Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Ш И П ЕЦ КЛ Я • ■ газета И Ш § ОФИЦИАЛЬНО— , Решение XX сессии Липецкого городского Совета депутатов второго созыва 2 3 7 2 0 0 2 г ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ПЛАТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ НОРМАТИВЫ обслуживания на работы по санитарному содержанию жилищного фонда 1. Н ормы времени (Окончание. Начало см. «ЛГ» № 2 от5 января 2 00 3 г.) Приложение№1 Приложение № 9 № Состав работы Ед .изм Норма времени (минуты) Периодич ­ ность 1 2 3 4 5 1 Влажная протирка ограждений лифтовых из металлической сетки кв.м 1,86 2 раза в год 2 Мытье окон кв.м 2,90 2 раза в год 3 Обметание пыли с потолков 0,63 2 раза в год 4 Влажное подметание лестничных площадок и маошей: а) нижних трех этажей: оборудование отсутствует кв.м 1.18 через день — при наличии мусоропровода кв.м 1,54 через день — при наличии лифта кв.м 1,42 через день — при наличии лифта, мусоропровода кв.м 1,62 через день б) выше третьего этажа: оборудование отсутствует кв.м 0,45 3 раза в неделю — при наличии мусоропровода кв.м 0,65 3 раза в неделю — при наличии лифта кв.м 0,62 1 раз в неделю — при наличии лифта, мусоропровода кв.м 0,71 2 раза в неделю 5 Мытье лестничных площадок и маршей: а) нижних трех этажей: — оборудование отсутствует кв.м 2,70 1 раз в месяц — при наличии мусоропровода кв.м 2,52 1 раз в месяц — при наличии лифта кв.м 1,82 1 раз в месяц — при наличии лифта, мусоропровода кв.м 2,14 1 раз в месяц б) выше третьего этажа: — оборудование отсутствует кв.м 2,18 1 раз в месяц — при наличии мусоропровода кв.м 2,10 1 раз в месяц — при наличии лифта кв.м 1,56 1 раз в месяц — при наличии лифта, мусоропровода кв.м 1,64 1 раз в месяц — мытье мест перед загрузочными клапанами кв.м 2,52 2 раза в месяц 6 Влажная протирка элементов лестничных клеток жилых домов: — стены окрашены масляной краской кв.м 0,91 2 раза в год — двери кв.м 1,37 2 раза в год — подоконники кв.м 1,36 2 раза в год — оконные ограждения кв.м 1,31 2 раза в год — перила деревянные кв.м 1,09 2 раза в год — почтовые ящики кв.м 0,64 2 раза в год — шкафы для электрических щитков кв.м 0,81 2 раза в год 7 Подготовительные работы: — смена воды кв.м 0,2 1 раз в месяц 2 . Н ормы по ручной уборке дворовых территорий Виды территорий С усовершенствованным покрытием (м2) Без покрытий (м2) Зимний период 1200 16000 Летний период 3000 4000 Состав работы Е д .изм . Норма времени Периодич ­ ность 1 2 3 4 5 1 Удаление мусора из х. . мусооопоиемных камеэ: •Ч ;. — . а) переносные мусобоприемники______________ — на 1 этаже м3 155,8 ежедневно — в цокольном этаже м3 202,9 ежедневно — в подвале м3 237,9 ежедневно б) бункер: — на 1 этаже м3 101,9 ежедневно — в цокольном этаже м3 136,8 ежедневно — в подвале м3 177,7 ежедневно 2 Уборка бункеров: — с помощью шланга 1 бунк. 12,5 1 раз в месяц — без шланга 1 бунк. 25,8 1 раз в месяи 3 Уборка загрузочных клапанов клапан 5,91 1 раз в неделю 4 Влажное подметание пола мусооопоиемных камер м2 0,635 ежедневно 5 Уборка мусороприемных камер (мытье стен, полов): — с помощью шланга м2 2,2 лето — ежедневно зима —1 раз в месяц — без шланга м2 6,69 лето — ежедневно зима —1 раз в месяц 6 Дезинфекция мусороприемников: — переносной мусороприемник 1 м/сб. 3,49 1 раз в месяц — бункер 1 бунк. 101 1 раз в месяц 7 Дезинфекция всех типов ствола мусоропровода :______________ — вручную 1 п.м. м/пр. 2,06 1 раз в месяц — с помощью ершей и шлангов 1 п.м. ___м/пр.___ 1,08 1 раз в ___ месяц Глава администрации г. Липецка М.ГУЛЕВСКИЙ. Приложение№6 ПЕРЕЧЕНЬ работ, выполняемых жилищными предприятиями при текущей эксплуатации жилищного фонда в жилых помещениях за счет платы за техническое обслуживание Вид работ Сроки устранения 1 Наладка и регулировка систем холодного и горячего водоснабжения, промывка и испытание трубопроводов холодного и горячего водоснабжения, обеспечение подачи воды в точках водоразбора необходимого напора и температуры не ниже 60 градусов С в открытых системах горячего водоснабжения и не менее 50 градусов — в закрытых В течение 3-х суток 2 Промывка и испытание трубопроводов холодного и горячего водоснабжения 1 раз в год 3 Наладка и регулировка систем отопления с ликвидацией непрогревов, воздушных пробок, промывка и испытание трубопроводов и отопительных приборов для обеспечения заданного температурного режима согласно СНиП 2.08.01-89. В течение 3-х суток 4 Устранение утечек системы отопления с заменой сгонов, к/гаек, отводов, прокладок, набивкой сальников, уплотнением резьбовых соединений и отопительных приборов Незамедлительно (ГОСТ Р 51617-2000 "ЖКУ. Общие технические условия") 5 Промывка и прочистка общедомовой канализации 1 раз в год 6 Устранение засоров общедомовых канализационных трубопроводов В течение смены 7 Укрепление сантехнического оборудования (расшатанных унитазов, умывальников, раковин, моек, ванн). В течение суток 8 Проверка технического состояния электроплит, регулировка работы электроплит (независимо от типа, без стоимости запасных частей) По графику специализированного предприятия 9 Текущий ремонт квартиры, необходимость которого наступила по вине наймодателя В согласованные с заявителем сроки 10 Проверка работы и обеспечение заданного режима воздухообмена вентиляционных вытяжных каналов 1 раз в год 11 Плановый осмотр систем холодного и горячего водоснабжения, вентиляции, отопления 2 раза в год Глава администрации г. Липецка М. ГУЛЕВСКИЙ. Приложение № 8 ТАРИФЫ на услуги водопровода и канализации для населения по МУП «Липецкводоканал» Тарифы за 1 м.куб. руб, и коп, с НДС Услуги водопровода Услуги канализации ПОЛОЖЕНИЕ о дифференцированном подходе к оплате ж и л ищ н о -ком м ун ал ь ны х услуг Настоящее положение определяет порядок применения дифференци­ рованных ставок платы за сверхнормативную площадь по техническому обслуживанию жилья и отоплению жилых помещений, для нанимателей и собственников жилых помещений независимо от форм собственности жи­ лищного фонда, в зависимости от занимаемой площади на период до пе­ рехода на полное возмещение затрат предприятий жилищно-коммуналь­ ного хозяйства за счёт населения. 1. При введении дифференцированных ставок за сверхнормативную площадь вводится норматив общей площади жилья, в пределах которого осуществляется дотирование разницы между экономически обоснованны­ ми ставками и тарифами на жилищно-коммунальные услуги и ставками для населения, утверждёнными органами местного самоуправления на каж­ дом этапе, вплоть до полного возмещения затрат предприятий жилищно- коммунального хозяйства за счёт средств населения. Норматив общей площади определяется по формуле: 5п — (З соц .н . + 5доп . + 10*Ы + 5 ) , где N — количество проживающих, чел. З соц .н — социальная норма общей площади жилья, м2, утверждённая постановлением главы администрации г.Липецка от 08.10.98 № 3673 «О внесении изменений в Постановление главы администрации г.Липецка» от 05.05.95 №1712 «Об упорядочении предоставления коммунальных услуг и их оплате населением». Социальная норма общей площади жилья в г Ли­ пецке составляет: — 18 кв. м общей площади жилья на одного члена семьи в городской местности, состоящей из трех и более человек; — 42 кв.м — на семью из двух человек; , — 33 кв. м — на одиноко проживающих граждан; — 12 кв. м жилой площади на одного человека, проживающего в ком­ мунальной квартире. — социальная норма площади жилья для одиноких граждан, проживаю­ щих в однокомнатной квартире либо в коммунальной квартире (комнате), равна фактически занимаемой ими площади квартиры (жилой комнаты ком­ мунальной квартиры); — социальная норма площади жилья для граждан, проживающих в вет­ хих и аварийных жилых помещениях равна фактически занимаемой ими площади квартиры (комнаты в коммунальной квартире). 5 д оп . — дополнительная площадь, предусмотренная законодательны­ ми актами для отдельных категорий населения, кв.м; 10 — дополнительная общая площадь жилых помещений на каждого члена семьи, кв. м; 5 — дополнительная общая площадь жилых помещений на семью, м2. Сверхнормативной площадью жилья (Зсверх.норм.) считается площадь, превышающая норматив общей площади. Исходя из занимаемой общей площади жилого помещения (Зобщ.) определяется размер сверхнорма­ тивной площади по формуле: Зсверх.норм . = Зобщ. — 5п = Зобщ . — (Зсоц .н . + Здоп. + 10*Ы + 5 ). Например: 1.1. Семья из двух человек занимает квартиру общей площадью 50,0 м2 права на пользование дополнительной площадью не имеет. 5п = (42 м + 1 0 * 2 чел. + 5 м2) = 67,0 м2 Зсверх.норм. = 50,0 — 67,0 < О — сверхнормативной площади нет. 1.2. Семья из трёх человек занимает квартиру общей площадью 98,0 м2 права на пользование дополнительной площадью не имеет. Зп = (18 м2 *3 чел. + 10 *3 чел. + 5 м2) = 89,0 м2 Зсверх.норм = 98,0 -89,0= 9,0 м2. 2. Бюджетное дотирование разницы между экономически обоснован­ ными ставками и тарифами на жилищно-коммунальные услуги и ставками для населения, установленными органами местного самоуправления, пре­ доставляется гражданину один раз. 3. Норматив общей площади (Зп) учитывается по всей общей площади жилья, которое граждане имеют на правах собственности, а также на пра­ вах социального найма. Например: 3.1. Семья из четырёх человек зарегистрирована и проживает на ос­ новании договора социального найма в квартире общей площадью 60,0 м , имеет в собственности квартиру общей площадью 85,0 м2, в которой нет зарегистрированных граждан. Зп = (18 м2 *4 чел. + 10 *4 чел. + 5 м 2) = 117,0 м2. Зобщ. = 60,0 + 85,0 = 145,0. Зсверх.норм. = 145,0 - 117,0= 28,0 м2. В случаях когда квартиры, принадлежащие одному гражданину, нахо­ дятся в разных ЖЭУ, основанием для перерасчёта социальной нормы в квартире, где нет зарегистрированных граждан, является справка ЖЭУ по месту регистрации, оформленная в соответствии с приложением к настоя­ щему Положению. 4. Плата за отопление, содержание и ремонт жилья состоит из оплаты двух размеров площадей по дифференцированным ставкам. В пределах норматива оплата производится по ставкам и тарифам на уровне платежей для населения, утверждённым органами местного само­ управления. За сверхнормативную площадь оплата производится по ставкам и та­ рифам, утверждённым органами местного самоуправления на уровне 100% возмещения затрат по отоплению, содержанию и ремонту жилья. 5. Для граждан, имеющих в соответствии с действующим законода­ тельством право на пользование дополнительной площадью в размере одной комнаты, площадь комнаты устанавливается в размере 10 м2. 6. Освободить от 100% оплаты за отопление, содержание и ремонт сверхнормативной площади жилья следующие категории населения, име­ ющие одно и единственное жильё: — семьи, состоящие из неработающих пенсионеров; — семьи, состоящие из неработающих пенсионеров, имеющих детей до 18 лет; , , — семьи,, состоящие из неработающих пенсионеров, имеющих детей старше 18 лет, ставших инвалидами до достижения ими 18 лет; — семьи, состоящие из неработающих пенсионеров, имеющих детей до 23 лет, обучающихся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; — одиноко проживающих граждан, пользующихся льготами по оплате жилья и коммунальных услуг; — семьи, получающие субсидии по оплате жилья. В остальных случаях начисление 100% платы за сверхнормативное жильё производится пропорционально сверхнормативной площади жилья, при­ ходящейся на каждого члена семьи, исключая долю, приходящуюся на не­ работающего пенсионера и (или) на члена семьи, имеющего право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Например: 6.1. Семья из двух человек, один из которых является пенсионером, проживает в квартире общей площадью 80,0 кв. м. Зп = (42 м2 + 10 *2 чел. + 5 м2) = 67,0 м2 Зсверх.норм. = 80,0 — 67,0= 13,0 м2. Пенсионер освобождается от оплаты сверхнормативного жилья, сле­ довательно: Зсверх.норм. = 13,0 м2 / 2 чел. = 6,5 м2. 6.2. Семья из двух человек, один из которых является инвалидом ВОВ, проживает в квартире общей площадью 80,0 м2. Льготы инвалидов ВОВ по оплате жилья и коммунальных услуг распространяются на всех совместно проживающих членов семьи, следовательно: Зсверх.норм. = 0 м2. 6.3. Семья из двух человек, один из которых является инвалидом III группы, проживает в квартире общей площадью 80,0 м2. Льгота инвалида III группы по оплате жилья и коммунальных услуг не распространяется на совместно проживающих членов семьи, следовательно: Зп = (42 м2 + 10 *2 чел. + 5 м2) = 67,0 м2. Зсверх.норм. = (80,0 - 67,0) / 2 = 6,5 м2. 6.4. Семья из четырёх человек, один из которых является пенсионе­ ром, зарегистрирована^ проживает на основании договора социального найма в квартире общей площадью 60,0 м2, имеет в собственности кварти­ ру общей площадью 85,0 м2, в которой нет зарегистрированных граждан. Зп = (18 м2 *4 чел. + 10 *4 чел. + 5 м2) = 117,0 м2. Зобщ. = 60,0 + 85,0 = 145,0. Зсверх.норм. = 145,0 — 117,0= 28,0 м2. Пенсионер освобождён отоплаты сверхнормативного жилья, следова­ тельно: Зсверх.норм. = 28,0 кв.м /4 чел. * 3 чел. = 21,0 кв. м. 7. Граждане, приобретшие квартиру в собственность, в течение одного месяца предоставляют в ЖЭУ документы, подтверждающие факт сделки и справку, выдаваемую ЖЭУ по месту регистрации, в соответствии с настоя­ щим Положением. ■ ’ В случае если по истечении месяца с момента осуществления сделки по данному жилью не будут предоставлены вышеуказанные документы, гражданину производится перерасчет в начислении квартплаты за этот ме­ сяц из расчета 100% уровня платежа, и впоследствии начисление оплаты за отопление, содержание и ремонт жилья производится по 100% уровню платежа. М. ГУЛЕВСКИЙ. Глава администрации г. Липецка Приложение№7 ПЕРЕЧЕНЬ обязательных работ, выполняемых жилищными предприятия­ ми при текущей эксплуатации жилищного фонда в жилых помещениях за счет проживающих Вид работ Сроки устранения Примеча- г.Липецк Д/санаторий «Мечта» Добровского района 1,06 1,06 Глава администрации г. Липецка 0,88 М .ГУЛЕВСКИЙ . 1 Смена водоразборной и водозаборной арматуры, смесителей, вентилей, кранов В течение смены Материалы и оборудо­ вание приобрет. жильцами 2 Смена сантехнических приборов: смывных бачков, унитазов, умывальников, раковин, моек и т. д. В согласованные с жильцами сроки - / / * 3 Замена внутриквартирной водопроводной разводки (без проведения капремонта) В согласованные с жильцами сроки 4 Смена гибкой подводки присоединения сантехнических приборов (водосливной арматуры, сифонов, подводящих патрубков, выпусков, замена сидения к унитазу) В течение смены 5 Замена в квартире разбитых жильцами стекол В течение смены 6 Смена или ремонт дверных блоков, дверей, неисправных замков, ручек В согласованные с жильцами сроки 7 Замена бытовой электрической плиты В согласованные с жильцами сроки - / / - 8 Выполнение отделочного ремонта в квартире В согласованные с жильцами сроки -II- 9 Замена электропроводки и электрооборудования в квартире В согласованные с жильцами сроки -II- 10 Установка, ремонт, замена приборов учета расхода холодной и горячей воды В согласованные с жильцами сроки -II- 11 Установка контрольных электрических счетчиков в квартирах В согласованные с жильцами сроки -II- 12 Прочистка засора внутренней канализационной системы, произошедшего по вине проживающих В согласованные с жильцами сроки -II- 13 Обслуживание, ремонт и замена абонентских почтовых ящиков В согласованные с жильцами сроки -II- 14 Выдача справок и других документов Глава администрации г. Липецка М .ГУЛЕВСКИЙ . (Окончание. Начало на 1-й стр.) Сегодняшняя российская действительность — царство то­ тальной человеческой низости. Такое уже было в истории России, но никогда еще зло не наступало так активно, так успешно, как в наши дни, не возводилось в нор­ му. Низость преподносится как образец человеческого поведе­ ния, все высшие духовные ценно­ сти оболганы, вывернуты наизнан­ ку. А без этого как и в чем укре­ питься человеческой душе, как преодолеть смятение духа? За образец берется гордыня, бес­ стыдство, стяжание, во всем тор­ жествует пошлость. Как противо­ стоять всему этому? Только обра­ тив сердца людские к подлинным духовно-нравственным ценнос­ тям. Они — в Православии, без которого нет и быть не может Рос­ сии. Опасно, если наших детей учат не по Закону Божьему, а по Дейли Карнеги! Мы получим то, чему учим: нелюбовь, не жертвен­ ность, а лицемерие и «рыночные отношения»... Не голый разум, а воспитание сердца, вот что нам нужно! А главное, мы должны по- вославной культуры в школах Кур­ ской области поделился священ­ ник Олег ЧЕБАНОВ, старший преподаватель кафедры религи­ оведения Курского государствен­ ного университета. Он подчеркнул надуманность дискуссии, развер­ нутой в ряде СМИ, о целесооб­ разности преподавания в школах курса «Основ православной куль­ туры». Разве воспитание молоде­ жи, основанное на веками прове­ ренных ценностях Православного вероучения, более опасно того блудобесия, тотального насилия над неокрепшими душами, кото­ рое ежедневно, ежечасно льется с экранов телевизоров и со стра­ ниц «освобожденных от цензуры» газет и журналов? Какие права и свободы ущемляют ценности Пра­ вославия? Право погибать во тьме сатанизма, свободу ни за что не отвечать и ни перед чем не ос­ танавливаться? Темы и направления, обозна­ ченные на пленарном заседании чтений, были развернуты и конк­ ретизированы в работе секций. * * * Одна из них —для руководи­ телей общеобразовательных и культуры, делились первым опы­ том с коллегами и сомнениями, отвечали на вопросы, давали практические советы. Быть мо­ жет, эта работа поможет возро­ диться духовно-нравственной свя­ зи между поколениями. * * ★ Впервые в этом году на Рож­ дественских чтениях была пред­ ставлена секция председателей родительских комитетов, на кото­ рой обсуждалось духовно-нрав­ ственное воспитание детей в се­ мье. Удивительно, но факт: меч­ тая о счастье для своих чад, мы заботимся об их физическом здо­ ровье, образовании, достатке — и забываем о душе. В традициях же русской пра­ вославной семьи первоочередной и самой главной задачей всегда было воспитание нравственной, совестливой, любящей ближних личности, готовой верой и прав­ дой служить Богу и Отечеству. Но если сам уклад тогдашней жизни и состав семьи — обычно многодетной, с бабушками и де­ душками, — способствовали со­ хранению вековых обычаев и ус­ тоев русского народа, то сегод- НЕТ ИСТИНЫ мнить: сегодня зло торжествует, но это Победа прозрачная. Добро обязательно победит. Надо лишь быть стойкими в Вере, как запо- ведывал христианам апостол Па­ вел... Осмысливая опыт Рожде­ ственских чтений, опыт руковод­ ства Православной гимназии, протоиерей о. ВАСИЛИЙ (Рома­ нов) произнес страстное пастыр­ ское: — Все большее внимание наша Церковь обращает на вос­ питание молодежи, которая ста­ раниями злых сил стала почти вся «группой риска». СМИ, не скован­ ные никакой ответственностью, открыто пропагандируют сата­ низм, разврат, насилие. Задача Церкви—помочь молодежи отыс­ кать путь к спасению, наполнить их жизни высоким смыслом. И здесь очень важно формировать православные общины для духов­ но-нравственного просвещения молодежи, не бояться критики со стороны тех, кто всеми силами препятствует изучению основ на­ шей традиционной культуры, ос­ нов Православия. Опыт воспитания учащихся в Православной гимназии укрепля­ ет веру в то, что наши выпускники не сольются с миром зла, а будут всячески противостоять ему. А для этого надо научиться слушать свое сердце, прислушиваться к собственной совести, которая есть голос Бога в человеке. А еще осознать радость человеческой жизни вместе с Богом в общении с людьми. Сегодня очень важно понять, что гнев Божий есть след­ ствие греховности человечества, каждого из нас, а потому очень важно признать свою вину за гре­ хи мира! Признать, чтобы покаять­ ся и спастись... «Духовные традиции отече­ ственного образования» — так озаглавил свой доклад доктор педагогических наук, заслужен­ ный деятель науки РФ, зав. ка­ федрой педагогики ЕГУ Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ. —Если наше государство ду­ мает о будущем развитии, а об­ щество о самосохранении, —ска­ зал он, — то мы должны самое серьезное внимание уделять об­ разованию и воспитанию — на основе традиций отечественного образования—прежде всего цен­ ностей Православия. Для право­ славных Церковь и Царство—не­ разделимы... Наше общество переживает непростой, во многом насиль­ ственно навязанный Западом кон­ фликт, конфликт цивилизацион­ ный, в котором, как оказалось, су­ ществует не просто неприятие тоталитаризма, а всех других ци­ вилизаций, отличающихся от за­ падной. Удар наносится в первую очередь по Православию, фунда­ менту русской, славянской циви­ лизации. Цель—превратить рус­ ский народ в народ-изгой, не име­ ющий право на жизнь в «цивили­ зованном сообществе». В глобальном конфликте меж­ ду Западом и Востоком очень важ­ но в воспитании нашей молоде­ жи опираться на сакральные ду­ ховно-нравственные ценности Православия, которые незыбле­ мы. Традиционное образование неразделимо с поисками смысла человеческой жизни, осознания ценности ее... Опытом изучения основ пра- дошкольных учреждений, в кото­ рой участвовали представители Ельца, Хлевенского района, Воро­ нежа, Курска и Ливен. Обсуждая проблему православного образо­ вания и воспитания в школе, все они были единодушны в оценке того, что свобода демократии в нашем обществе обернулась все­ дозволенностью и привела к мас­ совой духовно-нравственной дег­ радации. Когда же в упадке честь и ученость, гибнет культура и вы­ рождается наука, отмечали педа­ гоги. Будущее нашей страны, ее детей не спасут ни щедрые запад­ ные инвестиции, ни даже самые продвинутые технологии. Ответ на извечный русский вопрос «Что делать?» собравши­ еся искали в опыте наших пред­ ков, которые во все века на свя­ тости, чести, благородстве и со­ вести собирали и укрепляли ве­ ликую Русь. Стало быть, и нам нынче нельзя без духовно-нрав­ ственного начала в образовании, без возрождения народных тра­ диций, культуры. Но кто и как сможет научить ребенка слышать свое сердце, спрашивали себя педагоги. И от­ вечали: только ЛИЧНОСТЬ может воспитать ЛИЧНОСТЬ! И для это­ го, о чем подробно говорила за­ ведующая Хлевенским роно Лю­ бовь Черных, педагоги Хпевенс- кого района многому учились и продолжают учиться сами, уча­ ствуя в региональных и российс­ ких научно-практических конфе­ ренциях, опираясь на помощь уче­ ных Елецкого госуниверситета и Елецкой православной гимназии. Кстати, они были в числе первых слушателей курсов по основам православной культуры, органи­ зованных на базе ЕГУ. Слушая и слыша друг друга, споря и отстаивая собственную точку зрения, педагоги высказы­ вали слова глубокой благодарно­ сти устроителям Рождественских чтений, помогающим им находить верные ориентиры в многотруд­ ной работе по духовно-нравствен­ ному воспитанию в современной школе. ★ ★ ★ Секция учителей общеобра­ зовательных школ оказалась са­ мой «молодой» из тех, что продол­ жили работу Пятых Рождественс­ ких чтений, потому что за их исто­ рию они проводились всего лишь в третий раз. Выступавшие не просто озвучивали злободневные проблемы, с которыми сталкива­ ются в классах, но и предлагали пути их решения, делились с кол­ легами накопленным личным опы­ том в преподавании основ право­ славной культуры. По мнению участников встре­ чи, уже сегодня всем вместе и каждому педагогу в отдельности нужно стараться преподавать нравственные уроки не только де­ тям, но и самим родителям. И пусть даже по крупицам, но зерно веры в душах людских должно быть посеяно. Однако при этом, подчеркнул иерей, руководитель секции Александр ЗЮЗЯ, на уроки Закона Божьего нельзя при­ влекать учеников насильно, пото­ му что таким образом посеянные в душе ребенка ростки веры ни­ когда не дадут благие всходы. Учителя, начинающие вести новые для себя факультативы и кружки по основам православной няшняя цивилизация, формирую­ щая в людях упрощенное, ижди­ венческое отношение к миру и ок­ ружающим, «поредевшая» — за­ частую с одним ребенком — се­ мья, насильственно прерванная десятилетиями атеистического прошлого нашей страны право­ славная традиция привели к тому, что русский народ практически вымирает, а личность как таковая «грешит» изобилием разного рода пороков и страстей. Однако любые попытки возро­ дить православие в России в шты­ ки воспринимается его врагами. Тем не менее работа по вос­ питанию наших детей в духе пра­ вославия уже ведется — и начи­ нается она в детском саду. Труд­ но переоценить роль семьи в этом сложнейшем процессе фор­ мирования человека, о чем и вели речь в своих выступлениях участ­ ники секции — председатели и члены родительских комитетов детского сада № 40, Православ­ ной гимназии, средних школ № 10 и 16, лицея № 24 города Ельца. А старший преподаватель ка­ федры философии и политоло­ гии, кандидат педагогических наук Андрей ПАВЛЕНКО в своем док­ ладе исследовал роль и значение семьи в развитии нравственной, духовной личности на примере судьбы уникального русского пи­ сателя и философа Василия Ро­ занова. Подводя итоги работы секции, ее руководитель иерей Алек­ сандр ВЫЛУСК отметил, однако, что воспитание детей надо начи­ нать с... самих себя. Ибо и мы ви­ новаты в том, что были ленивы и нелюбопытны, легко отказались от веры предков. Еще и по сию пору горят лампадки во многих сельс­ ких избах—поэтому не поздно еще зажечь от них и свою, отогрев и осветив свою душу. Не поздно еще и потому, что молодежь наша все-таки генети­ чески связана с «породившим» ее народом, родной землей, не ус­ пела окончательно оторваться от своих корней и традиций. В под­ тверждение этому курский свя­ щенник отец ОЛЕГ рассказал о своих многочисленных встречах со студентами и учащимися, которые он начинает вопросом о том, как они относятся к православию. —Что же мы, неруси, что ли?.. — ответил ему однажды совсем юный паренек... * * * В молодежной секции, кото­ рой руководили диакон Олег ПА- РАХИН и Николай БЕЛКАНОВ, сугубо академические штудии об экуменических идеях протоиерея Сергия БУЛГАКОВА, о педагоги­ ческих заветах Димитрия Ростов­ ского, Иоанна Кронштадского и русского старчества или о право­ славном воспитании в процессе изучения английского языка то и дело стимулировали острый диа­ лог, а то и дискуссию. Это, есте­ ственно, объясняется молодостью исследователей, их желанием по­ смотреть на отстоявшиеся в пра­ вославии авторитеты и принципы по-новому, уважительно, но без хрестоматийного пиетита. Как за­ метил один из присутствующих, неправильно представлять Право­ славие благостной старушкой, ко­ торая изначально знает все отве­ ты и автоматически гарантирует простое, беспроблемное суще­ ствование. Наша вера требует духовного напряжения, мужества, бесстрашия перед лицом любых драматических противоречий. В рамках Чтений молодежная секция тоже работала впервые. И у нее есть все шансы стать одной из ключевых в дальнейших про­ граммах Рождественских встреч в Ельце. * * * Несколько слов о впечатлени­ ях, вынесенныхучастниками VРож­ дественских чтений о проделан­ ной работе. Священник Олег ЧЕБАНОВ, старший преподаватель кафедры КГУ (г. Курск): — Такие встречи жизненно необходимы сегодня. Потому что не в чиновничьих кабинетах само-' го высокого ранга решаются воп­ росы воспитания нашей молоде­ жи, а здесь вот, в регионах Рос­ сии. Здесь-то в глубине, в гуще народной жизни, намного видней — каким путем идти, как спасать­ ся сейчас и формировать достой­ ное будущее. Без Православия этого сделать невозможно. В сво­ ей практической работе мы ощу­ щаем серьезную поддержку со стороны власти — как областной, так и органов местного самоуправ­ ления. Курская область, пожалуй, единственная, где за каждой об­ щеобразовательной школой зак­ реплен священник — с согласия светской власти и правящего ар­ хиерея. Не надо бояться богоугод­ ных дел и поменьше обращать внимание на злобную критику со стороны некоторых СМИ. За ней очевидно одно: боязнь потерять завоеванные позиции очень вли­ ятельных сил, действующих в Рос- у сии, в том числе — в системе школьного образования... Протоиерей Андрей ИЗА- КАР, руководитель отдела рели­ гиозного образования и катехиза­ ции Воронежско-Липецкой епар­ хии (г. Воронеж): — Опыт Рождественских чте­ ний уникален для всей России, и его надо развивать, изучать и ис­ пользовать в конкретной работе по воспитанию молодежи. Я под­ черкиваю— по всей России! Про­ водимая здесь, в Ельце, работа, существенно дополняет тот под­ ход по духовному воспитанию мо­ лодежи, что утверждается в на­ шей епархии. Проблема, стоящая перед обществом, серьезная: злу можно и нужно противостоять — именно духовно-нравственным просвещением всего общества, вышедшего из полосы официаль­ ного атеизма, воспитанием ново­ го поколения на традиционных ценностях Православия, отече­ ственной культуры. Мы возделы­ ваем свое поле, стремясь офор­ мить свою деятельность в соот­ ветствии с законами, с потребно­ стями общества. В Воронежской области есть и реально действу­ ет, вот уже год, программа духов- ^ но-нравственного воспитания. И то, что наши усилия прирастают усилиями елецких ученых, свя­ щенников, общественности, — ра­ дует особо. Евгений БЕЛОЗЕРЦЕВ, зав. кафедрой педагогики ЕГУ, про­ фессор (г. Елец): — Пятые Рождественские чте­ ния, проводимые в Ельце, — это уже традиция, это уже накоплен­ ный опыт работы, совместных идей, программ, целей. Замеча­ тельно, что к первоначальному ядру энтузиастов таких Чтений с каждым годом присоединяется все больше и больше участников. Наряду с количественным ростом, расширением географии участ­ ников обогащается и уточняется проблематика, растет взаимопо­ нимание, яснее формируется цель и ставятся конкретные за ­ дачи. Идет совместное прибли­ жение к истине, углубленный ее поиск. Замечательно, что все участ­ ники Чтений понимают, что нам необходима действенная любовь к традиционным духовно-нрав­ ственным ценностям, сформиро­ ванным всей историей нашего народа, к вере отцов — Правосла­ вию. Господь не слов, а дел на­ ших хочет. И эти действия очевид­ ны. За пять лет сделано немало. Заметно, например, укрепились позиции школы вХлевенском рай­ оне, где реализуется программа «Русская школа». Идеи, сформу­ лированные в ходе Чтений, уже превращаются в учебные реко­ мендации. Идеи и работы наше­ го ученого сообщества, кстати, вошли во многие учебные пособия для школ и вузов, которые изда­ ны в последние годы. Это также факт признания той работы, что ведется в Ельце. Осуществляет­ ся и реальная помощь учителям, желающим глубже осознать эти основы... Растет и авторитет активных участников Чтений. Скажем, уче­ ные ЕГУ выступили в качестве ре­ цензентов программы «Основ пра- л вославной культуры», разработан­ ной в Москве. Мы поддержали ее, хотя и высказали ряд замечаний по ее улучшению. Именно по ней надуманную дискуссию навязыва­ ют сегодня СМИ нашему обще­ ству. Но наша позиция, как и пра­ вославного духовенства, вполне определенна: мы уверены в сво­ ей правоте, а суета и истерика оп­ понентов и противников програм­ мы выдает несостоятельность и бесперспективность их «точки зре­ ния». У России в деле воспитания молодежи другого пути нет, кро­ ме опоры на традиционные духов­ но-нравственные ценности, на наше Православие!.. * * * Пятые Рождественские чтения в Ельце завершены. Они еще раз убедительно подтвердили истин­ ность завета апостола Павла: «Не ведением ходим, а Верой!». Ве- ^ рой в правоту нашего общего дела, верой в спасительную силу Православия, верой в незыбле­ мость святоотеческих традиций, в неразрывность опыта поколе­ ний. Без всего этого души наши останутся погибельной игрушкой сил зла, без всего этого «наш мир — пустыня, душа — алтарь без бо­ жества». В завершение работы Чтений было принято «Обращение к об­ щественности», отвергающее на­ думанность и несостоятельность критики преподавания «Основ православной культуры» в школах России. Цель развернутой в СМИ оголтелой кампании, говорится в нем, не допустить воспитания мо­ лодежи на высоких духовных цен­ ностях Православия, чтобы и дальше безнаказанно калечить души людей, изолировать от них свет православного учения. Ради одной преступной цели— властво­ вать и далее над умами и серд­ цами людскими. Но этому не бы­ вать: не в силе Бог, а в правде! А правда там, где Любовь! Отчет подготовили Владимир ПЕТРОВ, Эмма МЕНЬШИКОВА, Милада ФЕДЮКИНА, Тамара ФЕДЮКИНА. Елец — Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz