Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
27 Ф Е В Р А Л Я 2003 Ч Е Т В Е Р Г № 8 (1 0 8 ) С О Ю 3 Беларусь—Россия Р е г и о н а л ь н ы е у р о к и э к о н о м и ч е с к о й г е о г р а ф и и Окончание. Начало на стрI К любым изменениям надо быть готовыми. Поэтому «БелАЗ» сегодня предлагает сво им потребителям автосамосвалы, как говорится, на любой вкус: гру зоподъемностью от 45 до 220 тонн. С учетом требований и за просов российского рынка плани руется близкое и перспективное производство. Примечательно, кстати, и то, что на этом предпри ятии занимаются выпуском това ров народного потребления. — Случайно, это не надоевшие всемкастрюли? — На кастрюлях и сковородках сегодня не заработаешь. Это, по жалуй, — удел малых заводов, где разве что сотню-другую рабочих мест можно спасти за счет ширпо треба. «БелАЗ» — другое дело. Товары народного потребления в исполнении жодинских автомоби листов — прицепы и багажники к легковым автомобилям, электро конвекторы, садово-огородный инвентарь. И опять же эта продук ция ширпотреба рассчитана не только на белорусского, но и на российского покупателя. Сегодня на жодинском автогиганте идет поэтапная реализация проекта техперевооружения, проводится радикальное обновление техно логий. Так что у «БелАЗа» как экс портообразующего предприятия солидные перспективы. Только в минувшем году он заработал на экспорте в Россию почти 130 мил лионов долларов — существен ная часть от всего экспорта Мин ской области. Поэтому развитие завода было и остается одним из важнейших приоритетов эконо мической ее деятельности. Кроме того, солидную нагрузку во внеш ней торговле несет и еще ряд на ших предприятий — Борисовский завод автотракторного электро оборудования, Слуцкий сахарора финадный комбинат, Городей- ский сахарный комбинат, бори совский завод «Автогидроусили тель», «Итера Пет», открытое ак ционерное общество «Св 1 танак». Эти шесть предприятий во главе с «БелАЗом» закрывают половину экспорта в Российскую Федера цию. — А как все остальные? Что мешает имнайти партнеров, за явить о себе на российском рынке? Или они заняты сугубо проблемами собственного вы живания? — Вопрос «Как бы выжить?» — это для тех, кто уже сложил ру ки. Да, есть проблемы, но они вполне решаемы, если грамотно работать. Нужны ведь не только инвестиции, но еще и стратегия развития, желание и способность принимать экономически выве ренные решения. В Минской обла сти, к примеру, много предпри ятий легкой промышленности. И, казалось бы, чего проще: извест ны все требования моды, прогно зируются ее изменения. Изучай, совершенствуй технологию — и все должно получиться. Как, к примеру, у нашего «законодателя мод», предприятия «Св 1 танак», специализирующегося на произ водстве трикотажных изделий. Современный дизайн, практич ность и качество — все это обес печило его продукции огромный спрос в Санкт-Петербурге, вдаль нем зарубежье. Кстати, россий ский экспорт принес «Св 1 танаку» почти восемь миллионов долла ров. Думаю, это хороший стимул для тех, кто сегодня занят обнов лением производства и поиском российских партнеров. —А в какой продукции россий ского производства заинтересо вана впервуюочередьМинская область? — Почти половина импорта, поступающего к нам из самых разных регионов России, — это топливо. В минувшем году его бы ло поставлейо на сумму 260 мил лионов долларов. Покупаем так же черные металлы, пластмассу и изделия из нее, алюминий, каучук и резиновые изделия, бумагу и картон. — Хотя, к слову сказать, кар тон производится и в самой Минской области... — Вероятно, не в достаточных объемах. Впрочем, есть здесь и другой вопрос — вопрос качест ва... Покупаем и электрооборудо вание, и кожевенное сырье. А еще — зерновые хлеба. Эта позиция занимает всего один процент в импорте. Но и этот процент равен сумме довольно внушительной — почти 7 миллионов долларов. — Давайте свернем в сторону от «торговых путей». Как об стоятдела всфере, скажем, на учной интеграции? — Эта тема заслуживает от дельного разговора. Поэтому ог раничимся наиболее характер ным примером. На территории об ласти находится Белорусский НИИ картофелеводства. С 1998- го по 2000 год сего участием реа лизовывалась совместная рос сийско-белорусская программа «Картофель», благодаря которой ученые смогли сделать шаг впе ред в техническом перевооруже нии отрасли, разработали новые конструкции машин для картофе леводства. Но пока что речь, к со жалению, идет только об опытных образцах. Надеюсь, к этой сфере, как весьма перспективной, про явят интерес инвесторы. Обоюд ный интерес представляет и се лекционная работа. Ежегодно бе лорусские селекционеры создают 2—3 новых сорта. Сейчас в Инсти туте картофелеводства — около 30 перспективных сортов. Девять из них включены в минувшем году в Российский реестр. —Леонид Федорович, можете, ли вы привести примеры уча стия российского капитала в экономике, создании производ ственных предприятий вМин ской области? — Вклад российских инвесто ров в уставные фонды совмест ных и иностранных предприятий в минувшем году по Минской обла сти составил почти полмиллиона долларов. Есть и своего рода ли деры в освоении этих средств — совместные белорусско-россий ские предприятия «Белдортехни- ка» в Смолевичском районе, мо- лодечненский «Росбелкомп- лекс», «Вязынь» Вилейского рай она. —Мы вбольшей степени гово рили о лидерах, маяках бело русско-российского экономи ческого партнерства. Не полу чится ли так, что «забытыми» окажутся далекие от промыш ленныхцентровМинской обла сти регионы? — Безусловно, лидируют про мышленные центры, наиболее крупные города области. Но у нас есть программа развития межре гиональных контактов на уровне районов. За последние 10 лет Минский облисполком заключил соглашения о сотрудничестве с 39 регионами Российской Федера ции. И не только в экономической сфере, но и в культурной, образо вательной. На этом фундаменте мы уверенно строим перспективы роста. Беседовал Александр КАРЛЮКЕВИЧ. Ч е р н о б ы л ь с к и й с ч е т : в о з м о ж н о с т и , у м н о ж е н н ы е н а д в а Окончание. Начало на стр. I Скажем, замечено, что при за болеваниях щитовидной железы нарушается процесс образования гормонов, регулирующих уровень кальция и фосфора в организме. А это, увы, чревато костно-сустав ной патологией. Следовательно, нам нужен препарат, который бы, влияя на щитовидную железу, способствовал восстановлению общего гормонального баланса. Формула такого препарата— йод- казеина— изобретена российски ми коллегами-радиобиологами, а его воздействие на организм че ловека мы изучаем вместе. — В чем преимущества этого препарата перед столь серьез ным соперником, как йододе- фицит? !— Вместе с коллегами из Рос сийского медицинского радиоло гического центра РАМН мы испы тали йодказеин на школьниках Кормянского района Гомельской области — 61 процент из них стра дают йодной недостаточностью— и на ребятах минской школы-ин терната N 0 5, которых эта беда обошла стороной. В эксперимен те, проведенном, разумеется, с разрешения местных властей, кроме нас участвовали медики. Вместо обычного хлеба участни ки эксперимента употребляли в пищу хлебобулочные изделия, на сыщенные йодказеином. Резуль таты потрясающие. После месяца такой «йодтерапии» число кор- мянских детей с узловыми изме нениями в щитовидной железе уменьшилось на 10 процентов, а содержание йода в их организмах увеличилось в полтора раза, в то время как у минских школьников переизбытка йода не обнаружи лось. В России йодказеин широко используется в 52 областях. У нас в качестве профилактической до бавки в пищу используется только йодированная соль. Сейчас НАН Беларуси ходатайствует перед главным медицинским ведомст вом страны о том, чтобы парал лельно с йодированной солью был налажен массовый выпуск продуктов, включающих в себя йодказеин. — Нет ли перебоев с финанси рованием «чернобыльской» программы? — Деньги для выполнения про граммы поступают из союзного бюджета исправно. 88,4 миллио на российских рублей, выделен ных в прошлом году, Беларусь по лучила сполна. Еще более солид ная сумма запланирована на ны нешний год — 138 миллионов. Примерно столько же предполага ется истратить на «чернобыль ские» нужды в 2004 и 2005 годах. Единственное, что огорчает, — мало средств отпущено на науч ные исследования. Всего 2,5 про цента общего объема финансиро вания. Правда, ожидается, что эта часть программы будет поддер жана за счет резервного фонда Союзного государства. Очень на это рассчитываем. Беседовала Татьяна ЩЕДРЕНОК. ПРЯМАЯ ЛИНИЯ Геннадий Селезнев ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОБРАНИЯ СОЮЗА БЕЛАРУСИ И РОССИИ, СПИКЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РФ «СОЮЗ-ТС»: ТелефонСелезнева Председатель Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, спикер Государственной Думы РФ Геннадий Селезнев отвечает на вопросы наших читателей я Александр Сычужкин, пенсионер, г. Москва: Что значит возродить Россию в реалиях нашего времени и в чем суть со циального государства, которое вы так активно проповедуете? — Ответ, как ни странно, мо жет быть и прост, и сложен од новременно. Проще всего было быадресовать всех, кого инте ресуют эти вопросы, к Консти туции Российской Федерации, где каждая строка— как кирпич вздание новой России, кото руюмыхотим построить. Слож нее объяснить, как добиться то го, чтобы Россия действитель но стала страной, где каждый гражданин сможет чувствовать себя защищенным и уверенным взавтрашнем дне, где права че ловека— ив первую очередь право надостойнуюжизнь— будутобеспечены. Нищета и бедность— национальный по зор для такой богатой страны, как Россия. Мыхотим возро дить вселучшее, что было в России за всюее историю. Суть социального государст ва отражена вседьмой статье Конституции РФ. И она не сво дится только к социальным программам, социальным рас ходам исоциальной помощи. Все это, безусловно, важно. Но главное всоциальном государ стве то, что онодолжно создать самые благоприятные условия для самореализации каждого человека— и ветерана, июно ши, только вступающего в жизнь, ипредпринимателя, и учителя, и военнослужащего. ■ Вцентре Минска: куда пойти, что посмотреть? К а к з а м а н и т ь и н в е с то р о в Р е ш а л и в ч е р а у ч а с т н и к и К о н с у л ь т а т и в н о г о с о в е т а п о и н о с т р а н н ы м и н в е с т и ц и я м п р и С о в м и н е Б е л а р у с и экономика Михаил Кузьмин М И Н С К — М О С К В А БЕЗ иностранных инвестиций экономика Беларуси полноценно развиваться не может. Так счита ют, в частности, участники вче рашнего заседания Консульта тивного совета по иностранным инвестициям при Совете Мини стров Республики Беларусь. К слову, возглавляет этот Консуль тативный совет премьер-ми нистр Беларуси Геннадий Новиц кий, активными его членами яв ляются руководители ключевых министерств и контрольно-сило вых структур республики, а так же представители крупнейших иностранных компаний, работа ющих в стране. На момент сдачи номера в печать решения Кон сультативного совета были неиз вестны, но мы попросили расска зать о проблеме привлечения иностранных инвестиций в бело русскую экономику начальника Департамента экономики Посто янного комитета Союзного госу дарства Александра МОИСЕЕН КО. — В целях осуществления структурной перестройки эконо мики и развития производствен ного потенциала одной из перво очередных задач является соз дание в Республике Беларусь привлекательного инвестицион ного климата, — отметил А.Мои- сеенко. — Важное направление государственной инвестицион ной политики — привлечение иностранного капитала в услови ях недостатка внутренних инве стиций из-за небольших возмож ностей белорусского бюджета, незначительного капитала бан ков, ограниченных собственных средств предприятий. Для соци ально-экономического развития Республики Беларусь общая по требность в инвестициях на пе риод 2002— 2010 годы оценива ется экспертами в размере 39 миллиардов долларов, в том числе 13 миллиардов долларов иностранных инвестиций. В 2003 году предполагается привлечь около 2,8 миллиарда долларов внутренних и одного миллиарда долларов внешних инвестиций. Прежде всего ожидаются инве стиции в нефтехимическую, де ревообрабатывающую и пище вую отрасли, машиностроение, приборостроение, сферу связи, туризм. В настоящее время зарегист рировано более 2700 предпри ятий, созданных с участием ин весторов более чем из 80 стран мира. Российские инвесторы участвуют в деятельности 430 совместных и иностранных пред приятий на территории Белару си. Основной объем инвестиций в уставные фонды совместных и иностранных предприятий посту пает из США — около 19 процен тов, Германии и Нидерландов — по 17 процентов, Великобрита нии и К и п р а— по 8 процентов. Кроме отраслей промышленно сти (деревообрабатывающая, пищевая, химическая, машино строение, металлообработка) инвесторов привлекают торгов ля и общественное питание. В Республике Беларусь суще ствует несколько способов уча стия иностранных инвесторов в Ш А. Моисеенко. приватизационном процессе. На стадии разгосударствления и приватизации конкретного госу дарственного предприятия инве стор может участвовать в созда нии открытого акционерного об щества путем внесения в его ус тавный фонд денежного или имущественного взноса в разме ре не менее 20 тысяч долларов. Участие иностранных инвесто ров связано также с выкупом принадлежащих государству ак ций в ранее созданных открытых акционерных обществах на ин вестиционных конкурсах. Существенное внимание уде ляется законодательному обес печению инвестиционного про цесса. Так, в 2001 году вступил в действие принципиально новый правовой акт — Инвестицион ный кодекс, направленный на улучшение инвестиционного климата и установление про зрачности политики государства в области инвестиционной дея тельности. В кодексе установле ны ключевые для всех инвесто ров гарантии прав собственно сти и их защиты, гарантии защи ты инвестиций от нецивилизо ванных изъятий и общепринятые правила такой защиты, гарантии от причинения вреда со стороны государственных органов и их должностных лиц. Для стимулирования притока зарубежного капитала в эконо мику Беларуси законодательст вом предусмотрена также систе ма льготного инвестирования капитала. Так, при реализации продукции собственного произ водства коммерческая органи зация с иностранными инвести циями освобождается на три го да от уплаты налога на прибыль, а при производстве особо важ ной продукции срок продлевает ся еще натри года. Товары, вво зимые иностранным учредите лем в республику для формиро вания уставного фонда, освобо ждаются от таможенных пошлин и налога на добавленную стои мость. Созданию благоприятного ин вестиционного климата и реали зации намечаемых проектов способствует принятая в про шлом году Национальная про грамма привлечения инвестиций в экономику Республики Бела русь на период до 2010 года. В ней определены состояние инве стиционной сферы, цель и зада чи инвестиционной политики, механизмы стимулирования вну тренних и привлечения внешних инвестиций, обоснована систе ма мероприятий правового и ор ганизационно-экономического характера. Начиная с 2002 года разраба тываются ежегодные программы действий правительства по при влечению инвестиций, где пред усматриваются конкретные ин вестиционные проекты отрасле вого значения, которые должны быть в планируемом году реали зованы, а также меры, способст вующие реализации таких про ектов. С целью активизации про цесса привлечения внешних ин вестиций в Республике Беларусь в 2002 году дан новый импульс работам по разгосударствлению и приватизации предприятий, в том числе нефтехимического, электроэнергетического и газо вого комплексов. В соответствии с межправительственными сог лашениями о создании Объеди ненной электроэнергетической системы и о расширении сотруд ничества в газовой отрасли пре дусматривается создание в ука занных отраслях совместных бе лорусско-российских организа ций в форме акционерного об щества. На ближайшую перспективу принципы государственной по литики, приоритетные направле ния и задачи в области рефор мирования государственной собственности определены Кон цепцией управления государст венным имуществом в Респуб лике Беларусь на 2001— 2005 го ды. Разгосударствление и при ватизация проводится плано мерно. Реформировано свыше трех с половиной тысяч объек тов, в том числе 941 объект рес публиканской собственности. В процессе реформирования соз дано около 1600 открытых акци онерных обществ, продано на аукционах и по конкурсу 1370 объектов. На реформированных предприятиях работают свыше 800 тысяч человек, что состав ляет более 20 процентов заня тых в экономике. На базе республиканской соб ственности создано более 50 ак ционерных обществ, в том числе на базе таких крупных предпри ятий, как Гродненский стеклоза вод, Брестский электролампо вый завод, новополоцкие объе динения «Полимир» и «Нафтан», гродненские объединения «Хим- В н а с т о я щ е е в р е м я з а р е г и с т р и р о в а н о б о л е е 2 7 0 0 п р е д п р и я т и й , с о з д а н н ы х с у ч а с т и е м и н в е с т о р о в б о л е е ч е м и з 8 0 с т р а н м и р а . Р о с с и й с к и е и н в е с т о р ы у ч а с т в у ю т в д е я т е л ь н о с т и 4 3 0 с о в м е с т н ы х и и н о с т р а н н ы х п р е д п р и я т и й н а т е р р и т о р и и Б е л а р у с и . волокно» и «Азот», полоцкое объединение «Стекловолокно», Белорусский шинный комбинат в Бобруйске, объединение «Гори зонт» в Минске, завод «Электро аппаратура», химический завод и комбинат строительных конст рукций в Гомеле и другие. По со стоянию на 1 января 2003 года (по данным Комитета по ценным бумагам при Совете Министров Республики Беларусь) функцио нируют 4469 акционерных об ществ (2860 закрытых и 1609 от крытых). К числу важнейших мер, реа лизованных в 2002 году и напра вленных на улучшение предпри нимательского климата, созда ние благоприятных условий для осуществления предпринима тельской деятельности, следует отнести: уточнение и детализа цию норм Гражданского кодекса, касающихся вопросов создания и деятельности юридических лиц, в частности упорядочение формирования уставного фонда коммерческой организации; за конодательное закрепление воз можности преобразования об щества с ограниченной ответст венностью в общество с допол нительной ответственностью; уточнение фирменного наимено вания унитарного предприятия путем замены сведений о «соб ственнике имущества» на указа ние на «форму собственности»; распространение норм, регули рующих особенности аренды зданий и сооружений, на аренду части зданий, сооружений и др.; увеличение до 15000 базовых величин порога значений стои мости имущества и размера сде лок физических лиц, носящих очевидный инвестиционный ха рактер (приобретение акций или паев субъектов хозяйствования, объектов незавершенного стро ительства, предприятий как иму щественных комплексов), подле жащих декларированию, в целях вовлечения средств граждан в экономический оборот; отмену установленных для конкретных субъектов предприниматель ской деятельности индивидуаль ных льгот по налогам, сборам и таможенным платежам в целях создания равных условий в обла сти ценовой политики и установ ление льгот по налогам только для отдельных категорий налого плательщиков с учетом отрасле вых и иных объективных особен ностей их деятельности. В целях повышения роли ма лого предпринимательства в развитии экономики Беларуси утверждена Концепция государ ственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002— 2005 годы. В 2002 году в резуль тате осуществления ряда мер, способствующих созданию бла гоприятной рыночной среды, со хранились положительные тен денции развития негосударст венного сектора экономики. Не государственные юридические лица произвели (по дайным Ми нистерства статистики и анали за) свыше 50 процентов общего объема промышленной продук ции, свыше 65 процентов объема подрядных строительных работ, около 78 процентов общего объ ема розничного товарооборота (на 14 процентов больше, чем в предыдущем году). & Анатолий Михтеев, г. Минск: Почему бы к названию «Пар тия возрождения России» не прибавить через черточку «и Бе ларуси»? Я бы в такую партию вступил... — Можно было прибавить, если бы эта черточка не про тиворечила закону и могла решить все проблемы. Но, на верное, дело все-таки не в названии, а в нас с вами, в на родах России и Беларуси, ко торые плечом к плечу, помо гая друг другу, должны воз рождать свои страны и стро ить общее Союзное государ ство. и Сергей Федорчук, г. Курск: Вы часто вспоминаете седьмую статью Конституции России. А кто ее вообще читал, где ее взять, чтобы прочитать? Не в каждой городской библиотеке найдется. Когда в книжном магазине я про Конституцию спросил, на меня посмотрели как на ненормального. Мне кажется, что и депутаты Госдумы РФ не все хотя бы раз заглядывали в Конституцию. Ина че они бы не принимали законы, которые ухудшают нашу жизнь. — Из рук вон плохо, что Ос новной Закон страны оказыва ется по каким-то причинам не доступен для простых людей. Куда хуже, что про него забы вает власть. Депутатам Госду мы, конечно, по магазинам и библиотекам за Конституцией бега-Гь Не надо, она у нас все гда под рукой. А вот втом, что у нас и на федеральном, и на региональном уровнях неред ко принимаются решения без* прогноза социальных послед ствий, читатель прав. Наша партия сейчас разрабатывает механизмы, которые позволи ли бы просчитывать эти пос ледствия. Будь то местный за кон или федеральный, всегда надо смотреть, чем он обер нется для каждой категории граждан. Чтобы мы, улучшая условия жизни одних, не пор тили их другим. Вот, например, некоторые губернаторы дела ют послабления для отдель ных предприятий вуплате на логов. Хорошо, если в регио нальном бюджете найдутся средства, чтобы заполнить об разовавшуюся брешь. А если в результате недополучит средств фонд обязательного медицинского страхования или фонд социального страхо вания и это скажется на жите лях области? Мы сейчас много говорим об адресной помощи. Но адресность нужна во всех решениях, законах и рефор мах. я Николай Поликарпов, бывший народный депутат СССР, Пензенская область: Не пора ли российским законодателям посмотреть на материальное обеспечение бывших народных депутатов СССР и Верховного Совета России? Нас осталось не так уж и много. В бизнес народные избранники советской эпохи не пошли, пенсию получают мизерную, испытывают большие материальные затруднения. А ведь когда-то, как го ворят, историю творили. О своем будущем нынешние депута ты уже позаботились, о президентах, прекративших свои пол номочия, и бывших министрах тоже подумали. А до нас-то очередь когда дойдет? — Проект соответствующе го закона есть вдумском порт феле. Вы правильно заметили: страна не должна забывать ни кого из тех, кто имеет перед ней заслуги. И Государствен ная Дума всегда, а тем более сейчас, перед приближающи мися парламентскими выбора ми готова наделить всех, кто в том нуждается, и прибавкой к пенсии, и особыми льготами. Но важно при этом учитывать: а насколько это реально? Чем эти прибавки и льготы гаранти руются, какими финансовыми средствами подкрепляются? Иначе все останется на бумаге и будет дискредитирован не только сам закон, но и заслуги. м Евгения Шабанова, ветеран труда, г. Москва: Хотелось бы знать, не изменят ли Конституцию России, сняв ответствен ность за социальные гарантии гражданам России с федераль ной власти и переложив ее на региональную власть? Мне ка жется, такие поправки в Основной Закон страны где-то вызре вают. Но убеждена, что это резко ослабит позвоночник России и поведет ее к еще большей криминализации. — Не думаю, что поправки в Конституцию, которые осво бодят федеральную власть от ответственности за все проис ходящее встране, а также за соблюдение прав и свобод граждан, возможны и что они якобы где-то замышляются. Основополагающие статьи на шей Конституции вообще из менить очень сложно. Требу ется созывать Конституцион ное собрание, а у нас для этого до сих пор даже нет законода тельной базы. Да законодате ли никогда и не пойдут на то, чтобы приуменьшить ответст венность федеральной вла сти, и избиратели им этого не позволят. Напротив, они тре буют эту ответственность по вышать. ■ Иван Казаков г. Бобруйск: Каким вам видится модель Со юзного государства? Как Европейский союз? Может быть, нам стоить изменить название, чтобы не повторять Европу? — А почему Европу? Ведь у нас был Советский Союз, и о нем по-доброму вспоминают сегодня люди во многих угол ках наших бывших союзных республик. Что же касается модели, то на данном этапе строительства Союзного госу дарства мы, я имею в виду ко миссию, разрабатывающую проект Конституционного акта Союза Беларуси и России, по считали нецелесообразным давать определение, какое именно государство мы стро им, федерацию или конфеде рацию, и отвечать конкретно, является ли Союзное государ ство государством нового ти па или государством переход ного периода. Это покажет бу дущее. Каждый четверг, с 11 до 12 часов, телефон 292-59-00 будет вклю чен для читателей «СОЮЗа» в России и Беларуси. Звонить из Рос сии — 8(095) 292-59-00; из Беларуси — 8107(095) 292-59-00. Дежур ный «прямой линии» примет ваши вопросы. Ответы Геннадия Селез нева читайте на страницах «СОЮЗа» каждый четверг. Публикацию подготовила Тамара ШКЕЛЬ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz