Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

10 а п р е л я 2 0 0 3 г . , № 6 6 ( 2 1 9 4 4 ) ШИПЕЦКАЯ •/Ж г а з е т а 5 Г » АКТУАЛЬНАЯ Г Ш Г М ОПАСНАЯ игра в « прятки ».. АПОПОВЫЙ №63 И Н р : / / \ллллл/.ПреТзк.ги/-\ллллл/дп 1 Выпускподготовленпресс-службой УправленияМНСРоссиипоЛипецкойобласти ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО н СТАВКИ НАЛОГА НА ТРАНСПОРТ ИЗМЕНЕНЫ С 1 января 2003 года на территории Липецкой об­ ласти начал действовать закон «О транспортном на­ логе», заменивший налог с владельцев транспортных средств. В связи с его введением у автовладельцев возни­ кают многочисленные вопросы. На них мы попросили ответить заместителя руководителя инспекции МНС России по Центральному району г. Липецка Марину ЗИБОРОВУ. — Марина Петровна, кто должен платить транспорт­ ный налог? — Организации и физичес­ кие лица, на которые зарегист­ рированы транспортные сред­ ства. Список транспортных средств, признаваемых объектом налогообложения, с у щ е ­ ственно расширен. Помимо ав­ томобилей, мотоциклов, мото­ роллеров, автобусов, других са­ моходных машин и механизмов, в него включены яхты, самолеты, вертолеты, теплоходы, парусные суда, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздуш­ ные транспортные средства. — Есть ли транспортные средства, освобожденные от налога? — Да. Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные через органы соци­ альной защиты населения; ве­ сельные, моторные лодки, мощ­ ность двигателя которых не пре­ вышает 5 лошадиных сил, а так­ же спецмашины и техника сель­ скохозяйственного назначения — тракторы, самоходные ком­ байны; самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицин­ ской службы. —Сколько же теперь при­ дется платить за своего «же­ лезного коня»? Наверное, это главный вопрос, волну­ ющий автовладельцев. ття — По сравнению’ С ранее' действующими ставки транс­ портного налога увеличены в несколько раз. Если до 1 янва­ ря 2003 года с владельцев лег­ ковых автомобилей с мощнос­ тью двигателя до 100 лошади­ ных сил налог взимался по став­ ке 50 копееек, а свыше 100 л.с. — 1 рубль 30 копеек, то теперь законом Липецкой области в от­ ношении этих автомобилей ставки значительно увеличены до 5 и 7 рублей. Для легковых автомобилей с мощностью от 150 до 200 лошадиных сил (как правило, это иномарки) ставка налога— 10 рублей. Владельцам автомобилей с мощностью двига­ теля от 200 до 250 лошадиных сил придется заплатить по 15 рублей с одной лошадиной силы. Если же вы обладатель машины с мощно­ стью свыше 250 лошадиных сил, будьте готовы выложить по 30 руб­ лей с одной лошадиной силы. В Законе Липецкой области «О транспортном налоге» ставки ус­ тановлены в соответствии с фе­ деральным законодательством. — В сравнении с ранее действовавшими нынешние ставки кому-то покажутся слишком высокими. А есть ли льготники по уплате налога? — Да, инвалиды всех катего­ рий, Герои Советского Союза и Российской Федерации, лица, на­ гражденные орденом Славы трех степеней. Кроме них, участники Великой Отечественной войны, других боевых действий по защи­ те СССР, проходившие службу в составе действующей армии, и бывшие партизаны, а также граж­ дане, подвергшиеся воздействию радиации в результате катастро­ фы на Чернобыльской АЭС. Кроме физических лиц, опре­ делены категории льготников и среди организаций. Транспорт­ ный налог не уплачивают автотран­ спортные организации не за все машины, а только за те, которые перевозят пассажиров (за исклю­ чением такси); органы государ­ ственной власти и местного само- > управления; а также учреждения, ' 1 находящиеся на бюджетнот^ фй- нансировании, профессиональ­ ные аварийно-спасательные служ­ бы, органы управления и подраз­ деления Государственной проти­ вопожарной службы МЧС. Не платят этот налог лечебно­ профилактические учреждения и организации, в составе которых имеются такие учреждения, за специализированный автотранс­ порт, предназначенный для оказа­ ния медицинских услуг. Освобож­ ден от налога автотранспорт ЖКХ, используемый для осуществления профессиональной деятельности. — Как уплачивают налог организации? — Все юридические лица исчисляют сумму налога само­ стоятельно и до 1 марта пред­ ставляют декларацию по транс­ портным средствам, зарегист­ рированным по состоянию на 31 декабря истекшего календарно­ го года, в налоговую инспекцию по месту нахождения транспорт­ ных средств. Годовую налого­ вую декларацию организации подают в сроки, установленные для представления бухгалтерс­ кой отчетности. — А как быть автовла­ дельцам, частникам, физи­ ческим лицам? — Им налог рассчитывается налоговыми инспекциями на ос­ новании сведений, которые по­ даются органами, осуществляю­ щими государственную регист­ рацию транспортных средств (ГИБДД). Квитанция с суммой налога, которую необходимо уп­ латить, поступит к каждому пла­ тельщику до 1 июня 2003 г. Уп­ латить налог надо до 1 августа. — Вы сказали, что все данные по автовладельцам передаются ГИБДД. Однако часто бывают такие ситуа­ ции, когда машина давно развалилась, а с учета не снята. Как же быть? — Налог начисляется на все автомобили, которые зарегист­ рированы в ГИБДД. В этом слу­ чае владельцу необходимо как можно быстрее снять с учета машину. Сведения о транспорт­ ных средствах, зарегистриро­ ванных или снятых с учета, а также о лицах, на которых они зарегистрированы, должны пе­ редаваться ГИБДД в налоговые инспекции в течение 10 дней после их регистрации или сня­ тия с регистрации. — Хотелось бы также подробней узнать о том, как поступать тем, кто передал свою машину по доверенно­ сти в пользование другому лицу? — Если автомобиль передан владельцем другому граждани­ ну дои#рверенно.сти на право владения и распоряжения до 27 июля 2002 года, платить налог будет тот, кто указан в такой до­ веренности. Но владелец должен уведомить налоговую инспекцию по месту своего жительства о передаче транспортного сред­ ства по доверенности. Если же доверенность на транспортное средство выдана после 27 июля 2002 года, то уплачивать налог будет его владелец. Уплаченный транспортный налог полностью поступает в об­ ластной бюджет. Интервью вела Светлана ШАДРИНА. РЕФОРМА НАЛОГОВИКИ ШАГАЮТ ВНОГУСОВРЕМЕНЕМ Министерство России по налогам и сборам осуще­ ствляет планомерную реформу работы налоговых ор­ ганов. Основная цель модернизации —переход на элек­ тронный способ получения от налогоплательщиков бух­ галтерской и налоговой отчетности. Чтобы избежать существующей сегодня тесной свя­ зи налогоплательщика с налоговым инспектором, ко­ торый принимает и обрабатывает декларации, конт­ ролирует уплату налогов, следит за недоимкой, нало­ говые органы постепенно переходят на функциональ­ ный принцип работы. Один инспектор принимает от­ чет, другой его проверяет, третий проводит сверки рас­ четов, четвертый следит за уплатой налогов и т.д. В налоговых инспекциях обла­ сти созданы отделы работы с на­ логоплательщиками. Главная их задача — разъяснение действую­ щего законодательства о налогах и сборах, консультирование нало­ гоплательщиков, оказание им по­ мощи в заполнении различных документов, прием налоговыхдек­ лараций и иных документов, слу­ жащих основанием для исчисле­ ния и уплаты налогов, сборов, бух­ галтерской отчетности, в том чис­ ле в электронном виде, переход на цивилизованное общение с на­ логоплательщиками. Единые принципы приема от­ четности в электронном виде по­ зволяют сократить время и сто­ имость затрат налоговых органов, а также улучшают налоговую куль­ туру в регионе. Применение же средств телекоммуникаций и вы­ числительной техники дает воз­ можность значительно облегчить и повысить эффективность работы бухгалтеров, снизить затраты ра­ бочего времени на обработку до­ кументов, сократить объемы бух­ галтерских документов, оператив­ но, в максимально короткие сроки получить информацию об итогах финансово-хозяйственной дея­ тельности предприятий и провес­ ти анализ. Теперь на предприятии появляется возможность автомати­ чески формировать налоговую и бухгалтерскую отчетности и выво­ дить их на бумажные носители. При этом отпадает необходимость изготовления или приобретения бланков налоговой и бухгалтерс­ кой отчетности с последующим их заполнением. Одновременно с ав­ томатическим формированием от- '...- четности есть возможность прово­ дить контроль выводимых данных. Налоговые органы области приступили к распространению необходимого пакета программ­ ного продукта для формирования отчетности на магнитных носите­ лях, к приему уже 13 форм нало­ говой и бухгалтерской отчетнос­ ти в электронном виде: бухгалтер­ ский баланс; отчет о прибылях и убытках; декларация по ЕСН для организаций; налоговая деклара­ ция по НДС; налоговая деклара­ ция по единому налогу, уплачива­ емому в связи с применением уп­ рощенной системы налогообложе­ ния; расчет по налогу на имуще­ ство предприятий и других. В на­ логовых органах можно получить консультации и разъяснения по использованию этого программ­ ного обеспечения. , ", г '■}. » зшштжъ гтш , - <л «Что делать, чтобы не делать, если делать надо, но не хочется?». Порой создается впечатление, что этот древний постулат софистики, искусственно придуман­ ный для учебного упражнения в красноречии, отдель­ ные руководители фирм и предприятий воспринимают «на полном серьезе», когда речь заходит об уплате на­ логов. Надо платить, по Конституции положено, но... не хочется. И тогда в ход пускаются различные «штучки»: как занизить налоговую базу, как «спрятать» прибыль. Искать эти «захоронки» приходится налоговым ра­ ботникам. О том, как это делается, рассказывает за­ меститель руководителя управления МНС России по Ли­ пецкой области Наталья ВЫСОЧКИНА. Некоторые предприятия сво­ евременно перешли на электрон­ ную форму отчетности. Из 1419 предприятий, ежемесячно уплачи­ вающих НДС, 893 предприятия уже представили отчетность на магнитных носителях, из 162 предприятий, ежемесячно уплачи­ вающих налог на прибыль, — 53. Большинство налогоплатель­ щиков не могут самостоятельно передавать отчетность на магнит­ ных носителях из-за отсутствия технических возможностей. По­ этому к решению данной пробле­ мы инспекции МНС России по го­ родам и районам привлекают Уп­ равление центральной консульта­ ционной службы МНС России по Липецкой области, работники ко­ торого снабдят программным про­ дуктом, помогут «набить» отчет­ ность на магнитный носитель, вне­ сти необходимые поправки и т.д. Такой пункт ныне работает в ИМНС России по Октябрьскому району, планируется организо­ вать подобные и вдругих инспек­ циях. Управление МНС России по Липецкой области обращается к руководителям предприятий, не представляющих отчетность в электронном виде, получить бес­ платно программный продукт в ин­ спекции по месту регистрации. В перспективе в нашей области пла­ нируется создание системы «Элек­ тронной отчетности по каналам связи». Это система электронного документооборота по сети Интер­ нет с использованием средств криптографической защиты ин­ формации, предназначенная для информационного обмена между налогоплательщиками и налоговы­ ми органами. Она позволит через Интернет представлять бухгалтер­ скую и налоговую отчетности в на­ логовые органы, оперативно об­ новлять все формы отчетности, получать информацию с доски объявлений налоговой инспекции и сведения об использовании на­ логовых обязательств перед бюд­ жетами, формировать электрон­ ные документы, подтверждающие факт и срок сдачи отчетности. Вся передаваемая информа­ ция будет защищена от несанкци­ онированного просмотра и иска­ жения сертифицированными средствами криптографической защиты информации. Валентина ДАНЧЕНКО, начальник отдела работы с налогоплательщиками УМНС России по Липецкой области. Контроль за исполнением налогового законодательства — основное направление де­ ятельности налоговых ор га ­ нов. Поэтому проверки , к а к непосредственно в ор гани за ­ ц ия х и на предприятиях всех форм собственности , т а к и камеральные , то есть по до­ кум ен там , без выезда к н а ­ ло гопл ательщ и ку , проводят­ ся постоянно. К сожалению , н а р у ш е н и й не с та н о в и т с я меньше. Т а к , по результатам налоговых проверок , в 2002 году дополнительно начисле­ но в б ю д ж е т , в к л ю ч а я ш т р а ф н ы е с а н к ц и и , 8 5 5 миллионов рублей , что в два с л иш н им раза больше, чем в 2001 году . Большая часть доначисленных сумм — 533 м и л л и о н а р у б л е й , — у ж е взыскана. С начала т е к ущ е го года проведено ещ е о кол о 3 0 0 проверок, в результате ко то ­ рых восстановлено, с учетом ш трафных с а н кц и й , более 60 миллионов рублей недопла­ ченны х налогов. И з н и х по ­ ч ти 40 миллионов поступи ­ л и в б ю д ж е т . О с та л ь ны е взыскиваются в принудитель­ ном порядке . К к а к и м только уловкам ни прибегают недобросовест­ ны е н а л о г о п л а т е л ь щ и к и ! Т а к , в ходе выездной нало­ говой проверки О Г У П «Дор- стройсервис» выявлена схе ­ ма у кл он ения от налогообло­ ж ен и я путем предъявления к возмещению сумм налога на д о б а в л е н н у ю с т о и м о с т ь (Н Д С ) по оприходованным , но неоплаченным товарам , что является прямым н ар у ­ ш ен и ем с т .1 7 1 Н ало гово го кодекса , указывающ ей , что к вычету м ожно предъявлять толь ко упл а ч е н ны е суммы нало га . В ходе проверки был т а к ­ ж е вскрыт прям о -та ки детек ­ т и в н ы й с ю ж е т . В со с тав О Г У П «Дорстройсервис» во­ ш ел асфальтобетонный з а ­ вод, вы пус к п р о д у к ц и и на к о т о р о м н а ч а л с я с ию л я 2 0 0 0 года. До этого произ ­ водство асфальта велось на дру гом п р е д п р и я ти и , став ­ шем банкротом , — ОАО «Л и - п е ц к а в т о д о р » . И вот с то ­ имость битума , использован­ ного в работе на этом пред­ приятии , прекратившем свою деятельность еще в июне , в ноябре 2 0 0 0 года была вклю ­ чена в затраты асфальтобетон­ ного завода «Дорстройсерви- са», что значительно повыси­ ло себестоимость асфальта и повлекло за собой занижение н ало га на прибыль на 4 4 2 тысячи рублей. Чтобы обна­ р уж и ть это наруш ение , при ­ шлось провести детальный анализ технологического про­ цесса производства и ка л ь к у ­ ляции выпуска готовой про­ д у кц и и . Всего по а к т у выезд­ ной налоговой проверки пред­ приятию дополнительно на ­ числено в бюджет с учетом штрафных сан кций и пени 11 миллионов рублей. П р и проверке ОАО « Л и ­ п ец к и й завод пусковых дви­ гателей» выявлена еще одна схема ухода от уплаты Н Д С . Завод создал на территории другого региона простое то ­ варищество . Это, товарищ е ­ ство возвращает заводу кр е ­ диторскую задолженность по разделительному балансу, и завод производит «вычеты» из Н Д С к а к возврат ранее уплаченного в бюджет аван­ са этого налога . В то ж е вре­ мя простое товарищество в другом регионе представило налоговую декл арацию , от­ разив в ней Н Д С по ф ак ти ­ чески не произведенным хо ­ зяйственным операциям . То есть н а самом деле оно не начисляло и не уплачивало Н Д С в бюджет . В ходе п р о в е р к и э то го предприятия дополнительно начислено в бюджет 4 мил ­ лиона рублей, в том числе 1 миллион — ш трафных с а н к ­ ций и пени . Отдельные пр ед прия тия ПРОФЕССИОНАЛЫ ОНАСТОЯЛАУ ИСТОКОВ Л а р и с а Але ксеевна Б уланова , н ал о го в и к первой волны , п р иш л а в И М Н С по Волов- с ком у р айо н у с м ом ен та ее образования в 1 9 9 0 году . С тановление новой государствен ­ ной службы в определенном терри ториальном р е гион е , ее успехи и н еудачи в опреде­ ленной мере зависели и зав и ся т от этой молодой и эн ер гичной ж е нщ и ны , ко то р а я со временем стала н а с то ящ им профессионалом своего дела. После объединения инспекций по Долгоруковскому, Тербунскому и Воловскому районам в одну М И М Н С № 5 Л ари с а Алексеевна стала заместителем н ач аль ни ка отдела нало го ­ обложения ю ридических лиц . Она отвечает за работу всего территориального участка . Ф о то Ген н ад и я Л У К И Н А . ВДОЛЖНИКАХХОДИТ КАЖДЫЙ ПЯТЫЙ «Вы платите, а мы подождем?» — так называлась статья заместителя руководителя областного налогового управления, опубликованная в прошлогоднем августов­ ском выпуске «Налогового курьера». В ней проводил­ ся анализ недоимки по налоговым платежам, расска­ зывалось о мерах по ее снижению. Что же изменилось за прошедшие полгода? НЕДОИМ КА Налоговые органы все так же вынуждены взыскивать недопла­ ченные налоги в принудительном порядке. Если за первое полуго­ дие 2002 года, о котором шла речь в статье, таким путем было пога­ шено 710 миллионов, то в целом за минувший год — 2 миллиарда 115 миллионов рублей. В январе — феврале текущего года прину­ дительно взыскано еще более 210 миллионов рублей. В итоге на 1 марта недоимка налогов, снизившись за месяц на 12 миллионов рублей, составила 169 миллионов. Хотя по сравне­ нию с другими областями Цент­ рального Черноземья это— самая низкая сумма как в абсолютном, так и в процентном отношении к поступлениям платежей, разве эти миллионы были бы лишними в бюджете? К сожалению, предприятия не спешат сами рассчитываться с бюджетом. Так, например, в фев­ рале 27 миллионов налоговых дол­ гов было погашено напоголлатель- щиками только после получения требований налоговых инспекций. А всего за один этот месяц нало­ говые органы области направили 2674 требования об уплате нало­ гов и сборов на сумму более 217 миллионов рублей. Кроме того, было выставлено 3123 инкассовых поручения на сумму 179 миллионов рублей, по которым поступило 47 миллионов. То есть здесь налого­ вики уже впрямую выполнили ра­ боту за бухгалтеров организаций, которые обязаны сами своевре­ менно направлять поручения бан­ кам на уплату налогов. Должны, но не направляют. И тогда, как требует статья 76 Нало­ гового кодекса (НК) России, нало­ говые органы вынуждены приоста­ навливать операции по счетамдол­ жников, чтобы деньги не уходили мимо бюджета. Только за февраль банкам было направлено 359 ре­ шений о такой приостановке. Когда никакие меры уже не срабатывают, взыскание задол­ женности обращается на имуще­ ство налогоплательщика. В фев­ рале вынесено 55 постановлений на арест имущества недоимщиков на 94 миллиона рублей с санкции прокурора, согласно статье 77 НК, и 42 постановления на 55 милли­ онов рублей через судебных при­ ставов по статье 47 НК. Самое интересное, что когда имущество начинают описывать, деньги у многих сразу же находят­ ся. Именно на этой стадии за ме­ сяц поступило в бюджет около 37 миллионов рублей. Но несмотря на все меры, в области сегодня более 3 тысяч 600 предприятий являются должника­ ми по уплате налогов в бюджет. Это — почти 23 процента от всех налогоплательщиков, или более чем каждый пятый. И хотя в обла­ сти наблюдается тенденция сни­ жения'налоговых долгов, задол­ женность ряда предприятий пе­ ред бюджетом постоянно растет. К числу таких предприятий отно­ сятся ОАО «Липецкий домостро­ ительный комбинат», ЗАО «Липец­ кий станкозавод», ОГУП «Дор­ стройсервис», ОАО «Елецкий та­ бак», ОАО «Лавский карьер», ОАО «Елецжелезобетон» и ряд других. Хотелось бы напомнить всем, кто не спешит рассчитываться по налоговым долгам, что время ожи­ даний прошло. Миновало и вре­ мя вопросов хедать или нет, пока предприятия самостоятельно вы­ полнят свои конституционные обя­ занности. Государству недоимщи­ ки н§ ну5кны. Вопрос ставится до­ статочно жестко: либо налогопла­ тельщик добросовестно работает и добросовестно рассчитывается по всем обязательным платежам, либо уходит с экономического про­ странства страны. Пресс-служба областного управления МНС. просто не о тчи ­ тываются о сво­ ей хо з я й с тв е н ­ ной деятельнос­ ти или по казы ­ вают полное от­ с у тс тви е д о хо ­ дов, сдают т а к н а з ы в а е м у ю «нулевую отчет­ ность» . У д е л ь ­ ный вес т а к и х п р о б л е м н ы х о р г а н и з а ц и й в н аш е й области к общему к о л и ­ че с тв у со с т о я ­ щ и х на нало го ­ вом у ч е т е не очень велик — ч у т ь более 16 процентов . Од­ н ако в абсолют­ ном вы ражении это составляет 2 т ы с я ч и 4 5 8 предприятий . ...... С э т и м и о р га н и з а ц и ям и ведется п о с то ­ я н н а я р а б о т а . За 2 0 0 2 год число неотчи - ты в аю щ и х с я о р га н и з а ц и й уменьшилось на 9 9 5 , а пред­ с тавл яю щ и х «нулевые ба­ лансы» — на 2 3 9 . И з ни х 4 53 предприятия возобнови­ ли свою деятельность, упл а ­ тив нало ги в сумме 12 м ил ­ лионов рублей. В о тнош ении о р ган и за ­ ц и й , не р е а г и р у ю щ и х на предложения налоговых и н ­ с п е кц и й возобновить свою д е я т е л ь н о с ть и л и добро ­ вольно ликвидироваться , а т а к ж е с к р ы в а ю щ и х с я от нас, были направлены мате­ риалы в А р би тр аж ны й суд для вынесения р еш ени я о и х л и квид ации . По сведениям, поступаю ­ щ и м н а н аш и запросы от правоохранительных , к о н т ­ ролирующ их и др у ги х орга ­ н и заций , подтверждающих н аличие ф инан сово -хо зяй ­ ственной деятельности пред­ п р и я т и й , не представляю ­ щ и х налоговую отчетность или представляющих «нуле­ вые балансы», было докумен ­ тально проверено 4 1 0 ор га ­ низаций . Н аруш ения налого­ вого законодательства уста ­ новлены у 13 4 , по которым доначислено 19 миллионов рублей. Т а к , выездной налоговой проверкой ООО «Ремонтное производство», проведенной в 2 0 0 2 году совместно с н а ­ логовой полицией , доначис­ лено 3 ,3 миллиона рублей , из которы х 2 миллиона со­ ставили недоплаченные н а ­ логи , а остальная сумма — штрафы и пени . Отчетность это п р ед прия ти е не предо ­ ставляло со второго полу го ­ дия 2 0 0 0 года. По результатам такой ж е проверки другого общества с ограниченной ответственнос­ тью — «Ярославец» — до­ полнительно начислено 3 ,2 миллиона рублей, в том чис ­ ле 1 ,7 миллиона — налогов. Эта организация не представ­ ляла отчетность со второго полугодия 2 0 0 2 года. И подобных примеров, к сожалению , м ожно привести очень много. Налогоплатель ­ щ и к и старательно прячут до­ ходы от н ал о го обл ож ен ия , нало говики — не менее ста­ рательно — и х н аходят . И хотелось бы п р ед упр еди ть всех, кто рассчитывает выиг­ рать в этих « п р я т к а х » , что неотвратимость прои грыш а не только в скрупулезности работы специалистов налого ­ вых ин сп екций во время про­ верок, но и в том , что в инс ­ п е кц и и стекается информа­ ция и от ко н тролирующ их и регистрирующ их органов, и от предприятий эн ер гети ки , газа , водоснабжения , д ру гих о р ган и заций . П о этим дан ­ ным можно рассчитать и при ­ мерный объем производства, и уровень рентабельности, и многое другое, что влияет на величину налогов. П о э том у совет остается п р е ж н и м : п л а т и т е н а л о ги своевременно и в п ол н ом объеме. Дешевле обойдется. Д а и спать будете спокойнее . -------------------------------- ЛИКБЕЗ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА ЦЕЛЬРЕВИЗИИ- КОНТРОЛЬ Как известно, ревизия — это система обязатель­ ных контрольных действий по документальной и фак­ тической проверке законности и обоснованности со­ вершенных организацией в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, правильнос­ ти их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, а также законности действий руководителя и глав­ ного бухгалтера и иных лиц, на которых, в соответ­ ствии с законодательством Российской Федерации и нормативными актами, установлена ответственность за их осуществление. Ревизия — составная часть системы государственного фи­ нансового, а точнее, ведущая форма бюджетного контроля. Во время ревизии осуществляется контроль за законностью, досто­ верностью, целесообразностью, финансово-экономической эф­ фективностью совершаемых хо­ зяйственных операций, за целе­ вым и рациональным использо­ ванием бюджетных ассигнова­ ний, материальных и трудовых ресурсов, выполнением наме­ ченных показателей по доходам и расходам бюджета. С помо­ щью ревизии государственные органы власти получают досто­ верную информацию о наличии, сохранности и эффективном ис­ пользовании материальных, тру­ довых и финансовых резервов. Кроме того, материалы ревизии оказывают непосредственное влияние на принятие таких госу­ дарственных управленческих ре­ шений, как увеличение или уменьшение финансирования, привлечение к административ­ ной или уголовной ответственно­ сти за хищения, порчу государ­ ственной собственности и т.п. Главной целью ревизии яв­ ляется контроль за соблюдени­ ем законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных и финансовых операций, их обо­ снованностью, наличием и дви­ жением имущества й обязатель­ ствами, использованием матери­ альных и трудовых ресурсов в со­ ответствии с утвержденными нормами, нормативами и смета­ ми. При организации и проведе­ нии ревизии, оформлении и ре­ ализации ее результатов работ­ ники контрольно-ревизионных органов обязаны руководство­ ваться: Конституцией Российс­ кой Федерации; Гражданским, Бюджетным и Налоговым кодек­ сами РФ; федеральными закона­ ми; законодательными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Отличительной чертой после­ дних лет (с 2000 года), с точки зрения учета операций по испол­ нению федерального бюджета, стало введение в действие Бюд­ жетного кодекса Российской Фе­ дерации, положения которого четко разделили сферы примене­ ния налогового, гражданского и бюджетного законодательства. Бюджетным кодексом РФ уста­ новлены правовой статус всех уча­ стников бюджетного процесса, основы и условия привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации закреплен в статье 29 Бюджетно­ го кодекса РФ. Статьями 243,244 Кодекса введена казначейская система исполнения бюджета. Это привело к появлению таких новых объектов учета, как ассиг­ нования, лимиты бюджетных обя­ зательств, принятые бюджетные обязательства, кассовый расход, объемы финансирования. Приказом Минфина России от 14.04.2000 года № 42н утвер­ ждена инструкция о порядке про­ ведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными орга­ нами Министерства финансов Российской Федерации. При ее подготовке, кроме Бюджетного кодекса Российской Федерации, были использованы постановле- ния правительства РФ: от 06.03.98 г. № 273 «Об утвержде­ нии Положения о Министерстве финансов Российской Федера­ ции»; от 06.03.98 г. № 276 «О Де­ партаменте государственного финансового контроля и аудита Министерства финансов Рос­ сийской Ф едерации» ; от 06.08.98 г. N° 888 «О территори­ альных контрольно-ревизионных органах Министерства финан­ сов Российской Федерации». Принятая инструкция Мин­ фина России определяет следу­ ющее: понятие, цели и задачи ревизии, формы и методы ее организации и проведения, по­ рядок оформления и реализа­ ции результатов ревизии, вклю­ чая структуру акта ревизии. Кро­ ме того, при осуществлении ре­ визии необходимо помнить, что все положения учетной полити­ ки бюджетного учреждения пол­ ностью раскрыты в инструкции по бухгалтерскому учету в бюд­ жетных учреждениях, утвержден­ ной приказом Министерства фи­ нансов РФ от 30.12.99 г. № 107н (ред. от 10.07.2000 г.). Принятие этой инструкции означает, что собственник (в лице государ­ ства) четко выразил свою учет­ ную политику, а значит, и спо­ соб организации бухгалтерско­ го учета в бюджетном учрежде­ нии. Поэтому никакого иного трактования быть не может. Формирование собственной учетной политики бюджетными учреждениями могло привести к полной потере контроля за фи­ нансовым состоянием государ­ ства и невозможности создания единой бюджетной системы, вы­ текающей из требований Бюд­ жетного кодекса РФ. Ревизия обычно проводится «вертикально» по указанию ру­ ководства свыше. Государствен­ ный финансовый контроль в Рос­ сии главным образом осуществ­ ляется рядом таких специальных государственных органов, как Счетная палата Российской Фе­ дерации, Главное контрольное управление Президента Россий­ ской Федерации, Департамент государственного финансового контроля и аудита Минфина Рос­ сии, Главное управление феде­ рального казначейства Минфи­ на РФ, Министерство РФ по на­ логам и сборам, Государствен­ ный таможенный комитет РФ, органы банковского контроля России, а также органы ведом­ ственного контроля. Их деятель­ ность обусловлена законода­ тельством России. Лилия НЕГРОБОВА, начальник отдела УМНС России по Липецкой области. О налогах — на официальном сайте Управления МНС России по Липецкой области НИр:// жжж.Нре($к.ги/'-жжшдп1

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz