Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

шшш 3 декабря 2003 г., № 234 (22112) ШИПЕЦКЛЯ газета г ОБРА З И ВОПЛОЩЕНИЕ Д Е Т И ИЗ «СИНЕН ПТИЦЫ» ...Открываешь дверь — и перед тобой корабль с алыми парусами! Это макет, сделанный к спектаклю «Алые паруса» по роману Александра Грина. А слева, на столе —целая стопа цветных афиш. Они нарисова­ ны на листах ватмана и пестрят именами учеников. На стеллажах с книгами дипломы, грамоты городских фе­ стивалей. И вокруг —книги, книги, книги... Так где же мы? Втеатре или в библиотеке? На самом деле —в биб­ лиотеке липецкой средней школы № 42. Но здесь жи­ вет ещё и театр «Синяя птица». Часто слышишь, что ин­ терес к книге сегодня изряд­ но поубавился. И не удиви­ тельно: немало времени отни­ мает телевизор, у многих — компьютеры. Но читать «вир­ туально» — это совсем иное, чем идти в библиотеку, рабо- «*«<гатьс каталогом. Как привить етям интерес к книге? Воп­ рос, как говорится на засып­ ку, но вполне решаемый. Было бы желание. У Эльвиры Чуй­ ковой, библиотекаря средней школы№ 42, своя изюминка. «Театр книги» — так назы­ вается её театр. Недавно «Си­ няя птица» отпраздновала 15-летие. Пришли выпускни­ ки школы, которые играли еще в первых составах. Ак­ терами они не стали, актерс­ кую профессию выбрала толь­ ко Татьяна Тарасова, а в ос­ новном это — врачи, учите­ ля, предприниматели. Но каждого отличает любовь и вкус к хорошей книге. Все спектакли, сцены, этюды — по классике, по хо­ рошим художественным про­ изведениям. Сначала над сце­ нарием работает Эльвира Ива­ новна. Затем (обязательный пункт!) эту работу заверша­ ют будущие исполнители ро­ лей. — Ребенку так легче, — поясняет Эльвира Ивановна. — Он быстрее вживается в образ, ему интересно. У меня, как у главного режиссера, есть помощники, которые сами ведут репетиции: Анд­ рей Жданов и Маша Сергее­ ва. Работая над ролью, дети чэ.сто интересуются: а какие еще книги у этого писателя? Мы знакомимся с биографи­ ей автора, смотрим фильмы, слушаем музыку и, конечно, читаем само произведение. Домашнее задание — напи­ сать сценарий к определен- спектаклю «Золотой цыпле­ нок». И ещё: к каждой по­ становке готовятся декора­ ции. Их дети рисуют на ог­ ромных коробках из-под бы­ товой техники. Когда это все видишь, очень хочется стать Красной Шапочкой или Ас­ соль. В театре нет конкурс­ ного отбора, или, как теперь говорят, кастинга. Ребята приходят, пробуются, и хотя бы маленькая роль находит­ ся для каждого. Некоторых приводят родители — на­ столько стеснительные и за­ комплексованные дети быва­ ют. Но постепенно они меня­ ются. И это замечают все. Перед каждым занятием обя­ зателен этюд «Славим имя свое!». Каждый придумыва­ ет собственный титул, чтобы почувствовать себя настоя­ щим актером. — Она необыкновенный человек, — рассказывает об Эльвире Ивановне завуч шко­ лы ОльгаАлександровна Пу- шилина. — Она сумела спло­ тить ребят, увлекла всю шко­ лу! А произведения выбира­ ет такие, которые воспитыва­ ют человека в большом смыс- . : ДЕКАБРЬСКАЯ АФИША ЖЕНСКИЕ ИГРЫ И БЕНГАЛЬСКИЕ ТИГРЫ Одним из крупных праздничных событий станет для Липецка гала- концерт, посвященный 50-летию области. И это как бы пролог к встрече Нового года, когда во всех дворцах и домах культуры пройдут детские утренники, молодежные балы, причем по оригинальным сценариям и с солидной режиссурой. А сегодня в областном Дворце культуры —«Игры женщин», спектакль, осуществленный во МХАТе им. А.П. Чехова польским драматургом и Цирк-шапито — это, ко­ нечно, привычнее для лет­ них месяцев. Однако почти весь декабрь в Липецке воз­ ле Дворца спорта «Звезд­ ный» будут идти представ­ ления цирка «Мечта». В программе — аттракцион с постановщиком Кшиштофом Занусси. Думается, его с полным основанием можно считать главной у нас антрепризой года. Не только потому, что К. Занусси —режиссер с мировым именем и на его счету —блестящие работы в кино и на сцене. Не менее интересно, что центральную роль в этой постановке сыграла народная артистка России блистательная Екатерина Васильева. Ради этой роли она прервала «обет сценического молчания». бенгальскими тиграми, выс­ тупления мастеров манежа, в том числе клоунского трио «Баламуты». Публике обе­ щано: температура внутри шапито будет вполне незим­ ней... Две юмористические про­ граммы запланированы в об­ ластном Дворце культуры. Первая — в жанре КВН. Мы вновь встретимся с известной командой «Уездный город». Вторая адресована поклонни­ кам драматического искусст­ ва. Старейшая в России труп- КОЕ-ЧТО О ПРЕЛЕСТЯХ СУПРУЖЕСКОЙ СВОБОДЫ па Рязанского государ ­ ственного Знака почета те­ атра покажет «Ироничес­ кую комедию» современно­ го английского автора Рэя | Куни в переводе хорошо | нам знакомого писателя- | юмориста Михаила Миши- 1 на. Во Дворце культуры | тракторостроителей состо- | ится мастер-класс. Его про- 1 ведут педагоги и участии- | ки санкт-петербургской | джаз-модерн школы «Кан- | нон Дане». А завершится | мастер-класс концертом с | участием и гостей с берегов 1 Невы, и нашего муници- I пального ансамбля «Дане- | ленд-клаб». Константин ВАСИЛЬЕВ. | ОГНИ РАМПЫ 1 Весной следующего года елецкий театр «Бенефис» отметит свое десятилетие. Ине каким-нибудь там тра­ диционным капустником, а целым фестивалем с уча­ стием трупп России и зарубежья под названием «Ан­ гажемент Нины Заречной». Напомню, кстати: героиня чеховской «Чайки» ехала в дословный русский город Елец в вагоне третьего класса с той самой целью «ан­ гажироваться», которая начинающую актрису совсем не прельщала. ньщ сценам. Дети из «Синей'^(Л<е* птицы» больше читают, у них шире кругозор. Да, впрочем, и у зрителей тоже. Наши постановки смотрит вся шко­ ла. Часто после спектакля ученики прибегают за тем произведением, которое мы показывали на сцене. Ну где бы они еще узнали сейчас, например, о Метерлинке? Во всех спектаклях зву­ чат классическая музыка, фонограммы хороших песен. В школьной же библиотеке между стеллажами с книга­ ми хранятся и театральные костюмы, которые помогают шить родители, Эльвира Ива­ новна. «Мы давно уже ниче­ го не выбрасываем, — гово­ рят здесь. — Все несем в биб­ лиотеку и знаем, что приго­ дится для школьных празд­ ников, КВНов». Недавно в школе купили красивую ткань к новому «Сйй'яя пФйца» показыва­ ет свои спектакли и в детс­ ком доме, и в приюте, и в об­ ластной детской библиотеке, и в детсадах 23-го микрорай­ она. Старшеклассники стави­ ли сцены из Тургенева, Фон­ визина, Грибоедова. В год бывает по три премьеры. И многие спектакли живут го­ дами. Например, театр никак не может распрощаться со «Снегурочкой», с «Красной Шапочкой». — Это такие добрые, чис­ тые, светлые спектакли! — говорит Эльвира Ивановна. — А «Синюю птицу» по Ме­ терлинку сначала поставили мы, потом — школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. И мы получили воз­ можность посмотреть там иной вариант, иную трактов­ ку. Одна сцена у них выгля­ дит как кукольный театр. Над «Снегурочкой» я рабо­ тала года четыре: собирала материал, музыку, писала сценарий. Конечно, помогали дети. На сцене сразу 36 че­ ловек, со второго по одиннад­ цатый класс. А это непрос­ то. Сейчас мы работаем над «Золотым цыпленком», пока­ жем его на городском фести­ вале «Театр и дети». Хочет­ ся что-нибудь из зарубежной прозы или драматургии по­ ставить, например, «Обыкно­ венное чудо» Шварцу. Уже стало традицией, что первого сентября мы показы­ ваем спектакль для перво­ классников и их родителей. А в конце спрашиваем: «Вам понравилось, как играли дети?» «Понравилось!» — слышим из зала. — «А вы хотите так же играть на сце­ не? Кто хочет? Поднимите руки. (И много рук!)». Тог­ да, говорю, приходите в биб­ лиотеку, там живет наш те­ атр. Позже, конечно, остается человек двадцать. Ведь это трудно: надо слушать друг друга, дисциплина... Но работа Эльвиры Ива­ новны, как и большинства школьных библиотекарей, состоит в сохранении фонда, выдаче учебников, подборе тематической литературы. А еще — исследование чита­ тельских интересов учеников, оформление выставок-обзо­ ров, посвященных природе, спорту, вопросам наркома­ нии. Подбор методической литературы для учителей. Проблемы? Давно нет средств на пополнение фон­ да программной литературы, литературы по внеклассному чтению. Учебники есть, де­ тям почти не приходится их покупать. Эльвира Ивановна договаривается с другими библиотекарями, меняется учебными пособиями. А не тдк ^афно всем школьным библиотекам был сделан по­ дарок Президента страны Владимира Владимировича Путина в рамках Федераль­ ной программы развития об­ разования: подписное изда­ ние М.Ю. Лермонтова и Биб­ лиотека отечественной клас­ сической художественной литературы в 100 томах. По­ лучила такой подарок и наша школа. Здесь создан совет биб­ лиотеки. Есть дети, которые помогают Эльвире Ивановне и мечтают стать библиотека­ рями. А ведь большинство при­ ходит сюда из-за театра. На­ стоящая любовь к книге рож­ дается уже потом. Спасибо «Синей птице»! Анастасия КОНОПЛЁВА. Фото Анастасии МЕНЬШИКОВОЙ. О п р е д е л е н н а я д в о й с т в е н ­ н о с т ь (с о д н о й с т о р о н ы , х р е с ­ т о м а ти й н а я р е п л и к а , н а п и с а н ­ ная в е л и ким а в т о р о м б уд т о бы н е в зн а ч а й , а с д р у г о й — д о л ­ го е о т с у т с т в и е в Ельце в о о б ­ щ е д а ж е н а м е к а н а а н г а ж е ­ м е нт , т о е с ть на с т а ц и о н а р ны й т е а т р ) в о т уж е б е з м а л о го д е ­ ся ты й го д с к а зы в а е т с я на д е ­ я т е л ь н о с ти «Бенеф иса» . З д е с ь с о б р а н в е с ьм а н е п л о х о й к о л ­ л е к т и в , н о р а б о т а т ь е м у о х к а к н е пр о с то . Т а кое ощ ущ е ни е , что т е а т р п о с т о я н н о б а л а н с и р у е т на гр а н и м е ж д у вы с о ким , ш т у ч ­ ным и с к у с с т в о м и « о бщ е у п о т ­ р е б и те л ь ны м » р а з в л е ч е н и е м , п о с т о я н н о ищ е т в о з м о ж н о с т и с т а б и л ь н о з а п о л н я т ь п у с т ь и н е б о л ь ш о й з а л , з р и т е л я м и , каж ды й и з ко т о ры х ж д е т ч е го - т о с в о е го : к то с о п е р е ж и в а н и я , с о у ч а с т и я , к т о з р е л и щ а , к т о п р о с т о о тды ха . На в с е х не у г о ­ д иш ь . Тем не м е н е е «Бенефис» пы та е т ся вы по л н я ть с в ою м и с ­ с и ю д о с т о й н о , б е з п о д о б о с т ­ р а с т н о г о у г о ж д е н и я п у б л и к е , с т а р а я с ь с т р о и т ь р е п е р т у а р на м а н е р д о с т а т о ч н о п р я н о г о и п р и в л е к а т е л ь н о г о « б у к е т а » р а зны х о т т е н к о в — о т с ц е н и ­ ч е с к о го по л о тн а п о «Гедде Г а б - лер» Г. И б с е н а д о н е з а т е й л и ­ в о го «К он кур са » А . Галина . С е й ч а с , к о г д а в т е а т р е в а ­ к а н т н а д о л ж н о с т ь г л а в н о г о р е ж и с с е р а , а д м и н и с т р а ц и я т р у п пы н а х о д и т о п тим а л ь ны й в д а н н о й с и т у а ц и и вы ход , п р и ­ гл аш ая п о с т а н о вщ и к о в и з р а з ­ ны х го р о д о в . П р и ч ем не о б я ­ за те л ь н о на ра з . Та к , н а м е р е н п р о д о л ж и т ь с о т р у д н и ч а т ь с « Б е н е ф и с о м » р о с т о в ч а н и н Ю р и й М е л ь н и ц к и й , з н а к о м ы й ел ь чан ам п о «Лесу», « Б а н кр о ­ ту» и т о й ж е «Чайке». А п о к а в «Б енеф исе» с к о ­ м е д и е й «С во бодная пара» и т а ­ л ьянца Д а р и о Ф о д е бю т и р о в а л В л а д им и р К о л о м а к , р а б о т а в ­ ш и й в т е а т р а х Р ы б и н с ка (Я р о с ­ л а в с ка я о б л а с ть ) , Н о в о к у з н е ц ­ ка , П р о коф ь е в с ка , л а у р е а т ф е ­ с т и в а л е й в М о с кв е и О рле , с о ­ зд а те л ь б о л е е по л у с о тн и с п е к ­ та кл е й . У м е с т н о з а м е т и т ь , ч т о с р а в н и т е л ь н о н е д а в н о п ь е с у Д а р и о Ф о р а зы гры в а л и а к т е ры Л и п е ц к о г о м у н и ц и п а л ь н о г о т е ­ а т р а (Л М Т ) на н е б о л ьш о м п о ­ д и у м е кл уба «М аска» . У м е с т н о , и б о с ра в не ние д вух в е р с и й «Сво ­ б о д н о й пары» п о зв о л я е т л учш е по н я ть , в чем ж е с в о е о б р а з и е е л е ц ко й т р а к т о в к и . В д в у х с л о ­ вах , о т ню д ь не к а м е р н а я п л о ­ щ а д к а «Б ен еф и са» д а е т и р е ­ ж и с с е р у , и и с п о л н и те л я м м а с ­ с у в о з м о ж н о с т е й д л я т р ю к о в , для п р е д с та вл е н и я , д а л е к о г о о т б ы т о п о д о б и я « с т е с н е н н о г о » п р о с т р а н с тв а , з а т о б л и з к о го , не п о б о ю с ь у п о м и н а н и я с т о л ь г р о м к о г о и м е н и , к д е й с т в у в д у х е р у к о в о д и т е л я Т е а т р а на Т а га н к е Ю рия Л ю б и м о в а . К о м е д и я р а з ы г р ы в а е т с я в «Бенеф исе» с е с т е с т в е н н о й д о ­ лей и р о н и и , л е г ко , ш у тл ив о . Но п р и э т ом каж ды й и з а к т е р о в пы ­ т а е т с я ( в е д о м ы й , р а з у м е е т с я , р е ж и с с е р о м ) у с т а н о в и т ь и д аж е п р о д и к т о в а ть с о б с т в е н н ы е п р а ­ вила и гры . С ам о с о б о й , в н ее а к т и в н о в клю чае тся и х у д о ж н и к П а в е л П о п о в . В с е в р о д е бы о ч е н ь п р о с т о . На а в а н с ц е н е — п о д о б и е - о кн а , ч е р е з к о т о р о е , в о с н о в н о м , и « п е р е го в а р и в а ю т ­ ся» с П уб л и ко й г е р о и - с у п р у г и , р а с с к а з ы в а ю щ и е и с т о р и ю о т о м , к а к о н и за хо те л и с та ть с в о ­ б о д н о й п а р о й и ч т о и з э т о г о вышло. И нициируе т , п р ов оц ир уе т р а с п а д с е м ь и М а р и о — д о н ж у - а н и с ты й п е р с о н а ж В л а д и м и р а Г р о м о в и к о в а . П о э т о м у в е г о о б ъ я т и я х в рем я о т в р е м е н и о к а ­ зы в а ю т с я п р е д м е ты , м а т е р и а ­ л и з ую щ и е в н е с е м е й н ы е с к л о н ­ н о с т и м уж а — ж е н с к и е т о р с ы - м ул яж и (о бы ч н о с л уж ащ и е л о ­ т о ч н и к а м д л я д е м о н с т р а ц и и н и ж н е г о бе л ья ) . М а р и я (Л ю д м и л а С о л о в ь е ­ в а ) — с у щ е с т в о к а к б у д т о бы п а с с и в н о е , о б р е ч е н н о е с т р а ­ д а ть , о б и зм е н а х не п о м ы ш л я в ­ ш е е . О д н а к о он а п у с к а е т с я во в с е т яж к и е ещ е бо л е е в е с о м о , г р у б о , з р и м о , н е ж е л и М а р и о . И б о е е «мечтания» м а т е р и а л и ­ з ую т с я уж е не у с л о в н о , а б у к ­ в а л ь н о в в и д е д в у х м о л о д ы х лю д е й — о д н о к л а с с н и к а сы н а и и нф е р н а л ь н о го п р оф е с с о р а . К сл ов у , э т и х п е р с о н а ж е й (и х и г ­ р а е т М а к с и м К р а с н о в ) в с п е к ­ т а кл е Л М Т не бы л о . З д е с ь ж е и х п о я вл е н и е в по л не о п р а в д а н о — уж е б л а го д а р я т ом у , ч то М а к ­ с и м К р а с н о в и г р а е т и х о с т р о , ум е л о п о л ь з у я с ь л а к о н и ч н о -у т ­ р и р о в а н ны м и к р а с к а м и . В о бщ е м , «С во бод н ая пара» — р а с к о в а н н а я , в е с е л а я , н а ­ с к в о з ь т е а т р а л ь н а я и с т о р и я . П о м и м о а к т е р о в , «шутят» д е к о ­ р а ц и и . Н а п р им е р , по с те л ь с у п ­ р у г о в в д р у г п р и н и м а е т с т р о г о в е р ти ка л ь н о е п о л ож е н и е . Ге р о и ж е в е д у т с е б я в п о л н е о бы ч н о , «по го р и зо н т а л и » . «Ш утят» и к о ­ с тю м ы . Д о п у с т и м , к о г д а М а р и я , го р я ж е л а н и ем н а гл я д н о п р е д ­ с та ви ть п о х ож д е н и я с у п р у га , п о ­ ка зы в а е т и х в м у ж с к о м н аря д е . В е с ь э то т , п о зв о лю с е б е п о д о б ­ н о е в ы р а ж е н и е , с ц е н и ч е с к и й ф е й е р в е р к ч е м - т о н а п о м и н а е т о п у сы с о о т е ч е с т в е н н и ко в Д . Ф о Х\/1-ХУ111 ве ко в , с о ч и н я вш и х к о ­ м е д и и д е л ь а р те . В о в с я ком с л у ­ ч а е , в с п е к т а к л е « Б е н еф и с а » я в н о ощ у т им н а м е к на м о д е р ­ н и з а ц и ю т р а д и ц и о н н о й к о м е д и и м а с о к с ее и м п р о в и з и р о в а н ны м х а р а к те р ом , с п р е в р ащ е н и е м г е ­ р о е в в д з а н и (« слу г теа тра» ) , с д е й с т в и т е л ь н о с в о б о д н ы м , н е ­ п р и н у ж д е н н ы м « п о л е т о м » а к ­ т е р с к о й ф а н та зи и . П равда , б л иж е к ф и на л у в о з ­ н и к а е т мы сл ь : а не с л иш к о м ли с п е к т а к л ь л е г о к для то й д о с т а ­ т о ч н о с е р ь е з н о й и д е и н а с ч е т о п а с н о с т и с у п р у ж е с к и х и зм е н , ч то з а л о ж е н а а в т о р о м ? П о н я т ­ н о : е г о п е р с о н а ж и не п е р е ж и ­ в аю т в с е р ь е з и с х о д н ую с и т у а ­ ц и ю и а к т е р ы с ущ е с т в у ю т о т ­ ню д ь не п о з а к о н а м п с и х о л о г и ­ ч е с к о г о т е а т р а . Но в м е с т е с ? т ем не ч е р е с ч у р ли м н о г о б а - | л о в с т в а и р е з в о с т и на с ц е н е ? | Не н а з о й л и в о т е а т р н а с т а и в а ­ е т на т ом , что е г о д е л о и з о б ­ р а з и т ь в се , ч то т о л ь к о в е г о сила х , не з а б о т я с ь о с о б о , гд е зл о и гд е д о б р о , к т о п р а в и к то винова т . К он е чн о , мы ж и в е м о т ню д ь н е в п у р и т а н с к о е в р е м я и в о л ь н ы п р е л о м л я т ь ж и з н ь с к в о з ь «уве л ичи тел ьн ое с т е к ­ ло» т е а т р а к а к д уш е (р е ж и с ­ с е р а и а к т е р о в ) у го д н о : В о з ­ м ож н о , в м о ем м н е н и и л е г к о у с м о т р е т ь к а к о е - т о б л а г о н а ­ м е р е н н о е х а н ж е с т в о . Но м н е в д а н н ом случае хоче тся встать не на п о з и ц и и « ч и с то го и с к у с ­ ства» , т е а т р а л ь н о го и с к у с с т в а к а к т а к о в о г о , в р а м к а х к о т о ­ р о г о с п е к т а к л ь « Б е н еф и с а » в п о л н е м а с те р о в и т , п р и в л е ка ­ т е л е н и п о сл е д о в а те л е н . М н е п о ч е м у - т о о ч е н ь х о ч е т с я п о ­ ня ть «С в о б од н ую пару» с п о ­ з и ц и й о б ы ч н о го е л е ц к о го з р и ­ теля , п о ка , з а д е в я ть л е т с у ­ щ е с т в о в а н и я «Б ен еф и са» , не у с п е в ш е г о « и с к у с и т ь с я » в с е ­ м и п р е л е с т ям и , т о н к о с т я м и и п р и ч у д ам и с ц е н и ч е с к о й и гры . З р и т е л я , к о т о р о го м о гу т п о з а ­ б а ви ть , н о и н а с т о р о ж и т ь р а с ­ к о в а н н о с т ь , а м б и в а л е н т н о с т ь (« пер ем е с» х о р ош е г о и д у р н о ­ го ) н о в о й ра б о ты «Бенефиса» . Константин КЛЮТКИН. На с н им к е : с ц е н а и з сп е к т а к л я «С в о б о д н а я пара». Фото Дмитрия ШЕБАЛОВА. ОТ ШЕПОТА Д О КРИКА У К О Г О Д УШ А В . . . Ж ЕЛ У Д К Е О бщалась я как-то раз с музыкантами-профес- сионалами и поинтере­ совалась, где за рубежом луч­ ше учиться в консерватории. Мне объяснили, что опти­ мальный вариант — это Гер­ мания и Франция, поскольку там высшее образование бес­ платное. Но тут же уточни­ ли: если думать о дальней­ шей серьезной работе, то только Германия. Французы в свободное от работы время озабочены исключительно усладой собственного желуд­ ка. Так что музыкант может там рассчитывать на работу только в ресторане. С изум­ лением я услышала, что и большинство итальянцев, планируя вечер выходного дня, мечтают поесть спагет­ ти с новым соусом, которого еще не пробовали. Германия же страна серьезная, и клас­ сической музыкой там увле­ каются чуть ли не поголовно все, от мала до велика. Наверняка в подобных обобщениях есть доля пре­ увеличения. Но и доля исти­ ны тоже наверняка есть. Не мое, понятно, дело искать корни различий в культур­ ных традициях западных стран. Со своими бы тради­ циями разобраться. С про­ шлыми и настоящими. Попробуйте-ка подсчи­ тать, какая доля времени в рекламных роликах прихо­ дится на восторженный гимн чревоугодию. Кетчупы сме­ няются майонезами, супы — бульонными кубиками, пель­ мени — лапшой быстрого приготовления. Герои этих роликов получают райское наслаждение от шоколадных батончиков, орут в экстазе, отведав «Даниссимо», нахо­ дят путь к сердцу мужчины даже уволакивают его под венец исключительно с помо­ щью продуктов «Моя семья». И все время исподволь вну­ шается одна простенькая мысль из рекламы «Златоя­ ра»: «Народу нравится». И уже становится как-то нелов­ ко и обидно, если сам ты еще не успел эту вкуснотищу от­ ведать. Вроде как ты не с на­ родом. А вопрос, который нам регулярно задают в лоб: «А вы за что любите вермишель «Доширак»?» Получается, что любить ее вы просто обя­ заны, только должны срочно придумать за что. У меня сразу какой-то комплекс не­ полноценности развивается: люди спрашивают, ответа ждут, а я и попробовать ее не хочу. А тут еще и беско­ нечные розыгрыши «завид­ ных» призов, для чего необ­ ходимо сожрать столько-то шоколадок, выпить энное количество бутылок пива, употребить устрашающее количество растворимого кофе. Чтобы потом, кроме больной печени и бессонни­ цы, заработать, быть может, красную кружку «Кезса^е». Теперь к рекламному вре­ мени прибавим еще переда­ чи, посвященные кулина­ рии... С легкой руки талант­ ливого рок-певца и барда Андрея Макаревича началась просто эпидемия булемии на телевидении. На всякий слу­ чай поясняю: булемия — это такое заболевание, при кото­ ром беспрерывно хочется есть. Причем, насколько я знаю, лечить его надо у пси­ хиатров. Лично я насчитала следующие программы для обжор: «Смак» уже упомяну­ того Макаревича, аналогич­ ная передача, которую ведет актер Долинский, «Кулинар­ ный поединок» с Дмитрием Назаровым, «Едим дома» с Юлией Высоцкой. Вот «Все­ гда готовь!» мне посмотреть не довелось, но думаю, что это о том же. Кроме того, сходные сюжеты регулярно идут в передаче «Город жен­ щин», а также на Кабельном канале «ТДК». Даже сугубо познавательный и зарубеж­ ный «Бгзсоуегу» ежедневно с упоительным слюноотделе­ нием повествует о приготов­ лении рыбных блюд. Вероят­ но, вы сможете припомнить еще кое-что , упущ енное мною. Порой так и хочется за­ вопить: «Господа, пожалейте наш пищеварительный тракт и наши карманы!» Мы ведь чаще всего не можем позво­ лить себе ваши кулинарные изыски, а секреция-то в же­ лудке при виде их выделя­ ется, так и до язвы недале­ ко. А уж до депрессии совсем близко. Болезнь желудка — это не самое страшное. Души наши пожалейте. Что там ни говори, а ком­ мунистическая идеология немало вобрала в себя от хри­ стианства. И прежде всего — отношение к материаль­ ной стороне жизни. «Не хле­ бом единым...», «Не храни­ те своих сокровищ на зем­ ле ...» . Коммунисты «припе­ чатывали» жестче и одно­ значнее — «мещанство». Это ведь в самом начале де­ вяностых годов, с зарожде­ нием у нас капитализма, воз­ никла вдруг «колбасная» идеология: «А зато теперь я могу в Москву за колбасой не ездить — она на всех при­ лавках лежит!» Эта идеоло­ гия очень удобна для Гайда­ ров и Чубайсов. Колбаса — и есть то светлое будущее, к которому мы стремились. Осталось только сделать ее доступной для каждого рос­ сиянина. Поразительно, что одновременно с новой идео­ логией стали восстанавли­ ваться храмы. Хотя, если вдуматься, сытый обыва­ тель, сидящий каждый ве­ чер перед «телеком» ради очередного боевика с рекла­ мой и посещающий по празд­ никам церковь, куда дальше от Царства Божьего, чем Павка Корчагин. Впрочем, это мое личное мнение. Нас настойчиво пытаются удерживать на уровне этой «колбасной» идеологии: за­ работал на «ливерную» — те­ перь старайся накопить на «венскую». Попробовал киви — так вот тебе рецепт салата с авокадо. А самое главное, что внушается: «ведь ты это­ го достоин!» А кому хочется попасть в «недостойные»? И даже если больше всего ты с детства любишь вареную картошечку с соленым огур­ чиком собственного приготов­ ления, то тебя все равно вы­ нудят купить к ней «микоя­ новские» мясопродукты и какую-нибудь норвежскую сельдь. А иначе это вроде как уже и не праздник- Потому что праздник, как теперь выяснилось, — понятие су­ губо кулинарное, а отнюдь не состояние души. Да и много ли ей «пищи» пред­ лагает сегодня ТВ? Я отнюдь не против но­ вых кулинарных рецептов, сама люблю готовить и счи­ таю, что это святая обязан­ ность каждой женщины, у которой есть семья. Я не за то, чтобы люди ходили го­ лодными. Я только против перегибов, простите уж этот «партийный» термин. Я против того, чтобы желу­ док становился центром на­ шей жизни. Потому что тогда уже начинается «не­ сварение» души . Народ ведь недаром придумал по­ говорку: «Сытое брюхо к учению глухо». А Хемин­ гуэй писал, что на голод­ ный желудок живопись вос­ принимается острее. Пола­ гаю, что и музыка, и по­ эзия. После сытного обеда, как известно, полагается поспать. Писатель-сатирик Михаил Задорнов сформу­ лировал это совсем замеча­ тельно: «Я хочу избавить людей от кишечника в моз­ гах». Не знаю, как там с традициями в западных странах, но мне бы очень не хотелось, чтобы соотече­ ственников моих приучили думать о посещении ново­ го ресторана или о появле­ нии нового блюда на домаш­ нем столе как о венце бы­ тия. Как-то это мелко для нас. Не по-нашему. Не по- русски. Елена БРЕДИС. ТАКАЯ ВОТ «ДЕНЕЖНАЯ РАБОТА» (Окончание. Начало на 1-й стр.) — Профессия накладыва­ ет свой отпечаток, но жизнь же не проходит стороной, — говорит она. — Никто не счи­ тает меня человеком сухим, к тому же сейчас очень многие переучиваются на бухгалте­ ров, наша профессия востре­ бована везде. Ее специфика — прежде всего ответственность, ведь мы отвечаем за правиль­ ность документов. — Неужели вы мечтали стать бухгалтером с детства? — спрашиваю я и главного бухгалтера государственного санаторно-курортного учреж­ дения «Липецкий областной детский санаторий «Мечта» Светлану Труфанову. — Нет, я хотела быть пре­ подавателем. Но пошла пере­ учиваться, и теперь эта про­ фессия мне очень близка. Прежде всего я ценю в ней четкость и ответственность, тем более, что закончила я физико-математический фа­ культет. Уверена, что главное в работе бухгалтера — добро­ совестность. И понимание лю­ дей, ведь наш труд — это не только цифры, но и люди. —Что теперь, когда выста­ ли победителем? Почет, пре­ мия, известность? —Победа дает прежде все­ го огромное моральное удов­ летворение, ощущение того, как много ты можешь. Пони­ маешь, что учеба в сочетании с работой постоянно делают тебя опытнее, — говорит Оль­ га Овчинникова, главный бух­ галтер ОАО «Центральная на­ учно-исследовательская лабо­ ратория по строительству и стройматериалам». — Статус победителя добавляет ответ­ ственности. А о премии как- то и не думала, для меня очень важным было услышать искренние поздравления дру­ зей, родных и близких. —Да, считайте, мы все вре­ мя учимся, — добавляет Та­ тьяна Иванова, начальник от­ дела бухгалтерского учета ад­ министрации Тербунского рай­ она. — Налогообложение, бу­ хучет и аудит — регулярные изменения и новые инструк­ ции. Через нас проходят боль­ шие суммы, но мы смотрим на них отвлеченно, прежде все­ го необходимы постоянный контроль, проверка и перепро­ верка. Мне очень приятно пе­ ресчитывать людям зарплату — когда её повышают. На душе становится радостнее, когда видишь эту радость у земляков. Ну а пояснения об уже сло­ жившейся системе подготов­ ки столь нужных области спе­ циалистов мне дала Татьяна Антонова, исполнительный директор Липецкого террито­ риального института профес­ сиональных бухгалтеров: — В нашей программе 240 часов изучения очень сложно­ го материала для главбухов, их заместителей, финансовых директоров и их замов. Затем — экзамены и получение ква­ лификационного аттестата про­ фессионального бухгалтера. У нас в области 554 человека — члейы ИПБ России и Липец­ кого территориального инсти­ тута, которые учились у нас. И, тем не менее, нужда в бух­ галтерах большая. Только вот на что рассчитывают работо­ датели, требуя, чтобы опыт­ ный бухгалтер обязательно был не старше 30-35 лет? На­ стоящим специалистом он ста­ новится через семь-десять лет работы после окончания вуза — при том бешеном темпе за­ конодательных изменений, который сотрясает бухгалтер­ скую среду. Именно поэтому профессионал сегодня учится ежедневно. Липецкие бухгалтеры впервые принимают участие в конкурсе, из 235 человек, по­ пытавших счастья в первом туре, до Москвы «дошли» чет­ веро. Лучшие из лучших. Впрочем, десять бухгалтеров, участвовавших в отборочных турах, станут областными ла­ уреатами. ... Если перевести на обще­ доступный язык формулиров­ ки сегодняшних учебников для работников финансовой сферы, то вы поймете одно: профессия бухгалтера не ме­ нее ответственна, чем труд сапера. Наше бухгалтерское, финансовое и налоговое зако­ нодательство постоянно меня­ ется, что нередко приводит к ошибкам и нарушениям. За ошибки отвечает бухгалтер. Лучшие ошибок не дела­ ют. Имена лучших липецких бухгалтеров известны. Виктор ГРИБАЧЕВ, спец. корр. «Липецкой газеты». г. Москва.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz