Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

I V _ _ _ _ С О Ю З Б е л а р у с ь — Р о с с и я . 4 ДЕКАБРЯ 2003 ЧЕТВЕРГ №46 (146) Т а й н ы й с о в е т н и к и п о э т Федор Тютчев еще при жизни приобрел репутацию Кассандры, но благополучно избежал ее участи Аркадий Медведев МОСКВА ЗАВТРА, пятого декабря, испол­ няется 200 лет со дня рождения великого поэта, незаурядного дипломата и политического мыс­ лителя Федора Ивановича Тют­ чева (1803—1873). Большинство людей знают и ценят Тютчева главным обра­ зом или даже исключительно как поэта. Однако сам Тютчев вовсе не стремился к обнародо­ ванию своих стихов: почти все их публикации в газетах и жур­ налах, а также всего лишь два изданных при его жизни поэти­ ческих сборника (первый из них вышел, когда ему шел уже шес­ той десяток!) появились только благодаря усилиям его почита­ телей и родственников. Исклю­ чение составляли политические стихи, которые Тютчев называл «рифмованными статьями» и сам отправлял их в печать, но лишь ради воздействия на поли­ тику, а не как собственно поэти­ ческие творения. Характерно, что в статьях и книгах о Тютчеве нередко можно встретить сето ­ вания: зачем , мол, он отдавал свои основные силы не поэзии, в которой добился бесспорных успехов, а политике? При этом всегда подразумевается (или даже высказывается открыто), что как раз в области политики Тютчев не добился значитель­ ных результатов. Парадокс в том, что одновре­ менно признается, что никто и никогда из древнего дворянско­ го рода Тютчевых не поднимал­ ся так высоко: в 1865 году Фе­ дор Тютчев был произведен в тайные советники, то есть офи­ циально достиг третьей, а ф ак ­ тически даже второй ступени в государственной иерархии (к первому чиновному классу при­ надлежал с 1867 года всего один человек в империи — канц­ лер Горчаков). Однако влияние и политический вес Тютчева в России определялись не столь­ ко его чином и должностью председателя Комитета цензу­ ры иностранной, сколько посто­ янной, говоря современным языком, лоббистской деятель ­ ностью. Тютчев сумел стать ближай­ шим и незаменимым личным (а не просто служебным) сподвиж­ ником министра иностранных дел Горчакова. С момента на­ значения в 1856 году Горчакова на пост руководителя внешне­ политического ведомства Рос­ сии Тютчев в продолжение 17 лет чуть ли не каждую неделю (за исключением времени отпу­ сков) встречается с ним — и ча­ ще всего в неофициальной об­ становке. Само по себе это уже говорит о многом. Старшая дочь поэта Анна с 1853 года была лю­ бимой и доверенной фрейлиной жены наследника престола Але­ ксандра Николаевича (с 1855 го­ да — императора Александра II) Марии Александровны. Анна Тютчева также воспитывала де ­ тей императорской четы. Таким образом , через Анну Федор Иванович имел возможность быстро и без проволочек пере ­ давать Александру II различные политические записки и мемо­ рандумы. Впрочем, император и сам очень хорошо знал Тютчева, ценил его острый и проница­ тельный ум. Как отмечают био­ графы Тютчева, притягательная сила, исходившая от поэта, не знала преград. Обаянием его личности буквально были поко­ рены такие разные люди, как се­ стра государя Мария Николаев­ на и его тетка великая княгиня Елена Павловна, граф Алек­ сандр Христофорович Бенкен­ дорф и князь Александр Михай­ лович Горчаков, Александр Ива­ нович Герцен, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Акса­ ков. Иван Аксаков, кстати, в 1866 году женился на Анне Тют­ чевой. А так как Аксаков изда ­ вал газеты «День», «Москва», «Москвич», то Тютчев постоян­ но «подбрасывал» своему зятю темы и материал для статей, по­ буждая определенным образом воздействовать на обществен­ ное мнение и правящие круги России. Словом, для осуществ­ ления своих политических пла­ нов Тютчев прибегал к самым разнообразным путям и средст­ вам. Он стремился использо­ вать все — и деловые совещ а ­ ния, и салонное остроумие, и з а ­ душевные беседы . Тютчев пи­ сал десятки писем, обращенных к государственным деятелям, влиятельным придворным д а ­ мам, к своим родственникам и друзьям, которые имели воз ­ можность воздействовать на пе­ чать или непосредственно на власть. Что же лоббировал с такой активностью поэт Тютчев? Не больше и ни меньше, как свое понимание задач и места Рос­ сии в мире. Основным направ­ лением внешней политики в конце пятидесятых — начале се­ мидесятых годов XIX века Тют­ чев считал последовательную дипломатическую борьбу за восстановление утраченных Россией позиций после Крым­ ской войны. Для этого необходи­ мо было активно использовать противоречия западных держав между собой. Тютчев не питал иллюзий относительно цены з а ­ падных гуманистических декла­ раций. В 1867 году, когда мно­ гие находились под впечатлени­ ем Парижской всемирной вы­ ставки, когда казалось, что Ев­ ропа отныне будет решать все проблемы путем мирных пере­ говоров, Тютчев предсказывает франко-прусскую войну (за три с лишним года до ее начала). Он пишет: «Война состоится, она неизбежна, она вызывается всей предыдущей историей з а ­ падного развития. Франция не уступит без боя своего полити­ ческого преобладания, а при­ знание ею объединенной Герма­ нии законно и невозвратно со­ вершившимся ф актов было бы с ее стороны равносильно отре­ чению». При этом поэт не был каким-то фанатичным «антиза­ падником», каким его нередко пытаются представить. Он не разделял славянофильского мнения, что Россия и Запад вра­ ждебны в своих основных усто­ ях и принципах. Тютчев относил­ ся непримиримо лишь ко вполне определенным агрессивным з а ­ падным силам. Предпосылкой проведения активной внешней политики, по Тютчеву, является сосредоточе­ ние сил на внутреннем развитии страны. Он одобрял отмену кре­ постного права, но ни в коей ме­ ре не идеализировал новое по­ ложение вещей. Больше того, з а ­ долго до 1917 года поэт преду­ преждал о грозящей катастро­ фе, предрекал победу револю­ ции. Он писал: «невозможно не предощутить переворота, кото­ рый, как метлой, сметет всю эту ветошь...», «мы двигаемся к про­ пасти...», «блаженны нигилисты, ибо они наследуют землю до по­ ры, до времени». Уйдя из жизни в июле 1873 года, Тютчев избежал горькой участи видеть осуществ­ ление своих мрачных предсказа­ ний. П а р н а с и щ и в В и т е б с к е Там прошел 16-й Международный фестиваль современной хореографии творчество Александр Щуплов ВИТЕБСК — МОСКВА Ф .И. Тю тч ев . Ф о т о г р а ф и я Г.Ф . Ш тейн б ер га . С ан к т -П е т ер б у р г , 1860 год . М ураново . ВВИТЕБСКЕ, где проводится око­ ло 30 фестивалей (от междуна­ родных до региональных), самым известным является фестиваль «Славянский базар». Но ему ды­ шат в затылок фестиваль орган­ ной музыки, бардовской песни и основной соперник — Междуна­ родный фестиваль современной хореографии. Организаторы смо­ тра современного балета — Мин- культуры Республики Беларусь, Национальный Академический Большой театр балета республи­ ки, витебские областные и город­ ские власти, спонсоры... Этот фестиваль — долгожи­ тель. Он существует 16 лет. Время зрелости! Директор фестиваля Марина Романовская считает: — Как у любого шестнадцати­ летнего, у нашего детища сейчас сложный этап взросления, пора мучительных раздумий о смысле существования и о своем месте в этом противоречивом и жестоком мире. З а эти годы он, разумеется, многому научился и со стороны кажется вполне сложившимся и самостоятельным, но на самом деле ему нужны поддержка, вни­ мание, мудрый совет или просто доброе слово. Родом из брейк-данса Родилось на свет детище Ма­ рины Романовской нежданно-не­ гаданно. «Брейк-данс— это улич­ ное движение, — рассказала она. — Он долгое время был под з а ­ претом и не появлялся на офици­ альных балетных площадках. Я училась в середине восьмидеся­ тых в Ленинграде и там впервые увидела выступления студентов Театра музыки и кино— с велико­ лепными актерскими данными, они делали спектакль в технике брейк-данса. Я была настолько потрясена увиденным, что, прие­ хав в Витебск, решила сделать фестиваль брейк-данса у себя в городе. Мы оповестили весь Со­ ветский Союз, и к нам в город при­ ехало все пестрое движение...» Кстати, брейк-данс идет в не­ разрывной связке с граффити. Вместе с брейкерами в Витебск на первый фестиваль приехали «граффитчики», которые не пре­ минули расписать своими рисун­ ками огромные витрины гостини­ цы в центре города. В те времена это вызывало шок. Сотрудники обкома комсомола, дабы не рас­ страивать власти, которые могли запретить фестиваль, вооружи­ лись ведрами с ацетоном и длин­ ными швабрами и ночь напролет мыли окна... Первый фестиваль современно­ готанца, посвященный брейк-дан­ су, прошел в Витебске в 1986 году. Нынешний, 16-й, фестиваль отдал дань прошлому и символично от­ крылся выступлением шведского коллектива Андреаса Дерблома— МоуезрегпгнпЩе Оапсе Сотрапу. Совершенно далеким от балета шведов оказался спектакль Бело­ русского государственного музы­ кального театра «1п рмо уегКаз». Создатель этого жизнерадостного стскую» точку зрения: «Ты всегда должен находиться впереди всех». Корреспондент «СОЮЗа» напомнил ему, что бег впереди па­ ровоза (будь он в искусстве или других областях жизни) чреват не­ ожиданностями: земля круглая, и легко можно оказаться в хвосте того же паровоза. Еще одна дискуссия возникла в рамках витебского фестиваля вок­ руг вопроса: должен ли быть сов­ ременный балет национальным или наднациональным? Здесь член жюри фестиваля, хореограф из Франции Роже Сефрид считал, что современный танец должен быть «вненациональным». Ему возразил председатель жюри, за ­ ведующий балетной труппой На- Еще одна дискуссия возникла в рамках витебского фестиваля вокруг вопроса: должен ли быть современный балет национальным или наднациональным? действа хореографРаду Политару использовал ирландские народные песни и музыку эпохи Ренессанса и заставил «говорить» ноги танцо­ ров. Балет начинался «хулигански­ ми» выходками постановщика: с потолка на свист танцора на сцену спустился на канате стул, ина сцену просыпались балетные пуанты, как будто боги на своем Парнасе запро­ тестовали против модернистских экспериментов новых Фокиных. Кстати, хулиганство — знаковая черта Политару: лет десять назад, когда он был еще начинающим хо­ реографом, его спектакль, прини­ мавший участие в Витебском фес­ тивале, провалился и не дошел до второго тура. Пылкий хореограф пришел к председателю жюри, на­ говорил дерзостей, а заодно обви­ нил коллегу в профанации искусст­ ва. Тот отнес вспыльчивость моло­ дого коллеги на счет эстетических издержек и попытался его переубе­ дить. Можетбыть, «воспитательная работа» дала свои результаты: сей­ час Раду Политару поставил в Мо­ скве в Большом «Ромео и Джульет­ ту»—премьера 13декабря. В координатах спора В рамках фестиваля прошли дискуссии о современном танце, путях-перепутьях его развития. Художественный руководитель коллектива из Швеции Андреас Дерблом подлил масла в огонь спора, отстаивая «революциони- ционапьного * Академического Большого театра балета Респуб­ лики Беларусь Юрий Троян: «Та­ нец всегда будет национальным». По-восточному был мудр еще один член жюри, профессор Пекинского хореографического института Сяо Сухуа: «Какое бы образование че­ ловек ни получил, его корни всегда будут видны. Очень важен талант и профессиональная подготовка. Современная хореография зави­ сит от индивидуальности творца. Я за то, чтобы современный танец был разнообразным, чтобы не бы­ ло одного стиля, одного авторите­ та». Впрочем, затеявший спор французский балетмейстер сам признал ненужность общего зна­ менателя для современной хорео­ графии, поскольку так можно прийти кодной модели танца, кото­ рая уничтожит разнообразие. Ко­ нечно, это не исключает взаимо­ проникновения танцевальных культур. Кстати, член жюри фести­ валя, президент Международного совета по танцу ЮНЕСКО немец Дитмар Зейферд поставил в Мин­ ске в Национальном Академиче­ ском Большом театре балета клас­ сический спектакль «Тщетная пре­ досторожность». Танцующие «челноки» Что такое современная хорео­ графия? Одни специалисты ее ру- Ш С о в р е м е н н а я х о р е о г р а ф и я з а в и с и т о т и н д и в и д у а л ь н о с т и т в о р ц а . гают, другие критики снисходи­ тельно называют ее «ухудшен­ ным классическим балетом». А к ней просто надо привыкнуть. Кто­ му, что из-под колосников сып­ лются ноты, тапочки, мыльные пу­ зыри... Ктому, что танцоры вдруг перестают танцевать и начинают говорить, петь, очищать апель­ син, как это сделали в блестящем спектакле Сергея Смирнова и хо­ реографической компании из Екатеринбурга «Эксцентрик-ба­ лет» — <«Выход»— первая премия в номинации «Одноактный ба­ лет». Неожиданным был «ход» ар­ тисток из челябинского ансамбля современного танца «Кислотный дождь»: в миниатюре «На дне» они выволакивали на сцену ог­ ромные баулы в клетку, извест­ ные всем «челнокам» России и Беларуси. Баулы вдруг шевели­ лись и... принимались танцевать. Свежие работы представили белорусские хореографические коллективы. По мнению предсе­ дателя жюри Юрия Трояна, «одна из задач фестиваля — поднять культуру танца в Беларуси...» Ка­ жется, форуму современного ба­ лета это удается. Обезоруживаю­ ще простодушным (хотя и не­ сколько прямолинейным по за ­ мыслу) показался одноактный ба­ лет группы современной хорео­ графии из Гомеля «Квадро» — «Перед лицом неба» на музыку Баха (специальная премия жюри). В финал прошли и белорусские танцоры из группы современной хореографии «ТАД» (Гродно) с хо­ реографической миниатюрой «Дым Буэнос-Айреса». Их чистая работа вызывала в памяти груст­ ный афоризм польской юморист­ ки: «Каждое танго — это проща­ ние»... К сожалению, не вышли даже во второй тур ребята из мин­ ской творческой лаборатории «Эас!», а жаль: мудрый и удиви­ тельно красивый спектакль «Вто­ розаконие» заслужил высокую оценку зрителей. Новая хореогра­ фия ищет свои средства выраже­ ния, свой язык, свою речь. «Танец — единственное искус­ ство, материалом для которого служим мы сами», — обмолвился американский балетный критик Тед Шон. Остается удовлетво­ риться тем, что современный ба­ лет таков, каковы мы с вами сего­ дня. Итут уж ничего не попишешь! « Л и с т о п а д » о т з в е н е л . . . Владимир Ефанов МИНСК ВМИНСКЕ завершился Междуна­ родный кинофестиваль «Листо­ пад-2003» — «фестиваль фести­ валей», как называют его в бело­ русской прессе. Разумеется, называют не пото­ му, что минские устроители кино- форума, которому, кстати, в этом году исполнилось десять лет, пре­ тендуют на некую исключитель­ ность. По словам президента фес­ тиваля, народного артиста СССР Ростислава Янковского, все про­ ще. Как правило, на «Листопаде» показывают фильмы, которые уже завоевали призы на других меж­ дународных фестивалях. И прово­ дится он для того, чтобы минчане смогли представить всю картину как некогда «нашего», так и миро­ вого кино. По мнению артиста, оно сегодня возрождается, в том чис­ ле и в постсоветских странах, где в последнее десятилетие наблю­ дался упадок. К тому же, считает Р. Янковский, «повсеместно мы видим рост патриотизма в кино». Поэтому не случайно нынешний «Листопад» открылся кинолентой белорусских кинематографистов «Анастасия Слуцкая». — Это определенно патриоти­ ческий фильм, — считает Р. Ян­ ковский. — И хотя он более кос­ тюмный, нежели исторический, это наш первый блин, и он—не ко­ мом. Еще одно отличие нынешнего, юбилейного фестиваля — геогра­ фия участников. Первоначально фестиваль планировался как фо­ рум «киношников» из стран СНГ и Балтии. Ныне в Минск приехали кинематографисты из многих стран мира, в том числе из Рос­ сии, Польши, США, Ирана, Сер­ бии, Болгарии, Чехии, Китая, Япо­ нии... В результате «Листопад» принял форму международного фестиваля, и, по оценке крити­ ков, вполне заслуженно. В кон­ курсной программе были пред­ ставлены 8 игровых и две анима­ ционных картины, в числе кото­ рых немало лент и российских ав­ торов. Уже покоривший Венецию фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева, а также «Прогулка» Алексея Учителя, «Бедный, бед­ ный Павел» режиссера Виталия Мельникова. По сравнению с другими фес ­ тивалями минский «Листопад» не отличается особым «шиком» и праздностью. А представителей жаждущей развлечений околоки- нематографической публики, сле­ тающейся на тот же сочинский «Кинотавр», как ночные бабочки на свет звезд, здесь практически не было. А вот праздника — в смысле так свойственной белору­ сам любви к искусству вообще и кино, в частности, — было через край. Залы не пустовали, артистов принимали с восторгом, призы, хоть и скромные, — зато много. «Золотом» «Листопада» — при­ зом зрительских симпатий была награждена картина «Возвраще­ ние» Андрея Звягинцева, получив­ шая наибольшее количество голо­ сов. «Серебро» и «бронза» фести­ валя достались российской карти­ не «Старухи» режиссера Геннадия Сидорова и белорусской «Анаста­ сии Слуцкой» Юрия Елхова. По словам председателя жюри кине­ матографистов фестиваля рос­ сийского кинорежиссера Игоря Масленникова, приз за лучшую режиссуру получил российский режиссер Виталий Мельников за фильм «Бедный, бедный Павел», за лучшую мужскую роль — Вик­ тор Сухоруков, сыгравший в том же фильме. Приз за лучшую жен­ скую роль достался польской акт­ рисе Дануте Стенке («Шопен. Же­ лание любви»). Специальные дипломы и при­ зы получили режиссер Геннадий Сидоров (фильм «Старухи»), Татьяна Логинова («Анастасия Слуцкая»), Анвар Кеншаев («Ста­ рухи»), Юлия Маврина («Бедный, бедный Павел»), Диплом за луч­ ший дебют вручен режиссеру Алексею Герману-младшему за картину «Последний поезд». Приз «Лучший продюсер» полу­ чил Октай Мир-Касимов. Специ­ ального приза «За яркий дебют и патриотизм» удостоена актриса Светлана Зеленковская («Ана­ стасия Слуцкая»), Специальный приз Президента Беларуси вру­ чен картине «Возвращение». Еще одну президентскую награ­ ду— «За сохранение и развитие традиций духовности в киноис­ кусстве» — получила замеча­ тельная Клара Лучко. П е т р К ач у р о : «С о к о л » е щ е в з л е т и т персона Владимир Панов МИНСК — САРАТОВ ДАЖЕ сейчас, в свои тридцать с хвостиком, он— всегда рвущийся к воротам соперника, виртуозно играющий головой форвард — наверняка пришелся бы ко двору в любой белорусской команде. Но Петр Качуро сегодня защищает цвета саратовского «Сокола». И хотя сезон получился, мягко гово­ ря, не ахти, оптимизма Петр не те­ ряет. Кстати, «Клуб Качуро» для лучших бомбардиров националь­ ного чемпионата давно уже «пе­ рерос» своего основателя, пер­ вым забившего пятьдесят голов. А его в Минске по-прежнему лю­ бят и помнят, узнают на улицах и приветствуют... Высшуюлигубелорусскогопер­ венстванеразпыталисьсравни­ ватьспремьер-лигойроссийского. Каквысчитаете, уместнолитакое сравнение? — Вцелом сравнивать сложно, но качество игры белорусов до­ вольно неплохое. А вот по части самоотдачи, желания, спортивной злости первый российский диви­ зион гораздо предпочтительнее. Поскольку там играют опытные, многое повидавшие футболисты с известными именами и более высокой мотивацией, в денеж­ ном, прежде всего, плане. Мотивация, выговорите, выше. Анамного? — На порядок, а то и на два. Ни для кого не секрет, что сейчас в российском футболе и том же первом дивизионе деньги кру­ тятся приличные. И зарплата, и премиальный фонд у клубов, особенно претендующих на вы­ ход в премьер-лигу, куда солид­ нее, чем даже у лучших белорус­ ских,— это факт. —Значит, массовыйотъездмало- мальскиперспективнойфутбольной молодежиизБеларусивРоссиюне­ избежен? — Я, например, убежден, что до определенного периода футбо­ лист вообще не должен задумы­ ваться о деньгах. Ему надо ста­ раться заработать себе имя, по­ вышать мастерство, конечно, при возможности в известном и силь­ ном клубе, а остальное рано или поздно придет. —Идокакоговозраста? -— |1Т?0 — У каждого по-разному, тут общего рецепта быть не может. Но я считаю, лет до двадцати пяти, а то и двадцати семи желательно идти как бы по восходящей. Сразу больших денег все равно не даст никто и нигде — ты должен дока­ зать, что чего-то стоишь. —Каквэтомсмыслеможетеоце­ нитьсвоюкарьеру? — Однозначно, и у меня были ошибки. Конечно, не стоило уез­ жать из Англии в Китай. Пустьмне и понижали зарплату в Шеффилде, но я мог остаться еще на три года. Это было связано и с новым трене­ ром, и с моими травмами, словом, так получалось. Я рассчитывал по­ играть в Поднебесной и вернуться, однако вышло совсем по-иному. Очередная травма выбила меня из колеи. На начальной стадии, когда Советский Союз развалился, при­ мерно год потерял. А в принципе своей карьерой вполне доволен. —Номинувшийсезонвы, навер­ ное, едвализанесетесебевактив? и П . К а ч у р о . — Конечно, удачным его не на­ зовешь, коль скоро команда не выполнила поставленную задачу и осталась в первой лиге. У меня был неплохой отрезок, когда вро­ де бы набрал неплохую форму, стал забивать, но недолеченная травма в конце концов дала о себе знать. С одной стороны, 7 или 8, не помню точно, мячей в 17 матчах вроде бы неплохо, с другой — ма­ ло встреч, значит, маловато и го­ лов. Конечно, руководство «Соко­ ла» связывало со мной опреде­ ленные надежды. Жаль, что не удалось их полностью оправдать. —Навашвзгляд, «Соколу»поме­ шалавысоковзлететьтренерская чехарда? — Думаю, да. Наставников меняли неоправданно часто. Трое для одного сезона все-таки многовато. Если уж собирались снимать Ткаченко, а насколько мне известно, это входило в пла­ ны руководства еще в начале предсезонной подготовки, надо было снимать. Или, наоборот, дать ему работать. Потом, только что-то стало получаться у Шевчу­ ка, заменили и его. Корешков же попросил нас просто выклады­ ваться в каждой игре, хоть чем- то порадовать болельщиков. А решение главной задачи перене­ сено на следующий год. —Она, естественно, будеттойже: пробитьсявдивизионсильнейших? — Конечно. —Авотинтересно:другиекоманды изгородовПоволжья, тотжеказан­ ский«Рубин», ставшийбронзовым призеромчемпионатаРоссии, яро­ славский«Шинник»даи«Крылья Советов», «Ротор»ставятпередсо­ бойцелигораздосерьезнееидоби­ ваютсяих. ЧемСаратовхуже? — Что касается Казани, то это вообще разговор особый. Фут­ бол и хоккей там в большом по­ чете. Много строится спортив­ ных объектов, команды прогрес­ сируют. Другие города тоже, по­ жалуй, посовременней, чем наш Саратов. Ау нас дороги похуже, электричество нередко отключа­ ют. Однажды даже на стадионе такое случилось, когда мы игра­ ли с «Кубанью» и вели со счетом 3:0. Хорошо хоть нам дали закон­ чить матч. —Авообщекакк«Соколу»относят­ ся? —Ждут, верят, что мы еще по­ радуем успехами. И руководство города относится с пониманием к ситуации. Так что хочется оправ­ дать доверие и властей, и болель­ щиков. —Увасконтрактещенагод? — Даже больше — на полтора. Надо восстанавливаться, трени­ роваться, больше играть и заби­ вать почаще. ДВЕ к н и г и С и г н а л ы н е д е л и Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг, поступивших в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Станислав Зигуненко. «Тайнычеловека и его эволюции». М.:«Вече». —464 с. Действительно ли человече­ ство образовалось в результате «вселенского посева»? Правда ли, что у человека не один мозг? Можно ли клонировать себе двойника? Бывают ли люди-не- видимки? Способен ли человек летать? И, разумеется, один из главнейших вопросов, всегда волновавших человечество: что ждет нас после смерти? Акаде­ мик Гаряев пришел к выводу, что в ДНК зашифровано послание Создателя, а в самом генетиче­ ском коде содержатся сведения обо всем организме как бы в го­ лографической форме. Иными словами,все скопление генов — геном — представляет собой биокомпьютер с определенным языком программирования, соб­ ственной программой, определя­ ющей его развитие и поведе­ ние... Степан Грибенчук, Анатолий Полонский. «Тайны Беловежской Пущи. Это было при нас». Брест. —260 с. Книга посвящена Беловеж ­ ской Пуще — прекрасному бе ­ лорусскому краю с обилием родников-криниц. Беловежская сторонка — это Юго-Запад Б е ­ ларуси, самый теплый регион республики — настолько теп ­ лый, что здесь растет и со зр е ­ вает виноград и некоторые фирмы подумывают о его про­ мышленном производстве. Ав­ торы книги рассказывают о тай­ нах края, в частности, о совер ­ шенно секретных объектах Со­ ветской Армии в лесах Бело ­ вежской Пущи. Подготовил Александр ЩУПЛОВ. «СОЮЗ. Б е л а р у с ъ -Р о с с м я » П ер и о д и ч е ск о е и з д а н и е Совета М ини стров С ою зн о го го су д а р с тв а Газета з а р е ги с тр и р о в а н а в М ини стерств е по д е л ам печати , т ел ер а ди о в ещ а н и я и с р е д с т в м а с с о вы х коммуникаций Р о сс и й с к о й Ф ед ер ации 1 0 мар та 2 0 0 0 г о д а . Регистрационны й № 7 7 - 1 8 8 0 . Тираж по РФ: 4 0 1 9 6 5 Тираж по РБ: 2 8 4 9 5 0 Тираж «СОЮ За . Б еларусь — Р о с с и я » в РФ и РБ: 6 8 6 9 1 5 Ш еф -р е д а к т о р А.И. Батыгин (М о ск ва ) Первый зам е с т и т ел ь ш е ф -р е д а к т о р а А.М . Т аран да (М и н с к ) А др е с редакции «СОЮЗа. Б ел ар у сь— Р оссия» : Москва, А -4 0 , ГСП -31 2 5 9 9 3 , улица Правды, 2 4 . Телефон: 2 5 7 - 5 7 8 7 Факс: 2 5 7 - 5 7 8 7 Е - таН: Егтакоуа@гд.ги А д р е с р ед а кци и г а зеты «С ов е т ск ая Б е л о р у с с и я » Р ес п у б л и к а Б е л а р у с ь , 2 2 0 0 1 3 , М инск , улица Б. Хм ел ьни цк о го , 1 0 а . Тел. и ф а к с : 2 3 2 - 1 4 3 2 И зд а т е л ь с т в о : ЗАО «И н ф о р м а ц и о н н о -и зд а т е л ь с к и й конц ерн « Р о с с и й с к а я г а зе т а » А др е с : М оск ва , А -4 0 , ГСП -3 1 2 5 9 9 3 , ул . П равды , 2 4 . Тел. 2 5 7 - 5 3 - 6 2 . И з д а т е л ь с т в о «С ов е т ск ой Б е л о р у с с и и » : Б е л о р у с с к и й Д о м печати . КИПУП «С ож » ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «О бъ един енны й и з д а т ел ь ск и й д о м «М ед и а -П р е с с а » . А др е с : 1 2 5 8 6 5 , ГСП, М о ск в а -1 3 7 , ул . Правды , 2 4 . Р а сп р о с т р а н я е т с я по в с ем п од пи сны м ин д ек с ам : I По граф ику : 1 6 .0 0 « Р о с с и й с к о й га зеты » : 5 0 2 0 2 , 3 2 1 8 4 , 4 0 9 4 2 , 4 0 9 1 3 , 4 0 9 2 4 , ' Н ом ер п одпи сан : 1 6 .0 0 . 4 0 9 4 5 , 3 8 2 8 6 , 4 1 5 9 1 . «С ов етская Б е л о р у с с и я » : 6 3 8 8 9 . •СОЮЗ. Б ел а р у сь - Россия» печатается вАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красно ярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия» печатается в г. Минске.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz