Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
2003 г •г МО240 (22118) Театр АРТ появился в Липецке семь лет назад . Он никог д а не боялся экспериментировать, пробуя себя в разных жанрах. Не боялся показаться озадачивающим, чересчур оригинальным, не похожим на остальные. Его создатель — педагог Артем Антонов. Он работает с детьми, молодежью. Однако то, что «артовцы» ставят, как необычно они приду мывают спектакли даж е по классическим произведениям, удивляет и специалистов. Не случайно театр вызвал инте рес не только у липецких зрителей, но и у зарубежных. Итак, театр, не похожий ни на какой другой. Так же , как и его руководитель —Артем Антонов. — Т ы с ч и т а е ш ь с е б я с т а н д а р т н ы м ч е л о в е к о м ? — По кр айн ей м е р е , ничего с у п е р н е о б ы ч н о г о я в с е б е н е вижу. Н о ... «что -то отличало е г о о т толпы п р охож и х . То ли п а р а шют, в ол оч ащ и й ся з а сп ин ой , то ли ч т о -н и б у дь ещ е » . — Т в о и с т а н д а р т н ы е и л и н е с т а н д а р т н ы е с п о с о б ы з а н я т ь с е б я в с в о б о д н о е в р е м я . . . — В от как р а з за н и м аю с е б я в с в о б о д н о е в р ем я оч ен ь обы ч ными с п о с о б а м и . Как г о в о р я т м ои знак омы е , м оя лю бим ая ж ен щ ина — э т о р а б о т а . А так как я в ечно влю бл енны й , т о я п о ст о ян - Тно на р а б о т е . А кусочки с в о б о д но го в р ем ен и я о т д аю л еж анию на д и в а н е , прогулкам с м о е й з а м ечат ел ьн ой , л ю б им ейш ей с о б а кой. — У т е б я с л у ч а й н о н е с п а н и е л ь ? — М и т тел ьш н ауц ер . С обаки п охожи на с в о и х х о з я е в (или н а о б о р о т ) , и у м ен я о н а такая ж е с ер ен ь к а я , к расивая , ум н а я . . . — И с к р о м н а я . . . Артем смеется: — И е щ е за ст ен чи вая ! — У т е б я с т о й к а я л ю б о в ь к ф а у н е ? — А они е с л и о б и д я т , т о т ол ь ко в о т в е т или п о д е л у . Ч его н е ск аж еш ь о лю дях . Правильно г о ворят, что ч ем лучш е у зн а еш ь лю д е й , т ем б о л ьш е нравятся с о б а ки. Но я лю блю и л ю д е й , и с о б а к . И б у д у лю бить в с е г д а . — Т е б я л е г к о и с п у г а т ь ? — Я в о о б щ е о ч е н ь б о ю с ь . С тр ахи ... Они при сущ и каж дом у . А кто говори т , что нич его н е б о ится , з а сл уж и в а е т п р е сл о в у т о го камня. Я о с о з н а ю , что р ан о или п о з д н о в с е п р о и з о й д е т так, как д о лж н о п р о и зо й т и . Я н е с т а р а ю сь д ави ть стр ахи в с е б е , иначе п р о с т о р а з о р в е т , как м а й ск о г о жука, о т п ер еи з бы т к а н егатива . — Г о в о р я т , е с л и п о с м о т р е т ь в л и ц о с в о е м у с т р а х у , о н и с ч е з а е т . Ч т о т ы о б э т о м д у м а е ш ь ? — Я н е у в е р е н . Сколько р а з втаскивал с е б я в к а бин ет с т о м а т оло га , с м о т р е л е м у в гл а за , но н е м о г у ск а зать , что с т р а х п р о ш ел . Каждый р а з я испы тываю м а с с у эк с т р ем а л ь н о г о у д о в о л ь ствия . А в б о л е е крупных м а сш т а б а х я как-то н е ан али зи р о в ал . — Т ы д о в е р я е ш ь п е р в о м у в п е ч а т л е н и ю ? — Н е т о чтобы д о в е р я ю . . . Но о н о м ож е т в с е и спор ти ть . В с п о м и н аю «Г а р р и П о т т е р а » . Т ам были конф етки с р а зными вкуса ми . И вот к огда они п о п р о б о в а ли , т о о д н а бы л а с о вкусом гру ши , а др у гая — уш ной с еры . И вот , е с л и я п р о б ую и м н е п о п а д а е т с я э т а с е р а , т о б о л ьш е н е х о ч ет ся . Хотя м н е говорят , что они р а зны е , д а и ум ом я э т о п они м аю , н о . . . п е р в о е в п еч а т л ен и е о т б и в а е т в с е . Г д е гарантия , что во в т ор ой р а з м н е п о в е з е т ? — Т ы с ч и т а е ш ь с е б я у с п е ш н ы м ч е л о в е к о м ? — Я считаю с е б я ч ел о в ек ом , к о тор ом у оч ен ь п о в е з л о и к ото рый з а св о и 2 7 л е т с ум ел д о б и т ь ся м н о г о го . — Т о е с т ь т ы д о с т и г ц е л е й , к о т о р ы е с т о я л и п е р е д т о б о й п я т ь и л и д е с я т ь л е т н а з а д ? — Ц ел и -т о м ож н о у с о в ерш ен - ст ов ать , усл ож н я ть . . . Как компь ю т ерны е игры. Сначала они были п о п р ощ е , а с о в р е м е н н ы е в ер си и и н т ер е сн ы е , сл ож ны е . Но во м н е н е т о д е р ж и м о с т и ц елью , ф а н а т и зм а . М не нужна в ся э т а р а б о т а дл я т о го , чтобы н е плыть п о т е ч ению . В е р н е е , пусть и п о т е ч е нию , н о с з а х о д о м сю д а , сю д а и сю д а . Против т еч ен ия н е лю блю , э т о п р ой д ен ны й эт ап . —Вернемся к АРТу. Ты по- прежнему швыряешься ботин ками на репетициях? — Ой, д а э т о л е г е н д а для у с тр аш ения м о л о д еж и . . . —Легенда ли? — Ну, е с л и п о м н и ш ь , э т о бы л о в шутку и только на «С ира но». Как видиш ь , я п р ош ел с т е х п ор оч ен ь б ол ьш ой путь, о с т е п е нил ся . С о мн ой п о -п р еж н ем у ин т е р е с н о . Я нич ем н е швыряюсь , только з а б а в н о так ор у . Они уж е зн аю т , ч ем м еня с б и т ь с толку. Я з а в е д у с ь , пытаю сь докричаться , вижу: на з а д н е м п л ан е они так тихон ьк о д в е р и прикрываю т . Я ору , а они получают удовол ь стви е о т п р о и с х о д ящ е г о . —Ты позволяешь себе по работать в театре для отды ха, а кто-то позволяет себе в этом же качестве посмотреть спектакль. — Есть и таки е п остановки . Я с т а р аю с ь д е л а т ь так, чтобы мы с ли , п р иш е дш и е зр и т елю во в р е мя п р о с м о т р а , з а с т а в л я л и е г о е щ е р а з «прогонять» спектакль п о с л е е г о окончания. Вначал е мы зар он и л и к ак о е -т о зерныш к о , а в к онц е о б ъ я с н я ем что к ч ем у . И ок а зы в а ет ся в с е с о в с е м н е так, как д у м а л о с ь вначал е . А ещ е м н е нравится д а т ь в с ем у так о е н а зв а ни е , чтобы зр и т ел ь за д ум а л ся : а п оч ем у так спектакль н а зы вался? — О д н а ж д ы ч е л о в е к , к о т о р о г о м ы о б а о ч е н ь у в а ж а е м , с к а з а л , ч т о н а ш е м у о б щ е с т в у н е х в а т а е т к у л ь т у р ы с о м н е н и я . . . — Хочешь , чтобы п р ок ом м ен ти р ов ал ? Н е лю блю я к омм енти - н о п е р в о е , что приходи т ч ел о в ек ,р а зум ны й о б я - ч ел о в ек ом с о м н е в а ю - . щ им ся . Мне н е нравятся с а м о д о в о л ь н ы е и с а м о у в е р е н н ы е лю ди , которы е начинают поучать. П о эт ом у в т е а т р е мы никогда не н авя зы ваем с в о е г о мн ения , д а е м н еск ольк о в ари ан тов , чтобы ч е л о в ек п о дум ал . —Бывает, что ты жалеешь о сделанном? — С к о р е е , о н е с д е л а н н о м . Вот , н апр им ер , я ж ал ею , что п о с л е д н и е д в а г о д а н е за н и м аю с ь сп о р т ом . Есть вещ и в о зм ож ны е , но о с ущ е с тв и ть их н е получает ся п о р я ду причин , а е с т ь вещ и н е в о зм ож ны е и зн ачальн о . — Чего бы ты хотел сей час? — П ом ещ е н и е дл я т еа т р а . Я считаю , что ч ел о в ек б е з с п е ц о б - р а з о в а н и я , н а о пы т е , лю б ви и эм оц и я х с п о с о б е н д о стич ь г о р а з д о б о л ьш е г о . Наши актеры д а д у т ф о р у в с ем супервы пускникам т е атральных училищ и в у зов по о д ной причине: они и скр енни . И иг раю т т ож е и ск р ен н е . —А ты сам? Сейчас и все гда? — Ну, ты ж е видиш ь , как я с т о б о й о бщ аю с ь . М ож ет быть, и читатели увидят , что в о в с ем , что бы ло ск а з а н о , я ни р а з у н е с о лгал. — А за неискренность ты тоже платишь откровением? — Я ст ар аю сь в с е г д а отдавать п о зи тив . —То есть ты оптимист? — (Со вздохом) Нет. —Ну вот, приехали... — Я н е оп тим и ст . И сп р аш и ваю , сколько жить о с т а л о с ь , в с е - таки у кукушки, а н е у д я тл а . . . Я р е ал и с т . — Интересно, как можно быть реалистом и романтиком одновременно? — Не за бы в а й , я ж е п о г о р о с копу — Б ли зн ецы . Н ас д в о е . Екатерина БЫХАНОВА. На снимке: сцена из спектакля «Соловей». Фото Игоря ВОСТРИКОВА. Н о велл а МАТВЕЕВА Л ю б в и м о е й т ы б о я л с я з р я , - Н е т а к я с т р а ш н о л ю б л ю ! М н е б ы л о д о в о л ь н о в и д е т ь т е б я В с т р е ч а т ь у л ы б к у т в о ю . И е с л и т ы у х о д и л к д р у г о й И л и п р о с т о б ы л н е и з в е с т н о г д е , М н е б ы л о д о в о л ь н о т о г о , _ В и с е л н а г в о з д е . -^-3Г*»„Ч* *У. V- ' * (>" К о г д а ж е , н а ш м и м о л е т н ы й г о с т ь , Т ы у м ч а л с я , н о в о й с у д ь б ы и щ а , М н е б ы л о д о в о л ь н о т о г о , ч т о г в о з д ь О с т а л с я П о с л е п л а щ а . Т е ч е н ь е д н е й , ш е л е с т е н ь е л е т , — Т у м а н , в е т е р и д о ж д ь . . . А в д о м е с о б ы т ь е — с т р а ш н е е н е т : И з с т е н к и в ы р в а л и г в о з д ь ! Т у м а н , и в е т е р , и ш у м д о ж д я . . . Т е ч е н ь е д н е й , ш е л е с т е н ь е л е т . . . М н е б ы л о д о в о л ь н о , ч т о о т г в о з д я О с т а л с я м а л е н ь к и й с л е д . К о г д а ж е и с л е д о т г в о з д я и с ч е з П о д к и с т ь ю с т а р о г о м а л я р а , — М н е б ы л о д о в о л ь н о т о г о , ч т о с л е д Г в о з д я Б ы л в и д е н — в ч е р а . Л ю б в и м о е й т ы б о я л с я з р я , - Н е т а к я с т р а ш н о л ю б л ю ! М н е б ы л о д о в о л ь н о в и д е т ь т е б я . В с т р е ч а т ь у л ы б к у т в о ю ! И в т е п л о м в е т р е л о в и т ь о п я т ь Т о с к р и п о к п л а ч , Т о л и т а в р о в м е д ь . . . А ч т о я с э т о г о б у д у и м е т ь ? Т о г о т е б е — н е п о н я т ь . О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ ...В ПОИСКАХ СМЫСЛА «П о -р а з н о м у с т о и т ч е л о в ек н а б е р е г у р ек и « д о » и « п о сл е » т о г о , как он е е п е р е плыл», — гл а си т н ем ец к а я п о сл ови ц а . Д ругими сл о в ам и , н е т о л ь к о ч е л о в е к п р о и з в о д и т к ак ой -т о п р о дук т , н о и с а м э т о т п р одук т , т о е с т ь с д е л а н н о е , о к а зы в а е т о б р а т н о е в о з д е й с т в и е н а ч ел о в ек а . П р о дукты т р у д а м о гут как в о звы шать, так и униж ать ч е л о в е ка. И о д н а и з з а д а ч л ю б о г о в и д а т ер а п и и зак лю ч а е т ся в т ом , чтобы в овл еч ь ч ел о в ек а в такую д е я т е л ь н о с т ь , р е з у л ь таты т р у д а к о тор ой о к а зы в а ли бы на н е г о в о звы ш аю щ е е и о б л а г о р а ж и в а ю щ е е вли я н и е . Х о р ош о о б э т о м ск а з а л В. Ф ранкл в с в о е й книге «Ч е л о в ек в п о и ск а х смы сла» : «Я н е только п о ст упаю в с о о т в е т ствии с т ем , что я е с т ь , н о и с т а н о в л ю с ь в с о о т в е т с т в и и с т е м , как я п о ст уп аю » . Ч ел о в ек д е л а е т т о , что он д е л а е т , а д е л а е т он т о , что он мы слит . Как мы мы слим , так мы и р а б о т а е м , ж и в ем и л ю б и м . П л о хи е мы сли и х о р о ш и е , н о п л о х о п р о дум ан ны е , вл ек ут з а с о б о й н е у д а ч ны е д е й с т в и я , к оторы е п о о б р а т н ой с в я з и м о г у т п овл еч ь з а с о б о й п л о х и е чув ства — э т о д е п р е с с и я и у н ы н и е , з а н и ж енн а я с а м о о ц е н к а , н е в е р и е в с в о и силы или з л о с т ь и аг р е с с и я , р а з д р аж и т е л ь н о с т ь и н е т е р п и м о с т ь . И з к н и г и : П е т р у ш и н В . И М у з ы к а л ь н а я п с и х о т е р а п и я — М . : Г у м а н и т а р н ы й и з д а т е л ь с к и й ц е н т р В Л А Д О С , 1 9 9 9 КРУПНЫМ ПЛАНОМ СТИХИ И ПЕСНИ ЛЕКАРСТВО от э г о и з м а ...Маша сказала: — Большинство даже не понимает наших отношений. Сразу спрашивают: как де- лить-то всё будете, когда разъедетесь? Мы отвечаем: зачем делить и считаться? Всё достанется той, которая оста нется одна. Она ведь будет са мая несчастная из нас: если переезжать некуда, значит, не вышла замуж... «Всё» — это вещи, кото рые три девушки купили в складчину для своей комна ты в общежитии. Никакой ка зенщины! У них мягкая ме бель, телевизор, музыкаль ный центр. Кто и сколько внес денег? Да кто сколько мог. Недавно купили стираль ную машинку, духовку, раз делочный стол. Но, конечно, благодаря социальной стипен дии. «Двигателем» всех этих приобретений стала Маша: — Хочется, чтобы было, как дома: тепло, чисто и уют но. Мое хобби — это приго товление вкусной и здоровой пищи. Моя мечта — родить ребенка, посвятить ему всю жизнь-, хранит*» домашних* щ очаг. Маша Брыксина учится на факультете педагогики и Пси хологии Липецкого государ ственного педагогического ин ститута. Света Зиброва — на филологическом, заочно, и работает. Ирина Севостьяно- ва — на факультете педаго гики и психологии. * * * Сначала я познакомилась с Машей. . — Наверное, писать обо мне одной скучно, — сказала она. И я поняла: написать только о Маше нельзя. Она постоянно вспоминает в раз говоре своих подруг: Свету и Ирину. Сравнивает себя с ними, говорит об общности взглядов или, наоборот, о том, в чем они не сходятся. У этих молодых симпатич ных девчонок общая беда — проблемы со зрением. Все трудно: даже просто перейти дорогу, сесть в нужный авто бус («пока разглядишь номер, он уже уезжает»)... Но Маша рассказывает об этом с улыб кой: — Не хочу быть зависи мой, не хочу быть кому-то обузой. Стараюсь сама ходить по городу, хотя шлепало по лу жам. Было время — они боя лись города, боялись переме ны обстановки. Это когда только начинали учиться в Липецкой школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Школьные подруги из раз ных районов, они и в интер нате жили в одной комнате. О школе вспоминают тепло, с любовью. Жизнь там кипе ла (впрочем, кипит и сегод ня). Почти сорок кружков, студий, театров! В половине седьмого — зарядка, и попро буй только не приди! Дирек тор по комнатам сам пройдет, посмотрит: нет ли «уклонис тов»? Директора зовут Игорь Батищев. Впечатление такое, что он чуть ли не ночует в школе. Итак, жили и в интернате вместе. Это благодаря Нико лаю Сарычеву, председателю Липецкого областного отделе ния Всероссийского общества слепых, им досталась комна та в общежитии производ ственного объединения «Электроаппарат». Они осва ивали науку уживаться, про щать, поддерживать друг дру га, принимать подруг такими, какие они есть. Допустим, Ирина любит попсу, а Маша ее ненавидит. А Света, та во обще — за русский рок. Ну и что? Никаких конфликтов. Можно ведь слушать музыку в наушниках или выйти в ко ридор, к телевизору. * * * После школы в вузе в пер вое время надо было набрать ся духу, подойти к каждому преподавателю и объяснить, какие сложности еоздает'пжь* п хое зрение в учебе. Не все же сразу догадываются, что зна чит читать только с лупой или вообще различать только кон туры предметов и цвета. Но они вовсе не просили, не жда ли и не хотели никакого снис хождения. Девчонки пишут те же рефераты, те же курсо вые, что и остальные студен ты. Света, чье зрение лучше, ходит вместо подруг в библио теку, начитывает им книги на диктофон, пишет. — Света делает это, пере напрягая свои глаза. Но де лает. А я занимаюсь тем, что мне по силам: стираю, готов лю на всех, — говорит Маша. Труднее всего Ире. Она слепая. Очень болят глаза, капли надо закапывать бук вально по часам. Забудешь, пропустишь срок — катастро фа. Как-то Света мне сказала: — Если бы не девчонки, я была бы другой. Мне легко все давалось в школе. Хоте лось быть номером первым. И получалось. Девчонки меня спасли от эгоизма и само влюбленности. Честное слово, это не пафос, не фраза, это правда... — Тебе это далось не сра зу? — Конечно. И снова Маша: — Иринка была инициа тором, чтобы мы все поступи ли в вуз. Она, наверное, и Свету натолкнула на мысль, как это очень важно именно таким, как мы. — А было трудно? — Ну как тут ответить? Батищев меня вот тоже спра шивал: трудно ли тебе? Зна ешь, он очень заботится о вы пускниках интерната. Когда Света «срезалась» в институ те на сочинении, Игорь Ива нович сделал все, чтобы она не потеряла время. И девуш ка поступила в Усманский пе дагогический колледж. Окон чила его с красным дипло мом. Вообще и мне, и девчон кам повезло. У меня есть до рогие мне люди, которые ря дом в любую минуту, хорошо мне или плохо. Останься я одна, была бы другим чело веком. Более слабым, навер ное. Просто здорово, что они у меня есть. Иринка, между прочим, непоседа, попрыгать любит под свою попсу по комнате — вся такая порхающая. Но есть свои правила для слепых. Вот у нас мебель расставлена по стенам, углам, а середина сво бодна. И еще: каждая, тем более какая-нибудь малень кая, вещь должна быть толь ко на своем месте. Организации быта, ориен- тировке в пространстве их учцли в- щколе. Там даже предмет такой есть в распи сании. м.... * * * У Маши нет родителей — только старшая сестра, кото рая очень много для нее сде лала. Маша рассказывает, что стала ездить к Иринке в гос ти и очень подружилась с ее домашними. — Они ко мне привяза лись, я к ним... * * * Есть для незрячих и сла бовидящих людей аудиокни ги, или, как их для простоты называют, «говорящие» кни ги. Тексты начитаны на аудиокассеты лучшими дик торами, хорошими актерами. Скорость очень маленькая, поэтому — специальные плей еры, японские. Девчонки уже в школе привыкли слушать все это в наушниках, чтобы другим не мешать. Но боль шая часть литературы, кото рая нам с вами доступна, для слепых отсутствует. Даже иные учебники. Тем более ин ститутские. Там все надо за писывать на диктофон. Ког да Ирина пробовала конспек тировать лекции рельефно-то чечным шрифтом по Брайлю, стук о специальный металли ческий прибор мешал студен там и преподавателю. Психологически это тяже ло, когда приходится сооб щать окружающим^ о своих сложностях. Но сейчас уже группа привыкла. И если но вый преподаватель нечаянно скажет что-то не то, сделает невпопад кому-то из них за мечание, полгруппы возму тится: «Не трогайте ее!» А вообще незрячий чело век многое умеет. Ирина, на пример, вяжет. Может свя зать полкофты за вечер. Кста ти, девушки взялись за на домную работу при предпри ятии общества слепых «Элек троаппарат» — он рядом. Клеят папки. А до этого вяза ли хозяйственные сетки. * * * О заветном. Света Зиброва все школьные годы занима лась у замечательного педаго га и художника Вячеслава Канищева в творческой мас терской изобразительного ис кусства «Вдохновение». У нее такие красивые рисунки аква релью и гуашью! («Вячеслав Михайлович нас научил сво боде творчества, научил видеть мир таким, каким мы его не видели раньше, — например, елка может быть не только зе леной!»). Света участвовала во многих выставках: и в Моск ве, и даже в Бельгии, во Фран ции! Сейчас решила сделать мини-репродукцию картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». Кроме того, Игорь Бати щев принял ее на должность вожатой. Давай, говорит, со здавай школьное самоуправле ние. Она зарылась в литера туру, появились идеи, которые ей страшно хочется осуще ствить. Светлане дано понимать детей. А они ее понимают. Подруги утверждают, что она живет в игре. Фантазия у нее всем на зависть, пишет стихи, особенно для школьных праз дников. ...Они действительно очень разные. Маша умеет находить общий язык с любым собесед ником, любого может заинте ресовать. Ирина хорошо раз бираться в психологии людей, может угадать причину того или иного поступка. В общем, каждая по-своему прирожден ный педагог. И все-таки рабо ту им найти будет нелегко. У Ирины первая группа инва лидности — нерабочая. Но ни слово «инвалид», ни одной жалобы на свою участь я от них не услышала. * * * Их общежитие стоит на возвышении. К зданию ведет дорога со специальными пери лами. Из окна видны деревья: сейчас уже черные, зимние. И университет недалеко. * * * Представьте: пока я писа ла этот материал, девчонки выдали замуж Ирину. С Сер геем она познакомилась в уни верситете, когда тот приходил к кому-то из друзей. Со зре нием у Ириного мужа все в по рядке, он помогает ей, сопро вождает повсюду. Теперь девчонки, Маша и Света, живут вдвоем. Анастасия КОНОПЛЁВА. На фото Анатолия ЕВСТРОПОВА: Маша, Ирина и Светлана. ИЗ ЗАМЕТОК МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПРО ЗЕМЛЮ, ПРО ВОЛЮ и Ставший привычным рефрен: молодежь далека от политики. Молодежь не ломает голову о судьбе России, она занята только собою, хочет зарабатывать бабки и полу чать удовольствие... Всякие размашистые обобщения, как и сравнения, хромают. По рою на обе ноги. Во всяком случае, автор предлагаемой публикации, пожалуй, не со всем привычной для «Ступеней», к нераз мышляющим о высоких материях любите лям кайфовой жизни не относится. Ни как человек, ни как молодой исследователь- историк. Заметим: его интерес к крестьянс кой проблеме на Руси обусловлен обстоя тельствами: выбрал, мол, для изучения эту тему, вот и занимаюсь ею, никуда не д е нешься. Он, действительно, пытается понять, что же с нами, со страной, с ее кормильца ми происходит и почему —понять, прежде всего, для самого себя, поскольку испыты вает и тревогу, и боль, и обиду за участь того, кто сеет, убирает... П о л о ж е н и е с о в р е м е н н о й р о с с и й с к о й д е р е в н и — т е м а и з би т а я . О д е р е в н е н а п и с а н о м н о го, ж и зн ь крестьянина п р о ан ал и з и р о в а н а в д о л ь и п о п ер ёк . Тут вам и эк о н ом и ч е ск и е п ер сп ек ти вы, и р е тр о сп ек ти вны й а н а л и з — в о б щ е м , м а т е р и а л н а л ю б о й вкус . О дни ав торы на ч ём с в е т с т о и т ругаю т к ом м ун и с т о в , д е с кать, з а 7 0 л е т р а зв а л и л и т о , что с о з д а в а л о с ь в ек ам и . Д р у г и е н е д о в ол ь ны п олитикой с о в р е м е н ных р е ф о р м а т о р о в . Тр етьи у д а ряю тся в н о ст ал ь гию п о « з о л о т ом у веку» р о с с и й с к о г о к р е с т ь ян с тв а , о бы ч н о с в я зы в а ем о г о с и м е н е м С толы пина л и б о , на ху д о й к он ец , с н э п о м . Я как ч е л о век , п олучивш ий и с т о р и ч е с к о е о б р а з о в а н и е , н е м о г у о тк а з а ть с е б е в у д о в о л ь с т в и и п о р а с с у ж д а т ь о п р ош лом , н а с т о ящ ем и б у д у щ е м р о с с и й с к о г о к р е с т ь я н ств а . . . .З а к о н ч и л и с ь б е з з а б о т н ы е годы с т у д е н ч е с к о й ж и зн и . И вот я, м о л о д о й с п е ц и а л и с т с п е д а г о ги ч е ск и м о б р а з о в а н и е м , о т п р авл яю сь на п ои ск и р а б о ты , по понятным причинам — в с е л е . З а о к н о м а в т о м о б и л я п р о л е т а ю т поля , п ол о сы л е с о н а с а ж д е н и й — о д н о о б р а з н ы й , н о н е о б ъ я с н и м о р о д н о й п е й з а ж . К ра сив ая у н а с зем л я ! Н аконец в ъ е зж а ем в с е л о . Д о р о г а на у д и в л е н и е н еп л о х а я , хотя и грун т о в а я . В с м ы с л е — п р о е х а т ь м о ж н о н е т о л ь к о на т р а к т о р е . О с т а н а в л и в а е м с я у кр айн его д о м а , на л а в о ч к е— три старуш ки . К уда ж е в д е р е в н е б е з них? Вы хожу и з маш ины . В о з д у х ч и с ты й , ч а б р е ц о м п а х н е т так, что г о л о в а кружится . — Т е б е ч е г о , сы нок? — в о т в е т н а м о ё « зд р а в с т в у й т е » ин т е р е с у е т с я о д н а и з них , в и д и м о , с а м а я о бщ и т ел ь н а я . — Мне бы у зн ать , г д е школа, р а б о т а ть б у д у у в а с учи т ел ем . — Д а , ш кола у н а с з д е с ь н е д а л ё к о . . . — п е р е б и в а я д р у г д р у га, с о ск у ч и вш и е с я б е з р а з г о в о р ов п ен с и о н ер к и ж ив о н а б р о с а ли м арш р ут , п о д р о б н о оп и с а л и каждый м е т р пути . При э т о м они е щ е у с п е л и п о с о ч у в с т в о в а т ь м н е , что вы брал я н ел е г к о е д е л о , и п р о б л е м ж и зн ен ны х у м ен я б у д е т хоть от бавл яй . К о гд а -т о с е л о бы л о з аж и т о ч н о е , б ол ьш а я ж и в о тн о в о дч е ск а я ф е р м а . А ск ол ь ко д е т е й у ч и л о сь в ш коле ! С е й ч а с и половины н е т . . . — Д а что т ам г о вор и ть , м о л о д ё ж ь б еж и т в г о р о д , б р о с а е т с в о и х с т ар ик ов , а кто о с т а ё т с я — сп и в а е т с я , — заклю чила с ам а я о бщ и т ел ь н а я . И в от я у с т р ем л я ю с ь п о о б о зн а ч ен н ом у м арш р ут у . У глубив ш и сь в с е л о , п он им аю , что с т а рушки н ич его н е п р еу в ел и ч ил и . Руины на главной ул и ц е . Как п о с л е б о м б ё ж к и . О б в е т ш а в ш и е д о м а , п у сты е дыры в м е с т о окон . По правую с т о р о н у о т д о р о г и — о с т о вы о т сл уж и вш е й с в о й в ек з ем л е д е л ь ч е с к о й техники . И вот, н а к о н е ц , ц е л ь м о е г о п у т е ш е ствия — школа . В о бщ ем , обычный сельский п ей з аж начала т р е т ь е го ты сяч е летия . П роехав п о зж е д е с я т о к с ё л и д е р е в е н ь , у б ед и л ся : жить там мож но , но т р у дн о с т ей у р о с с и й с кого крестьянства выше крыши. И главная и з них — о т су т стви е с т а ДЕРЕВЕНСКИМ ЛАНДШАФТ бильного , д о с т о й н о г о зар а б о тк а . А пока мужик б е д е н , Р о с сию н е в о зр о диш ь , сколько ни тужься. Д а в н ы м - д а в н о с л о ж и л о с ь п р е д с т а в л е н и е о р у с ск ом к р е с тьянин е , как о ч ел о в ек е , ч р е звы ч а й н о р а б о т я щ е м , л ю б я щ е м с в ою з е м л ю и с в о й т р у д на н ей . Э т о п р е д с т а в л е н и е в ер н о и п о ныне . О бщ а я с ь с лю дьм и , я п о нял: к р е с т ь я н е хотят р а б о т а т ь в с в о ё м р о д н о м с е л е , а у е зж аю т на з а р а б о т к и в г о р о д или с п и в а ю тся о т б е зы с х о д н о с т и . Н ель зя отриц ать , что у р о в е н ь б е з р а б о тицы с т а б и л ь н о п р о д о л ж а е т д а вать пр оц ен ты р о с т а . И н е п о т о му , что на с е л е с о в с е м н е т д е л а . П р о с т о ни зкий у р о в е н ь оплаты т р у д а . Идти на р а б о т у в р о д н о й к ол х о з к р естьянину о с о б о г о р е з о н а н ет . З а р п л а т а т ам г о р а з д о ниж е г о р о д с к о й . П о эт ом у м н о ги е п р е дп оч и т аю т вкалывать на с е б я . А в е д ь е щ е Столы пин , ко т о р о г о т е п е р ь так лю б я т в с п о минать, говорил: «Н ельзя ставить п р е г р а д у крестьянину , . . .н е о б х о д и м о д а т ь е м у в о зм ож н о с т ь с в о б о д н о т р у ди т ь ся , б о г а т е т ь , р а с п оряж ать ся с в о е й с о б с т в е н н о с тью и и з б а в и т ь е г о о т кабалы » . Прав был П ётр Аркадьевич : е с л и р е а л ь н о п ом оч ь н ел ь зя , т о хоть н е м еш а й т е , р у сск и й мужик с а м р а з б е р ё т с я , что д л я н е г о х о р о ш о , а что п лохо . Н екоторы е свя зы ваю т б о л ь ш и е н адеж ды с п ер е д а ч ей в ч аст ную со б с т в ен н о с т ь с ел ь ск о х о зя й ственных з ем е л ь . Якобь^потекут .тогда в д е р е в ню инвестиции н е скончаемым потоком , и заж ив ёт р о с си й ск и й крестьянин н е хуж е ев р оп ей ск о го . Но я м ал о в ерю в эт о . В спом нили сь м н е сл о в а о д ного колхозного м ехани затора , ко торый р е з о н н о зам етил : «Чтобы кормиться от з ем л и , н а д о е ё в о з делы вать м ал о , как о г о р о д , или много , сотни гектаров , т о г д а при быль б у д е т с количества , с о б о рот а . А дл я б ол ьш их п л ощ а д ей нужна техника. Её нет . С о с т ар ой лучше н е связываться — бол ьш е на р ем он т потратишь . А для п о купки новой н а д о брать б ол ьш и е кредиты . А для кр едитов т р е б у ет ся гарантия». И д а ж е е с л и е с т ь в о з м о ж н о с т ь к р е д и т в зя ть , н а р о д н е сп еш и т . Н еохот а е щ ё в о д и н д о л г з а л е з а т ь . Н е р а с п л а т и ш ь с я — п о с л е д н е е отним ут , так говорят . К ром е т о го , был уж е в Р о с си и опыт б е з в о з м е з д н о й р а з д а чи з ем л и . Горькие уроки п р ош л о го учат: и зм е н е н и е ф ормы с о б ств енн о сти на з ем лю , п е р е х о д е ё в ч а стн о е в л а д ен и е — э т о д а ж е н е п оловин а , а лишь тр еть д е л а . Тот ж е Столыпин р а здвин ул к р е стьянски е н аделы в т е с н о й е в р о п ейской части страны , п о звал м у жика на просторы С ибири и Д ал ь н е го В о с ток а ставить с о б с т в е н ные хутора . П оверили . Тронулись с насиженных м е с т . И ск ор о б о л ь ш ин ство п е р е с е л е н ц е в , потеряв в с ё , п окатилось н а з а д . П оч ем у? Д а в з е м л ю в частную с о б с т в е н н о сть , великий р е ф о р м а т о р н е о б е с п е ч и л о т х о д н и к о в в т о р о й о п о р о й — д о ст а точ ны м с т а р т о вым капиталом , чтобы на н овом м е с т е м ож н о бы ло пустить кор ни. При в с ё м уваж ении к П етру Аркадьевичу , с т о р а з правы е г о критики: «Какую б о л е е высокую п р о и зв о д и т ел ь н о с т ь и агрокуль туру м ог с о з д а т ь новый в л а д е л е ц хутор а или о т р у б а на с в о и х д е сятинах , зач а ст ую б е з п аст бищ , в о ды , д о р о г и и , к о н еч н о , б е з с т ар т о в о г о капитала?». О твет п о нятен — никакую! П ов ернув г ол ов у н а з а д , в п е р ё д н е х о д я т . О днак о н е м е н е е в ер н о и т о , что, н е о смы сли в бы л о е , толк ом н ел ь зя оц ен и т ь ни п р о и с х о д я щ е е с е й ч а с , ни , т ем б о л е е , п р ори сов ать хотя бы в о б щих ч ер т а х п ер сп ективы . П о э т о м у у р о к и и с т о р и и з а б ы в а т ь н ел ь зя . Н е о б х о д и м о их а н а л и зи ровать , вы деляя н а и б о л е е с у щ е ств енны е п одходы , по зв оляющ и е р еш ать п о х ож и е п р о б л ем ы в и з м ени вш и х ся и с т ор и ч е ск и х у с л о виях. П р о ст о п ер епи сы в а т ь в н о вы е законы с л о в о в с л о в о т о , что бы л о р а ц и о н а л ь н о г о во в р ем я п р еды д ущ и х попыток — д е л о пу с т о е . В зйта , м ож е т быть, лишь с ам а я суть п о д х о д о в к р еш ен ию к р естьян ск о го в о п р о с а . П р е д л а г а е т с я м н о ж е с т в о др у ги х и н т ер е сны х р еш ен и й а г р ар н ой п р о б л ем ы . О б с уж д а т ь их б е с см ы с л е н н о , и стория с а м а в с ё р а с с у д и т . А я в се -таки у т в е р д и л ся в главном — к расивая у н а с з е м л я , х о р о ш и е , о т зы в ч и в ы е л ю д и ! А р а б о т а т ь в с е л ь с к о й ш к оле я в с е ж е о с т а л с я . . . А н д р е й А Л Т У Х О В , а с п и р а н т Л Г П У .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz