Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
------------------------------------------------------------------------ -------------------------------------- подытожим? НЕТ, РАНО ОТБРАСЫВАТЬ КОНЬКИ! ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБОЗРЕВАТЕЛЬ ПАВЕЛ ВОЩАНОВ ПОДВОДИТ ИТОГИ НЕДЕЛИ Война войной, а у россий ских партийцев вот-вот гря нет свое сражение - за место в Государственной Думе. В самом разгаре разведка бо ем, мелкие перестрелки с противником, вовсю дымят походные кухни с пропаган дистской кашей. Обычно первыми включа лись в предвыборную суету те, кто отстоял подальше от власти. Отсутствие серьезно го административного ресур са и стесненные финансовые обстоятельства (сейчас не очень-то спонсируют по зову сердца, без указаний из-за кремлевской стены) заставля ют их первыми выходить в по ле на жатву голосов. Но в ны нешнем политическом сезоне все несколько иначе. Самая активная и напористая - «Единая Россия», та самая партия, которую из-за обилия в ее составе крупных чинов ников, личных друзей прези дента, а также чутко улавли вающих малейшее дуновение ветерка инженеров человече ских душ и шоуменов, приня то считать «партией власти». Правда, пока кремль публич но не признал ее в этом ка честве, хотя и не опроверг, но к чему лишние слова? Приглядитесь вниматель нее к этой конструкции: она уникальна. Во всем мире правящая партия осуществ ляет политическое руковод ство властью, а у нас наобо рот. Мало того, наша «пар тия власти» начинает иногда вдруг оппонировать этой са мой власти! Голова кругом идет, когда слышишь, что «Единая Россия» начала сбор подписей среди населе ния в поддержку своего об ращения к правительству с требованием остановить рост тарифов на электро энергию. Выходит, министр Грызлов - это один гражда нин, а председатель высшего совета партии Грызлов - уже совершенно другая личность. Отношения между ними на столько непримиримы, что для устранения разногласий партийному боссу приходит ся рявкать на себя в зеркале: «Извольте теперь считаться с интересами сограждан, гос подин министр!» Россия, словно цирковая лошадь, пробежала по арене полный круг. Многое из того, что сегодня с радостью про возглашается, - это именно то, от чего десять лет назад с восторгом и категорически отказывались. Когда под чут ким руководством Ельцина формировалось первое рос сийское правительство, каж дый министр считал долгом объявить о своей беспартий ности. Тем более ни один си ловик не имел права участво вать в политической деятель ности. Сейчас министры Б.Грызлов, С.Иванов, С .Шой гу регулярно совершают аги тационные поездки, лично за ботясь о поголовном вступле нии в партийные ряды ново бранцев. А какая удивительная ме таморфоза произошла с на шими деятелями культуры! В конце восьмидесятых они тол пами бежали из КПСС. Те перь так же организованно вступают в «Единую Россию». Зачем? Бормочут что-то ма ловразумительное про «уча стие в возрождении в целях консолидации благодаря под держке политического курса» (это не бред, а цитата). На верное, истосковались по му дрому руководству, по пар тийным собраниям, по персо нальным делам с оргвывода ми. Люди постарше помнят, как когда-то принимали в КПСС. Кандидаты заполняли многочисленные анкеты, об суждались на партсобраниях, отвечали на коварные вопро сы старых коммунистов... На конец, шли на бюро райко ма, по пути лихорадочно вспоминая, какой сейчас ре жим в Гондурасе. И зов серд ца был абсолютно ни при чем: вступали в партию для карьерного роста. Теперь все куда проще. Тогда это выгля дело карикатурой, а сейчас... Карикатура на карикатуру. На встречу с ветеранами силовых структур министр внутренних дел и министр обороны привозят артиста Селина. Нет, не для развле чений - исполнителю роли в бессмертном сериале про милиционеров вручают парт билет «Единства». И Дукалис, принимая его как бесценный дар, выдает откровение: «Менты - тоже люди!» После этого впору вспоминать по чившую КПСС как средото чие высоких интеллектуалов. Спикер Совета Федера ции Сергей Миронов, недав но вступивший в созданную им же Партию Жизни, в пред дверии выборов тоже не си дит сложа руки. Он занялся созданием молодежного крыла партии, которое решил назвать столь же незатейли во: «Энергия жизни». Из пар тийной казны выделили нуж ную сумму и собрали в Твери молодежную конференцию. Выступивший на ней лидер обрисовал ситуацию в стра не так: «Никто не застрахо ван ни от теракта, ни от ко ровьего бешенства!» Осоз нав надвигающуюся угрозу, молодежь прямо тут и само организовалась под крылом мироновской партии. А предводитель молодых «энер- джайзеров» Вострецов так определил смысл своего уча стия в большой политике: «Я мог бы заработать миллион долларов и жить на процен ты, но тогда я бы умер со ску ки». Эх, простота хуже воров ства! Нехорошо признавать ся, что в партию вступают просто от скуки, а не для то го, чтобы поддержать прези дента Путина. Ну ничего, еще наберется и ума, и весе лья. Серьезные, опытные пар тийцы седлают проверенную конницу, зная: старый конь борозды не портит. «Народ ные патриоты» провели в Мо скве первый съезд народов России и Белоруссии. Почему он звался «съездом народов», а не просто сторонников Г.Зюганова (КПРФ) и В.За харченко (КПБ), осталось не ясным. Зато прояснилось, под каким знаменем российские левые двинутся на избирате ля: «Защитим Родину от меж дународных хищников!» Создатель и спонсор «Ли беральной России» Борис Бе резовский выступил в тради ционном для себя разговор ном жанре, объявив о начале собственного расследования обстоятельств теракта на Ду бровке. Опальный олигарх бередит уже поджившую ра ну, задавая бестактные воп росы: как именно террористы смогли проникнуть в Москву, кто именно из генералов про моргал и почему? Борис Аб рамович пообещал к осени закончить свое расследова ние. Наверное, это случится где-нибудь в конце ноября, аккурат под выборы. Самое главное - не дать избирателю опомниться. Чтоб не сомневался. Чем не вероятнее обещания, тем бо гаче улов в партийные сети. Та же «Единая Россия» соста вила такие прожекты, что огорошенный избиратель по сей день чешет в затылке: «Невероятно!» Но, оказыва ется, если партия получит в следующей Думе большинст во мест, она решит все. Про сто - абсолютно все! В домах будет светло и тепло - и все это счастье по весьма уме ренным ценам. В городах начнут возводить комфорта бельные дома и не для раз мещения бизнес-центров и элитной публики, а для про стых россиян! Деревня бук вально преобразится! Кресть янский труд наконец компью теризируется. Современные транспортные магистрали опояшут Россию вдоль и по перек! И, наконец, изведем бандитов, станем гулять по ночам... Величественные пла ны, что и говорить. Процити рую: «У нас есть обществен ные силы, готовые поддер жать возрождение России. Мы на пороге взрывного ро ста национальной экономики и сделаем этот шаг. Через 15 лет Россия будет лидером ми ровой политики и экономи ки»... Это из декларации «Единой России», недавно опубликованной. Все верну лось на круги своя: «Нынеш нее поколение советских лю дей будет жить при коммуниз ме...» Все партийцы пошли в на род. Но не всех показывают в телевизоре. Впрочем, зачем? То, что показывают, до боли напоминает классические, набившие когда-то оскомину, сюжеты из прежней жизни. Что-то вроде этого: «Встреча секретаря ЦК КПСС тов. Ря бова Я.П. с машиностроите лями Урала». Другие персо нажи, другой регион, но стиль совета с народом все тот же: доверительный, душевный, сверху вниз. Смотрю картину: «Встреча лидера фракции ОВР В.Володина с жителями поселка Парижская коммуна. Партиец с хорошим, но оза боченным лицом ходит по де ревне, интересуется житьем- бытьем и положением рос сийского крестьянства: «Как зарплата? Давно ли игрались свадьбы? В чем нужда?» О ка залось, нужда в коньках для местных ребятишек. Какие во просы! Заботливая партия пообещала: хоть зима и на исходе, будут вам коньки! А в деревне Кургановка, посколь ку пензенский губернатор по счастливой случайности тоже «медведь», партия оказалась причастной к строительству десяти жилых домов для моло дых семей. Вот вам и ответ неверующим в обещания партии обустроить Россию. Жаль только, что в ближай шее время не планируется перекрывать Енисей или пус кать Магнитку. Володин (или кто-нибудь из его соратников) хорошо, созидательно смот релся бы в интерьере Вели кой Стройки. Глядишь, изби ратели оценят. Изучаю партийные списки, вгрызаюсь в замыслы вождей. Потом смотрюсь в зеркало. Да, староват для партбилета, но, чувствую, еще придется стоять на собрании и дер жать ответ. Рано нам еще от брасывать коньки! ЭКО-НОВОСТИ ЗЕМЛЯ ВИЛЛЮМИНАТОРЕ Первыми предприятиями в Липецкой области, выкупивши ми землю под производствен ными цехами, стали Новоли пецкий металлургический ком бинат и Лебедянский экспери ментальный консервный завод. НЛМК заплатил за 2,6 тысячи гектаров земли более 1 млрд, рублей, половина суммы по полнила местный бюджет. Це на одного квадратного метра земли колеблется от 7 с лиш ним тысяч рублей в центре Ли пецка до 6 рублей в сельских населенных пунктах. Юрий БАКЛАНОВ. ЛИПЕЦК. МИЛЛИОН РАЗНЫХ РОЗ В селе Богородское под Ка занью ООО «Таттрансгаз» - дочернее предприятие «Газ прома» - построило теплицу по выращиванию роз на продажу по голландской технологии. Площадь розария - 1,2 гекта ра. Первые саженцы, посажен ные в декабре, уже дали розы. Здесь высажено 66 тысяч кус тов 17 сортов - Черная Магия, Соло, Гран-при, Суела, Кро- нос, Комтесса, Венделла и дру гие. Прсадочный материал был доставлен из Германии. Про ектная мощность питомника - 1 миллион 250 тысяч роз в год. Как считают специалисты, за траты на возведение розария окупятся в четыре года. Ильдар ЗАКИРОВ. КАЗАНЬ. СТАНЦИЯ СТАНЕТМУЗЕЕМ Станцию Скуратово, что на границе Тульской и Орловской областей, знают все, кто хоть раз ездил на юг по харьков ской ветке. Здесь всегда про давали горячую рассыпчатую картошку и наливные яблочки. Потом поезда здесь останав ливаться перестали. И жизнь в поселке стала умирать. А на днях сюда пришло радостное известие: железнодорожное начальство решило реконстру ировать станцию, превратив ее в мемориал русскому путеше ственнику Алексею Ивановичу Скуратову, полярному исследо вателю, с именем которого связано изучение полуострова Ямал. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. ТОЧКА НА КАРТЕ ВЛАДЕЛЬЦЫ ЗАВОДОВ, ПОРТОВ, ПАРОХОДОВ Международный бизнес уже успел оценить выгоду пе ревозки российской нефти в западные страны через Мур манск. Но мало кто знает, что этот масштабный проект не мог бы жить без участия в нем незаметного партнера мур манских портовиков с берегов Белого моря - порта Витино. Построенный три десятиле тия назад для перевозки неф тепродуктов для нужд Мур манской области, порт в ходе реформ пришел в полный упа док. На этом бы и закончи лась его биография, не обра ти на него внимание предпри имчивые люди из Москвы и Санкт-Петербурга. На базе порта и нефтебазы под эгидой акционерного общества «Бе лое море» были созданы два новых предприятия - ЗАО «Бе ломорская нефтебаза» и ООО «Морской порт Вити но», заключившие договор о совместной деятельности. Главной целью предпринима тели поставили создание пер вого в России частного мор ского порта, способного кон курировать с родственными предприятиями государствен ного сектора. Почти десять лет потребо валось новым владельцам порта, чтобы не только рекон струировать порт, но и подго товить тридцатикилометровый фарватер в Белом море для прохода к нему танкеров во доизмещением до двадцати тысяч тонн. Схема работы новой неф тяной линии такова. Сырую нефть с месторождений За падной Сибири по железной дороге доставляют на Бело морскую нефтебазу для нако пления. Отсюда через терми нал порта Витино малыми танкерами перевозят ее в Кольский залив, где и перека чивают в супертанкеры для дальнейшей транспортировки на рынок западных стран. Сегодняшняя производи тельность терминалов порта Витино - 1.200 кубометров нефти в час. Это значит, что на загрузку каждого танкера уходит не более суток. А в транспортной цепочке задей ствованы даже зимой по пять и более танкеров Мурманско го морского пароходства. Все они приспособлены для рабо ты в арктических льдах. В слу чае же необходимости путь танкерам сквозь льды Белого моря проложат дежурящие в Белом море ледоколы паро ходства. - Даже в разгар нынешних рождественских морозов ра бота терминала не прекра щалась, - говорит сменный ка питан инспекции портового надзора Геннадий Лыхин. - Более того, мы нашли воз можности ускорения обработ ки судов. В минувшем году портовики переработали два миллиона тонн грузов - вдвое больше, чем в лучшие годы советской власти. Витинским портом и нефтебазой на берегу Белого моря уже заинтересовались солидные отечественные инве сторы. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. г *Ш И 2 Я ПЕРЛЫшки ■АМЕРИКА ПЕРЕВЕРНЕТСЯ I Все последние дни в Госдуме спорили, как насолить! американскому агрессору. Кто-то предлагал отказаться от оме-* риканских ^ур, кто-то - от голливудских фильмов, а кто-то (о, I I | ужаа; от оиг-маков из «Макдоналдса», по самую страшную! месть предложил председатель Комитета по международным! | делам ГД Дмитрий РОГОЗИН: | «Я хотел бынапомнить, чтоу нас на ближайшее время за- ■ планированы поездки депутатов вСША и другие страны, кото-1 | рые участвуют в вооруженной акции против Ирака. Мне ка- ■ жется, чтонам от этих поездок следовало бывоздержаться...» I Р.5. «Ну нет, это слишком! - воспротивилисьдепутаты. - Конеч -1 ^но, американцы заслуживаютнаказания, но мыже не изверги».^ НУ И НУ а ПО ЗАКОНУ, НО НЕ ПО СОВЕСТИ -~х г «Нам не нужен город: офи сов! Дайте заработать на хлеб! Сохранить текстиль!» - с такими лозунгами выступили рабочие московской текстиль ной фабрики имени Петра Алексеева. Новый владелец - «Росбилдинг» - собирается фа брику закрыть, а рабочих вы ставить на улицу. Формально закона главный акционер не нарушает, покуп ка фабрики прошла с соблю дением всех юридических норм, придраться не к чему. Но в результате работу теряют более тысячи человек, столица лишается крупного предпри ятия, которое приносило в го родской бюджет немалые на логи. Новые владельцы свои действия объясняют просто: фабрика не приносит ожидае мой прибыли. Конечно,-постро ить на месте старейшего пред приятия что-то вроде казино гораздо привлекательнее. Схо жая ситуация со знаменитым Елисеевским гастрономом. Его новый хозяин тоже намеревал ся перепрофилировать мага зин в игровой центр... Не случайно мэр Москвы Лужков заявил, что будет бо роться с подобным «перепро филированием» столичных предприятий. «Отказ новых владельцев от сотрудничества с властями мы расценим как объявление войны городу», - предупреждает мэрия стропти вых. Правда, что за этим пос ледует, не уточняет. Борис ГЕНИН. МОСКВА. ДЕДКА ЗА РЕПКУ, БАБКА ЗА ДЕДКУ... Небывало героическим де лом заняты в эти дни рабочие Муромского порта - они вруч ную вырубают изо льда за мерзший в Оке понтонный мост. Вооруженные бензопи лами, крюками и баграми му жики торопятся - все работы должны быть закончены до вскрытия реки, иначе ледоход сомнет мост всмятку. Понтонный мост через Оку длиной в полкилометра был построен прошлым летом. На зиму его собирались разо брать. Но не успели - ударили сильные морозы, и река быст ро замерзла. Тогда мост стали тянуть к берегу тросами. В итоге его «хвост» оборвался и намертво вмерз в лед. Ситуация очень напоминает известную сказку про то, как посадил дед репку. И выросла репка большая-пребольшая. Теперь рабочие заняты тем, что вырубают вокруг моста полутораметровые глыбы льда. Потом айсберги распиливают на более мелкие куски и та щат до открытой воды. Сло вом, работка не для слабо нервных. В общей сложности предстоит сколоть около 200 кубометров льда. В Муроме злословят, что сгубило портовиков не что иное, как собственная жад ность. Именно из-за нее рабо чие и рискуют сейчас жизнями. Дело в том, что проезд для транспорта по мосту был платным. И каждый лишний час, а уж тем более день функ ционирования оживленной пе реправы приносил порту хоро ший доход. Скорее всего именно по этой причине де монтаж моста на зиму откла дывался со дня на день. Пока не случилось то, что случилось. Иван РОМАНОВ. Владимирская область. ИСПЫТАНО НА СЕБЕ ВНИМАНИЮ РУКОВОДИТЕЛЕЙ п р е д п р и я т и й и о р г а н и з а ц и й э а з гаг ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» (г.Запо- рожье, Украина) формирует дилерскую сеть в Российской Фе дерации для реализации и технического обслуживания автомо билей «Таврия», «Славуто». Приглашаем к сотрудничеству предприятия, торгующие лег* ковыми автомобилями, имеющие производственные мощности для хранения и послепродажного обслуживания автомобилей. Технические характеристики и фотографии автомобилей представлены на официальном сайте ЗАО «ЗАЗ»: уууууу . аНогаг. сот Контактные телефоны Центра экспорта ЗАО «ЗАЗ»: (+38-0612) 13-81-10, 13-78-00. Е-таИ: ехрог 1 @ 2 аг.гр.цд 2 К КАНТУ И ОБРАТНО ПОРА ВВОДИТЬ МЕДАЛЬ «ЗА ПОСЕЩЕНИЕ КАЛИНИНГРАДА» Еще недавно кипевшие во всюспорыо том, как намдоби раться из Калининграда в ос тальную Россиюи обратно, по утихли. Политики на всевоз можных форумах, в галстуках и без израсходовали весьзапас аргументов и выдали утеши тельные резюме: мол, новая Европа сделает всевозможное, чтоб связь калининградцев с Большой землей не прерва лась. Осторожно намекали на возможность реализации фан тастических проектов вроде су перскоростных поездов на воз душной подушке и даже пара планов, позволяющих найти достойный выход из визового капкана... Надо отдать должное: споры и обещания калининградский народ воспринимает с фило софским спокойствием - следст вие проживания в тех местах известного колдуна Эммануила Канта. Как же на самом деле действует «дорога жизни»? На этот вопрос постарался отве тить ваш корреспондент, взяв ший билет на поезд «Москва- Калининград» и обратно. Насторожился я уже на Бе лорусском вокзале, возле би летной кассы. Оказалось, что для приобретения проездных документов до Калининграда, вопреки общим правилам МПС, не подходят ни военный билет, ни водительские права, ни ранее безотказное журнали стское удостоверение. - У меня компьютер даже за явку не принимает без номера паспорта, - сообщила кассир ша, лучезарно улыбаясь. - Это правило ввели два месяца на зад. С большим трудом припом нив номер и серию своей крас норожей книжицы, я выслушал короткое предупреждение, ка сающееся неприязни погранич ников к паспортам старого об разца. Дескать, стражи когда нормальные, а когда и беспо щадны - запросто могут выса дить из поезда на темном полу станке. Оказалось, в Калининград ходят два вида поездов: фир менный скорый «Янтарь» и обычные. (Как выяснилось поз же, разница между ними не только в цене и времени прибы тия, но тогда мне этого ковар но не объяснили и об этом поз же - не будем забегать вперед.) Поразил разрыв между ценами в купе и в СВ: в первом случае просили 1.244 рубля, а во вто ром почти 3.000! Объяснить мне этот загадоч ный факт никто не смог, хотя упоминались какие-то малоубе дительные доводы насчет бес платной (!) постели и возможно сти заказать еду из вагона-рес торана. Я удовольствовался ку пейным билетом, тем более что твердо решил весь путь до Ка лининграда проделать поближе к народу в эпицентре демокра тии - гостем в плацкартном ва гоне, а в купе собирался толь ко спать. А народ вел себя странно. Вместо того чтобы переодеться в спортивные костюмы, достать пакеты с курицей, познакомить ся и создать единое информа ционное пространство, люди слегка подкрепились вокзальны ми чебуреками и... улеглись спать. Это в 3 часа дня! Ситуа цию пытался прояснить при позднившийся с отбытием ко сну мужичок: «Ночь - это время пограничников!». Суть загадоч ной фразы до меня пока не дошла. Попутчики уже спали среди грандиозных полипропи леновых сумок с лирическим прозвищем «мечта оккупанта». Даже во сне хозяева бдительно осязали «свою ношу», сложив руки и ноги на сумках. - А вы что же, не боитесь по граничников? - поинтересовал ся я у мужичка. - А чего мне их бояться? Они уж меня в лицо знают. Да что меня - весь вагон туда-сюда по стоянно мотается за шмотками на Черкизовский рынок. Все уж перезнакомились давно. У нас с погранцами взаимопонима ние. А вот у вас будут пробле мы. Вы ж ведь москвич? И мужичок объяснил мне ос новные принципы осуществле ния пограничного контроля. Ни в Беларуси, ни в Литве Эмману ил Кант не жил, однако его аналитический гений, видимо, распространялся как инфлюэн ца. По внешнему виду человека всегда можно определить, до мой он возвращается или едет на чужбину. Само собой, до мой ему хочется попасть гораз до сильнее, и психологи в пого нах это давно оценили: доводят до умопомрачения именно тех пассажиров, которые стремятся на родину. С «челноками» все гораздо проще: неизвестно, кто договаривается с погранични ками (видимо, владельцы веще вых рынков в Калининграде), но их практически не трогают - только в случае проблем с до кументами, да и то удовлетво ряются мелкими презентами. Мужик назвался Юрой, зев нул и достал-таки бутылку де шевого коньяка и перешел на «ты». - Скоро вообще все из менится, - поучал он меня. - С 1 июня через литовскую грани цу только с загранпаспортом пускать будут. И то еще неиз вестно, как с визами. Говорили, с калининградской пропиской виза будет не нужна. А теперь голову морочат. Для нас это во прос жизни и смерти... Юра не преувеличивает. Без загранпаспорта для россияни на, занесенного судьбой в Ка лининград, жизнь действительно утрачивает смысл. С истощени ем залежей янтаря полгорода потеряло работу, и самым по пулярным занятием стало «чел- ночничество». На втором месте - стояние у конвейера по сбор ке «БМВ». На третьем - пере гонка этих самых «БМВ» в Мо скву и перепродажа (суть в льготе, предоставляемой жите лям региона при покупке авто мобилей). Короче говоря, нужен теперь загранпаспорт. Народ ломится в ОВИРы. Очереди выстраива ются с 5 часов утра. Начальник паспортно-визовой службы ГУВД Калининграда Николай Емельянов распорядился про длить часы работы ОВИРов и даже открыл крупный межмуни ципальный центр по выдаче за ветных книжиц. Наш поезд тем временем продолжал наматывать кило метры, и стало смеркаться. Лю ди проснулись, потянулись и вы строились в очереди в туалеты. - А все-таки чего все вдруг спать-то легли сразу после от правления? - вспомнил я о не стандартном поведении пасса жиров. - Да кому ж хочется по тре воге ночью просыпаться, - ре зонно ответил Юра. - И потом еще в трусах по вагону прыгать и сумки потрошить. Заранее стараются выспаться. Мне-то все равно - бессонница. Ты в туалет-то, кстати, сходи зара нее и пиво особо не пей - по жалеешь. Опять загадка! Долго ли - коротко, а наста ла ночь и вместе с ней Бела русь. Свидание с белорусской таможней необременительно. Белорусы небрежно листали паспорта, интересовались для порядка, не припрятал ли кто оружие и наркотики. Забрали с собой лишь тщедушного граж данина, пытавшегося предъя вить им вместо паспорта справ ку об освобождении. «И на что зэк надеялся? - удивился вагон ный люд. - Ну пропустили бы его здесь, но дальше-то литов цы!» Прошел проводник, закрыл туалет, сообщив, что по новым правилам, установленным ли товскими властями, при проезде по территории суверенного го сударства разрешается пользо ваться только биосортирами, коими наш состав не оборудо ван. Так что несколько часов придется потерпеть. Я забеспо коился, но было уже поздно. В 3 часа 18 минут поезд остано вился на границе Литвы. Вагоны наполнились резкими команда ми и топотом. Дверь купе рас пахнулась, и по глазам ударил слепящий луч мощного фонаря: - Документы! Едва проснувшийся, я наша рил в кармане паспорт, подал человеку в форме и откинулся на подушку, чтобы слегка прий ти в себя. - Поднимите голову! - прика зал пограничник. Пристальное сличение фото графии в документе и помятого со сна оригинала. - Где прописаны? Я попытался объяснить, что господин с автоматом держит в руках паспорт гражданина РФ, где регистрация носит рекомен дательный, то есть необязатель ный характер. - Выходите для выяснения об стоятельств! А вы (это моим по путчикам) приготовьте вещи для досмотра. В тамбуре мы долго препи рались. Служивые напирали на то, что должны проверить, не числится ли мой паспорт в ро зыске, потому что им в Литве иностранные преступники не нужны. Я, страдая от перепол ненного мочевого пузыря, что- то гундел про международное право. Сразу скажу, что умные слова мне не помогли. Непре клонные пограничники получили свою тысячу рублей - иначе мне пришлось бы остаться на хуто ре. Готов свидетельствовать где угодно: указанный штраф не указан ни в одной инструкции либо законе и я не получил вза мен ни одного официального документа'. Вернувшись в купе, я обна ружил такой беспорядок, будто там взорвалась ручная граната - вещи были разбросаны по всем углам. Но вот что меня пр- разило: мои соседи не только не протестовали против хам ского обращения, а вели себя так, будто иначе и нельзя. Лица их выражали вялую покорность судьбе (тлетворное влияние Канта!). Разозлившись, я отпра вился курить в тамбур (поезд уже тронулся), но туда стояла очередь. Через 20 минут я по нял, «чего дают»: в связи с от сутствием биотуалета все углы в тамбуре были щедро политы, а в стыковочном блоке слыша РепортерБлагодаров наконец-то лось детское кряхтение. Смрад стоял такой, что его не мог пе ребить даже густой холодный табачный дым. До самого утра поезд в пол ном составе ликовал: напол нился посетителями вагон-рес торан, появилось на свет мно жество бутылок с закуской, где- то затренькала гитара - люди праздновали благополучное пе ресечение границы. С рассве том хмельной народ снова ус нул и проспал до самого при бытия в Калининград. Почти трое суток я лечил нервы. Ходил смотреть на па мятник все тому же Канту, уко ризненно смотрящему на не весть сколько лет строящееся новое здание мэрии. Обозрел огромную «толкучку», на кото рой преобладали корейские и китайские товары с Черкизов ского рынка. Раз двести ответил по гостиничному телефону, что с девушкой я знакомиться не хочу - ни для досуга, ни для ра боты, отметив при этом для се бя, что 500 рублей - это не слишком дорого для «романти ческой встречи», но вот сколько пойдет на лечение? Калинин град печально знаменит по ча сти вензаболеваний. Мне нуж ны были силы - я готовился к возвращению в Москву. вродном редакционном туалете. Памятуя о туалетной исто рии, я купил билет в фирменный скорый поезд и был избавлен от необходимости мочиться в тряском холодном тамбуре. Но зато на сей раз первыми меня шмонали не белорусы, а литов цы. Они искали наркотики, буд то я еду из Афганистана. Все, * что можно было вывернуть на изнанку, промять и простучать, не ушло от рук пограничников. Опять возник проклятый вопрос о моей московской прописке - и с тем же результатом. Тысячу рублей я держал наготове, по колебавшись, стражи границы ее взяли и оставили, наконец, меня в покое. Говорят, многие государст венные умы озабочены пробле мой Калининграда: естествен ная забота о свободе передви жения граждан в пределах род ной страны. Говорят также, что с правительством Литвы пыта- игн^ть знаю, мне все это малоинте ресно. Больше я туда поездом не поеду и другим не рекомен дую. Летайте самолетами - пси хотерапевт вам обойдется до роже. Константин БЛАГОДАРОВ. МОСКВА - КАЛИНИНГРАД. ются договориться, дост у каких-то компромиссов. Не ВТОРНИК шшшшшш 25 М А Р Т А 2 0 0 3 ГО Д А
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz