Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
2 2 н о я б р я 2 0 0 3 г . , № 2 2 8 (2 2 1 0 6 ) Ш И П Е Ц К А Я •;Ж газета 0 ПЕРВЫЙ з а в о д - к о л о м , СИТУАЦИЯ Н у к т о б ы м о г п о д у м а т ь , ч т о в с л е д з а с т а р е й ш е й т а б а ч н о й ф а б р и к о й Е л ь ц а , п е р е ж и в ш е й п е р и о д з а б а с т о в о к и с м е н у х о з я е в , т а к а я ж е ч е р н а я т у ч а н а ч н е т с г у щ а т ь с я и н а д н е м е н е е и с т о р и ч е с к и и ф и н а н с о в о з н а ч и м ы м д л я д р е в н е г о г о р о д а л и к е р о в о д о ч н ы м з а в о д о м . Не берусь предполагать, какую именно водку предпо читали под хрустящие сол е ные огурчики или марино ванные грибочки предки ель- чан, зато с уверенностью го ворю — до недавнего време ни половина всей потребляе мой сорокаградусной в на шей области производилась в Ельце. Вместе с богатым ас сортиментом наливок и ли керов здесь выпускалось бо лее четырех десятков наиме нований других алкогольных напитков. А знаменитая вод ка «Елецкая», появившаяся на свет в конце уходящ его века и сразу ж е завоевавшая золотую медаль на М еждуна р о д н о й я р м а р к е «Э к сп о - 2000» в Москве? На Всемир ной выставке вин и алкоголь ных напитков в Брюсселе она ::::::: ::::х Ххх;:: :: х;Х;;ххХхх хххх:;.-Х;х вошла в десятку лучших во док мира! Кстати, побывав ший там ж е бальзам «Были на» , настоянный на тридца ти травах Черноземья , заво евал серебряную медаль. Еще одна титулованная новинка тех лет — водка «Бунин с кая» . Ее качество отмечено аж четырьмя медалями раз ного достоинства. И тем не менее за послед ние год-другой народ на ли кероводочном пережил такие стрессы, что даж е своими ру ками изготовленная водка не пробирает. А что бы вы хоте л и , к о гда вдруг н и о тк у д а в з я вш а я с я н о в а я о х р а н а вдруг не пропустила через родную проходную даж е са мого директора и главбуха! Это лишь один эпизод из все му городу известной «мыши ной» возни вокруг знамени той ликерки , обернувшейся на днях тем, что досель спо койно работавший колл ек тив пригрозил-таки тепереш н ем у начальству заба стов кой. Ч то ж е п р о и с х о д и т на старейшем предприятии Ель ца? По мнению специалистов городской администрации , с м ом ен т а с о з д а н и я ФГУП «Росспиртпром» и филиала «Липецкспиртпром» объемы производства и реализации в ОПП «Елецкий ликероводоч ный завод» резко снизились. Если раньше он выпускал 1,2 миллиона декалитров водки и ликероводочных напитков в год, то за первое полугодие эти объ емы сн и зи л и сь на треть. К финишу года дела не выправляются. И это на завод е , где всего пару лет назад пустили современную итальянскую линию розлива и провели р ек он струкцию нескольких участков, причем не останавливая и не сокра щая производства. Надо ли объяснять , что подобный ход событий, разу меется, прежде всего в пла не поступления налогов, не устраивает елецкую власть. К уровню 2 0 0 2 года недобор акцизов превысил четырнад цати миллионов рублей . Све дущие люди говорят, что на с о к р ащ е н и е п р о и зв о д с т в а «ЕЛВЗ» влияет то , что он фактически отстранен от уча стия в реализации своих и з делий и что они, эти изделия, к ом у -то очень м еш аю т на рынке алкогольной продук ции . Во всяком случае , на последних двух заседаниях городского административно го совета именно такое обви нение было брошено в адрес ООО «Липецк-Алко» , якобы недостаточно интенсивно за нимающегося сбытом ел ец кой водки и других напит ков. Зная прои зводственный потенциал коллектива, вла сти не хотят мириться с тем, что на заводе искусственно сокращается ассортимент, не осваиваются новые виды и з делий . И что более всего на стораживает — в последнее время появились нарекания на качество продукции . Был «Шик» (название одной из елецких водок — прим, авт.), а стал — пшик? На радость творцам «первача», самопа ла и «левой» водки. Безусловно , ещ е больше о своем п о т ен ц и ал е зн а ет сам коллектив , но почему- то м ол ч ал и в о н а б лю д а е т , как в три погибели сгибают их родное предприятие . По чему? Скорее всего потому, что люди запуганы безрабо тиц ей , боятся увольнений , тем бол ее что , по сл ухам , первые списки на сокращ е ние уж е подготовлены. Гово рят , в ни х фамилии более пятидесяти человек . Сегод ня их в Ельце не ж д ет ни один работодатель. И несмотря на это, рабо чие (кстати, не получив под держку коллег из числа ИТР) недавно письменно уведоми ли свое руководство о приос тановке работы до полного п огаш ения за д олж ен н о с ти зарплаты за сентябрь. При мененная форма самозащи ты возымела действие: возму тителям спокойствия деньги отдали, однако не ответили на главный вопрос: что ж е будет дальше? Тамара ФЕДЮКИНА, соб, корр. «Липецкой газеты » . X ЮБИЛЕЙ ХУДОЖНИКА П О Л Е Т Ы В О С Н Е И Н А Я В У В о с н е л е т а ю т д е т и , п о т о м у ч т о р а с т у т , и в з р о с л ь в е , у ж е с е д е ю щ и е х у д о ж н и к и , е с л и н е у с т а л и р а с т и и м е н я т ь с я . П р а в д а , М и х а и л Б е р е з н е в у в е р е н : э т о б ы л н е п р о с т о с о н . О н г о в о р и т , ч т о а с т р а л ь н ы й м и р , о т к р ы в ш и й с я е м у , с у щ е с т в у е т , о н г д е - т о р я д о м с н а м и . Дело было в операционной. Берез нев лежал на хирургическом столе и вдыхал наркоз. Потом врачи ему рас сказали , как он , не открывая глаз, внятно описывал свой д ол ги й , то стремительный, то замедляющийся , полет над залитой солнцем дорогой, над причудливыми нагромождения ми золотисто-фиолетовых скал , над странными деревьями с желтыми , но не увядшими листьями , над озером , над землей тревожной , загадочной , прекрасной. Едва придя в себя после опера ции , он схватился за кисти . Скорее запечатлеть на холсте , помочь уви деть другим это чудо . Так возник цикл картин «Параллельные миры», столь неожиданный для поклонни ка Саврасова, Левитана, Коровина. Такие холсты куда ближ е поэтике Врубеля или Чюрлениса , обходив ш ихся без опоры на адресные, сугу бо реалистические, земные впечатле ния. Удивив публику этим сновидени ем в красках , Михаил как будто бы не сменил свою творческую веру и пристрастия. Он не соблазнился про должить писать что-нибудь столь ж е эк стр ав а ган тн о е , ф ан та сти ч еск о е , сказочное, вызывая в памяти зрите лей ми стич ески е страницы «Розы мира» или иных сочинений о запре дельном . Не соблазнился потому, что любые вариации представлялись ему головной вы думкой , сп ек уляци ей , игрой , а не исповедью. А без испове дального начала, без созвучия внеш него и сокровенного, природы и души искусство для него теряет интерес. Он вернул ся к тр адици онн ом у жанру п ей заж а , изредка — к натюр мортам и портретам, кстати, вызы вающе непарадным , острым вроде «Деда Павлуши» — старого фронто- вика -инвалида , чьи больные глаза вопрошающе и пристально смотрят, на нас как бы уж е из прошлого. Б е резнев вновь стал ездить по малень ким городкам и деревенькам, забре дал с мольбертом в лесную чащобу или на берега заросшей речки, отыс кивал уголки , что бередили какие- то струны то ли детства, то ли крес тьянской генетической памяти. Но, м ож ет быть, теперь в его б ерезах , плетнях , тяж елых крутобоких тык вах , поднимающихся и з-за зеленой Щ | х 'ЫШ ж Ш у ШШ у ШГ-- стены церквушках появился некий второй план. Угадывалась некая тай на, растворенная в привычных, не громких мотивах. Михаил Березнев вообще и как человек , и как худож ник негромок, неамбициозен . Словно бы ему на све те ничего больше и не нужно , кроме возможности накладывать мазок за мазком на холст, удивляясь, что из хаоса их рождается тихая , сердечная поэзия , объяснение в любви к лю дям , деревьям , цветам. В его жи зни не было многолетних студий в зна менитых художественных училищах, тем более — академии . Каменщик , солдат, водитель-дальнобойщик, отец семейства, он, однако, самобытный, серьезный худож ник . Хотя кто-то из коллег, не отрицая березневской ода ренности, и поглядывает на него свы сока, забывая, что, по слову Писа ния, ду х веет, где хочет , и уж точно не требует предъявлять диплом об образовании . Впервые это веяние Михаил ощ у тил ещ е до того, как увидел настоя щую , «живую» картину, переступил порог галереи . Никакого вроде бы толчка извне не было. Но рука сама потянулась к карандашу, а рисунки поражали учителей и ровесников, не терпеливо заглядывавших через Ми шино плечо в его альбомчик. Уже подростком он попал в «Третьяков ку» . Это стало потрясением . Бунтар скую мощь, грозную, страстную энер гетику «Боярыни Морозовой» он пе режил , наверное, как первую любовь или п р ед ел ьн ую д уш евн ую боль . Прямо из Лаврушинского переулка кинулся покупать ки сти , краски , грунтованный картон ... Он умел , да и умеет довольство ваться малым. Работал в подвале, потом — в полуотвоеванной-полуус- тупленной домашними столовой. Но ему повезло. Санаторию «Липецк» срочно понадобился гобелен для по мещения, где проводилась Всесоюз ная конференция медиков. Два ме сяца с заказом главврача Валентина Андреевича Панкратова провозилась целая бригада оформителей — и не справилась. Михаилу хватило неде ли. После чего Панкратов нашел ему угол в санатории, некое тесноватое подобие мастерской, угадав в Миха иле нерядовую преданность живопи си. Он н и к о г д а н е п о д сч и ты в а л , сколько картин написал. Я из чисто газетного пристрастия к цифрам все- таки спросил, он неуверенно прики нул: «Да, может, тысячи две» . Есте ственно, публика видела лишь ма лую их часть. Но, слава Богу, виде ла. Он показывал их на коллектив ных выставках, было уж е немало и персональных — в Липецке, Усма- ни , Ельце и даж е в Государственной Думе . А в самом санатории у него постоянная экспозиция . Среди отзы вов есть один , какому, пожалуй , и маститые позавидуют: «Мне нравит ся в ваших работах цвет и воздух , мысль и душ а» . Да , сны о полетах снятся детям и художникам , когда они растут. Сре ди последних работ Березнева опять появилась вещь, явно выпадающая из его обычной манеры. Она свиде тельствует о подспудно накапливаю щ их ся п ер ем ен ах . П у стая , вернее оп у стош енн ая , зем л я , по которой идет одинокий Христос. Второе при шествие опоздало. Забывшие себя и Бога люди погубили отданный им мир. Березнев долго думал о назва нии . В конце концов остановился на горьком, коротком: «П оследнее ...» . Нет, он не записной пессимист, он не пугает неизбежностью Апокалип сиса. Его прозрачно-метафорическая композиция всего лишь предупреж дает. А окружающие ее то выбелен ные снегом, то промокшие под весен ним дож д ем , то согретые солнцем п ей заж и утешают : непоправимого еще не случилось. Смотрите, радуй тесь, но не забывайте: одно дело — любоваться, другое — любить. Лю бить — значит беречь. И. НЕВЕРОВ. Ж урналисты «ЛГ» сердечно п о здравляю т художника с 50 -летием . Здоровья тебе и вдохновения , ю би ляр! В н а ч а л е — о р е з у л ь т а т а х з а к л ю ч и т е л ь н о г о д н я т в о р ч е с к и х с о с т я з а н и й . П е р в ы е м е с т а в с т а р ш и х в о з р а с т н ы х г р у п п а х б ы л о р е ш е н о н е п р и с у ж д а т ь . О б л а д а т е л я м и в т о р ы х м е с т с т а л и Е к а т е р и н а П о л я к о в а и з Е к а т е р и н б у р г а и Ю л и я К а б а н о в а и з С а р а т о в а , т р е т ь и х — л и п ч а н е А л е к с а н д р Г р и д н е в и А л е к с а н д р Е с и н . В н о м и н а ц и и « С п е ц и а л ь н ы е м у з ы к а л ь н ы е ш к о л ы и у ч и л и щ а » о б л а д а т е л е м Г р а н - п р и с т а л м о с к в и ч В я ч е с л а в Р о н ж и н . ВсЛед за п одв ед ени ем итогов конкурса в концерт ном зале областного учили ща искусств им. К .Н . Игум нова состоялась пресс-кон ференция. С журналистами встретились председатель жюри народный артист Рос сии , профессор Московской государственной консерва тории им. П .И . Чайковско го Наум Штаркман и заме ститель директора област ного учебно-методического центра по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства Ольга Хрустале ва. Они сообщили , что из 55 юных участников кон курса — представителей бо лее двадцати городов Рос сии и ближнего зарубежья — 26 стали лауреатами, 14 — дипломантами большого м у зы к а л ь н о г о ф о р у м а . Тем, кто не занял призовых | мест, вручены грамоты за ! участие в конкурсе. Специ- | альными призами и дипло- в с е р о с с и й с к и м к о н к у р с - ИМЕНИ КОНСТАНТИНА ИГУМНОВА Д Е Н Ь П Я Т Ы Й : п ю 1 )и н 1 | и и ь н и й . РЕ ГИОНА Л ЬНЫ Й . М ЕЖ ДУНА РОДНЫЙ ? мами отмечены работы мно гих педагогов, вложивших в подготовку учеников свою душу, знания и опыт. Все пре мии и призы конкурса учреж дены администрацией облас ти и Министерством культу ры Российской Федерации. Кроме творческих сорев нований в дни конкурса про ходили концерты в област ном центре, в Ельце и Л ебе дяни . В них приняли учас тие м олоды е пиани сты — продолжатели школы Кон стантина Игумнова и, конеч но ж е , его непосредственные ученики — Наум Штаркман и Мария Гамбарян. Особые слова благодарно сти на п р е сс -к онф ер енции прозвучали в адрес организа торов конкурса. Прослушива ния и концертные выступле ния проходили в исключи тельно доброжелательной ат мосфере, четко по расписа нию, без мучительных пауз и накладок, характерных, к со жалению , для многих других всероссийских конкурсов. К с т а т и , п р е д с е д а т е л ь ! жюри Наум Штаркман вы-1 разил н ад еж ду на то, ч т о ! н аш , и г ум н о в ск и й , кон -! курс-фестиваль из в с ер о с - ! сийского со временем п ер е - ! растет в международный: «Этот конкурс когда-то! зарождался как региональ -! ный. Постепенно он при об -! ретал популярность, и зв ест -! ность, расширялась его гео- графия, росло число уч а ст - ! ников, совершенствовалась! программа ... Впоследствии: конкурс стал в с е р о с си й с - ! ким. Думаю , теперь наста-1 ла пора придать ему м еж дународный статус. Во вся ком случае, имя Константи на Игумнова по своей зна чимости и вкладу в форте пианное исполнительство этого заслуживает» . Не ис ключено, что уж е следую щий конкурс расширит свои рамки. Александр БОЧКАРЕВ. МУЗЫКА В НАСЛЕДСТВО Г о с т и я в н о з а п а з д ы в а л и . . . П о т о л к а в ш и с ь в м у з ы к а л ь н о й ш к о л е , м ы п о н я л и , ч т о д е л о э т о б е с п е р с п е к т и в н о е — п о д п и р а т ь с т е н ы . И , в о с п о л ь з о в а в ш и с ь п р и г л а ш е н и е м р а б о т н и к о в к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я , п о ш л и ж д а т ь у н и х . К а к о к а з а л о с ь , н е з р я . Н а у ч н ы й с о т р у д н и к Ю р и й П е р в и ц к и й п о в е л н а с п о з а л а м , а п о т о м , к о г д а м ы о ч у т и л и с ь в у ю т н о м к а б и н е т е д и р е к т о р а , п р и н е с о т к у д а - т о м и н и а т ю р н у ю с к у л ь п т у р у И г у м н о в а — р а б о т у б р а т ь е в - с к у л ь п т о р о в К о р и н ы х и л и ч н ы й ф о т о а л ь б о м м у з ы к а н т а с д а р с т в е н н о й н а д п и с ь ю : « П р о ф е с с о р у в п о д а р о к о т е г о у ч е н и к о в » — н о в ы е э к с п о н а т ы . В о т т а к и н а ч а л с я н а ш р а з г о в о р о в е л и к о м п и а н и с т е , л е б е д я н ц е К о н с т а н т и н е Н и к о л а е в и ч е И г у м н о в е , р а д и к о т о р о г о м ы з д е с ь с е г о д н я с о б р а л и с ь . А п о с к о л ь к у в с е в м и р е в з а и м о с в я з а н о , е щ е о д н а и н ф о р м а ц и я л е г л а , ч т о г о в о р и т с я , в р у к у . . . Пятничный концерт уча стников пятого Всероссийс кого открытого конкурса- ф е с т и в а л я д о л ж е н был пройти в районном Доме культуры, на месте которо го в прошлом веке распола галось Земство . Именно в нем дебютировал семилет- | ний Костя Игумнов в бла- ! готворительном концерте в ! пользу бедных . Случилось ! это сто три года назад . И ! д аж е нынешний конкурс , : лебедянцы настаивают, от- ! крылся именно в и х горо- ! де, потому что праздничный ! концерт в Липецке начался ! в шесть вечера, а на родине ! пианиста — в два часа дня . ! Об этом напомнил заведую- ; щий отделом культуры Ле- \ бедянского района Анато- \ лий Радимов. От него ж е ! узнали: дом Игумнова нуж - | дается в капитальном р е монте, пора менять кровлю, фасад. Но поскольку он яв ляется историческим памят ником и находится под юрис дикцией области, сами лебе дянцы без разрешения цент ра могут только латать дыры. И т у т п о д ош л о времй встречать гостей (должны ж е они приехать!), но уж е совсем в другом месте — на лебедян ском перекрестке. Артисты, журналисты и заместитель главы районной администра ции Александр Беляев в пол ном составе заняли «боевую» позицию . И вот он, долго жданный автобус ,-запы хав шись подниматься в гору , тормознул на посту ГАИ. За стрекотали камеры, заиграл б а я н . Н а ум Ш т а р к м а н , Александр Леонтьев, Мария Г ам б а р я н . . . П о сл едн ей из салона вышла девочка, оча ровательное создание . Про спав всю дорогу , она никак не могла понять, куда при е х а л а . Т ан ечка ок а зал а сь самой маленькой родствен ницей Игумнова . Говорить она ничего не хотела и сни маться тоже. Увидев нашего фотокорреспондента Анаста сию Меньшикову, сразу ж е спряталась за мамину спину. Пока мы пытались познако миться с ребенком , гостям предложили каравай. «Рас таял» он на гл а за х . Сама знаю , нет ничего вкуснее л е бедянского хлеба. П оскольку наш а газета об именитых гостях конкур са-фестиваля уж е рассказы вала, мы решили взять не большое интервью у Елены Рогозиной, внучатой племян ницы Константина Николае вича. Она приехала в Л ебе дянь не с пустыми руками — привезла с собой целый ящик книг из личной библиотеки для местных школьников. | Застенчиво улыбнувшись , | Елена Александровна пояс-1 нила: времена сейчас суро-1 вые, литературы детям не I хватает , п о этом у , м ож ет , | кому-то и пригодится ее по-1 дарок. — Я живу в Воронеже. | Моя бабушка — родная с е - § стра Игумнова, он ее очень | любил. Она вышла зам уж | за земского врача. Констан-1 тин Николаевич часто при-1 езжал к нам, но, к сож але -1 нию, я тогда была ещ е со-1 всем маленькой , поэтому , | сами поним аете , каки е у | меня могут быть вп ечатле-1 ния. Я видела его, вернее | помню, только один раз, в | последний его при езд . Я | слушала дядю Костю (так | его все называли , и даж е | ученики), сидя под роялем . | Почему мне именно там по-1 нравилось? .. Кстати , моя § мама первой привезла игум- \ новцев в Л ебедянь , когда § праздновали столетие Кон-1 стантина Н иколаевича . С | этого все и началось. Игумновы подарили Л е-1 бедяни Храм и Музыку. Это | наследство н еделим о . Его | можно и нужно приумно-1 жать. В том числе и таки-1 ми конкурсами. Ирина КОБЗЕВА . | Н а с н и м к а х : Е л е н а | А л ек сан дровн а Р ого зин а ; | Танечка Ром . Фото Анастасии I МЕНЬШИКОВОЙ. I ПРОИСШЕСТВИЯ ВЛИПЕЦКЕИЗБИЛИИОГРАБИЛИ ГРАЖДАНИНАТУРЦИИ К а к п е р е д а л и и з Г л а в н о г о у п р а в л е н и я п о д е л а м пр< I. О: ГО и Ч С , з а о ш е д ш и е с у т к и в о б л а с т и п р о и з о ш л о д в а п о ж а р а . д и н ч е л о в е к п о г и б . Местом трагедии стал по селок Прибытково Грязинского района. Здесь в одной из час тей большого шлакового дома, принадлежащего четырем хозя евам, сгорел 28-летний мужчи на. Предположительная причи на пожара — неосторожность при курении. Такое же предпо ложение высказали пожарные и по поводу воспламенения под вала в одном из домов по ули це Смыслова в Липецке. Ксча стью, на этот раз никто не по страдал. О беспрецедентном случае сообщили в редакцию из пресс- центра УВД области. В полови не второго ночи 20 ноября в Ли пецке у дома № 28 по улице Кос монавтов неизвестные избили и ограбили гражданина Турции, отобрав у него кошелек с 50-ю тысячами рублей. Еще одним местом грабежа стал поселок липецких тракторо строителей. На улице Красно- донской налетчики разбили окно и проникли вдом к84-летней ста рушке. Несмотря на ее столь пре клонный возраст, преступники жестоко избили женщину и ото брали у нее 25 тысяч рублей. Бесчинствуют и любители легкой наживы, промышляющие цветным металлом. В садовод ческом товариществе «Дачный- 5» они срезали с линии элект ропередачи два километра алю миниевого провода. Нанесенный ущерб оценивается в 13 тысяч рублей. Типичная для наших дней кража произошла в средней шко ле № 4 города Данкова. Проло мив кирпичную стену, воры про никли в расположенный в ее же здании склад и прихватили с со бой весь имеющийся спортин вентарь на общую сумму восемь тысяч рублей. То ли воры действовали с предельной осторожностью, то ли в силу каких-то других обсто ятельств, но дежуривший в это время школьный сторож остал ся, как говорится, не у дел. ] С л уж б а н о в о с т е й «Л ип ецкой г а з е ты » . МОРОЗ, КОТОРЫЙ СОГРЕВАЕТ... (Окончание. Н ачало на 1-й стр.) Кстати, представьте себе , эта удивительная , Богом отмеченная артистка, сочинительница от менных частушек , едва-едва умела писать. И вот однажды попросила Морозову: — Научила бы ты меня грамоте... Стали устраивать по вечерам «ликбез». И на стал день, когда ученица Мордасова получила у учи тельницы Морозовой «пятерку» по чистописанию. РОЖДЕНИЕ ПЕСНИ Песню «Ой, мороз , мороз» Мария Павловна написала ноябрьской ночью 1954 года. И это при несло ей и ее м уж у Александру Уварову оглуши тельный усп ех . Голоса супругов звучали так гар монично, а в песне было столько широты, русской воли и задуш евности , что слушатели готовы были бисировать без конца . Д а , многие по сей день считают песню народной . А все потому, что, ког да в московской студии супруги Уваровы записы вали ее на пластинку , никто не спросил об авторе. Ну как такой песне да не быть народной! — Я понятия не имела, что такое авторское право, — говорит Мария Павловна. — А сейчас уж е не исправишь. Да не очень я и жалею . Глав ное, что песня людям нравится. Как великую ценность хранит Мария Павлов на правительственную телеграмму: Аман Тулеев благодарил ее за песню . «В ней чувствуется душа народа и его неисчерпаемая жизненная мудрость», — так написал он ей. АНСАМБЛЬ - ЭТО ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ... В Липецке Мария и Александр Уваровы осели в 1969 году. Позади остались бесконечные поезд ки по стране с концертными бригадами. Им почти сразу ж е предложили набрать при ДК профсою зов ансамбль и стать его руководителями. — Начинать было сложновато: молодежь не больно-то охотно шла в ансамбль русской песни , — вспоминает Мария П авловна . — М уж ской танцевальной группы, например, у нас и сейчас нет . Зато какие талантливые девочки появились у нас тогда! Сейчас-то они выросли, у них свои семьи , воспитывают детей . И прививают им лю бовь к родной песне. Самой первой пришла ко мне в «Россиянку» Валя Канаева. И пела она в коллективе почти двадцать лет — это ж е целая жизнь! Дочь ее окон чила институт культуры , поет в ансамбле «Зень» . А в 86-м году мы начали набирать детей в ан самбль «Тараторочки». Оба коллектива удались. Все дипломы и гра моты, завоеванные на конкурсах «Россиянкой» , и перечислить нельзя. В марте 2002 года на реги ональном фестивале частушек имени Марии Мор- дасовой в Тамбове ансамбль завоевал первое мес то среди сорока коллективов. И в тот же год язя ли Гран-при на фестивале имени Мистюкова в Липец ке. А «Тараторочки» заслужили звание образцово го детского коллектива. Воспитанникам Марии Пав ловны доводилось петь и на большой эстраде, и на импровизированных площадках во дворах. БЕСТСЕЛЛЕР ЖДЕТ СПОНСОРА — Две вещи очень меня беспокоят сейчас, — вздыхает Мария Павловна. — Во-первых, сейчас почти не слышно русских народных песен. Но мы ж е русские , нам нельзя терять свою культуру! Ко мне на прослушивание приходят дети , я прошу и х спеть что-нибудь народное. И чуть ли не каж дый отвечает, что не знает ни одной русской пес ни. Что ж е дальше будет? И второе: я скоро выйду на пенсию. Буду жить на те деньги, которые я «заслужила» за 60 лет работы в искусстве. А заслужила-то я , выходит, чуть больше двух тысяч. Горько. Ветераны у нас в стране совсем не защищены. Но вновь, как это было всегда, горечь, недо умение уходят на второй план, когда начинается творчество. Теперь еще и литературное. Н е давно она закончила рукопись книги, в которой и зл ож ила историю создания знаменитой песни «Ой, мороз, мороз». — Вот только издать книгу мне не на что. Если бы спонсора найти ... Господи, неуж ели не найдется? Да ведь исто рия песни «Ой, мороз, мороз» вполне может стать бестселлером ... Елена ФРОЛОВА.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz