Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
I I С О Ю 3 Б е л а р у с ь — Р о с с и я 20 НОЯБРЯ 2003 ЧЕТВЕРГ № 45 (145) В о к з а л Окончание. Начало на стр.1 Во-первых, выросли новые по коления, для которых война— да лекая история, ее проходят в шко ле. Во-вторых, за последние годы мы узнали много нового, в том числе и о войне. Недаром на на ших глазах выросла цифра наших военных потерь. Приоткрывается правда, зачастую весьма и весь ма горькая. Но ее нужно знать. Корр. Сколько выпусков вы плани руете снять? П. Лысов. Мы запланировали всего 24 выпуска, в эфир они пойдут пока раз в месяц. А. Павлюков. Конечно, цикл не претендует на полное описание войны. Этого не в состоянии сде лать никто. Тем более после «Ве ликой Отечественной», ставшей уже классикой. Наша цель скром нее — рассказать о простых, неза метных героях и постараться еде- П о б е д ы лать акцент на события или фак ты, которые до сих пор по разным причинам оставались известны ми небольшому кругулюдей. Корр. Например? А. Павлюков. Пожалуйста. Война изменила отношения Ста лина и его режима с православ ной церковью. Об этом мало зна ют, но это интересно. Много го ворят о Холокосте на Западе, ме жду тем в Беларуси геноцид ев рейского населения был не ме нее страшным... П. Лысов. Поверьте, мы сами в ходе работы узнаем множество новых и поразительных фактов, встречаемся с удивительными поворотами человеческих судеб. И все время молимся за наших героев, они ведь уже не молоды, болеют, стареют на глазах. Очень хочется, чтобы они оста лись в памяти на много поколе ний вперед. С т р а х о в о й с л у ч а й Окончание. Начало на стр.1 Поначалу страховые платежи зависели только от объема дви гателя автомобиля. Однако жизнь быстро показала, что это не единственный критерий, кото рый надо учитывать. Так, стало совершенно очевидным, что ино маркам в случае аварии нано сится ущерб на значительно большую сумму, чем автомоби лям, выпущенным в СНГ. Что, в общем, понятно: западные ма шины изначально дороже. Поэ тому, поднимая уровень страхо вых взносов, в большей мере сделали это по отношению к вла дельцам иномарок. К примеру, если сначала за годовую стра ховку, скажем, на «Жигули» и «Форд» с двигателем в пределах 1800 кубических сантиметров надо было заплатить, в эквива ленте, 11,8 евро, то сейчас — со ответственно 15,3 и 23 ,6 евро. (Средняя зарплата в Беларуси — около 130 долларов). Как видим, платить приходится больше, од нако в случае ДТП это себя пол ностью оправдывает, ведь мак симальная компенсация ущерба, нанесенного автомобилю, тоже возросла с 3 тысяч до 5 тысяч ев ро. В таких же пределах осуще ствляются выплаты и в случае, если при аварии травмированы водители или пассажиры. Впро чем, если ездить б е з аварий, то за каждый предыдущий год мож но получить скидку 10 процен тов. И так — до половины всего платежа. Есть льготы для инва лидов определенных категорий. Правда, не сразу пришло по нимание того, что по обязатель-^ ному виду автострахования на компенсацию может рассчиты вать лишь не нарушивший в ДТП правил движения. Иначе придет ся возмещать ущерб за свой счет. «Или заключать договор доб ровольного страхования», — предлагает более цивилизован ный вариант Петр Кучерин. Еще одна особенность бело русской «автогражданки» — по нижающие или повышающие ко эффициенты в зависимости от того, где зарегистрирован авто мобиль. Если, предположим, ставку для жителя райцентра взять за единицу, то для област ного города она выше на 20 про центов, а для Минска — на 30. Зато для жителя сельской мест ности она будет на 20 процентов меньше базовой. Причина понят на. В крупных городах шансов попасть в ДТП значительно боль ше, зачастую и их последствия тяжелее. Соответственно, выше и расходы страховых компаний. Так что, в итоге недовольных си стемой автострахования в Бела руси немного, хотя некоторые и высказывают претензии: мол, замена побитого крыла на 15- летней иномарке на фирменной СТО обходится иногда дороже, чем полученная компенсация. Но ведь надо учитывать, что она вы плачивается с учетом износа транспортного средства. Так что, если воспользоваться услугами авторынка и гаражного «дяди Васи», то кое-что можно даже сэ кономить. Как бы то ни было, а в числе водительских документов стра ховка необходима. За этим стро го следят сотрудники ГАИ. При техосмотре и других проверках они обязательно требуют предъ явить и страховое свидетельст во. Без него эксплуатация авто мобиля в Беларуси запрещена. Право контроля имеет и тамо женная служба. Кстати, именно по заключению Госавтоинспек- ции определяется, кто из участ ников ДТП не нарушил правила и может рассчитывать на компен сацию ущерба. Если виноваты оба водителя, им придется д е лать ремонт за свой счет. Около года назад Беларусь вступила в международную сис тему «зеленая карта». Теперь, выезжая в Европу, не обязатель но приобретать страховой полис на границе, это можно сделать в отечественном страховом обще стве. Соответственно, и средст ва идут в государственную казну. При этом ставки страхования для нерезидентов в Беларуси значи тельно ниже, чем в сопредель ных странах (в Литве, например, за 15 дней иностранцу — вла дельцу легкового автомобиля надо заплатить 70 евро). Сейчас в Белорусском бюро по транс портному страхованию изучает ся возможность объединения д е нежной компенсации ущерба и ремонта автомобиля на аккреди тованных СТО. Тем самым и ка чество будет гарантировано, и средства страховых обществ станут расходоваться наиболее рационально. А со следующего года по указу Президента к стра хованию гражданской ответст венности автовладельцев допус каются лишь предприятия, где доля государства превышает 50 процентов. Тем самым гарантии *компенсации возможного ущер ба еще более повышаются, а ка ких-либо неудобств для клиентов не предвидится. Как сообщил корреспонденту «СОЮЗа» гене ральный директор крупнейшего на страховом рынке АО «Белгос- страх» Виктор Шуст, это общест во уже сегодня обслуживает 63 процента всех договоров обяза тельного страхования автовла дельцев. Причем полис «Белгос- страха» можно купить даже в лю бом почтовом отделении, а их в Беларуси безмалого 4 тысячи. Что можно сказать о «стыков ке» белорусского и российского законодательств в области обя зательного автострахования? По скольку Беларусь ввела его пер вой, то россияне, приезжая сюда на автомобиле, по незнанию по рой попадали в щекотливую ситу ацию. Минимальная страховка на 15 дней для иностранца, владель ца «Жигулей», стоит 5 евро. Меж ду тем штраф за неуплату может оказаться в десятки раз больше. Неприятно. Однако ставки, по ко торым сейчас российская сторо на предлагает страховать граж данскую ответственность бело русским автовладельцам,оказа лись в 3— 4 раза выше белорус ских. И этот разнобой,увы,явно диссонирует с объединительны ми тенденциями, в том числе с продекларированным стремле нием к унификации хозяйствен ного законодательства. Как рассказал корреспонден ту «СОЮЗа» Петр Кучерин, Бе лорусское бюро по транспортно му страхованию объяснило все тонкости своей работы побывав шей в Минске делегации Россий ской ассоциации страховщиков. К сожалению, предложение б е лорусской стороны о взаимном признании страховых обяза тельств не было принято. Каза лось бы, невелика беда, а досад но. К чему лишние заборы на со юзном пути городить... О д н а о п е р а ц и я — 2 6 у г о л о в н ы х д е л безоп асность Ирина Менделева МОГИЛЕВ НА МОГИЛЕВЩИНЕ заверши лась межгосударственная опе рация по пресечению незаконно го оборота наркотиков, которая проводилась с начала ноября. В спецмероприятии принимали участие сотрудники УВД Моги левского облисполкома, Управ ления КГБ по Могилевской обла сти и Могилевской таможни, а также правоохранительные стру ктуры Смоленской и Брянской областей. В пресс-центре УКГБ по Моги левской области рассказали, что перед участниками операции ставились две основных цели: выявление лиц, причастных к не законному обороту наркотиков, и пресечение каналов нелегально го проникновения наркотических средств, а также психотропных веществ на территорию Белару си. В ходе операции было изъято около 16 килограммов наркоти ков, в том числе более 11 кило^ граммов марихуаны, 3 — мако вой соломки, 800 граммов опия и 90 — метадона. По этим фактам возбуждено 26 уголовных дел. Также в ходе спецоперации уда лось раскрыть 118 общеуголов ных преступлений, обнаружить и изъять запрещенные к перевоз ке материальные ценности на сумму свыше 28 миллионов б е лорусских рублей. П р о м ы ш л е н н ы й о б р а з е ц с н е г о б о л о т о х о д а «М е т е л и ц а » с о б р а н в Ь а о « Ч е л я б т р а к » , б а з и р у ю щ е м с я н а Ч е л я б и н с к о м т р а к т о р н о м з а в о д е . Э т о г и б р и д л е г к о в о г о а в т о м о б и л я « Н и в а » и с п е ц и а л ь н о г о г у с е н и ч н о г о м о д у л я , п р и ч е м н а с а м о м а в т о м о б и л е н е т р е б у е т с я н и к а к и х п е р е д е л о к , к р о м е с н я т и я к о л е с . П о с н е г у в е з д е х о д р а з в и в а е т с к о р о с т ь д о 8 0 к м / ч а с . Н е о б ъ е д а т ь , а д о п о л н я т ь д р у г д р у г а Ч то с д е р ж и в а е т т ем пы с о ю з н о г о с т р о и т е л ь с т в а ? точка зрения Николай Лохманенко ПРОФЕССОР БЕЛОРУССКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА, ДОКТОР ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК МИНСК ЧТОБЫ ответить на вопрос о том, почему так труден и тернист путь белорусско-российской интегра ции, попытаемся проанализиро вать экономические аспекты ее развития. В нашем интеграцион ном процессе важно различать две стороны: внешнюю, фор мально-юридическую, и внутрен нюю, которая скрыта за офици альной ширмой заключенных со глашений, договоров и ведущих ся сторонами переговоров. Пос мотрим прежде на процесс дву сторонней интеграции с точки зрения первой, видимой, его сто роны, то есть в формально-пра вовом аспекте. В поэтапной и официальной хронологии белорусско-россий ской интеграции особо выделя ются две вехи. Напомним: 2 апре ля 1996 года провозглашено об разование Сообщества России и Беларуси, и эта дата была объяв лена Днем единения двух стран; 8 декабря 1999-го заключен До говор о создании Союзного госу дарства. Одновременно в этот же день была принята и подписана президентами двух стран Про грамма действий Республики Бе ларусь и Российской Федерации по реализации положений Дого вора о создании Союзного госу дарства. Этот документ фиксиро вал целый комплекс совместно разработанных мероприятий в качестве механизма практиче ской реализации заключенного . договора. В программе действий ставилась цель завершить про цесс «создания Союзного госу дарства с единым экономиче ским пространством, единой по граничной системой, единой та моженной территорией, единой денежной единицей, общим бюд жетом...» Но проходило время, а многие мероприятия, предусмотренные этой программой на 2000 — 2002 годы, не были выполнены. Так, не выполнен пункт 4 об унификации налогового законодательства и проведении с 2001 года единой налоговой политики в намечен ный программой срок. Хотя опре деленные подвижки в унифика ции налогообложения имеются. Но до сих пор налоговая нагрузка в Беларуси остается более высо кой, чем в России. Аэто влияет на конкурентоспособность белорус ских товаров. Поэтому прави тельство запланировало сокра тить уровень налоговой нагрузки с 33,8 процента в этом году до 31 процента в 2004-м. Имеются различия также в ее структуре. В Беларуси сегодня несколько больше доля оборотных налогов с выручки, что отрицательно влияет на результаты функцио нирования реального сектора экономики. Предусматривается их снижение на четверть уже в следующем году, а на 2005 год намечено полностью отказаться от всех оборотных налогов. Обеспечение полной унифи кации налоговых систем — труд нодостижимое мероприятие, е с ли оно вообще возможно. В Рос сии, как известно, действует трехуровневая система налого обложения (федеральная, регио нальная и местная), а в Беларуси — двухступенчатая (республи канская и местная). Но, вероятно, здесь нет жесткой необходимо сти в обеспечении полного тож дества налоговых систем. Опыт Евросоюза показывает, что там пошли по пути идентичности и выравнивания лишь основных налогов — на прибыль, добав ленную стоимость, имущество, а также акцизы и подоходный на лог. Видимо, и нам следует учесть этот опыт. Далее. Не выполнен также на меченный к реализации пункт 7 программы о формировании об щего рынка ценных бумаг и со з дании учреждений по их эмиссии. Примерно то же можно сказать и об отсутствии единой политики в области обеспечения субъектам хозяйствования равных условий по применению цен и тарифов на основе единой методологии (пункт 8). Не устранены различия в области лицензирования и ре гистрации предпринимательской деятельности и многие другие не стыковки. Все эти недоработки по реали зации договора относятся к при чинам формально-правового ха рактера. Но и они подтверждают тот факт, что после развала Со ветского Союза и обретения суве ренитета наши страны в социаль но-экономической и политиче ской сферах разошлись довольно далеко. Так, в России формирует ся либеральная модель рыночной экономики, а в Беларуси — соци ально ориентированной смешан ной рыночной экономики по шведскому аналогу и с учетом лучшего опыта Советского Сою за. Однако, если принять во вни мание современные условия раз вития государств Восточной Ев ропы и СНГ и учесть имеющиеся особенности переходного перио да в стране, то можно говорить о существовании белорусской мо дели формирования социально ориентированной рыночной эко номической системы. На наш взгляд, если бы наши страны строго следовали букве договора и программы действий, интеграционных проблем было бы меньше. И все же есть более мощные рычаги торможения, ма нипуляции которыми то и дело порождают всплески противоре чий и напряженности в союзном строительстве. Иэто связано уже с другой, внутренней стороной интеграционного процесса. В этой связи хочу напомнить одно известное теоретическое поло жение политической экономии: экономические отношения про являются прежде всего как инте ресы. На данный момент, к сожа лению, экономические и полити ческие интересы объединяемых государств и, соответственно, правящих элит не совпадают по ряду позиций и направлений осу ществляемой двусторонней и ре гиональной интеграции. У круп ного капитала в России есть оп ределенные виды и на собствен ность в Беларуси, особенно на объекты нефтехимического ком плекса и газораспределительной трубопроводной сети. Тот же «га зовый» вопрос, который заметно осложнил союзные отношения, думается, возник не только из чи сто рыночных соображений. Столкновение интересов, преж д е всего экономических, — ключ к разгадке и пониманию причин торможения российско-белорус ской интеграции. Кроме того, в обеих странах имеются, конечно, и другие силы в политических и партийных структурах, интере сам которых, мягко говоря, не от вечает создание Союзного госу дарства. Один из тезисов — в общест венное сознание внедряется мысль о якобы огромной несо размерности экономических по тенциалов наших стран, что, д ес кать, экономически слабая Бела русь станет после объединения нахлебницей для россиян. Так ли это? Давайте попытаемся объек тивно и беспристрастно расста вить точки над « 1 », опираясь на доводы солидных международ ных аналитиков. Проанализиру ем соотношение экономических потенциалов наших стран, ис пользуя материалы и статистиче ские данные такой авторитетной международной структуры, как Программа развития ООН (ПРО ОН). По данном доклада ПРООН о развитии человека за 2002 год, годовой объем ВВП в России со ставлял 251,1 млрд, долларов, а в Беларуси— 29,9 млрд., или около 12 процентов от российского объ ема. Если же делать сопоставле ние по ВВП на душу населения в долларах США по паритету поку пательной способности, то в Рос сии на одного человека приходит ся 8.377 у.е., а в Беларуси — 7.544, или 90 процентов от рос сийского уровня. Сравнивая па раметры и показатели экономи ческого развития, отметим еще и то, что в наших странах несколько различается структура производ ства и внешней торговли. В Рос сии с ее колоссальным богатст вом природных ископаемых преи мущественно развиваются добы вающие отрасли, и она вывозит в основном сырьевые и топливно- энергетические ресурсы, которых в Беларуси или нет, или очень ма ло, и она вынуждена развивать в основном перерабатывающие от расли и экспортировать их про дукцию. Особенность белорус ской экономики в том, что она ба зируется на крупном экспортном производстве, доставшемся сравнительно малой республике в наследство от Советского Сою за. По данным отчета ПРООН за 2003 год, экспорт товаров и услуг составляет в Беларуси 68 процен тов от ВВП, а в России — 37 про центов. Причем экспорт промыш ленных товаров составляет в Бе ларуси 69 процентов от вывоза всей продукции, тогда как в Рос сии — 22 процента, учитывая экс порт вооружений. Есть итакой очень важный по казатель, как индекс человече ского потенциала. Так вот, в рей тинге стран по этому показателю, который характеризует уровень жизни, здоровья населения и его образованности, Беларусь зани мает 53-е место среди обследо ванных 175 стран и впервые пос ле 1990 года вошла в группу стран с высоким уровнем разви тия человеческого потенциала. Россия в этом рейтинге занимает 63-е место, Украина— 75-е, Кыр гызстан — 102-е иТаджйкйстЗн - 1 1 3 - е . Интересно также взглянуть на картину социальной сферы жиз ни людей в наших объединяю щихся странах и прежде всего на такие ее фрагменты, как разви тие образования и здравоохране ния. В последние годы государст венные расходы на образование составляли в Беларуси 6 процен тов от ВВП, а в России — 4,4 про цента. Принятый в Беларуси За кон «Об образовании» предусма тривает увеличение ежегодных расходов на образование до 10 процентов от ВВП. А ныне индекс уровня образования в Беларуси (0,95) выше, чем у всех стран СНГ и даже некоторых развитых за падных государств, например, Италии, Греции, Литвы и даже Японии. Ежегодные государст венные расходы на здравоохра нение составляют в Беларуси 4,7 процента от ВВП. В России — 3,8 процента. А количество врачей на 100 тысяч человек— 457 и 423 соответственно. Анализ показывает: аргумен ты противников интеграции о не соразмерности в уровне разви тия социально-экономических систем наших стран безоснова тельны. В процессе интеграции происходит объединение близ ких по культуре, исторически родственных народов и вместе с тем равных по степени экономи ческого развития стратегических партнеров, которые будут не объ едать, а дополнять друг друга в достижении общей цели. Что же касается нынешнего «газового» и «рублевого» обост рения в союзных отношениях, то, повторюсь, выросло оно на ста рых корнях— экономических ин тересах и существующих в них противоречиях. А выдвижение и бесконечное муссирование спорных вопросов — это лишь внешний повод, формальная по доплека для затягивания инте грационного процесса и получе ния односторонней экономиче ской выгоды. Предусмотренная Договором и проектом Конституционного ак та концептуальная конструкция Союзного государства представ ляется еще не вполне совершен ной и незавершенной в правовом и политическом аспектах. Самое трудное в его построении заклю чается в нахождении оптималь ного соотношения между вновь создаваемыми наднациональны ми интеграционными структура ми, действующими в пределах наделенных функций в рамках единого Союза, и суверенитетом входящих в него стран. Для за вершения процесса белорусско- российской интеграции потребу ются еще время, силы и выдерж ка с обеих сторон. И это должно быть понятно: ведь мы создаем не имеющее аналогов уникаль ное государственное образова ние. Анализ показывает: аргументы противников интеграции о несоразмерности в уровне развития социально-экономических систем наших стран безосновательны. П о о б е с т о р о н ы в и з ы Н а г р а н и ц е с П о л ьш ей р е з к о с о к р а т и л о с ь д в и ж е н и е л ю д е й и т о в а р о в есть вопрос Петр Бурак ВАРШАВА — МИНСК ОПУСТЕЛИ крупные польские базары и небольшие базарчики, которым здесь несть числа, сильно поредел их главный кон тингент — покупатели из-за Бу га. Так называемая незарегист рированная торговля между рос сиянами, белорусами,украинца ми с одной стороны и поляками с другой пришла в упадок после введения с 1 октября визового режима. А ведь ее оборот, по оценкам министерства экономи ки Польши, достигал 700 милли онов долларов в год, благодаря которым жили тысячи семей по обе стороны границы. Для мно гих это был единственный источ ник дохода. Другое занятие най ти непросто: уровень безработи цы в восточных регионах Поль ши «зашкаливает» за 30 процен тов. Больше всего поляки теряют на приграничной торговле с Бе ларусью. Не удалось договорить ся о бесплатных или выдавае мых за символическую плату ви зах. Было, правда, странное предложение польской стороны: вы сохраняете для наших граж дан безвизовый режим — мы для ваших даем бесплатные визы. Белорусская сторона на нерав ные условия не согласилась. В прошлом году были зафик сированы 1,5 миллиона пересе чений белорусско-польской гра ницы. Нынче здесь — затишье. Обезлюдели прежде перепол ненные электрички,исчезли оче реди легковых автомобилей и автобусов на переходе «Варшав ский мост» в Бресте. Не окупа ются товары, ввозимые на про дажу в Польшу, или поездки туда за покупками при стоимости од норазовой визы 10 евро, а много кратной — 50. Несколько ожив леннее движение на границе с Калининградской областью, для жителей которой визы бесплат ные, но и там из-за ужесточения въездного режима вряд ли полу чится достичь былого товарооб мена, который составлял около 50 миллионов долларов в год. Очереди у некоторых поль ских консульств, например в том же Бресте, вроде дают надежду на то, что движение людей и то варов выйдет из полукоматозно- го состояния, но, по прогнозу варшавского Центра восточных Iисследований, незарегистриро ванный товарооборотупадет по !крайней мере в несколько раз и никогда не вернется на прежний уровень. Больше всего ударил «визовый шок» по тем, кто возил в Польшу дешевые сигареты, ал коголь, бензин, не очень-то со блюдая установленные нормы. Нет, конечно, худа б е з добра. Граница очищается от потока мелкой, всем известной, но труд ноуловимой контрабанды. Но она была выгодна и полякам. «Мурашки», как прозвали мел ких торговцев, покупали в Поль ше на наторгованные деньги продукты, бытовые приборы, ко сметику, стройматериалы и дру гие товары неплохого качества по сносным ценам, загружая та ким образом работой их произ водителей, посредников, про давцов. На базары были завяза ны сотни мастерских, складов, транспортных фирм, туристиче ских агентств, гостиниц, баров... В Минэкономики Польши на деются, что нишу незарегистри рованной торговли займет орга низованный товарообмен между субъектами хозяйствования. Но это еще вопрос, поскольку визо вый режим им тоже подбросил проблем. У люблинской оптовой фирмы «Себек», к примеру, на треть уменьшилась продажа овощей. Крупные оптовые поку патели с Востока говорят, что во зобновят контакты, когда уладят визовые формальности, а мел кие контрагенты, скорее всего, откажутся от закупок. В фирме «Марысин» падение продаж в Россию, Беларусь и на Украину стало причиной роста запасов мяса, которое некуда девать. Ту манным видится будущее и вар шавской компании «Мокатэ», для которой российский рынок— важнейший, а значит, требую щий частых визитов на торговые переговоры, регулярных поста вок продукции через границу с соответствующим визовым оформлением перевозчиков. — Не знаем, что будет даль ше, но нынешнюю ситуацию оце ниваем как страшно трудную, — признается директор компании по экспорту Войцех Желязны. На падение реализации наре кают как фирмы, к которым при езжали за товаром покупатели с Востока, так и польские экспор теры, везущие к нам свою про дукцию. Сдвигаются сроки вы полнения контрактов, накручи ваются штрафы за несвоевре менные поставки. Визы придется оформлять регулярно, и это бу дет «съедать» время. Широк круг недовольных, но он не всеохватывающий. Ска жем, туристические фирмы убе ждены: визовый режим не сокра тит числа;путешествий, а только упорядочит работу, «уберет» утомительные очереди на грани це, когда в автобусе людям при ходилось, бывало, сутками му читься. Производители ле карств, традиционной статьи экспорта, которые поутратили свои позиции на восточном рын ке и теперь всячески стараются их восстановить, тоже больше обрадовались, чем огорчились. Новые правила пересечения гра ницы, считают они, будут сдер живать «чемоданный» экспорт, нелегальную переброску ле карств, а следовательно, расши рят экспортные возможности предприятий, производящих медлрепаратьь * / Не дблжны, вроде, постра дать^ и ^рудные производители мебели,?пош|у®иМе ся услугами фирм-экспедиторов с хорошей репутацией, заранее подгото вившихся к введению виз. Кроме того, польские мебельщики идут по пути создания своих предпри ятий у восточных соседей. И уже открыли несколько фабрик в России. В общем, как поется в песне: «Кто-то теряет, а кто-то нахо дит». Но перспективы не очень оптимистичны. За волной ны нешнего спада товарооборота, который продлится, по прогно зам экспертов, до полугода, че рез пару лет последует очеред ной «откат». И снова причиной его будет «визовый шок», кото рый вызовет принятие Польши, как члена Евросоюза, в зону Шенгенского соглашения. А в этой зоне пограничный режим будет пожестче. Н о в ы й Н о с т р а д а м у с С е н с а ц и о н н ы е п р о гн о зы И м м а н у эл я В а л л е р с т а й н а м о г у т о п р а в д а т ь с я геополитика Аркадий Медведев МОСКВА РАЗРУШЕНИЕ Берлинской сте ны и последующий развал Со ветского Союза были с радо стью встречены ведущими з а падными интеллектуалами. Эти события отмечались как полная и окончательная победа идео логии либерализма. Выражая господствующее настроение, американский политолог Френ сис Фукуяма в своей нашумев шей статье «Конец истории?» писал тогда: триумф Запада и западной идеи очевиден преж д е всего потому, что у либера лизма не осталось никаких жиз неспособных идеологических альтернатив. То, чему мы сви детели, утверждал Ф. Фукуяма, «не просто конец холодной вой ны или очередного периода по слевоенной истории, но конец истории как таковой, заверш е ние идеологической эволюции человечества и универсализа ции западной либеральной д е мократии как окончательной формы правления». Поистине предсказанием чу мы во время пира стали тогда слова другого американского политолога и социолога Имма нуэля Валлерстайна: «Крах коммунистических режимов от нюдь не покончил с проблема ми капитализма, наоборот, раз вал СССР и дискредитация ком мунистической идеологии — факторы грядущего кризиса и исторического конца всей капи талистической системы». Очень скоро мы начнем тоско вать по недавнему прошлому, отмечал И. Валлерстайн, так как начнутся кардинальная ломка мирового порядка и аго ния либерализма, наступит вре мя хаоса и ожесточенной борь бы. «Мир, стабильность и з а конность будут в эти годы дефи цитом». Пророчества И. Вал лерстайна относительно надви гающегося мирового коллапса дружно отвергались еще в с е редине 90-х годов прошлого ве ка. Однако мировой валютно финансовый кризис 1998 года, события 11 сентября 2001 года в Америке, война в Ираке и дру гие факты приводят очень мно гих к выводу о возможной пра воте И. Валлерстайна. В течение ближайших 50 лет, по прогнозу ученого, человече ство эволюционирует к новому экономическому и политическо му порядку. Каким будет, или, вернее, каким может быть этот новый миропорядок, новая ис торическая система? Ответу на этот вопрос посвящена недавно опубликованная на русском языке под редакцией Б. Кагар лицкого книга И. Валлерстайна «После либерализма» (Москва, 2003). По мысли ученого, время ха оса отличается парадоксом: в отличие от эпох стабильности именно в это время политиче ская воля'лидеров и осмыслен ные совместные действия лю дей могут приводить кнаиболее значительным результатам. Как бы там ни было, в контексте гря дущих геополитических и зм е нений в ещ е большей степени возрастает значение и актуаль ность единения России и Бела руси, строительство единого Союзного государства.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz