Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
шт ШН ПЕЦКАЯ • 'Я г а з е т а Шт , , * - . т обрую память оставил о себе ■царский вельможа ИП.Н. Татищев, построив в древнем селе Знаменка (ныне Вешаловка Липецкого района) церковь Знамения. По красоте своей й величию она может соперничать с чаплыгинским Свято- Троицким собором, купола которого в ясную, солнечную погоду видны за десяток километров. Первая святыня, по свидетель ству старожилов, построена по проекту В.И. Баженова в восемнад цатом веке, вторая — зодчим Во ронихиным не позже 1838 года. Гордятся вешаловцы и чаплы- гинцы своими чудом уцелевшими храмами. На фоне голубого неба и буйства зелени вешаповская церковь смотрится сказочным па русником, плывущим по широкой улице. Кружевные башенки и трехъярусная колокольня, устрем ленная к небесам, ажурные решет ки на дверях и окнах, сделанные мастерами литья. Глядя на нее, невольно вспо минаешь годы «оттепели», когда вешаловская святыня, вроде бы охраняемая государством, зияла пустыми глазницами окон и две рей. При входе в здание путник на тыкался на груды ржавого железа, строительного мусора... А в жар кий полдень не раз видел овечье стадо, отдыхавшее здесь же в хо лодке. Поистине, овцы были без пастыря... НЕУСВОЕННЫЕ УРОКИ УТРАЧЕНОЕИОБРЕТЕНОЕ Впрочем, началось разруше ние гораздо раньше. В двадцатых — тридцатых годах, когда «крас ное колесо» истории докатилосьдо Знаменки, церковь под предлогом, что надо помочь голодающим, ли шили колоколов. Растащили по домам и на топливо золотом сия ющие иконы. Острыми топорами был вырублен близлежащий парк, спущены искусственные пруды, раскурочены плотины. Запылали подсобные помещения. Нетрону тыми оказались лишь толстые сте ныхрама, при кладке которого ис пользовался яичный белок — для прочности. Видно, сберег святы ню сам Господь Бог. — Этот храм помнился мне се ребристыми маковками колоколь ни, малиновым звоном,— рассказывала мне древ няя старушка. Она вери ла в его возрождение, молилась об этом. И мо литва ее была услышана. ...Задолго до сельс кого схода, на котором решалась судьба церкви, моей собеседнице при снился сон. Неподалеку от полуразрушенного храма стояли люди, ли ком похожие на ангелов. Много людей. Они взма хивали руками, любова лись цветущим садом, песнями славили Христа. Сон, как говорится, оказался в руку. Через день-другои она подо шла к церкви Знамения и увидела возле ее стен незнакомых мужчин и женщин. Они разговаривали, заходили в замусоренное здание, что-то записывали. Как выясни лось, это были архитекторы, знат ные строители, историки и крае веды. Они толковали о восстанов лении прихода. ...Для возвращения церкви селяне несли свои сбережения. Собирали с миру по нитке. На шлись спонсоры среди строите лей, металлургов, аграрников. Одни везли сюда цемент и кир пич, доски для настила полов, дру гие — металл для кровли, третьи 3 : I I ш СУДЬБА И ВРЕМЯ I Л еонид Завадовский прожил недолгую, трудную, но по-своему яркую жизнь. Это писатель из поколения, рожденного революцией. Смолоду прошедший школу подполья, тайных кружков, тюрем, каторги и ссылки, восприняв идеи революционных демократов, он безраздельно и навсегда поверил в великую творческую энергию масс. Он родился 9 апреля 1888 года на Тамбовщине в бедной семье писца земской управы. Но многие страницы его жиз ни связаны с Усманью. На ули це Радищева и теперь стоит скромный кирпичный домик с мемориальной доской, кото рая свидетельствует: «В этом доме с 1918 по 1938 год жил известный советский писатель Леонид Николаевич Завадовс кий». Еще в гимназии семнадца тилетний Леонид включился в революционную борьбу. В 1905 году -л.,первый арест. Затем его приговаривают к пятилет ней каторге и пожизненной ссылке в отдаленные районы Сибири. Его освободила рево люция, и он надолго поселил ся в Усмани. Здесь были на писаны почти все его расска зы и повести, большой роман «Золото», опубликованный в 1933 году сначала в воронежс ком журнале «Подъем», а затем отдельными изданиями в Мос кве, Воронеже, Липецке. Завадовский всем серд цем полюбил скромный горо док и его людей. В его книгах часто упоминаются окрестные села: Мосоловка, Грачевка, Песковатка да и сама Усмань. Сюда к нему приезжали его друзья — известные писатели: А. Новиков-Прибой, П. Ширя ев, П. Низовой, А. Перегудов, П. Парфенов. Последний, кста ти, автор известной песни «По долинам и по взгорьям», дол го считавшейся народной. Го стил у Завадовского и А. Во- ронский: отстраненный от ре- ЖИЛВУСМАНИПИСАТЕЛЬ дакторства в журнале «Красная новь» и высланный по политичес ким мотивам из Москвы, он жил тогда в Липецке. Именно Воронс- кий и Новиков-Прибой ввели За вадовского в большую литерату ру. А вошел он в нее как-то сразу и занял прочное место. Его пер вый рассказ «Бурун» был напеча тан в 1923 году в альманахе «30 дней». Наш земляк плодотворно сотрудничает в «толстых» журна лах «Красная новь», «Новый мир»... В столице одна за другой издаются его книги: «Вражда», «Полова», «Корень», «Железный круг», «Песнь седого волка», «Та ежники», «Лунная тропа». В знак благодарности свою книгу «Враж да» Завадовский подарил Нови- кову-Прибою с автографом: «С любовью лучшему другу Алексею Силычу Новикову. Редкому това рищу, удивительному человеку— в память помощи и поддержки на первых литературных шагах. Июнь 1926 год. Леонид Завадовский». В 1934 году Завадовского при няли в члены Союза писателей СССР. Писательский билет ему подписал и вручил Максим Горь кий. Еще в конце 20-х годов лите ратурные критики отнесли Зава довского к писателям с всесоюз ной известностью, они отмечали самобытность его дарования, зрелость мастерства, простоту и колоритность языка. Главный ге рой художника — человек-труже ник, чьи помыслы устремлены на поиски запропастившейся где-то правды. Писатель воссоздает дух неспокойного, бурного времени, повествует о драматизме судеб и поверивших в наступившие пере мены, и усомнившихся в них. Во всем— суровая, горькая, обнажен ная, кровоточащая правда жизни. И — надежда на победу над «зве риным началом» в человеке. А ина че, как говорится в рассказе «В минувшую ночь»: «шьем мы Русь стальными нитками, а она распол зается как гнилая тряпка. Кабы нитка одна не осталась...» Уже в 1928 году портрет Зава довского был помещен в группо вом фотомонтаже среди ведущих писателей Советской России: М. Горького, А. Толстого, М. Шолохо ва, А. Серафимовича, М. Пришви на, А. Фадеева, Ф. Гладкова, Л. Леонова, С. Сергеева-Ценского, А. Новикова-Прибоя, Ф. Панферова, Л. Пастернака... «Эге, это мне авансом. Надо отрабатывать», — пошутил Завадовский, когда уви дел себя в такой компании. Мне доводилось встречаться и беседовать с женой писателя Вар варой Сергеевной. Были мы как- то у нее с Петром Федоровичем Перелыгиным, умным усманским старожилом, соседом Завадовс- ких. Смахивая невольные слезы, Варвара Сергеевна рассказывала: —Леонид Николаевич был ма стер на все руки. Не только писа тель. Он мог и мебель изготовить, и сад посадить, и печку сложить, и коробку сплести, и дом срубить. А какой он был талантливый худож ник! Из рабкоповских возчиков его взяли в нашу школу учителем ри сования. Шкрабом, как тогда го ворили. Сохранилось более двух сот его картин и рисунков. Я бе режно храню их. Насть передала в наш усманский и областной липец кий краеведческий музей. Вот по смотрите на его автопортрет. Не только поразительная схожесть, но и характер схвачен удивительно точно... Он был человек неуемной энергии, неистовой силы духа. Ка торга его закалила. Продубила Миновал вроде бы 1937 год. На деялись—тучи пройдут стороной. Хотя он предчувствовал. Накану не ареста говорил: «Моя жизнь, милая Варюша, в сущности, вме щается в три слова: детство, ка торга и Усмань. 16 лет детства, 13 лет каторги и ссылки и 20 лет Ус мани. Любимой Усмани. 20 лет любви к ней, к тебе, к жизни, к верным друзьям и, главное, к род ной русской литературе. А что дальше? Тревога. Впереди какая- то пустота. Обидно. Грустно. И скверно на душе». Он догадывал ся, что за ним следят. Это его воз мущало. Он был человек исключи тельной честности. И ему жалко было простой народ. В политику он не лез. Бывало скажет: «Тьфу», — и даже выругается, а потом из винится: «Варюша, не серчай. Не сдержался. Обидно, несправед ливо. Царь меня колотил. А теперь Сталин колотит. На царя я не в обиде. За дело колотил. Ну а как теперь вынести ложь? Ты же зна ешь: совесть моя чиста». За ним пришли ночью, часа в три. Казенные люди, в белых гим настерках. И приказали: одевать ся. Взял он с собой тогда рукопи си, запас бумаги. Работать ду мал. Я знаю: он не мог не пи сать... Ну, с тех пор я его боль ше не увидела... И писем не было... Ядумаю, его сразу тог да расстреляли, а нас обма нывали: говорили, без права переписки. Но о смерти меня известили позже. Уже после получения похоронки о гибели на фронте в Великую Отече ственную войну нашего един ственного сына Дмитрия... И завыла я тогда как подстрелен ная дворняга... А в рабочем кабинете Ле онида Николаевича я ничего не тронула. Все здесь лежит на месте с той самой ночи...» Александр ЯБЛОНСКИЙ, член Союза писателей и Союза журналистов России. Р .8. Вчера в Усмани на доме, где 20 летпрожил рус ский писатель Леонид Зава довский, была открыта мемо риальнаядоска. Подробности читайте в одном из ближай ших номеров "ЛГ". кожу и душу, как он говорил... Э$8-м его арестовали. А в 195 шш шш §11 НАД СТРАНИЦАМИ БУДУЩЕГО А Л ЬМ АН А ХА «ВЫПРЕКРАСНЫ,ЖЕНЩИНЫРОСИ..» О женщинах, чьи имена навсегда вошли в летопись нашей земли, молено было бы написать книгу, да, пожалуй, и не одну. Несколько столетий большая часть территории нашего края входила в состав Рязанщины, в древности — великого княжества Рязанского. Знаменитая «Повесть о Петре и Февронии» донесла до нас слово о крестьянской девушке из рязанской деревни Ласково. Наделенная народной мудростью, Феврония излечила княжича Петра, заболевшего от пролившейся на него змеиной крови. А героиня поэтического эпоса Авдотья-Рязанка — символ мужества и самопожертвования. Рязанско-липецкая земля бога та дарованиями и талантами. Иван Бунин обращался к истокам свое го старинного рода: «Род этот дал замечательную женщину начала прошлого века, поэтессу А. П. Бу нину» («Автобиографические за метки», 1915). В предисловии к французскому изданию «Господи на из Сан-Франциско» он писал: «Я происхожу из старого дворянского рода, давшего России немало вид ных деятелей, как на поприще го сударственном, так и в области ис кусства, где особенно известныдва поэта начала прошлого века: Анна Бунина и Василий Жуковский...». В очерке «Семеновы и Бунин» (1932) Иван Алексеевич сетовал в связи со столетней годовщиной кончины поэтессы: «Годовщина эта тоже никому не вспомнилась, а меж тем заслужила бы и она того. Если при нять во внимание время, в которое жила Бунина, нельзя не согласить ся с теми, которые называли ее одной из замечательных русских женщин». «Русской Сафо» на зывали Анну Бунину со временники. Анна Пет ровна Бунина (17 7 4 - 1829) родилась в селе Урусово под Раненбур- гом, прожила жизнь трудную, с трагическими излома ми, но исполненную творческого горения, служения прекрасному, доброму, духовно значимому. Ли шилась матери на втором годужиз ни. Рано умер отец. Тяжелая бо лезнь семнадцать лет терзала мо лодую женщину. Липецкие воды, минеральные источники помогли облегчить страдания. Поэтическое творчество захватило романтичес кую натуру, наполнило особым смыслом дни и годы. Благосклон но встретила читающая Россия ее сборники: «Неопытная муза», со брание стихотворений, «Сельские вечера». Портрет Буниной был по мещен в зале заседаний Академии Российской. Императрица Елиза вета Алексеевна пожаловала ей зо лотую лиру, осыпанную бриллиан тами, —для ношения вторжествен ных случаях на плече. Талант Буни ной был замечен Белинским и Кю хельбекером. Высоко ценил ее ли рику Державин * . * * Бабушка Пушкина... Ее звали Мария Алексеевна Ганнибал, это ее дочь Надежда Осиповна, росшая в нашем селе Кореневщино, стала матерью поэта. Памятные пушкин ские строки о кореневщинско-со- кольско-липецкой, а затем москов ской бабушке: Но детских летлюблю воспоминанье. А х! умолчу ль о мамуш ке моей, О прелести таинственных Когда в чепце, в старинном одеянье, Она, духов молитвой уклона, С усердием перекрестит меня И шепотом рассказывать м не станет... Она рассказывала Саше доб- ровские, сокольские сказки («От ужаса не шелохнусь бывало, едва дыша, прижмусь под одеяло, не чувствуя ни ног, ни головы»). До наших дней предание донесло эти сказки, эти сказания, которые оду хотворили детство и отрочество гения. Уроки мудрой «маменьки»- воспитательницы стали одним из источников его вдохновения. * * * Липецкие краеведы открыли немало удивительных «троп», веду щих к Арсеньевым, материнской ветви М. Ю. Лермонтова. По мне нию лермонтоведа Висковатого, в деревне Васильевке (Васильевс ком), ныне Краснинского района, родовом имении Арсеньевых, про изошла встреча родителей Лер монтова — Юрия Петровича Лер монтова и Марии Михайловны Ар сеньевой. «И звезда с звездою говорит... М. Ю. Лермонтов и Липецкий край» — в этой книге раскрывается био графия Марии Михайловны. «Жи тие ей было 21 год 11 месяцев 7 дней»— гласит надпись на могиль ной плите. «Когда я был трех лет, то была песня, от которой я плакал: ее не могу теперь вспомнить, но уверен, что, если б услыхал ее, она бы произвела прежнее действие. Ее певала мне покойная мать...». Какую песнюпевала в младенчестве Мише Лермонтову его юная мать, так рано ушедшая из жизни? ★ * * ...В селе Сурки (оно же Бигиль- дино) подДанковом родилась Лю бовь Николаевна Запольская (1871- 1943). Окончив знаменитые Бесту жевские курсы, она получила раз решение стать вольнослушатель ницей Геттингенского университе та (помните пушкинского Владими ра Ленского, который, вернувшись из Германии, «с душою прямо гет тингенской привез учености плоды, вольнолюбивые мечты...»?) Любовь Запольская защитила диссерта цию в европейском университете, затем была удостоена звания ма гистра чистой математики в Моск ве. Многие крупные газеты писали о выдающихся результатах матема тика-алгебраиста, называли ее вто рой Софьей Ковалевской. Урожен ка данковской земли показала себя и «как отличная во всех отношени ях преподавательница». Лекции профессора Л. Н. Запольской чи тались в Москве, Петрограде, Ря зани, в европейских научных цент рах. ★ * * «Юбилейный венок земле ли пецкой» — так называется готовя щееся к печати памятное издание к полувековому юбилею нашей об ласти. «Земли родной судьба» бу дет представлена в ней биографи ями уникальными, делами достой ными. И среди героев этой книги — женщины. Такие, о которых я здесь напоминаю. Вот еще одна из них. Иван Тургенев высоко ценил талант Марко Вовчок. Он перевел ее украинские рассказы «Народии оповидання» («Народные расска зы») на русский язык. В оценке пи сательницы он был близок Салты кову-Щедрину, Некрасову, Добро любову, Чернышевскому, Шевчен ко. Вдневнике Шевченко запишет: «Какое возвышенное, прекрасное создание эта женщина! Необходи мо будетей написать письмо и бла годарить ее за доставленную ра достьчтением ее вдохновенной кни ги». А ведь Мария Александровна Вилинская (1833-1907), взявшая себе псевдоним Марко Вовчок, ро дилась в селе Екатерининском под Ельцом. В этом году исполняется 170 лет со дня рождения. Ее знали Герцен, Огарев, Г. Флобер, Ж. Санд. Не остались незамеченными романы и повести Марко Вовчок: «Живая душа», «Записки причетни ка», «Путешествие вовнутрь стра ны», «Теплое гнездышко», «В глу ши». Некрасов посвятит ей проник новенные строки «Не рыдай так безумно над ним...». Культурологи обращались к ее переводам «Про исхождения видов» Дарвина, «Жизни животных» Брема. Фанта стика Жюля Верна также пришла к русскому читателю в ее талантли вых переводах. На склоне лет Ма рия Александровна писала сыну Борису: «Я прожила весь свой век, идя по одной дороге и не сверты вая в сторону. У меня могли быть ошибки, слабости... как у большин ства людей, но в главном я никог да не осквернила себя отступниче ством». Василий ШАХОВ, профессор. — помогали техникой и рабочей силой. Трудились всем миром. Уча щиеся из строительного отряда «Русь» тоже внесли лепту. И вот она, красавица, сияет всеми цветами радуги. Приезжий батюшка крестит младенцев, вен чает, исповедует стариков, отпева ет усопших. Не велика мудрость разру шать. Но сколько сил и терпения нужно, чтобы построить! Страни цы дореволюционного «Истори ческого вестника» рассказывают о липецком Свято-Вознесенском со боре, где побывали в свое время Жуковский, Державин, Анна Пет ровна Бунина, другие люди, кото рыми гордилась вся Россия, и хра ме Св. троицы, построенном куп цом Хренниковым и освященным в 1848 году. «Со своими колоссаль ными синими главами, усеянными золотыми звездами, храм домини ровал над всей окружающей мес тностью. Внутри обширного хра ма широкие хоры; стены облицо ваны мрамором; резонанс в нем замечательно хорош. Но, к сожа лению, живопись в нем неважная. Налево от главного входа иссечен ное изображение головы Крести теля Иоанна довольно грубой ра боты. У Крестителя бледное, слов но восковое лицо и небольшая чер ная борода. На паперти храма в стене вделаны пятьчугунныхдосок. На одной из них надпись: «Строи тель Липецкого Троицкого храма Александр Петрович Хренников — родился в г-де Романове 4 февра ля 1788 г., скончался в г-де Липец ке 24 августа 1865 г. Похоронен с западной стороны сего храма». На остальныхдосках обозначены име на его сродников, здесь же похо роненных. В октябре 1932 года по распо ряжению властей Липецка Троиц кий храм передали механическому заводу—для... культурно-бытовых целей. Народный судья прихватил себе три суконных скатерти, пред седателю горсоветадосталось три иконы на цинке (цветной металл, выходит, и тогда пользовался спро сом). В краеведческом музее ока зались иконы, Евангелие, покрыва ла, коврики, «Летопись Троицкого храма» и многое другое. А вот хо зяину завода досталосьдесять ков ров и пять ковровых дорожек, два воза орехового дерева от разру шенного иконостаса. Вофициальномдокументе, под писанном Колонтаевым, Громкогла- совым и Алешиным, сказано, что только за два дня было вывезено на... переделку сорок возов имуще ства. Возмущенный таким беспре делом, поэт Ефремов откликнулся горьким стихотворением: Вчера была церковь, горда, пятиглава. Лазурны е купы цвели на углах, Но сдавш ие золото д л я переплава Ж гли россы пи звездны е на куп о л а х ... При взрыве купола под его обломками погибло несколько че ловек. Не надо думать, что это бе зумие и бездумие остались в прошлом. Нам ведь и сегодня не достает доброты, духовности, нравственной чистоты, уважения к своим предкам. Не по этой ли причине продолжаем мы выма рывать страницы истории, пере именовывать улицы, разрушать постройки былых времен? Так было и в недавнем прошлом, ког да под ножи бульдозера попала канцелярия Петра Великого, кур зал, в котором побывали Глеб Успенский, Яков Полонский, а до того Державин и Жуковский. А уже в наше время на месте захо ронения предков Пушкина, не смотря на протесты липчан, на чалось строительство элитного дома... Когда же горькие уроки будут усвоены? Когда мы научимся строить, не разрушая? И на ули цах наших городов, и в своих ус тавших душах? Василий МЕДВЕДЕВ. г. Липецк. ИСТОРИЯ О ДНО ГО СЕЛА п Н а границе Добринского и Мордовского районов Тамбовской губернии ца редкость спокойно несет свои кристально чистые воды теперь не широкая, но по-прежнему местами глубокая речка, нареченная еще со времен татарского засилья не всем понятным именем Чамлык, которое означает в переводе «частый сосновый лес». Во времена после Куликовской битвы в лесу, давшем название реке, долгое время скрывались недобитые монгольские захватчики. Но теперь от него не осталось и следа. ОСТАЛОСЬ ТОЛЬКО ПОЛЕ... С незапамятных времен на правой стороне Чам- лыка стояла небольшая деревушка. Сюда еще во времена Ивана Грозного бежали от крепостных по мещиков московские крестьяне. Находили прибе жище и лихие люди, уставшие от своих воровских занятий. Поселение, стоявшее на высоком глинистом бе регу реки, по рассказам местных стариков, было крайне бедным и называлось не зря Щигры: корень ЩИ Г в словаре Даля связан с понятием бедности, голода. ч Первым официальным владельцем Щигровки стал некий генерал Байшев (Байшев). Дальним предком династии Байшевых был татарский фео дал Баиш, «сажавший» в 1270 году на великокня жеский престол князя Ярослава Ярославовича. Пос ле изгнания монголов Баиши стали верно служить русским князьям и царям, за что не оказались об деленными их милостями. Из документов Тамбовского госархива явству ет: в начале XIX века в Щиграх обосновался гене рал-майор Степан Константинович Байшев. Он на чинал свою службу в Ширванском пехотном полку адьютантом генерал-лейтенанта Лаврова, на юной дочери красавице Варваре которого и женился. За мужество, проявленное Степаном Константиновичем в годы Отечественной войны 1812 года, его награ дили орденом Св. Владимира IV степени, а в 1814 году он был произведен в полковники. Не успев достроить свой новый дом в Щиграх и оставив все на попечение хозяйки, Байшев от правляется на войну с персами. В 1821 году по бо лезни он, в звании генерал-майора, оформляет пен сию и возвращается восвояси. В Щиграх Байшеву первоначально принадлежа ло лишь пятнадцать крестьянских мужских душ. По этому на работу ему приходилось приглашать щиг- ровцев из государственных крестьян. В 1820 году больной генерал обратился в губернское Дворянс кое собрание с просьбой о «причислении» его к там бовскому дворянству. Об удовлетворении его за явлений свидетельствуют записи в третьей части дворянской родословной книги Тамбовской губер нии. Перед отменой крепостного права владельцем обустроенной усадьбы в Щигровке стал сын Бай- шева Николай, тоже генерал. По данным В.Т. Кики- на, Н.С. Байшев купил в Тамбове 50 человек, среди которых были и калмыки. К новопоселенцам, как рас сказывал мне байшевский старожил Т.Е. Исаев, до бавилось еще несколько семей, вымененных у со седних помещиков на породистых собак, коих в бар ском хозяйстве насчитывалось около сотни. Молодой генерал был не в меру строг. Прови нившихся мужиков секли розгами на конюшне, а то и привязывали нагими к столбу поблизости от му равейника. С должников сполна брали недоимки, а нередко ставили на правеж, назначая в рассрочку 200 батогов и более по пяткам. Когда Н.С. Байшев внезапно умер, щигровцы благодарили Бога за из бавление. Через сорок дней после смерти его вдова при гласила к себе в дом уважаемых стариков и в их присутствии открыла несгораемый шкаф, доверху набитый долговыми расписками. Все бумаги поле тели в пылающий камин. — У богатой барыни не убудет, — сказала она, — прощаю вам все долги. По сей день о вдове Байшева хранят в этих ме стах добрую память. Говорят, будто генеральша сама обходила крестьянские семьи, помогала тя жело нуждающимся. Нескольких мужицких детей она за свой счет учила в Тамбове и пыталась даже открыть свою школу. После 1861 года в Байшевых Щиграх начались перемены. Многие мужчины отправились по горо дам на заработки да так там и осели, другие выш ли из общины, третьи переехали в другие дерев ни. А в Щигровке появились переселенцы из Ново- петровки, Среднего, Николаевки, Стрельцов и Мор- дово. Таких фамилий, как Тюрины, Милюковы, Иса евы, Чистяковы, Болдины, Артюховы, Никитины, туг раньше не знали. Как мне рассказывал ныне покой ный краевед С.С. Чистяков, рядом с домом его ро дителей жили выходцы из Николаевки Никитины Татьяна Федотовна и Егор Иванович. Среди их де тей был и будущий легендарный антоновский ата ман Васька Карась. С легкой руки Александра И-освободителя Бай- шевы Щигры преобразились. К концу девятнадца того века стали зажиточным поселением. В некото рых семьях появились даже граммофоны. А потом настал очередной крутой перелом. Ок тябрь 17-го... Неведомо куда исчезла семья поме щиков Байшевых. У кого-то не дрогнула рука под жечь их прекрасный дом. Сгорели большая биб лиотека старинных книг и коллекция картин русских художников. Разворовали китайский и саксонский фарфор, разрушили хозяйственные постройки, вы рубили сад и парк, разгромили уникальную часов ню. Хотели даже спустить огромный Байшевский пруд, но не удалось. К нему и поныне из Липецка, Тамбова и Воронежа приезжает множество заяд лых рыбаков... В прошлом все байшевцы отличались крепким здоровьем. Жители округи до сих пор не могут за быть, что среди них были и такие, кто запросто мог согнуть подкову или на спор сломать рога крупному быку. А скатать в трубку медную тарелку считалось сущим пустяком. Традиция участвовать в кулачных боях сохранялась даже в первые годы Советской власти. — Бабкин дед, — рассказал мне старожил Т.Е. Исаев,— аж в 80 лет бегал на кулачный бой в Мор- дово. Кулачище у него был сухой и огромный, как копыто. Я слышал и о высоком кряжистом старике-ско- роходе, известном специалисте по ловле многопу довых сомов и любителе пшенных блинов. Как толь ко до них доходило дело, он оживлялся. — Ну, бабка, ставь сковороду, я сейчас вер нусь, — говорил дед, совал деньги за пазуху и бе жал в Мордово за пятнадцать верст. И не успевала супруга снять последний блин, как на пороге появ лялся хозяин с зеленой бутылкой в руке... Несколько лет назад в разговоре со мной быв ший житель деревни Байшевы Щигры Д.И. Бори сов вспоминал, что перед семнадцатым годом про шедшего века почти все крестьянские хозяйства были крепкими. Многие избы были покрыты желе зом. Ставились голландские печи. Дефицитом все гда был строительный лес. Начиная с весны 1918 года и вплоть до завер шения коллективизации вдеревне всю власть взял комитет бедноты. В него вошли те, кто ничего не имел, одни — по лени, другие — из-за горького невезения. В годы антоновского движения на Там бовщине из числа байшевцев вышел помянутый выше знаменитый мятежный атаман Василий Его рович Никитин (Васька Карась). Некоторые из по собников Карася не имели никаких политических воззрений, были просто головорезами. Они пьян ствовали, обижали крестьян, насиловали женщин всех возрастов, издевались над большевиками и милиционерами. Местные жители часто обраща лись с жалобами к Никитину. — Наш сосед Калмыков, — вспоминал Т.Е. Иса ев, — подошел однажды к предводителю и запла кал: «Вась, а Вась, охальничают твои кошкодеры. А вчерась угнали у меня последнюю лошадь. А как мне жить без нее?» В таких случаях мятежный ата ман хмурился и приказывал возвратить награблен ное... Коллективизацию вдеревне встретили насто роженно, а кое-кто враждебно. Но плетью обуха не перешибешь, и мужики под надрывный вой баб вели скотину на колхозный двор. Сначала было со здано несколько небольших колхозиков, но потом их объединили в сельхозартель им. Буденного. Добрая половина села, однако, осталась единолич никами. Создание колхозов сопровождалось рас кулачиванием, высылкой нередко хороших, чест ных тружеников. В число раскулаченных попал и Гаврила Кикин. А вот его сын вступил в комсомол и получил должность бригадира. Попал в кулаки и Калмыков за то, что у него были патефон и детек торный приемник. В хозяйстве, кроме земли, имелись лошади, коровы, овцы. Но за все время его существования здесь ничего не построили. Техники не было. Ос новные работы на полях выполняли механизаторы Добринской МТС, помогал и совхоз «Петровский». Заработки колхозников были мизерными. Особенно тяжело пришлось в годы Великой Отечественной войны, когда мужчины сражались, а сельским хозяйством занимались старики, жен щины и дети. Но, к чести байшевцев, они постоян но перевыполняли все планы, отправляли с личных подворий для нужд фронта масло, мясо, молоко, шерсть, жертвовали последние гроши в фонд обо роны страны. ...С трудом поднимался на ноги колхоз после разгрома фашистов. Домой вернулись только ин валиды, а тут еще после неурожая начался голод. Поправилось кое-что только при председателе Ус- тине Андропове. Повысилась производительность труда в поле и на фермах, открыли магазин, вмес то старой построили начальную школу из шлако бетона. Юмористы местного значения окрестили эту школу «институтом». В начале шестидесятых годов колхоз им. Бу денного объединился с артелью в деревне Снеж ки Новопетровского сельсовета. Новый гибрид назвали именем Хрущева. Председателем утвер дили Я.М. Литовко, а его брат Н.М. Литовко руко водил колхозом в деревне Островка. Но и объеди нение не спасло эти хозяйства. На свет Божий выплыла теория «неперспективных населенных пун ктов»... И байшевцы стали потихоньку расползаться по стране. Первой на учебу отправлялась молодежь. Обратно ей дороги уже не было. В неперспектив ной деревне без электричества, радио, воды ос тавались лишь одни старики. — Последней прощалась с.Байшевыми Щиг- рами моя мама, — свидетельствовал Т.Е. Исаев, — было это в 1968 году... Так закончилась история старинного поселе ния Байшевы Щигры. Теперь это крайнее поле ГСХ «Петровский», и вряд ли кто-то из далеких от кра еведения людей может подумать, что на этой зем ле рождались и умирали люди, любили, ненави дели, мечтали о светлом будущем, обманывались и вновь надеялись. Все прошло... Игорь ВЕТЛОВСКИЙ, краевед. -V,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz