Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ш ТМИПЕЦКАЯ • ;Я г а з е т а «ХРАНИТЕЛЮ РИЗЫЗЕМЛИ» пошщ/га... (О кончание . Н ачал о н а 1 -й стр .) А затем прозвучали заявленные на конференцию доклады. Это были научные исследования ученых Елецкого универси тета и и х колле г из Тюм ени , М осквы , Санкт-Петербурга , новые открытия и про чтения , казалось бы, уж е известных ра бот писателя и просто размышления о том, насколько способны мы сохранить память об этой удивительной, равно сложной и по-детски простой личности. Ученые говорили о проблеме литера турной репутации писателя, научном мифе, созданном вокруг его имени (доктор фи лологических н ау к , профессор из Тюме ни Наталья Дворцова), о художественной стратегии Приш вина в историко-культур ном контексте 2 0 -х годов X X века (науч ный сотрудник московского музея П р и ш в и н а Я н а Г р и ш и н а ) , рассм атривали дневники писателя к а к универсальный текст (доктор филологических н ау к , про фессор К и р а Гордович, Санкт-Петербург). Ельчане представили вниманию коллег результаты исследований жанровых осо бенностей его очерков (доктор филологи ческих н ау к , профессор Лидия Зверева), а т а кж е философии Всеединства в твор ческом наследии нашего земляка (доктор филологических н ау к , профессор Наталья Борисова). Преподнося ельчанам в дар одно из последних изданий дневников П риш вина , а т а кж е уникальный комп акт -диск с его голосом, заведующая музеем им . М и х а и ла Пришвина (Государственный литератур ный музей, Москва) Лидия Рязанова рас сказала о тех проблемах, с которыми стал кивается выпуск писательских дневников. Она печально констатировала тот факт, что трагический рок преследует имя «пев ца природы» и после его смерти: «Мало кто из москвичей сможет сегодня точно сказать, кто ж е такой П риш вин . И все ж е , несмотря на забвение и многочисленные препятствия , сопровождающие издание его произведений, выход каж дой его к н и ги духовно закономерен, ибо они стано вятся полноправной частью наш ей куль туры!» Ряд предложений по выпуску в свет многотомного собрания дневниковых за меток , который грозит растянуться едва ли не на сто лет при нынешнем положе- нии^дел, а т а кж е учреждению пришвин - ской премии внес елецкий краевед В и к тор Горлов. Виктор Петрович обратился с просьбой к городской и областной влас тям оказать финансовую поддержку в деле становления музея П риш вин а в Дунино и Ельце. И у ж е в самом конце встречи всех ожидал настоящий сюрприз! Перед ауди торией выступила гостья конференции из Москвы , лично в детстве знакомая с пи сателем. А н н а Андреевна М утл и в под робностях вспомнила и самую первую встречу, и жи знь в Д унино , и, те минуты , ко гда П риш вин «не был занят в своем кабинете, куда мы, дети, не имели права входить, пока М ихаил Иванович писал». И , наконец , она рассказала о том незабы ваемом впечатлении , которое произвел однажды этот необыкновенный в своей простоте человек на нее, тогда еще малень кую девочку. И оно, это впечатление, ос талось на всю жизнь . И еще одно выступление обратило на себя внимание участников форума — сту дента 4 курса филфака Дми трия Уруси - кова. Оно не просто произвело впечатле ние на гостей, но в некотором роде встрях нуло подуставший зал. Дав свое опреде ление пришвинскому дару («Прекрасный , но наивный гений , верящий , что красота спасет мир» ), Дмитрий заметил: «Сегод ня было много пафоса. А при всех пра вильных словах о единствах и прочем по лучился какой -то растекшийся Бог. А где бездна великого и низкого?! Ведь П р и ш вин — это своего рода компенсация на тот исторический момент гибели и развра т а » . . . И от жестокости избрав бегство, он сам, по мнению будущего филолога, есть побег. «Следовательно, избранный под ход к изучению писателя в литературо ведении в некотором роде труслив» . «А где правда?» — задался вопросом буду щ и й ученый . К а к ж е отреагировали мэтры пришви - новедения на столь смелую заявку? Они признали обоснованность тако го выступ ления. Последующие два дня работы конфе ренции прошли в секционных заседани ях , поездках-экскурсиях по пришвинским местам и посещениях литературно -музы кальной гостиной И К Ц «Прож ектор» . Вчера международная научная конфе ренция закончила свою работу. М ил ада Ф Е Д Ю К И Н А . г . Елец. липецкого Подстоям Елецкий район Собственный корреспондент «Липецкой газеты» А л е к с а н д р Д Е М Е Н Т Ь Е В с о о б щ а е т : УДАРНАЯ СОТНЯ ШТУРМУЕТ МОЛОЧНЫЕ ВЫСОТЫ Нового рекорда добились елецкие жи вотноводы, и без того прославившиеся в Ли пецкой области своими высокими надоями, — доярки из ОГУП «Светлый путь» Маргарита Фе- дюшина и Валентина Белокопытова впервые в истории района получили свыше шести ты сяч килограммов молока от коровы. Это в два раза больше, чем в среднем по коллективным хозяйствам. Взятые животноводами обязательства пе ревыполнены. А клуб передовиков машинного доения отныне стал состоять сплошь из четы- рехтысячниц и пятитысячниц. Показатели на доев 33 доярок начинаются с «пятерок», а 64 мастера «большого молока» имеют в зачете свыше четырех тысяч килограммов продукции. По сложившейся в Елецком районе тради ции передовая сотня знатных животноводов соберется на заседание клуба — и формаль ное, и неформальное. Будут подведены итоги прошедшего года, взяты новые обязательства. Доярок ждут награды и веселый отдых в кругу друзей и руководителей района. КНИГА УЧЕНОГО СТАЛА РАРИТЕТОМ _ ▼ Почти через сто лет доктор сельскохо зяйственных наук, профессор Елецкого универ ситета имени Бунина Алексей Бутов продол жил во благо картофелеводов Липецкой обла сти и Центрально-Черноземного региона агро номическую эстафету писателя Михаила При швина. В ЕГУ выпущена монография Алексея Владимировича «Картофель в полевой и ого родной культуре». Точно под таким же названием в 1904 году в Москве была издана книга земляка ельчан агронома Пришвина, ставшая для того време ни самой полной и обстоятельной работой по картофелеводству. В советский период ничего подобного в исконно картофельной стране со здано не было. Алексей Владимирович Бутов, посвятивший 30 лет выращиванию картофеля на Елецкой опытной станции, попытался вос полнить этот пробел. Его книга создана на ос нове современных знаний и достижений в об ласти выращивания этой культуры. А предназ начена она самому широкому кругу читателей — от руководителей хозяйств, специалистов, фермеров, преподавателей и студентов сель- хозвузов до дачников и огородников. Однако уже после издания книга Бутова ста ла такой же уникальной, как сегодня агроно мическая работа Пришвина. Выпущена она была тиражом в сто экземпляров. Но Алексей Вла димирович надеется на более массовое пере издание. БЕЗРАБОТНЫХ ЦЕНТРУ НЕ СТЫДНО ПРИНИМАТЬ Новоселье справил районный центр службы занятости. Из напоминавших захуда лую контору приспособленных помещений его работники переехали в специально построен ное двухэтажное здание. Комфортное не толь ко для них, но, главным образом, для посети телей учреждения. Теперь у службы есть все условия для индивидуальной работы с озабо ченными трудоустройством селянами. Есть даже оборудованный с учетом всех требова ний кабинет психолога. Здание службы занятости было построено с нуля в рекордные сроки — за четыре меся ца, а средства на это были выделены из фе дерального бюджета по линии Государствен ной службы занятости. Сказались энергия и военная напористость бывшего полковника в отставке, руководителя службы Владимира Ки рьянова. Примечательно, что райцентр занятости разместился не в Ельце, а непосредственно на территории района — в поселке Солидар ность, куда легко попасть со всех точек сель ской округи. ОБЕЩАННОГО ГОД ЖДАЛИ... + Большой праздник и турнир воспитан ников и гостей районной детско-юношеской спортшколы имени прославленного дзюдоис та Алексея Тюрина был скрашен... отменным матом. Нет, матом совсем в ином смысле. Со ревнования юных борцов проходили на новень ком, под стать олимпийскому, татами, на ко тором теперь впору проводить самые престиж ные состязания. Татами —подарок школе об ластного руководства, обещанный в день ее открытия. Но, к сожалению, по вине местных чиновников от спорта обещанного будущие чемпионы ждали хоть и не три года, но более года —точно. Тем не менее тренеры и их воспитанники благодарны за материальную поддержку шко ле. Если без «отменного мата» они добились за время существования ДЮСШ заметных ус пехов на областных и республиканских сорев нованиях, то с новеньким-то татами... АКЦИЯ ! ' : 1 1 1 1 1 : : 1* Ш Й 1 : 1 Ш г * № 25 (21903) СТРОИМ ПАМЯТНИК ПОБЕДЫ В липецком городском общественном фонде «Памятник Победы» подведены итоги работы за минувший 2002 год Они , по мнению председателя правления фонда фронтовика, старшего лейтенанта в отставке П етр а К ащ е н к о , обнадеживаю т . Главное, что подавляющее большинство ж и телей поддержали идею Л ГОФ создать в Л и пецке монумент всем липчанам , павшим на фронтах Великой Отечественной войны и ко вавшим Победу в тылу, и назвать его П а м ятником Победы. Продолжается сбор необходимых средств. Идут мероприятия по военно-патриотическо му воспитанию, подготовке юношей к армии, защите Отечества. В а кц и и уж е приняло уча стие около 4 000 жителей Л и п е ц к а и облас ти . Перечислили средства и целые коллекти вы. Например, ООО «Развитие», «Лаверна», ОАО «Ликонф » , «Петровский рынок» , Доб- ринский сахарный завод. Внесли пожертво вания по подписным листам работники на логовой службы Советского и Правобереж ного округов г . Л и п е ц к а , областного, Доб- ринского районного, Правобережного, Лево- бережного, Октябрьского и Советского судов, почти всех банков, п ол и кл ин и к , управления соцзащиты населения администраций обла сти-и города Л и п ец ка , редакции «Липецкой газеты», регионального отделения Фонда со циал ьн о го с тр а хов ан и я Р Ф , фирм Б М Т «С п утни к» , ООО «Ре гард -Тур» , учителя и учащиеся ш кол № 12 , 36 , 4 3 , 4 7 , 55 , сту денты художественно-графического факуль тета и факультета физкультуры Л Г П У , са доводы некоторых садоводческих товари ществ... — Недавно, — сказал в беседе с коррес пондентом «Л Г » Петр К ащ ен ко , — мы выш ли в городской Совет депутатов с предложе ниями о включении управлением образова ния а кц и и Л ГОФ в планы воспитательной работы ш кол города Л и п ец ка на 2 003 -2005 учебные годы. Надеемся на подключение к ней управлений культуры и архитектуры для разработки проекта П ам я тн и ка Победы и оп ределения места его установки. Большинство ■ граждан , обратившихся в фонд и редакцию «Л Г» , полагают, что монумент должен быть установлен на нынешней площади Победы. В общем, благотворительная а кция про должается. Вместе с тем, к а к считает Петр Кащ ен ко , собранных средств для сооружения памят н и ка пока недостаточно, поэтому необходи ма активизация работы. Н ап ом ин аем реквизиты Л Г О Ф «П ам я т н и к Победы»: Б И К 0 4 4 2 0 6 6 0 4 К / с 3 0 1 0 1 8 1 0 8 0 0 0 0 0 0 0 0 6 0 4 Р /с 4 0 7 0 3 8 1 0 8 3 5 0 0 0 1 0 0 1 4 9 И Н Н 7 7 0 7 0 8 3 8 9 3 /4 8 2 2 0 2 0 0 1 В заключение П . К ащ ен ко выразил уве ренность, что П ам я тн и к Победы в Л ип ец ке обязательно будет создан. Он явится напо минанием тем, «кому выпало ж и ть » , о бес примерном подвиге во имя Отчизны старше го поколения , о необходимости быть патри отами, любить свою Родину и беречь ее к а к зеницу ока . * Владимир ОСИПОВ . шшшжшшшшш (О кон чани е . Н а ч а л о н а 1 -й стр .) — Если можно , поподроб нее об этом феномене худо жественного шедевра писате ля ... — Судите сами. О Берна ре, «странном» моряке , ко то рый на судне вытирает все де тали , чтобы ни одной мокрой не было, Б унин у поведал М о пассан. Н о , заметьте, будучи католи ком , француз лишь за фиксировал ф акт . Бунин , к а к русский православный чело век , решил допытаться: отче го ж е «странность» его? И появляется объяснение: мо р я к Т А К п о н и м а л С В О Е П Р Е Д Н А З Н А Ч Е Н И Е ! Им ен но в этом служении он видел суть хорошего моряка . Пото м у и умирал счастливым че лов еком , п о с ко л ь ку честно выполнил свое предназначе ние на Земле. И з этого я делаю вывод: смысл ж и з н и и смысл обра зования смыкаются! Потому что каж ды й новый человек, п о я в л я ю щ и й с я н а З ем л е , должен понять: зачем он при шел на эту Землю , чему он должен научиться , чтобы вы полнить СВОЕ предназначе ние . И , н а ко н ец , к а к и м он сам д олж ен быть, чтобы в к о н ц е ж и з н и в с т р е т и т ь смерть счастливым челове к о м . . . С тать ж е гр аж д а н и н ом , н о с и т е л е м о т е ч е с т в е н н о й кул ь туры , профессионалом, н аконец , в любом деле долж но помочь О Б Р А ЗО В А Н И Е ! П о с у ти своей оно долж но служить глубокому развитию человеческой природы, фор мированию именно личности. — А не посл уж и т ли этот вывод н е ки м оправданием: в том , что мы н еп ри каян ны е , потерянны е в этом мире , ви новат учитель? Н е помо г во время , не н аучил , не подска зал . Только и остается, вслед з а Р о з а н о вы м , п ов тор я ть : «К аж д о е время имеет, в сущ ности , т у ш кол у , которое оно заслуживает ». Н о интересно, в X I X веке т а к ж е прои сходило н еч то , н а п о м и н аю щ е е н аш и д ни . Н е все ге рм ан цы — бавар цы , са ксон цы , го лш т и н цы , п р у сса ки , гессенцы — ощ у щ а л и себя единым народом . И х о т я з асл у гу объединения Г е р м а н и и справедливо п р и писы вали «ж ел езном у к а н цлеру» Б и см ар ку ; он не без о снования счи тал , что вой н у за объединение вы и гр ал п р у с с ки й учитель . А у нас , перефразируя известную по словицу: «Ч то н ем ц у хоро ш о , то русскому — смерть»? — Н е надо во всем учи те лей обвинять. П режде всего на себя должны посмотреть, в себе причины «потеряннос ти» поискать! Забываем, что образование — кате гория не только п ед а го гич ес кая , что темы ш колы и образования являются , по сути , В Е Ч Н Ы М И ! Они фундаментальны и касаю тся к аж д о го из нас и всего народа в целом. Народ сохранится, если образование к а к важ н ейш ая часть кул ь туры будет сохранено. Это ста новится возможным в одном лишь случае: если мы дума ем об образовании Н А Ц И О Н А Л Ь Н О М , о р и ен ти р ов ан ном на духовное развитие на рода! Если т а к , то тогда речь пойдет о качественно ином уровне профессиональной де ятельности. Сегодня, в наше и с к аж е н ное, лживое , подчас поверх ностное время, мы должны говорить об учителе к а к фи гуре , «замыкающей» на себе многие п онятия , кате гории , к а к личности самодостаточ ной . У чи т ел ь — это всегда средоточие духовного, нрав ственного, социального, исто рического, культурного и про фессионального. Бесспорно — сложное сочетание! И им ен но поэтому очень непросто, да и , пож ал уй , невозможно од нозначно оценивать Учителя ! Почему? Д а ведь мир самой русской душ и очень непрост, соткан из противоречий! «За гадочная р усская д уш а » , в которой причудливо перепле тены и ж а ж д а неземной прав ды , и т о р ж е с тв о к р и в ды , стремление к безграничной воле и безудержное почитание власти, всемирная любовь и необъяснимая подчас н ен а висть, — к а к и м и мерками ее измерить?.. И К Р Е С Т С В О Й Б Е РЕЖ НО Н Е С У . . . ь.ШМ ё -Зй. ' 4 •-•.%■. Й —- Все эти чер ты русско го х ар а ктер а находили выра ж е н и е в творчестве о те ч е ственны х мыслителей . И н о г да во зн и кае т мысль: все са мое главное уж е было с к а з а н о . Т о л ь к о у с лы ш а н о ли? Сегодня стоит только загово рить о национальны х особен ностях , кроме к а к о «русской лени» и не говорят. Т у т , бе зусловно, предвзятость оцен к и , вы годная определенным силам ... — П о н я т ь и объяснить явление, что есть Народная Д уш а , очень непросто. И вряд ли удастся найти всеобъемлю щ ую формулу, поставить все точ ки над « 1 », о траж ающ ую Д у ш у во всех ее «непости - ЗНАЧИТ БЫТЬ САМИМ СОБОЙ жимостях». И все же давай те, к примеру, откроем фило софские труды Николая Лос- ского. Как он о нас, русских, потрясающе пишет! По сути, это и есть пример того, как надо говорить о русскости. Все понятно: вот вам поло жительные качества,а вот — отрицательные. — Н о м ож н о ли вообще д уш у «разложить по полоч кам » и тем приблизиться к * поним анию — что есть рус с ки й человек? — Нет, конечно, нет! По тому что она, душа, удиви тельным образом сплетая во едино мириады противоре чий, превращает человека в натуру целостную. Утихоми ривает, делает его более по слушным. История и культу ра Отечества учат быть рус ского человека верным — без лести, ревностным — без гне ва и злобы, сильным — без гордыни, смиренным — без ортодоксальности и фанатиз ма... — Н ав ер н о е , это т а к и есть, если душ а находится «в миру» с собой самой , а пото м у способна ум иро твори ть н атуру человеческую . А если ум с сердцем не в ладу? — Тогда возникает образ бунтаря — и тогда Душа ВЗЫГРАЛАСЬ! Вот она, ка зачья, народная вольница! Здесь мы вновь возвращаем ся к теме русского КРЕСТА, вертикаль которого — монах на Севере (терпение, смире ние), казак на Юге (бунтарь, воля). А горизонталь — две великие цивилизации, Запад и Восток, Азия и Россия. Не понятая, непонятная. Потому что у йее особая историческая судьба, отличная от других го сударств. России уготовано было находиться в ЦЕНТРЕ этого КРЕСТА. Так можем ли мы быть другими, когда сама судьба уготовила нам находиться в самом средоточии столкнове ний различных культур, ци вилизаций, миропониманий? — Сегодня о том ж е , но только пош лым я зы ком эст радного ш у та , говорит са ти р и к М и х аил Задорнов, объяс н я я , почему «нас н и к то по нять не м ож е т» . Толп а сме ется , значи т , принимает п р а воту его «откровений»? — Эту формулу, только полную глубокого смысла, вывел Михаил Пришвин. А точнее, я обнаружил ее в кон спекте его первого урока гео графии в Елецкой мужской гимназии, из которой гимна зистом он был изгнан и в ко торую вернулся Учителем с большой буквы: не просто учить, но и бе-се-до-ватьсуче никами. На уроках географии осмыслять, что такое Родина и Отечество. А путешествие сделать средством для позна ния Родины, создать себеОте чество. И все это, замечу, в голодном 1919 году! В полу разрушенной России учитель (!) призывает своих учеников видеть в Родине — месте, где родились, — свое Отечество. — А вот у Розанова , к о торый учил П риш в и н а , была и н ая то ч к а зрения . Он утвер ж д ал , что у р усских нет м еч ты своей Родины . У греков она есть, у римлян была, у а н гл и ч а н — это «старая А н глия » , и только у прошедших русскую гим н азию и универ с и те т — « П р о к л я т а я Р о с сия» ... — Д а , слово «Отечество» у нас увязывается нередко со словом «проклятие» . И при чи н у Розанов здесь видел в нелюбви к ней со стороны тех , кто призван был учить иным чувствам. Что ж , нам не дано п р е д у га д а т ь , к а к наш е слово отзовется! Но в этом месяце исполняется 30 лет со дня п ри сво ения -той самой ги м н а з и и , теперь — средняя Ш к^л аТ ^^ 'Х у^м ейЙ М и хаил а П риш вин а . Значит , его «заповедное слово», то, что является «мерилом» силы у ч и т е л я , см о гл о н а у ч и т ь «любви различающей» , силе душевной и правде высокой. «ЗАПО В В ДНО Е С Л О В О » У Ч И Т Е Л Я 11Ш1Ш1Ш111ЁЙ 11111111 — А в в а ш е й ж и з н и встречаю тся примеры я р к и х личностей среди педагогов , способных словом « заж ечь звезду н а небосклоне» , р аз будить д уш у учени ка? — Счастлив человек, ко торому довелось повстречать хотя бы одного тако го учи те ля . Я вспоминаю Веру П ав ловну из обычной средней ш колы в далеком М агадане {город становления начинаю щего педагога Белозерцева. — М . Ф . ) , учительницу литера туры . «Походите по уро кам» , — посоветовал мне директор . Я , вы п ус кн и к физмата , по шел на урок литературы. К о г да сл уш ал Веру П авловн у , она, вовсе не красавица , к а залась мне Б О Г И Н Е Й : т а к вела уро к о лири ке М аяковс ко го . А к а к она читала его стихи ! Причем это были со всем неизвестные стихи поэта. До сих пор звучат они в моей памяти : «Я хочу быть понят родной стороной ,/ А если не поймут , т а к что ж . / Над род ной стороной пройду сторо ной , / К а к про ход и т косой д ож д ь » . . . Спустя время она вновь п о р а зи л а м ен я своим П О С Т У П К О М . О на н а с т о я л а , вопреки школьной програм ме, на изучении повести А . К у з н е ц о в а «Б абий я р » . А вскоре А н а то л и й Ку зн ец о в остался в А н гл и и , и она вос приняла этот ш а г к а к личное оскорбление (он предал и ее!). И ч т о 'ж е ? П р е кр ас н е йш и й преподаватель покинула ш к о лу! Вот вам, если хотите, при мер личности Учи теля с боль ш ой буквы . — Н а гл убо кий внутрен н и й к о н ф л и к т с п о с о б ны сильные личности . Н о сегод н я , к а к мне к а ж е т с я , боль шинство педагогов, независи мо от х а р а к т е р а , испы тыва ю т не менее острые п ро ти воречия . Т е ж е предм етни к и -л и т е р а то ры вы нуж д ены изучать русскую литер атур у по произведениям отнюдь не кл асси ков , а по твор ениям «модных» писателей , снис к а вш и х чащ е всего скандаль н ую поп уляр но с ть . О т к уд а ж е черпать семена «разум ного , доброго, вечного»? — Д а , современный педа го г , к а к ни ко гда ранее, пере ж и в а е т и спы тан ия н а всех уровнях: профессиональном, гр аж д ан с ком , общ екультур ном . И все ж е только с У Ч И Т Е Л Е М м о ж н о св я зы в а ть надежды на здоровое духов но будущее поколение! К великому сож алению , позабыв или вовсе не познав изначальный образ Учителя и смысл его деятельности, мы отошли от Д УШ Е П О Л Е З Н О Й работы, подменили ее дидак тическими принципам и , у к а заниями и прочими формаль ностями и уловками . И имен но поэтому сегодня спорят о тому что лучш е : «подготавли вать» или «воспитывать» бу дущий учителей? — К т о ж е н у ж н е е — ф ун кционер , владеющий ди- д а к ти кам и -м е тод и кам и , или т о т , у к о т о р о г о н а у р о к е «душа с душою говорит»? — И ны м и словами , что в аж н е е : профессиональное воспитание или профессио н а л ь н а я п о д го т о в к а ? Д а , к р е п к о въелась в сознание формула «готовим специали стов»! Т а ко й «специалист» , сотый раз отбарабанив л е к цию по пожелтелым страни цам , за дверью аудитории о ней и думать забывает. А дру гой мучается в поисках ново го , всякий раз заново решая для себя вопрос: « К а к ж е и н тереснее подать материал?» Профессиональное воспи тание предполагает становле ние специалиста прежде все го к а к Л И Ч Н О С Т И . Это фун даментальный, глубокий про цесс, и частью его, по сути , является профессиональная подготовка будущего специа листа. Однако ж и знь показы вает, не всем о ткры т смысл этого понятия . Но разбирать ся надо! И есть ученые, гото вые и способные заниматься гл убо ким исследованием. К примеру , кандидат педагоги чес ких н ау к Владимир М ези - нов з ащ ищ а л с я им енно по теме «Профессиональное вос питание учителя-филолога» . А его коллега М арин а Л ар и на свою кандидатскую рабо ту писала о профессиональ ном воспитании учителя фи з и к и . В Северном м еж д ун а родном университете (С М У , М агадан ) уж е заведует кафед рой техн ол о гии профессио н а л ь н о го в о с п и т а н и я моя бы вш ая а с п и р а н т к а Оль га Леонова ... — А м еж д у тем в Госду ме уж е п рин ял и изменения в З а коны «Об образовании» и «О высшем послевузовском профобразовании» . Суть но ва то р ски х преобразований в том , что учеба , сдача экзам е нов и д аж е з ащ и та диплома теперь во зможны через И н тернет . П о словам одного из чиновников , образование т а к и м образом «подешевеет», п о с к о л ь к у з а п и с а н н ы е н а п л е н к у л е к ц и и м о гу т быть использованы мно гократно . — Безусловно, надо идти в н о гу со врем енем . Н о я убежден: сущность образова тельной технологии определя ется только диалогом старше го с младш им (родитель — дитя , учитель — учени к , пре подаватель — с туд ен т ) . Н е будет организованной, психо логически богатой «встречной деятельности» учащ е гося и учащ е го , исчезнет и то глав ное, что должно присутство вать на уроке . А именно — одухотворенное О Б Щ Е Н И Е , «очеловеченное действо», что происходит на уровне подсоз н ан и я п ри А Б С О Л Ю Т Н О М доверии! Посмотрите, к а к перекли каю тся определения: мы от термина , взятого из образова н и я , вспоминаем богослов ское — СОБОРНОСТЬ, то есть взаимное духовное, душевное о б о г ащ е н и е . О бъ единяя сь во кру г общего дела, каж ды й вместе с тем сохраняет инди видуальную самоценность, ос тается самим собой. Тем са мым вносит в общее — лич ное. Вот условие, без которо го невозможно развитие оте чественной системы образова ния ! К р у г замкнулся , мы вновь вернулись к педаго гике , в ко торой вспоминается «сотруд ничество», «совместная рабо та» . О Р У С С КО М М У Ж И К Е - В М А К Е ТЕ И Н А ТУРА ЛЬН УЮ В Е Л И Ч И Н У — Д о с то е в с ки й счи т ал , что насколько человек п р а вославный , настолько он и русский . Н о , судя по тому об щ е с т в е н н о м у и н т е р е с у к с тавш им у ж е традиционны м и Рождественским ч тениям в Ельце , м еж д у «русский» и «пр авосл авны й» п ор а с та вить з н а к равенства? — Д л я меня они всегда были синонимами . Это высо ки е ка те гории , помогающие судить сегодня о русскости. Затем следуют «искренность» и «неспособность предать». За последние годы очень многое изменилось в нас с Р мих , в нашем сознании . Я по мню первые Рождественские чтения , ко гда протоиерей Ва силий Романов пытался по вести диалог с аудиторией , тогда еще крайне малочислен ной. А что сегодня? Сегодня отец Василий больше слуш а ет. Уча с тни ки встречи расска зывали о том , к а к зачастую не благодаря, а вопреки Сло во православное приходит к детям — в детские сады и дет ские дома, туда, где особенно в нем н уж д аю тся . К т о еще н аучит и у теш и т обездолен ных де тиш е к , к а к и м и слова ми? Все зависит от того — к а к и е во спитатели , в чьих р у к а х о каж е тся неокрепш ая детская душ а . Но не следует забывать, что настало такое время, к о г да по отношению человека к Вере и религии можно судить о с теп ен и его н ев еж ес тв а . Быть мож ет , звучит несколь ко ж е с т ко . Н о этим многое определяется. Ко гда мы про водим Рождественские чте н ия , далеко не все из препо давателей университета отно сятся к н им просветленно. Есть несогласные, не прини мают и х , отторгают духовное, через Веру , познание мира, по -прежнем у считая , что это во зможно только через н а у к у . . . — И все ж е не только в н аш е й области , но и за ее пред ел ам и и звестн а т а о г ром ная работа по и зучению бо гатейш е го отечественного р ели гио зно -пед а го гическо го наследия , ко то р ая ведется в возглавляемой вами в един ственной в России научной лаборатории «Культурно -об разовательная среда Л и п е ц ко й области» ( И У У ) совмес тно с ученым и кафедр педа го ги ки , философии и полито ло гии и историко -культурно го наследия Е Г У , а т а к ж е пе д а го гам и Хл ев ен с ко го р айо на. — Десять лет прошли пос ле Первого Всемирного Рус ского Собора (в работе ко то рого я принимал участие), где впервые было провозглашено, что главным средством духов н о го в о з р о ж д е н и я Ро ссии призвано стать просвещение. И тогда ж е была поддержана инициатива создания объеди н е н и я « Р у с с к а я ш к о л а » . Многое с тех пор изменилось в обществе. К а к и е перемены всех нас ж д у т в будущем — неизвестно. Но одно ясно на верняка: педагоги не возвра щаются «в старину» , но, опи раясь на отечественные тра диции , ищ у т и находят (!) со временные п ути и средства, чтобы приблизиться к пони манию важнейш е го — что ж е такое национальное самосоз нание и для чего оно нужно? В национальном самосоз н а н и и все — достоинство , го рд о с ть , с и л а , н еп о б ед и мость русского человека. Бу дет оно в каж д ом из нас, бу дет и великая Россия, будет и уважение в мире. Беседовала М ил ад а Ф Е Д Ю К И Н А .
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz