Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

2 2 н о я б р я 2 0 0 3 г . , № 2 2 8 (2 2 1 0 6 ) Ш И П Е Ц К А Я •;Ж газета 0 ПЕРВЫЙ з а в о д - к о л о м , СИТУАЦИЯ Н у к т о б ы м о г п о д у м а т ь , ч т о в с л е д з а с т а р е й ш е й т а б а ч н о й ф а б р и к о й Е л ь ц а , п е р е ж и в ш е й п е р и о д з а б а ­ с т о в о к и с м е н у х о з я е в , т а к а я ж е ч е р н а я т у ч а н а ч н е т с г у щ а т ь с я и н а д н е м е н е е и с т о р и ч е с к и и ф и н а н с о в о з н а ­ ч и м ы м д л я д р е в н е г о г о р о д а л и к е р о в о д о ч н ы м з а в о д о м . Не берусь предполагать, какую именно водку предпо ­ читали под хрустящие сол е ­ ные огурчики или марино ­ ванные грибочки предки ель- чан, зато с уверенностью го­ ворю — до недавнего време­ ни половина всей потребляе­ мой сорокаградусной в на ­ шей области производилась в Ельце. Вместе с богатым ас­ сортиментом наливок и ли ­ керов здесь выпускалось бо ­ лее четырех десятков наиме ­ нований других алкогольных напитков. А знаменитая вод­ ка «Елецкая», появившаяся на свет в конце уходящ его века и сразу ж е завоевавшая золотую медаль на М еждуна ­ р о д н о й я р м а р к е «Э к сп о - 2000» в Москве? На Всемир ­ ной выставке вин и алкоголь­ ных напитков в Брюсселе она ::::::: ::::х Ххх;:: :: х;Х;;ххХхх хххх:;.-Х;х вошла в десятку лучших во­ док мира! Кстати, побывав­ ший там ж е бальзам «Были­ на» , настоянный на тридца ­ ти травах Черноземья , заво ­ евал серебряную медаль. Еще одна титулованная новинка тех лет — водка «Бунин с ­ кая» . Ее качество отмечено аж четырьмя медалями раз­ ного достоинства. И тем не менее за послед ­ ние год-другой народ на ли ­ кероводочном пережил такие стрессы, что даж е своими ру ­ ками изготовленная водка не пробирает. А что бы вы хоте ­ л и , к о гда вдруг н и о тк у д а в з я вш а я с я н о в а я о х р а н а вдруг не пропустила через родную проходную даж е са­ мого директора и главбуха! Это лишь один эпизод из все­ му городу известной «мыши­ ной» возни вокруг знамени ­ той ликерки , обернувшейся на днях тем, что досель спо ­ койно работавший колл ек ­ тив пригрозил-таки тепереш ­ н ем у начальству заба стов ­ кой. Ч то ж е п р о и с х о д и т на старейшем предприятии Ель­ ца? По мнению специалистов городской администрации , с м ом ен т а с о з д а н и я ФГУП «Росспиртпром» и филиала «Липецкспиртпром» объемы производства и реализации в ОПП «Елецкий ликероводоч­ ный завод» резко снизились. Если раньше он выпускал 1,2 миллиона декалитров водки и ликероводочных напитков в год, то за первое полугодие эти объ емы сн и зи л и сь на треть. К финишу года дела не выправляются. И это на завод е , где всего пару лет назад пустили современную итальянскую линию розлива и провели р ек он струкцию нескольких участков, причем не останавливая и не сокра­ щая производства. Надо ли объяснять , что подобный ход событий, разу ­ меется, прежде всего в пла­ не поступления налогов, не устраивает елецкую власть. К уровню 2 0 0 2 года недобор акцизов превысил четырнад­ цати миллионов рублей . Све­ дущие люди говорят, что на с о к р ащ е н и е п р о и зв о д с т в а «ЕЛВЗ» влияет то , что он фактически отстранен от уча­ стия в реализации своих и з ­ делий и что они, эти изделия, к ом у -то очень м еш аю т на рынке алкогольной продук ­ ции . Во всяком случае , на последних двух заседаниях городского административно­ го совета именно такое обви­ нение было брошено в адрес ООО «Липецк-Алко» , якобы недостаточно интенсивно за ­ нимающегося сбытом ел ец ­ кой водки и других напит­ ков. Зная прои зводственный потенциал коллектива, вла­ сти не хотят мириться с тем, что на заводе искусственно сокращается ассортимент, не осваиваются новые виды и з ­ делий . И что более всего на­ стораживает — в последнее время появились нарекания на качество продукции . Был «Шик» (название одной из елецких водок — прим, авт.), а стал — пшик? На радость творцам «первача», самопа­ ла и «левой» водки. Безусловно , ещ е больше о своем п о т ен ц и ал е зн а ет сам коллектив , но почему- то м ол ч ал и в о н а б лю д а е т , как в три погибели сгибают их родное предприятие . По ­ чему? Скорее всего потому, что люди запуганы безрабо ­ тиц ей , боятся увольнений , тем бол ее что , по сл ухам , первые списки на сокращ е ­ ние уж е подготовлены. Гово­ рят , в ни х фамилии более пятидесяти человек . Сегод­ ня их в Ельце не ж д ет ни один работодатель. И несмотря на это, рабо­ чие (кстати, не получив под­ держку коллег из числа ИТР) недавно письменно уведоми ­ ли свое руководство о приос­ тановке работы до полного п огаш ения за д олж ен н о с ти зарплаты за сентябрь. При­ мененная форма самозащи ­ ты возымела действие: возму­ тителям спокойствия деньги отдали, однако не ответили на главный вопрос: что ж е будет дальше? Тамара ФЕДЮКИНА, соб, корр. «Липецкой газеты » . X ЮБИЛЕЙ ХУДОЖНИКА П О Л Е Т Ы В О С Н Е И Н А Я В У В о с н е л е т а ю т д е т и , п о т о м у ч т о р а с т у т , и в з р о с л ь в е , у ж е с е д е ю ­ щ и е х у д о ж н и к и , е с л и н е у с т а л и р а с т и и м е н я т ь с я . П р а в д а , М и х а ­ и л Б е р е з н е в у в е р е н : э т о б ы л н е п р о с т о с о н . О н г о в о р и т , ч т о а с т ­ р а л ь н ы й м и р , о т к р ы в ш и й с я е м у , с у щ е с т в у е т , о н г д е - т о р я д о м с н а м и . Дело было в операционной. Берез­ нев лежал на хирургическом столе и вдыхал наркоз. Потом врачи ему рас­ сказали , как он , не открывая глаз, внятно описывал свой д ол ги й , то стремительный, то замедляющийся , полет над залитой солнцем дорогой, над причудливыми нагромождения ­ ми золотисто-фиолетовых скал , над странными деревьями с желтыми , но не увядшими листьями , над озером , над землей тревожной , загадочной , прекрасной. Едва придя в себя после опера ­ ции , он схватился за кисти . Скорее запечатлеть на холсте , помочь уви ­ деть другим это чудо . Так возник цикл картин «Параллельные миры», столь неожиданный для поклонни ­ ка Саврасова, Левитана, Коровина. Такие холсты куда ближ е поэтике Врубеля или Чюрлениса , обходив ­ ш ихся без опоры на адресные, сугу ­ бо реалистические, земные впечатле­ ния. Удивив публику этим сновидени ­ ем в красках , Михаил как будто бы не сменил свою творческую веру и пристрастия. Он не соблазнился про ­ должить писать что-нибудь столь ж е эк стр ав а ган тн о е , ф ан та сти ч еск о е , сказочное, вызывая в памяти зрите ­ лей ми стич ески е страницы «Розы мира» или иных сочинений о запре ­ дельном . Не соблазнился потому, что любые вариации представлялись ему головной вы думкой , сп ек уляци ей , игрой , а не исповедью. А без испове­ дального начала, без созвучия внеш ­ него и сокровенного, природы и души искусство для него теряет интерес. Он вернул ся к тр адици онн ом у жанру п ей заж а , изредка — к натюр­ мортам и портретам, кстати, вызы­ вающе непарадным , острым вроде «Деда Павлуши» — старого фронто- вика -инвалида , чьи больные глаза вопрошающе и пристально смотрят, на нас как бы уж е из прошлого. Б е ­ резнев вновь стал ездить по малень­ ким городкам и деревенькам, забре ­ дал с мольбертом в лесную чащобу или на берега заросшей речки, отыс­ кивал уголки , что бередили какие- то струны то ли детства, то ли крес ­ тьянской генетической памяти. Но, м ож ет быть, теперь в его б ерезах , плетнях , тяж елых крутобоких тык­ вах , поднимающихся и з-за зеленой Щ | х 'ЫШ ж Ш у ШШ у ШГ-- стены церквушках появился некий второй план. Угадывалась некая тай­ на, растворенная в привычных, не ­ громких мотивах. Михаил Березнев вообще и как человек , и как худож ник негромок, неамбициозен . Словно бы ему на све­ те ничего больше и не нужно , кроме возможности накладывать мазок за мазком на холст, удивляясь, что из хаоса их рождается тихая , сердечная поэзия , объяснение в любви к лю ­ дям , деревьям , цветам. В его жи зни не было многолетних студий в зна ­ менитых художественных училищах, тем более — академии . Каменщик , солдат, водитель-дальнобойщик, отец семейства, он, однако, самобытный, серьезный худож ник . Хотя кто-то из коллег, не отрицая березневской ода­ ренности, и поглядывает на него свы­ сока, забывая, что, по слову Писа ­ ния, ду х веет, где хочет , и уж точно не требует предъявлять диплом об образовании . Впервые это веяние Михаил ощ у ­ тил ещ е до того, как увидел настоя ­ щую , «живую» картину, переступил порог галереи . Никакого вроде бы толчка извне не было. Но рука сама потянулась к карандашу, а рисунки поражали учителей и ровесников, не­ терпеливо заглядывавших через Ми­ шино плечо в его альбомчик. Уже подростком он попал в «Третьяков­ ку» . Это стало потрясением . Бунтар­ скую мощь, грозную, страстную энер­ гетику «Боярыни Морозовой» он пе ­ режил , наверное, как первую любовь или п р ед ел ьн ую д уш евн ую боль . Прямо из Лаврушинского переулка кинулся покупать ки сти , краски , грунтованный картон ... Он умел , да и умеет довольство­ ваться малым. Работал в подвале, потом — в полуотвоеванной-полуус- тупленной домашними столовой. Но ему повезло. Санаторию «Липецк» срочно понадобился гобелен для по­ мещения, где проводилась Всесоюз­ ная конференция медиков. Два ме­ сяца с заказом главврача Валентина Андреевича Панкратова провозилась целая бригада оформителей — и не справилась. Михаилу хватило неде ­ ли. После чего Панкратов нашел ему угол в санатории, некое тесноватое подобие мастерской, угадав в Миха­ иле нерядовую преданность живопи ­ си. Он н и к о г д а н е п о д сч и ты в а л , сколько картин написал. Я из чисто газетного пристрастия к цифрам все- таки спросил, он неуверенно прики ­ нул: «Да, может, тысячи две» . Есте­ ственно, публика видела лишь ма­ лую их часть. Но, слава Богу, виде­ ла. Он показывал их на коллектив­ ных выставках, было уж е немало и персональных — в Липецке, Усма- ни , Ельце и даж е в Государственной Думе . А в самом санатории у него постоянная экспозиция . Среди отзы ­ вов есть один , какому, пожалуй , и маститые позавидуют: «Мне нравит­ ся в ваших работах цвет и воздух , мысль и душ а» . Да , сны о полетах снятся детям и художникам , когда они растут. Сре­ ди последних работ Березнева опять появилась вещь, явно выпадающая из его обычной манеры. Она свиде­ тельствует о подспудно накапливаю ­ щ их ся п ер ем ен ах . П у стая , вернее оп у стош енн ая , зем л я , по которой идет одинокий Христос. Второе при ­ шествие опоздало. Забывшие себя и Бога люди погубили отданный им мир. Березнев долго думал о назва­ нии . В конце концов остановился на горьком, коротком: «П оследнее ...» . Нет, он не записной пессимист, он не пугает неизбежностью Апокалип ­ сиса. Его прозрачно-метафорическая композиция всего лишь предупреж ­ дает. А окружающие ее то выбелен­ ные снегом, то промокшие под весен­ ним дож д ем , то согретые солнцем п ей заж и утешают : непоправимого еще не случилось. Смотрите, радуй ­ тесь, но не забывайте: одно дело — любоваться, другое — любить. Лю ­ бить — значит беречь. И. НЕВЕРОВ. Ж урналисты «ЛГ» сердечно п о ­ здравляю т художника с 50 -летием . Здоровья тебе и вдохновения , ю би ­ ляр! В н а ч а л е — о р е з у л ь т а т а х з а к л ю ч и т е л ь н о г о д н я т в о р ч е с к и х с о с т я з а н и й . П е р в ы е м е с т а в с т а р ш и х в о з р а с т н ы х г р у п п а х б ы л о р е ш е н о н е п р и с у ж д а т ь . О б л а д а т е л я м и в т о р ы х м е с т с т а л и Е к а т е р и н а П о л я к о в а и з Е к а т е р и н б у р г а и Ю л и я К а б а н о в а и з С а р а т о в а , т р е т ь и х — л и п ч а н е А л е к с а н д р Г р и д н е в и А л е к с а н д р Е с и н . В н о м и н а ц и и « С п е ц и а л ь н ы е м у з ы к а л ь н ы е ш к о л ы и у ч и л и щ а » о б л а д а т е л е м Г р а н - п р и с т а л м о с к в и ч В я ч е с л а в Р о н ж и н . ВсЛед за п одв ед ени ем итогов конкурса в концерт­ ном зале областного учили ­ ща искусств им. К .Н . Игум­ нова состоялась пресс-кон­ ференция. С журналистами встретились председатель жюри народный артист Рос­ сии , профессор Московской государственной консерва­ тории им. П .И . Чайковско­ го Наум Штаркман и заме ­ ститель директора област­ ного учебно-методического центра по образованию и повышению квалификации специалистов культуры и искусства Ольга Хрустале­ ва. Они сообщили , что из 55 юных участников кон ­ курса — представителей бо­ лее двадцати городов Рос ­ сии и ближнего зарубежья — 26 стали лауреатами, 14 — дипломантами большого м у зы к а л ь н о г о ф о р у м а . Тем, кто не занял призовых | мест, вручены грамоты за ! участие в конкурсе. Специ- | альными призами и дипло- в с е р о с с и й с к и м к о н к у р с - ИМЕНИ КОНСТАНТИНА ИГУМНОВА Д Е Н Ь П Я Т Ы Й : п ю 1 )и н 1 | и и ь н и й . РЕ ГИОНА Л ЬНЫ Й . М ЕЖ ДУНА РОДНЫЙ ? мами отмечены работы мно­ гих педагогов, вложивших в подготовку учеников свою душу, знания и опыт. Все пре­ мии и призы конкурса учреж ­ дены администрацией облас­ ти и Министерством культу­ ры Российской Федерации. Кроме творческих сорев­ нований в дни конкурса про­ ходили концерты в област­ ном центре, в Ельце и Л ебе­ дяни . В них приняли учас­ тие м олоды е пиани сты — продолжатели школы Кон ­ стантина Игумнова и, конеч­ но ж е , его непосредственные ученики — Наум Штаркман и Мария Гамбарян. Особые слова благодарно­ сти на п р е сс -к онф ер енции прозвучали в адрес организа­ торов конкурса. Прослушива­ ния и концертные выступле­ ния проходили в исключи ­ тельно доброжелательной ат­ мосфере, четко по расписа ­ нию, без мучительных пауз и накладок, характерных, к со­ жалению , для многих других всероссийских конкурсов. К с т а т и , п р е д с е д а т е л ь ! жюри Наум Штаркман вы-1 разил н ад еж ду на то, ч т о ! н аш , и г ум н о в ск и й , кон -! курс-фестиваль из в с ер о с - ! сийского со временем п ер е - ! растет в международный: «Этот конкурс когда-то! зарождался как региональ -! ный. Постепенно он при об -! ретал популярность, и зв ест -! ность, расширялась его гео- графия, росло число уч а ст - ! ников, совершенствовалась! программа ... Впоследствии: конкурс стал в с е р о с си й с - ! ким. Думаю , теперь наста-1 ла пора придать ему м еж ­ дународный статус. Во вся­ ком случае, имя Константи­ на Игумнова по своей зна ­ чимости и вкладу в форте­ пианное исполнительство этого заслуживает» . Не ис­ ключено, что уж е следую ­ щий конкурс расширит свои рамки. Александр БОЧКАРЕВ. МУЗЫКА В НАСЛЕДСТВО Г о с т и я в н о з а п а з д ы в а л и . . . П о т о л к а в ш и с ь в м у з ы ­ к а л ь н о й ш к о л е , м ы п о н я л и , ч т о д е л о э т о б е с п е р с п е к ­ т и в н о е — п о д п и р а т ь с т е н ы . И , в о с п о л ь з о в а в ш и с ь п р и ­ г л а ш е н и е м р а б о т н и к о в к р а е в е д ч е с к о г о м у з е я , п о ш л и ж д а т ь у н и х . К а к о к а з а л о с ь , н е з р я . Н а у ч н ы й с о т р у д ­ н и к Ю р и й П е р в и ц к и й п о в е л н а с п о з а л а м , а п о т о м , к о г д а м ы о ч у т и л и с ь в у ю т н о м к а б и н е т е д и р е к т о р а , п р и н е с о т к у д а - т о м и н и а т ю р н у ю с к у л ь п т у р у И г у м н о в а — р а б о т у б р а т ь е в - с к у л ь п т о р о в К о р и н ы х и л и ч н ы й ф о ­ т о а л ь б о м м у з ы к а н т а с д а р с т в е н н о й н а д п и с ь ю : « П р о ­ ф е с с о р у в п о д а р о к о т е г о у ч е н и к о в » — н о в ы е э к с п о ­ н а т ы . В о т т а к и н а ч а л с я н а ш р а з г о в о р о в е л и к о м п и ­ а н и с т е , л е б е д я н ц е К о н с т а н т и н е Н и к о л а е в и ч е И г у м н о ­ в е , р а д и к о т о р о г о м ы з д е с ь с е г о д н я с о б р а л и с ь . А п о ­ с к о л ь к у в с е в м и р е в з а и м о с в я з а н о , е щ е о д н а и н ф о р ­ м а ц и я л е г л а , ч т о г о в о р и т с я , в р у к у . . . Пятничный концерт уча­ стников пятого Всероссийс­ кого открытого конкурса- ф е с т и в а л я д о л ж е н был пройти в районном Доме культуры, на месте которо­ го в прошлом веке распола­ галось Земство . Именно в нем дебютировал семилет- | ний Костя Игумнов в бла- ! готворительном концерте в ! пользу бедных . Случилось ! это сто три года назад . И ! д аж е нынешний конкурс , : лебедянцы настаивают, от- ! крылся именно в и х горо- ! де, потому что праздничный ! концерт в Липецке начался ! в шесть вечера, а на родине ! пианиста — в два часа дня . ! Об этом напомнил заведую- ; щий отделом культуры Ле- \ бедянского района Анато- \ лий Радимов. От него ж е ! узнали: дом Игумнова нуж - | дается в капитальном р е ­ монте, пора менять кровлю, фасад. Но поскольку он яв­ ляется историческим памят­ ником и находится под юрис­ дикцией области, сами лебе­ дянцы без разрешения цент­ ра могут только латать дыры. И т у т п о д ош л о времй встречать гостей (должны ж е они приехать!), но уж е совсем в другом месте — на лебедян ­ ском перекрестке. Артисты, журналисты и заместитель главы районной администра­ ции Александр Беляев в пол­ ном составе заняли «боевую» позицию . И вот он, долго ­ жданный автобус ,-запы хав ­ шись подниматься в гору , тормознул на посту ГАИ. За ­ стрекотали камеры, заиграл б а я н . Н а ум Ш т а р к м а н , Александр Леонтьев, Мария Г ам б а р я н . . . П о сл едн ей из салона вышла девочка, оча­ ровательное создание . Про­ спав всю дорогу , она никак не могла понять, куда при ­ е х а л а . Т ан ечка ок а зал а сь самой маленькой родствен ­ ницей Игумнова . Говорить она ничего не хотела и сни ­ маться тоже. Увидев нашего фотокорреспондента Анаста ­ сию Меньшикову, сразу ж е спряталась за мамину спину. Пока мы пытались познако ­ миться с ребенком , гостям предложили каравай. «Рас­ таял» он на гл а за х . Сама знаю , нет ничего вкуснее л е ­ бедянского хлеба. П оскольку наш а газета об именитых гостях конкур ­ са-фестиваля уж е рассказы ­ вала, мы решили взять не ­ большое интервью у Елены Рогозиной, внучатой племян­ ницы Константина Николае­ вича. Она приехала в Л ебе ­ дянь не с пустыми руками — привезла с собой целый ящик книг из личной библиотеки для местных школьников. | Застенчиво улыбнувшись , | Елена Александровна пояс-1 нила: времена сейчас суро-1 вые, литературы детям не I хватает , п о этом у , м ож ет , | кому-то и пригодится ее по-1 дарок. — Я живу в Воронеже. | Моя бабушка — родная с е - § стра Игумнова, он ее очень | любил. Она вышла зам уж | за земского врача. Констан-1 тин Николаевич часто при-1 езжал к нам, но, к сож але -1 нию, я тогда была ещ е со-1 всем маленькой , поэтому , | сами поним аете , каки е у | меня могут быть вп ечатле-1 ния. Я видела его, вернее | помню, только один раз, в | последний его при езд . Я | слушала дядю Костю (так | его все называли , и даж е | ученики), сидя под роялем . | Почему мне именно там по-1 нравилось? .. Кстати , моя § мама первой привезла игум- \ новцев в Л ебедянь , когда § праздновали столетие Кон-1 стантина Н иколаевича . С | этого все и началось. Игумновы подарили Л е-1 бедяни Храм и Музыку. Это | наследство н еделим о . Его | можно и нужно приумно-1 жать. В том числе и таки-1 ми конкурсами. Ирина КОБЗЕВА . | Н а с н и м к а х : Е л е н а | А л ек сан дровн а Р ого зин а ; | Танечка Ром . Фото Анастасии I МЕНЬШИКОВОЙ. I ПРОИСШЕСТВИЯ ВЛИПЕЦКЕИЗБИЛИИОГРАБИЛИ ГРАЖДАНИНАТУРЦИИ К а к п е р е д а л и и з Г л а в н о г о у п р а в л е н и я п о д е л а м пр< I. О: ГО и Ч С , з а о ш е д ш и е с у т к и в о б л а с т и п р о и з о ш л о д в а п о ж а р а . д и н ч е л о в е к п о г и б . Местом трагедии стал по­ селок Прибытково Грязинского района. Здесь в одной из час­ тей большого шлакового дома, принадлежащего четырем хозя­ евам, сгорел 28-летний мужчи­ на. Предположительная причи­ на пожара — неосторожность при курении. Такое же предпо­ ложение высказали пожарные и по поводу воспламенения под­ вала в одном из домов по ули­ це Смыслова в Липецке. Ксча­ стью, на этот раз никто не по­ страдал. О беспрецедентном случае сообщили в редакцию из пресс- центра УВД области. В полови­ не второго ночи 20 ноября в Ли­ пецке у дома № 28 по улице Кос­ монавтов неизвестные избили и ограбили гражданина Турции, отобрав у него кошелек с 50-ю тысячами рублей. Еще одним местом грабежа стал поселок липецких тракторо­ строителей. На улице Красно- донской налетчики разбили окно и проникли вдом к84-летней ста­ рушке. Несмотря на ее столь пре­ клонный возраст, преступники жестоко избили женщину и ото­ брали у нее 25 тысяч рублей. Бесчинствуют и любители легкой наживы, промышляющие цветным металлом. В садовод­ ческом товариществе «Дачный- 5» они срезали с линии элект­ ропередачи два километра алю­ миниевого провода. Нанесенный ущерб оценивается в 13 тысяч рублей. Типичная для наших дней кража произошла в средней шко­ ле № 4 города Данкова. Проло­ мив кирпичную стену, воры про­ никли в расположенный в ее же здании склад и прихватили с со ­ бой весь имеющийся спортин­ вентарь на общую сумму восемь тысяч рублей. То ли воры действовали с предельной осторожностью, то ли в силу каких-то других обсто­ ятельств, но дежуривший в это время школьный сторож остал­ ся, как говорится, не у дел. ] С л уж б а н о в о с т е й «Л ип ецкой г а з е ты » . МОРОЗ, КОТОРЫЙ СОГРЕВАЕТ... (Окончание. Н ачало на 1-й стр.) Кстати, представьте себе , эта удивительная , Богом отмеченная артистка, сочинительница от­ менных частушек , едва-едва умела писать. И вот однажды попросила Морозову: — Научила бы ты меня грамоте... Стали устраивать по вечерам «ликбез». И на­ стал день, когда ученица Мордасова получила у учи ­ тельницы Морозовой «пятерку» по чистописанию. РОЖДЕНИЕ ПЕСНИ Песню «Ой, мороз , мороз» Мария Павловна написала ноябрьской ночью 1954 года. И это при­ несло ей и ее м уж у Александру Уварову оглуши ­ тельный усп ех . Голоса супругов звучали так гар­ монично, а в песне было столько широты, русской воли и задуш евности , что слушатели готовы были бисировать без конца . Д а , многие по сей день считают песню народной . А все потому, что, ког­ да в московской студии супруги Уваровы записы ­ вали ее на пластинку , никто не спросил об авторе. Ну как такой песне да не быть народной! — Я понятия не имела, что такое авторское право, — говорит Мария Павловна. — А сейчас уж е не исправишь. Да не очень я и жалею . Глав­ ное, что песня людям нравится. Как великую ценность хранит Мария Павлов­ на правительственную телеграмму: Аман Тулеев благодарил ее за песню . «В ней чувствуется душа народа и его неисчерпаемая жизненная мудрость», — так написал он ей. АНСАМБЛЬ - ЭТО ЦЕЛАЯ ЖИЗНЬ... В Липецке Мария и Александр Уваровы осели в 1969 году. Позади остались бесконечные поезд ­ ки по стране с концертными бригадами. Им почти сразу ж е предложили набрать при ДК профсою­ зов ансамбль и стать его руководителями. — Начинать было сложновато: молодежь не больно-то охотно шла в ансамбль русской песни , — вспоминает Мария П авловна . — М уж ской танцевальной группы, например, у нас и сейчас нет . Зато какие талантливые девочки появились у нас тогда! Сейчас-то они выросли, у них свои семьи , воспитывают детей . И прививают им лю ­ бовь к родной песне. Самой первой пришла ко мне в «Россиянку» Валя Канаева. И пела она в коллективе почти двадцать лет — это ж е целая жизнь! Дочь ее окон­ чила институт культуры , поет в ансамбле «Зень» . А в 86-м году мы начали набирать детей в ан ­ самбль «Тараторочки». Оба коллектива удались. Все дипломы и гра­ моты, завоеванные на конкурсах «Россиянкой» , и перечислить нельзя. В марте 2002 года на реги ­ ональном фестивале частушек имени Марии Мор- дасовой в Тамбове ансамбль завоевал первое мес­ то среди сорока коллективов. И в тот же год язя ли Гран-при на фестивале имени Мистюкова в Липец ­ ке. А «Тараторочки» заслужили звание образцово­ го детского коллектива. Воспитанникам Марии Пав­ ловны доводилось петь и на большой эстраде, и на импровизированных площадках во дворах. БЕСТСЕЛЛЕР ЖДЕТ СПОНСОРА — Две вещи очень меня беспокоят сейчас, — вздыхает Мария Павловна. — Во-первых, сейчас почти не слышно русских народных песен. Но мы ж е русские , нам нельзя терять свою культуру! Ко мне на прослушивание приходят дети , я прошу и х спеть что-нибудь народное. И чуть ли не каж ­ дый отвечает, что не знает ни одной русской пес ­ ни. Что ж е дальше будет? И второе: я скоро выйду на пенсию. Буду жить на те деньги, которые я «заслужила» за 60 лет работы в искусстве. А заслужила-то я , выходит, чуть больше двух тысяч. Горько. Ветераны у нас в стране совсем не защищены. Но вновь, как это было всегда, горечь, недо ­ умение уходят на второй план, когда начинается творчество. Теперь еще и литературное. Н е ­ давно она закончила рукопись книги, в которой и зл ож ила историю создания знаменитой песни «Ой, мороз, мороз». — Вот только издать книгу мне не на что. Если бы спонсора найти ... Господи, неуж ели не найдется? Да ведь исто­ рия песни «Ой, мороз, мороз» вполне может стать бестселлером ... Елена ФРОЛОВА.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz