Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
экономика есть вопрос 13 Ф ЕВ Р А Л Я 2003 Ч Е Т В Е Р Г № 6 ( 1 0 6 ) С О Ю 3 Б еларусь—Россия Ш Подготовила Виктория АВЕРБУХ. З а к а з н и к н а т р и с т р а н ы В БЕЛАРУСИ на границе с Укра иной и Польшей создается за казник «Прибужское Полесье», который станет частью междуна родного биосферного заповед ника. Создание государственного ландшафтного заказника рес- ^ ч публиканского значения «При бужское Полесье» общей площа дью 7 тысяч гектаров начнется в нынешнем году на территории Брестского района. Инициатива создания заказника на этой тер ритории принадлежит белорус ским ученым и их коллегам из со седних стран. Местной особен ностью является то, что здесь растет более 20 видов растений, занесенных в Красную книгу Бе ларуси, в том числе уникальных — королевский папоротник и бе лорусская орхидея, венерин башмачок. Здесь же находится самая южная точка таежного растения — березы низкой. На территории будущего заказника живут также более 40 видов жи вотных, занесенных в Красную книгу: здесь, к примеру, обитает самая крупная в Европе популя ция редчайшего жука, популяция летучих мышей, серый ушан и ночница брэнда. С о в р е м е н н ы е а н г е л ы ж и в у т н а К у б а н и НЕОБЫЧНЫЙ конкурс под на званием «Ангел-2003» начался в Армавире. Соревнуются дети от 5 до 15 лет. Сначала надо при слать свои фотографии, и жюри отберет лучшую десятку. Второй этап конкурса — это участие в сценическом показе. Победитель отправится на международный детский фести валь в город Сочи, который пройдет летом. В прошлом году такой фестиваль собрал более 330 юных артистов из многих стран и регионов России. Кста ти, выбирают «ангелов» детский культурно-эстетический центр, отдел культуры, ресурсный центр и отдел по делам молоде жи города. Л е в Т о л с т о й п о м о ж е т у л у ч ш и т ь г р а м о т н о с т ь СТУДЕНТКА Саратовского гос- университета имени Чернышев ского Надежда Федотова четыре месяца переписывала роман Льва Толстого «Война и мир». Это было ее домашним задани- у ' ем от преподавателя русского языка социологического факуль тета. Когда в сентябре прошлого года Федотова в числе других приступила к занятиям, профес сор Владимир Дементьев при шел в ужас от огромного количе ства ошибок в ее сочинениях. За невыполнение задания студент ке грозило недопущение к экза менам. По словам «провинив шейся», теперь у нее в зачетке одни пятерки, а содержание со чинений и грамотность заметно улучшились. П о д а р о к с т о и м о с т ь ю 1 5 0 т ы с я ч д о л л а р о в СТАРЕЙШИЙ музыкальный вуз России — Санкт-Петербургская Консерватория — получил в по дарок от организаторов Между народного конкурса — ТНе У еп ёо те Риге и фирмы УатаМ а рояль стоимостью 150 тысяч долларов. Как сообщила пресс-секре тарь Консерватории Василиса Сердобольская, специалисты уже настроили инструмент, ко торый доставили в Петербург несколько месяцев назад. Пре зентация рояля — его первое публичное испытание состоя лось 11 февраля в Большом за ле Консерватории. После кон церта рояль займет место в Ма лом зале Консерватории. П у т е ш е с т в и е в н о в у ю с т р а н у с В и т а л и е м Б и а н к и В ВЕЛИКОМ Новгороде откры лась Неделя памяти известного писателя-натуралиста Виталия Бианки, носящая название «Пу тешествие в страну Див». Орга низатор акции — Новгородский краеведческий центр имени Би анки — приурочил ее к 109-й го довщине со дня рождения нату ралиста (11 февраля 1894 года). Первым мероприятием Не дели памяти стала встреча нов городских школьников с прие хавшей из Санкт-Петёрбурга 81 -летней дочерью писателя Еленой Бианки-Ливеровской. В ближайшие дни в городской би блиотеке его имени и в гимна зии № 3 пройдут мини-конфе ренции и «круглые столы» школьников и учителей, посвя щенные творчеству Бианки, ко торый долгое время жил и рабо тал в Новгороде. Неделя памяти Виталия Бианки продлится до 15 февраля. К р а с н о я р с к з а п о л о н и л и « м о н с т р ы ВПЕРВЫЕ в Красноярске прохо дит выставка экзотических жи вотных «Монстры тропиков». Пе ред тем как приехать в город, жут кие твари объели всю Россию. Выставка представляет уни кальную коллекцию живых наи более опасных обитателей зем ного шара — самых жутких, опасных, ядовитых, про которых т р о п и к о в » столько снято фильмов и написа но книг. Здесь представлены ро гатая гадюка, гремучие змеи, красная мозамбикская кобра и ее родственница — египетская кобра, императорский скорпион, а также удав, питон, крокодил и анаконда из Южной Америки. Заканчивает выставка свою ра боту 16 февраля. С у в а ж е н и е м о т г о р н я к о в РЕШЕНИЕМ Горной коллегии Высшего горного совета НП «Горнопромышленники России» Золотым знаком «Горняк Рос сии» награжден генеральный директор производственного объединения «Белорусский ав томобильный завод» Павел Ма рцев. Этой высокой наградой от мечен вклад белорусских авто мобилестроителей в развитие горнодобывающего комплекса России, на территории которого расположено свыше 1000 пред приятий, эксплуатирующих карьерную и дорожно-строи тельную технику с маркой «Бе лАЗ». Вручил награду П. Марие- ву на состоявшейся недавно на БелАЗе научно-практической конференции «Горный транс порт-2003» президент НП «Гор нопромышленники России» Юрий Малышев. М а ш и н а в р е м е н и М и х а и л а В ы с о ц к о г о К т о в и д и т п р о б л е м ы , т о т и х р е ш а е т П р и т о к и н в е с т и ц и й , п р и в а т и з а ц и я и о б у з д а н и е и н ф л я ц и и д о л ж н ы о б е с п е ч и т ь у с т о й ч и в ы й р о с т б е л о р у с с к о й э к о н о м и к и Владимир Бибиков МИНСК В МИНУВШЕМ году белорусско му правительству пришлось пре одолевать несколько проблем ных моментов. Прежде всего это очевидное падение темпов раз вития экономики в первом квар тале, а также долги перед Росси ей за газ и перед своими гражда нами — по заработной плате. От того, как удалось справиться с этими проблемами, в определен ной степени зависит успех ны нешнего года. Обнародованные на днях на расширенном заседании Прези диума Совета Министров цифры свидетельствуют: белорусской экономике в апреле — декабре прошлого года удалось перело мить ситуацию к лучшему. ВВП увеличился в целом на 4,7 про цента, что приближается к верх ней границе прогноза и чуть вы ше, чем достигнуто Россией. По плану росли экспорт, реальные денежные доходы населения, розничный товарооборот. Воз росла рентабельность предпри ятий, снизилось среди них коли чество убыточных, сократились запасы нераспроданной продук ции. Тем не менее выполненными оказались лишь 9 из 16 важней ших параметров прогноза. Мед леннее, чем было предусмотре но, набирали обороты промыш ленность, сельское хозяйство, производство потребительских товаров. И не потому, что мощно сти предприятий недостаточны. Напротив, они используются не полностью, велики в ряде отрас лей и запасы готовой продукции. Проблема в другом: трудно ее продать без убытка на фоне все возрастающего более дешевого, а зачастую и более качественно го предложения из России и Юго- Восточной Азии. Легкая промышленность Бе ларуси — типичный тому пример. Изначально созданная в расчете на весь СССР, она сегодня не в состоянии загрузить около сотни своих предприятий разного про филя, насчитывающих до 100 ты сяч работающих. Увы, белорус ские обувь, текстиль, трикотаж оказались дороговаты для глав ного экспортного рынка в России, да и на родийе зачастую уступа ют привозным товарам. Отрасль в прошлом году не смогла дос тичь даже объемов производства 2001 года. Зато в Минске и дру гих крупных белорусских городах регулярно открываются магази ны, реализующие конкурентную продукцию из других стран. Подобная же ситуация с пище выми товарами. А положение в белорусском АПК и вовсе стало притчей во языцех. За последние 6 лет три года сельхозпроизвод- ство было «в минусе», а еще за три среднегодовой прирост не превысил двух процентов. Между тем масштабы этих явлений тако вы, что подтачивают курс бело русского рубля. Только за 9 меся цев инвалюты (главным образом на приобретение импортного ширпотреба, в том числе пред принимателями) в наличном об ращении было продано на 470 миллионов долларов больше, чем куплено коммерческими банками. Дефицит пришлось по крывать за счет валютных резер вов Нацбанка, негативные пос ледствия чего вполне предсказу емы. В чем причины? Руководители предприятий и отраслей ссыла ются на дороговизну сырья и энергоносителей, недостаток оборотных средств, устаревшее оборудование. Но понятно, что все это лежит на поверхности. Думается, отчасти поэтому пред принимаемые правительством меры для устранения перекрест ного субсидирования коммуналь ных расходов, передача социаль но-бытовых объектов предпри ятий на баланс местных властей, и у. д. не дают ожидаемой отдачи. Глубинная причина многим ви дится в недостаточной по сравне нию с российской экономикой свободой действий субъектов хо зяйствования. Остается надеять ся, что развитие Союза Беларуси и России нивелирует различия именно таким образом, чтобы за основу были приняты наиболее эффективные нормы. Как бы там ни было, но имен но рассмотренные проблемы бе лорусской экономики оберну лись неплатежами за газ и по зарплатным ведомостям. Чем кончилась «газовая» эпопея, из вестно: довольно жесткими вы сказываниями на высшем уров не, межправительственными пе реговорами, признанием Бела русью требований России полно стью оплачивать газовые плате жи и компенсировать задолжен ность. Она, между прочим, вме сте со штрафными санкциями превысила 200 миллионов дол ларов. Можно сказать, что пра вительство достаточно успешно вышло из этой ситуации, тем бо лее что в последующие несколь ко месяцев платежи за газ, тепло и электричество в целом по стра не даже превышали 100 процен тов. Пришлось, правда, пожерт вовать некоторыми социальны ми стереотипами: за год цены и тарифы на тепло, электроэнер гию и газ возросли вдвое и боль ше, их рост продолжился и в ян варе— феврале. Однако в янва ре долги вновь начали накапли ваться. Повторится ли то же с зарплатой, последняя задолжен ность по которой выплачивалась в иных колхозах и совхозах бук вально в последние часы про шлого года? Это станет ясно в ближайшее время. Не удалось, к сожалению, обуздать инфляцию, которая хо тя и была меньшей, чем за пре дыдущие годы, но почти достигла рекордных в СНГ 35 процентов (это более чем вдвое выше рос сийского показателя). Своевременная оплата энер гоносителей и полная выплата заработка названы для руково дителей белорусских предпри ятий непременным условием их пребывания в должности. Но по нятно и другое: если строгие ад министративные методы не под крепить действенными экономи ческими средствами, то под воп росом окажутся достаточно ам бициозные планы на нынешний год. Причем если темпы роста промышленного производства на 4 — 4,5 процента выглядят вполне реально, то для повыше ния выпуска продукции сельско го хозяйства на 6,5 — 7 процен тов потребуется, очевидно,чрез вычайно благоприятное стече ние климатических факторов. Тем не менее специалисты счи тают: если удастся практически реализовать намерение на 12 — 13 процентов увеличить инвести ции в основной капитал, прива тизировать более 300 достаточ но значимых предприятий и «прижать» инфляцию до 1,8 про цента в месяц, то белорусская экономика выйдет на заданные параметры. О м с к а я о б л а с т ь ■ Такаятехникапойдетпотранспортномукоридору«Восток^-Запад». В Х О Л О Д — л у ч ш е п о г о р я ч е й ! «г ; **’♦ «^ л ■ Минскнынешнейзимойнеразвыдерживалатакиснегом. ПРАКТИЧЕСКИ вся более чем по лувековая история рождения и становления белорусского грузо вого автомобилестроения связа на с именем академика Михаила ВЫСОЦКОГО. Тридцать пять лет он был главным конструктором Минского автозавода, а затем объединения «БелавтоМАЗ». При его участии и под его руководст вом создано шесть поколений (бо лее 150 моделей) уникальной ав томобильной техники грузоподъ емностью от 8 до 180 тонн, боль шинство из которых выпускаются и сейчас. Именно он создал на за воде первую вузовскую кафедру, соединив науку с производством. С тех пор это стало главным де лом его жизни. Особенно когда он был в ранге вице-президента Ака демии наук Беларуси. И сейчас на посту генерального конструктора по автомобильной технике Рес публики Беларусь и генерального директора Научно-инженерного республиканского унитарного предприятия (НИРУП) «Белавтот- ракторостроение» Национальной академии наук Михаил Высоцкий остается главным участником со здания современной автомобиль ной техники. 10 февраля выдаю щемуся ученому и конструктору исполнилось 75 лет. Корреспон денты «СОЮЗа» беседуют с юби ляром. — Михаил Степанович, у мин ских автомобилей была и своя космическая эра. Не так ли? — Да, мы в свое время выпол няли секретные задания, создава ли специальные прицепы и полу прицепы, которые должны были использоваться в качестве шасси для монтажа передвижных элект ростанций и систем управления запуском искусственного спутни ка Земли и ракет стратегического назначения. На одном автоприце пе размещались две ракеты в за чехленном виде и одна готовая к запуску. Именно с нашей установ ки, кстати, был сбит 1 мая 1961 го да американский самолет-шпион с летчиком Пауэрсом. В те годы не было транспортных средств, спо собных выдерживать огромные нагрузки. В процессе их разработ ки приходилось много общаться и консультироваться с генеральным конструктором ракетно-космиче ских систем, дважды Героем Со циалистического Труда В. Утки ным. Были встречи и с Сергеем Павловичем Королевым. Эти вы дающиеся ученые оказали замет ное влияние на формирование моего конструкторского мировоз зрения. В последующие годы на шим конструкторским коллекти вом впервые на МАЗе была осво ена серия прицепов и полуприце пов грузоподъемностью от 8 до 80 тонн. Производство их было орга низовано не только в Минске, но и на Ирбитском, Челябинском и Сердобском автоприцепных заво дах, а тормозная аппаратура к ним — на Полтавском и Гроднен ском автоагрегатных. Они приме нялись с большим успехом и те перь эксплуатируются в странах СНГ не только ракетчиками, но и нефтяниками, газовиками, пред ставителями других мирных про фессий. —А что былодальше? — Мы начали создавать новую модель МАЗ-500. Впервые в стра не вместо классической компо новки (кабина за двигателем) при менили принципиально иную схе му — опрокидывающаяся кабина над двигателем. На редкость эф фективным оказалось тогда и ре шение разрабатывать не просто новую модель машины, а сразу целое их семейство с одинаковым «скелетом», но с различными ин дивидуальными особенностями в зависимости от характера работ. В этой «обойме» были лесовозы, бортовые машины, самосвалы различной грузоподъемности. Все они были в значительной сте пени унифицированы. 16 марта & 1965 года с главного конвейера завода сошел автомобиль семей ства МАЗ-500 — первенец бело русского автомобилестроения. За эту работу я получил свою первую правительственную награду — орден Трудового Красного Знаме ни. — В 70-е годы впервые в СССР на Минском автозаводе были созданы первые модели магистральных автопоездов, специально предназначенных для междугородных и между тов и исследований с тем,чтобы новые машины могли выдержать жесткую конкуренцию на миро вом рынке, и в первую очередь на рынках России и других стран СНГ. Одной из наиболее острых для всей белорусской мобильной техники является проблема дви гателя. Поэтому в новую програм му вошли задания Минскому мо торному заводу по созданию ди зельных двигателей повышенно го технического уровня с улучшен ными экологическими технико экономическими показателями тракторных, автомобильных и комбайновых модификаций мощ ностью до 350 лошадиных сил и соответствующих международ ным требованиям на уровне Евро- 2 и Евро-3. Практически заверше на отработка конструкций двига телей «ЯМЗ», топливной аппара туры и автомобилей «МАЗ», соот ветствующих тем же параметрам. В период 2006—2008 годов наме чено разработать перспективные конструкции, обеспечивающие выполнение требований норм Ев ро-4. — Десятилетиями так склады валось, что основные партне ры белорусских автомобиле строителей — российские предприятия. И сегодня, как показывает ход выполнения союзной программы, такое со трудничество остается при оритетным, не так ли? — Безусловно, российские коллеги были и остаются нашими стратегическими партнерами. Се годня более пяти тысяч наимено ваний различных узлов и деталей мы получаем из России. Это вы годно обеим нашим странам. Нам — потому, что мы просто не в со стоянии потянуть производство этой номенклатуры, а россиянам — потому, что это, во-первых, да ет новые рабочие места, а во-вто рых, готовую продукцию, которой у них нет. Например, белазовские карьерные самосвалы или трак торы «Белорус». Об интеграцион ных программах Союзного госу дарства в сферах экономики, нау ки, техники сказано уже немало. И тем не менее хочу еще раз под черкнуть, насколько важна эта форма объединения, открываю щая впечатляющие перспективы. Убедительный пример тому— ход выполнения межгосударственной программы «Развитие дизельно го автомобилестроения», непо средственным участником кото рой наряду с МАЗом, БелавтоМА- Зом и Минским моторным заво дом является и наше предпри ятие. Мы работаем с российскими коллегами также в рамках совме стной программы «Обеспечение единого научно-технологического и информационного пространст ва». Реализация такого проекта на протяжении 1998—2000 годов убедила нас в том, что ориентир выбран верный и с намеченного пути нельзя сворачивать. Потому головные организации-исполни тели — наш академический Ин ститут надежности машин и ана логичный Российской академии наук — разработали в 2001 году концепцию полномасштабной со вместной программы «Наукоем кие компоненты общемашино строительного применения». Здесь содержится и план меро приятий на период до 2005 года, и прогноз развития до 2010 года. Считаю, что такой ориентир здо рово помогает нам в работе. Именно благодаря этому цикл со здания новых автомобилей и ав топоездов марки «МАЗ», напри мер, удалось сократить с 8— 10 до 3— 4 лет. Именно на такое сотруд ничество ориентированы наши внутренние программы, а их реа лизация, уверен, послужит укреп лению экономики Союза Белару си и России. Добавлю к сказанному, что нам удалось вместе с минскими авто- и тракторозаводцами разра ботать типажи перспективных ма шин на период до 2005 года и учесть при этом потребности не только Беларуси, но и экспорта. Именно эта техника, думаю, «впи шется» в транспортный коридор «Восток — Запад» — от Москвы до Владивостока, позволяющий перевозить грузы из Европы в Азию и обратно. А в перспективе, вполне возможно, и от Бреста до Пекина. Беседовали Валерий ПЕРЗАШКЕВИЧ, Николай ЧАЙКА. народных перевозок. Они ус пешно прошли испытания в международном центре инсти тута ЮТАК в Париже и в 1988 году были удостоены золотой медали на Пловдивской яр марке. Как удался такой ры вок? — В конце 60-х годов прави тельство СССР вступило в пере говоры с итальянской фирмой «ФИАТ» о строительстве и вводе в эксплуатацию с ее участием за вода легковых автомобилей в приволжском городе Тольятти. Согласно контракту половину гру зов для новостройки доставлял покупатель и столько же прода вец. Итальянцы начали возить оборудование на огромных авто поездах, закрытых тентом. Тамо женники на границах проверяли у них только наличие пломбы на тросе, которым был затянут тент кузова, и ее соответствие провоз ным документам. Получалось бы стро и удобно. У нас же, в Совет ском Союзе, такого транспорта не было. И мы решили восполнить пробел. Через какое-то время приехал на завод тогдашний гла ва правительства Алексей Нико лаевич Косыгин. В программу по сещения включили и ознакомле ние его с новинкой. «Нам очень нужна такая техника,— сказал он, — так что давайте, делайте». Та кое доверие прибавило оптимиз ма, и у нас появились первые экс периментальные образцы собст венной конструкции. Теперь пред стояло получить разрешение, а главное — финансирование на организацию серийного выпуска. Но такое предложение союзному правительству могло внести лишь отраслевое министерство, а оно свой запрет еще не сняло. Суди ли-рядили мы, что делать, и при няли беспрецедентное решение — для показа гнать новые маши ны своим ходом прямо в Москву. Только сказать легко. Таким круп ногабаритным машинам, как на ши, запрещалось въезжать даже в пределы Садового кольца. Но мы набрались нахальства и все- таки пробились — буквально на территорию Кремля. И там пока ■ М.Высоцкийработалвместес С. Королевымнадсекретными заданиями. Сегоднясекретов нет, нотребованиякбудущей продукциистольжестрогие. зали свое детище А. Косыгину. «Молодцы», — сказал он. И дал «добро». Своеобразной верши ной этой работы стало создание в конце 80-х годов уникальной кон струкции экспериментального мо дульного автопоезда МАЗ-2000. —Тогда, в начале 90-х, ситуа ция была не из легких. Ведь все бывшие союзные НАТИ, НАМИ , НИАТы остались в России. Белорусские же ака демические институтызанима лись в основном математикой, физикой, электроникой, хими ей, приборостроением... — Поэтому необходимо было создавать свою отраслевую нау ку. И в 1992 году появился науч ный центр проблем механики ма шин, который должен был за крыть эту брешь. В конце 2002 го да наше предприятие обрело ста тус головной организации по раз работке Государственной целе вой программы «Автотракторо строение» на 2003— 2005 годы и на период до 2010 года. Она раз работана нами совместно с веду щими предприятиями отрасли. — В прошлом году вас назна чили генеральным конструкто ром по автомобильной технике Республики Беларусь. Какие главные задачи стоят сейчас перед вами и всем автомобиле строением страны? — Прежде всего это разработ ка и освоение производства бо лее 100 единиц новой автомо бильной техники. В том числе сре днетоннажные грузовики,автобу сы, машины специального и двой ного назначения марки «МАЗ», сверхтяжелые карьерные само свалы «БелАЗ» с новой электри ческой и гидромеханической трансмиссиями. Причем в разра батываемую для них техдокумен тацию должны быть заложены пе редовые технические решения, новые материалы и технологии, результаты компьютерных расче Х О Р ОША Я Н ОВ ОС Т Ь к с о т р у д н и ч е с т в у г о т о в а Г о с с е к р е т а р ь С о ю з н о г о г о с у д а р с т в а м о б и л и з у е т р е г и о н ы союзные программы Михаил Кузьмин ОМСК — МОСКВА________________ НА ПРОШЛОЙ неделе в ходе двухдневного визита в Омск де легация Постоянного комитета во главе с Государственным сек ретарем Союзного государства Павлом Бородиным посетила основные производственные комплексы региона, в том числе знаменитый самолетострои тельный завод, на котором мо дернизируют Ту-114М , а также завод телевизоров, входящий в программу «Союзный телеви зор-2». В ходе переговоров с пред ставителями предприятий речь шла в основном о том, как эффе ктивнее подключить омскую промышленность к союзным экономическим проектам. По мнению Госсекретаря, произ водственный комплекс Омской области очень обширен, но не в полной мере востребован. «Ом ские предприятия работают в сложной, напряженной обста- . новке, — отметил П. Бородин, — 8 но потенциал области огромен: вы со ко кв ал иф ицир ов ан ны е кадры, в том числе в области вы соких технологий, энергоносите ли, производственные мощно сти...». Так, к примеру, знамени тый омский танковый завод, по словам П. Бородина, вполне можно модернизировать для производства дорожно-строи тельной техники — союзных тя гачей для карьерного транспор та. В общем, Омская область го това «влиться» в союзное строи тельство. В ближайших планах Госсек ретаря — посещение промыш ленных предприятий Уральского региона. Ведь в самом скором времени будет снова востребо вана полномасштабная про мышленная интеграция, — убе жден П. Бородин. А с изменени ем формы кредитования — суб сидированием процентных ста в о к— появляется расширенная возможность вовлечения в со юзные программы большого ко личества предприятий. «Сегод ня союзный бюджет вполне поз воляет нам строить единую эко номику, но руководители краев и областей, руководство регио нальных предприятий тоже должны понять, что нам требует ся их помощь», — подчеркивает Госсекретарь Союзного государ ства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz