Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

ЭКОНОМИЧЕСКОГО (Продолжение. Начало на 2 -4 -й стр.) Работа по реструктуризации задолженности организаций по обя­ зательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды осуществляет­ ся в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 03.09.99 г. № 1002 «О порядке и сроках проведения реструктуризации задолжен­ ности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом» и от 08.06.01 г. № 458 «О порядке и условиях проведения реструктуриза­ ции просроченной задолженности (основного долга и процентов, пе­ ней и штрафов) сельскохозяйственных предприятий и организаций по федеральным налогам и сборам», постановлением главы админис­ трации области от 28.03.2002 № 46. Одним из инструментов регулирования экономических процессов, с помощью которых представляется возможность поддерживать ре­ жим цивилизованной конкуренции, состояние динамичной сбаланси­ рованности бюджета, является конкурсное размещение заказа на закупку продукции. Принят Закон Липецкой области, регламентирую­ щий размещение областного заказа, а также аналогичные норматив­ ные правовые акты во всех муниципальных образованиях области в части муниципального заказа. Более 40% областного заказа размещено конкурсным методом, что на 9 процентных пунктов выше 2001- года. Основные виды продукции: лекарственные препараты, продукты питания, автотранспорт и другие размещены на конкурсной основе. Всего заключено более 9 тыс. госу­ дарственных контрактов и договоров поставки на сумму более 1,1 млрд, руб. Экономия средств областного бюджета и внебюджетных источни­ ков финансирования по предварительной оценке составит 27 млн. руб., что соответствует уровню 2001 года. Пока низкой остается доля размещения на конкурсах муниципаль­ ного заказа — 3% в текущем году и менее 1% в 2001 году. Экономия средств местных бюджетов по предварительной оценке составит в 2002 году около 10 млн. руб. В целях развития субъектов малого бизнеса предусмотрена 15% квота от общего объема поставок для областных нужд по приоритет­ ным видам продукции. В 2002 году размещено у субъектов малого бизнеса от общего объе­ ма продукции для областных нужд около 60 млн. руб., или 5%, что в 3 раза превысило уровень 2001 года. Сохранились формы и направления государственной поддержки промышленных предприятий. В соответствии с законом «О промыш­ ленной политике в Липецкой области» в 2002 году разработана и реализуется Программа развития промышленности на 2002-2005 годы, основными целями которой являются повышение конкурентоспособно­ сти и качества продукции и услуг, подготовка кадров; внедрение науч­ но-технических разработок, техническое перевооружение и инновации в промышленности, повышение эффективности работы предприятий по развитию рынков сбыта, соблюдение экологической безопасности. В рамках ее реализации осуществлен ряд мероприятий. В 2002 году проведен 3-й конкурс на соискание Премии главы ад­ министрации области за качество. В нем приняло участие более 20 предприятий различных отраслей промышленности. Региональным Центром качества проводились обучение специалистов предприятий основам менеджмента качества и подготовка экспертов-аудиторов. Сертифицированы системы качества на 9 предприятиях, в том числе в акционерных обществах «ПроМеТеИ», «Липецкий хладокомбинат», «ЗХ «Стинол», «Гидравлик». В настоящее время подготовлены к сертифи­ кации еще 5 предприятий: ООО «Комтез», ООО «Эдельвейс», ЗАО «Про­ гресс», ОАО «Строймаш», ОАО «Гидропривод». Для повышения престижа высококвалифицированного труда мас­ совых профессий по инициативе исполнительной власти области в 2002 году проведен второй конкурс профессионального мастерства за звание «Лучший по профессии» среди рабочих — токарей, фре­ зеровщиков, газоэлектросварщиков, слесарей промышленных пред­ приятий. В ходе подготовки были проведены аналогичные конкурсы на промышленных предприятиях: ОАО «НЛМК», ОАО «ЛМЗ «Свободный сокол» и ряде других предприятий. Принята «Концепция развития кадрового потенциала Липецкой об ­ ласти на 2002-2005 годы и основные мероприятия по ее реализации». Промышленные предприятия приняли активное участие в областном конкурсе «Коллективный договор, эффективность производства — ос ­ нова защиты социально-трудовых прав граждан». При активном участии ассоциаций промышленных предприятий, предприятий легкой промышленности, строительного комплекса области ежеквартально проводились семинары-совещания с руководи­ телями предприятий, на которых определялись механизмы взаимодей­ ствия, вносились коррективы в реализацию промышленной политики. В целях привлечения кредитных ресурсов на реализацию инвести­ ционных проектов разработано Положение о порядке предостав­ ления гарантий администрации области по займам и кредитам на конкурсной основе (постановление главы администрации облас­ ти от 23.07.2002 г. №115). В соответствии с Законом Липецкой области «О поддержке ин­ вестиций в экономику Липецкой области» в 2002 году было предо­ ставлено право на получение налоговых льгот акционерным обществам: «Завод холодильников «Стинол», «Липецкхлебмакаронпром», «Липец­ кий хладокомбинат», «Липецкое производственное предприятие реа­ билитационной техники», «Липецкий завод «Центролит», «Ранова» и «Промресурс». В результате государственной поддержки в развитие предприятий привлечено около 300 млн. руб., созданы новые произ ­ водства на 180 рабочих мест, налоговые отчисления в бюджеты всех уровней увеличились на 140 млн. руб. Обновлены инвестиционные предложения и проекты на официаль­ ном сайте администрации области. Разработан проект Мероприятий по поддержке инвестиционной деятельности в Липецкой области на 2003-2005 годы. Проведены инвестиционные презентации Липецкой области перед бизнесменами Канады, Англии, США, Италии: в городах Фабриано, Риме, провинции Асколи. В рамках развития прямого сотрудничества между Липецкой обла­ стью и Регионом Марке (Италия) достигнута договоренность о созда­ нии в Липецке индустриальной зоны. Заключено соглашение о сотруд­ ничестве между Липецким техническим университетом и университе­ том Анконы, разрабатывается программа обмена преподавателями и студентами. В целях повышения инвестиционной активности предприятий, улуч­ шения их финансового состояния и оздоровления в целом экономики области активизирована работа по развитию рынка корпоратив­ ных ценных бумаг. Администрацией области подготовлен план ме­ роприятий по развитию рынка корпоративных ценных бумаг на период до 2004 года с использованием механизмов государственной поддер­ жки. Завод "Свободный сокол" одним из первых использовал опыт при­ влечения заемных средств путем выпуска облигационного займа на сумму 350 млн. рублей для расширения производства. Положительные результаты работы над проблемами финансового оздоровления экономики позволили области завоевать специальный приз как лучшему субъекту Российской Федерации за программу развития сельского хозяйства и промышленности по итогам Всероссийского кон­ курса финансового оздоровления экономики России «Золотой рубль». Проводились мероприятия по продвижению продукции мест­ ных товаропроизводителей на отечественные и зарубежные рынки. Заключены и систематически пролонгируются двусторонние Со­ глашения о сотрудничестве с 78-ю субъектами Федерации. Много вни­ мания уделялось развитию сотрудничества с префектурами и органи­ зациями г. Москвы. Проведено 11 универсальных и специализирован­ ных межрегиональных выставок, на которых экспонировались образцы продукции более 300 предприятий 28 регионов России и Республики Беларусь. В рамках прямого торгово-экономического, научно-технического и культурного сотрудничества с немецкой фирмой Дойла — Нинбург орга­ низованы ежегодные стажировки студентов агропромышленных кол­ леджей, в 2002 году стажировку прошли 17 человек. Направлено пред­ ложение по установлению прямого сотрудничества с землей Нижняя Саксония (ФРГ). В рамках подготовки предприятий к работе в условиях вступления России в ВТО в 2002 г. проведен ряд семинаров. Совместно с Между­ народным центром реформы системы бухгалтерского учета и Липец ­ кой торгово-промышленной палатой для хозяйствующих субъектов области были организованы семинары и консультации по вопросам перехода на международные стандарты финансовой отчетности. Со­ вместно с Департаментом торговой политики Минэкономразвития РФ проводится работа по организации проведения в Липецке региональ­ ного практического семинара «Подготовка субъекта РФ к работе в со ­ ответствии с требованиями ВТО». В рамках поддержки сельхозтоваропроизводителей из федераль­ ного бюджета осуществлялось субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, выделение техники по лизингу, возмещение убытков от стихийных бедствий, частичная компенсация стоимости минеральных удобрений, поддержка элитного семеноводства, плем- дела, финансирование Программы «Повышение плодородия почв». В 2002 году на эти цели выделено около 221 млн. руб. против 165 млн. руб. в 2001 году, или рост составил 34%. Продолжена государственная поддержка агропромышленного комплекса за счет средств областного бюджета. Основное направление — субсидирование процентной ставки по банковским кредитам на сезонные затраты и приобретение техники. За последние три года на эти цели из областного бюджета направлено более 298 млн. руб., в том числе в 2002 году — 195 млн. руб., что позволило привлечь в сельское хозяйство кредитные ресур­ сы только в 2002 году в сумме около 1,5 млрд. руб. Действующий инст­ румент оказания государственной поддержки позволил увеличить объе­ мы легализации хозяйственного оборота и финансовых потоков. Д е ­ нежная составляющая в общем объеме выручки увеличилась до 60%. Осуществлялось товарное кредитование сельхозтоваропроиз­ водителей. В 2002 году на закупку материально-технических ресурсов направлено 347 млн. руб. Проводились работы по коренному улучшению земель, осу ­ ществлялась поддержка элитного семеноводства, племдела. В 2002 году на эти цели выделено из областного бюджета 16,2 млн. руб. Оказывалась государственная поддержка в целях создания кормо­ вой базы для животноводства. Из областного бюджета выделено 15 млн. руб. для покупки машин фирмы «АГ БАГ» для упаковки и консер­ вации кормов. Привлечение дополнительных ресурсов позволило несколько обно­ вить технический потенциал и повысить энерговооруженность сельс­ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГОМЗВИТИЛ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ НА1003 ГОД кого хозяйства. В 2002 году закуплена высокопроизводительная техника зарубежных фирм на сумму около 1 млрд. руб. против 750 млн. руб. в 2001 году, или с ростом в 1,3 раза. С целью финансового оздоровления сельхозпредприятий продолжалась работа по интеграции хозяйств с промышленны­ ми и перерабатывающими предприятиями, привлечению инве­ сторов. Это позволило дополнительно ввести в оборот более 150 тыс. га ранее неиспользуемых земель, значительно повысить урожайность сельскохозяйственных культур и продуктивность животных, улучшить финансовое состояние интегрированных предприятий, обеспечить га­ рантированный рынок сбыта пивоваренного ячменя. В целях развития рынков сбыта, обеспечения рентабельного про­ изводства осуществлялась закупка основных видов сельскохозяйствен­ ной продукции в региональный продовольственный фонд по гаранти­ рованным закупочным ценам. Рынок сбыта сельскохозяйственной продукции обеспечивается за счет конкурсного размещения областного заказа на продукты питания для обеспечения потребности бюджетных учреждений. В 2002 году осуществлены закупки на сумму свыше 65 млн. руб. Осуществлялось выделение средств на хозяйственное обзаведе­ ние семьям, переселяющимся в сельскую местность, для создания крестьянско-фермерских хозяйств, а также компенсации части затрат, осуществляемых на строительство животноводческих помещений. На эти цели было выделено 192 тыс. руб. < Общая сумма привлеченных и бюджетных средств, вложен­ ных в сельскохозяйственное производство в 2002 году, соста­ вила около 2 ,3 млрд, руб., что равняется трети всех затрат в эту отрасль. На реализацию приоритетных направлений в части разви­ тия жилищного строительства, социальной инфраструктуры из областного бюджета в текущем году направлено более 400 млн. руб., из федерального — около 300 млн. руб. в общей сумме с ростом к уровню прошлого года на 22%. В жилищной политике значительное место занимает реализация об­ ластных программ «Свой дом» и ипотечного жилищного кредитования. Свыше 5 тыс. семей принимают участие в программе «Свой дом», из них более 2 тыс. семей уже живут в новых благоустроенных домах и квартирах. В 2002 году будет обеспечен ввод в эксплуатацию не менее 130 тыс. кв. м жилья для специалистов, занятых в сель­ скохозяйственном производстве, молодых семей, работников бюджетной сферы и других. На реализацию программы в текущем году из областного бюджета выделено 65 млн. руб., привлечено в жи ­ лищное строительство свыше 400 млн. руб. средств населения. Кроме того, в финансировании программы используются средства, возвра­ щаемые заемщиками, их объем составляет 20 млн. руб. Третий год в области реализуется программа ипотечного жи­ лищного кредитования. Ее финансирование осуществлялось за счет средств областного бюджета, использовано 42,5 млн. руб., в т.ч. в 2002 году— 17 млн. руб. Социальная направленность, льготные условия пре­ доставления долгосрочных кредитов обеспечили программе широкую популярность среди населения области, 180 семей уже решили свои жилищные проблемы. Государственная поддержка по обеспечению жильем семей участников и инвалидов-чернобыльцев, бывших военнослужа­ щих, граждан, выехавших из районов Крайнего Севера, осуще­ ствляется посредством реализации целевых федеральных программ: «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС», «Государственные жилищные сертификаты», «Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». На эти цели в 2002 году из федерального бюджета направлено более 70 млн. руб., около 200 се ­ мей получат новое жилье. Близится к завершению программа газификации области. В 2002 году проложено 163 км газовых сетей, газифицировано 8 тыс. квартир и 150 объектов соцкультбыта. На реализацию мероприятий по обеспечению населения каче­ ственной питьевой водой использовано около 57 млн. руб. средств областного бюджета с ростом на 14% к уровню 2001 года, это позволи­ ло построить 16,6 км водопроводных сетей, пробурить 13 артскважин, капитально отремонтировать 33 км водопроводов, 45 скважин и 24 во­ донапорные башни. На развитие дорожного хозяйства из областного бюджета на­ правлено более 395 млн. руб., кроме того, из федерального бюджета — 111 млн. руб. Продолжается работа по дальнейшему совершенство­ ванию сети автомобильных дорог, реконструкции мостов, дорожной инфраструктуры. На благоустройство городов и районов выделен 101 млн. руб. средств областного и местных бюджетов. Проведены работы по сани­ тарной очистке, освещению и озеленению улиц. В целях обеспечения сельского населения товарами и повышения уровня обслуживания оказывается государственная поддержка предприятиям потребительской кооперации. В 2002 году на об ­ новление парка хлебных автофургонов из областного бюджета было выделено 3,2 млн. руб., предоставлено льгот по налогам в местные бюджеты на 3,5 млн. руб., что положительно сказалось на обеспечении сельских жителей продовольственными и промышленными товарами. Президиумом Совета Центросоюза РФ по итогам работы за III квартал т.г. Липецкому облпотребсоюзу присуждено III место. В целях защиты прав потребителей, предотвращения сокрытия до ­ ходов от налогообложения, роста поступлений налогов в бюджеты всех уровней принимались эффективные меры по контролю за соблю­ дением всеми хозяйствующими субъектами законодательства по применению контрольно-кассовых машин. Управлением Ми­ нистерства Российской Федерации по налогам и сборам по Липецкой области было проведено более 5 тыс. проверок, что на 2 тыс. больше, чем в 2001 году. Наложено штрафных санкций за несоблюдение зако­ нодательства по применению контрольно-кассовых машин на сумму более 1 млн. рублей. Учитывая, что в настоящее время Правительством Российской Ф е ­ дерации уделяется большое внимание вопросам поддержки предпри­ нимательства, и в целях снижения излишних административных барь­ еров администрация области обратилась в Правительство РФ с пред­ ложением об освобождении от обязательного применения кон­ трольно-кассовых машин организаций, предприятий, учрежде­ ний, их филиалов и других обособленных подразделений (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), перешед­ ших на уплату единого налога на вмененный доход, так как в данном случае применение контрольно-кассовых машин утра­ тило фискальные функции. Хозяйственная деятельность жилищно-коммунальных предпри­ ятий осуществляется за счет средств, полученных за предоставленные услуги организациям, учреждениям, населению, дотаций из бюджета. В 2002 году из бюджета области направлено 1269 млн. руб., из них на покрытие убытков и возмещение разницы в тарифах — 1203,5 млн. руб. Кроме того, в 2002 году предприятия отрасли освобождены от уплаты налогов в областной и местные бюджеты на сумму 7,8 млн. руб. На 2002 год были установлены следующие региональные стандарты: — уровень оплаты населения за жилищно-коммунальные услуги в размере 50% от их полной стоимости (федеральный стандарт— 90%); — доля расходов граждан на оплату услуг от совокупного дохода семьи в размере 10% (федеральный стандарт — 22%); — предельный уровень затрат на 1 кв. м общей площади жилья в размере 14,2 руб. Фактический уровень платежей населения за услуги составил 46% с учетом выплат субсидий малообеспеченным и льготным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством. Реформирование отрасли сопровождается мерами социальной за­ щиты малообеспеченных граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг. Во всех городах и районах созданы и активно функционируют службы субсидий. В 2002 году бюджетными субсидиями воспользова­ лись 37 тыс. семей на сумму 38 млн. руб. Кроме того, в соответствии с действующим законодательством жилищно-коммунальным предприяти­ ям возмещаются расходы, связанные с предоставлением льгот населе­ нию, на эти цели направлено 135 млн. руб. из бюджетов всех уровней. Повышение качества и надежности жилищно-коммунального об­ служивания возможно достичь только при комплексном решении про­ блем, сложившихся в отрасли. На это направлены региональные (об­ ластные) целевые Программы: «Обеспечение питьевой водой на­ селения Липецкой области», «Программа энергосбережения Липецкой области (20 02 -200 6 годы)». На и$ реализацию в 2002 году за счет всех источников финансирования израсходовано 212 млн. руб. На выполнение программных мероприятий по водоснабжению на­ селения, а также модернизацию инженерной инфраструктуры и муни­ ципального жилищного фонда направлено бюджетных средств в сум ­ ме 52 млн. руб. и 107 млн. руб. соответственно. В рамках реализации Программы энергосбережения в 2002 году установлено 156 узлов учета тепловой энергии, 68 электросчетчиков и 306 счетчиков газа, на котельных г.г. Липецка и Ельца внедрено 12 частотных регуляторов электропривода, в г. Липецке 900 п.м. тепло­ трасс изолированы пенополиуританом, рекбнструирована 1 тыс. п.м. теплосетей с применением труб из высокопрочного чугуна с шаровид­ ным графитом. В соответствии с Программой поддержки малого предпринима­ тельства в Липецкой области на 2001-2004 годы бытовое обслужи­ вание населения включено в число приоритетных отраслей при оказании государственной поддержки. В результате конкурсных отборов для реализации инвестиционных проектов в сфере малого биз­ неса в 2001-2002 годах оказана государственная поддержка индивиду­ альным предпринимателям в виде субсидирования процентной став­ ки по банковским кредитам на сумму около 900 тыс. руб. по созданию салона красоты «Леди-М» в г. Ельце и организации фабрик-химчисток современного образца — «Немецкая химчистка» и ООО «Сана-Липецк» в г. Липецке. В результате реализации проектов дополнительно ор га ­ низовано 48 рабочих мест. Для наиболее полного обеспечения населения бытовыми услугами предприятиям службы быта оказывается поддержка на государствен­ ном и муниципальном уровнях и по другим мероприятиям. В 2002 году за счет всех источников финансирования выделено более 1 млн. руб. В целях дальнейшего совершенствования сферы бытовых услуг населению, обеспечения устойчивого развития отрасли, расширения перечня оказываемых видов услуг, повышения уровня и качества об ­ служивания принята Программа развития бытовых услуг населе­ нию Липецкой области на 2003 -2005 годы. В условиях существования на рынке транспортных услуг хозяй­ ствующих субъектов различных форм собственности главным инстру­ ментом управления на областном и муниципальном уровнях выступает система экономических рычагов регулирования этой сферы. Основ­ ным направлением являются меры финансово-экономической поддер­ жки: льготное налогообложение, прямое финансирование из бюджета области. Совершенствуются формы работы с транспортными орга­ низациями. Органы местного самоуправления выступают в качестве заказчиков услуг на перевозки по муниципальным маршрутам и осу ­ ществляют финансовую поддержку работы на этих маршрутах. Отно­ шения между органами власти и транспортным предприятием уста­ навливаются на основе муниципального заказа и договора-кон­ тракта. На возмещение затрат, связанных с пассажирскими перевоз­ ками, из местных бюджетов в 2002 г. направлено 404 млн. руб., в 2001 г. — 412 млн. руб. Перевозки сверх муниципального заказа на отдельных маршрутах организуются исходя из платежеспособного спроса населения под пол­ ным контролем органов местного самоуправления. На рынке пассажир­ ских транспортных услуг работают более 200 частных автобусов. Проводимая в транспортном комплексе тарифная политика направлена на государственное регулирование социально зна­ чимых перевозок. За 2002 год тарифы на перевозку пассажиров ав­ томобильным транспортом на пригородных и внутриобластных марш­ рутах увеличились на 18% к уровню 2001 г., на межобластных — на 20%. Сохранен бесплатный и льготный проезд для ветеранов всех категорий и инвалидов на городском, пригородном и междуго­ родном (внутриобластном) пассажирском транспорте общего пользования. На эти цели в 2002 г. из областного и федерального бюджетов направлено 16,4 млн. руб. В соответствии с соглашением между администрацией области, МПС РФ и предприятием ЮВжд, расположенным на территории обла­ сти, за счет средств областного бюджета компенсированы убытки, в том числе в связи с перевозкой льготных категорий пассажиров по Федеральным законам «О ветеранах», «О социальной защите инвали­ дов РФ», на общую сумму 4,3 млн. руб. На железнодорожном транспорте ветеранам труда за счет средств областного бюджета дополнительно предоставляется 50% скидка со стоимости проезда на пригородном сообщении с 16 мая по 30 сентября. На телефонизацию удаленных сельских населенных пунктов из средств областного бюджета в текущем году использовано 2,0 млн. руб., на установку телефонов участникам Великой Отечественной вой­ ны — 2,0 млн. руб. Всего для этой категории населения установлено 156 телефонов, в т.ч. 136 — в сельской местности. На покрытие убытков от доставки газет государственному учрежде­ нию «Управление федеральной почтовой связи» выделено 3,2 млн. руб. Основные мероприятия формирования оптимальной среды разви­ тия малого бизнеса области аккумулированы в Программе поддер­ жки малого предпринимательства на 2001 -2004 годы. ^ В ходе ее выполнения продолжается совершенствование региональ­ ной нормативно-правовой базы, регламентирующей сферу деятель­ ности малого предпринимательства. Совершенствование законов Липецкой области «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» и «О введении на террито­ рии области упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» и со­ гласование их с предпринимательской общественностью по­ зволило установить наиболее приемлемые ставки для широко­ го круга налогоплательщиков. На снижение избыточного административного давления и коорди­ нацию деятельности контролирующих органов направлена деятель­ ность межведомственной комиссии по преодолению админис­ тративных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности в Липецкой области, созданной в конце 2001 года. На обсуждение комиссии в текущем году выносились наиболее акту­ альные вопросы, возникающие в ходе осуществления предпринима­ тельской деятельности. В ее работе принимают участие и представи­ тели предпринимательских структур. Особая роль в обеспечении качественной среды функционирова­ ния малого бизнеса принадлежит инфраструктуре его поддержки. Ее основной задачей является предоставление субъектам малого бизнеса широкого спектра услуг: от консультаций начинающих пред­ принимателей до продвижения товаров на внешний рынок. Наиболее активными членами инфраструктуры поддержки малого бизнеса обла­ сти являются Липецкая торгово-промышленная палата, Липецкая об ­ ластная общественная организация содействия малому бизнесу (ЛООСМБ), Липецкое отделение общества купцов и промышленников, Межрегиональный маркетинговый центр «Липецк-Москва», Ассоциа­ ция крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных ко­ оперативов Липецкой области (АККОР), кредитный кооператив «Вос­ ход», ассоциация «Рынок», объединение работодателей г. Ельца, кре­ дитные учреждения, страховые компании и другие. Функции по коор ­ динации деятельности инфраструктуры выполняет вновь созданный комитет по развитию малого бизнеса администрации области. Работа координационного совета по проблемам малого биз­ неса под руководством главы администрации области способ­ ствует привлечению представителей предпринимательской сре­ ды, общественных организаций, инфраструктуры по поддерж­ ке малого предпринимательства к законотворческой деятель­ ности, обсуждению и оперативному решению наиболее острых вопро­ сов предпринимательской деятельности. Аналогичные советы действу­ ют в ряде муниципальных образований. Анализу состояния предпринимательской среды в городах и райо­ нах области, сбору и обобщению проблемных вопросов способствует проведение ежегодных зональных совещаний с участием руко­ водителей администрации области, представителей органов местного самоуправления, контролирующих органов. Большин­ ство вопросов находит разрешение в ходе совещаний, наиболее про­ блематичные выносятся на обсуждение за «круглые столы» с контро­ лирующими органами. Решению ряда проблем также способствует деятельность общественной приемной по проблемам малого бизнеса при администрации области. Ежегодно итоги развития малого бизнеса в области подводятся на областных конференциях «Малый бизнес». В конференции «Малый бизнес-2002» приняли участие свыше 400 субъектов малого предпри­ нимательства, полномочный представитель Президента РФ в Централь­ ном федеральном округе Полтавченко Г.С., представители федераль­ ных министерств и ведомств, фондов поддержки предприниматель­ ства, общественных организаций, финансово-кредитных учреждений, средств массовой информации. В рамках работы конференции были подведены итоги областного конкурса «Лидер малого бизнеса», про­ ведена акция «Малый бизнес — детям» и проведен благотворитель­ ный аукцион по продаже картин слабовидящих детей. По итогам кон ­ ференции была принята резолюция. Проблемам развития малого и среднего предпринимательства в Центральном федеральном округе и принятию Комплексной програм­ мы развития малого и среднего предпринимательства в ЦФО было посвящено заседание Совета Центрального федерального округа, про­ шедшее в области в 2002 году. Большое внимание уделялось выполнению мероприятий Про­ граммы по финансово-кредитной поддержке. В 2002 году на ука­ занные цели из бюджета области было выделено 11 млн. руб. В ре ­ зультате проведенных конкурсов оказана государственная поддержка в виде субсидирования процентной ставки за счет средств областно­ го бюджета по банковским кредитам по 10 инвестиционным проектам, которые признаны победителями. Кроме того, продолжено оказание господдержки по 12 проектам-победителям прошлогоднего конкурсно­ го отбора. В результате реализации данных проектов дополнительно будет создано около 700 рабочих мест. На рынке микрофинансирования субъектов малого предпринима­ тельства активным участником выступает Липецкое отделение Воро­ нежского филиала Фонда поддержки малого предпринимательства «Фора» сети «Оппортюнити Интернэшнл» в России. В 2002 году Фонд выдал предпринимателям из числа безработных и вынужденных пере­ селенцев более 2200 займов на сумму около 56 млн. руб., что более чем в два раза превысило уровень прошлого года. На реализацию природоохранных мероприятий в 2002 году направлено за счет всех источников финансирования более 362 млн. руб., или 133% к уровню 2001 года. Из областного бюджета выделено 82 млн. руб., что более чем в 2 раза превысило уровень прошлого года. Из них на сооружение полигонов захоронения твердых бытовых отхо­ дов направлено 36,7 млн. руб. (170% к уровню 2001 года), на проведе­ ние мероприятий по прекращению загрязнения водных ресурсов — около 17 млн. руб. с ростом 107%. Важным инструментом реализации природоохранной поли­ тики остается выполнение федеральных и областных экологи­ ческих программ. С целью улучшения экологической обстановки в 2002 году утверж­ дена областная долгосрочная программа «Охрана окружающей при ­ родной среды Липецкой области (2002-2010 годы)». Реализация мероприятий в рамках этой программы способствует комплексному решению вопросов охраны окружающей среды и приро­ допользования, концентрации средств всех уровней бюджетов на вы­ полнении наиболее актуальных экологических задач. В целях снижения нитратного загрязнения подземных вод в зонах санитарной охраны г. Липецка разработаны мероприятия по предот­ вращению нитратного загрязнения подземных вод в зоне водозабо­ ров, конечным результатом выполнения которых будет достижение со ­ держания нитратов в водоисточниках г. Липецка ниже предельно д о ­ пустимой концентрации. В городах и районах области завершается разработка муниципаль­ ных целевых программ, направленных на снижение вредного влияния автотранспорта на окружающую среду и здоровье человека. 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ОБЛАСТИ НА 2003 ГОД ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА Основными задачами демографической политики являются увеличе­ ние продолжительности жизни населения, улучшение репродуктивного здоровья граждан, создание предпосылок для повышения рождаемости. Успешное решение демографических проблем во многом опреде­ ляется политикой, проводимой Правительством Российской Федера­ ции, вместе с тем деятельность органов власти области также будет направлена, в первую очередь, на повышение качества жизни граждан, улучшение социальной политики, стержнем ко­ торой является рост реальных доходов населения, решение проблем занятости, доступность и повышение уровня образо­ вательного, медицинского и культурного обслуживания, увели­ чение государственной поддержки в улучшении жилищных ус­ ловий, что в конечном итоге будетспособствовать улучшению демографической ситуации в регионе. Предусматривается утвердить План первоочередных мер по улуч­ шению демографической ситуации в области, целью которого в соот­ ветствии с Концепцией демографического развития Российской Ф е ­ дерации является подготовка условий для принятия долгосрочной про­ граммы на период до 2015 года. ПОДДЕРЖКА СЕМЬИ И ДЕТЕЙ Продолжится реализация областных комплексных программ по улуч­ шению положения детей: «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одарен­ ные дети», «Профилактика безнадзорности, правонарушений несовер­ шеннолетних, защита их прав», «Дети Чернобыля», «Безопасное мате­ ринство», «Развитие индустрии детского питания», «Большая семья», «Здоровый ребенок». Ожидаемый объем целевого финансирования по указанным программам в 2003 году— 54 млн. руб., в том числе 22 млн. руб. — средства областного бюджета, 20 млн. руб. — федерального, 12 млн. руб. — внебюджетных фондов. Основное внимание при реализации программы «Дети-сироты» будет уделяться постинтернатной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечению их жильем, оказа­ нию адресной помощи при создании ими семей и рождении детей. Финансирование мероприятий будет осуществляться из областного (около 4,1 млн. руб.) и федерального (более 2 млн. руб.) бюджетов. В рамках программы «Дети-инвалиды» предполагается решить це­ лый комплекс социальных, психолого-педагогических и медицинских вопросов: оснащение специализированных учебных заведений высо­ коэффективными средствами реабилитации, совершенствование си ­ стемы подготовки и переподготовки специалистов по работе с деть- ми-инвалидами и их родителями, оказание социальной поддержки семьям с детьми-инвалидами в порядке улучшения их жилищных ус ­ ловий и обучения детей на дому. На эти цели будет направлено 2,9 млн. руб. бюджетных средств, из них 1,2 млн. руб. — из областного бюджета, 1,7 млн. руб. — из федерального. По программе «Одаренные дети», финансирование которой, начи­ ная с 2003 года, осуществляется только из областного бюджета, наме­ чается решить проблемы укрепления материально-технической базы образовательных и культурных учреждений, в которых занимаются ода­ ренные дети, повышения квалификации педагогических кадров, мате­ риальной поддержки одаренных детей и их семей. На выполнение по­ ставленных задач будет направлено 1,1 млн. руб. В соответствии с программой «Профилактика безнадзорности, пра­ вонарушений несовершеннолетних», на реализацию которой из обла­ стного бюджета предусматривается направить 1,7 млн. руб., из феде­ рального, соответственно, около 2 млн. руб., расширится и укрепится сеть учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних, их материально-техническое оснащение, в их числе — областной нарко­ логический диспансер. В 2003 году завершится реконструкция и капи­ тальный ремонт спецшколы-профтехучилища для подростков-правона- рушителей в с. Частая Дубрава Липецкого района. В ходе реализации программы «Дети Чернобыля», на которую за счет всех источников финансирования направлено более 5 млн. руб., основное внимание будет уделено оказанию специализированной ме­ дицинской помощи детям, подвергшимся радиационному воздействию, обеспечению их продуктами питания с лечебно-профилактическими свойствами, а также совершенствованию оказания социально-психо­ логической и педагогической помощи. В программе «Безопасное материнство» предусмотрены дополни­ тельные меры по охране репродуктивного здоровья населения и обес­ печению безопасного материнства, направленные на снижение уровня материнской и младенческой заболеваемости и смертности, а также поддержка беременных и кормящих женщин, внедрение прогрессив­ ных технологий для организации медицинской помощи матерям и де ­ тям, укрепление материально-технической базы учреждений акушерс­ ко-гинекологической и педиатрических служб. На реализацию этой программы будут использованы бюджетные средства в сумме более 1 млн. руб. и средства фонда обязательного медицинского страхования — 10 млн. руб. Программа «Развитие индустрии детского питания» финансирует­ ся только из областного бюджета. В 2003 году на развитие материаль­ но-технической базы производства продуктов детского питания через оснащение детских молочных кухонь современным отечественным и импортным оборудованием и расширение ассортимента продуктов детского питания предусмотрено 710 тыс. руб. Для доставки продук­ тов детского питания в отдаленные населенные пункты будет приобре­ тен специализированный транспорт с холодильным оборудованием. Мероприятия программы «Большая семья» за счет изменения кри­ терия определения многодетной семьи позволят расширить соци ­ альные гарантии: бесплатное содержание детей в детских дошколь­ ных учреждениях, бесплатное обучение в художественных, музыкаль­ ных, спортивных школах, школах искусств, улучшение жилищных усло­ вий. Помимо этого, будет уделяться внимание развитию трудового по­ тенциала многодетных семей (личные подворья; крестьянско-фермер­ ские хозяйства, предпринимательство). Из областного бюджета на реализацию программы будет направлено 1,1 млн. руб. В рамках программы «Здоровый ребенок» на покупку школьной мебели, кухонно-технологического, прачечного и медицинского обору­ дования, транспорта для доставки детей в школы в областном бюдже­ те на 2003 год предусматривается 8,3 млн. руб. На реализацию программы по улучшению положения женщин в Ли ­ пецкой области из областного бюджета будет направлено 2,5 млн. руб. ОБРАЗОВАНИЕ В сфере образования задачи определены исходя из приоритетно­ сти этой отрасли как неотъемлемого условия развития общества и обеспечения конкурентоспособности экономики. Важным условием при этом является улучшение качества образования. Определяющее значение будет иметь обеспечение равного досту­ па к образованию для различных социальных слоев и территориаль­ ных групп населения. Продолжится поиск социально приемлемого ба­ ланса платных и бесплатных услуг при сохранении бесплатного и об ­ щедоступного общего образования в соответствии с конституционны­ ми правами граждан. В области продолжится реализация Концепции модернизации российского образования, в рамках которой будет проводиться экспе­ риментальная работа по совершенствованию структуры и содержания общего образования, введению единого государственного экзамена, обеспечивающего совмещение государственной (итоговой) аттестации выпускников 11 классов образовательных школ и вступительных испы­ таний в учреждения среднего и высшего профессионального образо­ вания. Будут приняты меры по обновлению методов и технологий обу­ чения в образовательных учреждениях, направленных на достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний, формирование у учащихся практических навыков анализа информа­ ции и самообучения. Получат дальнейшее развитие материально-техническая база обра­ зовательных учреждений, компьютеризация и информатизация образо­ вательного процесса. Предусматривается начать строительство школ в р.ц. Доброе, п. Сырский Рудник г. Липецка, продолжить строительство учебных корпусов университетов в городах Ельце и Липецке. Затраты на капитальное строительство составят более 50 млн. руб., из них 35,6 млн. руб. — средства областного бюджета. На приобретение компьютеров из областного бюджета предполагается направить 3 млн. руб. Предусматривается продолжить реализацию программ: «Развитие образования», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Большая семья», «Здоровый ребенок», «Развитие социального обслуживания семьи и детей», «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовер­ шеннолетних» за счет средств федерального и областного бюджетов. В соответствии с требованиями рынка труда будет продолжена структурная подготовка специалистов. Дальнейшее развитие получит высшее и среднее профессиональное образование, являющееся ос ­ новой подготовки высококвалифицированных специалистов для раз­ вития отраслей хозяйственного комплекса и социальной сферы. В 2003 году планируется открыть 13 новых специальностей в вузах и ссузах области, среди них: клиническая психология, народное художествен­ ное творчество, механизация сельского хозяйства, дизайн, журналис­ тика, социальная антропология и др. Будет продолжена практика финансовой поддержки за счет средств областного бюджета научных разработок ученых липецких вузов, сти ­ мулирующая научное обеспечение социально-экономического разви­ тия области. ЗДРАВООХРАНЕНИЕ Основной задачей в области здравоохранения будет по-прежнему улучшение состояния здоровья населения на основе обеспечения дос­ тупности медицинской помощи путем создания правовых, э коно ­ мических и организационных условий предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню забо­ леваемости и потребностям населения. Продолжится совершенствование системы обязательного медицин­ ского страхования, направленное на повышение эффективности исполь­ зования имеющихся и привлечение дополнительных финансовых ре ­ сурсов. _ В соответствии с Концепцией развития здравоохранения Липец ­ кой области на 2001-2005 годы и на период до 2010 года продолжится работа по оптимизации объемов предоставляемой бесплатной меди­ цинской помощи и реструктуризации сети лечебно-профилактических учреждений, направленная на повышение их клинической и экономи­ ческой эффективности. В 2003 году в 17 районах области планируется организовать рабо­ ту по методу общеврачебной практики на базе участковых больниц, будут переданы органам социальной защиты населения участковые больницы, выполняющие социальные функции, общей мощностью 175 коек в Добровском, Добринском, Данковском, Измалковском, Липец­ ком районах. Планируется завершить создание реабилитационного Цен­ тра для больных наркоманией и медицинского информационно-анали­ тического Центра. (Продолжение на 6-й стр.)

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz