Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

ш ТМИПЕЦКАЯ • ;Я г а з е т а «ХРАНИТЕЛЮ РИЗЫЗЕМЛИ» пошщ/га... (О кончание . Н ачал о н а 1 -й стр .) А затем прозвучали заявленные на конференцию доклады. Это были научные исследования ученых Елецкого универси­ тета и и х колле г из Тюм ени , М осквы , Санкт-Петербурга , новые открытия и про­ чтения , казалось бы, уж е известных ра­ бот писателя и просто размышления о том, насколько способны мы сохранить память об этой удивительной, равно сложной и по-детски простой личности. Ученые говорили о проблеме литера­ турной репутации писателя, научном мифе, созданном вокруг его имени (доктор фи­ лологических н ау к , профессор из Тюме­ ни Наталья Дворцова), о художественной стратегии Приш вина в историко-культур ­ ном контексте 2 0 -х годов X X века (науч ­ ный сотрудник московского музея П р и ­ ш в и н а Я н а Г р и ш и н а ) , рассм атривали дневники писателя к а к универсальный текст (доктор филологических н ау к , про­ фессор К и р а Гордович, Санкт-Петербург). Ельчане представили вниманию коллег результаты исследований жанровых осо­ бенностей его очерков (доктор филологи­ ческих н ау к , профессор Лидия Зверева), а т а кж е философии Всеединства в твор­ ческом наследии нашего земляка (доктор филологических н ау к , профессор Наталья Борисова). Преподнося ельчанам в дар одно из последних изданий дневников П риш вина , а т а кж е уникальный комп акт -диск с его голосом, заведующая музеем им . М и х а и ­ ла Пришвина (Государственный литератур­ ный музей, Москва) Лидия Рязанова рас­ сказала о тех проблемах, с которыми стал­ кивается выпуск писательских дневников. Она печально констатировала тот факт, что трагический рок преследует имя «пев­ ца природы» и после его смерти: «Мало кто из москвичей сможет сегодня точно сказать, кто ж е такой П риш вин . И все ж е , несмотря на забвение и многочисленные препятствия , сопровождающие издание его произведений, выход каж дой его к н и ­ ги духовно закономерен, ибо они стано­ вятся полноправной частью наш ей куль ­ туры!» Ряд предложений по выпуску в свет многотомного собрания дневниковых за­ меток , который грозит растянуться едва ли не на сто лет при нынешнем положе- нии^дел, а т а кж е учреждению пришвин - ской премии внес елецкий краевед В и к ­ тор Горлов. Виктор Петрович обратился с просьбой к городской и областной влас­ тям оказать финансовую поддержку в деле становления музея П риш вин а в Дунино и Ельце. И у ж е в самом конце встречи всех ожидал настоящий сюрприз! Перед ауди­ торией выступила гостья конференции из Москвы , лично в детстве знакомая с пи ­ сателем. А н н а Андреевна М утл и в под­ робностях вспомнила и самую первую встречу, и жи знь в Д унино , и, те минуты , ко гда П риш вин «не был занят в своем кабинете, куда мы, дети, не имели права входить, пока М ихаил Иванович писал». И , наконец , она рассказала о том незабы­ ваемом впечатлении , которое произвел однажды этот необыкновенный в своей простоте человек на нее, тогда еще малень­ кую девочку. И оно, это впечатление, ос­ талось на всю жизнь . И еще одно выступление обратило на себя внимание участников форума — сту­ дента 4 курса филфака Дми трия Уруси - кова. Оно не просто произвело впечатле­ ние на гостей, но в некотором роде встрях­ нуло подуставший зал. Дав свое опреде­ ление пришвинскому дару («Прекрасный , но наивный гений , верящий , что красота спасет мир» ), Дмитрий заметил: «Сегод­ ня было много пафоса. А при всех пра­ вильных словах о единствах и прочем по­ лучился какой -то растекшийся Бог. А где бездна великого и низкого?! Ведь П р и ­ ш вин — это своего рода компенсация на тот исторический момент гибели и развра­ т а » . . . И от жестокости избрав бегство, он сам, по мнению будущего филолога, есть побег. «Следовательно, избранный под­ ход к изучению писателя в литературо ­ ведении в некотором роде труслив» . «А где правда?» — задался вопросом буду­ щ и й ученый . К а к ж е отреагировали мэтры пришви - новедения на столь смелую заявку? Они признали обоснованность тако го выступ­ ления. Последующие два дня работы конфе­ ренции прошли в секционных заседани­ ях , поездках-экскурсиях по пришвинским местам и посещениях литературно -музы ­ кальной гостиной И К Ц «Прож ектор» . Вчера международная научная конфе­ ренция закончила свою работу. М ил ада Ф Е Д Ю К И Н А . г . Елец. липецкого Подстоям Елецкий район Собственный корреспондент «Липецкой газеты» А л е к с а н д р Д Е М Е Н Т Ь Е В с о о б щ а е т : УДАРНАЯ СОТНЯ ШТУРМУЕТ МОЛОЧНЫЕ ВЫСОТЫ Нового рекорда добились елецкие жи­ вотноводы, и без того прославившиеся в Ли­ пецкой области своими высокими надоями, — доярки из ОГУП «Светлый путь» Маргарита Фе- дюшина и Валентина Белокопытова впервые в истории района получили свыше шести ты­ сяч килограммов молока от коровы. Это в два раза больше, чем в среднем по коллективным хозяйствам. Взятые животноводами обязательства пе­ ревыполнены. А клуб передовиков машинного доения отныне стал состоять сплошь из четы- рехтысячниц и пятитысячниц. Показатели на­ доев 33 доярок начинаются с «пятерок», а 64 мастера «большого молока» имеют в зачете свыше четырех тысяч килограммов продукции. По сложившейся в Елецком районе тради­ ции передовая сотня знатных животноводов соберется на заседание клуба — и формаль­ ное, и неформальное. Будут подведены итоги прошедшего года, взяты новые обязательства. Доярок ждут награды и веселый отдых в кругу друзей и руководителей района. КНИГА УЧЕНОГО СТАЛА РАРИТЕТОМ _ ▼ Почти через сто лет доктор сельскохо­ зяйственных наук, профессор Елецкого универ­ ситета имени Бунина Алексей Бутов продол­ жил во благо картофелеводов Липецкой обла­ сти и Центрально-Черноземного региона агро­ номическую эстафету писателя Михаила При­ швина. В ЕГУ выпущена монография Алексея Владимировича «Картофель в полевой и ого­ родной культуре». Точно под таким же названием в 1904 году в Москве была издана книга земляка ельчан агронома Пришвина, ставшая для того време­ ни самой полной и обстоятельной работой по картофелеводству. В советский период ничего подобного в исконно картофельной стране со­ здано не было. Алексей Владимирович Бутов, посвятивший 30 лет выращиванию картофеля на Елецкой опытной станции, попытался вос­ полнить этот пробел. Его книга создана на ос­ нове современных знаний и достижений в об­ ласти выращивания этой культуры. А предназ­ начена она самому широкому кругу читателей — от руководителей хозяйств, специалистов, фермеров, преподавателей и студентов сель- хозвузов до дачников и огородников. Однако уже после издания книга Бутова ста­ ла такой же уникальной, как сегодня агроно­ мическая работа Пришвина. Выпущена она была тиражом в сто экземпляров. Но Алексей Вла­ димирович надеется на более массовое пере­ издание. БЕЗРАБОТНЫХ ЦЕНТРУ НЕ СТЫДНО ПРИНИМАТЬ Новоселье справил районный центр службы занятости. Из напоминавших захуда­ лую контору приспособленных помещений его работники переехали в специально построен­ ное двухэтажное здание. Комфортное не толь­ ко для них, но, главным образом, для посети­ телей учреждения. Теперь у службы есть все условия для индивидуальной работы с озабо­ ченными трудоустройством селянами. Есть даже оборудованный с учетом всех требова­ ний кабинет психолога. Здание службы занятости было построено с нуля в рекордные сроки — за четыре меся­ ца, а средства на это были выделены из фе­ дерального бюджета по линии Государствен­ ной службы занятости. Сказались энергия и военная напористость бывшего полковника в отставке, руководителя службы Владимира Ки­ рьянова. Примечательно, что райцентр занятости разместился не в Ельце, а непосредственно на территории района — в поселке Солидар­ ность, куда легко попасть со всех точек сель­ ской округи. ОБЕЩАННОГО ГОД ЖДАЛИ... + Большой праздник и турнир воспитан­ ников и гостей районной детско-юношеской спортшколы имени прославленного дзюдоис­ та Алексея Тюрина был скрашен... отменным матом. Нет, матом совсем в ином смысле. Со­ ревнования юных борцов проходили на новень­ ком, под стать олимпийскому, татами, на ко­ тором теперь впору проводить самые престиж­ ные состязания. Татами —подарок школе об­ ластного руководства, обещанный в день ее открытия. Но, к сожалению, по вине местных чиновников от спорта обещанного будущие чемпионы ждали хоть и не три года, но более года —точно. Тем не менее тренеры и их воспитанники благодарны за материальную поддержку шко­ ле. Если без «отменного мата» они добились за время существования ДЮСШ заметных ус­ пехов на областных и республиканских сорев­ нованиях, то с новеньким-то татами... АКЦИЯ ! ' : 1 1 1 1 1 : : 1* Ш Й 1 : 1 Ш г * № 25 (21903) СТРОИМ ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ В липецком городском общественном фонде «Памятник Победы» подведены итоги работы за минувший 2002 год Они , по мнению председателя правления фонда фронтовика, старшего лейтенанта в отставке П етр а К ащ е н к о , обнадеживаю т . Главное, что подавляющее большинство ж и ­ телей поддержали идею Л ГОФ создать в Л и ­ пецке монумент всем липчанам , павшим на фронтах Великой Отечественной войны и ко ­ вавшим Победу в тылу, и назвать его П а ­ м ятником Победы. Продолжается сбор необходимых средств. Идут мероприятия по военно-патриотическо­ му воспитанию, подготовке юношей к армии, защите Отечества. В а кц и и уж е приняло уча ­ стие около 4 000 жителей Л и п е ц к а и облас­ ти . Перечислили средства и целые коллекти ­ вы. Например, ООО «Развитие», «Лаверна», ОАО «Ликонф » , «Петровский рынок» , Доб- ринский сахарный завод. Внесли пожертво­ вания по подписным листам работники на ­ логовой службы Советского и Правобереж­ ного округов г . Л и п е ц к а , областного, Доб- ринского районного, Правобережного, Лево- бережного, Октябрьского и Советского судов, почти всех банков, п ол и кл ин и к , управления соцзащиты населения администраций обла­ сти-и города Л и п ец ка , редакции «Липецкой газеты», регионального отделения Фонда со­ циал ьн о го с тр а хов ан и я Р Ф , фирм Б М Т «С п утни к» , ООО «Ре гард -Тур» , учителя и учащиеся ш кол № 12 , 36 , 4 3 , 4 7 , 55 , сту­ денты художественно-графического факуль­ тета и факультета физкультуры Л Г П У , са­ доводы некоторых садоводческих товари­ ществ... — Недавно, — сказал в беседе с коррес­ пондентом «Л Г » Петр К ащ ен ко , — мы выш ­ ли в городской Совет депутатов с предложе­ ниями о включении управлением образова­ ния а кц и и Л ГОФ в планы воспитательной работы ш кол города Л и п ец ка на 2 003 -2005 учебные годы. Надеемся на подключение к ней управлений культуры и архитектуры для разработки проекта П ам я тн и ка Победы и оп­ ределения места его установки. Большинство ■ граждан , обратившихся в фонд и редакцию «Л Г» , полагают, что монумент должен быть установлен на нынешней площади Победы. В общем, благотворительная а кция про­ должается. Вместе с тем, к а к считает Петр Кащ ен ко , собранных средств для сооружения памят ­ н и ка пока недостаточно, поэтому необходи­ ма активизация работы. Н ап ом ин аем реквизиты Л Г О Ф «П ам я т ­ н и к Победы»: Б И К 0 4 4 2 0 6 6 0 4 К / с 3 0 1 0 1 8 1 0 8 0 0 0 0 0 0 0 0 6 0 4 Р /с 4 0 7 0 3 8 1 0 8 3 5 0 0 0 1 0 0 1 4 9 И Н Н 7 7 0 7 0 8 3 8 9 3 /4 8 2 2 0 2 0 0 1 В заключение П . К ащ ен ко выразил уве­ ренность, что П ам я тн и к Победы в Л ип ец ке обязательно будет создан. Он явится напо­ минанием тем, «кому выпало ж и ть » , о бес­ примерном подвиге во имя Отчизны старше­ го поколения , о необходимости быть патри ­ отами, любить свою Родину и беречь ее к а к зеницу ока . * Владимир ОСИПОВ . шшшжшшшшш (О кон чани е . Н а ч а л о н а 1 -й стр .) — Если можно , поподроб­ нее об этом феномене худо­ жественного шедевра писате ­ ля ... — Судите сами. О Берна­ ре, «странном» моряке , ко то ­ рый на судне вытирает все де­ тали , чтобы ни одной мокрой не было, Б унин у поведал М о ­ пассан. Н о , заметьте, будучи католи ком , француз лишь за­ фиксировал ф акт . Бунин , к а к русский православный чело­ век , решил допытаться: отче­ го ж е «странность» его? И появляется объяснение: мо­ р я к Т А К п о н и м а л С В О Е П Р Е Д Н А З Н А Ч Е Н И Е ! Им ен ­ но в этом служении он видел суть хорошего моряка . Пото ­ м у и умирал счастливым че ­ лов еком , п о с ко л ь ку честно выполнил свое предназначе­ ние на Земле. И з этого я делаю вывод: смысл ж и з н и и смысл обра­ зования смыкаются! Потому что каж ды й новый человек, п о я в л я ю щ и й с я н а З ем л е , должен понять: зачем он при ­ шел на эту Землю , чему он должен научиться , чтобы вы­ полнить СВОЕ предназначе­ ние . И , н а ко н ец , к а к и м он сам д олж ен быть, чтобы в к о н ц е ж и з н и в с т р е т и т ь смерть счастливым челове­ к о м . . . С тать ж е гр аж д а н и н ом , н о с и т е л е м о т е ч е с т в е н н о й кул ь туры , профессионалом, н аконец , в любом деле долж ­ но помочь О Б Р А ЗО В А Н И Е ! П о с у ти своей оно долж но служить глубокому развитию человеческой природы, фор­ мированию именно личности. — А не посл уж и т ли этот вывод н е ки м оправданием: в том , что мы н еп ри каян ны е , потерянны е в этом мире , ви ­ новат учитель? Н е помо г во­ время , не н аучил , не подска ­ зал . Только и остается, вслед з а Р о з а н о вы м , п ов тор я ть : «К аж д о е время имеет, в сущ ­ ности , т у ш кол у , которое оно заслуживает ». Н о интересно, в X I X веке т а к ж е прои сходило н еч то , н а п о м и н аю щ е е н аш и д ни . Н е все ге рм ан цы — бавар ­ цы , са ксон цы , го лш т и н цы , п р у сса ки , гессенцы — ощ у ­ щ а л и себя единым народом . И х о т я з асл у гу объединения Г е р м а н и и справедливо п р и ­ писы вали «ж ел езном у к а н ­ цлеру» Б и см ар ку ; он не без о снования счи тал , что вой ­ н у за объединение вы и гр ал п р у с с ки й учитель . А у нас , перефразируя известную по ­ словицу: «Ч то н ем ц у хоро ­ ш о , то русскому — смерть»? — Н е надо во всем учи те ­ лей обвинять. П режде всего на себя должны посмотреть, в себе причины «потеряннос­ ти» поискать! Забываем, что образование — кате гория не только п ед а го гич ес кая , что темы ш колы и образования являются , по сути , В Е Ч Н Ы ­ М И ! Они фундаментальны и касаю тся к аж д о го из нас и всего народа в целом. Народ сохранится, если образование к а к важ н ейш ая часть кул ь ­ туры будет сохранено. Это ста­ новится возможным в одном лишь случае: если мы дума­ ем об образовании Н А Ц И О ­ Н А Л Ь Н О М , о р и ен ти р ов ан ­ ном на духовное развитие на ­ рода! Если т а к , то тогда речь пойдет о качественно ином уровне профессиональной де­ ятельности. Сегодня, в наше и с к аж е н ­ ное, лживое , подчас поверх­ ностное время, мы должны говорить об учителе к а к фи­ гуре , «замыкающей» на себе многие п онятия , кате гории , к а к личности самодостаточ­ ной . У чи т ел ь — это всегда средоточие духовного, нрав­ ственного, социального, исто­ рического, культурного и про­ фессионального. Бесспорно — сложное сочетание! И им ен ­ но поэтому очень непросто, да и , пож ал уй , невозможно од­ нозначно оценивать Учителя ! Почему? Д а ведь мир самой русской душ и очень непрост, соткан из противоречий! «За­ гадочная р усская д уш а » , в которой причудливо перепле­ тены и ж а ж д а неземной прав­ ды , и т о р ж е с тв о к р и в ды , стремление к безграничной воле и безудержное почитание власти, всемирная любовь и необъяснимая подчас н ен а ­ висть, — к а к и м и мерками ее измерить?.. И К Р Е С Т С В О Й Б Е РЕЖ НО Н Е С У . . . ь.ШМ ё -Зй. ' 4 •-•.%■. Й —- Все эти чер ты русско ­ го х ар а ктер а находили выра­ ж е н и е в творчестве о те ч е ­ ственны х мыслителей . И н о г ­ да во зн и кае т мысль: все са ­ мое главное уж е было с к а з а ­ н о . Т о л ь к о у с лы ш а н о ли? Сегодня стоит только загово ­ рить о национальны х особен­ ностях , кроме к а к о «русской лени» и не говорят. Т у т , бе­ зусловно, предвзятость оцен ­ к и , вы годная определенным силам ... — П о н я т ь и объяснить явление, что есть Народная Д уш а , очень непросто. И вряд ли удастся найти всеобъемлю­ щ ую формулу, поставить все точ ки над « 1 », о траж ающ ую Д у ш у во всех ее «непости - ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ жимостях». И все же давай­ те, к примеру, откроем фило­ софские труды Николая Лос- ского. Как он о нас, русских, потрясающе пишет! По сути, это и есть пример того, как надо говорить о русскости. Все понятно: вот вам поло­ жительные качества,а вот — отрицательные. — Н о м ож н о ли вообще д уш у «разложить по полоч­ кам » и тем приблизиться к * поним анию — что есть рус­ с ки й человек? — Нет, конечно, нет! По­ тому что она, душа, удиви­ тельным образом сплетая во­ едино мириады противоре­ чий, превращает человека в натуру целостную. Утихоми­ ривает, делает его более по­ слушным. История и культу­ ра Отечества учат быть рус­ ского человека верным — без лести, ревностным — без гне­ ва и злобы, сильным — без гордыни, смиренным — без ортодоксальности и фанатиз­ ма... — Н ав ер н о е , это т а к и есть, если душ а находится «в миру» с собой самой , а пото ­ м у способна ум иро твори ть н атуру человеческую . А если ум с сердцем не в ладу? — Тогда возникает образ бунтаря — и тогда Душа ВЗЫГРАЛАСЬ! Вот она, ка­ зачья, народная вольница! Здесь мы вновь возвращаем­ ся к теме русского КРЕСТА, вертикаль которого — монах на Севере (терпение, смире­ ние), казак на Юге (бунтарь, воля). А горизонталь — две великие цивилизации, Запад и Восток, Азия и Россия. Не­ понятая, непонятная. Потому что у йее особая историческая судьба, отличная от других го­ сударств. России уготовано было находиться в ЦЕНТРЕ этого КРЕСТА. Так можем ли мы быть другими, когда сама судьба уготовила нам находиться в самом средоточии столкнове­ ний различных культур, ци­ вилизаций, миропониманий? — Сегодня о том ж е , но только пош лым я зы ком эст­ радного ш у та , говорит са ти ­ р и к М и х аил Задорнов, объяс­ н я я , почему «нас н и к то по ­ нять не м ож е т» . Толп а сме­ ется , значи т , принимает п р а ­ воту его «откровений»? — Эту формулу, только полную глубокого смысла, вывел Михаил Пришвин. А точнее, я обнаружил ее в кон­ спекте его первого урока гео­ графии в Елецкой мужской гимназии, из которой гимна­ зистом он был изгнан и в ко­ торую вернулся Учителем с большой буквы: не просто учить, но и бе-се-до-ватьсуче­ никами. На уроках географии осмыслять, что такое Родина и Отечество. А путешествие сделать средством для позна­ ния Родины, создать себеОте­ чество. И все это, замечу, в голодном 1919 году! В полу­ разрушенной России учитель (!) призывает своих учеников видеть в Родине — месте, где родились, — свое Отечество. — А вот у Розанова , к о ­ торый учил П риш в и н а , была и н ая то ч к а зрения . Он утвер­ ж д ал , что у р усских нет м еч ­ ты своей Родины . У греков она есть, у римлян была, у а н гл и ч а н — это «старая А н ­ глия » , и только у прошедших русскую гим н азию и универ ­ с и те т — « П р о к л я т а я Р о с ­ сия» ... — Д а , слово «Отечество» у нас увязывается нередко со словом «проклятие» . И при ­ чи н у Розанов здесь видел в нелюбви к ней со стороны тех , кто призван был учить иным чувствам. Что ж , нам не дано п р е д у га д а т ь , к а к наш е слово отзовется! Но в этом месяце исполняется 30 лет со дня п ри сво ения -той самой ги м н а з и и , теперь — средняя Ш к^л аТ ^^ 'Х у^м ейЙ М и хаил а П риш вин а . Значит , его «заповедное слово», то, что является «мерилом» силы у ч и т е л я , см о гл о н а у ч и т ь «любви различающей» , силе душевной и правде высокой. «ЗАПО В В ДНО Е С Л О В О » У Ч И Т Е Л Я 11Ш1Ш1Ш111ЁЙ 11111111 — А в в а ш е й ж и з н и встречаю тся примеры я р к и х личностей среди педагогов , способных словом « заж ечь звезду н а небосклоне» , р аз ­ будить д уш у учени ка? — Счастлив человек, ко ­ торому довелось повстречать хотя бы одного тако го учи те ­ ля . Я вспоминаю Веру П ав ­ ловну из обычной средней ш колы в далеком М агадане {город становления начинаю­ щего педагога Белозерцева. — М . Ф . ) , учительницу литера­ туры . «Походите по уро кам» , — посоветовал мне директор . Я , вы п ус кн и к физмата , по­ шел на урок литературы. К о г ­ да сл уш ал Веру П авловн у , она, вовсе не красавица , к а ­ залась мне Б О Г И Н Е Й : т а к вела уро к о лири ке М аяковс ­ ко го . А к а к она читала его стихи ! Причем это были со­ всем неизвестные стихи поэта. До сих пор звучат они в моей памяти : «Я хочу быть понят родной стороной ,/ А если не поймут , т а к что ж . / Над род­ ной стороной пройду сторо­ ной , / К а к про ход и т косой д ож д ь » . . . Спустя время она вновь п о р а зи л а м ен я своим П О ­ С Т У П К О М . О на н а с т о я л а , вопреки школьной програм ­ ме, на изучении повести А . К у з н е ц о в а «Б абий я р » . А вскоре А н а то л и й Ку зн ец о в остался в А н гл и и , и она вос­ приняла этот ш а г к а к личное оскорбление (он предал и ее!). И ч т о 'ж е ? П р е кр ас н е йш и й преподаватель покинула ш к о ­ лу! Вот вам, если хотите, при ­ мер личности Учи теля с боль­ ш ой буквы . — Н а гл убо кий внутрен ­ н и й к о н ф л и к т с п о с о б ны сильные личности . Н о сегод­ н я , к а к мне к а ж е т с я , боль­ шинство педагогов, независи­ мо от х а р а к т е р а , испы тыва ­ ю т не менее острые п ро ти ­ воречия . Т е ж е предм етни ­ к и -л и т е р а то ры вы нуж д ены изучать русскую литер атур у по произведениям отнюдь не кл асси ков , а по твор ениям «модных» писателей , снис ­ к а вш и х чащ е всего скандаль­ н ую поп уляр но с ть . О т к уд а ж е черпать семена «разум ­ ного , доброго, вечного»? — Д а , современный педа­ го г , к а к ни ко гда ранее, пере­ ж и в а е т и спы тан ия н а всех уровнях: профессиональном, гр аж д ан с ком , общ екультур ­ ном . И все ж е только с У Ч И ­ Т Е Л Е М м о ж н о св я зы в а ть надежды на здоровое духов­ но будущее поколение! К великому сож алению , позабыв или вовсе не познав изначальный образ Учителя и смысл его деятельности, мы отошли от Д УШ Е П О Л Е З Н О Й работы, подменили ее дидак ­ тическими принципам и , у к а ­ заниями и прочими формаль­ ностями и уловками . И имен ­ но поэтому сегодня спорят о тому что лучш е : «подготавли­ вать» или «воспитывать» бу­ дущий учителей? — К т о ж е н у ж н е е — ф ун кционер , владеющий ди- д а к ти кам и -м е тод и кам и , или т о т , у к о т о р о г о н а у р о к е «душа с душою говорит»? — И ны м и словами , что в аж н е е : профессиональное воспитание или профессио­ н а л ь н а я п о д го т о в к а ? Д а , к р е п к о въелась в сознание формула «готовим специали ­ стов»! Т а ко й «специалист» , сотый раз отбарабанив л е к ­ цию по пожелтелым страни ­ цам , за дверью аудитории о ней и думать забывает. А дру­ гой мучается в поисках ново­ го , всякий раз заново решая для себя вопрос: « К а к ж е и н ­ тереснее подать материал?» Профессиональное воспи­ тание предполагает становле­ ние специалиста прежде все­ го к а к Л И Ч Н О С Т И . Это фун­ даментальный, глубокий про­ цесс, и частью его, по сути , является профессиональная подготовка будущего специа­ листа. Однако ж и знь показы ­ вает, не всем о ткры т смысл этого понятия . Но разбирать­ ся надо! И есть ученые, гото­ вые и способные заниматься гл убо ким исследованием. К примеру , кандидат педагоги ­ чес ких н ау к Владимир М ези - нов з ащ ищ а л с я им енно по теме «Профессиональное вос­ питание учителя-филолога» . А его коллега М арин а Л ар и ­ на свою кандидатскую рабо­ ту писала о профессиональ­ ном воспитании учителя фи­ з и к и . В Северном м еж д ун а ­ родном университете (С М У , М агадан ) уж е заведует кафед­ рой техн ол о гии профессио­ н а л ь н о го в о с п и т а н и я моя бы вш ая а с п и р а н т к а Оль га Леонова ... — А м еж д у тем в Госду­ ме уж е п рин ял и изменения в З а коны «Об образовании» и «О высшем послевузовском профобразовании» . Суть но ­ ва то р ски х преобразований в том , что учеба , сдача экзам е ­ нов и д аж е з ащ и та диплома теперь во зможны через И н ­ тернет . П о словам одного из чиновников , образование т а ­ к и м образом «подешевеет», п о с к о л ь к у з а п и с а н н ы е н а п л е н к у л е к ц и и м о гу т быть использованы мно гократно . — Безусловно, надо идти в н о гу со врем енем . Н о я убежден: сущность образова­ тельной технологии определя­ ется только диалогом старше­ го с младш им (родитель — дитя , учитель — учени к , пре­ подаватель — с туд ен т ) . Н е будет организованной, психо­ логически богатой «встречной деятельности» учащ е гося и учащ е го , исчезнет и то глав­ ное, что должно присутство­ вать на уроке . А именно — одухотворенное О Б Щ Е Н И Е , «очеловеченное действо», что происходит на уровне подсоз­ н ан и я п ри А Б С О Л Ю Т Н О М доверии! Посмотрите, к а к перекли ­ каю тся определения: мы от термина , взятого из образова­ н и я , вспоминаем богослов­ ское — СОБОРНОСТЬ, то есть взаимное духовное, душевное о б о г ащ е н и е . О бъ единяя сь во кру г общего дела, каж ды й вместе с тем сохраняет инди ­ видуальную самоценность, ос­ тается самим собой. Тем са­ мым вносит в общее — лич ­ ное. Вот условие, без которо­ го невозможно развитие оте­ чественной системы образова­ ния ! К р у г замкнулся , мы вновь вернулись к педаго гике , в ко ­ торой вспоминается «сотруд­ ничество», «совместная рабо­ та» . О Р У С С КО М М У Ж И К Е - В М А К Е ТЕ И Н А ТУРА ЛЬН УЮ В Е Л И Ч И Н У — Д о с то е в с ки й счи т ал , что насколько человек п р а ­ вославный , настолько он и русский . Н о , судя по тому об­ щ е с т в е н н о м у и н т е р е с у к с тавш им у ж е традиционны ­ м и Рождественским ч тениям в Ельце , м еж д у «русский» и «пр авосл авны й» п ор а с та ­ вить з н а к равенства? — Д л я меня они всегда были синонимами . Это высо­ ки е ка те гории , помогающие судить сегодня о русскости. Затем следуют «искренность» и «неспособность предать». За последние годы очень многое изменилось в нас с Р мих , в нашем сознании . Я по­ мню первые Рождественские чтения , ко гда протоиерей Ва ­ силий Романов пытался по­ вести диалог с аудиторией , тогда еще крайне малочислен­ ной. А что сегодня? Сегодня отец Василий больше слуш а ­ ет. Уча с тни ки встречи расска­ зывали о том , к а к зачастую не благодаря, а вопреки Сло­ во православное приходит к детям — в детские сады и дет­ ские дома, туда, где особенно в нем н уж д аю тся . К т о еще н аучит и у теш и т обездолен­ ных де тиш е к , к а к и м и слова­ ми? Все зависит от того — к а к и е во спитатели , в чьих р у к а х о каж е тся неокрепш ая детская душ а . Но не следует забывать, что настало такое время, к о г ­ да по отношению человека к Вере и религии можно судить о с теп ен и его н ев еж ес тв а . Быть мож ет , звучит несколь­ ко ж е с т ко . Н о этим многое определяется. Ко гда мы про­ водим Рождественские чте ­ н ия , далеко не все из препо­ давателей университета отно­ сятся к н им просветленно. Есть несогласные, не прини ­ мают и х , отторгают духовное, через Веру , познание мира, по -прежнем у считая , что это во зможно только через н а ­ у к у . . . — И все ж е не только в н аш е й области , но и за ее пред ел ам и и звестн а т а о г ­ ром ная работа по и зучению бо гатейш е го отечественного р ели гио зно -пед а го гическо го наследия , ко то р ая ведется в возглавляемой вами в един ­ ственной в России научной лаборатории «Культурно -об ­ разовательная среда Л и п е ц ­ ко й области» ( И У У ) совмес­ тно с ученым и кафедр педа ­ го ги ки , философии и полито ­ ло гии и историко -культурно ­ го наследия Е Г У , а т а к ж е пе ­ д а го гам и Хл ев ен с ко го р айо ­ на. — Десять лет прошли пос­ ле Первого Всемирного Рус­ ского Собора (в работе ко то ­ рого я принимал участие), где впервые было провозглашено, что главным средством духов­ н о го в о з р о ж д е н и я Ро ссии призвано стать просвещение. И тогда ж е была поддержана инициатива создания объеди­ н е н и я « Р у с с к а я ш к о л а » . Многое с тех пор изменилось в обществе. К а к и е перемены всех нас ж д у т в будущем — неизвестно. Но одно ясно на­ верняка: педагоги не возвра­ щаются «в старину» , но, опи ­ раясь на отечественные тра ­ диции , ищ у т и находят (!) со­ временные п ути и средства, чтобы приблизиться к пони ­ манию важнейш е го — что ж е такое национальное самосоз­ нание и для чего оно нужно? В национальном самосоз­ н а н и и все — достоинство , го рд о с ть , с и л а , н еп о б ед и ­ мость русского человека. Бу ­ дет оно в каж д ом из нас, бу­ дет и великая Россия, будет и уважение в мире. Беседовала М ил ад а Ф Е Д Ю К И Н А .

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz