Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
Щ м о р т а 2 0 0 3 Щ № 5 4 (21932 ) Ш И П Е Ц К А Я » Я г а з е т а ИРАКВОШЕ (Окончание . Начало на 1 -й стр .) Вице-президент Академии геополитичес ких проблем, генерал-полковник Л. Ивашов считает, что позиция России в иракском кри зисе должна быть твердой и принципиаль ной. Такой, какой она изложена в Заявлении Президента РФ В. Путина. Пора уже быть умней, считает генерал. За поддержку заоке анских авантюр последних лет мы получили сеть военных баз США вокруг России. В бли жайшей перспективе нам наверняка «пода рят» базы в Польше и Прибалтике. Часть антииракской группировки, скорее всего, раз местится в Грузии, тем более, что именно в эти дни грузинский парламент законодатель но предоставил американским военным пра во полновластного хозяина в стране. А стратеги из Пентагона, между тем, еще не добившись победы, упреждая события, уже распределили в государстве-жертве «пор тфели», то бишь ключевые посты в будущей иракской гражданской администрации, вклю чая глав провинций Мосул, Багдад и Басра. Но война все еще продолжается. Расче ты агрессоров на блиц-криг не оправдыва ются. Вопреки их прогнозам, иракцы, защи щая свою родину, ожесточенно сопротивля ются. Зато американский агитпроп изощряется во лжи. Как из рога изобилия, сыплется ин формация о сбежавших членах семьи или ближайших сторонниках Саддама Хусейна, о готовности отдельных иракских частей к ка питуляции, о деморализованном населении и внутреннем разложении страны. Но журна листы Си -Эн -Эн , работающие сейчас на имидж Пентагона, почему-то не могут пока зать толпы военнопленных иракцев, якобы сбежавших целыми дивизиями... По этому поводу бывший руководитель аналитической службы КГБ СССР генерал- лейтенант в отставке Николай Леонов сказал так: «Более сорока лет назад, когда амери канцы высадились в бухте Качинос на Кубе, было то же самое — регулярные сообщения о выброске парашютного десанта, о восста ниях против Фиделя Кастро, о панике среди кубинских революционеров. При этом для ре алистичности назывались конкретные геогра фические места. Меня тогда председатель КГБ попросил повесить две карты Кубы и отмечать на одной ситуацию по сообщению американских информагентств, а на другой — сообщения наших представителей на Кубе. Нанесенная на картах обстановка разнилась, как земля и небо...» Сегодня Америка использует те же спо собы психологической войны, главная цель которой — сломить волю иракцев к сопротив лению, посеять среди них страх, неуверен ность в борьбе. В Югославии подобная «деза» возымела свое действие. Агрессорам удалось, разрушив моральное единство на рода, поставить страну на колени. Во Вьет наме, как известно, США потерпели пораже ние. В Ираке американцы к тому же постоян но обещают восстановить разрушенное, все вернуть и отремонтировать. Но как можно вернуть отнятые жизни? Каждый день боевых действий множит число жертв. Согласно прогнозам Пентаго на, в ходе операции «Шок и трепет» с ирак ской стороны может погибнуть до 100 тысяч бойцов. Во всяком случае, уже заказано столько саванов. Правда, в погребальном списке значатся и шесть тысяч гробов для американских солдат. Хотя в последние дни в Вашингтоне полагают, что со стороны со юзников лагибнет не больше тысячи чело век. — Убивать, сеять в мире смерть амери канцам не привыкать, — сказал в беседе с корреспондентом «ЛГ» липчанин полковник запаса Александр Кулик. — Сценарий войны в Ираке не нов. Багдад подвергают ударам с неба точно так же, как десять лет назад. И вторглись они в эту страну не из-за Хусейна, так же, как в Югославию не из-за Милоше вича и в Афганистан не из-за Бен-Ладена, а из-за нефти. Ведь американцы потребляют 60 процентов всей нефтедобычи на планете. Но дать достойный отпор агрессорам, выхо дит, некому... А ещё офицер обратил внимание на то, что в эти дни, когда происходящее в Ираке умножает антиамериканизм, российскому те левидению по-прежнему «ничто американ ское не чуждо». ТВ забито сюжетами об аме риканских боевиках. На экранах то и дело по чему-то мелькает не российский, а звёздно- полосатый флаг. Несмотря на Великий пост, чувственные девочки изгаляются в эротичес ких сюжетах. Солдаты почему-то не при ис полнении, а бултыхаются в бассейнах. В об щем, военно-эротическая попса заполонила экраны. И тележурналистам Александру Ми- накову, Аркадию Мамонтову, другим их кол легам, находящимся в горячей точке, риску ющим жизнью (кстати, несколько представи телей СМИ в Ираке уже погибли), не только из-за препон, чинимых натовцами, но и из- за этой военно-эротической и рекламной по псы подчас не всегда удаётся пробиться на телеэкран. А на театре военных действий союзникам жарко. Блиц-криг не получился. Но они из кожи лезут, чтобы закончить войну в возможно сжатые сроки: уж больно единодушная отри цательная реакция в мире на эту американ ско-англосаксонскую кампанию... Владимир ОСИПОВ , военный обозреватель «Липецкой газеты » . ■ и 1 липецкого Подстепья ДАНКОВСКИЙ РАЙОН Собственныйкорреспондент «Липецкой газеты» АнатолийМЕРЛЕВсообщает: ЕСТЬ ВОПРОСЫ - ПРИХОДИ НА СХОД ▼ К а к го в о р и т с я , н а м и р у и с м е р т ь к р а с н а . П о э т о м у л ю д и в с е г д а и щ у т в о з м о ж н о с т ь п о о б щ а т ь с я , в ш и р о к о м к р у г у о б с у д и т ь н а б о л е в ш и е п р о б л е м ы . И м е н н о э т и м ц е л я м с л у ж а т с т а в ш и е т р а д и ц и о н ны м и в с е л а х р а й о н а сх о ды г р а ж д а н . О т о м , ч т о э т о н е п р о с т о д е р е в е н с к и е п о с и д е л к и , а о ч е н ь с е р ь ё з н о е д е л о , с в и д е т е л ь с т в у е т т о т ф а к т , ч т о н а с х о д а х в о б я з а т е л ь н о м п о р я д к е п р и с у т с т в у ю т о т в е т с т в е н н ы е р а б о т н и к и р а й о н н о й а д м и н и с т р а ц и и , в т о м ч и с л е е е гл а в а В и к т о р В о л к о в , р у к о в о д и т е л и р а зл и ч ны х с л у ж б и в е д о м с т в , п р е д с т а в и т е л и р а й с о в е т а д е п у т а то в . С х о ды с о с т о я л и с ь у ж е в б о л ь ш и н с т в е с ё л р а й о н а . Н а н и х о б с у ж д е н о м н о ж е с т в о в о п р о с о в , с в я з а н ны х с м е д и ц и н с к и м и бы то вы м о б с л у ж и в а н и ем с е л ь с к о го н а с е л е н и я , о р г а н и з а ц и е й т о р го в л и и а в т о б у с н о г о с о о б щ е н и я , б л а г о у с т р о й с т в о м н а с е л е н н ы х п у н к т о в , р а б о т о й ш к о л и у ч р е ж д е н и й кул ь туры и т . д . В р е ш е н и и м н о г и х и з н и х р а й о н н а я в л а с т ь о б е щ а л а с е л я н а м п о с и л ь н ую п о м о щ ь . И ГАЗОПРОВОД ПОСТРОЯТ, И ДЕНЕГ ЗАРАБОТАЮТ + В б е с к р а й н и х с т е п я х К р а с н о д а р с к о го кр а я п о л ны м х о д о м в е д е т с я п р о к л а д к а м е ж д у н а р о д н о го г а з о п р о в о д а . У н и к а л ь н о с т ь е г о з а к л ю ч а е т с я в т о м , ч т о он п р о й д е т п о д н у Ч е р н о г о м о р я и п о д а с т р о с с и й с к и й г а з в Т у р ц ию . В с о с т а в е М о с к о в с к о г о с п е ц и а л и з и р о в а н н о г о у п р а в л е н и я н а с о о р у ж е н и и э т о г о о б ъ е к т а з а н я ты и с п е ц и а л и с ты Д а н к о в с к о г о у ч а с т к а ЗА О « М е т а л л у р г п р о к а т - м о н т а ж - 2 » . Б р и г а д а и з 1 6 ч е л о в е к во г л а в е с Н . М о р г а ч е в ы м п р о к л а д ы в а е т у ч а с т о к г а з о п р о в о д а в ы с о к о го д а в л е н и я и в е д е т м о н т а ж м е т а л л о к о н с т р у к ц и й га з о к о м п р е с с о р н о й с т а н ц и и . Н а д о с к а з а т ь , э т о д а л е к о н е п е р вы й о пы т р а б о ты н а с т о р о н е . В п р о ш л о м г о д у , н а п р и м е р , в к а ч е с т в е с у б п о д р я д ч и к а крупн ой т у р е ц к о й ф и р мы д а н к о в ч а н е т р у д и л и с ь в с т о л и ц е н а с т р о и т е л ь с т в е М о с к о в с к о г о м е ж д у н а р о д н о г о д о м а м у зы к и . В «о тхожий промы сел» м о н т аж н и ки уд ар ил и сь в о в с е н е о т х о р о ш е й ж и з н и : в р о д н ы х м е с т а х д а в н о у ж п р е к р а т и л о с ь п р о м ы ш л е н н о е и г р а ж д а н с к о е с т р о и те л ь с т в о . В о т и п р и х о д и т с я с т р а н с т в о в а т ь , ч то бы х о ть ч т о -н и б у д ь з а р а б о т а т ь и с п а с т и к о л л е к т и в о т р а з в а л а . «ПИШУ ТАК, КАК ЧУВСТВУЮ..... т О ч е р е д н ы м в е р н и с а ж е м п о р а д о в а л л ю б и т е л е й и з н а т о к о в ж и в о п и с и кол л е к ти в к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я и к а р т и н н о й г а л е р е и , о р г а н и з о в ав п е р с о н а л ь н ую вы с т а в к у п р о и з в е д е н и й д а н - ко в с ко й х у д ож ницы Татьяны Х л е б н и ко в о й . Н а н ей п р е д с т а в л е н о б о л е е 5 0 р а б о т . О бщ ую и х н а п р а в л е н н о с т ь и т о н а л ь н о с ть х у д о ж н и ц а о п р е д е л и л а в н а зв а н и и вы с тав ки : «П иш у т а к , к а к ч у в с тв ую . . .» Е с л и п о э т в ы п л е с к и в а е т ч у в с т в а в с л о в а , т о х у д о ж н и к — в к р а с к и . О н и у Т . Х л е б н и к о в о й н е п о в т о р и м о я р к и е , и з л у ч а ю щ и е р а д о с т ь и т е п л о . Е е п е й з а ж и — э т о м н о г о ц в е т н ы й м и р о к р у ж а ю щ е й п р и р о д ы , п л е н я щ и й в с я к о г о , к т о с п о с о б е н п о н и м а т ь е е и лю б и ть . Вы с тав ка д а е т в о зм о ж н о с т ь о ц е н и т ь Т . Х л е б н и к о в у н е т о л ь к о к а к м а с т е р а п е й з а ж а , н о и к а к ум е л о г о п о р т р е т и с т а . Н е с к о л ь к о е е р а б о т в э т о м ж а н р е п о - с в о е м у х о р о ш и и о р и ги н а л ь ны . ;Г.. МУЗЫКА, КОТОРАЯ ВСЕГДА ЛЮБИМА "Т" З а м е ч а т е л ь н о м у к о м п о з и т о р у с о в р е м е н н о с т и Т и х о н у Х р е н н и к о в у в э т о м г о д у , к а к и з в е с тн о , и сп о л н я е тс я 9 0 л е т . П р и б л и ж аю щ и й с я ю б и л е й в е л и к о го з е м л я к а у ж е с т а л з а м е т н ы м с о бы т и е м в ж и з н и м у зы к а л ь н о й о б щ е с т в е н н о с т и о б л а с т и . Н е о с т а л и с ь о т н е г о в с т о р о н е и д а н к о в ч а н е . Т в о р ч е с т в у Х р е н н и к о в а был п о с в я щ е н к о н ц е р т , п о д г о т о в л е н н ы й к о л л е к т и в а м и м е с т н о й м у зы кал ьно й ш ко лы и л и те р а т у р н о -х у д о ж е с т в е н ных кл убо в «Р аду га» и «Л ир а» . Н а н ем бы ло п р е д с т а в л е н о в с е р а з н о о б р а з и е ж а н р о в , в к о т о ры х у с п е ш н о р а б о т а е т М а э с т р о : м у зы к а к ки н оф и л ь м ам и сп е к т а к л ям , симф о н и ч е с ки е и оп ер ны е про и з в е д е н и я , р о м а н сы , п е с н и , ф р а гм е н ты и з о п е р е т т . В а к т о в о м з а л е м у зы к а л ь н о й ш к о лы р а з в е р н у т а в ы с т а в к а «Ж е л а ю п р и н о с и т ь л ю д я м р а д о с т ь » . О н а з н а к о м и т с ж и з н ь ю и т в о р ч е с т в о м к о м п о з и т о р а , гл а в ны м д е л о м к о т о р о г о в с е г д а бы л о и о с т а ё т с я с л у ж е н и е м у зы к е . КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЕ ЕСТЬ “Т" в с и т у а ц и и , к о г д а с т р о и т е л ь с т в о п р а к т и ч е с к и с в е д е н о н а н е т , к а ж д ы й новы й о б ъ е к т — э т о з а м е т н о е с о б ы т и е . Д л я Д а н к о в а т а к о в ы м с т а л о в н ы н е ш н е м г о д у н а ч а л о р а б о т н а а д м и н и с т р а т и в н о м з д а н и и ф и л и а л а О АО « Л и п е ц к - э л е к тр о с в я з ь » . П р и с т у п и в к д е л у в я н в а р е , к о л л е к т и в м е с т н о го З А О С П - 8 «П ром с тро й» в е д е т с т р о и те л ь с тв о в с т р о г о м с о о т в е т с т в и и с г р а ф и к о м . К к о н ц у ф е в р а л я бы л о з а к о н ч е н о в о з в е д е н и е с т е н п е р в о го э т а ж а , в н а с т о я щ е е в р е м я с т р о и т с я в т о р о й . У ж е с е й ч а с с о з д а н ы х о р о ш и е п р е д п о сы л к и д л я т о г о , ч то бы в п е р в о м п о л у го д и и п о л н о с тью с д е л а т ь « к о р о б к у » , а з а т е м п р и с т у п и т ь к м о н т а ж н ы м и о т д е л о ч ны м р а б о т а м . У с п е х д е л а во м н о г о м о б у с л о в л е н с о г л а с ь е м и в з а и м о п о н и м а н и е м м е ж д у з а к а з ч и к о м и п о д р я д ч и к о м . :• уУ.Щ - ' ' . х; ■ " ■ ■ : МИЛОСЕРДИЕ — ПОЗОВУТШВШЬСВЕШ... С ам ая больш ая п о б е д а , к а к у ю м о ж е т о д е р ж а ть ч е л о в е к , — п о б е д а н а д собой . Имея о гр ан и ч ен ны е во зм ож но с ти , сделать это значи тельно тр у д н е й . Н о , к а к п о к а з а л опыт работы обл астно го Ц ен тр а р еаб и л и та ц и и ин в ал идов «Сосновый б о р » , в о зм ож н о . И не только потому, что здесь занима ются медико-социально-бытовой реабилита цией больных людей, которых набирают, как правило, на три месяца. Десятимесяч ный курс гарантирует всестороннее лече ние и овладение навыками социальной адап тации. Реабилитантам предлагается обу читься одной из семи профессий. Новый учебный год начинается в «Со сновом бору» в сентябре, а пока его специ алисты, курсируя по районам области, ве дут отбор будущих слушателей. Ими, кста ти, могут стать не только инвалиды ортопе дического направления, которое является в Центре основным. Людям с заболевания ми иного профиля здесь отказывать не при нято. Так было и в Ельце, где на недавнюю встречу со специалистами областного цент ра Андреем Рыжковым, Людмилой Шеве левой, Надеждой Костиной пришли преиму щественно инвалиды третьей, так называе мой трудоспособной, группы, стоящие на учете в городской службе занятости. — У нас, — говорит инвалид третьей группы по имени Надежда, — остается один выход — получать пособие на бирже в тече ние шести месяцев, а по истечении срока сни маться с учета и регистрироваться вновь. Нас же нигде не берут! Придя на встречу, люди надеялись полу чить в дальнейшем профессию, а вместе с ней и шанс начать активную жизнь. Но, узнав о том, что к переучиванию допускаются толь ко граждане в возрасте от 15 до 45 лет, по просту с сожалением покинули зал. Этот воп рос, увы, не в компетенции управления соц защиты. Он находится в ведении федераль ной службы. Как показывает практика, не все из окон чивших курсы модисток головных уборов, операторов вязального и швейного оборудо вания, портных, художников по дереву, ме таллу и изделиям из лозы, мастеров по ре монту обуви, операторов ЭВМ, а теперь и па рикмахеров смогут сразу и без проблем оп ределиться с занятостью. Большинство ищут себе место самостоятельно. Но их поиски, осо бенно когда человек перестает надеяться на помощь извне, а сам берется за организацию собственного дела, заканчиваются удачей. Так было у нынешнего оператора ЭВМ из Чаплыгина Романа Еремеева, его земляка программиста ЦРБ Юрия Винокура, Татья ны Фазлуевой, открывшей портняжную мас терскую в городе Грязи. Их хорошо помнят в Центре реабилитации «Сосновый бор». Ведь это его специалисты помогли им одержать победу над собой и показать тем самым при мер многим. Наталья АРКАТОВА . ОКУЛЬТУРЕВПЛОХУЮ В 0 Г 0 Д 1 (Окончание. Начало на 1-й стр.) Министр, однако, резон но и самокритично сосредо точился на давно назрев ших, но нерешённых про блемах. Оказывается, он хорошо осведомлен о раз рушающихся историчес ких памятниках, закрытых на ржавые замки сельских клубах, нищенских зарпла тах и даже дефиците демок ратичных гармошек, по скольку вместо них на фаб риках предпочитают изго тавливать инструменты до рогие, но явно не по карма ну как населению, так и уч реждениям культуры. Не слишком радостные вещи сообщил и выступавший в прениях заместитель мини стра. Например, насчет по полнения библиотечных фондов: по этому показате лю мы жутко недотягива ем до международных стандартов, что дает повод говорить фактически о гу манитарном бедствии и ин формационной блокаде. Эти мужественные при знания министерских чи новников делают им честь. Иногда, правда, возникало впечатление, будто они чуть ли не вчера наконец сообразили, что их сфера не ограничивается премьерой в Большом, рафинирован ной экспозицией в ЦДХ и мюзиклом «Нотр-Дам де Пари». Вероятно, неслучай но кто-то из провинциалов, чистосердечно стараясь от дать должное Центру, про изнес нечаянно убийствен ную фразу: мол, в прошлом году министерство впервые обратило внимание на сель скую культуру. Но и за то слава Богу. Поистине: луч ше поздно, чем... Опять же, слава Богу, что Михаил Швыдкой, кон статируя разного рода сложности, поделился кон кретными идеями по изме нению ситуации. Допустим, исторические памятники, по его мнению, полезно пе редавать в частные руки, обусловив с новыми хозяе вами регламент, обеспечи вающий их стопроцентную сохранность и доступность для народа. А на возрожде ние сельских клубов, заве рил министр, его ведомство . готово предоставить весьма серьезные средства. Каса тельно зарплат, разумеет- §§ ся, позорных: надо перехо дить с тарифной системы на отраслевую, это несколько поправит печальное положе ние «святых людей». Одно- 11 временно Швыдкой отметил инициативу тех админист раций, которые изыскали воз можность доплачивать тем же библиотекарям сверх тариф ных ставок аж до тысячи руб лей. Но всем этим обеспокоен ность министра не исчерпы вается. Он жестко сформули ровал главный вопрос: а ка ково содержание , каков смысл отечественной культу ры, чего мы от нее ждем? Ну вот в ближайшей перспекти ве в России должны снимать по сто фильмов в год. А о чем? Может быть, пора вернуться к практике госзаказа, дабы простимулировать патриоти ческую, гражданскую тема тику , изрядно подзабытую сценаристами и режиссера ми, занятыми коммерческими проектами? И вообще, пред ставьте себе, министр призвал присутствующих не стеснять ся больше слов «идеология» и «патриотизм». В них, ока зывается, нет ничего плохо го, а вовсе даже наоборот. Браво, Михаил Ефимович! Не берусь угадать, одна ко, кто же это в есенинской Рязани, бунинском Ельце, Калуге Циолковского вдруг застеснялся патриотизма? Не лучше ли поискать таких стеснительных где-нибудь поближе к Центру, в преде лах ставшего притчей во язы- цех Садового кольца, в офи сах теленачальников, закупа ющих вагонами импортные боевики об американских ге- роях-суперменах, в редакци ях «желтых», «голубых» и непонятно какого, но тоже неприличного цвета газет и журналов? Эту тему, между прочим, на заседании Совета ЦФО не обошли. Тульский глава Василий Стародубцев по-мужицки рубанул наот машь: да сколько же еще те левизионщики будут растле вать молодежь России? С того же начал свое вы ступление и московский мэр Юрий Лужков. В отличие от иных дипломатичных провин циальных коллег он не стал разбавлять претензии к ве домству Швыдкого компли ментами и благодарностям за помощь. «Меня слеза про шибла, когда Михаил Ефимо вич заговорил о патриотизме, — упрямо наклонив голову (в народе есть хорошее словеч ко — «набычившись»), зая вил он. — Но почему на теле- видении-то все происходит наперекор этому?» А еще Юрий Михайлович полюбо пытствовал у Михаила Ефи мовича, намерен ли тот защи тить учреждения культуры от налогообложения, урав нявшего их с предпринима тельскими структурами. «Не сделаете этого, — сказал он, — у вас ничего не получит ся». «У нас», — терпеливо уточнил Швыдкой. «У нас, — вроде бы согласился Лужков. — Только я-то нахожу, чем помочь культуре, а вы нет». «И мы находим», — не сда вался министр. Но мэр гнул свое. Вернувшись к истори ческим памятникам, он напом нил, что восемьдесят их про центов абсолютно затратные объекты. А министерство, по мнению Юрия Михайловича, проявляет интерес лишь к тем, которые есть шанс ком мерциализировать, сдать в аренду. От этой философии нужно уходить, заключил суровый московский градона чальник. Остальные получившие микрофон были менее катего ричны и, не исключено, более взвешенны и объективны. Во всяком случае, хозяин встре чи ^калужский глава Анато лий Артамонов поделился опы том плодотворного партнер ства его области с Минкуль- том. Благодаря этому в Калу ге появилось, например, отде ление Российской академии театрального искусства. А в день, когда проходило засе дание Совета ЦФО, Швыдкой и Артамонов подписали Со глашение о сотрудничестве в области культуры. Идея сама по себе, наверное, неплохая. Хотя отдельные пункты это го розданного всем гостям до кумента немножко озадачи ли. Министерство обязуется в нем оказывать правитель ству калужан организацион ную и методическую помощь, финансовую поддержку в ре ставрации памятников исто рии и в строительстве объек тов федерального значения, осуществлять госконтроль за соблюдением порядка вывоза за рубеж и ввоза в Россию культурных ценностей и ан тиквариата. Мне невольно вспомнились попавшиеся на глаза когда-то, еще в совет ские времена, соцобязатель ства, которые в красивой ра мочке висели в каптерке за водского вахтера, вернее — первая их строчка: «Обязуюсь не спать на посту...» Выходит, без соглашения Минкульт может «на посту спать», си- речь — не делать для регио нов ничего из вышеперечис ленного? На встрече в Калуге про звучало немало полезной и заслуживающей осмысления информации. Ее, разумеется, не упустили принять к сведе нию липчане — глава област ной администрации Олег Ко ролев, председатель областно го Совета депутатов Анатолий Савенков, главный федераль ный инспектор по Липецкой области Анатолий Ларин, на чальник управления культу ры Федор Жиляев. После за седания Олег Петрович лако нично оценил происшедшее в интервью для журналистов ТВ и «Липецкой газеты». Сам факт диалога о культуре в столь авторитетной аудитории * свидетельствует, что этой сфере придается сегодня приоритетное значение. Долгое время существова ло негласное разделение культуры на столичную и провинциальную. Москве — высокое, элитарное ис кусство, периферии — эр зацы, масскульт, а селу, как резко выразился Олег Королев, вместо культуры стакан самогона. В Липец кой области эту порочную практику многие годы пе реламывали и переломили- таки. Прилагались и при лагаются настойчивые уси лия, чтобы поддержать на родное творчество и народ ную тягу к настоящему кусству. В частности, боль шинство сельских клубов, вызывающих тревогу мини стра, у нас сейчас не на за поре, принимаются меры для обеспечения их полно ценной работы. А в прин ципе, заключил Олег Пет рович, будем все вместе до биваться, чтобы у нас было меньше «Аншлага» и боль ше культуры, достойной этого названия. * ... На обратном пути метель стала затихать, март — это вам все-таки не январь. Мы переваривали калужские впечатления, и, так сказать, одновременно с улучшением видимости за окнами машины постепенно прояснялось, что периферии не приходится сильно рассчитывать на ра дикальную помощь в сбережении культурных традиций ни из Москвы, ни от Сороса. Еще лет десять назад на нее уповали во многих регионах, но потом, как водится, засу чили рукава и сами взялись за дело. И обнаружилось, что культура, которая уже сотню раз была оплакана и отпе та, жива, здравствует, выбрасывает все новые, свежие, молодые побеги. Их не заглушили телевизионные сорня ки и прочий шоу-бизнес. И здесь липецкий опыт являет собою составную часть опыта самовыживания всей рос сийской духовности. Что, в конечном счете, и вынудило сегодня правительство, министерство содействовать как- то этому процессу, движителями которого были и остают ся творческая инициатива, энергия и неумирающая на дежда России за границами Садового кольца. И. НЕВЕРОВ. И Т О Г И И ПЕРСПЕКТИВЫ «ФаЕл»:ПОСЛЕБАНКРОТаВА л и б о п е р е п л а т и в с п е к у л я н там . Основная ж е м ас - Г о д н а з а д Елец л иш и л ся п р е д п р и я т и я п о д н а з в а н и е м « Ф а Е л » , к о т о р о е ел ь ч а н е по с та р и н к е п р о д о л ж а л и назы вать ш в е й н о й ф а б р и к о й м а с с о в о го п о ш и в а . П о строена о н а была д о вой ны и н а п р о тяж е н и и всей ис тории вы п ус кал а ж е н с к ую и д е тс кую о д е ж д у . Р а б о т а л а н е л у чш е и н е х у ж е д р у ги х к о л л е к ти вов л ё гко й промыш л енно сти, ко то р а я , к а к известно, н е б а л о в а л а н е п р и т я з а тельно го советского чело в е к а ни м одны м и т к а н я м и , н и о р и г и н а л ь н ы м и ф а с о н а м и , ни ш и р о к и м р а з н о о б р а з и е м м о д ел ей , кр а с и вы е наряды м о ж н о б ы л о п р и к у п и т ь л и б о и м е я д о с т у п к з а в м а г у , « I са н аш и х соотечественни к о в п о л ь зо в а л а с ь с е р о к о р и ч н е в ы м ш и р п о т р е б ом , нич ем н е выделяясь из толпы . К о г р а ж е н а р о с с и й с к и е б а р а х о л к и хлы н у л п о т о к в с ев о зм ож н о й им п о р т н о й о д е ж д ы , у с та в ш и й о т д еф и ц и та н а р о д б р о с и л с я с к у п а т ь все и вся. На дворе было уже дру гое время, но на «ФаЕле» продолжали работать по ста ринке, на том же оборудова нии, по той же избитой тех нологии и на остатках сырья от советских времен, попол няя невостребованной про дукцией складские запасы и еще больше ухудшая свое финансовое положение. Дол ги росли как грибы. Людям перестали платить даже ни щенскую, от 300 до 500 руб лей в месяц,зарплату. Задол женность составила 490 ты сяч рублей. Походы за правдой-мат кой к местной власти ничего не давали, а свое руковод ство оказалось неспособным вытащить идущую По дну П р о ж е к т ы н а е л е ц к о м п р е д п р и я т и и с м е н и л и с ь к о н к р е т н ы м и д е л а м и фабрику. К концу 2000 года общая кредиторская задол женность «ФаЕла» составила 18 миллионов рублей, из ко торых 90 процентов — долги в бюджеты всех уровней, включая пени и штрафы. Активы самого предприятия немногим превышали 5 мил лионов рублей. Судьба его была предрешена... Собрание кредиторов об ратилось в Арбитражный суд области относительно объяв ления фабрики банкротом и открытия конкурсного произ водства с целью реализации имущества для возвращения долгов. 1 марта 2001 года суд вынес такое решение, на значив для проведения кон курсного производства и лик видации предприятия члена некоммерческого партнер ства Российской гильдии про фессиональных антикризис ных управляющих ельчани- на Юрия Соболева. В том, что коллектив «ФаЕла»не оказался на ули це, как тысячи эльтовцев, и в том, что Елец избежал еще одного социального потрясе ния , безусловно, заслуга Юрия Николаевича, профес сионально выполнившего поставленную перед ним за дачу. Он сделал все возмож ное для того, чтобы коллек тив, состоящий в основном из ж енщ ин , не пополнил ряды безработных, хотя по закону ликвидация пред приятия предполагает со кращ ени е действующего производства, реализацию имущества и, ка к правило, заканчивается увольнением персонала. Соболев тоже мог пойти по пути шоковой те рапии, но не пошел. Прове дя не одну процедуру банк ротства, он давно уяснил для себя, что, помимо эко номических и юридических аспектов, существует соци альный фактор и, что важ нее всего, — живые люди. Первая встреча с коллек тивом прошла тяжело. Да и не могло быть иначе. На кон курсно го управляющего смотрят как на злого демона — могильщика предприятий, который, по устоявшемуся мнению, приходит для того, чтобы лишить людей куска хлеба. Соболев мог, но он не остановил фабрику и до по иска нового собственника, способного возродить произ водство, предложил работать, искать потребителей и выжи вать в этих трудных услови ях. К слову, в процессе кон курсного производства эконо мическая деятельность лик видируемого предприятия вовсе не является самоцелью. Так что Юрий Николаевич доброврльно взвалил на себя лишние хлопоты. И не на прасно. В процессе совмест ной работы он увидел, что у коллектива был шанс избе жать банкротства: даже на ходясь в жестких финансо вых рамках (а кто одолжит деньги банкроту!) фабрика на 17 процентов увеличила объем производства и на 13 процентов — реализацию швейных изделий. В 1,5 раза выросла зарплата, и ее вы плачивали ежемесячно, при этом предприятие исправно вносило текущие платежи. И всё-таки дамоклов меч продолжал висеть над фабри кой. По решению комитета кредиторов, а в нем участво вало пять организаций, иму щество должника, первона чально оцененное в 6 милли онов рублей, было предложе но выставить на аукцион. Но попытка не увенчалась успехом. Ни от местных, ни от приезжих «олигархов» заявок не поступило. Чтобы не терять время и не ждать у моря погоды, начали ис кать претендентов сами. Ж е лающих оказалось предоста точно, но весь комплекс ник то не тянул , а по частям (кому — здание, кому — обо рудование и автотранспорт) комитет делить не соглашал ся. Хотели сохранить фабри ку как единое целое, не ме няя ее профиль. На эти условия согласи лась московская фирма «Тех- ИмСнаб», занимающаяся ма териально-техническим обес печением Крайнего Севера. Ее интерес к елецкой фабри ке был вызван тем, что в не плохо поставленном бизнесе московской фирмы, в том чис ле по переработке хлопка в ткань, отсутствовало после днее звено — пошив спец одежды. Москвичи искали такое предприятие в Черно земье, чтобы открыть свое представительство. Перегово ры прошли успешно и в ян варе 2002 года, после пере числения полной суммы, за вершились подписанием до говора купли-продажи. Фаб рика пошла за 4,5 миллиона рублей. Швейникам сразу же на чали выдавать зарплату, ко торую они не видели не сколько лет. Затем рассчита лись по денежным обязатель ствам с кредиторами. Осталь ные долги гасить было нечем. К слову, елецкий бюджет «простил» «швейке» 10 мил лионов рублей недоимки... По закону коллектив под лежал сокращению, но ни один человек не был уволен: все были переведены в новую структуру — производствен ный участок ООО «ТехИм- Снаб». Со всеми работника ми был заключен срочный контракт, которым оговари вались условия,гарантирую щие права швейников в слу чае неблагоприятного разви тия событий. К счастью, судьба больше не испытыва ла многострадальный кол лектив. Как живет он год спустя? Об этом на состоявшемся не давно итоговом заседании городского административно го совета рассказала дирек тор этого подразделения Ва лентина Баканова. Под ее руководством на бывшем «ФаЕле» произошли боль шие перемены. Швейники работают стабильно, им со здали нормальные условия, вложив немалые средства не только в производство, но и в ремонт цехов и вспомога тельных помещений. Приоб ретены восемьдесят единиц нового оборудования, что по зволило полностью сменить ассортимент продукции. Ель чане шьют теперь современ ную практичную спецодеж ду. За год разработано 79 моделей, пятьдесят из кото рых поставлены на поток и продаются в российских ре гионах. Ежемесячно выпус кается продукции более чем на три миллиона рублей, и мощности наращиваются. Для Ельца это хорошая новость, ведь открываются новые рабочие места, что не маловажно для города с са мой высокой в нашей облас ти безработицей. За год на новый участок принято око ло ста человек, к концу 2003 года его численность достиг нет 500 работников. Произ водство обеспечено сырьем и заказами. Настроение в коллективе хорошее. Люди вовремя по лучают зарплату, которая за первый год совместной с мос квичами работы выросла на 32 процента и составила 2000 рублей. У ельчан появилась уверенность в завтрашнем дне, потому что к ним при шли партнеры, которые ж и вут не прожектами, а конк ретными делами. Тамара ФЕДЮНИНА , соб. корр. «Липецкой газеты». г. Елец.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz