Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
«ЛГ» 22 февраля 2 00 3 г ., № 36 (219Т 41 З А К О Н О Т В О Р Ч Е С Т В О . К О Н С У А Ь Т А и И И . А И К Б Е З Дмитрий КОЗАК: П О В Е С Т К А Д Н Я «Реформа м е стно го сам оуправления __ необходим а» В начале января Президент Р Ф Владимир Путин внес в Гос д ум у два законопроекта — «О внесении изменений и дополн е ний в федеральный закон «Об общих принципах организации ^ за ко н о д ат ел ь ны х (представительных) и исполнительных орга нов субъектов Российской Федерации» и «Об общих принци пах организации местного самоуправления в Российской Ф е дерации» . Разрабатывала и х в течение полугода специальная комиссия во главе с заместителем руководителя администра ции президента Дмитрием Козаком . В интервью с нашим кор респондентом он рассказывает о сути и значении этих д о к у ментов, которые Д ум а должна рассмотреть в самое ближай - I ш ее время. — Я надеюсь, — сказал Д. Козак, — что Дума при мет к 1 марта внесенные пре зидентом законопроекты , ибо они крайне важны и нужны стране. Их принятие и реализация приведет к зна чительной децентрализации власти, повышению самосто ятельности и ответственнос ти перед гражданами регио нальных и местных властей. Этого удастся добиться пу тем введения существенных ограничений для федераль ных органов власти на при нятие решений, не обеспе ч е н ны х источниками финан сирования. Однако, чтобы задействовать такой меха низм, необходимо, во-пер вых, внести изменения в Бюджетный и Налоговый кодексы, чтобы на постоян ной основе закрепить дохо ды субъектов и муниципаль ных образований, адекват- V ные их расходным обязатель ствам. Во-вторых, потребует ся пересмотр ряда принятых ранее популистских законов, не обеспеченных деньгами. В-третьих, по новому зако нодательству городские и сельские поселения в боль шинстве субъектов федера ции предстоит наделить ста тусом муниципальных обра зований, определить их гра ницы и организовать выбо ры органов местного самоуп равления. Сейчас организа ция местного самоуправле ния не соответствует ни бук ве, ни духу Конституции РФ. В реальности все определяет не закон, а политические взгляды региональных вла стей, их отношение к пробле ме местного самоуправле ния. Это, впрочем, и неуди вительно в условиях факти ческого отсутствия феде ральных гарантий местного самоуправления. — Ряд С М И высказыва ет. мнение, что в предложен ных законопроект ах госу дарство якобы отказывает ся от выполнения своих со циальны х обязательств . Есть ли основания для по добного рода утверждений? ^— Нет, никаких основа ний для этого нет. Просто с введением новых законов произойдет децентрализация социальной п о л и ти ки . Субъектам Федерации будет передана только незначи тельная часть полномочий по социальным льготам, в час тности по выплате пособий ветеранам труда, детям-сиро- там, семьям, имеющим де тей, одиноким и многодет ным матерям. Мы руковод ствовались тем соображени ем, что субъекты Федерации и муниципалитеты ближе к гражданам и смогут разум нее распорядиться этими средствами. По предвари тельным экспертным оцен кам, конечные расходы фе дерального центра на соци альные выплаты и льготы составят 44 процента, ос тальное ляжет на плечи ре гиональных и местных вла стей. При этом большая часть основных расходных полномочий будет отдана муниципалитетам, которые непосредственно решают жилищно -коммунальны е , транспортные и другие про блемы. Хочу подчеркнуть, что делегированные полно мочия должны финансиро ваться исключительно за счет вышестоящего бюдже та. Кто заказывает музыку, тот и должен платить. Все законы, возлагающие на ни жестоящие уровни власти расходные обязательства, должны вводиться в дей ствие на каждый финансо вый год при условии, что в бюджете предусмотрены це левые средства на их выпол нение. Это достаточно жест кое ограничение для феде ральных и региональных властей. Но оно справедли во. Вышестоящая власть должна нести ответствен ность за принимаемые ре шения в отношении ниже стоящей власти. Мы долж ны научиться каждый свой шаг в законотворчестве про считывать с финансовой точки зрения. Бесплатных функций у государства не бывает. Иначе мы рискуем приумножить долги госу дарства во сто крат, а ре зуль татом будет обман граждан, дискредитация и государственной, и муници пальной власти, полное не верие в демократические ценности и институты. — К а к бы вы, Дмитрий Николаевич, сформулирова ли главный принцип рефор мы? — Децентрализация и повышение контроля за вла стью. Президент выступает за единство подходов к раз граничению полномочий между региональным и ме стным уровнями власти. Когда мерзнут люди в боль ницах, когда разваливаются дороги, руководитель реги она или местного самоуправ ления не должен строить дворцы или финансировать «карманные» средства мас совой информации. Новое законодательство будет пре дотвращать такие ситуации. И в заключение еще об од ном. Наши новации не пре следуют н и ка ки х тайных политических целей, хотя такие слухи усиленно мус сируются. Цель законопро ектов одна — решение про блем, препятствующих эф фективному функциониро ванию системы местного са моуправления, ее развитию, а также приведение местно го самоуправления в полное соответствие с Конституци ей РФ. Валерий АЛЕКСАНДРОВ . О н и н а п и с а л и з а к о н ы За д в е п р ош едш и е н е д е л и отечествен н а я за ко нодат ельная б а з а п оп олн ил ась о ч е р е д н о й «порцией» новых нормативно правовы х актов. З н а к о м и м с частью и з них . П олны й текст документов читайте в «Р о с си й с ко й газете». Кулибиным про патент Всем изобретателям и рационализато рам будет полезно ознакомиться с измене ниями и дополнениями, внесенными в Па тентный закон. Они касаются проведения экспертиз, требований к заявкам и др. ( Федеральный закон «О внесении из менений и дополнений в П ат ент ный з а к о н РФ » № 2 2 -Ф З от 07 .02 .2003 г. «Российская газета», 11 .02.2003 г.) Ничего, кроме правды Налоговая полиция России обзавелась одним из самых совершенных, по мнению американских силовых ведомств, прибо ром — детектором лжи . Правда, прово дить опросы «в виде специального психо физиологического исследования» — так это официально называется — можно да леко не с каждым. Например, нельзя оп рашивать несовершеннолетних, людей с плохим здоровьем, при агрессивном по ведении опрашиваемого лица илй его от казе от такого опроса. Так что насильно вас датчиками никто не облепит, а вот если захочется экзотики, то можно и по пробовать, заодно узнаете, насколько эф фективен детектор. (П р и к а з Ф С Н П РФ «Об утвержде нии Инструкции о порядке проведе ния оперативно-розыскного меро приятия — опроса в виде специаль ного психо-физиологического иссле дования в федеральных органах на логовой п ол иц и и » № 4 2 6 от 24 .09 .2002 г. «Российская газета», 11 .02.2003 г.) Взащиту потребителя В России вводится новая система сер тификации лекарственных средств, кото рая должна оказать содействие потребите лям в компетентном выборе продукции, по высить ее конкурентоспособность, защи тить от недобросовестных производителей. Обязательная сертификация будет прово диться совместно с Минздравом и Госстан дартом России. Проверять будут не толь ко взятые у продавцов или изготовителей образцы, но и целые партии лекарств. ( Постановление Госстандарта Рос сии «Об утверждении Положения о Сист еме се рт иф и к ац и и л е к а р ст венны х средств» № 121 от 02 .12 .2002 г. «Российская газета», 08 .02.2003 г.) Интенсивная терапия Н икак не выберутся из долгов наши сельхозпроизводители. Очередные меры по их оздоровлению придумало Правитель ство. Постановление Правительства Ф «О реализации Федерального за кона «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроиз водителей» № 52 от 30.01.2003 г. «Российская газета», 08.02.2003 г.) Маленьким гражданам большой страны Теперь детям до 14 лет, получившим гражданство Российской Федерации, к сви детельству о рождении будут выдавать вкладыш, подтверждающий наличие у ре бенка гражданства России. (Пост ановление Правительства РФ «Об утверждении Формы вкла дыша в свидетельство о рождении, подтверждающего наличие у ребен к а граж данст ва РФ » № 61 от 06 .02 .2003 г. «Российская газета», 12 .02.2003 г.) Власть ответственна перед народом Одним из основополагающих принци пов деятельности всех ветвей власти явля ется открытость и доступность информа ции о деятельности государственного орга на. Чтобы эти принципы соблюдались, при нято Постановление Правительства, в ко тором дан перечень сведений о деятельно сти органов исполнительной власти, обя зательных для опубликования. (Пост ановление Правительства РФ «Об обеспечении доступа к ин формации о деятельности П р ави тельства РФ и федеральных орга нов исполнительной власти» № 98 -от 12 .02 .2003г . «Российская газе та», 15 .02.2003г .) , С законами и постановлениями знакомилась Мария ТОКАРЕВА . к СЛОВО НЕ ВОРОБЕЙ (Окончание. Начало на 5-й стр.) У меня лично вызывают со мнения положения закона о том, что он устанавливает организа ционно-правовые особенности приватизации федерального иму щества на железнодорожном транспорте и управления им. Например, в соответствии с пунктом 2 статьи 3 закона в про цессе приватизации федерально го имущества на железнодорож ном транспорте создается единый хозяйствующий субъект путем изъятия имущества у организа ций федерального железнодорож ного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хо зяйствующего субъекта. Причем в процессе приватизации не вно сится в уставный капитал едино го хо зяйствующ его субъекта имущество организаций, непос редственно не связанное с орга низацией движения поездов и маневровой работы^ на железно дорожном транспорте при опре деленных законом условиях. Все это может повлечь значительные изменения (в сторону уменьше ния) в доходной части бюджета субъектов Российской Федера ции, включая и нашу Липецкую область. В законе также имеют ся недостатки юридического ха рактера, отмеченные Правовым управлением аппарата Совета Федерации. С моей точки зрения, прива тизация объектов федерального железнодорожного транспорта будет иметь скорее отрицатель ные, нежели положительные по следствия в социальной сфере. Все это дало мне основания воз держаться от голосования по дан ному закону. В то же время большинством голосов закон палатой одобрен и отправлен на подпись Президен ту. В порядке законодательной инициативы Совета Федерации в Государственную Думу внесен за конопроект «О внесении измене ния в статью 323 Трудового ко декса Российской Федерации». Он направлен на обеспечение ре альных гарантий на медицинское обслуживание для нуждающих ся в этом северян. Законопроектом предусмотре на следующая мера: лицам, ра ботающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним ме стностях, производится оплата за счет средств работодателя сто имости проезда в пределах тер ритории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения при наличии соот ветствующего медицинского за ключения , если консультации или лечение не могут быть пре доставлены по месту прожива ния . Такая мера является не только социально гуманной, но и справедливой, поскольку утра та здоровья этими гражданами в первую очередь связана с прожи ванием и работой в экстремаль ных климатических условиях. На заседании также состоял ся «правительственный час». С информацией о ситуации вокруг Ирака выступил заместитель ми нистра иностранных дел РФ А . Салтанов. Об основных направ лениях государственной про мышленной политики и мерах по ее реализации рассказал и.о.ми нистра промышленности, науки и технологий РФ А . Свинаренко. Ю Р И Д И Ч Е С К И Й С Л О В А Р Ь авностью л е т . . . Кто - то мож е т избежат ь наказания Речь идет о ДАВНОСТИ применительно к уголовному законодатель ству. Правовую природу давности законодатель определил к а к вид осво бождения от уголовной ответственности. Основанием применения р а с сматриваемого вида освобождения от уголовной ответственности явля ется истечение определенных сроков после совершения лицом преступ ления , если это лицо не уклонялось от уголовной ответственности и н а казания . Для освобождения от уголов ной ответственности за давностью при совершении преступления не большой тяжести срок давности равен 2 годам, преступления сред ней тяжести — 6 годам, тяжкого преступления — 10 годам, при совершении особо тяжкого пре ступления — 15 годам. Начальным моментом исчисле ния давностного срока является день совершения преступления. Временем совершения преступле ния является время совершения соответствующего действия (без действия) независимо от времени наступления последствий. Следо вательно, срок давности при совер шении, например, убийства исчис ляется со дня причинения потер певшему смертельного ранения, а не со дня наступления его смер ти. Срок давности по длящимся преступлениям начинает исчис ляться с того момента, когда лицо явилось с повинной или оно было задержано. Срок давности не заканчива ется в момент привлечения лица в качестве обвиняемого, он про должается в период предваритель ного расследования, рассмотрения дела в суде и заканчивается лишь в день вступления приговора суда в законную силу. Это указание за кона основано на принципе спра ведливости и берет под защиту лиц, уголовные дела которых нео правданно долго находились в органах предварительного след ствия или в суде. По уголовному законодательству срок давности может истечь и до вынесения об винительного приговора суда, и тогда лицо подлежит освобожде нию от уголовной ответственнос ти по рассматриваемому основа нию, в какой бы стадии уголовно го процесса ни находилось его уго ловное дело. Закон не предусматривает пре рывания течения давности, даже если лицо совершает новое пре ступление. В этом случае давнос тные сроки за оба преступления протекают самостоятельно. Это новое законоположение введено для того, чтобы прежде всего ис ключить обязанность правоохра нительных органов в каждом слу чае применения давности искать доказательства того, что лицо, у которого истек срок давности, не совершило в этот период нового преступления. Кроме того, полное возобновление течения срока дав ности при совершении нового пре ступления усугубляет трудности доказывания первого преступле ния, а в ряде случаев делает неэф фективным и нецелесообразным наказание за него. В случае совершения нового преступления давностные сроки по каждому преступлению проте кают самостоятельно и их срок за висит от категории совершенных преступлений. Отсчет давностного срока при останавливается, если лицо скры вается от правоохранительных органов, то есть специально меня ет место жительства или работы, документы и т. д. Время такого приостановления равно времени уклонения. Как только лицо явит ся с повинной или будет задержа но, течение срока давности возоб новляется. У К РФ не содержит ни каки х указаний о возможности или невозможности зачета в дав ностный срок времени, истекше го к моменту уклонения лица. Это можно объяснить тем, что, как правило, лицо пытается скрыться от следствия и суда сразу после совершения преступления. Отдельно решается вопрос о преступлениях, санкции за совер шение которых предусматривают смертную казнь или в качестве альтернативы — пожизненное ли шение свободы, — это ст. 105, 277, 295, 317 и 337 У К . Если после со вершения этих преступлений ис текли 15 лет, то вопрос об осво бождении лица от уголовной от ветственности решается по усмот рению суда. Если суд не сочтет возможным применить давность (например, при совершении убий ства с особой жестокостью), то он выносит обвинительный приговор, но в качестве меры наказания мо жет назначить только лишение свободы на определенный срок. Размер срока зависит от тяжести совершенного преступления и дру гих обстоятельств, учитываемых при назначении наказания, но он не может превышать 20 лет, то есть максимума по этому виду на казания. В законодательстве четко фор мулируются положения относи тельно неприменения срока дав ности к лицам, совершившим пре ступления против мира и безопас ности человечества. Эти нормы были приняты еще Указом Пре зидиума Верховного Совета СССР от 4 марта 1965 г ., но не были ко дифицированы, Речь идет о лицах, участвовавших в планировании, подготовке, развязывании или ве дении агрессивной войны, приме нении запрещенных средств и ме тодов ведения войны, геноциде и экоциде. Два последних преступ ления не упоминались в Указе от 4 марта 1965 г ., но включены за конодателем ввиду их исключи тельной опасности для человече ства. Следует отметить, что непри менение давности к указанным выше лицам вытекает также из международных обязательств, взятых на себя нашим государ ством, например в соответствии с Конвенцией о неприменении сро ка давности к военным преступ лениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г. ДЕЕСПОСОБНОСТЬ — это спо собность гражданина своими дей ствиями приобретать и осуществ лять гражданские права, создавать для себя гражданские обязаннос ти и исполнять их. Дееспособность наступает в полном объеме при со вершеннолетии, то есть по дости жении восемнадцатилетнего воз раста. В случае когда законом до пускается вступление в брак до до стижения восемнадцати лет, граж данин, не достигший восемнадца тилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до дос тижения восемнадцати лет. При признании брака недействитель ным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним суп ругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Никто не может быть ограни чен в правоспособности и дееспо собности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Вопрос о лишении гражданина дееспособности или, наоборот, о признании лица дееспособным ре шается только в судебном поряд ке. Несоблюдение установленных законом условий и порядка огра ничения дееспособности граждан или их права заниматься предпри нимательской либо иной деятель ностью влечет недействительность акта государственного или иного органа, устанавливающего соот- ветствующее ограничение._______ Подготовила Мария ТОКАРЕВА . ПРО ДО ЛЖ ЕНИЕ С Л Е Д УЕ Т ... Л о в е л С Э Ш Ш А Ж О /3 СПЕЦОПЕРАЦНН ЛУБЯНКАИКРЕМ.Л19Ь30-1950ГОДЫ Г Л А В А 6 . РАЗВЕДКА ВГОДЫВОЙНЫ Завершаем публикацию шестой главы мемуаров известного совет ского контрразведчика Павла Судоплатова. Подводит итогдеятельнос ти наших спецслужб в военные годы рассказ о роли НКВД в Тегеран ской, Потсдамской и Ялтинской конференциях. Встречи союзников военная, и политическая разведка сыграли большую роль в подготовке и проведении нашей страной Тегеранской, Ялтинской и Потсдамской конференций, совещаний и встреч министров иностранных дел государств антигитлеровской коалиции в 1943-1945 годах. Во исполнение приказа НКВД СССР от 8 января 1945 года накануне Ялтинской конференции на :меня было возложено быстрейшее разрешение вопросов работы „ 'центральных аппаратов НКВД — НКГБ СССР в проведении необходимых мероприятии по конференции в Москве. Встрече Сталина, Рузвельта и Черчилля в с другой, мы оговаривали возможные подходы к решению спорных вопросов: обмен разведывательной информацией, взаимная выдача провалившейся агентуры и захваченных немецких военных специалистов, деликатные проблемы возможного послевоенного урегулирования в странах Восточной Европы. Гарриман, в частности, не возражал против предложенной Сталиным и Молотовым идеи создания коалиционною правительства в послевоенной Польше. Эти последние встречи с представителями американской и английской разведки как бы подвели итоги сотрудничества спецслужб союзников в годы войны. Наиболее результативным оно оказалось в Афганистане, где резиденту нашей разведки Алахвердову удалось парализовать действия немецкой агентуры в приграничных районах. Совместно с англичанами была разгромлена агентурно-диверсионная сеть немецкой и японской разведки в Индии и Бирме. Высоко оценивая нашу поддержку действиям английской разведки в Индии и Бирме, англичане, в свою очередь, выдали нам многих прогерманских агентов в Афганистане и Средней Азии, завербованных немцами для действий в нашем тылу. Дальше общих рассуждений о совместных диверсионных операциях против немцев в Западной Европе с английскими и американскими спецслужбами дело не пошло. Однако мы наладили деловой контакт с сотрудниками английской разведки, действовавшими при штабе маршала Тито в Югославии. Подполковник Квашнин установил хорошие личные отношения с сыном Черчилля Рэндольфом и оказал большую помощь английским офицерам в выходе из немецкого окружения. Полученная от Квашнина информация имела важное значение в оценке намерений английских правящих кругов и в их послевоенной политике в Югославии. Американские деловые круги проявляли интерес к возможным формам решения еврейского вопроса, предлагая финансовую помощь в восстановлении районов Гомеля в черте так называемой «еврейской оседлости» и Крыма, где предполагалось создать еврейскую республику. В неофициальных беседах с Гарриманом, проходивших в ресторане «Арагви» и записывавшихся на магнитофон, в качестве моего переводчика выступал наш агент влияния князь Януш Радзивилл, компаньон семьи Гарриманов по финансовым операциям в Польше и странах Восточной Европы. Он вновь был арестован НКВД в Польше в январе 1945 года. Накануне Ялтинской конференции под председательством вначале Голикова, а затем Берии, состоялось самое длительное за всю войну совещание руководителей разведки Наркомата обороны, Военно-Морского Флота и НКВД -НКГБ. Главный вопрос — оценка потенциальных возможностей германских вооруженных сил к дальнейшему сопротивлению союзникам — был рассмотрен в течение двух дней. Наши прогнозы о том, что воина в Европе продлится не более трех месяцев ввиду нехватки у немцев топлива и боеприпасов, оказались правильными. Последний, третий, день работы совещания был посвящен сопоставлению имевшихся материалов о политических целях и намерениях американцев и англичан на Ялтинской конференции. Все мы согласились с тем, что и Рузвельт, и Черчилль не смогут противодействовать линии нашей делегации на укрепление позиций СССР в Восточной Европе. Мы исходили из достоверной информации .о том, что американцы и англичане займут гибкую позицию и пойдут на уступки ввиду заинтересованности быстрейшего вступления Советского Союза в войну с Японией. Прогноз НКВД и военной разведки о низкой способности японцев противостоять мощным ударам наших подвижных соединений в обход укрепленных районов, построенных японцами вдоль советской границы, подтвердился в августе 1945 года. Однако мы не предвидели, несмотря на подробные данные о завершении работ по атомной бомбе, что американцы применят ядерное оружие против Японии. Накануне Потсдамской конференции наши оценки были еще более оптимистичны. Берия и Голиков вообще не упоминали о перспективах социалистического развития Польши, Чехословакии, Венгрии, Румынии. Социалистический выбор как реальность для нас в странах Европы был более или менее ясен только для Югославии. Мы исходили из того, что Тито как руководитель государства и компартии опирался на реальную военную силу. В других же странах обстановка была иной. Вместе с тем мы сходились на том, что наше военное присутствие и симпатии к Советскому Союзу широких масс населения обеспечат стабильное пребывание у власти в Польше, Чехословакии и Венгрии правительств, которые будут ориентироваться на тесный союз и сотрудничество с нами. Наши военно-политические рекомендации по Германии также были далеки от установок на строительство социализма в оккупированной нами зоне. Речь скорее шла о том, чтобы в будущей нейтральной, разоруженной навсегда Германии создать мощную, стабильную, ориентирующуюся на Россию, прогрессивную группу в немецком руководстве. Практическим результатом решений нашего совещания в свете секретных протоколов, подписанных на Ялтинской конференции 11 февраля 1945 года Молотовым, Хэллом, Иденом, было также поручение заместителю начальника 1-го (разведывательного) управления НКГБ Короткову договориться с представителями разведслужб США и Англии о выдаче нам командного состава власовской армии, в частности Жиленкова, в обмен на передачу англичанам и американцам интересовавших их немецких генералов и адмиралов: речь шла и о находившемся у нас в Москве в плену гросс-адмирале Редере. Я остановился лишь на основных разведывательных операциях германо-советской войны, вопросах оценки материалов разведки военно-политическим руководством Советского Союза. Нельзя не признать, что систематическое внимание к работе разведки стало уделяться под влиянием наших серьезных неудач в начале войны. До войны Сталин, оценивая поступавшие к нему материалы, больше полагался на собственное видение развития событий и собственную интуицию. В ретроспективе очевидно, что наиболее существенные результаты были достигнуты нами не на основе реализации предвоенных агентурных позиций в Западной Европе и Германии, а в итоге подготовленных и осуществленных акций уже в ходе войны. При этом залогом успеха в операциях по стратегической дезинформации противника было тесное взаимодействие органов военной разведки и Н КВ Д и привлечение к ним квалифицированных специалистов высшего уровня из Генерального штаба. Все это способствовало тому, что материалы о таких операциях, к примеру о радиоигре «Монастырь», используются ныне американскими и нашими спецслужбами в качестве учебных материалов. Конечно, неправильно было бы представлять, что у нас были сплошные достижения. Абвер и гестапо нанесли разведорганам НКВД и Наркомата обороны серьезный урон. Помимо гибели ценных агентов и оперработников в Западной Европе в 1941-1943 годах, мы потеряли в результате действий немецкой контрразведки руководителей наших резидентур в Смоленске, Киеве, Одессе, Херсоне, Николаеве, основных крупнейших городах, оказавшихся в зоне оккупации. Среди погибших были видные сотрудники советской разведки: Каминский — один из создателей «Красной капеллы» в Германии, Кудря — резидент в Смоленске и Киеве, Молодцов — в Одессе, Лягин (накануне войны заместитель начальника разведуправления НКВД) — в Херсоне и Николаеве. О Каминском я писал — он при попытке ареста застрелился. В 1942 году в Афганистане погиб Фридгуд, знаменитый вербовщик Григулевича. Он вместе с Алахвердовым проводил операцию по нейтрализации немецких агентов. Виктор Лягин, заброшенный в тыл врага, был схвачен немцами и расстрелян: никого не выдав, он отказался бежать, так как ему пришлось бы бросить своего раненого радиста. Иван Кудря (его подготовкой занималась моя жена) проник в агентурную сеть абвера и передал важную информацию в Москву, до того как его предали. Владимир Молодцов был схвачен румынами. Суд над ним и его .группой получил большую огласку. Об этом процессе писала вся румынская пресса. Когда его и членов группы приговорили к расстрелу, председатель суда предложил им подать апелляцию королю Румынии с просьбой о помиловании. Молодцов ответил: никогда не станет просить пощады у врага и не обратится с подобным прошением к главе иностранного государства, солдаты которого топчут нашу землю. По моему представлению Лягину, Молодцову, Кузнецову после войны было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. До своего ареста я заботился о том, чтобы их семьи регулярно получали помощь и поддержку по линии органов госбезопасности. Оперативные работники 3. Зарубина и А. Куприна лично заботились о семьях погибших чекистов в трудные военные и послевоенные годы. Мы помогали им одеждой, питанием, устройством детей на учебу. К званию Героя Советского Союза были представлены офицеры-партизаны Морозов, Колесников (Ю. Колесников через 50 лет получил звание Героя Российской Федерации в связи с полувековым юбилеем Победы над фашистской Германией), подпольщики Гефт, Гордиенко и многие другие. Не получили свои награды участники операции «Березино» и погибшие герои норвежского Сопротивления. Но наш святой долг — воздать должное всем погибшим разведчикам, партизанам и антифашистам, тем, кто не был в должной мере отмечен в войну и послевоенные годы. (Продолжение следует)
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz