Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

2 4 а п р е л я 2 0 0 3 г . , № 7 6 (2195 4 ) Ш И П ЕЦ КА Я г а з е т а А д р е с : о б л а с т н а я а д м и н и с т р а ц и я , О л е г у К о р о л ё в у ПРИЗНАНИЕ В ЛЮБВИ ТА,МГДЕТЕБЯВСЕГДАБУДУТЖДАТЬ С НАДЕЖДОЙ Н ет, я не стыжусь моих сельских, крестьян­ ских корней. Скорее — горжусь ими. Мне никог­ да не хотелось сменить мес­ то жительства. Но после одиннадцатого класса, навер­ ное, придется переехать в город, чтобы продолжить об­ разование. И эта необходи­ мость очень угнетает. Понимаете, мое родное село — это как большая се­ мья. А что человек без семьи? Здесь все друг друга знают, никто к тебе не безразличен. Если у тебя горе, то посочув­ ствуют и помогут его пере- — Н у ч то ты уд ивл яеш ь ся? О н а ж е и з к а к о й - т о ды ры .. . — В о т н е д у м а л а , ч то т а к и е н е п р о д в и н у ты е е щ е бы ­ в аю т . С тои т т о л ь к о п о с л уш а т ь , к а к о н а го в о р и т . А о д е ­ в а е т с я . . . Д е р е в н я д е р е в н е й . Э тот р а з г о в о р д в у х д е в у ш е к в а в т о б у с е у с л ы ш а л а н е в о л ь н о . П о х о ж е , р е ч ь ш л а о б и х с о к у р с н и ц е . Н е с к р о ю : бы л о о б и д н о . Н е з а с е б я , н е з а н е з н а к о м у ю м н е с т у д е н т к у , а з а н а с з а в с е х , к т о р о д и л с я и вы рос в с е л е . « Д е р е в н я д е р е в н е й . . .» Т о ч н о с р е д и г о р о ж а н н е т п у с ­ ты х , г р у б ы х , п р и м и т и в н ы х л ю д е й . жить. И радость разделят, и заботу. Конечно, люди попа­ даются всякие. Как говорит­ ся, в семье не без урода. Но почти все сельские жители — народ открытый и добрый. А город, по-моему, скорее по­ хож на интернат. Даже зна­ комые, соседи заняты своим. Ты можешь знать свой город, но знает ли он тебя? А насчет села этот вопрос просто не­ леп... Наверное, любой человек считает свою «малую роди­ ну» лучшим уголком во всем мире. Я не исключение. Но мне кажется, даже случай­ ный приезжий не может не полюбить мое Отскочное. Уж е с левого берега Дона видишь холмы, на которых оно раскинулось. Заливные луга щедры, в реке много рыбы. Впрочем, слова не пе­ редадут всей красоты этих мест. С детства каждая час­ тичка меня соприкоснулась, соединилась с окружающей природой и людьми. Со вре­ менем эти связи становятся только крепче. Мне знакомы каждая тропинка, каждое де­ ревце, ручеёк. Наверное, даже с закрытыми глазами я могу свободно гулять по род­ ным улицам. И всюду меня подстерегают воспоминания, смешные, грустные, разные: тут я упала с велосипеда, а под этим дубом-великаном я когда-то заснула, и родите­ ли сбились с ног, разыски­ вая, куда я подевалась. Есть у меня и свое заветное тай­ ное место. Во время грозы одно дерево было рассечено надвое. Лозинка — дерево неприхотливое и живучее, поэтому вскоре оно оправи­ лось от раны, а крона обра­ зовала на земле что-то вроде домика-шалаша. Там я все­ гда прячусь, если хочу по­ быть одна. Неподалеку бьет родник, он знает все мои сек­ реты. Разве можно в шуме и суете городской жизни испы­ тать что-то подобное? Да, мое село — это моя се­ мья, мои друзья, моя школа, мое все. Представьте, даже когда я отдыхала в ВДЦ «Ор­ ленок», то скучала по нему. Горы, море, солнце — это здорово. Но меня так тянуло на нашу речку или в шалаш под лозинкой. Кажется, тог­ да я и поняла: не потеряться в мире, не потерять себя, все выдержать можно, только если у тебя есть этот вечный спасительный тыл — малая родина, куда ты всегда воз­ вращаешься, где тебя все­ гда ждут. Оксана КРЕТИНИНА , 11 класс, отскоченская средняя школа Хлевенского района. СТАРЫЕПЕНЫ Может быть, все-таки главное, чему нас научили, Олег Петрович, это думать не только о себе. И еще — понимать, что ничего само собой не приходит, нельзя ждать манны небесной, особенно если всей стра­ не приходится нелегко. Так что мы ценим сравнительную стабильность в нашей области, знаем, как важ­ но, когда зарплату и пенсию дают вовремя, а в домах зимою в боль­ шинстве населенных пунктов теп­ ло. За это — спасибо. Как и за то, что власти не забывают о школьни­ ках. У нас в районе много возможно­ стей с пользой заниматься в разных кружках , спортивных секциях, на факультативах. Нашлись средства на ремонт спорткомплекса и Дома школьника. В достатке мячей, клю­ шек, тренажеров. Есть хорошие тренеры и учителя. Ну и, конечно, здорово, что мы можем осваивать компьютеры. Значит, не.уступим горожанам, сдавая экзамены в вуз, получая профессию. Я заканчиваю одиннадцатый класс. По-моему, педагоги дали мне прочные знания. Только вот школа наша за 60 лет сильно обветшала. С потолка сыплется штукатурка. Зимой прорывало трубы. Взрослые говорят, что ремонт будет стоить почти три миллиона. Одному рай­ онному бюджету не потянуть. Ответьте, Олег Петрович, есть ли надежда, что ремонт все-таки в ближайшее время удастся сделать? Хорошо бы к следующему первому звонку в сентябре. Николай ВОЛОСАТОВ, учащийся левтолстовской средней школы № 42. НАЛЕВО, МЯЧИК- НАПРАВО... МЯЧИК- В этом году я закончу школу. И буду посту­ пать в Липецкий техни­ ческий университет. Если по­ везет, стану инженером транспорта. Но домой, в свое Калабино, не вернусь. И ник­ то не вправе осуждать меня за это. Даже учителя, пото­ му что они получают нищен­ скую зарплату, отказывают себе в самом необходимом и месят непролазную грязь от дома до школы. И будут так жить дальше. А молодёжь — слоняться вечерами по ули­ це, ведь в Доме культуры одна дискотека под сломан­ ный магнитофон и съеденные молью занавески. Да и само здание, говорят, в аварийном состоянии. На дворе — двад­ цать первый век, а у нас ску­ ка и томление от безделья. Вот наш президент гово­ рит: «Давайте заниматься спортом...» Давайте! Но в школе нет даже спортзала. У нас вместо трех часов физ­ культуры два. Чем занимаем­ ся? А в теннис играем. Не в тот, конечно, в котором бли­ стал Ельцин и компания, а настольный. Двое играют, а семнадцать человек сидят на лавочке, ждут очереди. По­ тому что стол один, да и тот ставить некуда. Вот и сидим- наблюдаем: мячик — налево, мячик — направо... Я-то свое отыграл. А вот моей сестрен­ ке Оле, шестикласснице , еще играть да играть... Но чем же она, чем мы все, де­ ревенские, хуже других? Тем более живем-то на централь­ ной усадьбе одного из круп­ ных хозяйств района. Что же тогда говорить об отдален­ ных селах? Вот, например, Архангельское вообще быва­ ет отрезано от внешнего мира, потому что нет моста. Школа, магазин — все на на­ шей стороне. Так что архан­ гельским ребятам, а их там всего пять человек, еще хуже, чем нам. И так — куда ни глянь. Дважды горела мастерс­ кая. Решили было восстанав­ ливать церковь, даже деньги собирали, но остыли. Нет, никто сюда не вернется. Я знаю настроение ребят: уехать, во что бы то ни стало уехать. В ноябре прошлого года нашей калабинской средней школе исполнилось ровно пятьдесят. Съехались гости, были руководители из райо­ на — земляки, были ученые и даже один работник Ва­ шей, Олег Петрович, адми­ нистрации. Все стали людь­ ми, все тепло говорили о школе и о своем родном селе. Но ведь никто не ос­ тался здесь! А с другой сто­ роны, что бы они у нас дела­ ли? Был, например, на юби­ лее и мой дядя, Геннадий Николаевич Карлов. Он за­ кончил Академию им. Тими­ рязева в Москве, сам препо­ дает в ней, защитил канди­ датскую, занимается семено­ водством. Для Калабино он потерян. Но на это можно по­ смотреть и по-другому: он все равно работает на своё село, продолжая помогать ему, только на другом уров­ не. Все правильно, жизнь есть жизнь. Но как все-таки быть с самим Калабино? С клубом, который вот-вот за­ валится? Со школой, где есть уже компьютеры, но все еще нет спортзала? И я вот о чем подумал. Почему бы не привлечь вни­ мание бывших селян, состо­ явшихся, умных, с деньгами и связями, к проблемам сво­ ей деревни? Ведь одному бюд­ жету всего не осилить. По­ чему не объявить сбор вы­ пускников сельских школ не ради очередного и всегда редкого праздника, а наобо­ рот — из-за нужды, которую испытывает малая родина? А вот как , в какой форме это сделать, я пока не знаю. А если что-нибудь придумаю, напишу Вам, Олег Петрович, еще раз, ладно? Александр КАРЛОВ , учащийся калабинской средней школы Задонского района. С ТРЕВОГОЙ Уважаемый Олег Петро­ вич! Прочитал в газете, что Вы хотели бы получше узнать, чем живут, на что надеются и о чем беспокоятся молодые, и решил откликнуться. Я окончил елецкий лицей № 5, сейчас учусь на первом кур­ се факультета автоматизации и информатики Л ГТУ . С дет­ ства увлекаюсь радиоконст­ руированием. Мастерил и блок питания, и цветомузы­ кальную установку, и автомо­ бильную си гнализацию ... Сначала с помощью отца, он у меня педагог дополнитель­ ного образования на елецкой станции юных техников № 1, потом самостоятельно. В старших классах, например, «заболел» идеей сделать те­ стер. Это такой прибор, он позволяет при низком напря­ жении (4,5 вольта) измерять высокие сопротивления. С его помощью можно прове­ рить работоспособность лю­ бых деталей, скажем, резис­ торов, диодов. Может он ис­ пользоваться и в электрике. Та ких устройств, я точно знаю, в нашей стране не про­ изводят. Хотя затраты на них — минимальные, а польза — огромная. Между прочим, для моей затеи понадобилось всего пятнадцать рублей — купить несколько радиодета­ лей. А корпус — пластмас­ совая коробочка — вообще ничего не стоил: я его «скле­ ил» из задней стенки старо­ го телевизора. Ну, пришлось чуток повозиться, подымить паяльником... Зато через ме­ сяц тестер был готов и ус­ пешно испытан. Вот тогда меня и пригла­ сили поучаствовать в инже­ нерной и научно-технической выставке «Шаг в будущее». Ее организует школа «Эври­ ка» Липецкого техуниверси- тета при поддержке обладми­ нистрации. Я занял первое место, получил право на вне­ конкурсное поступление в вуз. За это, конечно же , очень признателен. Но вот вопрос: а что бу­ дет с моим тестером? Это ведь изобретение. К ак получить на него патент? Говорят, дело это хлопотное, требует денег, в общем, почти неосу­ ществимое. Выходит, госу­ дарству техники и изобрета­ тели, а особенно молодые, мало интересны? Я давно по­ чувствовал это, глядя на отца. Хлопот у него много, а зарплата мизерная. Он на свои деньги покупает радио- детали для работы своим уче­ никам, потому что материаль­ ная база станции юных тех­ ников год от года все хуже. Со временем, слышал, ее кружки просто переведут на платную основу. Хочешь за­ ниматься — плати. А если не­ чем, гуляй, даже если у тебя есть призвание и способнос­ ти. Неужели так и произой­ дет? А все разговоры с три­ бун о том, что будущее Рос­ сии — за отечественными, а не импортными проектами, разработками, рацпредложе­ ниями, — болтовня? Михаил ПОВАЛЯЕВ, студент. г. Липецк. ПРИЗВАНИЕ ЯМУЖЧИНА-ЗНАЧИТ,ЯС01ЩАТ Поэт Михаил Львов заметил: «Чтобы стать мужчиной — мало им родиться. Мужской характер в себе нужно воспитать». Я с ним согласен. В жизни не обойтись без таких качеств, как сме­ лость, правдивость, умение прийти на помощь другому. А еще — ответственность за себя и своих близких. Где можно научиться всему этому? В первую очередь — в армии. Многие взрослые с благодарностью вспоминают годы службы. Они говорят, что это была настоящая школа жизни и мужества. Я свой выбор сделал еще в девятом классе. Уже два года серьезно готовлюсь к поступлению в военное училище. Хочу стать кадровым офицером. Да, достичь цели будет нелегко. Но, ду­ маю, все зависит только от меня самого. Я верю в свои силы. И скажу честно: с трудом понимаю многих моих сверстников, которые панически боятся армейской службы, пытаются спря­ таться за спинами других, уклониться. Не буду спорить: наша жизнь и на гражданке, и в армии непростая, небезоблачная. И дедовщина, наверное, не выдумка, и слабая дисциплина в иных подразделениях. Но, мне кажется, по этим безобразиям неспра­ ведливо судить в целом о Российской армии. У нас много образ­ цовых частей, где бойцов всерьез обучают военным специаль­ ностям, где они осознают себя защитниками России. Уже в школе на уроках ОБЖ и физкультуры мы готовимся к армейским испытаниям. Узнав о нормативах для допризывни­ ков, мои одноклассники стараются им соответствовать. Для мно­ гих из нас не составляет труда подтянуться на перекладине две­ надцать раз, пробежать два километра. А знаете, как интересно возиться с оружием, самостоятельно собирать, разбирать. Я слышал народную поговорку: «Русский солдат умом и си­ лой богат». Видите: не только силой, а и умом. Знаниями. Так что уроки истории для нас — это тоже подготовка к армии. У нас были мужественные предки. А чем мы хуже? В наших жилах течет их кровь. Русские всегда умели постоять за свою Россию. И мы, если надо будет, защитим ее, не сомневайтесь. Максим ЗОЛОТУХИН, 11 класс лицея № 24 г. Ельца. НЕ ТОЛЬКО О ТЕННИСЕ ЛЮБИМЫМ УРОК Мое знакомство с компь­ ютером состоялось в третьем классе. С его помощью учи­ тель оценивал наши знания по математике. Было, конеч­ но, интересно. Правда, тог­ да я не думал, как эта умная и сложная техника меня ув­ лечёт. Но в пятом классе уроки информатики стали самыми любимыми. И не только для меня. Например, у Коли Вдо­ вина имеется сертификат уча­ стника открытого смотра-кон­ курса учащихся образова­ тельных учреждений Липец­ кой области «Юный програм­ мист-2002». На «ты» с ком­ пьютером и другие ребята — Ян Громик, Тимофей Зайцев, Михаил Егорочкин... А Сер­ гей Макаров на летних кани­ кулах даже успел поработать программистом в одной из данковских фирм. Знание компьютера здоро­ во помогает в ученье. Напри­ мер, выполнять компьютер­ ные варианты рефератов по географии, русскому языку, другим предметам. Мне лич­ но очень любопытна создан­ ная у нас программа «Худож­ ники Данкова». Особый раз­ дел в ней посвящен замеча­ тельному живописцу, основа­ телю Данковской картинной галереи Андрею Ивановичу Плотнову. А скоро будет и программа по творчеству еще одного художника-данковча- нина — Аркадия Викторови­ ча Ермакова. Уже собран бо­ гатый материал. Наша школа, можно ска­ зать, самая технически осна­ щ енная . 24 компьютера! Больше нигде нет. Но их все- таки тоже уже недостаточно. Необходим хотя бы один ком­ пьютер, более мощный и со­ временный, чем все имеющи­ еся. Информатику нам препо­ дает Геннадий Иванович Смирных. И делает это заме­ чательно. Он, конечно, сам отлично владеет техникой, умеет все интересно и доход­ чиво объяснить, не жалеет для нас ни сил, ни времени. Кроме предусмотренных школьной программой уроков и факультативов, проводит дополнительные занятия . Такие внеплановые ежене­ дельные факультативы он организует для всех, кто по- настоящему увлечен компь­ ютерами. Посещают их и ре­ бята из других школ. При­ езжают даже из пригородно­ го села Новоникольское. У некоторых есть компьютеры дома. И Геннадий Иванович составляет нам домашние задачи, мы их решаем, а по­ том, если нужно, вместе раз­ бираем. Ученики Геннадия Ивано­ вича сейчас работают про­ граммистами в солидных фирмах и учреждениях раз­ личных городов. И среди моих однокашников многие тоже мечтают поступить в вузы, так или иначе связан­ ные с информатикой. Наука Геннадия Ивановича там очень пригодится. Виталий БАЛОВНЕВ, учащийся 9-го класса данковской средней школы № 6. ТАК МЫ ЖИВЕМ ШКОЛА НАКРУТОМБЕРЕГУ Н а ш и п р е д к и з н а л и , гд е л у ч ш е все го с тр ои ть ш к о л у . М е с т о д л я н е е в с е л е Л а в ы п о д о б р а л и с а м о е - с а м о е . . . Н а к р у т о м б е р е г у Бы строй С о ­ сны , р я д о м с х р а м о м . Ш к о л е у ж е б о л е е с та л е т . В э т ом г о д у м н е п р е д с т о и т расстаться с н е й . Я з а к а н ч и в а ю д е в я ты й к л а с с и п е р е й д у в го р о д с ­ к у ю ш к о л у . Н а ш а - т о ш к о л а — н е п о л н а я с р е д ­ н я я . Н а т е р р и т о р и и Л а в с к о й с е л ь с ко й а д м и н и с ­ т р а ц и и т о л ь к о д в е ш к о л ы — к а з и н с к а я н а ч а л ь ­ н а я д а н а ш а н е п о л н а я . А ж и в у я в К а з и н к е , о н а в н е с к о л ь к и х к и л о ­ м е т р а х о т Л а в . Н о д а л ь н и й п у ть м е н я н и к о г д а н е т я го т и л . К т о м у ж е н а у р о к и и с у р о к о в к а з и н с к и х н а а в т о б у с е с е л ь х о з к о о п е р а т и в а « М а е в к а » в о з и л и . В свою маленькую уютную школу я приходила с радостью. И учиться мне здесь было, представьте себе, весело. По-моему, только так и можно учиться хорошо. У нас никогда не было скуки зеленой ни на уроках, ни вообще. Лавская школа — это в селе на­ стоящий центр культуры. Здесь даже мероприятия спортивные проводятся. Клуба в Лавах давно нет — когда-то он находился в здании старинной церкви. Потом ее передали верующим, они возродили храм во всей красе. Рассказывали, много было споров: быть клубу или церкви? Я считаю, что клуб в таком месте — это кощунство. Зато теперь все концерты — в школе. Опять же неплохо. Детского сада в Лавах тоже нет. Поэтому дошко­ лята тоже в нашей школе собираются, они такие за­ бавные... Вот так и живем. А знаете, почему еще нам так весело, интересно учиться? Педагоги и воспитатели не занудные. С искоркой в глазах. И пляшут, и поют, и затейники добрых и полезных дел. С ними не скуч­ но. Моему знаменитому педагогу-однофамильцу это бы понравилось. Например, Елена Викторовна К а ­ мынина — лучшая вожатая Елецкого района по всем номинациям. Мы ее всем школьным клубом «Эдель­ вейс» на районном конкурсе поддерживали. . И еще такая «изюминка» есть в Лавах. Участни­ к и всех школьных действ, а не только их организа­ торы, молодые педагоги — Роман Вячеславович Без­ лепкин, Виктор Вячеславович Митяев, Татьяна Сер- ,‘геевна Колчева, Олег Николаевич Романов... Недав­ но проводился День здоровья, так они, ка к говорит­ ся, личным примером показывали на спортплощад­ ке, что такое быть здоровым... В школе хорошие спортивные традиции. Наши дзюдоисты (даже дев­ чата!) и хоккеисты — признанные районные лиде­ ры. Не знаю, будет ли мне так уютно и весело в го­ родской школе. Хотелось бы... А еще хотелось, что­ бы на большой центральной усадьбе сельхозкоопе­ ратива «Маевка» в селе Казинка появилась своя средняя школа. По-моему, это и необходимо, и спра­ ведливо... К а тя М А КА Р ЕН КО , 9 класс лавской школы Елецкого района. 3 0 $ ! СЛОВА НЕ С П Ю Ю 1 . . . Ч то т о л к а е т , с о б л а з н я е т п о д р о с т к о в вы к у р и т ь п е р ­ в ую с и г а р е т у «с д у р ь ю » , п р о гл о т и т ь т а б л е т к у , у к о ­ лоться? Н а в е р н о е , и м к а ж е т ­ ся , ч то т у т к а к а я - т о т а й н а , ч т о - т о пусть з а п р е т н о е , н о п р и я т н о е , н е о б ы ч н о е . З а п е р в о й д о з о й — в т о р а я , тр е т ь я . П о с л е э то го г о р е н а д о л г о , е с л и н е н а в с е г д а , п о с ел я е т с я в с ем ь е . Ж ' § 1111ШШ11Й Наркоманов теперь много... Далеко не все стоят на учете. Чем тут помочь, ка к спасти мо­ лодых? Запретами, указами и приказами вряд ли получится. Может, нужно побольше забо­ титься о досуге? Сейчас бесплатных к р у ж ­ ков, секций , факультативов, спортивных обществ становит­ ся все меньше. Зато в изобилии мелких пивнушек, забегаловок и прочих увеселительных мест. Цены на билеты в театр, на кон­ церт, экскурсии неуклонно пол­ зут вверх, даже почтовая пере­ писка многим стала не по кар­ ману. Вот и образуются «тусов­ ки по интересам» — в подвалах, на чердаках, в сомнительных квартирах. Кстати, дороговизна созда­ ет проблемы не только когда речь идет об отдыхе. Вот меня уже беспокоит, к а к я получу высшее образование. Свобод­ ных денег в семье нет, папа давно болен, у мамы не скла­ дывается с работой. Что ждет меня — не знаю... Эти тревоги есть, наверное, чуть ли не в каждой семье. И они создают напряжение, не­ рвозность. Кто-то сумеет этому противостоять, а кто-то поплы­ вет по течению, в том числе и по волнам наркотического дым­ ка . .. В общем, если мы и вправ­ ду, как везде говорят, — буду­ щее России, то удержать его от пьянства или наркотиков мож­ но лишь дав твердую надежду на продолжение учебы, на хо­ рошую профессию, достойную жизнь. Одни слова о вреде нар­ котиков никого не спасут. Дарья М И Т И Н А , 7 класс средней школы № 51. г. Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz