Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

п о д ы т о ж и м ? КОТЫ ВМЕШКЕ. ЗАЛЕЗАТЬ НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ И Т О Г И Н ЕДЕЛИ П О Д В О Д И Т П О Л И Т И Ч Е С К И Й ОБО ЗРЕВА ТЕЛЬ ПАВЕЛ В О Щ А Н О В Представим на секунду, что случилось бы, имей мы воз­ можность выбирать в депутаты только тех, чьи достоинства и недостатки обществу известны доподлинно. Наверняка наша Дума так бы никогда и не приступила к работе. Отвергались бы все без ис­ ключения кандидатуры. Этот не устраивает, ибо он - само­ влюбленный балабол. Другой владеет собственностью сом­ нительного происхождения. Третий мечтает о мандате только для того, чтобы решить проблемы своего бизнеса и растолкать локтями конкурен­ тов. Еще хуже обстоит дело с партиями. Если бы россияне точно знали, чем они на самом деле дышат, кто и что за каж­ дой из них стоит - рука бы не поднялась проголосовать! Вот и получается, что в интересах государства - не может же оно прозябать в безвластии? - из­ биратель обязан знать только то, что кандидаты во власть хо­ тели бы ему сами сообщить. А лишнее знание, как известно, чревато печалью, ибо подры­ вает веру и затрудняет выбор. Наверное, об этом думал тот безымянный творец,'что го­ товил для президента поправки к федеральному закону о СМИ, касающиеся их работы «в особый период» - во время избирательных кампаний. На прошлой неделе они поступили из Кремля в Думу и, похоже, после легких и непродолжи­ тельных дискуссий будут одоб­ рены депутатами. Здесь ника­ ких сомнений быть не может: самим депутатам, многие из которых мечтают продолжить сидение и в следующей Думе, они очень по душе. Ведь пре­ зидентские поправки дают право каждому участнику из­ бирательного марафона оста­ ваться эдаким «котом в меш­ ке». А тому, кто осмелится за­ пустить руку в этот мешок (пре­ жде всего представителям рос­ сийской прессы), придется ох как нелегко. Шаг влево, шаг вправо расцениваются как по­ бег с правовой зоны и карают­ ся на месте. Не думаю, что гражданам интересно знать детали прези­ дентского документа. К тому же журналистские болячки у многих россиян (может, даже у большинства) уже давно не вы­ зывают сочувствия. Поэтому ограничусь самым существен­ ным из внесенных изменений: как только избирательной кампании будет дан официаль­ ный старт, пресса фактически сможет сообщать об участни­ ках марафона только то, что участники выборов сами же оплатили со своих официаль­ ных счетов. И ни слова боль­ ше! По сути, о таком жанре, как освещение выборов, можно просто забыть. Как ни напи­ шешь, как ни скажешь, как ни покажешь - комплементарно или критически - все при жела­ нии можно посчитать незакон­ ной агитацией. А за нее нака­ зание будет нешуточное: заме­ чание от ЦИКа есть повод для обращения в суд. А там дея­ тельность издания-«нарушите- ля» приостанавливается до са­ мого окончания кампании. На­ до ли говорить, что такая судь­ ба сразу ставит редакцию на грань существования, ибо вер­ нуться потом на газетный или телевизионный рынок страшно тяжело. Да и выборные кампа­ нии в России идут чередой, это не корь, которой один раз пе­ реболеешь - и ходи себе на­ распашку. Что в ходе выборной кампа­ нии дозволяется по новым пра­ вилам сообщать народу о его потенциальных избранниках? По сути, только то, что они са­ ми о себе думают. Например, можно ли будет написать всем известное: что, например, Жи­ риновский - субъект малокуль­ турный и компрометирующий наше государство? Да ни в ко­ ем случае! Только если он сам за это заплатит. Поэтому, если какой-нибудь репортер станет свидетелем очередной его ди­ кости, уж лучше держать язык за зубами. Вообще, создается впечат­ ление, что для политиков у нас одни правила, а для всех ос­ тальных граждан - другие. Не так давно Генпрокуратура проводила проверку произве­ дений скандального писателя Владимира Сорокина на пред­ мет использования в них не­ нормативной лексики, а если по-простому - мата. Хотя сле­ дователь, которому было пору­ чено это многотрудное дело, и смаковал отдельные места из «Голубого сала» под смешки интеллектуалов и продвинутых критиков, для писателя история эта могла закончиться куда большей нервотрепкой. А вот для Владимира Вольфовича скандал последних недель ни­ чем страшным не обернется. Ему все - Божья роса. Жири­ новского вообще невозможно устыдить - как, скажем, скунса, испортившего воздух. То есть сказать что-то укоряющее можно, но скунс вас едва ли поймет. Почему Жириновскому все­ гда и все сходит с рук? Да по­ тому что он нужен любой вла­ сти - и прежней, и нынешней. Он для нее вроде пугала, ко­ торое та (хоть и без эстетиче­ ского удовольствия) всюду тас­ кает за собой и ставит на том огороде, откуда в данный мо­ мент надобно отпугнуть изби­ рателя... И все-таки любопыт­ но было бы узнать, испытывает ли наш президент неловкость, перед своим американским коллегой за то, что регулярно обменивается рукопожатиями с крупным российским полити­ ком, которого за хамство в отечественной прессе начали называть очень коротко: Ж...? В политтусовке разгорелся бурный спор: где именно Вла­ димира Вольфовича прорва­ ло? Дома или на работе? В Ираке или в родном Отечест­ ве? Как будто это что-нибудь меняет! Как будто нормально­ му человеку позволено, пере­ ступив порог присутственного места, сыпать матом и корчить рожи. Будьте уверены: газетой, в которой появилось бы что-то вроде речей Жириновского, депутаты принялись бы дружно потрясать и рваться к микро­ фону в праведном гневе. Кол­ леге Жириновскому они только посочувствовали: ходят эти с камерами где попало, нигде от них покоя нет, нигде не рас­ слабишься. Но ведь Жиринов­ ский - не пьяный сторож овощ­ ного магазина, и речи он вел вполне внятные, остро актуаль­ ные. Предложил Джорджу - растудыть его! - не трогать Ирак, а вместе долбануть по Тбилиси или Баку. И пригро­ зил, если не согласится, за од­ ну ночь утопить в океане всю Австралию со всеми ее кенгу­ ру и аборигенами. В общем, словоохотливый либерал-демо­ крат в очередной раз всех нас выставил дикарями. Хотя мо­ жет статься так, что багдад­ ская «ария, блин» сослужит ее исполнителю добрую службу. Как только Америка начнет войну против Ирака (а подав­ ляющее большинство россиян против нее, хотя им до Садда­ ма и нет никакого дела), все вспомнят, как Жириновский «сделал» Буша. И это обяза­ тельно принесет ему необходи­ мые голоса. У нас, в России, такое часто бывает: у нас ведь любят ушами, а голосуют сердцем. А говорят ртом. Именно последняя особен­ ность сподвигла законодате­ лей взяться за еще одну набо­ левшую тему: за закон о рус­ ском языке. С чего вдруг такая спешка? Ну, во-первых, не так опасно, как реформировать жилищно-коммунальное хозяй­ ство или разбираться в кознях Анатолия Борисовича Чубайса с его электричеством (это у де­ путатов отложено на потом, когда мандат в следующую Ду­ му уже будет в кармане). А во- вторых, можно лишний раз пришпилить к позорной доске пишущих в газетах и говоря­ щих в эфире. А кого еще, не себя же? Политики у нас, как известно, все до единого - Ци­ цероны. Их бы устами да мед пить... Понимаю всю нелепость столь категорического проти­ вопоставления политиков и журналистов. И в том, и в дру­ гом войске есть люди разные, там и там избыток - цинизма, приспособленчества, лжи. Тех и других надо не только призы­ вать, как говаривал Лев Тол­ стой, «быть вполне хорошим». Необходимо постоянно совер­ шенствовать правила общежи­ тия двух профессий. Но давай­ те смотреть в суть. Новые по­ правки к законам по существу препятствуют освещению вы­ боров. Удар придется не столько по пиар-киллерам, сколько по избирателям. Точ­ нее, по тем немногочисленным уже группам населения, кото­ рые искренне желают, чтобы от их голоса что-то в России зависело. С каждой выборной кампанией таких «романтиков» становится все меньше и мень­ ше, поскольку большинство вполне усвоили, насколько не­ зависимее от общественного мнения чувствует себя власть на всех уровнях, насколько все «управляемее» становится на­ ша демократия. Могу ошибиться, но мне по­ чему-то кажется: если все ос­ танется так, как порекомендо­ вали президенту его прибли­ женные политтехнологи, а он в свою очередь предложил депу­ татам, на выборах в декабре будет такая низкая явка, какой еще никогда не было. И по­ бьем рекорд в графе «против всех». И кто от этого выиграет? ЭКО-НОВОСТИ ТОЧНОСТЬ ЛИШНЕЙ НЕ БЫВАЕТ С 1 рпреля Минэнерго Рос­ сии по инициативе правительст­ ва Ханты-Мансийского автоном­ ного округа вводит в действие новый стандарт по учету количе­ ства нефти и газа, добываемых на территории региона. Это по­ зволит более точно контролиро­ вать ресурсы углеводородов и, кроме того, вести их учет не только по группе (кусту) скважин, но и по каждой из них. Пока же для этих целей используются вы­ работавшие ресурс приборы, что искажает информацию. Оксана НОВИКОВА. ХАНТЫ-МАНСИЙСК. КОРЮШКА ВЕРНУЛАСЬ Кольская горно-металлургиче­ ская компания (КГМК) с помо­ щью специалистов Лапландского государственного биосферного заповедника реализует сразу несколько экологических проек­ тов, один из которых уже принес заметные плоды: утилизация от­ ходящих газов на комбинате «Североникель» достигла 90 процентов. И вот результат: впервые за последние двадцать лет в окрестных сопках вновь по­ явились исчезнувшие было куро­ патки, зайцы и лисы, а в озере Имандра, прямо у городской на­ бережной города металлургов Мончегорска, стали ловиться сиг и корюшка. Василий БЕЛОУСОВ. МУРМАНСК. конкурс: НШ ^Н НШ 1 I ВЕЛИК, МОГУЧ И ШЕРШАВ НАШ ЯЗЫК Глава Центра политиче- и ской конъюнктуры Валерий I Федоров решил успокоить граждан в связи с обвалом ■ рейтинга у «Единой России»: «Он как упал, так и под- | нимется!» 1 Р.5. Высказывание при­ шлось как раз на тот день, когда Госдума рассматрива- 1 ла закон о русском языке, пытаясь оберечь его от слов I бранных, заимствованных и двусмысленных. Но наш язык велик и могуч, любую |^ь/сль выразит. В О П Р О С Н А З А С Ы П К У С Е Н А Т О Р Ы И Л И Л О Б Б И С Т Ы ? До каких пор российские сенаторы будут обслужи­ вать частный бизнес за госу­ дарственный счет? Может быть, на этот вопрос ответ найдет председатель Совета Федерации Сергей Миронов в течение второго своего срока? В СФ заседают бывшие топ-менеджеры таких гиган­ тов, как РАО «ЕЭС России», ФПГ «Сибирский алюминий», концерн «Меркурий», «Альфа- Эко». Сенаторы-предприни­ матели - это плод той самой взаимной любви государст­ венной власти и частного ка­ питала, которая во всем ми­ ре называется «коррупцией». Вот уже около года специ­ алисты пытаются определить масштабы урона для отечест­ венной экономики в резуль­ тате действий только одного сенатора. Речь идет об ак­ тивном стороннике печально известных поправок в закон «О лицензировании отдель­ ных видов деятельности» - члене Совета Федерации, выдвинутом Воронежской об­ ластной Думой, экс-прези­ денте корпорации «Альфа- Эко» Глебе Фетисове. Целью поправок, напом­ ним, была отмена обязатель­ ного лицензирования дея­ тельности конкурсных управ­ ляющих предприятиями, на­ ходившегося в ведении спе­ циального государственного органа, Федеральной служ­ бы по финансовому оздоров­ лению (ФСФО). Сенатор Фетисов много говорил о не­ допустимости «избыточного государственного регулиро­ вания экономической дея­ тельности», о достаточности контроля со стороны арбит­ ражных судов, о необходи­ мости саморегулирующегося органа (СРО), эдакого «профсоюза антикризисных менеджеров». На самом деле поправки Фетисова просто развязали руки многочисленным после­ дователям сенатора, кото­ рый в бытность внешним уп­ равляющим Ачинским глино­ земным комбинатом (АГК) в конце 1990-х быстренько пе­ ревел ценные активы АГК в родственные «Альфе» струк­ туры, оставив во владении предприятия стены да пото­ лок. Сегодня в России насчиты­ вается до нескольких десят­ ков тысяч производств - по­ тенциальных банкротов (в том числе в «оборонке» и других стратегических облас­ тях), каждое из которых при наличии неподконтрольного государству управляющего может стать легкой Добычей той же «Альфы». До тридцати процентов всех банкротств - заказные. И какая разница хозяевам ФПГ, что среди должников значится более двухсот градообразующих и стратегически значимых предприятий? Зато «антикризисное уп­ равление по заказу» - гаран­ тированная прибыль практи­ чески без инвестиций. А сум­ марный объем активов пред- приятий-должников сопоста­ вим с размером всего феде­ рального бюджета. Похоже, что выдвижение Фетисова в Совет Федера­ ции - результат комбинации, круто замешанной на корруп­ ционном интересе: сенатор «выбивает» региону дополни­ тельные средства из феде­ рального Центра, обслужива­ ние которых, с готовностью берет на себя воронежское отделение «Альфа-Банка». Робкие ссылки воронеж­ ских думцев на бесславный опыт членства Фетисова в Законодательном собрании Красноярского края, закон­ чившийся лишением депутат­ ских полномочий за регуляр­ ные прогулы, эффекта не во­ зымели. В конце концов, про­ давливая его кандидатуру, сам ворбнежский губернатор Кулаков ссылался на необхо­ димость выполнения неких предвыборных обещаний. Руководители Совета Фе­ дерации не раз объявляли своей целью стать «фильт­ ром» для всех отечественных законопроектов. Идея хоро­ шая, но опасная, поскольку некоторые сенаторы не от­ деляют интересы кармана го­ сударственного от интересов кармана собственного или хозяйского. Сергей ФИЛИППОВ. «АЭРОФЛОТ» ВНОВЫХИНТЕРЬЕРАХИО ГЛ А В А « А Э Р О Ф Л О Т А » В АЛ Е Р И Й О К У Л О В Д А Ж Е В К А Н У Н 8 0 -Л Е Т И Я СВОЕЙ К О М П А Н И И Д А Л НЕ ОЧЕНЬ П Р А З Д Н И Ч Н О Е ИН ТЕРВЬЮ ИЗ ПЕРВЫХ РУК - Валерий Михайлович, 9 февра­ ля - День гражданской авиации, ко­ торой исполнилось 80 лет, но «Аэ­ рофлот» отметил его как день сво­ его рождения. Кого мы все же мы все-таки чествовали - «Аэрофлот» или гражданскую авиацию России? - И то, и другое, поскольку еще десять лет назад эти понятия были идентичны. Тогда «Аэрофлот» был единственной нашей авиакомпани­ ей, но и сейчас, когда их около трех­ сот, он все равно остается первым - и по всем показателям, и, что еще важнее, в сознании людей. Проведи­ те небольшой эксперимент: остано­ вите на улице любого человека и попросите его назвать какую-нибудь авиакомпанию. На сто процентов уверен, что это будет «Аэрофлот». О н превратился в один из нацио­ нальных символов, без него наша страна уже немыслима. Так что, по­ здравляя людей, работающих сегод­ ня в гражданской авиации, мы - вольно или невольно - поздравляем «Аэрофлот». Мы все родом оттуда. - Каковы для компании главные итоги 2002 г. и что для нее будет главным в наступившем году? - Главное - это то, что, несмотря на тяжелую ситуацию на рынке авиаперевозок и ожесточившуюся в связи с этим конкуренцию, «Аэроф­ лот» не только сохранил, но и укре­ пил свои позиции. Год 2003-й не обещает быть легче, чем предыду­ щий, и связано это с нашим беспре­ цедентным проектом обновления воздушного флота. Заменить 27 авиалайнеров за два года... Еще ни одна компания не реализовывала столь масштабный проект в столь короткие сроки. Уже сегодня мы прорабатываем те действия, кото­ рые будут предприняты в июле, сен­ тябре, декабре нынешнего года, го­ товимся к сдаче самолетов и получе­ нию новых машин. - После того как в Тулузе была заключена сделка с корпорацией А|гЬц$ по приобретению «Аэрофло­ том» новых самолетов, вашу компа­ нию вновь стали упрекать в отсутст­ вии патриотизма, в том, что, закупая иностранную технику, она еще больше ухудшает положение отече­ ственного авиапрома. Очень недо­ вольно и Воронежское авиастрои­ тельное объединение, говоря, что, отдавая предпочтение «иномар­ кам», вы брезгуете российской тех­ никой, придираетесь к ней. - Сделка между «Аэрофлотом» и А1гЬц$ 1пс!и5Ме5 не то что не навре­ дила, а, наоборот, оказала огром­ ную услугу российскому авиапрому. Поддержав ее, наше правительство вынудило Европу пойти на более тесное взаимодействие с российски­ ми производителями. Теперь пред­ приятия «Росавиакосмоса» получают выход на европейский рынок, на них размещаются заказы по производст­ ву элементов конструкций и компле­ ктующих для европейских проектов и программ. «Вес» этой кооперации, этих проектов - 2 млрд, евро, что обеспечит гарантированную загруз­ ку предприятий авиационной и кос­ мической отрасли заказами на ТО лет вперед, а соответственно даст рабочие места и зарплату. Коснется ли это всех предприятий авиапрома? Конечно же, нет. Эти средства не будут размазываться тонким слоем по всем предприятиям, а достанутся тем, которые будут высоким стан­ дартам качества производства. Это реальный вклад в развитие отечест­ венного авиапрома. Теперь относительно ВАСО и са­ молетов Ил-96. Проект многостра­ дальный, он затянулся на много лет, но те заказы, которые «Аэрофлот» сделал еще 6 лет назад, мы не сни­ мали. Дело за производством дан­ ных самолетов. - Говорят, что «Аэрофлот» приди­ рается к интерьерам... - И правильно делает. Конкури­ руя на мировом рынке и по мировым стандартам, «Аэрофлот» предъявля­ ет своим поставщикам высокие тре­ бования, в том числе и по интерье­ рам, чтобы и по комфорту, и по ка­ честву российские самолеты не усту­ пали тому уровню, который у нас есть на самолетах Боинг-767 или Боинг-777. К сожалению, качество отечест­ венной техники таково, что лозунг «Покупай российское!» часто не срабатывает, и тогда приходится вы­ бирать между политкорректностью и суровой правдой жизни. К примеру, первые лица нашего государства ез­ дят на «Мерседесах», но их никто не упрекает в недостатке патриотизма. - В середине прошлого года заго­ ворили о скорой приватизации «Аэрофлота». Как вы относитесь к такой перспективе? Насколько важ­ но для компании государственное участие на нынешнем уровне - по­ могает оно или мешает? - Участие государства в акцио­ нерном капитале «Аэрофлота» не только не тяготит.нас, а, наоборот, помогает. Во-первых, оно повышает инвестиционную привлекательность компании, поскольку является в гла­ зах иностранного капитала гаранти­ ей надежности, а следовательно, способствует привлечению ино­ странных инвестиций в российскую экономику в целом. Во-вторых, госу­ дарство не вмешивается в управле­ ние компанией и не навязывает свою волю в принятии тех или иных решений, так что мы можем не опа­ саться некомпетентных госчиновни- ков. Но, с другой стороны, в случае необходимости компания всегда мо­ жет рассчитывать на поддержку государства, так как оно, являясь ос­ новным акционером ОАО «Аэроф­ лот», заинтересовано в его прибыль­ ности и процветании. В-третьих, го­ сударственное участие повышает конкурентоспособность «Аэрофло­ та» на мировом рынке и создает лучшие условия для более выгодного привлечения им в случае необходи­ мости заемных средств на междуна­ родных финансовых рынках под свои производственные программы. Что же касается приватизации, то сама по себе она меня не пуга­ ет. Мировая практика показывает, что разгосударствление производ­ ства помогает повысить его эффек­ тивность и ликвидность акций. Но одно дело - мировая практика, а другое дело - российская, когда об­ щие правила и законы зачастую или не работают вовсе, или рабо­ тают «с точностью до наоборот». Продажа госпакета акций по прин­ ципу «кто больше даст» может при­ вести к самым тяжелым последстви­ ям вплоть до резкого ухудшения и без того непростой ситуации в гра­ жданской авиации и авиастроении России, а также развалу «Аэроф­ лота». Получив сравнительно не­ большие деньги в федеральный бюджет, государство потеряет го­ раздо больше. В чем будут заклю­ чаться эти потери? «Аэрофлот» является националь­ ным перевозчиком на международ­ ных линиях. Завоевание таких пози­ ций, создание признанной во всем мире марки и адекватной междуна­ родной сети - плод многолетних уси­ лий и многомиллиардных затрат быв­ шего СССР. Потеря этого положения невосполнима и нанесет огромный урон национальному престижу Рос­ сии. «Аэрофлот» также является од­ ним из крупнейших и стабильных на­ логоплательщиков в федеральный бюджет, давая государству значи­ тельные и постоянные валютные по­ ступления. И наконец безответствен­ ная распродажа может привести к проникновению в «Аэрофлот» его иностранных конкурентов, причем в качестве основного акционера с контрольным пакетом. Оказавшись в частных руках, «Аэрофлот» со време­ нем вполне может быть перекуплен каким-нибудь западным авиагиган­ том, который уничтожит его хотя бы для того, чтобы избавиться от лишне­ го конкурента. - Каковы, на ваш взгляд, пер­ спективы авиации вообще и что представляет собой рынок авиапе­ ревозок в России? Какое положение занимает на нем «Аэрофлот», кто его конкуренты? - К сожалению, в 90-е годы авиа­ ция в России превратилась в элитар­ ный транспорт. Экономические по­ трясения, кризисы, дефолты... Народ обеднел и почти перестал летать, причем не только самолетами «Аэрофлота», как призывает извест­ ный лозунг, а вообще. Печально, ведь для России авиация важнее, чем для любой другой страны: на 60 процентах ее территории наземные транспортные коммуникации либо отсутствуют вовсе, либо находятся в неудовлетворительном состоянии. Однако в последние 2-2,5 года по­ ложение меняется, и сегодня на рын­ ке авиаперевозок мы видим высокие темпы роста: 14 процентов в 2001 г. и 7 процентов в 2002 г. Так обстоит дело в России, но и во всем остальном мире железнодо­ рожные и уж тем более морские пассажирские перевозки становятся анахронизмом. Авиация - вот самый востребованный сегодня вид транс­ порта. XXI век - век скоростей. Вре­ мя спрессовано, темп жизни - сума­ сшедший, мир чрезвычайно моби­ лен. Огромные потоки людей еже­ дневно перемещаются с континента на континент. Человеку может пона­ добиться оказаться по другую сторо­ ну океана, причем не через месяц, а через несколько часов. Он садится на «Конкорд» в Лондоне, и через 3,5 часа - уже в Нью-Йорке. Имен­ но такие, фантастические по преж­ ним меркам, возможности заставля­ ют современных людей делать вы­ бор в пользу авиалайнера. Что касается «Аэрофлота», то он чувствует себя вполне уверенно, по­ скольку наши позиции постоянно ук­ репляются и на международных, и на внутренних линиях. Конечно, у нас есть конкуренты. Главные из них - это европейские авиакомпании: «Люфтганза», «Финэйр», «Бритиш Эруэйз», КЛМ. Что касается России, то здесь нет ни одной линии, где «Аэрофлот» выполнял бы полеты в одиночестве. На каждом направле­ нии у нас есть конкурент, и везде они разные: на Питер - это «Пулко­ во», на Екатеринбург это - «Ураль­ ские авиалинии» и т.д. - В затылок «Аэрофлоту» кто-ни­ будь дышит? Нет опасений, что «май­ ка лидера» перейдет к другому? - Нет никаких предпосылок к то­ му, что «Аэрофлот» может сдать свои позиции на международных рынках другим авиакомпаниям. На­ оборот, растет количество линий, на которых мы обыгрываем наших кон­ курентов. - Не является ли одним из таких преимуществ то, что «Аэрофлот» (и в этом его тоже часто упрекают) поль­ зуется государственными преферен­ циями: не платит ввозных пошлин на импортную технику, получает с иностранных авиакомпаний так на­ зываемые роялти - деньги за пролет над территорией России? - Начнем с того, что, помогая «Аэрофлоту», государство помогает самому себе, поскольку является главным акционером компании. Ему невыгодно душить «Аэрофлот» нало­ гами - это все равно, что резать ку­ рицу, несущую золотые яйца. Совре­ менный парк воздушных судов - это главное условие эффективного функ­ ционирования любой авиакомпании, главный инструмент, с помощью ко­ торого она зарабатывает деньги, поэтому, предоставив «Аэрофлоту» льготы на закупку техники, государ­ ство получит гораздо большую отда­ чу в виде налогов и дивидендов. Гражданская авиация - в такой же степени стратегическая отрасль, как сельское хозяйство или сталели­ тейная промышленность, которым государство традиционно помогает. Например, только что Европарла­ мент одобрил введение санкций против неевропейских авиакомпа­ ний, которые получают «несправед­ ливую» помощь от своих прави­ тельств. Таким образом европейцы добиваются, чтобы власти США пре­ кратили выдавать американским авиаперевозчикам многомиллиард­ ные субсидии, благодаря которым те отбивают пассажиров у конкурентов из Старого Света на их же собст­ венном рынке. При этом правитель­ ства европейских государств также всячески поддерживают своих авиа­ перевозчиков. К примеру, когда Ше­ реметьево запретило самолетам «Люфтганзы» ночевать в Москве, авиационные власти Германии тут же стали прижимать «Аэрофлот», всячески осложняя ему жизнь. А вообще-то государственный протекционизм - еще самое невин­ ное средство, используемое в борь­ бе за место на рынке международ­ ных авиаперевозок. Этот рынок - один из наиболее конкурентных, по­ скольку здесь обращаются сотни миллиардов долларов. Борьба идет за каждое направление, за каждый новый рейс, за каждого клиента, причем используются любые приемы, включая недружественное поглоще­ ние конкурентов, запреты на поле­ ты, демпинг, навязывание дискрими­ национных стандартов и невыгодных маршрутов. Поэтому поддержка со стороны государства в таких услови­ ях очень важна. И для «Аэрофлота», естественно, тоже, поскольку он яв­ ляется полноценным игроком на этом поле. - Руководство «Аэрофлота» ут­ верждает, что компания закончила год с отличными показателями, уве­ личив прибыль в два с половиной раза, а профсоюзные лидеры меж­ ду тем грозят забастовкой, говоря о «предбанкротном» состоянии ком­ пании. Ваш комментарий? - Старые песни о главном... Не­ понятно, какие «эксперты» пытаются даже не полемизировать, а ставить под сомнение заключения, которые дают и экономисты, и авиационная администрация, и фондовый рынок, и аудиторы. Компания - без всяких преувеличений - демонстрирует про­ сто выдающиеся результаты работы, и при этом находятся люди, которые заведомо очерняют и дискредитиру­ ют ее в глазах наших пассажиров, дезинформируют инвестиционное сообщество. Видимо, так они отно­ сятся к своему рабочему месту, к своим кбллегам, к тем сотрудникам «Аэрофлота», которые своим трудом добиваются реальных и действитель­ но выдающихся результатов на тяже­ лейшем рынке авиаперевозок. На Руси это называется «нагадить в до­ ме, где живешь». • «Шереметьево-3». Происходит ли что-нибудь с этим проектом? - На этот вопрос очень легко от­ ветить, потому что не происходит ровным счетом ничего. - Есть ли надежды на то, что ко­ гда-нибудь там что-то начнет проис­ ходить, или есть только желание? - Есть не надежды, а совершенно четкое понимание жизненной необ­ ходимости создания современной привлекательной наземной базы для «Аэрофлота». Это является обяза­ тельным и необходимым условием нашего развития. Это является обя­ зательным условием превращения Москвы в транзитный узел мирового класса и мирового значения. Это яв­ ляется обязательным условием пре­ вращения Шереметьево в привлека­ тельный, а не отталкивающий для пассажиров аэропорт. - Часто возникает вопрос о реб­ рэндинге: зачем «Аэрофлоту» пона­ добилось менять корпоративные цвета и символику? Ведь серп и мо­ лот в эмблеме «Аэрофлота» давно не несут никакой идеологической нагрузки. Взять «Комсомольскую правду» - уж на что идеологизиро­ ванное название, и то его оставили, поскольку это уже брэнд, известная торговая марка. - Доводы ваши и резоны совер­ шенно понятны, но все ведущие авиакомпании мира периодически меняют свои фирменные цвета, ок­ раску самолетов, форму бортпро­ водников. Эта работа ведется по­ стоянно - где-то более радикально, где-то менее. «Аэрофлот» сегодня многое меняет в себе: сервис, каче­ ство обслуживания, и эти изменения в компании обязательно должны со­ провождаться изменениями зримы­ ми, сменой визуального ряда. Для нас очень важно то, как нас воспри­ нимает внешний мир, пассажиры, партнеры, а нынешняя форма борт­ проводников и летного состава не является современной, удобной, да и просто достойной «Аэрофлота». Сочетание черного и красного - это траурные цвета, которые не должны иметь место у авиаперевозчика. Что касается аэрофлотовской «птички», то мы не ставим перед со­ бой задачу из каких-то идеологиче­ ских или еще бог знает каких сооб­ ражений отказаться от серпа с мо­ лотом. Ставится другая цель: на ос­ новании ключевых ценностей сфор­ мировать видеоряд и брэнд авиа­ компании. А ключевые ценности - это внимание к людям, российские корни «Аэрофлота» и его надеж­ ность. Разработан и предложен це­ лый набор вариантов, и в конечном счете решение об изменении или не изменении логотипа авиакомпании все равно будет приниматься с обя­ зательным учетом мнения наших со­ трудников, наших пассажиров, внешнего мира. Именно поэтому проводятся опросы, анкетирование. - Правильно ли я вас понял: принципиальное решение о смене эмблемы еще не принято, то есть она может остаться прежней? - Этот вопрос еще только обсуж­ дается. Созданы рабочие группы, которые разрабатывают и рассмат­ ривают разные варианты. - А лично вы хотели бы, чтобы символика «Аэрофлота» измени­ лась? - Лично я работаю на то, чтобы «Аэрофлот» изменялся в лучшую сто­ рону. Беседу вел Алексей НОВИКОВ. 11 ФЕВРАЛЯ 2003 ГОДА

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz