Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
прямая речь Молекула мира « М ы н а ш , м ы н о в ы й м и р п о с т р о и м ! » — з а п е в а ю т а м е р и к а н ц ы . А ч т о ж е п о с т р о и м м ы ? ПО СУТИ, нас только сейчас с головой накрыла волна, поднятая распадом когда-то великой стра ны. Это значит, что больше никак нельзя откладывать проект ново го собирания наций, живущих по прежнему рядом, под тем же солн цем, на той же земле. Речь, конеч но, не о реставрации былой «се мьи» народов — утопиями можно питаться, но насытиться ими нель зя, — а о том, как совместно пре одолеть негативные последствия болезненного для всех развода. Для этого существует только один надежный ключ: «открыться» друг другу. Вот о чем этот разговор на шего обозревателя Александра Сабова с весьма наблюдатель ным собеседником — писателем Георгием ПРЯХИНЫМ. Первая зарубка на память «Представителинемецкогоро мантизмавиделивотсталыхсла вянахпреимущественножителей сельской местности, являвших разительныйконтрастсутончен ностьюитальянцев,французови немцев. Философ-романтикГер- дерговорил, чтославянеоблада ютпревосходящимиморальными идуховнымикачествами, благо дарякоторымонистанутвбуду щемлидерамивЕвропе. Этаглу паяфразаоказалаопасноевоз действиенатехславян,которыев это поверили... Панславянское движениепризывалокобъедине ниювсехславянпомеретого,как они обреталинезависимость...» (Уильям Пфафф, «Славянский вопросиразлагающийсяЗапад», «Балтиморсан»), — Георгий Владимирович, я приготовил не только в опросы, но и некоторые документаль ные «зарубки на память» из своего журналистского досье Последний на сию пору съезд славянских народов Белорус сии, России и Украины состо ялся в июне 2001 года. Он при нял решение о создании Собора славянских народов. Пансла визм восстал из пепла, подобно птице Феникс? — Я не бывал на подобных съездах, но знаю, что идея объе динения славянских народов культивируется, и, может быть, се годня она жива больше, чем ко гда-либо. А ожила она в тот мо мент, когда распадалась наша страна — как реакция на этот рас пад. Причем поднялась снизу, с генетического, скажем так, уров ня. Поэтому ни о каком панславиз ме речи не идет. — Тогда что же это за движение и какие оно преследует цели? — По большому счету, только теперь, десять лет спустя, нас дей ствительно настигла ответная волна после развала советской империи. Похмелье в разгаре. Пе регруппировка геополитических сил в мире подходит к очередной завершенной форме. И уже ясно, что нас практически выставили за дверь большой мировой полити ки. Если раньше противовесом азартным гегемонистским устре млениям Америки был Советский Союз, то сейчас роль противовеса все больше берет на себя объеди ненная Европа. Нет худа без доб ра: в результате мы начинаем ощущать себя европейской стра ной не только в силу того, что раз витие экономики, становление но вой политической системы в Рос сии идет в основном по европей ским рельсам, но еще и потому, что поняли: без Европы мы теперь мало что представляем собой в отношениях с Америкой и даже, по-моему, с Китаем. Вот почему так важно найти новый несущий базальтовый горизонт, на кото ром Россия сможет выстроить свою новую самостоятельность в этом деформирующемся, меняю щемся мире. А найти такой гори зонт можно только вместе со сво ими родовыми друзьями, которые нуждаются в нем ничуть не мень ше. Исторические прецеденты? Пожалуйста. Более полутора ве ков тому назад Америка и Англия провозгласили «мир на вечные времена»— и с тех пор во всех ми ровых делах действуют практиче ски синхронно именем незыбле мого англо-саксонского союза, хо тя под ним и нет какого-то кон- ■ кретного договора. — Да, но в связи с тем, что сей час делается в округ И рака, по страницам английской прессы пошла гулять новая кличка пре мьера Тони Б лэра: «пудель Б у ша». — Очень едко... и остроумно. Но кто сказал, что англо-саксон ский союз призван оправдывать только благородные дела? Пой дем дальше. Недавно по европей скому телевидению мы увидели ошеломляющее зрелище: состоя лось общее заседание парламен тов Франции и Германии. Вто вре мя как мы стесняемся высказать даже надежду на объединение славянских народов в каком-то там грядущем веке, парламенты двух ведущих европейских стран уже открыто провозглашают курс на объединение своих государств и народов! Но разве между рус скими и украинцами больше раз ницы, чем между немцами и французами? Я думаю, меньше. Так почему бы и нам не обратить ся к корневым родственным узам? Не форсируя искусственно славянское объединение, но и не мешая его естественному разви тию. Вот примерно перечень аргу ментов, по которым лидер нашей партии, Председатель Парла ментского Собрания Союза Бела руси и России, спикер Государст венной Думы Геннадий Селезнев подвижнически относится к идее добровольного славянского сою за. Именно он и стал духовным ли дером движения общественных организаций, усилиями которых рожден Собор славянских наро дов Белоруссии, России и Украи ны. — Нет ли тут известного проти воречия: с одной стороны — во ля снизу, с другой — прямая поддержка второго, по сути, лица в государстве? — Нет и в принципе не может быть. Сама по себе «воля снизу» просто не может нести никакой экспансионистской задачи, ни панславянской, ни пангерман ской, ни панамериканской. Поли тики, которые пожелали бы при дать такую функцию спонтанным общественным движениям, на са мом деле разрушали бы их, а не укрепляли. Тем более что у них есть немало способов помочь этим процессам иными средства ми. В этой связи меня чрезвычай но обрадовала недавняя встреча лидеров четырех государств СНГ — Путина, Кучмы, Лукашен ко и Назарбаева,.причем особен но присутствие Назарбаева. Нам нельзя в поисках партнеров пере ходить к некоему изоляционизму, автаркии, замкнутому простран ству. Миф о том, что у государст ва, которое встроилось в общий капиталистический лад, нет внешнего врага, что никто на Рос сию не нападет и что системы воо ружения, подчиненные большой войне за национальные террито рии, уже принадлежат прошлому, этот миф прожил от силы лет во семь. Сегодня претензии к Ираку, завтра к Ирану, послезавтра, гля дишь, кому-то на ум придет при драться к «панславянскому сою зу», если бы такой союз родился на свет... Вот почему в поиске дру жественных пространств надо быть по возможности шире, не ог раничиваясь только этническими родичами и родовыми друзьями. Известно: чем система многоук ладное, тем она прочнее. Поэто му мы должны приобретать и пес товать своих стратегических со юзников, невзирая на разницу по литических систем или экономи ческих интерес в, не только на Ук раине и в Белоруссии, но и в той же Центральной Азии, не отрезая от себя поколения людей, вырос ших в Российской империи и при советской власти и исторически тяготеющих к нам. — Н у т огда не могу не выска зать изумления: а развал-то Советского Союза произошел по инициативе лидеров трех республик, составлявших его славянское ядро! — К сожалению, это правда. Назарбаеву повезло, что тогда он приземлился в Москве, а не в Бе ловежской пуще. Поэтому сегод ня он имеет моральное право за ново собирать камни, которые разбросали другие. Я как-то про читал у английского писателя Со мерсета Моэма, чей стиль мне очень импонирует авторской са- моиронией, такую мысль, цити рую по памяти: я всегда отдавал себе отчет в том, что у меня харак тера больше, чем таланта... Эту фразу я отнес бы к большинству славянских лидеров, втом числе к Ельцину, Кравчуку, Шушкевичу, которых мне пришлось знать лич но. Да, у развала Советского Сою за были объективные историче ские и геополитические причины — только поэтому я не стал бы де монизировать эту троицу. Другое дело, что каждый из троих мог стать против процесса распада, против того психоза, которым со провождался этот процесс. А все трое выбрали противоположный путь — обострения психоза и ус корения развала. — Не потому ли ч то совпало с личными амбициями? — Боюсь, что да: очень поцар ствовать хотелось. И все-таки, по вторяю, не стал бы писать этих людей исключительно черными красками. Надо признать: они обеспечили прорыв к свободе. Другое дело, что свобода имеет разные измерения, она бывает и убийственной... Вторая зарубка на память Покаещераноговорить,какие окончательныечертыприметбу дущаяЕвропейскаяКонституция, проекткоторойвоктябрепрошло гогодаотимениКонвенцииобу дущем Европы представил ее председатель Валери Жискар д’Эстен.Покавпроекте46статей. Вдополнениекнационально мупредлагаетсяввестиевропей скоегражданство. Всистемеуп равления Европейскимсоюзом, котораясегоднясостоитизтрех органоввласти — КомиссииЕС, СоветаМинистровЕСиЕвропар ламента,появитсятакжеинститут президента ЕС. На обсуждение поставленатакжеидеярегуляр ных«Европейскихконгрессов» — совместныхзаседанийдепутатов национальныхпарламентовиЕв ропарламента.45-ястатьяпроек тапредусматриваетвозможность исключенияизЕвропейскогосою затойилиинойстраны«занару шениясоюзныхпринциповицен ностей», 46-я допускаетдобро вольныйвыходизсоставаСоюза. — На этом европейском фоне что представляет собою то, что происходит в отношениях Рос сии с Белоруссией? — Исторические связи между Россией и Белоруссией по-своему были даже прочнее, чем между Россией и Украиной. Вспомним Советский Союз. Высокотехноло гичным производством Белорус сия была ндсыщена больше, чем Россия, — в пересчете хоть на ты сячу жителей, хоть на квадратный километр. Если грамотно распо рядиться нашим объединенным потенциалом, то «экономическая невыгодность», которой пытают ся торпедировать процесс объе динения, окажется временной. Недавно один академик втолко вывал мне: ведь почему объеди няется Европа? Не потому, что немцы вдруг стали роднее фран цузам, а потому, что новая эконо мика требует наднациональных затрат. Подчас они не под силу да же транснациональным корпора циям, то есть без объединения на ций просто не обойтись. Помогая Белоруссии, Россия помогает и самой себе. Наконец, если долго, упорно игнорировать волю народов, к добру это не при ведет. Надо искать пути такого объединения, чтобы не навредить России, которая сейчас чуть-чуть поднялась с колен, и вместе с тем не потерять такого важного союз ника. Но когда слышишь по рос сийскому ТВ: в Минске, мол, власть такая же, как в Багдаде, вот только бомбы Минску не угро жают, тут невольно задумыва ешься: с какой целью это говорит ся? Кстати, в Белоруссии тоже много противников объединения. И Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II вручает пре мию «За выдающуюся деятель ность по укреплению единства православных народов» Генна дию Селезневу. Может быть, их даже больше, чем в России. Вот чего мыдобились за годы топтания на месте: в Бело руссии возникла своя национали стическая интеллигенция. — Национальная и ли национа листическая? — Именно националистиче ская. Она против объединения. Она считает: только-только Бело руссия встала на свой путь, верну ла свой язык, и вот уже опять надо «идти под Москву»... — Да ведь в небольших мас штабах она там существовала и раньше! — Но такого, как сейчас, не бы ло. В свое время излишне руси фицировали Белоруссию, совсем уже забыв, что это другой народ. Этой проблемой теперь достаточ но последовательно занимаются президенты двух государств. А Геннадий Селезнев, один из под вижников российско-белорусско го сближения, взял на себя еще одну общественную миссию — он назначен сопредседателем ко миссии, которая должна вырабо тать Конституционный акт Союз ного государства. — То е сть готовится К онститу ция для Союза России и Бело руссии? М ой вопрос не случа ен: я проецирую его на Евро пейский союз... — Нет, речь не идет о передел ке Конституций России или Бело руссии для их приспособления к нуждам Союзного государства. Речь о новой, общей Конституции. Вообще, я считаю, это должна быть конфедерация двух госу дарств, с двумя правительствами, двумя президентами, без третье го — «надпрезидента»... Доста точно ротации, но не годичной или полугодичной, как когда-то в Юго славии, ныне приказавшей долго жить. Это должно быть серьезно: не меньше чем три-четыре года один из президентов является и союзным президентом, независи мо от того, переизбран другой президент в своей стране или нет. Может, кому-то из двух президен тов и не удастся побывать во гла ве Союза. Ну что ж, тоже не страшно. Можно и нужно брать из опыта Европейского союза все, что нам годится, но копировать слепо не надо. Ведь одно дело — конфедерация 25 государств, дру гое дело — конфедерация двух. Вот если станет расширяться и наш Союз, если встанет вопрос о надгосударственных органах по типу европейских, тогда, возмож но, понадобится и «надпрези- дент»... Третья зарубка на память «Центральноедуховноеуправ лениемусульманРоссиивыража етсвоебеспокойствоотноситель нопредпринимаемыхсегодняот дельнымиполиттехнологамипо пытоквнестиразладвотношения междуправославнымиимусуль манами...Люди,малочтопонима ющие в исламе и этнически не имеющие совершенно никакого отношенияникмусульманам,ник русским,вдругразворачиваютак тивнуюдеятельностьпосозданию «русского ислама». Не может бытьникакого отдельного «рус скогоислама », этобессмыслица. ВИсламенетделенияпонацио нальнымнаправлениямилитече ниям...»(Изобращениязамести теляпредседателяЦДУМРоссии муфтияФаридаСалманакполно мочномупредставителюПрези дентаРФв Центральномфеде ральномокругеГ. Полтавченко, 7.11.2002.) — П атриарх Алексий I I недав но вручил председателю Г осду мы Геннадию Селезневу орден Русской православной церкви... — Но с тех пор произошло еще одно событие: Геннадию Селезне ву, Евгению Примакову, Патриар ху Алексию II и ряду других дос тойных людей были вручены ор дена Славы России в храме Хри ста Спасителя. — Да это же светский орден, почему церемония его вручения происходила в храме Христа Спасителя? — Потому что этот Храм явля ется одним из символов возрож дающейся России, а зал Соборов в нем специально предусмотрен для проведения подобного рода мероприятий, не обязательно церковных. — Х орошо, э то детали. Не воз никает ли тут вопроса: а почему эти награды не достались, ска жем, руководителю КП РФ? Лишь потому, что партия, ко торую возглавляет Геннадий Зюганов, продолжает испове довать атеизм? — Это ошибка: уже в послед нем Уставе КПСС не было даже упоминания об атеизме. И некую толику в это дело внес ваш покор ный слуга. Однажды мне дове лось побывать в поездке вместе с Горбачевым и митрополитом Ювеналием — членом Синода, одним их высших иерархов РПЦ, высокообразованным человеком, чей ум и манера вести беседу вы звали у меня просто восхищение. А тогда в ЦК партии пришло моло дое поколение, я был заместите лем заведующего идеологиче ским отделом. Как раз готовился съезд партии... Не скрою, под вли янием бесед с митрополитом Ювеналием я — конечно, на сво ем уровне — сделал все, чтобы из нового Устава КПСС, который на ша рабочая группа выпускала на съезд, исключить положение о том, что коммунист обязан быть атеистом. Естественно, такого по ложения нет и в Уставе нынешней компартии. Впрочем, сейчас доса ду вызывает не столько агрессив ный атеизм, которого практиче ски уже и не стало, сколько декла рированная набожность, которую публично демонстрируют бывшие атеисты. В этом много фальши и лицемерия. Общение с Богом — дело интимное. — Н у т огда придется принять во внимание следующий факт истории: к атолическая церковь лишь на днях объявила, что больше не будет изгонять из церкви коммунистов. — То есть мы вместе с Русской православной церковью провели это положение в жизнь даже рань ше католиков? Ин-те-рес-но! Да, всем надо учиться терпимости, но церкви, может быть, в первую оче редь. Вот вспоминаю такой факт. Мы были вместе с Селезневым на моей родине, Ставрополье, в рай онах, подвергшихся наводнению. В одном из сел Кочубеевского района жили всеми покинутые старик и старухи. Жили практиче ски в амбаре, печку топили очи щенными початками кукурузы, которые им давали с элеватора, мылись раз в месяц в корыте. Так вот, из своих скромных резервов, с помощью ставропольского предпринимателя Виталия Алма зова, наша партия купила хоро ший кирпичный дом, с ванной, ту алетом, спальней, с садом в 29 со ток земли, огороженным забором. Привезли туда стариков, переда ли им дом. Можете представить, какое это было событие для за брошенных людей! После этого уехали. Собрались пообедать в придорожном кафе, а там грече ская часовня при греческой общи не. Селезнев попросился пройти туда. Я вошел за ним. Смотрю: по молился и перекрестился мелко мелко, как крестятся очень привычные к этому люди. Если вспомнить, что родился он в горо де Серове, что года в три, по-мое му, остался с одной матерью, что потом долгое время воспитывал ся у бабушки, которая носила за мечательную фамилию Свободи- на, что таких, как он, у нее было человек девять... ну что после это го удивляться характеру самого Геннадия Селезнева? Может, и орден-то ему дали именно за это — за природную доброжелатель ность, способность к сочувствию. — Коснемся очень коротко Партии возрождения России, которую возглавляет Селезнев: как я понимаю, она намерена принять участие в будущих пар ламентских выборах? — Конечно. — Какие о тношения установи лись у нее с «альма-матер»? Состоялось ли хотя бы призна ни ПВР со стороны КП РФ? — Признание очевидно, пото му что ПВР — уже очевидный факт. В целом ряде регионов на выборах, от самых низовых до гу бернаторских, партия заявляет о себе все смелей и смелей. Что ка сается отношений с КП РФ, ска зать, что Селезнев и Зюганов ра зошлись, значит почти ничего не сказать. Они шли к этому разрыву давно и неминуемо. Селезнев — личность неавторитарная, демо кратичная, смею сказать, куда со временнее Зюганова, не случай но к нему тянутся из той же КП РФ люди современные, молодые. Зю ганов — личность другая: власт ная, авторитарная. Но дело, ко нечно, не только в разнице их тем пераментов. КП РФ раздваивает ся. В этой партии есть интеллекту альные силы, понимающие, что Зюганов ведет ее в тупик. В тече ние одиннадцати лет, что КП РФ сидит в парламенте, вся ее дея тельность исчерпывается митин- говостью. Она без конца выклика ет на улицы стариков и старух, ис пользуя их, извините, как «митин говое мясо», что в современных условиях — путь в никуда. Объек тивно или инстинктивно, Селез нев давно представлял в КП РФ ее социал-демократическое крыло. И как только Зюганов почувство вал, что к нему выстраивается це лый фланг, тут же нашел повод и, как говорится, вычистил его из ру ководства. — Все бывшие компартии в Во сточной Европе п роделали эво люцию к социал-демократизму. А что с КП РФ : она к такой эволюции не готова? Она ее от вергает? Это только проблема перемены имени или к акие-то более глубокие причины? — Проблема глубже. Если в на шей стране существовала какая- то организованная оппозиция, особенно в начале 90-х годов, то нельзя не признать, что это заслу га в первую очередь КП РФ. Но по степенно ее руководство срос лось с властными структурами, забыв, что представляет целые массы «людей в стоптанных баш маках» . Вот сейчас с КП РФ актив но сотрудничает один очень не глупый человек. Правда, к его пи сательским экзерсисам я отно шусь весьма сдержанно, в них много пафоса, вычурного стиля, хотя в конце концов это его писа тельский выбор. — Александр Проханов? — Да, он. Это очень умный че ловек, но он просекает ровно до того уровня, до которого ему нуж но. Как-то я прочитал или услы шал высказанную им мысль: лю бую партию, любое общественное движение, если они ставят перед собой серьезные политические или социальные цели, можно строить только на пороховой боч ке. Другими словами, нужен тро тил. А если ориентироваться на спокойный электорат, или, как го ворят, на «болото», то вместо взрыва будет тягомотина, перете кание, то-се, пятое-десятое, но бо евой партии, боевой выборной единицы не получится. В абсолют ном согласии с этим воззрением Проханова и строит политическую работу в массах Геннадий Андрее вич Зюганов. Фактически Проха нов уже вошел в руководство ком партии, во всяком случае сегодня он ближайший идеолог и спод вижник Зюганова, с которым со ревнуется в этом плане разве что Валентин Васильевич Чикин. Все трое успешно, на протяжении мно гих лет, эксплуатируют тот порохо вой материал, который несомнен но есть в нашей стране, ничего ре ального взамен не давая. Все на ши университеты исторически бо леют левыми идеями, и это пра вильно. Во всех странах так. Гово рить, что коммунистические идеи в России выветрились, что они не имеют базы, не просто несправед ливо, лукаво, а недальновидно. Тем не менее притока молодежи в КП РФ нет. Она все более стано вится партией пенсионеров, но не для пенсионеров. Если бы она ста ралась хоть как-то улучшать их жизнь, то еще куда ни шло. Да, се годня это пороховой заряд, но зав тра может появиться и детонатор. В этом и состоит наше коренное разногласие: ПВР не исповедует классовую борьбу, а уж тем более вооруженную классовую борьбу. Кстати, руководство КП РФ сей час тоже деликатно уходит от это го слова, но вместе с тем отверга ет оно и классовый мир. Р.З. Георгий Пряхин: — Идеологи р азных м астей, в том числе и авторитеты церкви, слишком эксплуатируют именно р азличия м ежду людьми и в е рами. А бсолютизируют эти различия, восстанавливают людей друг против друга. Ка к бы на ничейном п ространстве топчутся, а н а самом деле стараются сделать его только своим. И отсю да тоже силовое напряжение в обществе! Слишком м ного на копилось горючего материала, в том числе нравственного. Один пример: разве может воюющая с трана иметь столько ка зино, с колько и х сейчас в России? Н у нельзя же: одни г оловы кладут в Чечне, другие просаживают огромные деньги, навер няка на в ойне и н ажитые. Год назад побывал я в госпитале, где лежали раненые и з Чечни, ч еловек тридцать, не меньше. Спросил, кто откуда. Все из сел! Ни о дного не оказалось даже из р айцентра. Вот какая Россия в оюет: хуторская, деревен ская. Потом они в ернутся с в ойны. Ч ерез десять лет повзрос леют и б еспризорники, которых уже три миллиона в нашей стране. И о каком с оциальном м ире мы тогда с можем гово рить? Вот почему надо заново собирать камни, так бездумно разбросанные з а последние десять лет. Вопрос стоит именно так: быть или не быть? Х а т ы н ь . 6 0 л е т с п у с т я д а т а В л а д и м и р Е ф а н о в М ИНС К НА ПРОШЛОЙ неделе тихо и незаметно подошла черная дата в истории человечества. Ха тынь... 60 лет назад эта лесная белорусская деревушка в 26 дво ров исч зла с карты земли, а ее трагическая кончина ужаснула весь мир. 22 марта нынешнего года, не смотря на резкий ветер и совсем не весенний морозец, в Хатыни было особенно людно. Молча, обнажив головы, проходят люди по святым плитам. 149 заживо сожженных стариков, женщин, детей. Но не только Хатынь. Все го за годы войны в Беларуси бы ли сожжены вместе с жителями сотни деревень. Трагедия Хатыни известна всему миру. Статисты говорят, что за время существования ме мориала, с 1969 года, Хатынь по сетили около 30 миллионов че ловек. Все так. Только вот в пос ледние 10 лет поток экскурсий заметно ослабел. Не раз встре чал минских школьников, кото рые знают о Хатыни только из учебников. А что сказать о школьниках других стран быв шего Союза? По наблюдениям экскурсоводов, представители близкого зарубежья в Хатыни бывают все реже и реже. С каж дым годом все хлопотнее и слож нее пересекать неведомые рань ше границы, все дороже — а для ^ Мемориал Хатыни планируют отреставрировать в 2005 году. большинства граждан и не по карману — становятся дальние поездки уже в «чужую» страну. • Мемориал сегодня требует серьезной реконструкции. По плану она должна завершиться только в 2005 году. Но «затяж ная» реконструкция лишь усугу бит разрушение. Решено завер шить ее к концу нынешнего го да. В том, что мемориал обретет вторую жизнь, сомневаться не приходится. В Беларуси, где по гиб каждый четвертый житель (а в Логойском районе, где рас положена Хатынь, — каждый третий), свято берегут память о войне. Б е л ы й а и с т л е т и т В М о с к в е п р о ш е л к о н ц е р т п а м я т и В л а д и м и р а М у л я в и н а помним Ольга Анищенкова МОСКВА В МИНУВШУЮ субботу в Госу дарственном Кремлевском дворце прошел концерт, посвя щенный памяти «песняра», на родного артиста Советского Со юза Владимира Мулявина. Зна чение Владимира Мулявина для музыкальной культуры наших стран огромно. Он сумел соеди нить современные музыкальные ритмы с народной мелодией. Это было настолько органично, что созданный им ансамбль стал любимым не только в Советском Союзе, но и во всем мире. На мой вопрос о значении творчества Владимира Муляви на для музыкальной культуры солист ансамбля «Песняры» Ва лерий СКОРОЖЕНОК сказал: — Владимир Мулявин родом из России, он свердловчанин, но белорусов с помощью песни за ставил разговаривать на своей родной белорусской мове, что не сделали до него поэты-класси ки. Я заметил, что везде, где бы мы ни были на гастролях, отно сятся к нашему коллективу очень здорово, всегда аншлаги. Мы братья-славяне, поэтому у нас одинаково ценят и любят творчество Владимира Георгие вича Мулявина. А вот что рассказал руково дитель знаменитого в 70— 80-е годы прошлого века ансамбля «Самоцветы» Юрий МАЛИКОВ: — В каждом доме есть люби мая книга, которая стоит на са мом видном месте, или любимая картина. Так и творчество Вла димира Мулявина — всегда бу дет на самом достойном и вид ном месте в нашем общем доме. Моя любимая песня 70-х го дов— «Александрина». Раньше было принято, что каждый музы кальный коллектив или исполни тель пел свои песни, имел свой репертуар. Сейчас «современ ные» певцы «примазываются» к песням из чужого репертуара. Легче всего завоевать успех, ис полнив известную песню. Еще недавно это было неэтично, поэ тому существовало большое многообразие песен, мелодий, текстов, исполнителей. Разные концерты у всех были. А теперь даже телевизор смотреть не хо чется, потому что одни и те же концерты. Для меня творчество Володи Мулявина — в моем сердце, в моей душе — это ду ховная пища на долгие годы, ма териал для создания новых про изведений. Он много сделал для популярной музыки и особенно в соединении разных жанров, раз ных направлений: фольклора, песни, романса, поп музыки, рок музыки. И все это увязал так здорово и так переплел в своем творчестве, что его место долго будет свободно. Творчество Мулявина люби мо и востребовано сегодня. Вот что ответил на мой вопрос о зна чении Мулявина для него лично заслуженный артист России Ни колай БАСКОВ: — Гения не стало, любимца не стало, но его творчество бу дет жить вечно в наших сердцах, в сердцах наших детей и наших внуков. Его мелодии пели наши бабушки и родители. «Песняры» — коллектив, который всегда пел сердцем. В нем была сосре доточена огромная культура, не отделимая от мощи Советского Союза. Я еще застал СССР. Ду маю, Россия и Беларусь должны объединиться, ведь Европа объ единяется и делает все возмож ное, чтобы все европейские го сударства были вместе и помо гали друг другу. Одна голова хо рошо, а две лучше... На вечер памяти Владимира Мулявина съехались многие композиторы, музыканты, из вестные артисты: «Сябры», «По ющие сердца», «Самоцветы», «Золотое кольцо», «Ореро», а еще Александра Пахмутова, Игорь Лученок, Давид Тухманов, Валентина Толкунова, Вячеслав Малежик, Николай Басков, Олег Газманов, Нани Брегвадзе, груп пы «Любэ» и «На-На» — словом, все, кто знал и любил Владими ра Мулявина. Концерт продол жался четыре часа, но никто не ушел из зала, а когда на сцену вышли «Песняры», зал встал и долго приветствовал их апло дисментами. В Вечер памяти «Песняров» про шел и в Минске. В нем приняли участие многие замечательные артисты из бывших союзных республик. О Владимире Муля- вине говорили Нона Брегвадзе и Леонид Борткевич. 27 МАРТА 2003 ЧЕТВЕРГ № 12(112) С О Ю З Беларусь-Россия
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz