Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
2 7 М А Р Т А 2 0 0 3 Ч Е Т В Е Р Г № 12 ( 1 1 2 ) С О Ю 3 Беларусь—Россия П о р а з а б р а с ы в а т ь с е т и Морская рыба станет для белорусов доступнее экономика Лилия Хлыстун М И НС К ВПЕРВЫЕ Беларуси, оставшей ся после распада Советского Союза без своего флота и ка кой-либо доли морских богатств, выделена квота на вылов 5,3 ты сячи тонн рыбы в экономической зоне России — Баренцевом мо ре. Ожидается, что цена трески, пикши, камбалы и мойвы, добы той по квоте совместными рос сийско-белорусскими предпри ятиями, будет как минимум на треть дешевле той, что сложи лась ныне на белорусском по требительском рынке. А сово купный доход от реализации квоты составит, по предвари тельным оценкам, около 670 ты сяч долларов. Понятно, что в меню жителей постчернобыльской Беларуси рыба и морепродукты должны присутствовать как можно ча ще. Тем более что из 10 милли онов населения страны около 2 миллионов составляют дети до 16 лет, чьим растущим организ мам морские дары особенно не обходимы. Но после того как разрушилась централизованная система поставок, при которой Беларусь занимала третье мес то по завозу рыбопродукции среди союзных республик, этот рынок перешел под крыло ком мерческих структур. Сегодня 90 процентов всей потребляемой в стране рыбы поставляют 140 фирм, еще около 250 перераба тывают ее. Поставки же былого монополиста — государствен ного объединения «Госрыбхоз», — доходившие когда-то до 180 тысяч тонн, упали почти в 20 раз. Из-за отсутствия оборот ных средств, дорогих кредитов государственное предприятие оказалось фактически не у дел. Чтобы работать с рыбодобыва ющими предприятиями напря мую, нужна предоплата. А это десятки миллионов долларов ежегодно. Коммерческие струк туры, рассчитываясь с промы словиками наличкой, получают рыбу дешевле. Но реализация ее через многоступенчатые по среднические звенья в итоге обернулась ростом цен и сниже нием покупательского спроса. Даже тривиальная килька к бо калу пива — накладно, не гово ря уж о более ценных горбуше, скумбрии, осетровых. В 1999 го ду среднедушевое потребление рыбы упало до минимума — 5,8 килограмма. И только рост цен на мясо в последние два года заставил белорусов снова вер нуться к рыбным рядам. В 2001 году на каждого жителя страны в среднем пришлось по 11 кило граммов. А в прошлом, по пред варительным данным, средне душевое потребление рыбы и морепродуктов выросло еще на 6 килограммов, что почти соот ветствует медицинским нор мам. Но проблема не только в этом. Присутствие на рынке ог ромного количества импортеров в конечном итоге приводит к снижению качества продукции. Фирмы-однодневки, завозящие партию контрабандной рыбы, неспособны обеспечить надле жащее хранение, реализацию и переработку скоропортящегося продукта. Органы Госстандарта ежегодно бракуют десятки пар тий такого товара. Но главным, безусловно, ос тается доступ страны к деше вым рыбным ресурсам в аквато риях России. Если только пря мая поставка от рыбодобываю щих предприятий снижает стои мость даров моря на 20— 30 про центов, то выделение квоты на вылов рыбы сделает ее доступ ной даже малообеспеченным. Особенно это актуально сейчас, когда цены на рыбопродукцию на мировом рынке ежегодно растут. К соглашению между бе лорусским и российским прави тельствами в области рыболов ства, подписанному в марте про шлого года, стороны шли не один год. Первоначально речь шла о квоте в 45 тысяч тонн. Од нако на этот год она гораздо меньше. Дело в том, что с наско ка освоить большие объемы Бе ларуси весьма сложно. Пробле ма обсуждалась в октябре про шлого года на заседании экс пертной рабочей группы Бело русско-российской комиссии по сотрудничеству в области рыб ного хозяйства. Действующий в России порядок предусматрива ет выделение квот на вылов ры бы юридическим и физическим лицам, имеющим свой флот, ли бо совместным белорусско-рос сийским предприятиям. Прием лемым для Беларуси является второй вариант. Несколько та ких СП в Калининграде и Мур манске было создано еще в кон це 90-х, но до последнего време ни они фактически не работали. Однако перспектива рыбной квоты оживила их деятельность. На конкурсной основе вылов и доставку рыбы белорусский Минсельхозпрод поручил трем СП. Именно эти предприятия имеют опыт рыбопромысловой деятельности, базируются в пор тах Мурманск и Калининград, обладают собственными и арен дованными судами. Немаловаж но и то, что все они имеют долю государственной собственности. В Минсельхозпроде считают, что работа с ними даст возмож ность исключить цепь посредни ков и доставить рыбу на бело русский рынок непосредственно с промысла. В Баренцевом море, где от ныне есть и белорусская доля его богатств, уже начался про мысел мойвы, на долю которой приходится большая часть бело русской квоты — 3 тысячи тонн. Как только СП получат лицензии на вылов рыбы от Госкомрыбо- ловства России, их суда выйдут в море. В объединении «Госрыб хоз» считают, что до конца года квота будет освоена полностью. Возможно, уже в будущем году речь пойдет о ее увеличении, и не только в Баренцевом море. Не исключено также, что рыбо ловецкие суда совместных пред приятий будут допущены к про мыслу водных биоресурсов под российским флагом в счет квот, которые традиционно недоосва- ивают российские пользовате ли. Кроме того, вполне вероятно их участие и в квотах на вылов рыбы в зоне Марокко, выделяе мых в соответствии с недавно подписанным соглашением ме жду российским и марокканским правительствами о сотрудниче стве в области морского рыбо ловства. Если эти заманчивые перспе ктивы начнут воплощаться в жизнь, то актуальным станет во прос о создании совместной российско-белорусской рыбо промысловой компании,облада ющей собственным флотом. Идея эта давно витает в возду хе. Реализация ее, по мнению специалистов «Госрыбхоза», обеспечила бы доступ белорус ских предприятий на российский рынок рыбопродуктов, полную загрузку перерабатывающих мощностей, использующихся ныне менее чем наполовину, со здание в отрасли новых рабочих мест, расширение ассортимента рыбной продукции. Кроме того, упростились бы вопросы, свя занные с фрахтом рыбодобыва ющих судов, а их совместная технологическая эксплуатация и бункеровка обеспечили бы при влечение белорусских специа листов промыслового флота. Что совсем нелишне, если учесть намерения государства о создании в перспективе нацио нального белорусского рыбодо бывающего флота. ■ В последние два года белору сы вновь вернулись к рыбным прилавкам. Денегмногонебывает К о с м и ч е с к и е в ы с о т ы С о ю з а Союзный бюджет на 2003 год— бюджет развития компетентно Александр Батыгин МОС КВА В М ИН УВШ И Й вторник в ре дакции наш ей газеты прошла пресс -конф еренция , посвя щенная бюджету Союзного го сударства на нынешний год. В пресс -конф еренции приняли участие руководители д епар таментов Постоянного Комите та Союзного государства. Открыл встречу с журнали стами начальник Д епар там ен та информации Постоянного Комитета Павел ЛЫСОВ . Он подчеркнул, сколь важен такой разговор в преддверии знам е нательной даты — седьмой го довщины Дня единения наших народов. Велика роль бюджета для реш ения первоочередных задач Союзного государства по созданию единого экономи ческого пространства . Поэто му важно, отметил П. Лысов, что союзный бюджет на 2003 год принят раньше, чем в пре дыдущие годы, — в январе. Это позволит более эффектив но строить и развивать бюд жетный процесс, финансиро вать приоритетные союзные программы. Подробное сообщение сде лал начальник Д епар там ен та финансов Постоянного Коми тета Альберт СТЕПАНОВ . Его выступление сопровождалось обилием цифр и фактов, пока зом слайдов, иллюстрирую щих бюджет развития Союзно го государства. Ключевые принципы бюд ж ета -2003 можно сформулиро вать так: финансовое обеспе чение процесса формирования Союзного государства как но вой геополитической реально сти, выполняющей функции го сударства (укрепление и охра на границ, таможенное регули рование, внешняя и внутрен няя безопасность); развитие источников , формирующих собственную доходную часть; стимулирование расширенно го воспроизводства объеди ненных материальных и интел лектуальных ресурсов России и Беларуси. А. Степанов поз накомил представителей СМИ с наиболее перспективными союзными программами , их финансированием, интеграци онными процессами , расска зал о проблемах стран-сосе - дей, которые можно решить со обща, в рамках Союза. Так, че рез территорию Беларуси про ходит два из десяти основных европейских транспортных ко ридоров. Совершенствование таможенной инфраструктуры поможет повысить объем экс портно-импортных перевозок, & И. Родионов, А. Степанов и П. Лысов в редакции «СОЮЗа». сократить ввоз контрабандных товаров. Скажем , в Финляндии огромные фуры на таможне «просвечивают» сканерами , быстро и эффективно выяв ляя, что везут «дальнобойщи ки». Заместитель начальника Департамента экономики Пос тоянного Комитета Игорь РО ДИОНОВ в свою очередь отме тил, сколь важно введение сов ременных пограничных пунк тов пропуска — ведь через Бе ларусь транзитом проходит 70 процентов грузов. Представители Постоянно го Комитета рассказали ж ур налистам не только о бюджете Союзного государства , но и о работе над проектом Консти туционного а кта , ответили на вопросы. Р а с п е ч а т а т ь « к о н в е р т » Налоговый вопросуже не настолько острый, нодо конца еще не решен актуально Аэлита Сюльжина М ИНС К БЕЛАРУСЬ и Россия предпола гали гармонизировать и уни фицировать законы о налогах к 2003 году. Это был один из пун ктов программы совместных мероприятий по созданию Со юзного государства. Однако ещ е в самом начале процесса фискального объеди нения стало ясно, что полная унификация невозможна. Хотя бы потому; что в России трех уровневая система налогооб ложения — федеральная, кр а евая и местная , а в Беларуси только два уровня — республи канский и местный. Кроме то го, у россиян есть специфиче ские налоги на добычу природ ных ресурсов, плата за разра ботку недр. Подобные источ ники пополнения белорусского бюджета вряд ли актуальны в обозримом будущем. Впрочем, страны Европы, степень еди нения налоговых систем кото рых признана одной из самых близких, успешно преодолели проблемы нетождества от дельных фискальных норм. Для этого оказалось достаточ но выровнять основные налоги — на прибыль, добавленную стоимость, имущество, подо ходный и акцизы. К а к заявил белорусский ми нистр по налогам и сборам Константин Сумар , на уровне министерств работа по вырав ниванию этих основных фис кальных норм заверш ена . Од нако эти слова не следует вос принимать буквально. Напри мер, многолетние дискуссии по уплате налога на добавленную стоимость по принципу страны назначения (куда поставляется товар, в бюджет той страны и поступает налог) завершились появлением некоего компро миссного решения . Старый принцип «по стране происхож дения», отказ от которого лоб бировала Беларусь, сохраня ется. Белорусская сторона вы нуждена была уступить и при знать, что иное противоречит концепции построения Союз ного государства. Но финансо вые потери при этом весьма су щественны для бюджета Бела руси — ежегодно страна недо получает 140 — 145 миллионов долларов и з -за традиционно отрицательного сальдо внеш ней торговли России и Белару си не в пользу последней. Нес колько лет назад Беларусь пе решла на международные нор мы сбора налога на добавлен ную стоимость. И, скажем , ес ли здешний текстиль поставля ется на Запад , то НДС полно стью компенсируется постав щику, но в главном экспортном направлении — в Россию — этого не происходит. По сло вам Константина Сумара , на уровне правительств двух го сударств достигнуто соглаш е ние, что российская сторона по финансовым итогам каждого полугодия компенсирует НДС , который недобирает белорус ский бюджет. Объем компенса ции будет зависеть от торгово го сальдо двух стран, умножен ного на средний уровень изъя тия НДС . Впрочем, договорен ность до сих пор не оформлена соглаш ением и, по всей веро ятности, Российская Ф ед ер а ция начнет компенсировать по тери Беларуси не раньше рати фикации соответствующего соглашения обоими парламен тами. По оптимистичным оцен кам, это может произойти уже в нынешнем году. Другая немаловажная проб лема унификации налоговых норм России и Беларуси каса ется подоходного налога. Вто рой год в России действует плоская 13-процентная ш кала изъятий с доходов граждан . Нововведение не принесло су щественных снижений поступ лений доходов в федеральный бюджет, но позволило россия нам легализовать средние и высокие зарплаты . Министер ство по налогам и сборам Бе ларуси неоднократно инфор мировало Минфин о положи тельном опыте, достойном по вторения, и предлагало хотя бы вдвое снизить максималь ную ставку подоходного нало га. Тем не менее бю джет -2003 сверстан по-старому. Минфин подкрепляет свою позицию расхожим аргументом, что сре днее изъятие налога с доходов 90 процентов белорусских гра ждан не превышает 9 ,2 про цента и введение российской шкалы только увеличит нало говую нагрузку. Это соответст вует действительности, но только в том случае, если ис ключить наличие среднего и зажиточного класса в Белару си. Что, пожалуй, не совсем так. Просто высокие ставки по доходного налога породили си стему «конвертных» выплат, процветающих в бизнес-среде. И неизвестно , что хуже для бюджета: единая ставка подо ходного налога или уход дохо дов в тень. Министерство по налогам и сборам в очередной раз разработало компромисс ный вариант унификации — двухуровневую шкалу — 10 процентов для бедных и 15 процентов для тех, кто побога че. Однако обсуждение нового предложения отложено еще на год. Существую т нестыковки по подоходному налогу с граж дан Беларуси, временно рабо тающих в России, и наоборот. Несмотря на соглашение об из бежании двойного налогообло жения, заключенное между правительствами в 1998 году, и предусмотренные им льготы, вычеты и привилегии для бело русов, работающих на эконо мику России ,зачастую налог с них удерживается , ка к и со всех прочих иностранцев, — 30 процентов. В то время как в Бе ларуси россияне облагаются 20-процентным налогом . Во прос этот такж е пока висит в воздухе. Более всего Россия и Бела русь продвинулись в унифика ции налогообложения пред приятий. По оценкам белорус ских и российских финанси стов, налоговые нагрузки на производственный сектор уже примерно равны, за исключе нием одного весьма сущ ест венного момента. В Беларуси по сей день сохранены самые нелюбимые для промышленни ков налоги с оборота. Так на зываются отчисления в дорож ный фонд, в фонд поддержки сельхозпроизводителей и про чие, которые изымаются из вы ручки и не зависят ни от ре зультатов бизнеса , ни от его доходности. Это самые вред ные для развития сборы, и се годня их размер в Беларуси со ставляет 4 ,5 процента. В Рос сии, да и, собственно, в новом налоговом кодексе Беларуси, таких налогов уже нет. Но бе лорусскому бю джету -2003 го да уйти от них никак не уда лось. Почему? В Беларуси нет нефти, газа и прочих богатств недр, за счет прямой продажи которых за ру беж можно было бы пополнить казну и обеспечить выполне ние социальных программ. Две трети бюджета ориентированы именно на «социалку» , и доля эта с каждым годом увеличи вается. Но если судить по сбо ру налогов в 2002 году, то кар тина складывается далеко не радужная. Хотя в целом консо лидированный бюджет пере выполнен на 1 процент, поступ ления от налога на добавлен1 ную стоимость и прибыль не выполнены. З а минувший год объективно выросло количест во низкорентабельных произ водств. Растет недоимка в бюджет. По сравнению с 2001 годом неплатежи увеличились почти на две трети и оформи лись в 218 миллиардов рублей. 114 миллиардов рублей уда лось перекрыть с помощью штрафов, пени, конфиската . Однако этого оказалось явно недостаточно. И в последнее время предприняты конкрет ные шаги по пресечению тене вого оборота бензина и ди зельного топлива ,нелегально го ввоза товаров из Россий ской Федерации . Утверждены такж е новые ставки единого налога для предпринимателей с увеличивающими коэффици ентами , и теперь белорусский и российский малый бизнес имеет различную налоговую нагрузку. Процесс унификации нало говых систем России и Белару си далеко не так прост, как хо телось бы, и обусловлено это вполне объективными причи нами. Но стремление к поиску консенсуса, удобного обеим странам компромисса есть. К а к и надежда , что программа создания Союзного государст ва будет выполнена и в сфере фискальной политики. Более всего Россия иБеларусь продвину лись вунификации налогообложения предприятий. Пооценкам белорусских и российскихфинансистов, налоговые на грузки на производственный сектор уже примерно равны. Совместные исследования еще вчера причисляли к фантастике интеграция Сергей Птичкин МОСКВА ПЕРВЫЙ этап совместных рос сийско-белорусских работ в обла сти космических технологий ус пешно завершен. Начинаются ра боты по новой программе «Разра ботка и использование перспек тивных космических средств и технологий в интересах экономи ческого и научно-технического развития Союзного государства», рассчитанной на период 2004— 2007 гг. Первая программа «Разработ ка и использование космических средств и технологий получения, обработки и отображения косми ческой информации» была утвер ждена постановлением Исполни тельного комитета Союза Белару си и России 9 декабря 1998 года. Исполнителями были назначены со стороны России — НИИ косми ческих систем — филиал Государ ственного космического научно- поизводственного центра (ГКНПЦ) им. М.В. Хруничева, со стороны Беларуси — Научно-ис следовательское объединение «Кибернетика» (с 2002 года — Объединенный институт проблем информатики (ОИПИ). Вот что говорит о сути той про граммы ее директор, кандидат технических наук Сергей ПУШ КАРСКИЙ: — Основной нашей целью ста ло создание конкурентоспособ ных космических средств и техно логий на основе эффективной ин теграции ракетно-космических отраслей России и Беларуси. Ак туальность этой проблемы обу словлена объективным повыше нием значимости космоса в реше нии социально-экономических и военно-политических задач, уже сточением борьбы за мировой ры нок космических технологий и ус луг. Естественно, мы не начинали работать с чистого листа. Факти чески произошло восстановление прежних интеграционных связей. В космических программах Со ветского Союза наука и промыш ленность Беларуси играли не пос леднюю роль. В частности, бело русское предприятие «Пеленг» никогда не прерывало своих по ставок на Байконур техники, пред назначенной для обеспечения за пуска различных ракет-носителей и разгонных блоков. К сожале нию, не все замыслы удалось реа лизовать. Значительно осложнил финансирование наших работ де фолт, случившийся в России вско ре после того, как была утвержде на программа. Тем не менее ос новные этапы мы выполнили. Начальник административно го департамента Постоянного ко митета Совета министров Союз ного государства Сергей МАРТЫ- СЮК, курирующий совместную космическую программу, в своем интервью газете «СОЮЗ» высоко оценил достигнутые результаты. — Мы считаем, — сказал Сер гей Петрович, — что выбрали вер ный путь. Именно совместные ра боты в области высоких техноло гий определят лицо Союзного го сударства. В ближайшее время будет создана межведомствен ная комиссия для подведения ито гов первой программы. На засе дании Совмина 2 апреля предпо лагается рассмотреть предложе ния уже по новой совместной кос мической программе. Нам уда лось наладить не только эффек тивную интеграцию, но и создать в металле конкурентоспособные изделия. Назову лишь некоторые из наиболее значимых направлений С л а в я н е содружество Николай Киреев ТУЛА В МИНУВШИЙ понедельник в Ту ле состоялось заседание оргко митета по подготовке междуна родной деловой встречи «Бела русь, Россия, Украина». Экономический форум трех славянских государств пройдет в городе оружейников с 8 по 11 ап реля. По мнению председателя исполкома Совета славянских на родов — сопредседателя оргко митета Юрия Дергаусова, туль- Ш Одна из новинок — итог совме стных исследований. наших работ в области космиче ских технологий, которые реали зованы или находятся на завер шающей стадии. Созданы базо вые элементы и технологии экспе риментального пункта приема, обработки и распространения ко смической информации для са мых различных потребителей в Беларуси и России. Монтаж стан ции приема космической инфор мации проводится в Минске. Соз дан также стендовый образец мо бильного комплекса обеспечения потребителей космической ин формации, позволяющий обраба тывать технологии космического мониторинга регионов в зоне воз никновения чрезвычайных ситуа ций. Этот комплекс способен пе ремещаться по всей территории Союзного государства и осущест влять оперативную передачу ин формации с использованием са мых современных каналов связи. Разработаны ключевые элемен ты российского и белорусского сегментов совместной информа ционно-навигационной системы, обеспечивающей контроль и уп равление движением транспорта на трассе Москва— Минск. В ско ром времени, как мы надеемся, все наши большегрузные автомо били и пассажирские автобусы будут оснащены системами спут никовой навигации. Проведен комплекс научно-исследователь ских и опытно-конструкторских работ по теоретическим и экспе риментальным исследованиям и созданию экспериментальных об разцов кремниевых и пленочных солнечных элементов, а также фотошаблонов на московских предприятиях «Квант» и «Пуль сар» совместно с минским НИО «Кибернетика». Названные эле менты предполагается использо вать в составе перспективны* низкоорбитальных космических аппаратов. Созданные в рамках первой программы космические средства и технологии позволили нам создать основы единого науч но-технического и информацион ного пространства в области кос мической деятельности, обеспе чить благоприятные условия и найти эффективные механизмы для развития взаимовыгодного сотрудничества в рамках Союзно го государства... Стоит добавить, что помимо работ, считающихся классически ми, совместные исследования мо гут развернуться в направлениях, еще вчера считавшихся фанта стическими. В ГКНПЦ им. М.В. Хруничева группа энтузиастов ве дет исследования по созданию двигателя, как бы нейтрализую щего гравитационное поле Зем ли. Российские исследователи очень надеются, что к работе под ключатся академические инсти туты Беларуси, а программа соз дания антигравитационных дви гателей будет финансироваться из статей союзного бюджета, пре дусматривающих расходы на кос мические исследования. — в Т у л е ская встреча должна стать новым этапом в экономическом парт нерстве. В работе форума примут участие представители прави тельств и законодательных орга нов власти, главы ряда областей трех государств, руководители торгово-промышленных палат, крупнейших фирм, предприятий и организаций. От Республики Бе ларусь уже изъявили желание приехать в Тулу представители свыше ста хозяйствующих субъе ктов. Программой встречи преду смотрено проведение совеща ния, заседаний «круглых столов», выставок-ярмарок. Д в о й н о й б а р ь е р Окончание. Начало на стр. I При МВД России создан банк данных, куда из всех стран СНГ поступает информация, касаю щаяся вопросов незаконного оборота наркотиков. Белорус ские оперативники, например, могут без лишних проволочек получить через компьютерные сети в течение пяти минут любые интересующие их сведения. Впрочем, проблема наркома нии решается не только розыск ными и силовыми действиями правоохранительных органов. Руководители подразделений по незаконному обороту наркоти ков Беларуси и России понима ют, что наркоманы — это не толь ко преступники, но и больные люди, которых необходимо ле чить. В Беларуси сейчас начина ют внедрять метадоновую про грамму, хорошо зарекомендо вавшую себя в соседней Поль ше. Активно применяются и дру гие новшества — анонимные консультационные пункты для наркоманов, бесплатные обмен ные пункты одноразовых шпри цев и т.д. Эта работа уже дает первые положительные резуль таты. Но, безусловно, главной заботой спецслужб остается борьба с наркодельцами. И, надо признать, совместными усилия ми она ведется достаточно ус пешно. Александр Артемов рас сказал коллегам весьма показа тельную историю. Когда в Минск приехала съемочная группа НТВ, чтобы снять сюжет о том, как просто здесь можно купить нар котики, репортеров постигло ра зочарование — все их попытки найти торговцев «белой смер тью» оказались бесполезными.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz