Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
2 9 м а р т а 2 0 0 3 г . , № 5 8 (2 1 9 3 6 ) Ш И П Е Ц К А Я г а з е т а О Б Р А З О В А Н И Е : О Е Д И Н О М Г О С Э К З А М Е Н Е , Н О Н Е Т О Л Ь К О Е0НТР1Ы01Мдм...ш р ш в I I 11 ш Признаться , отправляясь в столицу для участия в « кр у гл о м столе» с министром о бр а зо в ан и я РФ В л ад им и ром Ф ил ипповым , я рассчитывала услыш ать м но гочасовой д о к л а д « главно го учителя страны » , получить вн уш и тел ьную п а п к у м а тер и а л о в о б ур н о й р еф о рм а то р с ко й деятельности е го ведомства и по во зв р ащ ении д о м о й , пом учивш ись д е н ё к -д р у го й , выдать в га зе те «правильный» отчет о в а ж н о й мо сковской встрече . Н о всё о ка зал о сь и н а ч е . Н и к а к и х п р есс -р ел и зов , просьб и н а к а з о в «с мест». М инис тр , не пользуясь ш п а р г а л к а м и , к р а т к о прош ёлся по основным р а з д е л ам м о д е р н и за ц и и отечественно го о б р а зо в а н и я , а з а тем п р е д л о ж и л ж у р н а л и с т ам вместе п ор ас суж д а ть н а тем у «сделать н а м предстои т» , зад а ть лю бы е , д а ж е самы е «н еу д о б ны е» , вопросы относительно б л и ж а й ш и х перспектив ш ко лы и судьбы т е х , кто учится и учит . И если бы м о и ко л л е ги из 4 7 российских р е гионо в н е спеш или в этот день к п о е зд а м и с ам о л ё там , двух с л иш н им часов для беседы о казало сь бы явно н ед о с та точн о .. . П у б л и к ую записи н а и б о л е е — Результаты единого государственного экзамена се годня з а с ч и ты в аю т не самые престижны е вузы и ф а к у л ь т е ты . С ч е м это связано? И правда ли , что т в о р ч е с к и е в у зы б у д у т объявлять д о п ол н и т ел ь ные испы тания? — Сейчас идет отработ к а т е х н о л о ги и Е Г Э . Где о р ган и зо вы в а ть п у н к т ы сдачи? К то будет проверять задания? И т а к далее. П о этому по ка ни кто не ставил з а д а ч у 1 0 0 -п р о ц е н т н о го участия вузов в экспери менте по единому госэкза- мену. Вот придет 2005 год — и все до единого вуза перейдут на эту систему. Н у """ а что касается вузов куль туры , искусства, спорта, то они , скорее всего, действи тельно будут вводить спе циальные испытания. Надо ж е проверить, действуют ли р уки -н о ги у человека, ко торый собирается посвя тить себя спорту, есть ли природные задатки у буду щего артиста или художни ка . П о тестам этого не оп ределишь . Возможно , бу дут дополнительные экзаме ны и на отдельные факуль- | | теты некоторых вузов, на- | | п рим ер ф и зтеха М И Ф И , мехмата М Г У и дру гих . Предполагается т а к ж е разрешить ряду ведущих вузов примерно 10 процен тов абитуриентов п р и н и м ать не по р е з ул ь та т ам ЕГЭ , а на к а ки х -то своих условиях. Ведь есть случаи, ко гда , с каж ем , вы пускник | с яр ко выраженными ма- ^ тем атическими способнос тям и не набрал по другим * дисциплинам на ЕГЭ «про- | ходные» баллы. Что ж , от казать ему с порога? — З арпл ату учителям теперь будут платить из ре- 11 г и о н а л ь н ы х бю д ж е т о в . Ко сну тся ли ш кол измене н и я тариф ной сетки , ко то рые п р ед л а га е т м ини с тр труда П очин о к? — Реформа, предлагае- I мая Минтрудом , касается и | ш колы . Здесь н уж но повы- ; § шать оплату. Но это отдель- | ный и достаточно сложный вопрос . Я ж е веду речь только о том , что оплата . труда и расходы на учебный процесс передаются на уро вень субъекта Федерации. Конечно , этой передачей не решается вопрос увеличе ния заработной платы . Ре ш ается только вопрос ее стабильной выплаты. Сейчас ш колы пока на местном бюджете, то есть и х финансирует не кр ай , а город. Ч то говорят городс ки е власти? Что все деньги уш ли на зарплату и не на что п о к у п а т ь н а глядны е пособия и прочее. А теперь за учи тельскую зарплату они отвечать не будут. И ко гда настанет пора пере и збир а ть ся , люди у н и х спросят: что ж е вы сдела ли для н аш и х ш кол? Т е перь, ко гд а они лиш атся возможности прибегнуть к п ри вы чны м о т го в о р к ам , п р и д е тс я д ей с тви тел ьно что-то делать... — В вузах существует т а к называемый целевой прием для сельских выпус кни ков . Н о п р а к т и к а п о к а зывает: среди н и х преоб ладаю т дети начальников — председателей совхозов, руководителей агрофирм и т а к далее... — В июне 2 002 года мы изменили порядок целевого приема. Теперь он строится на основе договора м ежду вузом и субъектом Федерации или муниципалитетом (а не с хо зяйствующими субъектами — предприятиями и организаци ям и , к а к раньше). Это первое. Второе . Определяется план п ри ем а . Н а п р и м е р , из 1 0 0 мест 30 — на целевой, 70 — на обычный бюджетный . Н а эти 30 мест проводится ко н кур с . Н о с одним условием: поступая , ты берешь обяза тельство после учебы отрабо тать определенное время там , где надо — врачом в район ной больнице, агрономом в деревне, инженером на м еж районном молокозаводе. А в п р о ти в н ом сл учае — будь добр, верни затраченные на твою учебу деньги. Пусть те перь и дети начальников по ступают. Но на основе ко н кур са и при условии, что вернут ся работать туда, откуда при были. — Ч т о делать с сотнями бе зд ом ны х р еб я т , ко то ры е мою т м аш и ны н а перекрест к а х , попрош айничаю т н а вок зал ах , бомж ую т в подвалах? — Бороться с беспризорно стью и безнадзорностью дол ж н ы силовые стр у ктуры . А наш а задача — профилакти к а т а ки х явлений . Занимаемся ли мы этим? Н ачали с того, что в прошлом году восстановили учет всеобу ча. Директор ш колы должен отчитаться: столько-то детей ж и в е т в м и к р о р а й о н е , столько-то ходит в ш кол у . И почему сейчас ни кто не пиш ет ни про два, ни про четыре мил лиона беспризорников? Пото му что мы точно знаем: вне стен ш кол сегодня 55 тысяч ребят на 65 тысяч ш кол , то есть в среднем меньше одного человека на каж д ую . Х о тя дело, конечно, не в цифрах. А в том, чтобы повер нуть все общество к вопросам воспитания . Это дело не толь ко системы образования, но и семьи. А у нас в законе нет ответственности семьи за обя зательное девятилетнее обра зование. Сейчас подготовлены поп р ав ки в закон , согласно ко торым ответственность за обя за тель но сть ш к о л ь н о го образования несут родители. Н о надо думать и о формах ответственности: от лиш ения родительских прав до более радикальных . Н о одними карательными мерами не обойтись. П р ош у поддержать нас в двух направ л ениях . Во-первых, чтобы у вас в р егионах учителей не сокращали , снизили им учеб ную н а гр у з ку и дали возмож ность на бесплатной — для р оди тел ей — основе вести к р у ж к и . Во -вторых , вот мы с е й ч а с д а д и м в ш к о л ы спортивный инвентарь — спа сибо президенту: помог в этом году получить 6 0 0 миллионов рублей внеплановых денег, а на следующий — дал у ка за ние М инф ину выделить еще т а кую ж е сумму . Но к а к най ти возможность и сколько за платить учителю физкульту ры, чтобы он с ребятами за н им ал ся до девяти вечера? Если вы не найдете этих лю дей и эти деньги, лучше отдать последние в М В Д на борьбу с безнадзорностью. Потому что к у д а ребенок денется , если спортзал в три часа дня уж е з а к ры т? Т о л ь ко на у л и ц у . П и с ьм а об этом я н аписал каж д ом у губернатору. — Говорят, Г И Ф О (госу дарственные именные финан совые обязательства) приве дут ко всеобщему платном у образованию . — Наоборот. Они имеют две цели: «убить» дикое плат ное образование (в том числе поборы через репетиторство и другие каналы при поступле нии в «бесплатный* вуз) и со здать условия для ко н кур ен ц и и , если у ж мы говорим о рынке образовательных услуг. Сейчас у нас что происхо дит? Недобрал абитуриент на в с т у п и т е л ь н ы х э к з а м е н а х один ил и пя ть баллов, это роли не играет: плати и посту пай на выделенные для этого случая места. К а к ты в ш коле учил ся , н и ко го не волнует. Материальное положение тво ей семьи тоже н и ка кой роли не играет. Вот это и есть ди кое бесплатное (оно ж е плат ное) образование. Ч то предлагается? Будет сохранен бесплатный (бюд ж е тны й ) прием . Предполага ется, что те, кто наберет более 70 баллов, поступают бесплат но . Недобрал 10 баллов — платишь , положим , 100 дол ларов в год. За недобор в 20 баллов — 200 долларов. И т а к далее — по ш кал е . Это более справедливая система, она за ставляет думать о качестве учебы в ш коле , чтобы на еди ном государственном экзаме не получить м аксим альную сумму баллов. Мыслится т а кж е система целевой поддержки . Если ре бенок Филиппова недобрал 10 баллов — пусть министр пла ти т . А если сельской учитель ницы — можно и простить. То есть идет регулирование в за висимости от материального положения семьи. По правде говоря, экспери мент с Г И Ф О идет труднее, чем , например , с единым го сударственным экзаменом. И не только из -за р еа кц и и на местах. Н ам самим еще не все механизмы ясны, не все па раметры просчитаны. Поэтому мы не обязываем в нем уча ствовать. — П очем у т а к просто да ю тся р азреш ения н а о ткры тие ч ас тны х вузов? Дело до ходит до смешного . В ка ком - нибудь районном городке де вять институтов и одна а к а демия . И преподают т ам уво ленные воспитательницы дет с ки х садов... — Н ам н уж н а своевремен ная информация с мест о хал туре. Вот в одном из районов Воронежской области открыл ся инсти тут , громко поимено в авш и й себя в о р о н еж с ки м экономико-правовым . Л и ц е н зии не имеет, однако при этом ведет очное обучение, открыл филиалы в 12 субъектах РФ и заманил в свои сети а ж 12 тысяч студентов! Я готовлю до кументы в прокуратуру , что бы ректора этого псевдовуза привлекли к ответственности. Но из Москвы невозмож но уследить за всеми региона ми . Поэтому прошу : подни майте общественность, сооб щайте о халтуре либо в свою администрацию , либо прямо к нам . Чтобы ваши ж е дети не страдали ... — Н аконец -то мы приш ли к том у , ч то вари ативнос ть учебной литературы долж на бы ть р а з ум н ой : по одном у предмету не более тр ех учеб ников . Процесс этот, конечно, длительный . С ф изикой , х и мией там , наверное, попроще. А вот к а к с новейш ей исто рией? М о ж е м ли мы быстро получить объективный учеб ни к? — Боюсь, что нет. Создать один объективны й у ч еб н и к истории, который удовлетво рил бы всех — и «правых», и « л е в ы х » , — н е в о з м о ж н о . М о гу назвать двадцать перио дов и собы ти й , н а ч и н а я с гражданской войны, про ко торые о дин а ков о н ап и с а ть нельзя. Т а к что учебников бу дет несколько. Было заседание правительства по этому воп росу . М ы создали рабочую гр у п п у вместе с А кад ем и ей н ау к , разработали концепцию подходов к учебникам новей ш ей истории. Объявили ко н ку р с . У ч е б н и к и появились . Н о . . . н и один из н и х не отве ч а е т н а ш и м тр е б о в а н и я м . Д аж е в претендующих на по беду изданиях есть «ляпы», неточности, недочеты. А исто рия , к а к известно, ошибок не терпит. Т а к что придется еще какое -то время подождать. — Ч то у нас будет с 12-лет н им образованием? — Россия — единственная страна в Европе, которая не перешла на 12- или 13-летнее образование. Это большая про блема не только с точки зре ния нагрузок на ребенка, но и с точки зрения международ ного признания н аш и х дипло мов о среднем образовании. Мы , с каж ем , для нынешней Ч е хии или Молдавии точно в таком ж е положении , к а к для нас Т ур км ен и я , где Туркмен баши решил , что его населе нию достаточно 9 -классного образования. К а к нам прини мать на учебу вы пускников ш кол из этой страны? Вопрос не в том , чтобы нынешнее школьное образова ние растянуть на двенадцать лет. Это было бы проще всего. Т а к сделали, с каж ем , на У к раине. Мы ж е замахнулись на Фото Анатолия ЕВСТРОПОВА модернизацию образования. Вот нынешняя борьба за стан дарты школьного обучения — это только первый ш а г к тому, чтобы разобраться, чему учим и чему надо учить детей. Н и к то не возражает против идеи углубленных стандартов. Н и к т о не против профильных старших классов. Но к а к толь ко речь заходит о том, чтобы перенести некоторые разделы из обязательной девятилетки в профильную ш кол у , тут все предметники грудью встают: вот эту химическую формулу должны знать все, вот эти раз делы математики или физики нуж ны всем. Написали откры тое письмо президенту: ми нистр, мол, разрушает рос сийское образование. Я в свой приемный день в пра вительстве пригласил трех докторов н а у к из чи сл а подписавших письмо. Дал им контрольную работу по биологии за седьмой класс. Они подняли р уки : сдаем ся. Но попробуйте доказать биологу, что будущему фи зи к у или математику , ж у р налисту или экономисту в седьмом классе вовсе не о б я з а т е л ь н о з н а т ь п ро «генный эпистаз» или про « ко нъю гац ию у инф узо рий» . Т а к что переход к 12-летке у нас займет не мало времени. — О бр а зов ани е п р и знано в н аш ей стране п ри оритетом номер один. Н о денег н а ш колы выделяет ся п о -пр еж н ем у недоста точно... — Б ю д ж е т ны х дене г для образования будет до статочно только при разви том социализме или при р а з в и т ом к а п и т а л и з м е . Поскольку нам не грозит ни то, ни другое, давайте думать о привлечении вне бюджетных средств. Двумя путями . Первый — предос тавление дополнительных образовательных услуг. Но есть и второй путь, который очень развит во мно гих странах . Речь идет о привлечении средств в ш кол у от бывших выпуск ников , многие из которых работают в бизнесе и гото вы помогать . В прошлом год у мы к а ж д о й ш к о л е дали статус юридического лица . В этом откроем для каж дой бюджетный и вне бю д ж е т ны й б а н к о в с к и е счета. П о мере готовности субъектов Федерации мы опубликуем все это в И н тернете. Подготовила Елена Т А Р А В К О В А . ■ ТОЧКА ЗРЕНИЯ I ЧТО ПРОИСХОДИТ В СИНАГОГЕ? У нас в Липец ке началась репетиция единого государ ственного эвсзамена. Департамент образования руковод ствуется весьма резонными соображениями: у ж если ЕГЭ все равно будет введен, то лучше не возражать против него, а к а к следует готовиться. Вместе с тем давайте вспом ним ситуацию нескольких лет давности, ко гда в ш колах собирались ввести «секспросвет». Тогда тож е м ожно было не протестовать, а готовиться — то есть включиться в экспе римент. Однако возмущение общественности помогло этот сомнительный «опыт» приостановить. Предположим, в ЕГЭ в прин ципе есть рациональное зерно. Но и вопросов предостаточно. На чиная с того, что система тести рования дает только формальную оценку знаний ученика. Допустил выпускник из-за стресса, волне ния случайную арифметическую ошибку— все, вылетай, ответ не сошелся. А то, что у тебя, быть может, был гениальный ход ре шения, компьютер, естественно, не волнует. Именно по этой при чине так не приемлет идею ЕГЭ руководство ведущего вуза Рос сии— МГУ. Там-то по другим кри териям отбирают студентов. Я знаю девочку — учащуюся выпускного класса одной из пре стижных липецких школ. Она осо бенно сильна именно в матема тике. Готовясь к «генеральной ре петиции», она купила сборник вариантов ЕГЭ и прорешала его весь вдоль и поперек. Однако на экзамене оказались принципи ально другие задания по темам, которые, кстати, не «проходят» в школьной программе. Так как же прикажете готовиться? По каким пособиям? С какими репетитора ми? Чуете, что опять о деньгах речь? Возьмем другую проблему. Представим, что факультет при кладной математики ЛГТУ согла шается признать результаты ЕГЭ и засчитать их как вступительные экзамены. Тогда каким же должен быть уровень заданий и уровень подготовки? Таким же, как для поступающих на литейное произ водство или на строительный факультет? Господа чиновники от Минобраза, за что же вы так на ших-то детей? Ведь ежу понятно: будущему программисту матема тика нужна совсем в ином объе ме, нежели будущему доменщи ку или прокатчику. А тесты ЕГЭ одинаковы для всех. Я, кстати, привожу в пример исключительно технические спе циальности, для которых знания по математике требуются. Одна ко в разной степени, на разном уровне. Который еще и от конкур са на конкретный факультет за висит. Повторю: нелепо требо вать от литейщиков знаний про граммистов. Как бессмысленно принимать на АСУ ребят, способ ныходолеть только школьную про грамму. Короче, «в одну телегу впрячь неможно...» Интересно: в министерстве подумали об этом? Как будет решаться эта проблема? Если задрать планку до уровня претендентов на «элитарные» спе циальности, до нее не дотянутся все остальные. Если требования снизить и унифицировать, тогда в первую же сессию на приклад ной математике или АСУ будет та кой отсев, что эти престижные фа культеты тоже загнутся. Что за странная советская «уравниловка»? И что ненормального, если какие- то вузы требовали более высоко го уровня знаний по отдельным дисциплинам, а какие-то — мень шего? Если ты не в состоянии по ступить в Университет дружбы на родов, поступай на родной иняз. Это вполне естественно. А вот принцип, по которому строится ЕГЭ, мне кажется, нормальным и естественным не назовешь. Возьмем теперь гуманитари ев. В этом году единый госэкза- мен по ним еще не проводится. Но наборы тестов уже есть. И они вы зывают оторопь. Учительница рус ского языка и литературы утверж дает: в тех тестах, которые она прорабатывала, очень много слу чаев пунктуации, которые не ого ворены вшкольных учебниках. Най ти их можно только в специальных вузовских пособиях для филологи ческих факультетов. Это что— из бавление от репетиторства, на ко торое так уповает, ратуя за ЕГЭ, министр? Да теперь и подавно без репетиторов не обойдешься! Вот только непонятно, где их искать: в школе или в вузе? А как вам понравятся пример но такие предложения из тестов: «В синагоге с успехом прошел спектакль...», «произошел прият ный инцидент...», «у него была доб рая саркастическая улыбка...» Школьникам предлагается найти ошибку. Да многие ли из них зна ют, что такое синагога и почему в ней не могут проходить спектак ли?! И сколько выпускников отли чат «инцидент» от «прецедента» и «сарказм» от «иронии»? Да вооб ще, у кого из подростков есть эти слова в лексиконе? Удивляться тут нечему: часы на литературу из года в год сокращаются, а страна неуклонно из «самой читающей» превращается в «самую играю щую». Так как же можно в таких ус ловиях требовать от школьников расставить еще и авторскую (!) пунктуацию в отрывках из Гоголя, Паустовского, Куприна? Да потому он и Гоголь, что стиль у него неповторимый и даже необъяснимый многочислен ными правилами. Но вы почувствовали тен денцию? Для того, чтобы под готовиться к ЕГЭ, потребуют ся крупные «денежные влива ния» в ребенка. Естественно, со стороны родителей, по скольку какой смысл школь ным учителям рыть землю за все ту же нищенскую зарпла ту? Да и нереально тянуть весь класс (даже выпускной) на такой уровень. Боюсь, репе титорства из-за ЕГЭ станет не меньше, а больше. То есть качество знаний и шанс по лучить высшее образование в еще большей степени будут зависеть от толщины роди тельского кошелька. Мы неук лонно превращаемся в обще ство, разделенное на «чер ную» и «белую кость». Причем «белая кость» — отнюдь не синоним нравственной чисто ты, порядочности или хотя бы высокого интеллекта. Просто речь идет об определенной степени достатка, неважно, как именно заработанного и заработанного ли вообще (мало ли у нас капиталов, ко торые получают, не зарабаты вая их ни головой, ни рука ми, ни мастерством, ни усер дием?). Итак, репетиция нача лась. Неясно только: почему мы должны тратиться на спектакль, в котором так не хочется принимать участие? Потому, что так решили чи новники? А может, лучше по требовать отмены представ ления? Или хотя бы выбора иной драматургии? А сред ства, которые высвободятся, просто отдать учителям. Тог да и без ЕГЭ наши дети бу дут знать больше и лучше. Елена БРЕДИС. Р.5. Позвонилазнакомая учительница: «проба» в ее школепоказала, чтопочтипо ловина экзаменующихся не справиласьсматематически митестамииполучила«двой ки». Чегои следовало ожи дать. Недумаю, чтовболь шинстведругихшколрезуль татысущественнолучше. С чегобыэю, еслителегуопять поставиливпередилошади, максимальноусложнивиуже сточивформупроверки, ноне обеспечивреальныепредпо сылки(начинаяспрограмми зарплатучителям)дляреаль ногоростакачествазнаний? Н Е О Б Х О Д И М Ы Й К О М М Е Н Т А Р И Й Р Е Д А К Ц И И После некоторых публикаций в нашей газете о ЕГЭ стали доходить слухи, что один средней руки чиновник при образо вании выразил неудовольствие. Дескать, газета вносит смуту в умы и мешает вы полнять указание министерства. В своем служебном рвении он вроде бы не заме тил, что мы обнародовали разные точки зрения, причем давали и даем весьма про странные материалы инициаторов, идео логов и сторонников нововведения, начи ная, между прочим, с министра образова ния. Не забудем: пока ЕГЭ — это экспери мент. А значит, вполне оправданно, что и ход его, и возможные последствия, как по зитивные, так и негативные, находятся под контролем специалистов и обществен ности, анализируются, оцениваются. Если это все-таки проба, опыт, то не стоит объявлять, будто бы все уже ясно, пред решено, что школа России буквально об речена на ЕГЭ. При условии, конечно, что в регионах, где эксперимент проводится, ответственные лица будут действовать принципиально, не приспосабливаться «под Центр», а объективно и честно информи ровать его о реальном положении, в том числе опираясь и на общественное мне ние. Тогда есть шанс, что окончательное решение в пользу или против единого гос- экзамена не обернется очередной крупной ошибкой, коих, к сожалению, в школьной реформе уже допущено немало. И прези денту не понадобится вновь вмешиваться в работу правительственных структур, как это уже случилось в связи с выпуском, на пример, негодных учебников. Вот почему мы и впредь намерены про должать отслеживать ситуацию с ЕГЭ и да вать слово всем, кто заинтересован в дей ствительно полезных, а не просто санкци онированных «сверху» переменах в народ ном образовании. СПОРТИВНЫМ КАЛЕНДАРЬ «ЛГи НА ГРАНИЦЕ ДВУХ СЕЗОНОВ С амы м п р а з д н и ч н ы м спо р тивны й а п р е л ь б у д е т , конечно ж е , для футбольных болельщиков: в этом месяце они триж ды увидят своих лю бимцев , и гро ков ком анды м а с т е р о в «М е т а л л у р г » в е го оф и ц и а л ь ны х м а т ч а х ч ем пион а та страны среди кл убов перво го дивизиона с е к а т е р и н б у р гс к и м « У р а л о м » , «Л а д о й » из Тольятти и саранской «Светотехникой» . Впрочем , п ервое свидание футболистов «М е таллур га» с ли пец ким и бол ел ьщ и кам и состоится у ж е сегодня: в м а тче открытия сезона ли пчане приним аю т н а своем поле перм ский «А м к а р » . . . У руководителей ж е липец кого спорта апрель всегда ста новится последним, а значит , и самым ответственным меся цем предсезонных хлопот. Но очень своевременных, к сло ву говоря. Например, предста в и т е л и в се х т у р и с т с к и х агентств и фирм области на специальном семинаре-сове щ ании не только обсудят уро вень готовности к предстояще му сезону, но и ознакомятся с организационными новше ствами в менеджменте и тур- сервисе. Ещ е более а к т у а л ь н ы й вопрос будет рассмотрен на очередном заседании колле ги и управления физической культуры , спорта и туризма областной администрации — «О программе массового обу чения населения плаванию». Не секрет, что вот уж е третий год эта полезная работа, име ющая одновременно и оздоро вительный эффект, проводит ся по инициативе самого на ч а л ь н и к а У Ф С и Т , м астера спорта международного клас са по плаванию Владимира Дементьева. В году нынешнем автор этого благородного про е кта готовится внести ряд но вых предложений по совер шенствованию целевой про граммы . П о традиции апрель явит ся и периодом проведения це лой серии чемпионатов обла сти по т а к называемым «все сезонным» видам спорта. Са мым представительным из них обещает стать областное пер венство по фитнес-аэробике, которое стартует уж е в следу ющую субботу, 5 апреля. А неделю спустя будут разыгра ны звания чемпионов облас ти по спортивным танцам . Оба эти «турнира граций» пройдут * во Дворце спорта «Спартак» . Определенный интерес вы зывают и предстоящие сорев нования ветеранов по пулевой стрельбе, которые состоятся в тире «Динамо» в один день с выступлениями танцоров. Но н едостатка болельщиков не будет и у стрелков, поскольку среди л ип ец ки х спортсменов- снайперов прошлых лет нема ло знаменитостей, и почти все они 12 апреля к а к раз и вый дут на огневые рубежи дина м ов с ко го с п о р т к о м п л е к с а . Кстати , и пловцы-ветераны, но у ж е в спартаковском бассей не, проведут в этот ж е день свое открытое первенство об ласти с приглашением ко н ку - рентов-сверстников из сосед ни х регионов, отчего эти со ревнования и получили статус розыгрыша «К уб ка Чернозе мья» . Во второй декаде апреля областные первенства пройдут т а к ж е по гиревом у спорту , силовому троеборью, спортив ной ги м н а с т и к е и д аж е по сверхлегкой авиации, а на спе циальном тренинговом поли гоне в 24 -м микрорайоне оп ределятся и сильнейшие в об л а с ти с п о р т см е ны -к и н о л о ги . И з межрегиональных со ревнований следует привлечь внимание к намеченным на те ж е сро ки чемпионату Ц е н т рального федерального о кру га по дзюдо среди м уж чи н и ж е нщ и н , еще одному кр упно му турниру-мемориалу дзюдо истов н а п ри зы Вячеслава П у ш к а р е в а , а з а в е р ш а т спортивный апрель на пос ледней его неделе трехдневные финальные заплывы ю ны х мастеров водных дорожек по программе I летней Спартаки ады ЦФ О среди ш кольников . Геннадий СОЛОВЬЕВ , спортивный обозреватель «Л и п ец кой газеты » . «ОКТЯБРЬ» В АПРЕЛЕ А У К О Л Ь Ц А Н Е Т Н И Н А Ч А Л А , Н И К О Н Ц А . . . Киноленты , намеченные к по ка з у в киноконцертном зале «Октябрь» в апреле, отличают остросюжетность, романтика , компьютерное человекостроение Ф ранцузский режиссер, сценарист и продюсер Л ю к Бессон по праву считается вдохновителем создания трех именно та к и х остросюжетных фильмов — «Такси» (19 9 8 г . ) , «Такси -2» (20 0 0 г . ) и «Такси -3» (20 0 2 г . ) , которые смогли составить серь езную конкуренцию американским блокбастерам. В «Такси -3» (режиссер Ж ер ар Кр ав чи к ) , с которого и начи нается апрельский кинорепертуар, зритель снова увидит сце ны, снятые с участием каскадеров, захватывающие дух пого ни . Герои фильма, полицейский Эмиль и водитель такси Д ан и эль, сражаются с ш ай кой бандитов, появившихся на улицах Марселя. Эмиль и Даниэль считают, что если им удастся ра зоблачить вдохновителей банды, то на городских улицах вновь воцарится порядок. Романтическая комедия «Любовь по случаю» (режиссер Д ж о н Ш ерман ) создана американскими кинематографистами. События, которые преследуют идеальную девуш ку Лю си , час то комичные, иногда запутанные, но всегда запоминающиеся . Однажды , неожиданно для себя, она узнала о помолвке своего бывшего ж ен и х а . Пытаясь забыть о прошлом, Лю си соверша ет безрассудные поступ ки с пятью разными м уж чин ам и . Но в конце концов запутанная ситуация разрешается появлением настоящей любви. В роли Лю си — актриса М о н и ка Поттер . В прошлом году липчане впервые познакомились с героя ми фильма «Властелин колец» . В его основе — одноименный роман-трилогия, написанный профессором Оксфордского у н и верситета, специалистом по англосаксонской филологии Д ж о ном Толкиеном в 1954 году. Главный герой — представитель мифического народа земледельцев-хоббитов. Надо сказать , кинематографисты не спешили экранизиро вать произведения этого автора. И м казалось, что трилогия Толкиена весьма трудоемка для экранного воплощения. Л иш ь в 1998 году режиссер-новозеландец Питер Дж е ксон взялся за это дело. П р и этом все три фильма снимались одновременно. И н е .в павильонах, а на натуре. Это позволило значительно ускорить производство. Первая часть трило гии носит название «Братство кольца». Вторая названа «Две баш ни» . В ней зрители вновь встретятся с хоббитом Фродо. Именно он стал владельцем загадочного кольца, которое обладает большой силой. В роли Фродо — молодой актер Ил айдж а Вуд. Он дебюти ровал в кино в 1990 году (фильм «Внутреннее расследование»). Российским зрителям Вуд известен по фильмам «Факультет» и «Столкновение с бездной». « У меня возникло ощущение , — рассказывает актер о сво ем участии во всех трех фильмах, — что небеса нас благосло вили. И остальные участни ки съемок чувствовали то ж е самое. Все мы благодарны судьбе за этот опыт. Это были самые неза бываемые месяцы моей ж и з н и . . .» Во второй части трило гии появится и новый персонаж — весьма странное существо по имени Горлум , которое выступает в качестве проводника хоббитов в мир неизведанного... Горлум , в прошлом хоббит, но под воздействием кольца он стал страдать раздвоением личности , становясь то добрым, то злым. Горлума играет актер Энди Серкис, 'одетый в специаль ный костюм . Этот костюм впоследствии позволил специалис там компьютерных съемок изменять облик хоббита, превра щая его то в доброе, то в злое существо... Пять премий Британской академии кино и телеискусства, четыре «Оскара» — таковы награды, полученные фильмом «Вла стелин колец» в 2002 году. Н а проходившей ж е в конце марта текущ е го года церемонии вручения наград Ам ериканской а к а демии киноискусства фильм «Властелин колец» («Две баш ни» ) удостоен «Оскара» за спецэффекты. Обзор подготовил Ю р и й Р А З У М О В С К И Й .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz