Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
шшш 3 декабря 2003 г., № 234 (22112) ШИПЕЦКЛЯ газета г ОБРА З И ВОПЛОЩЕНИЕ Д Е Т И ИЗ «СИНЕН ПТИЦЫ» ...Открываешь дверь — и перед тобой корабль с алыми парусами! Это макет, сделанный к спектаклю «Алые паруса» по роману Александра Грина. А слева, на столе —целая стопа цветных афиш. Они нарисова ны на листах ватмана и пестрят именами учеников. На стеллажах с книгами дипломы, грамоты городских фе стивалей. И вокруг —книги, книги, книги... Так где же мы? Втеатре или в библиотеке? На самом деле —в биб лиотеке липецкой средней школы № 42. Но здесь жи вет ещё и театр «Синяя птица». Часто слышишь, что ин терес к книге сегодня изряд но поубавился. И не удиви тельно: немало времени отни мает телевизор, у многих — компьютеры. Но читать «вир туально» — это совсем иное, чем идти в библиотеку, рабо- «*«<гатьс каталогом. Как привить етям интерес к книге? Воп рос, как говорится на засып ку, но вполне решаемый. Было бы желание. У Эльвиры Чуй ковой, библиотекаря средней школы№ 42, своя изюминка. «Театр книги» — так назы вается её театр. Недавно «Си няя птица» отпраздновала 15-летие. Пришли выпускни ки школы, которые играли еще в первых составах. Ак терами они не стали, актерс кую профессию выбрала толь ко Татьяна Тарасова, а в ос новном это — врачи, учите ля, предприниматели. Но каждого отличает любовь и вкус к хорошей книге. Все спектакли, сцены, этюды — по классике, по хо рошим художественным про изведениям. Сначала над сце нарием работает Эльвира Ива новна. Затем (обязательный пункт!) эту работу заверша ют будущие исполнители ро лей. — Ребенку так легче, — поясняет Эльвира Ивановна. — Он быстрее вживается в образ, ему интересно. У меня, как у главного режиссера, есть помощники, которые сами ведут репетиции: Анд рей Жданов и Маша Сергее ва. Работая над ролью, дети чэ.сто интересуются: а какие еще книги у этого писателя? Мы знакомимся с биографи ей автора, смотрим фильмы, слушаем музыку и, конечно, читаем само произведение. Домашнее задание — напи сать сценарий к определен- спектаклю «Золотой цыпле нок». И ещё: к каждой по становке готовятся декора ции. Их дети рисуют на ог ромных коробках из-под бы товой техники. Когда это все видишь, очень хочется стать Красной Шапочкой или Ас соль. В театре нет конкурс ного отбора, или, как теперь говорят, кастинга. Ребята приходят, пробуются, и хотя бы маленькая роль находит ся для каждого. Некоторых приводят родители — на столько стеснительные и за комплексованные дети быва ют. Но постепенно они меня ются. И это замечают все. Перед каждым занятием обя зателен этюд «Славим имя свое!». Каждый придумыва ет собственный титул, чтобы почувствовать себя настоя щим актером. — Она необыкновенный человек, — рассказывает об Эльвире Ивановне завуч шко лы ОльгаАлександровна Пу- шилина. — Она сумела спло тить ребят, увлекла всю шко лу! А произведения выбира ет такие, которые воспитыва ют человека в большом смыс- . : ДЕКАБРЬСКАЯ АФИША ЖЕНСКИЕ ИГРЫ И БЕНГАЛЬСКИЕ ТИГРЫ Одним из крупных праздничных событий станет для Липецка гала- концерт, посвященный 50-летию области. И это как бы пролог к встрече Нового года, когда во всех дворцах и домах культуры пройдут детские утренники, молодежные балы, причем по оригинальным сценариям и с солидной режиссурой. А сегодня в областном Дворце культуры —«Игры женщин», спектакль, осуществленный во МХАТе им. А.П. Чехова польским драматургом и Цирк-шапито — это, ко нечно, привычнее для лет них месяцев. Однако почти весь декабрь в Липецке воз ле Дворца спорта «Звезд ный» будут идти представ ления цирка «Мечта». В программе — аттракцион с постановщиком Кшиштофом Занусси. Думается, его с полным основанием можно считать главной у нас антрепризой года. Не только потому, что К. Занусси —режиссер с мировым именем и на его счету —блестящие работы в кино и на сцене. Не менее интересно, что центральную роль в этой постановке сыграла народная артистка России блистательная Екатерина Васильева. Ради этой роли она прервала «обет сценического молчания». бенгальскими тиграми, выс тупления мастеров манежа, в том числе клоунского трио «Баламуты». Публике обе щано: температура внутри шапито будет вполне незим ней... Две юмористические про граммы запланированы в об ластном Дворце культуры. Первая — в жанре КВН. Мы вновь встретимся с известной командой «Уездный город». Вторая адресована поклонни кам драматического искусст ва. Старейшая в России труп- КОЕ-ЧТО О ПРЕЛЕСТЯХ СУПРУЖЕСКОЙ СВОБОДЫ па Рязанского государ ственного Знака почета те атра покажет «Ироничес кую комедию» современно го английского автора Рэя | Куни в переводе хорошо | нам знакомого писателя- | юмориста Михаила Миши- 1 на. Во Дворце культуры | тракторостроителей состо- | ится мастер-класс. Его про- 1 ведут педагоги и участии- | ки санкт-петербургской | джаз-модерн школы «Кан- | нон Дане». А завершится | мастер-класс концертом с | участием и гостей с берегов 1 Невы, и нашего муници- I пального ансамбля «Дане- | ленд-клаб». Константин ВАСИЛЬЕВ. | ОГНИ РАМПЫ 1 Весной следующего года елецкий театр «Бенефис» отметит свое десятилетие. Ине каким-нибудь там тра диционным капустником, а целым фестивалем с уча стием трупп России и зарубежья под названием «Ан гажемент Нины Заречной». Напомню, кстати: героиня чеховской «Чайки» ехала в дословный русский город Елец в вагоне третьего класса с той самой целью «ан гажироваться», которая начинающую актрису совсем не прельщала. ньщ сценам. Дети из «Синей'^(Л<е* птицы» больше читают, у них шире кругозор. Да, впрочем, и у зрителей тоже. Наши постановки смотрит вся шко ла. Часто после спектакля ученики прибегают за тем произведением, которое мы показывали на сцене. Ну где бы они еще узнали сейчас, например, о Метерлинке? Во всех спектаклях зву чат классическая музыка, фонограммы хороших песен. В школьной же библиотеке между стеллажами с книга ми хранятся и театральные костюмы, которые помогают шить родители, Эльвира Ива новна. «Мы давно уже ниче го не выбрасываем, — гово рят здесь. — Все несем в биб лиотеку и знаем, что приго дится для школьных празд ников, КВНов». Недавно в школе купили красивую ткань к новому «Сйй'яя пФйца» показыва ет свои спектакли и в детс ком доме, и в приюте, и в об ластной детской библиотеке, и в детсадах 23-го микрорай она. Старшеклассники стави ли сцены из Тургенева, Фон визина, Грибоедова. В год бывает по три премьеры. И многие спектакли живут го дами. Например, театр никак не может распрощаться со «Снегурочкой», с «Красной Шапочкой». — Это такие добрые, чис тые, светлые спектакли! — говорит Эльвира Ивановна. — А «Синюю птицу» по Ме терлинку сначала поставили мы, потом — школа-интернат для слепых и слабовидящих детей. И мы получили воз можность посмотреть там иной вариант, иную трактов ку. Одна сцена у них выгля дит как кукольный театр. Над «Снегурочкой» я рабо тала года четыре: собирала материал, музыку, писала сценарий. Конечно, помогали дети. На сцене сразу 36 че ловек, со второго по одиннад цатый класс. А это непрос то. Сейчас мы работаем над «Золотым цыпленком», пока жем его на городском фести вале «Театр и дети». Хочет ся что-нибудь из зарубежной прозы или драматургии по ставить, например, «Обыкно венное чудо» Шварцу. Уже стало традицией, что первого сентября мы показы ваем спектакль для перво классников и их родителей. А в конце спрашиваем: «Вам понравилось, как играли дети?» «Понравилось!» — слышим из зала. — «А вы хотите так же играть на сце не? Кто хочет? Поднимите руки. (И много рук!)». Тог да, говорю, приходите в биб лиотеку, там живет наш те атр. Позже, конечно, остается человек двадцать. Ведь это трудно: надо слушать друг друга, дисциплина... Но работа Эльвиры Ива новны, как и большинства школьных библиотекарей, состоит в сохранении фонда, выдаче учебников, подборе тематической литературы. А еще — исследование чита тельских интересов учеников, оформление выставок-обзо ров, посвященных природе, спорту, вопросам наркома нии. Подбор методической литературы для учителей. Проблемы? Давно нет средств на пополнение фон да программной литературы, литературы по внеклассному чтению. Учебники есть, де тям почти не приходится их покупать. Эльвира Ивановна договаривается с другими библиотекарями, меняется учебными пособиями. А не тдк ^афно всем школьным библиотекам был сделан по дарок Президента страны Владимира Владимировича Путина в рамках Федераль ной программы развития об разования: подписное изда ние М.Ю. Лермонтова и Биб лиотека отечественной клас сической художественной литературы в 100 томах. По лучила такой подарок и наша школа. Здесь создан совет биб лиотеки. Есть дети, которые помогают Эльвире Ивановне и мечтают стать библиотека рями. А ведь большинство при ходит сюда из-за театра. На стоящая любовь к книге рож дается уже потом. Спасибо «Синей птице»! Анастасия КОНОПЛЁВА. Фото Анастасии МЕНЬШИКОВОЙ. О п р е д е л е н н а я д в о й с т в е н н о с т ь (с о д н о й с т о р о н ы , х р е с т о м а ти й н а я р е п л и к а , н а п и с а н ная в е л и ким а в т о р о м б уд т о бы н е в зн а ч а й , а с д р у г о й — д о л го е о т с у т с т в и е в Ельце в о о б щ е д а ж е н а м е к а н а а н г а ж е м е нт , т о е с ть на с т а ц и о н а р ны й т е а т р ) в о т уж е б е з м а л о го д е ся ты й го д с к а зы в а е т с я на д е я т е л ь н о с ти «Бенеф иса» . З д е с ь с о б р а н в е с ьм а н е п л о х о й к о л л е к т и в , н о р а б о т а т ь е м у о х к а к н е пр о с то . Т а кое ощ ущ е ни е , что т е а т р п о с т о я н н о б а л а н с и р у е т на гр а н и м е ж д у вы с о ким , ш т у ч ным и с к у с с т в о м и « о бщ е у п о т р е б и те л ь ны м » р а з в л е ч е н и е м , п о с т о я н н о ищ е т в о з м о ж н о с т и с т а б и л ь н о з а п о л н я т ь п у с т ь и н е б о л ь ш о й з а л , з р и т е л я м и , каж ды й и з ко т о ры х ж д е т ч е го - т о с в о е го : к то с о п е р е ж и в а н и я , с о у ч а с т и я , к т о з р е л и щ а , к т о п р о с т о о тды ха . На в с е х не у г о д иш ь . Тем не м е н е е «Бенефис» пы та е т ся вы по л н я ть с в ою м и с с и ю д о с т о й н о , б е з п о д о б о с т р а с т н о г о у г о ж д е н и я п у б л и к е , с т а р а я с ь с т р о и т ь р е п е р т у а р на м а н е р д о с т а т о ч н о п р я н о г о и п р и в л е к а т е л ь н о г о « б у к е т а » р а зны х о т т е н к о в — о т с ц е н и ч е с к о го по л о тн а п о «Гедде Г а б - лер» Г. И б с е н а д о н е з а т е й л и в о го «К он кур са » А . Галина . С е й ч а с , к о г д а в т е а т р е в а к а н т н а д о л ж н о с т ь г л а в н о г о р е ж и с с е р а , а д м и н и с т р а ц и я т р у п пы н а х о д и т о п тим а л ь ны й в д а н н о й с и т у а ц и и вы ход , п р и гл аш ая п о с т а н о вщ и к о в и з р а з ны х го р о д о в . П р и ч ем не о б я за те л ь н о на ра з . Та к , н а м е р е н п р о д о л ж и т ь с о т р у д н и ч а т ь с « Б е н е ф и с о м » р о с т о в ч а н и н Ю р и й М е л ь н и ц к и й , з н а к о м ы й ел ь чан ам п о «Лесу», « Б а н кр о ту» и т о й ж е «Чайке». А п о к а в «Б енеф исе» с к о м е д и е й «С во бодная пара» и т а л ьянца Д а р и о Ф о д е бю т и р о в а л В л а д им и р К о л о м а к , р а б о т а в ш и й в т е а т р а х Р ы б и н с ка (Я р о с л а в с ка я о б л а с ть ) , Н о в о к у з н е ц ка , П р о коф ь е в с ка , л а у р е а т ф е с т и в а л е й в М о с кв е и О рле , с о зд а те л ь б о л е е по л у с о тн и с п е к та кл е й . У м е с т н о з а м е т и т ь , ч т о с р а в н и т е л ь н о н е д а в н о п ь е с у Д а р и о Ф о р а зы гры в а л и а к т е ры Л и п е ц к о г о м у н и ц и п а л ь н о г о т е а т р а (Л М Т ) на н е б о л ьш о м п о д и у м е кл уба «М аска» . У м е с т н о , и б о с ра в не ние д вух в е р с и й «Сво б о д н о й пары» п о зв о л я е т л учш е по н я ть , в чем ж е с в о е о б р а з и е е л е ц ко й т р а к т о в к и . В д в у х с л о вах , о т ню д ь не к а м е р н а я п л о щ а д к а «Б ен еф и са» д а е т и р е ж и с с е р у , и и с п о л н и те л я м м а с с у в о з м о ж н о с т е й д л я т р ю к о в , для п р е д с та вл е н и я , д а л е к о г о о т б ы т о п о д о б и я « с т е с н е н н о г о » п р о с т р а н с тв а , з а т о б л и з к о го , не п о б о ю с ь у п о м и н а н и я с т о л ь г р о м к о г о и м е н и , к д е й с т в у в д у х е р у к о в о д и т е л я Т е а т р а на Т а га н к е Ю рия Л ю б и м о в а . К о м е д и я р а з ы г р ы в а е т с я в «Бенеф исе» с е с т е с т в е н н о й д о лей и р о н и и , л е г ко , ш у тл ив о . Но п р и э т ом каж ды й и з а к т е р о в пы т а е т с я ( в е д о м ы й , р а з у м е е т с я , р е ж и с с е р о м ) у с т а н о в и т ь и д аж е п р о д и к т о в а ть с о б с т в е н н ы е п р а вила и гры . С ам о с о б о й , в н ее а к т и в н о в клю чае тся и х у д о ж н и к П а в е л П о п о в . В с е в р о д е бы о ч е н ь п р о с т о . На а в а н с ц е н е — п о д о б и е - о кн а , ч е р е з к о т о р о е , в о с н о в н о м , и « п е р е го в а р и в а ю т ся» с П уб л и ко й г е р о и - с у п р у г и , р а с с к а з ы в а ю щ и е и с т о р и ю о т о м , к а к о н и за хо те л и с та ть с в о б о д н о й п а р о й и ч т о и з э т о г о вышло. И нициируе т , п р ов оц ир уе т р а с п а д с е м ь и М а р и о — д о н ж у - а н и с ты й п е р с о н а ж В л а д и м и р а Г р о м о в и к о в а . П о э т о м у в е г о о б ъ я т и я х в рем я о т в р е м е н и о к а зы в а ю т с я п р е д м е ты , м а т е р и а л и з ую щ и е в н е с е м е й н ы е с к л о н н о с т и м уж а — ж е н с к и е т о р с ы - м ул яж и (о бы ч н о с л уж ащ и е л о т о ч н и к а м д л я д е м о н с т р а ц и и н и ж н е г о бе л ья ) . М а р и я (Л ю д м и л а С о л о в ь е в а ) — с у щ е с т в о к а к б у д т о бы п а с с и в н о е , о б р е ч е н н о е с т р а д а ть , о б и зм е н а х не п о м ы ш л я в ш е е . О д н а к о он а п у с к а е т с я во в с е т яж к и е ещ е бо л е е в е с о м о , г р у б о , з р и м о , н е ж е л и М а р и о . И б о е е «мечтания» м а т е р и а л и з ую т с я уж е не у с л о в н о , а б у к в а л ь н о в в и д е д в у х м о л о д ы х лю д е й — о д н о к л а с с н и к а сы н а и и нф е р н а л ь н о го п р оф е с с о р а . К сл ов у , э т и х п е р с о н а ж е й (и х и г р а е т М а к с и м К р а с н о в ) в с п е к т а кл е Л М Т не бы л о . З д е с ь ж е и х п о я вл е н и е в по л не о п р а в д а н о — уж е б л а го д а р я т ом у , ч то М а к с и м К р а с н о в и г р а е т и х о с т р о , ум е л о п о л ь з у я с ь л а к о н и ч н о -у т р и р о в а н ны м и к р а с к а м и . В о бщ е м , «С во бод н ая пара» — р а с к о в а н н а я , в е с е л а я , н а с к в о з ь т е а т р а л ь н а я и с т о р и я . П о м и м о а к т е р о в , «шутят» д е к о р а ц и и . Н а п р им е р , по с те л ь с у п р у г о в в д р у г п р и н и м а е т с т р о г о в е р ти ка л ь н о е п о л ож е н и е . Ге р о и ж е в е д у т с е б я в п о л н е о бы ч н о , «по го р и зо н т а л и » . «Ш утят» и к о с тю м ы . Д о п у с т и м , к о г д а М а р и я , го р я ж е л а н и ем н а гл я д н о п р е д с та ви ть п о х ож д е н и я с у п р у га , п о ка зы в а е т и х в м у ж с к о м н аря д е . В е с ь э то т , п о зв о лю с е б е п о д о б н о е в ы р а ж е н и е , с ц е н и ч е с к и й ф е й е р в е р к ч е м - т о н а п о м и н а е т о п у сы с о о т е ч е с т в е н н и ко в Д . Ф о Х\/1-ХУ111 ве ко в , с о ч и н я вш и х к о м е д и и д е л ь а р те . В о в с я ком с л у ч а е , в с п е к т а к л е « Б е н еф и с а » я в н о ощ у т им н а м е к на м о д е р н и з а ц и ю т р а д и ц и о н н о й к о м е д и и м а с о к с ее и м п р о в и з и р о в а н ны м х а р а к те р ом , с п р е в р ащ е н и е м г е р о е в в д з а н и (« слу г теа тра» ) , с д е й с т в и т е л ь н о с в о б о д н ы м , н е п р и н у ж д е н н ы м « п о л е т о м » а к т е р с к о й ф а н та зи и . П равда , б л иж е к ф и на л у в о з н и к а е т мы сл ь : а не с л иш к о м ли с п е к т а к л ь л е г о к для то й д о с т а т о ч н о с е р ь е з н о й и д е и н а с ч е т о п а с н о с т и с у п р у ж е с к и х и зм е н , ч то з а л о ж е н а а в т о р о м ? П о н я т н о : е г о п е р с о н а ж и не п е р е ж и в аю т в с е р ь е з и с х о д н ую с и т у а ц и ю и а к т е р ы с ущ е с т в у ю т о т ню д ь не п о з а к о н а м п с и х о л о г и ч е с к о г о т е а т р а . Но в м е с т е с ? т ем не ч е р е с ч у р ли м н о г о б а - | л о в с т в а и р е з в о с т и на с ц е н е ? | Не н а з о й л и в о т е а т р н а с т а и в а е т на т ом , что е г о д е л о и з о б р а з и т ь в се , ч то т о л ь к о в е г о сила х , не з а б о т я с ь о с о б о , гд е зл о и гд е д о б р о , к т о п р а в и к то винова т . К он е чн о , мы ж и в е м о т ню д ь н е в п у р и т а н с к о е в р е м я и в о л ь н ы п р е л о м л я т ь ж и з н ь с к в о з ь «уве л ичи тел ьн ое с т е к ло» т е а т р а к а к д уш е (р е ж и с с е р а и а к т е р о в ) у го д н о : В о з м ож н о , в м о ем м н е н и и л е г к о у с м о т р е т ь к а к о е - т о б л а г о н а м е р е н н о е х а н ж е с т в о . Но м н е в д а н н ом случае хоче тся встать не на п о з и ц и и « ч и с то го и с к у с ства» , т е а т р а л ь н о го и с к у с с т в а к а к т а к о в о г о , в р а м к а х к о т о р о г о с п е к т а к л ь « Б е н еф и с а » в п о л н е м а с те р о в и т , п р и в л е ка т е л е н и п о сл е д о в а те л е н . М н е п о ч е м у - т о о ч е н ь х о ч е т с я п о ня ть «С в о б од н ую пару» с п о з и ц и й о б ы ч н о го е л е ц к о го з р и теля , п о ка , з а д е в я ть л е т с у щ е с т в о в а н и я «Б ен еф и са» , не у с п е в ш е г о « и с к у с и т ь с я » в с е м и п р е л е с т ям и , т о н к о с т я м и и п р и ч у д ам и с ц е н и ч е с к о й и гры . З р и т е л я , к о т о р о го м о гу т п о з а б а ви ть , н о и н а с т о р о ж и т ь р а с к о в а н н о с т ь , а м б и в а л е н т н о с т ь (« пер ем е с» х о р ош е г о и д у р н о го ) н о в о й ра б о ты «Бенефиса» . Константин КЛЮТКИН. На с н им к е : с ц е н а и з сп е к т а к л я «С в о б о д н а я пара». Фото Дмитрия ШЕБАЛОВА. ОТ ШЕПОТА Д О КРИКА У К О Г О Д УШ А В . . . Ж ЕЛ У Д К Е О бщалась я как-то раз с музыкантами-профес- сионалами и поинтере совалась, где за рубежом луч ше учиться в консерватории. Мне объяснили, что опти мальный вариант — это Гер мания и Франция, поскольку там высшее образование бес платное. Но тут же уточни ли: если думать о дальней шей серьезной работе, то только Германия. Французы в свободное от работы время озабочены исключительно усладой собственного желуд ка. Так что музыкант может там рассчитывать на работу только в ресторане. С изум лением я услышала, что и большинство итальянцев, планируя вечер выходного дня, мечтают поесть спагет ти с новым соусом, которого еще не пробовали. Германия же страна серьезная, и клас сической музыкой там увле каются чуть ли не поголовно все, от мала до велика. Наверняка в подобных обобщениях есть доля пре увеличения. Но и доля исти ны тоже наверняка есть. Не мое, понятно, дело искать корни различий в культур ных традициях западных стран. Со своими бы тради циями разобраться. С про шлыми и настоящими. Попробуйте-ка подсчи тать, какая доля времени в рекламных роликах прихо дится на восторженный гимн чревоугодию. Кетчупы сме няются майонезами, супы — бульонными кубиками, пель мени — лапшой быстрого приготовления. Герои этих роликов получают райское наслаждение от шоколадных батончиков, орут в экстазе, отведав «Даниссимо», нахо дят путь к сердцу мужчины даже уволакивают его под венец исключительно с помо щью продуктов «Моя семья». И все время исподволь вну шается одна простенькая мысль из рекламы «Златоя ра»: «Народу нравится». И уже становится как-то нелов ко и обидно, если сам ты еще не успел эту вкуснотищу от ведать. Вроде как ты не с на родом. А вопрос, который нам регулярно задают в лоб: «А вы за что любите вермишель «Доширак»?» Получается, что любить ее вы просто обя заны, только должны срочно придумать за что. У меня сразу какой-то комплекс не полноценности развивается: люди спрашивают, ответа ждут, а я и попробовать ее не хочу. А тут еще и беско нечные розыгрыши «завид ных» призов, для чего необ ходимо сожрать столько-то шоколадок, выпить энное количество бутылок пива, употребить устрашающее количество растворимого кофе. Чтобы потом, кроме больной печени и бессонни цы, заработать, быть может, красную кружку «Кезса^е». Теперь к рекламному вре мени прибавим еще переда чи, посвященные кулина рии... С легкой руки талант ливого рок-певца и барда Андрея Макаревича началась просто эпидемия булемии на телевидении. На всякий слу чай поясняю: булемия — это такое заболевание, при кото ром беспрерывно хочется есть. Причем, насколько я знаю, лечить его надо у пси хиатров. Лично я насчитала следующие программы для обжор: «Смак» уже упомяну того Макаревича, аналогич ная передача, которую ведет актер Долинский, «Кулинар ный поединок» с Дмитрием Назаровым, «Едим дома» с Юлией Высоцкой. Вот «Все гда готовь!» мне посмотреть не довелось, но думаю, что это о том же. Кроме того, сходные сюжеты регулярно идут в передаче «Город жен щин», а также на Кабельном канале «ТДК». Даже сугубо познавательный и зарубеж ный «Бгзсоуегу» ежедневно с упоительным слюноотделе нием повествует о приготов лении рыбных блюд. Вероят но, вы сможете припомнить еще кое-что , упущ енное мною. Порой так и хочется за вопить: «Господа, пожалейте наш пищеварительный тракт и наши карманы!» Мы ведь чаще всего не можем позво лить себе ваши кулинарные изыски, а секреция-то в же лудке при виде их выделя ется, так и до язвы недале ко. А уж до депрессии совсем близко. Болезнь желудка — это не самое страшное. Души наши пожалейте. Что там ни говори, а ком мунистическая идеология немало вобрала в себя от хри стианства. И прежде всего — отношение к материаль ной стороне жизни. «Не хле бом единым...», «Не храни те своих сокровищ на зем ле ...» . Коммунисты «припе чатывали» жестче и одно значнее — «мещанство». Это ведь в самом начале де вяностых годов, с зарожде нием у нас капитализма, воз никла вдруг «колбасная» идеология: «А зато теперь я могу в Москву за колбасой не ездить — она на всех при лавках лежит!» Эта идеоло гия очень удобна для Гайда ров и Чубайсов. Колбаса — и есть то светлое будущее, к которому мы стремились. Осталось только сделать ее доступной для каждого рос сиянина. Поразительно, что одновременно с новой идео логией стали восстанавли ваться храмы. Хотя, если вдуматься, сытый обыва тель, сидящий каждый ве чер перед «телеком» ради очередного боевика с рекла мой и посещающий по празд никам церковь, куда дальше от Царства Божьего, чем Павка Корчагин. Впрочем, это мое личное мнение. Нас настойчиво пытаются удерживать на уровне этой «колбасной» идеологии: за работал на «ливерную» — те перь старайся накопить на «венскую». Попробовал киви — так вот тебе рецепт салата с авокадо. А самое главное, что внушается: «ведь ты это го достоин!» А кому хочется попасть в «недостойные»? И даже если больше всего ты с детства любишь вареную картошечку с соленым огур чиком собственного приготов ления, то тебя все равно вы нудят купить к ней «микоя новские» мясопродукты и какую-нибудь норвежскую сельдь. А иначе это вроде как уже и не праздник- Потому что праздник, как теперь выяснилось, — понятие су губо кулинарное, а отнюдь не состояние души. Да и много ли ей «пищи» пред лагает сегодня ТВ? Я отнюдь не против но вых кулинарных рецептов, сама люблю готовить и счи таю, что это святая обязан ность каждой женщины, у которой есть семья. Я не за то, чтобы люди ходили го лодными. Я только против перегибов, простите уж этот «партийный» термин. Я против того, чтобы желу док становился центром на шей жизни. Потому что тогда уже начинается «не сварение» души . Народ ведь недаром придумал по говорку: «Сытое брюхо к учению глухо». А Хемин гуэй писал, что на голод ный желудок живопись вос принимается острее. Пола гаю, что и музыка, и по эзия. После сытного обеда, как известно, полагается поспать. Писатель-сатирик Михаил Задорнов сформу лировал это совсем замеча тельно: «Я хочу избавить людей от кишечника в моз гах». Не знаю, как там с традициями в западных странах, но мне бы очень не хотелось, чтобы соотече ственников моих приучили думать о посещении ново го ресторана или о появле нии нового блюда на домаш нем столе как о венце бы тия. Как-то это мелко для нас. Не по-нашему. Не по- русски. Елена БРЕДИС. ТАКАЯ ВОТ «ДЕНЕЖНАЯ РАБОТА» (Окончание. Начало на 1-й стр.) — Профессия накладыва ет свой отпечаток, но жизнь же не проходит стороной, — говорит она. — Никто не счи тает меня человеком сухим, к тому же сейчас очень многие переучиваются на бухгалте ров, наша профессия востре бована везде. Ее специфика — прежде всего ответственность, ведь мы отвечаем за правиль ность документов. — Неужели вы мечтали стать бухгалтером с детства? — спрашиваю я и главного бухгалтера государственного санаторно-курортного учреж дения «Липецкий областной детский санаторий «Мечта» Светлану Труфанову. — Нет, я хотела быть пре подавателем. Но пошла пере учиваться, и теперь эта про фессия мне очень близка. Прежде всего я ценю в ней четкость и ответственность, тем более, что закончила я физико-математический фа культет. Уверена, что главное в работе бухгалтера — добро совестность. И понимание лю дей, ведь наш труд — это не только цифры, но и люди. —Что теперь, когда выста ли победителем? Почет, пре мия, известность? —Победа дает прежде все го огромное моральное удов летворение, ощущение того, как много ты можешь. Пони маешь, что учеба в сочетании с работой постоянно делают тебя опытнее, — говорит Оль га Овчинникова, главный бух галтер ОАО «Центральная на учно-исследовательская лабо ратория по строительству и стройматериалам». — Статус победителя добавляет ответ ственности. А о премии как- то и не думала, для меня очень важным было услышать искренние поздравления дру зей, родных и близких. —Да, считайте, мы все вре мя учимся, — добавляет Та тьяна Иванова, начальник от дела бухгалтерского учета ад министрации Тербунского рай она. — Налогообложение, бу хучет и аудит — регулярные изменения и новые инструк ции. Через нас проходят боль шие суммы, но мы смотрим на них отвлеченно, прежде все го необходимы постоянный контроль, проверка и перепро верка. Мне очень приятно пе ресчитывать людям зарплату — когда её повышают. На душе становится радостнее, когда видишь эту радость у земляков. Ну а пояснения об уже сло жившейся системе подготов ки столь нужных области спе циалистов мне дала Татьяна Антонова, исполнительный директор Липецкого террито риального института профес сиональных бухгалтеров: — В нашей программе 240 часов изучения очень сложно го материала для главбухов, их заместителей, финансовых директоров и их замов. Затем — экзамены и получение ква лификационного аттестата про фессионального бухгалтера. У нас в области 554 человека — члейы ИПБ России и Липец кого территориального инсти тута, которые учились у нас. И, тем не менее, нужда в бух галтерах большая. Только вот на что рассчитывают работо датели, требуя, чтобы опыт ный бухгалтер обязательно был не старше 30-35 лет? На стоящим специалистом он ста новится через семь-десять лет работы после окончания вуза — при том бешеном темпе за конодательных изменений, который сотрясает бухгалтер скую среду. Именно поэтому профессионал сегодня учится ежедневно. Липецкие бухгалтеры впервые принимают участие в конкурсе, из 235 человек, по пытавших счастья в первом туре, до Москвы «дошли» чет веро. Лучшие из лучших. Впрочем, десять бухгалтеров, участвовавших в отборочных турах, станут областными ла уреатами. ... Если перевести на обще доступный язык формулиров ки сегодняшних учебников для работников финансовой сферы, то вы поймете одно: профессия бухгалтера не ме нее ответственна, чем труд сапера. Наше бухгалтерское, финансовое и налоговое зако нодательство постоянно меня ется, что нередко приводит к ошибкам и нарушениям. За ошибки отвечает бухгалтер. Лучшие ошибок не дела ют. Имена лучших липецких бухгалтеров известны. Виктор ГРИБАЧЕВ, спец. корр. «Липецкой газеты». г. Москва.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz