Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
10 а п р е л я 2 0 0 3 г . , № 6 6 ( 2 1 9 4 4 ) ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 5 Г » АКТУАЛЬНАЯ Г Ш Г М ОПАСНАЯ игра в « прятки ».. АПОПОВЫЙ №63 И Н р : / / \ллллл/.ПреТзк.ги/-\ллллл/дп 1 Выпускподготовленпресс-службой УправленияМНСРоссиипоЛипецкойобласти ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО н СТАВКИ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТ ИЗМЕНЕНЫ С 1 января 2003 года на территории Липецкой об ласти начал действовать закон «О транспортном на логе», заменивший налог с владельцев транспортных средств. В связи с его введением у автовладельцев возни кают многочисленные вопросы. На них мы попросили ответить заместителя руководителя инспекции МНС России по Центральному району г. Липецка Марину ЗИБОРОВУ. — Марина Петровна, кто должен платить транспорт ный налог? — Организации и физичес кие лица, на которые зарегист рированы транспортные сред ства. Список транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, с у щ е ственно расширен. Помимо ав томобилей, мотоциклов, мото роллеров, автобусов, других са моходных машин и механизмов, в него включены яхты, самолеты, вертолеты, теплоходы, парусные суда, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздуш ные транспортные средства. — Есть ли транспортные средства, освобожденные от налога? — Да. Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы соци альной защиты населения; ве сельные, моторные лодки, мощ ность двигателя которых не пре вышает 5 лошадиных сил, а так же спецмашины и техника сель скохозяйственного назначения — тракторы, самоходные ком байны; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицин ской службы. —Сколько же теперь при дется платить за своего «же лезного коня»? Наверное, это главный вопрос, волну ющий автовладельцев. ття — По сравнению’ С ранее' действующими ставки транс портного налога увеличены в несколько раз. Если до 1 янва ря 2003 года с владельцев лег ковых автомобилей с мощнос тью двигателя до 100 лошади ных сил налог взимался по став ке 50 копееек, а свыше 100 л.с. — 1 рубль 30 копеек, то теперь законом Липецкой области в от ношении этих автомобилей ставки значительно увеличены до 5 и 7 рублей. Для легковых автомобилей с мощностью от 150 до 200 лошадиных сил (как правило, это иномарки) ставка налога— 10 рублей. Владельцам автомобилей с мощностью двига теля от 200 до 250 лошадиных сил придется заплатить по 15 рублей с одной лошадиной силы. Если же вы обладатель машины с мощно стью свыше 250 лошадиных сил, будьте готовы выложить по 30 руб лей с одной лошадиной силы. В Законе Липецкой области «О транспортном налоге» ставки ус тановлены в соответствии с фе деральным законодательством. — В сравнении с ранее действовавшими нынешние ставки кому-то покажутся слишком высокими. А есть ли льготники по уплате налога? — Да, инвалиды всех катего рий, Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица, на гражденные орденом Славы трех степеней. Кроме них, участники Великой Отечественной войны, других боевых действий по защи те СССР, проходившие службу в составе действующей армии, и бывшие партизаны, а также граж дане, подвергшиеся воздействию радиации в результате катастро фы на Чернобыльской АЭС. Кроме физических лиц, опре делены категории льготников и среди организаций. Транспорт ный налог не уплачивают автотран спортные организации не за все машины, а только за те, которые перевозят пассажиров (за исклю чением такси); органы государ ственной власти и местного само- > управления; а также учреждения, ' 1 находящиеся на бюджетнот^ фй- нансировании, профессиональ ные аварийно-спасательные служ бы, органы управления и подраз деления Государственной проти вопожарной службы МЧС. Не платят этот налог лечебно профилактические учреждения и организации, в составе которых имеются такие учреждения, за специализированный автотранс порт, предназначенный для оказа ния медицинских услуг. Освобож ден от налога автотранспорт ЖКХ, используемый для осуществления профессиональной деятельности. — Как уплачивают налог организации? — Все юридические лица исчисляют сумму налога само стоятельно и до 1 марта пред ставляют декларацию по транс портным средствам, зарегист рированным по состоянию на 31 декабря истекшего календарно го года, в налоговую инспекцию по месту нахождения транспорт ных средств. Годовую налого вую декларацию организации подают в сроки, установленные для представления бухгалтерс кой отчетности. — А как быть автовла дельцам, частникам, физи ческим лицам? — Им налог рассчитывается налоговыми инспекциями на ос новании сведений, которые по даются органами, осуществляю щими государственную регист рацию транспортных средств (ГИБДД). Квитанция с суммой налога, которую необходимо уп латить, поступит к каждому пла тельщику до 1 июня 2003 г. Уп латить налог надо до 1 августа. — Вы сказали, что все данные по автовладельцам передаются ГИБДД. Однако часто бывают такие ситуа ции, когда машина давно развалилась, а с учета не снята. Как же быть? — Налог начисляется на все автомобили, которые зарегист рированы в ГИБДД. В этом слу чае владельцу необходимо как можно быстрее снять с учета машину. Сведения о транспорт ных средствах, зарегистриро ванных или снятых с учета, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, должны пе редаваться ГИБДД в налоговые инспекции в течение 10 дней после их регистрации или сня тия с регистрации. — Хотелось бы также подробней узнать о том, как поступать тем, кто передал свою машину по доверенно сти в пользование другому лицу? — Если автомобиль передан владельцем другому граждани ну дои#рверенно.сти на право владения и распоряжения до 27 июля 2002 года, платить налог будет тот, кто указан в такой до веренности. Но владелец должен уведомить налоговую инспекцию по месту своего жительства о передаче транспортного сред ства по доверенности. Если же доверенность на транспортное средство выдана после 27 июля 2002 года, то уплачивать налог будет его владелец. Уплаченный транспортный налог полностью поступает в об ластной бюджет. Интервью вела Светлана ШАДРИНА. РЕФОРМА НАЛОГОВИКИ ШАГАЮТ ВНОГУСОВРЕМЕНЕМ Министерство России по налогам и сборам осуще ствляет планомерную реформу работы налоговых ор ганов. Основная цель модернизации —переход на элек тронный способ получения от налогоплательщиков бух галтерской и налоговой отчетности. Чтобы избежать существующей сегодня тесной свя зи налогоплательщика с налоговым инспектором, ко торый принимает и обрабатывает декларации, конт ролирует уплату налогов, следит за недоимкой, нало говые органы постепенно переходят на функциональ ный принцип работы. Один инспектор принимает от чет, другой его проверяет, третий проводит сверки рас четов, четвертый следит за уплатой налогов и т.д. В налоговых инспекциях обла сти созданы отделы работы с на логоплательщиками. Главная их задача — разъяснение действую щего законодательства о налогах и сборах, консультирование нало гоплательщиков, оказание им по мощи в заполнении различных документов, прием налоговыхдек лараций и иных документов, слу жащих основанием для исчисле ния и уплаты налогов, сборов, бух галтерской отчетности, в том чис ле в электронном виде, переход на цивилизованное общение с на логоплательщиками. Единые принципы приема от четности в электронном виде по зволяют сократить время и сто имость затрат налоговых органов, а также улучшают налоговую куль туру в регионе. Применение же средств телекоммуникаций и вы числительной техники дает воз можность значительно облегчить и повысить эффективность работы бухгалтеров, снизить затраты ра бочего времени на обработку до кументов, сократить объемы бух галтерских документов, оператив но, в максимально короткие сроки получить информацию об итогах финансово-хозяйственной дея тельности предприятий и провес ти анализ. Теперь на предприятии появляется возможность автомати чески формировать налоговую и бухгалтерскую отчетности и выво дить их на бумажные носители. При этом отпадает необходимость изготовления или приобретения бланков налоговой и бухгалтерс кой отчетности с последующим их заполнением. Одновременно с ав томатическим формированием от- '...- четности есть возможность прово дить контроль выводимых данных. Налоговые органы области приступили к распространению необходимого пакета программ ного продукта для формирования отчетности на магнитных носите лях, к приему уже 13 форм нало говой и бухгалтерской отчетнос ти в электронном виде: бухгалтер ский баланс; отчет о прибылях и убытках; декларация по ЕСН для организаций; налоговая деклара ция по НДС; налоговая деклара ция по единому налогу, уплачива емому в связи с применением уп рощенной системы налогообложе ния; расчет по налогу на имуще ство предприятий и других. В на логовых органах можно получить консультации и разъяснения по использованию этого программ ного обеспечения. , ", г '■}. » зшштжъ гтш , - <л «Что делать, чтобы не делать, если делать надо, но не хочется?». Порой создается впечатление, что этот древний постулат софистики, искусственно придуман ный для учебного упражнения в красноречии, отдель ные руководители фирм и предприятий воспринимают «на полном серьезе», когда речь заходит об уплате на логов. Надо платить, по Конституции положено, но... не хочется. И тогда в ход пускаются различные «штучки»: как занизить налоговую базу, как «спрятать» прибыль. Искать эти «захоронки» приходится налоговым ра ботникам. О том, как это делается, рассказывает за меститель руководителя управления МНС России по Ли пецкой области Наталья ВЫСОЧКИНА. Некоторые предприятия сво евременно перешли на электрон ную форму отчетности. Из 1419 предприятий, ежемесячно уплачи вающих НДС, 893 предприятия уже представили отчетность на магнитных носителях, из 162 предприятий, ежемесячно уплачи вающих налог на прибыль, — 53. Большинство налогоплатель щиков не могут самостоятельно передавать отчетность на магнит ных носителях из-за отсутствия технических возможностей. По этому к решению данной пробле мы инспекции МНС России по го родам и районам привлекают Уп равление центральной консульта ционной службы МНС России по Липецкой области, работники ко торого снабдят программным про дуктом, помогут «набить» отчет ность на магнитный носитель, вне сти необходимые поправки и т.д. Такой пункт ныне работает в ИМНС России по Октябрьскому району, планируется организо вать подобные и вдругих инспек циях. Управление МНС России по Липецкой области обращается к руководителям предприятий, не представляющих отчетность в электронном виде, получить бес платно программный продукт в ин спекции по месту регистрации. В перспективе в нашей области пла нируется создание системы «Элек тронной отчетности по каналам связи». Это система электронного документооборота по сети Интер нет с использованием средств криптографической защиты ин формации, предназначенная для информационного обмена между налогоплательщиками и налоговы ми органами. Она позволит через Интернет представлять бухгалтер скую и налоговую отчетности в на логовые органы, оперативно об новлять все формы отчетности, получать информацию с доски объявлений налоговой инспекции и сведения об использовании на логовых обязательств перед бюд жетами, формировать электрон ные документы, подтверждающие факт и срок сдачи отчетности. Вся передаваемая информа ция будет защищена от несанкци онированного просмотра и иска жения сертифицированными средствами криптографической защиты информации. Валентина ДАНЧЕНКО, начальник отдела работы с налогоплательщиками УМНС России по Липецкой области. Контроль за исполнением налогового законодательства — основное направление де ятельности налоговых ор га нов. Поэтому проверки , к а к непосредственно в ор гани за ц ия х и на предприятиях всех форм собственности , т а к и камеральные , то есть по до кум ен там , без выезда к н а ло гопл ательщ и ку , проводят ся постоянно. К сожалению , н а р у ш е н и й не с та н о в и т с я меньше. Т а к , по результатам налоговых проверок , в 2002 году дополнительно начисле но в б ю д ж е т , в к л ю ч а я ш т р а ф н ы е с а н к ц и и , 8 5 5 миллионов рублей , что в два с л иш н им раза больше, чем в 2001 году . Большая часть доначисленных сумм — 533 м и л л и о н а р у б л е й , — у ж е взыскана. С начала т е к ущ е го года проведено ещ е о кол о 3 0 0 проверок, в результате ко то рых восстановлено, с учетом ш трафных с а н кц и й , более 60 миллионов рублей недопла ченны х налогов. И з н и х по ч ти 40 миллионов поступи л и в б ю д ж е т . О с та л ь ны е взыскиваются в принудитель ном порядке . К к а к и м только уловкам ни прибегают недобросовест ны е н а л о г о п л а т е л ь щ и к и ! Т а к , в ходе выездной нало говой проверки О Г У П «Дор- стройсервис» выявлена схе ма у кл он ения от налогообло ж ен и я путем предъявления к возмещению сумм налога на д о б а в л е н н у ю с т о и м о с т ь (Н Д С ) по оприходованным , но неоплаченным товарам , что является прямым н ар у ш ен и ем с т .1 7 1 Н ало гово го кодекса , указывающ ей , что к вычету м ожно предъявлять толь ко упл а ч е н ны е суммы нало га . В ходе проверки был т а к ж е вскрыт прям о -та ки детек т и в н ы й с ю ж е т . В со с тав О Г У П «Дорстройсервис» во ш ел асфальтобетонный з а вод, вы пус к п р о д у к ц и и на к о т о р о м н а ч а л с я с ию л я 2 0 0 0 года. До этого произ водство асфальта велось на дру гом п р е д п р и я ти и , став шем банкротом , — ОАО «Л и - п е ц к а в т о д о р » . И вот с то имость битума , использован ного в работе на этом пред приятии , прекратившем свою деятельность еще в июне , в ноябре 2 0 0 0 года была вклю чена в затраты асфальтобетон ного завода «Дорстройсерви- са», что значительно повыси ло себестоимость асфальта и повлекло за собой занижение н ало га на прибыль на 4 4 2 тысячи рублей. Чтобы обна р уж и ть это наруш ение , при шлось провести детальный анализ технологического про цесса производства и ка л ь к у ляции выпуска готовой про д у кц и и . Всего по а к т у выезд ной налоговой проверки пред приятию дополнительно на числено в бюджет с учетом штрафных сан кций и пени 11 миллионов рублей. П р и проверке ОАО « Л и п ец к и й завод пусковых дви гателей» выявлена еще одна схема ухода от уплаты Н Д С . Завод создал на территории другого региона простое то варищество . Это, товарищ е ство возвращает заводу кр е диторскую задолженность по разделительному балансу, и завод производит «вычеты» из Н Д С к а к возврат ранее уплаченного в бюджет аван са этого налога . В то ж е вре мя простое товарищество в другом регионе представило налоговую декл арацию , от разив в ней Н Д С по ф ак ти чески не произведенным хо зяйственным операциям . То есть н а самом деле оно не начисляло и не уплачивало Н Д С в бюджет . В ходе п р о в е р к и э то го предприятия дополнительно начислено в бюджет 4 мил лиона рублей, в том числе 1 миллион — ш трафных с а н к ций и пени . Отдельные пр ед прия тия ПРОФЕССИОНАЛЫ ОНАСТОЯЛАУ ИСТОКОВ Л а р и с а Але ксеевна Б уланова , н ал о го в и к первой волны , п р иш л а в И М Н С по Волов- с ком у р айо н у с м ом ен та ее образования в 1 9 9 0 году . С тановление новой государствен ной службы в определенном терри ториальном р е гион е , ее успехи и н еудачи в опреде ленной мере зависели и зав и ся т от этой молодой и эн ер гичной ж е нщ и ны , ко то р а я со временем стала н а с то ящ им профессионалом своего дела. После объединения инспекций по Долгоруковскому, Тербунскому и Воловскому районам в одну М И М Н С № 5 Л ари с а Алексеевна стала заместителем н ач аль ни ка отдела нало го обложения ю ридических лиц . Она отвечает за работу всего территориального участка . Ф о то Ген н ад и я Л У К И Н А . ВДОЛЖНИКАХХОДИТ КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ «Вы платите, а мы подождем?» — так называлась статья заместителя руководителя областного налогового управления, опубликованная в прошлогоднем августов ском выпуске «Налогового курьера». В ней проводил ся анализ недоимки по налоговым платежам, расска зывалось о мерах по ее снижению. Что же изменилось за прошедшие полгода? НЕДОИМ КА Налоговые органы все так же вынуждены взыскивать недопла ченные налоги в принудительном порядке. Если за первое полуго дие 2002 года, о котором шла речь в статье, таким путем было пога шено 710 миллионов, то в целом за минувший год — 2 миллиарда 115 миллионов рублей. В январе — феврале текущего года прину дительно взыскано еще более 210 миллионов рублей. В итоге на 1 марта недоимка налогов, снизившись за месяц на 12 миллионов рублей, составила 169 миллионов. Хотя по сравне нию с другими областями Цент рального Черноземья это— самая низкая сумма как в абсолютном, так и в процентном отношении к поступлениям платежей, разве эти миллионы были бы лишними в бюджете? К сожалению, предприятия не спешат сами рассчитываться с бюджетом. Так, например, в фев рале 27 миллионов налоговых дол гов было погашено напоголлатель- щиками только после получения требований налоговых инспекций. А всего за один этот месяц нало говые органы области направили 2674 требования об уплате нало гов и сборов на сумму более 217 миллионов рублей. Кроме того, было выставлено 3123 инкассовых поручения на сумму 179 миллионов рублей, по которым поступило 47 миллионов. То есть здесь налого вики уже впрямую выполнили ра боту за бухгалтеров организаций, которые обязаны сами своевре менно направлять поручения бан кам на уплату налогов. Должны, но не направляют. И тогда, как требует статья 76 Нало гового кодекса (НК) России, нало говые органы вынуждены приоста навливать операции по счетамдол жников, чтобы деньги не уходили мимо бюджета. Только за февраль банкам было направлено 359 ре шений о такой приостановке. Когда никакие меры уже не срабатывают, взыскание задол женности обращается на имуще ство налогоплательщика. В фев рале вынесено 55 постановлений на арест имущества недоимщиков на 94 миллиона рублей с санкции прокурора, согласно статье 77 НК, и 42 постановления на 55 милли онов рублей через судебных при ставов по статье 47 НК. Самое интересное, что когда имущество начинают описывать, деньги у многих сразу же находят ся. Именно на этой стадии за ме сяц поступило в бюджет около 37 миллионов рублей. Но несмотря на все меры, в области сегодня более 3 тысяч 600 предприятий являются должника ми по уплате налогов в бюджет. Это — почти 23 процента от всех налогоплательщиков, или более чем каждый пятый. И хотя в обла сти наблюдается тенденция сни жения'налоговых долгов, задол женность ряда предприятий пе ред бюджетом постоянно растет. К числу таких предприятий отно сятся ОАО «Липецкий домостро ительный комбинат», ЗАО «Липец кий станкозавод», ОГУП «Дор стройсервис», ОАО «Елецкий та бак», ОАО «Лавский карьер», ОАО «Елецжелезобетон» и ряд других. Хотелось бы напомнить всем, кто не спешит рассчитываться по налоговым долгам, что время ожи даний прошло. Миновало и вре мя вопросов хедать или нет, пока предприятия самостоятельно вы полнят свои конституционные обя занности. Государству недоимщи ки н§ ну5кны. Вопрос ставится до статочно жестко: либо налогопла тельщик добросовестно работает и добросовестно рассчитывается по всем обязательным платежам, либо уходит с экономического про странства страны. Пресс-служба областного управления МНС. просто не о тчи тываются о сво ей хо з я й с тв е н ной деятельнос ти или по казы вают полное от с у тс тви е д о хо дов, сдают т а к н а з ы в а е м у ю «нулевую отчет ность» . У д е л ь ный вес т а к и х п р о б л е м н ы х о р г а н и з а ц и й в н аш е й области к общему к о л и че с тв у со с т о я щ и х на нало го вом у ч е т е не очень велик — ч у т ь более 16 процентов . Од н ако в абсолют ном вы ражении это составляет 2 т ы с я ч и 4 5 8 предприятий . ...... С э т и м и о р га н и з а ц и ям и ведется п о с то я н н а я р а б о т а . За 2 0 0 2 год число неотчи - ты в аю щ и х с я о р га н и з а ц и й уменьшилось на 9 9 5 , а пред с тавл яю щ и х «нулевые ба лансы» — на 2 3 9 . И з ни х 4 53 предприятия возобнови ли свою деятельность, упл а тив нало ги в сумме 12 м ил лионов рублей. В о тнош ении о р ган и за ц и й , не р е а г и р у ю щ и х на предложения налоговых и н с п е кц и й возобновить свою д е я т е л ь н о с ть и л и добро вольно ликвидироваться , а т а к ж е с к р ы в а ю щ и х с я от нас, были направлены мате риалы в А р би тр аж ны й суд для вынесения р еш ени я о и х л и квид ации . По сведениям, поступаю щ и м н а н аш и запросы от правоохранительных , к о н т ролирующ их и др у ги х орга н и заций , подтверждающих н аличие ф инан сово -хо зяй ственной деятельности пред п р и я т и й , не представляю щ и х налоговую отчетность или представляющих «нуле вые балансы», было докумен тально проверено 4 1 0 ор га низаций . Н аруш ения налого вого законодательства уста новлены у 13 4 , по которым доначислено 19 миллионов рублей. Т а к , выездной налоговой проверкой ООО «Ремонтное производство», проведенной в 2 0 0 2 году совместно с н а логовой полицией , доначис лено 3 ,3 миллиона рублей , из которы х 2 миллиона со ставили недоплаченные н а логи , а остальная сумма — штрафы и пени . Отчетность это п р ед прия ти е не предо ставляло со второго полу го дия 2 0 0 0 года. По результатам такой ж е проверки другого общества с ограниченной ответственнос тью — «Ярославец» — до полнительно начислено 3 ,2 миллиона рублей, в том чис ле 1 ,7 миллиона — налогов. Эта организация не представ ляла отчетность со второго полугодия 2 0 0 2 года. И подобных примеров, к сожалению , м ожно привести очень много. Налогоплатель щ и к и старательно прячут до ходы от н ал о го обл ож ен ия , нало говики — не менее ста рательно — и х н аходят . И хотелось бы п р ед упр еди ть всех, кто рассчитывает выиг рать в этих « п р я т к а х » , что неотвратимость прои грыш а не только в скрупулезности работы специалистов налого вых ин сп екций во время про верок, но и в том , что в инс п е кц и и стекается информа ция и от ко н тролирующ их и регистрирующ их органов, и от предприятий эн ер гети ки , газа , водоснабжения , д ру гих о р ган и заций . П о этим дан ным можно рассчитать и при мерный объем производства, и уровень рентабельности, и многое другое, что влияет на величину налогов. П о э том у совет остается п р е ж н и м : п л а т и т е н а л о ги своевременно и в п ол н ом объеме. Дешевле обойдется. Д а и спать будете спокойнее . -------------------------------- ЛИКБЕЗ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА ЦЕЛЬРЕВИЗИИ- КОНТРОЛЬ Как известно, ревизия — это система обязатель ных контрольных действий по документальной и фак тической проверке законности и обоснованности со вершенных организацией в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильнос ти их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и глав ного бухгалтера и иных лиц, на которых, в соответ ствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами, установлена ответственность за их осуществление. Ревизия — составная часть системы государственного фи нансового, а точнее, ведущая форма бюджетного контроля. Во время ревизии осуществляется контроль за законностью, досто верностью, целесообразностью, финансово-экономической эф фективностью совершаемых хо зяйственных операций, за целе вым и рациональным использо ванием бюджетных ассигнова ний, материальных и трудовых ресурсов, выполнением наме ченных показателей по доходам и расходам бюджета. С помо щью ревизии государственные органы власти получают досто верную информацию о наличии, сохранности и эффективном ис пользовании материальных, тру довых и финансовых резервов. Кроме того, материалы ревизии оказывают непосредственное влияние на принятие таких госу дарственных управленческих ре шений, как увеличение или уменьшение финансирования, привлечение к административ ной или уголовной ответственно сти за хищения, порчу государ ственной собственности и т.п. Главной целью ревизии яв ляется контроль за соблюдени ем законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обо снованностью, наличием и дви жением имущества й обязатель ствами, использованием матери альных и трудовых ресурсов в со ответствии с утвержденными нормами, нормативами и смета ми. При организации и проведе нии ревизии, оформлении и ре ализации ее результатов работ ники контрольно-ревизионных органов обязаны руководство ваться: Конституцией Российс кой Федерации; Гражданским, Бюджетным и Налоговым кодек сами РФ; федеральными закона ми; законодательными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Отличительной чертой после дних лет (с 2000 года), с точки зрения учета операций по испол нению федерального бюджета, стало введение в действие Бюд жетного кодекса Российской Фе дерации, положения которого четко разделили сферы примене ния налогового, гражданского и бюджетного законодательства. Бюджетным кодексом РФ уста новлены правовой статус всех уча стников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации закреплен в статье 29 Бюджетно го кодекса РФ. Статьями 243,244 Кодекса введена казначейская система исполнения бюджета. Это привело к появлению таких новых объектов учета, как ассиг нования, лимиты бюджетных обя зательств, принятые бюджетные обязательства, кассовый расход, объемы финансирования. Приказом Минфина России от 14.04.2000 года № 42н утвер ждена инструкция о порядке про ведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными орга нами Министерства финансов Российской Федерации. При ее подготовке, кроме Бюджетного кодекса Российской Федерации, были использованы постановле- ния правительства РФ: от 06.03.98 г. № 273 «Об утвержде нии Положения о Министерстве финансов Российской Федера ции»; от 06.03.98 г. № 276 «О Де партаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Рос сийской Ф едерации» ; от 06.08.98 г. N° 888 «О территори альных контрольно-ревизионных органах Министерства финан сов Российской Федерации». Принятая инструкция Мин фина России определяет следу ющее: понятие, цели и задачи ревизии, формы и методы ее организации и проведения, по рядок оформления и реализа ции результатов ревизии, вклю чая структуру акта ревизии. Кро ме того, при осуществлении ре визии необходимо помнить, что все положения учетной полити ки бюджетного учреждения пол ностью раскрыты в инструкции по бухгалтерскому учету в бюд жетных учреждениях, утвержден ной приказом Министерства фи нансов РФ от 30.12.99 г. № 107н (ред. от 10.07.2000 г.). Принятие этой инструкции означает, что собственник (в лице государ ства) четко выразил свою учет ную политику, а значит, и спо соб организации бухгалтерско го учета в бюджетном учрежде нии. Поэтому никакого иного трактования быть не может. Формирование собственной учетной политики бюджетными учреждениями могло привести к полной потере контроля за фи нансовым состоянием государ ства и невозможности создания единой бюджетной системы, вы текающей из требований Бюд жетного кодекса РФ. Ревизия обычно проводится «вертикально» по указанию ру ководства свыше. Государствен ный финансовый контроль в Рос сии главным образом осуществ ляется рядом таких специальных государственных органов, как Счетная палата Российской Фе дерации, Главное контрольное управление Президента Россий ской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина Рос сии, Главное управление феде рального казначейства Минфи на РФ, Министерство РФ по на логам и сборам, Государствен ный таможенный комитет РФ, органы банковского контроля России, а также органы ведом ственного контроля. Их деятель ность обусловлена законода тельством России. Лилия НЕГРОБОВА, начальник отдела УМНС России по Липецкой области. О налогах — на официальном сайте Управления МНС России по Липецкой области НИр:// жжж.Нре($к.ги/'-жжшдп1
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz