Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

2003 г •г МО240 (22118) Театр АРТ появился в Липецке семь лет назад . Он никог­ д а не боялся экспериментировать, пробуя себя в разных жанрах. Не боялся показаться озадачивающим, чересчур оригинальным, не похожим на остальные. Его создатель — педагог Артем Антонов. Он работает с детьми, молодежью. Однако то, что «артовцы» ставят, как необычно они приду­ мывают спектакли даж е по классическим произведениям, удивляет и специалистов. Не случайно театр вызвал инте­ рес не только у липецких зрителей, но и у зарубежных. Итак, театр, не похожий ни на какой другой. Так же , как и его руководитель —Артем Антонов. — Т ы с ч и т а е ш ь с е б я с т а н ­ д а р т н ы м ч е л о в е к о м ? — По кр айн ей м е р е , ничего с у п е р н е о б ы ч н о г о я в с е б е н е вижу. Н о ... «что -то отличало е г о о т толпы п р охож и х . То ли п а р а ­ шют, в ол оч ащ и й ся з а сп ин ой , то ли ч т о -н и б у дь ещ е » . — Т в о и с т а н д а р т н ы е и л и н е с т а н д а р т н ы е с п о с о б ы з а ­ н я т ь с е б я в с в о б о д н о е в р е ­ м я . . . — В от как р а з за н и м аю с е б я в с в о б о д н о е в р ем я оч ен ь обы ч ­ ными с п о с о б а м и . Как г о в о р я т м ои знак омы е , м оя лю бим ая ж ен ­ щ ина — э т о р а б о т а . А так как я в ечно влю бл енны й , т о я п о ст о ян - Тно на р а б о т е . А кусочки с в о б о д ­ но го в р ем ен и я о т д аю л еж анию на д и в а н е , прогулкам с м о е й з а ­ м ечат ел ьн ой , л ю б им ейш ей с о б а ­ кой. — У т е б я с л у ч а й н о н е с п а ­ н и е л ь ? — М и т тел ьш н ауц ер . С обаки п охожи на с в о и х х о з я е в (или н а ­ о б о р о т ) , и у м ен я о н а такая ж е с ер ен ь к а я , к расивая , ум н а я . . . — И с к р о м н а я . . . Артем смеется: — И е щ е за ст ен чи вая ! — У т е б я с т о й к а я л ю б о в ь к ф а у н е ? — А они е с л и о б и д я т , т о т ол ь ­ ко в о т в е т или п о д е л у . Ч его н е ск аж еш ь о лю дях . Правильно г о ­ ворят, что ч ем лучш е у зн а еш ь лю ­ д е й , т ем б о л ьш е нравятся с о б а ­ ки. Но я лю блю и л ю д е й , и с о б а к . И б у д у лю бить в с е г д а . — Т е б я л е г к о и с п у г а т ь ? — Я в о о б щ е о ч е н ь б о ю с ь . С тр ахи ... Они при сущ и каж дом у . А кто говори т , что нич его н е б о ­ ится , з а сл уж и в а е т п р е сл о в у т о го камня. Я о с о з н а ю , что р ан о или п о з д н о в с е п р о и з о й д е т так, как д о лж н о п р о и зо й т и . Я н е с т а р а ­ ю сь д ави ть стр ахи в с е б е , иначе п р о с т о р а з о р в е т , как м а й ск о г о жука, о т п ер еи з бы т к а н егатива . — Г о в о р я т , е с л и п о с м о т ­ р е т ь в л и ц о с в о е м у с т р а х у , о н и с ч е з а е т . Ч т о т ы о б э т о м д у ­ м а е ш ь ? — Я н е у в е р е н . Сколько р а з втаскивал с е б я в к а бин ет с т о м а ­ т оло га , с м о т р е л е м у в гл а за , но н е м о г у ск а зать , что с т р а х п р о ­ ш ел . Каждый р а з я испы тываю м а с с у эк с т р ем а л ь н о г о у д о в о л ь ­ ствия . А в б о л е е крупных м а сш ­ т а б а х я как-то н е ан али зи р о в ал . — Т ы д о в е р я е ш ь п е р в о м у в п е ч а т л е н и ю ? — Н е т о чтобы д о в е р я ю . . . Но о н о м ож е т в с е и спор ти ть . В с п о ­ м и н аю «Г а р р и П о т т е р а » . Т ам были конф етки с р а зными вкуса ­ ми . И вот к огда они п о п р о б о в а ­ ли , т о о д н а бы л а с о вкусом гру ­ ши , а др у гая — уш ной с еры . И вот , е с л и я п р о б ую и м н е п о п а ­ д а е т с я э т а с е р а , т о б о л ьш е н е х о ­ ч ет ся . Хотя м н е говорят , что они р а зны е , д а и ум ом я э т о п они ­ м аю , н о . . . п е р в о е в п еч а т л ен и е о т б и в а е т в с е . Г д е гарантия , что во в т ор ой р а з м н е п о в е з е т ? — Т ы с ч и т а е ш ь с е б я у с ­ п е ш н ы м ч е л о в е к о м ? — Я считаю с е б я ч ел о в ек ом , к о тор ом у оч ен ь п о в е з л о и к ото ­ рый з а св о и 2 7 л е т с ум ел д о б и т ь ­ ся м н о г о го . — Т о е с т ь т ы д о с т и г ц е л е й , к о т о р ы е с т о я л и п е р е д т о б о й п я т ь и л и д е с я т ь л е т н а з а д ? — Ц ел и -т о м ож н о у с о в ерш ен - ст ов ать , усл ож н я ть . . . Как компь ­ ю т ерны е игры. Сначала они были п о п р ощ е , а с о в р е м е н н ы е в ер си и и н т ер е сн ы е , сл ож ны е . Но во м н е н е т о д е р ж и м о с т и ц елью , ф а н а ­ т и зм а . М не нужна в ся э т а р а б о т а дл я т о го , чтобы н е плыть п о т е ­ ч ению . В е р н е е , пусть и п о т е ч е ­ нию , н о с з а х о д о м сю д а , сю д а и сю д а . Против т еч ен ия н е лю блю , э т о п р ой д ен ны й эт ап . —Вернемся к АРТу. Ты по- прежнему швыряешься ботин­ ками на репетициях? — Ой, д а э т о л е г е н д а для у с ­ тр аш ения м о л о д еж и . . . —Легенда ли? — Ну, е с л и п о м н и ш ь , э т о бы л о в шутку и только на «С ира ­ но». Как видиш ь , я п р ош ел с т е х п ор оч ен ь б ол ьш ой путь, о с т е п е ­ нил ся . С о мн ой п о -п р еж н ем у ин ­ т е р е с н о . Я нич ем н е швыряюсь , только з а б а в н о так ор у . Они уж е зн аю т , ч ем м еня с б и т ь с толку. Я з а в е д у с ь , пытаю сь докричаться , вижу: на з а д н е м п л ан е они так тихон ьк о д в е р и прикрываю т . Я ору , а они получают удовол ь стви е о т п р о и с х о д ящ е г о . —Ты позволяешь себе по­ работать в театре для отды­ ха, а кто-то позволяет себе в этом же качестве посмотреть спектакль. — Есть и таки е п остановки . Я с т а р аю с ь д е л а т ь так, чтобы мы с ­ ли , п р иш е дш и е зр и т елю во в р е ­ мя п р о с м о т р а , з а с т а в л я л и е г о е щ е р а з «прогонять» спектакль п о с л е е г о окончания. Вначал е мы зар он и л и к ак о е -т о зерныш к о , а в к онц е о б ъ я с н я ем что к ч ем у . И ок а зы в а ет ся в с е с о в с е м н е так, как д у м а л о с ь вначал е . А ещ е м н е нравится д а т ь в с ем у так о е н а зв а ­ ни е , чтобы зр и т ел ь за д ум а л ся : а п оч ем у так спектакль н а зы вался? — О д н а ж д ы ч е л о в е к , к о т о ­ р о г о м ы о б а о ч е н ь у в а ж а е м , с к а з а л , ч т о н а ш е м у о б щ е с т в у н е х в а т а е т к у л ь т у р ы с о м н е ­ н и я . . . — Хочешь , чтобы п р ок ом м ен ­ ти р ов ал ? Н е лю блю я к омм енти - н о п е р в о е , что приходи т ч ел о в ек ,р а зум ны й о б я - ч ел о в ек ом с о м н е в а ю - . щ им ся . Мне н е нравятся с а м о ­ д о в о л ь н ы е и с а м о у в е р е н н ы е лю ди , которы е начинают поучать. П о эт ом у в т е а т р е мы никогда не н авя зы ваем с в о е г о мн ения , д а е м н еск ольк о в ари ан тов , чтобы ч е ­ л о в ек п о дум ал . —Бывает, что ты жалеешь о сделанном? — С к о р е е , о н е с д е л а н н о м . Вот , н апр им ер , я ж ал ею , что п о с ­ л е д н и е д в а г о д а н е за н и м аю с ь сп о р т ом . Есть вещ и в о зм ож ны е , но о с ущ е с тв и ть их н е получает ся п о р я ду причин , а е с т ь вещ и н е ­ в о зм ож ны е и зн ачальн о . — Чего бы ты хотел сей ­ час? — П ом ещ е н и е дл я т еа т р а . Я считаю , что ч ел о в ек б е з с п е ц о б - р а з о в а н и я , н а о пы т е , лю б ви и эм оц и я х с п о с о б е н д о стич ь г о р а з ­ д о б о л ьш е г о . Наши актеры д а д у т ф о р у в с ем супервы пускникам т е ­ атральных училищ и в у зов по о д ­ ной причине: они и скр енни . И иг­ раю т т ож е и ск р ен н е . —А ты сам? Сейчас и все ­ гда? — Ну, ты ж е видиш ь , как я с т о б о й о бщ аю с ь . М ож ет быть, и читатели увидят , что в о в с ем , что бы ло ск а з а н о , я ни р а з у н е с о ­ лгал. — А за неискренность ты тоже платишь откровением? — Я ст ар аю сь в с е г д а отдавать п о зи тив . —То есть ты оптимист? — (Со вздохом) Нет. —Ну вот, приехали... — Я н е оп тим и ст . И сп р аш и ­ ваю , сколько жить о с т а л о с ь , в с е - таки у кукушки, а н е у д я тл а . . . Я р е ал и с т . — Интересно, как можно быть реалистом и романтиком одновременно? — Не за бы в а й , я ж е п о г о р о с ­ копу — Б ли зн ецы . Н ас д в о е . Екатерина БЫХАНОВА. На снимке: сцена из спектакля «Соловей». Фото Игоря ВОСТРИКОВА. Н о велл а МАТВЕЕВА Л ю б в и м о е й т ы б о я л с я з р я , - Н е т а к я с т р а ш н о л ю б л ю ! М н е б ы л о д о в о л ь н о в и д е т ь т е б я В с т р е ч а т ь у л ы б к у т в о ю . И е с л и т ы у х о д и л к д р у г о й И л и п р о с т о б ы л н е и з в е с т н о г д е , М н е б ы л о д о в о л ь н о т о г о , _ В и с е л н а г в о з д е . -^-3Г*»„Ч* *У. V- ' * (>" К о г д а ж е , н а ш м и м о л е т н ы й г о с т ь , Т ы у м ч а л с я , н о в о й с у д ь б ы и щ а , М н е б ы л о д о в о л ь н о т о г о , ч т о г в о з д ь О с т а л с я П о с л е п л а щ а . Т е ч е н ь е д н е й , ш е л е с т е н ь е л е т , — Т у м а н , в е т е р и д о ж д ь . . . А в д о м е с о б ы т ь е — с т р а ш н е е н е т : И з с т е н к и в ы р в а л и г в о з д ь ! Т у м а н , и в е т е р , и ш у м д о ж д я . . . Т е ч е н ь е д н е й , ш е л е с т е н ь е л е т . . . М н е б ы л о д о в о л ь н о , ч т о о т г в о з д я О с т а л с я м а л е н ь к и й с л е д . К о г д а ж е и с л е д о т г в о з д я и с ч е з П о д к и с т ь ю с т а р о г о м а л я р а , — М н е б ы л о д о в о л ь н о т о г о , ч т о с л е д Г в о з д я Б ы л в и д е н — в ч е р а . Л ю б в и м о е й т ы б о я л с я з р я , - Н е т а к я с т р а ш н о л ю б л ю ! М н е б ы л о д о в о л ь н о в и д е т ь т е б я . В с т р е ч а т ь у л ы б к у т в о ю ! И в т е п л о м в е т р е л о в и т ь о п я т ь Т о с к р и п о к п л а ч , Т о л и т а в р о в м е д ь . . . А ч т о я с э т о г о б у д у и м е т ь ? Т о г о т е б е — н е п о н я т ь . О ТАЛАНТЕ И СПОСОБНОСТЯХ ...В ПОИСКАХ СМЫСЛА «П о -р а з н о м у с т о и т ч е л о ­ в ек н а б е р е г у р ек и « д о » и « п о сл е » т о г о , как он е е п е р е ­ плыл», — гл а си т н ем ец к а я п о ­ сл ови ц а . Д ругими сл о в ам и , н е т о л ь к о ч е л о в е к п р о и з в о д и т к ак ой -т о п р о дук т , н о и с а м э т о т п р одук т , т о е с т ь с д е л а н ­ н о е , о к а зы в а е т о б р а т н о е в о з ­ д е й с т в и е н а ч ел о в ек а . П р о ­ дукты т р у д а м о гут как в о звы ­ шать, так и униж ать ч е л о в е ­ ка. И о д н а и з з а д а ч л ю б о г о в и д а т ер а п и и зак лю ч а е т ся в т ом , чтобы в овл еч ь ч ел о в ек а в такую д е я т е л ь н о с т ь , р е з у л ь ­ таты т р у д а к о тор ой о к а зы в а ­ ли бы на н е г о в о звы ш аю щ е е и о б л а г о р а ж и в а ю щ е е вли я ­ н и е . Х о р ош о о б э т о м ск а з а л В. Ф ранкл в с в о е й книге «Ч е ­ л о в ек в п о и ск а х смы сла» : «Я н е только п о ст упаю в с о о т в е т ­ ствии с т ем , что я е с т ь , н о и с т а н о в л ю с ь в с о о т в е т с т в и и с т е м , как я п о ст уп аю » . Ч ел о в ек д е л а е т т о , что он д е л а е т , а д е л а е т он т о , что он мы слит . Как мы мы слим , так мы и р а б о т а е м , ж и в ем и л ю ­ б и м . П л о хи е мы сли и х о р о ­ ш и е , н о п л о х о п р о дум ан ны е , вл ек ут з а с о б о й н е у д а ч ны е д е й с т в и я , к оторы е п о о б р а т ­ н ой с в я з и м о г у т п овл еч ь з а с о б о й п л о х и е чув ства — э т о д е п р е с с и я и у н ы н и е , з а н и ­ ж енн а я с а м о о ц е н к а , н е в е р и е в с в о и силы или з л о с т ь и аг р е с с и я , р а з д р аж и т е л ь н о с т ь и н е т е р п и м о с т ь . И з к н и г и : П е т р у ш и н В . И М у з ы к а л ь н а я п с и х о т е р а ­ п и я — М . : Г у м а н и т а р н ы й и з д а т е л ь с к и й ц е н т р В Л А Д О С , 1 9 9 9 КРУПНЫМ ПЛАНОМ СТИХИ И ПЕСНИ ЛЕКАРСТВО от э г о и з м а ...Маша сказала: — Большинство даже не понимает наших отношений. Сразу спрашивают: как де- лить-то всё будете, когда разъедетесь? Мы отвечаем: зачем делить и считаться? Всё достанется той, которая оста­ нется одна. Она ведь будет са­ мая несчастная из нас: если переезжать некуда, значит, не вышла замуж... «Всё» — это вещи, кото­ рые три девушки купили в складчину для своей комна­ ты в общежитии. Никакой ка­ зенщины! У них мягкая ме­ бель, телевизор, музыкаль­ ный центр. Кто и сколько внес денег? Да кто сколько мог. Недавно купили стираль­ ную машинку, духовку, раз­ делочный стол. Но, конечно, благодаря социальной стипен­ дии. «Двигателем» всех этих приобретений стала Маша: — Хочется, чтобы было, как дома: тепло, чисто и уют­ но. Мое хобби — это приго­ товление вкусной и здоровой пищи. Моя мечта — родить ребенка, посвятить ему всю жизнь-, хранит*» домашних* щ очаг. Маша Брыксина учится на факультете педагогики и Пси­ хологии Липецкого государ­ ственного педагогического ин­ ститута. Света Зиброва — на филологическом, заочно, и работает. Ирина Севостьяно- ва — на факультете педаго­ гики и психологии. * * * Сначала я познакомилась с Машей. . — Наверное, писать обо мне одной скучно, — сказала она. И я поняла: написать только о Маше нельзя. Она постоянно вспоминает в раз­ говоре своих подруг: Свету и Ирину. Сравнивает себя с ними, говорит об общности взглядов или, наоборот, о том, в чем они не сходятся. У этих молодых симпатич­ ных девчонок общая беда — проблемы со зрением. Все трудно: даже просто перейти дорогу, сесть в нужный авто­ бус («пока разглядишь номер, он уже уезжает»)... Но Маша рассказывает об этом с улыб­ кой: — Не хочу быть зависи­ мой, не хочу быть кому-то обузой. Стараюсь сама ходить по городу, хотя шлепало по лу­ жам. Было время — они боя­ лись города, боялись переме­ ны обстановки. Это когда только начинали учиться в Липецкой школе-интернате для слепых и слабовидящих детей. Школьные подруги из раз­ ных районов, они и в интер­ нате жили в одной комнате. О школе вспоминают тепло, с любовью. Жизнь там кипе­ ла (впрочем, кипит и сегод­ ня). Почти сорок кружков, студий, театров! В половине седьмого — зарядка, и попро­ буй только не приди! Дирек­ тор по комнатам сам пройдет, посмотрит: нет ли «уклонис­ тов»? Директора зовут Игорь Батищев. Впечатление такое, что он чуть ли не ночует в школе. Итак, жили и в интернате вместе. Это благодаря Нико­ лаю Сарычеву, председателю Липецкого областного отделе­ ния Всероссийского общества слепых, им досталась комна­ та в общежитии производ­ ственного объединения «Электроаппарат». Они осва­ ивали науку уживаться, про­ щать, поддерживать друг дру­ га, принимать подруг такими, какие они есть. Допустим, Ирина любит попсу, а Маша ее ненавидит. А Света, та во­ обще — за русский рок. Ну и что? Никаких конфликтов. Можно ведь слушать музыку в наушниках или выйти в ко­ ридор, к телевизору. * * * После школы в вузе в пер­ вое время надо было набрать­ ся духу, подойти к каждому преподавателю и объяснить, какие сложности еоздает'пжь* п хое зрение в учебе. Не все же сразу догадываются, что зна­ чит читать только с лупой или вообще различать только кон­ туры предметов и цвета. Но они вовсе не просили, не жда­ ли и не хотели никакого снис­ хождения. Девчонки пишут те же рефераты, те же курсо­ вые, что и остальные студен­ ты. Света, чье зрение лучше, ходит вместо подруг в библио­ теку, начитывает им книги на диктофон, пишет. — Света делает это, пере­ напрягая свои глаза. Но де­ лает. А я занимаюсь тем, что мне по силам: стираю, готов­ лю на всех, — говорит Маша. Труднее всего Ире. Она слепая. Очень болят глаза, капли надо закапывать бук­ вально по часам. Забудешь, пропустишь срок — катастро­ фа. Как-то Света мне сказала: — Если бы не девчонки, я была бы другой. Мне легко все давалось в школе. Хоте­ лось быть номером первым. И получалось. Девчонки меня спасли от эгоизма и само­ влюбленности. Честное слово, это не пафос, не фраза, это правда... — Тебе это далось не сра­ зу? — Конечно. И снова Маша: — Иринка была инициа­ тором, чтобы мы все поступи­ ли в вуз. Она, наверное, и Свету натолкнула на мысль, как это очень важно именно таким, как мы. — А было трудно? — Ну как тут ответить? Батищев меня вот тоже спра­ шивал: трудно ли тебе? Зна­ ешь, он очень заботится о вы­ пускниках интерната. Когда Света «срезалась» в институ­ те на сочинении, Игорь Ива­ нович сделал все, чтобы она не потеряла время. И девуш­ ка поступила в Усманский пе­ дагогический колледж. Окон­ чила его с красным дипло­ мом. Вообще и мне, и девчон­ кам повезло. У меня есть до­ рогие мне люди, которые ря­ дом в любую минуту, хорошо мне или плохо. Останься я одна, была бы другим чело­ веком. Более слабым, навер­ ное. Просто здорово, что они у меня есть. Иринка, между прочим, непоседа, попрыгать любит под свою попсу по комнате — вся такая порхающая. Но есть свои правила для слепых. Вот у нас мебель расставлена по стенам, углам, а середина сво­ бодна. И еще: каждая, тем более какая-нибудь малень­ кая, вещь должна быть толь­ ко на своем месте. Организации быта, ориен- тировке в пространстве их учцли в- щколе. Там даже предмет такой есть в распи­ сании. м.... * * * У Маши нет родителей — только старшая сестра, кото­ рая очень много для нее сде­ лала. Маша рассказывает, что стала ездить к Иринке в гос­ ти и очень подружилась с ее домашними. — Они ко мне привяза­ лись, я к ним... * * * Есть для незрячих и сла­ бовидящих людей аудиокни­ ги, или, как их для простоты называют, «говорящие» кни­ ги. Тексты начитаны на аудиокассеты лучшими дик­ торами, хорошими актерами. Скорость очень маленькая, поэтому — специальные плей­ еры, японские. Девчонки уже в школе привыкли слушать все это в наушниках, чтобы другим не мешать. Но боль­ шая часть литературы, кото­ рая нам с вами доступна, для слепых отсутствует. Даже иные учебники. Тем более ин­ ститутские. Там все надо за­ писывать на диктофон. Ког­ да Ирина пробовала конспек­ тировать лекции рельефно-то­ чечным шрифтом по Брайлю, стук о специальный металли­ ческий прибор мешал студен­ там и преподавателю. Психологически это тяже­ ло, когда приходится сооб­ щать окружающим^ о своих сложностях. Но сейчас уже группа привыкла. И если но­ вый преподаватель нечаянно скажет что-то не то, сделает невпопад кому-то из них за­ мечание, полгруппы возму­ тится: «Не трогайте ее!» А вообще незрячий чело­ век многое умеет. Ирина, на­ пример, вяжет. Может свя­ зать полкофты за вечер. Кста­ ти, девушки взялись за на­ домную работу при предпри­ ятии общества слепых «Элек­ троаппарат» — он рядом. Клеят папки. А до этого вяза­ ли хозяйственные сетки. * * * О заветном. Света Зиброва все школьные годы занима­ лась у замечательного педаго­ га и художника Вячеслава Канищева в творческой мас­ терской изобразительного ис­ кусства «Вдохновение». У нее такие красивые рисунки аква­ релью и гуашью! («Вячеслав Михайлович нас научил сво­ боде творчества, научил видеть мир таким, каким мы его не видели раньше, — например, елка может быть не только зе­ леной!»). Света участвовала во многих выставках: и в Моск­ ве, и даже в Бельгии, во Фран­ ции! Сейчас решила сделать мини-репродукцию картины Сурикова «Утро стрелецкой казни». Кроме того, Игорь Бати­ щев принял ее на должность вожатой. Давай, говорит, со­ здавай школьное самоуправле­ ние. Она зарылась в литера­ туру, появились идеи, которые ей страшно хочется осуще­ ствить. Светлане дано понимать детей. А они ее понимают. Подруги утверждают, что она живет в игре. Фантазия у нее всем на зависть, пишет стихи, особенно для школьных праз­ дников. ...Они действительно очень разные. Маша умеет находить общий язык с любым собесед­ ником, любого может заинте­ ресовать. Ирина хорошо раз­ бираться в психологии людей, может угадать причину того или иного поступка. В общем, каждая по-своему прирожден­ ный педагог. И все-таки рабо­ ту им найти будет нелегко. У Ирины первая группа инва­ лидности — нерабочая. Но ни слово «инвалид», ни одной жалобы на свою участь я от них не услышала. * * * Их общежитие стоит на возвышении. К зданию ведет дорога со специальными пери­ лами. Из окна видны деревья: сейчас уже черные, зимние. И университет недалеко. * * * Представьте: пока я писа­ ла этот материал, девчонки выдали замуж Ирину. С Сер­ геем она познакомилась в уни­ верситете, когда тот приходил к кому-то из друзей. Со зре­ нием у Ириного мужа все в по­ рядке, он помогает ей, сопро­ вождает повсюду. Теперь девчонки, Маша и Света, живут вдвоем. Анастасия КОНОПЛЁВА. На фото Анатолия ЕВСТРОПОВА: Маша, Ирина и Светлана. ИЗ ЗАМЕТОК МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА ПРО ЗЕМЛЮ, ПРО ВОЛЮ и Ставший привычным рефрен: молодежь далека от политики. Молодежь не ломает голову о судьбе России, она занята только собою, хочет зарабатывать бабки и полу­ чать удовольствие... Всякие размашистые обобщения, как и сравнения, хромают. По­ рою на обе ноги. Во всяком случае, автор предлагаемой публикации, пожалуй, не со­ всем привычной для «Ступеней», к нераз ­ мышляющим о высоких материях любите­ лям кайфовой жизни не относится. Ни как человек, ни как молодой исследователь- историк. Заметим: его интерес к крестьянс­ кой проблеме на Руси обусловлен обстоя­ тельствами: выбрал, мол, для изучения эту тему, вот и занимаюсь ею, никуда не д е ­ нешься. Он, действительно, пытается понять, что же с нами, со страной, с ее кормильца­ ми происходит и почему —понять, прежде всего, для самого себя, поскольку испыты­ вает и тревогу, и боль, и обиду за участь того, кто сеет, убирает... П о л о ж е н и е с о в р е м е н н о й р о с с и й с к о й д е р е в н и — т е м а и з ­ би т а я . О д е р е в н е н а п и с а н о м н о ­ го, ж и зн ь крестьянина п р о ан ал и ­ з и р о в а н а в д о л ь и п о п ер ёк . Тут вам и эк о н ом и ч е ск и е п ер сп ек ти ­ вы, и р е тр о сп ек ти вны й а н а л и з — в о б щ е м , м а т е р и а л н а л ю б о й вкус . О дни ав торы на ч ём с в е т с т о и т ругаю т к ом м ун и с т о в , д е с ­ кать, з а 7 0 л е т р а зв а л и л и т о , что с о з д а в а л о с ь в ек ам и . Д р у г и е н е ­ д о в ол ь ны п олитикой с о в р е м е н ­ ных р е ф о р м а т о р о в . Тр етьи у д а ­ ряю тся в н о ст ал ь гию п о « з о л о ­ т ом у веку» р о с с и й с к о г о к р е с т ь ­ ян с тв а , о бы ч н о с в я зы в а ем о г о с и м е н е м С толы пина л и б о , на ху ­ д о й к он ец , с н э п о м . Я как ч е л о ­ век , п олучивш ий и с т о р и ч е с к о е о б р а з о в а н и е , н е м о г у о тк а з а ть с е б е в у д о в о л ь с т в и и п о р а с с у ж ­ д а т ь о п р ош лом , н а с т о ящ ем и б у ­ д у щ е м р о с с и й с к о г о к р е с т ь я н ­ ств а . . . .З а к о н ч и л и с ь б е з з а б о т н ы е годы с т у д е н ч е с к о й ж и зн и . И вот я, м о л о д о й с п е ц и а л и с т с п е д а ­ г о ги ч е ск и м о б р а з о в а н и е м , о т ­ п р авл яю сь на п ои ск и р а б о ты , по понятным причинам — в с е л е . З а о к н о м а в т о м о б и л я п р о л е т а ю т поля , п ол о сы л е с о н а с а ж д е н и й — о д н о о б р а з н ы й , н о н е о б ъ я с н и м о р о д н о й п е й з а ж . К ра сив ая у н а с зем л я ! Н аконец в ъ е зж а ем в с е л о . Д о р о г а на у д и в л е н и е н еп л о х а я , хотя и грун т о в а я . В с м ы с л е — п р о е х а т ь м о ж н о н е т о л ь к о на т р а к т о р е . О с т а н а в л и в а е м с я у кр айн его д о м а , на л а в о ч к е— три старуш ки . К уда ж е в д е р е в н е б е з них? Вы хожу и з маш ины . В о з ­ д у х ч и с ты й , ч а б р е ц о м п а х н е т так, что г о л о в а кружится . — Т е б е ч е г о , сы нок? — в о т ­ в е т н а м о ё « зд р а в с т в у й т е » ин ­ т е р е с у е т с я о д н а и з них , в и д и ­ м о , с а м а я о бщ и т ел ь н а я . — Мне бы у зн ать , г д е школа, р а б о т а ть б у д у у в а с учи т ел ем . — Д а , ш кола у н а с з д е с ь н е ­ д а л ё к о . . . — п е р е б и в а я д р у г д р у ­ га, с о ск у ч и вш и е с я б е з р а з г о в о ­ р ов п ен с и о н ер к и ж ив о н а б р о с а ­ ли м арш р ут , п о д р о б н о оп и с а л и каждый м е т р пути . При э т о м они е щ е у с п е л и п о с о ч у в с т в о в а т ь м н е , что вы брал я н ел е г к о е д е л о , и п р о б л е м ж и зн ен ны х у м ен я б у ­ д е т хоть от бавл яй . К о гд а -т о с е л о бы л о з аж и т о ч н о е , б ол ьш а я ж и ­ в о тн о в о дч е ск а я ф е р м а . А ск ол ь ­ ко д е т е й у ч и л о сь в ш коле ! С е й ­ ч а с и половины н е т . . . — Д а что т ам г о вор и ть , м о ­ л о д ё ж ь б еж и т в г о р о д , б р о с а е т с в о и х с т ар ик ов , а кто о с т а ё т с я — сп и в а е т с я , — заклю чила с ам а я о бщ и т ел ь н а я . И в от я у с т р ем л я ю с ь п о о б о ­ зн а ч ен н ом у м арш р ут у . У глубив ­ ш и сь в с е л о , п он им аю , что с т а ­ рушки н ич его н е п р еу в ел и ч ил и . Руины на главной ул и ц е . Как п о с ­ л е б о м б ё ж к и . О б в е т ш а в ш и е д о м а , п у сты е дыры в м е с т о окон . По правую с т о р о н у о т д о р о г и — о с т о вы о т сл уж и вш е й с в о й в ек з ем л е д е л ь ч е с к о й техники . И вот, н а к о н е ц , ц е л ь м о е г о п у т е ш е ­ ствия — школа . В о бщ ем , обычный сельский п ей з аж начала т р е т ь е го ты сяч е ­ летия . П роехав п о зж е д е с я т о к с ё л и д е р е в е н ь , у б ед и л ся : жить там мож но , но т р у дн о с т ей у р о с с и й с ­ кого крестьянства выше крыши. И главная и з них — о т су т стви е с т а ­ ДЕРЕВЕНСКИМ ЛАНДШАФТ бильного , д о с т о й н о г о зар а б о тк а . А пока мужик б е д е н , Р о с сию н е в о зр о диш ь , сколько ни тужься. Д а в н ы м - д а в н о с л о ж и л о с ь п р е д с т а в л е н и е о р у с ск ом к р е с ­ тьянин е , как о ч ел о в ек е , ч р е звы ­ ч а й н о р а б о т я щ е м , л ю б я щ е м с в ою з е м л ю и с в о й т р у д на н ей . Э т о п р е д с т а в л е н и е в ер н о и п о ­ ныне . О бщ а я с ь с лю дьм и , я п о ­ нял: к р е с т ь я н е хотят р а б о т а т ь в с в о ё м р о д н о м с е л е , а у е зж аю т на з а р а б о т к и в г о р о д или с п и в а ­ ю тся о т б е зы с х о д н о с т и . Н ель зя отриц ать , что у р о в е н ь б е з р а б о ­ тицы с т а б и л ь н о п р о д о л ж а е т д а ­ вать пр оц ен ты р о с т а . И н е п о т о ­ му , что на с е л е с о в с е м н е т д е л а . П р о с т о ни зкий у р о в е н ь оплаты т р у д а . Идти на р а б о т у в р о д н о й к ол х о з к р естьянину о с о б о г о р е ­ з о н а н ет . З а р п л а т а т ам г о р а з д о ниж е г о р о д с к о й . П о эт ом у м н о ­ ги е п р е дп оч и т аю т вкалывать на с е б я . А в е д ь е щ е Столы пин , ко ­ т о р о г о т е п е р ь так лю б я т в с п о ­ минать, говорил: «Н ельзя ставить п р е г р а д у крестьянину , . . .н е о б х о ­ д и м о д а т ь е м у в о зм ож н о с т ь с в о ­ б о д н о т р у ди т ь ся , б о г а т е т ь , р а с ­ п оряж ать ся с в о е й с о б с т в е н н о с ­ тью и и з б а в и т ь е г о о т кабалы » . Прав был П ётр Аркадьевич : е с л и р е а л ь н о п ом оч ь н ел ь зя , т о хоть н е м еш а й т е , р у сск и й мужик с а м р а з б е р ё т с я , что д л я н е г о х о р о ­ ш о , а что п лохо . Н екоторы е свя зы ваю т б о л ь ­ ш и е н адеж ды с п ер е д а ч ей в ч аст ­ ную со б с т в ен н о с т ь с ел ь ск о х о зя й ­ ственных з ем е л ь . Якобь^потекут .тогда в д е р е в ню инвестиции н е ­ скончаемым потоком , и заж ив ёт р о с си й ск и й крестьянин н е хуж е ев р оп ей ск о го . Но я м ал о в ерю в эт о . В спом нили сь м н е сл о в а о д ­ ного колхозного м ехани затора , ко­ торый р е з о н н о зам етил : «Чтобы кормиться от з ем л и , н а д о е ё в о з ­ делы вать м ал о , как о г о р о д , или много , сотни гектаров , т о г д а при ­ быль б у д е т с количества , с о б о ­ рот а . А дл я б ол ьш их п л ощ а д ей нужна техника. Её нет . С о с т ар ой лучше н е связываться — бол ьш е на р ем он т потратишь . А для п о ­ купки новой н а д о брать б ол ьш и е кредиты . А для кр едитов т р е б у ­ ет ся гарантия». И д а ж е е с л и е с т ь в о з м о ж ­ н о с т ь к р е д и т в зя ть , н а р о д н е сп еш и т . Н еохот а е щ ё в о д и н д о л г з а л е з а т ь . Н е р а с п л а т и ш ь с я — п о с л е д н е е отним ут , так говорят . К ром е т о го , был уж е в Р о с ­ си и опыт б е з в о з м е з д н о й р а з д а ­ чи з ем л и . Горькие уроки п р ош л о ­ го учат: и зм е н е н и е ф ормы с о б ­ ств енн о сти на з ем лю , п е р е х о д е ё в ч а стн о е в л а д ен и е — э т о д а ж е н е п оловин а , а лишь тр еть д е л а . Тот ж е Столыпин р а здвин ул к р е ­ стьянски е н аделы в т е с н о й е в р о ­ п ейской части страны , п о звал м у ­ жика на просторы С ибири и Д ал ь ­ н е го В о с ток а ставить с о б с т в е н ­ ные хутора . П оверили . Тронулись с насиженных м е с т . И ск ор о б о л ь ­ ш ин ство п е р е с е л е н ц е в , потеряв в с ё , п окатилось н а з а д . П оч ем у? Д а в з е м л ю в частную с о б с т в е н ­ н о сть , великий р е ф о р м а т о р н е о б е с п е ч и л о т х о д н и к о в в т о р о й о п о р о й — д о ст а точ ны м с т а р т о ­ вым капиталом , чтобы на н овом м е с т е м ож н о бы ло пустить кор ­ ни. При в с ё м уваж ении к П етру Аркадьевичу , с т о р а з правы е г о критики: «Какую б о л е е высокую п р о и зв о д и т ел ь н о с т ь и агрокуль ­ туру м ог с о з д а т ь новый в л а д е л е ц хутор а или о т р у б а на с в о и х д е ­ сятинах , зач а ст ую б е з п аст бищ , в о ды , д о р о г и и , к о н еч н о , б е з с т ар т о в о г о капитала?». О твет п о ­ нятен — никакую! П ов ернув г ол ов у н а з а д , в п е ­ р ё д н е х о д я т . О днак о н е м е н е е в ер н о и т о , что, н е о смы сли в бы ­ л о е , толк ом н ел ь зя оц ен и т ь ни п р о и с х о д я щ е е с е й ч а с , ни , т ем б о л е е , п р ори сов ать хотя бы в о б ­ щих ч ер т а х п ер сп ективы . П о э т о ­ м у у р о к и и с т о р и и з а б ы в а т ь н ел ь зя . Н е о б х о д и м о их а н а л и зи ­ ровать , вы деляя н а и б о л е е с у щ е ­ ств енны е п одходы , по зв оляющ и е р еш ать п о х ож и е п р о б л ем ы в и з ­ м ени вш и х ся и с т ор и ч е ск и х у с л о ­ виях. П р о ст о п ер епи сы в а т ь в н о ­ вы е законы с л о в о в с л о в о т о , что бы л о р а ц и о н а л ь н о г о во в р ем я п р еды д ущ и х попыток — д е л о пу ­ с т о е . В зйта , м ож е т быть, лишь с ам а я суть п о д х о д о в к р еш ен ию к р естьян ск о го в о п р о с а . П р е д л а г а е т с я м н о ж е с т в о др у ги х и н т ер е сны х р еш ен и й а г ­ р ар н ой п р о б л ем ы . О б с уж д а т ь их б е с см ы с л е н н о , и стория с а м а в с ё р а с с у д и т . А я в се -таки у т в е р д и л ­ ся в главном — к расивая у н а с з е м л я , х о р о ш и е , о т зы в ч и в ы е л ю д и ! А р а б о т а т ь в с е л ь с к о й ш к оле я в с е ж е о с т а л с я . . . А н д р е й А Л Т У Х О В , а с п и р а н т Л Г П У .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz