Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)
ДОБРЫЕЛИЦА З А В Т Р А Д Ж О Д А С С Е Н У И С П О Л Н И Л О С Ь БЫ 6 5 Л Е Т . О Н У Ш Е Л О Т Н А С В 1 9 8 0 Г О Д У , Н О П Е С Н И Е ГО Ж И В У Т Д О С И Х П О Р Д а с с е н у с п е л м н о г о е : с т а т ь и з в е с т н ы м , л ю б и м ы м , с ч а с т л и в ы м . . . Освещенный силуэт трам вая, негромкая музыка, летняя ночь. Мы бежим к трамваю в счастливой уверенности, что он нас подождет. И он нас ждет, и мы едем, совсем одни в ваго не, и город струится огнями мимо окон, и музыка из каби ны водителя - та самая, наша любимая, и голос - тот, что по ет про осень в Люксембург ском саду. Вот он, остался за поворо том, наш Люксембургский сад. И пусть только мы знаем, что он Люксембургский... Музыка вдруг тает и новости в бодро холодном тоне бормочут о «новом обострении междуна родной напряженности», о «Першингах» и очередном зая влении нашего МИДа. Я вдруг чувствую, кок наш трамвай за висает над пропастью. ...Голос Дассена звучит сей час, пожалуй, только в аудито риях, где изучают французский язык. Из открытого окна его пе сен не услышишь. Но, навер ное, нет смысла этому огорчать ся - столько лет прошло! Лучше с благодарностью вспомнить, что задумчивые песни Доссена были с нами в ту пору, когда наше детство, как последний трамвай, замешкалось на оста новке, распахнув двери. Пусть эти песни остаются том, где мыбыли юны и счаст ливы. Где осталось еще много чего, что казалось пустяковым. Но прошло время, и вот огля нешься назад - а пустяков нет. Была просто красивая мело дия, спутница погожего вече ра, растаявшей бесследно ми нуты. А теперь вдруг услышишь ее - и щемит сердце, и та ми нута будто бы длится, и память прижимается к музыке, как озябший котенок. Истановится ясно, что прикосновение к та ким мелодиям уже не может быть для тебя прилюдным. Слишком хрупки и невырази мы воспоминания, вспыхиваю щие при первых же тактах «Ет 51 1а п'ех 1 $ 1 а 1 $ раз» или «!_ете НсЛеп». Разве после этого Джо Дас сен для нас просто полузабы тый шансонье, эстрадный пе вец из далекой, чужой страны? Разве и мы не отдали его пес нямчто-то свое, очень важное? Разве в них не растворена те перь и наша память о друзьях и любимых, о днях, когда мы жи ли, как герои русской классики, в недоумении счастья. Судьба Дассена необычна для эстрадного исполнителя. Одна из статей о нем во фран цузской прессе называлась «Интеллектуал, ставший звез дой». Сын скрипачки и киноре жиссера, Джо Дассен занимал ся медициной, изучал санскрит, итальянский и русский (потом он свободно пел на шести язы ках), пробовал себя вжурнали стике и писательстве, снимался в кино, защитил докторскую диссертацию и с музыкой себя связал только в 26'лет. В 1965 году бывший универ ситетский преподаватель взял гитару и впервые вышел на сцену; это было в Брюсселе. Он, до того терявшийся, быва ло, и перед небольшой аудито рией, вдруг обнаружил, что петь - это не так страшно, как читать лекции. С тех пор у Дассена выра боталась особая манера пове дения на сцене, которой мно гие потом стали подражать, - он всегда старался держаться как можно ближе к краю под мостков, чтобы видеть глаза людей. Он, следуя традиции французского шансона, любил напевать, разговаривать с пуб ликой, следуя за ее и своим на строением, а не заранее со ставленной программе. «Я вижу детей и стариков, мужчин и молодых девушек, аристократов и рабочих. Мне надо просто видеть их, таких, какие они есть. Я не считаю зрителя безликим и безымян ным... Я не могу видеть вместо зала черную дыру, потому что всегда пытаюсь читатьлица лю дей...» Первый свой диск он запи сал в единственном экземпляре - в подарок любимой. Второй диск вышел двухтысячным тира жом и на удивление быстро ра зошелся. Только несколько лет спустя Дассен узнал, что три ста экземпляров купила его ма ма. О родителях он всегда рас сказывал с благодарной неж ностью. Одна из первых его пе сен посвящена отцу. «Когда я пою ту или иную песню, оно становится моей, и неважно кто ее написал. Я вкладываю в нее слишком мно го... Радует не количество про данных пластинок. Настоящая радость для меня - услышать, как мою песню напевает себе под нос уличный художник или насвистывает заправщик на бензоколонке...» В его голосе, кроме редкой изысканности, был еще более редкий опыт сердца, непод дельная глубина пережитого. Родившись в Америке, Джо Дассен в 13 лет оказался во Франции. Семья вынуждена была эмигрировать после того, как в эпоху маккартизма фами лия отца, кинорежиссера Жюля Дассена, оказалась в черных списках ЦРУ. Позднее, когда Джо вернулся вАмерику, чтобы учиться в. Мичиганском универ ситете, ЦРУ бдительно следило за ним, как до этого - за его отцом. Имея американский паспорт, Джо Дассен считал себя стопроцентным францу зом и не любил ездить на гаст роли в США. В одном из ин тервью он говорил: «ВАмерике люди настолько напряжены, ат мосфера настолько отравлена агрессивностью и злобой... Лю ди терпеть друг друга не могут и не скрывают этого...» От большинства американ цев его отличало еще то, что он не признавал за великую ценность деньги: «Они важны для меня только в той степени, в какой они определяют свобо ду. Ни дворцы, ни яхты мне не нужны...» К успеху и славе Дассен стремился, но не любой ценой: «Я мог бы исполнять песни со словами вроде «лямур-тужур», и, возможно, они имели бы ус пех с коммерческой точки зре ния. Однако моя цель - записы вать вещи пусть и простые, но не идиотские...» Дассен относился кпублике, как. кдетям, и, может, поэтому, его «медленные» песни малыши радостно принимают за колы бельные. Где-то в ящике моего письменного стола лежит заез женная кассета Таллинского завода - теперь она, увы, без надежно скрипит, но как с ней расстаться? Она была перепи сана летом 80-го с пластинки Дассена, и потом много лет под нее засыпали сначала моя младшая сестренка, потом мои дети... «Моя работа, - рассказывал Дассен, - позволяет видеть лю дей с лучшей стороны - прихо дя на концерт, человек на ка кое-то время становится ре бенком, потому что он прихо дит отдохнуть и помечтать не много... Меня привела к песне именно любовь... Я записал свой первый диск, чтобы по нравиться девушке, в которую был влюблен. И эта девушка была француженкой...» Он часто сам писал музыку, иногда вносил что-то свое и в тексты. Поэтому песни Дассена звучат так исповедально. Его голос был голосом поэта, в нем всегда слышалась интонация высокого и нежного отношения к жизни. Влюбленным, оказав шимся в разлуке, Дассен по могал ощутить свою сердечную неразлучность и трепетную от ветственность друг за друга. Когда в конце августа 1980 года внезапно пришла весть о смерти Джо Дассена, по совет ским газетам прошла заметка под названием «Убийственный успех». Это была обычная для тех лет заметка об эстрадном исполнителе, погибшем в «ми ре капитала». Но когда яее чи тал, мне будто впервые увиде лась беспощадность пропаган ды. Так холодно проститься с человеком, который никогда не забывал о своих русских кор нях. С тем, кто осмелился при ехать в Советский Союз в те дни, когда на Западе нас поно сили как империю зла и объяв ляли полный бойкот... Я был первокурсником жур- фака и помню, что тогда впер вые чуть не заплакал от обиды за профессию, которой со брался себя посвятить. Заметка та почти забылась, а обида от чего-то осталась. Наверное, потому, что у нас по-прежнему в ходу слова тяжелые как кам ни (вспоминаются строчки Анны Ахматовой: «...и упало камен ное слово») и каждый день они кого-то ранят. ...С начала 90-х годов Франция вернулась к песням Дассена. Она поняла, что его никто не заменил. Одна фран цузская переводчица написала мне недавно: «У нас очень хо рошо помнят Джо Дассена. Его незабываемые мелодии часто передаются по радио...» За последнее время вышли три посвященные ему книги. В одной из них сыновья Дассена собрали высказывания отца по разным жизненным поводам. Там есть и такие слова: «Я считаю, что в мире нет ничего более прекрасного, чем под няться на сцену и увидеть лю дей, улыбающихся, возможно, первый раз за всю неделю... Я - неисправимый оптимист. Я просто не способен видеть ве щи в черном свете». 5 ноября Джо Дассену ис полнилось бы 65 лет. «5аЫ, с'ез! епсоге тел...» Дмитрий ШЕВАРОВ. ЖИВОЙ УГОЛОК ЗНАЕТ КОШКА, ЧЬЕ САЛО СЪЕЛА Целой команде спасателей пришлось ловить озверевшую вдруг сиамскую кошку, неожи данно набросившуюся на свою хозяйку. Лишь после не скольких попыток бойцам МЧС удалось скрутить разбушевав шуюся мурку и засунуть ее в клетку. Вскоре выяснилась и причина кошачьей ярости: ока зывается, по ошибке хозяйка бросила ей кусок сала, кото рое Мурка просто терпеть не могла. Кошки тоже сидят на диете. Елена КОМАРОВА. САРАТОВ. БУРЕНКУ ПРИНЯЛИ В САПЕРЫ Житель села Высокое Петр Романенко, выгнавший корову на пастбище возле леса, обом лел, когда его буренка выбила копытом из-под травы... мину. Неподалеку торчали еще не сколько зловещих хвостатых оперений. Отогнав животное от опасного место, Романенко сообщил о находке в милицию. Прибывшие по вызову саперы обезвредили 82-миллиметровые мины, оставшиеся еще со вре мен Великой Отечественной войны. А в благодарность за бдительность дали буренке кличку Саперша.. Юрий КИРИЛЛОВ. ПОЛТАВА. ТИМУР И ЕГО ЗВЕРИНАЯ КОМАНДА Кто в зверинце всех милее? Ответить на этот вопрос решили в Пензенском зоопарке, для че го устроили конкурс «Зоомисс- 2003». В роли жюри выступили посетители. На протяжении не скольких дней они опускали входные билеты вустановленные урны с обозначенными на них именами конкурсантов. Больше всего голосов - 250 - получил 10-летний амурский тигр Тимур, второе место занял филин Пых, а третье поделили между собой рысята Аскольд иЛюся. Виктор НЕДЕЛИН. ПЕНЗА. ЧЕРНО-БЕЛАЯ ЛЮБОВНАЯ ИСТОРИЯ В Ровенском зоопарке сен сация: у белоголового сипа и черного грифа (грифини) появи лось потомство. «Подобного не могло быть даже в природных условиях, где эти редчайшие птицы находят себе пары толь ко среди сородичей, - расска зала главный смотритель зоо парка Галина Павлюк. - Но в неволе они оказались в одино честве, и на хороших харчах инстинкт размножения стал ре шающим при создании необыч ной семьи. После шести не удачных попыток совместного высиживания яиц на свет нако нец появился уникальный пте нец. Им очень интересуются ученые, а представители цирков уже предлагают за единствен ный в мире гибрид большие деньги». Юрий ИВАНОВ. РОВНО. «МОНА ЛИЗА» ИЗ УЛИТОК В райцентре Конаково от крылась выставка декоративно прикладного искусства, жемчу жиной которой стала картина «Мона Лиза». От своего па рижского оригинала она отли чается тем, что выполнена из 100 тысяч цельных морских ра- ЛЮБИТЕЛЬ КОМПОТА ковин, выловленных в водах Се верной Кореи. Для сохранения цвета каждая раковина подвер глась специальной термической обработке. Светлана АВДЕЕВА. ТВЕРЬ. В Челябинский зоопарк пе- кает неохотно. А вот насчет по- реехало редкое животное - есть - мастер еще тот! Люби- японский макак. Ихоть родился ^ый напиток - компот, он не в Стране восходящего Игорь ТЕПЛЯКОВ, солнца, а в Казани, к ураль-. ирпакингг ским холодам все равно привы- чсл7юи1пс-1ч. НАШИЛЮДИ НИКОГДА НЕ ПОЗДНО У 6 0 - Л Е Т Н Е Й Д О Я Р К И В Д Р У Г О Т К Р Ы Л С Я Т А Л А Н Т Х У Д О Ж Н И К А Во деревню Легково Сера фима Дмитриевна приехала вместе с мужем из Сибири вскоре после рождения второ го ребенка. Девочка Наталья тяжело заболела, и врачи по советовали супругам сменить климат. На первых порах Сима устроилась в колхоз телятни цей, потом стала работать до яркой. ВЛегкове, несмотря на на звание деревеньки, жизнь было не из легких: пришлось испы тать и тяжелый крестьянский труд, и семейные неурядицы. Спасение от проблем женщи на всегда искала в природе: - Как почувствую, что не вмоготу, - бегу в лес, - расска зывает Серафима Дмитриевна, - Там как-то душа отдыхает. Посижу на пенечке, поплачусь сама себе... То сучок какой-то найду, то гнилушку. И знаете, как будто глаза на мир вдруг открылись. Стало мне краси вое нравиться. Даже не знаю, как объяснить - раньше на всю эту красоту никакого внимания не обращала. Атеперь глаз не могу отвести от иных коряжин или цветочков. Однажды совершенно слу чайно набрела Серафима на полянку, полную мухоморов, и восхитилась: красотища-то ка кая! Теперь мухомор - одна из основных тем ее творчества,: почти в каждой композиции есть румяный гриб с белыми крапинами. Взяла вруки ножик, попробовала выстрогать одну игрушку, другую. Затем распи сала их красками. И - пошло дело! - Как только плохо мне, гру стно - берусь за инструменты и забываю все печали, отдыхаю душой, - улыбается Серафима Дмитриевна. Инструменты у Серафимы Брижан самые простейшие: мо лоток, топор да ножик, но тво рит она ими поистине чудеса. Расписные деревянные игрушки в ее доме повсюду: на разри сованной подсолнухами печке греются герои русских народ ных сказок. Рядом - африкан ское разноцветье: жирафы, кенгуру и целая стая экзотиче ских попугаев. Стены и подо конник облюбовали обитатели С е р а ф и м а Д м и т р и е в н а с о с в о и м з в е р и н ц е м . наших лесов - медведи, зайцы и белки. Щурится с полки звездо чет вдлиннополом халате, улы бается молодой и курчавый Пушкин. Вот герои «Золотого ключика» и «Снегурочки». А еще - журавли, гуси-лебеди и... всего не перечислишь. Долгое время о таланте Се рафимы Дмитриевны никто, кроме деревенских соседей, не знал. А те творчество заслу женной доярки не очень-то це нили. Только покручивали у ви ска: мол, на старости лет баб ка в детство впола! Но как-то раз увидел до машний музей бабы Симы за езжий человек из Александро ва, подивился, да и рассказал о самобытной художнице зна комым. Вскоре об открывшемся вдруг таланте бабы Симыузна ли вАлександрове, потом весть о бабушке, которая топором вырубила не только всех насе ляющих землю-матушку зверей и птиц, но и Ивана Грозного, Пушкина, Баскова и прочих знаменитостей, докатилось до областного центра. А потом уж и из столицы пожаловали, присмотрелись и стали заби рать игрушки на выставку в Из майловский центр. Кто только не побывал с тех пор в избушке у бабы Симы- и «музейщики», и художники «с именем», как-то раз даже це лый автобус с иностранными туристами приезжал. А однажды прибыл из Вла димира важный господин, представитель областной ад министрации, предложил бабе Симе выгодный контракт: от крыть в ее избе частный музей и включить его в туристические маршруты, а игрушки больши ми партиями на продажу де лать. Но Серафима Дмитриевна от такого предложения отказа лась, хоть и живет небогато: - Яведь свои игрушки для ду ши делаю, а не ради заработ ка. - пояснила она. - Для меня это и утешение, и отдых от су еты. А за деньгами погонишься - вдохновенье уйдет, - рассуди ла мудрая старушка. Елена БАТУЕВА. Владимирская область. СВОЕ ДЕЛО «МЕРСЕДЕС», КАК КОНЬЯК : ХОРОШ СОРОКАЛЕТНЕЙ ВЫДЕРЖКИ В Р О С С И И Т О Ж Е В Х О Д Я Т В М О Д У А Н Т И К В А Р Н Ы Е А В Т О М О Б И Л И . В О С С Т А Н А В Л И В А Ю Т И Х Н А Ш И У М Е Л Ь Ц Ы Ввоз подержанных инома рок недаром считается при быльным бизнесом. «Старый «мерин» колеи не испортит», - любимая присказка автодиле ров. А если очень старый? К примеру, Мегсес1е$-Веп2 190 $1 СаЬпо!е* 1955 года выпуска? Берите, не задумывайтесь. В мире таких раз-два, и обчелся. Ау нас - в свободной продаже. Бумаги можно оформить завт ра же. Цена - свободная. Га рантии - до винтика. Причем представляют их вам российские умельцы, с недавне го времени взявшие на прицел давно известный в европах и америках бизнес: доводить рет роавтомобили до состояния но венькой игрушки и продавать знатокам за бешеные деньги. Как это делается? Сначала на ходится сама мечта. Поиск ее, как правило, идет по двум на правлениям: ищут самого меч тателя и предмет его вожделе ния. Нашли? Состояние авто предынфарктное? Не беда. Дальше начинается главное: восстановление древностей. - Сначала проводится техни ческая инспекция, которая выяв ляет те или иные узлы и детали, требующие реставрации или полной замены, - ввели меня в курс дела в московском авто мобильном бюро «Хромов-кол- лекция». - Ведь у нового вла дельца машина фактически на чинает новую жизнь. Если авто мобиль требует очень серьез ной реставрации, то, как пра вило, к работе подключаются специализированные реставра торы. Наши механики тщатель ным образом осматривают все узлы, агрегаты, анализируют лакокрасочное покрытие. Сос тавляется смета ремонтных ра бот. Клиент выбирает степень реставрации, то есть конечное состояние, в котором машина должна быть ему продана. От этого зависит продажная цена автомобиля. 190-й «мерс», выпущенный без малого полвека назад, сот рудники московской фирмы оценивают в 300 тысяч долла ров. Невероятная цена? Поку патель объявился через три дня после объявления о продаже. Ударили по рукам. - Человек приехал из про винции и сказал, что ищет именно эту модель уже несколь ко лет, - рассказал начальник отдела маркетинга Дмитрий Завражнов. - Это пятый экземп ляр в его коллекции «мерседе совской» классики. Для России это солидное собрание. Поговаривают, что облада телем самой большой отечест венной ретро-коллекции являет ся Виктор Степанович Черно мырдин. Жемчужина его авто собрания - старинный «Мерсе дес», подаренный экс-премьеру в день рождения несколько лет назад Борисом Березовским. Сам ныне опальный олигарх то же знает толк в коллекционных «тачках». Недавно он приобрел несколько экземпляров из «ко нюшни» английского мэтра эст рады Элтона Джона. Там, по отзывам экспертов, находится на хранении более 150 тетных иномарок. Целое яние. * - Зачем человеку полторы сотни бывших в употреблении легковушек? - удивился наивно му вопросу совладелец москов ского салона Никита Киселев. - Это же высшие произведения автомобильного искусства, вполне сопоставимые с редки ми собраниями живописных по лотен или скульптурных шедев ров. Мы по желанию клиентов разыскиваем их по всему миру. Нанимаем реставраторов, ко торые доводят классические об разцы до нужной кондиции вте чение 3-4 лет. К слову, в Германии сложи лись целые династии реставра торов, в которых секреты пере даются от отца к сыну. Немцы строго придерживаются заво дских технологических стандар тов. Если детали изготавлива лись вручную, то же самое де лает и современный реставра тор. Раньше все детали обяза тельно хромировались женски ми руками, каждая работница ставила на задней поверхности детали свое клеймо - и сегодня все повторяется точь-в-точь. Ка призы? Нет, это серьезная ин дустрия, рынок этот превышает 10 миллиардов евро. Покупка автомобиля, сопровождающе гося экспертными гарантиями, - выгодное вложение денег. Цена на них растет с каждым годом. Как на коллекционный коньяк особой выдержки. В этом году российские рес тавраторы одержали первую крупную победу. На аукционе в Гамбурге им удалось увести из под носа у остальных покупате лей Мегзебез-Вепг 600 РцНтап, принадлежавший Джону Ленно ну. Именно на этом авто приез- Э т о т с к р о м н ы й « М е р с е д е с » с т о и т с е г о д н я р а з в с т о д о р о ж е , ч е м в п о р у с в о е й ю н о с т и . жал на церемонию бракосоче тания другой участник ливер пульской четверки - Пол Мак картни. После соответствую щей доводки цена «битловской машины» превысит 1 миллион у.е. А пока легендарный «мерс» в ожидании продажного часа находится в гамбургской мас терской. Можно начинать при цениваться... За имя надо платить. Основ ными лотами аукционов послед них лет становились «Мерседе сы», в которых ездили Джон Кеннеди, Мерилин Монро, Пе ле, Папа Римский. Это стоит в несколько раз дороже обычно го раритета. Мечтой отечест венных коллекционеров являет ся машина, подаренная Адоль- ом Гитлером фельдмаршалу аулюсу, а затем в качестве трофея перешедшая кмаршалу Константину Рокоссовскому. Ее следы потерялись на одном из аукционов послевоенной поры. Реликвия ушла в частные руки, имя владельца до сих пор неиз вестно. Россия, по мнению эксперта Никиты Киселева, проходит первый этап возврата ккласси ческим истокам. Здесь у нас то же свой путь. Если на Западе коллекционирование авто - удел ушедших на покой милли онеров, то в России мода на ретроавтомобиль возникла благодаря молодым людям с достатком, пожелавшим приоб рести на лето прикольный каб риолет. Девчонки визжат от восторга. Стоимость таких «старушек» без звездной био графии - от 50 до 100 тысяч у. е. Гарантийный срок до одного года. Если что случится, везут ремонтировать сюда же, в «мерседесовский» автосервис. Обычные мастерские с наво роченными тачками стараются не связываться - слишком заум ные. Народные умельцы всего ми ра не дремлют. По дорогам планеты колесят Мегзебез 300, чей выпуск был прекращен в 1962 году. Скрупулезная заво дская статистика сообщает о том, что всего их было собра но 1400 штук. Сегодня в специ альных каталогах можно найти около 8 тысяч предложений на продажу этого модельного ря да. За поддельный «мерс» про- - сят в два раза меньше, чем за подлинник. Специалисты преду преждают, что на новоделе мо гут быть оригинальные части, но в любом случае деньги ока жутся выброшенными на ветер. На аукцион такой гибрид не выставят, сведущий частник подлог быстро раскусит. Да, и хочется прокатиться с ветерком на благородных ста рушках, и колется: сплошная морока. А главное, где хранить свою коллекцию? Против дво ровых ракушек протестует об щественность. Во дворе остав лять опасно... Алексей ПАНОВ. ДЕЛОВОЙ Д М УчредительиИздатель «Информационно-аналитическое агентство «Деловой вторник» Издание зарегистрировано яствомРФподелам Министер печати, телерадиовещания исредствмассовых коммуникаций Рег. ПИ№77-7161. Р а с п р о с т р а н я е т с я в к а ч е с т в е п р и л о ж е н и я к г а з е т а м : Генеральный директор Главный редактор Редакционный совет: Ф.Сизый. В.Симонов. Л.Арих, А.Бушев, П.Вощанов, И.Елков, СЗаворотный, В.Качурин, М.Морозов, К.Сорокин. Адрес редакции: 125993, ГСП-3, Москва, А-40, ул. «Правды», 24, 8-й этаж. Телефон для справок: (095) 257-37-92. Телефон/факс отдела рекламы: (095) 257-38-42. Е - т а И : у 1 о г ш к @ а с К .п > «Деловой вторник». Перепечатка без согласования с редакцией не допускается. Приобретение прав на перепечатку и использование материалов тел./факс (095) 257-37-83. Номер подписан в 15.00. По графику в 15.00. Отпечатано в типографии «Липецкое издательство» 398055, г.Липецк, ул.Московская, 83. Общий тираж 1.515.975 экз. Цена - бесплатно. «Трибуна», «Труд» (московский выпуск), «Советская Белоруссия» (Беларусь), «Европа-Экспресс» (Германия), «Комсомолец Каспия» (Астрахань), «Пульс Аксарайска» (Астрахань), «Белгородская правда» (Белгород), «На смену!» (Екатеринбург), «Рабочий край» (Иваново), «Калининградская правда» (Калининград), «Время и деньги» (Казань), «Вольная Кубань» (Краснодар), «Курская правда» (Курск), «Липецкая газета» (Липецк), «Сельская правда» (Малмыж, Кировской области), («Варта» (Нижневартовск), «Нижегородские новости» (Нижний Новгород), «Новая газета» (Новосибирск), «Югорское время» (Нягань), «Поколение» (Орел), Вестник-Наша Пенза» (Пенза), «Вечерняя Пермь» (Пермь), «Северный курьер» (Петрозаводск), «Наше время» (Ростов-на-Дону), «Волжская коммуна» (Самара), «Земское обозрение» (Саратов), «Северный рабочий» (Северодвинск), Ставропольская правда» (Ставрополь), «Тамбовская жизнь» (Тамбов), «Тюменская правда» (Тюмень), «Республика Башкортостан» (Уфа), «Челябинский рабочий» (Челябинск), «Забайкальский рабочий» (Чита), «Советский Сахалин» (Южно-Сахалинск), «Якутия» (Якутск).
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz