Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

ШИПЕЦКЛЯ • Н г а з е т а м м р д ш м '' 1 ш 1 щшфк " ■ - - 13 ф е в р а л я 2 0 0 3 г . , № 2 9 (2190 7 ) шм ш ш ж ............. ш Ц П 1111! ВМЕСТО Сновой силой заголосила-закликушествовала тусовка —тусовку не устраивает решение Министерства образования России ввести в государственных (подчеркиваю это) школах в качестве факультатива (снова выделяю слово) предмета «Православная культура». Мне уже приходилось писать об этом. Разумеется, дело не только и не столько в формальном поводе лить крокодиловы слезы. Все гораздо серьезней и глубже. В России продолжается битва за... Россию. За ее будущее. За право жить по своим, а не придуманным кем-то законам. Хорошо об этом сказал Никита Михалков: «Мы живем у себя дома. И поэтому надо спокойно, никого не слушая, делать то, что мы считаем нужным. Учить детей так, как мы считаем нужным учить». Правда, спокойно дело делать как-то не получается... И потом, противники Православия и представители нерусской национальности тоже живут у себя дома. То есть в России. Но, что весьма существенно, в меньшинстве, а значит... А что это значит? ВМоскве, в Кремлевском дворце съездов, состоялись одиннадцатые Международные образовательные Рождественские чтения. Это высокое собрание проводил Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви совместно с Министерством образования России, Российской Академией наук, «Национальным фондом «Русская школа», Российским земским движением и рядом заинтересованных организаций. НИКОГДАНЕГОВОРИТЕ: «НЕМОГУ!» ВЧтениях приняли также участие священноначалие Русской Православной Церкви и представители поместных Православных Церквей, многие российские государственные деятели, ученые, работники культуры, руководители образования, православные педагоги, воины. Открыл научную конференцию Почетный Председатель Чтений Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В ее работе также принял участие представитель президента в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко. В докладе министра образования России Владимира Филиппова, в выступлениях участников подчеркивалось значение Православия для возрождения и преображения жизни Российского общества, культуры, образования, воспитания подрастающего поколения в духе высоких идеалов служения Богу и Отечеству. Участники Чтений выразили поддержку решению Министерства образования Российской Федерации о введении в качестве факультатива в государственных школах предмета «Православная культура» и приняли соответствующее обращение к Президенту Российской Федерации и руководителям государственной власти субъектов Российской Федерации. Таковым был официальный инструментарий форума, плавно перетекший в также традиционные Глинские чтения, которые уже в мэрии Москвы проводило российское общество «Наследники Александра Невского». Как всегда, одной из самых представительных делегаций на Чтениях была липецкая. А выступление учащейся 44 липецкого лицея Анны Базуевой заметно оживило обычно взрослый состав ораторов и было, пожалуй, самым ярким и взволнованным. конодателей), но... Море собственной крови за свою историю и судьбу пролили прежде всего православные христиане. И уж если говорить о справедливом отношении государства к своим гражданам, то оно вправе отдавать предпочте­ ние той религии, которая оказала на становле­ ние общества наибольшее влияние. Это, кстати, и произошло. Министерство образования как структура государства, с его доброго согласия, ввело в школах соответствующий факультатив. И истерика, поднятая по этому поводу в СМИ, напоминает сюжет знаменитой сказки, где од­ ной тетке приснилось, будто ее дитё придавила огромная тыква. Никого еще ничем не придави­ ло!.. «Православная культура» должна бы стать основным предметом, чему сегодня препятству­ ет тот самый булыжник — закон. Вот мнение доцента отделения православной педагогики нашего Л ГИ У У Т. Тучковой: «Думаю, что пре­ подавание в учебных заведениях основ право­ славия является всего лишь подготовительной ступенью в системе православного образования». Педагог за свои слова отвечает, ведь уже вто­ рой год при институте усовершенствования учи­ телей по благословению митрополита Воронеж­ ского и Липецкого Мефодия успешно готовят кадры православных педагогов. Кстати, многолетний опыт преподавания Что особенно бросилось в глаза за эти три дня работы, так это серьезный настрой учас­ тников «вылезть из окопов». Не зря же пред­ седательствующий Глинской конференции (а она по статусу традиционно представляет са­ мый серьезный форум педагогов России), председатель общества «Наследники Алексан­ дра Невского» Н . Маслов все время цитиро­ вал Александра Суворова, а в выступлениях участников постоянно звучала военная тер­ минология. Но прежде приведу слова Святей­ шего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I I : «Мы должны осознать, что про­ тив нашего народа ведется хорошо спланиро­ ванная бескровная война, имеющая целью его уничтожить. В западных странах работает мощная индустрия растления, в невероятных количествах поставляющая в Россию порног­ рафические издания, алкоголь, наркотики.., обогащающая зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и приводит к вырождению и вымиранию наше­ го народа. Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви бороться за спасение нашего народа, нашей страны, организовы­ вать национальное сопротивление*. О реальной угрозе национальной безопас­ ности говорили почти все выступавшие. Про­ фессор Орловского госуниверситета Б. Бобы­ лев: «У нас в чести смердяковское «Все до­ зволено!» Мы имеем дело со взломом челове­ ческого подсознания. Борьба же за предмет «Православная культура»— это истинное об­ щенародное движение, самозащита народно­ го организма от нравственного одичания об­ щества. Мы и живы-то пока остаточной бла­ годатью — молитвами наших предков... Ни­ когда не говорите: «Не могу!» Говорите: «Су­ мею!» Ректор Московского социального универ­ ситета В. Жуков, говоря о новом документе — «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», высказался еще оп­ ределенней: «... я поддерживаю положение о том, что Церковь может призвать верующих к мирному гражданскому неповиновению. Да, любая власть, по словам апостола Пав­ ла, от Бога, но если государственные деяте­ ли, представляющие власть, в ущерб Право­ славию начнут насаждать чуждую интересам и культуре народа религию, если под предло­ гом борьбы за права человека будет постав­ лен под сомнение статус Церкви в православ­ ной стране, если представители власти из ко­ рыстных или иных побуждений начнут искус­ ственно создавать условия, благоприятные для распространения нетрадиционных рели­ гий ... — разве в этих и в других случах Цер­ ковь вправе проявлять смирение перед пред­ ставителями светской власти и демонстриро­ вать покорность? Власть не вправе абсолю­ тизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога*. Говорилось и об оккупации русских в их собственной стране, и о том, что сама она ста­ ла передовой в мире по насилию над своими гражданами... А еще — о том, что именно за партами сегодня сидит будущее России, что многие у нас доллар, а не крест носят на сер­ дце... И все сводилось к одной фразе: «Надо что-то делать»... Прозвучавшей в хрестома­ тийном, чисто русском, контексте. Но сначала — что называется, о терми­ нах. Откуда она, эта почти революционная фразеология? «Национальное сопротивле­ ни е» .. . «Гражданское неповиновение*... «Борьба»... «Окопы». Я присутствовал на пяти Чтениях и подобного накала страстей не помню. А когда, вернувшись в Липецк, рассказал о дискуссии товарищу, он с при­ щуром спросил меня: «А как же христианс­ кое смирение, ведь вместо того, чтобы под­ ставить другую щеку, вы призываете к сопро­ тивлению?» Никаких щек! Ну да, именно во­ енное или чрезвычайное (называйте как хо­ тите) положение (разумеется, не в привычном смысле слова, а в идеологическом, нравствен­ но-духовном) и может сегодня что-то изме­ нить в России. И христианская мораль на­ стаивает именно на таком развитии сюжета. «Любите врагов своих, сокрушайте вра­ гов Отечества, гнушайтесь врагами Божьи­ ми!», — вот державный глас народа, выра­ женный гениальным слогом митрополита Московского Филарета, одного из величай­ ших русских святителей позапрошлого века. Державность же всегда понималась как со­ знание каждым христианином ответственно­ сти за нравственное здоровье общества и го­ сударства. Ведь смог же святитель Тихон За­ донский тут же просить на коленях проще­ ния у помещика, ударившего его, простить за то, что невольно в споре ввел того во гнев! Но вот враги Отечества и Бога... Слишком далеко зашли наши скорбные дела, чтобы не говорить теперь об этом. ВК РТОо АГИ нОТ и ЕЧ ? ЕСТВА: Самое страшное, что мы имеем сегодня, это всеобщую озабоченность лишь проблема­ ми личного выживания. А те, кто не озабо­ чен, мечтают о том, как бы выпить, закусить, «оттянуться по полной»... Вот только один пример. По теперешней статистике мы выпиваем в год около 100 бу­ тылок, то есть на 25 литров спиртного боль­ ше «медицинского лимита» (после него на­ чинается деградация). Это значит, что страна не бывает трезвой ни одного дня в году! На импортное пойло расходуется больше валю­ ты, чем... на медицину. Хватает и своего, а «пивная реклама» самая назойливая (и, по­ жалуй, самая профессиональная) на ТВ. По состоянию здравоохранения Россия находит- на 185-м месте среди 191 страны, где это ВМОСКВЕПРОШЛИТРАДИЦИОНЫЕ МЕЖДУНАРОДНЫЕРОЖДЕСТВЕНСКИЕЧТЕНИЯ состояние исследовано. По финансированию от­ расли мы еще не вышли на 1985 год. Каждый год в стране вымирает под миллион человек, рождаемость упала тоже до миллиона (кстати, в том же 1985-м она была вдвое выше). Если так дальше пойдет дело, нация вымрет без вся­ ких войн и катаклизмов. А ведь во всех этих цифрах нет ничего случайного — все выстрое­ но, взвешено, пролоббировано от лица государ­ ства. Откровенная попытка превратить страну в сырьевой придаток Запада (каждый день нам докладывают, на сколько подорожал баррель нефти, но не сообщают при этом куда уходят денежки) очень даже согласуется с идеологией потребительства и вседозволенности, выстраи­ ваемой в обществе умело и целенаправленно. Давно у граждан нет веры политикам (что пост­ рашнее любых цифр), да и откуда ей взяться, если те сознательно построили-таки для себя коммунизм, забыв о нищающей стране. А вот еще отмеченные в одном докладе фак­ ты: оказывается, из 450 депутатов Госдумы 93 до избрания находились в оперативной разра­ ботке спецслужб отнюдь не по политическим мо­ тивам. А это 20,7 процента от численности па­ латы высшего законодательного органа страны! Ну, скажите, будут ли они считать интересы Рос­ сии, русских своими? Кто же они, носители зла в России? В док­ ладах на Чтениях не раз звучали фамилии со своеобразными окончаниями — людей, от кото­ рых во многом зависит политика, экономика в стране и в СМИ. Конечно, не все в стране пылают любовью к этим фигурам. Что все беды от «жидов» — и это можно слышать! Но не будем забывать, что часть русской культуры создана и русскими ев­ реями, что патриотизм и геройство присущи не только славянам. Что и культуру, и историю создавали люди разных национальностей, счи­ тавшие себя русскими. Кстати, Никите Михал­ кову в свое время не дали снять (то есть денег не дали) фильм к 800-летнему юбилею Кули­ ковской битвы. Почему? А боялись обидеть... татарское население. . . .И вот, написав это, я вдруг поймал себя .. на том, что... как бы оправдываюсь, и все эти оговорки для того только, чтобы кто-то обо мне не подумал чего плохого. А , напротив, сказал бы: молодец, уважает евреев и прочих инород­ цев в нашей многонациональной стране... А ведь в этой моей «слабости» есть одна русская осо­ бенность: ходим и оправдываемся за то, что рус­ ские. А в последнее время еще и плюем в свое прошлое да подхихикиваем всяким Шендерови­ чам: мол, не ту страну Гондурасом назвали... Зато как выпьем, рвем рубаху на пупу: «Да мы, славяне, самые-самые, а вы без нас никто...» Но вот «жар холодных чисел», куда же от него: в нынешней России 85 процентов населе­ ния составляют именно русские. Еще более 10 миллионов наших соотечественников к началу X X I века оказались за границей. А если кто-то из инородцев искренне считает себя русским и закатал в паспорт соответствующую запись — честь ему и хвала! И при таких-то данных стес­ няться?! Но есть и еще один предмет националь­ ной гордости великороссов, устраняющий наши комплексы. Это бесспорный факт, что Родина наша кровными вековыми узами связана преж­ де всего с Православием, с Русской Православ­ ной Церковью. Это она на протяжении тысячи лет ковала и пестовала державный дух русско­ го патриотизма, на котором все всегда и держа­ лось. Отрицать это — невозможно. Но вот умал­ чивать, искажать... ОКОГ З ДАК АОНВЕС? ПОМИНАЮТ Вышел у меня спор с одним районным газет­ чиком по поводу внедрения в наших школах предмета «Православная культура». «Что вы с этим носитесь? — возражал он мне. — Ведь кро­ ме Православия у нас масса всяких других ре­ лигий. И все они равны перед законом». Он знал, что говорил — и камень поднял с нашего рос­ сийского большака самый увесистый. Действи­ тельно, закон уравнивает все конфессии в пра­ вах (интересно бы заглянуть в паспорт этих за- ЗАМЕТКИПО ПОВОДУ К слову, у того парня из районки есть дочка, которую он любит. И вот я спросил его, нравится ли ему, что она смотрит по телевизору. И он честно ответил, что нет. Но если он как чадолюбивый отец знает, какие книги ей читать и какие сказки рассказы­ вать, против ТВ он слабак. Вот на этом мы сошлись. Кстати , недавно «Комсомолка» дотошно проанализировала все передачи всех телеканалов за день и вывела цифру: 785. Столько журналисты насчитали актов наси­ лия в разных передачах всего одного дня! Где-то слышал такую мысль: воздух че­ ловек замечает только тогда, когда его на­ чинает не хватать. Если ничего не случается с твоим ребенком, то все вроде бы нормаль­ но. Но если он попадет в секту и там его изнасилуют? А если он сядет на иглу? Или проломит голову кому-то в темном подъез­ де? Или погибнет сам от ножа сверстника, который в детстве читал не «те» книж ки и смотрел не «те» передачи? Вот тогда прозре­ ние наступит точно. Но поздно... Между тем у нас десять миллионов ал­ коголиков, 500 тысяч из них — подростки. В разных сектах, по самым скромным оцен­ кам, до 5 миллионов молодых людей. По тюрьмам и колониям сидят десятки тысяч юнцов, еще не начавших жить. Сколько в стране беспризорников, статистика не знает, хотя очевидно, гораздо больше, чем после революции и Отечественной войны. В моло­ дежной среде очень популярным словечком стало «откосить». От призыва в армию. Мо­ лодые не знают и не хотят знать родную ис­ торию, а из героев для них важны не Алек­ сандр Невский и Ермолов, а какой-нибудь выдуманный Гарри Потер. Умные же ребят­ ки со всех ног бегут за границу. О каком же возрождении России тогда может идти речь? Какими силами? Да еще в стране, ослабленной вечными реформами? И ведь кроме безответственной власти (я тут имею в виду целые поколения политиков), особенно во всем этом разложении общества стараются СМИ, и прежде всего телевиде­ ние. На Чтениях горячо и доказательно вы­ ступил Александр Крутов. Когда-то он был популярным телеведущим, но потом узнал Бога и занялся другим телевидением — пра­ вославным. У него своя передача и одноимен­ ный журнал «Русский дом». Так вот Алек­ сандр Николаевич, что называется, со зна­ нием дела, разложил все наши телеканалы, все эти «Окна», «За стеклом», «Слабые зве­ нья» и прочее, прочее, в которых культиви­ руются и открыто пропагандируются самые низменные инстинкты. Назывались извест­ ные имена — от Евгения Киселева до навяз­ чивых шоуменов типа Петросян-Степаненко, с шуточками, от которых у нормальных лю­ дей скулы сводит... И слушатели поддержи­ вали докладчика громкими аплодисмента­ ми. Но... Ответа на вопрос, что же нам де­ лать с нашим телевидением, на Чтениях не прозвучало. Потому что его, похоже, не зна­ ет и сам президент, к которому не раз по этому скорбному для России поводу обра­ щались думающие и очень авторитетные в стране люди. Зато известен ответ на извечный российс­ кий вопрос «Что делать?» Вот он: начинать с семьи, со школы. То есть с азов. И вот тут- то роль православного воспитания, как и на­ шей русской истории, неоценима. Это давно поняли православные педагоги (в том числе и наши, липецкие), думающие родители. Вот зачем эти традиционные Чтения и конференции — на них просевается через сито взаимной взыскательности важный опыт и семена практики . Но (опять это «но»!), перефразируя классика, можно ска­ зать: мал круг этих учителей и воспитате­ лей. Но поддержать этих людей — долг к аж ­ дого, в ком не заснула окончательно совесть и кто чувствует ответственность за своих де­ тей, а значит, за будущее России. ПОСТСКРИПТУМиз.. ВИЗЫД СЕ ВР ЕЖИХ ,ЖЕКВ Г ЗЯТ АЗЕТЫХ ИПЕРЕДАЧТВ т ж %ж в - * Шу; т. т , % I I ШЩШШШШШШ Коллаж Николая ЧЕРКАСОВА. ЩЩШ предмета на Курщине (в качестве того же фа­ культатива) показывает, что интерес к нему про­ являют дети, родители и других, неправослав­ ных, конфессий. Потому что сам курс ничего еще не навязывает (чего так опасаются его про­ тивники), а учит добру. И какая мать не желает этого? А вот в Питере пошли дальше — там вводят в школах «Православие» как основной предмет. Собирают всех педагогов и родителей и проверенным веками способом (голосовани­ ем) решают вопрос. И всюду, где это произош­ ло, независимые эксперты фиксируют повыше­ ние самого градуса духовно-нравственного вос­ питания школьников, которые на глазах стано- вяся чище и добрее. Какие еще доказательства требуются? Иное дело — кому преподавать спецкурс? Ведь, по строгому предписанию министерства, его можно доверить только специально подго­ товленным педагогам. А где их взять в таком количестве — грамотных, да еще, желательно, воцерковленных? Логика ведомства понятна: не­ льзя хорошее дело пускать на самотек. Есть и другая логика — житейская и понят­ ная каждому: лучше батюшки, священника с этой задачей никто не справится. Но батюшку надо... посылать на курсы, а еще лучше в вуз, чтоб он вернулся оттуда через пять лет с дипло­ мом. С точки зрения чиновника — идеальный вариант. Но у батюшки есть приход, храм Бо­ жий , масса своих обязанностей по духовному окормлению паствы, и поэтому... круг замыка­ ется. Председательствовавший на чтениях Ни ­ колай Маслов от микрофона предложил (как бы в шутку) заму министра образования, когда тот запнулся на этой проблеме: «Да вы дайте всем священникам дипломы, и все вопросы бу­ дут решены». Тот улыбнулся шутке, но развел руками: закон, знаете ли... Закон, кстати, позволяет творить беззаконие (нравственное) на телевидении. И в одной из последних программ Владимира Познера «Вре­ мена* это подтвердилось со всей очевидностью, а сам ведущий со свойственной ему дидак*гич- ностью резюмировал в том смысле, что нечего, дескать, власти лезть со своими вопросами на ТВ. «Огонек», последний январский выпуск. Цитата: «...неизменность морали, вечные ис­ тины — это все для окаменевшей, как фека­ лии на морозе, интеллигенции... Нравствен­ ность меняется, поскольку меняется жизнен­ ный уклад... Богохульство свершилось — и ничего, не разверзлись небеса». 31 января. Телеканал ОРТ. Вечер Ефима Шифрина. Бенефициант восторженно расска­ зывает сатирическую байку на тему «поло­ вой акт между супругами по рецептам некой книж ки» . Рассказывает смачно, закатывая глаза, подвывая, и с такими подробностями, от которых сидящие в зале взрослые дяди и тети краснеют и прячут глаза от назойливых телекамер... «Комсомолка» от 1 февраля. Громадная шапка на первой, обложечной, странице: «На­ смотревшись сериала «Бригада», двое подрос­ тков убили старика». А на 20-й странице — целая полоса об этом происшествии, случив­ шемся в Курске. Здесь же — заметочка на подверстку: «Бригадные» разборки по-россо- шански. Фабула: семиклассники, посмотрев в очередной раз полюбившийся сериал, ус­ троили «стрелку* между классами. В резуль­ тате массовой драки один школьник скончал­ ся в больнице. «Литературная газета». Выдержка из ма­ териала первой полосы: «По мнению анали­ тиков, объем взяток ежегодно составляет сум­ му, сопоставимую с доходной частью бюдже­ та страны... Депутаты Госдумы, принимая законы, даже не знают порой, кем они лоб­ бируются, чьи интересы преследуют*. Телеканал НТВ с утра до вечера в новос­ тях крутит сюжет об освобождении из тюрь­ мы бывшего военкора Пасько, шпиона (а именно за шпионаж в пользу Японии отси­ дел горе-журналист четыре года, это доказал суд, и его решение никто не опроверг до сих пор). Подается новость в мажорных тонах: наконец-то! О том, что военспец нарушил при­ сягу и за время отсидки почему-то был об­ ласкан многими западными доброхотами и награжден всевозможными премиями, не вспоминается... Еженедельник «Добрый вечер!» в послед­ нем январском номере рассказал о зауряд­ ной (увы!) истории группового нападения не­ совершеннолетних... девушек на сверстницу с целью ограбления. И т.д. и т. п. ...Рождественские чтения закончились. И снова Россия — вечно загадочная и до боли знакомая. И можно выключать телек и отда­ вать газеты соседке, которая использует их по какому-то иному назначению, кроме за­ нудного чтения. А как посмотришь в окно, жизнь продолжается: день разгорается, сне­ га за ночь по колено насыпало, а детишкам — так по пояс. И они гуляют в сугробах по дороге знаний. И что они найдут на этой до­ роге — вот в чем вопрос... Липецк Александр КОСЯКИН. Москва — Липецк.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz