Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ОБРАЗОВАНИЕ А к тер у Елецкого городского драм атическо го театра «Бенефис» Виталию Петрову присвоено почетное звание «Заслуженный артист Российской Ф едерации» . И это — з а ко ном ер но во всех о тнош ениях . Петров — лидер труппы . Во мно гом благодаря его усилиям был ор ганизован «Бенефис». Н а к о н е ц , именно он своим моноспе кта клем «Мысль» по Л . А ндрееву проложил доро гу к признанию театра из Ельца среди столичных ценителей. 1 Ш л Ш 11 енефису» может, пожалуй, позавидовать ж ■ | любой театр России такого же статуса. Л Л Алма-Ата, где когда-то работали и Вита- Ш Л лий Петров, и заслуженный артист Казах- I Метана Алексей Праслов, и Юрий Карпен- » И Я ко, и где, по-прежнему ставя спектакли на елецкой сцене, работает сегодня режис сер Владимир Назаров, в советское времяимела репута цию театрального города. Конечно, перебравшись вЕлец, за почти девять лет труппа «Бенефиса» пополнялась, менялась. Но изначальная «планка» остается высокой. И Петров — один из тех, кто твердо держит ее. Для большинства елецких театралов (позволю присовокупить к их числу и себя) «Бенефис» чуть ли не в первую оче редь ассоциируется с этим артистом. Внешние данные Виталия Петрова, его сценический темперамент как будто бы не вызывают сомнений: конеч но, герой-любовник! Но уже давненько попытки «загнать» | | талантливого исполнителя в рамки амплуа вызывают же лание это оспорить. И аргументом против наверняка мо гут послужить образы, созданные Виталием Петровым. Но если все же вести речь об амплуа, то актер чаще всего словно испытывает его на прочность, показывает «изнан ку» обаятельного персонажа, заставляя вспомнить о двух сторонах медали. Если же смотреть шире, по существу, то герои Петрова, как правило, инициаторы сценических ин триг, вольно или невольно провоцируют их, оказываются центром раскручивающихся событий. Ну вот скажите, какая роль для В. Петрова напра шивается в гоголевской «Женитьбе»? Байбака-жениха Подколесина? Еще кого-то из претендентов на руку Ага фьи Тихоновны? Вероятно, это было бы любопытно. Однако напрашивается-то — неутомимый движитель ко медии Кочкарев с его почти маниакальной идеей же нить друга Подколесина. Кочкарев у В. Петрова отнюдь не бестолково суетлив и моторен. Он действует очень даже с толком и не торопясь, чтобы у его приятеля все было не хуже, чем у людей — семья, дети, родственни ки, место, с которого уж не сойти, в социуме. И все же до конца так и не проясненная загадочность с налетом инфернальности в этом вполне «партикулярном» Коч- кареве остается... Еще одна работа Петрова, которая впечаталась в па мять, — порочно-обольстительный Николай из «Поздней любви» А .Н . Островского. Только вот он не столько хо зяин положения, сколько «игрушка» в руках судьбы- злодейки, закатившаяся в угол денежно-амурных об стоятельств. «Любовь по контракту» — название коме дии Ива Жамиака относится, в первую очередь, к Алек сандру — В. Петрову. Он-то и пытается совместить не совместимое: чувства и вроде бы полюбовные соглаше ния с остальными персонажами. Комического в такой истории о меркантилизме поневоле, о безуспешной по пытке срежиссировать собственную жизнь, повернуть ее течение вспять — признаться, не так уж много... В общем, В. Петров скорее бежит от предназначен ного ему амплуа. Романтический «рыцарь без страха и упрека» Дон Мануэль («Дама-невидимка» П . Кальде рона) лишь подчеркивает некие исходные позиции ак тера, то, что он способен сыграть изначально. Но ему интереснее преодолевать сопротивление материала, из которого он лепит свои образы, он хочет воплощать ха рактерных, отнюдь не возвышенного толка, персонажей. Можно просто обсмеяться над курсантом-педантом К у димовым (спектакль по «Старшему сыну» А . Вампило ва). Или убедиться, что В. Петров, если надо, способен подойти к роли по принципу типажности (незадачли вый работяга Вася Бок в «Конкурсе» А . Галина). А ког да того требует «жесткий» режиссер Юрий Мельниц кий, так вообще представить на первый взгляд роман тического Треплева («Чайка» А .П . Чехова) с точностью чуть ли не наоборот. Виталий Петров «приручил», приучил к себе публи ку, она привыкла видеть его в каждой постановке «Бе нефиса». Бывают, безусловно, и исключения. Но, да не обидятся на меня остальные актеры театра (а они — одна сильная и дружная «команда»), — спектакль без Виталия кажется «неполным». Невольно хочется вооб разить, кем он мог бы выйти на сцену на сей раз. Пожа луй, наиболее пока досадная «невстреча» с героем В. Петрова — роль Гамлета. Очень уж хотелось актеру ког да-то поставить великую трагедию великого автора и сыграть принца. Увы, не получилось. Театр, как я по нимаю, посчитал, что рановато замахиваться на шедевр Вильяма, понимаете, Шекспира. Зато сейчас в «Бене фисе» полным ходом идут репетиции «Укрощения строп тивой». И в роли укротителя, Петруччио, мы наверняка увидим заслуженного артиста России Виталия Петрова. Константин КЛЮ Т КИ Н . На снимке: Людмила Соловьева (Аркадина) и Вита лий Петров в спектакле «Чайка». Фот^Владимир а Д У ^ ^ ^ ^ А иПРОНАЛОГИ, и про мюзиклы Ф ев р ал ь , п о ж а л у й , о к а з а л с я н а редкость у р о ж а й н ы м по части п у б л и к а ц и й о н аш е й области в с то л и ц е . .. П ривод им выборочный и х списо к . Арсеньев Н. Шагнули в будущее. (Работы юных липчан С. Жбанова, Д. Новак, А. Свиридова представлены на Всерос. научно-инженер. вы ставке молодых дарований «Шаг в будущее» в Москве). «Рос. газета». 14февр. Данилевская Т. Чтобы помнили. (В Липецк, краевед, музее откры лась выставка, посвящ. репрессированным землякам). «Известия». 14 февр. Дипломы — лучшим: лидеры рос. алкогол. рынка по итогам 2002 г. (ООО «Бахус» признано крупнейшим в России производителем слабо алкогольной продукции). «Торг, газета». 5 февр. Звание «Народная марка» присуждают российские покупатели. (Зва ние «Народная марка» в номинации «Холодильник» в 2002 г. присуж дено холодильнику «Стинол»). «Известия». 8 февр. Колыхалов Ю. Вечный бой за светлую память. (Вот уже несколько лет родственники погибших героев России, урож. Липец, обл., ведут борьбу с чиновниками за право увеличения размера пенсий по случаю потери кормильца). «Рос. газета». 7 февр. Литвинцев Г. Олег Королев: «Земля любит и ждет настоящего хо зяина». (Интервью с губернатором Липецк, обл. О.П. Королевым о соб ствен. рецептах благополучного развития области). «Рос. газета». 7 февр. Новоселова Ю. Цементная реформа. (О реорганизации АО «Штерн- Цемент»; среди заводов, входящих в состав холдинга, — «Липецкце- мент»). Эксперт. № 4 (3 февр.). Павлова Т. Темные аллеи графа. (О лесостепной опытно-селекци онной станции (ЛОСС). «Сел. жизнь». 19 февр. Пальшин К. Сталевары напали на Европу: «Русская сталь» просит увеличить экспорт. Пошлины на лом. (ОАО «НЛМК» выступило с ини циативой повышения экспортн. пошлин). «Известия». 12 февр. Призывники из Липецка голодают. (Из Липецка отправлен гумани тар. груз в военные госпитали Моздока и Владикавказа). «Сов. Рос сия». 8 февр. Сидоров И. Кому нужны тракторы? (Интервью с пред, совета ди ректоров ОАО «Липецкий трактор» М.Г. Болотиным). «Комсом. прав да». 11 февр. Счастье творчества. (Выставка елец, кружев «Взяв узоры у снеж ной зимы» в Белгород, музее народной культуры). «Гудок». 7 февр. Щуплов А. Президентский лауреат сочинил мюзикл. (Т.Н. Хренни ков получил премию Президента РФ в обл. литературы и искусства 2002 г.). «Рос. газета». 15 февр. Подготовила Наталья ПЕНДЮРИНА, главный библиограф областной универсальной научной библиотеки. еще короткую жизнь на две части. Наверное, Лист хотел сказать этой музыкой, что каждый человек может раз делить свою жизнь на две ча сти. Это противопоставление и было главной мыслью. Эта музыка связана с литерату рой, отчасти с живописью, но больше всего с кинематогра фом... Легко можно увидеть два города: старый, таин ственный и даже слегка мрач ный — и современный, пол ный веселья и беззаботности. Музыка вызвала у меня сна чала мрачные, а затем доб рые и милые воспоминания». Конечно, не все увлекают ся классикой всерьез и надол го. Но приблизить к ней не обходимо каждого, уверяет П уш ня к . Она питает ум и сердце. Если тебе с детства привили любовь к такой му зыке, ты вряд ли будешь без думно «тащиться» от «Бала ган Лимитед*. — Я ведь не надеюсь вы растить великих композито ров и музыкантов, — гово рит учительница. — Мне хва тит, если ребенок научится слушать, слышать, чувство вать, оценивать, пусть даже для начала интуитивно. Есть у меня свои особые радости. Это когда отпетый хулиган, двоечник на вопрос о том, какая музыка больше подхо дит к образу католической Богоматери, отвечает: «Здесь должно звучать что-то бахов- ское». Значит, получилось. Значит, не зря я все это зате яла... А такие наши с ними диалоги я называю «высшей математикой в музыке»... К а к встретили экспери менты Пушняк коллеги? А вот представьте, ей не при шлось пробивать стену непо нимания, скептицизма. На против. Если и были некото рые проблемы, то не с педа гогами, не с учениками, а... с родителями. Однажды во время урока музыки погас свет. Чем прикажете зани мать учеников целых сорок минут, если магнитофон и видео не работают, а музи цировать «вживую» невоз можно из-за темноты? И тог да Пушняк предложила ре бятам подумать: как будет звучать тема сопротивления в Седьмой симфонии Шоста ковича (на днях они изучи ли тему нашествия в этом произведении)? Класс загу дел. Всем было интересно. Урок прошел «на ура». К а ково же было удивление учи тельницы, когда на следую щий день ее вызвал «на ко вер» директор. Повод? Ж а лоба одного из родителей: он недоволен, что его ребенка заставляют сочинять симфо нии... Об этом казусе Пушняк вспоминает с улыбкой. Те перь все чаще мамы и папы идут к ней за советом: стоит ли отдавать чадо в музыкаль ную школу , какой лучше выбрать инструмент? Школьный учитель музы ки — не просто предметник, узкий специалист. Это Ека терина Викторовна знает точ но. Базовое музыкальное об разование, конечно, многое дает (сама она закончила музучилище по классу фор тепиано), но его недостаточ но. Нужно быть еще и дири жером, и режиссером, и хор мейстером, и психологом... А самое главное, нужно лю бить то, что пытаешься от крыть детям. Не зря же об этом говорил Кабалевский: «Нельзя вызвать в детях лю бовь к тому, что не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен...» Елена ТАРАВКОВА. Фото Ольги БЕЛЯКОВОЙ. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ Известно, что купеческая Россия всегда была славна меценатами и благотворителями. На их деньги возводились церкви, школы , больницы, многие из которых действуют и до сих пор . Однако бескорыстие и щедрость свойственны не только нашим пред кам , но и современникам . И акция «Малый бизнес — родному краю » , стартовавшая на прошедшей в г. Липецке конференции «Малый бизнес-2003» , является ярким тому подтверждением . Вообще-то липецкие пред приниматели и до этого уделяли значительное внимание благоус тройству городов и поселков об ласти. В особенности — прилега ющим к магазинам, кафе и офи сам территориям. Приятно сегод ня пройтись в Липецке около су пермаркетов «Калинка» по ул. Ле нина и «Слобода» по Липовской, у кафе «Баскин Роббинс» по Зе- геля и «Чикен ролл» по проспекту Победы и в других местах. Вно сит свою лепту в благоустройство города и «Русская ковка». Однако есть еще много объек тов, которые ждут помощи от щед рых благотворителей. Так, в селе Становом необходимо помочь вос становить церковь, в г. Ельце тре бует ремонта краеведческий му зей, дом-музей Тихона Хреннико ва, монастырь. Необходима фи нансовая поддержка липецкому зоопарку. Да и сам областной ДК, где проходила конференция «Ма лый бизнес-2003», также пора ре монтировать. Решено, что предпринимате ли сами подберут себе объект, которому станут помогать. А то, что их помощь будет действенна, сомневаться не приходится. Пер вые шаги к этому уже были сде ланы на конференции. Так, фир мы «Топаз», «Амарант», «Живая вода» и другие выделили 200000 рублей областной детской боль нице на закупку инкубаторов для недоношенных детей. О готовно сти наших предпринимателей по могать людям говорит и завер шивший конференцию аукцион по продаже детских картин с целью сбора денег для талантливых ре бят на краски, кисти, мольберты. То есть на то, без чего невозмож но детское творчество. В резуль тате этой акции было собрано 60 тысяч рублей. Итоги начавшейся акции бу дут подведены через год на оче редной областной конференции бизнесменов. Сергей ЧЕБОТАРЕВ. ПОЗДРАВЛЯЕМ! МУЗЫКИ ПРИДАНОЕ СВОИМИ ВЫСТАВКИ Теперь существует мно жество машин, которые чуть не все операции мо гут выполнять за человека. К сожалению, в наше вре мя мало кто из дам может похвастаться умением ис кусно вышивать или обра щаться с вязальным крюч ком. Но этого нельзя ска зать о женщинах из семьи Бородиных, чья выставка в музее Н ЛМ К продлится до десятого марта. Назва ние: «Не зря поэты воспе вают вас». Героями ее Бо родины стали не случайно. В семье ведь три поколе ния рукодельниц: бабушка — Людмила Георгиевна, мама — Галина Викторов на и дочь-школьница — Надя. На открытие этой вы ставки, естественно, при шли прежде всего те, кто сам занимается рукоделием. Считали столбики, дивились рисунку, золотым рукам ма стериц. Здесь представлены вышивка, вязание, бисеро- плетение, макраме, рисунки гуашью. Галина Викторовна Бородина работает на Ново липецком металлургическом комбинате слесарем электро службы в ЛПЦ -5 . В три сме ны, по скользящему графи ку. — Тяжелая работа, се мья... Когда же вы успевае те? — удивляюсь я. — Рукоделием занимаем ся вечерами, у телевизора. Я не могу сидеть просто так, без дела. Очень люблю вязать крючком салфетки. Так от дыхаю. Большинство связан ных вещей раздаю, дарю под ругам. Не лежать же им в шкафу! взглядиз столицы К аждая из Бородиных владеет почти всеми видами рукоделия, представленными на выставке, но у каждой есть и свое, излюбленное. У Галины Викторовны — вяза ние крючком. Наде больше нравится бисероплетение — ■ началось все с модных теперь «фенечек». А вот что сказа ла мне бабушка: — Вышивка крестом — это мое. Когда пошло увле чение макраме, пробовала было, но как-то не по серд цу. А вышивка ... Раньше времени не было — дети, муж , семья, работа. А ушла на пенсию — только это. Мне даже предлагали продать мои вещи. Но я хочу, чтобы они были как память о себе, поэтому иногда дарю боль шие вышитые картины. Труд нее всего даются портреты. ттт* | < ? щ Сейчас много компьютерных схем вышивки, но они какие- то смазанные. Допустим , картина Васнецова «Богаты ри». Я брала репродукцию и подбирала цвета ниток. Пе реводила на миллиметровку. Здесь нужны только терпение и любовь. И — под занавес — реп ли ка заведующей музеем Ольги Васильевны Скороспе- шевой: — Бородиных мы долго уговаривали показать, что они делают. Они из тех, кто готовит приданое своими ру ками. ...Такие выставки декора тивно-прикладного искусства проходят в музее Н ЛМ К ре гулярно. Не у каждого работ ника Н Л М К есть время съез дить, например, в Выставоч ный зал. А тут, после рабо- ^ NИ ты, около проходных — отчего же не зайти. Тем бо лее, вход бесплатный... Когда человек работает с нитью, с иным материа лом, время для него течет по-другому. Творчество все гда — создание своего мира. Трудно себе предста вить вышивающую жен щину, девушку злой, крик ливой, самоуверенной. Че ловек создает что-то краси вое, подлинное. А она, в свою очередь, пересоздает, оттачивает личность. Анастасия КОНОПЛЕВА, студентка филологического факультета Липецкого государственного педагогического университета. ; - ■ ............ . «ОКТЯБРЬ» ВМАРТЕ Мы испокон веков привыкли считать школьные уроки музыки необязательными, второстепенными. То ли дело точные или естественные науки ! Если ученик не усвоил закон Менделя и бином Ньютона — это трагедия. А спутает Бетховена с Чайковским — ерунда . Это ему в жизни помехой не станет. М еж д у тем во времена Эллады уро ки музыки считались чуть ли не основными. Без них полноценное образование и воспитание казалось невозможным. Но древние греки остались в истории, а у нас на первом месте уравнение с тремя неизвестными. Но, представьте, и в наши дни есть педагоги , которые убеждены в ином. И пытаются доказать: искусство необходимо детям к а к воздух. Например , победитель городского конкурса «Учитель года» в номинации «Традиции и новаторство», преподаватель музыки липецкой школы № 4 Екатерина Пушняк . За девять лет в школе Екатерине Викторовне уда лось совершить маленькую, но революцию. Раньше уро ки пения были в полном смысле 45 минутами пения под незатейливый аккомпа немент. А у нее дети если и поют, то уж никак не «В лесу родилась елочка», а, ска жем, небольшое (всего четы ре строчки), но глубокое про изведение Баха на два голо са. Да еще пытаются ответить на вопросы: что пытался вло жить в него автор и как у него это получилось. А по том исполняют ту же мело дию, но уже «по-моцартовс- ки * или «по-бетховенски»... Короче, на манер юных древ них греков приобщаются к классической музыке, знако мятся с разными эпохами и стилями. Но это еще не все. У Пушняк — завидный арсе нал: сюжетно-ролевые игры, пластика, хореография, эле менты цветового и графичес кого моделирования... При чем рассчитано все это не на вундеркиндов, а на самых обычных школьников. На этих уроках каждый имеет право на самовыражение, не боясь показаться смешным. У мальчишки посредствен ные вокальные данные? Не беда. Зато — хороший рит мический слух и тяга к ри сованию. А ну-ка, дружок, попробуй изобразить то, что тебе слышится, в виде геомет рических фигур — треуголь ника, спирали, — в зависи мости от того, как развива ется музыка. А кому-то боль ше нравится все-таки петь — по нотам или под оркестр... Немузыкальные дети? Екатерина Викторовна ма шет рукой: да нет таких! Надо только дать им шанс. Урок музыки у нее — это урок равных возможностей, и каждый ребенок — худож ник. Она работает по систе ме Д.Б. Кабалевского. В чем ее суть? Если коротко, то — побуждать детей к творче ству, воспитывать активных слушателей, способных дать серьезному музыкальному произведению критическую оценку. Ну каково ей приходится в эпоху повального увлече ния подростков попсой, ро ком, шансоном, вы догады ваетесь. При одном только упоминании о классике ред ко кто из школьников не со строит кислую гримасу. Но Пушняк , похоже, ведом ка кой-то секрет. И он безоши бочно срабатывает в самом неуправляемом классе. Зата ив дыхание, ребята слушают «Лунную сонату» Бетховена, «Рассвет на Москва-реке» Мусоргского, «Болеро» Раве ля. А потом спорят, анали зируют, отстаивают свое по нимание, свое видение. Но вообще-то никакого магического секрета у нее нет. — Бывает очень трудно добиться, чтобы ребенок «по верил» музыке и начал «слы шать», — признается Екате рина Викторовна. — Но ког да уж он услышал, когда вдруг почувствовал ее глуби ну, какая ему и не снилась, ничто уже не одолеет его жажды слушать, вникать, понимать... П уш н я к любит давать ученикам такое задание: на писать сочинение, обобщаю щее то, что они узнали, нет — пережили — на уроке. Взрослый человек наверняка высказал бы много умных и неоспоримых вещей «по по воду», но в них бы не было ничего удивительного. А ре бята удивляются. Вот что, например, написала о Соро ковой симфонии Моцарта ш ес тиклассница Н а таш а Чекрыгина: «...если бы не было Моцарта, то не было бы и Бетховена. Мне очень нра вится музыка Моцарта, по тому что она трепетная , взволнованная, устремлен ная. Наверное, когда Вольф ганг писал музыку, он вкла дывал в нее душу, страдания, радость, свой успех, чувства, желанное и нежеланное, вос поминания, свою мечту». А вот впечатления от Второй рапсодии Листа семиклассни цы Виктории Водопьяновой: «...этой рапсодии я дала бы название «Две жизни» . Я к а к будто разделила свою ЗЕМЛЮ ПОДКОНТРОЛЬ Вмартовскую программу киноконцертного зала «Октябрь» включены новыефильмы, созданные кинематографистами США Один из них — «Власть огня» (режиссер Роб Боу ман). Многострадальная ма- тушка-Земля сражается с драконами, перекочевавши ми из мифов в наши време на. Действие фантастическо го триллера происходит не далеко от Лондона. Мать двенадцатилетнего Куинна случайно пробуждает от многовекового сна гигантс кого Монстра. Через 20 лет драконы взяли под конт роль все на Земле, вынудив немногих уцелевших пред ставителей человеческой ци вилизации спасаться, кто как может. Герой фильма К уи н н (Мэтью М а ккон ахи ) чув ствует свою вину за появле ние чудовища и готов спас ти человечество. К нему при соединяется американский стрелок Ван Зан, который знает, как можно уничто жить Дракона... Пять книг о приключе ниях мальчика-сироты, ко торого зовут Гарри Поттер, написаны детской писатель ницей Джоанной Роулинг. Это «Гарри Поттер и фило софский камень», «Гарри Поттер и тайная комната», «Гарри Поттер и узник Аз- кобана», «Гарри Поттер и кубок огня». Для кинематографа появ ление этих книг стало под линной находкой. В ноябре 2001 года состоялась премье ра фильма «Гарри Поттер и философский камень» — эк ранизация первой книги пи сательницы. В американском прокате он собрал около миллиона долларов, став рекордсменом по кассовым сборам, уступив лишь знаменитому «Титани ку». Теперь подошла очередь выхода на экраны фильма- экранизации второй книги Роулинг о юном волшебни ке — «Гарри Поттер и тай ная комната», который по ставил режиссер Крис Колам бус. Некоторые критики ут верждают, что второй фильм о Гарри получился не столь восторженно-романтическим по сравнению с первым. Воз можно, это и так. Просто Гарри и его друзьям при шлось решать более серьез ные проблемы, чем в первом фильме. Кстати, у них появилось пополнение — на помощь Гарри пришел домовой Доб- би, похожий на ушастого зе леного инопланетянина... В 2001 году режиссером Робертом Родригесом была поставлена семейная кино комедия «Дети шпионов» с участием известных актеров Антонио Бандераса и Кар лы Гуджино. «Я всегда хотел, — рас сказывает Родригес, — сде лать масштабный семейный фильм, посвященный дей ствиям и приключениям». «Дети шпионов» пользова лись значительным успехом у зрителей. Ведь режиссер как бы возвращал их в те времена, когда приключен ческие фильмы можно было смотреть всей семьей. Прошло всего два года и на экранах кинотеатров Рос сии, и Липецка в частности, появилась.новая работа ре жиссера Родригеса — коме дия «Дети шпионов-2», в которой вся шпионская се мья — родители, их дети и даже дедушка-резидент в инвалидной коляске — ак тивно сражаются с много численными врагами... Обзор подготовил Юрий РАЗУМОВСКИЙ . НЕОСКУДЕТ РУКА ДАЮЩЕГО
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz