Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

I V С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 2 0 М А Р Т А 2 0 0 3 Ч Е Т В Е Р Г № 11 ( 1 1 1 ) Д е в у ш к а н е п р о м а х спорт Владимир Панов М ИНС К «ДЕЛО в шляпе!» — дружно ре­ шили журналисты, встречавшие в аэропорту Минск-2 сборную Бела­ руси по биатлону, обнаружив в ее рядах незнакомую и очень симпа­ тичную девушку в непривычном для здешних широт и смахиваю­ щем на ковбойский головном убо­ ре. 20-летняя героиня завершив­ шегося в Италии чемпионата Ев­ ропы, смущенно и счастливо улы­ баясь, принимала поздравления и цветы... Для новобранца команды и дебютанта подобных состяза­ ний Екатерина ИВАНОВА высту­ пила просто здорово, одержав по­ беду в гонке преследования и за­ воевав бронзовые медали в спринте и эстафете. Самой Кате освоиться в коллективе, где нема­ ло давних знакомых и соотечест­ венников, таких, скажем, как Оль­ га Назарова и Владимир Драчев, тоже не составило труда. — К а т я , г е р о и н я н е м н о ж к о н а и в н о г о , н о д о б р о г о и в е с е л о ­ г о с т а р о г о ф и л ь м а с о в е т с к о г о в р е м е н и , к а ж е т с я , « Д е в у ш к а с х а р а к т е р о м » , н о с и л а т а к и е ж е , к а к в ы , и м я и ф а м и л и ю . В а с с л у ч а й н о н е в ч е с т ь н е е н а з в а л и ? — Во всяком случае родители меня с этой героиней в детстве ас­ социировали — такая же, мол, шу­ страя, «деловая». А что касается характера... Думаю, в спорте без него не обойдешься, победы не добиться без серьезных усилий, воли и настроя. — К с т а т и , о р о д и т е л я х . З н а ю , ч т о в аш п а п а го н я л с я ещ е вм е ­ с т е с о з н а м е н и т ы м А л е к с а н ­ д р ом Т и х о н о в ы м . — Да. У нас вся семья спортив­ ная, лыжники и биатлонисты: и па­ па, и мама, и тетя с дядей, и ба­ бушка. А дедушка Борис Михай­ лович вообще один из ветеранов биатлона, входил в сборную Со­ ветского Союза и всегда отличал­ ся отменной стрельбой. — В ы , н а в е р н о е , к а к т о л ь к о п о я в и л и с ь н а с в е т , у в и д е л и с р а з у в и н т о в к у и л ы ж и ? — Уже в четыре года ездила с родителями на сборы. Правда, особого желания составлять им компанию на лыжне у меня в то время не возникало, просто ре­ бенка не с кем было оставить. Но кататься мне приходилось. Серь­ езно же заниматься лыжным спортом начала в двенадцать лет, биатлоном — в пятнадцать. — П р и ч е м б ы л д а ж е м о м е н т , к о г д а в а м п р и х о д и л о с ь в ы б и ­ р а т ь м е ж д у э т и м и д в у м я д и с ­ ц и п л и н а м и ? — Если честно сказать, я до сих пор выбираю. Потому что пос­ ледние четыре года в основном специализировалась на лыжном беге, поскольку в университет­ ской команде вАмерике культиви­ руется только он. Были, конечно, у меня и биатлонные старты, но лыжные преобладали. Даже в этом году без винтовки гонялась четырнадцать или пятнадцать раз, а с оружием — только семь, включая последние три попытки на чемпионате Европы. — У ж е в с о с т а в е с б о р н о й Б е ­ л а р у с и ? - Д а . — А к а к в ы в о о бщ е в нее п о п а ­ л и ? — Выступать за сборную Сое­ диненных Штатов, не имея аме­ риканского гражданства, я не могла, в России очень высокая конкуренция. О белорусской же команде давно слышала много хорошего, представляла, на­ сколько в республике серьезный и профессиональный подход к би­ атлону. И во время Олимпиады в Солт-Лейк-Сити специально по­ дошла к Николаю Захарову, тре­ неру женской дружины, поговори­ ла о возможности своего переез­ да сюда и смены гражданства. Моментально такие дела, конеч­ но, не решаются, процесс длился около года. Зато теперь у меня полноценный белорусский пас­ порт, новые подруги по команде и, надеюсь, неплохие перспекти­ вы на будущее. — К а т я , а ч т о п р и в е л о в а с в А м е р и к у ? — Я училась в университете города Бурлингтон, штат Вер­ монт, где очень приличная коман­ да лыжников, выступающая на студенческих соревнованиях. Да и диплом этого заведения коти­ руется достаточно высоко. — К м о м е н т у о тъ е з д а в ы б ы л и у ж е о п ы т н о й и и з в е с т н о й с п о р т с м е н к о й и л и с т а л и н а ­ с т о я щ и м м а с т е р о м у ж е т а м ? — К началу 1993 года я входи­ ла в молодежную сборную Рос­ сии, «стучалась в двери» взрос­ лой, отобрали даже на несколько этапов Кубка мира. А до этого вы­ игрывала юниорское первенство мира по биатлону. Кстати, вместе с Ольгой Назаровой, Лилией Еф­ ремовой, с которыми теперь тре­ нируюсь в составе белорусской команды, и до сих пор защищаю­ щей цвета России Зайцевой. — А к а к о е о б р а з о в а н и е в ы п о ­ л у ч и л и в Б у р л и н г т о н е ? — В дипломе у меня написано «бакалавр искусств». Я изучала рисование и все такое, но больше в качестве дополнения к основ­ ной специальности — «психоло­ гия». — О н а п о м о г а е т в а м у в е р е н ­ н е е ч у в с т в о в а т ь с е б я в с п о р ­ т и в н ы х б а т а л и я х ? — Именно поэтому и выбрала такую специальность. Меня очень интересует спортивная психология, читаю много специ­ альной литературы, сама пыта­ юсь кое в чем разобраться. Боль­ шую помощь оказывает в этом деле мой тренер и будущий муж Сергей Виноградов. Он был со мной в Италии. — О н р о с с и я н и н ? — У него двойное гражданст­ во — российское и американ­ ское. Познакомились мы в Шта­ тах на соревнованиях. Он сам в недавнем прошлом спортсмен и очень талантливый тренер, чело­ век в своем роде уникальный. — К а к у д а л о с ь в а м о с т а т ь с я и л и с т а т ь к л а с с н о й б и а т л о н и ­ с т к о й в с т р а н е , гд е э т о т в и д с п о р т а , к а к м н е к а ж е т с я , в з а ­ ч а т о ч н о м с о с т о я н и и ? — Да, в Штатах трепетно отно­ сятся, к примеру, к бейсболу или баскетболу, неплохо к лыжам и абсолютно индифферентно к би­ атлону. Многие вообще не пред­ ставляют, что это такое. — А у с л о в и я д л я т р е н и р о в о к б ы л и ? — Были, и вполне неплохие. Я за многое благодарна Америке: приобрела немало друзей, полу­ чила хорошее образование, при­ чем бесплатно, что-то зарабаты­ вала на коммерческих турнирах. — С я з ы к о м б ы с т р о р а з о б р а ­ л и с ь ? — Первые три недели было очень тяжело. Потом понемногу стала втягиваться. Сейчас проб­ лем нет. — С к а ж и т е , К а т я , ч е м п и о н а т Е в р о п ы с т а л в е д ь д л я в а с д е ­ б ю т о м н а в з р о с л ы х с о р е в н о ­ в а н и я х т а к о г о у р о в н я ? — Да, конечно. — Н у ж н о и м е т ь о ч е н ь к р е п к и е н е р в ы , ч т о б ы с х о д у « в ы с т р е ­ л и т ь » т а к у д а ч н о . А в г о н к е п р е с л е д о в а н и я в ы н а ч е т ы р е х о г н е в ы х р у б е ж а х в о о б щ е о т ­ с т р е л я л и с ь н а « н о л ь » . — Вы знаете, я думаю, мне действительно помогает серьез­ ное изучение психологии, в ка ­ кой-то степени компенсируя не­ достаток опыта. То есть, если у тебя есть определенные знания и ты хорошо готов физически, рас­ стояние от азов мастерства к вершинам сокращается. — А т е м , ч т о п е р е б р а л и с ь в Б е л а р у с ь , в ы д о в о л ь н ы ? — Да, пока все хорошо. Знае­ те, меня очень поразило, как нас встретили в аэропорту после воз­ вращения с чемпионата Европы. Мне кажется, ни в одной стране мира такого теплого приема не оказывают спортсменам. Это бы­ ло сродни шоку и настоящим праздником. ■ Екатерина Иванова — с четырех лет на лыжах, бакалавр искусств, дебютант сборной Беларуси. М еж д у тем Э т о и н т е р в ь ю с о с т о я л о с ь н а к а н у н е ч е м п и о н а т а м и р а п о б и а т ­ л о н у в Х а н т ы - М а н с и й с к е . М ы п о ж е л а л и Е к а т е р и н е И в а н о в о й у с п е ш н ы х с т а р т о в . К с о ж а л е н и ю , п о к а К а т я н е « п р и в е з л а » б е ­ л о р у с с к о й к о м а н д е м е д а л е й . Н о п о р а д у е м с я з а ее п о д р у г у : Е л е н а З у б р и л о в а з а в о е в а л а « сер е б ро » в и н д и в и д у а л ь н о й г о н к е н а 15 к м . А к а д е м и к с г и т а р о й У ч е н о м у и б а р д у А л е к с а н д р у Г о р о д н и ц к о м у — 7 0 л е т 1 _____ персона __ Александр Щуплов, Денис Денисенко В УЧЕНОЙ среде он — признан­ ный геофизик, профессор, акаде­ мик Российской академии естест­ венных наук, председатель Рабо­ чей группы по магнитным анома­ лиям и электромагнитным иссле­ дованиям океана в Совете по Ми­ ровому океану при Президиуме РАН... Для других — блестящий прак­ тик в области геофизики, перво­ открыватель Игарского медно­ рудного поля, автор нового мето­ да измерений электрического по­ ля океана, участник более чем 20 рейсов научно-исследователь­ ских судов в различные районы Мирового океана. Для третьих — классик авторской песни, прези­ дент Ассоциации российских бар­ дов, автор знаменитых «Атлан­ тов» и «Над Канадой», первый ла­ уреат Государственной премии имени Окуджавы... Кто вы, доктор Городницкий? — Главное, не то, кем я себя считаю, — отвечает на наш воп­ рос Александр Моисеевич, — а кем меня считают окружающие. Мне хотелось бы, чтобы ученые меня считали ученым, мои читате­ ли — поэтом, слушатели — бар­ дом. Но замечу, что жизнь я про­ жил, как научный работник, не как поэт: я всегда ходил на работу — это для меня привычное состоя­ ние. Никогда не забуду, как мой любимый поэт Давид Самойлов однажды, когда я опаздывал на работу и спешил на электричку, сказал: «Саня, не думай, что поэт или писатель — это тот, кто что-то написал. Это прежде всего образ жизни. Какой из тебя писатель? Ты бежишь, боишься опоздать на работу. А вот я — писатель: я сей­ час спокойно сяду похмеляться». В данном случае я не писатель... — О т к у д а в ы к о р н я м и ? — Я родился в Питере, и это моя родина, а вторая, историче­ ская моя родина— Беларусь. Мои отец и мама родились в губерн­ ском городе Могилеве, откуда отец приехал в Ленинград учить­ ся. Дед мой по отцовской линии был по профессии шорником и имел в Могилеве собственную ма­ стерскую. Переживший трех ца­ рей, он отличался крепким здо­ ровьем, религиозностью и редким трудолюбием. Работал не покла­ дая рук и умер, простудившись на чьей-то свадьбе, в 84 года. Отец мой трудолюбием и скромностью пошел в деда. Зато его младший брат — мой дядя Борис — обла­ дал строптивым характером: в 1916 году, пяти лет от роду, когда в Могилев, где размещалась ставка Верховного главнокомандования Русской армии, прибыл Николай II, он ухитрился перебежать перед царским автомобилем улицу и чуть не попал под него. Происше­ ствие не обошлось без вмеша­ тельства полиции и последующей а взятки полицмейстеру, чтобы за- § мять дело... Я очень люблю Бела- 4 русь, перед войной мы всегда туда приезжали с родителями. К сожа­ лению, в августе 1941 года все мои родственники погибли при взятии фашистами Могилева. У меня есть стихотворение «Скри­ пачи»: «...За чертою оседлости горькой, посреди белорусских бо­ лот, в том местечке на лысом при­ горке, где когда-то ютился мой род...» — П о г о в о р и м о б а р д о в с к о й п е с н е : б ы т у е т м н е н и е , ч т о о н а с е й ч а с себя и з ж и л а . . . — Это верное соображение. В бардовской песне происходит что- то не то. Есть одаренные люди, есть отдельные песни, но той ко­ горты, такой «могучей кучки», ко­ торая появилась на рубеже 50— 60-х годов прошлого века: Виз­ бор, Матвеева, Высоцкий, Ким, Окуджава, Никитин, Берковский, Дулов, Клячкин, такого сейчас нет. Почему? Я на этот вопрос от­ ветить не могу. В России с талант­ ливыми людьми всегда все было в порядке. Может быть, все дело се­ годня в невостребованности этого жанра. Ведь авторская песня рас­ считана на доверительную инто­ нацию, на негромкое звучание, поэзию с гитарной подзвучкой, на духовное общение. То есть преж­ де всего — на духовную систему ценностей. Сейчас же духовная часть авторской песни себя изжи­ ла, никому это не нужно, а потом, повсюду гремит громкоголосая попса. Авторская песня в про­ шлые годы была под запретом, она появлялась как бы по недос­ мотру властей и звучала на кух­ нях, в экспедициях, у туристских костров. А то, что теперь называ­ ется авторской песней, затопило экраны ТВ, живет уже по другим законам. Это уже не авторская песня, а самодеятельная эстрада с гитарой в руках. Сразу поменя­ лась текстовая часть: в лучшем случае — это текст, который еще можно слушать без скрипа зубов. Думаю, у нас сейчас кризис автор­ ской песни. Еще одна опасность, которая сейчас появилась. Это так называемый шансон — нечто среднее между авторской песней и роком и джазом, который на 80 процентов заполнен псевдоблат­ ной лирикой и лексикой на грани фола. Я не люблю неформальную лексику, которая употребляется не по делу. По делу она очень ред­ ко употребляется — в тех случаях, когда талантливые писатели ис­ пользуют ее как творческий инст­ румент— Барков, Губерман, Юз Алешковский... Но когда это ста­ новится самоцелью у Сорокина или вторгается в песни, это не мое. — В а ш е й в и з и т н о й к а р т о ч к о й я в л я е т с я п е с н я « А т л а н т ы » . К а к о н а п о я ви л а с ь ? — «Атланты» появились в 1963 году во время плавания на парус­ нике «Крузенштерн» — посреди Атлантического океана. Обычно в песне первая строчка обязатель­ но должна наматываться на при­ ходящую к этому моменту мело­ дию и дальше по этой мелодии пи­ шется вся песня. С «Атлантами» вышло иначе: сначала я написал стихи и в течение трех дней не мог подобрать музыку. А в то время со стихами, которые мне не нрави­ лись, я поступал очень просто — листочки с ними выкидывал за борт, в океан. И вот, когда я шел выкидывать текст «Атлантов» в волны, вдруг пришла мелодия — и появилась эта песня. — Э т а п е с н я к а к - н и б у д ь с в я ­ з а н а с в а ш и м и п о и с к а м и А т - л а н т и д ы ? — Песня «Атланты» совер­ шенно не связана с Атлантидой. С Атлантидой неожиданным об­ разом связана другая песня — «Атлантических волн паутина...», написанная в 1970 году, когда на­ ше судно «Дмитрий Менделеев» лежало в дрейфе в Атлантике, над подводной горой Ампер. На ней спустя несколько лет мы на­ шли признаки того, что там могла существовать Атлантида, на сде­ ланных нами подводных снимках вершины горы под слоем светло­ го песка виднелись странные вертикальные гряды, напоминав­ шие стены древнего города. Гря­ ды эти располагались под пря­ мым углом друг к другу, а, как из­ вестно, Природа не любит пря­ мых углов!.. Странное совпаде­ ние, что именно в этом месте я написал песню «Атлантида», мне до сих пор не дает покоя. Есть в нем что-то мистическое... В 1982 году мы предприняли первую по­ пытку проникнуть в тайну горы Ампер — в первый испытатель­ ный рейс нового «Витязя», где мне довелось руководить геоло­ гическими работами. Прямо на участок горы, где, судя по под­ водным снимкам располагались таинственные стены, был опущен водолазный колокол с тремя ак­ ванавтами. Шторм гулял на по­ верхности вовсю, и результатом погружения стал кусок, отколо­ тый от горы. Кусок Атлантиды! Его неоднократно снимали, про­ сили подержать в руках, наибо­ лее шустрые журналисты, объе­ динившись в коллектив, предло­ жили мне обменять этот образец на ящик коньяку, после чего рас­ пилить камень, чтобы каждой ре­ дакции досталось по «кусочку Ат­ лантиды». Я с негодованием от­ верг предложение и сообщил об этом начальнику рейса. «Ну и ду­ рень, — сказал тот. — Не мог, что ли, им любой другой камень под­ сунуть? Им-то все равно!». — Н е у ж е л и в ы б о л ь ш е н е з а ­ н и м а л и с ь А т л а н т и д о й ? — Прошли годы. В моем каби­ нете появился молодой и энергич­ ный историк Вячеслав Кудрявцев. Согласно его гипотезе Атлантиду следовало искать в Северной Ат­ лантике, на южной оконечности Британских островов, на Кельт­ ском шельфе. Гибель Атлантиды Кудрявцев связывал с таянием Скандинавских ледников и про­ рывом Гольфстрима на север. Мы составили план поисковых работ, были найдены спонсоры, и в 1998 Я! А. Городницкий: человек, который держал в руках камень Атлантиды. году планировалась экспедиция на судне нашего института. Но грянул экономический кризис и отечественные спонсоры развели руками... — К а к п и ш у т с я п е с н и ? — У каждой — своя судьба. Песня «Над Канадой», к примеру, появилась так: мы пришли в ка ­ надский порт Галифакс в Новой Шотландии. На заснеженном бе­ регу стояли столь милые нашему сердцу березовые рощи, сменяв­ шиеся сосняком. Это так напом­ нило мне родное Подмосковье, что защемило сердце и появи­ лась у нас на судне грустная пе­ сенка: «Над Канадой небо сине, меж берез дожди косые— так по­ хоже на Россию, только все же —г не Россия». Песня стала очень популярной среди русской эмиг­ рации в Канаде. Труднее было с ее публикацией у нас: в семиде­ сятые годы главный редактор од­ ного из толстых журналов снял ее из набора как «явно эмигрант­ скую». — О д н а ж д ы Ю р и й В и з б о р с к а з а л : « У к а ж д о г о у в а ж а ю ­ щ е г о се б я а в т о р а е с т ь х о т я б ы о д н а п и р а т с к а я п е с н я . Н у а ч т о к а с а е т с я Г о р о д н и ц к о г о , т о в с ем и з в е с т н о , ч т о о н с а м — с т а р ы й п и р а т » . . . Н а в е р н о е , в аш е й « п и р а т с к о й п е с н е й » я в ­ л я е т с я « Н а м а т е р и к » . . . — Интересна ее судьба, я на­ писал ее в 1960 году в экспедиции в Туруханском крае. Уже на сле­ дующий год во время полевых ра­ бот наши работяги, выпив браж­ ки, запели «старые лагерные пес­ ни» и спели «На материк». Я был молод и глуп и немедленно зая­ вил о своем авторстве. «Еще раз скажешь, замочим! — прозвуча­ ло в ответ.— Да за такую песню надо всю жизнь страдать в зоне! Чтобы фраер с материка да та­ кую песню придумал!..» Много позже, в 1992 году, любимый мною Зиновий Гердт исполнил песню «На материк» по россий­ скому радио в передаче «В нашу гавань заходили корабли», сооб­ щив, что ее автор «сгинул в ста­ линских лагерях». Он тоже очень удивился, узнав о моем авторст­ ве, несмотря на наше давнее зна­ комство. Ну и совсем удивитель­ ный случай произошел в середи­ не 1980-х: я приехал в команди­ ровку на Кольский полуостров, в поселок Заполярный. Местные специалисты предложили мне по­ казать могилу «мужика, который написал песню «На материк». Я удивился, но согласился. На ста­ ром вездеходе мы отправились в тундру, приехали в расположение бывшей «зоны» с бараками, об­ несенными сгнившим частоко­ лом. На старом кладбище, подой­ дя к одному из безымянных кам­ ней, мои спутники сказали: «Вот тут он и лежит. Здесь в зоне эту песню придумал — тут его и при­ кончили». — «За что?» — поинте­ ресовался я. «Как за что? За пес­ ню, конечно!» Мы наполнили кружки и помянули безвременно погибшего «автора»... Ну а недав­ но мне рассказали, что песню «На материк» в студенческие годы в стройотрядах пел Владимир Пу­ тин. Наверняка он тоже думал, что это народная песня, но мне все равно очень приятно... А в т о р с к а я п е с н я в п р о ш л ы е г о д ы б ы л а п о д з а п р е т о м , о н а п о я в л я л а с ь к а к б ы п о н е д о с м о т р у в л а с т е й и з в у ч а л а н а к у х н я х , в э к с п е д и ц и я х , у т у р и с т с к и х к о с т р о в . А т о , ч т о т е п е р ь н а з ы в а е т с я а в т о р с к о й п е с н е й , з а т о п и л о э к р а н ы Т В , ж и в е т у ж е п о д р у г и м з а к о н а м . Х у д о ж н и к , д и р и ж е р и а р х и т е к т о р . . . Н о в ы е к а н д и д а т ы н а п р е м и ю С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а в о б л а с т и л и т е р а т у р ы и и с к у с с т в а союзная премия Аркадий Медведев М О С КВ А КАК сообщил нашей газете ру­ ководитель пресс-центра оргко­ митета по проведению конкурса на соискание премии Союзного государства в области литера­ туры и искусства Николай Бара­ тов, определены еще три пре­ тендента на союзную премию. Союз художников России вы­ двинул кандидатуру народного художника СССР и России Ва­ лентина Сидорова, Всероссий­ ское музыкальное общество — художественного руководителя, главного дирижера Националь­ ного оркестра народных инстру­ ментов России им. Н. П. Осипо­ ва Николая Калинина, а Союз архитекторов России — руково­ дителя коллектива творческой мастерской архитектора Миха­ ила Хазанова. Валентин Сидо­ ров — профессор, председа­ тель Союза художников России, президент международной кон­ федерации Союза художников СНГ. Пейзажи В. Сидорова глу­ боко национальны, в них мощно звучит тема родной природы. Сложившийся в его творчестве специфический тип пейзажной картины теперь даже называют «сидоровской». Отличительная особенность его работ, по словам специали­ стов, поистине музыкальная ритмика цвета. В настоящее время, кстати, его персональ­ ная передвижная выставка с ус­ пехом демонстрируется в Бела­ руси. Николай Калинин — народ­ ный артист РСФСР, лауреат Го­ сударственной премии России, профессор Российской акаде ­ мии музыки им. Гнесиных. С 1979 года он руководит Нацио­ нальным оркестром народных инструментов России им. Н. П. Осипова. З а это время оркестр стал своеобразным универси­ тетом народного искусства, объединившим вокруг себя ди­ рижеров и композиторов, моло­ дых и прославленных певцов из всех регионов России. Первым в России парком па­ мяти, скорби и покаяния являет­ ся Государственный мемори­ альный комплекс «Катынь». Он расположен в Катынском лесу под Смоленском, где в 20— 50-е годы XX века были убиты и тай ­ но захоронены десятки тысяч невинных людей: русских, бело­ русов, поляков, представителей других народов Советского Со­ юза. Строительство и проекти­ рование Государственного ме­ мориального комплекса «К а ­ тынь» осуществлял авторский коллектив творческой мастер ­ ской архитектора Михаила Ха ­ занова. Напомним, что от России на соискание союзной премии уже были выдвинуты композитор Владимир Дашкевич и киноре­ жиссер Тофик Шахвердиев. Вру­ чение премии состоится 2 апре­ ля 2004 года. К А Л Е Н Д А Р Ь Н а с п и р а л и и с т о р и и 2 0 — 2 6 м а р т а 20 марта 1833 года вышло в свет первое полное издание рома­ на в стихах «Евгений Онегин». Че­ рез три дня газета «Северная пче­ ла» известила жителей столицы Российской империи, что новую книгу А.С. Пушкина можно приоб­ рести в магазине Смирдина за 12 рублей. 20 марта 1888 года в Петербур­ ге под руководством Василия Ан­ дреева состоялось первое пуб­ личное выступление «кружка лю­ бителей игры на балалайках». Ныне это Академический русский народный оркестр имени В.В. Ан­ дреева. В этот день 390 лет назад со­ вершил свой подвиг костромской крестьянин Иван Сусанин. 21 марта — знаменательная дата в истории советской авиа­ ции. 45 лет назад в этот день четы­ рехмоторный турбовинтовой пас­ сажирский самолет Ил-18, не со­ вершая промежуточных посадок, прибыл из Москвы в Иркутск. Обычные самолеты в то время де­ лали на этом маршруте две-три посадки. 22 марта исполняется 60 лет трагедии Хатыни. В этот день фа­ шистские каратели сожгли бело­ русскую деревню Хатынь и ее жи­ телей. Погибли 119 человек. Сож­ жено 9200 из 100 тысяч сел и де­ ревень Белоруссии. 175 лет назад в этот день импе­ ратор Николай I подписал Указ «Об учреждении Румянцевского музеума» и рескрипт « О приеме в ведомство Министерства народ­ ного просвещения Румянцевского музеума и о правилах, по коим сие заведение долженствует быть уп­ равляемым». В 1862 году коллек­ ция была переведена в Москву; были заложены основы первой московской публичной библиоте­ ки. Ныне это Российская государ­ ственная библиотека. 23 марта исполняется 95 лет со дня рождения А.В. Ляпидевско­ го. В 1934 году советский поляр­ ный летчик участвовал в спасении экипажа парохода «Челюскин». Все летчики — участники этой экспедиции стали Героями Совет­ ского Союза. Ляпидевскому была вручена «Золотая Звезда» № 1. 24 марта. 100 лет назад умер А.В. Сухово-Кобылин, русский пи­ сатель, драматург, почетный ака­ демик Петербургской АН. Автор драматической трилогии «Свадь­ ба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Известен также как один из основателей отечественного сахароварения. 25 марта исполняется 190 лет со дня рождения А.И. Дельвига. Русский инженер, генерал-лейте­ нант инженерного корпуса, он ру­ ководил строительством водо­ провода в Москве и Нижнем Нов­ городе, железных и шоссейных дорог. Инициатор создания техни­ ческих железнодорожных училищ в России. % А.С. Пушкин . «Евгений Онегин». 290 лет назад, 25 марта, на месте, где по преданию Алек­ сандр Невский разбил шведов в 1240 году, была освящена дере­ вянная церковь Благовещения. Так было положено начало Апек- сандро-Невской лавре в Санкт- Петербурге. 26 марта. 675 лет назад всту­ пил на великокняжеский престол Иоанн I, прозванный Калитой. Первый князь— собиратель Руси, Великий князь Московский, поло­ жил начало возвышению Москвы, перенеся сюда столицу из Влади­ мира. С перенесением митропо­ лии Москва сделалась и церков­ ной столицей всей Руси. И в заключение о днях между­ народных: 20 марта — Международный день Земли. 21 марта — Всемирный день поэзии. 22 марта — Всемирный день водных ресурсов. 23 марта — Всемирный метео­ рологический день. 24 марта — Всемирный день борьбы с туберкулезом. 25 марта — Международный день спортивного кино. Рубрику ведет Владимир ПОТАПЕНКО. Э Ф И Р Слушайте радиостанцию «Союз» В понедельник — «Новости Союзного государства» — 3 мин. Эфир 12 час. 45 мин. Радиостанция «Маяк». Во вторник — «Новости Союзного государства» — 3 мин. Эфир — 12 час. 45 мин. Р/с «Маяк». В среду — «Новости Союзного государства» — 3 мин. Эфир — 12 час. 45 мин. Р/с «Маяк». В четверг — «Новости Союзного государства» — 3 мин. Эфир — 12 час. 45 мин. Р/с «Маяк». «Россия и Беларусь» — 22 мин. Эфир — 15 час. 15 мин. Р/с «Маяк». «Две Руси» — 14 мин. Эфир — 17 час. 1 0 мин. «Радио России». В пятницу — «Новости Союзного государства. Вестник Парла­ ментского Собрания — Союзное вече» — 3 мин. Эфир — 12 час. 45 мин. Р/с «Маяк». В во скресенье— «Новости Союзного государства. Воскресная мозаика» — 3 мин. Эфир — 9 час. 40 мин. Р/с «Маяк». Радиомост «Москва— Минск» — 15 мин. Эфир — 12 час. 15 мин. Р/с «Юность». «СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое издание СоветаМинистров Союзного государства Газета зарегистрирована вМинистерстве поделам печати, телерадиовещания исредств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный №77-1880. Тиражпо РФ: 411852 Тираж по РБ: 300012 Тираж «СОЮЗа. Беларусь— Россия» вРФ иРБ: 711864 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» I ОТПЕЧАТАНО в000 «Объединенный издательский дом I Распространяется по всем подписным индексам: I По графику: 16.00 Первый заместитель Москва, А-40, ГСП-3 125993, улица Правды, 24. Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924, Номер подписан: 16.00. шеф-редактора А.М. Таранда (Минск) Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- таН: Егтакоуа@гд.ги Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати. Москва-137, ул. Правды, 24. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. «СОЮЗ.Беларусь- Россия»печатаетсявАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красноярске, МинеральныхВодах, Москве, Мурманске, НижнемНовгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре,Саратове,Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «СоветскаяБелоруссия»печатаетсявг. Минске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz