Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

РАЗГОВОР НАЧИСТОТ У В ГОСТЯХ У «ДВ» - ГЕОРГИЙ ДАНЕЛИЯ, ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ КИНОРЕЖИССЕР И ТОНКИЙ ЧЕЛОВЕК Этот свой снимок 1947 года Данелия очень любит: здесь он удивительно похож на сына... Мы д авно р а зл ож ил и его фильмы на фразы , р а а а щ и л и по репл и кам и с этим ж и в ем . «Я тут вчера т а к хохотал ся ...» - смеется в тр уб ку мой сын из А м ери ки , и каж е тс я , что с к а з а ­ ли дру г д р у гу у ж е очень м н о ­ го ... Георгий Николаевич бесшум­ но подходит к телефону и гово­ рит по-грузински. Умеет, почему- то радуюсь за него я. «Видите, по-грузински могу...» - улыбается Данелия, словно прочитав мои мысли. Хозяин этой вполне бул­ гаковской, но «хорошей кварти­ ры» на Чистых прудах - человек с печальными глазами и тихим, очень тихим голосом. Все его за- коулчато-эркерное жилище по­ гружено в вязкую дрему, здесь звук голоса затухает, едва сор­ вавшись с губ, а диванная по­ душка куда подвижнее двух ог­ ромных котов, Афони и Шкета. И сотни рисунков смотрят с бе­ лых стен, как обереги от сглаза. - Всвоей книге «Безбилетный пассажир» вы пишете, что сни­ маетелишьтокино, котороеса­ ми хотите посмотреть. Знаете, чтовамнужно? - Скорее точно знаю, чего не хочу. Когда «смотрю» не снятый еще фильм, - мысленно стираю то, на что мне смотреть неприят­ но. У Бёлля есть герой, клоун, ко­ торый не смотрел фильмов «до 16». Я не хочу снимать такое ки­ но, которое мне неловко будет смотреть с внучкой. Все фильмы, что я снял, вроде бы случайные - поэтому и книжку так назвал - «Безбилетный пассажир». А то, что не удалось, наверное, зако­ номерно. Хотел снять «Преступ­ ление и наказание», но не снял. Хотел «Хаджи-Мурата», «Поеди­ нок»... мне все время хотелось перескочить с одной дорожки на другую, но судьба... - Лет30 назад вырассужда­ ли, чтотакой писатель, как Тол­ стой, в Грузиимог появиться, но не появился. А вотДостоевский появиться не мог. Выпрослави­ лись истинно грузинскимилента­ ми, может, «Преступление и на­ казание» - этои не ваше было? - Сейчас жизнь в Грузии так переменилась, что Достоевский там вполне мог бы уже появить­ ся. И что значит «грузинское ки­ но»? Они же разные, все эти фильмы. Просто грузины там иг­ рают. Я снимал в Грузии всего- то две-три картины, но меня упорно переключают на грузин­ ское кино. Ни разу не слышал, чтобы Хуциева называли грузин­ ским режиссером, хотя Луциев вырос в Тбилиси, окончил там школу и только потом приехал в Москву. А я рос в Москве и ез­ дил в Тбилиси лишь изредка. Мои грузинские фильмы отлича­ ются от фильмов других грузин. От Иоселиани, например. Пото­ му что я Грузию знаю хуже. И от того, что живу далеко, они не­ множко ностальгические. И «Не горюй», и «Мимино», и даже «Отец солдата» первоначально в Грузии принимались плохо. Ко­ гда мы снимали в вестибюле гос­ тиницы «Россия» Кикабидзе в кепке, подошел один грузин и сказал, что я издеваюсь над гру­ зинами. Да ты, говорю, на себя посмотри - а он был одет в точ­ ности так же, вплоть до «аэро­ дрома». Я же, говорит, не для ки­ но здесь стою(?!). В «Не горюй» я будто бы дворянство не так по­ казал, оно, мол, в Грузии было прогрессивное... Но! Когда кар­ тины уже возвращались обратно со шлейфом славы, там ими гор­ дились. - А правда, что в «Мимино» была сцена, когда Рубик-джан и Валико встречаются в лифте с двумя внешне абсолютноодина­ ковымияпонцами?Атедругдру­ гуговорят: как, мол, все-такиэти русскиедруг надруга похожи? - Сценарий опубликовали, ко­ гда фильм уже вышел. Поэтому меня уже 25 лет все спрашива­ ют, куда девалась эта сцена - что, цензура вырезала? Все бы­ ло не так. С одним грузинским режиссером мы были в Японии. Он выше меня, у него совсем другой нос... Но куда мы ни зай­ ди - япошки прыскают со смеху. Спросили гида, чем же это мы их так веселим. Они, говорит, не понимают, как вас различать - так вы похожи(?!) И вот когда мы в гостинице собрались эту сцену снимать, мои ассистенты вместо японцев привели двух казахов - не смогли подходящих японцев найти. Ну я и не стал снимать. А когда нашли, нам запретила съемку служба режима - случил­ ся пожар, люди погибли. А потом про эту сцену и вовсе забыли. - Вкниге у вас естьэпизод с чайкой, которая запуталась в рыбацких сетях. Ее освободили, зачем-топометиликраскойивы­ пустили. Такдругие чайки ее за­ клевалинасмерть- стаятакихне любит... А вам трудно быть не очень заметным? - Иногда бывает обидно. По­ тому что я никогда никому не пе­ ребегал дорогу. Если знаю, что этот сценарий хочет снимать другой режиссер, я его не возь­ му. И никогда палец о палец не ударил, чтобы где-то какой-то приз получить или звание, решил просто на это не обращать вни­ мания. Единственный раз пошел в инстанцию, когда меня пред­ ставили к званию народного СССР в связи с 50-летием, а Гайдая - нет. Я сказал, не давай­ те мне, пока не дадите Гайдаю, он старше меня и раньше этим начал заниматься. - Дружили с Гайдаем? - Не особо. Но были в хоро­ ших отношениях. - Выпошли - и что? - Нам дали практически одновременно, но позже: ему к 70-летию, а мне к 60-летию. Вовремя мы уже не попали к да­ те. Я вообще привык «не попа­ дать». К примеру, я не попадаю у критиков в списки С|СОЛЬКИХ-ТО там лучших режиссеров. Тарков­ ский, Герман, Сокуров, Хуциев, Параджанов, Абуладзе, Панфи­ лов, кажется... - Этовас задевает? - Мнение критиков - нет. За­ девает другое: такое несовпаде­ ние критиков и некритиков. Ме­ ня всегда волнует собственное ощущение: я не смогу снять то, что мне кажется пошлым или вторичным. Может, у меня и есть вторичные вещи, но я пытаюсь их избегать. А вот в «Джентльме­ нах удачи» мы сознательно на это шли, трюки с переодеванием в женское платье - с большой бородой... Гайдая как раз и об­ виняли в использовании избитых приемов. Но есть же разница: многие пытались это делать - ни у кого не получилось. А Гайдай, кроме этих трюков, еще приду­ мывал такие персонажи! - Жена Гайдая вспоминала, как он не терпел сюсюканья, уменьшительно-ласкательных суффиксов. Скажем, говоритона ребенку: «Помой ручки», а он возмущается: «Почему «ручки», а неруки?» Такоежесткоеотно­ шение к языкуу комедиографа! - Как человек он совершенно не совпадал с расхожим пред­ ставлением: острил редко, был раздражительным. Дважды сде­ лал мне замечание. Один раз кто-то на съемочной площадке у меня грыз семечки. А второй - ему не понравилась концовка «Не горюй». Ему и Параджано­ ву, двум совершенно полярным людям, Гайдай сказал: «Все было бы хорошо, но почему у тебя там все умирают? Могла бы быть хорошая картина, ты все испортил». Потом, незадолго до его смерти, мы как-то встрети­ лись, и он говорит: «Знаешь, я недавно смотрел твой фильм «Не горюй»... Пожалуй, я тогда был не прав». - Георгий Николаевич, вытак легкоиточнопишете. Зачемвам соавторы? Могли бы и сольно сценарии писать... - Эта легкость стоила года работы! Я же во всем дико сом­ неваюсь, писал бы один - мог бы целый день над одной фразой просидеть: «Встал и ушел». А мо­ жет, еще три точки поставить? Или просто: «Ушел»? И мучаюсь над этой белибердой... Поэтому начал я с Таланкиным - с рас­ сказа Веры Пановой «Сережа». Ей наш сценарий не понравился. А фильм понравился. Особенно мать Сережи, Ирина Скобцева. С Конецким работать было тру­ дновато, у нас разное видение, разный взгляд на жизнь. У него все более контрастно. Я, может, вижу также, но смягчаю, нивели­ рую негатив, чуть-чуть приукра­ шиваю. А когда работал над «Не горюй», поскольку Грузию не очень хорошо знаю, стал на­ водить справки, кто бы мог по­ мочь. Мне сказали, чтобы я при­ шел на студию часам к одиннад­ цати, там в это время привозят бочковое пиво, и все «эксперты» как раз будут. Первым явился Резо Габриадзе. - Аоткудав«Мимино»возник ФрунзикМкртчан? - Фрунзика мне рекомендо­ вал Ролан Быков, он играл у не­ го в «Айболите», а у меня малю­ сенькие роли в «33» и в «Не го­ рюй». Иной раз на съемочной площадке бывают паузы, и, если он начинал что-то рассказывать, все просто падали. Причем он не столько говорил, сколько по­ казывал. К примеру, как ныряют с вышки. Он не говорил кто, но всем было ясно: вот нырнул рус­ ский, а вот грузин, это китаец, а это армянин. Показывал, кто как боится, как выпендривается, как трусы поправляет... Ошеломи­ тельно талантливый был. - Вычеловек терпимый? - К чему? - Клюдям, ихтворчеству?До­ пустим, фильм не понравился - избегаете автора? - Стараюсь. Но не бывает, чтобы я в лицо похвалил, а по­ том отвернулся и выругал. Кто- то испытывает азарт и радость, что у другого не получилось. Можно человека не любить, но радоваться неудаче?! - Вы, наверное, человек все­ бя погруженный, на общение с друзьями и времени-то не оста­ ется? - У меня же общение как про­ исходило - либо работа, либо выпивка. Сейчас я не пью, так что работать могу круглосуточ­ но. Мы недавно с Рустамом Иб­ рагимбековым написали сцена­ рий по мотивам «Без вины вино ватые». Вообще-то давно, лет десять назад, мы уже писали это для Софи Лорен, американцам тогда наша заявка понравилась. А мы хотели заработать. Но фильм не состоялся, заявка валя­ лась, и теперь мы ее реанимиро­ вали для Казарновской. - Что, Кручинина запела? - У нас все будет приближено к современным реалиям. Там драматическая актриса находит своего ребенка, здесь - по­ ющая... Ищем режиссера. - Но почемуне сами? - Нет охоты. Я, может, буду снимать фильм по своей книжке. Попробуем с Адабашьяном. Я ему абсолютно доверяю: он очень умный, очень талантливый, и у него идеальный вкус. - Режиссеры всегда снимают своихжен... - И я снимал. Любу Соколову снимал. Да и Галя снялась у ме­ ня в «Кин-Дза-Дзе», правда, в маленькой роли - сыграла жену Любшина. - «Люська, зараза, сдались тебеэтимакароны»? - Именно. Тут самое бы время погово- ить о личном. Но, увы, эту тему остер уже закрыл. Уложился в своей книге ровно в три строки: «Я был женат три раза. На Ири­ не, на Любе и на Гале. На Гале женился недавно, лет двадцать тому назад. Я любил, и меня лю­ били. Я уходил, и от меня уходи­ ли. Это все, что я могу сказать о своей личной жизни». Неинте­ ресно написал. Но очень по- мужски. - Георгий Николаевич, про­ должите, пожалуйста любимую народом фразу: «Я тебе один умный вещь скажу, толькотыне обижайся... -... когда делаешь добрые де­ ла, ты это прежде всего делаешь для себя». Гузель АГИШ ЕВА . К СЮЖЕТЫ ЛЮБОВЬ ВИНОВАТА... Крупная кража случилась в Петропавловске-Камчатском в торговом павильоне «Цветы». Злоумышленник кассу взламы­ вать не стал, а собрал и вынес огромный букет цветов. Из ве­ щественных доказательств ос­ тались лишь мятый червонец и короткая записка: «Извините - я влюбился». Любовь - любовью, но «букет» потянул более чем на тысячу рублей. Милиция ищет вора... З и н а и д а ЗА ХА РЬЯНЦ . ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТ- СКИЙ . БАТЮШКА И ИНТЕРНЕТ Протоиерей Александр Ав- дюгин в поисках новых путей к сердцам верующих освоил ра ­ боту на персональном компью­ тере и стал регулярно выходить в Интернет. Интересно, что, служа священником в украин­ ском городке Ровеньки, благо­ дарную аудиторию батюшка обрел в Ростове-на-Дону, отку­ да сам родом и где живут его родители. Ежедневно батюшка получает с берегов Дона десят­ ки посланий, а в ответ сбрасы­ вает по «электронке» тексты своих проповедей, молитвы и наставления. Впрочем, новое увлечение отца Александра не­ которые консервативно настро­ енные коллеги называют бесов­ скими проделками. У батюшки же на сей счет свое мнение: не гоже, считает он, отмахиваться от плодов цивилизации, создан­ ной на земле по воле Божьей. Х а ч и к Х У ТЛ УБ Я Н . РОСТОВ -на -ДОНУ . ДЫШИТЕ ГЛУБЖЕ Саратовская рыбоохрана обратилась к любителям-рыбо- ловам с просьбой... выйти на лед. Этой зимой рыбе в мест­ ных водоемах не хватает кисло­ рода, а потому ей грозит мас­ совая гибель. Вся надежда - на лунки. Елена КО М А РО В А . САРАТОВ. БУДЬ ЗДОРОВ! Н А Д О Л И П Р О С И Т Ь Д О Б А В К И . . . ПИЩЕВЫЕ ДОБАВКИ: ЧТО ЭТО И СЧЕМ ЭТО ЕДЯТ. А ГЛАВНОЕ, КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ? В последние годы Россию захлестнул поток препаратов , классифицирующихся к а к пи ­ щевые д обавки . И х р е кл ам и ­ руют с телеэкранов , их настой­ чиво предлагаю т провизоры в ап те ка х , ре ком енд ую т врачи . Но что скрывается на самом д еле под термином «пищевые добавки» , никто тол ком объяс­ нить не мож ет . Те, кто их рекомендует и рекламирует, упирают на то, что это чудодейственное сред­ ство, в состав которого входят только растительные препара­ ты, и потому оно гораздо эф­ фективнее, чем банальные таблетки. Пищевые добавки настолько прочно укоренились в нашей медицине, что многие врачи при самых обычных за ­ болеваниях, типа вновь напав­ шего на Россию гриппа или ОРЗ , предлагают пациенту вместо аспирина и парацета­ мола принять пакетик от «Нью- вэйз», «Счастья жизни» или «Нэйче», обещая мгновенный эффект. Самые привередливые пациенты считают, что уж вре­ да от заморских пилюль точно не будет: ведь никакой химии! - Пищевые добавки - это эксперимент больного над са­ мим собой, - считает профес­ сор кафедры фармакологии Ярославской медицинской а ка ­ демии Владимир Попов. - То, что нам преподносят как «без­ обидные пилюли из раститель­ ных веществ», на самом деле чаще является лекарственными препаратами, которые не про­ шли необходимую апробацию и сертификацию. Ведь для того, чтобы выпустить на рынок принципиально новую группу медикаментов, необходимы за ­ траты в сотни миллионов дол­ ларов. Новый препарат дол­ жен пройти клинические испы­ тания на тысячах пациентов-до- бровольцах, затем апробиро­ ваться в специальных клиниках и институтах, и лишь когда бу­ дет доказано, что он не имеет тяжелых побочных эффектов, получает пропуск на фарма­ цевтический рынок. Этот про­ цесс занимает не менее пяти лет... ем «морозник». Его рекламиро­ вали как панацею от всех бо ­ лезней, начиная сердечно-со­ судистыми и заканчивая онко­ патологиями. Препараты с мо­ розником проходили в разряде пищевых добавок и продава­ лись в каждой аптеке. Однако на самом деле морозник про- Ф а рм а кол оги-бизнесмены решили пойти по более быст­ рому и дешевому пути, патен­ туя свои лекарственные средст­ ва как пищевые добавки. Здесь уже нет столь строгого подхо­ да. Для регистрации пищевой добавки достаточно предста­ вить перечень входящих в нее веществ и результаты анализов клинической лаборатории, что данные вещества проверены на токсичность. Вот здесь-то и начинается самое интересное. Того, что на самом деле содер­ жится в этих биодобавках, не знает никто. Несколько лет назад в Рос­ сии пошло повальное увлече­ ние препаратом под названи- израстает только в одном рай­ оне Северного Кавказа и из-за своей уникальности занесен в Красную книгу! Впрочем, паци­ ентам, которые принимали лжеморозник, повезло больше, чем тем, кто смог достать нату­ ральный экстракт этого расте­ ния. Ведь в нем содержится ве­ щество кольхебарин - сильно токсичное, при передозиров­ ках приводящее к тяжелым ос­ ложнениям. Но, конечно же, больным об этом не говори­ лось ни слова. Другой пример. Совсем не­ давно в интернете появились сообщения о том, что при ан а ­ лизе популярной на Западе ки­ тайской биодобавки, реклами­ руемой как легкое снотворное, основанное на растительных экстрактах, был обнаружен сильнейший химический препа­ рат бензодеазепин, который противопоказан людям с сер­ дечной недостаточностью, и с другой, даже легкой сердечной патологией. Почему же российские вра­ чи с таким энтузиазмом реко­ мендуют пациентам эти самые «мутные» добавки? Ответ прост: многие доктора являют­ ся скрытыми агентами фирм, производящих эти препараты. «Агентские» проценты идут врачам не только за то, что они присылают своих пациен­ тов в определенную аптеку за препаратом данной фирмы, но и за то, что они привлекли к сети распространения этих препаратов своих коллег из других клиник. По сути, пище­ вые добавки - это тот же самый сетевой маркетинг, известный нам по героалайфу или косме­ тике Мэри Кей. Не случайно, первый вопрос, который зачас­ тую задается доктором паци­ енту: «Какое у вас материаль­ ное положение»? Ведь чем до­ роже препараты выпишет врач, тем больший процент он получит от фирмы. А больные, доверяя доктору, готовы под­ час идти на любые траты: здо­ ровье-то не купишь! - Пациентам, которые ока ­ зались в ситуации, когда врач навязывает «чудодейственные» пищевые добавки, я бы посове­ товал не экспериментировать над собой, - говорит профес­ сор Федоров, - лучше попро­ сить назначить обычный курс лечения. А мода в медицине - вещь не только капризная, но и опасная. Елена БАТУЕВА. ЯРОСЛАВЛЬ. К ПОСЛЕДНЕМ У П Р ИЮ ПЕРЕД ВАМИ СВИДЕТЕЛЬСТВА ИЗ ИРКУТСКОЙ ТЮРЬМЫ, ГДЕ ПРОЖИЛ ПОСЛЕДНИЕ 22 ДНЯ СВОЕЙ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДР КОЛЧАК П О С ТО Р О Н Н И М ВХОД РАЗРЕШЕН К огда -то Ир кутская тюрь­ м а являлась од ним из д в е н а д ц а ти к р у п н е йш и х з а ­ стенков Российской империи и была т а к ж е печально знам е ­ нита , к а к Бутырка , Кресты, М а ­ тросская тиш ина . Былая слава истаяла, остались отголоски ... - Еще до 1964 года здесь бы­ ло печное отопление ,- расска­ зывает замначальника тюрьмы Александр Самойлов. - Тяга не­ важнецкая, поэтому по утрам стоял густой дым. Видны были лишь ноги охранников, будто сами по себе шагающие по ка­ менному полу. Иркутский тюремный замок, или, как здесь говорили - ост­ рог, был заложен в начале XIX века по проекту местного архи­ тектора А.Лосева взамен от­ строенной еще в середине XVIII века первой здешней деревян­ ной кутузки. Строилась темница быстро и по стечению обстоя­ тельств стала самым красивым каменным зданием того време­ ни во всей губернии! Тюрьму достраивали, расширяли, ре­ конструировали во все време­ на - и при проклятом царизме, и в пору наступившего «счаст­ ливого просветления для чело­ века труда» после 1917-го. Лю­ бой власти есть кого сажать, так что острог никогда не пус­ товал. По всей Сибири, а, впрочем, и по всей России, сла­ ва об Иркутской тюрьме всегда шла дурная - что у арестантов, что у охранников. Многие ка­ меры из-за высокого уровня почвенных вод сырые, вечная перенаселенность. Сидели здесь и беглые каторжники, и разбойники, промышлявшие у приисков, и казнокрады, и, са ­ мо собой, революционеры, а потом и «враги народа». Но, пожалуй, самым значительным узником Иркутской тюрьмы за всю историю стал адмирал Александр Васильевич Колчак. Верховного правителя, уже объявившего о своем отречении от власти, бывшие союзники - белочехи - сдали красным пар­ тизанам 15 января 1920 года в Иркутске. К тому времени у не­ го не было ни власти, ни армии, ни золотого запаса (накануне «золотой эшелон» - 29 вагонов с золотым запасом России - пе­ решел в руки чехословаков). В Иркутске теперь уже бывшему Верховному объявили, что он арестован, и конвой во главе с представителем эсеровского Политцентра Нестеровым вывел Колчака и председателя «ом­ ского правительства» Пепеляе­ ва из вагона. Колчак сдал свой браунинг. Затем из вагона вы­ вели Анну Тимиреву, которая не смогла оставить своего граж­ данского мужа и, как писали в документах того времени - «са­ моа рестовалась» - доброволь­ но пошла в тюрьму. Колчака определили в одиночную каме­ ру № 5 на первом этаже, где-то рядом была и Тимирева. За Пе­ пеляевым захлопнулись двери одиночки на втором этаже. Я вошел в камеру, где 83 года назад провел свои последние дни и ночи бывший Верховный правитель и главно­ командующий. За эти годы она не очень изменилась. Тот же ка­ менный пол, по которому мож­ но сделать восемь небольших шагов в длину и четыре в шири­ ну. Порыжелые, облупившиеся, покрытые грибком стены, глубо­ кая ниша с зарешеченным ок­ ном, в которое солнце загляды­ вает всего на пятнадцать минут в сутки. Впрочем, есть изменения. Слева, как войдешь в камеру, батарея парового отопления, дольше топчан, точнее двухмет­ ровая бетонная плита. Век на­ зад здесь была каменная скамья и на ней железные нары с дере­ вянным покрытием. На ночь они откидывались, а днем поднима­ лись к стене и пристегивались - массивная железная защелка еще и сейчас торчит из стены. Стол - намертво забетониро­ ванный в пол кусок толстой тру­ бы с небольшой столешницей из железа. Ни табуретки, ни стула. Есть можно сидя на бе­ тонных нарах, хотя это и не удобно - до стола тянуться да­ лековато. А при Колчаке у сте­ ны стоял железный столик и привинченный к полу табурет. Свет в камере горит кругло­ суточно - лампочка в зареше­ ченном оконце над дверью. А тогда одиночка, по воспомина­ ниям очевидцев, освещалась керосиновыми лампами, и свет гас в 8 часов. Нововведение последних де­ сятилетий - толстая, в крупную ячею стальная решетка, дубли­ рующая обитую листовым желе­ зом дверь с «кормушкой» и «глазком». Когда с визгливым скрежетом и гулом за мной за ­ хлопнулась дверь и лязгнули за ­ совы, одиночество, тишина и чувство обреченности спрессо­ вались в этом каменном мешке. К адмиралу относились с большим почтением. В тюрьме была библиотека, и ему регулярно давали книги и газе­ ты. Дольше других Верховному позволяли гулять по маленькому тюремному двору и видеться с Тимиревой. С 21 января по 6 февраля Колчака допрашивала следственная комиссия под председательством меньшевика Попова, которого после прихо­ да к власти в Иркутске больше­ виков заменил предиркгубчека Самуил Чудновский. Решение о расстреле было вынесено без да и до окончания допросов, з подготовленного расстрель­ ного списка в 18 человек рев­ ком постановил казнить Колча­ ка и предсовмина Пепеляева. Около двух часов ночи 7 февраля 1920 года в камеру к Колчаку вошли председатель Иркутской губчека Самуил Чуд­ новский и начальник военного % гарнизона, он же комендант го­ рода, Иван Бурсак (Б.Блатлин- дер). Верховный был одет, слов­ но ждал расстрела. Предгубче- ка зачитал постановление рев­ кома. - Как! Без суда? - воскликнул Колчак. - Да, адмирал, так же, как и вы расстреливали наших това­ рищей, - ответил Чудновский. Затем они поднялись но вто­ рой этаж в камеру Пепеляева. О н тоже был одет. После огла­ шения постановления о рас­ стреле ноги бывшего предсов­ мина подкосились, он повалил­ ся на пол и стал просить о по­ щаде. Вскоре обоих заключен­ ных вывели в тюремный двор. Одно время считалось, что оба пленника были расстреля­ ны во внутреннем дворе Иркут­ ской тюрьмы. Писали также, что расстрел произошел на краю проруби на Ангаре. За ­ тем ситуация прояснилась, и было установлено, что казнь происходила на берегку реки Ушаковка. Но со временем ре­ ка сильно обмелела и ушла от прежнего берега. Поэтому уже через несколько лет мало кто мог указать тот небольшой холм, где в ночь на седьмое февраля произошла казнь. Со временем все обстоятельства расстрела были и вовсе забы­ ты. Поставленный ныне крест отмечает лишь то место, на­ против которого была прорубь, где утопили трупы. Анализ документов, встречи с местными краеведами, обрыв­ ки воспоминаний и возмож­ ность самому облазить весь район от тюремных задворок до Знаменского монастыря поз­ волили в конечном счете не только пройти крестный путь расстрельной команды, но и найти тот покрытый снегом бу­ гор, на котором оборвалась жизнь адмирала. Отправной точкой места казни стало упоминание участ­ ников расстрела о Знаменском кладбище и могилы известного усского историка Афанасия апова. А полусотней метров ниже - известный по описаниям склон и небольшой, а сейчас и вовсе едва приметный, бугор, на котором стояли обреченные. Самое место для расстрела: глухое, безлюдное. Ночь казни выдалась ясной и студеной, мороз был под 35 градусов. К четырем часам взвод под командой Чудновско- го, Бурсака и коменданта тюрь­ мы Ишаева прибыл на место. Расстрельной командой руко­ водил Бурсак. На предложение завязать глаза Колчак ответил отказом. Перед расстрелом он выкурил папиросу, будто бы от­ дал кому-то из солдат свой се­ ребряный портсигар, застегнул­ ся на все пуговицы и встал по стойке «смирно». Тучный Пепе­ ляев весь обмяк, молился и сно­ ва просил о пощаде. Автор репортажа Александр Витковский в той самой камере, где 83 года назад ждал расстрела Колчак. После первого залпа для верности дали еще один - уже по лежачим. О б а трупа положи­ ли на сани-розвальни и повезли к реке. Напротив Знаменского монастыря, где Ушаковка впада­ ет в Ангару, была большая про­ рубь. Там монашки брали воду. В эту прорубь и протолкнули го­ ловой вперед вначале Пепеляе­ ва, затем Колчака... Четыре года назад иркут­ ские газеты сообщили сенсаци­ онную новость: найдена могила Александра Васильевича Кол­ чака! Опущенное в стылую ан ­ гарскую воду тело якобы не утонуло, а весной того же года было вынесено рекой в 20 ки­ лометрах ниже по течению и прибилось к берегу. Страшную находку случайно обнаружили местные крестьяне. На опозна­ ние трупа был вызван сотруд­ ник ВЧК, который даже устано­ вил, что найден именно бывший Верховный правитель России. Дабы не предавать факт огла­ ске, останки тайно захоронили недалеко от берега и на моги­ ле поставили крест... В те дни в Иркутске все жда­ ли сенсации. Но она так и не состоялась. Местные остросло­ вы пришли к выводу, что обе­ щание опубликовать уникаль­ ные документы и устроить пере­ захоронение останков было не чем иным, как... рекламной а к ­ цией к премьере спектакля «Звезда адмирала», который в тот сезон поставили на сцене Иркутского драматического те- V атра имени Охлопкова. Аншлаг был обеспечен. И все же история жизни и смерти адмирала пополняется реальными фактами. Одно вре­ мя считалось, что Колчак сидел в камере № 56 , но по докумен­ там и воспоминаниям очевид­ цев тех лет достоверно устано­ влено, что это была камера № 5. С тех пор номера менялись и сейчас это одиночка № 91. Но руководство СИ ЗО в память о знаменитом узнике распоряди­ лось сделать--на двери рядом с новым и старый номер. Н ыне здесь сидит какой-то уголовник, невзрачный тип 1968 года рождения. На его счету столько убийств, что пальцев на руке не хватит.' Только мораторий на смертную казнь сохранил ему жизнь, и бу­ дет он гнить в этом каменном мешке до конца своих дней, знать не зная и ведать не ведая о том, что за восемь десятков лет до него в этой камере про­ вел последние 22 дня своей жизни полярный исследователь, командующий Черноморским флотом, Верховный правитель России и кровавый адмирал Александр Колчак. А л е к с а н д р В И Т КО В С КИ Й . ИРКУТСК - МОСКВА . Р .$ . Р е д а кц и я выражает благодарность руководству и пресс-службе Иркутского ГУИН з а помощь в подготовке мате­ р и а л а . ДЕЛОВОЙ !Льи Издатель нформационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрирована Министерством РФпо делам печати, телерадиовещание и средствмассовых коммуникаций Рег. ПИ № 77-7161. Распространяется в качестве приложения к газетам: Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. B. Симонов. Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, C.Заворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е-таН: у1огп1к@а<М.п1 «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Номер подписан в 15 .00 . По граф ику в 15 .00 . О тпечатано в типографии «Л ипецкое издательство» 3 9 8 0 5 5 , г .Л и п ец к , ул .Московская , 83 . О бщ ий т и р а ж 1 .5 15 .9 75 экз. Ц ена - бесплатно . «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда»^(Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской ' Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск).

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz