Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
М и о г 01 с л и ц м ЛЕГКИЙ ВЗДОХ ТЮТЧЕВА СТО ЛЕТ НАЗАД БЫЛО ВПЕРВЫЕ ОПУБЛИКОВАНО ОДНО ИЗ САМЫХ ЗАГАДОЧНЫХ СТИХОТВОРЕНИЙ РУССКОЙ ПОЭЗИИ Всего четыре строки, напи санных Федором Тютчевым 27 февраля 1869 года в Петербур ге: Намнедано предугадать, Как слово наше отзовется, - Инамсочувствиедается, Кок номдается блогодоть... Две первые строчки всем до того хорошо знакомы, что их ча сто приписывают Пушкину. Мы привыкли к ним так же, как еще в детстве радостно приняли в сердце «Сияет солнце, воды блещут...» или «Люблю грозу в начале мая...» Даже странно подумать, что когда-то этих строк не было в русской поэзии. Но нынче исполняется всего сто лет со дня первой публика ции «Нам не дано предуга дать...» («Северные Цветы», 1903 год). Загадочна сама исто рия появления в печати этого стихотворения. Рукопись четве ростишия была найдена в од ной из усадеб Осташковского уезда внучкой княгини Варвары Федоровны Шаховской. Внучка разбирала бумаги, оставшиеся от бабушки, и случайно увидела листок со стихами. Могла и не увидеть. Вот ток и мы, листая Тютчева, можем про бежать мимо многих стихотворе ний, не заметив в них чего-то особенного, лично к нам обра щенного. Как написал недавно Александр Кушнер в статье о Тютчеве: «Взгляд, приученный чи тать стихи, как читают газету, как смотрят телевизор... сколь зит по строчкам и ничего не ви дит». Что в этом страшного? От этого не умирают. Просто полу чается, что для нас эти стихи до сих пор не написаны, не опубли кованы, они будто бы еще лежат где-то под спудом. Кажется, чего проще - протя ни руку, прочитай, если есть ми нута перед сном. Но нужно что- то еще, чтобы вдруг увидеть: пе ред глазами не просто стихи, а письмо, тебе адресованное. Лет двадцать назад, собира ясь в военные лагеря - то был последний аккорд студенческой жизни, - я, чуть ли не выходя из дома, обнаружил, что ничего не взял с собой почитать. Для боль шой книги места не было, но ма ленькую можно было еще пих нуть в рюкзак. Я вернулся в ком нату и выхватил с полки первое, что попалось под руку. Вечером, в палатке, я с лег ким разочарованием обнару жил, что мои первые армейские будни будет скрашивать хлипкий томик Тютчева с хрестоматийным названием «Весенняя гроза». Книжка была издана в Мордо вии, в Саранске, но отпечата ли ее почему-то в типографии Татарского обкома КПСС, при чем на довольно грубой бумаге. Кроме того, книгу забыли про шить, и в тот же вечер она ста ла рассыпаться на отдельные странички, похожие на листов ки, какие разбрасывают в тылу врага. Но выбирать не приходилось, вокруг - лес, в котором можно было найти только обрывки ок ружной газеты «Красный боец». Однажды вечером, после того как мы полдня то бегали, то пол зали на брюхе с полной выклад кой, я сидел у выхода из палат ки, шевелил босыми сбитыми но гами и смотрел, как дождевые тучи стремительно уходят, как от крывается светлая небесная по лоса. Бивак притих, только кто- то играл на гитаре, да с сосен на палатку с каким-то вкусным звуком падали капли прошедше го дождя. И вот в эти секунды я почему- то перестал себя чувствовать не счастным, оторванным от дома. Глядя на небо, мне вдруг вспом нилось то, что вчера я равно душно пробежал глазами: «...И нам сочувствие дается, как нам дается благодать». Я вдруг уви дел сочувствие в этом распах нувшемся летнем небе, в его лег кой зеленоватости, обещавшей звездную ночь. Я ощущал что-то такое, что объясняли только эти тютчевские строчки. Не ведая высоких богословских категорий, я просто понял: в этом мире ме ня несомненно любят. Мне все сочувствует: и это небо, и эта даль с полем и лесом, и капля дождя, скатившаяся на руку. Как отрадно, как хорошо... по если бы кто-то тронул меня тогда и спросил, что со мной, я бы ниче го не ответил. Всенеобъятноевединый вздохтеснится, Илишьмолчание понятноговорит. Это Жуковский, которого Тютчев очень любил. И здесь то же - о сочувствии, о благодати и о невозможности выразить сча стье словами. В декабре этого года испол няется 200 лет со дня рождения Тютчева. Федор Иванович, при его-то рассеянности и скромно сти - он бы и не вспомнил о круглой дате. Не очень он ценил свои стихи, терял их, дарил, сжи гал по ошибке пачками, по рас сеянности складывал их между листами гербария. Муза посе щала его в самые неожиданные моменты - к примеру, на заседа нии цензурного комитета или при перевозке дипломатической почты. Два прижизненных сбор ника Тютчева были собраны без всякого участия поэта. Он бы сказал, что двести лет - это страшная пропасть... Но он был бы, верно, утешен тем, что его стихи читаются нами в мину ты сочувствия, как написанные сегодня. Телевизионные новости устаревают к прогнозу погоды, свежая газета становится иско паемой к вечеру, о тютчевские стихи и сотню лет одолевают с легким вздохом, во всякий вечер оставаясь утренними. Когда сочувственно ' на ноше слово Однадуша отозвалась - Не нужно нам возмездия иного, Довольно с нас, довольно с нас... Дмитрий ШЕВАРОВ. «Все необъятное в единый вздох теснится...» Ф Е С Т И В А Л И - П О Л Т О Р А К О Т А , М А С Я Н Я И Д Р У Г И Е О Ф И Ц И А Л Ь Н Ы Е Л И Ц А «РУССКИЙ ГОЛЛИВУД» - СУЗДАЛЬ - ДАВНО ПОЛЮБИЛИ СКАЗОЧНИКИ ВСЕХ МАСТЕЙ Героев мультиков легко встретить на улицах Суздаля. ГО ЛЬ И В Ы Д У М К И НОСТАЛЬГИЯ В ТОМАТЕ Калужские торговцы успеш но сыграли на самой тонкой струне души покупателя - нос-, тальгии. На портфельчиках, ко торые они выбросили на при лавки, так и написано: «Нос тальгия». А в них такой набор: две бутылки водки с пробкой- «бескозыркой», пачка папирос «Беломор-канал» и банка киль ки в томате. Джентльменский набор времен развитого соци ализма всколыхнул в душах бы лое и вновь идет на ура. Владислав АНИКЕЕВ. ТУЛА. КАК В КИНО Наряд Волынского погранич ного отряда обнаружил в лесу группу избитых афганцев. Сумев добраться из Москвы через Бе лоруссию на запад Украины, они были уверены, что находят ся уже на территории Польши, так как вызвавшиеся помочь «проводники» показывали им оставшиеся позади погранич ные столбы и указатели на го род Люблин. На самом деле мошенники обманули неудачни- ков-мигрантов с помощью бута форских погранстолбов, постав ленных специально для доверчи вых путешественников. Чувству ется, что мошенники хорошо знают содержание известного польского фильма «Ва-банк» - сюжет с бутафорской границей почерпнут явно оттуда. Юрий КИРИЛЛОВ. ЛУЦК. СТИРКА С КОФЕЙНЫМ АРОМАТОМ Этот нехитрый трюк известен вроде бы давно. К потенциаль ной жертве подходит солидный человек, представляется рек ламным агентом, вручает паке тик растворимого кофе, на ко тором имеется номер, дающий право на получение крупного приза в только что открывшем ся магазине... Едва жертва «клюнет», как возникает другой соискатель премии с таким же номером на пакетике. И начи нается соревнование кошель ков: кто больше выложит за право получить приз... Старо как мир, а действует! По этому сценарию четверка мошенников выудила у двух жи тельниц Белгорода 56 тысяч рублей. Так хотелось женщинам заполучить на халяву стираль ную машину, а довольствовать ся пришлось дешевым кофей ным ароматом. Евгений СОСТИН. БЕЛГОРОД. Суздаль не зря называют русским Голливудом: здесь было снято более 60 художе ственных фильмов (самые из вестные из них - «Женитьба Бальзаминова», «Андрей Руб лев», «Мертвые души», «Те ма», «Сказ про Федота-стрель ца»). Вдобавок древний горо док полюбили мультипликато ры и сказочники всех мастей: буквально в очередь один за одним здесь прошли сначала 8-й Открытый фестиваль ани мационного кино, а затем На циональный (ни больше ни меньше) фестиваль русской сказки. Главному (и единственному) российскому фестивалю ани маторов был задан очень вы сокий посыл - он открылся кар тиной Андрея Хржановского «Полтора кота» по мотивам произведений Иосифа Брод ского. Но едва ли не главной героиней форума аниматоров стала простецкая девица М а - сяня (ее автор Олег Куваев также был среди участников киносмотра). Парадокс ее су масшедшей популярности об суждали на «круглых столах» и кулуарно, а «папа» Хрюна и Степана Александр Татарский сказал, что за три фестиваль ных дня вопросами о Масяне его просто замучили. Хотя на самом деле - «много чести для нее так много об этом гово рить, потому что с профессио нальной точки зрения это очень непрофессиональное ки но». А по мнению классика «Союзмультфильма» Андрея Хржановского, Масяня потеря ла все свое обаяние, выйдя из Интернетовского подполья на телевизионный экран к Леони ду Парфенову. Тем не менее как классики жанра, так и современники со гласились, что в феномене «Масяни» есть урок, какую мультипликацию (в числе про чей) хотят видеть люди - ма ленькие, технологически про стенькие, смешные фильмы о своей жизни. И доказать, что «Масяня» плоха, можно только одним - сделать, что-то лучше. Образцов лучшего на фес тивале в Суздале, по утвер ждению членов жюри под председательством Евгения До ги, оказалось так много, что было бы несправедливо прису ждать Гран-при кому-то одно му. Поэтому его и не присуди ли. Одна беда - все эти заме чательные фильмы скорее все го ждет трудная прокатная судьба, и они вряд ли дойдут до широкого зрителя. Кстати, о зрителе. Как на фестивальном показе отечест венных мультиков, так и во время Национального фести валя сказки кинозал суздаль ского турцентра, где проходи ли мероприятия, был полупус тым. Не избалованная зрели щами суздальская публика проигнорировала даже ска зочную пресс-конференцию с участием лучшего Д'Артаньяна всех времен и народов - Ми хаила Боярского. В качестве зрителей в зале были в основ ном журналисты. Боярский си дел за огромным столом на сцене в неизменной широко полой черной шляпе. Он поч ти не поднимал голову, что-то бесконечно чиркая на листоч ке бумаги. Чем очень напом нил двоечника, который свер лит взглядом парту в надежде, что вот не будет он смотреть на учительницу и та его не спросит. На суздальских улицах было куда веселее - ездил на печке Емеля, пугали народ Баба Яга и Кощей Бессмертный, суети лись ряженые. Из народных за бав самой большой популяр ностью пользовались кулачные бои. Граждане лупили друг друга по головам с редким азартом. Нина АРТЕМОВА. Владимирская область. ПОВОДОМ ДЛЯ РАЗГОВОРА С ПИСАТЕЛЕМ И ДРАМАТУРГОМ ЛЕОНИДОМ ЗОРИНЫМ СТАЛ ЕГО НОВЫЙ РОМАН «ЮПИТЕР» И НАГРЯНУВШЕЕ 50-ЛЕТИЕ СО ДНЯ СМЕРТИ ВОЖДЯ Про него еще Горький рас сказывал Сталину: живет, мол, удивительный мальчик, в свои девять летпишетполитические стихи и переводитс немецкого Шиллера и Гейне, мечтает стать писателем. Собственно, Алексей Максимович переска зывал свой очерк «Мальчик». Сталин слушал благосклонно: ну мальчик, ну живет... Тотмальчик вырос и превра тился в писателя и драматурга Леонида Зорина - автора 48 пьес, втомчисле «Варшавской мелодии», «Царской охоты», «Покровских ворот», шести то мов прозы... Совсем недавно в журнале «Знамя»вышелегоно вый роман «Юпитер». Догады ваетесь о ком?Этонаш«Маль чик» написал о Сталине. - Леонид Генрихович, кто для вас Сталин? Своим «Юпите ром» вы, наверное, пытались ответить и на этот вопрос? - «Юпитер» родился из чув ства протеста. У меня есть за пись: «Не мог бы художествен но написать Сталина - не вижу в нем ничего человеческого». Это признание самому себе тем не менее меня уязвляло. Глупо сравнивать себя с тита нами, а все-таки думалось и о том, что вряд ли Шекспиру был мил Ричард Третий, однако же он написал образ, который по ныне потрясает своей убеди тельностью и достоверностью. Мысль о страшном человеке, который десятки лет терзал обожествлявший его народ, ме ня никогда не оставляла. Те перь, когда жизнь моя заверша ется, я должен написать то, с чем прожил, убеждал себя я. Сначала хотел писать от имени Сталина. Но потом понял: так нельзя, это все равно, что пи сать Евангелие от Иуды. И при думал образ посредника, кото рый будет искать оправдания его поступков, потому что он... актер, которому нужно сыграть роль тирана! Я вспомнил, как великий Лобанов, наш выдаю щийся режиссер, учил, что ис полнителю важно нарабаты вать внутренний монолог героя - тогда он естественно входит в роль и так же естественно в ней существует. Это и было счастливым решением. Герой мой - Сталин, но Сталин-Воро- хов - артист, играющий его об раз. С, детства ненавидящий деспота, он обязан влезть в его кожу. Внутренний монолог Юпитера-Ворохова и составля ет основу романа. Попутно это история Ворохова, человека, поставившего на себе жизне опасный эксперимент. - Вы хотели сказать, что сто ит только впустить «это» в себя - и оно тебя сожрет? - Именно! Абсолютно точно. Приближение к Злу и попытка, пусть вынужденная, его оправ дать могут привести к утрате не только собственной личности, но и самой жизни. - И все-таки кто для вас Ста лин - в один абзац, телеграфно. - Величайший из злодеев в истории. Если еще короче - Ан тихрист. - Этот ваш герой, актер Во рохов, - он похож на вас? - Всегда в какой-то мере об ращаешься к личному опыту. Однако он - безусловный нев растеник, склонен к резким по ступкам, разрывам - этого обо мне не скажешь. Он человек сцены, живет в свете прожекто ров, всегда на публике. А я ве ду жизнь келейную, меня деся тилетиями окружают одни и те же люди, я не выношу публич ности: если сегодня нужно вый ти из дома - мой день отравлен. - Поговорим о фрейдистском пласте книги: что, «синдром И. В.» сидит в каждом, кто недопо лучил родительской ласки, был унижен в юности и рано лишил ся близкого человека? Был склонен к писательству и не ре ализовался и вообще страдает больным самолюбием? - Жажда компенсации не всех побуждает стать сталина ми. Но то, что на дне тигля вы эту жажду найдете, несомненно. Маленький, рябой, неказистый, плохо одетый, физически сла бый, слышит дурные толки о ма тери, что непереносимо для лю бого, а для кавказца - адское проклятие. Но плохо в детстве было очень многим. Кто-то стал воришкой, кто-то - даже убий цей, а у него космические мас штабы. То, что были большие способности, несомненно. Гро мадный ум - безусловно. Но и гиперболическая страсть власт вовать, полное отсутствие мора ли и нравственных тормозов, абсолютное презрение к людям. - Насколько знание Библии было важно для Сталина: стал бы он тем, кем стал без этого знания? - Полагаю, Библия была для него не только энциклопедией людских характеров и судеб, но и источником внутреннего конфликта. Поэтому у меня в Омане он говорит, что Ветхий авет ему значительно ближе Нового. Он был способный се минарист, готовился стать пра вославным священником и про поведовать смирение, готов ность принять поношение, под ставить левую щеку, когда бьют правую - представляете его в этой роли? Нет, око за око, нет, зуб за зуб, нет, месть и расплата! То, что он погубил миллионы людей, всем известно. Но, быть может, ужасней всего то, что он сформировал на нашей поч ве новый, сокрушительный тип Н о то $ар 1 еп$'а, который спосо бен на все - отречься от мате ри и отца, отказаться от права мыслить и чувствовать, от права выбора. Склонный ненавидеть гениев и поклоняться посредст венности, рукоплескать пыткам и казням, и шагать только стро ем... И этот новый человек спу стя десятки лет после его смер ти продолжает жить по тем же законам и все пытается реани мировать смердящий, но обо жаемый труп! Сталин понял ве ликую истину: не прав был Ка лигула, говоря: «Пусть ненави дят, лишь бы боялись». Нет! Пусть боятся, но любят - только любовь-страх дает обожествле ние! «Тирано одарато», «обо жаемый тиран», как итальянцы называли Муссолини, так в Гер мании относились к Гитлеру. Но тех хоть потомки прокляли, а наши современники все еще молитвенно вспоминают деспо та и - главное - все еще любят свой рабский страх, находят в нем оргиастическое блаженст во. Не все, разумеется, но мно гие, очень многие. • Но почему грузин со знани ем Библии, а не еврей с биб лейскими традициями? Почему не Троцкий? То, что И.В. власт вовал в нашей стране - это слу чайность или закономерность? - Троцкому помешал его эс тетизм. О н тоже был жестокий фанатик, но обладал писатель ским даром, имел талант о р а тора и художественный вкус. Не зря же он так ценил Есенина, который искал у него защиты. Пламенный трибун революции, человек Гражданской войны, глава Красной Армии, он ока зался слаб в аппаратной интри ге. Нет, тотальная победа С та лина была, безусловно, законо мерной. Так деспотически вла ствовал Иван Грозный - а умер своей смертью. Петр, Николай Первый - в том же ряду. А на ши реформаторы и освободи тели, как правило, погибали под пулями своих же подданных - возьмите хотя бы Александра Второго... Убили безвольного и в общем-то безвредного Нико лая II, а жестокого Александра III никто и пальцем не тронул. Вот и в нашей новой истории Сталин ушел под общий плач, а всю ненависть сберегли для Горбачева. - Если исходить из того, что человек в общем-то не изме нился... - О н изменился в худшую сторону,' поэтому однажды взо рвет этот мир. Человечество та лантливо, но неумно. О но все время занимается протаптыва нием дороги к коллективному суициду. Вы думаете, это все случайно: там наводнение, здесь извержение, тут озоновый слой пробили? Не трамвай со шел с рельсов, а катастрофы вселенского масштаба?! Такая популяция, которая занимается самоубийством. Де Голль был человек величайшего ума, од нако сделал все, чтобы францу зы взорвали свою, француз скую атомную бомбу - «величие Франции» того требовало. Су масшествие. Ну ладно, полити ки, но вот сидит где-нибудь в Урюпинске человечек и рассуж дает о том, какой мы были ве ликой державой, как нас боя лись. Бояться равно восхище нию. Интеллигенция, она про сто заворожена этим... - В вашей книге мастера слова выглядят, мягко говоря, не очень - не избежали «заво роженности силой»... - Еще бы - художественные натуры! Эта чудовищная мощь Сталина, которая стократ уси ливалась в их собственном бо гатом воображении, действова ла на них почти эстетически. Да и утомительно это - быть отще пенцем, тянуло в стаю. Несча стный Мандельштам говорил: «Большеветь я хочу». У Булгако РАЗГОВОР Н А Ч И С Т О Т У Москва, такой же март - 50 лет назад. ва тоже был свой роман со Сталиным - неосознанный, тай ный роман. Сталин пятнадцать раз смотрел «Турбиных», почти всех пересажал, а его не тро нул... Втайне Булгаков верил, что Сталин его защитит, и пье са «Мольер» несет на себе пе чать этой неистребимой веры. Пастернак в телефонном раз говоре сказал Сталину, что хо чет с ним встретиться, «погово рить о жизни и смерти». - Может, просто устал чело век от неопределенности, захо тел в глаза посмотреть? - Как бы то ни было, какие- то глубинные струны срезони- ровали - Сталин, как известно, в ответ повесил трубку и впос ледствии сказал: «Не трогайте этого блаженного». Долгие годы меня жгло желание написать этот несостоявшийся разговор - о жизни и смерти. И вот в «Юпитере» это последнее, что происходит со Сталиным-Воро- ховым. - Когда Мандельштам напи сал: «Мы живем, под собою не чуя страны..., Его жирные паль цы, как черви, жирны...» - он же не мог не знать, что подпи сывает себе смертный приго вор. Значит, не мог не напи сать? Был нацелен на роковой исход и носил в себе облик не счастья? Говорят, когда к нему пришел молодой человек с жа лобами, что не печатают, Ман дельштам спустил его с лестни цы. «А Иисуса Христа печата ли? - крикнул вдогонку. - По чему вас должны?» А Булгаков готов был пойти на компромисс - написал пьесу «Батум»? - Не нам его судить. У Бул гакова была горькая биогра фия. Он очень любил бытовую жизнь, остро чувствовал ее вкус, а между тем был ее ли шен. Почти все пьесы, да и всю прозу, должен был хоронить в своих ящиках. Вот и написал этот «Батум». Мастеру захоте лось покоя, захотелось открыть дорогу своим полузадушенным детищам. Виленкин, страстный почитатель Булгакова, оправ дывал появление «Батума» тем, что Булгаков «воспитывал» С та лина: «Взгляните на собствен ную молодость! Какой она бы ла чистой и доблестной!» Все это, разумеется, вздор, так я и Виленкину сказал. Чтоб чело век такого ума, переживший тридцать седьмой год (да и три дцать восьмой был не лучше), уже в тридцать девятом году надеялся образумить супоста та?! Нет, нет, кому нужны эти смешные оправдания. Мастер устал, захотел покоя. Конечно, если б «Батум» пошел, он мог бы стать официальным авто ром... В плане историческом Булгаков только выиграл от то го, что Сталин запретил эту пьесу. Жизнь проиграл, а судь бу выиграл. - Что это за феномен: ху дожникам всегда хочется быть поближе к власти? Тогда - еще можно понять, от этого их жизнь зависела, жизнь близких им людей. А сегодня-то что их туда гонит? Что заставляет дружными рядами вступать в ту же «Единую Россию»? - Можно иметь талант в из бытке при острой нехватке дос тоинства. А уж когда и таланта не густо... Только в нашем О те честве есть такое странное ам плуа: «государственный сати рик». Никогда власть не уважа ла тех, кто толпится в ее прихо жей. И никогда эта прихожая не пустеет, увы. - В какой отрезок времени в России вы бы хотели жить? - Мне было комфортно с 1987 по 1990 год. Все мы жили тогда надеждой. В России вре мя гармонии коротко. Талей ран говорил: «Тот не знал счастья, кто не жил в Париже до взятия Бастилии» - возможно, не все бы с ним согласились. Беседовала Гузель АГИШЕВА. Р.5. «Каждый выбирает для себяженщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку...» - написал романтик Левитан- ский. Получаетсятак, чтовроде быотчеловека все зависит. Но отчеловека не зависит, когда емуродитьсяижить. Какое сча стье, чтомыродились вдругое время. Что нас минули сталин ские лагеря, война, блокада. Как говорили иезуиты, не дай нам, Господи, пережить все то, что мы можем вытерпеть. Они хорошо вэтомразбирались. В канун 50-летия со дня смерти человека, вдумчиво по ложившего 60 миллионов, эти слова можно повторять как мо литву. Учредитель и Издатель «Информационно-аналитическоеагентство «Деловой вторник» ДЕЛОВОЙ Яшм Изданиезарегистрировано МинистерствомРФподелам печати, телерадиовещания исредствмассовых коммуникаций Рег. ПИ N9 77-7161. Распространяетсяв качестве приложения к газетам: Генеральный директор Ф.Сизый. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. Главный редактор В.Симонов. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Редакционный совет: Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. С.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Е-таП: уЮгп1к@асП.го «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» . . . «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» алининград), «Время иденьги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской (Беларусь), К с . . . . . . . . . . .. ... , ____ ____ „_______ ___ ^ ______ __________ _ области), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь»’ (Пермь)," «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz