам и со б о й . Од на и з них — воровство кабеля связи, соединяющ его лифт с д и с ­ пе тч ер с ким пунктом . По гор од у е го ср е заю т килом етрами . В м е с ­ те с тем КД К позволяет обходить­ ся двупроводной л инией связи , не представляющей никакой ц ен ­ ности для добы тчиков цветно го металла. Д р у га я пр об л ем а — паник а , которая охватывает пассаж ир ов , застрявш их в лиф те и з -з а отклю ­ чения эл е к тр о э н е р ги и . В боль ­ ш инстве случаев они , не д ож и д а ­ ясь прибы тия ав ар ийной б р и г а ­ ды, выламываю т д в е р и , чтобы по с ко р е е выбраться и з кабины . Новосибирский ж е комплекс им е ­ е т автономный источник питания , Н а с тр о й ка х Л и п е ц к а я н а чи ­ нал в середине 6 0 -х монтажником . Едва ли не ко всем мало -мальски значительным сооружениям имею о т н о ш е н и е . С т р о и л о б ъ е к ты Н Л М К , о бщ е с т в е н ны е з д а н и я , д о м а и д а ж е пам ятни ки . Первый монолит поставили ещ е в советс ­ кие времена на Петровском спус ­ ке, чуть ниже стелы на месте быв­ ш ей пе тровской канцелярии . Т о гд а -т о я и з аи н те р е с о в а л ­ ся и с торией Л и п ец к а . Изучал д о ­ кументы , читал книги . И м но гое в ж и зни Отечества становилось б о ­ лее понятным. Виделось уже не от­ дельными, вырванными из общ ей канвы собы тий э п и зо д ам и , а в развитии , ло гическим продолж е ­ нием лет , веков и трудов по коле ­ ний. Ко гда я узнал о пер сп ек тивах строи тел ьс тва в Л и п е ц к е п ам я т ­ ни ка П е тру I, пр иш ел к главе го ­ родской администрации и сказал: «Бери меня в подрядчики. Ф унда ­ м е н т обязую сь сделать б е спл а т ­ но». М есто для установки памятни­ ка оказалось шумным — п еш е хо ­ ды, авто транспор т . Одно неудоб ­ ство — площадка была сильно з а ­ болочена, и потребовалось прове­ сти ряд рабо т , чтобы укрепи ть грунт. Р абочие , увидев впо сл ед ­ ствии эн ер ги чн о ш а гаю щ е го из прош ло го в будущ ее Пе тра , е д и ­ нодуш но при знали : «Болот герр Питер не боится». И, чтоб не уд а ­ рить в грязь лицом п е р ед п ам я ­ тью и м п е р а т о р а -р еф о р м а т о р а , засучив рукава взялись з а дело . З а три м е ся ц а соор у ­ дили площ адку . У к р е ­ пили е е ш естью свая ­ ми — по 12 метров каж ­ дая . Создали ком п о зи ­ ционный ландш аф т . Обы чно о тс туп а ть от архитектурно го про ­ екта не принято. Но ав ­ то р , скульптор В. Клы­ ков, внес попр ав ки . И хотя нам пришлось п е ­ р е д е л а т ь р а б о т у , ум еньш ив высоту б а с ­ тионов в два р а за , п о ­ лучилось го р а зд о луч­ ше . К а к п р а в и л о , у строителей возведение лю бо го объ е кта не о б ­ ходится б е з курьезов . Помню , поручил подве­ домственному управле­ нию отсыпать гр ави ем временные подъездные пути . П р и е зж аю к с р о ­ ку водружения скульп ­ туры на п о с т а м е н т и вижу — «е го в е л и ч е ­ ство» на тр а й л е р е уж е пожаловали, а доро г как не было, та к и нет! При ­ шлось срочно «реш ать вопрос»... ТРЕНИРУЙ ТЕЛО СПОЛ

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz