Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
НЕГРОМКАЯ ДАТА ИМЯ НА КАРТЕ ГОРОДА ОНПОЗВАЛЧЕЛОВЕЧЕСТВОВКОСМОС •И Одна изулицЛипецка носит имя человека, о которомзнаетвесьмир,—Гагарина... И . . .С т а р и н н о е р ус с ко е село К л уш и н о на Смолен щ ин е . Там 9 марта 1 9 3 4 года в простой крестьянс кой семье Г а гарины х ро дился сын Ю рий . Родите ли образования не получи л и . Н о об о тц е -пл о тн и ке говорили: «Золотые р у к и у А лексея Ивановича!» С добрым сердцем, эн ер гич ная и ловкая в труде на молочной ферме, А н н а Т и мофеевна была хор ош ей хозяйкой в большой д р у ж ной семье. В суровы й 1 9 4 1 год Ю ра пошел в ш к о л у . П ер во классники К л уш и н с к о й ш колы занимались в од ном небольшом п ом ещ е нии одновременно с третье- к л а с с н и к а м и . Б у к в а р ь был один на всех, тетр а дей не хватало — писали на обоях, полях газет . Вскоре в К л уш и н о н а гр янули ф ашисты . Семью Г а г а р и н ы х в ы г н а л и из дома. П риш л о сь вырыть на о краине села зем л я н ку и ютиться там . После войны о тц а ос тавили в Г ж а т с к е о тстра ивать р азруш енны й о к к у п а н т ам и город . Т у д а из К л уш и н о он перевез свой с та ры й д е р е в я н ны й до м и ш к о и с н о в а собрал его. П я т н а д ц а т и л е т н и м Ю р и й уехал в М о с кв у к дяде и по его совету посту пил вдремесленное у ч и л и ще при дю б_ерец кожжво - де сельскохозяйственных ' м аш ин . В к н и ге «Дорога в космос» он т а к вспоми нает об этом: «Не горюй , парень , — сказал д и р е к тор ремесленного училищ а — возьмем тебя в л и тей щ и к и . Видал в Москве п а м я т н и к П у ш к и н у ? Это» б р а т , р аб о т а л и т е й щ и ков » . Т а к Ю р и й в с туп ил в ряды рабочего класса. Од новременно пошел у чи ть ся в седьмой класс вечер- 1 2 апреля 1961 года в космическое пространство над планетой Земля поднялся первый человек. Это был наш соотечественник. Наутро его имя произносила вся планета. Первый виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток» явился; не только символом, но и конкретным признаком могущества нашей динамично развивающейся страны. Тогда ликовала вся Великая держава —СССР. ней ш колы рабочей молоде ж и . « П р и х о д и л о с ь ж а л е т ь , что в с у т к а х только двадцать четыре часа, — вспоминал по том Ю р и й . — Н о ш к о л у о кончил . И тогда д и р е кци я у чил ищ а помогла мне посту пить в индустриальный т е х н и к ум в Саратове». Там началась летная био графия Га гарин а . В местном аэроклубе он стал постигать теорию и п р а к т и к у летного дела. Первый в ж и з н и пры ж о к с парашю том у к р е п и л его мечту о полетах . У с п еш н о з ащ и т и в д и п лом ны й п р о е к т и п ол у чи в кв ал иф и кац ию т е х н и к а -л и т е й щ и к а , Ю р и й все л е то 1 9 5 5 года провел р л а ге р я х , С а р а т о в с к о г о аэро .к .ду .йа .-. » У ж е самостоятеЛТьйо ВЫЛе-“ ! т а л н а Я К - 1 8 . З а к о н ч и л а э р о к л у б н а « о тл и ч н о » и п о л у ч и л н а п р а в л е н и е в О р ен б ур гс ко е ави ационное военное у чи л ищ е . Год 1 9 5 7 -й . З ап ус к пер вого в мире искусственного с п у т н и к а З ем л и совпал с о кончанием у чил ищ а и п ри своением офицерско го зва ния — «лейтенант», свадьбой с Валентиной . Командование вуза оставляло на должнос ти л е тчи ка -и н с тр у к то р а , но ПИСЬМО МЭРУ НАДЕЕСМЯ,«ПРОРГЕСО» НЕБУДЕТВОВРЕД ЛЮДЯМ! Дома № 4 по улице М и ч у р и н а и № 7 по улице Недели на попали в кольцо строек . Получилось совсем н епонят ное: с одной стороны возводится дом, с другой еще один у ж е почти отделан, с третьей — заканчивается р еконст р у к ц и я двух де тс ких садов под детскую больницу. Н а н аш взгляд , эта «стройка в е ка » , вопреки всем нор мам , не то что пося гнула на придомовую территорию , но и н ар уш ила годами сл ож ивш ий ся сто к талых и ливневых вод. Ч ин овни кам бы внимательнее посмотреть на место будущей застройки на месте, а не только в п ро ек тах . В т иш и кабинетов все, м ож е т быть, выглядело безобидно. Д а еще и благородно, ведь люди получат новые квар тиры . И вот дом построен ... Он стоит в центре схода ливне вых'вод почти всего 1 6 -го микрорайона . Мы не завидуем новоселам, да и себе тож е : у нас отобрали зеленый клочо к земли , где неплохо бы смотрелась детская площ ад ка . В подвалах н аш и х домов стоит вода, и кр у глы й год гудя т комары . П одклю чение новостроек убавило тепло в наш ем жиль е . Т а к что счастливых в этой истории не т а к у ж и мно го . К а р т и н а с р е ко н с тр у кц и ей д е тс ки х садиков на н аш взгляд , о пя ть -таки хорош а , м ож е т быть, только в про ек т ах , которые подписаны всеми ответственными лицами , вклю чая санэпиднадзор и экологов . А на деле она нас т а к ж е не радует: исчезло немало деревьев и пыш ны х газо нов. Территория детской больницы почти полностью по кры та асфальтом, корпуса оголены . Зато теперь вольгот но транспорту . Автомобили сейчас курсир ую т по петлям дорог, опоясывающих корпуса почти готовой больницы. Б удущ ие п ациен ты , ко торы х с четырех сторон а та кую т подъездные дороги , будут вдыхать выхлопные газы . Т а ко й вот «подарок» уготован больным и детям о к р уж аю щ и х домов. Дом № 7 тож е будет о к р уж е н этими дорога ми . У дома № 4 по улице М и ч у р и н а выезд из больницы отберет пеш еходную д о р ож к у , ведущую к остановкам ав тотранспорта. В складывавшейся си туации ж ил ьцы просили разоб раться представителей м н о ги х сл ужб . Обращались к глав ному архи те кто ру , директор у М У П «Единый з а к а з ч и к » , в Ж Э У по месту жительства , в и н с ти т у т Гр аж д анп р о е к т , в управление строительства администрации города, к дир е к тору тепловых сетей ОАО «Л и п ец кэн ер го » . К а к о в ж е результат? Либо о тп и с ка , либо молчание . Н и к т о не захотел поговорить с людьми . У нас осталась последняя надежда быть услыш анными через газету . В первую очередь главой администр ации г . Л и п е ц к а М и х а илом Булевским . Надеемся , он примет меры, и у нас не отберут прямой выход к остановкам , подъездная дорога не пойдет под о кн ам и н аш и х домов, где н уж н о , будут по сажены деревья, где не н уж е н асфальт и можно без него обойтись, там его просто -напросто уберут. Л у к аш о в а , И в а н н и к о в , А н ти п о в , Моисеева , Ф ед я ни н , ж ил ь цы дома № 4 по ул . М и ч у р и н а и № 7 по ул . Н ед ел и н а . Все го 1 2 8 подписей . г . Л и п е ц к . *, шшттш шшж он подал рапорт с просьбой направить в боевую часть на Север. — Почем у туда? — спра шивала ж е н а , не поняв его устремлений . — П отом у что тал! всегда трудно , — отвечал он. Два года летной службы в Заполярье, и ему предло ж и л и прой ти специальную м ед и ц и н с кую комиссию по отбору кандидатов в космо навты . П р и отборе ин тересова лись би о гр аф и е й , сем ь ей , то в а р ищ ам и , общ ественной деятельностью . О ц енив ал и не т о л ь к о здоровье , но и культурны е , социальные и н тересы , эмоциональную с та б и л ь н о с т ь * В о бщ ем , для п о л е т в, космос и с к а л и го - р я^ й ГЩ р ТО Г ,- быстрый ум , к р е п к и е н ервы , н е с ги б а е мую волю , стой ко сть д у х а , бод р о с ть и ж и з н е р а д о с т ность . Н а это ушло несколько не дель. И перед ним открылась новая интересная страница в ж и з н и . «Прош ел , прошел!» — ра достно сообщил он ж ен е , вер нувшись с медкомиссии . Был к а к раз его день р ож д е н и я . В а л е н т и н а и сп е кл а им енинны й пиро г. У кр а сил а его инициалам и м уж а и циф рой 2 6 . А в 2 7 он облетел Землю! П о том Г а г а р и н был п о сланцем советской страны в р азличны х у го л к а х Земли . Посетил д есятки государств, в том числе С Ш А , которые то гд а реализовы вали свою космическую про грамму . Он оказался идеальным послом доброй воли, т а к к а к д р уж е любие и скромность распола гали к нему людей. Он рас сказывал об успехах СССР , его миролюбии , народе-тру- ж е н и к е , созидателе, дорогах на другие планеты , которые предстоит откры ть человече ству. М илл и оны сердец были покорены га гаринс кой улыб к о й , его человеческим обая нием , умом * смелостью , про стотой. Оннёсгр^Дость людям. А главным в его ж и з н и по- п р еж н ем у оставались небо, космос. Га гар и н непрерывно совершенствовал мастерство к а к л е т ч и к - к о с м о н а в т (в 1 9 6 8 году с отличием о кон чил Военно -воздушную и н ж е н е р н у ю а к а д е м и ю и м . Н . Е . Ж у к о в с к о го ) , п р и н и мал непосредственное учас тие в обучении и тренировке э к и п аж е й космонавтов, в р у ководстве полетами ко см и ч е с к и х кораблей «Восток» , «Восход », «Союз ». Образ м уж е с т в е н н о го и т а л а н тл и в о го р о с с и й с ко го п ар н я х р а н и т с я в сердцах б л а го д а р ны х з е м л я н . Е го им я ныне носят город и р ай он в См ол ен с ко й области , Р о с с и й с к и й го с у д а р с тв е н ный научно -исследователь с к и й ц ен тр под го то в ки к о с м он ав то в , В о е н н о -в о з д уш н ая а к а д ем и я , д ру гие у чеб ные заведения, улицы и пло щ ад и м н о ги х городов м ира . В М о с к в е , Г а г а р и н е , в Звездном го род ке первому ко смонавту установлены п а м я т н и к и . У ч р е ж д е н а Золо т а я медаль им ен и первого косм онав та Земли Ю . А . Г а г а р и н а . «Он позвал всех нас в кос м о с » , — с к а з а л о Ю р и и Алексеевиче Н ил Армстронг , первым и з зем лян с т у п и в ш и й на поверхность Л уны . А р о с с и й с к и й к о с м о н а в т , словно в н а з и д а н и е п о т ом к ам , завещ ал следую щее : « Н аш а план е та уд и в и тельно м ал а . Человечество долж но беречь ее. Н а ней не д о л ж н о бы т ь м е с т а д л я войн . М и р и д р уж б а м еж д у н ар о д ам и — вот буд ущ е е п р о ц в е т а н и я человеческой ц и в и л и з а ц и и » . А л е к с е й М А Л И К О В , г . Л и п е ц к . --------------РЕПЛИКА — 1 НО ТУДА АВТОБУС НЕ ИДЕТ... Мне нередко приходится пользоваться услуга ми междугородных автобусов: Липецк — Елец, Ли пецк— Становое. Среди пассажиров этих и других маршрутов — люди разные. Одни едут по служеб ным делам, другие по личным — на вещевой или Центральный рынки. Немало и тех, кто отправляет ся в Липецк для того, чтобы проведать близких людей, находящихся на лечении в облбольнице, или обследоваться в ней самим. Еще до выезда из деревни или села в Липецк многие начинают расспрашивать тех, кто не раз уже бывал там, как лучше добраться от автовокза ла до больничного комплекса, как уехать оттуда на зад? Ответ на эти вопросы был бы простым, если бы междугородные автобусы проходили мимо об ластной больницы. И если бы неподалеку от нее была узаконена остановка междугородного автобу са. Но пока они там не проходят, и, соответствен но, такой остановки нет. А к ней, как я полагаю, пришли бы не только «пациенты», но и многие ино городние студенты технического университета, го лосующие порой на трассе. Вокзал бы от этого не пострадал. Водители, полагаю, тоже не огорчились бы из-за того, что немного изменен маршрут. Да и солярки бы много не ушло. А вот сотни, тысячи людей остались бы довольны. Так что руководителям главного автовокзала города Липецка есть смысл вспомнить старый доб рый лозунг: «Все для блага человека, все во имя человека!» Полагаю, под моим письмом подписа лись бы многие земляки. Аркадий ГОРБУНОВ. ОСОБОВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ В начале апреля 1943 года - ровно 60 лет назад, - когда неподалеку еще гремели бои, в Липецк из Москвы приехал представитель Наркомата с важным документом правительства об организации на базе завода «Станкострой» производства тракторов средней мощности Зотку ЛТЗ] Н ; 1 есмотря на всю сложность Iобстоятельств, на заводе за короткий срок были восстановлены главные цехи, в которых наряду с ремонтом танков, изготовлением мин и снарядов отливали и обрабатывали детали для первого липецкого трактора. Он вышел с заводского конвейера 1 июня 1944 года. Первую партию товарных машин «Кировец-35» в количестве 25 штук в конце того же года отгрузили в хозяйства Северного Кавказа и Крыма. Впрочем, вот как об этом рассказывает в пока не изданной документально публицистической книге «Радости и надежды» липчанин Иван Стрельников. ...Трактор Т-40А с маркой ЛТЗ я впервые увидел не вЛипецке, а в далеком степном Заволжье, где проходил производственную прак тику агрономом-плодоовощеводом. Надо сказать, к тому времени я уже хорошо разбирался в сельскохо зяйственной технике. В общем, забрался в просторную кабину. Мотор завелся, что называется, с пол-оборота. Работал он спокойно, практически бесшумно. Выжал муфтусцепления и включил первукЗ скорость. Трактор легко тронулся с места. Мне он сразу понравился. Особенно своей комфортабельно стью, легкостью управления. При том и двигатель у него был с воз душным охлаждением... Спустя пять лет я вернулся в родной Липецк и пошел работать на тракторный завод, которому впоследствии были отданы мно гие годы. Со временем я позна комился с его историей, начав шейся в грозные годы Великой Отечественной войны. Тракторного еще не было, а директора уже назначили. Им стал Александр Парфентьевич Никано ров, бывший главный инженер Челябинского тракторного. Знако мясь с базой завода «Станко строй», где в кратчайшие сроки надлежало развернуть производ ство тракторов средней мощнос ти, он отметил, что производствен ная часть находится в тяжелом со стоянии. Все коммуникации раз рыты. Кругом горы обледеневше го песка. Механический корпус, который имел деревянные покры тия, обветшал. Полы и каналы раз рушены, остекления никакого. Удовлетворительно выглядело разве лишь здание литейного корпуса. Хотя внутренняя его пла нировка совершенно не отвечала требованиям производства фа сонного литья для тракторов. Котельная была без котлов и углеподачи. Бросились в глаза незаконченный строителями лабо- и с т о к и т раторный и инструментальный корпуса. Не остались незамечен ными и деревянная проходная тоже с незаконченным ограждени ем. Вот почти все, что осталось от былого «Станкостроя», на базе которого предстояло строитель ство тракторного. Притом на это дело правительство отпустило сжатые сроки — всего один год. Начал директор с подбора кадров. Часть специалистов «пе ретянул» с ЧТЗ. Нашлись опытные, знающие люди в самом Липецке, Воронеже... Короче, на будущем ЛТЗ начались горячие будни. Фор мировалась строительная брига да, подобралисьдля нее инженер но-технические работники, комп лектовались отделы заводоуправ ления, технические службы. Для приемки основной рабочей силы спешно ремонтировали старые бараки. Часть из них оборудова ли под общежитие. Тут как раз пришли вагоны с мелкосортным металлом. Из него заводские умельцы смастерили двухъярусные койки. Через нарко мат удалось получить несколько со тен комплектов постельного белья. Возникли трудности с питани ем. Решили создать отдел рабо чего снабжения. В распоряжение завода передали совхоз «Горняк». Уже в июле от подсобного хозяй ства дополнительно получили не много овощей, свекольную ботву. И в столовой начали готовить супы-свекольники... Завод нуждался в топливе. Участок для разработки и заго товки торфа для него отвели в районе села Двуречки. Для его доставки восстановили узкоколей ную железную дорогу. Торф вози ли на платформах. Тяговую силу заводчане создали сами, приспо собив для этой цели автомобиль ный мотор. Принятые меры по заготовке топлива дали возможность вско ре открыть в поселке тракторо строителей баню, больницу, шко лу и подать тепло в общежития. Вначале строительные рабо ты велись вручную и с помощью конской тяги (лошадей было мало. Их, как и технику, мобили зовали на фронт). Для тыла также оставалось небольшое количество машин, но зачастую списанных. Тракторостроители распола гали тогда производственной пло щадью лишь под крышей цеха ме ханической обработки. Еще не было корпусов кузнечного, терми ческого и инструментального це хов. Литейный предстояло рекон струировать, поскольку существо вавшая технология не имела ни чего общего с изготовлением от ливок деталей для тракторов, тем более стальных, таких как катки, траки гусениц... Принимались срочные меры к вводу вдействие ремонтно-литей ного, ремонтно-строительного, ре монтно-механического, модельно го цехов, экспериментального для отдела главного конструктора. Одновременно решались воп росы поставок дополнительного оборудования, особенно для ста ночного парка. Начавшая работы на пло щадке завода с марта 1943 года особая строительно-монтажная часть вскоре была преобразо вана в трест «Липецкстрой», первым управляющим которого был назначен опытный инженер- строитель Дмитрий Андреевич Шаталов. Так начался отсчет славных дел липецких строите лей, которые возводили ЛТЗ и его жилои район, много лет тру дились на стройобъектах ли пецкой металлургии... Липецкому тракторному предписывалось начать произ водство абсолютно нового гу сеничного трактора средней мощности «к-35». Для этого в комплексе не было ни готовой конструкции, ни технологии, ни Ц оснастки, ни оборудования. К тому же два опытных образца «Кировца-35», изготовленных автотракторным институтом, на заводских испытаниях прова лились. С учетом этого разраб конструкции трактора на взяли в свои руки. А Москва торопила с наращиванием мощ ностей. Перед коллективом ста вились еще более сложные за дачи. Вместо машин с карбю раторным двигателем надле жало освоить выпуск дизель ных тракторов. Директива гла сила: «На месте наладить и производство двигателей». В мае началась сборка пер вого экспериментального трак тора. Детали подчас изготовля лись из подручных материа лов. К примеру, вместо стали для катков и траков использо вали чугун. Многие детали до водили кустарным способом. Но, несмотря ни на что, в отведенный срок уложились. 1 июня 1944 года первый трак тор был собран. Ветераны по мнят, как на мгновенье на за воде воцарилась тишина. И все отчетливо услышали мерный глухой рокот мотора, резкие выхлопы трубы. Потом, как по команде, все повернули голо вы туда, откуда шел трактор. Его вела Дуся Ценина, тракто- ристка-испытательница, луч шая работница завода... А в конструкторском бюро уже разрабатывалась новая машина с дизельным двигате лем Д-35, который поступил из автотранспортного института. К концу года собрали два экс периментальных образца... Кстати, спустя годы тракторы модели ЛТЗ с дизель-мотором были признаны лучшими. А пока шла война. И наря ду с выпуском тракторов «ста новившийся на ноги» ЛТЗ осу ществлял также ремонт танков. То есть помогал*фронту, вносил посильный вклад в дело раз грома фашизма, приближения! Победы. * * ★ Есть под Севастополем свя-] щенное место, овеянное славой Ц легендарных сражений совет- §г ских воинов против фашист-Ц ских захватчиков, — Сапун -1 гора. На ее вершине устремля- Щ ется в небо обелиск в честь воинов, павших при освобож- Щ дении города. На крымской земле установлено и еще нема ло памятников, увековечиваю щих славу боевой техники — орудия, танки... В дни 50-летия Советской | власти у Сапун-горы, на обочи- . не шоссе, ведущего в Балакла ву, благодарные потомки воз двигли еще один памятник. На строгом прямоугольном поста менте — гусеничный трактор. Так рабочие и служащие совхо- за «Золотая балка» увековечи- ли трудовой подвиг липецких тракторостроителей и конкрет- ' но их детища — «К-35». Тот са мый трактор из первой серии , машин, которые в условиях войны с непомерным трудом Ц собирали липецкие тракторо строители и которые сразу были отправлены на Северный Кавказ и в Крым, только что освобожденные от немецко- фашистских захватчиков. 1 Иван СТРЕЛЬНИКОВ. И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА ИМ СЛАДОК леханова... Семь лет назад по инициативе полковника в отставке П. Лыкова в библиотеке г. Липецка, что на проспекте Мира, 5, начал работать подростковый клуб «Краевед». Создавая его, мы хотели, используя фонды библиотеки, помочь старшеклассникам познакомиться с главными направлениями липецкого краеведения, дать почувствовать причастность к истории и культуре родного края, узнать свои корни, ощутить гордость за наших великих земляков — Ивана Бунина, Михаила Пришвина, Петра Семенова-Тян- ша некого, Георгия З аня тия клуба обычно проходят в читальном зале библиотеки. В ходе и х орга низуются встречи с писате лям и , поэтами , историка ми , музейными работника ми , дру гими интересными людьми. Благодаря содей ствию руководства автоко лонны 1415 юные краеве ды отправляются т а кж е на экскурсии , в музеи, посеща ют исторические места. Надолго запомнятся им э к с к у р с и и по п ам я тны м местам Л и п е ц к а , Ельца , проведенны е и с то р и ком - краеведом А . Кл о ковы м , встречи с поэтом Б. Ш аль - невым и знатоком литера т у р н о го к р а е в е д е н и я С. К у к р а к . И н т е р е с н о п р ош л о в к л у б е з а н я т и е по тем е : «Сколько лет Л и п е ц к у ? » . Чтобы у ребят появилось свое мнение по этому воп росу, мы познакомили и х с ис торическими докум ен там и , ф актам и , которыми оперируют и с то ри ки , к р а еведы, рассказали о сущ е ств ующ и х п р и н ц и п а х оп ределения времени и мес та о снования городов. В свете изложенны х принци пов предложили рассмот реть материалы и версии по истории наш е го города. И старш е кл ассн и ки поня л и , что прин я тая дата ос нования Л и п е ц к а — 1703 год — весьма условна ... Запомнилась встреча с заведующей отделом тра диционной культуры обла с т н о го Д о м а н ар о д н о го творчества народным мас т ер ом Е . С м о л и е в с к о й . Предметом разговора ста ли народны е промыслы . Елена Геннадиевна пред стала перед аудиторией в красочном наряде — тра диционном девичьем кос тюме села Колыбельское Ч а п л ы г и н с к о г р р а й о н а . Она помогла юным кр ае ведам у зн а ть , что проис х ож д ен и е одних промыс лов свя зано с н а т у р а л ь ным хозяйством , изготов л е н и ем пов седневны х и п р а з д н и ч н ы х бы т о вы х предметов, дру гих — с раз витием деревенских реме сел, например пло тницкой резьбой, гончарством . Особое внимание было уделено романовской и г р уш к е , п ол учивш ей рас пространение в X I X и н а чале X X века . Ребята у з н али , к а к развивался про мысел — от монолитны х массивных зверей, п ти ц , барынь с орнам ентом из гл уб о ки х борозд, политых разноцветной глазурью , до п од р аж ан и й фарфоровым с т а т у э т к а м , и з о б р а ж аю щ им великосветские сюже ты из ж и з н и о тды хающ их на липецком курорте . У ч а щ им ся была предоставле на возможность попробо вать свои силы в изготов лении про стейш их свисту л е к из пластичной белой глины . Продолжить знакомство с темой помогла оформлен н а я в ч и т а л ь н о м з ал е кн и ж н а я выставка «Живая кр асо та ремесел» , допол ненная предметами народ ного искусства: бисерными у к р а ш е н и я м и , к у к л а м и , выш и ты ми поло тенцами , гончарной керамикой . С т а л а р е а л ь н о й и дол гожданная экскур сия в ОАО « Н Л М К » . С ее нача лом юным краеведам пред л ож ил и надеть к а с к и . Они побывали во втором домен ном цехе . Проводником по з ал у п ул ь т а у п р авл ен и я Д П - 6 и ли тейн ом у двору стала и н ж е н е р по подго товке кадров цеха Т атья н а Фараф онова , ко то р а я увлеченно рассказывала о вы сокомеханизированном и автоматизированном до м енном прои звод стве . В третьем л и с то п р о к а т н ом цехе с работой стан а -2000 гостей познакомил началь н и к бюро цеха Кон стан тин Коцарь . Впервые о ка з авш и х ся на огромном современном предприятии ребят порази ли его масштабы — целые проспекты металлургов и сталеваров, проложенны е по территории комбината , сл ож но е вы со ко те хно л о гичное производство, чис тота и производственная эстетика . Закончилась экскурсия на «лебедином озере» — своеобразном эколо гичес ком инди каторе Н Л М К . Было м но го вопросов комбинатовцам: к а ки е про фессии у н и х н уж ны и в аж ны? К аковы возможности трудоустройства , средняя зарплата? Н а н и х дал ис черпывающие ответы инж е нер управления по персо налу Василий Суш ков . В д альнейш их планах клуба — очередные встречи с интересными людьми, а т а кж е экскурсионные поез д ки в Лев Толстой, Задонск. Ел ен а Л А В Р И К О В А , руководитель подрост кового кл уба «Краевед» . Н А К А Н У Н Т риста молоденьких лип, символ нашего города, будет высажено в молодежном парке 7-го жилого микрорайона Липецка к 300-летию областного центра. А вообще- то готовиться к юбилею мы начали еще в 2001 году. В городе уже есть аллея призыв ников. Весной и осенью будущие солдаты-срочники вновь посадят свои рябинки, березы и каштаны. А мы продолжим оформление этой новой городской зоны отдыха кус тарниковыми растениями. Уже с конца этого месяца город «заполыхает» 150 тысячами тюльпа нов. Красный цвет потом сменится бело-фиолетовой гаммой крокусов, впервые в количестве четырех тысяч штук завезенных из Калуги, одна из фирм которой напрямую работает с Голландией. Хочется надеяться, что этот многолетний цветок с очень чув ствительной луковицей приживется в нашей климатической зоне. Возникают пока проблемы с ро зами. И не потому, что вЛипецке им неуютно. Просто втечение последних лет эти цветы беззастенчиво воро вались. Постоянно пополнять пробе лы, тратя на это баснословные день ги, мы не можем. Да и обидно видеть, что те, кому адресована эта красота, пренебрежительно к ней относятся. В этом сезоне Липецк впервые украсят и десятки новых разновид ностей цветов. Мы также надеемся, что модное сейчас южное растение клещевина, которое мы будем выса живать в обрамление администра тивных зданий, тоже впишется в ар хитектурный ансамбль города, доба вив ему частицу южного колорита. В этом сезоне продолжится ГОРОДСКОЙ ЛАНДШ АФТ ФЕЕРИИ практика так называемого цветочно го письма. Дело это трудоемкое. Тре бует особых знаний по совместимо сти растений, продолжительности их цветения. Но на то у нас и специа листы, чтобы знать все тонкости. В городе, на въезде со стороны Воро нежа, в скором времени появится новая «цветочная» надпись «300-ле- тие Липецка». Она будет долго алеть цветами периллы пурпурной. Обновятся также и газоны на восьми тысячах квадратных метров. В процессе таяния снега, после схо да песко-солевой смеси, они дефор мируются. На многих появляются проплешины. Нарушается эстетичес кий вид. Поэтому, как досужие ого родники, мы возьмемся за лопаты. Перекопаем, обработаем граблями, засеем свежей травой. Нас не раз упрекали в том, что в городе недостаточно цветочных клумб и зеленых островков. Даже места указывали, где их разбить. Мы согласны с замечаниями земляков. Но средств на все, увы, не хватает. Ежегодно из бюджета нам выделя ется 14 миллионов рублей. Юбилей ный год не стал исключением. В ос новном приходится рассчитывать только на свои силы и возможности. А финансовое положение нашего предприятия по-прежнему остается сложным, и выполнить работы в пол ном объеме будет непросто. Увы, за красоту, которую мы хотим подарить горожанам, приходится платить. Но, думаем, в нынешний сезон город все же будет смотреться лучше. Людмила ПАНАРИНА, директор МУ СП «Зеленхоз».
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz