Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
«СОЮЗ. Беларусь-Россия» Периодическое издание Совета Министров Союзного государства Газета зарегистрирована в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Российской Федерации 10 марта 2000 года. Регистрационный № 77-1880. Тираж по РФ: 401738 Тираж по РБ: 291658 Тираж «СОЮЗа. Беларусь — Россия» в РФ и РБ: 693396 Шеф-редактор А.И. Батыгин (Москва) Первый заместитель шеф-редактора А.М. Таранда (М и н с к ) Адрес редакции «СОЮЗа. Беларусь— Россия»: Москва, А-40, ГСП-31259ЭЗ, улица Правды, 24. Телефон: 257-5787 Факс: 257-5787 Е- шаН: Егтако\га@гд.ги Адрес редакции газеты «Советская Белоруссия»: Республика Беларусь, 220013, Минск, улица Б. Хмельницкого, 10а. Тел. и факс: 232-1432 I Издательство: ЗАО «Информационно-издательский концерн «Российская газета» Адрес: Москва, А-40, ГСП-3125993, ул. Правды, 24. Тел. 257-53-62. Издательство «Советской Белоруссии»: Белорусский Дом печати. ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «Объединенный издательский дом Распространяется по всем подписным индексам: «Медиа-Пресса». Адрес: 125865, ГСП, «Российской газеты»: 50202,32184,40942,40913,40924 , Москва-137, ул. Правды, 24. 40945,38286,41591. «Советская Белоруссия»: 63889. | По графику: 16.00 Номер подписан: 16.00. «СОЮЗ Беларусь— Россия»печатается вАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красно ярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия»печатается в г. Минске. ! У _ _ _ _ С О Ю 3 Б е л а р у с ь - Р о с с и я . 18ДЕКАБРЯ2003 ЧЕТВЕРГ №47(147) Х р е с т о м а т и я б е з г л я н ц а Вы ш ел п ер вы й т о м а н т о л о г и и «Ш ед ев ры р у с ск ой л и т ер а т уры XX в ек а » наследие Никита Семенюк МОСКВА КАЗАЛОСЬ бы, что нового мож но обнаружить в русской литера туре XX века? Тем не менее из данием, о котором пойдет речь, словно восполняется недостаю щее звено, без которого непол ным выглядит русское литера турное наследие минувшего сто летия. Речь—об антологии «Шедев ры русской литературы XX ве ка», первый том которой вышел в издательско-полиграфическом центре «Глобус». В научно-ре дакционный совет издания вхо дят девять академиков и членов- корреспондентов РАН, в состав попечительского совета — пер вая леди России Людмила Пути на, государственные и общест венные деятели. В основе нова торского замысла издания лежит научный принцип, подаренный отечественной культуре акаде миком Дмитрием Лихачевым, ко торый по праву поименован председателем научно-редакци онного совета антологии, к сожа лению, посмертно. Принцип этот, подкрепленный не только труда ми, но и всей жизнью Дмитрия Сергеевича, вобравшей в себя все главные события отечест венной истории XXвека, состоит в понимании культуры не как прогресса, а как накопления. На первый взгляд—просто, а в сущ ности — открытие. Достойным продолжателем дела Д. Лихаче ва, воплощающим замысел в жизнь, стал видный русский уче ный П. Николаев. Стоит назвать одну из его последних работ — «Культура как фактор нацио нальной безопасности» (не гово ря уже о крупнейшем шеститом ном словаре «Русские писатели двадцатого века» и других столь же масштабных изданиях), что бы укрепить в надеждах на под линно научный и творческий ха рактер издания. Содержатель ное и эстетическое родство включенных в антологию произ ведений убеждает в законе пре емственности и единства нацио нальной и мировой культур вне зависимости от того, сколько произведений останется за хре стоматийными рамками. Важно руководствоваться именно эсте тическими, а не идеологически ми соображениями. В первом томе мы находим самое представительное собра ние так называемой «деревен ской» прозы, небольшое количе ство рассказов революционной и военной тематики. Основатель но представлена так называемая «лагерная» проза — одна из са мых болезненных и долго замал чиваемых страниц русского XX века. Новая антология начала свой путь. И не только как собрание отобранных с вершины прошед шего века ярчайших творений отечественной словесности, но и как первый по-настоящему сво бодный взгляд на русскуюлитера туру, выстраданный за минувший век. Недаром Русская геральди ческая коллегия впервые присво ила новой антологии герб — как знак самобытности и преемст венности русской культуры. « В е ч о р к и » д е н е г с о з р и т е л е й н е б е р у т Андрей Красиков НОВОСИБИРСК ВНОВОСИБИРСКЕ завершился первый межрегиональный фести валь белорусской культуры. Он состоялся в рамках Федеральной программы «Культура России 2001—2005». По словам директо ра Новосибирского белорусского культурного центра Нины КАБА НОВОЙ, устроители фестиваля не ожидали, что на их деятель ность обратят внимание в Москве.' Заявку на участие в Федеральной программе Министерства культу ры России написали без особой веры в успех. И вдруг пришел от вет: фестиваль включен в про грамму, Москва дает деньги. Да и местная власть не осталась в сто роне — к федеральным деньгам добавили из областного бюджета. И вот на фестиваль собрались представители белорусских об ществ со всей Новосибирской об- ласти..Приехали гости из Тюмени иТомска. Главное отличие белорусских обществ в Сибири —не земляче ства в прямом смысле слова, а межнациональные объединения, созданные на основе белорусской культуры. Многие местные жите ли—русские, украинцы, немцы— интересуются белорусской куль турой. За примерами далеко хо дить не надо. Село Новомихай- ловка основано еще в 1916 году белорусскими поселенцами. Позднее они смешались с други ми народами. Многие уехали. Сейчас в селе нет ни одного «чис токровного» белоруса, а говор ос тался. Бабушки помнят белорус ские песни. Одной из основных составляющих программы про шедшего фестиваля и стало от крытие в селе филиала Новоси бирского белорусского культурно го центра. На первый фестиваль съеха лись как начинающие, так и сло жившиеся профессиональные коллективы. Например фольклор но-этнографический ансамбль «Вечорки» ежегодно дает более двухсот концертов в городах и се лах Тюменской области. Причем бесплатно. Блеснул коллектив и на фестивале. ВТюменской области сохранились целые села, где ком пактно проживают белорусы, по томки переселенцев. Внекоторые из таких сел можно добраться лишь несколько месяцев в году. Именно «оторванность от мира» позволила сохранить здесь многие песни и языковые формы. Объез див эти села, участники ансамбля собрали бесценный материал. Новосибирск был представлен на фестивале инструментальным ансамблем «Зарычы» Ивокаль ным ансамблем «Крыничка». Среди активных участников бело русских культурных объединений, артистов много русских. Причем далеко не всегда об этом можно догадаться во время исполнения песен. Некоторые настолько точ но поют, что даже белорусы теря ются и спорят: откуда такие арти сты родом? Именно так говорили на фестивале во время выступле ния русского паренька Николая Байбакова. Как рассказал сам Ко ля, он профессионально занима ется вокалом, поет джаз, рок и на родные песни. Белорусская пе сенная культура привлекла его не обычайной певучестью языка. Ес ли правильно петь, тонко улавли вать настроение, то русский ак цент исчезает и звучит чистая бе лорусская мова. На первом региональном фес тивале обошлось без конкурса. Как рассказала Нина Кабанова, главная задача фестиваля — со брать людей из разных городов, познакомить их, подзадорить, расширить творческие горизон ты. Побывав в сибирских городах и селах региона, фестиваль за вершился гала-концертом в Ново сибирске. После него иногород ние участники разъехались, а но восибирские коллективы еще два дня гастролировали по области. Второй региональный фестиваль белорусской культуры планирует ся провести накануне зимы следу ющего года. На этот раз фести валь будет принимать Томск. ■ Откуда артисты родом? Из Беларуси? Из Сибири! «Валерий Урин как футболист весьма культурен»... Он и гр ал з а м о с к о в с к о е « Д и н а м о » и м и н ск ую « Б е л а р у с ь » Юрий Яры гин МОСКВА ЕГО имя не так известно, как некоторые из тех игроков, с кем во второй половине 50-х этот крайний нападающий москов ского «Динамо» наводил ужас на соперников. Однако и ему нашлось место в книге «100 Лет российского футбола».А такой факт — косвенное признание незаурядности таланта Вале рия Урина. С Валерием Григорь евичем заочно мы знакомы дав но. Он всегда охотно по телефо ну помогал мне в анализе мат чей чемпионата мира и Лиги чемпионов. А лицом к лицу встретились лишь недавно на Малой арене «Динамо», где проходил матч ветеранов мос ковского и минского «Динамо». Урин судил эту игру. После фи нального свистка договорились о встрече — поговорить о жизни и о футболе. Валерий Урин родился в Свердловске в 1934 году. Его родню не миновали репрессии. Отца посадили, а Валерка, как член семьи, оказался в городе Слободском Кировской облас ти. Там и началась спортивная жизнь будущего чемпиона СССР по футболу. Из этого го рода вышло немало известных борцов, боксеров и лыжников. В 16 лет Валерий начал играть за футбольную команду фанерно го комбината «Красный якорь», где, как поется в песне, парень ка приметили и пригласили в кировское «Динамо». Потом Урина заметили в московском «Динамо» и пригласили в сто лицу. Так в 1955-м Урин попал сначала в дубль «бело-голу бых», а затем, два года спустя, сыграл первый матч в первенст ве Советского Союза. В составе «Динамо» Урин провел семь лет. Играл вместе с Яшиным, Крижевским, Кузнецовым, Ке саревым, Царевым, Соколо вым, Бойковым, Мамедовым. В 1958 году Валерий Урин стал серебряным призером чемпио ната СССР, год спустя —чемпи оном страны, в 1960-м вместе с партнерами завоевал «бронзу». Привлекался в сборную СССР, сыграл за нее две официальные игры и несколько товарище ских, но не закрепился в соста ве, поскольку уж очень сильна была тогда связка форвардов Валентин Иванов — Слава Мет- ревели. З а «бронзу» 1960 года глав ного тренера «бело-голубых» Михаила Якушина сняли с рабо ты. В команду пришел триумви рат тренеров. В итоге Урин ока зался в минской команде «Бе ларусь», которую создавал Але ксандр Севидов, на ее основе позднее образовали «Динамо». К сожалению, в столице респуб лики Валерий Григорьевич про был недолго. В середине сезона 1963 года он получил серьез ную травму и на полтора года вынужден был забыть о футбо ле. Затем были игры за риж скую «Даугаву» и запорожский «Металлург», но продолжить карьеру вновь помешала трав ма. Урин пошел учиться в Выс шую школу тренеров, совмещая учебу с выступлениями за лю бительские команды. —Водной из программок перед началом сезона под дружеским шаржем была подпись: «Валерий Уринкак футболист весьма культу рен». Как вы думаете, тут была ирония или констатация факта? — Почему ирония? Все дело в том, что у нас в «Динамо» бы ли очень начитанные и увлека ющиеся люди. Мы ходили в теа тры, очень любили это занятие. Нас приглашали известные ак теры того времени. Мы много читали. Кроме того, я сам из се мьи интеллигентов. И не надо думать, что только я один в ко манде был «весьма культурен». Например, Генрих Федосов со брал все записи самых знаме нитых теноров того времени: Карузо, Тито Гобби. В школе тренеров большое внимание уделялось культурному разви тию студентов. Ну а в данном случае авторы текста к друже- немного ребят попадает в основу ведущих клубов страны? — Вшколах «Аякса» и «Мила на», например, вся работа на правлена на техническое совер шенствование и развитие инди видуальных качеств воспитанни ков. Унас же работают все время на результат, мы закопались в очковой системе. Итренер.выну жден работать не над улучшени ем индивидуальных качеств иг рока, а над тем, как обязательно выиграть и принести своему клу бу больше зачетных очков. Если наставник не будет добывать оч ки, его уволят. От этого зависит его зарплата, премиальные ит.д. Эта Система губит наш детский футбол. Кроме того, много моло дых перспективных выпускников теряется по окончании школы. До дубля команды мастеров до ходят немногие, а до основы — единицы. Не везде с дублирую щим составом работают добро совестно. Ну и главная беда — увлечение легионерами. Масса легионеров приходит сегодня, легче их купить, чем возиться с молодежью. Вэтой связи не могу не похвалить руководство «Зе нита», которое уделяет большое Ну и главная б е д а— увлечение легионерами. Масса легионеров приходит сегодня, легче их купить, чем возиться с молодежью. скому шаржу, видимо, имели в виду мое поведение на фут больном поле. Не помню, чтобы арбитры показывали мне жел тую карточку... —После окончания своей карьеры футболиста вы работали тренером в московском клубе «Луч», в По дольске, Махачкале,Краснояр ске, ГДР, во Владимире. В1992 го ду вновь вернулись вМосквуибы ли приглашены в СДЮШ0Р«Трудо вые резервы». Через два года ста ли старшимтренером этойшколы, и вот уже почти 10 лот занимаете этудолжность. Какими достиже ниями можете похвастаться? — Наша школа очень инте ресная. Она находится все вре мя где-то в середине высшей группы первенства Москвы сре ди СДЮШОР, где выступают та кие мощные школы, как ЦСКА, «Спартак», ФШМ, «Динамо» и «Локомотив». Мы никогда не выпадали в более низкие груп пы. Через нашу школу прошли Гришин, Булыкин, Кантонистов, вышедший вместе с «Кубанью» в премьер-лигу, Серебряников, Шаронов, один из ведущих иг роков казанского «Рубина», а также Данишевский и Стрель цов, выступающие сейчас в «Спартаке». Многие наши вос питанники выступают за клубы первого и второго дивизионов. —Какие проблемы существуют у тех, кто работает в детских фут больныхшколах? Почему все-таки внимание перспективной моло дежи. Питерцы так здорово пока зали своих мальчишек! Иу нас в Москве таких ребят навалом, просто их не видят, как говорит ся, в упор. Возьмем, к примеру, московское «Динамо». Дубль выигрывает первое место, а в ко манде мастеров дублеров прак тически нет. То появятся, то ис чезнут... —Насколько, на вашвзгляд, чист иашдетский футбол? — Он должен быть чистым, но очковая система мешает и здесь. И это одна из главных проблем. Например, сейчас в Москве появились школы-ин тернаты, собирающие ребят со всей России. Среди них есть пе реростки, которые выступают не за свой возраст, то есть пра ктикуются подставы. Но кто по едет, скажем, на Дальний Вос ток, чтобы проверить подлин ность документов? Остро стоят у нас и вопросы судейства. Оч ки ведь нужны позарез, а зна чит, все средства хороши. Сей час пошла тенденция: родители воспитанников собирают день ги и отдают их судье за спиной руководителей и тренеров клу бов. Те даже порой и не знают, что родители «зарядили» су дью. —Недавно прошелматч ветеранов московского иминского «Динамо». Почемуименно вас назначили глав ным арбитром этой встречи, хотя И Я бы с удовольствием еще раз съездил в Минск посмотреть, каким стал город, что там происходит. вы не профессиональный арбитр? Дань уважения или что-то еще? —Получилось так. Я зашел к Владимиру Басалаеву, началь нику отдела футбрла,,общества «Динамо», заговорили об арби тре. Иногда, когда по возрасту (в следующем году мне стукнет 70) не находилось места в ос новном составе, я судил матчи ветеранов. Кроме того, посто янно сужу матчи между своими ребятами. Мне сказали: «Зачем мы будем искать арбитра, пусть Урин и судит. Согласен?» Я ска зал: «Давайте, тем более я иг рал и в Минске». —Что вы думаете по поводу по добных встреч, когда играют вете раныиз бывших республик СССР? —Такие встречи очень важ ны. Не только для сближения ветеранов, но и с точки зрения ветеранской ностальгии. Во время подобных встреч проис ходит обмен опытом. Все, кто приезжает, как правило, связа ны с футболом: детские трене ры, наставники команд масте ров. Других возможностей для общения у нас, увы, мало... С нетерпением ждем ответного матча, который обещали прове сти в Беларуси. Я бы с удоволь ствием еще раз съездил в Минск посмотреть, каким стал город, что там происходит. —Если я правильно понял, начи ная с 1992 года никаких контактов междуфутбольными школами России идругих бывших респуб лик Советского Союза нет? — Только на личной основе. Я абсолютно ничего не знал до недавнего времени о школах Минска и в целом Беларуси. Нет, конечно, читал в газетах, что люди там тоже работают, но обмена опытом не происходило. Унас, детских тренеров России, сейчас нет никакой учебы. Раньше, до 1995 года, нас соби рали в конце сезона на семина ры, их проводили специалисты из Института физкультуры. Сейчас ничего такого нет. Все тренеры варятся в собственном соку. —Nвернемся к началу разгааора. Как футболист ВалерийУриибыл весьма культурен. Апосле оконча ния карьеры футболиста вы про должали дружить с культурой? — Еще бы! Регулярно с же ной ходим в театры, кинотеатры и в музеи, много читаем. —Асвоих воспитанников привле каете к этомуделу? — Обязательно. Всегда з а ставляю всех тренеров, чтобы они водили ребят в музеи, реко мендовали им хорошую литера туру... АФИША Балет 21 декабря на сцене Минского Дворца Республики рос сийская балерина Анастасия Волочкова выступит в ба летном спектакле «Лестница в небо». Шоу 2—7 января в Минском Центральном Доме офицеров всех любителей четвероногих друзей своей новой про граммой «Кошки во вселенной» порадует известный российский клоун и дрессировщик Юрий Куклачев. КАЛ Е НДАР Ь Ч т о б ы л о 1 8 — 2 4 д е к а б р я 18 д е к а б р я 1708 года рос сийский император Петр I под писал именной указ «Об учреж дении губерний и о росписании к ним городов». Вся территория России была разделена на 8 гу берний — Московскую, Ингер- манландскую (позднее Санкт- Петербургскую), Киевскую, Ар хангелогородскую, Казанскую, Сибирскую, Азовскую, Смолен скую. Спустя пять лет к ним при бавились еще три. Тридцать лет назад с космо дрома Байконур был осуществ лен запуск космического корабля «Союз-13», пилотируемого экипа жем в составе командира П. Кли- мука и бортинженера В. Лебеде ва. Во время полета космонав тами были произведены важ ные для науки астрофизиче ские исследования и многозо нальная фотосъемка Земли. В этот день исполнилось бы 82 года всенародно любимому артисту цирка и кино, художест венному руководителю Москов ского цирка на Цветном бульва ре Юрию Никулину. 19 де кабря свое 70-летие от празднует российская актриса и режиссер, художественный руководитель Московского теа тра «Современник», народная артистка СССР Галина Волчек. В тот же день ровно год на зад от нас ушел актер, действи тельный член Академии педаго гических наук Грузии, один из самых популярных спортивных комментаторов Котэ Махарад- зе. 20 де кабря свой день рожде ния отметит служба внешней разведки. В 1920 году приказом председателя ВЧК Ф.Э. Дзер жинского был создан иностран ный отдел ВЧК, ставший затем Первым главным управлением КГБ СССР и Центральной служ бой внешней разведки СССР, правопреемницей которых яв ляется созданная В49Й1 гаду О д а ? А внешней р а з в е д у РФм 21 д е ка б р я 1991 года в Ал ма-Ате состоялась встреча глав 11 союзных республик, на кото рой была подписана деклара- Юрий Никулин. ция, провозгласившая создание Содружества Независимых Го сударств (СНГ). В честь своего 65-летнего юбилея подарки и поздравле ния будет принимать народная артистка СССР, художествен ный руководитель Государст- венного академического хорео графического ансамбля «Бе резка» М. Кольцова. В тот же день 30 лет назад был осуществлен энергетиче ский пуск первого блока Ленин градской атомной электростан ции, которая считается одной из самых крупных в Европе. 10 лет назад ушел из жизни российский певец, солист Боль шого театра, народный артист СССР, Герой Социалистическо го Труда Иван Козловский. 22 д е ка б р я 1803 года скон чался русский архитектор, гра- ■ Галина Волчек. фик, поэт, музыкант, член Рос сийской академии наук Нико лай Львов. Николай Александ рович является одним из осно воположников так называемого пейзажного стиля в русском са-* дово-парковом искусстве. 23 де кабря свое 85-летие от метит Белорусское телеграф ное агентство БелТА. В этот же день 170 лет назад в Москве, в Большом^театре, нвприсутствии ищ зратрв&ш ^олая I состой лось первое публичное испол нение государственного гимна России «Молитва русского на рода» («Боже, царя храни»). 145 лет назад родился русский ре жиссер, драматург и педагог, реформатор русского театра Владимир Немирович-Данчен ко, один из основателей Мос ковского художественного теат ра. 24 д е каб р я отмечается день воинской славы России. В 1790 году под командованием Алек сандра Суворова русскими вой сками была взята турецкая кре пость Измаил . В этот день свой 75-летний юбилей отпразднует российская балерина, народная артистка РСФСР Н. Валитова. Подготовил Илья МАКАРОВ. Д В Е КНИГИ С и г н а л ы н е д е л и Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг, поступивших в Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций РФ АдольфШарль Адан. «Воспоминания музыканта». Перевод, составление и примечания Е. Овчаренко-Чернодубровской. М.:«МАКС-Пресс». - 104 с. В уходящем году случилось сра зу два юбилея, связанных с з а мечательным французским ком позитором: 200 лет со дня его ро ждения и 160 лет со дня первой постановки в Большом театре балета «Жизель», вошедшего в золотой фонд отечественной хо реографии. В этом великая за слуга композитора, но и великая несправедливость: Адан являет ся автором 53 опер, балетов(в их числе — знаменитый «Кор сар»), водевилей на сюжеты Шекспира, Гете, Гофмана, Гей не. Кроме того, его перу принад лежат книги, выдержавшие во Франции не одно издание. Адан вел музыкальную колонку в га зете, написал повесть «Юность Гайдна». Книга составлена из впервые публикующихся на рус ском языке «Биографических заметок» композитора, а также его повести «Глюк и Мегюль» и новеллы «Алюминиевая скрип ка». Адан был монархистом: во время переворота 1851 года, по сле которого его ровесник Вик тор Гюго и однокашник по кол леджу Эжен Сю отправились в политическое изгнание, он си дел за фортепьяно и заканчивал музыку к королевскому карнава лу. Впрочем, от политических убеждений авторов не стали ху же ни роман «Отверженные», ни балет «Жизель»... Юлия Чурко. «Расставайтесь, любя». Минск: «Издательство «Четыре четверти». —264с. Имя автора книги хорошо извест но в Беларуси: специалист в об ласти балета, доктор искусство ведения, заведующая кафедрой хореографии Белорусской акаде мии музыки на сей раз выпустила роман. Впрочем, она осталась верна своей профессии —роман о мире современного балета, о судьбах связанных с ним людей. Героини книги принадлежат к разным поколениям танцовщиц, каждая проходит свой путь в жиз ни и искусстве, у каждой свои ра дости и печали. Побеждает лю бовь. Любовь к искусству! Подготовил Александр ЩУПЛОВ.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz