Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

НЕГРОМКАЯ ДАТА ИМЯ НА КАРТЕ ГОРОДА ОНПОЗВАЛЧЕЛОВЕЧЕСТВОВКОСМОС •И Одна изулицЛипецка носит имя человека, о которомзнаетвесьмир,—Гагарина... И . . .С т а р и н н о е р ус с ко е село К л уш и н о на Смолен­ щ ин е . Там 9 марта 1 9 3 4 года в простой крестьянс ­ кой семье Г а гарины х ро­ дился сын Ю рий . Родите ­ ли образования не получи ­ л и . Н о об о тц е -пл о тн и ке говорили: «Золотые р у к и у А лексея Ивановича!» С добрым сердцем, эн ер гич ­ ная и ловкая в труде на молочной ферме, А н н а Т и ­ мофеевна была хор ош ей хозяйкой в большой д р у ж ­ ной семье. В суровы й 1 9 4 1 год Ю ра пошел в ш к о л у . П ер ­ во классники К л уш и н с к о й ш колы занимались в од­ ном небольшом п ом ещ е ­ нии одновременно с третье- к л а с с н и к а м и . Б у к в а р ь был один на всех, тетр а ­ дей не хватало — писали на обоях, полях газет . Вскоре в К л уш и н о н а ­ гр янули ф ашисты . Семью Г а г а р и н ы х в ы г н а л и из дома. П риш л о сь вырыть на о краине села зем л я н ку и ютиться там . После войны о тц а ос­ тавили в Г ж а т с к е о тстра ­ ивать р азруш енны й о к к у ­ п а н т ам и город . Т у д а из К л уш и н о он перевез свой с та ры й д е р е в я н ны й до ­ м и ш к о и с н о в а собрал его. П я т н а д ц а т и л е т н и м Ю р и й уехал в М о с кв у к дяде и по его совету посту ­ пил вдремесленное у ч и л и ­ ще при дю б_ерец кожжво - де сельскохозяйственных ' м аш ин . В к н и ге «Дорога в космос» он т а к вспоми­ нает об этом: «Не горюй , парень , — сказал д и р е к ­ тор ремесленного училищ а — возьмем тебя в л и тей ­ щ и к и . Видал в Москве п а ­ м я т н и к П у ш к и н у ? Это» б р а т , р аб о т а л и т е й щ и ­ ков » . Т а к Ю р и й в с туп ил в ряды рабочего класса. Од­ новременно пошел у чи ть ­ ся в седьмой класс вечер- 1 2 апреля 1961 года в космическое пространство над планетой Земля поднялся первый человек. Это был наш соотечественник. Наутро его имя произносила вся планета. Первый виток вокруг Земли на космическом корабле «Восток» явился; не только символом, но и конкретным признаком могущества нашей динамично развивающейся страны. Тогда ликовала вся Великая держава —СССР. ней ш колы рабочей молоде­ ж и . « П р и х о д и л о с ь ж а л е т ь , что в с у т к а х только двадцать четыре часа, — вспоминал по­ том Ю р и й . — Н о ш к о л у о кончил . И тогда д и р е кци я у чил ищ а помогла мне посту ­ пить в индустриальный т е х ­ н и к ум в Саратове». Там началась летная био­ графия Га гарин а . В местном аэроклубе он стал постигать теорию и п р а к т и к у летного дела. Первый в ж и з н и пры ­ ж о к с парашю том у к р е п и л его мечту о полетах . У с п еш н о з ащ и т и в д и п ­ лом ны й п р о е к т и п ол у чи в кв ал иф и кац ию т е х н и к а -л и ­ т е й щ и к а , Ю р и й все л е то 1 9 5 5 года провел р л а ге р я х , С а р а т о в с к о г о аэро .к .ду .йа .-. » У ж е самостоятеЛТьйо ВЫЛе-“ ! т а л н а Я К - 1 8 . З а к о н ч и л а э р о к л у б н а « о тл и ч н о » и п о л у ч и л н а п р а в л е н и е в О р ен б ур гс ко е ави ационное военное у чи л ищ е . Год 1 9 5 7 -й . З ап ус к пер ­ вого в мире искусственного с п у т н и к а З ем л и совпал с о кончанием у чил ищ а и п ри ­ своением офицерско го зва ­ ния — «лейтенант», свадьбой с Валентиной . Командование вуза оставляло на должнос ­ ти л е тчи ка -и н с тр у к то р а , но ПИСЬМО МЭРУ НАДЕЕСМЯ,«ПРОРГЕСО» НЕБУДЕТВОВРЕД ЛЮДЯМ! Дома № 4 по улице М и ч у р и н а и № 7 по улице Недели ­ на попали в кольцо строек . Получилось совсем н епонят ­ ное: с одной стороны возводится дом, с другой еще один у ж е почти отделан, с третьей — заканчивается р еконст ­ р у к ц и я двух де тс ких садов под детскую больницу. Н а н аш взгляд , эта «стройка в е ка » , вопреки всем нор ­ мам , не то что пося гнула на придомовую территорию , но и н ар уш ила годами сл ож ивш ий ся сто к талых и ливневых вод. Ч ин овни кам бы внимательнее посмотреть на место будущей застройки на месте, а не только в п ро ек тах . В т иш и кабинетов все, м ож е т быть, выглядело безобидно. Д а еще и благородно, ведь люди получат новые квар тиры . И вот дом построен ... Он стоит в центре схода ливне ­ вых'вод почти всего 1 6 -го микрорайона . Мы не завидуем новоселам, да и себе тож е : у нас отобрали зеленый клочо к земли , где неплохо бы смотрелась детская площ ад ка . В подвалах н аш и х домов стоит вода, и кр у глы й год гудя т комары . П одклю чение новостроек убавило тепло в наш ем жиль е . Т а к что счастливых в этой истории не т а к у ж и мно го . К а р т и н а с р е ко н с тр у кц и ей д е тс ки х садиков на н аш взгляд , о пя ть -таки хорош а , м ож е т быть, только в про ек ­ т ах , которые подписаны всеми ответственными лицами , вклю чая санэпиднадзор и экологов . А на деле она нас т а к ж е не радует: исчезло немало деревьев и пыш ны х газо ­ нов. Территория детской больницы почти полностью по ­ кры та асфальтом, корпуса оголены . Зато теперь вольгот­ но транспорту . Автомобили сейчас курсир ую т по петлям дорог, опоясывающих корпуса почти готовой больницы. Б удущ ие п ациен ты , ко торы х с четырех сторон а та кую т подъездные дороги , будут вдыхать выхлопные газы . Т а ­ ко й вот «подарок» уготован больным и детям о к р уж аю ­ щ и х домов. Дом № 7 тож е будет о к р уж е н этими дорога­ ми . У дома № 4 по улице М и ч у р и н а выезд из больницы отберет пеш еходную д о р ож к у , ведущую к остановкам ав­ тотранспорта. В складывавшейся си туации ж ил ьцы просили разоб­ раться представителей м н о ги х сл ужб . Обращались к глав ­ ному архи те кто ру , директор у М У П «Единый з а к а з ч и к » , в Ж Э У по месту жительства , в и н с ти т у т Гр аж д анп р о е к т , в управление строительства администрации города, к дир е к ­ тору тепловых сетей ОАО «Л и п ец кэн ер го » . К а к о в ж е результат? Либо о тп и с ка , либо молчание . Н и к т о не захотел поговорить с людьми . У нас осталась последняя надежда быть услыш анными через газету . В первую очередь главой администр ации г . Л и п е ц к а М и х а ­ илом Булевским . Надеемся , он примет меры, и у нас не отберут прямой выход к остановкам , подъездная дорога не пойдет под о кн ам и н аш и х домов, где н уж н о , будут по ­ сажены деревья, где не н уж е н асфальт и можно без него обойтись, там его просто -напросто уберут. Л у к аш о в а , И в а н н и к о в , А н ти п о в , Моисеева , Ф ед я ни н , ж ил ь цы дома № 4 по ул . М и ч у р и н а и № 7 по ул . Н ед ел и н а . Все го 1 2 8 подписей . г . Л и п е ц к . *, шшттш шшж он подал рапорт с просьбой направить в боевую часть на Север. — Почем у туда? — спра ­ шивала ж е н а , не поняв его устремлений . — П отом у что тал! всегда трудно , — отвечал он. Два года летной службы в Заполярье, и ему предло­ ж и л и прой ти специальную м ед и ц и н с кую комиссию по отбору кандидатов в космо ­ навты . П р и отборе ин тересова ­ лись би о гр аф и е й , сем ь ей , то в а р ищ ам и , общ ественной деятельностью . О ц енив ал и не т о л ь к о здоровье , но и культурны е , социальные и н ­ тересы , эмоциональную с та ­ б и л ь н о с т ь * В о бщ ем , для п о л е т в, космос и с к а л и го - р я^ й ГЩ р ТО Г ,- быстрый ум , к р е п к и е н ервы , н е с ги б а е ­ мую волю , стой ко сть д у х а , бод р о с ть и ж и з н е р а д о с т ­ ность . Н а это ушло несколько не­ дель. И перед ним открылась новая интересная страница в ж и з н и . «Прош ел , прошел!» — ра­ достно сообщил он ж ен е , вер­ нувшись с медкомиссии . Был к а к раз его день р ож ­ д е н и я . В а л е н т и н а и сп е кл а им енинны й пиро г. У кр а сил а его инициалам и м уж а и циф ­ рой 2 6 . А в 2 7 он облетел Землю! П о том Г а г а р и н был п о ­ сланцем советской страны в р азличны х у го л к а х Земли . Посетил д есятки государств, в том числе С Ш А , которые то гд а реализовы вали свою космическую про грамму . Он оказался идеальным послом доброй воли, т а к к а к д р уж е ­ любие и скромность распола­ гали к нему людей. Он рас­ сказывал об успехах СССР , его миролюбии , народе-тру- ж е н и к е , созидателе, дорогах на другие планеты , которые предстоит откры ть человече­ ству. М илл и оны сердец были покорены га гаринс кой улыб­ к о й , его человеческим обая­ нием , умом * смелостью , про ­ стотой. Оннёсгр^Дость людям. А главным в его ж и з н и по- п р еж н ем у оставались небо, космос. Га гар и н непрерывно совершенствовал мастерство к а к л е т ч и к - к о с м о н а в т (в 1 9 6 8 году с отличием о кон ­ чил Военно -воздушную и н ­ ж е н е р н у ю а к а д е м и ю и м . Н . Е . Ж у к о в с к о го ) , п р и н и ­ мал непосредственное учас ­ тие в обучении и тренировке э к и п аж е й космонавтов, в р у ­ ководстве полетами ко см и ­ ч е с к и х кораблей «Восток» , «Восход », «Союз ». Образ м уж е с т в е н н о го и т а л а н тл и в о го р о с с и й с ко го п ар н я х р а н и т с я в сердцах б л а го д а р ны х з е м л я н . Е го им я ныне носят город и р ай ­ он в См ол ен с ко й области , Р о с с и й с к и й го с у д а р с тв е н ­ ный научно -исследователь ­ с к и й ц ен тр под го то в ки к о с ­ м он ав то в , В о е н н о -в о з д уш ­ н ая а к а д ем и я , д ру гие у чеб ­ ные заведения, улицы и пло ­ щ ад и м н о ги х городов м ира . В М о с к в е , Г а г а р и н е , в Звездном го род ке первому ко смонавту установлены п а ­ м я т н и к и . У ч р е ж д е н а Золо ­ т а я медаль им ен и первого косм онав та Земли Ю . А . Г а ­ г а р и н а . «Он позвал всех нас в кос ­ м о с » , — с к а з а л о Ю р и и Алексеевиче Н ил Армстронг , первым и з зем лян с т у п и в ­ ш и й на поверхность Л уны . А р о с с и й с к и й к о с м о ­ н а в т , словно в н а з и д а н и е п о т ом к ам , завещ ал следую ­ щее : « Н аш а план е та уд и в и ­ тельно м ал а . Человечество долж но беречь ее. Н а ней не д о л ж н о бы т ь м е с т а д л я войн . М и р и д р уж б а м еж д у н ар о д ам и — вот буд ущ е е п р о ц в е т а н и я человеческой ц и в и л и з а ц и и » . А л е к с е й М А Л И К О В , г . Л и п е ц к . --------------РЕПЛИКА — 1 НО ТУДА АВТОБУС НЕ ИДЕТ... Мне нередко приходится пользоваться услуга­ ми междугородных автобусов: Липецк — Елец, Ли­ пецк— Становое. Среди пассажиров этих и других маршрутов — люди разные. Одни едут по служеб­ ным делам, другие по личным — на вещевой или Центральный рынки. Немало и тех, кто отправляет­ ся в Липецк для того, чтобы проведать близких людей, находящихся на лечении в облбольнице, или обследоваться в ней самим. Еще до выезда из деревни или села в Липецк многие начинают расспрашивать тех, кто не раз уже бывал там, как лучше добраться от автовокза­ ла до больничного комплекса, как уехать оттуда на­ зад? Ответ на эти вопросы был бы простым, если бы междугородные автобусы проходили мимо об­ ластной больницы. И если бы неподалеку от нее была узаконена остановка междугородного автобу­ са. Но пока они там не проходят, и, соответствен­ но, такой остановки нет. А к ней, как я полагаю, пришли бы не только «пациенты», но и многие ино­ городние студенты технического университета, го­ лосующие порой на трассе. Вокзал бы от этого не пострадал. Водители, полагаю, тоже не огорчились бы из-за того, что немного изменен маршрут. Да и солярки бы много не ушло. А вот сотни, тысячи людей остались бы довольны. Так что руководителям главного автовокзала города Липецка есть смысл вспомнить старый доб­ рый лозунг: «Все для блага человека, все во имя человека!» Полагаю, под моим письмом подписа­ лись бы многие земляки. Аркадий ГОРБУНОВ. ОСОБОВАЖНОЕ ЗАДАНИЕ В начале апреля 1943 года - ровно 60 лет назад, - когда неподалеку еще гремели бои, в Липецк из Москвы приехал представитель Наркомата с важным документом правительства об организации на базе завода «Станкострой» производства тракторов средней мощности Зотку ЛТЗ] Н ; 1 есмотря на всю сложность Iобстоятельств, на заводе за короткий срок были восстановлены главные цехи, в которых наряду с ремонтом танков, изготовлением мин и снарядов отливали и обрабатывали детали для первого липецкого трактора. Он вышел с заводского конвейера 1 июня 1944 года. Первую партию товарных машин «Кировец-35» в количестве 25 штук в конце того же года отгрузили в хозяйства Северного Кавказа и Крыма. Впрочем, вот как об этом рассказывает в пока не изданной документально­ публицистической книге «Радости и надежды» липчанин Иван Стрельников. ...Трактор Т-40А с маркой ЛТЗ я впервые увидел не вЛипецке, а в далеком степном Заволжье, где проходил производственную прак­ тику агрономом-плодоовощеводом. Надо сказать, к тому времени я уже хорошо разбирался в сельскохо­ зяйственной технике. В общем, забрался в просторную кабину. Мотор завелся, что называется, с пол-оборота. Работал он спокойно, практически бесшумно. Выжал муфтусцепления и включил первукЗ скорость. Трактор легко тронулся с места. Мне он сразу понравился. Особенно своей комфортабельно­ стью, легкостью управления. При­ том и двигатель у него был с воз­ душным охлаждением... Спустя пять лет я вернулся в родной Липецк и пошел работать на тракторный завод, которому впоследствии были отданы мно­ гие годы. Со временем я позна­ комился с его историей, начав­ шейся в грозные годы Великой Отечественной войны. Тракторного еще не было, а директора уже назначили. Им стал Александр Парфентьевич Никано­ ров, бывший главный инженер Челябинского тракторного. Знако­ мясь с базой завода «Станко­ строй», где в кратчайшие сроки надлежало развернуть производ­ ство тракторов средней мощнос­ ти, он отметил, что производствен­ ная часть находится в тяжелом со­ стоянии. Все коммуникации раз­ рыты. Кругом горы обледеневше­ го песка. Механический корпус, который имел деревянные покры­ тия, обветшал. Полы и каналы раз­ рушены, остекления никакого. Удовлетворительно выглядело разве лишь здание литейного корпуса. Хотя внутренняя его пла­ нировка совершенно не отвечала требованиям производства фа­ сонного литья для тракторов. Котельная была без котлов и углеподачи. Бросились в глаза незаконченный строителями лабо- и с т о к и т раторный и инструментальный корпуса. Не остались незамечен­ ными и деревянная проходная тоже с незаконченным ограждени­ ем. Вот почти все, что осталось от былого «Станкостроя», на базе которого предстояло строитель­ ство тракторного. Притом на это дело правительство отпустило сжатые сроки — всего один год. Начал директор с подбора кадров. Часть специалистов «пе­ ретянул» с ЧТЗ. Нашлись опытные, знающие люди в самом Липецке, Воронеже... Короче, на будущем ЛТЗ начались горячие будни. Фор­ мировалась строительная брига­ да, подобралисьдля нее инженер­ но-технические работники, комп­ лектовались отделы заводоуправ­ ления, технические службы. Для приемки основной рабочей силы спешно ремонтировали старые бараки. Часть из них оборудова­ ли под общежитие. Тут как раз пришли вагоны с мелкосортным металлом. Из него заводские умельцы смастерили двухъярусные койки. Через нарко­ мат удалось получить несколько со­ тен комплектов постельного белья. Возникли трудности с питани­ ем. Решили создать отдел рабо­ чего снабжения. В распоряжение завода передали совхоз «Горняк». Уже в июле от подсобного хозяй­ ства дополнительно получили не­ много овощей, свекольную ботву. И в столовой начали готовить супы-свекольники... Завод нуждался в топливе. Участок для разработки и заго­ товки торфа для него отвели в районе села Двуречки. Для его доставки восстановили узкоколей­ ную железную дорогу. Торф вози­ ли на платформах. Тяговую силу заводчане создали сами, приспо­ собив для этой цели автомобиль­ ный мотор. Принятые меры по заготовке топлива дали возможность вско­ ре открыть в поселке тракторо­ строителей баню, больницу, шко­ лу и подать тепло в общежития. Вначале строительные рабо­ ты велись вручную и с помощью конской тяги (лошадей было мало. Их, как и технику, мобили­ зовали на фронт). Для тыла также оставалось небольшое количество машин, но зачастую списанных. Тракторостроители распола­ гали тогда производственной пло­ щадью лишь под крышей цеха ме­ ханической обработки. Еще не было корпусов кузнечного, терми­ ческого и инструментального це­ хов. Литейный предстояло рекон­ струировать, поскольку существо­ вавшая технология не имела ни­ чего общего с изготовлением от­ ливок деталей для тракторов, тем более стальных, таких как катки, траки гусениц... Принимались срочные меры к вводу вдействие ремонтно-литей­ ного, ремонтно-строительного, ре­ монтно-механического, модельно­ го цехов, экспериментального для отдела главного конструктора. Одновременно решались воп­ росы поставок дополнительного оборудования, особенно для ста­ ночного парка. Начавшая работы на пло­ щадке завода с марта 1943 года особая строительно-монтажная часть вскоре была преобразо­ вана в трест «Липецкстрой», первым управляющим которого был назначен опытный инженер- строитель Дмитрий Андреевич Шаталов. Так начался отсчет славных дел липецких строите­ лей, которые возводили ЛТЗ и его жилои район, много лет тру­ дились на стройобъектах ли­ пецкой металлургии... Липецкому тракторному предписывалось начать произ­ водство абсолютно нового гу­ сеничного трактора средней мощности «к-35». Для этого в комплексе не было ни готовой конструкции, ни технологии, ни Ц оснастки, ни оборудования. К тому же два опытных образца «Кировца-35», изготовленных автотракторным институтом, на заводских испытаниях прова­ лились. С учетом этого разраб конструкции трактора на взяли в свои руки. А Москва торопила с наращиванием мощ­ ностей. Перед коллективом ста­ вились еще более сложные за­ дачи. Вместо машин с карбю­ раторным двигателем надле­ жало освоить выпуск дизель­ ных тракторов. Директива гла­ сила: «На месте наладить и производство двигателей». В мае началась сборка пер­ вого экспериментального трак­ тора. Детали подчас изготовля­ лись из подручных материа­ лов. К примеру, вместо стали для катков и траков использо­ вали чугун. Многие детали до­ водили кустарным способом. Но, несмотря ни на что, в отведенный срок уложились. 1 июня 1944 года первый трак­ тор был собран. Ветераны по­ мнят, как на мгновенье на за­ воде воцарилась тишина. И все отчетливо услышали мерный глухой рокот мотора, резкие выхлопы трубы. Потом, как по команде, все повернули голо­ вы туда, откуда шел трактор. Его вела Дуся Ценина, тракто- ристка-испытательница, луч­ шая работница завода... А в конструкторском бюро уже разрабатывалась новая машина с дизельным двигате­ лем Д-35, который поступил из автотранспортного института. К концу года собрали два экс­ периментальных образца... Кстати, спустя годы тракторы модели ЛТЗ с дизель-мотором были признаны лучшими. А пока шла война. И наря­ ду с выпуском тракторов «ста­ новившийся на ноги» ЛТЗ осу­ ществлял также ремонт танков. То есть помогал*фронту, вносил посильный вклад в дело раз­ грома фашизма, приближения! Победы. * * ★ Есть под Севастополем свя-] щенное место, овеянное славой Ц легендарных сражений совет- §г ских воинов против фашист-Ц ских захватчиков, — Сапун -1 гора. На ее вершине устремля- Щ ется в небо обелиск в честь воинов, павших при освобож- Щ дении города. На крымской земле установлено и еще нема­ ло памятников, увековечиваю­ щих славу боевой техники — орудия, танки... В дни 50-летия Советской | власти у Сапун-горы, на обочи- . не шоссе, ведущего в Балакла­ ву, благодарные потомки воз­ двигли еще один памятник. На строгом прямоугольном поста­ менте — гусеничный трактор. Так рабочие и служащие совхо- за «Золотая балка» увековечи- ли трудовой подвиг липецких тракторостроителей и конкрет- ' но их детища — «К-35». Тот са­ мый трактор из первой серии , машин, которые в условиях войны с непомерным трудом Ц собирали липецкие тракторо­ строители и которые сразу были отправлены на Северный Кавказ и в Крым, только что освобожденные от немецко- фашистских захватчиков. 1 Иван СТРЕЛЬНИКОВ. И ДЫМ ОТЕЧЕСТВА ИМ СЛАДОК леханова... Семь лет назад по инициативе полковника в отставке П. Лыкова в библиотеке г. Липецка, что на проспекте Мира, 5, начал работать подростковый клуб «Краевед». Создавая его, мы хотели, используя фонды библиотеки, помочь старшеклассникам познакомиться с главными направлениями липецкого краеведения, дать почувствовать причастность к истории и культуре родного края, узнать свои корни, ощутить гордость за наших великих земляков — Ивана Бунина, Михаила Пришвина, Петра Семенова-Тян- ша некого, Георгия З аня тия клуба обычно проходят в читальном зале библиотеки. В ходе и х орга­ низуются встречи с писате­ лям и , поэтами , историка ­ ми , музейными работника­ ми , дру гими интересными людьми. Благодаря содей­ ствию руководства автоко­ лонны 1415 юные краеве­ ды отправляются т а кж е на экскурсии , в музеи, посеща­ ют исторические места. Надолго запомнятся им э к с к у р с и и по п ам я тны м местам Л и п е ц к а , Ельца , проведенны е и с то р и ком - краеведом А . Кл о ковы м , встречи с поэтом Б. Ш аль - невым и знатоком литера ­ т у р н о го к р а е в е д е н и я С. К у к р а к . И н т е р е с н о п р ош л о в к л у б е з а н я т и е по тем е : «Сколько лет Л и п е ц к у ? » . Чтобы у ребят появилось свое мнение по этому воп­ росу, мы познакомили и х с ис торическими докум ен ­ там и , ф актам и , которыми оперируют и с то ри ки , к р а ­ еведы, рассказали о сущ е ­ ств ующ и х п р и н ц и п а х оп­ ределения времени и мес­ та о снования городов. В свете изложенны х принци ­ пов предложили рассмот­ реть материалы и версии по истории наш е го города. И старш е кл ассн и ки поня ­ л и , что прин я тая дата ос­ нования Л и п е ц к а — 1703 год — весьма условна ... Запомнилась встреча с заведующей отделом тра ­ диционной культуры обла­ с т н о го Д о м а н ар о д н о го творчества народным мас­ т ер ом Е . С м о л и е в с к о й . Предметом разговора ста ­ ли народны е промыслы . Елена Геннадиевна пред­ стала перед аудиторией в красочном наряде — тра ­ диционном девичьем кос ­ тюме села Колыбельское Ч а п л ы г и н с к о г р р а й о н а . Она помогла юным кр ае ­ ведам у зн а ть , что проис­ х ож д ен и е одних промыс­ лов свя зано с н а т у р а л ь ­ ным хозяйством , изготов ­ л е н и ем пов седневны х и п р а з д н и ч н ы х бы т о вы х предметов, дру гих — с раз­ витием деревенских реме­ сел, например пло тницкой резьбой, гончарством . Особое внимание было уделено романовской и г ­ р уш к е , п ол учивш ей рас ­ пространение в X I X и н а ­ чале X X века . Ребята у з ­ н али , к а к развивался про ­ мысел — от монолитны х массивных зверей, п ти ц , барынь с орнам ентом из гл уб о ки х борозд, политых разноцветной глазурью , до п од р аж ан и й фарфоровым с т а т у э т к а м , и з о б р а ж аю ­ щ им великосветские сюже ­ ты из ж и з н и о тды хающ их на липецком курорте . У ч а ­ щ им ся была предоставле­ на возможность попробо­ вать свои силы в изготов ­ лении про стейш их свисту­ л е к из пластичной белой глины . Продолжить знакомство с темой помогла оформлен­ н а я в ч и т а л ь н о м з ал е кн и ж н а я выставка «Живая кр асо та ремесел» , допол­ ненная предметами народ­ ного искусства: бисерными у к р а ш е н и я м и , к у к л а м и , выш и ты ми поло тенцами , гончарной керамикой . С т а л а р е а л ь н о й и дол гожданная экскур сия в ОАО « Н Л М К » . С ее нача ­ лом юным краеведам пред­ л ож ил и надеть к а с к и . Они побывали во втором домен­ ном цехе . Проводником по з ал у п ул ь т а у п р авл ен и я Д П - 6 и ли тейн ом у двору стала и н ж е н е р по подго ­ товке кадров цеха Т атья ­ н а Фараф онова , ко то р а я увлеченно рассказывала о вы сокомеханизированном и автоматизированном до­ м енном прои звод стве . В третьем л и с то п р о к а т н ом цехе с работой стан а -2000 гостей познакомил началь­ н и к бюро цеха Кон стан тин Коцарь . Впервые о ка з авш и х ся на огромном современном предприятии ребят порази­ ли его масштабы — целые проспекты металлургов и сталеваров, проложенны е по территории комбината , сл ож но е вы со ко те хно л о ­ гичное производство, чис ­ тота и производственная эстетика . Закончилась экскурсия на «лебедином озере» — своеобразном эколо гичес ­ ком инди каторе Н Л М К . Было м но го вопросов комбинатовцам: к а ки е про­ фессии у н и х н уж ны и в аж ­ ны? К аковы возможности трудоустройства , средняя зарплата? Н а н и х дал ис­ черпывающие ответы инж е ­ нер управления по персо­ налу Василий Суш ков . В д альнейш их планах клуба — очередные встречи с интересными людьми, а т а кж е экскурсионные поез­ д ки в Лев Толстой, Задонск. Ел ен а Л А В Р И К О В А , руководитель подрост­ кового кл уба «Краевед» . Н А К А Н У Н Т риста молоденьких лип, символ нашего города, будет высажено в молодежном парке 7-го жилого микрорайона Липецка к 300-летию областного центра. А вообще- то готовиться к юбилею мы начали еще в 2001 году. В городе уже есть аллея призыв­ ников. Весной и осенью будущие солдаты-срочники вновь посадят свои рябинки, березы и каштаны. А мы продолжим оформление этой новой городской зоны отдыха кус­ тарниковыми растениями. Уже с конца этого месяца город «заполыхает» 150 тысячами тюльпа­ нов. Красный цвет потом сменится бело-фиолетовой гаммой крокусов, впервые в количестве четырех тысяч штук завезенных из Калуги, одна из фирм которой напрямую работает с Голландией. Хочется надеяться, что этот многолетний цветок с очень чув­ ствительной луковицей приживется в нашей климатической зоне. Возникают пока проблемы с ро­ зами. И не потому, что вЛипецке им неуютно. Просто втечение последних лет эти цветы беззастенчиво воро­ вались. Постоянно пополнять пробе­ лы, тратя на это баснословные день­ ги, мы не можем. Да и обидно видеть, что те, кому адресована эта красота, пренебрежительно к ней относятся. В этом сезоне Липецк впервые украсят и десятки новых разновид­ ностей цветов. Мы также надеемся, что модное сейчас южное растение клещевина, которое мы будем выса­ живать в обрамление администра­ тивных зданий, тоже впишется в ар­ хитектурный ансамбль города, доба­ вив ему частицу южного колорита. В этом сезоне продолжится ГОРОДСКОЙ ЛАНДШ АФТ ФЕЕРИИ практика так называемого цветочно­ го письма. Дело это трудоемкое. Тре­ бует особых знаний по совместимо­ сти растений, продолжительности их цветения. Но на то у нас и специа­ листы, чтобы знать все тонкости. В городе, на въезде со стороны Воро­ нежа, в скором времени появится новая «цветочная» надпись «300-ле- тие Липецка». Она будет долго алеть цветами периллы пурпурной. Обновятся также и газоны на восьми тысячах квадратных метров. В процессе таяния снега, после схо­ да песко-солевой смеси, они дефор­ мируются. На многих появляются проплешины. Нарушается эстетичес­ кий вид. Поэтому, как досужие ого­ родники, мы возьмемся за лопаты. Перекопаем, обработаем граблями, засеем свежей травой. Нас не раз упрекали в том, что в городе недостаточно цветочных клумб и зеленых островков. Даже места указывали, где их разбить. Мы согласны с замечаниями земляков. Но средств на все, увы, не хватает. Ежегодно из бюджета нам выделя­ ется 14 миллионов рублей. Юбилей­ ный год не стал исключением. В ос­ новном приходится рассчитывать только на свои силы и возможности. А финансовое положение нашего предприятия по-прежнему остается сложным, и выполнить работы в пол­ ном объеме будет непросто. Увы, за красоту, которую мы хотим подарить горожанам, приходится платить. Но, думаем, в нынешний сезон город все же будет смотреться лучше. Людмила ПАНАРИНА, директор МУ СП «Зеленхоз».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz