Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
13 ф е в р а л я 2 0 0 3 г . , № 2 9 (2 1 9 0 7 ) Ш ИПЕЦКАЯ • я г а з е т а АлександоАРТЕМЬЕВ АРХИВ КОСМОНАВТИКИ Двести граммов для храбрости Параллельно с развернув шимися работами над нашей пилотируемой лунной про граммой в конструкторском бюро имени С.А.Лавочкина (в годы Великой Отечествен ной войны прославилось зна менитыми высотными скоро стными истребителями серии «Ла») под руководством Ге оргия Николаевича Бабаки- на велось проектирование универсальной посадочной платформы нового поколе ния, предназначенной для доставки на Луну специаль ного грунтозаборного устрой ства и возвращаемой на Зем- /<~~\лю капсулы, а также пере движной лаборатории, уп равляемой с Земли дистан ционно. Эта станция весила око ло 5,5 тонны, запускалась на орбиту вокруг Земли тяже лой ракетой-носителем «Про- тон-К». На трассу к Луне ее выводил разгонный блок «Д», модернизированный ва риант которого используется до наших дней для запуска '•*' спутников на геостационар ную орбиту или межпланет ных аппаратов на отлетные траектории. При подлете к Луне станция тормозилась и выводилась на окололунную орбиту. Затем производились многочисленные коррекции орбиты для того, чтобы точ но выйти на предполагаемое место посадки. После этого включался тормозной двига тель, и станция переходила на траекторию спуска. Перед самой поверхностью Луны по команде радиовысотомера включались маневровые дви гатели малой тяги, и станция совершала мягкую посадку. Для амортизации удара о лунную поверхность исполь зовались четыре опоры. Все управление посадкой осуще ствлялось автоматически, без участия Земли. А по-дру гому просто было невозмож- - - но осуществить такую слож ную и ювелирную операцию. Ведь радиосигнал от АМС, находящейся в окрестностях Луны, до Земли и назад идет около трёх секунд. Прибавь те еще время на решение, ко торое принимает оператор. Становится ясно, что дистан ционно управлять посадкой АМС на Луну нельзя. Все это должна делать автоматика по сложной программе. По этому создание новой стан ции потребовало огромных усилий от конструкторов, электронщиков, специалис тов в области вычислитель ной техники, связи, звездной навигации. К концу 60-х годов стало ясно, что мы сильно отстаем от американцев в подготов ке к полетам людей на Луну. В этой связи было принято решение об ускорении осуще ствления доставки лунного грунта на Землю с помощью автоматических межпланет ных станций. И сделать это по политическим соображе- 'г- ниям планировалось раньше, чем американские астронав ты смогли бы высадиться на Луну. В короткие сроки такая межпланетная станция была создана. И уже в июне-июле 1969 года, буквально перед запуском к Луне «Аполлона- 11», пилотам лунного моду ля которого Нейлу Армстрон гу и Баззу Олдрину суждено было стать первыми земля нами, ступившими на лун ную поверхность, в СССР были предприняты две по пы тки доставить лунный грунт на Землю. К сожале нию, они закончились неуда чей. В первом случае взорва лась ракета-носитель и лун ная станция погибла. Второй запуск прошел успешно, АМС «Луна-15» прибыла к Луне и вышла на окололун ную орбиту. Но последовав шая затем посадка оказалась слишком жесткой, станция разбилась, не выполнив за дачу. А всего через несколь ко дней «Аполлон-11» при вез первые образцы лунного грунта на Землю... Однако работы по наше му проекту были продолже ны, и в сентябре 1970 года советская АМС «Луна-16» совершила мягкую посадку на Луну. Сразу после посад ки фототелевизионные каме ры станции передали изобра жение окружающего лунно го ландшафта, было приня то решение о начале забора грунта. Специальное устрой ство-манипулятор опусти лось на грунт рядом со стан- V цией, включился бур. В ре зультате бурения был взят образец лунного грунта глу биной в 30 сантиметров и весом около 200 граммов. Затем лунный грунт переме щался манипулятором в воз вращаемый аппарат и там герметизировался. На этом работа грунтозаборного уст ройства завершалась. В рас четное время производился Л У Н Н А Я О Д И С С Е Я : ПЕРВОПРОХОДЦЫ запуск двигателя возвраща емой ракеты, и она вместе со спускаемым аппаратом стар товала к Земле, используя посадочную платформу в ка честве стартового стола. Ори ентация возвращаемой раке ты при старте и работа ракет ного двигателя должны были быть очень точными. Иначе спускаемый аппарат мог со вершить посадку в труднодо ступном районе или вообще не попасть на Землю, остав шись на сильно вытянутой орбите. Вот такая сложная экспе диция была выполнена АМС «Луна-16». На Землю впер вые в мире в автоматическом режиме были доставлены об разцы лунного грунта, что дало возможность ученым узнать больше о природе на шей небесной соседки, при открыть тайны ее рождения и эволюции. Последующие полеты АМС «Луна-20» в 1972 году и «Луна-24» в 1976 году повторили этот ус пех, на Землю были достав лены образцы лунного грун та из горных районов, а в длятся, соответственно, по 14 суток), когда «Луноход» пре кращал активную работу и замирал, электроснабжение обеспечивали аккумулятор ные батареи. Для того чтобы оборудование «Лунохода» в это время не замерзло (тем пература за бортом опуска лась ниже минус 200° С), че рез систему терморегулирова ния от радиоактивной изотоп ной установки поступало теп ло. Управление «Луноходом» должно было осуществлять ся с Земли. Это вносило оп ределенные трудности, по скольку задержка в получе нии радиосигнала с Луны и отправки туда соответствую щей команды составляли не сколько секунд. За это вре мя «Луноход» мог пройти некоторое расстояние и уго дить в какой-нибудь кратер. Поэтому от экипажа «Луно ходов» требовалась особая осторожность при управле нии движением этих аппара тов. Для работы с «Лунохо дами» была сформирована команда из 11 офицеров, раз гусеничный и колесный. С учетом жестких требований по весу конструкции, кото рый не должен был превы шать 100 кило граммов , окончательный выбор пал на колесный вариант. Специально для испыта ния ходовой части «Лунохо последнем случае ны в 2 метра. Луноход с глуби- Окончание. Начало см. в номере за 12февраляс.г. Идея доставки на Луну самодвижущейся лаборато рии — «Лунохода» — появи лась в начале 60-х годов в ходе эскизных работ над про ектом высадки людей на лун ную поверхность. «Луноход» задумывался ка к средство обеспечения безопасности космонавтов на Луне в слу чае возникновения нештат ной ситуации на борту лун ного модуля. Если по каким- то техническим причинам космонавт не мог стартовать с лунной поверхности на сво ем лунном модуле, он дол жен был это сделать на за пасном лунном модуле, со вершившем посадку заранее в данном районе. Однако, поскольку расстояние до за пасного модуля могло ока заться весьма большим, кос монавт должен был распола гать транспортным средством для своего перемещения. Та ким транспортным сред ством, по замыслам конст рукторов и должен был стать «Луноход». В дальнейшем проект претерпел изменения, и «Луноход» трансформиро вался в научную лаборато рию, предназначенную для детального изучения некото рых районов Луны , в том числе и для выбора в даль нейшем мест посадки космо навтов. В окончательном вариан те «Луноход» весил 756 ки лограммов и состоял из при борного отсека и ходовой ча сти. Электропитание осуще ствлялось от солнечной бата реи, размещенной на крыш ке приборного отсека. В пе риод лунной ночи (на Луне с у т ки равны 28 земным дням, а лунные день и ночь деленная на два экипажа, в которые входили команди ры, водители, штур маны-навигаторы, бортинженеры, опе раторы остронаправ ленной антенны. Все они прошли тщ а тельный отбор и строгие медицинс кие комиссии, срав нимые с теми, кото рые проходили кан дидаты в космонав ты. В качестве «глаз» на «Лунохо де» использовались две телевизионные камеры, а также телефотометры, с ко торых поступали фотографии окружающей местности. Для связи с Землей была приме нена остронаправленная ан тенна. На «Луноходах» разме щались различные научные приборы. Один из них, угол ковый лазерный отражатель, созданный французскими специалистами, был предназ начен для точного измерения расстояния от Земли до Луны. Пожалуй, самой сложной задачей при проектировании «Лунохода» было устройство ходовой части. Требовалось создать ее приспособленной к условиям Луны: низкая гравитация, в 6 раз мень шая, чем на Земле, рыхлый лунный грунт, покрытый сло ем пыли, наличие большого количества камней и мелких кратеров. При этом необхо димо было обеспечить хоро шую сцепляемость с лунным грунтом, движение без бук сования, устойчивость аппа рата при преодолении доволь но крутых уклонов, большую маневренность. Весьма слож ной была проблема гермети зации вращающихся деталей ходовой части. Ведь лунная пыль очень мелкая, похожая на цемент, обладает абразив ными свойствами и поэтому весьма опасна для подшип ников и электродвигателей колес. Работы над шасси «Луно хода» велись в конструктор ском бюро транспортного машиностроения в Ленингра де. Это неслучайно. Ведь спе циалисты этого конструктор ского бюро многие годы за нимались проектированием танков, гусеничных и колес ных машин, имели богатый опыт создания их ходовых частей. Для «Луноходов» рассматривались два основ ных варианта ходовой части: да» и отработки техники его дистанционного управления в Крыму под Симферополем был построен «лунодром» — полигон, максимально при ближенный к условиям лун ной поверхности, с холмами и ямами, покрытый сыпучим песком и усыпанный камня ми. Там же в Крыму нахо дился центр дальней косми ческой связи и центр управ ления «Луноходами». К концу 60-х годов «Лу ноход» был практически го тов к отправке на Луну. Од нако состоявшийся в феврале 1969 года запуск лунной стан ции окончился аварией раке ты-носителя из-за разрушения головного обтекателя. Следу ющий старт состоялся в нояб ре 1970 года. На этот раз все прошло гладко, и универсаль ная посадочная платформа АМС «Луна-17» плавно села в Море Дождей. Экипаж «Лу нохода» провел осмотр окру жающей местности и выбрал направление спуска на повер хность Луны. Через несколь ко минут «Луноход» плавно съехал по трапу на грунт и прошел первые метры по по верхности Луны. Так нача лась работа первого «лунного странника». Программа первого «Лу нохода» была рассчитана на три лунных дня. Однако запас прочности этого аппарата ока зался намного больше расчет ного, и «Луноход» работал на Луне почти целый год. За это время им было пройдено око ло 11 километров по поверх ности Луны. Были проведены сотни научных измерений, получены тысячи фотосним ков и фотопанорам лунной по верхности. Накоплен огром ный опыт управления аппара том на больших расстояниях в условиях движения по пе ресеченной местности. «Луноход-2», 30-летие за пуска которого мы отмечаем в эти дни, продолжил начатое, имея уже более совершенное оборудование. В частности, на «Луноходе-2» была установ лена третья телевизионная камера, поднятая на высоту роста человека, что позволи ло экипажу лучше ориентиро ваться на поверхности Луны и выбирать наиболее удобный режим движения. Поэтому скорость «Лунохода-2» была гораздо выше, чем у его пред шественника, и он за время работы прошел дистанцию в 30 километров. Причем мест ность в Море Ясности, куда был доставлен «Луноход-2», была намного сложнее, чем у «Лунохода-1». Работа с «Луноходом-2», к сожалению, была непродол жительной. В мае 1973 года аппарат попал в сложную си туацию, выбираясь из крате ра с очень крутыми стенками. При попытке развернуться от крытая крышка приборного отсека «Лунохода-2» зацепи ла стенку кратера и зачерпну ла лунную пыль. Эта пыль накрыла панели солнечной батареи, и «Луноход-2» ли шился основного источника электропитания. Через неко торое время аккумуляторные батареи разрядились, и «Лу ноход-2» навсегда замолчал... Итоги и перспективы В середине 70-х годов в связистем, что приоритеты в нашей космонавтике были от даны набиравшей обороты грандиозной программе созда ния многоразовой транспорт ной системы «Энергия»— «Бу ран», потребовавшей привле чения огромных сил и средств, а также другим космическим программам, интерес к проек там автоматических исследо вателей Луны снизился, а за тем и совсем пропал. «Луно- ход-3», готовый к оправке на Луну, так и не стартовал из- за отсутствия свободной раке ты-носителя. Последняя наша АМС «Луна-24» летом 1976 года доставила на Землю об разцы лунного грунта. На этом в СССР запуски к Луне прекратились, а Россия — пра вопреемница бывшего Союза, в ближайшей перспективе по летов к Луне не планирует. Активность американцев в этом вопросе после заверше ния программы «Аполлон» также снизилась. Так Луна в течение почти трех десятиле тий оказалась как бы за рам ками больших научных про грамм и исследований. Правда, полученные в ходе советских и американских лунных экспедиций научные результаты дали очень много для постижения тайн нашей небесной соседки. Лунный грунт, доставленный на Зем лю американскими астронав тами и нашими АМС, бук вально по крупицам изучен в лабораториях многих стран мира. Десятки тысяч фотогра фий поверхности Луны, полу ченные с борта ее искусствен ных спутников, позволили со здать подробные карты нашей небесной соседки. Очень мно го интересной информации по ступило о внутреннем строе нии Луны. Благодаря общим усилиям мы узнали многое об истории эволюции Луны, Зем ли и Солнечной системы. Зем ля и Луна — уникальное при родное явление в космосе. И теперь уже нет сомнений в том, что Луна оказала решающее влияние на появление и раз витие жизни на нашей плане те. Но все то, что было достиг нуто учеными и конструктора ми в 50— 70-е годы прошло го столетия, требует продолже ния. Период затишья в лун ных программах, похоже, подходит к концу. На повест ке дня стоят новые лунные проекты, в которых все боль шее участие готовы принять такие страны, как Япония, Индия, Китай. Есть проекты отправки на Луну автомати ческих межпланетных стан ций и у Европейского косми ческого агентства. Предпола гается изучение Луны с помо щью передвижных роботов, доставка на землю образцов лунного грунта. Луна привле кает к себе внимание как ис точник сырья для производ ства различных металлов и материалов, как база для под готовки экспедиций людей в дальний космос. Однако эти лунные проек ты и планы уходят в будущее, и то, что было осуществлено нашей страной более тридца ти лет назад, остается пока уникальным и неповторен- ным. х о к к е й ХК«ЛИПЕЦК»: кручу - вену . Без победных очков завершил турне по Татарстану ХК «Липецк». Как и в Лениногорске, в Альметьевске наши хоккеисты дважды уступили местному «Нефтянику». Впервой встрече хозяева выиграли со счетом 7:5 (седьмую шайбу татарские хоккеисты забросили в пустые ворота —после того, как вратарь липецкой команды уступил место на льду шестому полевому игроку). В повторном поединке «Нефтяник» вновь оказался сильнее —4:1. Матчи в Альметьевске окончательно поставили крест на надеждах липец ких поклонников хоккея увидеть свою команду в фи нальном турнире высшей лиги. Х К «Липецк» после встреч в Альметьевске утра тил шансы на то, чтобы по пасть в число четырех силь нейших команд дивизиона «Запад». В дивизионе «Запад» липчане по-прежнему зани мают пятое место в турнир ной таблице. По словам ди ректора Х К «Липецк» Бори са Афанасьева, в оставших ся матчах первого этапа (че тыре — дома, четыре — в гостях) наши хоккеисты сде лают все возможное для того, чтобы сохранить за собой пятую позицию. В беседе с журналистом «ЛГ» Б. Афанасьев коснул ся и изменений в организа ционно-правовой форме клуба. Являвшийся ранее АНО (автономной неком мерческой организацией), клуб стал НП (некоммерчес ким партнерством). Это из менение позволило клубу избавиться от большого чис ла учредителей, которые не принимали участия в фи нансировании Х К « Л и пецк». У АНО Х К «Липецк» было 29 учредителей, у НП Х К «Липецк» их осталось только два — администра ция области и администра ция города. Именно они ока зывают Х К «Липецк» реаль ную финансовую поддерж ку. 26 декабря 2002 года ре шение выделить клубу 10 миллионов рублей утвердил областной Совет депутатов, а на следующий день — го родской Совет депутатов. При этом было оговорено, что по истечении шести ме сяцев депутаты вновь рас смотрят вопрос о помощи Х К «Липецк», размер кото рой составит по 5 милли онов рублей от обеих адми нистраций. Причиной тому ШШЫКЕПОЧУ? — жесткое требование Про фессиональной хоккейной Лиги, согласно которому ми нимальный бюджет клуба, являющегося ее членом, дол жен равняться 1 миллиону евро. Бюджет должен быть защищен перед специальной комиссией Лиги. В против ном случае клуб просто не будет допущен к соревнова ниям, проводимым под эги дой Лиги. Изменение организацион но-правовой формы Х К «Ли пецк» состоялось и в про шлом сезоне. Тогда М УП Х К «Липецк» прекратил свое существование, и на его мес те возникла АНО Х К «Ли пецк». При этом АНО отка залась ликвидировать задол женности перед хоккеистами, защищавшими цвета липец кого клуба в его бытность М УП . Руководство клуба от казалось от комментариев по поводу возможного повторе ния подобной ситуации и в этом году. Тем временем хоккеисты в 2003 календарном году проигрывают один матч за другим. В десяти встречах липчане одержали одну по беду, потерпели восемь пора жений в основное время и одно в овертайме. Для срав нения: в 30 матчах сезона, состоявшихся до Нового года, на счету липчан 17 по бед, 4 ничьи и 9 поражений. Директор клуба такж е сообщил, что после турне по Татарстану хоккеисты полу- чили-таки зарплату за де кабрь прошлого года. Вопрос об оплате за январь находит ся в стадии решения. При этом главной задачей хоккеистов должно являть ся не зарабатывание денег, а чтобы своей игрой приносить болельщикам моральное удовлетворение. Стимул для совершен ствования своего мастер ства у хоккеистов Х К «Ли пецк» есть: игрок может об ратить на себя внимание клуба более состоятельного. Директор клуба признал, что на сегодняшний день уровень мастерства игроков Х К «Липецк» ниже по срав нению с командами, кото рые выступят в финальном турнире команд высшей лиги. 13 февраля болельщики Липецка смогут увидеть команду в деле. В 18.30 на лед «Звездного» выйдут Х К «Липецк» и кировочепец- кая «Олимпия». 14 февра ля состоится повторная встреча этих же команд. Удастся ли попавшим в зону финансового шторма хоккеистам Липецка пре рвать проигрышную серию, достигшую беспрецедентной отметки в семь матчей? От вет на этот вопрос можно будет узнать сегодня вече ром. А вот когда наладятся финансовые отношения клуба с хоккеистами — этот вопрос остается открытым. Пока же клуб продолжает вести беспроигрышные юри дические игры. Рискуя при этом приобрести в хоккей ной России репутацию «игорного» центра, в кото ром виртуозно владеют ис кусством уходить от выпол нения финансовых обяза тельств перед наемными работниками. Игорь КАПУСТИН . Интервью с Б. Афанась евым — в свежем номере «Липецкой спортивной га зеты». КОММЕНТИРУЕТ КАРИКАТУРИСТ Рис. Михаила ЛАРИЧЕВА. Владислав ЗОРИН «ПЛЕТУЯСЕТЬИЗСЛОВ...» Жизнь прожить — не поле перейти. Ну а если это поле минное, И взрыватель тайный на пути Стережет меня в золе полынной? Осенив себя косым крестом, Глядя в небо, по траве ступаю, Все ищу я в небе голубом Легкие, как души, птичьи стаи. Но — вперед, рассудку вопреки, Что за жизнь под вечным страхом взрыва?! Есть еще на свете чудаки — На исход надеются счастливый! Под ногами шарить недосуг, Мне милее облака и звезды, Главное, преодолев испуг, Сделать шаг И — Не взлететь на воздух... * * * Перед сном причитала мамушка, Когда вьюга гудит на подворушке: «Положи меня, Господи, камушком, Подыми, Господь, меня перышком...» Все ручьи подо льдом запечатаны, Все деревья в елочках инея, Моя жизнь почти не початая, Еще верю в сказку наивную. А в печи дрова языкатые Посылают тепло мне по лесенке На полати мои — палаты, А мурлыканье кошки — песенка. Непривычен я к слову резкому, Привыкаю я к слову редкому — Изобидеть-то меня есть кому, Пожалеть-то меня некому. Но вот в сенцах тяжелое топанье, В белом облаке не видение, А солдат с добродушным оканьем — С Волги-матушки нам пополнение. Бьет в оконце морозное солнце, Пушки ухают нынче далеко, Забыва'ются ночи бессонницы, С волгарем нам не так одиноко! ...На могиле цветочки у мамушки, Лебеда — бурьян на подворушке... Положи меня, Господи, камушком, Подыми, Господь, меня перышком. Проходят люди и года, И зимы с веснами, А лето гонит города В луга с покосами. Я рад бы детство воскресить, Хоть и несчастное, В избе над речкою пожить Все лето красное. Да, видно, связь повреждена, Изъедена столетием, Мне хата с краю не нужна — Теперь в природе нет ее. И сельский воздух заражен, Как в мегаполисе, Здесь прут при драке на рожон Сынки — оболтусы. На фермах те же грабежи И алкоголики, Им не помеха этажи — Под боком дворики. Не восторгаюсь я селом — Жить также дорого, А мы, как век назад, поем О связях с городом. А если кто решился жить В глухом Тужилово, Возьмись нужник хоть починить, ...Мечты Манилова. Заброшен я судьбой На остров Стихостан, Где служит городьбой Дремучий океан, Откуда не могу Ни сплыть, ни улететь... Сижу на берегу, Плету из строчек сеть. Гремит, ярясь, волна, Уходит из-под ног, Несет со дна она Ракушки и песок, Обломки городов, Скелеты кораблей... Плету я сеть из слов, Из слов не сваришь плов На островной земле... БОЖЕ! ВСЕМЫПРОИЗОШЛИОТМУРАВЬЕДА? Английскиеученыедерзнули броситьвызовсвоемузна менитому соотечественнику Чарльзу Дарвину. Исследо ватели изуниверситета Кембриджа поставили подсомне ние гипотезу о происхождении человека от обезьянопо добного предка. Наш «настоящий» предок весьма нека зист и совсем не походит на нас с вами. Это—муравьед. Открытие английских уче ных, скорей всего, заставит че ловечество более пристально присмотреться к этим млекопи тающим отряда неполнозубых. Точнее, речь идет об африканс ком муравьеде трубкозубе. В эн циклопедиях он фигурирует под труднопроизносимым терми ном, который с голландского пе реводится как «земляная свинья». Она ведет ночной образ жизни, питается муравьями или терми тами, обладает вытянутой мордой и длинными ушами. Если забыть об отсутствии панциря, то с виду «земляная свинья» весьма смахи вает на большого броненосца. Группа исследователей Кембриджа ради чистого инте реса сравнила хромосомы чело века, муравьеда, африканского и азиатскогс? слонов. Оказа лось, что все они имеют не сколько общих хромосом, но более сходными по данному по казателю оказались мы и «зем ляная свинья». Сравнение, конечно, не в нашу пользу. Обезьяны все- таки были лучше — красивее и, пардон, умнее.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz