Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
право закон порядок ^ 5 ' ^-4' ^ - ■■ ш ' ; Ы ж - - - ■ ■ «ЛГ» 22 марта 2003 г., № 53 (21931), 5 стр. М Ы Н Е Р А Б Ы . Р А Б Ы Н Е М Ы В Г о с у д а р с т в е н н о й Д у м е и н и ц и и р о в а н п р о ц е с с р а с с м о т р е н и я и п р и н я т и я З а к о н а о п р о т и в о д е й с т в и и т о р г о в л е На днях многие присутствовавшие на парламентских слушаниях в Госдуме вспомнили, наверное, фразу из букваря двадцатых годов прошлого века «Мы не рабы. Рабы не мы». Вспомнили в том смысле, что, оказывается, рабы еще существуютв мире и России. И в немалом количестве. Десятки тысяч женщин ежегодно становятся жертвами сексуальной эксплуатации в стране и за рубежом, неизвестна судьба сотен российскихдетей, незаконно переправленных за рубеж, тысячи людей стали сельскими рабами на южных плантациях России (о чем уже писал «Юрфак») и стран СНГ. Но чтобы бороться с этим явлением, стране нужен закон. Его проектпод названием «Опротиводействии торговле людьми» презентовала известный депутат и юрист Елена Мизулина с коллегами. Суть законопроекта в том, чтобы закрыть правовые лакуны, которые зачастую помогают со временным работорговцам вер шить свое черное дело. А зани маются они им с большой охотой, поскольку прибыли велики. По разным подсчетам, ежегодный де нежный оборот в этой сфере ко леблется от 15 до 19 миллиардов долларов. Согласно данным гос департамента США, от 700 тысяч до 4 миллионов людей становят ся ежегодно жертвами работор говли. Законопроект вводит уголов ную ответственность по семи но вым составам преступления: тор говля людьми, использование рабского труда, вовлечение вдол говую кабалу, разглашение кон фиденциальных сведений о жер тве торговли людьми, вербовка людей в целях эксплуатации, не законные действия с документа ми в целях торговли людьми и подделка или сбыт поддельных документов с целью торговли людьми. Наказания — от двух лет до пожизненного заключения. Последнее — в случае использо вания человека как источника за пасных частей для транспланта ции. Все по мировым стандартам. За исключением одного. В рос сийском законе предусмотрено, что виновный в торговле людьми и добровольно освободивший свою жертву уголовной ответ ственности не подлежит. Это сде лано специально, чтобы быстрее искоренить это зло в местах, где торговля людьми стала бытовым явлением. Елена Мизулина надеется, что законопроект будет принят Гос думой в первом чтении до лета. И тогда, кстати, исчезнет угроза санкций со стороны США, кото рыми угрожают четырнадцати странам (в их числе Россия, Ар мения, Таджикистан и др.), самым злостным с точки зрения участия в работорговле и непринятия мер по борьбе с ней. Странно звучат в начале тре тьего тысячелетия слова «раб», «работорговля». Но не забудьте: вся история человечества нераз рывно связана с этим явлением. Как это ни прискорбно, но мы вынуждены признать — рабовла дение и торговля людьми в самых разных формах существовали на протяжении всей истории нашей цивилизации. Более того, именно труду рабов мы обязаны суще ствованием на планете великих памятников культуры: египетских пирамид, циклопических дольме нов Стоунхенджа, Великой Китай ской стены... А достигли бы свое- О Т П Е Р В О Г О Л И Ц А го расцвета государства инков, тольтеков, ацтеков и другие вели кие империи Южной Америки? Вообще трудно сказать, как сложилась бы судьба нашей ци вилизации, если бы не институт рабовладения. Собственно гово ря, он существовал всегда. Суще ствует и сейчас. Менялись обще ственно-исторические формации, исчезали и возникали великие культуры, а рабы, словно муравьи, кирпичик за кирпичиком создава ли духовные и материальные цен ности. Строили дворцы и храмы, возводили мосты, прокладывали каналы, создавали литературные и живописные шедевры и гибли сотнями тысяч... Во имя чего? Во имя грядущего Золотого века? Или это жертва великому и без жалостному Молоху, называемо му исторической необходимос тью? Неважно, какой век был на дворе — пятый до Рождества Хри стова или «просвещённый» девят надцатый. Людьми всё равно тор говали, как скотом, в разных угол ках земного шара. Причем и в странах, провозгласивших пре красные демократические прин ципы, в Соединенных Штатах на пример. В марте прошлого года Липецк стал местом проведения на учно-практической конференции «Единое правовое пространство. Развитие правотворческого процесса в Липецкой области». В ней приняли участие ведущие юристы, правоведы, руководите ли правоохранительных органов области, органов государствен ной власти и местного самоуправления. Были обсуждены вопро сы совершенствования законодательной деятельности, укреп ления единого правового пространства. В числе других пригла шенных на конференции выступил и представитель в Совете Федерации от администрации Липецкой области Анатолий Лыс- ков. Его доклад «О некоторых политико-правовых оценках обес печения единого правового пространства РФ» участники встре чи выслушалис большим вниманием. А совсем недавно автори тетный российский журнал «Политика» поместил статью Анато лия Лыскова, в которой он вновь возвращается к актуальной теме. Примечательно, что некоторые положения того мартовского док лада получили развитие в журнальной публикации. Думаем, что она будет небезынтересна для читателей. - ■ ----------- т-шгд- ------ - Г --------- - -—Г-»— " ' " ■ 7 и ОПОП 11 иЛГПЧаЦПП ' (и . К вопросу о едином правовом пространстве России Решение проблемы единого правового пространства России есть ключ к укреплению государ ства, государственных институтов и институтов гражданского обще ства как на уровне Федерации, так и на уровне ее субъектов. Государ ство и все имеющиеся в нем ин ституты подвергаются первона чально угрозе разрушения, а за тем с определенной закономерно стью разрушаются, если искусст венно нарушается единое право вое пространство. Еще совсем недавно большин ство из нас были очевидцами так называемой войны законов меж ду союзными республиками и фе деральным центром Советского г Ц и ф р а н о м е р а о ко л о А н а т о л и й А Ы С К О В , з а м е с т и т е л ь П р е д с е д а т е л я К о м и т е т а С Ф Ф С Р Ф п о п р а в о в ы м и с у д е б н ы м в о п р о с а м , П о л н о м о ч н ы й п р е д с т а в и т е л ь С о в е т а Ф е д е р а ц и и в В е р х о в н о м С у д е Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и Союза. Законодателям Союзного федеративного государства и со юзных республик не хватило ни по литической мудрости, ни полити ческой стратегии и тактики, ни гражданского мужества, чтобы подняться над схваткой политичес ких групп и движений и прекратить войну законов. И это, безусловно, явилось правовыми предпосылка ми развала мощнейшего государ ства мира. Все мы стали и свидетелями последствий той войны законов в погоне за суверенитетом уже внут ри Российской Федерации. Про тиворечия между российским за конодательством и законами субъектов Федерации впрямую угрожали безопасности государ ства. Отсюда— заслуживает всячес кой поддержки начатая в 2000 году и развивающаяся ныне инициати ва Президента России В.В. Пути на по организации работы в целях устранения указанных противоре чий. Отсюда— актуальность и сво евременность обсуждения данной темы как в аудиториях законода телей, правоприменителей, уче ных, так и в средствах массовой информации. Что же нужно сделать, какие меры выработать, чтобы не допу стить впредь правовых предпосы лок к нарушению правового про странства России? А именно в ре шении этих вопросов я вижу ос новную стратегическую цель каж дого, кто обязан в силу своего дол жностного положения и граждан ского долга активно участвовать в обеспечении правового простран ства нашего федеративного госу дарства. Единое правовое пространство России, по нашему мнению, дол жно стать стратегической целью не только политического руководства страны, но и Федерального Собра ния, каждого члена Совета Феде рации и депутата Государственной Думы, стратегической целью руко водства государственных органов власти каждого из субъектов Фе дерации. Достижение этой цели и есть те равные, как часто отмечает наш Президент, правила для всех, ког да: и соблюдаются права челове ка; и достигает совершенства гражданское общество; и разви ваются все формы собственности и повышается эффективность эко номики; и гармонично сочетается деятельность трех ветвей власти в целях укрепления государственно сти и гарантированных Конститу цией РФ прав и свобод граждан. (Окончание на 6 -й стр.) 1 м и л л и о н а ч е л о в е к в России п рож ивает с паспор там и СССР, не являясь ро ссийс кими гр аж д ан ам и . По данным начальника у п р а в л е н и я а д м и н и с т р а ц и и Пр е зиден та по вопросам гр аж д а н с тв а В л а д им и р а Ш ум о в а , п е р е д а е т Э К С Т Р А -П р е с с , э ти люди ошибочно считали, что д о статочно зарегистрировать про ж ивание и они ср а зу ж е стано вятся российскими гражданами . Теперь им пред с тои т получить национальные паспорта и офор мить вид на жительство . Ч Т О С К А З А Л П Р Е З И Д Е Н Т ---------------- Л у к а в а я с т а т и с т и к а Владимир Путин не удовлетворен ситуаци ей в сфере законности и правопорядка. Ана лиз ситуации в этой области за минувший год «пока не дает оснований для оптимистичных выводов», заявил Президент России, выступая недавно на совещании руководителей право охранительных органов в Генпрокуратуре. «Да, в минувшем году общее количество зарегист рированных преступлений сократилось почти на 15 процентов. Од нако всем профессионалам хорошо известно, что статистика дале ко не всегда полно и точно отражает реальную жизнь», — сказал глава государства. За ее рамками, отметил Путин, «остается скры тая преступность, некоторые другие явления, которые не могутнас не беспокоить». По экспертным оценкам, в число зарегистрированных преступ лений по-прежнему не попадает «до 40 процентов уголовных пре ступлений», сказал Владимир Путин. Кроме того, отметил он, «ана лизируя состояние законности, надо иметь в виду и то, что количе ство раскрытых преступлений уменьшилось». . . . И Г Е Н П Р О К У Р О Р Б о р ь б а с к о р р у п ц и е й и м и т и р у е т с я Г енеральный прокурор России Владимир Устинов, выступая на Координационном сове щании руководителей федеральных правоох ранительных органов, затронул проблему кор рупции. Он призвал на примере одного регио на извлечь уроки борьбы с этим злом. «Есть смысл в этом году с выездом в 1-2 региона разобраться, что происходит. Чьей воли недо стаетдля того, чтобы деятельность чиновников была прозрачна и соблюдались установленные для них ограничения», — сказал Вла димир Устинов. «В ряде регионов борьба с коррупцией только ими тируется», — отметил Генеральный прокурор. При этом он привел данные различных экспертов, согласно которым российские чинов ники за прошедший год получили в виде взяток 16 млрд, долларов, а косвенный ущерб откоррупционной деятельности обернулся не дополучением 20 млрд, долларов инвестиций. Продолжение темы на 8 -й стр. ----------------------------------------------------( П е р в ы й в с т р е ч н ы й " " ) - КАК ВЫ ОТНОСИТЕСЬ К ДЕЙСТВИЯМ ПРЕ! ПО РЕОРГАНИЗАЦИИ СИЛОВЫХ ВЕ Н аш и р е с п о н д е н т ы - ж и т е л и о б л а с т н о г с Константин БАДУЯИН, на чальник отдела по вопросам м ес тно го сам о упр авл ения правового управления адми нистрации области: — Отношусь положительно. Скажем, та же налоговая поли ция не оправдала себя как обо собленная структура. Одиннад цать лет назад ее отделили от органов внутренних дел во мно гом искусственно. Что же в ре зультате? Основной массой преступлений, связанных с на логами, занималась милиция. Проблема наркопотребле ния и наркоторговли сейчас все более актуальна. И та числен ность специалистов, которые занимались ее решением, была несоизмерима с распростране нием этого явления. Думаю, ре организация силовых ведомств обязательно приведет к положи тельным результатам. Владимир, предпринима тель: — Честно говоря, меня это мало волнует. Какая разница, кому будет дано право «выкру чивать» предпринимателям руки — налоговому полицейскому или милиционеру? Вообще-то президент прав, что взялся за эту реорганизацию. Силовым ведомствам сейчас нужны но вые формы работы: «топтаться» на месте в наш неспокойный век непозволительно. Николай ПАНОВ , в о ен нослужащий: — Наша жизнь не стоит на месте. И деятельность силовых ведомств должна в соответ ствии с ней совершенствовать ся и видоизменяться. Польза в таких преобразованиях — и с экономической точки зрения. На одном только сокращении чис ленности госслужащих государ ство явно сэкономит. Опасно, если эта реформа, как часто у нас бывает, затянется. Если она не будет доведена до конца до того, как возникнет необходи мость в новых изменениях. Тог да в работе силовых ведомств неминуем сумбур, обусловлен ный оргперестройками. Нельзя также забывать о традициях, о положительном опыте, накоплен ном в тех или иных ведомствах. Разрушить это одним махом нельзя. Геннадий, милиционер: — Некоторым из моих коллег, видимо, придется в ближайшее время штудировать Налоговый кодекс. Скорее всего, займутся этим сотрудники управления по борьбе с экономическими пре ступлениями. Думаю, они и ста нут преемниками налоговой по лиции. Необходимо обеспечить их соответствующей информаци ей, методическими пособиями. Вообще ОБЭП и налоговая поли ция — структуры очень похожие, в работе они зачастую дублиру ют друг друга. Теперь это будет одно ведомство. Но для эффек тивной работы в этом плане ми лиции нужны не только новые функции, но и квалифицирован ные кадры. Поэтому лучшие спе циалисты налоговой службы дол жны перейти к нам, в органы внутренних дел. Милицейская форма для них, думаю, найдет ся. А что касается помещений... Наверное, придется немного по тесниться. Будем работать в бо лее плотном и более тесном, если хотите, режиме. Зато ре зультаты будут более эффектив ными. И горь , налоговый поли цейский: — Когда узнал о предстоящей реорганизации, честно говоря растерялся: переживал, не оста нусь ли в связи с этим без рабо ты, чем буду заниматься в слу чае чего — ведь у меня двое де тей, их надо кормить, поднимат на ноги... Но потом решил — н стоит паниковать. В данном сл} чае от меня ведь ничего не зави сит. А пока работаю в прежне режиме: необходимо довести р конца начатые расследовани1 привести в порядок папки с д< лами. В ы с о к о п о с т а в л е н н ы представитель УВД , не поле лавший назваться: С и л о в а я о п т и м и з а ц и я К р е м л я зменения в силовых структурах России, обна родованные Владимиром Путиным, не принесли слишком громких сенса ций. Президент России лишь озвучил часть той обширной программы, что была запла нирована Кремлем более полугода на зад. Согласно «генеральной линии партии», одни ведомства планомерно разбиваются на самостоятельные служ бы, комитеты, а другие (какие — изве стно, надо полагать, любому) укрупня ются и расширяются до прежних со ветских размеров. Так, например, на свет появился Го сударственный комитет по контролю за оборотом наркотических и психотроп ных средств. Вернее, возникла эта структура чуть раньше в лоне МВД России, но до последнего момента на ходилась в зачаточном состоянии. Как известно, борьбой с наркомафией в Рос сии занимались два ведомства — МВД и ФСБ. Борьба эта шла с переменным успехом, что не устраивало Кремль. Несмотря на регулярное изъятие огром ных партий героина и марихуаны и аресты наркокурьеров, поток наркоти ков в страну не уменьшился — наобо рот, значительно вырос. Россия превра тилась в транзитный узел, через кото рый во всех направлениях везут партии отравы. Огромные территории, напри мер Урал и Сибирь, оказались наводне ны дешевым героином и синтетически ми наркотиками. Как изменить эту си туацию? В числе мер — ужесточение законодательства и усиление границы. К ак сделать это в реальности, если тот же участок границы с Грузией Россия до сих пор окончательно закрыть не в состоянии? Возможный выход из си туации был найден Кремлем в хорошо забытом старом: отныне Федеральная пограничная служба России переходит под крыло ФСБ с новым руководите лем — первым заместителем директо ра ФСБ Владимиром Проничевым. Оче видно, что служба госбезопасности воз вращается на утраченные в постпере строечные времена позиции. Что же касается создания Госкоми тета по наркотикам , то здесь перед Кремлем возникла другая проблема. До настоящего времени численность со трудников этой структуры (при МВД России) составляла 7 тыс. человек. К ак сообщили в пресс-службе МВД, штат Госкомитета в ранге самостоятельного министерства будет составлять пример но 40 тысяч сотрудников. В России при нята и финансируется федеральная про грамма по борьбе с наркотиками, рас считанная на 2002-2004 г г . , но инфра структуры для полноценного функци онирования Госкомитета по наркоти кам не существовало. Реформаторы из команды Путина решили этот вопрос кардинально, предложив расформиро вать Федеральную службу налоговой полиции (ФСНП), просуществовавшую всего 11 лет, что и было сделано. Со гласно Указу Президента России, вся «материальная база и штатная числен ность* ФСНП передается Госкомитету по наркотикам. А бороться со злостны ми неплательщиками налогов вместе с Министерством налогов и сборов отны не будет МВД России, в котором будет создана Федеральная служба по борьбе с налоговыми преступлениями. Эту структуру возглавит один из замести телей министра внутренних дел. Кстати, к реорганизации в ФСНП го товились уже давно. О том, что нало говая полиция в нынешнем виде дожи вает последние дни, стало ясно после появления Комитета по финансовому мониторингу («финансовая разведка»). 18 марта, в день создания налоговой полиции, должен был состояться праз дничный концерт. Его отменили — в ФСНП ожидали указа президента. И все же, как сообщили «Утру» источники в центральном аппарате ФСНП, последние решения, а именно — ликвидация ве домства и передача всех материальных ресурсов, стали несколько неожиданны ми. Судя по всему, здесь ожидали бо лее «мягкой» реформы. В МВД России пертурбации силови ков официально комментируют как «целесообразное создание профильных структур вместо дублирования одина ковых функций различными министер ствами*. Впрочем, главные изменения в этом ведомстве еще впереди. Судя по слухам, очень скоро произойдут изме нения в руководстве министерством (по некоторым данным, Борис Грызлов уй дет в политику, а главой МВД будет ции, назначен его заместитель Рашид Нур- разн галиев), а в результате административ- сред ной реформы будут созданы принципи- ме т ально новые правоохранительные струк- зна^ туры. Так , согласно уже озвученной сре,в концепции реформирования, МВД будет эфф разделено на криминальную (федераль- ] ную) полицию, милицию общественной дет( безопасности (региональную) и нацио- Кре нальную гвардию (внутренние войска). стр; На повестке дня стоит создание и неко- ров его аналога американского ФБР — Фе- лит деральной службы расследований, в ко- пе < торую могут войти Следственный коми- ны тет МВД РФ и аналогичные подразде- сов ления других структур. Ес. Сколько времени уйдет на оконча- влг тельную утряску всех силовых ведомств те; и реализацию кардинальных решений, об< сказать сложно. В самом выигрышном ти положении в нынешней ситуации, по- л0 вторим, оказывается правопреемница хн КГБ — Федеральная служба безопасно- г0 сти. Как пояснили в Центре обществен- ных связей ФСБ России, сегодня «лик- за видируется параллелизм», поскольку — «одни и те же или очень похожие функ-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz