Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ШИПЕЦКЛЯ • Н г а з е т а м м р д ш м '' 1 ш 1 щшфк " ■ - - 13 ф е в р а л я 2 0 0 3 г . , № 2 9 (2190 7 ) шм ш ш ж ............. ш Ц П 1111! ВМЕСТО Сновой силой заголосила-закликушествовала тусовка —тусовку не устраивает решение Министерства образования России ввести в государственных (подчеркиваю это) школах в качестве факультатива (снова выделяю слово) предмета «Православная культура». Мне уже приходилось писать об этом. Разумеется, дело не только и не столько в формальном поводе лить крокодиловы слезы. Все гораздо серьезней и глубже. В России продолжается битва за... Россию. За ее будущее. За право жить по своим, а не придуманным кем-то законам. Хорошо об этом сказал Никита Михалков: «Мы живем у себя дома. И поэтому надо спокойно, никого не слушая, делать то, что мы считаем нужным. Учить детей так, как мы считаем нужным учить». Правда, спокойно дело делать как-то не получается... И потом, противники Православия и представители нерусской национальности тоже живут у себя дома. То есть в России. Но, что весьма существенно, в меньшинстве, а значит... А что это значит? ВМоскве, в Кремлевском дворце съездов, состоялись одиннадцатые Международные образовательные Рождественские чтения. Это высокое собрание проводил Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви совместно с Министерством образования России, Российской Академией наук, «Национальным фондом «Русская школа», Российским земским движением и рядом заинтересованных организаций. НИКОГДАНЕГОВОРИТЕ: «НЕМОГУ!» ВЧтениях приняли также участие священноначалие Русской Православной Церкви и представители поместных Православных Церквей, многие российские государственные деятели, ученые, работники культуры, руководители образования, православные педагоги, воины. Открыл научную конференцию Почетный Председатель Чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В ее работе также принял участие представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. В докладе министра образования России Владимира Филиппова, в выступлениях участников подчеркивалось значение Православия для возрождения и преображения жизни Российского общества, культуры, образования, воспитания подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству. Участники Чтений выразили поддержку решению Министерства образования Российской Федерации о введении в качестве факультатива в государственных школах предмета «Православная культура» и приняли соответствующее обращение к Президенту Российской Федерации и руководителям государственной власти субъектов Российской Федерации. Таковым был официальный инструментарий форума, плавно перетекший в также традиционные Глинские чтения, которые уже в мэрии Москвы проводило российское общество «Наследники Александра Невского». Как всегда, одной из самых представительных делегаций на Чтениях была липецкая. А выступление учащейся 44 липецкого лицея Анны Базуевой заметно оживило обычно взрослый состав ораторов и было, пожалуй, самым ярким и взволнованным. конодателей), но... Море собственной крови за свою историю и судьбу пролили прежде всего православные христиане. И уж если говорить о справедливом отношении государства к своим гражданам, то оно вправе отдавать предпочте ние той религии, которая оказала на становле ние общества наибольшее влияние. Это, кстати, и произошло. Министерство образования как структура государства, с его доброго согласия, ввело в школах соответствующий факультатив. И истерика, поднятая по этому поводу в СМИ, напоминает сюжет знаменитой сказки, где од ной тетке приснилось, будто ее дитё придавила огромная тыква. Никого еще ничем не придави ло!.. «Православная культура» должна бы стать основным предметом, чему сегодня препятству ет тот самый булыжник — закон. Вот мнение доцента отделения православной педагогики нашего Л ГИ У У Т. Тучковой: «Думаю, что пре подавание в учебных заведениях основ право славия является всего лишь подготовительной ступенью в системе православного образования». Педагог за свои слова отвечает, ведь уже вто рой год при институте усовершенствования учи телей по благословению митрополита Воронеж ского и Липецкого Мефодия успешно готовят кадры православных педагогов. Кстати, многолетний опыт преподавания Что особенно бросилось в глаза за эти три дня работы, так это серьезный настрой учас тников «вылезть из окопов». Не зря же пред седательствующий Глинской конференции (а она по статусу традиционно представляет са мый серьезный форум педагогов России), председатель общества «Наследники Алексан дра Невского» Н . Маслов все время цитиро вал Александра Суворова, а в выступлениях участников постоянно звучала военная тер минология. Но прежде приведу слова Святей шего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I I : «Мы должны осознать, что про тив нашего народа ведется хорошо спланиро ванная бескровная война, имеющая целью его уничтожить. В западных странах работает мощная индустрия растления, в невероятных количествах поставляющая в Россию порног рафические издания, алкоголь, наркотики.., обогащающая зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и приводит к вырождению и вымиранию наше го народа. Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви бороться за спасение нашего народа, нашей страны, организовы вать национальное сопротивление*. О реальной угрозе национальной безопас ности говорили почти все выступавшие. Про фессор Орловского госуниверситета Б. Бобы лев: «У нас в чести смердяковское «Все до зволено!» Мы имеем дело со взломом челове ческого подсознания. Борьба же за предмет «Православная культура»— это истинное об щенародное движение, самозащита народно го организма от нравственного одичания об щества. Мы и живы-то пока остаточной бла годатью — молитвами наших предков... Ни когда не говорите: «Не могу!» Говорите: «Су мею!» Ректор Московского социального универ ситета В. Жуков, говоря о новом документе — «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», высказался еще оп ределенней: «... я поддерживаю положение о том, что Церковь может призвать верующих к мирному гражданскому неповиновению. Да, любая власть, по словам апостола Пав ла, от Бога, но если государственные деяте ли, представляющие власть, в ущерб Право славию начнут насаждать чуждую интересам и культуре народа религию, если под предло гом борьбы за права человека будет постав лен под сомнение статус Церкви в православ ной стране, если представители власти из ко рыстных или иных побуждений начнут искус ственно создавать условия, благоприятные для распространения нетрадиционных рели гий ... — разве в этих и в других случах Цер ковь вправе проявлять смирение перед пред ставителями светской власти и демонстриро вать покорность? Власть не вправе абсолю тизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога*. Говорилось и об оккупации русских в их собственной стране, и о том, что сама она ста ла передовой в мире по насилию над своими гражданами... А еще — о том, что именно за партами сегодня сидит будущее России, что многие у нас доллар, а не крест носят на сер дце... И все сводилось к одной фразе: «Надо что-то делать»... Прозвучавшей в хрестома тийном, чисто русском, контексте. Но сначала — что называется, о терми нах. Откуда она, эта почти революционная фразеология? «Национальное сопротивле ни е» .. . «Гражданское неповиновение*... «Борьба»... «Окопы». Я присутствовал на пяти Чтениях и подобного накала страстей не помню. А когда, вернувшись в Липецк, рассказал о дискуссии товарищу, он с при щуром спросил меня: «А как же христианс кое смирение, ведь вместо того, чтобы под ставить другую щеку, вы призываете к сопро тивлению?» Никаких щек! Ну да, именно во енное или чрезвычайное (называйте как хо тите) положение (разумеется, не в привычном смысле слова, а в идеологическом, нравствен но-духовном) и может сегодня что-то изме нить в России. И христианская мораль на стаивает именно на таком развитии сюжета. «Любите врагов своих, сокрушайте вра гов Отечества, гнушайтесь врагами Божьи ми!», — вот державный глас народа, выра женный гениальным слогом митрополита Московского Филарета, одного из величай ших русских святителей позапрошлого века. Державность же всегда понималась как со знание каждым христианином ответственно сти за нравственное здоровье общества и го сударства. Ведь смог же святитель Тихон За донский тут же просить на коленях проще ния у помещика, ударившего его, простить за то, что невольно в споре ввел того во гнев! Но вот враги Отечества и Бога... Слишком далеко зашли наши скорбные дела, чтобы не говорить теперь об этом. ВК РТОо АГИ нОТ и ЕЧ ? ЕСТВА: Самое страшное, что мы имеем сегодня, это всеобщую озабоченность лишь проблема ми личного выживания. А те, кто не озабо чен, мечтают о том, как бы выпить, закусить, «оттянуться по полной»... Вот только один пример. По теперешней статистике мы выпиваем в год около 100 бу тылок, то есть на 25 литров спиртного боль ше «медицинского лимита» (после него на чинается деградация). Это значит, что страна не бывает трезвой ни одного дня в году! На импортное пойло расходуется больше валю ты, чем... на медицину. Хватает и своего, а «пивная реклама» самая назойливая (и, по жалуй, самая профессиональная) на ТВ. По состоянию здравоохранения Россия находит- на 185-м месте среди 191 страны, где это ВМОСКВЕПРОШЛИТРАДИЦИОНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕРОЖДЕСТВЕНСКИЕЧТЕНИЯ состояние исследовано. По финансированию от расли мы еще не вышли на 1985 год. Каждый год в стране вымирает под миллион человек, рождаемость упала тоже до миллиона (кстати, в том же 1985-м она была вдвое выше). Если так дальше пойдет дело, нация вымрет без вся ких войн и катаклизмов. А ведь во всех этих цифрах нет ничего случайного — все выстрое но, взвешено, пролоббировано от лица государ ства. Откровенная попытка превратить страну в сырьевой придаток Запада (каждый день нам докладывают, на сколько подорожал баррель нефти, но не сообщают при этом куда уходят денежки) очень даже согласуется с идеологией потребительства и вседозволенности, выстраи ваемой в обществе умело и целенаправленно. Давно у граждан нет веры политикам (что пост рашнее любых цифр), да и откуда ей взяться, если те сознательно построили-таки для себя коммунизм, забыв о нищающей стране. А вот еще отмеченные в одном докладе фак ты: оказывается, из 450 депутатов Госдумы 93 до избрания находились в оперативной разра ботке спецслужб отнюдь не по политическим мо тивам. А это 20,7 процента от численности па латы высшего законодательного органа страны! Ну, скажите, будут ли они считать интересы Рос сии, русских своими? Кто же они, носители зла в России? В док ладах на Чтениях не раз звучали фамилии со своеобразными окончаниями — людей, от кото рых во многом зависит политика, экономика в стране и в СМИ. Конечно, не все в стране пылают любовью к этим фигурам. Что все беды от «жидов» — и это можно слышать! Но не будем забывать, что часть русской культуры создана и русскими ев реями, что патриотизм и геройство присущи не только славянам. Что и культуру, и историю создавали люди разных национальностей, счи тавшие себя русскими. Кстати, Никите Михал кову в свое время не дали снять (то есть денег не дали) фильм к 800-летнему юбилею Кули ковской битвы. Почему? А боялись обидеть... татарское население. . . .И вот, написав это, я вдруг поймал себя .. на том, что... как бы оправдываюсь, и все эти оговорки для того только, чтобы кто-то обо мне не подумал чего плохого. А , напротив, сказал бы: молодец, уважает евреев и прочих инород цев в нашей многонациональной стране... А ведь в этой моей «слабости» есть одна русская осо бенность: ходим и оправдываемся за то, что рус ские. А в последнее время еще и плюем в свое прошлое да подхихикиваем всяким Шендерови чам: мол, не ту страну Гондурасом назвали... Зато как выпьем, рвем рубаху на пупу: «Да мы, славяне, самые-самые, а вы без нас никто...» Но вот «жар холодных чисел», куда же от него: в нынешней России 85 процентов населе ния составляют именно русские. Еще более 10 миллионов наших соотечественников к началу X X I века оказались за границей. А если кто-то из инородцев искренне считает себя русским и закатал в паспорт соответствующую запись — честь ему и хвала! И при таких-то данных стес няться?! Но есть и еще один предмет националь ной гордости великороссов, устраняющий наши комплексы. Это бесспорный факт, что Родина наша кровными вековыми узами связана преж де всего с Православием, с Русской Православ ной Церковью. Это она на протяжении тысячи лет ковала и пестовала державный дух русско го патриотизма, на котором все всегда и держа лось. Отрицать это — невозможно. Но вот умал чивать, искажать... ОКОГ З ДАК АОНВЕС? ПОМИНАЮТ Вышел у меня спор с одним районным газет чиком по поводу внедрения в наших школах предмета «Православная культура». «Что вы с этим носитесь? — возражал он мне. — Ведь кро ме Православия у нас масса всяких других ре лигий. И все они равны перед законом». Он знал, что говорил — и камень поднял с нашего рос сийского большака самый увесистый. Действи тельно, закон уравнивает все конфессии в пра вах (интересно бы заглянуть в паспорт этих за- ЗАМЕТКИПО ПОВОДУ К слову, у того парня из районки есть дочка, которую он любит. И вот я спросил его, нравится ли ему, что она смотрит по телевизору. И он честно ответил, что нет. Но если он как чадолюбивый отец знает, какие книги ей читать и какие сказки рассказы вать, против ТВ он слабак. Вот на этом мы сошлись. Кстати , недавно «Комсомолка» дотошно проанализировала все передачи всех телеканалов за день и вывела цифру: 785. Столько журналисты насчитали актов наси лия в разных передачах всего одного дня! Где-то слышал такую мысль: воздух че ловек замечает только тогда, когда его на чинает не хватать. Если ничего не случается с твоим ребенком, то все вроде бы нормаль но. Но если он попадет в секту и там его изнасилуют? А если он сядет на иглу? Или проломит голову кому-то в темном подъез де? Или погибнет сам от ножа сверстника, который в детстве читал не «те» книж ки и смотрел не «те» передачи? Вот тогда прозре ние наступит точно. Но поздно... Между тем у нас десять миллионов ал коголиков, 500 тысяч из них — подростки. В разных сектах, по самым скромным оцен кам, до 5 миллионов молодых людей. По тюрьмам и колониям сидят десятки тысяч юнцов, еще не начавших жить. Сколько в стране беспризорников, статистика не знает, хотя очевидно, гораздо больше, чем после революции и Отечественной войны. В моло дежной среде очень популярным словечком стало «откосить». От призыва в армию. Мо лодые не знают и не хотят знать родную ис торию, а из героев для них важны не Алек сандр Невский и Ермолов, а какой-нибудь выдуманный Гарри Потер. Умные же ребят ки со всех ног бегут за границу. О каком же возрождении России тогда может идти речь? Какими силами? Да еще в стране, ослабленной вечными реформами? И ведь кроме безответственной власти (я тут имею в виду целые поколения политиков), особенно во всем этом разложении общества стараются СМИ, и прежде всего телевиде ние. На Чтениях горячо и доказательно вы ступил Александр Крутов. Когда-то он был популярным телеведущим, но потом узнал Бога и занялся другим телевидением — пра вославным. У него своя передача и одноимен ный журнал «Русский дом». Так вот Алек сандр Николаевич, что называется, со зна нием дела, разложил все наши телеканалы, все эти «Окна», «За стеклом», «Слабые зве нья» и прочее, прочее, в которых культиви руются и открыто пропагандируются самые низменные инстинкты. Назывались извест ные имена — от Евгения Киселева до навяз чивых шоуменов типа Петросян-Степаненко, с шуточками, от которых у нормальных лю дей скулы сводит... И слушатели поддержи вали докладчика громкими аплодисмента ми. Но... Ответа на вопрос, что же нам де лать с нашим телевидением, на Чтениях не прозвучало. Потому что его, похоже, не зна ет и сам президент, к которому не раз по этому скорбному для России поводу обра щались думающие и очень авторитетные в стране люди. Зато известен ответ на извечный российс кий вопрос «Что делать?» Вот он: начинать с семьи, со школы. То есть с азов. И вот тут- то роль православного воспитания, как и на шей русской истории, неоценима. Это давно поняли православные педагоги (в том числе и наши, липецкие), думающие родители. Вот зачем эти традиционные Чтения и конференции — на них просевается через сито взаимной взыскательности важный опыт и семена практики . Но (опять это «но»!), перефразируя классика, можно ска зать: мал круг этих учителей и воспитате лей. Но поддержать этих людей — долг к аж дого, в ком не заснула окончательно совесть и кто чувствует ответственность за своих де тей, а значит, за будущее России. ПОСТСКРИПТУМиз.. ВИЗЫД СЕ ВР ЕЖИХ ,ЖЕКВ Г ЗЯТ АЗЕТЫХ ИПЕРЕДАЧТВ т ж %ж в - * Шу; т. т , % I I ШЩШШШШШШ Коллаж Николая ЧЕРКАСОВА. ЩЩШ предмета на Курщине (в качестве того же фа культатива) показывает, что интерес к нему про являют дети, родители и других, неправослав ных, конфессий. Потому что сам курс ничего еще не навязывает (чего так опасаются его про тивники), а учит добру. И какая мать не желает этого? А вот в Питере пошли дальше — там вводят в школах «Православие» как основной предмет. Собирают всех педагогов и родителей и проверенным веками способом (голосовани ем) решают вопрос. И всюду, где это произош ло, независимые эксперты фиксируют повыше ние самого градуса духовно-нравственного вос питания школьников, которые на глазах стано- вяся чище и добрее. Какие еще доказательства требуются? Иное дело — кому преподавать спецкурс? Ведь, по строгому предписанию министерства, его можно доверить только специально подго товленным педагогам. А где их взять в таком количестве — грамотных, да еще, желательно, воцерковленных? Логика ведомства понятна: не льзя хорошее дело пускать на самотек. Есть и другая логика — житейская и понят ная каждому: лучше батюшки, священника с этой задачей никто не справится. Но батюшку надо... посылать на курсы, а еще лучше в вуз, чтоб он вернулся оттуда через пять лет с дипло мом. С точки зрения чиновника — идеальный вариант. Но у батюшки есть приход, храм Бо жий , масса своих обязанностей по духовному окормлению паствы, и поэтому... круг замыка ется. Председательствовавший на чтениях Ни колай Маслов от микрофона предложил (как бы в шутку) заму министра образования, когда тот запнулся на этой проблеме: «Да вы дайте всем священникам дипломы, и все вопросы бу дут решены». Тот улыбнулся шутке, но развел руками: закон, знаете ли... Закон, кстати, позволяет творить беззаконие (нравственное) на телевидении. И в одной из последних программ Владимира Познера «Вре мена* это подтвердилось со всей очевидностью, а сам ведущий со свойственной ему дидак*гич- ностью резюмировал в том смысле, что нечего, дескать, власти лезть со своими вопросами на ТВ. «Огонек», последний январский выпуск. Цитата: «...неизменность морали, вечные ис тины — это все для окаменевшей, как фека лии на морозе, интеллигенции... Нравствен ность меняется, поскольку меняется жизнен ный уклад... Богохульство свершилось — и ничего, не разверзлись небеса». 31 января. Телеканал ОРТ. Вечер Ефима Шифрина. Бенефициант восторженно расска зывает сатирическую байку на тему «поло вой акт между супругами по рецептам некой книж ки» . Рассказывает смачно, закатывая глаза, подвывая, и с такими подробностями, от которых сидящие в зале взрослые дяди и тети краснеют и прячут глаза от назойливых телекамер... «Комсомолка» от 1 февраля. Громадная шапка на первой, обложечной, странице: «На смотревшись сериала «Бригада», двое подрос тков убили старика». А на 20-й странице — целая полоса об этом происшествии, случив шемся в Курске. Здесь же — заметочка на подверстку: «Бригадные» разборки по-россо- шански. Фабула: семиклассники, посмотрев в очередной раз полюбившийся сериал, ус троили «стрелку* между классами. В резуль тате массовой драки один школьник скончал ся в больнице. «Литературная газета». Выдержка из ма териала первой полосы: «По мнению анали тиков, объем взяток ежегодно составляет сум му, сопоставимую с доходной частью бюдже та страны... Депутаты Госдумы, принимая законы, даже не знают порой, кем они лоб бируются, чьи интересы преследуют*. Телеканал НТВ с утра до вечера в новос тях крутит сюжет об освобождении из тюрь мы бывшего военкора Пасько, шпиона (а именно за шпионаж в пользу Японии отси дел горе-журналист четыре года, это доказал суд, и его решение никто не опроверг до сих пор). Подается новость в мажорных тонах: наконец-то! О том, что военспец нарушил при сягу и за время отсидки почему-то был об ласкан многими западными доброхотами и награжден всевозможными премиями, не вспоминается... Еженедельник «Добрый вечер!» в послед нем январском номере рассказал о зауряд ной (увы!) истории группового нападения не совершеннолетних... девушек на сверстницу с целью ограбления. И т.д. и т. п. ...Рождественские чтения закончились. И снова Россия — вечно загадочная и до боли знакомая. И можно выключать телек и отда вать газеты соседке, которая использует их по какому-то иному назначению, кроме за нудного чтения. А как посмотришь в окно, жизнь продолжается: день разгорается, сне га за ночь по колено насыпало, а детишкам — так по пояс. И они гуляют в сугробах по дороге знаний. И что они найдут на этой до роге — вот в чем вопрос... Липецк Александр КОСЯКИН. Москва — Липецк.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz