Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
2 4 а п р е л я 2 0 0 3 г . , № 7 6 (2195 4 ) Ш И П ЕЦ КА Я г а з е т а А д р е с : о б л а с т н а я а д м и н и с т р а ц и я , О л е г у К о р о л ё в у ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ ТА,МГДЕТЕБЯВСЕГДАБУДУТЖДАТЬ С НАДЕЖДОЙ Н ет, я не стыжусь моих сельских, крестьян ских корней. Скорее — горжусь ими. Мне никог да не хотелось сменить мес то жительства. Но после одиннадцатого класса, навер ное, придется переехать в город, чтобы продолжить об разование. И эта необходи мость очень угнетает. Понимаете, мое родное село — это как большая се мья. А что человек без семьи? Здесь все друг друга знают, никто к тебе не безразличен. Если у тебя горе, то посочув ствуют и помогут его пере- — Н у ч то ты уд ивл яеш ь ся? О н а ж е и з к а к о й - т о ды ры .. . — В о т н е д у м а л а , ч то т а к и е н е п р о д в и н у ты е е щ е бы в аю т . С тои т т о л ь к о п о с л уш а т ь , к а к о н а го в о р и т . А о д е в а е т с я . . . Д е р е в н я д е р е в н е й . Э тот р а з г о в о р д в у х д е в у ш е к в а в т о б у с е у с л ы ш а л а н е в о л ь н о . П о х о ж е , р е ч ь ш л а о б и х с о к у р с н и ц е . Н е с к р о ю : бы л о о б и д н о . Н е з а с е б я , н е з а н е з н а к о м у ю м н е с т у д е н т к у , а з а н а с з а в с е х , к т о р о д и л с я и вы рос в с е л е . « Д е р е в н я д е р е в н е й . . .» Т о ч н о с р е д и г о р о ж а н н е т п у с ты х , г р у б ы х , п р и м и т и в н ы х л ю д е й . жить. И радость разделят, и заботу. Конечно, люди попа даются всякие. Как говорит ся, в семье не без урода. Но почти все сельские жители — народ открытый и добрый. А город, по-моему, скорее по хож на интернат. Даже зна комые, соседи заняты своим. Ты можешь знать свой город, но знает ли он тебя? А насчет села этот вопрос просто не леп... Наверное, любой человек считает свою «малую роди ну» лучшим уголком во всем мире. Я не исключение. Но мне кажется, даже случай ный приезжий не может не полюбить мое Отскочное. Уж е с левого берега Дона видишь холмы, на которых оно раскинулось. Заливные луга щедры, в реке много рыбы. Впрочем, слова не пе редадут всей красоты этих мест. С детства каждая час тичка меня соприкоснулась, соединилась с окружающей природой и людьми. Со вре менем эти связи становятся только крепче. Мне знакомы каждая тропинка, каждое де ревце, ручеёк. Наверное, даже с закрытыми глазами я могу свободно гулять по род ным улицам. И всюду меня подстерегают воспоминания, смешные, грустные, разные: тут я упала с велосипеда, а под этим дубом-великаном я когда-то заснула, и родите ли сбились с ног, разыски вая, куда я подевалась. Есть у меня и свое заветное тай ное место. Во время грозы одно дерево было рассечено надвое. Лозинка — дерево неприхотливое и живучее, поэтому вскоре оно оправи лось от раны, а крона обра зовала на земле что-то вроде домика-шалаша. Там я все гда прячусь, если хочу по быть одна. Неподалеку бьет родник, он знает все мои сек реты. Разве можно в шуме и суете городской жизни испы тать что-то подобное? Да, мое село — это моя се мья, мои друзья, моя школа, мое все. Представьте, даже когда я отдыхала в ВДЦ «Ор ленок», то скучала по нему. Горы, море, солнце — это здорово. Но меня так тянуло на нашу речку или в шалаш под лозинкой. Кажется, тог да я и поняла: не потеряться в мире, не потерять себя, все выдержать можно, только если у тебя есть этот вечный спасительный тыл — малая родина, куда ты всегда воз вращаешься, где тебя все гда ждут. Оксана КРЕТИНИНА , 11 класс, отскоченская средняя школа Хлевенского района. СТАРЫЕПЕНЫ Может быть, все-таки главное, чему нас научили, Олег Петрович, это думать не только о себе. И еще — понимать, что ничего само собой не приходит, нельзя ждать манны небесной, особенно если всей стра не приходится нелегко. Так что мы ценим сравнительную стабильность в нашей области, знаем, как важ но, когда зарплату и пенсию дают вовремя, а в домах зимою в боль шинстве населенных пунктов теп ло. За это — спасибо. Как и за то, что власти не забывают о школьни ках. У нас в районе много возможно стей с пользой заниматься в разных кружках , спортивных секциях, на факультативах. Нашлись средства на ремонт спорткомплекса и Дома школьника. В достатке мячей, клю шек, тренажеров. Есть хорошие тренеры и учителя. Ну и, конечно, здорово, что мы можем осваивать компьютеры. Значит, не.уступим горожанам, сдавая экзамены в вуз, получая профессию. Я заканчиваю одиннадцатый класс. По-моему, педагоги дали мне прочные знания. Только вот школа наша за 60 лет сильно обветшала. С потолка сыплется штукатурка. Зимой прорывало трубы. Взрослые говорят, что ремонт будет стоить почти три миллиона. Одному рай онному бюджету не потянуть. Ответьте, Олег Петрович, есть ли надежда, что ремонт все-таки в ближайшее время удастся сделать? Хорошо бы к следующему первому звонку в сентябре. Николай ВОЛОСАТОВ, учащийся левтолстовской средней школы № 42. НАЛЕВО, МЯЧИК- НАПРАВО... МЯЧИК- В этом году я закончу школу. И буду посту пать в Липецкий техни ческий университет. Если по везет, стану инженером транспорта. Но домой, в свое Калабино, не вернусь. И ник то не вправе осуждать меня за это. Даже учителя, пото му что они получают нищен скую зарплату, отказывают себе в самом необходимом и месят непролазную грязь от дома до школы. И будут так жить дальше. А молодёжь — слоняться вечерами по ули це, ведь в Доме культуры одна дискотека под сломан ный магнитофон и съеденные молью занавески. Да и само здание, говорят, в аварийном состоянии. На дворе — двад цать первый век, а у нас ску ка и томление от безделья. Вот наш президент гово рит: «Давайте заниматься спортом...» Давайте! Но в школе нет даже спортзала. У нас вместо трех часов физ культуры два. Чем занимаем ся? А в теннис играем. Не в тот, конечно, в котором бли стал Ельцин и компания, а настольный. Двое играют, а семнадцать человек сидят на лавочке, ждут очереди. По тому что стол один, да и тот ставить некуда. Вот и сидим- наблюдаем: мячик — налево, мячик — направо... Я-то свое отыграл. А вот моей сестрен ке Оле, шестикласснице , еще играть да играть... Но чем же она, чем мы все, де ревенские, хуже других? Тем более живем-то на централь ной усадьбе одного из круп ных хозяйств района. Что же тогда говорить об отдален ных селах? Вот, например, Архангельское вообще быва ет отрезано от внешнего мира, потому что нет моста. Школа, магазин — все на на шей стороне. Так что архан гельским ребятам, а их там всего пять человек, еще хуже, чем нам. И так — куда ни глянь. Дважды горела мастерс кая. Решили было восстанав ливать церковь, даже деньги собирали, но остыли. Нет, никто сюда не вернется. Я знаю настроение ребят: уехать, во что бы то ни стало уехать. В ноябре прошлого года нашей калабинской средней школе исполнилось ровно пятьдесят. Съехались гости, были руководители из райо на — земляки, были ученые и даже один работник Ва шей, Олег Петрович, адми нистрации. Все стали людь ми, все тепло говорили о школе и о своем родном селе. Но ведь никто не ос тался здесь! А с другой сто роны, что бы они у нас дела ли? Был, например, на юби лее и мой дядя, Геннадий Николаевич Карлов. Он за кончил Академию им. Тими рязева в Москве, сам препо дает в ней, защитил канди датскую, занимается семено водством. Для Калабино он потерян. Но на это можно по смотреть и по-другому: он все равно работает на своё село, продолжая помогать ему, только на другом уров не. Все правильно, жизнь есть жизнь. Но как все-таки быть с самим Калабино? С клубом, который вот-вот за валится? Со школой, где есть уже компьютеры, но все еще нет спортзала? И я вот о чем подумал. Почему бы не привлечь вни мание бывших селян, состо явшихся, умных, с деньгами и связями, к проблемам сво ей деревни? Ведь одному бюд жету всего не осилить. По чему не объявить сбор вы пускников сельских школ не ради очередного и всегда редкого праздника, а наобо рот — из-за нужды, которую испытывает малая родина? А вот как , в какой форме это сделать, я пока не знаю. А если что-нибудь придумаю, напишу Вам, Олег Петрович, еще раз, ладно? Александр КАРЛОВ , учащийся калабинской средней школы Задонского района. С ТРЕВОГОЙ Уважаемый Олег Петро вич! Прочитал в газете, что Вы хотели бы получше узнать, чем живут, на что надеются и о чем беспокоятся молодые, и решил откликнуться. Я окончил елецкий лицей № 5, сейчас учусь на первом кур се факультета автоматизации и информатики Л ГТУ . С дет ства увлекаюсь радиоконст руированием. Мастерил и блок питания, и цветомузы кальную установку, и автомо бильную си гнализацию ... Сначала с помощью отца, он у меня педагог дополнитель ного образования на елецкой станции юных техников № 1, потом самостоятельно. В старших классах, например, «заболел» идеей сделать те стер. Это такой прибор, он позволяет при низком напря жении (4,5 вольта) измерять высокие сопротивления. С его помощью можно прове рить работоспособность лю бых деталей, скажем, резис торов, диодов. Может он ис пользоваться и в электрике. Та ких устройств, я точно знаю, в нашей стране не про изводят. Хотя затраты на них — минимальные, а польза — огромная. Между прочим, для моей затеи понадобилось всего пятнадцать рублей — купить несколько радиодета лей. А корпус — пластмас совая коробочка — вообще ничего не стоил: я его «скле ил» из задней стенки старо го телевизора. Ну, пришлось чуток повозиться, подымить паяльником... Зато через ме сяц тестер был готов и ус пешно испытан. Вот тогда меня и пригла сили поучаствовать в инже нерной и научно-технической выставке «Шаг в будущее». Ее организует школа «Эври ка» Липецкого техуниверси- тета при поддержке обладми нистрации. Я занял первое место, получил право на вне конкурсное поступление в вуз. За это, конечно же , очень признателен. Но вот вопрос: а что бу дет с моим тестером? Это ведь изобретение. К ак получить на него патент? Говорят, дело это хлопотное, требует денег, в общем, почти неосу ществимое. Выходит, госу дарству техники и изобрета тели, а особенно молодые, мало интересны? Я давно по чувствовал это, глядя на отца. Хлопот у него много, а зарплата мизерная. Он на свои деньги покупает радио- детали для работы своим уче никам, потому что материаль ная база станции юных тех ников год от года все хуже. Со временем, слышал, ее кружки просто переведут на платную основу. Хочешь за ниматься — плати. А если не чем, гуляй, даже если у тебя есть призвание и способнос ти. Неужели так и произой дет? А все разговоры с три бун о том, что будущее Рос сии — за отечественными, а не импортными проектами, разработками, рацпредложе ниями, — болтовня? Михаил ПОВАЛЯЕВ, студент. г. Липецк. ПРИЗВАНИЕ ЯМУЖЧИНА-ЗНАЧИТ,ЯС01ЩАТ Поэт Михаил Львов заметил: «Чтобы стать мужчиной — мало им родиться. Мужской характер в себе нужно воспитать». Я с ним согласен. В жизни не обойтись без таких качеств, как сме лость, правдивость, умение прийти на помощь другому. А еще — ответственность за себя и своих близких. Где можно научиться всему этому? В первую очередь — в армии. Многие взрослые с благодарностью вспоминают годы службы. Они говорят, что это была настоящая школа жизни и мужества. Я свой выбор сделал еще в девятом классе. Уже два года серьезно готовлюсь к поступлению в военное училище. Хочу стать кадровым офицером. Да, достичь цели будет нелегко. Но, ду маю, все зависит только от меня самого. Я верю в свои силы. И скажу честно: с трудом понимаю многих моих сверстников, которые панически боятся армейской службы, пытаются спря таться за спинами других, уклониться. Не буду спорить: наша жизнь и на гражданке, и в армии непростая, небезоблачная. И дедовщина, наверное, не выдумка, и слабая дисциплина в иных подразделениях. Но, мне кажется, по этим безобразиям неспра ведливо судить в целом о Российской армии. У нас много образ цовых частей, где бойцов всерьез обучают военным специаль ностям, где они осознают себя защитниками России. Уже в школе на уроках ОБЖ и физкультуры мы готовимся к армейским испытаниям. Узнав о нормативах для допризывни ков, мои одноклассники стараются им соответствовать. Для мно гих из нас не составляет труда подтянуться на перекладине две надцать раз, пробежать два километра. А знаете, как интересно возиться с оружием, самостоятельно собирать, разбирать. Я слышал народную поговорку: «Русский солдат умом и си лой богат». Видите: не только силой, а и умом. Знаниями. Так что уроки истории для нас — это тоже подготовка к армии. У нас были мужественные предки. А чем мы хуже? В наших жилах течет их кровь. Русские всегда умели постоять за свою Россию. И мы, если надо будет, защитим ее, не сомневайтесь. Максим ЗОЛОТУХИН, 11 класс лицея № 24 г. Ельца. НЕ ТОЛЬКО О ТЕННИСЕ ЛЮБИМЫМ УРОК Мое знакомство с компь ютером состоялось в третьем классе. С его помощью учи тель оценивал наши знания по математике. Было, конеч но, интересно. Правда, тог да я не думал, как эта умная и сложная техника меня ув лечёт. Но в пятом классе уроки информатики стали самыми любимыми. И не только для меня. Например, у Коли Вдо вина имеется сертификат уча стника открытого смотра-кон курса учащихся образова тельных учреждений Липец кой области «Юный програм мист-2002». На «ты» с ком пьютером и другие ребята — Ян Громик, Тимофей Зайцев, Михаил Егорочкин... А Сер гей Макаров на летних кани кулах даже успел поработать программистом в одной из данковских фирм. Знание компьютера здоро во помогает в ученье. Напри мер, выполнять компьютер ные варианты рефератов по географии, русскому языку, другим предметам. Мне лич но очень любопытна создан ная у нас программа «Худож ники Данкова». Особый раз дел в ней посвящен замеча тельному живописцу, основа телю Данковской картинной галереи Андрею Ивановичу Плотнову. А скоро будет и программа по творчеству еще одного художника-данковча- нина — Аркадия Викторови ча Ермакова. Уже собран бо гатый материал. Наша школа, можно ска зать, самая технически осна щ енная . 24 компьютера! Больше нигде нет. Но их все- таки тоже уже недостаточно. Необходим хотя бы один ком пьютер, более мощный и со временный, чем все имеющи еся. Информатику нам препо дает Геннадий Иванович Смирных. И делает это заме чательно. Он, конечно, сам отлично владеет техникой, умеет все интересно и доход чиво объяснить, не жалеет для нас ни сил, ни времени. Кроме предусмотренных школьной программой уроков и факультативов, проводит дополнительные занятия . Такие внеплановые ежене дельные факультативы он организует для всех, кто по- настоящему увлечен компь ютерами. Посещают их и ре бята из других школ. При езжают даже из пригородно го села Новоникольское. У некоторых есть компьютеры дома. И Геннадий Иванович составляет нам домашние задачи, мы их решаем, а по том, если нужно, вместе раз бираем. Ученики Геннадия Ивано вича сейчас работают про граммистами в солидных фирмах и учреждениях раз личных городов. И среди моих однокашников многие тоже мечтают поступить в вузы, так или иначе связан ные с информатикой. Наука Геннадия Ивановича там очень пригодится. Виталий БАЛОВНЕВ, учащийся 9-го класса данковской средней школы № 6. ТАК МЫ ЖИВЕМ ШКОЛА НАКРУТОМБЕРЕГУ Н а ш и п р е д к и з н а л и , гд е л у ч ш е все го с тр ои ть ш к о л у . М е с т о д л я н е е в с е л е Л а в ы п о д о б р а л и с а м о е - с а м о е . . . Н а к р у т о м б е р е г у Бы строй С о сны , р я д о м с х р а м о м . Ш к о л е у ж е б о л е е с та л е т . В э т ом г о д у м н е п р е д с т о и т расстаться с н е й . Я з а к а н ч и в а ю д е в я ты й к л а с с и п е р е й д у в го р о д с к у ю ш к о л у . Н а ш а - т о ш к о л а — н е п о л н а я с р е д н я я . Н а т е р р и т о р и и Л а в с к о й с е л ь с ко й а д м и н и с т р а ц и и т о л ь к о д в е ш к о л ы — к а з и н с к а я н а ч а л ь н а я д а н а ш а н е п о л н а я . А ж и в у я в К а з и н к е , о н а в н е с к о л ь к и х к и л о м е т р а х о т Л а в . Н о д а л ь н и й п у ть м е н я н и к о г д а н е т я го т и л . К т о м у ж е н а у р о к и и с у р о к о в к а з и н с к и х н а а в т о б у с е с е л ь х о з к о о п е р а т и в а « М а е в к а » в о з и л и . В свою маленькую уютную школу я приходила с радостью. И учиться мне здесь было, представьте себе, весело. По-моему, только так и можно учиться хорошо. У нас никогда не было скуки зеленой ни на уроках, ни вообще. Лавская школа — это в селе на стоящий центр культуры. Здесь даже мероприятия спортивные проводятся. Клуба в Лавах давно нет — когда-то он находился в здании старинной церкви. Потом ее передали верующим, они возродили храм во всей красе. Рассказывали, много было споров: быть клубу или церкви? Я считаю, что клуб в таком месте — это кощунство. Зато теперь все концерты — в школе. Опять же неплохо. Детского сада в Лавах тоже нет. Поэтому дошко лята тоже в нашей школе собираются, они такие за бавные... Вот так и живем. А знаете, почему еще нам так весело, интересно учиться? Педагоги и воспитатели не занудные. С искоркой в глазах. И пляшут, и поют, и затейники добрых и полезных дел. С ними не скуч но. Моему знаменитому педагогу-однофамильцу это бы понравилось. Например, Елена Викторовна К а мынина — лучшая вожатая Елецкого района по всем номинациям. Мы ее всем школьным клубом «Эдель вейс» на районном конкурсе поддерживали. . И еще такая «изюминка» есть в Лавах. Участни к и всех школьных действ, а не только их организа торы, молодые педагоги — Роман Вячеславович Без лепкин, Виктор Вячеславович Митяев, Татьяна Сер- ,‘геевна Колчева, Олег Николаевич Романов... Недав но проводился День здоровья, так они, ка к говорит ся, личным примером показывали на спортплощад ке, что такое быть здоровым... В школе хорошие спортивные традиции. Наши дзюдоисты (даже дев чата!) и хоккеисты — признанные районные лиде ры. Не знаю, будет ли мне так уютно и весело в го родской школе. Хотелось бы... А еще хотелось, что бы на большой центральной усадьбе сельхозкоопе ратива «Маевка» в селе Казинка появилась своя средняя школа. По-моему, это и необходимо, и спра ведливо... К а тя М А КА Р ЕН КО , 9 класс лавской школы Елецкого района. 3 0 $ ! СЛОВА НЕ С П Ю Ю 1 . . . Ч то т о л к а е т , с о б л а з н я е т п о д р о с т к о в вы к у р и т ь п е р в ую с и г а р е т у «с д у р ь ю » , п р о гл о т и т ь т а б л е т к у , у к о лоться? Н а в е р н о е , и м к а ж е т ся , ч то т у т к а к а я - т о т а й н а , ч т о - т о пусть з а п р е т н о е , н о п р и я т н о е , н е о б ы ч н о е . З а п е р в о й д о з о й — в т о р а я , тр е т ь я . П о с л е э то го г о р е н а д о л г о , е с л и н е н а в с е г д а , п о с ел я е т с я в с ем ь е . Ж ' § 1111ШШ11Й Наркоманов теперь много... Далеко не все стоят на учете. Чем тут помочь, ка к спасти мо лодых? Запретами, указами и приказами вряд ли получится. Может, нужно побольше забо титься о досуге? Сейчас бесплатных к р у ж ков, секций , факультативов, спортивных обществ становит ся все меньше. Зато в изобилии мелких пивнушек, забегаловок и прочих увеселительных мест. Цены на билеты в театр, на кон церт, экскурсии неуклонно пол зут вверх, даже почтовая пере писка многим стала не по кар ману. Вот и образуются «тусов ки по интересам» — в подвалах, на чердаках, в сомнительных квартирах. Кстати, дороговизна созда ет проблемы не только когда речь идет об отдыхе. Вот меня уже беспокоит, к а к я получу высшее образование. Свобод ных денег в семье нет, папа давно болен, у мамы не скла дывается с работой. Что ждет меня — не знаю... Эти тревоги есть, наверное, чуть ли не в каждой семье. И они создают напряжение, не рвозность. Кто-то сумеет этому противостоять, а кто-то поплы вет по течению, в том числе и по волнам наркотического дым ка . .. В общем, если мы и вправ ду, как везде говорят, — буду щее России, то удержать его от пьянства или наркотиков мож но лишь дав твердую надежду на продолжение учебы, на хо рошую профессию, достойную жизнь. Одни слова о вреде нар котиков никого не спасут. Дарья М И Т И Н А , 7 класс средней школы № 51. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz