Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
17 а п р е л я 2 0 0 3 г . , N 9 71 (2194 9 ) Первое — наиболее важное — отработка летно-методических документов. По сути они сродни школьным учебникам, но только не по предметам, а по родам авиации и видам боевой подго товки, и штудируют их не школь ники, а летчики и другие авиа ционные специалисты. В 70-е годы, например, в строевые ча сти было отправлено 324 наиме нования различных инструкций, наставлений, пособий. Большая часть их печаталась в типогра фии Центра, доставшейся ему от расформированных Липецких авиационных курсов. Помимо по- лиграфической продукции , Центр снабжал войска учебными фильмами, создававшимися в его кино-фотолаборатории. Второе направление— уче ба на базе Центра, проводивша яся с момента его формирова ния. Но организованный,плано вый характер она стала носить после перебазирования в 1960 году управления Центра в Ли пецк и образования учебного от дела. Его первым начальником стал полковник Всеволод Старо дубровский. Одновременно был создан 760-й смешанный инст рукторский авиационный полк, в котором переучивавшиеся летчи ки проходили летную практику. В 1967 году при учебном отделе были открыты Курсы усовершен ствования подготовки руководя щего состава частей, соедине ний и объединений ВВС, кото рые в 1971 были переименова ны в Центральные офицерские курсы. Создание учебного отдела способствовало повышению ка чества подготовки авиационных кадров в соответствии с разви тием военной теории и практи ки. Офицеры строевых частей получили возможность оператив но изучать опыт боевого приме нения авиации в различных ло кальных конфликтах, знакомить ся с новинками авиационной тех ники и тактическими разработ ками. Постоянно совершенство валась учебно-материальная база. Так, внедрение в учебный процесс электронно-вычисли тельной техники позволило нала дить обучение расчетов пунктов боевого управления практичес ким действиям на любом такти ческом фоне, с подыгрышем за противника, с реальным радио обменом и условными «полета ми» самолетов. 0 качестве обучения в Цент ре может свидетельствовать факт переучивания здесь один надцати летчиков-космонавтов СССР. Первым в 1966 году при был Герман Титов, проживший в Липецке в общей сложности око ло года. Кстати, в 1969 году он присутствовал при открытии па мятника на площади Авиаторов. Последним из космонавтов, обу чавшимся вЛипецке в 1980 году, был Георгий Шонин. Самые теп лые воспоминания о пребывании в Центре остались у многократ ной чемпионки мира Марины Попович, которая в 1963 году прошла здесь теоретическое пе реучивание на истребитель Миг- 21. Помимо переучивания Центр являлся базой для проведения летно-методических сборов руко водящего состава объединений и соединений ВВС. Проходили они, как правило, под руковод ством Главнокомандующего ВВС и его заместителей. Примеча тельно, что после объединения ВВС и ПВО в единый вид Воо руженных Сил Российской Феде рации первый подобный сбор состоялся именно в Липецке: ле том 1999 года под руководством первого заместителя ГК ВВС ге нерал-полковника авиации Вла димира Михайлова, ныне явля ющегося Главнокомандующим Военно-Воздушными силами. Третье направление — наи более оперативное и эффектив ное— выезд специалистов Цен тра на места: к авиаконструкто рам, на авиазаводы, в строевые части. В итоге достигалось, во- первых, значительное сокраще ние времени материализации Проводимая в Центре научно- исследовательская работа не является самоцелью. Главное внедрение в практику войск полученных в ходе теоретических исследований и летных экспериментов наработок. Этот процесс можно сравнить с химической реакцией, именуемой аутокатализ, когда один из ее компонентов играет роль катализатора для ускорения выхода конечного продукта. Центр, подобно катализатору, обеспечивает оперативное взаимодействие разработчиков (конструкторские бюро). производственников (авиационные заводы) и (< интересах повышения боевых возможностей эксплуатационников строевые части) в ВВС по нескольким направлениям. НАШИХЛЕГШИ ЗНАЮТ ВЕЗДЕ конструкторских замыслов. Во- вторых, «на марше» осуществля лись доработки техники, особен но первых серий. В-третьих, уча стие представителей Центра в массовой «обкатке» новых образ цов в войсках давало богатый практический опыт для дальней шего совершенствования спосо бов их боевого применения. Возглавлявший Центр в 1956- 1960 годы генерал Александр Ку- маничкин как-то сказал: «Нашему летчику дай оглоблю, он и на ней полетит». Высокий уровень теоре тической подготовки и богатый практический опыт летного и ин женерно-технического состава был постоянно востребован в строевых частях, куда они выез жали в качестве инструкторов, консультантов и экспертов. Гео графия была обширной: практи чески все аэродромы на террито рии Советского Союза и авиаци онные гарнизоны групп советских войск за границей. В 70 -е годы в ВВС был попу лярен лозунг: «Каждую бомбу, ра кету — в цель с первого захода!». Его воплощение летчики Центра неоднократно демонстрировали на самом различном уровне. Так, два звена истребителей бомбар дировщиков Су-17 и Су-17М уча ствовали в воздушном показе но вейших образцов боевой техни ки Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиу ма Верховного Совета СССР Лео ниду Брежневу. Он лично вручил летчикам Владимиру Антипенко, Александру Прокофьеву, Феликсу Семенову и Владимиру Сорокину именные часы с надписью: «С ува жением Л.Брежнев, июль 1973». Позже полковник Антипенко был поощрен еще одним ценным по дарком за высший пилотаж на Су- 17М2 в присутствии двух главко мов ВВС: СССР — Павла Кугахова и АРЕ— Хосни Мубарака, ставше го впоследствии президентом Египта. Многочисленные командиров ки не всегда проходили гладко. Зимой 1986 года инструктор май ор О.Шевчук был отправлен в Бе лоруссию (аэродром Лида) для оказания помощи по вводу в строй летного состава ночью в сложных метеоусловиях. В одном из выле тов на посадочной глиссаде само- лет-спарка МиГ-23УБ дал неожи данную «просадку» со 120 до 30 метров. От удара о верхушки де ревьев взорвался топливный бак и возник пожар. На скорости 340 километров в час экипаж был вы нужден катапультироваться. Но у Шевчука парашютная система не сработала: ее повредило пламя, ворвавшееся в кабину после сбро са фонарей. Пролетев 800 метров по воздуху, он затем понесся по снегу на пилотском кресле как в бобслее. Первым его обнаружил приземлившийся поблизости лет чик, которого он обучал. Врачи после тщательного обследования не обнаружили у Олега Григорь евича ни одного перелома—толь ко ссадины и ушибы. В таких слу чаях говорят: «Родился в рубаш ке». Насколько известно, этот уни кальный случай — единственный в мировой практике (если не счи тать специальных экспериментов с заранее подготовленными людь ми). Последние события в Ираке подтвердили еще раз: «Кто вла деет господством в воздухе, тот господствует везде». В свое вре мя летный и инженерно-техничес кий состав Центра сделал немало для укрепления воздушной мощи дружественных стран. Практичес ки они бывали везде, куда постав лялась наша боевая авиационная техника: от несгибаемой Кубы до сказочной Шри Ланка. Это были так называемые спецкомандиров- ки, где представители Центра вы ступали в качестве военных совет ников по авиации (уровень от ко мандира полка й выше) и военных специалистов, непосредственно эксплуатировавших авиационную технику или помогавших в этом национальным кадрам. Сейчас никого не удивляют поездки наших граждан за грани цу. А во второй половине прошлого века это была настоящая экзоти ка. И выезжали тогда не по турпу тевкам, а по предписаниям. К при меру, в послужном списке одного из опытнейших летчиков Центра Николая Гарова три продолжи тельные спецкомандировки. В 50 -е годы он обучал летчиков КНДР и Ирака перехватам воз душных целей на истребителе МиГ-17. В середине 60-х два года помогал осваивать МиГ-21 в Аф ганистане. К этому нужно доба вить неоднократные выезды в группы советских войск за грани цей. Наиболее ответственными были спецкомандировки в райо ны локальных военных конфлик тов, где в реальной боевой обста новке держали экзамен наши авиационная техника и теорети ческие разработки по ее приме нению. Правда, первая боевая проверка реактивных самолетов проходила и тогда, когда Центра еще не существовало: во время войны в Корее 1950-1953 годов. Но среди летчиков, которыми он укомплектовывался, было немало практиков, имевших опыт воздуш ных боев на истребителе МиГ-15 с американскими «Сейбрами». Вторым серьезным испытани ем для советских истребителей стала развязанная в 1964 году воздушная война США во Вьетна ме. Военными советниками там побывали бывшие начальник Цен тра Алексей Чертков и замести тель по НИР Николай Тузов. Не посредственную помощь вьетнам ским летчикам в освоении истре бителя МиГ-21 оказывали Анато лий Бирюков, Авенир Иванов, Виктор Инпушкин, Виктор Курыш- кин. В начале 70-х годов две спец командировки в Египет были у Владимира Уварова. Там он в со ставе авиационного отряда на МиГ-25 проводил воздушную разведку обширных арабских территорий, захваченных Изра илем в ходе «шестидневной вой ны» 1967 года. Это были настоя щие боевые вылеты с противо действием израильским пере хватчикам «Фантом» и «Мираж», пускам зенитных ракет «Хок». Но высокие тактико-технические ха рактеристики самолета-развед- чика позволили избежать потерь с нашей стороны. На снимках, сделанных с высоты более двад цати километров, четко просмат ривались не только крупные объекты, но и боевая техника, группы людей. Не случайно де вяносто процентов целей на Си найском полуострове были унич тожены ВВС Египта в первые часы боевых действий, начатых в октябре 1973 года. В 80-е годы боевое креще ние новых машин проходило уже в Афганистане. Большая часть личного состава отдела боевого применения вертолетной авиа ции и 12-й отдельной исследо вательской вертолетной эскад рильи, входивших в состав Цен тра, стала тогда воинами-интер- националистами. Свои разра ботки по вертолетам Ми-8 и Ми- 24 им пришлось проверять в бо евой обстановке. Многие из них получили правительственные на грады, а командир звена Алек сандр Новиков удостоен звания Героя Советского Союза. Образно выражаясь, «с ко лес» шли разработки возрож денного в 1981 году отдела бое вого применения штурмовой авиации Центра. Его сотрудни ки Анатолий Данилевский, Юрий Овчинников, Фатих Сатрутди- нов, Иван Тимков и другие не однократно командировались в Афганистан для оказания непос редственной методической по мощи по боевому применению штурмовика Су-25. В интересах дела исполь зовались не только выезды в войска представителей Центра. Его доукомплектование проходи ло за счет высококвалифициро ванных авиационных специали стов, имеющих боевой опыт. Один из них — Александр Руц кой, человек уникальной судьбы. Лишь некоторые штрихи из его биографии. Первая команди ровка в Афганистан: командир штурмового авиаполка, неудач ное катапультирование с подби того Су-25, длительное лечение, списание с летной работы. Д е кабрь 1986-го — декабрь 1988- го: заместитель начальника Цен тра по летно-методической и учебной работе, восстановление на летную работу. Вторая коман дировка в Афганистан: замести тель командующего по авиации 40-й Армии: катапультирование с подбитого Су-25, приземление на пакистанской территории, плен, освобождение, присвоение звания Героя Советского Союза. Политическая карьера:стреми тельный взлет до вице-прези дента Российской Федерации, глубокое падение до лефортов ского узника, губернаторство в Курской области... После распада Советского Союза «сфера интересов» Цент ра за границей несколько изме нилась. Бывшие сослуживцы стали иностранными партнера ми, но техника осталась прежней, и в Липецк продолжают прибы вать авиаспециалисты из быв ших советских республик. Ска зались и перемены в отношени ях с прежними вероятными про тивниками. К примеру, началь ник Центра генерал Александр Харчевский за последние годы побывал с дружественными ви зитами в США, ЮАР, Велико британии, Франции, Индии. Его высокие профессиональные на выки позволили с блеском пред ставлять боевую авиационную технику, что способствовало ро сту мирового престижа Воору женных Сил Российской Феде рации. , Подготовил Владимир МАСЛИКОВ. На снимках из архива му зея Авиацентра: генерал - майор авиации Алексей Чер тков (на переднем плане в центре) среди бойцов Народ ной армии Демократической Республики Вьетнам (г. Ха ной, 1966 год); министр обо роны Российской Федерации Сергей Иванов, Главнокоман дующий ВВС Владимир Ми хайлов, летчики Центра Алек сандр Гостев, Василий Пин- чук и Юрий Спрядышев на аэродроме Кант (Киргизия, 2002 год). К 50-ЛЕТИЮ ЛИПЕЦКОГО АВИАЦЕНТРА Ш И П Е Ц К А Я » ■ г а з е т а ВИРУС ПОДОРВАЛ АЗИАТСКУЮ ЭКОНОМИКУ Распространение вируса атипичной пневмонии может привести к замедлению тем пов экономического роста в большинстве стран Азии, полагают ведущие экономисты мира. Новая болезнь значительно снизила коли чество туристов и посетителей магазинов в Азии. В несколько раз сократился пассажи ропоток на азиатских рейсах. Две крупней шие азиатские авиакомпании — СаТНау Рас№с АЁпмауз и бшдароге АЁгНпее — объявили о зна чительном сокращении своих операций . Вшдароге АЁгПпез увольняет 206 стажеров, со биравшихся стать пилотами. Правление СаШау РасШс предупредило о том, что атипичная пневмония и война в Ираке негативно отра зятся на финансовых результатах компании в первом полугодии. Компания «вступает в наи более опасный период за 26 лет, в течение которых я здесь работаю», заявил Девид Тэн- бул, исполнительный директор и заместитель председателя правления Са№ау РасШс, Си туация особенно неприятна на фоне преды дущих успехов компании: по итогам 2002 года прибыль Са1Иау РасЁбс увеличилась в 6 раз, до $510 миллионов. Атипичная пневмония уже унесла по все му миру около 150 жизней. На сегодняшний день наибольшее число инфицированных ви русом (1426 человек) зафиксировано в Китае. ОЧЕРЕДНОЙ ПРИНЦ СТАЛ ДОБЫЧЕЙ ЗОЛУШКИ + Сказка о Золушке продолжает оста ваться самой популярной марьяжной истори ей, героиней которой мечтают стать многие юные прелестницы. Но настоящие принцы вы пускаются крайне ограниченным тиражом, и шансы повстречать, а тем более окрутить осо бу королевской крови для большинства деву шек почти равны нулю. Однако некоторым со временным золушкам везет, и они становят ся принцессами — как, например, англичанка Клэр Кумс, вышедшая на днях замуж за бель гийского принца. Принц Лорен очень долго искал девушку своей мечты, что давало повод для пересу дов. Пресса перемывала королевскому сыну косточки, подозревая его в нетрадиционной сексуальной ориентации. До 39 лет Его Высо чество не выказывал никакого желания обза вестись семьей, и только год назад у него появились по-настоящему серьезные отноше ния. В декабре 2002 года принц Лорен и анг личанка Клэр Кумс объявили о помолвке, ко торая завершилась свадьбой. НАСА РЕШИЛА ПОВРЕМЕНИТЬ С ОСВОЕНИЕМ МАРСА ^ Национальное управление по аэронав тике и исследованию космического простран ства (НАСА) США объявило о переносе запус ка двух космических зондов на Марс. Причи ной стала выявленная опасность короткого замыкания в электросети, что могло обречь миссию на провал. Директор проекта Питер Тейзинджер заявил, что короткое замыкание могло вызвать потерю информации, в кото рой нуждаются эти небольшие непилотируе мые корабли для ориентации в пространстве и определения необходимой скорости спус ка. Первый запуск был намечен на 30 мая. Космический зонд должен был опуститься в один из кратеров Марса. Второй аппарат дол жен был стартовать 25 июня. Одной из глав ных задач этих миссий считался поиск при знаков воды на Красной планете. Источники НАСА считают, что теперь пер вый зонд будет запущен не ранее 6 июня, а второй — в период с 25 июня по 15 июля. Управление ужесточило технический контроль при подготовке миссий на Марс. Как извест но, в 1999 г. было потеряно два американс ких зонда, направленных на эту планету. БОЛЬШОЙ МАЙКЛ УШЕЛ НАПОКОЙ + Лучший баскетболист всех времен и народов, «Его воздушное величество» Майкл Джордан сыграл свой последний в карьере домашний матч. После 13 сезонов в составе «Чикаго Буллз» Джордан уже заявлял о своем уходе из большого спорта, но затем согла сился провести еще два сезона за новый клуб — «Вашингтон Уизардз». По словам великого игрока, на этот раз его уход — «окончатель ный и бесповоротный». Майк Джеффри Джордан родился 17 фев раля 1963 года в нью-йоркском районе Брук лин, но еще в детстве переехал вместе с се мьей в Северную Каролину. В НБА Майкл де бютировал в 1984 году, когда он подписал контракт с «Чикаго Буллз». Всю свою карьеру Джордан выступал на позиции защитника, но зарабатывал для своих команд максимально возможное количество очков. Именно с «Бы ками» связаны профессиональные успехи «Воздушного Майкла». В Чикаго он провел 13 сезонов и шесть раз становился чемпионом в качестве капитана «Быков». Не исключено, что теперь Джордан зай мется тренерской деятельностью. Хотя у «Его воздушества» и других талантов хватает — например, в 1996 году он сыграл главную роль в фильме «Космический баскетбол». (Поинформации сайтаУтро.Пи) ь а О н ЭВРИКА! ВВОИИДУТ.. МАТЕМАТИКИ Современная жизнь полна проти воречий: с одной стороны — призы вы типа «Бери от жизни все», бой френды, евроремонты, олигархи, с другой — бюджетники, безработные, митинги, голодовки... Однако есть в этом мире и вечные, бесспорные цен ности. «Жизнь украшается двумя веща ми — математикой и ее преподава нием», — говорил французский фи зик и математик Симеон Дени Пуас сон. Вас это удивляет? Но тогда пого ворите с участниками ежегодных ма тематических турниров между город скими школами, организуемых шко лой «Эврика» ЛГТУ при поддержке уп равления общеобразовательных уч реждений областного центра. Недавно состоялся очередной та кой турнир, пятый по счету. О том, как он проходил, о перспективах школьного математического образо вания рассказывает один из его орга низаторов, известный математик Ми хаил ТРАВКИН. В турнире участвовали лучшие юные мате матики Липецка, не раз побеждавшие в мате матических соревнованиях разного уровня. Раз в год они собираются вместе, чтобы порешать нестандартные задачи. Эти задачи составлены так, что каждый школьник как бы совершает свое собственное маленькое открытие. Часто они со всем не содержат формул, зато требуют разви той логики, умения ориентироваться в незнако мой ситуации. Думаю, эти качества нужны не только математику-теоретику, но и любому ин- женеру-исследователю. Однако мало решить за дачу — свое решение надо отстоять, ну прямо как при защите настоящей диссертации, перед лицом оппонента из другой команды, ученого со вета, то есть жюри, состоящего из студентов ЛГТУ и даже ВАК— апелляционного жюри. Прав да, на сей раз обошлось без апелляций. Побе ду в острой борьбе завоевала команда липец кой школы № 5. Второе и третье места доста лись командам 69-й и 64-й школ. Призеры, меж ду прочим, награждены бесплатной подпиской на математический журнал «Квант». — А зачем, собственна, нужен матема тический турнир? Ведь в Липецке прово дятся математические олимпиады. — На мой взгляд, олимпиады несколько стан дартизированы, и самым способным школьни кам, победившим на городском соревновании, нелегко приходится на олимпиадах областных. Наш турнир заполняет, так сказать, пробел меж ду городской и областной олимпиадами. К тому же турнир имеет неповторимую атмосферу жи вого, непосредственного общения, это, если хо тите, математическая «тусовка». Коллективный метод решения, «мозговой штурм» позволяют командам справляться с весьма непростыми за дачами. А найденные идеи становятся достоя нием всех. Основная же идея турнира заключается в поддержке лучших школ. В разные годы в Ли пецке принимало участие в командных соревно ваниях до восьми школ. Но и среди них силы не равны— выделяются три-четыре. Поэтому в орг комитете обсуждается вопрос о проведении со ревнований в двух лигах. — И все же резонно ли столько внима ния уделять математикам? К тому же вот вы готовите математиков, а самые талан тливые потом уезжают. — Так ведь математика — это стержень школьного образования! Ребенок начинает изу чать ее раньше всех других наук. «Ничто так не развивает мозги, как математика»,— говорил наш земляк, победитель Всероссийской олим пиады по физике К. Дмитриев. Добавлю: осо бенно если ее правильно преподавать. Ну а на счет «утечки мозгов» вы, конечно, правы. Но это отдельный разговор. Многие хорошие специа листы ищут удачи за границей, и в первую оче редь, увы, математики, физики, программисты. Это расплата за то, что у нас еще в советские времена сложилась печальная традиция недо оценки работников умственного труда. А в иных странах их называют «яйцеголовы ми», и доходы у них соответствующие. Что аб солютно справедливо. Помимо несомненного таланта, который, согласитесь, не каждому дан от Бога, наши юные «звезды» — великие труже ники. Занятия математикой начинаются с ран них лет, часто до школы, а впоследствии про должаются, как правило, сверх программы. Учи тель математики чем дальше, тем меньше мо жет помочь молодому дарованию. Занимаются ребята в основном самостоятельно, у многих день расписан буквально по минутам. Резуль тат? Наше математическое образование конвер тируется при вложении минимума средств со стороны государства. Лауреат Нобелевской пре мии, известный физик Жорес Алферов подсчи тал, что годовой бюджет всей российской на уки равняется стоимости одного нового прави тельственного здания. Годы перестройки испы тывают нашу науку на разрыв, но она пока еще сопротивляется. Молодые специалисты, ученые, в первую очередь математики — это золото на ции, ее надежда. Но тех, кто уезжает за рубеж, мы ни в чем не можем упрекнуть. Надо упрекать себя и думать, как наконец переломить ту са мую губительную традицию, когда золото бро сают в пыль на обочину... Беседовала Елена ТАРАВКОВА. «САДИТЬСЯКРОЯЛЮНАДОНАГОЛОДНЫЙЖЕЛУДОК..». МОНОЛО ГИ О КУЛЬТУРЕ Как известно, писать о музыке —все равно, что танце вать об архитектуре. Но зато всегда остается счастливая возможность написать о человеке, влюбленном в музы ку. Я не случайно пишу «счастливая», потому что это действительно счастье —общаться в наше прагматичное время с человеком, который не жалуется на маленькую зарплату, на огромные нагрузки, на рост цен и инфля цию. Слушаешь такого человека, и тебе передается час тица его внутренней гармонии. И начинаешь понимать, что счастье —это состояние души, которое не зависит от внешних обстоятельств. Ларису Андреевну Симоненко я помню еще с тех пор, когда сама поступила в музыкаль ное училище. Она тогда только начинала преподавать на фортепианном отделении. А сегодня у нее множество выпускников, продолживших учебу в консерваториях, юные лауреаты и дипломанты всероссийских конкурсов из областной спецшколы искусств. Вероятно, мы бы долго еще не встретились и не поговорили, если бы не недав ний ее юбилей. Увы, такова наша странная традиция: вспоминать о людях, живущих и работающих рядом, только по поводу «круглых» дат. Впрочем, лучше по здно, чем никогда. Как говорят на радио, я с удоволь ствием предоставляю слово Ларисе Андреевне. — Мне никогда не забыть мою первую учительницу му зыки. Когда-то она закончи ла институт благородных де виц, и ей было уже девянос то два года. Дело было в по слевоенном Богучаре: голод, холод, лишения. И все равно она подкармливала бездом ных кошек и собак. У нее был очень старый рояль, который, как я сейчас понимаю, изда вал совершенно ужасные зву ки. Но у меня-то дома вооб ще не было инструмента, по этому между уроками я хо дила заниматься к Елене Олимпиевне. На рояле всегда лежала стопка нот — сонаты Бетховена, Гайдна и тут же переписанные от руки «Вар шавянка» и «Смело, товари щи, в ногу». Я могла часами копаться в этих богатствах, разбирать. Потом так называ емое «чтение с листа» не пред ставляло для меня никакого труда: сказывался детский опыт. У меня не возникало воп росов о выборе профессии: вне музыки я себя не пред ставляла. Правда, в то вре мя, когда я закончила Л и пецкое музыкальное учили ще, профессия музыканта- педагога была очень уважа емой. Да, тогда большинство людей жило скромно, зато представления о престиже и уважении основывались не на размерах заработной пла ты. Я вообще убеждена, что музыкант не может, не дол жен быть прагматиком. Ког да я слышу заявления типа «В музы ку должны идти только те, кто способен прой ти по трупам ради своей ка рьеры», мне становится страшно. А так ведь говорят. Музыкант — это образ жиз ни, карьера тут ни при чем. Неважно, сделал ты карьеру или нет. Важно, что ты не мог жить без музыки. Да и потом, что такое карьера? Это отнюдь не то же самое, что счастье. Мне посчастливилось учиться у выдающихся педа гогов, прекрасных музыкан тов. Из занятий в музучили- ще с Цилей Марковной Байч я вынесла самое главное: ученику надо безгранично доверять. Она никогда не да вила, не навязывала своего видения произведения. Она говорила просто: «Иди и ищи». Правда, нам тогда в чем-то проще жилось: не было конкурсом ании , не было спешки. У тебя в самом деле была возможность ду мать, искать. Циля Марков на была потрясающим кон цертмейстером и сумела пе редать мне влюбленность в эту специальность. Я всегда была человеком достаточно застенчивым, неамбициоз ным, и мне почему-то не меч талось о карьере концертиру ющего исполнителя. Зато моей мечтой было именно концертмейстерство. А в консерватории я по пала в класс к выдающему ся пианисту Вадиму Монас тырскому. Он был не намно го старше нас, но невероят но строг и требователен. Мы все страшно боялись забо леть, поскольку на такой случай у него было железное правило: «Или учиться, или лечиться». После его уроков не страшил никакой экзамен: все равно это было проще, чем заниматься с ним в клас се. Очень скоро мы его стали буквально боготворить, вся чески оберегали, когда он сам готовился к конкурсам: становились грудью у дверей класса и никого не пускали. Это были прекрасные годы, поскольку встреча с настоя щим музыкантом — это все гда духовный рост, это все гда счастье. Искусство обязательно должно иметь государствен ную поддержку. Здесь неле по задавать вопрос о какой- то мгновенной экономичес кой отдаче вложенны х средств. Надо понимать, что речь идет о душевном здоро вье нации, которое ничуть не менее важно, чем здоровье физическое. Я помню време на, когда на вечерние отде ления музыкальных школ поступали уже совершенно взрослые люди. Это была внутренняя потребность хотя бы чуть-чуть прикоснуться к прекрасному миру классичес кой музыки. Сегодня ее, к со жалению , становится все меньше. Будь моя воля, я бы и через наше училище ис кусств «пропустила» всех подростков. Неважно, кем они потом будут работать, какую профессию изберут. Они бы стали уже другими людьми, с другой душой, другими духовными запроса ми . Вот почему , на мой взгляд, ни в коем случае нельзя ставить в жесткую за висимость количество мест для абитурентов от потребно стей области в тех или иных специалистах. В любом слу чае это не будут деньги, вы брошенные на ветер. Они вкладывались бы в будущее нации. К а к бы ни менялись времена на улице, в нашем училище все-таки сохраняет ся совершенно особенная ат мосфера. Если хотите — в чем-то элитарная. Потому что ежедневное соприкосно вение с серьезным искусст вом не может пройти бесслед но. Конечно, это требует оп ределенных вложений. Вот сегодня у нас большинство инструментов в училище го дится разве что на баррика ды. На них уже просто не возможно играть, професси онально работать. Но, повто ряю, эти вложения окупят ся потом сторицей. Да, профессия музыкан та не может не то что гаран тировать, но даже обещать материальное благополучие. Но счастье и количество де нег — не одно и то же. Я рис кну сказать даже больше: играть надо на голодный же лудок. Сытый и абсолютно довольный человек просто не может быть творцом. Записала Елена БРЕДИС.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz