Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Специальный выпуск <<Л и п ец ко й галеты», посвящённый годовщине Л и п ец В л а д и м и р А К А Т О В : Д шшшшшшшш т ......I А Н О Н С П Р О Е К Т А Совместная акция «Липецкой газеты» и общества «Наследники Александра Невского» Человек несведущий, наверное, удивился бы: отчего, . переступая этот порог, нужно вытирать о половичок ноги I да еще и креститься? Ведь совсем недавно здесь была кон­ тора совхоза «Задонский», заляпанная, как и все конто­ ры, грязью: скрипели двери, перья, начальники, вольгот­ но чувствовал себя великий и могучий русский язык, в просторечье именуемый матом. Совхоза больше нет — мир праху его... — а есть теперь женская обитель. Рождество-Богородицкий (Тюнин) мо- ■ настырь. Собственно, он был здесь всегда, точнее с 1867 | года, но после революции его постигла участь всех монас­ тырей российских — разграбление, закрытие и тлен... И | только теперь восторжествовала историческая справедли­ вость: по благословению правящего архиерея митрополи­ та Воронежского и Липецкого Мефодия обитель получила Щ статус и начала жить. Ох, и нелегкая это жизнь... Пока у сестер во главе с матерью Арсенией имеется одно приспособленное для жилья помещение — как раз . бывшая совхозная контора. Здесь они живут, трапезнича­ ют, молятся, мечтают... И пытаются решать проблемы. ' Их много, очень много, этих проблем. И одна из главных — живущие на территории монастыря четыре фермерские || семьи. Со своими, естественно, мирскими заботами... трак­ торами и машинами, которым больше ездить негде, кроме как по территории обители. Альтернативный вариант вро­ де имеется (он устроил бы всех) — из приспособленной мастерской возле храма перебраться в пустующие и более | цивильные муниципальные помещения бывшего объекта связи. Но вопрос упирается в деньги, которые должны заплатить за него «переселенцы». | Есть и более мелкие проблемы, хотя для нескольких §| женщин они практически неразрешимы. Мечталось ино- || киням, например, под зиму вскопать землю в нескольких | уцелевших от совхоза теплицах. Не успели, теперь вот | весна, и заботы все те же ... || Заново народившемуся монастырю, конечно, помога- о г л я д ы в а я с ь н а о п ы т П Р А Щ У Р О В низм распространения очень нужных обществу идей рабо­ тает, по-моему, слабо. Они почти не тиражируются, не идут в массы, путь в наши СМИ, особенно электронные, им заблокирован. Из той же, как говорится, серии — бои за внедрение в государствен­ ных школах предмета «Ос­ новы православной культу­ ры»: скандал раздувают те, кто не посвящен в нюансы и видит опасность там, где ее просто нет. В общем, мы пошли дру­ гим путем. То есть, как сами считаем, по жизни, по зем­ ле грешной. Наша цель — об­ ратиться к Вере предков прежде всего через историю. Ведь Россия — страна пра­ вославная: была, есть и бу­ дет таковою даже после вну­ шительного советского семи­ десятилетия, после безбож­ ной перестройки и прочего. — Тут вы подошли к ба­ рьеру, у которого стоят не­ примиримые дуэлянты: по одну сторону — те, кто счи­ тает советскую эпоху луч­ шим периодом нашего госу­ дарства, другие — сатанин­ ским лихолетьем. Но в лю­ бом случае семьдесят лет — миг в тысячелетней, и толь­ ко христианской, истории России. При этом все оче­ видней становится факт: наша страна ни духовно, ни социально не дотягивает (а точнее — и не тянется вов­ се!) до западных стандартов демократии, потому что «их­ ние» ценности — те же вы­ года, частная собственность, даже вечный и дурацкий оптимизм (когда на лице приклеенная улыбка)... — нас не греют. Просто мы другие. Не потому ли и бук­ суют срисованные у Запада модели реформ? — Хуже того, прижива­ ется на нашей почве самое дикое: преступность, нарко­ мания, порнография, вседоз­ воленность масмедиа... Но ют. Кто шиферу даст, кто бензинчику, кто немножко день- | жат подкинет. Ничего, слава Богу, так всегда оно и начи- .. нается... Но уже сегодня у женской обители объявился реальный жертвователь (так говорилось в старину) — об­ ластное общество «Наследники Александра Невского». В | его планах — участие в строительстве храма в честь Алек­ сандра Невского, который имелся прежде при богадельне, устроенной для инвалидов Отечественной войны 1812 года. Недавно специалистами областной архитектуры по за­ казу общества были изготовлены чертежи будущей купе­ ли на знаменитом некогда Святом источнике, открытом 1 самим святителем Тихоном Задонским. А на Крещение сюда доставили отлитые в Воронеже по заказу «Наслед- ; ников...» колокола. Имея опыт информационной поддержки Задонского Бо­ городицкого мужского монастыря (с момента его переда­ чи Церкви), «Липецкая газета» совместно с историко-пат- | риотическим обществом «Наследники Александра Невско- | го» начинает акцию «Помоги обители!» и призывает кол­ лег поддержать ее. На своих страницах (и в приложениях) мы расскажем об истории третьего (по счету) монастыря в Задонске, его возрождении, проблемах, успехах, а также |1 о людях, решивших заняться богоугодным делом. Кури­ ровать это направление в редакционной работе будет наш | обозреватель Александр Косякин. Контактные телефоны: | 2-17-78 (монастырь), 77-45-12 (общество), 31-79-86 (редак­ ция). | ц ЕДИНОСУТЬ В первой половине 9 0 - х годов областной адм ини с ­ тр аци ей осуществлялись интересные мероприя тия : т а к назы ваемы е н а у ч н о -п р а к т и ч е с к и е ко нф ер енции по ис­ то р и ч е с ко м у и к у л ь ту р н о м у насл едию н аш е г о к р а я . Н а одной из н и х , ле т десять том у н а з а д , довелось м н е выступить с р еф е р а том . Время было б у р н о е : р а з гу л сам о го б е з у д е р ж н о го «п р о з ап ад н и ч е с тв а » , к р а й н е г о л и б е р а л и зм а , р а зр уш и тельны х «р ад и кал ьны х рыноч ­ ных реформ» и р а з н у зд а н н о й «безусловной свободы». Вновь русские ш ар ахн ул и сь из крайности в крайность . Собственно , об этом в р еф ер а те и ш л а речь . Его вывод: единственный путь обрести гарм о н ию — во ц ер - ко вл ени е «д уш и н а р о д а » в л о н е Православия . Р еа кци я была не сл иш ком позитивная . М о л , « к л е ­ р и кал и зм » д авно о тж и л , не в о ц ер ко вл ени е , а ры н о к и д ем о кр а ти я — гл ав н о е . .. Ныне, к счастью , по л ож ен ие м е н я е т с я к о р е н ны м о б р а з о м : д а ж е м но ги е и з былых « ан тикле - рикапов» с н ад еж д о й об р ащ аю т в зо р к Р у с с ко й П р ав о с л а в н о й Ц ер кови . И пусть « р а д и к а л -д е ­ мокра там» п о -п р еж н ем у удается к о н т р о л и р о в а т ь з н а ч и т е л ь н ую часть ср едс тв м ассовой и нф о р ­ м ации — люди все равно пово ­ рачиваю тся в с торон у тех , кто во главу у гл а с тави т вечные духов ­ ные ц енно с ти . Но тем п р и с к о р б ­ нее порой наблюдать, что препят ­ с тви я и н а р е к а н и я в о з н и к аю т здесь с соверш енно неожиданной стороны . В н аш ей о бл ас ти , н ап р им ер , активно действует общ ество «На­ следники А ле ксандра Невского» . С бла гословения Православны х иерархов члены е го ведут обш и р ­ ную просвети тельскую рабо ту . В качестве п р им е р а м ож н о п р и в е ­ сти опубликованную не т а к д а в ­ но в «Липец кой га зе те » статью А. Косякина «Битва з а Россию». Она вызвала широкий отклик . Но вме ­ с те с тем и неко торы е сом н ен ия . Причем ка к р а з у тех , кто по л но ­ стью с о гл аш а е тс я с главным . О чем речь? Мол , и автор с та ­ тьи , и о б щ е с т в о « Н а с л е д н и к и А л е ксанд р а Н евско го » сл иш ком большое вним ание уделяю т п р о ­ ш лому , сл иш ком пр еклоняю тся пер ед ним . В результате, дескать , ф ормируе тся «культ пр едков» , а э то «со тво р ени е кум ир а» — то есть язычество . К о н тр ар гум ен т , что А ле ксандр Н ев с ки й , м н о ги е д р у г и е д р е в н е р у с с к и е кн я зь я Православной Церковью причис ­ лены к л и ку святых, ока зы вается недо статочным . «А к а к ж е С уво ­ ров, Кутузов , Б а гра тион , Ж уков и им подобные? Они ж е н е свя ­ тые!», — р а з д а ё т с я в о тве т . — «Поминать пр едков — э то одно , но поклоняться им — та ко й т р а ­ ди ц ии в Православнолй Руси не было ни ко гда ...» Поклоняться , действительно , н е г о ж е . В о т т о л ь к о н и к а к о г о «культа предков» с торонни ки о б ­ щ ес тв а «Наследники А ле ксандра Н ев с ко го » отнюдь не с о зд аю т . Что ж е ка с ае тс я исконны х р у с ­ ских Православных т р а д и ц и й . . . Есть в «Слове о полку Й го р е - ве» с п ерво го взгляда не очень понятны е с тр о ки . В едя речь о п о с ти гш ем в 1 1 8 5 год у русскую рать по р аж ени и о т половцев и опи сы в ая л и к о в а н и е н е д р у го в Руси, автор , в ч ас тно сти , о тм е ­ чает: «Вот го тс ки е красны е девы зап ел и на б е р е гу с и н е го м оря , звеня русским золотом ; пою т они время Бусово ...» Бус (Бос , Боз, Б о о з — н а п и ­ сания встречаю тся р а зны е ) был кня зем славян -ан тов , которы е в свою очередь являлись п р е д к а ­ ми восточных сл авя н -р у сич ей . В 3 7 5 году о т Р. X. во время одной из германо -славянских войн анты были разбиты го тс ким королем В ини тарием , который учинил ж е ­ стокую , д а ж е по т ем в р ем ен ам , р а с п р а в у н а д п о б е ж д е н н ы м и : Бус , е го сыновья и с ем ь д е с я т ан тс ки х с т ар ейш и н были р а с п я ­ ты. Но в кон ечном с ч е те п р и ч е р ­ ном о р с ко е ге р м а н с к о е ко р о л ев ­ ство рухнуло. Славяне ж е , по том ­ ки а н т о в , н а о б о р о т , с о з д а л и м ощ н о е го судар с тво — к р у п н е й ­ ш е е государс тво Европы. Выходит, для ав то р а «С л о ­ в а ...» т е с т а р о д а в н и е собы тия «стародавними» отнюдь н е к а з а ­ чества м уж ес твом и храбро стью прославились во м но гих странах . И поныне победы и м о гущ е с тв о их поминаю тся и прославляются . Ведь не в слабой и б е зв е с тно й зем ле владычествовали, но в Рус­ ской , о ко торой зн аю т и слыш ат во всех четырех конц ах земли» . Вывод: уж е в Ки ев ско й Р у с и с Православной точки зрени я на ­ ро д считался вовсе не сово куп ­ ностью всех ж ив ущ их в к а к о е -т о о п р ед ел енн о е время и на к а ко й - то определенной терри тории лю ­ дей ; н ар од о бъ ед и ня е т в с еб е всех: и ныне живущ их , и давно уж е у со пш и х . Э то — со б о р н а я личность, где у Бо га равно н ал и ­ чествуют все: «Бог ж е не есть Бо г мертвых, но живых, ибо у Н е го все живы» (Л к , 2 0 ;3 8 ) Им енно с такой точки зрения , д ум ае тс я , и с то и т подходи ть к перспективам воцерковления н а ­ шей «народной души» в лоне Пр а ­ вославия ка к к е д и н с тв е н н ом у пути во зрожд ения Ро ссии , п р е ­ о д о л ени я н аш е го м е та н и я «из к р а й н о с т и в к р а й н о с т ь » . И б о именно здесь Православие и под ­ линная Н ародность совпадаю т . В сам и х принципиальны х основах своих они — едино суть! Юрий БУХАРОВ. г . З а д о н с к . лись . Они во спр ин им али сь как нео тъ емлемая часть истории с а ­ мой Р у с и . Причем полностью с о ­ звучная сов р ем ен но с ти , хотя от т о г о д р е в н е г о п о р а ж е н и я д о «полка И горева» прош ло ровно 8 1 0 лет . А ведь уш е д ш и е с то л е ­ т и я -то были су губо я зы ческим и , славян е -ан ты хри с ти ан с тв а ещ е отнюдь не исповедовали . Но это не м еш ало древним русичам рав ­ няться на них во всем , что к а с а ­ лось защ иты О те ч ес тв а о т п о с я ­ гательств ворогов . В ещ е бол ее ран н ем п р о и з ­ ведении сер едины XI века — в «Слове о з а к о н е и б л а год ати » митрополита Иллариона — н ем а ­ ло с л а в о с л о в и й вы р аж е н о не только в а д р е с первосвятителя Руси Владимира , но и д е д а е го — «древне го И горя» , и о тц а — «славного Святослава» . Хотя те та кж е были ещ е язы чни ками . Но не это выходило на первый план , ибо и они «в годы св о е го влады - С П А С И , В Л А Д Ы Ч И Ц А , Эту м олитвенную песнь к о Пресвятой Б о городице написал м о н а х Зад он с ко го Б о городиц ко го монастыря Стефан (Киселев ). Сегодня ее знаю т не только п р и х о ж а н е В л адим ирско го собора оби тел и , со слезами ум и л ен и я е е распеваю т во м но ги х х р а м а х России в к о н ц е службы , ко гд а подходят ко Кресту . М ы перед образом Твоим замрем в поклоне, Святая Мат ь Христа Бессмертного Царя, Защита наша, Утешение, Надежда, Незаходимая Небесная Заря. Припев: Спаси, Владычица, Святую Русь спаси. Возьми, к а к прежде, это бремя на Себя. Настало время испытаний на Руси, Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя. Спаси от глада, от потопа, от меча, Огня и ересей безбожных на Руси, Междоусобиц и от множества врагов Святую Русь Твою, Владычица, спаси! О, сколько раз вступала в битву Ты за Русь! Не сосчитать сражений всех, не сосчитать. О, сколько раз незримо с Воинством Святым Вела к победе православную Ты рать! О, сколько раз, простив забывших о Тебе, Сама спасала Ты от множества врагов, От ненавистников Христа и христиан, От плена лютого и тяжести оков. О, сколько слез Ты пролила Своих Святых, Взывая к Сыну, забывая о Себе, Всевозможными обществами и ор гани зациям и , созданными от имени н ар о д а , нынче ни ко го не удивишь — инициатива масс бьет клю чом ... месяц , год , д в а . . . Потом , к а к правило , иссякает. А вот областное общество «Наследники А л екс ан д р а Невского» удивило и пр од олж ае т удивлять: каж ды й день оно приобретает с торонников , проводит все новые и новые а кц и и и бу квально фонтанирует идеями . Ни о д н а , п о ж а л у й , общественная ор ганизация кр ая п р еж д е не достигала в т а к и е сроки та ко го у сп е х а . М е ж д у тем «Н а сл ед н и кам . ..» исполнился год . Всего год . С председателем общества Владимиром Акатовым беседует н аш корреспонден т . — Известно, что любая общественная структура, получающая юридический статус , создается либо «снизу», либо «сверху». В зависимости от социально­ го заказа. А к а к было у вас? — Я думаю, мы полу­ чили заказ ... всего обще­ ства. Громко, наверное, звучит, но у меня ощуще­ ния именно такие. Приве­ ду аналогию, которая, мо­ жет быть, кому-то пока­ жется чрезмерной. В стра­ не есть Комитет солдатских матерей. Это общественная организация, рожденная страданием и болью за де­ тей. Очень естественное образование, к которому ни одна рука чиновника или политика, уверен, даже не прикоснулась. Вот у нас что-то похожее. «Наслед­ ники...» появились из осоз­ нания опасности, которая пострянно грозит подраста­ ющему поколению, а зна­ чит, государству, России. — Аналогия... — да. Но заметьте такую странную вещь: та женская органи­ зация состоит из матерей, у которых уже убили де­ тей! Другие же живут и не поддерживают это движе­ ние. Будто с их детьми ни­ когда ничего не случится. Более того, на комитет у нас, похоже, смотрят ка к на ка ­ кую-то обузу. Это, думаю, чисто российский феномен, выраженный еще в поговор­ ке: пока гром не грянет... Однако с вашим обществом не может произойти что-то подобное? Вы -то , может быть, и озабочены той самой опасностью, но... какова со­ циальная база вашего дви­ жения? — Да, многие «благопо­ лучные», понятно, что в ка ­ вычках, родители, усажива­ ясь вечерами у телевизора, даже не задумываются, чем могут быть заняты их чада, что у них в голове сегодня, что они будут делать завтра. Не пьют вроде, ни «ширяют­ ся», в дневнике — порядок, чего же больше? Главная беда нашего общества как раз в этом: мы слишком ув­ леклись решением проблем личного преуспеяния. Судь­ ба Отечества, его история и нынешние проблемы для многих — химера. Даже свои, местные герои, не вы­ зывают интереса — вот ведь до чего дошло! Ни данковча- нин граф Остерман-Толстой, воевавший с одной рукой (другую оторвало ядром), ни наш земляк летчик М. Сте- панищев, который вторую Звезду Героя получил, летая с переломанным позвоночни­ ком, ни многие другие герои поколению, выбирающему «Пепси», не ин-те-ресны. А спросите молодых, как и кем создавалась наша область, Липецкая Магника — ведь всего-то пятьдесят лет про­ шло — никто ничего уже не помнит. И знать не желает! Вот с этим перевернутым сознанием и надо что-то де­ лать. А социальная база пат­ риотического движения во­ обще, и наша в частности, довольно большая. Это пра­ вославные (и не только) пе­ дагоги, ветераны, священ­ ство, наше воинство, честные журналисты, библиотечные работники — да все думаю­ щие люди. Я вам больше скажу. Ког­ да мы начинали, лично у меня было такое понимание проблемы: чем могу, помогу нужному делу, ну школам — прежде всего. Но я не ожи­ дал, что наши идеи будут восстребованы так и настоль­ ко. Многие областные газе­ ты и липецкие телеканалы поддержали нас однозначно. Выяснилось, что наша, так называемая провинциаль­ ная, пресса совсем не то, что столичная, она честнее и по­ рядочнее, потому что ближе к людям. Я благодарен ста­ рейшему журналисту облас­ ти Василию Матвеевичу Елютину за его поддержку — именно он в первые же дни публично, со страниц «Липецкой газеты», призвал своих молодых коллег актив­ но сотрудничать с обществом и первым же вступил в него. Сразу откликнулись школы Липецка, нас поддержал Де­ партамент образования и науки администрации обла­ сти, родилась идея создания молодежного крыла «На ­ следников...», и сегодня в его рядах уже более семисот ребят. Причем все Они Зани­ маются важными делами: помогают фронтовикам, уха­ живают за братскими моги­ лами, ведут поисковую рабо­ ту... Мы подписали соглаше­ ние с областным военным ко­ миссариатом о сотрудниче­ стве, побывали в воинских частях, договорились о том, что к нашей раооте подклю­ чатся районные военкоматы. У меня сегодня такое ощу­ щение: наши идеи, как флаг в бою, будут теперь прини­ мать все новые и новые люди. — Известны связи обще­ ства с монастырями, прихо­ дами, его члены участвуют в традиционны х Рож де ­ ственских, Глинских чтени­ ях , прочих религиозных конференциях... Однако по сути оно остается светским. — Да, несмотря на то, что учреждали его православные педагоги Липецка, устав об­ щества предполагает работу по мирским канонам, но при четкой православной ориен­ тации. Дело в том, что мы ставим целью вернуть лю­ дям, прежде всего молодым, нашу историю, традиции на­ ших предков, которые, в свою очередь, без Веры не существовали. Но мы отда­ ем себе отчет в том, что воцерковленных людей, в том числе и среди наших единомышленников, не так уж много. С этим нужно просто считаться. Да, мне не раз приходилось участвовать в работе Международных Рождественских чтений , православных педагогичес­ ких конференций. И знаете, что бросается в глаза? При­ сутствуют на них в основном люди верующие, убежден­ ные и давно знающие друг друга. Все они всегда гово­ рят правильные вещи, со знанием дела, ведь в основ­ ном участники — профессо­ ра, академики наших луч­ ших вузов, иерархи Церкви — словом, умнейшие и из­ вестнейшие люди, элита об­ щества, но... Но складывает­ ся ощущение * что они убеж­ дают друг друга в том, в чем давно уже утвердились. То есть при всей важности та­ ких мероприятий — видите, не удержался от совсем свет­ ского словечека, — меха- ХРОНИКАОДНОГОПЩАЖИЗНИ... 12 марта 2002 года. В Липецке зарегистрирована новая общественная организация — историко-патриоти­ ческое общество «Наследники Александра Невского». Пять областных газет — «Липецкая газета», «Доб­ рый вечер!», «Де-факто», «Металлург», «Молодежный ве­ стник» и телеканал ЛТР поддерживают общество на сво­ их страницах и в передачах. Первая акция общества — общегородской конкурс рисунков на тему «Защитники земли русской». Лучшие работы отмечены грамотами общества и ценными подар­ ками. ^ Конкурс сочинений, и снова на ту же тему. Уча­ ствуют около трехсот ребят 'из более чем сорока школ Липецка. Победителей чествуют в Доме Мастера, в доме Виктора Сорокина — народного, с мировым именем ху ­ дожника. Лучшие работы публикуются в областных газе­ т а х ^ "Т" 8 мая впервые общество собирает вместе кавалеров ордена Александра Невского. В области их всего двенад­ цать человек. За каждым закрепляется конкретная шко­ ла. Всем орденоносцам оказывается материальная помощь. "Т" Июль. Принимается решение о создании собствен­ ной л’елестудиии. + 25 августа. Крестный ход из Воронежа в Задонск к мощам святителя Тихона ко Дню Памяти угодника Бо­ жиего. Участвуют члены общества, телевизионная груп­ па снимает фильм о возрождающейся в России православ­ ной традиции. ■Т" 15 сентября. Объявляется конкурс среди СМИ об­ ласти на тему «Защитники земли русской». Липецкое от­ деление Союза журналистов России поддерживает это ре­ шение. “Т - 21 сентября. Делегация общества участвует в тор­ жествах на Куликовом поле. “Т" 24 сентября. Два кадетских класса липецкой сред­ ней школы № 14 вступают в общество «Наследники Алек­ сандра Невского». С этого дня в области начинает жить молодежное движение общества. Сегодня в его рядах бо,- лее Х?0 членов из разных школ Липецка. ’Т ' Октябрь. Принимается решение оказать помощь в восстановлении купели на святом источнике Богородице- Тихоновского женского монастыря в Задонске. Выполне­ ны отвод земли и проектирование. ■Т" Ноябрь. Общество открывает свой сайт в Интерне­ те. “Т" 4 декабря на свет появляется большеформатная газета «Наследие». Одновременно принимается решение об издании ежемесячного альманаха общества. "Т" 6 декабря, в день Памяти святого благоверного князя Александра Невского, члены общества участвуют в российской педагогической конференции в С.-Петербур­ ге. Его участникам демонстрируется фильм «Отчина», со­ зданный на телестудии общества. "Т" 17 января 2003 года. В Богородице-Тихоновском женском монастыре Задонска устанавливают колокола, отлитые по заказу и на средства липецкого общества «На­ следники Александра Невского». “Г" 26 января. Члены общества участвуют в Междуна­ родных Рождественских чтениях в Кремлёвском Дворце столицы. Участникам показывают документально-публи­ цистический фильм «Поле надежды нашей», созданный на студии общества. '▼ '15 февраля 2003 года между обществом и област­ ным военным комиссариатом заключается соглашение о сотрудничестве. "4г 20 февраля. Закончен монтаж документального фильма «К Тихону» — о крестном ходе из Воронежа в Задонск к мощам святителя Тихона Задонского. 12 марта на совместной конференции заключено соглашение о сотрудничестве между обществом и Липец­ кой городской библиотекой. «ИДЕИОБЩЕСТВАПИРНМИАТЮ,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz