Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
РАЗМЫШЛЕНИЯ НАА ПИСЬМАМИ О КРУГЛЫХ Д А Ш И ОСТРЫХ УГЛАХ Липчанин Иван Григорьевич Архипов горько уко рил «Липецкую газету»: «21.12.2002 г. в «ЛГ» нашлось место для сообщения о рождении в 1917 г. немец кого писателя Г. Белля, но не нашлось такового о рождении 21.12.1879 г. И.В. Сталина. Комментарии здесь излишни, но все же...» Ну почему же излишни, Иван Григорьевич? Мы народ не обидчивый, но числиться в компании не помнящих родства нам как-то неуютно. Давайте объяснимся. 12.12.2002 г. выдающемуся немецко му писателю-антифашисту Генриху Беллю исполни лось бы 85 лет. Называется юбилей. А вот у Иосифа Виссарионовича Сталина дата не круглая: 123 года со дня рождения. А календарик «Ежедневника «ЛГ» напоминает только о юбилейных датах. Так что дело тут не в конъюнктурном склерозе, а в обыкновенной арифметике. Вообще что касается прошлого, то на сей счет нам в редакции нравится следовать второй части известной поговорки: кто старое забудет, тому оба глаза вон. В ней не зря сказано именно о глазах. Забывчивость — она ведь сродни слепоте. Вот по чему в «календарике» неизменно находится место для любого крупного исторического деятеля, учено го, литератора, мастера культуры. Без разделения на «красных», «белых» или «серо-буро-малиновых». Жаль, однако, что эта аксиома о неделимости исто рии не всеми принимается. Забывчивость стала гру стной приметой нынешнего времени. По крайней мере, в России. Вот и получается, что памятливому уважению к минувшему нашей страны россиян по рою, даже не желая того, учат иностранцы. Приехал в гости известный французский прозаик Морис Дрю- он и удивил иных либеральных склеротиков вполне почтительным отзывом об... Иване Грозном. В отли чие от любителей редактировать прошлое автор по пулярных исторических романов, видимо, знает: сре ди крупных, сильных фигур, царей, королей, полко водцев, генсеков или президентов идеальных, бе зупречных, незапятнанных не бывает. Запятнаны они, увы, и кровью, будь то Иван Васильевич, Петр Вели кий, Наполеон или Сталин. Но если оставлять в ан налах и учебниках исключительно непорочных, с ан гельскими крылышками, то у человечества не будет истории... Но это к слову. А в принципе журналисты с лю бопытством читают всякие письма. И с похвалами себе, и с критикой, и с полемическими замечания ми. Правда, не всегда возможно каждое из писем напечатать, тем паче, что иные из них — простран ные, многостраничные, к тому же нередко повторя ют уже публиковавшиеся в «ЛГ» мысли. Допустим, откликнулась на недавний спор о КПРФ наша постоянная читательница Зоя Давыдова. Не согласившись с позицией некоторых авторов газе ты, она решила защитить от них компартию. Напи сала, и весьма подробно, о вере своей в коммунис тическую идею, о том, что дала ее поколению со ветская власть и чего лишила «рыночная» Россия. Хотя этого-то мнимые оппоненты читательницы и не отрицали. Они-то как раз озабочены тем, почему не обходимая в современном политическом раскладе массовая оппозиционная партия растеряла часть своего влияния и авторитета, в том числе в Липец кой области, причем не без вины лидеров местной организации. Есть, разумеется, в письме Зои Давыдовой и вполне, как нам кажется, справедливые мысли. На пример, о попытках «прессинговать» КПРФ, отлучать ее от телерадиоэфира. Она даже цитирует некоего «теоретика», заявившего, что «мы сделаем все, что бы уничтожить компартию», не гнушаясь провока циями, компроматом и т.д. Очень откровенно. Но на войне как на войне. Выстоит КПРФ в таких усло виях, сумеет удержать и, главное, приумножить сво их сторонников в экстремальной ситуации, привле чет молодежь —тогда, вопреки желаниям не слиш ком демократичных и благородных противников, у нее есть будущее. О чем, кстати, и писалось в ма териале, который вызвал у Зои Давыдовой возра жения. Письма в редакцию поражают разнообразием точек зрения, тем, подходов. Многие затрагивают, естественно, политические, социальные вопросы, прежде всего в связи с жилищно-коммунальной ре формой. Одни читатели выражают поддержку Пу тину, надеясь, что он сумеет справиться и с внут- рироссийскими трудностями, и повлияет на между народные события, прежде всего, умерит жестко- агрессивные планы своего американского коллеги относительно Ирака. Другие не без иронии сообща ют, как обрадовала их прибавка к пенсии — аж це лых тридцать рублей, особенно на фоне трех- и че тырехзначных цифр в счетах на оплату жилья и ком мунальных услуг. Третьи предлагают неожиданный аспект разговора о нашем ТВ, ставшем, на их взгляд, не без участия популярных актеров, пропа гандистом спиртного, в первую очередь пива. Как всегда, в очередной подборке «Хочу быть услышанным» мы знакомим вас лишь с малой час тью редакционной почты. Что делать: «пропускная способность» газетной страницы ограничена. Так что подождем следующей. И. НЕВЕРОВ. БУМЕРАНГ РУССКИЙОТВЕТ НА# '<СКИЙ ВОПРОС» М не кажется, перепечатанная вами из «Литератур- ки» статья Н . Айрапетовой «Русский вопрос» («ЛГ», 30 января с.г.) преувеличивает значение так назы ваемого «русского вопроса». Да, с автором трудно не согласиться, когда она пишет: «В стране нет, по сути, национальной «русской власти», нет национально ориенти рованной прессы, национального бизнеса». Она права, упо миная демографическую катастрофу в стране, наркоманию, интеллектуальную и физическую деградацию населения и поистине девятый вал миграции из России. Но мне трудно принять сочувственные ссылки на Льва Гумилева, который был убежден, что существует почти генетическая предраспо ложенность или, напротив, неприязнь одного народа к дру гому: «...мы почему-то никак не хотим признавать очевид ного: основа этнических отношений лежит за пределами сфе ры; сознания — она в эмоциях: симпатиях-антипатиях, люб ви-ненависти. .Рде.ндватддщшре .явление, можно как угодно, но от этого оно не станет менее реальным». Но я считаю, это не реальность, а мистика. Иронизируя над принципом дружбы народов в эпоху СССР, Н . Айрапетова пишет о «советском заклинании и веч ной дружбе народов вне конкретной ситуации». Но как раз в советское время (в отличие от нынешнего) политика не от рывалась от конкретных условий. Тут Айрапетова бьет мимо цели. Обыгрывая свою собственную выдумку, Айрапетова уверяет: «Этот фальшивый постулат, высокомерно пренебре гающий человеческой природой, и привел в результате к меж этническим войнам в бывшем СССР». Да, это выдумка авто ра! В СССР межэтнических войн не было. Первую такую войну начал пришедший к власти и разрушивший Союз Б. Ельцин (чеченская война). У него вообще не было никакой национальной политики. Далее автор статьи «Русский вопрос» рассуждает, как отличить «своих» от «чужих»: «Есть, в сущности, простой способ определить «своих» от «чужих» независимо от нац- принадлежности: работает человек на Россию или против нее. Родина для него она или «эта страна», существующая для отхожего промысла». Что значит «работать на Россию»? Каждый может толковать это по-разному. А каково безра ботному? Он бы и рад поработать и на Россию, и на себя, да оказался лишним... И здесь я подхожу к главному: «русский вопрос» нельзя задавать, отрывая его от реальной, грубой, жесткой прозы жизни, от разговора о бедственном положении значитель ной части народа. Нет национального вопроса, есть вопрос о драматическом, трагическом положении многонационального народа России. О пропасти, разделившей всех нас на две неравные части: небольшую кучку сверхбогатых (неважно, какие у них фамилии) и огромную массу обнищавших и униженных, опять же независимо от того, кто Иван, кто Ахмет, кто Абрам или Эдгар... Надо думать не об абстракт ных «вопросах», а о конкретной, непоказушной, несловес ной защите населения от бедности, алкоголизма, наркома нии, преступности. Этот вопрос требует не косметических, а кардинальных решений, в том числе и совершенно иного распределения средств в бюджете. Федор МЕЛИХОВ. г. Липецк. Рис. Андрея ИСУПОВА. - Н у п о ч е м у м е н я т а к б е с п о к о и т н а ц и о н а л ь н ы й в о п р о с ? ! После зно й н о го л е та лишь н а исходе о ктября н а к о н е ц п рош л и д о л гож д а н ны е д о ж д и . И мы с ж е н о й р еш ил и поеха ть за гри б ам и в д об р о в с ки е леса : н астало время для « з е л е н уш е к » . Н а выезде из Л и п е ц к а о к о л о ав тобусной ос танов ки увидели на о б о ч и н е п а ц а н е н к а ле т десяти с поднятой р у к о й . . . «Куда тебе , мальчик?» «Довезите до Доброго!» — попросил он, дрожа от хо лода и сырости. В пути я включил отопление. В его глазах угадывалось беспо койство и даже испуг. По тертая поролоновая куртка, из-под которой выглядывал воротник грязной рубашки, разбитые кроссовки. Я осторожно попытался расспросить, кто он, отку да. Его звали Витя. «Ты сам, что, из Доброго?» — «Нет, из Липецка». «И родители тебя отпустили в такую по году? «А, — махнул он ру кой. — Им хоть месяц меня дома не будет — все одно. Даже обрадуются...» «А чем они у тебя занимаются?» «Раньше работали, теперь дома сидят. Пьют. А после на мне злобу вымещают. Вот вчера ни за что поби ли. Я убежал из дома и но чевал на вокзале. Решил, что буду у бабушки в Д об ром жить. Она у меня доб рая...» Слава Богу, у этого есть б а б уш к а . А если бы не было, куда, к кому бы он ушел? Невольно вспомнился другой случай. Дело было в семье моего соседа по даче — фамилию не назы ваю. Он и она работают на Н Л М К . Г о с т е п р и и м ны е люди, любят компании. Ну, понятно, на стол ставят не только закуску. Дочь заму жем , живет вместе с ними. Старший сын женат. Млад ший, Анатолий, в девятом классе. Семь классов он за кончил неплохо, вроде бы проблем с ним не было. И вдруг в восьмом классе его словно подменили: раздра жительный , р ез ки й стал , даже злой. Переходный воз р ас т? В л и я н и е уличных дружков? Поди угадай. Впрочем, исходную точ ку перемены можно опре делить. Толе страшно хоте лось компьютер. Ему с ка зали: дорого, в доме про сто нет таких денег. А сын в ответ: «На водку есть, а мне на компьютер нет?». Д альш е были ещ е более грубые слова, отец не вы держал и ударил парня по лицу. Тот хлопнул дверью и ушел. Куда? Неизвестно. В школе не был двенадцать дней. Родители сходили с ума. Подняли на ноги «ско рую помощь» , больницы, школу, милицию. Меня тоже подключили к розыску Ана толия. Но беглец как в воду канул. Потом о казалось , скры вался у друзей на квартире. Любопытно и странно: отец и мать его друга даже не спро сили, отчего у них днюет и но чует чужой мальчик, почему не идет домой . М ожет , хотели проявить чуткость и такт? Или им он был просто безразли чен? Во всяком случае,' пого ворить с мальчишкой, явно по павшим в трудное положение, не пытались. Не обременяли себя лишними, чужими забо тами... И не подумали, каково родителям Анатолия. Почему наши дети уходят от нас? Уходят в никуда? Уни версального ответа не найти. В истории с Виктором все бо лее-менее ясно. Отец и мать — пьяницы, довели мальчиш ку до крайности... Может, он и прав , ища при с тан ищ а у доброй бабушки. А вот с Ана толием сложно. Может, дело в привычке парня жить по принципу: я хочу, значит, вынь да положь? Может, конфликт назревал давно, да старшие проглядели, как что-то надло милось в отношениях с сы ном? Вообще-то младшенького родители жалели и, что греха таить, баловали. Не обреме няли обязанностями даже ког да он подрос: «Пусть он пока поживет в свое удовольствие». Вот так. Ткнет пальчиком в иг рушку, в коробку конфет, а позже — в модную шмотку, и родители ни в чем ему не от казывали. Но потом запросы стали т а ки е , что пришлось умерять аппетиты чада. И на чались мелкие ссоры, стычки. И вот он потребовал компью тер. А что? Возможности се мейного бюджета его не ин тересовали. Д а еще попрек нул застольями, гостеприим ством. Водку упомянул, чтобы пообиднее было. Дело не в ней. Он просто убежден: при вычка старших общаться, дру жить куда менее важна, чем его компьютер... А теперь третий случай. Нерадостным было детство у пятнадцатилетнего липчанина Максима 3 . Спился отец. Ради спиртного продавал вещи, ког да жена возмущалась, бил ее, если М аксим вступался за мать, доставалось и ему. И паренек не выдержал — ушел. Куда глаза глядят. Встретил такого же обиженного сверст ника и отправился с ним в Во ронеж, затем в Борисоглебск, Москву, Елец, Лебедянь. Пос ле месячных странствий воз вратились в Липецк. Жили на даче у знакомого парня. Это был уже не тот Максим, кото рый покидал отчий дом . Надо было на что-то жить... Он во ровал. Его задержали, отпра вили в следственный изолятор. Судили. Еще одним несовер шеннолетним преступником стало больше. Семейные кризисы, разру шение связей , непонимание между взрослыми и детьми — горькая примета времени. И все ч ащ е д е т и у ход я т из дома... Одних бросают роди тели, другие — бросают роди телей . М инистр внутренних дел Борис Грызлов в январе этого года на приеме у пре зидента назвал жуткую циф ру: работниками милиции в 2 0 0 2 году задерж ано около миллиона безнадзорных д е тей. Это по России. А в нашей области милиция за год задер жала 755 безнадзорных ребят. Одни определены в детские учреждения или направлены в усманский центр временной изоляции для несовершенно летних, стоящих на учете в о р ган ах внутренних дел за бродяжничество, а также за совершение правонарушений. Областная комиссия по д е лам несовершеннолетних в ус- манском центре провела со циологический опрос среди задержанных. Вот что он по казал. Основная часть оказа лись бе зн ад зор ны м и и з -з а плохих отношений с родите лями или одной матерью — 75 процентов . Вот объяснение самих ребят. «Я стал никому не нужен». «Я голодал». «Они жестоко относились ко мне». Где они жили? На вокзалах, чердаках, в подвалах или «где придется». Чем жили? 54 про цента подростков подрабаты вали в киосках, магазинах, на рынках; 16 процентов ворова ли; 11 просили милостыню. 80 процентов до побега учились в школе. А как же юные бродя ги представляют свое будущее? Неопределенно. «Не знает, что его ожидает», каждый третий. И каждый третий не знает, кто ему поможет «нормально жить, как все». Но что всего пора зительнее и страшнее, это то, что 60 процентов считают, что им вообще чья-либо помощь не нужна. Каждому четверто му «нравится такая жизнь, и ничего менять они в ней не хо тят». ^ - •• к Из 755 задержанных мили цией в 2002 году только 77 — иногородние. 129 ребят склон ны к бродяжничеству. 47 по кинули дом из-за беспечнос ти родителей. 26 — в связи с психическими отклонениями. Остальные — а их сотни — ушли по одной только причи не: неблагополучие в семье, взрослые пьют, бьют друг дру га и детей, оскорбляют, порою подвергают настоящему тер рору домашних. Ну когда речь идет о пьян стве отца или матери как при чине бегства ребенка, то это го давно следовало ожидать. В 1993 году по количеству у п о тр еб л ен и я ал ко голя на душу населения Россия заня ла первое место в мире. Д у шевое употребление спиртно го в стране достигло 25 лит ров. Россия перешла все до пустимые пределы. Известный писатель Ва лентин Распутин заявил, что в Сибири 7 0 -8 0 процентов муж чин спилось. Думаю, нечто по добное происходит и в евро пейской части. По неполным данным, в нашей области сто ит на учете более 33 тысяч хронических алкоголиков, из них свыше трех тысяч — жен щины. В 1991 году в нашей об ласти была лишена родитель ских прав 41 женщина. Про шло десять лет. В 2001 году родительских прав лиш ено 418 спившихся женщин. Д е т ская психика не выдерживает пьяных оргий родителей. Луч ше п р о си ть м илосты ню , красть, ночевать в подвалах и на чердаках, чем слушать бес конечные крики и брань в род ном доме ... «Наши дети будут лучше нас ...» , — сказал ко г да-то писатель. Но с чего бы это лучше-то? Почему лучше, если Россию захлестнула вол на пьянства? 60 процентов мужчин из -за пьянства умира ет в возрасте до 50 лет. По п р о д о л ж и т е л ь н о с ти ж и зн и Россия оказалась на 71 мес те в мире. Большинство алко голиков живет в семьях. Они отцы, матери. Это у таких-то дети будут лучше их? Посмотрим правде в гла за : а что д е л а е т с я , чтобы спасти детей от этих роди телей? Чтобы спиртное не текло по стране неиссяка ющей рекой? Было д е гр адировавш их пьяниц суды направляли на прину дительное лечение до трех лет в лечебно-трудовой про филакторий. В Липецке в нем находилось до 1800 хронических алкоголиков . Но восемь лет назад ЛТП ликвидировали: там, пони маете ли, нарушались пра ва человека. Пьющего че ловека, алкоголика. Теперь права алкоголиков з ащ и щены. Но как и кто защ и тит права тех, кто вынуж ден жить рядом с «защи щенным» алкоголиком? Вот и получается, что лечебно трудовые профилактории нужны. Прежде всего, как систем а изоляции «боль ных» от здоровых. Между прочим, Всемирная органи з ац и я зд р а в о о х р а н е н и я п р и з н а е т правом ерно сть принудительного лечения таких людей. И во многих государствах оно осуществ ляется. Но давайте договорим все до конца: дело не в на рушении прав человека, а в том, что миллионы алко голиков исправно пополня ют бюджет страны. Куда бо лее исправно и безотказно, чем иные фирмы, предпри ятия, предприниматели. В 9 0 -е и двухтысячные годы в России «де-факто» пре кр ащ ен а борьба с пьян ством. Вроде, такой пробле мы и нет. И это трагичес кая ошибка. Ее можно ис править лишь после того, как власть имущие найдут в себе мужество признать: ставка на спиртное в каче стве одного из основных ис точников бюджета — б е з нравственна и недопусти ма. Иначе, решая финансо вые проблемы сегодня, мы обречем страну на вымира ние и деградацию завтра. Наши дети не могут быть лучше нас. Уходя из дома и превращаясь в бродяг, они выносят нам свой приговор. И это приговор, убивающий | . надежду... Ш Николай УСИК, | | член Союза журналистов России. МНЕНИЕ РВЕТСЯ ВГОСПОДА? а авно это было. То ли по привычке, то ли вполне осознанно тогдашний председа- едерального Собра ния Егор Строев обратился к депутатам: «Товарищи!» Это страшно удивило одно го из тележурналистов, опо вестившего всю Россию, что такое обращение принадле жит прошлому, оно кануло в небытие, его, дескать, надо оставить тем, кто время от времени выходит под крас ным флагом на площади. И поставил в пример Строеву его предшественника Влади мира Ш умейко , который правильно обращался к коллегам — «уважаемые господа». А недавно в одной газе те я прочитал, что обраще ние «товарищ» ввели боль шевики, чтобы вытравить из памяти людей такце прият ные для слуха слова, как «господин», «барин», «ваше величество», «ваше благоро дие». Ну тогда выходит, что большевиками были и Пуш кин, и Гоголь, и Толстой. Помните, у Александра Сер геевича: Товарищ, верь: взойдет она, Звезда пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна, И на обломках самовластья Напиш ут наши имена! А в «Тарасе Бульбе», когда герой попадает в плен, он, обращаясь к соратни кам, кричит что есть силы: «Прощайте, товарищи!» Лучше великих писате лей не скажешь, что для рус ского человека означают слова «товарищ» и «товари щество». Зачем же отказы ваться от них, обращаясь друг к другу? Только затем, чтобы заново утвердить в обществе даже в словесном общении сословное неравен ство? Ведь если есть «госпо да», то есть и «лакеи», «слу ги» , «нижестоящие». К а кой-нибудь барин из поза прошлого века никогда не обращался к мужику-земле- пашцу или наемному работ нику «господин». В лучшем случае снисходительно-по кровительственно «братец». Или просто: «Эй ты, чело век...» Впрочем, «господин» и «барин» и тогда были поня тиями относительными. Не зря поэт написал: «Он с ла кеем важный барин, с важ ным барином — лакей!» Так давайте все-таки ос таваться друг для друга то варищами. А ходить в гос подах и лакеях предоставим беспамятным «новым рус ским». Им это куда больше пристало, чем просто рус ским людям. Иван БУРКОВ. П Ь Ю Щ И Е И П О Ю Щ И Е ? С мотрел новогодний «капустник». В нем участвовали талантливые, люби мые мною артисты — Лев Лещенко, Владимир Винокур, Олег Ануфриев, Михаил Боярский, Вахтанг Кикабидзе, Ген надий Хазанов. Но признаюсь: многие из них меня на сей раз огорчили. Нет, не тем, что кто-то постарел, погрузнел. Годы есть годы. Но вот стоило ли соглашаться так де монстративно, так часто, публично, на те леэкране, пригубливать бокалы со спирт ным? Праздник тут не оправдание. Попу лярные артисты всегда пример для публи ки , особенно молодой. Им охотно подража ют. И надо бы поосторожнее, если речь идет об осознанной или неосознанной пропаган де винопития. Для России-то это большая беда. Быть может, в жизни не все «звезды» злоупотребляют спиртным. Хотя в одной из газет я с грустью прочитал, что Михаил Бо ярский много курит и много пьет пива. Обидно! Я , увы, на себе испытал, что такое пивной алкоголизм. Стал толстым, как боч ка. Спасибо Горбачеву — заставил-таки от казаться от этой, поверьте, скверной привыч ки. За три месяца сбросил тридцать кило граммов. А весил-то сто. Влюбился, пристра стился к спорту, взялся за гири и гантели... Но дело не только в том, кто пьет, кто не пьет. Дело и в самом искусстве наших лю бимцев. Винокур, к примеру, не просто по грузнел. Погрузнел, отяжелел, погрубел и его юмор. В нем, как мне показалось, появился опять же какой-то алкогольный оттенок. Дай Бог, чтобы я был не прав. Погрубел и мой любимый певец Олег Ануфриев. Тоже, похоже, не прочь вы пить. Я всегда буду помнить его молодые песни. И постараюсь забыть (если смогу) его пошлые сентенции в «Большой стир ке». Худо, если наши кумиры роняют себя. Худо, если они сами разрушают свой об раз, который дорог их зрителям и слуша телям. Худо, если не устояли перед при вычкой к спиртному. Разве мало мы из-за нее уже потеряли, разве не погибли в ал- --------------- В КАДРЕ И ЗА КАДРОМ- когольно-табачном угаре большие таланты, гордость России, хотя бы Владимир Высоц кий, Олег Даль? И друзей я терял из-за этого. Вот учился я у Сергея Ивановича К . Он был сильным, под тянутым мужчиной. Мы, студенты, в него были буквально влюблены. Инженер, летчик, спортсмен, артист! Закончил авиаинститут, занимался силовой акробатикой, стал первым кандидатом наук в Липецке. Но... курил, пил. И нелепо так погиб — умер от обморожения. Я к чему клоню? Надо, чтобы таланты рус ские почувствовали свою ответственность пе ред собой, перед своими поклонниками. И не позволяли себе пошлятины, не позволяли лег комысленной демонстрации своих мужских «доблестей» по части пития. Напротив: в их силах спасти многих молодых от алкоголиз ма, наркомании, никотина. Нужно было бы движение «Мастера искусств — за здоровый образ жизни!» Во всех отношениях — здоро вый. Без спиртного. Без сигареты. Без бран ных слов и пошлых острот. Михаил АРХИПОВ. г. Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz