Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

6 СОБЫТИЯ. ЛЮДИ . ЯВЛЕНИЯ «ЛГ» 8 февраля 2003 г., № 26 (21904) Н Е О Ж И Д А Н Н Ы Й Р А К У Р С I У начальника управления ГАИ области полковника Алексея Аксенова (второй справа), пожалуй, одна из самых беспокой- ™ ных милицейских должностей. Забот у главного областного госавтоинспектора хватает, поэтому застать его в своем кабинете бывает крайне трудно. Иногда кто-то из посетителей перехватывает начальника ГАИ, что говорится, на ходу. И никуда не денешься, приходится остановиться, ответить человеку, дать разъяснения. Вот такой именно момент «под­ смотрел» фотообъектив корреспондента «Юрфака» Ольги Беляковой в здании управления ГАИ. Вместе с Алексеем Аксеновым на снимке начальник РЭО ГАИ Вячеслав Ненахов (второй слева) и начальник спецРЭО ГАИ Владимир Безбородов. -------------------------------------------------------------------------------- В Н А К Л А Д Е -------------------------------------------------------------------------------- В УЗО ВС КАЯ ВО ЛЬН ИЦ А П р а в о у ч и т ь д а н о н е к а ж д о м у В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются объявления о наборе студентов в различные вузы, филиалы и представительства высших учебных з а в е д е ­ ний. В одном из местных популярных изданий автору этих строк довелось насчитать около десятка подобных объявлений. В каждом предлагаются различные виды обучения, дипломы го­ сударственного образца , гарантируется качественное образо ­ вание. -------------------------------------------------------------------------------------------- Т О Ч К А З Р Е Н И Я ------------------------------------------------------------------------------------------- В л а д и м и р С А Р Ы Ч Е В г « У П К — н о в а я ф и л о с о ф и я с у д о п р о и з в о д с т в а » Вотуже полгода в Российской Ф едерации действует новый Уголовно-процессуальный кодекс . Практика высветила ка к его сильные стороны, так и недостатки. Поэтому отношение к нему д ал е ко неоднозначное . Тем не м ен ее принятие Кодекса стало важной вехой в истории страны, в деятельности судов и п ра ­ воохранительных органов. Об этом размышляет председатель Данковского городского суда, заслуженный юрист России Вла­ димир Сарычев. «Вот здорово!» — порадует­ ся этому неискушенный обыва­ тель. «Хочешь стать юристом? — Пожалуйста! Получить диплом психолога или менеджера? — Никаких проблем! Выбирай под­ ходящий вуз, оплачивай обуче­ ние, годок-другой — и ты уже специалист». Особый интерес к обучению в высших учебных за ­ ведениях (и это давно стало тра­ дицией) у тех, кто стремится получить отсрочку от армии или вовсе от нее «откосить». Во вся­ ком случае принадлежность к сту­ денческой братии в военкоматах зачастую рассматривается как весомый повод, чтобы со служ­ бой повременить. Вот и поступа­ ют озабоченные этим молодые люди на специальности и фа­ культеты традиционных и ново­ явленных вузов (благо сейчас их предостаточно) с упрощенной системой поступления и обуче­ ния. Но не все так просто. Неред­ ко выясняется, что учебное уч­ реждение не вправе предостав­ лять студентам воинский «имму­ нитет», или, больше того, осу­ ществляет свою деятельность незаконно. Такие образователь­ ные учреждения, к сожалению, есть и в нашей области. Как же не обмануться в выборе вуза? С этим вопросом мы обратились к заместителю председателя Д е ­ партамента образования и науки администрации области Вален­ тине Кисенко. — Прежде всего, — расска­ зывает Валентина Петровна, — следует удостовериться, имеет ли учебное заведение необходи­ мые документы, в частности, ли­ цензию на образовательную де ­ ятельность. Необходимо выяс­ нить также, прошел ли вуз госу­ дарственную аккредитацию и аттестацию. У нас сейчас заре ­ гистрировано шесть самостоя­ тельных вузов: ЛГТУ, ЛГПУ, ЕГУ им. И.А. Бунина, Липецкий эко­ лого-гуманитарный институт, Липецкий муниципальный ин­ ститут права и экономики, а так­ же организованный осенью ми­ нувшего года на базе липецкого кооперативного техникума й фи­ лиала Белгородского универси­ тета потребительской коопера­ ции— Липецкий кооперативный институт. Кроме того, в области работают 11 филиалов различ­ ных вузов и более десятка пред­ ставительств высших учебных заведений. Много это или мало? Все по­ знается в сравнении.В Красно­ дарском крае, например, рабо­ тают более сотни (!) самостоя­ тельных вузов, филиалов и пред­ ставительств. Похожая картина во многих других регионах Рос­ сии. Очевидно, что деятельность стремительно увеличивающего­ ся числа вузов необходимо кон­ тролировать. В Российской Ф е ­ дерации она регулируется Зако­ нами «Об образовании», «О выс­ шем и послевузовском профес­ сиональном образовании», типо­ вым положением «О высшем учебном заведении». Исполне­ ние лицензионных требований вузами контролируется органа­ ми субъектов Федерации, на­ пример в нашей области — Д е ­ партаментом образования и на­ уки. Но если к местным вузам и их филиалам претензий у Депар­ тамента нет — все они работают в рамках действующего законо­ дательства, то в отношении от­ дельных представительств выс­ ших учебных заведений они воз­ никают. «В частности, — продолжает Валентина Петровна, — есть воп­ росы к представительствам Во­ ронежского экономико-правово­ го института (ВЭПИ) и Московс­ кого современного гуманитарно­ го института (МС ГИ ) . Скажу больше, их деятельность осуще­ ствляется с грубым нарушением российского законодательства в сфере образования. Дело в том, что создание филиалов или представительств вузов, как обо­ собленных структурных подраз­ делений, по закону должно быть согласовано с органами испол­ нительной власти региона и органами местного самоуправ­ ления. Филиалы самостоятельно осуществляют все функции выс­ шего учебного заведения. Они получают в министерстве лицен­ зии на право ведения образова­ тельной деятельности и прохо­ дят аттестацию, а аккредитацию — в составе головного вуза. Сту­ денты, обучающиеся по дневной форме в аккредитованных фили­ алах, имеют право на отсрочку от призыва на военную службу. Представительства же таким правом не обладают, в том чис­ ле и липецкие. Они не могут са­ мостоятельно заниматься обра­ зовательной, научной, хозяй­ ственной или иной деятельнос­ тью. Обучаться на базе предста­ вительств могут только студен­ ты-заочники, причем такая фор­ ма учебы должна осуществлять­ ся с разрешения органов управ­ ления образования субъектов Федерации. ВЭПИ — муниципальный ин­ ститут, учредителем которого является администрация Остро­ гожского района Воронежской области, создал липецкое пред­ ставительство, однако согласия нашего департамента на это не получил. Более того, воронежцы произвели набор студентов-оч- ников, что является противоза­ конным. По очной форме в этом вузе обучаются студенты и на базе грязинского представи­ тельства. Мы неоднократно пре­ дупреждали руководство инсти­ тута о незаконном характере их деятельности, но реакции, увы, никакой. Департамент давал по этому поводу разъяснения в ме­ стных СМИ, молодым людям и их р оди телям . Д еятельно стью ВЭПИ по ходатайству Департа­ мента занялась и областная про­ куратура». Как нам стало известно, ми­ нистр образования России В. Филиппов издал приказ о при­ остановлении действия лицен­ зии Воронежского экономико­ правового института до марта нынешнего года (случай беспре­ цедентный в системе образова­ ния современной России). Если вуз не устранит выяв­ ленные нарушения, министер­ ством будет подан иск в суд о лишении лицензии на образова­ тельную деятельность. Аналогич­ ная ситуация складывается, как было упомянуто выше, и с липец­ ким представительством Мос­ ковского современного гумани­ тарного института. По фактам его противозаконной деятельно­ сти, выявленным специалистами Департамента образования и- науки, направлены обращения в облпрокуратуру и Министерство образования РФ. Следует ответить, что от­ крытие филиала или представи­ тельства вуза — дело достаточ­ но хлопотное, но, несмотря на это, их количество с каждым го­ дом постоянно растет. Примеча­ тельно и то, что далеко не все организаторы вновь создавае­ мых учебных учреждений согла­ суют свои действия с региональ­ ными ведомствами. Большин­ ство из них предпочитает лишь получить «добро» головных вузов (расположенных, как правило, в крупнейших городах страны). Между тем чего стоят одни толь­ ко названия некоторых учебных заведений, например, филиал института Екатерины Великой и тому подобное. На самом деле представительства вузов — это чаще всего арендованный где- нибудь (как правило, в обычной средней школе)кабинет с ком­ пьютером и телефоном. Часто в основе учебного процесса — ди­ станционное обучение, когда че­ рез Интернет студенты получают консультации вузовских препо­ давателей. В связи с полной неразбери­ хой в деятельности многих пред­ ставительств вузов в регионах в Минобразования РФ участились обращения граждан и правоох­ ранительных органов. В ответ на это в конце минувшего года Ми­ нистерство образования напра­ вило письмо за подписью мини­ стра во все министерства и ве­ домства, в ведении которых на­ ходятся высшие учебные заве­ дения, в региональные органы управления образованием о фак­ тах нарушения законодательства представительствами с предуп­ реждением о приостановлении лицензии их головных вузов. Деятельность в сфере обра­ зовательных услуг для многих сегодня очень привлекательна. И берутся за нее, увы, далеко не всегда порядочные люди. О том, как сказывается это на качестве высшего профессионального образования и уровне нашей об­ щей культуры в целом, догадать­ ся нетрудно. Сегодня мы пожи­ наем плоды этой образователь­ ной «вольницы»: с каждым годом выпускники многих российских вузов множат ряды безработ­ ных. И дела до них, кажется, нет никому... Александр БОЧКАРЕВ. — В л адимир Д м и т р и е ­ вич , н и для ко го не секрет , ч то новый У П К Р Ф удовлет­ воряет далеко не всех. Н а ­ сколько обоснована к р и т и к а К о д е к с а со стороны его п р о ­ тивни ков? — Действительно , в ад­ рес нового У П К РФ вы сказа ­ но немало н ар е каний , в том ч и с л е и с п р а в е д л и вы х . С ним и нельзя не согласиться. Вот, с к аж ем , такой п ри ­ мер. П ро курор теперь лиш ён права арестовывать людей , но в то ж е время в новый У П К введена норма, соглас­ но ко торой следователь н а возбуждение уголовного дела д олж ен п ол у чи ть со гласие прокурора . М еж д у тем обсто­ ятельства иногда складыва­ ются т а к , что возбудить дело н уж н о немедленно, посколь­ к у в противном случае могут и с ч е з н у т ь д о ка з а те л ь с тв а . П о к а следователь найдёт про­ курора , п о ка последний и з у ­ чи т материалы , уйдёт нема ­ ло времени , в результате до­ казательства «уплывут» . Совершенно очевидно, что н и к а к о го смысла в этой нор­ ме нет . Несогласный с воз­ буждением уголовного дела имеет право обжаловать по ­ становление тому ж е п р о к у ­ рору или в суде. Ещ ё один пример. В соот­ ветствии с новым У П К , су ­ дебный арест м ож ет быть от ­ менён только судом. Допус ­ тим , возникла ситуация , к о г ­ да следователь п р е к р а т и л дело, по которому обвиняе­ мый находился под с тр аж ей . Сам ж е следователь должен ставить перед судом вопрос об отмене ареста. А почему освободить не м ож ет сам сле­ дователь? Ведь суд в данной ситуации всё равно освободит человека из под с тражи . Д р у ­ гого реш ения просто не мо­ ж е т быть. В аж н о , чтобы г а ­ р а н т и и были ус тановл ены при аресте. Перечень подобных недо­ статков и недоработок, в том числе и несоответствие о т ­ дельных статей Ко н сти туц ии страны , м ожно продолжить . Тем не менее я за ко н с т р у к ­ тивную к р и т и к у нового У П К РФ , но против его огульного о хаивания . И сходи т оно от тех , ком у не по душе ц иви ­ лизованные формы уголовно­ го процесса, кто цепляется за о тж и вш и е догмы , к то выше всего ставит свои узковедом ­ ственные интересы. Зачастую н е п р и я т и е нового К о д е к с а (О ко н ч ан и е . Н а ч а л о н а 5 -й стр .) Военный трибунал войск Н К В Д К а л и н и н с ко й области при знал Смирновых винов ­ ными в бандитизме . М арию п р и го в о р и л и к р ас с тр ел у . Приговор был вскоре приве ­ ден в исполнение . Владими ­ ра к а к несовершеннолетнего отправили на семь лет в ис­ п р а в и т е л ь н о -т р у д о в о й л а ­ герь. В колонии тот провел обусловлено и н и з к и м про ­ фессиональным уровнем не­ которых работников правоох- р а н и т е л ь н ы х о р г а н о в , не п р и вы кш и х и не ум ею щ и х работать с доказательствами. — К с т а т и с ка за ть , н е к о ­ т о р ы е п р о т и в н и к и У П К предрекали д аж е повторение «холодного лета 1 9 5 3 год а» . Во м но гом это связывалось с введением судебного арес ­ т а . Ч т о ж е вышло н а самом деле? — К а к следовало о ж и ­ дать , мрачные про гнозы , в основном п ро кур о р с ки х ра ­ бо тн и ко в , не оправдались . М и р не перевернулся , злопо­ лучное лето 5 3 -го не повто­ рилось. Председателем областно­ го суда И . М ар ко вы м был сформулирован правовой и о р ган и зацио нны й ал горитм взаимодействия судов и пра ­ в о о х р а н и т е л ь ны х о р ган ов при решении вопросов об аре­ сте. Судейский корпус ко м ­ петентно, квалифицированно справился с новой для себя з ад а ч ей , п р и н и м а я р а з у м ­ ные, взвешенные и справед­ ливые реш ения . — И ч то в и то ге и зм е н и ­ лось? — В о тнош ении тех , к то должен был сидеть до суда, н и ч е го не и зм е н и л о с ь , — они сидят. Зато те, кто не дол­ ж е н был сидеть , но сидел, теперь не сидят . В результа­ те следственные изоляторы области р а з гр у зил и сь п р и ­ мерно наполовину. И это при том , что процент удовлетво­ рения ходатайств об аресте достаточно высок. П о н аш е ­ му суду, например , он состав­ ляет более 80 процентов . Т а ­ к им образом, впервые появи ­ лась реальная возможность гарантировать человеческие условия людям , ещё не п ри ­ знанным виновными. Д анная мера пресечения стала изби ­ раться по основаниям , пре ­ дусмотренным в законе , а не по к а к и м -т о дру гим сообра­ ж е н и я м . — В л а д и м и р Д м и т р и е ­ вич , ч то , н а в аш вз гляд , в У П К прин ципи ал ьн о нового и прогрессивного? К а к и е его достоинства вы бы п о с тави ­ ли н а первы й план? — Несмотря на то, что из -за отдельных статей У П К продолжаю т «торчать уш и » Выш ин с ко го , я твердо у б еж ­ дён , ч то он про грессивнее старого , это, без сомнения , К о д е к с д е м о к р а т и ч е с к о г о чуть больше года, а в ночь на 16 сентября 1945 года сбе­ ж а л с этапа , направлявш его ­ ся в с е в е р н ую к о л о н и ю . Ж и з н ь беглеца-убийцы сло­ жилась непутево. Ко гда -то он выучился на п ло тни ка , сто­ ляра и кровельщика , работал на ш а х т е «Воркута -уголь»> на стройке под Ростовом, на Ур ал е . А чащ е Смирнов во­ ровал и сидел , отмотал за х ищ е н и я пять сроков , стал правосудия . Главное его до­ с т о и н с т в о з а к л ю ч а е т с я в том , что он знаменует собой смену философии правоохра­ нительной системы , о тказ от о б в и н и т е л ь н о го у к л о н а в правосудии и ставит Россию в один ряд с цивилизованны ­ ми странами . К р а е у г о л ь н ы м к а м н е м новой идеологии уголовного судопроизводства является п р и н ц и п состязательности , новым содержанием напол ­ нен п ри н ц и п публичности . С учётом этого построены ос­ тальные разделы Кодекса . В нём последовательно звучит ко н с т и т у ц и о н ны й п р и н ц и п п р езум пции невиновности. Особо следует п о д ч е р к ­ нуть , что новый закон помо­ ж е т обрести судье свободу д у х а , с пом ощ ью ко то р о й только и м ож е т состояться у в а ж е н и е к г р а ж д а н и н у , представш ему перед судом, к а к к личности и к её пра ­ вам. Т а ком у суду люди бу­ дут доверять. В аж ны м свидетельством изменения идеологии уголов­ ного процесса является вне­ сение нового основания для отмены или изменения п р и ­ говора суда первой ин стан ­ ц и и . Т а к и м основанием счи ­ тается несправедливость при ­ говор а . А это з н а ч и т , что справедливость становится не только этической ка те го ­ рией , но и категорией уголов­ ного процесса. В пользу нового У П К РФ свидетельствуют позитивные примеры его практическо го прим енения . Т а к , в Д ан ков - ском районе сократилось чис­ ло во збуждаемы х дел п р и ­ м е р н о н а 2 0 п р о ц е н т о в , уменьшилось число гр ажд ан , подвергаемых аресту до суда примерно на 30 процентов. А это значит , что новый Кодекс создаёт более совершенный механизм уголовного пресле­ дования . — М о ж н о ли с чи т а ть , ч то с п ри н я ти ем У П К судеб­ н а я реформа закончилась? Ч т о в первую очередь необ­ ходим о п р и н я т ь в р а м к а х проведения реформы? — Безусловно, нет. С у ­ дебная реформа началась ещё в 1991 году , ко гд а Верхов­ ным Советом РСФ СР была одобрена её ко н ц е п ц и я . Н а первом этапе удалось з а кр е ­ пить ор ганизационную неза­ висимость суда, а теперь до­ с ти гн у т а и процессуальная независимость . Н а мой взгляд , необходи­ мо срочно принять новый Ф е ­ деральный з а к о н об о твет ­ ственности за неуважение к суду , придав ему х а р а к т ер закон а прямого действия . Давно «назрел» вопрос о создании следственного к о ­ м и те та , к с т а т и , предусмот ­ ренного той ж е ко нц епци ей , матерым рецидивистом . Се­ мьей не обзавелся, здоровье потерял , и на склоне лет о к а ­ зался в приюте для стариков . Здесь друзей не имеет, ни с кем не ссорится, любит ч и ­ тать, работает в интернатской ко ч е гар ке . Н е авторитет , но и не ш естерка . О своем будущ ем См ир ­ нов не волнуется . П о л ж и з н и он провел в тюрьмах и коло ­ н и я х , привы к к неволе, т а к в результате чего следствие будет сосредоточено в одном ведомстве, а не в нескольких , к а к сейчас. По -моему , очень в аж н о , чтобы руководитель этого ком и те та назначался , с к аж ем , Советом Федерации по представлении Президен ­ та страны . Он в свою очередь назначал бы руководителей комитетов в субъектах Феде­ р ации . Следователь — в а ж ­ ная процессуальная фигура , поэ том у необходимо р езко поднять его статус , несмот­ ря н и на ка ко е сопротивле­ ние. — В л а д и м и р Д м и т р и е ­ вич , судя по всему, с введе­ н и ем У П К работы у судов прибавилось . В связи с этим д олж ны увеличиться ш та ты и без то го з а гр у ж е н ны х су­ дов, у кр еп и ть ся и х м а т е р и ­ ально -техническая база. Ч то сделано в этом плане? — К а к это ни странно, но п о ка ниче го . Более того , сло­ ж и л а с ь к а к а я - т о п а р а д о к ­ сальная с и т у а ц и я . Н а п р и ­ мер, в районной п ро кур а ту ­ ре, часть полномочий ко то ­ рой передана суду, ш та т уве­ личился на несколько чело­ век , а у нас он остался пре ­ ж н и м . Г д е т у т з д р а в ы й смысл, а где что-то другое, — судите сами . М а т е р и а л ь н о - т е х н и ч е с ­ к о е о б е с п е ч е н и е , к а к и п р еж д е , предельно скудно е , э к о н о м и т ь п р и х о д и т с я на м елочах . К р ом е то го , у р а ­ бо тни ков судов о тм еняю тся сущ ествовавшие ранее ль го ­ ты , одн ако реальная зар а ­ бо тная п л а т а п р и этом не растёт. — И к а к вы это объяс­ н яе те? — Трудно сказать . Госу ­ дарству надо уяснить глав ­ ное: чем слабее третья ветвь вл а с ти , тем слабее власть вообще. Возможно , это кому - то и вы годно . Н о в любой ситуации суды имеют важное преим ущ ество перед двумя дру гими ветвями власти; они в качеств е своей ко н е чн ой цели ставят восстановление справедливости. Это утеш ает и вселяет уверенность в пра ­ воту и огромную значимость дела , ко то р ом у с л у ж и м . В связи с этим в качестве доб­ рого п о ж е л а н и я чи та тел ям ваш ей га зе ты хо ч у н ап ом ­ ни ть мудрую ф р анц узс кую пословицу: «Не надо просить у Б о га то , что м ож е т дать правосудие». И н тервью взял А н а то л и й М Е Р Л Е В . О Т Р Е Д А К Ц И И . П р е д о с т а в л я я в о з м о ж ­ ность н аш им авторам вы ска ­ зывать свою т о ч к у зр ен и я , хо тим напомни ть , что она не все гд а м о ж е т сов п ад а ть с м нени ем р ед а кц и и . ч то сейчас т а к а я доля — вновь оказаться на нарах — его не пугает . Н а ка зан ия пра­ восудия за то старое и страш ­ ное дело немолодой преступ ­ н и к м ож е т , п ож а л у й , избе­ ж а т ь в двух сл учаях : если его признаю т невменяемым или если его помилует пре ­ зидент . Это все, на что убий ­ ца м ож е т надеяться . Н а т а л ь я Н И К У Л И Н А . В П Р О Д О Л Ж Е Н И Е Т Е М Ы -------------------------------------------------------------------------------------------------------------- О Ч Е Н Ь О П А С Е Н П о б е г о т п р а в о с у д и я ------------------------------------------------------------Д Е Т И Р О С С И И ------------------------------------------------------------- У Ж е н ь к и все о к е й , и л и Н е у д а в ш и й с я р а з г о в о р с в о с п и т а н н и к о м д е т д о м а Биография Женьки Агафоно­ ва, написанная кем-то из его вос­ питателей, была краткой, но впе­ чатляющей: «...родился 12 ян­ варя 1986 года. Когда мальчику исполнилось 6 лет, умерла от ал­ коголя мать. Отец потерял рабо­ ту в начале 90-х, запил, попался за кражу и сел в тюрьму. Лишен родительских прав в 1993 году. С января 1993 года Евгений на­ ходится на воспитании в доме- интернате №* города Липецка. С 1995 года курит, неоднократно замечен в употреблении спирт­ ного. В 1996, 1997 и 1998гг. убе­ гал из интерната и пытался бом­ жевать с более старшими ребя­ тами, потом сам возвращался. В феврале 2000 года был осужден с группой ребят за кражу, полто­ ра года провел в колонии для не­ совершеннолетних в Тульской об­ ласти. Вернулся в интернат в ав­ густу 2001 года». Из характеристики психоло­ га: «...Поведение подростка час­ то носит агрессивный характер, тяжело поддается контролю; предполагаю, что употребляет наркотики...» Когда старший воспитатель предложила «героем» заметки о «трудных» подростках сделать именно Женьку Агафонова, я по­ чему-то представила себе ху­ денького и печального паренька, уже успевшего, несмотря на юный возраст, познать превратности судьбы. И, наверное, потому, встретившись с ним в одной из комнат интерната первым делом задала какой-то нелепый жалос­ тливый вопрос: — Как тебе, Женя, живется здесь? — О кей! Все схвачено, за все уплачено! — нагло ответил Жень­ ка. Он вообще чувствовал себя очень уверенно, этот симпатич­ ный, высокий, хорошо одетый воспитанник детского дома — ин­ терната, и уж никак не соответ­ ствовал созданному моим вооб­ ражением портрету. — Что схвачено? — совсем растерялась я. — Все! А че те надо-то ? — Знать, как ты докатился до жизни такой!? Тюрьма, куришь, пьешь, наркотиками балуешься, говорят, что младших обижа­ ешь,— перешла я в наступление. — Все — о кей! Кто хочет — имеет, если умеет. А если лох — стирай чужие носки, таскай си­ гареты, чисти штиблеты. А если балуюсь иногда «планом» и «ко­ лесами», так это только для соб­ ственного удовольствия — ба­ ловство одно. Догоняешь? Я, конечно же, «не догнала» и вообще мало что поняла из Жень­ киных сентенций. Но с умным ви­ дом все записывала на диктофон, чем явно ему льстила. — На «наркоту» большие деньги нужны. Где возьмешь? Если жить за чужой счет, легко опять за решетку угодить, — выр­ валось у меня. — Сидят по тюрьмам только дураки и те, кому жить негде. А мне, слава Богу, государство обя­ зано, — усмехнулся Евгений. — В смысле чего? — Жилье, деньжата, учебка — государство должно обеспечить. Если что не так, президенту пи­ сать буду. — Почему сразу президен­ ту?— удивилась я. — Свои права надо знать и уметь их качать. — Как-то странно ты ж и ­ вешь,..— больше себе, чем дру­ гим, растягивая слова, пробор­ мотала я. — По понятиям живу, — от­ резал подросток. — Объяснишь? — прозвуча­ ло без энтузиазма. — Обойдешься, гладенькая девочка,— то ли нагрубил, то ли сделал комплимент Женька. Наступило неловкое молча­ ние. Мы долго смотрели друг на друга: я — разочарованно и с со­ жалением, Евгений — нагло и с усмешкой. Как это ни странно, но в этот момент мы хорошо пони­ мали друг друга. «Пришла девоч­ ка— чистенькая, умненькая, жи­ вущая наверняка в состоятельной семье; пришла «изучать» плохо­ го мальчика— интерес, видишь ли, проявила к еще одной несло- жившейся судьбе подростка», — откровенно светилось в глазах Женьки. Стало почему-то стыдно. Вспомнилось, как в холле интер­ ната воспитатели, узнав о цели моего визита, заранее предупре­ дили: говорить с такими ребята­ ми трудно, у них свои взгляды на жизнь... Стою на ступеньках желтого казенного здания со слезами на глазах. Хочется кому-то, только не знаю кому, закричать: «Послу­ шайте! Мы их теряем! Вот Жень­ ку Агафонова потеряли и не за ­ метили ... теперь руками разво­ дим, его ругаем да очерки о том, какой он нехороший, пишем». Татьяна ИЗГАРШЕВА, ученица школы № 33 г. Липецка. Недавно в местные сред ­ ства массовой информации в очередной р аз для публи ­ кации в газетах и показа по телевидению передали фо­ тороботнебезызвестного ли ­ пецкого маньяка-убийцы. На такой шаг руководство пра ­ воохранительных органов пошло не отхорошей жизни. Вот уже несколько лет сы­ щики безуспешно пытаются выйти на след серийного д у ­ шегуба, на счету которого, по скромным подсчетам, более десят ка убитых м ол о ды х женщин. Казалось бы, в небольшом городе, каким является Липецк, спрятаться преступнику крайне сложно. За пять лет поисков уже не раз можно было «просве­ тить», как на рентгене, всех жи­ телей областного центра, да и всей области тоже. И тем не менее липецкому Чикатило уди­ вительным образом удается ос­ таваться вне досягаемости пра­ воохранителей. По нашим данным, у след­ ственно-оперативной группы, занимающейся расследовани­ ем уголовного дела «Лесополо­ са», о маньяке-убийце собран достаточно обширный матери­ ал. Вплоть до его психологи­ ческого портрета. Чего только стоят два фоторобота, на од­ ном из которых изображение вполне конкретного человека. Но пусть наших читателей не смущает наличие двух фоторо­ ботов. Хотя какая-то схожесть в них есть, сыщики не исклю­ чают того, что это два разных человека. Такая версия суще­ ствует, и ее подтвердил на не­ давней пресс-конференции на­ чальник криминальной мили­ ции УВД области Виктор Боб- ряшов. Один преступник или их двое — гадать не будем. Надеемся, что нашим сыщикам удастся это выяснить и в конце концов задер­ жать убийцу. Пока же его розыск продолжается, а УВД и прокура­ тура обращаются с просьбой к жителям области об оказании помощи в поимке опасного пре­ ступника. Его приметы: возраст около 30—35 лет, плотного телосложе­ ния, рост около 180 см, волосы светлые, стрижка короткая, в но­ ябре 2000 года носил усы. При совершении убийств преступник пользуется автотран­ спортом. Летом 1999 года нахо­ дился за рулем автомашиныВАЗ- 2106 бежевого цвета, в конце но­ ября 2000 года — ВАЗ-2106 си­ него цвета. Он можетзанимать­ ся частным извозом. Если вам что-либо известно о разыскиваемом преступнике с учетом указанных признаков, по­ звоните по телефонам: 71 -50- 46 , 7 1 -5 0 - 2 3 , 2 7 -3 4 -9 8 ; круглосуточно —27-24-80. Правоохранительным орга­ нам будет полезна любая ин­ формация, анонимность гаран­ тируется. Свое сообщение вы можете изложить в письменном виде, направив его в УВД или прокуратуру Липецкой области. За содействие в поимке пре­ ступника предусмотрено круп­ ное вознаграждение. ВНИМАНИЕ; РОЗЫСК

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz