Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
п о д ы т о ж и м ? КОТЫ ВМЕШКЕ. ЗАЛЕЗАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ И Т О Г И Н ЕДЕЛИ П О Д В О Д И Т П О Л И Т И Ч Е С К И Й ОБО ЗРЕВА ТЕЛЬ ПАВЕЛ В О Щ А Н О В Представим на секунду, что случилось бы, имей мы воз можность выбирать в депутаты только тех, чьи достоинства и недостатки обществу известны доподлинно. Наверняка наша Дума так бы никогда и не приступила к работе. Отвергались бы все без ис ключения кандидатуры. Этот не устраивает, ибо он - само влюбленный балабол. Другой владеет собственностью сом нительного происхождения. Третий мечтает о мандате только для того, чтобы решить проблемы своего бизнеса и растолкать локтями конкурен тов. Еще хуже обстоит дело с партиями. Если бы россияне точно знали, чем они на самом деле дышат, кто и что за каж дой из них стоит - рука бы не поднялась проголосовать! Вот и получается, что в интересах государства - не может же оно прозябать в безвластии? - из биратель обязан знать только то, что кандидаты во власть хо тели бы ему сами сообщить. А лишнее знание, как известно, чревато печалью, ибо подры вает веру и затрудняет выбор. Наверное, об этом думал тот безымянный творец,'что го товил для президента поправки к федеральному закону о СМИ, касающиеся их работы «в особый период» - во время избирательных кампаний. На прошлой неделе они поступили из Кремля в Думу и, похоже, после легких и непродолжи тельных дискуссий будут одоб рены депутатами. Здесь ника ких сомнений быть не может: самим депутатам, многие из которых мечтают продолжить сидение и в следующей Думе, они очень по душе. Ведь пре зидентские поправки дают право каждому участнику из бирательного марафона оста ваться эдаким «котом в меш ке». А тому, кто осмелится за пустить руку в этот мешок (пре жде всего представителям рос сийской прессы), придется ох как нелегко. Шаг влево, шаг вправо расцениваются как по бег с правовой зоны и карают ся на месте. Не думаю, что гражданам интересно знать детали прези дентского документа. К тому же журналистские болячки у многих россиян (может, даже у большинства) уже давно не вы зывают сочувствия. Поэтому ограничусь самым существен ным из внесенных изменений: как только избирательной кампании будет дан официаль ный старт, пресса фактически сможет сообщать об участни ках марафона только то, что участники выборов сами же оплатили со своих официаль ных счетов. И ни слова боль ше! По сути, о таком жанре, как освещение выборов, можно просто забыть. Как ни напи шешь, как ни скажешь, как ни покажешь - комплементарно или критически - все при жела нии можно посчитать незакон ной агитацией. А за нее нака зание будет нешуточное: заме чание от ЦИКа есть повод для обращения в суд. А там дея тельность издания-«нарушите- ля» приостанавливается до са мого окончания кампании. На до ли говорить, что такая судь ба сразу ставит редакцию на грань существования, ибо вер нуться потом на газетный или телевизионный рынок страшно тяжело. Да и выборные кампа нии в России идут чередой, это не корь, которой один раз пе реболеешь - и ходи себе на распашку. Что в ходе выборной кампа нии дозволяется по новым пра вилам сообщать народу о его потенциальных избранниках? По сути, только то, что они са ми о себе думают. Например, можно ли будет написать всем известное: что, например, Жи риновский - субъект малокуль турный и компрометирующий наше государство? Да ни в ко ем случае! Только если он сам за это заплатит. Поэтому, если какой-нибудь репортер станет свидетелем очередной его ди кости, уж лучше держать язык за зубами. Вообще, создается впечат ление, что для политиков у нас одни правила, а для всех ос тальных граждан - другие. Не так давно Генпрокуратура проводила проверку произве дений скандального писателя Владимира Сорокина на пред мет использования в них не нормативной лексики, а если по-простому - мата. Хотя сле дователь, которому было пору чено это многотрудное дело, и смаковал отдельные места из «Голубого сала» под смешки интеллектуалов и продвинутых критиков, для писателя история эта могла закончиться куда большей нервотрепкой. А вот для Владимира Вольфовича скандал последних недель ни чем страшным не обернется. Ему все - Божья роса. Жири новского вообще невозможно устыдить - как, скажем, скунса, испортившего воздух. То есть сказать что-то укоряющее можно, но скунс вас едва ли поймет. Почему Жириновскому все гда и все сходит с рук? Да по тому что он нужен любой вла сти - и прежней, и нынешней. Он для нее вроде пугала, ко торое та (хоть и без эстетиче ского удовольствия) всюду тас кает за собой и ставит на том огороде, откуда в данный мо мент надобно отпугнуть изби рателя... И все-таки любопыт но было бы узнать, испытывает ли наш президент неловкость, перед своим американским коллегой за то, что регулярно обменивается рукопожатиями с крупным российским полити ком, которого за хамство в отечественной прессе начали называть очень коротко: Ж...? В политтусовке разгорелся бурный спор: где именно Вла димира Вольфовича прорва ло? Дома или на работе? В Ираке или в родном Отечест ве? Как будто это что-нибудь меняет! Как будто нормально му человеку позволено, пере ступив порог присутственного места, сыпать матом и корчить рожи. Будьте уверены: газетой, в которой появилось бы что-то вроде речей Жириновского, депутаты принялись бы дружно потрясать и рваться к микро фону в праведном гневе. Кол леге Жириновскому они только посочувствовали: ходят эти с камерами где попало, нигде от них покоя нет, нигде не рас слабишься. Но ведь Жиринов ский - не пьяный сторож овощ ного магазина, и речи он вел вполне внятные, остро актуаль ные. Предложил Джорджу - растудыть его! - не трогать Ирак, а вместе долбануть по Тбилиси или Баку. И пригро зил, если не согласится, за од ну ночь утопить в океане всю Австралию со всеми ее кенгу ру и аборигенами. В общем, словоохотливый либерал-демо крат в очередной раз всех нас выставил дикарями. Хотя мо жет статься так, что багдад ская «ария, блин» сослужит ее исполнителю добрую службу. Как только Америка начнет войну против Ирака (а подав ляющее большинство россиян против нее, хотя им до Садда ма и нет никакого дела), все вспомнят, как Жириновский «сделал» Буша. И это обяза тельно принесет ему необходи мые голоса. У нас, в России, такое часто бывает: у нас ведь любят ушами, а голосуют сердцем. А говорят ртом. Именно последняя особен ность сподвигла законодате лей взяться за еще одну набо левшую тему: за закон о рус ском языке. С чего вдруг такая спешка? Ну, во-первых, не так опасно, как реформировать жилищно-коммунальное хозяй ство или разбираться в кознях Анатолия Борисовича Чубайса с его электричеством (это у де путатов отложено на потом, когда мандат в следующую Ду му уже будет в кармане). А во- вторых, можно лишний раз пришпилить к позорной доске пишущих в газетах и говоря щих в эфире. А кого еще, не себя же? Политики у нас, как известно, все до единого - Ци цероны. Их бы устами да мед пить... Понимаю всю нелепость столь категорического проти вопоставления политиков и журналистов. И в том, и в дру гом войске есть люди разные, там и там избыток - цинизма, приспособленчества, лжи. Тех и других надо не только призы вать, как говаривал Лев Тол стой, «быть вполне хорошим». Необходимо постоянно совер шенствовать правила общежи тия двух профессий. Но давай те смотреть в суть. Новые по правки к законам по существу препятствуют освещению вы боров. Удар придется не столько по пиар-киллерам, сколько по избирателям. Точ нее, по тем немногочисленным уже группам населения, кото рые искренне желают, чтобы от их голоса что-то в России зависело. С каждой выборной кампанией таких «романтиков» становится все меньше и мень ше, поскольку большинство вполне усвоили, насколько не зависимее от общественного мнения чувствует себя власть на всех уровнях, насколько все «управляемее» становится на ша демократия. Могу ошибиться, но мне по чему-то кажется: если все ос танется так, как порекомендо вали президенту его прибли женные политтехнологи, а он в свою очередь предложил депу татам, на выборах в декабре будет такая низкая явка, какой еще никогда не было. И по бьем рекорд в графе «против всех». И кто от этого выиграет? ЭКО-НОВОСТИ ТОЧНОСТЬ ЛИШНЕЙ НЕ БЫВАЕТ С 1 рпреля Минэнерго Рос сии по инициативе правительст ва Ханты-Мансийского автоном ного округа вводит в действие новый стандарт по учету количе ства нефти и газа, добываемых на территории региона. Это по зволит более точно контролиро вать ресурсы углеводородов и, кроме того, вести их учет не только по группе (кусту) скважин, но и по каждой из них. Пока же для этих целей используются вы работавшие ресурс приборы, что искажает информацию. Оксана НОВИКОВА. ХАНТЫ-МАНСИЙСК. КОРЮШКА ВЕРНУЛАСЬ Кольская горно-металлургиче ская компания (КГМК) с помо щью специалистов Лапландского государственного биосферного заповедника реализует сразу несколько экологических проек тов, один из которых уже принес заметные плоды: утилизация от ходящих газов на комбинате «Североникель» достигла 90 процентов. И вот результат: впервые за последние двадцать лет в окрестных сопках вновь по явились исчезнувшие было куро патки, зайцы и лисы, а в озере Имандра, прямо у городской на бережной города металлургов Мончегорска, стали ловиться сиг и корюшка. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. конкурс: НШ ^Н НШ 1 I ВЕЛИК, МОГУЧ И ШЕРШАВ НАШ ЯЗЫК Глава Центра политиче- и ской конъюнктуры Валерий I Федоров решил успокоить граждан в связи с обвалом ■ рейтинга у «Единой России»: «Он как упал, так и под- | нимется!» 1 Р.5. Высказывание при шлось как раз на тот день, когда Госдума рассматрива- 1 ла закон о русском языке, пытаясь оберечь его от слов I бранных, заимствованных и двусмысленных. Но наш язык велик и могуч, любую |^ь/сль выразит. В О П Р О С Н А З А С Ы П К У С Е Н А Т О Р Ы И Л И Л О Б Б И С Т Ы ? До каких пор российские сенаторы будут обслужи вать частный бизнес за госу дарственный счет? Может быть, на этот вопрос ответ найдет председатель Совета Федерации Сергей Миронов в течение второго своего срока? В СФ заседают бывшие топ-менеджеры таких гиган тов, как РАО «ЕЭС России», ФПГ «Сибирский алюминий», концерн «Меркурий», «Альфа- Эко». Сенаторы-предприни матели - это плод той самой взаимной любви государст венной власти и частного ка питала, которая во всем ми ре называется «коррупцией». Вот уже около года специ алисты пытаются определить масштабы урона для отечест венной экономики в резуль тате действий только одного сенатора. Речь идет об ак тивном стороннике печально известных поправок в закон «О лицензировании отдель ных видов деятельности» - члене Совета Федерации, выдвинутом Воронежской об ластной Думой, экс-прези денте корпорации «Альфа- Эко» Глебе Фетисове. Целью поправок, напом ним, была отмена обязатель ного лицензирования дея тельности конкурсных управ ляющих предприятиями, на ходившегося в ведении спе циального государственного органа, Федеральной служ бы по финансовому оздоров лению (ФСФО). Сенатор Фетисов много говорил о не допустимости «избыточного государственного регулиро вания экономической дея тельности», о достаточности контроля со стороны арбит ражных судов, о необходи мости саморегулирующегося органа (СРО), эдакого «профсоюза антикризисных менеджеров». На самом деле поправки Фетисова просто развязали руки многочисленным после дователям сенатора, кото рый в бытность внешним уп равляющим Ачинским глино земным комбинатом (АГК) в конце 1990-х быстренько пе ревел ценные активы АГК в родственные «Альфе» струк туры, оставив во владении предприятия стены да пото лок. Сегодня в России насчиты вается до нескольких десят ков тысяч производств - по тенциальных банкротов (в том числе в «оборонке» и других стратегических облас тях), каждое из которых при наличии неподконтрольного государству управляющего может стать легкой Добычей той же «Альфы». До тридцати процентов всех банкротств - заказные. И какая разница хозяевам ФПГ, что среди должников значится более двухсот градообразующих и стратегически значимых предприятий? Зато «антикризисное уп равление по заказу» - гаран тированная прибыль практи чески без инвестиций. А сум марный объем активов пред- приятий-должников сопоста вим с размером всего феде рального бюджета. Похоже, что выдвижение Фетисова в Совет Федера ции - результат комбинации, круто замешанной на корруп ционном интересе: сенатор «выбивает» региону дополни тельные средства из феде рального Центра, обслужива ние которых, с готовностью берет на себя воронежское отделение «Альфа-Банка». Робкие ссылки воронеж ских думцев на бесславный опыт членства Фетисова в Законодательном собрании Красноярского края, закон чившийся лишением депутат ских полномочий за регуляр ные прогулы, эффекта не во зымели. В конце концов, про давливая его кандидатуру, сам ворбнежский губернатор Кулаков ссылался на необхо димость выполнения неких предвыборных обещаний. Руководители Совета Фе дерации не раз объявляли своей целью стать «фильт ром» для всех отечественных законопроектов. Идея хоро шая, но опасная, поскольку некоторые сенаторы не от деляют интересы кармана го сударственного от интересов кармана собственного или хозяйского. Сергей ФИЛИППОВ. «АЭРОФЛОТ» ВНОВЫХИНТЕРЬЕРАХИО ГЛ А В А « А Э Р О Ф Л О Т А » В АЛ Е Р И Й О К У Л О В Д А Ж Е В К А Н У Н 8 0 -Л Е Т И Я СВОЕЙ К О М П А Н И И Д А Л НЕ ОЧЕНЬ П Р А З Д Н И Ч Н О Е ИН ТЕРВЬЮ ИЗ ПЕРВЫХ РУК - Валерий Михайлович, 9 февра ля - День гражданской авиации, ко торой исполнилось 80 лет, но «Аэ рофлот» отметил его как день сво его рождения. Кого мы все же мы все-таки чествовали - «Аэрофлот» или гражданскую авиацию России? - И то, и другое, поскольку еще десять лет назад эти понятия были идентичны. Тогда «Аэрофлот» был единственной нашей авиакомпани ей, но и сейчас, когда их около трех сот, он все равно остается первым - и по всем показателям, и, что еще важнее, в сознании людей. Проведи те небольшой эксперимент: остано вите на улице любого человека и попросите его назвать какую-нибудь авиакомпанию. На сто процентов уверен, что это будет «Аэрофлот». О н превратился в один из нацио нальных символов, без него наша страна уже немыслима. Так что, по здравляя людей, работающих сегод ня в гражданской авиации, мы - вольно или невольно - поздравляем «Аэрофлот». Мы все родом оттуда. - Каковы для компании главные итоги 2002 г. и что для нее будет главным в наступившем году? - Главное - это то, что, несмотря на тяжелую ситуацию на рынке авиаперевозок и ожесточившуюся в связи с этим конкуренцию, «Аэроф лот» не только сохранил, но и укре пил свои позиции. Год 2003-й не обещает быть легче, чем предыду щий, и связано это с нашим беспре цедентным проектом обновления воздушного флота. Заменить 27 авиалайнеров за два года... Еще ни одна компания не реализовывала столь масштабный проект в столь короткие сроки. Уже сегодня мы прорабатываем те действия, кото рые будут предприняты в июле, сен тябре, декабре нынешнего года, го товимся к сдаче самолетов и получе нию новых машин. - После того как в Тулузе была заключена сделка с корпорацией А|гЬц$ по приобретению «Аэрофло том» новых самолетов, вашу компа нию вновь стали упрекать в отсутст вии патриотизма, в том, что, закупая иностранную технику, она еще больше ухудшает положение отече ственного авиапрома. Очень недо вольно и Воронежское авиастрои тельное объединение, говоря, что, отдавая предпочтение «иномар кам», вы брезгуете российской тех никой, придираетесь к ней. - Сделка между «Аэрофлотом» и А1гЬц$ 1пс!и5Ме5 не то что не навре дила, а, наоборот, оказала огром ную услугу российскому авиапрому. Поддержав ее, наше правительство вынудило Европу пойти на более тесное взаимодействие с российски ми производителями. Теперь пред приятия «Росавиакосмоса» получают выход на европейский рынок, на них размещаются заказы по производст ву элементов конструкций и компле ктующих для европейских проектов и программ. «Вес» этой кооперации, этих проектов - 2 млрд, евро, что обеспечит гарантированную загруз ку предприятий авиационной и кос мической отрасли заказами на ТО лет вперед, а соответственно даст рабочие места и зарплату. Коснется ли это всех предприятий авиапрома? Конечно же, нет. Эти средства не будут размазываться тонким слоем по всем предприятиям, а достанутся тем, которые будут высоким стан дартам качества производства. Это реальный вклад в развитие отечест венного авиапрома. Теперь относительно ВАСО и са молетов Ил-96. Проект многостра дальный, он затянулся на много лет, но те заказы, которые «Аэрофлот» сделал еще 6 лет назад, мы не сни мали. Дело за производством дан ных самолетов. - Говорят, что «Аэрофлот» приди рается к интерьерам... - И правильно делает. Конкури руя на мировом рынке и по мировым стандартам, «Аэрофлот» предъявля ет своим поставщикам высокие тре бования, в том числе и по интерье рам, чтобы и по комфорту, и по ка честву российские самолеты не усту пали тому уровню, который у нас есть на самолетах Боинг-767 или Боинг-777. К сожалению, качество отечест венной техники таково, что лозунг «Покупай российское!» часто не срабатывает, и тогда приходится вы бирать между политкорректностью и суровой правдой жизни. К примеру, первые лица нашего государства ез дят на «Мерседесах», но их никто не упрекает в недостатке патриотизма. - В середине прошлого года заго ворили о скорой приватизации «Аэрофлота». Как вы относитесь к такой перспективе? Насколько важ но для компании государственное участие на нынешнем уровне - по могает оно или мешает? - Участие государства в акцио нерном капитале «Аэрофлота» не только не тяготит.нас, а, наоборот, помогает. Во-первых, оно повышает инвестиционную привлекательность компании, поскольку является в гла зах иностранного капитала гаранти ей надежности, а следовательно, способствует привлечению ино странных инвестиций в российскую экономику в целом. Во-вторых, госу дарство не вмешивается в управле ние компанией и не навязывает свою волю в принятии тех или иных решений, так что мы можем не опа саться некомпетентных госчиновни- ков. Но, с другой стороны, в случае необходимости компания всегда мо жет рассчитывать на поддержку государства, так как оно, являясь ос новным акционером ОАО «Аэроф лот», заинтересовано в его прибыль ности и процветании. В-третьих, го сударственное участие повышает конкурентоспособность «Аэрофло та» на мировом рынке и создает лучшие условия для более выгодного привлечения им в случае необходи мости заемных средств на междуна родных финансовых рынках под свои производственные программы. Что же касается приватизации, то сама по себе она меня не пуга ет. Мировая практика показывает, что разгосударствление производ ства помогает повысить его эффек тивность и ликвидность акций. Но одно дело - мировая практика, а другое дело - российская, когда об щие правила и законы зачастую или не работают вовсе, или рабо тают «с точностью до наоборот». Продажа госпакета акций по прин ципу «кто больше даст» может при вести к самым тяжелым последстви ям вплоть до резкого ухудшения и без того непростой ситуации в гра жданской авиации и авиастроении России, а также развалу «Аэроф лота». Получив сравнительно не большие деньги в федеральный бюджет, государство потеряет го раздо больше. В чем будут заклю чаться эти потери? «Аэрофлот» является националь ным перевозчиком на международ ных линиях. Завоевание таких пози ций, создание признанной во всем мире марки и адекватной междуна родной сети - плод многолетних уси лий и многомиллиардных затрат быв шего СССР. Потеря этого положения невосполнима и нанесет огромный урон национальному престижу Рос сии. «Аэрофлот» также является од ним из крупнейших и стабильных на логоплательщиков в федеральный бюджет, давая государству значи тельные и постоянные валютные по ступления. И наконец безответствен ная распродажа может привести к проникновению в «Аэрофлот» его иностранных конкурентов, причем в качестве основного акционера с контрольным пакетом. Оказавшись в частных руках, «Аэрофлот» со време нем вполне может быть перекуплен каким-нибудь западным авиагиган том, который уничтожит его хотя бы для того, чтобы избавиться от лишне го конкурента. - Каковы, на ваш взгляд, пер спективы авиации вообще и что представляет собой рынок авиапе ревозок в России? Какое положение занимает на нем «Аэрофлот», кто его конкуренты? - К сожалению, в 90-е годы авиа ция в России превратилась в элитар ный транспорт. Экономические по трясения, кризисы, дефолты... Народ обеднел и почти перестал летать, причем не только самолетами «Аэрофлота», как призывает извест ный лозунг, а вообще. Печально, ведь для России авиация важнее, чем для любой другой страны: на 60 процентах ее территории наземные транспортные коммуникации либо отсутствуют вовсе, либо находятся в неудовлетворительном состоянии. Однако в последние 2-2,5 года по ложение меняется, и сегодня на рын ке авиаперевозок мы видим высокие темпы роста: 14 процентов в 2001 г. и 7 процентов в 2002 г. Так обстоит дело в России, но и во всем остальном мире железнодо рожные и уж тем более морские пассажирские перевозки становятся анахронизмом. Авиация - вот самый востребованный сегодня вид транс порта. XXI век - век скоростей. Вре мя спрессовано, темп жизни - сума сшедший, мир чрезвычайно моби лен. Огромные потоки людей еже дневно перемещаются с континента на континент. Человеку может пона добиться оказаться по другую сторо ну океана, причем не через месяц, а через несколько часов. Он садится на «Конкорд» в Лондоне, и через 3,5 часа - уже в Нью-Йорке. Имен но такие, фантастические по преж ним меркам, возможности заставля ют современных людей делать вы бор в пользу авиалайнера. Что касается «Аэрофлота», то он чувствует себя вполне уверенно, по скольку наши позиции постоянно ук репляются и на международных, и на внутренних линиях. Конечно, у нас есть конкуренты. Главные из них - это европейские авиакомпании: «Люфтганза», «Финэйр», «Бритиш Эруэйз», КЛМ. Что касается России, то здесь нет ни одной линии, где «Аэрофлот» выполнял бы полеты в одиночестве. На каждом направле нии у нас есть конкурент, и везде они разные: на Питер - это «Пулко во», на Екатеринбург это - «Ураль ские авиалинии» и т.д. - В затылок «Аэрофлоту» кто-ни будь дышит? Нет опасений, что «май ка лидера» перейдет к другому? - Нет никаких предпосылок к то му, что «Аэрофлот» может сдать свои позиции на международных рынках другим авиакомпаниям. На оборот, растет количество линий, на которых мы обыгрываем наших кон курентов. - Не является ли одним из таких преимуществ то, что «Аэрофлот» (и в этом его тоже часто упрекают) поль зуется государственными преферен циями: не платит ввозных пошлин на импортную технику, получает с иностранных авиакомпаний так на зываемые роялти - деньги за пролет над территорией России? - Начнем с того, что, помогая «Аэрофлоту», государство помогает самому себе, поскольку является главным акционером компании. Ему невыгодно душить «Аэрофлот» нало гами - это все равно, что резать ку рицу, несущую золотые яйца. Совре менный парк воздушных судов - это главное условие эффективного функ ционирования любой авиакомпании, главный инструмент, с помощью ко торого она зарабатывает деньги, поэтому, предоставив «Аэрофлоту» льготы на закупку техники, государ ство получит гораздо большую отда чу в виде налогов и дивидендов. Гражданская авиация - в такой же степени стратегическая отрасль, как сельское хозяйство или сталели тейная промышленность, которым государство традиционно помогает. Например, только что Европарла мент одобрил введение санкций против неевропейских авиакомпа ний, которые получают «несправед ливую» помощь от своих прави тельств. Таким образом европейцы добиваются, чтобы власти США пре кратили выдавать американским авиаперевозчикам многомиллиард ные субсидии, благодаря которым те отбивают пассажиров у конкурентов из Старого Света на их же собст венном рынке. При этом правитель ства европейских государств также всячески поддерживают своих авиа перевозчиков. К примеру, когда Ше реметьево запретило самолетам «Люфтганзы» ночевать в Москве, авиационные власти Германии тут же стали прижимать «Аэрофлот», всячески осложняя ему жизнь. А вообще-то государственный протекционизм - еще самое невин ное средство, используемое в борь бе за место на рынке международ ных авиаперевозок. Этот рынок - один из наиболее конкурентных, по скольку здесь обращаются сотни миллиардов долларов. Борьба идет за каждое направление, за каждый новый рейс, за каждого клиента, причем используются любые приемы, включая недружественное поглоще ние конкурентов, запреты на поле ты, демпинг, навязывание дискрими национных стандартов и невыгодных маршрутов. Поэтому поддержка со стороны государства в таких услови ях очень важна. И для «Аэрофлота», естественно, тоже, поскольку он яв ляется полноценным игроком на этом поле. - Руководство «Аэрофлота» ут верждает, что компания закончила год с отличными показателями, уве личив прибыль в два с половиной раза, а профсоюзные лидеры меж ду тем грозят забастовкой, говоря о «предбанкротном» состоянии ком пании. Ваш комментарий? - Старые песни о главном... Не понятно, какие «эксперты» пытаются даже не полемизировать, а ставить под сомнение заключения, которые дают и экономисты, и авиационная администрация, и фондовый рынок, и аудиторы. Компания - без всяких преувеличений - демонстрирует про сто выдающиеся результаты работы, и при этом находятся люди, которые заведомо очерняют и дискредитиру ют ее в глазах наших пассажиров, дезинформируют инвестиционное сообщество. Видимо, так они отно сятся к своему рабочему месту, к своим кбллегам, к тем сотрудникам «Аэрофлота», которые своим трудом добиваются реальных и действитель но выдающихся результатов на тяже лейшем рынке авиаперевозок. На Руси это называется «нагадить в до ме, где живешь». • «Шереметьево-3». Происходит ли что-нибудь с этим проектом? - На этот вопрос очень легко от ветить, потому что не происходит ровным счетом ничего. - Есть ли надежды на то, что ко гда-нибудь там что-то начнет проис ходить, или есть только желание? - Есть не надежды, а совершенно четкое понимание жизненной необ ходимости создания современной привлекательной наземной базы для «Аэрофлота». Это является обяза тельным и необходимым условием нашего развития. Это является обя зательным условием превращения Москвы в транзитный узел мирового класса и мирового значения. Это яв ляется обязательным условием пре вращения Шереметьево в привлека тельный, а не отталкивающий для пассажиров аэропорт. - Часто возникает вопрос о реб рэндинге: зачем «Аэрофлоту» пона добилось менять корпоративные цвета и символику? Ведь серп и мо лот в эмблеме «Аэрофлота» давно не несут никакой идеологической нагрузки. Взять «Комсомольскую правду» - уж на что идеологизиро ванное название, и то его оставили, поскольку это уже брэнд, известная торговая марка. - Доводы ваши и резоны совер шенно понятны, но все ведущие авиакомпании мира периодически меняют свои фирменные цвета, ок раску самолетов, форму бортпро водников. Эта работа ведется по стоянно - где-то более радикально, где-то менее. «Аэрофлот» сегодня многое меняет в себе: сервис, каче ство обслуживания, и эти изменения в компании обязательно должны со провождаться изменениями зримы ми, сменой визуального ряда. Для нас очень важно то, как нас воспри нимает внешний мир, пассажиры, партнеры, а нынешняя форма борт проводников и летного состава не является современной, удобной, да и просто достойной «Аэрофлота». Сочетание черного и красного - это траурные цвета, которые не должны иметь место у авиаперевозчика. Что касается аэрофлотовской «птички», то мы не ставим перед со бой задачу из каких-то идеологиче ских или еще бог знает каких сооб ражений отказаться от серпа с мо лотом. Ставится другая цель: на ос новании ключевых ценностей сфор мировать видеоряд и брэнд авиа компании. А ключевые ценности - это внимание к людям, российские корни «Аэрофлота» и его надеж ность. Разработан и предложен це лый набор вариантов, и в конечном счете решение об изменении или не изменении логотипа авиакомпании все равно будет приниматься с обя зательным учетом мнения наших со трудников, наших пассажиров, внешнего мира. Именно поэтому проводятся опросы, анкетирование. - Правильно ли я вас понял: принципиальное решение о смене эмблемы еще не принято, то есть она может остаться прежней? - Этот вопрос еще только обсуж дается. Созданы рабочие группы, которые разрабатывают и рассмат ривают разные варианты. - А лично вы хотели бы, чтобы символика «Аэрофлота» измени лась? - Лично я работаю на то, чтобы «Аэрофлот» изменялся в лучшую сто рону. Беседу вел Алексей НОВИКОВ. 11 ФЕВРАЛЯ 2003 ГОДА
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz