Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

Липецкая газета. 2003 г. (г. Липецк)

«ГАЗПРОМ»: монополист, (О к о н ч а н и е . Н а ч а л о н а 1 - й с т р . ) Кстати, «Газпром» уделяет большое внимание развитию ми­ нерально-сырьевой базы. В 2002 году компания открыла шесть ме­ сторождений: Средне-Надымс­ кое, Южно-Песцовое, Чугорьяхин- ское, Ленское в Ямало-Ненецком автономном округе, Гречаное и Черноерковское в Краснодарском крае. Кроме того, была открыта конденсатная залежь на Северо- Пуровском месторождении и две нефтяные — на Ямбургском, за ­ вершено бурение двух сверхглу­ боких скважин на Астраханском месторождении. Все это позволи­ ло прирастить к существующим запасам 535,9 млн. т. Таким об ­ разом, впервые за многие годы темпы прироста запасов углево­ дородного сырья превысили тем­ пы его отбора. Тем временем, в 2002 году «Газпром» добыл 521,8 млрд. куб. м газа, что на 9,9 млрд. куб. м больше, чем в 2001 году. Увели­ чение объемов добычи было дос ­ тигнуто впервые за предшество­ вавшие четыре года. Во многом это стало возможным благодаря вводу в эксплуатацию гигантско­ го Заполярного газонефтеконден- сатного месторождения, а также предпринятым мерам по поддер­ жанию добычи на действующих месторождениях. «Газпром» принял решение провести в I квартале 2004 года корректировку программы расши­ ренного воспроизводства газа, нефти и газового конденсата на период с 2005 по 2010 гг. и до 2020 года в сторону увеличения добы­ чи. По итогам 2003 года добыча газа составит около 540-541 млрд, куб. м. При составлении планов раз­ вития компании правление ОАО «Газпром» приняло решение уве­ личить уровни добычи газа в 2020 году с 530 до 580-590 млрд. куб. м газа, а к 2030 году до 610-630 млрд. куб. м. Таким образом, ком­ пания прошла этап стабилизации и вступила в стадию уверенного роста. Мировой и российский опыт освоения крупных нефтегазовых месторождений говорит о целесо­ образности объединения не ­ скольких месторождений для со ­ здания единого комплекса с об ­ щей производственной и соци­ альной инфраструктурой. Этот подход способен обеспечить бо ­ лее высокую эффективность осво­ ения ресурсов. В частности, он был использован при освоении Западной Сибири и шельфа ост­ рова Сахалин. Энергетическая стратегия РФ до 2020 года предусматривает развитие нефтегазового комплек­ са Восточной Сибири и Республи­ ки Саха (Якутия). Выполненные расчеты доказывают необходи­ мость одновременного освоения нефтяных и газовых ресурсов. При этом акцент может быть сделан на освоение газовых месторождений, что обеспечит снабжение газом Дальнего Востока и даст возмож­ ность поставлять газ в страныАзи­ атско-Тихоокеанского региона. КОМУ ПР ИНАДЛЕЖАТ ГАЗОПРОВОДЫ В РО СС ИИ? Магистральные газопроводы, объединенные в Единую систему газоснабжения (ЕСГ) России, при­ надлежат ОАО «Газпром». ЕСГяв­ ляется крупнейшей в мире систе­ мой транспортировки газа. Ее протяженность составляет более 150 тысяч километров. Кроме того, сегодня в группу «Газпром» входит 161 газораспре­ делительная организация. Они обслуживают 403 тыс. км (76 про­ центов) распределительных газо­ проводов страны и обеспечивают поставку 58 процентов потребля­ емого газа (около 158 млрд. куб. м) в75 процентов населенных пун­ ктов России. Пропускная способность ЕСГ составляет около 580 млрд. куб. м. Чтобы понять, насколько сегод­ ня загружена ЕСГ, надо вспом­ нить, что независимые произво­ дители газа России и «Газпром» добыли в2002 году соответственно 59,5 и 521,9 млрд. куб. м природ­ ного газа. По оценкам «Газпрома», про­ пускную способность ЕСГ необхо­ димо уже к 2006 году увеличить на 35 млрд. куб. м и наращивать в будущем. Это связано с перс­ пективой увеличения добычи газа российскими производителями. К 2020 году «Газпром» планирует добывать от 580 до 590 млрд. куб. м газа, независимые производи­ тели—до 170 млрд. куб. м. «Газ­ пром» заинтересован в развитии рынка газа и увеличении объемов добычи независимыми произво­ дителями. Это позволит удовлет­ ворить платежеспособный спрос российских потребителей и вы­ полнить международные обяза­ тельства России по поставкам природного газа. Тариф на транспортировку газа по магистральным газопро­ водам ОАО «Газпром» для неза­ висимых производителей уста­ навливает Федеральная энергети­ ческая комиссия (ФЭК) РФ. С 1 августа 2003 года он был опреде­ лен в размере 16,56 рубля за транспортировку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. «Газпром» сам устанавливает тариф на транспортировку газа только для своих предприятий. Средний тариф в 2003 году скла­ дывается на уровне 16,41 рубля. Таким образом, он практически совпадает с тарифом, установлен­ ным ФЭК для независимых орга­ низаций. В настоящее время тарифы не окупают затраты «Газпрома» на поддержание работы ЕСГ. В сто­ имость транспортировки газа не входят расходы на модернизацию газотранспортной системы и хра­ нение газа в подземных хранили­ щах, а также за затраты на рас­ ширение хранилищ. По подсче­ там «Газпрома», для рентабель­ ной работы газотранспортной си­ стемы транспортный тариф необ­ ходимо увеличить как минимум до одного доллара. ЭК СПОРТ Основной внешний рынок сбыта российского газа—Запад­ ная Европа, при этом «Газпром» обеспечивает примерно треть суммарного импорта. Ведущими покупателями российского газа являются ФРГ (в 2002 г. постав­ лено 32,2 млрд. куб. м), Италия (19,3 млрд. куб. м), Турция (11,8 млрд. куб. м) и Франция (11,4 млрд. куб. м). В целом российский газ экс­ портируется в 28 стран: Герма­ нию, Италию, Францию, Турцию, Венгрию, Чехию, Словакию, Польшу и др. Основные маршруты газопро­ водов от газовых месторождений в Западной Сибири кэкспортным рынкам Западной Европы прохо­ дят через Украину (около 90 про­ центов от всего экспортируемого объема газа). Для повышения на­ дежности и диверсификации по­ ставок российского «голубого топ­ лива» на экспорт «Газпром» осу­ ществляет крупные газотранспор­ тные проекты. В настоящее время продолжа­ ется строительство газопровода «Ямал-Европа», который соединит месторождения полуострова Ямал с Западной Европой. В конце декабря прошлого года был сдан в эксплуатацию газопровод «Голубой поток» для прямых поставок газа вТурцию по дну Черного моря. В ноябре 2002 года был дан старт новому стратегическому проекту ОАО «Гэзпром» —строи­ тельству Северо-Европейского га­ зопровода (СЕГ). Газопровод пройдет через акваторию Балтий­ ского моря от Выборга до побе­ режья Германии и далее до Ве­ ликобритании. Валютная выручка «Газпрома» от экспорта газа в 2002 году со ­ ставила 12,8 млрд, долларов. В 2003 году этот показатель достиг­ нет 16 млрд, долларов. ВОСТОК-ЗАПАД: ЕСТЬ ПРОБЛЕМЫ Россия является основным рынком сбыта продукции ОАО «Газпром». В 2002 году на его долю пришлось 62,3 процента от общего объема поставленного компанией газа—283,5 млрд. куб. м. Компания обеспечивает устой­ чивое, бесперебойное газоснаб­ жение российских потребителей. Вместе с тем поставки газа потре­ бителям России остаются нерен­ табельными из-за низких внутрен­ них цен и в 2002 году принесли компании убыток около 8,5 млрд, рублей. Потери «Газпрома» от продаж газа на внутреннем рынке компен­ сируются только за счет экспор­ та. Вместе с тем, газовая отрасль страны нуждается в инвестициях в разработку новых месторожде­ ний газа, в модернизацию ЕСГ и строительство новых внутренних и экспортных газопроводов. Ос­ новным источником инвестиций «Газпрома» были и еще долгое время будут оставаться долго­ срочные контракты на экспортные поставки российского газа. Евросоюз намерен провести либерализацию рынка газа, пред­ полагающую развитие спотового рынка, однако отказа от долго­ срочных контрактов не будет. Ев­ ропейское сообщество понимает, что увеличение потребления объе­ мов газа, значительная часть ко­ торого поступает из России, воз­ можно только при условии инвес­ тирования в проекты по разработ­ ке новых перспективных газовых месторождений России и строи­ тельства новых газопроводов. Если газ будет поступать по­ требителям в результате спотовых сделок, Россия не решится взять на себя все риски, связанные с изменением величины прибыли и невозможностью ее прогнозиро­ вания. О приверженности европейс­ ких потребителей кдолгосрочным контрактам свидетельствует, в частности, продление компанией «Газ д е Франс» контракта на по­ ставки российского газа до 2015 года. И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ... Одной из стратегических за ­ дач ОАО «Газпром» является рас­ ширение деятельности на восто­ ке России. Правительством Рос­ сийской Федерации в июле 2002 года принято решение о разра­ ботке программы создания в Во­ сточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснаб­ жения с учетом возможного экс­ порта на рынки Китая и других стран АТР. Развитие производ­ ственной деятельности «Газпро­ ма» в восточных регионах страны создает реальные перспективы для долгосрочного сотрудниче­ ства с Китаем, Кореей и Япони­ ей. В июле 2002 года в Пекине «Газпром», «Роял Дач Шелл» и «ЭксонМобил» подписали рамоч­ ное Соглашение с китайской га­ зовой компанией Ре1гоСЫпа о со ­ здании совместного предприятия для реализации первого трански­ тайского газопровода «Запад-Во­ сток». Он предусматривает разра­ ботку богатого углеводородным сырьем Таримского бассейна КНР, строительство и эксплуата­ цию газопровода протяженностью более 4 тыс. км, а также реализа­ цию газа в восточных районах Китая. Несмотря на то, что газопро­ вод «Запад-Восток» не решает проблем транспортировки рос­ сийского газа, он, тем не менее, обеспечивает расширение при­ сутствия «Газпрома» на зарубеж­ ных газовых рынках, а в дальней­ шем может стать элементом еди­ ной евразийской газотранспорт­ ной системы. КОГДА ФИНАН СЫ РОМАНСЫ НЕ ПОЮТ Выручка ОАО «Газпром» за 2002 год составила 602 млрд, руб., чистая прибыль—53,5 млрд. Про­ гнозируется, что в 2003 году чис­ тая прибыль компании увеличит­ ся до 200 млрд. руб. Тем временем «Газпром» ис­ правно и аккуратно платит налоги в бюджеты всех уровней в соот­ ветствии с действующим налого­ вым законодательством. Так, в 1999 году компания заплатила на­ логов на сумму 129,9 млрд, руб­ лей, в 2000 году —213,4 млрд., в 2001 —270,5 млрд., в 2002 году— 247,4 млрд, рублей. Налоговые выплаты в 2003 году планируются на уровне 251,2 млрд.»С учетом возросшей ставки НДПИ и увели­ чением экспортной пошлины на газ, в 2004 году «Газпром» запла­ тит примерно 305-310 млрд, руб­ лей налогов. Кроме того, ОАО «Газпром» является самым крупным инвес­ тором в России. В 2002 году на капитальные вложения компанией было выделено более 150 млрд, руб., в 2003 году — уже 179,8 млрд. Согласно уточненной инве­ стиционной программе «Газпро­ ма» на текущий год, объем капи­ тальных вложений увеличится еще почти на 10,4 млрд. руб. Основные направления инве­ стиций «Газпрома» —поддержа­ ние добычи газа, восполнение ресурсной базы и освоение новых месторождений, реконструкция и развитие газотранспортной сис­ темы. С 1993 по 2002 годы компания также приобрела у российских предприятий промышленной про­ дукции и услуг на сумму более 20 млрд. долл. Заказы «Газпрома» позволили за 10 лет создать до ­ полнительно более 500 тыс. рабо­ чих мест в высокотехнологичных отраслях экономики. * ★ * Российские газовики доста­ точно уверенно смотрят в буду­ щее. Устойчивое развитие осно­ вы основ отрасли — ОАО «Газ­ пром»—позволяет им ставить пе­ ред собой грандиозные задачи. О т ч е т п о д г о т о в и л В л а д и м и р Г РЯ ЗНО В , с п е ц . к о р р . « Л и п е ц к о й г а з е т ы » Липецк—Москва—Липецк Р . З . П о и н ф о р м а ц и и , п р о ­ з в у ч а в ш е й в х о д е в с т р е ч и , с 1 я н в а р я 2 0 0 4 г о д а т а р и ф ы н а г а з в Р о с с и и в о з р а с т а ю т н а 2 0 п р о ц е н т о в . Т а к о в а « р ы н о ч н а я ж и з н ь » в н а ш е й с т р а н е . СЕРГЕ И ГЛАЗЬЕВ ЗНАЕГ, КАК П О Б Е Д И Т Ь Б Е Д Н О С Т Ь В Б О Г А Т О Й И Р А Н Е Пож ал уй , сегодня уж е никто не сомнев ается в том, что главной интри­ гой борьбы з а п ути экономического р азвития России становятся споры сто­ ронников и противников увеличения природной ренты . Или ж е , прощ е говоря, борьб а кр упного бизнес а с теми, кто хочет лишить его сверхдохо ­ дов и направить баснословные прибыли от использования российских недр в гос уд арственный бюджет. Именно вокруг р а зм е р а природной ренты сегодня и разгораются са ­ мы е ж ар ки е споры. И от реш ения этого вопрос а , по больш ом у счету, з а ­ висит, станет ли Россия экономически развитой д ерж а вой или останется в роли сырьевого придатка зап адноевропейских стран. НАНЕФТЯНО ИИГЛЕ Впервые о природной ренте заговорили несколько лет назад с подачи известного эко­ номиста Сергея Глазьева. Он опубликовал работу, в которой аргументированно доказал: только увеличение налога на добычу полез­ ных ископаемых может «вылечить» экономику России. «Если деньги, которые сегодня уп­ лывают на зарубежные счета олигархов, на­ править на переоснащение отечественных предприятий, если миллиарды нефтедолла­ ров вложить в развитие науки и высоких тех­ нологий — результат превзойдет все ожида­ ния, — заявил Сергей Глазьев еще два года назад. — Страну удастся снять с нефтяной иглы, а рост конкурентоспособности наших товаров приведет к тому, что мы не только отвоюем свой внутренний рынок, но и устре­ мим товары в Европу, вытесняя оттуда Китай и Юго-Восточную Азию». Однако слова уче­ ного не были услышаны. Высокие цены на нефть и заявления правительства о небыва­ лой доселе «стабильности» усыпили даже тех, кто ясно видел гибельность выбранного Гай­ даром, а затем и Касьяновым «либерального курса реформ». Пробуждение произошло лишь ПОЛИТИЧЕСКИЙ п а с ь я н с м после оккупации Ирака войсками США. Пред­ видя неминуемое снижение цен на энергоно­ сители, кабинет министров принялся срочно создавать «стабилизационные фонды». А по­ литики начали предлагать свои рецепты избав­ ления от угрозы нового дефолта. Теперь о при­ родной ренте заговорили все. П Р О Щ Ы И ПРОЖЕКТЫ Некоторые левые политэкономисты при­ звали к национализации всего нефтегазо­ вого комплекса страны. По их мнению, «толь­ ко это может обеспечить контроль государ­ ства над прибыльной отраслью». Однако одним громким заявлением их «борьба за интересы трудового народа» и ограничилась. Не последовало ни экономического обосно­ вания проекта, ни подробных инструкций по его практическому воплощению. И немудре­ но: ведь такой план был заранее обречен на провал! Смена собственников у крупнейших нефтяных компаний привела бы к резкому па­ дению добычи сырья. В свою очередь, это вызвало бы невыполнение контрактов, суды, штрафы, выплату неустоек. Короче говоря, вместо высокодоходных предприятий «наци- онализаторы» получили бы только огромные долги. И перспективу долгие годы восста­ навливать объемы добываемой нефти до уровня, например, 2000 года. Проекты пра­ вых или центристов тоже не решали ни од ­ ной из поставленных перед государством проблем. Например, некоторые из них пред­ лагают «увеличить природную ренту на три миллиарда долларов». Но ведь это сущие пу­ стяки! Три миллиарда — только десятая часть ежегодной сверхприбыли нефтяных монстров. Если произвести подобное «уве­ личение», богатые будут богатеть, как и раньше, а бедные останутся бедными. Ведь для модернизации отечественной экономи­ ки нужны более значительные вложения. Пос­ ледователи таких прожектов не могут этого не понимать, следовательно, их планы—про­ сто попытка нажить себ е политический ка­ питал на популярной теме. Не лишившись, одновременно, и милостей спонсоров —того самого крупного бизнеса. Е в г е н и й С ЕМ Е Н О В . СВЕЛСЧЕТЫСШЬЮВСОБСТВЕНОМГАРАЖЕ П о д а н н ы м Г л а в н о г о у п р а в л е н и я п о д е л а м ГО и ЧС, з а п р о ­ ш е д ш и е в ы х о д н ы е в о б л а с т и п р о и з о ш л о 1 5 п о ж а р о в . Т р о е ч е ­ л о в е к п о г и б л й . Вечером 31 октября на улице Зои Космодемьянской областного центра загорелся частный дом. жертвой огня стал 53-летний мужчина —хозяин дома. Причина пожара устанавливается. Еще два человека погибли в Липецке при пожаре в частном доме на улице Богдана Хмельницкого. Это — 48-летняя женщина и ее 57- летний сожитель. Предварительная причина загорания —замыкание в электрической плитке кустарного производства. Трагедия случилась в субботу, 1 ноября. О крупном дорожно-транспортном происшествии сообщили из пресс-центра УВД области. Оно произошло около 12 часов дня на 51-м километре автодороги Липецк—Данков, у села Крутое. Аварию допустил 46-летний инвалид третьей группы Б. Управляемый им авто- -------------------- ------------------- ПРО И СШЕСТВ ИЯ — мобиль ИЖ-2126 выехал на полосу встречного движения и столкнулся с «семеркой», за рулем которой находился 26-летний Т. В результате пассажирка «ИЖа» 51 -летняя женщина и сам водитель получили смер­ тельные травмы, а водитель «ВАЗа» и его пассажирка с двумя детьми в возрасте одного и двух лет госпитализированы с травмами различ­ ной степени тяжести. А вот ряд происшествий криминального характера, полученных из этого же пресс-центра. В прошлую пятницу утром в бытовой комнате общежития липецкого профессионального училища № 28 был найден труп семимесячного мальчика. Его мать—учащаяся этого училища — в тяжелом состоянии госпитализирована в больницу медсанчасти лТЗ. Сообщение поступило от уборщицы учебного заведения. Проводится расследование обстоятельств происшествия. 1 ноября в 9.50 утра в одном из гаражей гаражного кооператива «Автолюбитель-3» у своего автомобиля ВАЗ-2104 с признаками отрав­ ления угарным газом был обнаружен труп 45-летнего мужчины. Одоб­ ровольном решении свести счеты с жизнью свидетельствует найден­ ная у погибшего предсмертная записка. С л у ж б а н о в о с т е й « Л и п е ц к о й г а з е т ы » . З А « У Т Е Ч К О Й М О З Г О В » (Окончание. Начало на 1-й стр.) Вот п оч ем у на сов ещ а ­ нии прозвучали мысли о н е ­ о б х о д им о с т и к о о р ди н ац и и у си л и й в р еш ении не ча ст ­ ны х , а о бщ и х пробл ем — в р ам к а х отр а сл евы х , с п ец и ­ али зиров анны х ассоци аций и ли аналогичны х структур . Е сли нет о смы сл ения и под ­ д е р ж к и о бщ и х ин т ер е со в , с ум м а ч а ст ны х и н т ер е со в не спасает промышленность — таков оди н и з с ер ь е зны х выводов встречи в Г р я зя х . * * * К аковы ж е ито ги ра б о ­ ты т р е х к в а р т а л о в г о д а ? К у д а направл ен вектор р а з ­ в и ти я ? К а к о в а д и н а м и к а п р ом еж у т о ч ны х п о к а з а т е ­ л ей ? Общ ую к ар ти н у п ол о ­ ж е н и я д ел в о тр а сл я х про ­ мыш л енн о сти р е ги он а и з ­ л ож и л п ер ед уч а стн ик ам и со в ещ ан и я н ач ал ьн и к у п ­ равл ени я промыш л енности а д м и н и с т р а ц и и о б л а с т и Анатолий Гольцов. Область , как и п р еж д е , с о х р ан я ет л и ди р ую щ и е п о ­ з и ц и и по т ем п ам р о ст а и о б ъ е м а м п р о м ы ш л е н н о г о п р о и з в о д с т в а и с е р ь е з н о оп ер еж а е т со с ед ей по Ц ен ­ т р а л ь н о м у ф е д е р а л ь н о м у о к р у г у . О дн ак о д и н а м и ч ­ ный рост объ ем ов , отм ечав ­ ш ий ся все п о сл едн и е годы , з а т о р м о з и л с я . П о и т о гам работы 9 м есяц ев он со ста ­ вил всего 5 п р оц ен тов по сравн ению с ре зул ь татам и анало гично го п ер и о д а про ­ ш ло го го д а . То есть оч ев и ­ д ен сп а д . Ч т о , тем не м е ­ н ее , не о зн ач а ет у х у дш ен и я со ст ояни я эк он ом и к и обла ­ сти в ц елом : объ ем н ал о го ­ вы х о тчи сл ений в бю дж ет р еги он а не ум ен ьш и л ся — п о с т уп л ен и я от н ал о га на прибы ль во зро сли . Сальдированный ф ин ан ­ совый п ок а зател ь за девять месяцев работы составил бо ­ л е е 2 3 м л р д , р у б л е й . Это вдвое больш е ито га д евя ти м е с я ц е в п р ош л о г о г о д а . Р о ст при бы л и в п р омы ш ­ л ен н о с т и 1 2 2 п р о ц ен т а , с п р еобл ад ающ ей составл яю ­ щ ей от д ея тел ьн о сти метал- л у р г и ч е с к о й о т р а с л и . У д е л ь н ы й в е с ОАО «НЛМК» в о бщ ем о бъ ем е п р омыш л енн о го п р ои зв о д ­ с т в а о б л а с т и с о с т а в л я е т свыш е 6 0 проц ен тов . Это о б с т о я т е л ь с т в о н е м ож е т н е в сел я ть у в е р е н ­ ность и на б у д ущ е е , но и , вм ест е с т ем , т р еб у ет все больш и х у си л и й для п о дъ е ­ ма др у ги х отраслей — в пер ­ вую о ч ер ед ь п р е д п р и я т и й м аш ин о строи т ел ьн о го к ом ­ п л ек с а . С егодня в его с о ­ став входят 55 предприятий с чи сл енностью заня ты х ра ­ ботников в 2 5 ты сяч ч ел о ­ век . З д е с ь , о дн ак о , т р ев ож ­ ны е т е н д е н ц и и н е п р о сто о б о з н а ч и л и с ь : о н и бы л и в и д ны и р а н е е . П о р я д у объ ективны х причин м аш и ­ н о стр о ен и е страны п о стр а ­ дал о з а годы р еф орм наи - П О С Л Е Д У Е Т . . . бол ее с ер ь е зн о . Но и вывод этой отрасли и з к р и зи с а — с е р ь е з н а я п р о б л е м а , п о ­ ск ол ьк у м аш ин о стр о ени е — не просто вы сок отехноло гич ­ н ая и п о ст о ян н о о б н о в л я е ­ м ая о т р а сл ь , н о , в п ер в ую оч ер едь — обладающ ая к а д ­ рам и вы соч айш ей к в алиф и ­ к ац и и . П о г о н я з а «ры н оч ны м и ц енн о стям и » вы бросила т е х ­ нич еск ую эл и т у страны (да и области ) н а о б оч ин у . Что о з ­ начает разры в естеств енного «воспроизводства» сп еци али ­ стов дл я п р едприя тий м аш и ­ но стро ения ? Т олько одно — у тр а ту с ам и х п р едп р и я тий . Р ечь не только о кат его ­ рии и нж ен ер н о -т е х н и ч е ск и х работник ов , но и к а др а х ра ­ б очи х п р оф есси й . П робл ем а подготовки кадров — это ещ е и пробл ем а оплаты труда вы ­ сок опр оф есси он альн ой рабо ­ ч ей си лы , его тв ердая м оти ­ в ац и я , его п р е с т иж . То есть у з е л , з а в я зы в а ю щ и й с я н а ры нк е тр у д а дл я вы сок о т ех ­ н ол огичны х отраслей Р о сси и и обл а сти , — все т уж е , все с л ож н ей . П р естиж н о ст ь тр у ­ д а т е х , кто собственно и с о ­ зд а ет прибыль лю бого п р ед ­ прия тия , упирается в пробле ­ м у ра зум н о го п ер ер а сп р ед е ­ л ения этой прибыли . Она, по- п р еж н ем у , не в п о л ь зу лю ­ д ей т р у д а . . . У гроза безработицы , утра ­ ты к в алиф ик ац ии , правовая незащ ищ енность — вот этим , за ч а стую , п ол ь зую т ся рабо ­ т о д а тели , тем самым б е зд ум ­ но подры вая о сн ов у бла гоп о ­ л учи я и п р едп р и я ти я , и кол ­ л ек тива . К б гд а речь и д ет об инв ес ­ т и ц и я х в т у и ли и н ую о т ­ р а сль , то они д о лж ны быть в л ож е н ы (и в к л а ды в а т ь с я по стоянн о ) им енн о в ч ел ов е ­ ка тр у д а , а зат ем у ж е в м о ­ д ер н и зац ию , новы е т е хн о л о ­ гии и т .д . Но эта оч евидная и стин а в Р о с си и сегодня о с ­ т а е т с я п о к а « в т о р о с т е п е н ­ н о й » . Вовсе н е сл уч айн о одним и з вопросов пр ош едш его с е ­ м ин ара стало и зу ч ен и е опы ­ та м еж д ун ар о дн ой к ом пании «А д е к к о » , зан я т ой на м иро ­ вом рынке труда , суть усилий к оторой — не в со зд ан и и н а ­ ци он альны х пр оф есси он ал ь ­ ны х кадров в той и ли иной стран е или отр а сли , а оп ера ­ ти в н ая «п ер ебр о ск а » и х , в р ам к а х мирового р а зд ел ени я тр у д а , в те реги оны , где р е ­ ш аю т ся ин т ер есы мирового к а п и т а л а . Д л я р о с с и й с к о й эк он ом и к и — это оч ер едно е зв ен о на п ути утраты эк он о ­ м и ч еск ой , т ехн ол о ги ч е ск ой , т ехн и ч е ск ой н езави сим о сти . Н аш а д е й с т в и т е л ь н о с т ь се го дн я так ов а , что Р о с си я теряет свои х работников . Д е ­ мографически , квалификаци ­ онно , мотиваци онно наш е об ­ щ ество у ж е не способно об ес ­ печить себя полноценным ко ­ личеством рабочих рук и тол ­ ковых голов . Спекулятивный и н е п р о и з в о д я щ и й с е к т о р экон омики (торговля , поср ед ­ ничество , бю рократия , си л о ­ вые и охранны е структуры ) изымаю т потенциальны х ^ а - б о т н и к о в -п р о и з в о д и т ел ей и ум н ож аю т ч и сл о ни ч его н е п р ои зв о дящ и х членов общ е ­ ства. Б о л е з н е н н е е в с е г о э т о т пр оц есс ск а зы в а ется им енн о на о тр а сл я х п р омыш л енн о с ­ ти , гд е , п ом им о ск а занн о го выше, есть трудности и с вып­ латой долгов по зарпл ат е . По о б л а с т и с у м м а р н а я з а д о л ­ ж ен н о ст ь на се го дн я со став ­ ля ет почти 3 2 0 млн . р у бл ей , в том ч и сл е в п р омыш л енн о ­ с т и б о л е е 9 0 м л н . р у б л е й . Н есм отря на то , что этот про ­ ц есс н а х о д и т ся п од п о ст оян ­ ным к он трол ем а дм и ни стр а ­ ц и и и ч и сл о п р е д п р и я т и й - д о л ж н и к о в с о к р а т и л о с ь , объ ем за д олж ен н о сти возрос . П р еж д е всего в ОАО «Л Т сЗ» , ОАО «Л ип ец кий трубный з а ­ в о д » , н а с т а н к о з а в о д е , в «Л итм аш прибор е» и т .д . * * * Выводы осн овн о го д ок л а ­ д а были доп олн ены и к о н к ­ рети зиров аны в вы ступл ени - я х ^ у к о в о д и т е л е й п р едп р и я ­ тии и сп ец и али стов уп р ав л е ­ ний и департам ентов адм ини ­ страции обла сти . В частн о сти , и .о . началь ­ ник а уп р ав л ен и я тр уд а и з а ­ н я т о с т и н а с е л е н и я Алек ­ сандр Горлов обратил внима ­ ни е на с ер ь е зн ую ди сп р оп ор ­ ц ию в у р о в н е зарп л а ты на р я д е отр а сл евы х п р е д п р и я ­ тий . С е го дн я с р е д н ем е с я ч н а я з а р а б о т н а я п л а т а по о б л а с ­ ти с о с т а в л я е т 4 2 5 3 р у б л я , в п р ом ы ш л ен н о с т и — 5 9 1 3 р у б л е й . Н ц есть п р е д п р и я ­ т и я , г д е у р о в е н ь е е е д в а о б е сп еч и в а е т п р ож и т о ч ны й м и н и м ум р а б о т н и к о в , а то и о т бр а сы в а ет з а ч е р т у б е д ­ н о с т и . Г л а в н ейш ей за д а ч е й с е г о д н я я в л я е т с я с р о ц н о е п овы ш ен и е д о л и г а р ан ти р о ­ в а н н о й т а р и ф н о й з а р а б о т ­ ной п л а ты , к о т о р а я в св я зи с р о с т ом п о т р е б и т е л ь с к и х ц ен и с т о им о с т и ж и з н и д о л ­ ж н а п ер и о ди ч е ски п ер есм а т ­ р и в а т ь с я . . . О п р а к т и к е п р о в е д е н и я к онк ур сны х за к у п о к , о сущ е ­ ствляемы х в области , р асска ­ зал а начальник управл ения э к о н о м и к и а д м и н и с т р а ц и и о бл а сти Зинаида Гребен­ щикова, п о д ч ер к н у в , что н е все п р едп р и я ти я р е ги о ­ на прин им аю т заи н т ер е со ­ в а н н о е у ч а с т и е в т а к и х в аж н ейш и х м ероприя тиях , д о б р о в о л ь н о у с т у п а я ры ­ ночн ую ниш у т оваропрои з ­ води телям и з д р у г и х обла ­ ст ей и сп о соб ствуя « у т еч ­ ке» ф и н ан сов з а пр ед елы территории . О сп ец и ф и ч е ск и п о н и ­ м а ем ой до с и х пор «к онк у ­ р ен тн ой борьбе» ср еди т о ­ в а р о п р о и з в о д и т е л е й р а з ­ мыш лял председатель сове ­ та дир ек тор ов ОАО «Елец - гидроагрегат» Виктор Сит­ ников: «Надо не изобретать св ой в е л о с и п е д , к о торы й у ж е вы п у с к а е т с о с е д , — ск а зал он , — а сл ед у ет н а ­ лаж и в а ть п ар тн ер ски е от ­ н ош ени я и расш ирять к о о ­ п еративны е св я зи — вот к ч ем у стоит стр ем ить ся с е ­ г о д н я » . П р о б л е м е в ы в о д а и з к р и з и с а ОАО «ЛТ сЗ» п о ­ святил свое выступление ге ­ неральны й ди р ек т о р Сер­ геи Федоров. Т р а к т о р о ­ с т р о и т е л и , н е с м о т р я н а трудности , им еют н еплохи е п е р с п е к т и в ы с е р ь е з н о г о прорыва к л у чш ем у за счет к он тр ак тны х поставок л и ­ п ецк и х м аш ин в Ирак , Сер­ бию , Б оливию , П ольш у — это прим ерн о 2 1 4 0 тракто ­ р о в . . . С оц енк ой итогов рабо ­ ты промышленности высту­ пили т акж е главный су д еб ­ ный пристав области Вале­ рий Сонин, п р е д с е д а т ел ь с о в е т а д и р е к т о р о в «Л и т - машприбора» Николай Пе­ регудов, п р е зи д ен т ЛТПП Лидия Погудина. П одводя итоги о б с уж д е ­ н и я , зам ести т ель главы а д ­ м и н и стр аци и области Вла­ димир Лаврентьев п о дч ер ­ к н у л , ч то в р ем я т р е б у е т у д ел я т ь все б ольш ее вни ­ м ан и е им енн о соци альн ой со ставл яющ ей в работе н а ­ ш и х п р едп р и я ти и , пробл е ­ м е со х р ан ен и я и во сп и та ­ н и я с п е ц и а л и с т о в . П р и ­ быль н е в о зник а ет сам а по себе — ее со зд аю т лю ди . В этом п р и н ц и п и а л ь н о е о т ­ л ичи е ростовщ ич еского к а ­ питала от промыш л енного . С оциальная ком п он ен та в работе п р едп р и я ти й д о л ж ­ на быть все б ол ее ор и ен ти ­ рована на ч ел ов ек а . Иначе пробл емы б у д ущ е г о (а оно н е д а л е к о ) с т а н у т т р у д н о ­ пр еодолимы . Владимир ПЕТРОВ, редактор отдела экономики «Липецкой газеты».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTMyMDAz