Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ч 'Л . й у Э с н г ч п г * * . Ч етверг , 2 0 ноября 2 0 0 3 г о д а , № 2 2 6 ( 2 2 1 0 4 ) ВЫБОРЫ-2003 И Б Е З Ч Е Р Н О Г О П И А Р А М О Ж Н О О Б О Й Т И С Ь . , . Пресс-конференция, по заведенной традиции собранная вчера председателем облизбиркома Александром Булановым , длилась немногим б олее 20 минут. Быстрота, с какой были исчерпаны темы для беседы , лишний р а з подтверждает , что избирательная кампания на липецкой зем л е проходит в р ам к ах з ак о н а , без публичных р а зб о р о к м еж ду кандидатами и без черного пиара . Такая оц ен ка , кстати, прозвучала и из уст Александра Сергеевича. Единственное, на что он посетовал, т ак это н а назойливы е листовки, которые, к а к сар анча , облепили каждый столб, каж дый забор , каждую дверь ... Ш 1 Ш Но журналист, наверное, так устроен: вынь и подай ем у «жареные» факты. Ина че и не объяснишь завидное упорство , с каким раз десять на пресс-конференции звуча ли вариации одного и того ж е вопроса : «Что б уд ет , если «доброжелатель» сообщит о бомбе, заложенной на и зби рательном участке?» . И каж дый раз Буланов терпеливо п ов торял : п одобн ой тем ой л учш е н е зл о уп о тр ебл я т ь , дабы не провоцировать лип чан на хулиганские выходки. Другая тема, интересовав шая СМИ, — фамилии кан дидатов . В соседней Рязани , к примеру, в числе претенден тов на место в Думе объяви лась Светлана КПРФ , в дру гих регионах «соискатели д е путатских мандатов» предпо читают фамилию президента. А как обстоят д ел а у нас? Как оказалось, среди липчан на такие выходки никто не решился. Хотя законодатель ство , признал Буланов , по з в о л я е т м ен я т ь ф ам и л ию хоть каждый месяц . К о р р е сп о н д е н т «ЛГ» в свою очередь поинтересовал ся , как осуществляется кон троль за использованием д е нег , выделенных на проведе ние выборов. Оказалось, 20 миллионов рублей, поступив ш их из Москвы, уж е распре делены м еж ду всеми избира т ел ьны м и к ом и с с и я м и — участковыми , окруж ным и , территориальными. При облиз- биркоме создана контрольно ревизионная служба , которая отслеживает денежны е пото ки. Как показывает опыт про шлых лет, финансовые зло употр ебл ения , конечно ж е , не исключены . Четыре года назад на «выборные» деньги, к примеру , было покрашено административное здание в Тербунском районе . Задача к о н т р о л ь н о - р е в и з и о н н о й службы — свести число по добных нарушений к мини м уму . Сергей КИБАЛЬНИЧЕНКО. в с е ро с с и й с к и й ко н к у рс ИМЕНИКОНСТАНТИНА-ИГУМНОВА ДЕНЬ ТРЕТИЙ: ПРОДОЛЖАЯТРАДИЦИИ КОНСТАНТИНАНИКОЛАЕВИЧА... Конкурс приближается к своему пику. По результатам второго дня в м л адш ей возрастной группе (учащиеся специальных м узы кальных школ) п ерво е место реш ено не присуждать. Вторые места заняли липчане Катя Климова , Саша Максимов, Янис Хунузиди, третьи — В ероника Салихова (г. Воронеж), М аш а Харитонова и Н аташ а Ильина (обе —г. Липецк). В третий тур в старшей возрастной группе вышли шестеро из одиннадцати претендентов . Им предстоит вновь сесть з а рояль сегодня. А в ср еду соревновались музыканты средней возрастной группы с 12 д о 14 лет. Г^ОВО РИМ О ПАТРИОТИЗМЕ Основные направления работы по патриотическому воспита нию молодежи и подготовке е е к служ бе в Вооруженных Силах на ближайшее время обсудило на днях правление Липецкого р е гионального отделения Движения поддержки флота . Выступившие на за сед ании руководитель местного о т д ел е ния ДПФ капитан I ран га з а п а с а Владимир Якунин, кандидат исторических наук капитан I ран га з а п а с а Анатолий Б е р е зн е в , участник Великой Отечественной войны, бывший во енно -м ор с кой врач С ергей Ж елезнов , дру ги е говорили о необходимости п ер ем ещ ени я центра патриотического воспитания н еп о с р ед ственно в молодежную среду , предлож ив провести очередную «кают-компанию» в школе № 27, с участием учащихся класса юнг и их роди телей . Было высказано также пожелание собраться з а «круглым сто лом» в «Липецкой газете» , чтобы со вм естно с представителями органов власти, военкоматов, руководителями ветеранских и дру гих органи заций патриотической направленности всесторонн е поговорить о наболевших проблем ах и вы работать с о гл а сован ный план действий . ЗА АТМОСФЕРОЙ СЛЕДИТ АВТОМАТИКА В Д анкове пущена в эксплуатацию п ервая и единственн ая в области автом атическая станция контроля качества а тм о сф е р ного воздуха (АСК). Она им еет автоматическую систему жи зне о б е сп еч ени я и компью терного слеж ени я з а а тм о сф ер о й . Пока станция в ед е т контроль по тр ем ин гридиентам : окислу а зо та , окиси у глерода и пыли. Кроме того , опр едел яю тся влажность , да вл ени е и направлени е ветра . Затраты на станцию, включая монтаж и пуск, превысили мил лион рублей . Однако для того, чтобы е е возможности использо вались максимально, необходимы дополнительные вложения. Это позволит установить приборы контроля з а количеством в а тм о с ф ерном воздухе хлористого водорода , аммиака , углеводородов и других ингридиентов. Поиском недостающих ср ед с т в в сумме почти полмиллибна рублей озабочены в настоящ ее врем я м ес т ные экологи. «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ДУХОВНОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА» «.%.А ... .V Под таким н азванием 18 ноября в Липецком областном Ин ституте у соверш енствования учителей прош ла научная конф е ренция, органи заторами которой стали каф ед р а русского языка и общ его язы ко знани я Липецкого государственного п еда го ги ческого уни вер си тета (зав . каф ед р ой доктор филологических наук В. Щеулин) и каф ед р а гуманитарных дисциплин Липецкого областного Института у соверш енствования учителей . В конф е ренции приняли участие педагоги Липецка , Ельца и всех р ай о нов области . В выступлениях доцентов Л. Шукловой, Т. Гончаровой, Е. По повой, Л. Плехановой, И. Наумовой, И. Черноусовой, ассистента Е. Белой, доцента Н. Юшковой, учителей И. Котовой, Т. Исаевой, Т. Афанасьевой , Т. Зениной были подняты актуальные проблемы состояния и преподавания русского язы ка в совр ем енной шко ле , его роли в духовном становлении личности. Участники конференции выразили обеспокоенность сниж е нием уровня культуры речи в совр ем енном общ ес тве и нам ети ли пути преодоления этих негативных проц ессов . НЕ СУДИ ПО ИМЕНИ, СУДИ ПО ДЕЛАМ Д в адц а ть л е т исполняется з а в т р а а гр оф и рм е «Воробьев- ская» — одному и з крупнейших сельхозпредприятий Хлевенско- го района. Обретя надежных инвесторов, зд е с ь наращивают про и звод ство продукции — с б о р з е р н а превыш ает ныне 30 , а с а харной свеклы — 300 центнеров с гектара , под 3 000 килограм мов со ставляет надой от коровы. К слову, в дойном с тад е хозяй ства б о л е е 400 буренок. Все отрасли «Воробьевской» прибыль ны. К многочисленным поздравлениям редакция «ЛГ» при соеди няет и свое . « ЛИПЕЦКОМ ГАЗЕТЫ». в Ш 1 ш м | й ш д 11 11 I Щ ' 1 1 1 й Д аж е далекие от музыки люди знают: конкурсы юных пианистов нынче не редкость. Они проходят во многих го родах России: Нижнем Нов городе, Санкт-Петербурге, Са ратове ... Так что есть с чем сравнивать. Вот ж урналист «ЛГ» и решил полюбопыт ствовать у гостей и участни ков нашего конкурса имени Игумнова, чем отличается он от остальных. Александр ЛЕОНТЬЕВ, заместитель председателя жюри конкурса, заслужен ный работник культуры Рос сии, заведующий отделением специального фортепиано Липецкого областного учи лища искусств имени К.Н. Игумнова: — К он к ур с наш им еет свое лицо хотя бы потому , что он носит имя Константи на И гумнова . Н епременное условие для всех , кто претен дует на победу: в программу должны быть включены про изведения Чайковского, лю бимого композитора Констан тина Николаевича. Наш вы дающийся земляк , напомню, был одним из лучших интер претаторов музыки Чайковс кого. И ещ е. Конкурс орга низован так, чтобы исполни тели могли раскрыться все сторонне: техническое мас терство, музыкальность, вла д ени е полиф онией . Это по зволяет подбор классических произведений . (Окончание на 3-й стр.) шепаЪерзрЪ. с о т Б а н к МЕНАТЕП СПб БРОКЕРСКОЕОБСЛУЖИВАНИЕ НАКРУПНЕЙШИХБИРЖАХСТРАНЫ: - Московская межбанковская валютная биржа; - Российская Торговая Система; - Санкт-Петербургская валютная биржа. С и л ь н ы й б а н к — д л я с и л ь н о й с т р а н ы . Адрес: 398002, г. Липецк, ул. Гагарина, 35а @ Тел. 27-31-76, 47-60-00. Лицензия Ф КЦ Б № 178-02961-100000 от 27.11.2000 г. у ^ О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О О Е ж е д н е в н и к Л Г ДАТЫ ДЕНЬ Д А НОЧЬ — СУТКИ ПРОЧЬ 2 0 НОЯБРЯ, ЧЕТВЕРГ С т а р ы й с т и л ь — 7 н о я б р я В о с х о д : 8 . 1 4 З а х о д : 1 6 . 1 6 Д о л г о т а д н я : 0 8 . 0 2 Л у н а в з н а к е В е с о в Л И С Т К И П Р А В О С Л А В Н О Г О К А Л Е Н Д А Р Я П р а в о с л а в н а я ц е р к о в ь п о ч и т а е т с е г о д н я п а м я т ь м у ч е н и к е » Н и к а н д р а , А ф а н а с и я , К а п л и - н и к а , Н и к о н а , п р е п о д о б н о г о Л а з а р я Г а л и с и й с к о г о , с в я щ е н - н о м у ч е н и к а К и р и л л а , м и т р о п о л и т а К а з а н с к о г о . Е с л и н а М и х а й л о в д е н ь и н е й — ж д и б о л ь ш и х с н е г о в , е с л и д е н ь н а ч и н а е т с я т у м а н о м — б ы т ь о т т е п е л и . В 1 8 1 5 г о д у в э т о т д е н ь в П а р и ж е п о д п и с а н а к т о п р и з н а н и и и г а р а н т и и в е ч н о г о н е й т р а л и т е т а Ш в е й ц а р и и и н е п р и к о с н о в е н н о с т и е е г р а н и ц . 2 0 н о я б р я 1 8 5 8 г о д а р о д и л а с ь С е л ь м а Л а г е р л ё ф — ш в е д с к а я п и с а т е л ь н и ц а , л а у р е а т Н о б е л е в с к о й п р е м и и , а в т о р м н о г и х и з в е с т н ы х к н и г , с р е д и к о т о р ы х « Ч у д е с н о е п у т е ш е с т в и е Н и л ь с а Х о л ь г е р с с о н а п о Ш в е ц и и » . П е р в а я в ы с т а в к а С а л ь в а д о р а Д а л и п р о ш л а в П а р и ж е 2 0 н о я б р я 1 9 2 9 г о д а . С е г о д н я и с п о л н и л о с ь 7 5 л е т а к т е р у , р е ж и с с е р у и с ц е н а р и с т у А л е к с е ю Б а т а л о в у . АФОРИЗМ ДНЯ П о м н и , ч т о и з м е н и т ь с в о е м н е н и е и с л е д о в а т ь т о м у , ч т о и с п р а в л я е т т в о ю о ш и б к у , б о л е е с о о т в е т с т в у е т с в о б о д е , ч е м н а с т о й ч и в о с т ь в с в о е й о ш и б к е . Марк АВРЕЛИИ, римскии император. ЗАВТРАК С УЛЫБКОЙ С и д я т д в о е : — П р и к и н ь , в ч е р а с 1 К а с п а р о в ы м в р е с т о р а н е з а о д н и м с т о л и к о м с и д е л ! — Н у и . . . ? — Д а н у е г о , т а м с к а т е р т и в к л е т о ч к у , т а к о н м н е с о л ь 4 5 а > . * о Изошутка Михаила ЛАРИЧЕВА. ПОГОДА р а . м и н у т п е р е д а в а л . КАЛЕНДАРЬ НАШИХ ИМЕНИН С е г о д н я и м е н и н ы у В а л е р и я , Е в г е н и я , К и р и л л а , М и х а и л а , Ф е д о - П о з д р а в л я е м ! КУРС ВАЛЮТЫ В БАНКАХ ЛИПЕЦКА НА 19 НОЯБРЯ $ е в р о Липецкий банк Сбербанка РФ Ф-л «Газпромбанка» Липецкий областной банк Ф-л банка Менатеп СПб Ф-л банка «Диапог-Оптим» Ф-л «Липецкий» ИМПЭКСБАНК ОАО «Липецккомбанк» Ф-л «Связь-Банка» Ф-л «Липецкий» ОАО «Альфа-Банк» Ф-л банка «Центральное ОВК» 2 0 н о я б р я к у р с д о л л а р а I е в р о — 3 5 покупка продажа покупка продажа 29 .65 30 ,,00 3 4 .8 0 35..45 29 .60 30 .,10 3 4 .7 0 35 ..50 29,.40 30 .,10 3 4 .3 0 35 ..70 29 .40 30 ,,10 3 4 .3 0 35 ..35 29,.70 30 ,.10 3 4 .8 0 36 . .00 29 .55 30 , 10 3 4 .6 0 35..50 29 .50 29 . 95 3 4 .9 0 35..85 29,.70 30 ,.15 - 29,.60 30 . 10 3 5 .0 0 35 ..90 29 .40 30 , 10 3 4 .4 0 35..50 I Ц Б Р Ф — 2 9 р у б . 8 0 к о п . , р у б . 6 5 к о п . З а в т р а — о б л а ч н о с п р о я с н е н и я м и , н о ч ь ю м е с т а м и н е б о л ь ш и е о с а д к и , д н е м п р е и м у щ е с т в е н н о б е з о с а д к о в . В е т е р с е в е р о - з а п а д н ы й , 6 - 1 1 м / с е к . Н о ч ь ю м е с т а м и п о р ы в ы д о 1 5 - 1 8 м / с е к . Т е м п е р а т у р а в о з д у х а н о ч ь ю о т - 4 д о + 1 , д н е м о т - 1 д о + 4 . П о д а н н ы м х и м л а б о р а т о - р и и Л и п е ц к о г о г и д р о м е т е о ц е н т р а , в п р о ш е д ш и е с у т к и в р а й о н е з а в о д а « С в о б о д н ы й с о к о л » о т м е ч а л о с ь п р е в ы ш е н и е п р е д е л ь н о д о п у с т и м о й к о н ц е н т р а ц и и п о д в у о к и с и а з о т а в 1 , 1 р а з а . Р а д и а ц и о н н ы й ф о н в Л и п е ц к е с о с т а в и л 1 3 м и к р о р е н т г е н в ч а с . Выходит пять р а з в н е д е лю . И здатель — ГУ «Редакция обл а стн ой газеты «Липецкая га зета» . С 1 9 5 4 г о д а п о 1 9 9 1 г о д в ы х о д и л а п о д н а з в а н и е м « Л е н и н с к о е з н а м я » . ПРОШУ СЛОВА! ПОЧЕТ ЗА ОТЧЕТ м и КАК УЧИТЕЛЕ ТОНУТ В БУМ АЖ НОМ ОКЕАНЕ I «Бумажны е нити» опутали всю наш у жизнь , как паучьи сети. Д аж е школы. Многие их руководит эли , пр ош едш и е огонь и в о д у , сейчас в оди н голос заявляют: такого ф орм али зм а не было никогда! Захож у после уроков в ка бинет заместителя директора по учебной части. На столе — устрашающая кипа бумаг. За вуч, всегда бодрая и энергич ная, выглядит вконец устав шей. Ведь на ней лежит от ветственность за организацию делопроизводства, свое- вре менное заполнение докумен тов, отчетов, сводок, ознаком ление педагогов с норматив ными и методическими мате риалами ... — Ну не могу я взять в толк, — говорит она — зачем и кому все это нужно? Конеч но, отчетность неизбежна . Но не такая ж е . . . Трудно перечислить все, что требуют от школ вышесто ящие инстанции. Еще труднее постичь практический смысл этой ломовой работы. Чтобы не быть голословным, приве ду несколько примеров. Календарные учебные гра фики школами попросту не соблюдаются. Они рассчитаны на односменный режим рабо ты, но ведь многие учебные заведения переполнены. Одна ко их формального наличия оказывается вполне достаточ но, чтобы успокоить тревож н ую д уш у у п р а в л е н ц а . Школьное начальство давно уяснило: нельзя чиновника волновать. Иначе отыграется потом по полной программе — замучает еженедельными проверками, засыплет новы ми бумагами. Вот и составля ются невыполняемые учебные 8 1 1 1 1 планы, графики и другая стан дартная чепуха. Думаю , все это нужно не профессиональному чиновно му аппарату. Ему охота как- то доказать свою значимость. Я не прав? Тогда пусть мне о б ъ я с н я т , с к ак ой ц елью к аж ды й год со ставл яю т ся многочисленны е отчеты по кадрам , повышению квали фикации персонала, -по награ дам (можно подумать, что нас ими просто завалили), каче ству знаний учащихся (то, что оно продолжает, в силу изве стных причин , катастрофи чески падать, ясно и без от четов)? Для чего нужны ки лограммовые папки с инст рукциями по технике безопас ности, планами работы с пе дагогическими коллективами по предотвращению пожаров и так далее и тому подобное? За бумажными показате лями часто теряется смысл нашей деятельности. В орга нах управления образования, думаю, это прекрасно понима ют. Однако продолжают на ступать на школу плотным фронтом. Словно кем-то спу щена директива окончатель но уничтожить в учительской ср ед е ж и в о е о т н ош ен и е к делу. Кого, спрашивается, за ботят всерьез современны е проблемы обучения и воспи тания, когда Министерство об разования РФ и подотчетные ем у ведом ства обуреваемы глобальными идеями модер низации отечественной шко- лы? Регионы у нас традици онно поддерживают центр во всех его начинаниях, стара ются не ударить друг перед другом в грязь лицом, напе ребой рапортуя в Москву о своей готовности к очередно му нововведению и предостав ляя в качестве убеждающих доказательств, опять же , горы документации. «Высокое» на чальство вцдит и одобряет рвение провинциальных ре форматоров, а они в свою оче редь , окрыленны е лестной п охвалой , стараются пущ е прежнего, порождая неведо мые доселе формы отчетнос ти. Иногда не знаеш ь , что чему предпочесть: готовиться к уроку или убивать время на заполнение разных бумаг? Взять , к примеру , план воспитательной работы. Как можно спланировать воспита ние 25 -30 человек на целый год да еще в двухнедельный срок? Учитель работает с деть ми, а те, как известно, имеют обыкновение нарушать вся кие логические построения и расчеты взрослых. Зачастую приходится действовать по си туации . Так стоит ли зани маться этим, заведомо зная, что характер и сроки многих «пунктов» будут изменены , классные часы далеко не все гда смогут соответствовать запланированным темам , а ин ди в и д у ал ь ны е б ес еды с детьми и их родителями прой дут не в той очередности и не той дидактической направлен- ности, которые определены на бумаге? И потом: в советские времена действительно было что планировать. Вспомним октябрятские звенья, пионер ские дружины , комсомольс кие собрания, агитбригады, серьезную работу с ветерана ми войны и труда, реальное тимуровское движение, трудо вые десанты по сбору маку латуры и металлолома , по мощь подшефным совхозам ... И во всем этом были бесспор ные заинтересованность и под держка государства. Ны н еш н ее рук ов од ств о страной все это, судя по все му, волнует мало. О каком вообще патриотизме и планах по его в о спи танию м ож ет идти речь, если в ранг госу дарственной политики факти чески возведен в качестве ос новного принцип личного са м оутв ерж д ения? Как быть учителю? Как воспитать пат риота, соединить общечелове ческие нравственные ценнос ти с эгоистической програм мой, которую формирует наше бездуховное время? Без под держки государства это нере ально . М ож ет , сторонники планов по военно-патриоти ческому воспитанию всерьез полагают возможным воспи тание патриотического рэке тира и топ-модели с принци пами тургеневской девушки? Каждый год непродуман ные задания и сроки их ис полнения вызывают "у педаго гов возмущение, но .. . Поддер живая заведенную традицию, управленцы продолжают от стаивать ее « ц ел е с о о б р а з ность». А на элементарные «почему?» и «зачем?» отве тов не дают. Ну , допустим , для чего введены отчеты по среднему баллу учителя и уча щихся? Уже сам факт сущ е ствования таких отчетов про тиворечит современным педа гогическим у становкам на личностно ориентированный подход к обучению и воспи танию детей. По всей видимо сти, чиновники от образова ния решили не отставать от современной газетной моды — отражать общ ественны е процессы посредством средне статистических данных , от влеченных цифр, процентов. Средняя заработная плата , средний уровень жи зни , сред ний класс, средние показате ли «роста» объема промыш ленного производства и вот теперь — средний уровень ин теллектуального потенциала российского ученика и про фессиональной компетенции педагога. Как эти показатели характеризуют реальное поло жение дел в конкретной шко ле, классе? По-моему, никак. (Окончание на 2-й стр.) ПРОЕКТЫ XXI ВЕКА г П Р О С АМ О Л Е ТЫ Б Е З П И Л О Т А И Д Р У Г И Е Н О ВШ Е С Т В А В ч е р а в Л Г Т У о т к р ы л а с ь ш е с т а я р е г и о н а л ь н а я м о л о д е ж н а я н а у ч н а я и и н ж е н е р н а я в ы с т а в к а « Ш а г в б у д у щ е е . Ц е н т р а л ь н а я Р о с с и я » О на проходит в рамках социальной про граммы «Шаг в будущее», осущ ествля емой МГТУ им. Н.Э. Баумана при поддер жке вузов, школ, центров молодёжного творче ства в десяти российских регион ах— от Кали нинграда д о Анадыря, от Мурманска до Д е р бента. Цель — приобщение молодежи к науч ному и техническому творчеству. Под руковод ством ведущих российских учёных будущие Ло моносовы и Кулибины разрабатывают собствен ные проекты в самых разных сферах. На б а з е ЛГТУ вот уже шесть л е т действует региональное о тделение этой программы . На ежегодных региональных выставках учащиеся демонстрирую т свои исследования и и зо б р е тения в сф ер е математики, физики, химии, био логии, информатики , экологии и других наук. На сей р а з в 12 номинациях представлено 170 работ. Их авторы — наши земляки , а также го сти из Воронежской, Тульской и Тамбовской об ластей. Открывая выставку, ректор ЛГТУ Михаил Куприянов подчеркнул, что д алеко не каждый регион может сегодня похвастать системной поддержкой «шагающих в будущее» юных д а рований . А у нас нашлись деньги на участие победи телей прошлогодней выставки во в с е российской конференции «Шаг в будущее», всемирной выставке в США, лондонском меж дународном форум е , на организацию летней ш колы -семинара «Малая научно-инженерная академия». Михаил Куприянов пожелал моло дым искателям оказаться в числе победителей , ведь, помимо всего прочего, это ещ ё и возмож ность быть зачисленным в ЛГТУ, ЛГПУ, другие липецкие вузы б е з экзаменов . Выставка проходит в д в а тура. Жюри были отобраны лучшие работы . Они и попали в зал заседаний учёного Совета ЛГТУ. Сразу же бросилась в глаза яркая, р а зно цветная конструкция со множеством деталей и приспособлений . Оказалось, это эксперим ен тальная радиоуправляемая модель с ам олёта с электрическим двигателем . Её придумал уча щийся липецкого профучилища № 28 Михаил Корначёв. Он увлекается авиамоделированием с двенадцати лет: з а компанию с друзьями при шёл однажды в Октябрьский Дом творчества и... заним ается там по сей день . А д в а года назад записался в Школу юных лётчиков при Липец ком авиацентре. Вместе с преподавателем Ни колаем Костиковым целый год работал над сво им изобретением . По мнению Михаила, польза от него огромная. Сейчас во многих странах ду мают, как добиться, чтобы «стальная птица» уп равлялась не пилотом, а «дистанционкой». Это более удобно и экономично. А вдруг благодаря Михаилу такие самолёты появятся в России? А вот учащаяся липецкого лицея № 66 Д а рья Новак вместе с учителем вапеологии и био логии Еленой Ставила провела с р еди с в ер с т ников исследование о влиянии цвета на о р г а низм человека. И пришла к любопытным выво дам . Оказывается, на физическом, психическом самочувствии ребят, их успеваемости сказыва ется даж е такая «мелочь», как обои в учебном кабинете. Они должны быть непременно с вет лых, тёплых тонов, с ненавязчивым рисунком. Иначе «двоек» в классном журнале не избежать. Оценку этим и другим работам д а ст компе тентное жюри в со ст ав е известных липецких педагогов и учёных. Победители будут опр ед е ляться в трёх возрастных категориях — юнио ры (учащиеся до восьмых классов): старш е классники и студенты вторых курсов; студенты старших курсов, магистры , аспиранты . Они примут участие в российских и международных проектах программы «Шаг в будущее». Е л е н а Т А Р А В К О В А . Н а с н и м к е : у ч а с т н и к в ы с т а в к и « Ш а г в б у д у щ е е » М и х а и л К о р н а ч е в . Ф о т о А н а т о л и я Е В С Т Р О П О В А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz