Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
«ЛГ» 11 января 2 0 0 3 г ., № 6 (21884 ) КОНСУЛЬТАЦИИ. ЛИКБЕЗ. МЕМУАРЫ 7 - ЮРИДИЧЕСКИИ СЛОВАРЬ В ы е м к а н е о б ы с к , н о и ее надо производить по закону ВЫЕМКА — следственное действие, осуществляемое сле дователем, дознавателем или иным уполномоченным лицом с целью изъятия определенных вещей, имеющих значение для конкретного уголовного дела и нахождение которых точно из вестно. Выемка производится в порядке, установленном ста тьей 182 Уголовно-процессу ального кодекса РФ. Пред меты и документы, содержа щие государственную или иную охраняемую федераль ным Законом тайну, изыма ются следователем только с санкции прокурора. Доку менты, содержащие инфор мацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, — на основании судебного ре шения. Перед началом выем ки следователь(дознаватель) должен предъявить лицу, у которого будет производить ся данное следственное дей ствие, постановление о его производстве, в котором ука зываются основания и вещь, которая подлежит изъятию. Сначала следователь должен ' 'Х предложить выдать предме ты и документы, подлежа щие изъятию, а в случае от каза делает это в принуди тельном порядке. Чем выемка отличается от обыска? При обыске ищут предполагаемые вещи, име ющие значение для уголов ного дела, но неизвестно, есть ли они, какие и где, а при выемке данные о место н ахож дении ко н кре тной вещи достоверны. Выемка производится в присутствии понятых, при этом возмож но применение технических средств, например фото, ви деозапись. Протокол выемки составляется в двух экземп лярах, каждый из которых подписывается следовате лем, понятыми, лицом, у которого производится вы емка, а также иными лица ми, которые при ней присут ствуют, например адвока том, экспертом и др. Один экземпляр остается у следо вателя, второй отдают лицу, у которого проводилась вы емка. Изъятые вещи упако вываются и опечатываются. Если вещь признается впос ледствии вещественным до казательством по уголовно му делу, то владельцу она не возвращается. В ином случае вещь подлежит возврату вла дельцу. Г И Г И Е Н И Ч Е С К А Я ОЦЕНКА продукции и това ров, производств — специ альная процедура, осуществ ляемая органами и учрежде ниями государственной са нитарно-эпидемиологичес кой службы в целях оценки потенциальной опасности продукции и товаров для здоровья населения. Она пре дусматривает проведение специальных санитарно-эпи демиологических исследова ний и экспертиз, а также выдачу гигиенического за ключения установленного образца и внесение его в Ре естр. В ходе гигиенической оценки определяются допу стимые условия применения продукции и товаров, вно сятся при необходимости дополнительные требования к процессам производства, хранения,транспортировки, ( Первый встречный У --------------------------- Союз «Гражданское оружие» выступает за проведние тефердеунма по вопросу о предоставлении гражданам права на владение и ношение огнестрельного оружия. Вам нужен пистолет/ Наши респонденты - депутаты Госдумы и известные правоведы Валентин ГЕФТЕР, ди ректор Института прав че ловека: — Лично мне оружие не нужно. Чем дальше я от все го этого буду, тем спокой нее. Думаю, с нашим пра восознанием и нынешними представлениями о том, что кругом одни враги, оружие в кармане лучше не дер жать. Впрочем, женщины, наверное, могут думать по- другому. Я же к этой идее плохо отношусь, а к рефе рендуму и того хуже : по закону за год до выборов они запрещены. Неплохо бы «Гражданскому оружию» об этом напомнить. Е в гени й Д А Н И Л О В , вице-президент Междуна родного союза адвокатов: — Надо разобраться, нет ли ошибки в их заявлении. Чего они все же хотят: но шения или хранения — это две разные вещи. В Амери ке, например, хранить ору жие может практически лю бой добропорядочный граж данин, а носить — только сотрудники полиции и спец служб, а также охранных и детективных агентств, име ющие соответствующую ли цензию. Владение — это об щ егражданский признак собственности. Мы, напри мер, владеем машиной или домом, а ношение — это уже признак распоряжения своей собственностью. Я по этому вопросу беседовал с депутатами Госдумы, гово рил им, что право собствен ности требует выделения в отдельный закон, куда дол жно войти и право на ее за щиту. Сейчас, если вы ос тавите у себя на даче отрав ленную банку огурцов, а ее съест вор, вы будете отве чать за умышленное убий ство. Но это неправильно, потому что у человека дол жно быть право защищать свое имущество любым спо собом. Я должен не только иметь право на хранение дома оружия, но и на его применение. Сегодня если ко мне врывается грабитель, то по закону я должен сначала его предупредить, а уже по том стрелять. Но будет ли у меня время на это предуп реждение? С другой сторо ны, если нашему человеку разрешить носить оружие, что будет? Вопрос об оружии требует очень взвешенного подхода и осмысления, ско ропалительные решения тут ни к чему хорошему не при ведут. Виктор И ЛЮ Х И Н , член Комитета Госдумы по безо пасности, лидер Движения в поддержку армии: — Если общество надеж но защищено государством, то никакого индивидуально го оружия гражданам не нужно. Я считаю, что ору жие должно находиться у тех, кому оно положено для выполнения работы. Между прочим, если кто-то считает, что наличие оружия делает его неуязвимым, то он оши бается. Человек с оружием становится притягательным объектом для злоумышлен ников, которые обязательно пожелают завладеть этим оружием. Николай ХАРИТОНОВ , лидер Аграрно-промышлен ной депутатской группы: — Чего греха таить, иног да и у меня появляется ощу щение необходимости само му защищать себя и близ ких , но я считаю, что нам такую практику вводить не следует. Я сторонник того, чтобы граждане России не имели возможности приобре тать огнестрельное оружие, за исключением охотничье го. Не надо заниматься са мообороной. Мы все платим налоги, которые идут на со держание госструктур, при званных обеспечивать безо пасность. Иначе получает ся, что государство распи сывается в собственном бес силии. Ведь в СССР мы жили с ощущением, что го сударство нас защищает, и хотя работников правоохра нительных органов было меньше, порядка было боль ше. Сергей ЗА ГИ Д УЛЛ И Н , заместитель председателя Комитета Госдумы по меж дународным делам: — У меня есть охотни чье ружье, правда, я его не использую ни для охоты, ни для самообороны. Я считаю, что для нашего государства вооружение граждан непри емлемо. Хотя за последние 10-15 лет роль правоохра нительных органов в наве дении порядка значительно снизилась, в том числе и потому, что милиционеров отправляют в Чечню, где они выполняют несвой ственные им функции. Так что, возможно, и стоит раз решить гражданам в сельс кой местности иметь в доме гладкоствольные ружья для самообороны. Но только при определенных услови ях: во-первых, владелец оружия должен пройти спе циальный курс обучения; во-вторых, далеко не каж дому это оружие можно продавать; в-третьих, нуж но очертить четкие рамки его применения, а для это го необходимо внести изме нения в законодательство. Кроме того, к а к бывший офицер спецподразделений, считаю, что граждан, име ющих оружие, стоило бы привлекать для помощи правоохранительным орга нам — как некий вариант народных дружин. У нас очень много молодых вете ранов, которые часто не могут найти свое место в жизни. Почему бы их не на целить на эту работу? Иван КОРБУТОВ, пер вый заместитель председа теля м еж р е ги он ал ь н ой о р ган и з ац и и ветеранов войны, труда, Вооружен ных Сил и правоохрани тельных органов (Санкт- Петербург): — У меня есть карабин Симонова — обыкновенное боевое нарезное оружие. Во обще в нормальном обще стве оружие приобретать ни к чему, но когда наступает беспредел, можно временно пойти на этот шаг. Опрос подготовлен при содействии ИМА-Пресс. эксплуатации (применения) и утилизации продукции и товаров, обеспечивающих их безопасность для человека. По результатам гигиеничес кой оценки выдается заклю чение установленного образ ца, которое служит подтвер ждением соответствия про дукции и товаров установ ленным требованиям сани тарного законодательства. Продукция и товары до пускаются к производству, применению и реализации только после прохождения гигиенической оценки и при наличии заключения о соот ветствии. Работы по гигие нической оценке и выдаче заключений осуществляются на основе заключаемого между заявителем и центром госсанэпиднадзора или иным уполномоченным учрежде нием договора. Работа про водится органами и учреж дениями госсанэпидслужбы в соответствии с договором, заключенным с организаци ей, ставящей на производ ство какой-либо вид продук ции. Решение о его безопас ности принимается на осно вании экспертизы представ ленных документов и резуль татов испытаний. В случае полного соответствия пред ставленных данных требова ниям санитарного законода тельства центром госсан эпиднадзора готовится зак лючение установленного об разца . Его подписывают 1 .авный государственный санитарный врач Российской Федерации или его замести тели, главные государствен ные санитарные врачи субъектов Федерации, горо дов или их заместители. В случае несоответствия пред ставленных данных требова ниям санитарного законода тельства центром госсанэпид надзора принимается реше ние об отказе в выдаче за ключения, о чем заявителю направляется письменное обоснование принятого реше ния. На продукцию, прошед шую процедуру гигиеничес кой оценки, по желанию про изводителя (продавца, по ставщика), может быть нане сен знак, подтверждающий, что данная продукция про шла гигиеническую оценку. Мария ТОКАРЕВА . ОНИ НАПИСАЛИ ЗАКОНЫ В предновогодние дни отечественное законодательство по полнилось целым пакетом правовых актов — важных и нужных. Знакомим с ними. Полный текст документов читайте в «Рос сийской газете». Курить — здоровью вредить Закон об ограничении курения табака наконец-то вступил в силу с 1 января 2003 года. Однако в части производства и импорта табач ных изделий на территории России, а также их оптовой торговли и розничной продажи закон начнет действовать только с 1 июля 2003 года — так решили законодатели. (Федеральный закон "Овнесении дополнения в статью 10 Федеральногозакона «Обограничениикурения табака»"№ 189-ФЗот31.12.2002г. «Российскаягазета», 31.12.2002г.) Для тех, кто нас бережет Согласно принятому закону, налоговые полицейские, которых граждане выбрали депутатами, на время этого депутатства приоста навливают свою службу в органах налоговой полиции. После оконча ния срока депутатских полномочий им предоставляется ранее зани маемая должность с сохранением общего трудового стажа, выслуги лет, всех льгот и процентных надбавок. - (Федеральный закон "Овнесениидополнения в Федераль ныйзаконРФ«Офедеральныхорганахналоговойполиции»" №199-ФЗот31.12.2002г. «Российскаягазета», 31.12. 2002г.) Считайте деньги В статью 5 Закона о валютном регулировании и валютном конт роле (речь идет о валютной выручке от экспорта) в последний день ушедшего года депутаты Госдумы тс 'е не поленились внести изме нения. (Федеральныйзакон "Овнесениидополненийвст. 5Закона РФ«Овалютномрегулировании и валютномконтроле»" № 192-ФЗот31.12.2002г. «Российскаягазета», 31.12.2002г.) Налоговый рай Самый многострадальный кодекс России, конечно, Налоговый! Его нам еще дополнять и дополнять, подстраивать под реалии, подгонять под действительность. А когда кодекс будет совсем не узнать, тогда и примем новый. Действующий же пока остается сырым и недорабо танным. Отсюда столько поправок. (Федеральныйзакон "Овнесенииизмененийидополненийв главы22, 24, 25, 262, 263и27частивторойНалоговогоко декса РФи некоторыедругие актызаконодательства Рос сийскойФедерации»"№191-ФЗ; Федеральныйзакон "Овне сении изменений идополнений в частьвторуюНалогового кодексаРФинекоторыедругиеактызаконодательстваРос сийскойФедерации»"№187-ФЗ;Федеральныйзакон "Овне сенииизменениявст. 243НалоговогокодексаРФ»"№196- ФЗ;Федеральныйзакон "ОвнесенииизменениявФедераль ныйзакон«Овнесенииизмененийидополненийвстатьи149 и 164 частивторойНалоговогокодекса РФ»"№195-ФЗ от 31.12.2002г. «Российскаягазета», 31.12.2002г.) Голодными не останемся? Депутаты решили, что никоим образом не раньше, а только с 1 января 2004 года должна утяжелиться потребительская корзина. Пока же имеем то, что имеем. (Федеральныйзакон "ОпродлениисрокадействияФедераль ногозакона«ОпотребительскойкорзиневцеломпоРоссий ской Федерации»" №194-ФЗ от31.12.2002 г. «Российская газета», 31.12.2002г.) Предновогодний соцпакет В один из главных законов пенсионной реформы внесен ряд су щественных дополнений и изменений. Они касаются правил учета сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального учета государственного пенсионного страхования. (Федеральныйзакон "Овнесениидополненийиизмененийв Федеральный закон «Обиндивидуальном (персонифициро ванном)учетевсистемегосударственногопенсионногостра хования»" №198-ФЗ от31.12.2002 г. «Российская газета», 31.12.2002г.) Гражданам, работающим у индивидуальных предпринимателей, работодатели обязаны предоставить весь социальный пакет с 1 ян варя 2003 года. (Федеральныйзакон«Обобеспечениипособиямипообяза тельномусоциальномустрахованиюграждан, работающихв организациях и у индивидуальных предпринимателей, при меняющихспециальныеналоговыережимы, инекоторыхдру гихкатегорийграждан»№190-ФЗот31.12.2002г. «Российс каягазета», 31.12.2002г) Ударным трудом закончили год наши законодатели! Помимо все го вышеперечисленного, под елкой они приняли бюджет Фонда обя зательного медицинского страхования и Пенсионного фонда. И это логично, а то на что после праздников лечиться? (Федеральныйзакон«ОбюджетеФедеральногофондаобя зательногомедицинского страхованияна2003 год»№188- ФЗ; «ОбюджетеПенсионногофондана2003год»№197-ФЗ от31.12.2002г. «Российская дзета», 31.12.2002г.) С документами знакомилась Мария ТОКАРЕВА. Законодательный марафон-2002 позади... (Окончание. Начало на 5-й стр.) Предельные их уровни устанавлива ются Правительством один раз в год до принятия проекта федерального бюджета в первом чтении или зако на субъекта Федерации о бюджете на очередной финансовый год с выде лением предельных уровней тарифа для населения. Подчеркну, что орга ны исполнительной власти субъек тов Федерации вправе устанавливать тарифы на электрическую и тепло вую энергию только в рамках пре дельных уровней тарифов, установ ленных на федеральном уровне. Специально хочу остановиться по поврду отклоненного Советом Феде рации с созданием согласительной комиссии Закона «О внесении изме нений и дополнений в статью 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», за одобрение которого я голосовал. Его целью является изменение порядка подсчета общего трудового стажа, применяемого с 1 января 2002 года. Дополнительно предла гается включить: периоды подготов ки к профессиональной деятельнос ти; ухода за инвалидом первой груп пы; ребенком-инвалидом; престаре лым, если он нуждается в постоян ном уходе по заключению врачеб ного учреждения; время ухода не работающей матери за каждым ре бенком в возрасте до 3 лет и 70 дней до его рождения, но не более 9 лет в общей сложности; период прожива ния жен (мужей) военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с мужьями (же нами) в местностях, где они не мог ли трудиться по специальности в связи с отсутствием возможности трудоустройства; период прожива ния за границей жен (мужей) работ ников советских учреждений и меж дународных организаций, но не бо лее 10 лет в общей сложности. Также предлагается исчислять некоторые периоды работы (службы) в льготном порядке. В частности, время пребывания в лепрозориях и противочумных учреждениях, в го роде Ленинграде во время его блока ды, в районах Крайнего Севера и ме стностях, приравненных к районам Крайнего Севера, прохождения воен ной службы по призыву и некоторые другие. В соответствии с расчетом Пенси онного фонда среднегодовая числен ность лиц, подпадающих под данный закон, составляет 35 млн. 531 тыс. 800 человек. Дополнительные расхо ды на реализацию закона в 2003 году составят 35 млрд. 200 млн. рублей без учета индексации. Сумма нема лая. Чем и была вызвана необходи мость создания согласительной ко миссии в целях поиска источников финансирования и повторного рас смотрения закона. НАЗНАЧЕНИЯ -1 Трое на три года Отряду мировых судей области прибыло. На состоявшейся 26 де кабря сессии депутаты облсовета рассмотрели вопрос о назначении трех новых служителей ФемЪды. По представлению главы администра ции области депутаты дали «добро» на назначение Оксаны Рыжковой мировым судьей судебного участка № 4 Октябрьского округа города Ли пецка, Ларисы Савкиной — миро вым судьей Лебедянского судебно го участка № 2 и Николая Устино ва — мировым судьей Елецкого го родского судебного участка № 4. Срок их полномочий — три года. * * * На этой же сессии депутаты из брали своих представителей в ква лификационную комиссию при ад вокатской палате Липецкой облас ти. Ими стали Нина Графкина и Тамара Леонова. Срок полномочий — два года. ПРОДОЛЖЕНИЕ ОЛЕЛУЕТ... Л а З е л СЭЖЛААЛЮА СЛЕЦОПЕРАЦНН ЛУБЯНКАИКРЕМЛ.Ь1930-1950ГОДЫ ГЛАВА 6. РАЗВЕДКА В ГОДЫ ВОЙНЫ (Продолжение. Начало в номерах за октябрь, ноябрь, декабрь 2002 г.) Дело Стаменова ■ш; е У И •. I : встретился со Стаменовым на квартире Эйтингона, а затем еще раз в ресторане «Арагви», где наш отдельный кабинет был оборудован подслушивающими устройствами: весь разговор записали на пленку. Я передал ему слухи, пугающие I англичан, о возможности мирного урегулирования в Германии в обмен на I территориальные уступки. К этому времени стало ясно, что бои под Смоленском ж приобрели затяжной характер и танковые группировки немцев уже понесли тяжелые Ш потери. Стаменов не выразил особого удивления по поводу этих слухов. Они показались ему вполне достоверными. По его словам, все знали, что наступление немцев развивалось не в соответствии с планами Гитлера и война явно затягивается. Он заявил, что все равно уверен в нашей конечной победе над Германией. В ответ на его слова я заметил: — Война есть война. И, может быть, имеет все же смысл прощупать возможности для переговоров. — Сомневаюсь, чтобы из этого что-нибудь вышло, — возразил Стаменов. Словом, мы поступали так же, как это делала и немецкая сторона. Беседа была типичной прелюдией зондажа. Я уже упоминал, что Ботман, сотрудник МИДа, проводил аналогичные беседы с Бережковым. Стаменов не сообщил о слухах, изложенных мною, в Софию, на что мы рассчитывали. Мы убедились в этом, поскольку полностью контролировали всю шифропереписку болгарского посольства в Москве с Софией, имея доступ к их шифрам, которые называли между собой «болгарскими стихами». Шура Кочергина, жена Эйтингона, наш опытный оперработник, связалась со своими агентами в болгарских дипломатических и эмигрантских кругах Москвы и установила, что Стаменов не предпринимал никаких шагов для проверки и распространения запущенных нами слухов. Но если бы я отдал Стаменову такой приказ, он, как полностью контролируемый нами агент, наверняка бы его выполнил. Так и закончилась в конце июля — начале августа 1941 года вся эта история. Сейчас содержание этой беседы искажается. Рукописный экземпляр моего объяснения по этому вопросу в силу неизвестных причин уничтожен 11 ноября 1974 года инструктором общего отдела ЦК КПСС Е. Хазиной. В документах президентского архива дата беседы со Стаменовым указана как 25 июня 1941 года. В частично рассекреченном с согласия службы внешней разведки моем объяснении отсутствуют ссылки на агентурное сотрудничество Стаменова с НКВД. И в ксерокопии документа отсутствуют целые абзацы. Однако в другой публикации, прошедшей цензуру службы внешней разведки, указан даже номер архивного агентурного дела Стаменова (№ 34467, лист 134), имеются прямые ссылки на его настроения и признание его сотрудничества с НКВД. Из рассекреченного ныне моего объяснения можно установить четыре вопроса, заданные Стаменову в ходе беседы, ответы на которые были интересны советскому руководству. Все они сводились к зондажному выяснению возможности прекращения боевых действий. В 1953 году, однако, Берию обвинили в подготовке плана свержения Сталина и советского правительства. Этот план предусматривал секретные переговоры с гитлеровскими агентами, которым предлагался предательский сепаратный мир на условиях территориальных уступок. На допросе в августе 1953 года Берия показал, что он действовал по приказу Сталина и с полного одобрения министра иностранных дел Молотова. За две недели до допроса Берии меня вызвали в Кремль с агентурным делом Стаменова, где я сообщил о деталях нашего разговора Хрущеву, Булганину, Молотову и Маленкову. Они внимательно, без единого замечания, выслушали меня, но позднее я был обвинен в том, что играл роль связного Берии в попытке использовать Стаменова для заключения мира с Гитлером. Желая представить Берию германским агентом и скомпрометировать его, Маленков распорядился послать Пегова, секретаря Президиума Верховного Совета, вместе со следователями прокуратуры в Софию. Они должны были привезти в Москву показания Стаменова. Однако Стаменов отказался дать какие бы то ни было письменные показания. Правда, он подтвердил устно, что являлся агентом НКВД и сотрудничал с советской разведкой в интересах борьбы с фашизмом как в самой Германии, так и в странах-союзниках. Ни к чему не привели и попытки шантажировать его, как, например, угрозы лишить пенсии, которую он получал от советского правительства за свою деятельность во время войны. По свидетельству Суханова, помощника Маленкова, и сообщению моего младшего брата (его жена работала в секретариате Маленкова), Пегов вернулся из Софии с пустыми руками — ни свидетельств, ни признаний. Все это держалось в тайне, но фигурировало в приговоре по делу Берии и моем деле. Однако в своих мемуарах Хрущев, знавший обо всех этих деталях, все-таки предпочел придерживаться прежней версии, что Берия вел переговоры с Гитлером о сепаратном мире, вызванные паникой Сталина. На мой взгляд, Сталин и все руководство чувствовали, что попытка заключить сепаратный мир в этой беспрецедентно тяжелой войне автоматически лишила бы их власти. Не говоря уже об их подлинно патриотических чувствах, в чем я совершенно уверен; любая форма мирного соглашения являлась для них неприемлемой. Как опытные политики и руководители великой державы, они нередко использовали в своих целях поступавшие к ним разведданные для зондажных акций, а также для шантажа конкурентов и даже союзников. Так, наша агентура, имевшая выход на окружение молодого румынского короля Михая, прозондировала взаимную заинтересованность его двора и советского руководства в выходе Румынии из прогитлеровской коалиции. Как и в случае с Финляндией, наши дипломаты подготовили и оформили договор о выходе Румынии из войны против СССР, Англии и США и о вступлении ее в войну с Германией. Этому предшествовало еще одно важное событие: руководимая нашими оперработниками группа боевиков румынской компартии задержала лидера фашистов премьер-министра Антонеску при посещении им короля. Среди малоизвестных закулисных событий Великой Отечественной войны следует отметить исключительно большую работу заместителя начальника 4-го управления НКВД Мельникова и наших нелегалов в 1930-х годах Парпарова и Ярикова по разложению войск противника. Под непосредственным руководством Мельникова к сотрудничеству с советскими властями и к созданию антифашистского комитета военнопленных были привлечены оказавшиеся в наших руках после сталинградской битвы генералы фон Зайдлиц и Паулюс. Эти видные военачальники рассматривались в качестве возможных кандидатов в состав антифашистского немецкого правительства в эмиграции, которое Берия предлагал организовать в Москве в 1944 году. Об этом эпизоде интересно пишет в своих публикациях наш историк Леонид Ретин. Он, в частности, отмечает, что предложения НКВД о создании немецкого правительства в эмиграции были торпедированы немецкими коммунистами, находившимися в Москве, и руководством Коминтерна. Между тем отклонение предложения НКВД по этому вопросу было вызвано сильнейшими возражениями со стороны американского руководства, а также глав эмиграционных правительств Чехословакии и Польши в Лондоне. Наша резидентура в Лондоне и Вашингтоне специально довела до сведения СССР опасения поляков, чехов и американцев по поводу намерений в августе 1944 года Сталина и Молотова по расширению деятельности антифашистского комитета. Остается, однако, загадкой, как наши союзники узнали об этих планах. Предложения по созданию антифашистского немецкого правительства в эмиграции так и осели в делах Четвертого управления и разработках Главного управления по делам военнопленных и интернированных лиц НКВД СССР. • Диверсионные отряды в битве за Кавказ В годы войны мне приходилось принимать участие в разработке решений по военным вопросам. Особенно важными в этом плане были мои контакты с начальником штаба ВМС адмиралом Исаковым и офицерами Оперативного управления Генштаба. В августе 1942 года Берия и Меркулов (при этом разговоре присутствовал также Маленков) поручили мне экипировать всего за двадцать четыре часа 150 альпинистов для ведения боевых действий на Кавказе. Как только альпинисты были готовы к выполнению боевого задания, Берия приказал мне вместе с ним и Меркуловым несколькими транспортными самолетами вылететь из Москвы на Кавказ. Перелет был очень долгий. В Тбилиси мы летели через Среднюю Азию на «С- 47», самолетах, полученных из Америки по ленд-лизу. Наши операции должны были остановить продвижение немецких войск на Кавказ накануне решающего сражения под Сталинградом. Первую посадку мы сделали в Красноводске, затем в Баку, где полковник Штеменко, начальник кавказского направления Оперативного управления Генштаба, доложил об обстановке. Было решено, что наше специальное подразделение попытается блокировать горные дороги и остановить продвижение частей отборных альпийских стрелков противника. Сразу после нас в Тбилиси прибыла группа опытных партизанских командиров и десантников, руководимая одним из моих заместителей, полковником Михаилом Орловым. Они не дали немцам вторгнуться в Кабардино-Балкарию и нанесли им тяжелые потери перед началом готовящегося наступления. В то же время альпинисты взорвали цистерны с нефтью и уничтожили находившиеся в горах моторизованные части немецкой пехоты. Наши собственные потери были также велики, потому что альпинисты зачастую были недостаточно подготовлены в военном отношении. Их преимущество было в профессионализме, знании горной местности, а также активной поддержке со стороны горцев. Только в Чечне местное население не оказывало им помощи. На штабных совещаниях в Тбилиси, проходивших под председательством Берии, главного представителя Ставки, я часто испытывал затруднения и терялся, когда речь шла о чисто военных вопросах. Как-то я попытался переадресовать их Штеменко и сказал, что некомпетентен в военной стратегии и тактике. Берия оборвал меня. «Надо серьезно изучать военные вопросы, товарищ Судоплатов. Не следует говорить, что вы некомпетентны. Вас пошлют на учебу в военную академию после войны». После войны я действительно поступил в академию, и в 1953 году, накануне ареста, окончил ее. Очень тяжелые бои произошли на Северном Кавказе в августе и сентябре 1942 года, когда я там находился. Наше спецподразделение заминировало нефтяные скважины и буровые вышки в районе Моздока и взорвало их в тот момент, когда к ним приблизились немецкие мотоциклисты. Меркулов и я следили за тем, чтобы взрыв произошел строго по приказу, и присоединились к нашей диверсионной группе, отходившей в горы, в последний момент. Позже мы от нашей дешифровальной группы получили сообщение из Швеции: немцы не смогли использовать нефтяные запасы и скважины Северного Кавказа, на которые очень рассчитывали. (Продолжение следует).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz