Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
Специальный выпуск <<Л и п ец ко й галеты», посвящённый годовщине Л и п ец В л а д и м и р А К А Т О В : Д шшшшшшшш т ......I А Н О Н С П Р О Е К Т А Совместная акция «Липецкой газеты» и общества «Наследники Александра Невского» Человек несведущий, наверное, удивился бы: отчего, . переступая этот порог, нужно вытирать о половичок ноги I да еще и креститься? Ведь совсем недавно здесь была кон тора совхоза «Задонский», заляпанная, как и все конто ры, грязью: скрипели двери, перья, начальники, вольгот но чувствовал себя великий и могучий русский язык, в просторечье именуемый матом. Совхоза больше нет — мир праху его... — а есть теперь женская обитель. Рождество-Богородицкий (Тюнин) мо- ■ настырь. Собственно, он был здесь всегда, точнее с 1867 | года, но после революции его постигла участь всех монас тырей российских — разграбление, закрытие и тлен... И | только теперь восторжествовала историческая справедли вость: по благословению правящего архиерея митрополи та Воронежского и Липецкого Мефодия обитель получила Щ статус и начала жить. Ох, и нелегкая это жизнь... Пока у сестер во главе с матерью Арсенией имеется одно приспособленное для жилья помещение — как раз . бывшая совхозная контора. Здесь они живут, трапезнича ют, молятся, мечтают... И пытаются решать проблемы. ' Их много, очень много, этих проблем. И одна из главных — живущие на территории монастыря четыре фермерские || семьи. Со своими, естественно, мирскими заботами... трак торами и машинами, которым больше ездить негде, кроме как по территории обители. Альтернативный вариант вро де имеется (он устроил бы всех) — из приспособленной мастерской возле храма перебраться в пустующие и более | цивильные муниципальные помещения бывшего объекта связи. Но вопрос упирается в деньги, которые должны заплатить за него «переселенцы». | Есть и более мелкие проблемы, хотя для нескольких §| женщин они практически неразрешимы. Мечталось ино- || киням, например, под зиму вскопать землю в нескольких | уцелевших от совхоза теплицах. Не успели, теперь вот | весна, и заботы все те же ... || Заново народившемуся монастырю, конечно, помога- о г л я д ы в а я с ь н а о п ы т П Р А Щ У Р О В низм распространения очень нужных обществу идей рабо тает, по-моему, слабо. Они почти не тиражируются, не идут в массы, путь в наши СМИ, особенно электронные, им заблокирован. Из той же, как говорится, серии — бои за внедрение в государствен ных школах предмета «Ос новы православной культу ры»: скандал раздувают те, кто не посвящен в нюансы и видит опасность там, где ее просто нет. В общем, мы пошли дру гим путем. То есть, как сами считаем, по жизни, по зем ле грешной. Наша цель — об ратиться к Вере предков прежде всего через историю. Ведь Россия — страна пра вославная: была, есть и бу дет таковою даже после вну шительного советского семи десятилетия, после безбож ной перестройки и прочего. — Тут вы подошли к ба рьеру, у которого стоят не примиримые дуэлянты: по одну сторону — те, кто счи тает советскую эпоху луч шим периодом нашего госу дарства, другие — сатанин ским лихолетьем. Но в лю бом случае семьдесят лет — миг в тысячелетней, и толь ко христианской, истории России. При этом все оче видней становится факт: наша страна ни духовно, ни социально не дотягивает (а точнее — и не тянется вов се!) до западных стандартов демократии, потому что «их ние» ценности — те же вы года, частная собственность, даже вечный и дурацкий оптимизм (когда на лице приклеенная улыбка)... — нас не греют. Просто мы другие. Не потому ли и бук суют срисованные у Запада модели реформ? — Хуже того, прижива ется на нашей почве самое дикое: преступность, нарко мания, порнография, вседоз воленность масмедиа... Но ют. Кто шиферу даст, кто бензинчику, кто немножко день- | жат подкинет. Ничего, слава Богу, так всегда оно и начи- .. нается... Но уже сегодня у женской обители объявился реальный жертвователь (так говорилось в старину) — об ластное общество «Наследники Александра Невского». В | его планах — участие в строительстве храма в честь Алек сандра Невского, который имелся прежде при богадельне, устроенной для инвалидов Отечественной войны 1812 года. Недавно специалистами областной архитектуры по за казу общества были изготовлены чертежи будущей купе ли на знаменитом некогда Святом источнике, открытом 1 самим святителем Тихоном Задонским. А на Крещение сюда доставили отлитые в Воронеже по заказу «Наслед- ; ников...» колокола. Имея опыт информационной поддержки Задонского Бо городицкого мужского монастыря (с момента его переда чи Церкви), «Липецкая газета» совместно с историко-пат- | риотическим обществом «Наследники Александра Невско- | го» начинает акцию «Помоги обители!» и призывает кол лег поддержать ее. На своих страницах (и в приложениях) мы расскажем об истории третьего (по счету) монастыря в Задонске, его возрождении, проблемах, успехах, а также |1 о людях, решивших заняться богоугодным делом. Кури ровать это направление в редакционной работе будет наш | обозреватель Александр Косякин. Контактные телефоны: | 2-17-78 (монастырь), 77-45-12 (общество), 31-79-86 (редак ция). | ц ЕДИНОСУТЬ В первой половине 9 0 - х годов областной адм ини с тр аци ей осуществлялись интересные мероприя тия : т а к назы ваемы е н а у ч н о -п р а к т и ч е с к и е ко нф ер енции по ис то р и ч е с ко м у и к у л ь ту р н о м у насл едию н аш е г о к р а я . Н а одной из н и х , ле т десять том у н а з а д , довелось м н е выступить с р еф е р а том . Время было б у р н о е : р а з гу л сам о го б е з у д е р ж н о го «п р о з ап ад н и ч е с тв а » , к р а й н е г о л и б е р а л и зм а , р а зр уш и тельны х «р ад и кал ьны х рыноч ных реформ» и р а з н у зд а н н о й «безусловной свободы». Вновь русские ш ар ахн ул и сь из крайности в крайность . Собственно , об этом в р еф ер а те и ш л а речь . Его вывод: единственный путь обрести гарм о н ию — во ц ер - ко вл ени е «д уш и н а р о д а » в л о н е Православия . Р еа кци я была не сл иш ком позитивная . М о л , « к л е р и кал и зм » д авно о тж и л , не в о ц ер ко вл ени е , а ры н о к и д ем о кр а ти я — гл ав н о е . .. Ныне, к счастью , по л ож ен ие м е н я е т с я к о р е н ны м о б р а з о м : д а ж е м но ги е и з былых « ан тикле - рикапов» с н ад еж д о й об р ащ аю т в зо р к Р у с с ко й П р ав о с л а в н о й Ц ер кови . И пусть « р а д и к а л -д е мокра там» п о -п р еж н ем у удается к о н т р о л и р о в а т ь з н а ч и т е л ь н ую часть ср едс тв м ассовой и нф о р м ации — люди все равно пово рачиваю тся в с торон у тех , кто во главу у гл а с тави т вечные духов ные ц енно с ти . Но тем п р и с к о р б нее порой наблюдать, что препят с тви я и н а р е к а н и я в о з н и к аю т здесь с соверш енно неожиданной стороны . В н аш ей о бл ас ти , н ап р им ер , активно действует общ ество «На следники А ле ксандра Невского» . С бла гословения Православны х иерархов члены е го ведут обш и р ную просвети тельскую рабо ту . В качестве п р им е р а м ож н о п р и в е сти опубликованную не т а к д а в но в «Липец кой га зе те » статью А. Косякина «Битва з а Россию». Она вызвала широкий отклик . Но вме с те с тем и неко торы е сом н ен ия . Причем ка к р а з у тех , кто по л но стью с о гл аш а е тс я с главным . О чем речь? Мол , и автор с та тьи , и о б щ е с т в о « Н а с л е д н и к и А л е ксанд р а Н евско го » сл иш ком большое вним ание уделяю т п р о ш лому , сл иш ком пр еклоняю тся пер ед ним . В результате, дескать , ф ормируе тся «культ пр едков» , а э то «со тво р ени е кум ир а» — то есть язычество . К о н тр ар гум ен т , что А ле ксандр Н ев с ки й , м н о ги е д р у г и е д р е в н е р у с с к и е кн я зь я Православной Церковью причис лены к л и ку святых, ока зы вается недо статочным . «А к а к ж е С уво ров, Кутузов , Б а гра тион , Ж уков и им подобные? Они ж е н е свя тые!», — р а з д а ё т с я в о тве т . — «Поминать пр едков — э то одно , но поклоняться им — та ко й т р а ди ц ии в Православнолй Руси не было ни ко гда ...» Поклоняться , действительно , н е г о ж е . В о т т о л ь к о н и к а к о г о «культа предков» с торонни ки о б щ ес тв а «Наследники А ле ксандра Н ев с ко го » отнюдь не с о зд аю т . Что ж е ка с ае тс я исконны х р у с ских Православных т р а д и ц и й . . . Есть в «Слове о полку Й го р е - ве» с п ерво го взгляда не очень понятны е с тр о ки . В едя речь о п о с ти гш ем в 1 1 8 5 год у русскую рать по р аж ени и о т половцев и опи сы в ая л и к о в а н и е н е д р у го в Руси, автор , в ч ас тно сти , о тм е чает: «Вот го тс ки е красны е девы зап ел и на б е р е гу с и н е го м оря , звеня русским золотом ; пою т они время Бусово ...» Бус (Бос , Боз, Б о о з — н а п и сания встречаю тся р а зны е ) был кня зем славян -ан тов , которы е в свою очередь являлись п р е д к а ми восточных сл авя н -р у сич ей . В 3 7 5 году о т Р. X. во время одной из германо -славянских войн анты были разбиты го тс ким королем В ини тарием , который учинил ж е стокую , д а ж е по т ем в р ем ен ам , р а с п р а в у н а д п о б е ж д е н н ы м и : Бус , е го сыновья и с ем ь д е с я т ан тс ки х с т ар ейш и н были р а с п я ты. Но в кон ечном с ч е те п р и ч е р ном о р с ко е ге р м а н с к о е ко р о л ев ство рухнуло. Славяне ж е , по том ки а н т о в , н а о б о р о т , с о з д а л и м ощ н о е го судар с тво — к р у п н е й ш е е государс тво Европы. Выходит, для ав то р а «С л о в а ...» т е с т а р о д а в н и е собы тия «стародавними» отнюдь н е к а з а чества м уж ес твом и храбро стью прославились во м но гих странах . И поныне победы и м о гущ е с тв о их поминаю тся и прославляются . Ведь не в слабой и б е зв е с тно й зем ле владычествовали, но в Рус ской , о ко торой зн аю т и слыш ат во всех четырех конц ах земли» . Вывод: уж е в Ки ев ско й Р у с и с Православной точки зрени я на ро д считался вовсе не сово куп ностью всех ж ив ущ их в к а к о е -т о о п р ед ел енн о е время и на к а ко й - то определенной терри тории лю дей ; н ар од о бъ ед и ня е т в с еб е всех: и ныне живущ их , и давно уж е у со пш и х . Э то — со б о р н а я личность, где у Бо га равно н ал и чествуют все: «Бог ж е не есть Бо г мертвых, но живых, ибо у Н е го все живы» (Л к , 2 0 ;3 8 ) Им енно с такой точки зрения , д ум ае тс я , и с то и т подходи ть к перспективам воцерковления н а шей «народной души» в лоне Пр а вославия ка к к е д и н с тв е н н ом у пути во зрожд ения Ро ссии , п р е о д о л ени я н аш е го м е та н и я «из к р а й н о с т и в к р а й н о с т ь » . И б о именно здесь Православие и под линная Н ародность совпадаю т . В сам и х принципиальны х основах своих они — едино суть! Юрий БУХАРОВ. г . З а д о н с к . лись . Они во спр ин им али сь как нео тъ емлемая часть истории с а мой Р у с и . Причем полностью с о звучная сов р ем ен но с ти , хотя от т о г о д р е в н е г о п о р а ж е н и я д о «полка И горева» прош ло ровно 8 1 0 лет . А ведь уш е д ш и е с то л е т и я -то были су губо я зы ческим и , славян е -ан ты хри с ти ан с тв а ещ е отнюдь не исповедовали . Но это не м еш ало древним русичам рав няться на них во всем , что к а с а лось защ иты О те ч ес тв а о т п о с я гательств ворогов . В ещ е бол ее ран н ем п р о и з ведении сер едины XI века — в «Слове о з а к о н е и б л а год ати » митрополита Иллариона — н ем а ло с л а в о с л о в и й вы р аж е н о не только в а д р е с первосвятителя Руси Владимира , но и д е д а е го — «древне го И горя» , и о тц а — «славного Святослава» . Хотя те та кж е были ещ е язы чни ками . Но не это выходило на первый план , ибо и они «в годы св о е го влады - С П А С И , В Л А Д Ы Ч И Ц А , Эту м олитвенную песнь к о Пресвятой Б о городице написал м о н а х Зад он с ко го Б о городиц ко го монастыря Стефан (Киселев ). Сегодня ее знаю т не только п р и х о ж а н е В л адим ирско го собора оби тел и , со слезами ум и л ен и я е е распеваю т во м но ги х х р а м а х России в к о н ц е службы , ко гд а подходят ко Кресту . М ы перед образом Твоим замрем в поклоне, Святая Мат ь Христа Бессмертного Царя, Защита наша, Утешение, Надежда, Незаходимая Небесная Заря. Припев: Спаси, Владычица, Святую Русь спаси. Возьми, к а к прежде, это бремя на Себя. Настало время испытаний на Руси, Не устоять ей, не воскреснуть без Тебя. Спаси от глада, от потопа, от меча, Огня и ересей безбожных на Руси, Междоусобиц и от множества врагов Святую Русь Твою, Владычица, спаси! О, сколько раз вступала в битву Ты за Русь! Не сосчитать сражений всех, не сосчитать. О, сколько раз незримо с Воинством Святым Вела к победе православную Ты рать! О, сколько раз, простив забывших о Тебе, Сама спасала Ты от множества врагов, От ненавистников Христа и христиан, От плена лютого и тяжести оков. О, сколько слез Ты пролила Своих Святых, Взывая к Сыну, забывая о Себе, Всевозможными обществами и ор гани зациям и , созданными от имени н ар о д а , нынче ни ко го не удивишь — инициатива масс бьет клю чом ... месяц , год , д в а . . . Потом , к а к правило , иссякает. А вот областное общество «Наследники А л екс ан д р а Невского» удивило и пр од олж ае т удивлять: каж ды й день оно приобретает с торонников , проводит все новые и новые а кц и и и бу квально фонтанирует идеями . Ни о д н а , п о ж а л у й , общественная ор ганизация кр ая п р еж д е не достигала в т а к и е сроки та ко го у сп е х а . М е ж д у тем «Н а сл ед н и кам . ..» исполнился год . Всего год . С председателем общества Владимиром Акатовым беседует н аш корреспонден т . — Известно, что любая общественная структура, получающая юридический статус , создается либо «снизу», либо «сверху». В зависимости от социально го заказа. А к а к было у вас? — Я думаю, мы полу чили заказ ... всего обще ства. Громко, наверное, звучит, но у меня ощуще ния именно такие. Приве ду аналогию, которая, мо жет быть, кому-то пока жется чрезмерной. В стра не есть Комитет солдатских матерей. Это общественная организация, рожденная страданием и болью за де тей. Очень естественное образование, к которому ни одна рука чиновника или политика, уверен, даже не прикоснулась. Вот у нас что-то похожее. «Наслед ники...» появились из осоз нания опасности, которая пострянно грозит подраста ющему поколению, а зна чит, государству, России. — Аналогия... — да. Но заметьте такую странную вещь: та женская органи зация состоит из матерей, у которых уже убили де тей! Другие же живут и не поддерживают это движе ние. Будто с их детьми ни когда ничего не случится. Более того, на комитет у нас, похоже, смотрят ка к на ка кую-то обузу. Это, думаю, чисто российский феномен, выраженный еще в поговор ке: пока гром не грянет... Однако с вашим обществом не может произойти что-то подобное? Вы -то , может быть, и озабочены той самой опасностью, но... какова со циальная база вашего дви жения? — Да, многие «благопо лучные», понятно, что в ка вычках, родители, усажива ясь вечерами у телевизора, даже не задумываются, чем могут быть заняты их чада, что у них в голове сегодня, что они будут делать завтра. Не пьют вроде, ни «ширяют ся», в дневнике — порядок, чего же больше? Главная беда нашего общества как раз в этом: мы слишком ув леклись решением проблем личного преуспеяния. Судь ба Отечества, его история и нынешние проблемы для многих — химера. Даже свои, местные герои, не вы зывают интереса — вот ведь до чего дошло! Ни данковча- нин граф Остерман-Толстой, воевавший с одной рукой (другую оторвало ядром), ни наш земляк летчик М. Сте- панищев, который вторую Звезду Героя получил, летая с переломанным позвоночни ком, ни многие другие герои поколению, выбирающему «Пепси», не ин-те-ресны. А спросите молодых, как и кем создавалась наша область, Липецкая Магника — ведь всего-то пятьдесят лет про шло — никто ничего уже не помнит. И знать не желает! Вот с этим перевернутым сознанием и надо что-то де лать. А социальная база пат риотического движения во обще, и наша в частности, довольно большая. Это пра вославные (и не только) пе дагоги, ветераны, священ ство, наше воинство, честные журналисты, библиотечные работники — да все думаю щие люди. Я вам больше скажу. Ког да мы начинали, лично у меня было такое понимание проблемы: чем могу, помогу нужному делу, ну школам — прежде всего. Но я не ожи дал, что наши идеи будут восстребованы так и настоль ко. Многие областные газе ты и липецкие телеканалы поддержали нас однозначно. Выяснилось, что наша, так называемая провинциаль ная, пресса совсем не то, что столичная, она честнее и по рядочнее, потому что ближе к людям. Я благодарен ста рейшему журналисту облас ти Василию Матвеевичу Елютину за его поддержку — именно он в первые же дни публично, со страниц «Липецкой газеты», призвал своих молодых коллег актив но сотрудничать с обществом и первым же вступил в него. Сразу откликнулись школы Липецка, нас поддержал Де партамент образования и науки администрации обла сти, родилась идея создания молодежного крыла «На следников...», и сегодня в его рядах уже более семисот ребят. Причем все Они Зани маются важными делами: помогают фронтовикам, уха живают за братскими моги лами, ведут поисковую рабо ту... Мы подписали соглаше ние с областным военным ко миссариатом о сотрудниче стве, побывали в воинских частях, договорились о том, что к нашей раооте подклю чатся районные военкоматы. У меня сегодня такое ощу щение: наши идеи, как флаг в бою, будут теперь прини мать все новые и новые люди. — Известны связи обще ства с монастырями, прихо дами, его члены участвуют в традиционны х Рож де ственских, Глинских чтени ях , прочих религиозных конференциях... Однако по сути оно остается светским. — Да, несмотря на то, что учреждали его православные педагоги Липецка, устав об щества предполагает работу по мирским канонам, но при четкой православной ориен тации. Дело в том, что мы ставим целью вернуть лю дям, прежде всего молодым, нашу историю, традиции на ших предков, которые, в свою очередь, без Веры не существовали. Но мы отда ем себе отчет в том, что воцерковленных людей, в том числе и среди наших единомышленников, не так уж много. С этим нужно просто считаться. Да, мне не раз приходилось участвовать в работе Международных Рождественских чтений , православных педагогичес ких конференций. И знаете, что бросается в глаза? При сутствуют на них в основном люди верующие, убежден ные и давно знающие друг друга. Все они всегда гово рят правильные вещи, со знанием дела, ведь в основ ном участники — профессо ра, академики наших луч ших вузов, иерархи Церкви — словом, умнейшие и из вестнейшие люди, элита об щества, но... Но складывает ся ощущение * что они убеж дают друг друга в том, в чем давно уже утвердились. То есть при всей важности та ких мероприятий — видите, не удержался от совсем свет ского словечека, — меха- ХРОНИКАОДНОГОПЩАЖИЗНИ... 12 марта 2002 года. В Липецке зарегистрирована новая общественная организация — историко-патриоти ческое общество «Наследники Александра Невского». Пять областных газет — «Липецкая газета», «Доб рый вечер!», «Де-факто», «Металлург», «Молодежный ве стник» и телеканал ЛТР поддерживают общество на сво их страницах и в передачах. Первая акция общества — общегородской конкурс рисунков на тему «Защитники земли русской». Лучшие работы отмечены грамотами общества и ценными подар ками. ^ Конкурс сочинений, и снова на ту же тему. Уча ствуют около трехсот ребят 'из более чем сорока школ Липецка. Победителей чествуют в Доме Мастера, в доме Виктора Сорокина — народного, с мировым именем ху дожника. Лучшие работы публикуются в областных газе т а х ^ "Т" 8 мая впервые общество собирает вместе кавалеров ордена Александра Невского. В области их всего двенад цать человек. За каждым закрепляется конкретная шко ла. Всем орденоносцам оказывается материальная помощь. "Т" Июль. Принимается решение о создании собствен ной л’елестудиии. + 25 августа. Крестный ход из Воронежа в Задонск к мощам святителя Тихона ко Дню Памяти угодника Бо жиего. Участвуют члены общества, телевизионная груп па снимает фильм о возрождающейся в России православ ной традиции. ■Т" 15 сентября. Объявляется конкурс среди СМИ об ласти на тему «Защитники земли русской». Липецкое от деление Союза журналистов России поддерживает это ре шение. “Т - 21 сентября. Делегация общества участвует в тор жествах на Куликовом поле. “Т" 24 сентября. Два кадетских класса липецкой сред ней школы № 14 вступают в общество «Наследники Алек сандра Невского». С этого дня в области начинает жить молодежное движение общества. Сегодня в его рядах бо,- лее Х?0 членов из разных школ Липецка. ’Т ' Октябрь. Принимается решение оказать помощь в восстановлении купели на святом источнике Богородице- Тихоновского женского монастыря в Задонске. Выполне ны отвод земли и проектирование. ■Т" Ноябрь. Общество открывает свой сайт в Интерне те. “Т" 4 декабря на свет появляется большеформатная газета «Наследие». Одновременно принимается решение об издании ежемесячного альманаха общества. "Т" 6 декабря, в день Памяти святого благоверного князя Александра Невского, члены общества участвуют в российской педагогической конференции в С.-Петербур ге. Его участникам демонстрируется фильм «Отчина», со зданный на телестудии общества. "Т" 17 января 2003 года. В Богородице-Тихоновском женском монастыре Задонска устанавливают колокола, отлитые по заказу и на средства липецкого общества «На следники Александра Невского». “Г" 26 января. Члены общества участвуют в Междуна родных Рождественских чтениях в Кремлёвском Дворце столицы. Участникам показывают документально-публи цистический фильм «Поле надежды нашей», созданный на студии общества. '▼ '15 февраля 2003 года между обществом и област ным военным комиссариатом заключается соглашение о сотрудничестве. "4г 20 февраля. Закончен монтаж документального фильма «К Тихону» — о крестном ходе из Воронежа в Задонск к мощам святителя Тихона Задонского. 12 марта на совместной конференции заключено соглашение о сотрудничестве между обществом и Липец кой городской библиотекой. «ИДЕИОБЩЕСТВАПИРНМИАТЮ,
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz