Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

I I С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 20 НОЯБРЯ 2003 ЧЕТВЕРГ № 45 (145) В о к з а л Окончание. Начало на стр.1 Во-первых, выросли новые по­ коления, для которых война— да­ лекая история, ее проходят в шко­ ле. Во-вторых, за последние годы мы узнали много нового, в том числе и о войне. Недаром на на­ ших глазах выросла цифра наших военных потерь. Приоткрывается правда, зачастую весьма и весь­ ма горькая. Но ее нужно знать. Корр. Сколько выпусков вы плани­ руете снять? П. Лысов. Мы запланировали всего 24 выпуска, в эфир они пойдут пока раз в месяц. А. Павлюков. Конечно, цикл не претендует на полное описание войны. Этого не в состоянии сде ­ лать никто. Тем более после «Ве­ ликой Отечественной», ставшей уже классикой. Наша цель скром­ нее — рассказать о простых, неза­ метных героях и постараться еде- П о б е д ы лать акцент на события или фак­ ты, которые до сих пор по разным причинам оставались известны­ ми небольшому кругулюдей. Корр. Например? А. Павлюков. Пожалуйста. Война изменила отношения Ста­ лина и его режима с православ­ ной церковью. Об этом мало зна­ ют, но это интересно. Много го­ ворят о Холокосте на Западе, ме­ жду тем в Беларуси геноцид ев­ рейского населения был не ме­ нее страшным... П. Лысов. Поверьте, мы сами в ходе работы узнаем множество новых и поразительных фактов, встречаемся с удивительными поворотами человеческих судеб. И все время молимся за наших героев, они ведь уже не молоды, болеют, стареют на глазах. Очень хочется, чтобы они оста­ лись в памяти на много поколе­ ний вперед. С т р а х о в о й с л у ч а й Окончание. Начало на стр.1 Поначалу страховые платежи зависели только от объема дви­ гателя автомобиля. Однако жизнь быстро показала, что это не единственный критерий, кото­ рый надо учитывать. Так, стало совершенно очевидным, что ино­ маркам в случае аварии нано­ сится ущерб на значительно большую сумму, чем автомоби­ лям, выпущенным в СНГ. Что, в общем, понятно: западные ма­ шины изначально дороже. Поэ­ тому, поднимая уровень страхо­ вых взносов, в большей мере сделали это по отношению к вла­ дельцам иномарок. К примеру, если сначала за годовую стра­ ховку, скажем, на «Жигули» и «Форд» с двигателем в пределах 1800 кубических сантиметров надо было заплатить, в эквива­ ленте, 11,8 евро, то сейчас — со­ ответственно 15,3 и 23 ,6 евро. (Средняя зарплата в Беларуси — около 130 долларов). Как видим, платить приходится больше, од ­ нако в случае ДТП это себя пол­ ностью оправдывает, ведь мак­ симальная компенсация ущерба, нанесенного автомобилю, тоже возросла с 3 тысяч до 5 тысяч ев­ ро. В таких же пределах осуще­ ствляются выплаты и в случае, если при аварии травмированы водители или пассажиры. Впро­ чем, если ездить б е з аварий, то за каждый предыдущий год мож­ но получить скидку 10 процен­ тов. И так — до половины всего платежа. Есть льготы для инва­ лидов определенных категорий. Правда, не сразу пришло по­ нимание того, что по обязатель-^ ному виду автострахования на компенсацию может рассчиты­ вать лишь не нарушивший в ДТП правил движения. Иначе придет­ ся возмещать ущерб за свой счет. «Или заключать договор доб ­ ровольного страхования», — предлагает более цивилизован­ ный вариант Петр Кучерин. Еще одна особенность бело ­ русской «автогражданки» — по­ нижающие или повышающие ко­ эффициенты в зависимости от того, где зарегистрирован авто­ мобиль. Если, предположим, ставку для жителя райцентра взять за единицу, то для област­ ного города она выше на 20 про­ центов, а для Минска — на 30. Зато для жителя сельской мест­ ности она будет на 20 процентов меньше базовой. Причина понят­ на. В крупных городах шансов попасть в ДТП значительно боль­ ше, зачастую и их последствия тяжелее. Соответственно, выше и расходы страховых компаний. Так что, в итоге недовольных си­ стемой автострахования в Бела­ руси немного, хотя некоторые и высказывают претензии: мол, замена побитого крыла на 15- летней иномарке на фирменной СТО обходится иногда дороже, чем полученная компенсация. Но ведь надо учитывать, что она вы­ плачивается с учетом износа транспортного средства. Так что, если воспользоваться услугами авторынка и гаражного «дяди Васи», то кое-что можно даже сэ ­ кономить. Как бы то ни было, а в числе водительских документов стра­ ховка необходима. За этим стро­ го следят сотрудники ГАИ. При техосмотре и других проверках они обязательно требуют предъ­ явить и страховое свидетельст­ во. Без него эксплуатация авто­ мобиля в Беларуси запрещена. Право контроля имеет и тамо­ женная служба. Кстати, именно по заключению Госавтоинспек- ции определяется, кто из участ­ ников ДТП не нарушил правила и может рассчитывать на компен­ сацию ущерба. Если виноваты оба водителя, им придется д е ­ лать ремонт за свой счет. Около года назад Беларусь вступила в международную сис­ тему «зеленая карта». Теперь, выезжая в Европу, не обязатель­ но приобретать страховой полис на границе, это можно сделать в отечественном страховом обще­ стве. Соответственно, и средст­ ва идут в государственную казну. При этом ставки страхования для нерезидентов в Беларуси значи­ тельно ниже, чем в сопредель­ ных странах (в Литве, например, за 15 дней иностранцу — вла­ дельцу легкового автомобиля надо заплатить 70 евро). Сейчас в Белорусском бюро по транс­ портному страхованию изучает­ ся возможность объединения д е ­ нежной компенсации ущерба и ремонта автомобиля на аккреди­ тованных СТО. Тем самым и ка­ чество будет гарантировано, и средства страховых обществ станут расходоваться наиболее рационально. А со следующего года по указу Президента к стра­ хованию гражданской ответст­ венности автовладельцев допус­ каются лишь предприятия, где доля государства превышает 50 процентов. Тем самым гарантии *компенсации возможного ущер­ ба еще более повышаются, а ка­ ких-либо неудобств для клиентов не предвидится. Как сообщил корреспонденту «СОЮЗа» гене­ ральный директор крупнейшего на страховом рынке АО «Белгос- страх» Виктор Шуст, это общест­ во уже сегодня обслуживает 63 процента всех договоров обяза­ тельного страхования автовла­ дельцев. Причем полис «Белгос- страха» можно купить даже в лю­ бом почтовом отделении, а их в Беларуси безмалого 4 тысячи. Что можно сказать о «стыков­ ке» белорусского и российского законодательств в области обя­ зательного автострахования? По­ скольку Беларусь ввела его пер­ вой, то россияне, приезжая сюда на автомобиле, по незнанию по­ рой попадали в щекотливую ситу­ ацию. Минимальная страховка на 15 дней для иностранца, владель­ ца «Жигулей», стоит 5 евро. Меж­ ду тем штраф за неуплату может оказаться в десятки раз больше. Неприятно. Однако ставки, по ко­ торым сейчас российская сторо­ на предлагает страховать граж­ данскую ответственность бело­ русским автовладельцам,оказа­ лись в 3— 4 раза выше белорус­ ских. И этот разнобой,увы,явно диссонирует с объединительны­ ми тенденциями, в том числе с продекларированным стремле­ нием к унификации хозяйствен­ ного законодательства. Как рассказал корреспонден­ ту «СОЮЗа» Петр Кучерин, Бе­ лорусское бюро по транспортно­ му страхованию объяснило все тонкости своей работы побывав­ шей в Минске делегации Россий­ ской ассоциации страховщиков. К сожалению, предложение б е ­ лорусской стороны о взаимном признании страховых обяза ­ тельств не было принято. Каза­ лось бы, невелика беда, а досад­ но. К чему лишние заборы на со­ юзном пути городить... О д н а о п е р а ц и я — 2 6 у г о л о в н ы х д е л безоп асность Ирина Менделева МОГИЛЕВ НА МОГИЛЕВЩИНЕ заверши­ лась межгосударственная опе­ рация по пресечению незаконно­ го оборота наркотиков, которая проводилась с начала ноября. В спецмероприятии принимали участие сотрудники УВД Моги­ левского облисполкома, Управ­ ления КГБ по Могилевской обла­ сти и Могилевской таможни, а также правоохранительные стру­ ктуры Смоленской и Брянской областей. В пресс-центре УКГБ по Моги­ левской области рассказали, что перед участниками операции ставились две основных цели: выявление лиц, причастных к не­ законному обороту наркотиков, и пресечение каналов нелегально­ го проникновения наркотических средств, а также психотропных веществ на территорию Белару­ си. В ходе операции было изъято около 16 килограммов наркоти­ ков, в том числе более 11 кило^ граммов марихуаны, 3 — мако­ вой соломки, 800 граммов опия и 90 — метадона. По этим фактам возбуждено 26 уголовных дел. Также в ходе спецоперации уда­ лось раскрыть 118 общеуголов­ ных преступлений, обнаружить и изъять запрещенные к перевоз­ ке материальные ценности на сумму свыше 28 миллионов б е ­ лорусских рублей. П р о м ы ш л е н н ы й о б р а з е ц с н е г о б о л о т о х о д а «М е т е л и ц а » с о б р а н в Ь а о « Ч е л я б т р а к » , б а з и р у ю щ е м с я н а Ч е л я б и н с к о м т р а к т о р н о м з а в о д е . Э т о г и б р и д л е г к о в о г о а в т о м о б и л я « Н и в а » и с п е ц и а л ь н о г о г у с е н и ч н о г о м о д у л я , п р и ч е м н а с а м о м а в т о м о б и л е н е т р е б у е т с я н и к а к и х п е р е д е л о к , к р о м е с н я т и я к о л е с . П о с н е г у в е з д е х о д р а з в и в а е т с к о р о с т ь д о 8 0 к м / ч а с . Н е о б ъ е д а т ь , а д о п о л н я т ь д р у г д р у г а Ч то с д е р ж и в а е т т ем пы с о ю з н о г о с т р о и т е л ь с т в а ? точка зрения Николай Лохманенко ПРОФЕССОР БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК МИНСК ЧТОБЫ ответить на вопрос о том, почему так труден и тернист путь белорусско-российской интегра­ ции, попытаемся проанализиро­ вать экономические аспекты ее развития. В нашем интеграцион­ ном процессе важно различать две стороны: внешнюю, фор­ мально-юридическую, и внутрен­ нюю, которая скрыта за офици­ альной ширмой заключенных со­ глашений, договоров и ведущих­ ся сторонами переговоров. Пос­ мотрим прежде на процесс дву­ сторонней интеграции с точки зрения первой, видимой, его сто­ роны, то есть в формально-пра­ вовом аспекте. В поэтапной и официальной хронологии белорусско-россий­ ской интеграции особо выделя­ ются две вехи. Напомним: 2 апре­ ля 1996 года провозглашено об ­ разование Сообщества России и Беларуси, и эта дата была объяв­ лена Днем единения двух стран; 8 декабря 1999-го заключен До­ говор о создании Союзного госу­ дарства. Одновременно в этот же день была принята и подписана президентами двух стран Про­ грамма действий Республики Бе­ ларусь и Российской Федерации по реализации положений Дого­ вора о создании Союзного госу­ дарства. Этот документ фиксиро­ вал целый комплекс совместно разработанных мероприятий в качестве механизма практиче­ ской реализации заключенного . договора. В программе действий ставилась цель завершить про­ цесс «создания Союзного госу­ дарства с единым экономиче­ ским пространством, единой по­ граничной системой, единой та­ моженной территорией, единой денежной единицей, общим бюд­ жетом...» Но проходило время, а многие мероприятия, предусмотренные этой программой на 2000 — 2002 годы, не были выполнены. Так, не выполнен пункт 4 об унификации налогового законодательства и проведении с 2001 года единой налоговой политики в намечен­ ный программой срок. Хотя опре­ деленные подвижки в унифика­ ции налогообложения имеются. Но до сих пор налоговая нагрузка в Беларуси остается более высо­ кой, чем в России. Аэто влияет на конкурентоспособность белорус­ ских товаров. Поэтому прави­ тельство запланировало сокра­ тить уровень налоговой нагрузки с 33,8 процента в этом году до 31 процента в 2004-м. Имеются различия также в ее структуре. В Беларуси сегодня несколько больше доля оборотных налогов с выручки, что отрицательно влияет на результаты функцио­ нирования реального сектора экономики. Предусматривается их снижение на четверть уже в следующем году, а на 2005 год намечено полностью отказаться от всех оборотных налогов. Обеспечение полной унифи­ кации налоговых систем — труд­ нодостижимое мероприятие, е с ­ ли оно вообще возможно. В Рос­ сии, как известно, действует трехуровневая система налого­ обложения (федеральная, регио­ нальная и местная), а в Беларуси — двухступенчатая (республи­ канская и местная). Но, вероятно, здесь нет жесткой необходимо­ сти в обеспечении полного тож­ дества налоговых систем. Опыт Евросоюза показывает, что там пошли по пути идентичности и выравнивания лишь основных налогов — на прибыль, добав­ ленную стоимость, имущество, а также акцизы и подоходный на­ лог. Видимо, и нам следует учесть этот опыт. Далее. Не выполнен также на­ меченный к реализации пункт 7 программы о формировании об­ щего рынка ценных бумаг и со з ­ дании учреждений по их эмиссии. Примерно то же можно сказать и об отсутствии единой политики в области обеспечения субъектам хозяйствования равных условий по применению цен и тарифов на основе единой методологии (пункт 8). Не устранены различия в области лицензирования и ре­ гистрации предпринимательской деятельности и многие другие не­ стыковки. Все эти недоработки по реали­ зации договора относятся к при­ чинам формально-правового ха­ рактера. Но и они подтверждают тот факт, что после развала Со­ ветского Союза и обретения суве­ ренитета наши страны в социаль­ но-экономической и политиче­ ской сферах разошлись довольно далеко. Так, в России формирует­ ся либеральная модель рыночной экономики, а в Беларуси — соци­ ально ориентированной смешан­ ной рыночной экономики по шведскому аналогу и с учетом лучшего опыта Советского Сою­ за. Однако, если принять во вни­ мание современные условия раз­ вития государств Восточной Ев­ ропы и СНГ и учесть имеющиеся особенности переходного перио­ да в стране, то можно говорить о существовании белорусской мо­ дели формирования социально­ ориентированной рыночной эко­ номической системы. На наш взгляд, если бы наши страны строго следовали букве договора и программы действий, интеграционных проблем было бы меньше. И все же есть более мощные рычаги торможения, ма­ нипуляции которыми то и дело порождают всплески противоре­ чий и напряженности в союзном строительстве. Иэто связано уже с другой, внутренней стороной интеграционного процесса. В этой связи хочу напомнить одно известное теоретическое поло­ жение политической экономии: экономические отношения про­ являются прежде всего как инте­ ресы. На данный момент, к сожа­ лению, экономические и полити­ ческие интересы объединяемых государств и, соответственно, правящих элит не совпадают по ряду позиций и направлений осу­ ществляемой двусторонней и ре­ гиональной интеграции. У круп­ ного капитала в России есть оп­ ределенные виды и на собствен­ ность в Беларуси, особенно на объекты нефтехимического ком­ плекса и газораспределительной трубопроводной сети. Тот же «га­ зовый» вопрос, который заметно осложнил союзные отношения, думается, возник не только из чи­ сто рыночных соображений. Столкновение интересов, преж­ д е всего экономических, — ключ к разгадке и пониманию причин торможения российско-белорус­ ской интеграции. Кроме того, в обеих странах имеются, конечно, и другие силы в политических и партийных структурах, интере­ сам которых, мягко говоря, не от­ вечает создание Союзного госу­ дарства. Один из тезисов — в общест­ венное сознание внедряется мысль о якобы огромной несо­ размерности экономических по­ тенциалов наших стран, что, д ес ­ кать, экономически слабая Бела­ русь станет после объединения нахлебницей для россиян. Так ли это? Давайте попытаемся объек­ тивно и беспристрастно расста­ вить точки над « 1 », опираясь на доводы солидных международ­ ных аналитиков. Проанализиру­ ем соотношение экономических потенциалов наших стран, ис­ пользуя материалы и статистиче­ ские данные такой авторитетной международной структуры, как Программа развития ООН (ПРО­ ОН). По данном доклада ПРООН о развитии человека за 2002 год, годовой объем ВВП в России со ­ ставлял 251,1 млрд, долларов, а в Беларуси— 29,9 млрд., или около 12 процентов от российского объ­ ема. Если же делать сопоставле­ ние по ВВП на душу населения в долларах США по паритету поку­ пательной способности, то в Рос­ сии на одного человека приходит­ ся 8.377 у.е., а в Беларуси — 7.544, или 90 процентов от рос­ сийского уровня. Сравнивая па­ раметры и показатели экономи­ ческого развития, отметим еще и то, что в наших странах несколько различается структура производ­ ства и внешней торговли. В Рос­ сии с ее колоссальным богатст­ вом природных ископаемых преи­ мущественно развиваются добы­ вающие отрасли, и она вывозит в основном сырьевые и топливно- энергетические ресурсы, которых в Беларуси или нет, или очень ма­ ло, и она вынуждена развивать в основном перерабатывающие от­ расли и экспортировать их про­ дукцию. Особенность белорус­ ской экономики в том, что она ба­ зируется на крупном экспортном производстве, доставшемся сравнительно малой республике в наследство от Советского Сою­ за. По данным отчета ПРООН за 2003 год, экспорт товаров и услуг составляет в Беларуси 68 процен­ тов от ВВП, а в России — 37 про­ центов. Причем экспорт промыш­ ленных товаров составляет в Бе­ ларуси 69 процентов от вывоза всей продукции, тогда как в Рос­ сии — 22 процента, учитывая экс­ порт вооружений. Есть итакой очень важный по­ казатель, как индекс человече­ ского потенциала. Так вот, в рей­ тинге стран по этому показателю, который характеризует уровень жизни, здоровья населения и его образованности, Беларусь зани­ мает 53-е место среди обследо­ ванных 175 стран и впервые пос­ ле 1990 года вошла в группу стран с высоким уровнем разви­ тия человеческого потенциала. Россия в этом рейтинге занимает 63-е место, Украина— 75-е, Кыр­ гызстан — 102-е иТаджйкйстЗн - 1 1 3 - е . Интересно также взглянуть на картину социальной сферы жиз­ ни людей в наших объединяю­ щихся странах и прежде всего на такие ее фрагменты, как разви­ тие образования и здравоохране­ ния. В последние годы государст­ венные расходы на образование составляли в Беларуси 6 процен­ тов от ВВП, а в России — 4,4 про­ цента. Принятый в Беларуси За ­ кон «Об образовании» предусма­ тривает увеличение ежегодных расходов на образование до 10 процентов от ВВП. А ныне индекс уровня образования в Беларуси (0,95) выше, чем у всех стран СНГ и даже некоторых развитых за ­ падных государств, например, Италии, Греции, Литвы и даже Японии. Ежегодные государст­ венные расходы на здравоохра­ нение составляют в Беларуси 4,7 процента от ВВП. В России — 3,8 процента. А количество врачей на 100 тысяч человек— 457 и 423 соответственно. Анализ показывает: аргумен­ ты противников интеграции о не­ соразмерности в уровне разви­ тия социально-экономических систем наших стран безоснова­ тельны. В процессе интеграции происходит объединение близ­ ких по культуре, исторически родственных народов и вместе с тем равных по степени экономи­ ческого развития стратегических партнеров, которые будут не объ­ едать, а дополнять друг друга в достижении общей цели. Что же касается нынешнего «газового» и «рублевого» обост­ рения в союзных отношениях, то, повторюсь, выросло оно на ста­ рых корнях— экономических ин­ тересах и существующих в них противоречиях. А выдвижение и бесконечное муссирование спорных вопросов — это лишь внешний повод, формальная по­ доплека для затягивания инте­ грационного процесса и получе­ ния односторонней экономиче­ ской выгоды. Предусмотренная Договором и проектом Конституционного ак­ та концептуальная конструкция Союзного государства представ­ ляется еще не вполне совершен­ ной и незавершенной в правовом и политическом аспектах. Самое трудное в его построении заклю­ чается в нахождении оптималь­ ного соотношения между вновь создаваемыми наднациональны­ ми интеграционными структура­ ми, действующими в пределах наделенных функций в рамках единого Союза, и суверенитетом входящих в него стран. Для за ­ вершения процесса белорусско- российской интеграции потребу­ ются еще время, силы и выдерж­ ка с обеих сторон. И это должно быть понятно: ведь мы создаем не имеющее аналогов уникаль­ ное государственное образова­ ние. Анализ показывает: аргументы противников интеграции о несоразмерности в уровне развития социально-экономических систем наших стран безосновательны. П о о б е с т о р о н ы в и з ы Н а г р а н и ц е с П о л ьш ей р е з к о с о к р а т и л о с ь д в и ж е н и е л ю д е й и т о в а р о в есть вопрос Петр Бурак ВАРШАВА — МИНСК ОПУСТЕЛИ крупные польские базары и небольшие базарчики, которым здесь несть числа, сильно поредел их главный кон­ тингент — покупатели из-за Бу­ га. Так называемая незарегист­ рированная торговля между рос­ сиянами, белорусами,украинца­ ми с одной стороны и поляками с другой пришла в упадок после введения с 1 октября визового режима. А ведь ее оборот, по оценкам министерства экономи­ ки Польши, достигал 700 милли­ онов долларов в год, благодаря которым жили тысячи семей по обе стороны границы. Для мно­ гих это был единственный источ­ ник дохода. Другое занятие най­ ти непросто: уровень безработи­ цы в восточных регионах Поль­ ши «зашкаливает» за 30 процен­ тов. Больше всего поляки теряют на приграничной торговле с Бе­ ларусью. Не удалось договорить­ ся о бесплатных или выдавае­ мых за символическую плату ви­ зах. Было, правда, странное предложение польской стороны: вы сохраняете для наших граж­ дан безвизовый режим — мы для ваших даем бесплатные визы. Белорусская сторона на нерав­ ные условия не согласилась. В прошлом году были зафик­ сированы 1,5 миллиона пересе ­ чений белорусско-польской гра­ ницы. Нынче здесь — затишье. Обезлюдели прежде перепол­ ненные электрички,исчезли оче­ реди легковых автомобилей и автобусов на переходе «Варшав­ ский мост» в Бресте. Не окупа­ ются товары, ввозимые на про­ дажу в Польшу, или поездки туда за покупками при стоимости од­ норазовой визы 10 евро, а много­ кратной — 50. Несколько ожив­ леннее движение на границе с Калининградской областью, для жителей которой визы бесплат­ ные, но и там из-за ужесточения въездного режима вряд ли полу­ чится достичь былого товарооб­ мена, который составлял около 50 миллионов долларов в год. Очереди у некоторых поль­ ских консульств, например в том же Бресте, вроде дают надежду на то, что движение людей и то­ варов выйдет из полукоматозно- го состояния, но, по прогнозу варшавского Центра восточных Iисследований, незарегистриро­ ванный товарооборотупадет по !крайней мере в несколько раз и никогда не вернется на прежний уровень. Больше всего ударил «визовый шок» по тем, кто возил в Польшу дешевые сигареты, ал­ коголь, бензин, не очень-то со ­ блюдая установленные нормы. Нет, конечно, худа б е з добра. Граница очищается от потока мелкой, всем известной, но труд­ ноуловимой контрабанды. Но она была выгодна и полякам. «Мурашки», как прозвали мел­ ких торговцев, покупали в Поль­ ше на наторгованные деньги продукты, бытовые приборы, ко­ сметику, стройматериалы и дру­ гие товары неплохого качества по сносным ценам, загружая та­ ким образом работой их произ­ водителей, посредников, про­ давцов. На базары были завяза­ ны сотни мастерских, складов, транспортных фирм, туристиче­ ских агентств, гостиниц, баров... В Минэкономики Польши на­ деются, что нишу незарегистри­ рованной торговли займет орга­ низованный товарообмен между субъектами хозяйствования. Но это еще вопрос, поскольку визо­ вый режим им тоже подбросил проблем. У люблинской оптовой фирмы «Себек», к примеру, на треть уменьшилась продажа овощей. Крупные оптовые поку­ патели с Востока говорят, что во­ зобновят контакты, когда уладят визовые формальности, а мел­ кие контрагенты, скорее всего, откажутся от закупок. В фирме «Марысин» падение продаж в Россию, Беларусь и на Украину стало причиной роста запасов мяса, которое некуда девать. Ту­ манным видится будущее и вар­ шавской компании «Мокатэ», для которой российский рынок— важнейший, а значит, требую­ щий частых визитов на торговые переговоры, регулярных поста­ вок продукции через границу с соответствующим визовым оформлением перевозчиков. — Не знаем, что будет даль­ ше, но нынешнюю ситуацию оце­ ниваем как страшно трудную, — признается директор компании по экспорту Войцех Желязны. На падение реализации наре­ кают как фирмы, к которым при­ езжали за товаром покупатели с Востока, так и польские экспор­ теры, везущие к нам свою про­ дукцию. Сдвигаются сроки вы­ полнения контрактов, накручи­ ваются штрафы за несвоевре­ менные поставки. Визы придется оформлять регулярно, и это бу­ дет «съедать» время. Широк круг недовольных, но он не всеохватывающий. Ска­ жем, туристические фирмы убе­ ждены: визовый режим не сокра­ тит числа;путешествий, а только упорядочит работу, «уберет» утомительные очереди на грани­ це, когда в автобусе людям при­ ходилось, бывало, сутками му­ читься. Производители ле ­ карств, традиционной статьи экспорта, которые поутратили свои позиции на восточном рын­ ке и теперь всячески стараются их восстановить, тоже больше обрадовались, чем огорчились. Новые правила пересечения гра­ ницы, считают они, будут сдер ­ живать «чемоданный» экспорт, нелегальную переброску ле ­ карств, а следовательно, расши­ рят экспортные возможности предприятий, производящих медлрепаратьь * / Не дблжны, вроде, постра­ дать^ и ^рудные производители мебели,?пош|у®иМе ся услугами фирм-экспедиторов с хорошей репутацией, заранее подгото­ вившихся к введению виз. Кроме того, польские мебельщики идут по пути создания своих предпри­ ятий у восточных соседей. И уже открыли несколько фабрик в России. В общем, как поется в песне: «Кто-то теряет, а кто-то нахо­ дит». Но перспективы не очень оптимистичны. За волной ны­ нешнего спада товарооборота, который продлится, по прогно­ зам экспертов, до полугода, че­ рез пару лет последует очеред­ ной «откат». И снова причиной его будет «визовый шок», кото­ рый вызовет принятие Польши, как члена Евросоюза, в зону Шенгенского соглашения. А в этой зоне пограничный режим будет пожестче. Н о в ы й Н о с т р а д а м у с С е н с а ц и о н н ы е п р о гн о зы И м м а н у эл я В а л л е р с т а й н а м о г у т о п р а в д а т ь с я геополитика Аркадий Медведев МОСКВА РАЗРУШЕНИЕ Берлинской сте­ ны и последующий развал Со­ ветского Союза были с радо ­ стью встречены ведущими з а ­ падными интеллектуалами. Эти события отмечались как полная и окончательная победа идео ­ логии либерализма. Выражая господствующее настроение, американский политолог Френ­ сис Фукуяма в своей нашумев­ шей статье «Конец истории?» писал тогда: триумф Запада и западной идеи очевиден преж­ д е всего потому, что у либера ­ лизма не осталось никаких жиз­ неспособных идеологических альтернатив. То, чему мы сви­ детели, утверждал Ф. Фукуяма, «не просто конец холодной вой­ ны или очередного периода по­ слевоенной истории, но конец истории как таковой, заверш е ­ ние идеологической эволюции человечества и универсализа­ ции западной либеральной д е ­ мократии как окончательной формы правления». Поистине предсказанием чу­ мы во время пира стали тогда слова другого американского политолога и социолога Имма­ нуэля Валлерстайна: «Крах коммунистических режимов от­ нюдь не покончил с проблема­ ми капитализма, наоборот, раз­ вал СССР и дискредитация ком­ мунистической идеологии — факторы грядущего кризиса и исторического конца всей капи­ талистической системы». Очень скоро мы начнем тоско­ вать по недавнему прошлому, отмечал И. Валлерстайн, так как начнутся кардинальная ломка мирового порядка и аго­ ния либерализма, наступит вре­ мя хаоса и ожесточенной борь­ бы. «Мир, стабильность и з а ­ конность будут в эти годы дефи ­ цитом». Пророчества И. Вал­ лерстайна относительно надви­ гающегося мирового коллапса дружно отвергались еще в с е ­ редине 90-х годов прошлого ве­ ка. Однако мировой валютно­ финансовый кризис 1998 года, события 11 сентября 2001 года в Америке, война в Ираке и дру­ гие факты приводят очень мно­ гих к выводу о возможной пра­ воте И. Валлерстайна. В течение ближайших 50 лет, по прогнозу ученого, человече­ ство эволюционирует к новому экономическому и политическо­ му порядку. Каким будет, или, вернее, каким может быть этот новый миропорядок, новая ис­ торическая система? Ответу на этот вопрос посвящена недавно опубликованная на русском языке под редакцией Б. Кагар­ лицкого книга И. Валлерстайна «После либерализма» (Москва, 2003). По мысли ученого, время ха­ оса отличается парадоксом: в отличие от эпох стабильности именно в это время политиче­ ская воля'лидеров и осмыслен­ ные совместные действия лю­ дей могут приводить кнаиболее значительным результатам. Как бы там ни было, в контексте гря­ дущих геополитических и зм е ­ нений в ещ е большей степени возрастает значение и актуаль­ ность единения России и Бела­ руси, строительство единого Союзного государства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz