Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

17 а п р е л я 2 0 0 3 г . , N 9 71 (2194 9 ) Первое — наиболее важное — отработка летно-методических документов. По сути они сродни школьным учебникам, но только не по предметам, а по родам авиации и видам боевой подго­ товки, и штудируют их не школь­ ники, а летчики и другие авиа­ ционные специалисты. В 70-е годы, например, в строевые ча­ сти было отправлено 324 наиме­ нования различных инструкций, наставлений, пособий. Большая часть их печаталась в типогра­ фии Центра, доставшейся ему от расформированных Липецких авиационных курсов. Помимо по- лиграфической продукции , Центр снабжал войска учебными фильмами, создававшимися в его кино-фотолаборатории. Второе направление— уче­ ба на базе Центра, проводивша­ яся с момента его формирова­ ния. Но организованный,плано­ вый характер она стала носить после перебазирования в 1960 году управления Центра в Ли­ пецк и образования учебного от­ дела. Его первым начальником стал полковник Всеволод Старо­ дубровский. Одновременно был создан 760-й смешанный инст­ рукторский авиационный полк, в котором переучивавшиеся летчи­ ки проходили летную практику. В 1967 году при учебном отделе были открыты Курсы усовершен­ ствования подготовки руководя­ щего состава частей, соедине­ ний и объединений ВВС, кото­ рые в 1971 были переименова­ ны в Центральные офицерские курсы. Создание учебного отдела способствовало повышению ка­ чества подготовки авиационных кадров в соответствии с разви­ тием военной теории и практи­ ки. Офицеры строевых частей получили возможность оператив­ но изучать опыт боевого приме­ нения авиации в различных ло­ кальных конфликтах, знакомить­ ся с новинками авиационной тех­ ники и тактическими разработ­ ками. Постоянно совершенство­ валась учебно-материальная база. Так, внедрение в учебный процесс электронно-вычисли­ тельной техники позволило нала­ дить обучение расчетов пунктов боевого управления практичес­ ким действиям на любом такти­ ческом фоне, с подыгрышем за противника, с реальным радио­ обменом и условными «полета­ ми» самолетов. 0 качестве обучения в Цент­ ре может свидетельствовать факт переучивания здесь один­ надцати летчиков-космонавтов СССР. Первым в 1966 году при­ был Герман Титов, проживший в Липецке в общей сложности око­ ло года. Кстати, в 1969 году он присутствовал при открытии па­ мятника на площади Авиаторов. Последним из космонавтов, обу­ чавшимся вЛипецке в 1980 году, был Георгий Шонин. Самые теп­ лые воспоминания о пребывании в Центре остались у многократ­ ной чемпионки мира Марины Попович, которая в 1963 году прошла здесь теоретическое пе­ реучивание на истребитель Миг- 21. Помимо переучивания Центр являлся базой для проведения летно-методических сборов руко­ водящего состава объединений и соединений ВВС. Проходили они, как правило, под руковод­ ством Главнокомандующего ВВС и его заместителей. Примеча­ тельно, что после объединения ВВС и ПВО в единый вид Воо­ руженных Сил Российской Феде­ рации первый подобный сбор состоялся именно в Липецке: ле­ том 1999 года под руководством первого заместителя ГК ВВС ге­ нерал-полковника авиации Вла­ димира Михайлова, ныне явля­ ющегося Главнокомандующим Военно-Воздушными силами. Третье направление — наи­ более оперативное и эффектив­ ное— выезд специалистов Цен­ тра на места: к авиаконструкто­ рам, на авиазаводы, в строевые части. В итоге достигалось, во- первых, значительное сокраще­ ние времени материализации Проводимая в Центре научно- исследовательская работа не является самоцелью. Главное внедрение в практику войск полученных в ходе теоретических исследований и летных экспериментов наработок. Этот процесс можно сравнить с химической реакцией, именуемой аутокатализ, когда один из ее компонентов играет роль катализатора для ускорения выхода конечного продукта. Центр, подобно катализатору, обеспечивает оперативное взаимодействие разработчиков (конструкторские бюро). производственников (авиационные заводы) и (< интересах повышения боевых возможностей эксплуатационников строевые части) в ВВС по нескольким направлениям. НАШИХЛЕГШИ ЗНАЮТ ВЕЗДЕ конструкторских замыслов. Во- вторых, «на марше» осуществля­ лись доработки техники, особен­ но первых серий. В-третьих, уча­ стие представителей Центра в массовой «обкатке» новых образ­ цов в войсках давало богатый практический опыт для дальней­ шего совершенствования спосо­ бов их боевого применения. Возглавлявший Центр в 1956- 1960 годы генерал Александр Ку- маничкин как-то сказал: «Нашему летчику дай оглоблю, он и на ней полетит». Высокий уровень теоре­ тической подготовки и богатый практический опыт летного и ин­ женерно-технического состава был постоянно востребован в строевых частях, куда они выез­ жали в качестве инструкторов, консультантов и экспертов. Гео­ графия была обширной: практи­ чески все аэродромы на террито­ рии Советского Союза и авиаци­ онные гарнизоны групп советских войск за границей. В 70 -е годы в ВВС был попу­ лярен лозунг: «Каждую бомбу, ра­ кету — в цель с первого захода!». Его воплощение летчики Центра неоднократно демонстрировали на самом различном уровне. Так, два звена истребителей бомбар­ дировщиков Су-17 и Су-17М уча­ ствовали в воздушном показе но­ вейших образцов боевой техни­ ки Генеральному секретарю ЦК КПСС, Председателю Президиу­ ма Верховного Совета СССР Лео­ ниду Брежневу. Он лично вручил летчикам Владимиру Антипенко, Александру Прокофьеву, Феликсу Семенову и Владимиру Сорокину именные часы с надписью: «С ува­ жением Л.Брежнев, июль 1973». Позже полковник Антипенко был поощрен еще одним ценным по­ дарком за высший пилотаж на Су- 17М2 в присутствии двух главко­ мов ВВС: СССР — Павла Кугахова и АРЕ— Хосни Мубарака, ставше­ го впоследствии президентом Египта. Многочисленные командиров­ ки не всегда проходили гладко. Зимой 1986 года инструктор май­ ор О.Шевчук был отправлен в Бе­ лоруссию (аэродром Лида) для оказания помощи по вводу в строй летного состава ночью в сложных метеоусловиях. В одном из выле­ тов на посадочной глиссаде само- лет-спарка МиГ-23УБ дал неожи­ данную «просадку» со 120 до 30 метров. От удара о верхушки де­ ревьев взорвался топливный бак и возник пожар. На скорости 340 километров в час экипаж был вы­ нужден катапультироваться. Но у Шевчука парашютная система не сработала: ее повредило пламя, ворвавшееся в кабину после сбро­ са фонарей. Пролетев 800 метров по воздуху, он затем понесся по снегу на пилотском кресле как в бобслее. Первым его обнаружил приземлившийся поблизости лет­ чик, которого он обучал. Врачи после тщательного обследования не обнаружили у Олега Григорь­ евича ни одного перелома—толь­ ко ссадины и ушибы. В таких слу­ чаях говорят: «Родился в рубаш­ ке». Насколько известно, этот уни­ кальный случай — единственный в мировой практике (если не счи­ тать специальных экспериментов с заранее подготовленными людь­ ми). Последние события в Ираке подтвердили еще раз: «Кто вла­ деет господством в воздухе, тот господствует везде». В свое вре­ мя летный и инженерно-техничес­ кий состав Центра сделал немало для укрепления воздушной мощи дружественных стран. Практичес­ ки они бывали везде, куда постав­ лялась наша боевая авиационная техника: от несгибаемой Кубы до сказочной Шри Ланка. Это были так называемые спецкомандиров- ки, где представители Центра вы­ ступали в качестве военных совет­ ников по авиации (уровень от ко­ мандира полка й выше) и военных специалистов, непосредственно эксплуатировавших авиационную технику или помогавших в этом национальным кадрам. Сейчас никого не удивляют поездки наших граждан за грани­ цу. А во второй половине прошлого века это была настоящая экзоти­ ка. И выезжали тогда не по турпу­ тевкам, а по предписаниям. К при­ меру, в послужном списке одного из опытнейших летчиков Центра Николая Гарова три продолжи­ тельные спецкомандировки. В 50 -е годы он обучал летчиков КНДР и Ирака перехватам воз­ душных целей на истребителе МиГ-17. В середине 60-х два года помогал осваивать МиГ-21 в Аф­ ганистане. К этому нужно доба­ вить неоднократные выезды в группы советских войск за грани­ цей. Наиболее ответственными были спецкомандировки в райо­ ны локальных военных конфлик­ тов, где в реальной боевой обста­ новке держали экзамен наши авиационная техника и теорети­ ческие разработки по ее приме­ нению. Правда, первая боевая проверка реактивных самолетов проходила и тогда, когда Центра еще не существовало: во время войны в Корее 1950-1953 годов. Но среди летчиков, которыми он укомплектовывался, было немало практиков, имевших опыт воздуш­ ных боев на истребителе МиГ-15 с американскими «Сейбрами». Вторым серьезным испытани­ ем для советских истребителей стала развязанная в 1964 году воздушная война США во Вьетна­ ме. Военными советниками там побывали бывшие начальник Цен­ тра Алексей Чертков и замести­ тель по НИР Николай Тузов. Не­ посредственную помощь вьетнам­ ским летчикам в освоении истре­ бителя МиГ-21 оказывали Анато­ лий Бирюков, Авенир Иванов, Виктор Инпушкин, Виктор Курыш- кин. В начале 70-х годов две спец­ командировки в Египет были у Владимира Уварова. Там он в со­ ставе авиационного отряда на МиГ-25 проводил воздушную разведку обширных арабских территорий, захваченных Изра­ илем в ходе «шестидневной вой­ ны» 1967 года. Это были настоя­ щие боевые вылеты с противо­ действием израильским пере­ хватчикам «Фантом» и «Мираж», пускам зенитных ракет «Хок». Но высокие тактико-технические ха­ рактеристики самолета-развед- чика позволили избежать потерь с нашей стороны. На снимках, сделанных с высоты более двад­ цати километров, четко просмат­ ривались не только крупные объекты, но и боевая техника, группы людей. Не случайно де­ вяносто процентов целей на Си­ найском полуострове были унич­ тожены ВВС Египта в первые часы боевых действий, начатых в октябре 1973 года. В 80-е годы боевое креще­ ние новых машин проходило уже в Афганистане. Большая часть личного состава отдела боевого применения вертолетной авиа­ ции и 12-й отдельной исследо­ вательской вертолетной эскад­ рильи, входивших в состав Цен­ тра, стала тогда воинами-интер- националистами. Свои разра­ ботки по вертолетам Ми-8 и Ми- 24 им пришлось проверять в бо­ евой обстановке. Многие из них получили правительственные на­ грады, а командир звена Алек­ сандр Новиков удостоен звания Героя Советского Союза. Образно выражаясь, «с ко­ лес» шли разработки возрож­ денного в 1981 году отдела бое­ вого применения штурмовой авиации Центра. Его сотрудни­ ки Анатолий Данилевский, Юрий Овчинников, Фатих Сатрутди- нов, Иван Тимков и другие не­ однократно командировались в Афганистан для оказания непос­ редственной методической по­ мощи по боевому применению штурмовика Су-25. В интересах дела исполь­ зовались не только выезды в войска представителей Центра. Его доукомплектование проходи­ ло за счет высококвалифициро­ ванных авиационных специали­ стов, имеющих боевой опыт. Один из них — Александр Руц­ кой, человек уникальной судьбы. Лишь некоторые штрихи из его биографии. Первая команди­ ровка в Афганистан: командир штурмового авиаполка, неудач­ ное катапультирование с подби­ того Су-25, длительное лечение, списание с летной работы. Д е ­ кабрь 1986-го — декабрь 1988- го: заместитель начальника Цен­ тра по летно-методической и учебной работе, восстановление на летную работу. Вторая коман­ дировка в Афганистан: замести­ тель командующего по авиации 40-й Армии: катапультирование с подбитого Су-25, приземление на пакистанской территории, плен, освобождение, присвоение звания Героя Советского Союза. Политическая карьера:стреми­ тельный взлет до вице-прези­ дента Российской Федерации, глубокое падение до лефортов­ ского узника, губернаторство в Курской области... После распада Советского Союза «сфера интересов» Цент­ ра за границей несколько изме­ нилась. Бывшие сослуживцы стали иностранными партнера­ ми, но техника осталась прежней, и в Липецк продолжают прибы­ вать авиаспециалисты из быв­ ших советских республик. Ска­ зались и перемены в отношени­ ях с прежними вероятными про­ тивниками. К примеру, началь­ ник Центра генерал Александр Харчевский за последние годы побывал с дружественными ви­ зитами в США, ЮАР, Велико­ британии, Франции, Индии. Его высокие профессиональные на­ выки позволили с блеском пред­ ставлять боевую авиационную технику, что способствовало ро­ сту мирового престижа Воору­ женных Сил Российской Феде­ рации. , Подготовил Владимир МАСЛИКОВ. На снимках из архива му­ зея Авиацентра: генерал - майор авиации Алексей Чер­ тков (на переднем плане в центре) среди бойцов Народ­ ной армии Демократической Республики Вьетнам (г. Ха­ ной, 1966 год); министр обо­ роны Российской Федерации Сергей Иванов, Главнокоман­ дующий ВВС Владимир Ми­ хайлов, летчики Центра Алек­ сандр Гостев, Василий Пин- чук и Юрий Спрядышев на аэродроме Кант (Киргизия, 2002 год). К 50-ЛЕТИЮ ЛИПЕЦКОГО АВИАЦЕНТРА Ш И П Е Ц К А Я » ■ г а з е т а ВИРУС ПОДОРВАЛ АЗИАТСКУЮ ЭКОНОМИКУ Распространение вируса атипичной пневмонии может привести к замедлению тем­ пов экономического роста в большинстве стран Азии, полагают ведущие экономисты мира. Новая болезнь значительно снизила коли­ чество туристов и посетителей магазинов в Азии. В несколько раз сократился пассажи­ ропоток на азиатских рейсах. Две крупней­ шие азиатские авиакомпании — СаТНау Рас№с АЁпмауз и бшдароге АЁгНпее — объявили о зна­ чительном сокращении своих операций . Вшдароге АЁгПпез увольняет 206 стажеров, со­ биравшихся стать пилотами. Правление СаШау РасШс предупредило о том, что атипичная пневмония и война в Ираке негативно отра­ зятся на финансовых результатах компании в первом полугодии. Компания «вступает в наи­ более опасный период за 26 лет, в течение которых я здесь работаю», заявил Девид Тэн- бул, исполнительный директор и заместитель председателя правления Са№ау РасШс, Си­ туация особенно неприятна на фоне преды­ дущих успехов компании: по итогам 2002 года прибыль Са1Иау РасЁбс увеличилась в 6 раз, до $510 миллионов. Атипичная пневмония уже унесла по все­ му миру около 150 жизней. На сегодняшний день наибольшее число инфицированных ви­ русом (1426 человек) зафиксировано в Китае. ОЧЕРЕДНОЙ ПРИНЦ СТАЛ ДОБЫЧЕЙ ЗОЛУШКИ + Сказка о Золушке продолжает оста­ ваться самой популярной марьяжной истори­ ей, героиней которой мечтают стать многие юные прелестницы. Но настоящие принцы вы­ пускаются крайне ограниченным тиражом, и шансы повстречать, а тем более окрутить осо­ бу королевской крови для большинства деву­ шек почти равны нулю. Однако некоторым со­ временным золушкам везет, и они становят­ ся принцессами — как, например, англичанка Клэр Кумс, вышедшая на днях замуж за бель­ гийского принца. Принц Лорен очень долго искал девушку своей мечты, что давало повод для пересу­ дов. Пресса перемывала королевскому сыну косточки, подозревая его в нетрадиционной сексуальной ориентации. До 39 лет Его Высо­ чество не выказывал никакого желания обза­ вестись семьей, и только год назад у него появились по-настоящему серьезные отноше­ ния. В декабре 2002 года принц Лорен и анг­ личанка Клэр Кумс объявили о помолвке, ко­ торая завершилась свадьбой. НАСА РЕШИЛА ПОВРЕМЕНИТЬ С ОСВОЕНИЕМ МАРСА ^ Национальное управление по аэронав­ тике и исследованию космического простран­ ства (НАСА) США объявило о переносе запус­ ка двух космических зондов на Марс. Причи­ ной стала выявленная опасность короткого замыкания в электросети, что могло обречь миссию на провал. Директор проекта Питер Тейзинджер заявил, что короткое замыкание могло вызвать потерю информации, в кото­ рой нуждаются эти небольшие непилотируе­ мые корабли для ориентации в пространстве и определения необходимой скорости спус­ ка. Первый запуск был намечен на 30 мая. Космический зонд должен был опуститься в один из кратеров Марса. Второй аппарат дол­ жен был стартовать 25 июня. Одной из глав­ ных задач этих миссий считался поиск при­ знаков воды на Красной планете. Источники НАСА считают, что теперь пер­ вый зонд будет запущен не ранее 6 июня, а второй — в период с 25 июня по 15 июля. Управление ужесточило технический контроль при подготовке миссий на Марс. Как извест­ но, в 1999 г. было потеряно два американс­ ких зонда, направленных на эту планету. БОЛЬШОЙ МАЙКЛ УШЕЛ НАПОКОЙ + Лучший баскетболист всех времен и народов, «Его воздушное величество» Майкл Джордан сыграл свой последний в карьере домашний матч. После 13 сезонов в составе «Чикаго Буллз» Джордан уже заявлял о своем уходе из большого спорта, но затем согла­ сился провести еще два сезона за новый клуб — «Вашингтон Уизардз». По словам великого игрока, на этот раз его уход — «окончатель­ ный и бесповоротный». Майк Джеффри Джордан родился 17 фев­ раля 1963 года в нью-йоркском районе Брук­ лин, но еще в детстве переехал вместе с се­ мьей в Северную Каролину. В НБА Майкл де ­ бютировал в 1984 году, когда он подписал контракт с «Чикаго Буллз». Всю свою карьеру Джордан выступал на позиции защитника, но зарабатывал для своих команд максимально возможное количество очков. Именно с «Бы­ ками» связаны профессиональные успехи «Воздушного Майкла». В Чикаго он провел 13 сезонов и шесть раз становился чемпионом в качестве капитана «Быков». Не исключено, что теперь Джордан зай­ мется тренерской деятельностью. Хотя у «Его воздушества» и других талантов хватает — например, в 1996 году он сыграл главную роль в фильме «Космический баскетбол». (Поинформации сайтаУтро.Пи) ь а О н ЭВРИКА! ВВОИИДУТ.. МАТЕМАТИКИ Современная жизнь полна проти­ воречий: с одной стороны — призы­ вы типа «Бери от жизни все», бой­ френды, евроремонты, олигархи, с другой — бюджетники, безработные, митинги, голодовки... Однако есть в этом мире и вечные, бесспорные цен­ ности. «Жизнь украшается двумя веща­ ми — математикой и ее преподава­ нием», — говорил французский фи­ зик и математик Симеон Дени Пуас­ сон. Вас это удивляет? Но тогда пого­ ворите с участниками ежегодных ма­ тематических турниров между город­ скими школами, организуемых шко­ лой «Эврика» ЛГТУ при поддержке уп­ равления общеобразовательных уч­ реждений областного центра. Недавно состоялся очередной та­ кой турнир, пятый по счету. О том, как он проходил, о перспективах школьного математического образо­ вания рассказывает один из его орга­ низаторов, известный математик Ми­ хаил ТРАВКИН. В турнире участвовали лучшие юные мате­ матики Липецка, не раз побеждавшие в мате­ матических соревнованиях разного уровня. Раз в год они собираются вместе, чтобы порешать нестандартные задачи. Эти задачи составлены так, что каждый школьник как бы совершает свое собственное маленькое открытие. Часто они со­ всем не содержат формул, зато требуют разви­ той логики, умения ориентироваться в незнако­ мой ситуации. Думаю, эти качества нужны не только математику-теоретику, но и любому ин- женеру-исследователю. Однако мало решить за­ дачу — свое решение надо отстоять, ну прямо как при защите настоящей диссертации, перед лицом оппонента из другой команды, ученого со­ вета, то есть жюри, состоящего из студентов ЛГТУ и даже ВАК— апелляционного жюри. Прав­ да, на сей раз обошлось без апелляций. Побе­ ду в острой борьбе завоевала команда липец­ кой школы № 5. Второе и третье места доста­ лись командам 69-й и 64-й школ. Призеры, меж­ ду прочим, награждены бесплатной подпиской на математический журнал «Квант». — А зачем, собственна, нужен матема­ тический турнир? Ведь в Липецке прово­ дятся математические олимпиады. — На мой взгляд, олимпиады несколько стан­ дартизированы, и самым способным школьни­ кам, победившим на городском соревновании, нелегко приходится на олимпиадах областных. Наш турнир заполняет, так сказать, пробел меж­ ду городской и областной олимпиадами. К тому же турнир имеет неповторимую атмосферу жи­ вого, непосредственного общения, это, если хо­ тите, математическая «тусовка». Коллективный метод решения, «мозговой штурм» позволяют командам справляться с весьма непростыми за­ дачами. А найденные идеи становятся достоя­ нием всех. Основная же идея турнира заключается в поддержке лучших школ. В разные годы в Ли­ пецке принимало участие в командных соревно­ ваниях до восьми школ. Но и среди них силы не равны— выделяются три-четыре. Поэтому в орг­ комитете обсуждается вопрос о проведении со­ ревнований в двух лигах. — И все же резонно ли столько внима­ ния уделять математикам? К тому же вот вы готовите математиков, а самые талан­ тливые потом уезжают. — Так ведь математика — это стержень школьного образования! Ребенок начинает изу­ чать ее раньше всех других наук. «Ничто так не развивает мозги, как математика»,— говорил наш земляк, победитель Всероссийской олим­ пиады по физике К. Дмитриев. Добавлю: осо­ бенно если ее правильно преподавать. Ну а на­ счет «утечки мозгов» вы, конечно, правы. Но это отдельный разговор. Многие хорошие специа­ листы ищут удачи за границей, и в первую оче­ редь, увы, математики, физики, программисты. Это расплата за то, что у нас еще в советские времена сложилась печальная традиция недо­ оценки работников умственного труда. А в иных странах их называют «яйцеголовы­ ми», и доходы у них соответствующие. Что аб­ солютно справедливо. Помимо несомненного таланта, который, согласитесь, не каждому дан от Бога, наши юные «звезды» — великие труже­ ники. Занятия математикой начинаются с ран­ них лет, часто до школы, а впоследствии про­ должаются, как правило, сверх программы. Учи­ тель математики чем дальше, тем меньше мо­ жет помочь молодому дарованию. Занимаются ребята в основном самостоятельно, у многих день расписан буквально по минутам. Резуль­ тат? Наше математическое образование конвер­ тируется при вложении минимума средств со стороны государства. Лауреат Нобелевской пре­ мии, известный физик Жорес Алферов подсчи­ тал, что годовой бюджет всей российской на­ уки равняется стоимости одного нового прави­ тельственного здания. Годы перестройки испы­ тывают нашу науку на разрыв, но она пока еще сопротивляется. Молодые специалисты, ученые, в первую очередь математики — это золото на­ ции, ее надежда. Но тех, кто уезжает за рубеж, мы ни в чем не можем упрекнуть. Надо упрекать себя и думать, как наконец переломить ту са­ мую губительную традицию, когда золото бро­ сают в пыль на обочину... Беседовала Елена ТАРАВКОВА. «САДИТЬСЯКРОЯЛЮНАДОНАГОЛОДНЫЙЖЕЛУДОК..». МОНОЛО ГИ О КУЛЬТУРЕ Как известно, писать о музыке —все равно, что танце­ вать об архитектуре. Но зато всегда остается счастливая возможность написать о человеке, влюбленном в музы­ ку. Я не случайно пишу «счастливая», потому что это действительно счастье —общаться в наше прагматичное время с человеком, который не жалуется на маленькую зарплату, на огромные нагрузки, на рост цен и инфля­ цию. Слушаешь такого человека, и тебе передается час­ тица его внутренней гармонии. И начинаешь понимать, что счастье —это состояние души, которое не зависит от внешних обстоятельств. Ларису Андреевну Симоненко я помню еще с тех пор, когда сама поступила в музыкаль­ ное училище. Она тогда только начинала преподавать на фортепианном отделении. А сегодня у нее множество выпускников, продолживших учебу в консерваториях, юные лауреаты и дипломанты всероссийских конкурсов из областной спецшколы искусств. Вероятно, мы бы долго еще не встретились и не поговорили, если бы не недав­ ний ее юбилей. Увы, такова наша странная традиция: вспоминать о людях, живущих и работающих рядом, только по поводу «круглых» дат. Впрочем, лучше по­ здно, чем никогда. Как говорят на радио, я с удоволь­ ствием предоставляю слово Ларисе Андреевне. — Мне никогда не забыть мою первую учительницу му­ зыки. Когда-то она закончи­ ла институт благородных де­ виц, и ей было уже девянос­ то два года. Дело было в по­ слевоенном Богучаре: голод, холод, лишения. И все равно она подкармливала бездом­ ных кошек и собак. У нее был очень старый рояль, который, как я сейчас понимаю, изда­ вал совершенно ужасные зву­ ки. Но у меня-то дома вооб­ ще не было инструмента, по­ этому между уроками я хо­ дила заниматься к Елене Олимпиевне. На рояле всегда лежала стопка нот — сонаты Бетховена, Гайдна и тут же переписанные от руки «Вар­ шавянка» и «Смело, товари­ щи, в ногу». Я могла часами копаться в этих богатствах, разбирать. Потом так называ­ емое «чтение с листа» не пред­ ставляло для меня никакого труда: сказывался детский опыт. У меня не возникало воп­ росов о выборе профессии: вне музыки я себя не пред­ ставляла. Правда, в то вре­ мя, когда я закончила Л и ­ пецкое музыкальное учили­ ще, профессия музыканта- педагога была очень уважа­ емой. Да, тогда большинство людей жило скромно, зато представления о престиже и уважении основывались не на размерах заработной пла­ ты. Я вообще убеждена, что музыкант не может, не дол­ жен быть прагматиком. Ког­ да я слышу заявления типа «В музы ку должны идти только те, кто способен прой­ ти по трупам ради своей ка ­ рьеры», мне становится страшно. А так ведь говорят. Музыкант — это образ жиз­ ни, карьера тут ни при чем. Неважно, сделал ты карьеру или нет. Важно, что ты не мог жить без музыки. Да и потом, что такое карьера? Это отнюдь не то же самое, что счастье. Мне посчастливилось учиться у выдающихся педа­ гогов, прекрасных музыкан­ тов. Из занятий в музучили- ще с Цилей Марковной Байч я вынесла самое главное: ученику надо безгранично доверять. Она никогда не да­ вила, не навязывала своего видения произведения. Она говорила просто: «Иди и ищи». Правда, нам тогда в чем-то проще жилось: не было конкурсом ании , не было спешки. У тебя в самом деле была возможность ду­ мать, искать. Циля Марков­ на была потрясающим кон­ цертмейстером и сумела пе­ редать мне влюбленность в эту специальность. Я всегда была человеком достаточно застенчивым, неамбициоз­ ным, и мне почему-то не меч­ талось о карьере концертиру­ ющего исполнителя. Зато моей мечтой было именно концертмейстерство. А в консерватории я по­ пала в класс к выдающему­ ся пианисту Вадиму Монас­ тырскому. Он был не намно­ го старше нас, но невероят­ но строг и требователен. Мы все страшно боялись забо­ леть, поскольку на такой случай у него было железное правило: «Или учиться, или лечиться». После его уроков не страшил никакой экзамен: все равно это было проще, чем заниматься с ним в клас­ се. Очень скоро мы его стали буквально боготворить, вся­ чески оберегали, когда он сам готовился к конкурсам: становились грудью у дверей класса и никого не пускали. Это были прекрасные годы, поскольку встреча с настоя­ щим музыкантом — это все­ гда духовный рост, это все­ гда счастье. Искусство обязательно должно иметь государствен­ ную поддержку. Здесь неле­ по задавать вопрос о какой- то мгновенной экономичес­ кой отдаче вложенны х средств. Надо понимать, что речь идет о душевном здоро­ вье нации, которое ничуть не менее важно, чем здоровье физическое. Я помню време­ на, когда на вечерние отде­ ления музыкальных школ поступали уже совершенно взрослые люди. Это была внутренняя потребность хотя бы чуть-чуть прикоснуться к прекрасному миру классичес­ кой музыки. Сегодня ее, к со­ жалению , становится все меньше. Будь моя воля, я бы и через наше училище ис­ кусств «пропустила» всех подростков. Неважно, кем они потом будут работать, какую профессию изберут. Они бы стали уже другими людьми, с другой душой, другими духовными запроса­ ми . Вот почему , на мой взгляд, ни в коем случае нельзя ставить в жесткую за­ висимость количество мест для абитурентов от потребно­ стей области в тех или иных специалистах. В любом слу­ чае это не будут деньги, вы­ брошенные на ветер. Они вкладывались бы в будущее нации. К а к бы ни менялись времена на улице, в нашем училище все-таки сохраняет­ ся совершенно особенная ат­ мосфера. Если хотите — в чем-то элитарная. Потому что ежедневное соприкосно­ вение с серьезным искусст­ вом не может пройти бесслед­ но. Конечно, это требует оп­ ределенных вложений. Вот сегодня у нас большинство инструментов в училище го­ дится разве что на баррика­ ды. На них уже просто не­ возможно играть, професси­ онально работать. Но, повто­ ряю, эти вложения окупят­ ся потом сторицей. Да, профессия музыкан­ та не может не то что гаран­ тировать, но даже обещать материальное благополучие. Но счастье и количество де­ нег — не одно и то же. Я рис­ кну сказать даже больше: играть надо на голодный же ­ лудок. Сытый и абсолютно довольный человек просто не может быть творцом. Записала Елена БРЕДИС.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz