Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
I V _ _ _ _ С О Ю З Б е л а р у с ь — Р о с с и я . 4 ДЕКАБРЯ 2003 ЧЕТВЕРГ №46 (146) Т а й н ы й с о в е т н и к и п о э т Федор Тютчев еще при жизни приобрел репутацию Кассандры, но благополучно избежал ее участи Аркадий Медведев МОСКВА ЗАВТРА, пятого декабря, испол няется 200 лет со дня рождения великого поэта, незаурядного дипломата и политического мыс лителя Федора Ивановича Тют чева (1803—1873). Большинство людей знают и ценят Тютчева главным обра зом или даже исключительно как поэта. Однако сам Тютчев вовсе не стремился к обнародо ванию своих стихов: почти все их публикации в газетах и жур налах, а также всего лишь два изданных при его жизни поэти ческих сборника (первый из них вышел, когда ему шел уже шес той десяток!) появились только благодаря усилиям его почита телей и родственников. Исклю чение составляли политические стихи, которые Тютчев называл «рифмованными статьями» и сам отправлял их в печать, но лишь ради воздействия на поли тику, а не как собственно поэти ческие творения. Характерно, что в статьях и книгах о Тютчеве нередко можно встретить сето вания: зачем , мол, он отдавал свои основные силы не поэзии, в которой добился бесспорных успехов, а политике? При этом всегда подразумевается (или даже высказывается открыто), что как раз в области политики Тютчев не добился значитель ных результатов. Парадокс в том, что одновре менно признается, что никто и никогда из древнего дворянско го рода Тютчевых не поднимал ся так высоко: в 1865 году Фе дор Тютчев был произведен в тайные советники, то есть офи циально достиг третьей, а ф ак тически даже второй ступени в государственной иерархии (к первому чиновному классу при надлежал с 1867 года всего один человек в империи — канц лер Горчаков). Однако влияние и политический вес Тютчева в России определялись не столь ко его чином и должностью председателя Комитета цензу ры иностранной, сколько посто янной, говоря современным языком, лоббистской деятель ностью. Тютчев сумел стать ближай шим и незаменимым личным (а не просто служебным) сподвиж ником министра иностранных дел Горчакова. С момента на значения в 1856 году Горчакова на пост руководителя внешне политического ведомства Рос сии Тютчев в продолжение 17 лет чуть ли не каждую неделю (за исключением времени отпу сков) встречается с ним — и ча ще всего в неофициальной об становке. Само по себе это уже говорит о многом. Старшая дочь поэта Анна с 1853 года была лю бимой и доверенной фрейлиной жены наследника престола Але ксандра Николаевича (с 1855 го да — императора Александра II) Марии Александровны. Анна Тютчева также воспитывала де тей императорской четы. Таким образом , через Анну Федор Иванович имел возможность быстро и без проволочек пере давать Александру II различные политические записки и мемо рандумы. Впрочем, император и сам очень хорошо знал Тютчева, ценил его острый и проница тельный ум. Как отмечают био графы Тютчева, притягательная сила, исходившая от поэта, не знала преград. Обаянием его личности буквально были поко рены такие разные люди, как се стра государя Мария Николаев на и его тетка великая княгиня Елена Павловна, граф Алек сандр Христофорович Бенкен дорф и князь Александр Михай лович Горчаков, Александр Ива нович Герцен, Лев Николаевич Толстой, Иван Сергеевич Акса ков. Иван Аксаков, кстати, в 1866 году женился на Анне Тют чевой. А так как Аксаков изда вал газеты «День», «Москва», «Москвич», то Тютчев постоян но «подбрасывал» своему зятю темы и материал для статей, по буждая определенным образом воздействовать на обществен ное мнение и правящие круги России. Словом, для осуществ ления своих политических пла нов Тютчев прибегал к самым разнообразным путям и средст вам. Он стремился использо вать все — и деловые совещ а ния, и салонное остроумие, и з а душевные беседы . Тютчев пи сал десятки писем, обращенных к государственным деятелям, влиятельным придворным д а мам, к своим родственникам и друзьям, которые имели воз можность воздействовать на пе чать или непосредственно на власть. Что же лоббировал с такой активностью поэт Тютчев? Не больше и ни меньше, как свое понимание задач и места Рос сии в мире. Основным направ лением внешней политики в конце пятидесятых — начале се мидесятых годов XIX века Тют чев считал последовательную дипломатическую борьбу за восстановление утраченных Россией позиций после Крым ской войны. Для этого необходи мо было активно использовать противоречия западных держав между собой. Тютчев не питал иллюзий относительно цены з а падных гуманистических декла раций. В 1867 году, когда мно гие находились под впечатлени ем Парижской всемирной вы ставки, когда казалось, что Ев ропа отныне будет решать все проблемы путем мирных пере говоров, Тютчев предсказывает франко-прусскую войну (за три с лишним года до ее начала). Он пишет: «Война состоится, она неизбежна, она вызывается всей предыдущей историей з а падного развития. Франция не уступит без боя своего полити ческого преобладания, а при знание ею объединенной Герма нии законно и невозвратно со вершившимся ф актов было бы с ее стороны равносильно отре чению». При этом поэт не был каким-то фанатичным «антиза падником», каким его нередко пытаются представить. Он не разделял славянофильского мнения, что Россия и Запад вра ждебны в своих основных усто ях и принципах. Тютчев относил ся непримиримо лишь ко вполне определенным агрессивным з а падным силам. Предпосылкой проведения активной внешней политики, по Тютчеву, является сосредоточе ние сил на внутреннем развитии страны. Он одобрял отмену кре постного права, но ни в коей ме ре не идеализировал новое по ложение вещей. Больше того, з а долго до 1917 года поэт преду преждал о грозящей катастро фе, предрекал победу револю ции. Он писал: «невозможно не предощутить переворота, кото рый, как метлой, сметет всю эту ветошь...», «мы двигаемся к про пасти...», «блаженны нигилисты, ибо они наследуют землю до по ры, до времени». Уйдя из жизни в июле 1873 года, Тютчев избежал горькой участи видеть осуществ ление своих мрачных предсказа ний. П а р н а с и щ и в В и т е б с к е Там прошел 16-й Международный фестиваль современной хореографии творчество Александр Щуплов ВИТЕБСК — МОСКВА Ф .И. Тю тч ев . Ф о т о г р а ф и я Г.Ф . Ш тейн б ер га . С ан к т -П е т ер б у р г , 1860 год . М ураново . ВВИТЕБСКЕ, где проводится око ло 30 фестивалей (от междуна родных до региональных), самым известным является фестиваль «Славянский базар». Но ему ды шат в затылок фестиваль орган ной музыки, бардовской песни и основной соперник — Междуна родный фестиваль современной хореографии. Организаторы смо тра современного балета — Мин- культуры Республики Беларусь, Национальный Академический Большой театр балета республи ки, витебские областные и город ские власти, спонсоры... Этот фестиваль — долгожи тель. Он существует 16 лет. Время зрелости! Директор фестиваля Марина Романовская считает: — Как у любого шестнадцати летнего, у нашего детища сейчас сложный этап взросления, пора мучительных раздумий о смысле существования и о своем месте в этом противоречивом и жестоком мире. З а эти годы он, разумеется, многому научился и со стороны кажется вполне сложившимся и самостоятельным, но на самом деле ему нужны поддержка, вни мание, мудрый совет или просто доброе слово. Родом из брейк-данса Родилось на свет детище Ма рины Романовской нежданно-не гаданно. «Брейк-данс— это улич ное движение, — рассказала она. — Он долгое время был под з а претом и не появлялся на офици альных балетных площадках. Я училась в середине восьмидеся тых в Ленинграде и там впервые увидела выступления студентов Театра музыки и кино— с велико лепными актерскими данными, они делали спектакль в технике брейк-данса. Я была настолько потрясена увиденным, что, прие хав в Витебск, решила сделать фестиваль брейк-данса у себя в городе. Мы оповестили весь Со ветский Союз, и к нам в город при ехало все пестрое движение...» Кстати, брейк-данс идет в не разрывной связке с граффити. Вместе с брейкерами в Витебск на первый фестиваль приехали «граффитчики», которые не пре минули расписать своими рисун ками огромные витрины гостини цы в центре города. В те времена это вызывало шок. Сотрудники обкома комсомола, дабы не рас страивать власти, которые могли запретить фестиваль, вооружи лись ведрами с ацетоном и длин ными швабрами и ночь напролет мыли окна... Первый фестиваль современно готанца, посвященный брейк-дан су, прошел в Витебске в 1986 году. Нынешний, 16-й, фестиваль отдал дань прошлому и символично от крылся выступлением шведского коллектива Андреаса Дерблома— МоуезрегпгнпЩе Оапсе Сотрапу. Совершенно далеким от балета шведов оказался спектакль Бело русского государственного музы кального театра «1п рмо уегКаз». Создатель этого жизнерадостного стскую» точку зрения: «Ты всегда должен находиться впереди всех». Корреспондент «СОЮЗа» напомнил ему, что бег впереди па ровоза (будь он в искусстве или других областях жизни) чреват не ожиданностями: земля круглая, и легко можно оказаться в хвосте того же паровоза. Еще одна дискуссия возникла в рамках витебского фестиваля вок руг вопроса: должен ли быть сов ременный балет национальным или наднациональным? Здесь член жюри фестиваля, хореограф из Франции Роже Сефрид считал, что современный танец должен быть «вненациональным». Ему возразил председатель жюри, за ведующий балетной труппой На- Еще одна дискуссия возникла в рамках витебского фестиваля вокруг вопроса: должен ли быть современный балет национальным или наднациональным? действа хореографРаду Политару использовал ирландские народные песни и музыку эпохи Ренессанса и заставил «говорить» ноги танцо ров. Балет начинался «хулигански ми» выходками постановщика: с потолка на свист танцора на сцену спустился на канате стул, ина сцену просыпались балетные пуанты, как будто боги на своем Парнасе запро тестовали против модернистских экспериментов новых Фокиных. Кстати, хулиганство — знаковая черта Политару: лет десять назад, когда он был еще начинающим хо реографом, его спектакль, прини мавший участие в Витебском фес тивале, провалился и не дошел до второго тура. Пылкий хореограф пришел к председателю жюри, на говорил дерзостей, а заодно обви нил коллегу в профанации искусст ва. Тот отнес вспыльчивость моло дого коллеги на счет эстетических издержек и попытался его переубе дить. Можетбыть, «воспитательная работа» дала свои результаты: сей час Раду Политару поставил в Мо скве в Большом «Ромео и Джульет ту»—премьера 13декабря. В координатах спора В рамках фестиваля прошли дискуссии о современном танце, путях-перепутьях его развития. Художественный руководитель коллектива из Швеции Андреас Дерблом подлил масла в огонь спора, отстаивая «революциони- ционапьного * Академического Большого театра балета Респуб лики Беларусь Юрий Троян: «Та нец всегда будет национальным». По-восточному был мудр еще один член жюри, профессор Пекинского хореографического института Сяо Сухуа: «Какое бы образование че ловек ни получил, его корни всегда будут видны. Очень важен талант и профессиональная подготовка. Современная хореография зави сит от индивидуальности творца. Я за то, чтобы современный танец был разнообразным, чтобы не бы ло одного стиля, одного авторите та». Впрочем, затеявший спор французский балетмейстер сам признал ненужность общего зна менателя для современной хорео графии, поскольку так можно прийти кодной модели танца, кото рая уничтожит разнообразие. Ко нечно, это не исключает взаимо проникновения танцевальных культур. Кстати, член жюри фести валя, президент Международного совета по танцу ЮНЕСКО немец Дитмар Зейферд поставил в Мин ске в Национальном Академиче ском Большом театре балета клас сический спектакль «Тщетная пре досторожность». Танцующие «челноки» Что такое современная хорео графия? Одни специалисты ее ру- Ш С о в р е м е н н а я х о р е о г р а ф и я з а в и с и т о т и н д и в и д у а л ь н о с т и т в о р ц а . гают, другие критики снисходи тельно называют ее «ухудшен ным классическим балетом». А к ней просто надо привыкнуть. Кто му, что из-под колосников сып лются ноты, тапочки, мыльные пу зыри... Ктому, что танцоры вдруг перестают танцевать и начинают говорить, петь, очищать апель син, как это сделали в блестящем спектакле Сергея Смирнова и хо реографической компании из Екатеринбурга «Эксцентрик-ба лет» — <«Выход»— первая премия в номинации «Одноактный ба лет». Неожиданным был «ход» ар тисток из челябинского ансамбля современного танца «Кислотный дождь»: в миниатюре «На дне» они выволакивали на сцену ог ромные баулы в клетку, извест ные всем «челнокам» России и Беларуси. Баулы вдруг шевели лись и... принимались танцевать. Свежие работы представили белорусские хореографические коллективы. По мнению предсе дателя жюри Юрия Трояна, «одна из задач фестиваля — поднять культуру танца в Беларуси...» Ка жется, форуму современного ба лета это удается. Обезоруживаю ще простодушным (хотя и не сколько прямолинейным по за мыслу) показался одноактный ба лет группы современной хорео графии из Гомеля «Квадро» — «Перед лицом неба» на музыку Баха (специальная премия жюри). В финал прошли и белорусские танцоры из группы современной хореографии «ТАД» (Гродно) с хо реографической миниатюрой «Дым Буэнос-Айреса». Их чистая работа вызывала в памяти груст ный афоризм польской юморист ки: «Каждое танго — это проща ние»... К сожалению, не вышли даже во второй тур ребята из мин ской творческой лаборатории «Эас!», а жаль: мудрый и удиви тельно красивый спектакль «Вто розаконие» заслужил высокую оценку зрителей. Новая хореогра фия ищет свои средства выраже ния, свой язык, свою речь. «Танец — единственное искус ство, материалом для которого служим мы сами», — обмолвился американский балетный критик Тед Шон. Остается удовлетво риться тем, что современный ба лет таков, каковы мы с вами сего дня. Итут уж ничего не попишешь! « Л и с т о п а д » о т з в е н е л . . . Владимир Ефанов МИНСК ВМИНСКЕ завершился Междуна родный кинофестиваль «Листо пад-2003» — «фестиваль фести валей», как называют его в бело русской прессе. Разумеется, называют не пото му, что минские устроители кино- форума, которому, кстати, в этом году исполнилось десять лет, пре тендуют на некую исключитель ность. По словам президента фес тиваля, народного артиста СССР Ростислава Янковского, все про ще. Как правило, на «Листопаде» показывают фильмы, которые уже завоевали призы на других меж дународных фестивалях. И прово дится он для того, чтобы минчане смогли представить всю картину как некогда «нашего», так и миро вого кино. По мнению артиста, оно сегодня возрождается, в том чис ле и в постсоветских странах, где в последнее десятилетие наблю дался упадок. К тому же, считает Р. Янковский, «повсеместно мы видим рост патриотизма в кино». Поэтому не случайно нынешний «Листопад» открылся кинолентой белорусских кинематографистов «Анастасия Слуцкая». — Это определенно патриоти ческий фильм, — считает Р. Ян ковский. — И хотя он более кос тюмный, нежели исторический, это наш первый блин, и он—не ко мом. Еще одно отличие нынешнего, юбилейного фестиваля — геогра фия участников. Первоначально фестиваль планировался как фо рум «киношников» из стран СНГ и Балтии. Ныне в Минск приехали кинематографисты из многих стран мира, в том числе из Рос сии, Польши, США, Ирана, Сер бии, Болгарии, Чехии, Китая, Япо нии... В результате «Листопад» принял форму международного фестиваля, и, по оценке крити ков, вполне заслуженно. В кон курсной программе были пред ставлены 8 игровых и две анима ционных картины, в числе кото рых немало лент и российских ав торов. Уже покоривший Венецию фильм «Возвращение» Андрея Звягинцева, а также «Прогулка» Алексея Учителя, «Бедный, бед ный Павел» режиссера Виталия Мельникова. По сравнению с другими фес тивалями минский «Листопад» не отличается особым «шиком» и праздностью. А представителей жаждущей развлечений околоки- нематографической публики, сле тающейся на тот же сочинский «Кинотавр», как ночные бабочки на свет звезд, здесь практически не было. А вот праздника — в смысле так свойственной белору сам любви к искусству вообще и кино, в частности, — было через край. Залы не пустовали, артистов принимали с восторгом, призы, хоть и скромные, — зато много. «Золотом» «Листопада» — при зом зрительских симпатий была награждена картина «Возвраще ние» Андрея Звягинцева, получив шая наибольшее количество голо сов. «Серебро» и «бронза» фести валя достались российской карти не «Старухи» режиссера Геннадия Сидорова и белорусской «Анаста сии Слуцкой» Юрия Елхова. По словам председателя жюри кине матографистов фестиваля рос сийского кинорежиссера Игоря Масленникова, приз за лучшую режиссуру получил российский режиссер Виталий Мельников за фильм «Бедный, бедный Павел», за лучшую мужскую роль — Вик тор Сухоруков, сыгравший в том же фильме. Приз за лучшую жен скую роль достался польской акт рисе Дануте Стенке («Шопен. Же лание любви»). Специальные дипломы и при зы получили режиссер Геннадий Сидоров (фильм «Старухи»), Татьяна Логинова («Анастасия Слуцкая»), Анвар Кеншаев («Ста рухи»), Юлия Маврина («Бедный, бедный Павел»), Диплом за луч ший дебют вручен режиссеру Алексею Герману-младшему за картину «Последний поезд». Приз «Лучший продюсер» полу чил Октай Мир-Касимов. Специ ального приза «За яркий дебют и патриотизм» удостоена актриса Светлана Зеленковская («Ана стасия Слуцкая»), Специальный приз Президента Беларуси вру чен картине «Возвращение». Еще одну президентскую награ ду— «За сохранение и развитие традиций духовности в киноис кусстве» — получила замеча тельная Клара Лучко. П е т р К ач у р о : «С о к о л » е щ е в з л е т и т персона Владимир Панов МИНСК — САРАТОВ ДАЖЕ сейчас, в свои тридцать с хвостиком, он— всегда рвущийся к воротам соперника, виртуозно играющий головой форвард — наверняка пришелся бы ко двору в любой белорусской команде. Но Петр Качуро сегодня защищает цвета саратовского «Сокола». И хотя сезон получился, мягко гово ря, не ахти, оптимизма Петр не те ряет. Кстати, «Клуб Качуро» для лучших бомбардиров националь ного чемпионата давно уже «пе рерос» своего основателя, пер вым забившего пятьдесят голов. А его в Минске по-прежнему лю бят и помнят, узнают на улицах и приветствуют... Высшуюлигубелорусскогопер венстванеразпыталисьсравни ватьспремьер-лигойроссийского. Каквысчитаете, уместнолитакое сравнение? — Вцелом сравнивать сложно, но качество игры белорусов до вольно неплохое. А вот по части самоотдачи, желания, спортивной злости первый российский диви зион гораздо предпочтительнее. Поскольку там играют опытные, многое повидавшие футболисты с известными именами и более высокой мотивацией, в денеж ном, прежде всего, плане. Мотивация, выговорите, выше. Анамного? — На порядок, а то и на два. Ни для кого не секрет, что сейчас в российском футболе и том же первом дивизионе деньги кру тятся приличные. И зарплата, и премиальный фонд у клубов, особенно претендующих на вы ход в премьер-лигу, куда солид нее, чем даже у лучших белорус ских,— это факт. —Значит, массовыйотъездмало- мальскиперспективнойфутбольной молодежиизБеларусивРоссиюне избежен? — Я, например, убежден, что до определенного периода футбо лист вообще не должен задумы ваться о деньгах. Ему надо ста раться заработать себе имя, по вышать мастерство, конечно, при возможности в известном и силь ном клубе, а остальное рано или поздно придет. —Идокакоговозраста? -— |1Т?0 — У каждого по-разному, тут общего рецепта быть не может. Но я считаю, лет до двадцати пяти, а то и двадцати семи желательно идти как бы по восходящей. Сразу больших денег все равно не даст никто и нигде — ты должен дока зать, что чего-то стоишь. —Каквэтомсмыслеможетеоце нитьсвоюкарьеру? — Однозначно, и у меня были ошибки. Конечно, не стоило уез жать из Англии в Китай. Пустьмне и понижали зарплату в Шеффилде, но я мог остаться еще на три года. Это было связано и с новым трене ром, и с моими травмами, словом, так получалось. Я рассчитывал по играть в Поднебесной и вернуться, однако вышло совсем по-иному. Очередная травма выбила меня из колеи. На начальной стадии, когда Советский Союз развалился, при мерно год потерял. А в принципе своей карьерой вполне доволен. —Номинувшийсезонвы, навер ное, едвализанесетесебевактив? и П . К а ч у р о . — Конечно, удачным его не на зовешь, коль скоро команда не выполнила поставленную задачу и осталась в первой лиге. У меня был неплохой отрезок, когда вро де бы набрал неплохую форму, стал забивать, но недолеченная травма в конце концов дала о себе знать. С одной стороны, 7 или 8, не помню точно, мячей в 17 матчах вроде бы неплохо, с другой — ма ло встреч, значит, маловато и го лов. Конечно, руководство «Соко ла» связывало со мной опреде ленные надежды. Жаль, что не удалось их полностью оправдать. —Навашвзгляд, «Соколу»поме шалавысоковзлететьтренерская чехарда? — Думаю, да. Наставников меняли неоправданно часто. Трое для одного сезона все-таки многовато. Если уж собирались снимать Ткаченко, а насколько мне известно, это входило в пла ны руководства еще в начале предсезонной подготовки, надо было снимать. Или, наоборот, дать ему работать. Потом, только что-то стало получаться у Шевчу ка, заменили и его. Корешков же попросил нас просто выклады ваться в каждой игре, хоть чем- то порадовать болельщиков. А решение главной задачи перене сено на следующий год. —Она, естественно, будеттойже: пробитьсявдивизионсильнейших? — Конечно. —Авотинтересно:другиекоманды изгородовПоволжья, тотжеказан ский«Рубин», ставшийбронзовым призеромчемпионатаРоссии, яро славский«Шинник»даи«Крылья Советов», «Ротор»ставятпередсо бойцелигораздосерьезнееидоби ваютсяих. ЧемСаратовхуже? — Что касается Казани, то это вообще разговор особый. Фут бол и хоккей там в большом по чете. Много строится спортив ных объектов, команды прогрес сируют. Другие города тоже, по жалуй, посовременней, чем наш Саратов. Ау нас дороги похуже, электричество нередко отключа ют. Однажды даже на стадионе такое случилось, когда мы игра ли с «Кубанью» и вели со счетом 3:0. Хорошо хоть нам дали закон чить матч. —Авообщекакк«Соколу»относят ся? —Ждут, верят, что мы еще по радуем успехами. И руководство города относится с пониманием к ситуации. Так что хочется оправ дать доверие и властей, и болель щиков. —Увасконтрактещенагод? — Даже больше — на полтора. Надо восстанавливаться, трени роваться, больше играть и заби вать почаще. ДВЕ к н и г и С и г н а л ы н е д е л и Обозреватель «СОЮЗа» перелистал сигнальные экземпляры книг, поступивших в Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций Станислав Зигуненко. «Тайнычеловека и его эволюции». М.:«Вече». —464 с. Действительно ли человече ство образовалось в результате «вселенского посева»? Правда ли, что у человека не один мозг? Можно ли клонировать себе двойника? Бывают ли люди-не- видимки? Способен ли человек летать? И, разумеется, один из главнейших вопросов, всегда волновавших человечество: что ждет нас после смерти? Акаде мик Гаряев пришел к выводу, что в ДНК зашифровано послание Создателя, а в самом генетиче ском коде содержатся сведения обо всем организме как бы в го лографической форме. Иными словами,все скопление генов — геном — представляет собой биокомпьютер с определенным языком программирования, соб ственной программой, определя ющей его развитие и поведе ние... Степан Грибенчук, Анатолий Полонский. «Тайны Беловежской Пущи. Это было при нас». Брест. —260 с. Книга посвящена Беловеж ской Пуще — прекрасному бе лорусскому краю с обилием родников-криниц. Беловежская сторонка — это Юго-Запад Б е ларуси, самый теплый регион республики — настолько теп лый, что здесь растет и со зр е вает виноград и некоторые фирмы подумывают о его про мышленном производстве. Ав торы книги рассказывают о тай нах края, в частности, о совер шенно секретных объектах Со ветской Армии в лесах Бело вежской Пущи. Подготовил Александр ЩУПЛОВ. «СОЮЗ. Б е л а р у с ъ -Р о с с м я » П ер и о д и ч е ск о е и з д а н и е Совета М ини стров С ою зн о го го су д а р с тв а Газета з а р е ги с тр и р о в а н а в М ини стерств е по д е л ам печати , т ел ер а ди о в ещ а н и я и с р е д с т в м а с с о вы х коммуникаций Р о сс и й с к о й Ф ед ер ации 1 0 мар та 2 0 0 0 г о д а . Регистрационны й № 7 7 - 1 8 8 0 . Тираж по РФ: 4 0 1 9 6 5 Тираж по РБ: 2 8 4 9 5 0 Тираж «СОЮ За . Б еларусь — Р о с с и я » в РФ и РБ: 6 8 6 9 1 5 Ш еф -р е д а к т о р А.И. Батыгин (М о ск ва ) Первый зам е с т и т ел ь ш е ф -р е д а к т о р а А.М . Т аран да (М и н с к ) А др е с редакции «СОЮЗа. Б ел ар у сь— Р оссия» : Москва, А -4 0 , ГСП -31 2 5 9 9 3 , улица Правды, 2 4 . Телефон: 2 5 7 - 5 7 8 7 Факс: 2 5 7 - 5 7 8 7 Е - таН: Егтакоуа@гд.ги А д р е с р ед а кци и г а зеты «С ов е т ск ая Б е л о р у с с и я » Р ес п у б л и к а Б е л а р у с ь , 2 2 0 0 1 3 , М инск , улица Б. Хм ел ьни цк о го , 1 0 а . Тел. и ф а к с : 2 3 2 - 1 4 3 2 И зд а т е л ь с т в о : ЗАО «И н ф о р м а ц и о н н о -и зд а т е л ь с к и й конц ерн « Р о с с и й с к а я г а зе т а » А др е с : М оск ва , А -4 0 , ГСП -3 1 2 5 9 9 3 , ул . П равды , 2 4 . Тел. 2 5 7 - 5 3 - 6 2 . И з д а т е л ь с т в о «С ов е т ск ой Б е л о р у с с и и » : Б е л о р у с с к и й Д о м печати . КИПУП «С ож » ОТПЕЧАТАНО в 0 0 0 «О бъ един енны й и з д а т ел ь ск и й д о м «М ед и а -П р е с с а » . А др е с : 1 2 5 8 6 5 , ГСП, М о ск в а -1 3 7 , ул . Правды , 2 4 . Р а сп р о с т р а н я е т с я по в с ем п од пи сны м ин д ек с ам : I По граф ику : 1 6 .0 0 « Р о с с и й с к о й га зеты » : 5 0 2 0 2 , 3 2 1 8 4 , 4 0 9 4 2 , 4 0 9 1 3 , 4 0 9 2 4 , ' Н ом ер п одпи сан : 1 6 .0 0 . 4 0 9 4 5 , 3 8 2 8 6 , 4 1 5 9 1 . «С ов етская Б е л о р у с с и я » : 6 3 8 8 9 . •СОЮЗ. Б ел а р у сь - Россия» печатается вАрхангельске, Владивостоке, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Иркутске, Казани, Калининграде, Кемерове, Краснодаре, Красно ярске, Минеральных Водах, Москве, Мурманске, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Омске, Оренбурге, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Самаре, Саратове, Тюмени, Ульяновске, Уфе, Чебоксарах, Челябинске. «Советская Белоруссия» печатается в г. Минске.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz