Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
Ш ИПЕЦКАЯ ш я . г а з е т а 13 февраля 2003 г., № 29 (21907) Рубрику ведет Елена ТАРАВКОВА. Детские глаза — целый мир . Сколько в них всего! Чистая радость, чистая правда , чистая сл е за . Кажется, чего бы н е отдал, мир бы перевернул , только бы не и счезала надолго солнечность из этих глаз. Н о . .. спеш ка , нервы, «взрослые» проблемы . Вот и спровоцируешь и н о й р а з то « м а л е н ь к о е г о р е » , то д а ж е «м аленькую злость». Н е в се гд а достойно тащишь «свою нош у» , н е н а в с е хватает терпения. Потому и не можеш ь постичь, и к л а н я е ш ь с я н и з к о в е л и к о м у п о д в и г у с ам о п о ж е рт в о в а н и я . Почти н е в е р иш ь : возможно ль такое — зная , каково растить детей в одиночку, повторить этот подвиг для девяти(!) чужих мальчишек и девчонок? Образ героини зарисов ки «Вторая мама» — точно мираж в современной Сахаре человеческих взаимоотношений. Но, вглядевшись, можно отыскать и другие почти мираж и доброты, понимания, участия. Их магия помогает и л ед растопить, и «колючку» сделать совсем не колючей... О СОКРОВЕННОМ В Лев -Толстовский район В ален тина Климаненко с тремя детьми переехала из Крас ноярского края лет пят надцать назад. П р и ж и ваться на новом месте ей помогла профессия пова ра-кондитера, навыкам которой она обучила двух сыновей и дочь. А еще звонкий и сильный от природы голос, понравив ш ийся руководителям сельской художественной самодеятельности. Дети выросли, пожа луй, даже слишком быст ро. А ее тянуло к малыш не. И стала она все чаще бывать у соседей. Там под растали сразу девятеро ре бятишек. Укореняясь в средне русской земле, она, сиби рячка, к местным жите лям относилась к а к к близким родственникам. ...Беда пришла в дом соседей в мае прошлого года. От сердечного при ступа умерла соседка Та мара. Недолго после смер ти жены прожил и отец тех девятерых. — Тогда, — рассказы вает Валентина, — многие на похоронах обещали по могать. Но прошло не сколько дней, и никто у них больше не появился, кроме работников органов опеки. Больше всего дети стра шились, что их разлучат, определив в разные детс кие дома. Двум братьям и семи сестричкам хотелось держаться вместе, оста ваться семьей. ...День, когда должны были забирать детей, Ва лентина будет помнить долго. К дому со всего села сошлись люди. Сдержать слезы было невозможно. И вдруг одна из сирот, тезка Валентины, которую в семье считали самой смелой, взоб ралась на крышу деревянной сараюшки и срывающимся И вот жизнь столкнула с чужой трагедией. С чужой? Да эти ребятишки были для нее как свои! И она решилась взять сирот к себе. С новой большой семьей Конечно, не выдержа ла бы семья испытаний буднями, если бы не под держка руководства райо на. Благодаря ему появил ся в доме новый холодиль ник, возле дома выросли два стога пахучего сена... В Лев -Толстовском районе в прошлом году оказались брошенными двенадцать ребятишек. А Валентина Климаненко поступила наоборот. Бро сают "кукуш ки" , а она — мать. И материнское чув ство ведёт ее по жизни. Хочется дать детям то, в чем они больше всего нуж даются, — заботу и уют родного дома. Пошли ей Бог для это го сил. А любви Валенти ны достанет на всех... голосом крикнула : «Если можно, оставьте нас дома!» Все замерли, лишь было слышно, как бьют по мок рым опавшим листьям кап ли дождя. А Валентина ви дела только девочку... Ее муж погиб еще в Крас ноярске. Мы кала вдовью долю с детьми на руках. Ей тогда не было и тридцати, но она решила: родного отца де тям никто не заменит. А по тому отвергала любых уха жеров. Как угадать, права ли была, не права? Повзрослев, дети признались: им так не хватало мужского, отцовско го присутствия в доме... Впрочем, все это уже в про шлом. Она справилась — и за мужа, и за себя. твоя мама, а наша!..» Энергии у Валентины хва тает на всех: на кровных, приемных, на внуков. Взя лась за обустройство осиро тевшего было дома. Ну и, по нятно, рук не покладала, что бы все сыты-одеты были. По лучая детские пособия, тра тит их только вместе с деть ми. В день «получки» заку пают продукты, а на остав шиеся берут что-нибудь вкус ное. Стараются, понятно, от кладывать и на большие по купки. Ребята растут ей помощ никами: ухаживают за теля тами и коровой. Стирку она затевает со старшими девоч ками. Уборку взяли на себя средние. жизнь закружилась колесом и наполнилась особым смыс лом. Шло время. Собствен ные дети удостоили ее почет ного звания бабушки. А по том его подтвердила прием ная дочь Наташа, недавно подарившая Валентине вну ка Сашку. Стала ли она матерью чу жим детям? Признали ли они ее? Вот коротенький рассказ самой Валентины. — Вожусь как-то на ого роде. Слышу голос своего сына — зовет меня к теле фону. Не успела я и шага шагнуть, ка к увидела млад шую Полину. Она уперла ручки в бока и, загоражи вая меня от сводного бра та, заявила: «Это теперь не Наталья АРКАТОВА. МАЛЕНЬКАЯ СМЕНА В ыбывали вдетстве в пионерскомлагере? Еслида, то, наверное, многие вынесли оттуда ощущение радости, дружбы, солнца. К сожалению, сейчас поездку ребенка влагерь может себе позволить далеко не каждая семья даже среднего достатка. А как же дети из больших и малообеспеченныхсемей? Сколько в нашей области ребят из числа беженцев, сколько инвалидов? Почти в каждом классе есть хотя бы один... Проблем много. Над их решениемработают органы социальной защиты. Область помогла таким детямотдохнуть на каникулах в детском санатории «Прометей» ОАО«НЛМК». Вэтой маленькой смене я работала воспитателем отряда. Ихочу рассказать о том, что особенно запало в душу... ...Когда на педсовете пе ред сменой стало известно, что ждут нас не обычные дети, а «дети соцопеки», лица вожатых и воспитате лей вытянулись. Сразу пред ставилось: оборванные, пло хо одетые «гавроши», с си гаретой в р у ка х , смачно сплевывают на пол и мате рятся на весь этаж. — Жди воровства!.. — шепотом прокатилось по залу. — Да , тяж елая будет смена! Такие мысли приходят в голову большинству при сло вах «социальная опека». На пример, ребенок имеет толь ко одного родителя. Это горе. Условия жизни часто не совсем нормальные. Или представьте: три брата, чьим воспитанием занимается только отец (мать умерла), живут в деревне, в почти раз валившемся доме. В моем отряде пятиклашек был ре бенок как раз из такой се мьи. Назову его Коля . В свои десять лет он отличает ся от сверстников. Выше на полголовы, с бойкими гла зами. О таких обычно гово рят — «трудные». И в самом деле: первое знакомство с Колей не предвещало ниче го хорошего, как и его пер вая фраза, сказанная гром ко, при всем отряде: — Не останусь я здесь с этой мелюзгой! Переведите меня от малолеток! Через три часа игр и об щения с отрядом вожатые Леша и Маша в один голос стали убеждать меня, что перевод Коли в другой отряд просто неизбежен. За это время мальчик уже успел подраться со своими соседя ми, не хотел ничего делать и приказным тоном требо вал: устройте меня в стар ший отряд! По части брани тоже не стеснялся. Поверил ли Коля обещаниям, что его переведут, если ему так надо, или нашел друзей среди «ко ротышек», но ультиматумы, наконец, прекратились. Ве чером мы с вожатыми пер вый раз устроили «огонек» с гитарой. Коля перестал но ситься по коридору. Он слу шал и подпевал. Но очередные «сюрпри зы» не заставили себя долго ждать. Пропала шапка. А нашлась в сумке у Коли. Мы не стали его позорить перед всеми. Просто шепнули на ухо, чтобы вернул шапку хо зяину. Нужно было видеть его глаза в этот момент. Он отскочил, как кипятком ош паренный. Видимо, пойман ный с поличным, ожидал со всем другого. А потом начались пере мены. Вдруг Коля взял да и разнял драку между маль чишками из-за апельсина. Виноватого «наказал» деся тью отжиманиями, пригова ривая: — Сегодня один апель син, а завтра у всего отряда утянет апельсины и поотку- сывает. У меня на глазах защи тил девочку из другого от ряда. Господи, думали мы с вожатыми, да какой же он «трудный»-то? Не трудный, а ощетинившийся, ожидаю щий нападения, обид, пото му заранее и принимает бой цовскую стойку. А почув ствовал, что нападения и унижения не будет, и успо коился. Посовещавшись, мы ре шили назначить Колю де журным командиром отря да. В обязанности его вхо дило помогать вожатым , следить за дисциплиной и порядком. Отличительный знак — галстук (у нас он был в клеточку). И еще можно не спать в тихий час. Знаете, с ка ким энтузиазмом Коля взялся за дело! Сначала мы сами подводили его к каким- то действиям: «Ты же сегод ня самый главный, дежур ный, а посмотри, как неров но стоит уличная обувь...» Через несколько минут бо- тинки мальчиков выровня лись по линеике у стенки. Позже он уже никаких под сказок не ждал. Быстро пролетела шести д нев ка . Н а последнем «огоньке», когда все дети после переполненного впе чатлениями дня не могли успокоиться, переговарива лись и смеялись, а я и во жатые ждали тишины, Коля вдруг сам, хотя его дежур ство уже давно закончилось, принялся успокаивать ре бят. Порядок, наконец, вод ворился, «огонек» прошел мило и весело. Пошла по комнатам у к ладывать детей спать и вдруг увидела на кровати рыдаю щего Колю. «Подрался?» — подумала я. Только такие от боли не плачут, особенно на людях. По крайней мере, от физической боли. — Что случилось? В ответ рыдания еще сильнее. — Ну что с тобой? Поднял красное лицо, за литое слезами, говорит: — Я . . . я их успо-каи- иваааю, а они разговарива ют и вас не слушают! К ак они могут, ведь у вас уже горло болит! А они не слу- шаююют... — отворачивает ся к стене и опять ревет. Тут и я чуть не распла калась. Что угодно, но ожи дать такое... от этого отпе того хулигана... Я вышла из палаты. ...На путевках ребят этой смены стояли пометки: «ма- лообеспеч.», «многодет.», «группа риска». На его пу тевке значилось последнее. ... Как ты живешь, Коля? Я знаю, что ты из очень дальнего района области и не сможешь приехать в Ли пецк на встречу отряда (по традиции мы такую встречу назначили, и городские ре бята придут). Но я бы очень хотела тебя увидеть, узнать, как тебе сейчас живется... Настя КОНОПЛЕВА , третьекурсница филологического факультета Липецкого государственного педагогического университета. Б ыл период, когда и в модных журналах вроде «Огонька», и по телевидению, и в разговорах обсуждалась тема отъезда. Во всяком случае, так было в Москве. Понятно, что имеется в виду не поездка в Крым, не командировка, а эмиграция. — Ой, только не надо нас пугать, — ответила нам одна мама. — Вся советская дружба — это сплошная «скорая помощь». То тебя просят срочно достать олив ковое масло для больной мамы, то посидеть с ребён ком, которого не с кем оста вить, то принять гостей все го на недельку... А эти ду шеспасительные разговоры... Здесь люди часами готовы плакаться в жилетку, не счи тая ни своего, ни чужого вре мени... Нет уж , спасибо! Та кой дружбой мы сыты по гор ло. На Западе совершенно по- другому на это смотрят. Там люди встречаются, чтобы действительно получить удо вольствие, приятно провести время. — Ну а если всё-таки за хочется кому-то душу из лить? — поинтересовались мы. Мама на мгновение заду малась, но потом с воодушев лением воскликнула: — А профессиональный психоаналитик? В Америке у каждого нормального че ловека есть свой психоанали тик . Да и вообще — душу изливают день и ночь толь ко в России. Западные люди не могут себе позволить та кую роскошь. Им надо дело делать... Мы и тогда, признаться, чувствовали, что тут что-то не так. «Вроде бы всё логично, — думали мы, — вот только с души почему-то воротит от этой логики». Вы спросите, какое это имеет отношение к детям? Они-то по-прежнему общают- сй, резвятся, играют в свои детские игры... Всё это, ко нечно, так , НО ... Что они видят вокруг? Замороченных взрослых, которые крутятся, мечутся, говорят, что неког да, что время — деньги. И вот что характерно: взрослые воспринимают сегодняшний образ жизни к а к отход от нормы, а для ребёнка, уже не заставшего того «золото го века», по которому его родители ностальгически вздыхают, это и есть норма. Ну, где ты, наш оппонент? Тебе, кажется, снова самое время подать реплику: — Вот и слава Богу, что для наших детей уже не бу дет нормой пустая говориль ня, битьё баклуш. Хватит! Можно ли, будучи в здра вом уме и твёрдой памяти, утверждать, что образ жиз ни целого народа — глупый и бессмысленный? Ладно, если бы так жили только в советский период (хотя и это, между прочим, уже несколь ко поколений). Так нет же! И до революции жили при мерно так. И двести, и трис та лет назад. Часто и подо лгу гостили, любили погово рить, причём поговорить «о самом главном». А самым главным в России испокон веку считались не цены на базаре и не капризы погоды, а вечные, «проклятые» воп росы, на которые нет ответа, но которые вопреки здраво му смыслу одно поколение передаёт другому как пароль. Недаром практически все эмигранты, даже самые бла гополучные и процветающие, вроде бы полностью вписав шиеся в новую жизнь, ж а луются на то, что «не с кем пообщаться, поговорить». Вряд ли эти жалобы следует понимать буквально. Запад ный мир вполне общителен. Там существует масса посо бий, телепередач, курсов, где учат общаться. Даже в наш язык входит термин «тренинг общения». Но дело в том, что поверхностное, светское, лёг ПОСОБИЕ ДЛЯ ТРУДНЫХ РОДИТЕЛЕМ Ш Московскиешшонош, шт вонуанисшмшРоссииУринаМ$Ы1&ЬШАиТатьянаУ/УУ/вМнро^онз/гттцикискот(несусншитиПитатшит, кое общение, принятое на Западе, представляется не полноценным человеку, вы росшему в России. Образ жизни, культурный уклад «записан» в «коллек тивном бессознательном» народа, в его родовой памя ти. Образ жизни — не одеж да, которую можно быстро поменять. Поэтому культур ный уклад с таким трудом поддается даже косметичес ким изменениям. А когда посягают на главное, на ос новы, происходит битва культур. И не на жизнь, а на смерть. История знает мно жество примеров, когда та кая битва оканчивалась тра гическим поражением одной стороны — гибелью целого народа. Чем завершится «ци вилизаторский* эксперимент в России, сказать пока труд но. Может, лучше б его спу стили на тормозах, не дожи даясь конечных результатов? Ибо ничего хорошего они не сулят. В частности для пси хики людей. — Да что вы всё психи кой пугаете? Очень даже по лезно для психики, если дети сызмальства привыкнут эко номить своё время, быть со бранными, практичными, перестанут витать в облаках. Если каждый будет жить сам по себе, то и всем будет луч ше. Вон, на Западе так ж и вут — и общество процвета ет. Допустим, экономически процветает. Но вот с психи кой дело обстоит далеко не так благополучно. Извест ный германский психотера певт Н . Педешкиан, изучаю щий психологические особен ности и психические откло нения, связанные с разно стью культур, отмечает: «У среднеевропейцев и североа мериканцев депрессивное на строение развивается из-за недостатка контактов, изоля ции и нехватки эмоциональ ного тепла... Примерно 57 процентов взрослых в Запад ной Германии — алкоголи ки. Статистика самоубийств — второй наиболее распрос транённой причины смерти — самый заметный показа тель недостатка эмоциональ ной поддержки в обществе изобилия, в государстве все общего благоденствия. В За падной Германии каждый год кончает жизнь самоубий ством 14 тысяч человек — примерно столько же, сколь ко гибнет в дорожных про исшествиях... По наблюде ниям президента Немецкой ассоциации защиты детей профессора Курта Нитша, у 25 процентов всех детей от мечаются серьезные поведен ческие отклонения, а каждый третий ребёнок чувствует себя одиноким, заброшенным и несчастным». А вот что сказано в кни ге популярного американско го врача Д. Добсона: «Увы, временами мне кажется, что наше общество состоит из двухсот миллионов одиноких морских чаек, самодоволь ных и кичливых в своей не зависимости, за которую они платят непомерную цену оди ночества и страха». А ведь это написано о тех странах, где индивидуализм, обособленность — традици- онны. Мало сказать, тради- ционны: это традиционная «добродетель». Что же будет с нами, у которых общин ная, коллективная жизнь, жизнь всем миром — в кро ви? Одна из любимейших русских пословиц: «На миру и смерть красна». Это о чём- то, да говорит! Так что, заботясь о пси хическом здоровье своих де тей, не торопитесь объявлять, на манер нашего воображае мого оппонента, непримири мую борьбу «маниловщине, битью баклуш, пустой гово рильне». Конечно, не надо попустительствовать безде лью, но не надо и забывать о том, что пустые на первый взгляд разговоры и слишком частые, с вашей точки зре ния, встречи с друзьями пол ны глубокого смысла. Даже не вполне понимая роль игры в формировании личности, взрослые всё же признают право ребёнка на игру. Точ но так же у повзрослевшего ребёнка должно быть неотъемлемое право на раз думья, мечты и общение, ибо не учёба, не оценки, не забо ты о хлебе насущном, а имен но это — «бесполезное», «лишнее» — составляет ос нову данного периода жизни. «Так природа захотела»... Не бойтесь, что ваш сын или дочь не успеют подгото виться к жизни. Это и есть самая главная подготовка, разбег, необходимый для пе рехода в юность. Кроме того, у многих людей мысли не только лучше формулируют ся, но и рождаются в диало ге. А главное, в предподрос- тковом и подростковом воз расте круг семьи становится ребёнку тесен, он жаждет са моутверждения, признания уже в более широком соци альном кругу, и разговоры с друзьями дают ему психичес кую опору. Конечно, необхо димо знать, с кем он обща ется, следить, чтоб не попал в дурную компанию, но уж это такие очевидные вещи, что на них не стоит останав ливаться. А если говорить об обра зе жизни в целом, то, как нам кажется, его сейчас надо особенно старательно сохра нять и охранять. Не бойтесь отстать от времени, оно всё равно повлечёт вас за собой, вынуждая больше зарабаты вать деньги и, соответствен но, меньше общаться, мень ше помогать близким, реже ходить в театр и гулять в лесу. Но для психического равновесия — и вашего, и ребёнка, и семьи в целом — очень важно, чтобы это вос принималось не как новая норма, а как временное, вы нужденное отклонение. Нам могут возразить, что, мол, и в рыночном обществе люди мечтают. Только меч ты у них рыночные. И диа пазон широчайший — от «сникерса» до кругосветного путешествия, «мерседеса» и' виллы на Канарских остро вах. Всё бы это ничего, но вот незадача: в русской культу ре, в русской традиции со держание и уровень мечты всегда были иные. И это прочно осело в родовой па мяти. Грёзы о «сникерсе» не нужно подавлять, но па раллельно старайтесь от крывать перед ребёнком другие горизонты. В три-че тыре года мечты о сладос тях и об игрушках вполне нормальны. Но если в де сять-двенадцать лет ребёнок мечтает только об этом, ро дители должны насторо житься. И сколько бы вас ни уверяли, что так и надо, что такие мечты нормаль- ' ны, а всё остальное от лу кавого, — не верьте. У нас другая йорма. Человек, меч тающий исключительно о «сникерсах» , «марсах» и «факсах», в нашей культу ре считается... — как бы это потактичнее выразиться? — ограниченным, что ли. А лучше сказать, к а к есть: эмоционально и интеллекту ально ущербным.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz